3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему тютчева называют отцом пейзажной поэзии

Пейзажная лирика Тютчева

Пейзажная лирика Тютчева

Введение. Пейзажная лирика занимает очень большое место в творческом наследии Ф. И. Тютчева. Еще современники называли его «певцом природы».

Как известно, поэт прожил за границей более двадцати лет, но при этом не утратил духовной связи со своей родиной и постоянно воспевал красоту русской природы.

Тютчев называл себя «верным сыном» «матери-Земли» и во многих стихотворениях говорил о своей любви к ней. «Мать-Земля» в представлении поэта не была отвлеченным понятием. Она олицетворяла собой отечественную природу, по которой тосковал Тютчев.

Он подчеркивал, что немецкий пейзаж (большую часть времени за границей Тютчев жил в Мюнхене) может вызвать у него прилив вдохновения, только если напомнит родные места.

Весна в лирике Тютчева. Большое количество произведений Тютчев посвятил весне — времени пробуждения и торжества природы. К ним относятся самые радостные и веселые строки, вышедшие из-под пера поэта. Самые известные стихотворения — «Весенняя гроза» и «Весенние воды». Они наполнены жизнеутверждающими чувствами восторга и ликования.

Тютчев стремился показать весну в различных ракурсах: одновременное пробуждение природы и души человека («Еще земли печален вид. «); победа нового над старым, жизни над смертью («Зима недаром злится»). Бессмертным могущественным божеством весна предстает в торжественной оде «Как ни гнетет рука судьбины. «.

Обожествление природы. Природу Тютчев называл «Великой Матерью», по сравнению с которой человек — всего лишь «злак земной», «беспомощное дитя», «греза природы». По его глубокому убеждению, в основе мироздания лежит древний хаос, на который накинут «златотканный покров» внешнего мира. «Клокочащие страсти» этого хаоса лежат в основе человеческой души. Сравнение явлений природы с душевным состоянием человека — одна из центральных особенностей пейзажной лирики Тютчева.

Часто с помощью пейзажной лирики Тютчев прямо или иносказательно объяснял внутренний мир человека («Фонтан», «Обвеян вещею дремотой. «). Тютчев буквально боготворил природу и даже вступал в ожесточенную идейную полемику, отстаивая ее независимость от человеческой жизни («в ней есть душа, в ней есть свобода»).

Природа в его произведениях всегда выступает в качестве одушевленного целого. Поэт часто использовал мифологические образы и олицетворения, подчеркивающие таинственную жизнь природы (полдень «лениво дышит», небесная лазурь «смеется», вечер озарен «кроткой улыбкой»).

Внимание поэта к конкретным деталям. Тютчев умел подметить самые характерные детали в пейзаже, по которым читатель восстанавливал в своем воображении целостную картину: «первый желтый лист» наступающей осени, «медовый запах» августа, «тонкий волос» паутины на сжатой полосе и т. д.

Чуткость к конкретным деталям свидетельствовала о переходе поэта от романтизма к реализму. Помимо зрительных, поэт всегда старался подобрать максимально точные слуховые определения явлениям природы. Ярким примером служит одно из самых известных произведений Тютчева — «Весенний гром». Оно изобилует разнообразными звуками: «грохочет», «птичий гам», «смеясь».

Заключение. Тютчев по праву заслуживает звания «певца природы». Его пейзажная лирика отличается тем, что способна не только дать верную картину, но и вызвать эмоциональные ощущения, которые возникают при непосредственном восприятии природных явлений. По поводу стихотворения «Весенние воды» Некрасов писал: «Читая их, чувствуешь весну. «. Прекрасные произведения Тютчева, посвященные природе, являются классикой отечественной пейзажной лирики.

Фёдор Иванович Тютчев- «Певец природы».

Фёдор Иванович Тютчев- «Певец природы».

Федор Тютчев – знаменитый русский поэт, классик. Лирика знаменитого поэта обо всем – о природе, о любви и дружбе, о политических событиях. Творчество Федора Ивановича наполнено любованием красотой русской природы, размышлением о законах природы, о бренности бытия, призывом к бережному отношению к каждому мгновению жизни, умению радоваться. Фёдор Иванович Тютчев уникальный представитель золотого века русской поэзии, подарившим нам целые сборники прекрасных стихов.

Природная лирика всегда занимала особое место в творчестве русских поэтов и прозаиков. И в творчестве Ф.И. Тютчева природная лирика занимает особое место. Еще современники называли его «певцом природы». Поэт искренне восхищается её красотой и многообразностью. Мало кто из русских поэтов запомнился нам как мастер пейзажа. Сталкиваясь с природной лирикой Ф.И. Тютчева, замечаешь, с какой невероятной реалистичностью описана природа.

Вдали от родины, на протяжении более двадцати лет, поэт не утратил духовной связи со своей землёй. В своих стихах автор воспевал красоту русской природы, говорил о любви к ней. Тютчев называл себя «верным сыном» «матери-Земли». «Мать-Земля» в представлении поэта не была отвлеченным понятием. Она олицетворяла собой отечественную природу, по которой тосковал Тютчев:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Тютчев доносит до читателя, что природа ни от кого не зависит и не бездушна. Она имеет свой голос и свободу («в ней есть душа, …язык»). Поэт считает, что те, кто видит в окружающем мире лишь кладовую полезных материалов, жалок, нравственно уродлив и духовно ограничен. Тютчев не понимал, как можно быть такими черствыми и не проявлять уважения к природе (по мнению поэта, родной матери человека).

Переход между временами года, смена сезонов особенно привлекает автора. Исключительное внимание поэт уделяет весне. Весну автор ассоциирует с пробуждением заспанной природы, остротой ощущений, радостными событиями, смехом и улыбкой. Такие стихотворения всегда переполнены восторгом и торжествующим ликованием души, началом чего-то нового:

«Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом».

Наблюдая весеннее пробуждение природы, поэт замечает красоту первого зеленеющего полупрозрачного листа:

Лист зеленеет молодой.

Смотри, как листьем молодым

Стоят обвеяны березы,

Воздушной зеленью сквозной,

Полупрозрачною, как дым.

В жаркий августовский день улавливает «медовый» запах, доносящийся с «белеющих полей» гречихи :

Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.

С приходом осени Тютчев очень точно передаёт зрительное впечатление той «дивной поры»:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

А поздней осенью ощущает дуновение «тёплого и сырого» ветра, напоминающего о весне:

Так иногда, осеннею порой,

Когда поля уж пусты, рощи голы,

Бледнее небо, пасмурнее долы,

Вдруг ветр подует, теплый и сырой,

Опавший лист погонит пред собою

И душу нам обдаст как бы весною.

Поэту-романтику мир видится прекрасным, необыкновенным, сказочным. В своих стихах автор восхищается и преклоняется перед природными чудесами. Зимнюю природу Тютчев олицетворяет с волшебницей. Она прекрасна в своём покое:

Околдован, лес стоит …

В переходе смены сезонов мы видим, как поэт создаёт живые образы Весны и Зимы, где представляет Зиму ворчливой старухой, а Весну юной, смелой девушкой:

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит.

Природа у Тютчева наделена человеческими качествами. Она живёт и дышит, радуется и грустит, непрерывно движется и изменяется. Пейзажи поэта проникнуты типично романтическим чувством того, что это не просто описание природы, а драматические эпизоды какого-то сплошного действия. Тютчевские «пейзажи в стихах» неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения:

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном.

Час тоски невыразимой!

Все во мне, и я во всем!

Некрасов писал о том, что Тютчеву удаётся пробудить «воображение читателя» и заставить его «дорисовать» то, что только намечено в поэтическом образе. Вот по поводу стихотворения «Весенние воды» Некрасов писал: «Читая их, чувствуешь весну. «. Прекрасные произведения Тютчева, посвященные природе, являются классикой отечественной пейзажной лирики. Эту особенность поэзии Тютчева заметил и Толстой, выделявший в его стихах необычные, неожиданные словосочетания, которые задерживают на себе внимание читающего и будят творческую фантазию.

Тютчев по праву заслуживает звания «певца природы». Пейзажная лирика поэта отличается способностью дать верную картину, вызвать эмоциональные ощущения, которые возникают при непосредственном восприятии природных явлений. В стихах Тютчева мы слышим грохот летних бурь, еле внятные звуки наплывающих сумерек, шорох зыбких камышей… Поэт обладает даром воспроизводить краски и звучания в нераздельности производимого им впечатления. Так возникают в его поэзии и «чуткие звёзды», и солнечный луч, врывающийся в окно «румяным громким восклицанием» помогая преобразить поэтические этюды с натуры в такие «пейзажи в стихах», где зрительно-конкретные образы проникнуты мыслью, чувством, настроением, раздумьем. В стихах Федора Ивановича Тютчева читатель видит искреннее восхищение природой, ее красотой и многообразностью, чувствует любовь к природе, наполненной изобилием звуков и запахов.

Список используемой литературы

1. Ф. И. Тютчев «Избранная лирика»; Москва, 1986 год

2. А. Григорьев «Эстетика и критика»; Москва, 1980 год

3. А. А. Фет «Сочинения»; Москва, 1982 год

4. Литература, Справочник школьника; Слово, 1995 год

5. Ю. М. Лотман «О поэтах и поэзии»; Искусство, 1996 год

6. В. И. Коровин «Русская поэзия 19 века»; Москва, 1983 год

7. А. Е. Горелов «Три судьбы»; Советский писатель. 1980 год

8. Н. А. Некрасов «Полное собрание сочинений и писем», том 9; Москва, 1950 год

9. А. Б. Гольденвейзер «Вблизи Толстого»; Москва, 1959 год

10. Детская энциклопедия «Литература и искусство», том 10; Москва, 1961 год

11. Тютчев Ф. И. Стихотворения. Свердловск, Средне-Уральское кн. изд-во,1980.

12. Коровин В. И. и др. Литература. 10 кл.: Учеб.: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2008.

13. Лебедев Ю. В. Литература. 10 кл.: Учеб.: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2008.

14. Беляева Н. В. и др. Литература: 10 кл.: Метод. советы – М.: Просвещение, 2008.

15. Лебедев Ю. В. Литература. Практикум. 10 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Ю. В. Лебедев, А. Н. Романова. – М.: Просвещение, 2010.

16. Тодоров Л. В. Новая педагогия изящной словесности для грядущего. – М., 2003.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Фёдор Иванович Тютчев- «Певец природы».

Федор Тютчев – знаменитый русский поэт, классик. Лирика знаменитого поэта обо всем – о природе, о любви и дружбе, о политических событиях. Творчество Федора Ивановича наполнено любованием красотой русской природы, размышлением о законах природы, о бренности бытия, призывом к бережному отношению к каждому мгновению жизни, умению радоваться. Фёдор Иванович Тютчев уникальный представитель золотого века русской поэзии, подарившим нам целые сборники прекрасных стихов.

Природная лирика всегда занимала особое место в творчестве русских поэтов и прозаиков. И в творчестве Ф.И. Тютчева природная лирика занимает особое место. Еще современники называли его «певцом природы». Поэт искренне восхищается её красотой и многообразностью. Мало кто из русских поэтов запомнился нам как мастер пейзажа. Сталкиваясь с природной лирикой Ф.И. Тютчева, замечаешь, с какой невероятной реалистичностью описана природа.

Вдали от родины, на протяжении более двадцати лет, поэт не утратил духовной связи со своей землёй. В своих стихах автор воспевал красоту русской природы, говорил о любви к ней. Тютчев называл себя «верным сыном» «матери-Земли». «Мать-Земля» в представлении поэта не была отвлеченным понятием. Она олицетворяла собой отечественную природу, по которой тосковал Тютчев:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Тютчев доносит до читателя, что природа ни от кого не зависит и не бездушна. Она имеет свой голос и свободу («в ней есть душа, …язык»). Поэт считает, что те, кто видит в окружающем мире лишь кладовую полезных материалов, жалок, нравственно уродлив и духовно ограничен. Тютчев не понимал, как можно быть такими черствыми и не проявлять уважения к природе (по мнению поэта, родной матери человека).

Читать еще:  Эссе в чем суть поэзии пастернак

Переход между временами года, смена сезонов особенно привлекает автора. Исключительное внимание поэт уделяет весне. Весну автор ассоциирует с пробуждением заспанной природы, остротой ощущений, радостными событиями, смехом и улыбкой. Такие стихотворения всегда переполнены восторгом и торжествующим ликованием души, началом чего-то нового:

«Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом».

Наблюдая весеннее пробуждение природы, поэт замечает красоту первого зеленеющего полупрозрачного листа:

Лист зеленеет молодой.

Смотри, как листьем молодым

Стоят обвеяны березы,

Воздушной зеленью сквозной,

Полупрозрачною, как дым.

В жаркий августовский день улавливает «медовый» запах, доносящийся с «белеющих полей» гречихи :

Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.

С приходом осени Тютчев очень точно передаёт зрительное впечатление той «дивной поры»:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

А поздней осенью ощущает дуновение «тёплого и сырого» ветра, напоминающего о весне:

Так иногда, осеннею порой,

Когда поля уж пусты, рощи голы,

Бледнее небо, пасмурнее долы,

Вдруг ветр подует, теплый и сырой,

Опавший лист погонит пред собою

И душу нам обдаст как бы весною.

Поэту-романтику мир видится прекрасным, необыкновенным, сказочным. В своих стихах автор восхищается и преклоняется перед природными чудесами. Зимнюю природу Тютчев олицетворяет с волшебницей. Она прекрасна в своём покое:

Околдован, лес стоит …

В переходе смены сезонов мы видим, как поэт создаёт живые образы Весны и Зимы, где представляет Зиму ворчливой старухой, а Весну юной, смелой девушкой:

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит.

Природа у Тютчева наделена человеческими качествами. Она живёт и дышит, радуется и грустит, непрерывно движется и изменяется. Пейзажи поэта проникнуты типично романтическим чувством того, что это не просто описание природы, а драматические эпизоды какого-то сплошного действия. Тютчевские «пейзажи в стихах» неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения:

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном.

Час тоски невыразимой!

Все во мне, и я во всем!

Некрасов писал о том, что Тютчеву удаётся пробудить «воображение читателя» и заставить его «дорисовать» то, что только намечено в поэтическом образе. Вот по поводу стихотворения «Весенние воды» Некрасов писал: «Читая их, чувствуешь весну. «. Прекрасные произведения Тютчева, посвященные природе, являются классикой отечественной пейзажной лирики. Эту особенность поэзии Тютчева заметил и Толстой, выделявший в его стихах необычные, неожиданные словосочетания, которые задерживают на себе внимание читающего и будят творческую фантазию.

Тютчев по праву заслуживает звания «певца природы». Пейзажная лирика поэта отличается способностью дать верную картину, вызвать эмоциональные ощущения, которые возникают при непосредственном восприятии природных явлений. В стихах Тютчева мы слышим грохот летних бурь, еле внятные звуки наплывающих сумерек, шорох зыбких камышей… Поэт обладает даром воспроизводить краски и звучания в нераздельности производимого им впечатления. Так возникают в его поэзии и «чуткие звёзды», и солнечный луч, врывающийся в окно «румяным громким восклицанием» помогая преобразить поэтические этюды с натуры в такие «пейзажи в стихах», где зрительно-конкретные образы проникнуты мыслью, чувством, настроением, раздумьем. В стихах Федора Ивановича Тютчева читатель видит искреннее восхищение природой, ее красотой и многообразностью, чувствует любовь к природе, наполненной изобилием звуков и запахов.

Список используемой литературы

1. Ф. И. Тютчев «Избранная лирика»; Москва, 1986 год

2. А. Григорьев «Эстетика и критика»; Москва, 1980 год

3. А. А. Фет «Сочинения»; Москва, 1982 год

4. Литература, Справочник школьника; Слово, 1995 год

5. Ю. М. Лотман «О поэтах и поэзии»; Искусство, 1996 год

6. В. И. Коровин «Русская поэзия 19 века»; Москва, 1983 год

7. А. Е. Горелов «Три судьбы»; Советский писатель. 1980 год

8. Н. А. Некрасов «Полное собрание сочинений и писем», том 9; Москва, 1950 год

9. А. Б. Гольденвейзер «Вблизи Толстого»; Москва, 1959 год

10. Детская энциклопедия «Литература и искусство», том 10; Москва, 1961 год

11. Тютчев Ф. И. Стихотворения. Свердловск, Средне-Уральское кн. изд-во,1980.

12. Коровин В. И. и др. Литература. 10 кл.: Учеб.: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2008.

13. Лебедев Ю. В. Литература. 10 кл.: Учеб.: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2008.

14. Беляева Н. В. и др. Литература: 10 кл.: Метод. советы – М.: Просвещение, 2008.

15. Лебедев Ю. В. Литература. Практикум. 10 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Ю. В. Лебедев, А. Н. Романова. – М.: Просвещение, 2010.

16. Тодоров Л. В. Новая педагогия изящной словесности для грядущего. – М., 2003.

Тема природы в лирике Федора Ивановича Тютчева

Тема природы в лирике Тютчева считается одной из самых известных, которая прославила русского поэта – мыслителя среди народа, как «певца природы». И этому имеется предельно ясное объяснение.

Федор Тютчев искренне восхищается природой, ее красотой и многообразностью. Природа в поэзии автора изображена в красках, наполнена изобилием звуков и запахов. Особенно полно выражена любовь к природе в стихотворениях поэта, который очеловечивает ее, присваивая толику эмоций и чувств.

В особенности, Тютчева привлекала смена сезонов, прелестный переход между временами года. По мнению поэта, природа, окружающая нас, живая, многогранная, умеет проявлять чувства и имеет прочную духовную связь с человеком.

Такие глубокие по своей натуре описания природы можно заметить в большинстве произведений автора («Люблю грозу в начале мая», «Осенний вечер» и др.). Отрывок из стихотворения «Не то, что мните вы, природа»:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык …»

В этом стихотворении Тютчев становится на защиту природы, заявляя, что она по своей сущности ни от кого не зависит и не бездушна. Она имеет свой голос и свободу («в ней есть душа, …язык»). Тютчев считает, что те, кто видит в окружающем мире лишь кладовую полезных материалов, жалок, нравственно уродлив и духовно ограничен.

Такие люди никогда не поймут неповторимость окружающего мира, его красоту и их никогда не постигнет вдохновение. Тютчев не понимал, как можно быть такими черствыми и не проявлять уважения к природе (по мнению поэта, родной матери человека).

Тема природы в стихотворениях Тютчева для детей

Уважительному отношению к природе, пониманию окружающего мира стали обучать еще с ранних лет. И стихотворения из творчества Фёдора Ивановича, дошедшие до настоящего времени, сильно в этом помогают.

В раннем возрасте детям легче понять природу, насладиться ее роскошью. В процессе обучения дети понимают всю ценность окружающего мира и чувствуют с ним взаимосвязь.

Нельзя исключать того, что вместе с тем дети также обучаются проявлению чувств к родине. Ведь природа напрямую с ней связана, и, в первую очередь, любовь проявляется к родным пейзажам, деревьям, бескрайним просторам.

В школьную программу, начиная с младших классов, включены такие популярные произведения Тютчева, как «Весенняя гроза», «Листья».

А вот отрывок из стихотворения «Осенний вечер»:

«Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь».

В этом стихотворении Фёдор Иванович передал ощущения печали и внутреннюю опустошенность в период своего пребывания в Мюнхене. Поэт выразил чувства тоски по родине, показывая, что он не забыл свой дом, и связь с родной землей так же прочна.

Но в то же время поэт старается не поддаваться депрессивному настроению, описывая и приятные мгновения («таинственная прелесть», «легкий шелест», «тихая лазурь»).

Тютчев производит параллель между человеком и природой, считая, что в природе каждый может рассмотреть свое отражение, будто бы смотрясь в зеркало. В произведении природа переживает изменения, и автор сочувствует этому, однако подчеркивает, что не стоит этого бояться.

История не пишется само собой, а создается человеком и окружающим его миром. Все когда-нибудь применит новые формы, осень сменится зимой, зрелость – старостью. Вместе с тем придет что-то новое и необычное: удивительная зима или мудрость.

Автор хотел объяснить, что жизнью надо наслаждаться здесь и сейчас, ценить каждый ее момент.

Пейзажная лирика

Пейзажная лирика помогла Тютчеву рассказать о своих чувствах по отношению к «Великой матери».

Автор любил вдаваться в детали, досконально описывая особенности и характерные черты конкретной местности, чтобы читатель мог соединить воедино весь пейзажный образ в своем воображении.

Исключительное внимание поэт уделял весне. Весна у автора, как и у большинства других людей, ассоциируется с пробуждением заспанной природы, остротой ощущений, радостными событиями, смехом и улыбкой. Такие стихотворения всегда переполнены восторгом и торжествующим ликованием души, сменой чего-то устаревшего на новое.

Прочитаем два отрывка из «Весенней грозы»:

«Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом».

Анализ этого произведения прост и понятен. Стихотворение охарактеризовано приходом весны, вознесением творческого потенциала, описанием зрелищного и удивительного явления природы. Весенняя гроза в изображении автора несет в себе два смысла, одно из которых связано со страшным и опасным явлением.

С другой стороны, гроза сопровождается радостным событием окончательного перехода с зимы на весну:

«Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит».

Люди счастливы, так как вместе с уходом зимы, их покидают все негативные эмоции и моменты, которые смывает чистый дождь. Весь окружающий мир переполняется радостными эмоциями, а человек находит гармонию во взаимосвязи с природой.

Сочинение на тему: «Душа и природа в поэзии Тютчева»

Интересно, что Федор Тютчев оказался самым понятным и близким по духу автором для многих людей. Он настолько полно передавал настроение свое и природы, что в последствии стал почитаемым кумиром многих людей.

Тютчев помог людям прочувствовать их единство с окружающим миром, увидеть его красоту и начать ценить, дорожить каждым прожитым моментом.

И все это оправдано, ведь в творчестве Фёдора Ивановича тема природы играет значительную роль, отображает всю глубину эмоций, передающих состояние не только человека, но и природы в целом. Это может говорить лишь об одном: человеческая душа и природа неразрывно связаны между собой.

Даже самые короткие стихотворения отражают состояние природы, как озеро – облик человека. Такое явное сопоставление человека и природы можно увидеть в произведении «Еще земли печален вид»:

«Душа, душа, спала и ты…

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?».

Всегда наступает момент, когда необходимо написать сочинение на заданную тему. Чаще всего при выборе темы, связанной с природой, многие учащиеся останавливаются на теме природы. Для того, чтобы добиться максимально положительного результата и получить удовольствие от проделанной работы, необходимо изучить всю возможную информацию.

Главное, не только прочитать, но и понять суть написанного, погрузиться в мир поэта, постараться уловить мысль и чувства, которыми тот хотел поделиться.

План сочинения в таком случае будет состоять из нескольких обязательных пунктов: биографии автора, главных тем его творчества, описания проблемы, которую поэт поднимает, и отрывков произведений с последующим анализом. В конце нужно высказать свое мнение по указанной теме, описать свои чувства и эмоции.

Тютчев: биография, творческий путь

Талантливый лирик и публицист, отличный дипломат и государственный деятель России позапрошлого века, автор знаменитого романса «Я встретил вас». Узнали о ком речь? Это Тютчев. Биография поэта, воспевшего любовь и природу, — это история развития классической традиции и расцвета романтизма в русской литературе.

Читать еще:  В чем состояла ценность поэзии фета

Тютчев: биография кратко

Биография Тютчева знакома всем школьникам, поскольку имя этого поэта вошло в историю становления и развития литературы. Стихи Тютчева входят в золотую коллекцию русской литературы эпохи романтизма. В его лирике сочетаются одические традиции XVIII века с романсовыми экспериментами лирики середины XIX века.

Судьба поэта неразрывно связана с судьбой страны. Тютчев происходил из древнего рода, история которого началась еще в XIII веке с итальянца татарского происхождения Дуджи из Сугдеи — крымского полиса. Эта фамилия в русском фонетическом варианте зазвучала как Тутче, а вскоре трансформировалась в Тютчев.

Ученые, которые пытались восстановить происхождение этой фамилии и ее значение, высказали версию, что корни следует искать в уйгурском наречии, где есть слово tutaci, что означало ‘тот, кто играет на пастушьем рожке’. Возможно, что предок Федора Ивановича также обладал музыкальным и стихотворным талантом, проявившимся в славном наследнике рода.

Фото: 24smi.org: UGC

Тютчевы — знаменитая дворянская фамилия, владевшая поместьями в Ярославской, Московской, Тамбовской, Рязанской губерниях. Иван Николаевич — отец писателя — владел большим имением в Орловской губернии. Это было село Овстуг, где в 1803 году и появился на свет будущий поэт Федор Иванович Тютчев. Случилось это в последний месяц осени, 23 числа.

Федор был не единственным ребенком в семье. Помимо него, был старший сын Коля и младшая сестренка Дарья. Дети, как было принято в дворянских семьях, обучались дома. Сначала их воспитывал и обучал началам грамоты бывший крепостной Николай Хлопов — честный, благочестивый и порядочный человек.

Уже в семилетнем возрасте Федор проявил незаурядные умственные и художественные наклонности. Он зачитывался произведениями Василия Жуковского и Михаила Державина. Развитию его эстетических вкусов способствовала столичная атмосфера Москвы. Здесь семья приобрела небольшой дом. Однако вскоре Москву пришлось покинуть: в город вошли наполеоновские войска.

Время французской оккупации Тютчевы переждали в своем ярославском поместье, а по возвращении в Москву наняли именитого и талантливого педагога, который дал детям систематические знания и привил любовь к иностранным языкам — важной составляющей хорошего образования тогдашних дворян.

Эта миссия была возложена на Семена Раича. Талантливый литератор, он поощрял интерес Федора Тютчева к шедеврам мировой литературы, античной поэзии, классической французской литературе.

Фото: 24smi.org: UGC

Уже в 14 лет Федор Иванович обладал хорошими знаниями, настолько разбирался в литературе, что знаменитый критик Алексей Мерзляков не просто взял шефство над молодым дарованием, но и сделал его своим протеже в мире словесности.

Федора Тютчева по праву можно назвать вундеркиндом, потому что в 16 лет он стал студентом университета Москвы. Юноша выбрал филологическую стезю. Университетский курс будущая звезда поэзии окончил за два года. В стенах альма-матер он подружился с прекрасными мужами, творившими русскую литературу XIX века, — Михаилом Погодиным, Владимиром Одоевским, Степаном Шевыревым.

В восемнадцать лет Тютчев стал дипломатом. Его отправляют с миссией в Мюнхен. На одном из светских раутов он познакомился с Амалией Лерхенфельд — незаконнорожденной дочерью прусского короля. Девушка обладала восхитительной внешностью и огромными запросами, удовлетворить которые небогатый Федор Тютчев не мог. Молодые люди расстались.

Через год после замужества Амалии женился и поэт. Его избранница Элеонора фон Ботмер, домовитая, любящая и чуткая, родила поэту трех дочерей. Однако она не отвечала интеллектуальным запросам Федора Ивановича, поэтому он заводил интрижки на стороне.

Одна из его пассий — баронесса Эрнестина фон Пфеффель, по первому мужу Дернберг, — утешила поэта после внезапной кончины Элеоноры в 1838 году. На этой женщине Тютчев женился, как только завершился период официального траура.

Фото: e-reading.club: UGC

Именно в этот период прерывается его дипломатическая миссия, однако поэт еще пять лет оттягивает возвращение на Родину. Он получает задание от Николая I создать благоприятный образ России для европейских политиков.

Вернувшись домой, Тютчев руководит комитетом при российском дипломатическом департаменте, который отвечал за цензуру. Вскоре ему присуждают высокий чиновничий ранг — 4-й. Федор Иванович — действительный статский советник, руководитель комитета цензуры, в ведении которого была иностранная литература, попадавшая в Россию.

Прослужив верой и правдой Отчеству до 1865 года, Тютчев уходит в отставку в звании тайного советника. И это самый высокий чин в иерархии государственных деятелей той поры.

На тот момент Федор Иванович утратил интерес к царской службе и пребывал в угнетенном душевном состоянии. К этому привела череда смертей его близких (матери, брата и племянника, дочери Марии).

В начале 1870-х годов Тютчев переносит апоплексический удар, вследствие которого у него отнялась левая рука. Вскоре произошел и второй приступ, который привел к смерти поэта на 70-м году жизни в 1873-м. Из Царского Села тело Тютчева перевезли на Новодевичье кладбище.

Тютчев: творческий путь

Поэзия стала частью жизни Федора Тютчева еще в раннем детстве. Биографы по-разному датируют первые пробы пера поэта: некоторые утверждают, что первый стих-эпитафия был написан Федором Ивановичем в четырехлетнем возрасте, другие же называют более зрелую дату — 12 лет, когда мальчик написал стих, посвященный отцу.

Несмотря на то что заниматься литературным творчеством Тютчев начал рано и уже в четырнадцать лет был членом Общества любителей словесности, это занятие он не считал основным. Возможно, поэтому весь багаж лирических произведений поэта состоит из трехсот текстов, третья часть которых — переводы.

Фото: 24smi.org: UGC

Все произведения классика можно сгруппировать в три группы — пейзажная, гражданская и интимная лирика. О них расскажем подробнее:

В XIX веке русская публика восхищалась лирическими описаниями природы, особой популярностью пользовались поэзии, посвященные дамам сердца. Большинство стихотворных произведений Федора Ивановича воплотили эти две темы.

Пребывание в Германии — стране, где зарождался романтизм, переводы текстов Гёте и Шиллера, которые делал молодой секретарь русского посольства в Мюнхене, его личное знакомство с Гейне сказались на формировании особой поэтической манеры Федора Тютчева. Литературоведы сошлись на том, что он канонизировал лирическую ветвь русской поэзии. Его ранние произведения созданы под влиянием лирики Державина и Ломоносова, немецких романтиков.

Немецкий период жизни Федора Ивановича отмечен появлением таких знаменитых его произведений, как: «Люблю грозу в начале мая» («Весенняя гроза»), «Летний вечер», «Утро в горах», «Пробуждение», «Как тихо веет над долиной» и другие. В них автор воспел красоту природы, ее гармоничность и одухотворенность. Идеальная и совершенная природа противопоставлялась дисгармонии социума, духовной приземленности человека.

В этот период Тютчев все еще находится под влиянием классической традиции, которая модернизируется благодаря романтическим настроениям поэтических образов.

Есть у поэта произведения, которые отображают его гражданскую позицию. Так, в связи с восстанием на Сенатской площади в 1825 году Федор Иванович пишет стихотворение «Вас развратило самовластье».

Поэт осуждает революционный порыв декабристов. Тютчев был убежденный монархист. Он считал, что основа России — это самодержавие и православие, а любые демократические или либеральные изменения — утехи Европы.

В его раннем творчестве преобладают одические послания во славу императора Николая I, воспевание древней Руси, легендарных скандинавов, давших зачатки государственности русским землям, первых князей ( «Олегов щит», «Песнь скандинавских воинов» и пр.).

Пребывая на дипломатической службе, Тютчев реализовывал план по созданию позитивного образа России в глазах европейских правителей, формировал образ дружелюбного и прогрессивного общества, мудрого императора. В начале 1840-х гг. Тютчев познакомился с чешским филологом и поэтом Вацлавом Ганкой и под его влиянием проникся идеями славянофильства.

В 1860-х гг. Тютчев написал знаменитое четверостишие «Умом Россию не понять», где указал на особенный путь развития русского государства, который не поддается рациональному и логическому пониманию. Его сложно осознать западным правителям.

Большая часть поэзий, которая написана в период дипломатической службы Тютчева, увидела свет только в 1836 году. Они были опубликованы в пушкинском альманахе «Современник».

Наибольшей популярностью у почитателей таланта Тютчева пользовалась его интимная лирика. Расскажем о произведениях, которые связаны с любовными приключениями поэта.

Фото: ekskluziv-smi.ru: UGC

«Я встретил вас». Это лирическое произведение молодой дипломат посвятил Амалии Лерхенфельд. Нежная и романтическая особа, она вызывала восхищение Александра Пушкина и русского императора Николая I.

Теодор (Федор) был мимолетным увлечением светской барышни. Ее происхождение обязывало сделать соответствующую партию. Поэтому вскоре после встречи с Тютчевым Амалия вышла замуж за влиятельного барона Крюденера.

От вспышки страсти осталось только одно свидетельство — романтическое стихотворение, которое поэт посвятил своему увлечению. Оно стало популярным романсом благодаря музыке Леонида Милашкина.

Фото: ekskluziv-smi.ru: UGC

Поэзии с криптонимом «К Н.» и «N» («Твой милый взор, невинной страсти полный», «Ты любишь, ты притворствовать умеешь») посвящены первой жене Федора Тютчева — Элеоноре (Норе) фон Ботмер — вдове русского дипломата Петерсона.

Автор воспевает нежную и добродетельную женщину, очаровавшую его, подарившей ему свою страстную любовь. В поэзиях звучит тема тайны, которая скрывает их отношения. Известно, что их брак был тайным с 1826-го до 1829 года.

Поэт был безумно счастлив, однако предчувствие беды не давало ему покоя. Об этом он поведал в поэзии «Silentium!». Действительно, через двенадцать лет счастливого брака Элеонора умирает. Причиной ее ранней смерти стало пережитое женщиной кораблекрушение в Балтийском море, когда они всей семьей возвращались из Германии в Россию.

Фото: izbrannoe.com: UGC

«Люблю глаза твои, мой друг», «И чувства нет в твоих очах», «О, если бы тогда тебе приснилось» — эти лирические откровения Тютчева адресованы его второй жене Эрнестине Дернберг.

За яркую внешность женщину с легкой руки Ивана Тургенева называли «мефистофельской Мадонной». На самом деле она была доброй, чуткой и любящей женщиной.

Их связь с Тютчевым началась еще в Германии, когда была жива Элеонора. Та, узнав о связи мужа, совершила неудачную попытку самоубийства. Из-за этой интрижки поэта перевели в Россию. После смерти Норы 29-летняя Эрнестина и 36-летний Тютчев обвенчались.

Вторая жена была сущим ангелом: приняла детей поэта от первого брака, воспитывала их как собственных, родила еще трех малышей Федору Ивановичу, поощряла его занятия литературой, потому что была богата, терпела связь с Еленой Денисьевой. Поэзии, которые Тютчев посвятил Эрнестине, полны любви, обожания и покаяния.

Фото: ru.wikipedia.org: UGC

«Денисьевский цикл» ( «Предопределение», «Пошли, господь, свою отраду» «О, не тревожь меня укорой справедливой!», О, как убийственно мы любим», «Любила ты, и так, как ты, любить», «Не раз ты слышала признанье» и др.) — это любовные стихотворения, посвященные Елене Денисьевой.

Дочери Тютчева учились в Смольном институте. Он часто их навещал и во время одного из посещений познакомился с красивой воспитанницей этого учреждения жизнерадостной и умной Еленой Денисьевой. Ему было 47 лет, а ей — 24 года.

Девушке прочили обычную для ее сословия карьеру придворной фрейлины и замужество с достойным человеком. Однако, влюбившись с первого взгляда в знаменитого поэта, она пошла наперекор общественному мнению.

Их связь длилась четырнадцать лет. Все это время Тютчев был женат на Эрнестине Дернберг и даже не помышлял о разводе. Елена умерла от чахотки на руках у любимого. Через время погибли двое детей, которых Денисьева родила поэту.

Цикл лирических произведений, рожденных под влиянием самой большой любви в жизни лирика, считается вершинным в его творчестве. Он воспел жертвенность любящей женщины, ее самоотверженность и смелость.

Федор Тютчев — один из ярких и самобытных лириков литературы XIX века. Его произведения — это отражение личности поэта, его убеждений, мнений, позиций, любовных переживаний. Тонкий лирик, большой патриот, он стал одним из символов русской классической поэзии.

Читать еще:  Поэзия как проверить слово

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева

Сообщение по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
peyzazhnaya_lirika_f.i.tyutcheva.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Поочерёдно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг

Она равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной

Пожалуй, трудно найти русского человека, который бы ни разу не встречался с произведениями Ф.И.Тютчева. И каждый, конечно же, воспринимает их по-своему, но никогда стихотворения его не могут оставить человека равнодушным. Ведь всё творчество Тютчева – это обязательно что-то светлое, доброе, простое и неизменно своё – русское, проникающее в душу, «хватающее» за сердце, рождающее в человеке высокое чувство любви. Любви к природе, к Родине, к женщине, к жизни, наконец. И каждый, кто хоть раз соприкоснулся с произведениями Тютчева, проносит это чувство через всю свою жизнь, черпая его, как из источника, из тех же тютчевских стихов. Их тематика разнообразна, и, тем не менее, почти все, так или иначе, связаны с темой природы.

Судьба Тютчева-поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и всё-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.

Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. Тютчев в сознание читателей вошёл прежде всего как певец природы, ни для кого из русских поэтов природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина». Л.Н.Толстой признавался, что каждой весной в его памяти возникают строфы тютчевской «Весны»:

Как не гнетёт рука судьбины,

Как не томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины,

И сердце как ни полно ран;

Каким бы строгим испытаньям

Вы ни были подчинены

Что устоит перед дыханьем

И в первой встречею весны!

Да разве в торопливом говоре весенних ручейков не слышится нам песня тютчевских весенних вод, славящих приход «молодой весны», и разве первым раскатам весеннего грома не вторят в нашем сознании знакомые строки:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

А летом, когда мы видим сгустившиеся тучи и переводим взгляд на притихшие поля, нам опять-таки вспоминаются тютчевские строки:

Зеленеют под грозой.

Преобладание пейзажей – одна из примет его лирики. Правильнее назвать её пейзажно-филосовской: картины природы воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании.

Природа никогда не предстаёт перед нами во время каких-нибудь могущественных катаклизмов, которые вызывают у человека страх и беспомощность. Она всегда близка нам и проста для восприятия. И в этом её необыкновенная прелесть:

Лениво дышит полдень мглистый.

Лениво катится река,

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

При более глубоком проникновении, однако, можно увидеть, что за внешней простотой скрыт величественный мир, полный гармонии и красоты, которая поражает читателя своим совершенством.

Природа у Тютчева изменчива, динамична, многолика и разнообразна. Не знающая покоя, она вся в борьбе противоборствующих сил, беспрерывной смены дня и ночи, круговороте времён года, насыщена звуками, красками, запахами. «На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром…» — восхищается поэт картиной ночного моря. («Как хорошо ты, о море ночное»(1865). То же пиршество звуков и красок в хрестоматийных строках «Весенние грозы». Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Поэт не только восхищается природой, он передаёт её внутреннее состояние с мельчайшими оттенками, нюансами цвета и звука; в его стихах много полутонов, шорохов, теней. Они приближают нас к реальному миру, в котором жил и творил Ф.И.Тютчев.

Где вы, Гармонии сыны.

Сюда. и смелыми перстами

Коснитесь дремлющей струны,

Нагретой яркими лучами

Любви восторга и весны.

Каждое явление, показанное в стихах поэтом, будь то прилёт птиц или закат солнца, гроза или снегопад, раскрывается во всей красе и величии — это характерная особенность описаний Тютчева. При этом следует отметить, что во всех картинах природы, изображённых поэтом, нет ни капли вымысла, они всегда реальны и жизненны. Природа у Тютчева живёт, а он эту жизнь описывает.

В стихах Тютчева поражает диапазон художественного видения поэта – от тонкого волоса паутины, что «блестит на праздной борозде», до океана вселенной, объемлющего «шар земной».

Особенно интересно Ф.И.Тютчев показывает промежуточные, переходные моменты жизни природы. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…,

или же осенний вечер – предвестие зимы:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерёв,

Багряных листьев томный, лёгкий шелест,…

Он воспевает не грозу в начале лета, а «весенний первый гром» «в начале мая». Он рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне («Ещё земли печален вид, / А воздух уж весною дышит…», 1836).

У Тютчева нет «мёртвой природы» — она всегда полна движения, на первый взгляд незаметного, но на самом деле непрерывного, почти вечного. И Тютчев преклоняется перед этим движением жизни, благодаря которому, может быть, существует человек:

Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаём

Себя самих — лишь грезою природы.

Природа для Тютчева — храм. Но не мёртвый, созданный из камня руками человека, а полный жизни, естественный и одухотворённый:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Природа в стихах Тютчева внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Весенний гром грохочет в небе, «как бы резвяся и играя». Вешние воды «бегут и будят сонный брег». Уступая дорогу весне, зима «злится», «хлопочет», «ворчит», «бесится». «Лазурь небесная смеется», «полураздетый лес грустит», с небес глядят » «чуткие звёзды». Само по себе одушевление природы довольно обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворения, не просто метафоры: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину. «, — писал В.С. Соловьёв.

Так в чём же особенность изображения природы Тютчевым? Ф.И.Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева — это живое разумное существо.

Ф.И.Тютчева по праву называют певцом русской природы. И надо думать, что полюбил он её не в блестящих гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга, не в патриархальной Москве. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта с полей и лесов, окружавших его милый Овстуг, с тихих лугов и необозримых голубых небес родной Брянщины.

Особенности лирики Тютчева: характеристика творчества

Содержание:

Особенности лирики Тютчева выделяют его стихотворения на фоне поэзии других авторов. Лирический герой постоянно пребывает в сомнениях, он ищет нечто, находится на краю пропасти. Автор часто упоминает о том, что жизнь заканчивается, ее конец всегда трагичен. Он повествует о мучительных переживаниях, с которыми сталкивается герой, но продолжает стремиться к единству с принципами бытия.

Нельзя сказать, какая тема в поэзии является основной. По мнению исследователей, Тютчев в одном произведении поднимает несколько важных вопросов, объединяя их общими характеристиками. Ключевые тематики:

  • Любовная;
  • Пейзажная;
  • Философская;
  • Гражданская;
  • Хаос и космос.

Художественные особенности лирики Тютчева – кратко

Каждое стихотворение знаменитого поэта носит лирический характер. Часто он писал короткие произведения, которые сложно причислить к определенному жанру. Своеобразие лирики Тютчева заключается в его подходе к созданию стихов. Он не продумывал тему заранее, не искал подходящий момент. Поэт действовал импульсивно, эмоционально, опираясь на внезапное ощущение, душевное переживание, впечатление от увиденного явления.

Особенности поэзии Тютчева о любви проявляются в отсутствии конфликта между лирическим героем и обществом. Стихи строятся на базе метафизического принципа. Все люди одиноки относительно конечности жизни, вечности. Они не умеют выражать эмоции, ощущения, потому что чувства человека нельзя вложить в слова. Основные темы стихотворений Федора Ивановича:

  • Россия, Родина;
  • Весна, природа, душа, осень, зима, лето;
  • Любовь, человеческий образ перед вечностью бытия;
  • Смерть, конечность жизни, трагизм разрыва с миром;
  • Философские направления, борьба чувств, жизнь.

Писатель создал много детских стихотворений, литературных шедевров для школьников. Особенности творчества Тютчева для детей – это уникальные эмоции и чувства, которые автор смог передать в своих строках. Они наполнены добротой, надеждой, верой в будущее, любовью к природе.

Особенности творчества Тютчева – кратко о философии поэта

Писатель не считал, что поэзия – это его основная деятельность. Он создавал шедевры по велению сердца, многие из них не были опубликованы. Федору Ивановичу нравилась его работа дипломата. Благодаря ей он часто бывал за границей, но всегда тосковал по родине, будучи в отъезде. Исторические воззрения поэта формировались на основании сравнения жизни в России и других странах. К анализу истории автор подходил с философской точки зрения.

Характеристика творчества Тютчева показывает, что многие стихи гражданской, философской тематики имеют общий пафос. Автор изучает вечность, хаос, бытие. Он излагает мысль столь оригинально, что читатели невольно проникаются видением поэта. Федор Иванович подолгу размышлял о вопросах хаоса в мировых масштабах, выстраивал зависимость между днем и ночью. Это ярко отражено в стихотворениях:

  • «О чем ты воешь, ветр ночной»;
  • «Сижу задумчив и один».

В большинстве работ Тютчева преобладает философская лирика, даже если писатель рассказывает о красоте природы, любви или Родине. Он поставил для себя три главных цели:

  • Осмысление жизни человека;
  • Поиск гармонии между людьми и природой;
  • Изучение всех мировых тайн.

Особенности лирики Тютчева – кратко о значении природы

Федор Иванович – один из лучших поэтов, которые описывали природные пейзажи. Он изображает все одушевленным, одухотворенным. Каждое растение, каждый сезон обретает тайное, невидимое творческое начало. Стихотворения о природе:

  • «Люблю грозу в начале мая». На написание стиха автора натолкнули впечатления от первой грозы, увиденной им в мае. Он посчитал ее веселой, расцветающей, ведь она символизирует приход весны;
  • «Есть в осени первоначальной». Писатель красочно описывает осеннюю природу, вкладывая в строки глубокие переживания, возникающие в эту пору года;
  • «Есть в светлости осенних вечеров». Благодаря глубоким, точно подобранным словам читатель на себе ощущает умиротворяющее действие осени;
  • «Рим, ночью», «Полдень» – также прекрасные шедевры, посвященные окружающей природе.

Через описание природных красот автор размышляет о сущности человека, его предназначении:
«Не таково ль твое значенье,
Не такова ль судьба твоя».

Художественные особенности лирики Тютчева в стихах о любви

Любовная поэзия поэта наполнена философскими мотивами. Он старается понять суть мощных чувств, страсти, размышляя на тему их возникновения. Автор уверен, что передать всю красоту и полноту любви словами невозможно. Присутствуют космические мотивы, единение, борьба с собой в любовных стихах Тютчева: «Как в буйной слепости страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!». Шедевры о любви:

  • «Не раз ты слышала признанье»;
  • «Она сидела на полу»;
  • «В разлуке есть высокое значенье»;
  • «Последняя любовь» и другие.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector