0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему творчество микеланджело называют поэзией борьбы и страсти

«Любую боль, коварство, напасть, гнев, осилим мы, вооружась любовью»: известный живописец и скульптор и неизвестный поэт Микеланджело

Надежная опора вдохновенью

Была дана мне с детства в красоте, –
Для двух искусств мой светоч и зерцало.
Кто мнит не так, – отдался заблужденью:
Лишь ею влёкся взор мой к высоте,
Она резцом и кистью управляла.

Поэзия не стала его призванием, она отвечала его внутреннему влечению, была делом сердца и совести. Он брался за перо в самые трудные минуты своей жизни, чтобы выразить свой образ в слове, когда не мог передать его в камне или рисунке.

Микеланджело на портрете Даниэле да Вольтерра, ок. 1544г

Сам Микеланджело был не очень высокого мнения о своем поэтическом даре. По свидетельству Асканио Кондиви, биографа Микеланджело, Микеланджело «занимался поэзией только для собственного развлечения, воспрещая себе из этого делать профессию, постоянно умаляя свои литературные способности и говоря, что в этой области он невежда». Вазари тоже подтверждал, что Микеланджело не доверял своему поэтическому таланту, думая, что он «не умеет письменно выражать свои мысли».

Сонет Микеланджело с карикатурой

Слава Микеланджело – скульптора и живописца – пробудила интерес современников и к его поэзии. Далеко не все были готовы понять и принять его поэзию, не отвечавшую чопорным вкусам того времени. Обаяние и сила стиха Микеланджело заключаются в его неизменной шероховатости: ведь в работу над словом он перенес свои приемы каменотеса и художника. Микеланджело часто упрекали в этой неотшлифованности стиха, хотя она спасла его от слащавой пустой риторики, наполнявшей поэзию многих современных ему поэтов. Один из них, Франческо Берни, обращаясь к поэтам своего времени, мужественно признал превосходство Микеланджело: «он говорит вещи, а вы говорите слова».

Микеланджело был поэтом мысли, поэтому внешние события его не вдохновляли. Его поэзия наполнена раздумьями о назначении человека, о смысле искусства, о призвании художника и его отношении к несовершенной действительности. Трагические ноты звучали и в ранних произведениях Микеланджело, когда он осознал невозможность воплощения в жизнь своих высоких ренессансных идеалов героизма, величия и красоты, созданных благодаря общению с гуманистами из кружка Лоренцо Великолепного.

В «Академии Медичи» Микеланджело увидел и услышал самого яркого поэта XV века – Полициано, чтение Данте и Петрарки укрепило его привязанность к поэзии. Но крушение свободолюбивых надежд Италии, ставшей объектом борьбы двух сильных соседних государств, реакционное давление католической церкви на гуманистическую культуру эпохи Ренессанса, собственное одиночество – все это привело к нарастанию трагизма в образах Микеланджело. И это скорбное настроение, которое раньше только проскальзывало в его произведениях, теперь стало преобладающим душевным состоянием. Об этом свидетельствует незаконченное стихотворение, написанное в период создания капеллы Медичи:

В плену таком, в таком уныньи

С обманчивой мечтой, с душою под ударом

Божественные образы ваять!

Микеланджело выпал гордый удел – он стал титаном Возрождения, но цена этого взлета была высокой и горькой – одиночество, сопровождавшее его всю жизнь.

Посмертная маска Микеланджело

Художник Асканио Кондиви, который одно время был учеником Микеланджело и в 1553 году написал книгу «Жизнь Микеланджело», основанную на рассказах мастера и своих личных наблюдениях, так объяснил причины этого одиночества: «…Микеланджело посвятил себя смолоду не только скульптуре и живописи, но также и тем областям, которые либо причастны этим искусствам, либо с ними связаны; и делал он это с таким рвением, что одно время чуть ли не вовсе отошел от всякого общения с людьми, ни с кем не встречаясь, разве только с очень немногими. Поэтому иные считали его гордецом, а иные чудаком и сумасбродом, в то время как он не обладал ни тем, ни иным пороком, но (как это случается со многими выдающимися людьми) любовь к мастерству и постоянное упражнение в нем заставляли его искать одиночества, а наслаждался и удовлетворялся он этим мастерством настолько, что компании не только его не радовали, но доставляли ему неудовольствие, поскольку они нарушали ход его размышлений, так как он никогда (как обычно говорил о себе великий Сципион) не был менее одинок, чем находясь в одиночестве».

У Микеланджело не было своей семьи. На назойливые расспросы он отвечал: «Живопись ревнива и не терпит соперниц: она заменяет мне жену и доставляет совершенно достаточно домашних хлопот. Моими детьми будут мои произведения». Всю жизнь он заботился о своем отце и братьях.

Читать еще:  Кто главный герой этой поэзии

Микеланджело был богат (по современным меркам – мультимиллионер), но никогда не тратил на себя много денег и всегда помогал нуждающимся. По свидетельству Кондиви: «Он щедро раздавал не только свои произведения, но часто и деньги, приходя на помощь бедным, трудолюбивым и талантливым писателям и художникам».

В последние годы жизни это одиночество стало особенно мучительным: ушли из жизни его римские друзья Томмазо Кавальери и поэтесса Виттория Колонна, с которой Микеланджело связывали 10 лет прекрасной платонической любви.

Микеланджело и Виттория Колонна

1555 год тоже принес тяжелые утраты – умерли последний из его братьев и преданный слуга. Вазари вспоминал: «Дожив до 81 года, Микеланджело чувствовал себя одряхлевшим. Только о смерти он и думал». Ожидание близкой смерти звучит в последнем сонете Микеланджело:

Средь бурных волн и в горестных блужданьях

Закончен круг земного бытия.

Мой челн пристал и скоро должен я

Поведать о моих земных деяньях.

Когда-то я в пылу моих влечений

Искусство, как кумир, боготворил,

Но вижу ныне, что во мраке жил

И мучился тщетой людских волнений.

Горенье творчества в душе остыло,

Я двух смертей предчувствую приход.

Одна близка, другая наступает.

Резец и кисти стали мне постылы.

Небесная любовь к себе влечет

И длани благостные простирает.

Этот последний сонет принято считать доказательством того, что к концу своих дней Микеланджело пришел к христианскому благочестию, чему во многом способствовала его дружба с Витторией Колонна, славившейся своей набожностью.

Микеланджело сам собрал свои сонеты и мадригалы воедино, вполне возможно, он предполагал издать их. Некоторые мадригалы Микеланджело уже при его жизни были положены на музыку и пользовались популярностью. До наших дней сохранились более 300 поэтических произведений мастера. Изданы они были впервые только спустя столетие, в 1623 году, внучатым племянником Микеланджело, но остались почти незамеченными из-за того, что издатель подверг стихи такой переработке, что они утратили свой обаяние и своеобразие.

Его чистая и суровая поэзия была «открыта» только в XIX веке. Микеланджело будет что сказать потомкам в любом столетии из-за сложности однозначно воспринимать его произведения. Ведь он сам однажды сказал, что создает свои произведения для тех, кто будет жить через тысячу лет после него.

Прожив долгую творческую жизнь высочайших достижений и горьких разочарований, он создал формулу успеха, которую передал нам:

«Любую боль, коварство, напасть, гнев

Осилим мы, вооружась любовью»…

Творческие страдания и платоническая любовь Микеланджело Буонарроти: Несколько увлекательных страниц из жизни гения

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Воплощая в жизнь творческие проекты, мастер мог годами находиться в каменоломнях, где выбирал подходящие глыбы мрамора и прокладывал дороги для их перевозки. Микеланджело пытался сделать все собственноручно, он был и инженером, и чернорабочим, и каменотесом.

Жизненный путь великого Буонарроти был полон удивительных трудовых подвигов, которые он совершал, скорбя и страдая, словно бы не по своей воле, а вынуждаемый своим гением. И отличаясь резким и чрезвычайно сильным характером, он имел волю тверже самого гранита.

Детство Мике

В марте 1475 года в семье бедного дворянина родился второй сын из пяти мальчиков. Когда Мике было 6 лет, его мать, измученная частыми беременностями, умерла. И эта трагедия оставила неизгладимый след на психологическом состоянии мальчугана, чем и объяснялась его замкнутость, раздражительность и нелюдимость.

Читать еще:  Какое направление русской поэзии продолжает твардовский

Отец Мике не долго горевал по своей супруге и, женившись снова, отдал сына на воспитание в приемную семью кормилицы, которая вскармливала Мике в младенчестве. Ее муж был каменотесом, и первые навыки в ваянии будущий гений получил именно от приемного отца.

Становление юного художника

Достигнув 13-летнего возраста, Мике заявил родному отцу, который хотел дать сыну достойное финансовое образование, что намерен обучаться художественному ремеслу.
И тому ничего не оставалось, как отправить сына на обучение к мастеру Доменико Гирлaндайо.

По истечению года Микеланджело поступает в художественное училище, где его сразу заметил Лоренцо Медичи, правитель Флоренции, который и взял под свое покровительство юного художника: поселил у себя в доме, обеспечивал дорогими заказами и ввел в неоплатонический кружок философов и литераторов.

Уже в 1490 году стали поговаривать об исключительном даровании совсем еще юного Микеланджело Буонарроти, а было ему в то время всего лишь 15 лет. А через два года на счету начинающего скульптора уже были мраморные рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».

Трагедия творчества гениального мастера

Практически весь свой творческий потенциал Микеланджело положил на сложнейшие и трудоемкие заказы Римских пап, правящих в то время: девять из тринадцати приглашали гениального творца для оформления храмов Рима и Ватикана.

Трагедия мастера заключалась в том, что ему, гениальному скульптору, потрясающе чувствовавшему природу мрамора, приходилось подчиняться прихотям покровителей-пап и заниматься живописью, архитектурой, бронзовым литьем и созданием фресок. Поэтому множество грандиозных планов и идей он так и не смог воплотить в жизнь.

Статуи Микеланджело, как титаны, хранящие свою каменную природу, всегда отличались монолитностью и вместе с тем изяществом. Сам же скульптор утверждал, что «хороша та скульптура, которую можно скатить с горы и у нее не отколется ни одна часть».

Единственный шедевр гения с его автографом

В 1499 году 24-летний художник изваял из глыбы розового мрамора композицию «Пьета», после чего о нем заговорили как о гениальном мастере Италии. На этом шедевре в первый и последний раз Буонарроти оставил свой автограф. Он высек на нагрудной ленте Мадонны, держащей на своих коленях умершего Иисуса, надпись, которая гласила: «МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ ФЛОРЕНТИЕЦ ИСПОЛНИЛ».

Эту подпись он сделал в порыве гнева на посетителей храма, которые приписали его творение другому скульптору. А немногим позже мастер раскаялся в своем приступе гордыни и больше никогда не подписал ни одну из своих работ.

4-летний каторжный труд над фресками Сикстинской капеллы

В 33 года Микеланджело начнет свой титанический труд над величайшим достижением в области живописи — фресками Сикстинской капеллы. Роспись общей площадью в 600 квадратных метров была взята из сюжетов Ветхого Завета: от момента Сотворения мира до Всемирного Потопа.

Изначально было запланировано написать только образы 12 Апостолов, но проект настолько сильно вдохновил мастера, что он посвятил ему четыре года жизни.
Вначале работ живописец работал еще с двумя художниками и сотней чернорабочих, но потом в приступе гнева разогнал всех подручных и остался один.

Работа над этой росписью была для художника изнурительной и сложной. Даже леса ему приходилось мастерить самому. И лежа на них изо дня в день на протяжении четырех лет, он расписывал потолок Сикстинской капеллы в одиночку.

По окончании работ мастер практически ослеп от того, что ядовитая краска при работе постоянно капала в его глаза, а ее испарения полностью подорвали здоровье великого мастера.

«После четырех замученных лет, сделав более чем 400 фигур в натуральную величину, я чувствовал себя настолько старым и уставшим. Мне было только 37, а все друзья уже не узнавали старика, которым я стал» .

Читать еще:  Какие факторы обусловили появление рыцарской поэзии

Личная жизнь художника, окутанная тайнами и домыслами.

Вокруг личной жизни знаменитого скульптора всегда ходило множество слухов.
Биографы констатировали, что ввиду того что Микеланджело был лишен материнской любви, у него не складывались отношения с женщинами.

Зато ему приписывали различные близкие отношения со своими натурщиками. В подтверждение версии о гомосексуализме Микеланджело говорил лишь тот факт, что он никогда не был женат. Сам же он объяснял это следующим образом: «Искусство ревниво, – говорил Микеланжело, – и требует всего человека. Я имею супругу, которой весь принадлежу, и мои дети – это мои произведения».

Некоторые исследователи считали, что Микеланджело вообще избегал физического секса будь то с женщинами или с мужчинами. Иные же считали его бисексуалом. Однако, как художник он предпочитал мужскую наготу женской, а в его любовных сонетах, посвященных преимущественно мужчинам, явно присутствуют гомоэротические мотивы.

Первые упоминания романтического характера появятся лишь тогда, когда Микеланджело будет уже за пятьдесят. Познакомившись с молодым человеком по имени Томмасо де’Кавалиери, мастер посвящает ему многочисленные любовные поэмы. Но этот факт не является достоверным свидетельством их интимной связи, так как разглашать об этом на весь мир посредством любовной поэзии было опасно по тем временам даже для Микеланджело, который в молодости дважды подвергался гомосексуальному шантажу и научился осторожности.

Но одно достоверно точно, что этих двух людей связывала глубокая дружба и духовная близость до самой смерти мастера. Именно Томассо до последнего вздоха сидел у постели умирающего друга.

Когда художнику было уже под 60 судьба его свела с талантливой поэтессой по имени Виттория Колонна, внучкой герцога Урбанского и вдовой знаменитого полководца маркиза Пескаро. Лишь эта 47-летняя женщина, отличающаяся сильным мужским характером и обладающая необыкновенным умом и врожденным тактом, смогла понять в полной мере душевное состояние одинокого гения.

На протяжении десяти лет до самой ее смерти они постоянно общались, обменивались стихами, вели переписку, которая стала настоящим памятником исторической эпохи.

Известно, что отношения Микеланджело и Виттории носили лишь характер платонической любви. Оставаясь преданной погибшему мужу, маркиза испытывала к художнику лишь теплые дружеские чувства. Существуют то ли свидетельства, то ли слухи, что он несколько раз делал ей предложение. Но она оставалась верной памяти своего погибшего мужа и непоколебимой по отношению к новому браку.

Ее смерть явилась тяжелой утратой для художника, который до конца своих дней жалел, что поцеловал лишь руку прекрасной возлюбленной, а ему так хотелось поцеловать её в уста, но он «не смел осквернить своим смрадным прикосновением её прекрасные и свежие черты».

Он посвятил посмертный сонет любимой женщине, который стал последним в его поэтическом творчестве.

Смерть гения

Умер гениальный художник в 89-летнем возрасте в Риме. Предчувствуя свой конец, он сжег наброски, рисунки и недописанные поэтические творения. После чего решил окончить начатую скульптурную работу в одной из церквей Рима — вдохнуть жизнь в статую Мадонны, чтобы таким образом завершить земные дела. Но во время работы мастер потерял сознание и, очнувшись лишь на утро следующего дня, еле добрался до своего дома.

Умирая, продиктовал краткое завещание, как и в жизни, он не любил многословия. «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным» .Тело его погребено в церкви Санта-Кроче во Флоренции.

Микеланджело еще при жизни был почитаем поклонниками и наслаждался огромной популярностью, чего не имели многие его коллеги.

Так, венец творчества гениального мастера Возрождения — величественная статуя «Давида» , перевоплощенная из 5-метровой глыбы испорченного мрамора в шедевр, прославила его на весь мир и до сих пор считается одним из самых известных и совершенных произведений искусства.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector