5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему тютчева называют ночной душой русской поэзии

Ночная лирика Ф.И.Тютчева. Опыт литературоведческого исследования

КУСОВА ДАРЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

Краснодарский край, г. Сочи

МОБУ Гимназия №15 им. Н.Н.Белоусова, 8 класс

Ночная лирика Ф.И.Тютчева

Научный руководитель: Гогилова Ольга Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ Гимназия №15 им. Н.Н.Белоусова

Моя работа называется « Ночная лирика Ф.И.Тютчева ». Я выбрал а эту тему, потому что Ф едор И ванович Тютчев является ярким представителем русской литературы XIX века и произвёл на меня сильное впечатление, особенно его стихи, посвящённые теме ночи. Эта тема актуальна уже потому, что это составляющая часть творчества поэта, который является ярким представителем русской литературы X I X века.

Цель исследования – раскрыть понимание Тютчевым образа ночи, выяснить, какое место занимает эта тема в его творчестве.

Задачи исследования:

проследить развитие темы ночи в русской поэзии;

определить место образа ночи в поэтическом представлении Ф. И. Тютчева;

исследовать особенности раскрытия темы ночи в творчестве поэта.

Структура работы определена поставленными задачами: от истоков образа ночи в русской поэзии к неповторимому восприятию этой темы Ф. И. Тютчевым.

Вначале я обратилась к вопросу «Развитие темы ночи в русской поэзии». Выяснила, что образ ночи и побуждаемые ею ночные мысли и чувства нашли отражение в творчестве многих русских поэтов.

Далее я попыталась определить, какой видел ночь Ф. И. Тютчев, ведь именно о нём сложилось представление как о «самой ночной душе русской поэзии». Ночь – это центральный символ поэзии Ф.И. Тютчева, сосредоточивший в себе разъединенные уровни бытия, мира и человека.

Анализируя стихотворения поэта «Святая ночь на небосклон взошла…», «Как хорошо ты, о море ночное» и другие произведения, выяснила, что ночь в стихотворениях Тютчева восходит к античной греческой традиции. Она дочь Хаоса, породившая День и Эфир. Ночь предстает в лирике Тютчева в индивидуально – неповторимом стилевом преломлении.

Выясняя особенности восприятия темы ночи в творчестве Ф. И. Тютчева, обратила внимание на то, что мотив ночи является сквозным практически для большей части лирики Тютчева.

С целью более точного и полного раскрытия содержания работы были использованы различные критические источники, написанные в разное время, публикации в периодических и методических изданиях, монографии.

Материалом исследования являются поэтические тексты, взятые из сборника “Лирика Ф.И.Тютчева”.

Основное содержание работы состоит из введения, двух глав и заключения.

Блаженно-мрачный образ ночи отнюдь не является определяющей характеристикой стиля поэта. «Цветущий мир природы» улыбается Тютчеву, вызывает «избыток упоенья», когда глаз поэта видит «на всем улыбку, жизнь во всем», как «сияет солнце, воды блещут»… Все, что его окружает в природе, он любит, душа лирического героя трепещет от радости. Но больше всего из того, что природа подарила человеку, ему ближе ночь. В этом и заключается уникальность лирики поэта.

. “Тютчев — поэт ночных откровений, поэт небесных и душевных бездн. Он как бы шепчется с тенями ночи, ловит их смутную жизнь и передает ее без всяких символов, без всякой романтики, в тихих, трепетных словах… ”, — писал А.Л. Волынский в статье “О Тютчеве” [7, 124]. .. Душа человека стремится к неизведанному, непознанному, ищет ответа на бесконечные вопросы о тайнах мироздания и надеется найти его там, в вышине, в бесконечном хаосе ночи.

Ночная лирика Ф.И. Тютчева традиционно-романтическая и вместе с тем философская. Ночь грандиозна, величественна и трагедийна, как и сама поэзия Тютчева. Трагический характер проявляется в том, что она оставляет человека наедине с самим собой и загадками мироздания, отбрасывает те покровы, за которыми скрываются от человека бездны:

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами-

Вот отчего нам ночь страшна!

Главная мысль ночной лирики – мысль о родстве открывающейся ночью души природы и души человека. Внешний мир – лишь виденье, истинное же бытие — ночное. Именно ночью человек переживает минуты истинного самопознания. Душа настолько отделяется от материального мира, что все светлое, живое чудится сном, и человек осознает истинное родство своей души с космической бездной.

Ночь – время хаоса, ужаса и творчества. Ночь – время поэзии:

На месяц взглянь: весь день, как облак тощий,

Он в небесах едва не изнемог, —

Настала ночь – и, светозарный бог,

Сияет он над усыпленной рощей!

Творчество настигает человека независимо от его воли, независимо от адреса его пребываия.

Тютчева привлекают трагические состояния мира. Вполне реальная зарисовка природы неожиданно превращается в философскую картину.

Сумрак связывается с психологическим состоянием грусти, что поддержано непосредственным восклицанием:

Какие грустные места!

Однако неожиданно последние два стиха переводят пейзаж в философский план:

Ночь хмурая, как зверь стоокий,

Глядит из каждого куста.

Речь идет не просто о наступлении ночи, но о формах вечности, о пугающем мраке, о трагической встрече человека лицом к лицу с истиной. Предчувствие такой встречи тревожит человека.

В стихотворении «Тени сизые смесились…» Ф.И. Тютчев говорит о единстве лирического героя с миром:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул –

Час тоски невыразимой.

Всё во мне, и я во всём.

. Ощущение своего физического слияния с миром («Всё во мне, и я во всём») ещё не означает подобного слияния и растворения в покое для мира духовного, исполненного “тоски невыразимой”. Этого духовного покоя и жаждет лирический герой.

Душа человека раскрывается навстречу миру, исчезают преграды, существовавшие ранее между ним и природой, между его душой и Вселенной. Его «Я» становится частью этого мира, частицей космоса.

В стихотворении «Тени сизые смесились…» поэт выразил чувство растворения личного сознания лирического героя во «всемирной жизни».

«Дремлющий мир» — это одновременно и сон, и реальность, так как именно сон выявляет скрытые мысли.

Стихия сна уносит человека в беспредельность, она помогает заглянуть в бездонные тайны космической жизни.

Поэт говорит о мире «ночной души», а для нас это рассказ о нашем внутреннем мире. В ночной природе Тютчева все полно загадок: «и звездный сон», и восклицания некой «дальней музыки», и больше всего «чудный еженощный гул». Окружённый безднами и стихиями, человек «как сирота». Но в этом ночном космическом одиночестве и дано человеку познать мир и самого себя:

…И, как виденье, внешний мир ушёл…

И человек, как сирота бездомный,

Стоит теперь, и немощен и гол,

Лицом к лицу пред пропастию тёмной.

И в чуждом, неразгаданном, ночном

Он узнаёт наследье родовое.

Любое лирическое стихотворение каждый прочитает по-своему… Я думаю, что именно такие стихи помогают человеку почувствовать себя частицей природы или даже Вселенной.

Человек жаждет раствориться в природе, слиться с нею, стать её частью.

Тютчев видит в ночи не только «мрак», «хаос», «темноту», «тьму», «сон», но и нечто высшее, нечто божественное, святое. Примечательно, что при всём мрачном колорите в трактовке ночной темы ночь для Тютчева – «святая» («Святая ночь на небосклон взошла…»).

Природа неотделима от человека и призвана помочь раскрыть человеческие тайны.

Произведения Федора Ивановича, посвященные природе, — в большинстве случаев представляют собой признание в любви к ней. Поэту кажется несказанным наслаждением иметь возможность наблюдать за различными ее проявлениями.

душа поэта – «жилица двух миров», её день –«болезненный и страстный», её сон – «пророчески – неясный, как откровение духов…». Жизнь сердца протекает днём. Душа оживает ночью, освобождённая сном от земного плена.

Созерцая «бездну», неподвижный человек как бы тянется к ней, «он с беспредельным жаждет слиться» и пугается этого слияния.

В стихотворении «Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный…» создана чудесная картина борьбы дневных и ночных стихий.

Автор любуется, восхищается цветущей весенней природой, воспевает её гармонию:

Как сладко дремлет сад темно-зеленый,

Объятый негой ночи голубой,

Сквозь яблони, цветами убеленной,

Как сладко светит месяц золотой.

Среди стихотворений Ф. И.Тютчева у меня есть самое любимое — «Ночное небо так угрюмо… ». Произведение было создано 18 августа 1 865 года по дороге из Овстуга в Дятьково.

Торжественно, неторопливо рисует поэт картину ночи перед грозой:

Ночное небо так угрюмо,

Заволокло со всех сторон.

Стихотворение пронизано чувством неизбежности грозовых раскатов. Яркие всполохи озаряют небо, раскатистый грохот становится все сильнее и страшнее:

Одни зарницы огневые,

Как демоны глухонемые,

Ведут беседу меж собой.

Ф. И.Тютчев зримо рисует нарастание зловещей картины. Сначала все тихо, так тихо бывает только перед грозой, вот появляются зарницы, напряжение в воздухе возрастает. Исчезает чувство реальности происходящего, мир кажется охваченным злыми, всесильными духами, сквозь рокочущие раскаты, кажется слышно,

Как демоны глухонемые,

Ведут беседу меж собой.

Они как будто совещаются, куда направить смертоносную молнию. И вдруг удар. На мгновение все освещается (« И быстро выступят из мраку поля и дальние леса»). И снова « чуткая темнота». Наверху вынесли решение о возмездии и воплотили его в жизнь. Тютчев видит грозу некой стихией, перед которой человек совершенно бессилен и одинок.

Читать еще:  Почему пушкина называют солнцем русской поэзии а лермонтова луной

Слова «мрак», «ночное», повторы слов «темнота», «потемнело» нагнетают ощущение беззащитности человека, его бессилия перед всевышними силами.

В своих произведениях Тютчев всегда использует вселенские размеры. Вот и в этом стихотворении заключительные строки

Как бы таинственное дело

Решалось там – на высоте…

говорят нам о том, что поэт верил в высшую силу, ее безграничную власть над нами. Мне кажется, он хотел предостеречь всех людей, что злые дела навлекут на них справедливое возмездие. Это стихотворение произвело на меня большое впечатление своим глубоким философским смыслом.

Произведение «Как хорошо ты, о море ночное…» посвящено памяти Елены Александровны Денисьевой — возлюбленной Тютчева, скончавшейся в августе 1864-го от туберкулеза. Смерть обожаемой женщины, роман с которой длился на протяжении четырнадцати лет, поэт переживал крайне тяжело.. По мнению некоторых литературоведов, именно посвящением Елене Александровне объясняется обращение лирического героя к морю на «ты» в первом четверостишии. Известный факт — поэт сравнивал любимую женщину с морской волной.

Как хорошо ты, о море ночное, —

Здесь лучезарно, там сизо-темно.

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно.

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром.

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Весь, как во сне, я потерян стою —

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою.

Лирический герой мечтает слиться с природой, полностью погрузиться в нее.

Ф. И. Тютчев видел ночь так, как не видел её ни один другой поэт.

Только во сне душа человека способна погрузиться в тайны “миров иных”. Сон раскрепощает все скованные днем силы души, не столько светлые, сколько темные. Именно эти силы ассоциируются у Тютчева с хаосом, бездной, они вызывают страх, потому что обладают разрушительной энергией, несут угрозу свету и гармонии. Душа человека стремится к неизведанному, непознанному, ищет ответа на бесконечные вопросы о тайнах мироздания и надеется найти его там, в вышине, в бесконечном хаосе ночи.
Хочется, чтобы даже во тьме, мраке мы увидели тютчевский свет, который бы согрел наши души. Именно этим и объясняется выбор темы – «Ночная лирика Ф.И.Тютчева».

С ЛИТЕРАТУРОЙ Задание 1.Выпишите из приведённых стихотворений те образы, которые
характеризуют день и ночь. Что и почему, по мысли Тютчева, выражает сущность мироздания-день или ночь? Почему Тютчева называют «ночной душой» русской поэзии?

Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь — и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.

То глас ее; он нудит нас и просит…
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины,-
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены. (1830)

Святая ночь на небосклон взошла,

И день отрадный, день любезный
Как золотой покров она свила,
Покров, накинутый над бездной.
И, как виденье, внешний мир ушел…
И человек, как сирота бездомный,

Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной.
На самого себя покинут он —
Упразднен ум, и мысль осиротела —
В душе своей, как в бездне, погружен,
И нет извне опоры, ни предела…
И чудится давно минувшим сном
Ему теперь все светлое, живое…
И в чуждом, неразгаданном, ночном
Он узнает наследье родовое. (1850)

День и ночь
На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканный
Высокой волею богов.
День — сей блистательный покров
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна! (1839)

Задание 2. Каково место человека в системе тютчевского мироздания? При работе над ответом помните, что для поэта сущность человека-его душа.

Задание 3. Схематично отразите отношения между понятиями «день», «ночь», «вечное», «бренное», «предельное», «беспредельное», «душа», «слово», «мысль», «гармония», «хаос», «разум», «сердце». За основу возьмите антитезу «день-ночь». Какие из понятий вы поместите под словом «день», а какие — под словом «ночь»? Где, на ваш взгляд, место души, «жилицы» двух миров»?

Задание 4. Найдите в главе учебника «Тютчев и восемнадцатый век: фрагмент как жанр» определение жанра стихотворного фрагмента. Объясните на примере одного-двух стихотворений Тютчева особенности этого жанра в творчестве поэта.

Задание 5*Исследовательского характера.

Поэт –футурист, изобретатель новых слов В. В. Хлебников написал короткое стихотворение: «О, достоевскиймо бегущей туч! О, пушкиноты млеющего полдня! / Ночь смотрится, как Тютчев, /Безмерное замирным полня» (1908-1909)

Почему Тютчев поставлен в один ряд с Достоевским и Пушкиным?

Прокомментируйте хлебниковскую характеристику Тютчева.

Почему ключевым образом мира Тютчева становится для Хлебникова ночь?

Ответы 6

я бы но мне просто нужны , сам не могу найти ответ на этот вопрос

прости я не знаю

что если бы кошка не пригласила бы всех на новоселье?

что бы произошло если кошка пустила котят?

как ты считаешь правильно ли поступили котята?

как ты оцениваешь поступок кошки?

Это знаменитое стихотворение А.А. Блока истолковывалось и анализировалось много раз; выявлены его общий смысл и место в творческой эволюции автора, описана образная система. Ключ к пониманию произведения «вручил» исследователям сам поэт в статье «О современном состоянии русского символизма» (1910). «Незнакомка» обозначает негативный период «антитезы» в русском символизме, когда символисты, в период «тезисы» утверждавшие высшие эстетические (духовные) ценности бытия, не удержались и отступили от предназначения теургов, посредством слова преображающих мир, и поддались соблазну эстетизации преходящего и ограниченного — себя и собственной жизни. На языке символов стадия «антитезы», противостоящая стадии «тезы», описывается так: «Как бы ревнуя одинокого теурга к Заревой ясности, некто внезапно пересекает золотую нить зацветающих чудес; лезвие меча меркнет и перестает чувствоваться в сердце. Миры, которые были пронизаны его золотым светом, теряют пурпурный оттенок ». Это стадия антитезы, утраты художником высшей цели служения; он горделиво возжелал превратить собственную жизнь в искусство и прибегнул к демонов. Но, когда художник «наконец, при заклинаний, добывает искомое — себе самому на диво и на потеху», это «искомое» оказывается «красавицей куклой». «Прекрасная Дама» блоковской лирики первого периода — воплощение Мировой Души — Софии, гностическая «Дева Радужных Ворот» — подменяется ее опрокинутым, полутравестийным, демоническим двойником: «Если бы я написал картину, я бы изобразил переживания этого момента так: в лиловом сумраке необъятного мира качается огромный белый катафалк, а на нем лежит мертвая кукла с лицом, смутно напоминающим то, которое сквозило среди небесных роз». «Падение» поэта приводит к появлению Незнакомки: «Итак, свершилось: мой собственный волшебный мир стал ареной моих личных действий, моим “анатомическим театром”, или балаганом, где сам я играю роль наряду с моими изумительными куклами . Иначе говоря, я уже сделал собственную жизнь искусством (тенденция, проходящая очень ярко через все европейское декадентство). Жизнь стала искусством, я произвел заклинания, и передо мною возникло наконец-то то, что я (лично) называю “Незнакомкой”: красавица кукла, синий призрак, земное чудо.

Это венец — антитезы.

Незнакомка. Это вовсе не дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это — дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено». (выделено Блоком.)

Анализ стихотворения «День и ночь» (Ф.И. Тютчев)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 01.08.2020 · Обновлено 01.08.2020

Федора Ивановича Тютчева заслуженно называют «ночной душой русской поэзии». Все его произведения направлены на познавание глубинных тайн природы и человеческой души, поэт стремится ко всему неопознанному и таинственному и поднимает важные философские вопросы в своих творениях. Все эти особенности его творчества нашли свое отражение в стихотворении «День и ночь».

История создания

Стихотворение было написано в 1839 году, после чего его опубликовали в журнале «Современник». Оно является достойным памятником философской лирики в русской литературе. Когда поэт написал его, он уже не был новичком в мире литературы. Однако он никогда не считал ее своим основным призванием и занятием, поэтому не стремился к славе и признанию. О его творчестве знали немногие, а он и не горел желанием его печатать. Основной его деятельностью по-прежнему была политика: он служил дипломатом и занимал важные государственные посты.

В 1839 году в жизни Тютчева состоялось важное событие: он женился на Эрнестине Дернберг, вдове немецкого дипломата. С этой женщиной поэт познакомился, когда был еще женат, но в 1838 году он внезапно овдовел: его супруга пережила кораблекрушение, ее здоровье не выдержало удара. Скорую женитьбу после кончины супруги многие исследователи биографии Тютчева объясняют тем, что он имел романтическую связь с Эрнестиной, будучи женатым мужчиной.

Читать еще:  Поэзия фета как поэзия чистого искусства

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение «День и ночь» — это философская лирика. Направление творчества Тютчева — «чистое искусство». В стихотворении есть множество природных образов, а лирический герой ищет единения с природой и пытается понять её. Автор не затрагивает злободневных проблем и тем.

Размер стихотворения «День и ночь» — четырехстопный ямб. Рифмовка — перекрёстная.

Композиция

Стихотворение «День и ночь» не делится на четверостишия, однако оно разделено на две смысловые части, его композиция строится на противопоставлении дня и ночи.

  1. В первой части описан день, который поэт называет «златотканным» и «другом человеков и богов».
  2. Во второй же части изображена ночь, приносящая с собой страхи и мглу. Обе эти части контрастируют друг с другом и создают необычную композицию в произведении.

Образы и символы

Образ дня — один из важнейших в стихотворении, поэт изображает его божественным и словно сотканным из золота:

«Покров наброшен златотканый. Высокой волею богов»

День приносит с собой гармонию и исцеление, что делает его другом и для человека, и для богов

Образ ночи противопоставлен образу дня, своим приходом она отбрасывает с мира «ткань благодатную покрова», в дневное время прикрывающую бездну, в которой водятся человеческие страхи и мгла. Ночь приносит с собой тревогу и ужас, ведь она стирает преграды между человеком и таинственным неопознанным миром. «Вот отчего нам ночь страшна!» — заключает поэт в конце стихотворения.

Лирический герой размышляет над природой дня и ночи, изображая человека слабым и маленьким на фоне громады окружающего мира. «И бездна нам обнажена» — масштаб мира пугает человека, заставляет его чувствовать себя беспомощным перед лицом стихий. Стараясь помочь слабому жителю Земли, боги устроили так, что днем люди не видят угрожающей бездны. Это говорит нам о мудром порядке вещей и о доброте богов.

Темы, проблемы и настроение

Тематика стихотворения «День и ночь» представлена в формате списка:

  1. Основная тема стихотворения «День и ночь» – противостояние дня и ночи. Поэт подчеркивает границу между светом и мглой, роли которых отличаются друг от друга и по-разному влияют как на мир, так и на человека. Если день исцеляет и направляет, то ночь открывает бездонные глубины неба, навевают страх и тоску.
  2. Еще одна тема стихотворения — божественная воля и тайна мироздания. Автор подтверждает концепцию о божественном происхождении мира и трактует поступки сверхъестественных сил. По его мнению, день является покрывалом, то есть защитным покровом для людей и всего живого, значит, боги хотят оберегать нас.
  3. Толкование явлений природы — сквозной мотив в произведениях Тютчева. В данном произведении автор пытается разгадать еще одну тайну Природы-Сфинкса.
  4. У стихотворения таинственное и спокойное настроение, свойственное лирике Тютчева, оно настраивает читателя на размышления о мироздании.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «День и ночь» заключается в том, что и у мира, и у человека есть темные и светлые стороны. Все они важны и должны гармонично сосуществовать друг с другом. День представляет собой ту часть души человека, которая стремится к радости и гармонии, ночь же является таинственным уголком, скрывающим все потаенные страхи и ужасы человеческого сердца. Именно поэтому люди так боятся ночи, ведь она обнажает всё скрытое и нежеланное, но при этом и несёт с собой правду, которая часто бывает неприятной.

Смысл стихотворения «День и ночь» можно трактовать и по-другому: ночь символизирует те тайны мироздания, которые человеку не суждено постичь. Покров в виде дня — это дар милосердия со стороны Богов, ведь они понимают, как человек боится неизвестности и своего одиночества в большом мире, полном загадок. Так поэт показал мудрость и великодушие законов мироздания.

Средства художественной выразительности

Тропы в стихотворении «День и ночь» перечислены в списке:

  1. Эпитеты: «покров златотканый», « высокая воля», «душа болящая», «ткань благодатная», «мир роковой».
  2. Олицетворение: встречается в 9-12 строках, где ночь «срывает» и «отбрасывает прочь» благодатный покров дня.
  3. Инверсия: «земнородных оживленье», «души болящей исцеленье».
  4. В стихотворении встречается аллитерация «л», придающая ему приятное звучание в 5-7 строке. В строках про ночь часто повторяется «р», подчеркивающая резкость и даже хаос этого времени.
  5. Архаизмы делают лексику стихотворения более интересной и высокой: «земнородный», «сей», меж ей и нами».

Тени сизые смесились Тютчев

Особенности лирики Тютчева

Ф. И. Тютчев, родившийся в 1803 году и заставший расцвет романтизма, сам стал одним из ярчайших его представителей. Примечательно то, что поэт никогда не видел себя в качестве профессионального деятеля искусства, куда больше его занимала карьера дипломата. Именно по этой причине творчество лирика не было подвержено модным веяниям, он не следовал каким-либо канонам. Его стихотворения способны передать истинное внутреннее состояние, размышления в них глубоки, а чувства искренни.

Пейзажную лирику Тютчева можно считать самой выдающейся частью его творческого наследия. В своих стихотворениях поэт размышляет над смыслом человеческого существования как части природы. Произведениям свойственна краткость и поразительная емкость. Поэту удается точно описать самые противоречивые и самые тонкие чувства, заставить читателя полностью окунуться в них, безошибочно понять тот посыл, который оставил автор.

Федору Ивановичу за свою жизнь довелось узнать многих людей, жить в разных странах, что, несомненно, еще больше расширило кругозор поэта. Вернувшись на родину, он продолжил творить, но его лирика все чаще носила политический характер. В этом не было ничего удивительного, ведь Тютчева волновала судьба страны, ее имидж на международной арене, а также внутренние проблемы. Одновременно поэт занимался активной публицистической деятельностью.

Возможно, именно дипломатическая работа помогла Тютчеву развить удивительную лаконичность. Он не только мог одним четверостишием выразить ясную, глубокую и законченную мысль, но и использовал настолько емкие эпитеты и метафоры, что любое созданное автором стихотворение приобретало собственную эмоциональную окраску.

История написания стихотворения

На создание стихотворения в некоторой мере повлияла трагедия, случившаяся с поэтом в 1835 году. Семья Тютчевых попала в кораблекрушение. Несмотря на то, что всем членам семьи чудом удалось выжить, это событие подорвало здоровье Элеоноры, жены поэта. Она месяцами не вставала с постели, не желала ни с кем общаться. Отчаявшийся Федор Иванович, который всеми силами пытался вернуть свою возлюбленную к полноценной жизни, днем еще мог отвлечься от мрачных мыслей благодаря работе, но когда на землю спускался сумрак, ему становилось все тяжелее продолжать надеяться и переносить то, в каком состоянии находится супруга.

Ночной мрак стирал все дневные заботы, размывал краски, ночью он мог острее чувствовать все то, что действительно волновало его разум, терзало душу. Именно поэтому поэт так часто в своих стихотворениях размышляет о ночи, приписывает ей человеческие качества.

В мае 1836 года Тютчев отослал стихотворение «Тени сизые смесились…» князю Григорию Ивановичу Гагарину, своему коллеге по поэтическому и дипломатическому цеху. Опубликовано оно было лишь спустя сорок с лишним лет в журнале «Русский архив», а также в сборнике «Новонайденные стихотворения Ф. И. Тютчева». Тогда произведение носило название «Сумерки».

Это стихотворение очень полюбилось Льву Николаевичу Толстому. А. Б. Гольденвейзер вспоминает разговор с Толстым. По его словам, писатель считал, что невозможно описать, насколько велики достоинства этого стихотворения. Он был счастлив, что нашел истинное произведение искусства, декламировал его почти шепотом, а в глазах его стояли слезы. Столь велико было впечатление, которое стих произвел на писателя.

Особенности стихотворения:

жанр — философская пейзажная лирика;

стиль — романтический;

размер — четырехстопный хорей;

рифма перекрестная (abab).

Особенности философии Тютчева

В первой строфе стихотворения весь окружающий мир погружается в сумеречный мрак. Яркие краски дня блекнут и сменяются мистическим вечерним сумраком, звуки активной дневной жизни затихают, а на смену им приходят ночная тишина и спокойствие. Вместе с дневным светом уходит ясность и определенность, лирический герой погружается в почти незримый мир, чьи очертания уже лишены четкости. Время будто замирает, всюду воцаряется неопределенность и тишина, нарушаемая лишь звуком полета мотылька.

Один только эпитет «сизый» уже задает тон всему стихотворению. Сизый — это цвет, которому сложно дать четкое определение. В. Даль описывает его так: «черный с просинью и белесоватым, голубоватым отливом, серо-синий с голубой игрою». Благодаря одному этому слову читателю становится понятно на интуитивном уровне, что чувствует лирический герой, а также какая картина разворачивается перед его глазами. Смысловая нагрузка эпитета еще более усиливается аллитерацией: «сизые смесились».

Читать еще:  Какова особенность современной уральской поэзии

Стоит обратить внимание на то, что слова «жизнь» и «сумрак» начинают строку, находятся в сильной позиции, при этом можно заметить некое противопоставление. Однако это лишь кажущаяся особенность, ведь жизнь не исчезла, она лишь затихла, замерла на какое-то время.

Когда опускается сумрак, вокруг сгущаются тени и звенит тишина, пробуждаются скрытые человеческие чувства, появляются новые силы. Когда лирический герой находится в иной реальности, порожденной ночью, он, наконец, может признаться себе в самых смелых, искренних и безрассудных желаниях своего сердца. Когда реальность, созданная днем, постепенно растворяется во мраке, он остается один на один с собой и со всем миром, становится его частью, но все же он остро ощущает тоску.

В конце строфы лирический герой чувствует, как в него вливается этот сумрак и тишина, он ощущает себя частью ночной природы, чувствует себя неотделимым от нее.

Тютчев считал, что именно индивидуализм не дает человеку слиться с природой воедино. Все люди слишком заняты своими мелкими переживаниями, их поглощает рутина, а цели зачастую настолько далеки от чего-то поистине великого, что в глобальном смысле люди мало чем отличаемся от маленьких песчинок. Человек не может ощутить себя частью природы в полной мере, ведь природа — это нечто великое и всеобъемлющее, слишком сложное для понимания.
Здесь же мы видим противоречие. С одной стороны ночь — это «час тоски невыразимой», а с другой — лирический герой жаждет стать ее частью. Лишь так, несмотря на всю боль и печаль, он сможет проникнуть в глубинные тайны природы, познать суть явлений и понять, в чем все-таки смысл его существования.

Чем интересна вторая строфа произведения?

Во второй строфе читатель может наблюдать довольно противоречивые чувства лирического героя. Вначале он спокоен и умиротворен, в сумеречном мраке он видит спасение для своей измученной души, конец метаний, достижение гармонии. К концу строфы вся умиротворенность и спокойствие улетучиваются, им на смену приходит энергичность и напористость.

Он видит в ночи уничтожение обыденности и ясности, она для него — порождение Хаоса. Только в нем лирический герой может обрести мир и познать все тайны, которые не дают покоя человечеству. Лирический герой уже не просто самозабвенно восхищается красотой неопределенности, величием ночи, он не преклоняется перед ней в благоговейном страхе. Теперь он требует от нее поделиться с ним своими тайнами, «дать вкусить уничтоженья». В начале строфы герой ищет утешения во мраке ночи, но все же опасается того, что, стирая все четкие границы, а также открывая новые грани окружающего мира, ночь может раскрыть слишком сильные глубинные чувства. В конце он отбрасывает эти страхи и уже сам хочет сполна познать то, что может дать ему эта ночь.

Читатель видит одновременно созидание и разрушение, покой и страх. Ночь — разрушительница дневной суеты и определенности, она же — целебный эликсир для израненной души. Вся жизнь — это клубок противоречий, как и тютчевская ночь в стихотворении «Тени сизые смесились. ». То, чего боится человек, может в итоге принести радость, а счастье со временем превращается в боль. Тихая мольба лирического героя сменяется страстным призывом.

Первая строфа стихотворения заканчивается словом «смесились», последняя – «смешай». Читатель видит замкнувшийся круг, но у круга нет начала или конца. Жизнь не заканчивается, начинается лишь новый ее цикл. Возможно, это еще одна причина, по которой лирический герой так страстно жаждет раствориться в ночном мраке. Человеческая жизнь коротка, тело недолговечно, а разум хрупок. Лишь став частью чего-то великого и вечного, можно достичь бессмертия и избавиться от того, что гнетет обычного человека.

Чтобы лучше понять Ф. И. Тютчева, его творчество стоит рассматривать как единое целое, каждое стихотворение само по себе не даст того глубокого понимания, которое возникает при более тщательном анализе наследия поэта. Изучая поэзию Тютчева, можно четко выделить основные образы и ту эмоциональную нагрузку, которую они несут, темы взаимодействия человека и природы, противостояния дня и ночи, космоса и хаоса.

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Штудии

Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих — лишь грезою природы.

Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной
(т. 1, с. 218).

Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой,
Покинуты на нас самих;

И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали…
(т. 1, с. 54—55).

Нет веры к вымыслам чудесным,
Рассудок все опустошил
И, покорив законам тесным
И воздух, и моря, и сушу,
Как пленников — их обнажил;
Ту жизнь до дна он иссушил,
Что в дерево вливала душу,
Давала тело бестелесным.

Где вы, о древние народы!
Ваш мир был храмом всех богов,
Вы книгу Матери-природы
Читали ясно без очков.

О раб ученой суеты
И скованный своей наукой!
Напрасно, критик, гонишь ты
Их златокрылые мечты…
(т. 1, с. 41—42).

Не рассуждай, не хлопочи.
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.

Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чем тужить?
День пережит — и славу богу!
(т. 1, с. 118).

Но мне не страшен мрак ночной,
Не жаль скудеющего дня, —
Лишь ты, волшебник, призрак мой,
Лишь ты не покидай меня.

Крылом своим одень,
Волнения сердца утиши,
И благодатна будет тень
Для очарованной души.

Кто ты? Откуда? Как решить,
Небесный ты или земной?
Воздушный житель, может быть, —
Но с страстной женскою душой
(т. 1, с. 131).

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, —
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?

И от земли до крайних звезд
Все безответен и поныне
Глас вопиющего в пустыне,
Души отчаянной протест?
(т. 1, с. 174).

В часы, когда бывает
Так тяжко на груди,
И сердце изнывает,
И тьма лишь впереди;

Вдруг солнца луч приветный
Войдет украдкой к нам
И брызнет огнецветной
Струею по стенам;

И с тверди благосклонной,
С лазоревых высот
Вдруг воздух благовонный
В окно на нас пахнет…

Уроков и советов
Они нам не несут,
И от судьбы наветов
Они нас не спасут.

Но силу их мы чуем,
Их слышим благодать,
И меньше мы тоскуем,
И легче нам дышать…
(т. 1, с. 147—148).

Мы видим: с голубого своду
Нездешним светом веет нам,
Другую видим мы природу.
И без заката, без восходу
Другое солнце светит там…

Все лучше там, светлее, шире,
Так от земного далеко…
Так разно с тем, что в нашем мире, —
И в чистом пламенном эфире
Душе так родственно-легко.
(т. 1, с. 153).

Чему бы жизнь нас не учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.

И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не все, что здесь цвело, увянет,
Не все, что было здесь, пройдет!
(т. 1, с. 213).

Мужайтесь, боритесь, о храбрые други,
Как бой ни жесток, ни упорна борьба!
Над вами безмолвные звездные круги,
Под вами немые, глухие гроба.

Пускай олимпийцы завистливым оком
Глядят на борьбу непреклонных сердец.
Кто, ратуя пал, побежденный лишь Роком,
Тот вырвал из рук их победный венец
(т. 1, с. 121).

Я думаю, что это стихотворение Тютчева, написанное еще в 1831 году, можно отнести к одному из первых поэтических проявлений русского космизма, взятого в его историософском плане. Идея божественной и космической избранности России и русского народа в истории человечества впоследствии стала одной из главных в русском христианском космизме (Н. Фёдоров, Вл. Соловьев и др.).

Тютчев верил в возможность восстановления Византии после 4-х веков с момента ее падения. В это также верили Ф. Достоевский, К. Леонтьев и некоторые другие деятели из славянофильских кругов. В стихотворении «Пророчество» Тютчева звучит глас, вещающий следующее:

«Четвертый век уж на исходе, —
Свершится он — и грянет час!

И своды древние Софии,
В возобновленной Византии,
Вновь осенят Христов алтарь»,
Пади пред ним, о царь России, —
И встань как всеславянский царь!
(т. 1, с. 115).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector