0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поэзия чистого искусства что это такое

Русские поэты школы «чистого искусства» в XIX века, эстетические принципы (на примере творчества А. Фета, Ф.Тютчева, А. Толстого).

Просмотр содержимого документа
«Русские поэты школы «чистого искусства» в XIX века, эстетические принципы (на примере творчества А. Фета, Ф.Тютчева, А. Толстого).»

Русские поэты школы «чистого искусства» в XIX века, эстетические принципы (на примере творчества А. Фета, Ф.Тютчева, А. Толстого).

К середине XIX века в русской поэзии отчетливо обозначаются и, поляризуясь, развиваются два направления: демократическое и так называемое «чистое искусство». «Чистое искусство, или «искусство для искусства» – это условное название ряда эстетических представлений и концепций, общий внешний признак которых – утверждение самоценности художественного творчества, независимости искусства от политики, общественных требований, воспитательных задач.

К так называемой школе «чистого искусства» современники причисляли А.А. Фета, А.Н. Майкова, А.К. Толстого, Н.Ф. Щербину, Л.А. Мея, Я.П. Полонского, А.Н. Апухтина, А.А. Голенищева-Кутузова, К.К. Случевского, К.М. Фофанова и др.

В мировоззрении и эстетических принципах представителей «чистой» поэзии есть много общего – того, что их сближает и составляет сущность направления. Это – большая или меньшая степень недоверия к демократическому лагерю, общее понимание сущности и задач искусства, строгое разграничение «низкого» и «поэтического» в действительности, ориентация на сравнительно узкий круг читателей, противопоставление реальной действительности свободному миру поэтической мечты, сосредоточенность на изображении внутреннего мира человека, погруженность в глубины духа, напряженный интерес к страстям, тайнам души человеческой, тяга к интуитивному и бессознательному, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке.

«Чистым» лирикам свойственна умиротворенность и идилличность. Можно сказать, что одна из констант их целостного мировидения – идиллический хронотоп, который они по-разному осмысливали в процессе творчества. Идиллический топос явился смысло- и структурообразующей доминантой художественной картины мира поэтов.

«Чистое искусство» – это искусство «целесообразное без цели», одухотворенное возвышенным идеалом, обращенное по преимуществу к проблемам бытия, к постижению сокровенной сути мира, искусство, свободное от каких-либо внеположных ему целей.

А. А. Фет. Основной поэт и идеолог «Чистого искусства». О полном несоответствии Фета «духу времени» говорил Писарев, утверждая, что «замечательный поэт откликается на интересы века не по долгу гражданства, а по невольному влечению, по естественной отзывчивости». Фет не только не считался с «духом времени» и пел на свой лад, но он решительно и крайне демонстративно противопоставлял себя демократическому течению русской литературы XIX века.

Музыка, любовь, природа слиты в поэтическом мире Фета и неотделимы друг от друга. Одним из ярких примеров этого является стихотворение «На заре ты ее не буди. ». Оно лишено сюжета, но есть героиня. Фет не раскрывает ее внутреннего мира, не описывает ее полностью, а как бы фотографирует отдельные моменты, рисует картину. В этом заключается импрессионизм поэзии Фета. Импрессионизм — передача впечатления, основанная на своих субъективных, изменчивых ощущениях и переживаниях. Фет был способен запоминать переживания, мгновенные состояния души, окружающей природы. Его поэзия иррациональна, чувственна. Образы его стихотворений неопределенны, расплывчаты, и часто Фет передает не их изображение, а свое собственное ощущение, свои впечатления. Прозвучало над ясной рекою//Прозвенело в померкшем лугу,//Прокатилось над рощей немою,//Засветилось на том берегу. В этом стихотворении поэт подчеркивает, что природа для него — это отражение чувств человека, очертания, вспышки, нерассудочность. Изображение уступает ощущениям.

Фет не просто описывает, а создает нужную для содержания форму, необычную, новую, он экспериментирует. Сад весь в цвету,//Вечер в огне,//Так освежительно радостно мне!//Вот и стою,//Вот и иду.//Словно таинственной речи я жду. В этом стихотворении Фет использует чередование коротких и длинных строк, а также стихотворение наполнено синтаксическими параллелизмами, повторами, характерными для его поэзии.

Как определенный жанр в поэзии можно выделить пейзажную лирику Фета. Нужно отметить, что полного описания пейзажа в стихотворениях нет — пейзаж как бы раздроблен. Например: «Шепот, робкое дыханье…». Это стихотворение написано одними назывными предложениями, перед нами создается полная картина свидания. Природа является отражением чувств человека, его психического настроения.

Поэзия и действительность для Фета оказываются двумя разными, диаметрально противоположными мирами: мир Фета-человека, его мировоззрения, его житейской практики, общественного поведения и мир фетовской лирики, по отношению к которому первый мир является антимиром.

Творчество Ф. И. Тютчева — одна из вершин русской классической поэзии. Любовь и природа — вот два основных мотива “чистого” искусства Тютчева, а одной из ярких примет его творчества является преобладание пейзажей.

Особенно привлекают поэта переходные, промежуточные моменты природы: он изображает осенний день, с грустью напоминающий об ушедшем лете: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера. Или же осенний вечер, как первый предвестник холодной зимы: Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть.

Характерные начала его стихотворений: “Как хорошо ты, о море ночное. ”, “Люблю грозу в начале мая. ” или “Как весел грохот летних бурь. ” — красноречиво говорят о том восторге перед величием и красотой, многообразием и бесконечностью природного царства, которым насквозь проникнуто творчество Ф. И. Тютчева. Природа в его стихах разнообразна, насыщена звуками, красками, запахами. Тени сизые сместились, Цвет поблекнул, звук, уснул — Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул.

Творческая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху повсеместного торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Так же, как и Фета, его относят к поэтам “чистого” искусства, искусства, чуждого агрессии, грубости.

Его стихи наполнены чувственностью, нежностью, любовью, любовью к родной русской природе, любовью к женщине. Женские образы в стихотворениях Тютчева полны какой-то нереальности, женственности, любви, они напрямую отождествляются с природой. Как, например, стихотворение, посвященное его последней любви — Елене Денисьевой: Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь на всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоен. Эти строки перекликаются со многими стихами о природе, где сказано: В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. И. Тютчев — поэт поистине “чистого”, светлого искусства. Его поэтическое слово воплотило в себе неисчерпаемое богатство художественного смысла, оно полно глубокого философствования, размышлений о сущности бытия. На протяжении всего творческого пути поэт не утратил свойственного ему мирового, космического, вселенского духа.

Особенности поэзии «чистого искусства»: Поэзия намеков, догадок, умолчаний. Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта. Искусство не должно быть связано с жизнью. Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира. Это поэзия для избранных.

Основные темы поэзии «чистого искусства»

Любовь — Лирику отличает богатство оттенков: нежность и душев­ная теплота.

Природа — Образность, нетрадицион­ность сравнений, эпитетов; очеловечивание природы, на­хождение отзвука своим на­строениям и чувствам.

Искусство — Певучесть и музыкальность.

Поэзия А. А. Фета

Природа в стихотворениях поэта:

русская весна — пушистыми вербами, первым ландышем, просящим солнечных лу­чей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», журавлями, кричащими в степи

русское лето сверкающим жгучим воздухом, синим, подернутым дымкой небом, золотыми переливами зреющей ржи под ветром, лиловым дымом заката, ароматом скошенных цветов над меркнущей степью

русская осень пестрыми лесными косогорами, птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлистных кустах, стадами на вытоптанных жнивьях

русская зима бегом далеких саней на блестящем снегу, игрой зари на занесенной снегом березе, узорами мороза на двойном оконном стекле

Явления природы у А. А. Фета описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фет описывает не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др, и каждая птица показана в ее своеобразии.

Природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом.

Особенности пейзажной лирики стремление к фиксации изменений в природе; наблюдения об изменениях в природе постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы; изображение более частных, более коротких и более конкретных отрезков сезонов; точность и четкость делает пейзажи Фета строго локальными: как правило, это пейзажи центральных областей России. Фет любит описывать точно определенное время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе.

Что сближает поэзию Фета с импрессионизмом? преклонение перед чистой красотой; нарочитая красивость, даже банальность; постоянное употребление таких эпитетов, как «волшебный», «нежный», «сладостный», «чудный», «ласкательный»; стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощуще­ние штрихах; поэта интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом

Читать еще:  Чем отличается греческая поэзия от римской

Фет говорит: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление».

Что такое природа в стихотворениях Фета? сумрачные осенние дни; первый весенний цветок

томительный среднерусский полдень; короткая северная ночь; плач комара; хриплый призыв коростеля.

Фет о творчестве:

«Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит».

«Целый мир от красоты».

«Нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, не молиться»

Поэзия Ф.И. Тютчева

Особенности поэзии Ф.И. Тютчева: Творчеству Тютчева присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности как реальности, а не каких-то отвлеченных , абстрактных категорий. Тютчев — открыватель новых образных миров в поэзии. Масштаб поэтических ассоциаций Тютчева поразителен. Наиболее ярко «двойное бытие» расколотой человеческой души выражено в любовной лирике Тютчева.

Любовная лирика Что такое любовь? «самоубийство» «блаженство и безнадежность» «поединок роковой» «буйная слепота страстей» это стихия

Стихи, вошедшие в «Денисьевский цикл»

«Весь день она лежала в забытьи. » Неотвратимое угасание любимой: «и всю ее уж тени покрывали» на фоне летнего буйства природы: Лил теплый дождь — его струи По листьям весело звучали.

«Близнецы» Мотив смерти нерасторжимо переплетается с мотивом любви: И кто в избытке ощущений, Когда кипит и стынет кровь, Не ведал ваших искушений — Самоубийство и Любовь.

«Предопределение» Тютчев заглянул в такие глубины, в такие бездны человеческой души, как никто до него: Любовь, любовь — гласит преданье — Союз души с душой родной — Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И. поединок роковой.

Эссе Моё понимание поэзии чистого искусства

Моё понимание поэзии «чистого искусства» в лирике А.Фета и Ф.Тютчева

Для художника впечатление, вызвавшее

произведение, дороже самой вещи, вызвавшей

Поэзия чистого искусства… То искусство, когда направляющая мысль – эмоции, внутреннее состояние лирического героя, какой –то особый подтекст стиха. А они, эти произведения, не укладываются в рамки обычной лирики и её ведущих тем – любви, дружбы, природы… У поэтов «чистого искусства» главное – нести через своё творчество прекрасное, красивое, вечное. И никакой прозы жизни.

II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Так какова же лирика А. Фета и Ф. Тютчева, далёкая от социальных и политических проблем? Эти поэты чутко слушали и слышали малейшие душевные изменения, улавливали впечатления души и сердца. А. Фет – тончайший лирик и настойчивым консерватор одновременно. И всё это соединялось в стихах, рождающих чистейшие чувства, искренние мысли, страсти человеческие. Его поэзия облагораживала человека, заставляла духовно расти, обогащаться чувствами:

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец —

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец!

Или Ф. Тютчев. Для него главное – любовь и природа. Вот чем живёт человек. Остальное – шум и суета. Природа над всем и над всеми. А человек, связанный, конечно же, с ней, полностью подчинён ей:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Такое видение природы присуще только поэтам «чистого искусства».

Оба поэта отличались особой наблюдательностью, особым видением всего, что их окружало. А мерилом всех вещей являлся внутренний мир человека:

Два мира властвуют от века,
Два равноправных бытия:
Один объемлет человека,
Другой — душа и мысль моя.

Ф. Тютчев и А. Фет были убеждены, что поэзия должна говорить о вечном – добре, любви, природе, чувствах, мечтах… Законы человеческого бытия для них неинтересны потому что они отягощает стих. А лирика должна лёгкая, чистая, воздушная как сама природа:

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Стихи поэтов «чистого искусства» не имею сюжета, в них – настроение поэта. Оно «летучее», изменяющееся, то грустное, то счастливое… Их идеал – чистая красота, мгновенное ощущение, произведённое впечатление. «Целый мир от красоты» — писал А. Фет. И в этом сила их поэзии.

Так что же такое поэзия А. Фета и Ф. Тютчева? Это гимн «шёпоту, робкому дыханию, трелям соловья». Это упоение любовью и любимой:

Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди…
На заре она сладко так спит!

25. Чистое искусство демократическая поэзия 60-х г

Эпоха 60-х годов – время большой соц.ломки,формиров. новых взглядов на жизнь, новых обществ.отношений. общественная жизнь, да и обычная дейст-ть во всех ее проявлениях вторгается в л-ру. В поэзии на первый план выдвигается Н.А. Некрасов и его последователи, образовавшие самостоят.школу. Термин «некрасовская школа» возник в 60-е гг 19 века под пером Чернышевского и чуть позже Тургенева. Лит.шк.принято считать группу писателей или поэтов, объединенных общностью или близостью мировоззрений, особенностями идейно-худож.тв-ва. Эта группа испытывает влияние велкикого писателя-современника или предшественника. В понятии «некрасовская школа» отразился дух 60-хгг. Под этим термином мы понимаем худ.систему в ру.демократич.поэзии. участники этой шк.испытывали не только мощное воздействие поэзии Некрасова, но даже и в организ.и личном плане во многом примыкали к великому поэту. В школу Некрасова входят И.С. Никитин, М.Л. Михайлов,В.С. Курочкин, Д.Д. Минаев, Л.Н. Трефолев. В.И. Богданов, Н.А. добролюбов и др. они испытывали темы, поэтич.приемы НЕкрасова, но д/всех хар-но дерзкое новаторство. Почти все поэты – разночинцы. Все отличались неприятием «чистого искуства», все были приверженцы идеологии крестьянской демократии. Они предпочит.гражд.темы, откликались на злободнев. ?-ы современности, т.е. созд.действенную поэзию, связ с жизнью. Они отзывались на все события 60-х годов. Их поэзию отлич. полит острота оценок, ясность позиции, непримиримость с самодерж. и деспотизмом. В области гражд.лирики поэты некр школы внесли большой вклад в рус.поэзию. показат была полемика их с адептами «Чистого искусства»: стихи обретали блестящ.форму. большую ценность представ.стих., в кот реш проблемы народ жизни. Их авторы глубоко знали рус. действит-ть, близко к сердцу принимали народ.стардание. они создавали произв., по форме и содерж. Доступные народу.

ОНи переживали период падения читат.интереса. сборник Фета не имел успеха, а сб.Некрасова, напротив, разошелся мгновенно: поэтич.призыв к гражд.служению был принят как знамен6ие времени. Однако поэзия знает лишь один критерий – уровень художественности, независящий от степени присутствия в поэтич.произвед.соц.тем и мотивов. Представители: А.А. Фет, А.Н. Майков, А.К. Толстой. Я. П. Полонский. Л. А. Мей, А. Григорьев и др. 1-ый сборник Майкова(нач.1842): «Вакханка», «Барельеф», «Сон»
Когда ложится тень прозрачными клубами
На нивы желтые, покрытые скирдами,
На синие леса, на влажный злак лугов;
Когда над озером белеет столп паров
И в редком тростнике, медлительно качаясь,
Сном чутким лебедь спит, на влаге отражаясь,-
Иду я под родной соломенный свой кров,
Раскинутый в тени акаций и дубов;
И там, в урочный час, с улыбкой уст приветных,
В венце дрожащих звезд и маков темноцветных,
С таинственных высот, воздушною стезей,
Богиня мирная, являясь предо мной,
Сияньем палевым главу мне обливает
И очи тихою рукою закрывает,
И, кудри подобрав, главой склонясь ко мне,
Лобзает мне уста и очи в тишине.
1839
, «Искусство» и др. С той поры лирика М. тяготеет к античным классич.формам, отражает стремление к уравновеш.,наслаждению природой и иск.
1-ый сб. Полонского «Гаммы»(1844). В нем наметились основ.темы и формы: любовь, овеянная тихой грустью, природа, увлекающая в томительные грезы, бытовой романс, портретные зарисовки, передающие сложное состояние лир.героя(«Вызов»
За окном в тени мелькает
Русая головка.
Ты не спишь, мое мученье!
Ты не спишь, плутовка!
Выходи ж ко мне навстречу!
С жаждой поцелуя,
К сердцу сердце молодое
Пламенно прижму я.
Ты не бойся, если звезды
Слишком ярко светят:
Я плащом тебя одену
Так, что не заметят!
Если сторож нас окликнет —
Назовись солдатом;
Если спросят, с кем была ты,
Отвечай, что с братом!
Под надзором богомолки
Ведь тюрьма наскучит;
А неволя поневоле
Хитрости научит!
Октябрь 1844
, «Затворница», «Пришли и стали тени ночи», «Встреча» и т.д. В последующие годы он пишет элегии, баллады, песни, романсы, поэмы, стихотворные драмы. Творч.наследие Мея невелико. Печататься начал в 1840, последующ.гг.связ.с ред.славянофильского «Москвитянина», с «Библиотекой для чтения» и «Русск.словом». Его стихотв.сб-к возвещал об уходе от соц.тем в идеальный мир красоты. Однако уход в наст.ис-во не был для поэта постоянной позицией. Тема предназначения свободного певца- главная в его лирике( «Сумерки», «Канарейка», «Забытые ямбы», «Мимоза
Цветут камелия и роза,
Но их не видит мотылек:
Ты жизнь и смерть его, ты — греза
Певца цветов, моя мимоза,
Мой целомудренный цветок,
Затем что в звучном строе лета
Нет и не будет больше дня
Звучней и ярче для поэта,
Как тот, когда сложилась эта
Простая песнь: «Не тронь меня».
».
Ст -я из нар.жизни, на библ.и античные темы.

Читать еще:  Как развивается русская поэзия первого послевоенного десятилетия

Поэзия «чистого искусства». А. А. Фет, Ф. И. Тютчев в таблицах

Поэзия «чистого искусства».

А. А. Фет, Ф. И. Тютчев

1. Особенности поэзии «чистого искусства»

Поэзия намеков, догадок, умолчаний.

Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта.

Искусство не должно быть связано с жизнью.

Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира.

Это поэзия для избранных.

Лирику отличает богатство оттенков: нежность и душев­ная теплота.

Образность, нетрадицион­ность сравнений,эпитетов; очеловечивание природы, на­хождение отзвука своим на­строениям и чувствам.

Певучесть и музыкальность.

Как представлено в творчестве

пушистыми вербами, первым ландышем, просящим солнечных лу­чей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», журавлями, кричащими в степи

сверкающим жгучим воздухом, синим, подернутым дымкой небом, золотыми переливами зреющей ржи под ветром, лиловым дымом заката, ароматом скошенных цветов над меркнущей степью

пестрыми лесными косогорами, птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлистных кустах, стадами на вытоптанных жнивьях

бегом далеких саней на блестящем снегу, игрой зари на занесенной снегом березе, узорами мороза на двойном оконном стекле

Явления природы у А. А. Фета описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фет описывает не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др, и каждая птица показана в ее своеобразии.

Природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом.Природа тесно связана с человеческим трудом, с тем, что она дает человеку.

• стремление к фиксации изменений в природе;

• наблюдения об изменениях в природе постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы;

• изображение более частных, более коротких и более конкретных отрезков сезонов;

• точность и четкость делает пейзажи Фета строго локальными: как правило, это пейзажи центральных областей России. Фет любит описывать точно определенное время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе.

преклонение перед чистой красотой

нарочитая красивость, даже банальность.

постоянное употребление таких эпитетов, как «волшебный», «нежный», «сладостный», «чудный», «ласкательный»

стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощуще­ние штрихах

поэта интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом

Фет говорит: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление».

• сумрачные осенние дни

• первый весенний цветок

• томительный среднерусский полдень

• короткая северная ночь

• хриплый призыв коростеля

Фет о творчестве:

«Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит».

«Целый мир от красоты».

«Нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, не молиться»

4. Поэзия Ф.И. Тютчева

Особенности поэзии Ф.И. Тютчева

• Творчеству Тютчева присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности как реальности, а не каких-то отвлеченных , абстрактных категорий.
• Тютчев — открыватель новых образных миров в поэзии.
• Масштаб поэтических ассоциаций Тютчева поразителен.
• Наиболее ярко «двойное бытие» расколотой человеческой души выражено в любовной лирике Тютчева.

Что такое любовь?

«блаженство и безнадежность»

«буйная слепота страстей»

«Весь день она лежала в забытьи. »

Неотвратимое угасание любимой: «и всю ее уж тени покрывали» на фоне летнего буйства природы:

Лил теплый дождь — его струи

По листьям весело звучали.

Мотив смерти нерасторжимо переплетается с мотивом любви:

И кто в избытке ощущений,

Когда кипит и стынет кровь,

Не ведал ваших искушений —

Самоубийство и Любовь.

Тютчев заглянул в такие глубины, в такие бездны человеческой души, как никто до него:

Любовь, любовь — гласит преданье —

Союз души с душой родной —

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И. поединок роковой.

    
  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Учись у них — у дуба, у берёзы» 
  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Заря прощается с землёю» 
  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Это утро, радость эта» 
  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа. » 
  • Как соотносятся мотивы мгновения и вечности в поэзии А.А. Фета?

Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее.

Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее.

я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное — мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее.

Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее.

что такое чистое искусство?

Эстетическая концепция, утверждающая самоценность искусства от политики и общественной жизни.
Проще говоря, теория о том, что искусство самодостаточно и независимо.

В России лозунг «искусство для искусства» в середине XIX в. полемически противопоставлялся натуральной школе, или «гоголевскому направлению» , т. е. реалистическому искусству, и был подвергнут критике русскими революционными демократами (В. Белинский, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов) , видевшими источник прекрасного в реальной действительности, утверждавшими идеи гражданственности искусства.

Эстетическая теория “чистого искусства” объединила творчество многих поэтов, которые не ставили перед искусством никаких политических или дидактических целей и задач. Они утверждали, что искусство «чистое» — оно «очищено» от тем, связанных с борьбой революционно-демократического лагеря, идей крестьянской революции. Единственным объектом искусства для поэта является красота, несущая чистую радость и уничтожающая страдание, а источником красоты в мире является природа, творчество, любовь. От проблем реальной действительности, от ее социальных пороков и противоречий поэты школы «чистого искусства» уходили в возвышенный мир чистой поэтической души, в мир своего воображения. Поэт — это Богом вдохновленный творец, и цель его – воплощать в стихах божественную красоту мира.

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Фет был истинным приверженцем “чистого искусства”. Его мысли: “Если песня бьет по сердечной струне слушателя, то она истинна и права. В противном случае она ненужная парадная форма и поэзия должна обходиться без наставлений, нравоучений” — не могли быть приняты революционно-демократическими критиками. Поэтому его поэзию уничтожали, а в ее лице и все “чистое искусство”. Эта оценка творчества Фета позже была подхвачена критикой соцреализма.

«Чистое искусство» («искусство для искусства») — название ряда эстетических концепций, которые защищали независимость художественного творчества от политических, идеологических, социальных факторов и утверждали «вечные ценности» — любовь, красоту, природу, творчество и т.

Читать еще:  Какие факторы обусловили появление рыцарской поэзии

«искусство для искусства»)
комплекс миросозерцательных установок, творческих принципов, эстетических представлений и вкусовых предпочтений, опирающихся на идеи самоценности искусства, его свободы от социальных запросов, общественных нужд, дисциплинарных назиданий морального, идеологического, политического характера и прочих нормативных факторов. Возникло в качестве целостной эстетической концепции во Франции в XIX в. До этого существовало в виде эпизодических умонастроений и частных творческих пристрастий отдельных художников. Различные аспекты этой художественноэстетической позиции рассматривались в трудах Г. Э. Лессинга («Лаокоон»), И. Канта («Критика способности суждения»), Ф. Шиллера («Письма об эстетическом воспитании»), Важную роль в теоретическом обосновании и публичной презентации концепции «чистого искусства» сыграл французский литератор Теофиль Готье. В предисловии к своему роману «Мадемуазель де Мопен» (1836) он сформулировал ее основные принципы, суть которых сводилась к тому, что цель, ради которой существует искусство, — это само искусство. Заметное место в комплексе идей и понятий, обслуживающих концепцию «искусства для искусства», занял смыслообраз «башни из слоновой кости», обозначающий позицию полной изолированности художника и от повседневной, приземленной житейской суеты.

Литература. 10 класс

Конспект урока

Поэзия Фета как выражение красоты и идеала

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. Влияние личной жизни Фета на тематику и образы стихотворений;

2. Понятие «чистое искусство», его противопоставление гражданской поэзии;

3. Импрессионизм в поэзии Фета.

«Чистое искусство» — теория, которая утверждала, что искусство и литература не должны выполнять социальных задач, а должны служить лишь для эстетического наслаждения прекрасным.

Суггестивность — активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя посредством «пленительной неясности» — логически неуловимых, зыбких, намекающих тематических, образных, ритмических, звуковых ассоциаций.

Импрессионизм — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, ставящее целью передачу, воспроизведение непосредственных, субъективных впечатлений от действительности.

Список литературы

Основная литература по теме:

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2016. — 368 с.

Дополнительная литература по теме:

1. Сахаров В. И., Зинин С. А. Литература. 10 класс. Учебник. — М.: Русское слово, 2012. — 336 с.

2. Кутузов А. Г., Киселёв А. К. В мире литературы. 10 класс. — М.: Дрофа, 2006. — 400 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вглядитесь в портрет Афанасий Фет считал, что поэзия и действительность не совместимы. «Художественное произведение, в котором есть смысл, для меня не существует», — утверждал он.

В поэзии 60–80-х годов XIX века в России выделяются два направления — школа чистой поэзии и школа демократической поэзии. Одну называют «поэзией сердца», а другую — «поэзией мысли».

«Чистое искусство» — (иначе — «искусство для искусства») — эстетическая теория, которая утверждает, что искусство и литература не должны выполнять социальных задач, не обязаны приносить «пользу», а должны служить лишь для наслаждения прекрасным. Никто последовательнее Фета не придерживался этой доктрины. Противоположная теория, согласно которой искусство и литература должны служить обществу, обличать и исправлять социальные пороки, находит своё отражение в произведениях Белинского, Чернышевского и Некрасова.

По мнению Фета, миссия поэта — всколыхнуть чувства посредством слова, «усилить бой бестрепетных сердец». И главная трудность — выразить мысли так, чтобы они отозвались в сердцах читателей. Об этом Фет пишет в стихотворении «Как беден наш язык…».

Как беден наш язык! — Хочу и не могу. —

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

Напрасно вечное томление сердец,

И клонит голову маститую мудрец

Пред этой ложью роковою.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И тёмный бред души и трав неясный запах;

Так, для безбрежного покинув скудный дол,

Летит за облака Юпитера орёл,

Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

Поэт обозначает условия возникновения поэтического произведения: первое — описание красоты реально существующего мироздания, второе — прозорливость изображающего её, «ум сердца». «Поэт — тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит».

Фету удаётся тонко передать все оттенки состояния души, раскрыть великолепие мира чувств. Но поиск художественных средств приводит поэта к мысли, что даже слово не способно выразить то, чем живёт душа: «Людские так грубы слова». А задача поэта состоит в том, чтобы выразить неописуемое, иррациональное. Стихи Фета воздушны: они — «божественный вздор», «бред неясный» и пишутся «наперекор уму».

Тема природы — одна из любимых у поэта, ведь именно в окружающей красоте очарование бытия. К тому же пейзаж — это источник радости, вдохновения, оптимизма и неожиданных открытий. Об этом стихотворение «Ещё майская ночь».

Какая ночь! Все звёзды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь…

Фет не пытается нарисовать чёткую картину словами, он лишь фиксирует отдельными штрихами мгновения, подмечает детали. Поэтому его стиль считается поэтическим импрессионизмом. Написанное в одно предложение стихотворение «Это утро, радость эта…» передаёт лишь торжество момента. Без возвышенных эпитетов поэт перечисляет то, что увидел, то, что составляет вдохновляющий образ весны.

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Эти ивы и березы,

Эти капли — эти слёзы,

Этот пух — не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчёлы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Фет — зоркий наблюдатель, который описывает явления природы естественно и романтично. Его душа трепетно реагирует на блеск дрожащих звёзд и таинственный лунный свет, на весеннее солнце и морозные узоры на стекле. Заря и туман, река и чёрный лес, ночной сад и морская даль превращаются в стихотворениях поэта в дивные поэтические образы, отображающие смену настроений природы. Именно такое состояние передано в стихотворении «Вечер». Оно наполнено неторопливым музыкальным звучанием и игрой света.

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном, —

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зелёным огнём…

Живописные картины природы в поэзии Фета передают любовь к родным краям, его любование мгновенно наполняет сердце читателя благодатью. В стихотворении «Ещё весны душистой нега» описано приближение весны, предвкушение обновления природы.

Ещё весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Ещё овраги полны снега,

Ещё зарей гремит телега

На замороженном пути…

В своих стихотворениях Фет создаёт идеальный мир, наполненный яркими красками и залитый солнечным светом, как в знаменитом стихотворении «Я пришёл к тебе с приветом».

Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало…

Природа всегда помогает чувствовать его лирическому герою, он всегда ощущает связь с тем, что его окружает. «Только песне нужна красота, красоте же и песен не надо» — таким было творческое кредо Фета.

Фет и Тютчев — поэты-романтики, которых часто сравнивают. Их не интересовали социальные проблемы: в своём творчестве они воспевали любовь и красоту. Величие природы стало для них мерилом прекрасного, противопоставлением несовершенной действительности. И хотя их подходы к творчеству были разными, они превосходные пейзажисты, сильно обогнавшие своё время и вошедшие в историю мировой литературы как великие ценители жизни.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка

Какие темы преобладают в стихотворениях Фета?

-Природа и любовь;

-Революция и свобода;

-Прославление самодержавия и великой России.

Ответ: природа и любовь.

Разбор решения: внимательно перечитываем лекцию, в ней говорится о том, что Фет изображал сиюминутные впечатления жизни, что он был самым ярким представителем теории «чистого искусства».

Единичный выбор

Укажите верное определение понятия «лирический герой»:

— Изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ;

— Образ героя в произведении, переживания, мысли и чувства которого в нём отражены;

— Странствующий поэт-импровизатор, который исполняет свои произведения в сопровождении музыкального инструмента.

Ответ: Образ героя в произведении, переживания, мысли и чувства которого в нём отражены.

Разбор решения: лиpичecкий гepoй – этo oбpaз пoэтa в лиpикe, xyдoжecтвeнный двoйник aвтopa, выcтyпaющий кaк жизнeннaя poль, кaк лицo, нaдeлённoe ocoбeннocтями индивидyaльнoй cyдьбы, cвoeoбpaзным внyтpeнним миpoм…

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector