1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поэзия есенина выглядит как

Цветовая палитра в поэзии Сергея Есенина

Разделы: Литература

Цели:

  • познакомить учащихся со своеобразием поэтического таланта Сергея Есенина;
  • показать на примерах цветовую палитру поэта по периодам;
  • вызвать у детей эмоционально-образный отклик на произведения Есенина.

Урок начинается с просмотра фрагмента из к/ф «Сергей Есенин»по одноименному роману Виталия Безрукова.

1. Вступительное слово учителя (Приложение 1. Слайд 1)

С. А. Есенин – это один из самых выдающихся представителей лирической поэзии XX века. Он вошел в русскую поэзию как певец родной земли, тонко чувствующий и вдохновенно воспевающий красоту и поэтичность русской природы. Поэзия наполнена чувством искренней сыновней любви к родному краю, чувством сопричастности к происходящему вокруг.
Уже ранние стихи Есенина отличались самобытностью и свежестью образов, были наполнены шорохом листьев и шумом дождей, многоцветьем красок, пьянящим ароматом. Ведь поэт с ранних лет тесно общался с природой. И особенность его поэтичного мышления заключалось в том, что через образы родного края он постигал сложность бытия, человеческих судеб, жизнь собственной души.
В поэтической образности С.Есенина важное место занимает цветопись; владение этим искусством досталось как драгоценное наследство от устной речевой стихии. Но главным учителем и кладезем цветовой гармонии для поэта была русская природа:

Я учусь, я учусь моим сердцем
Цвет черемух в глазах беречь.

Богатство есенинского радужного спектра возможно сравнить лишь с красками природы. Поэт оперирует всеми цветами, окружающими его: синим, голубым, золотым, розовым, желтым, зеленым, коричневым, черным, белым. (Приложение 1. Слайд 2)

Уловив «узловую связь природы с сущностью человека» Есенин изображает эволюцию своего лирического героя как частицы природы, проходящей годовой цикл жизни: (Приложение 1. Слайд 3)

Рождение – весна
Расцвет – лето
Увядание – осень
Смерть – зима.

Причем эти периоды жизни лирического героя-поэта, являющиеся и этапами эволюции его художественного мира, Есенин окрасил в соответствующие временам года тона:

2. Выступление учащихся (групповая поисковая работа) о весеннем периоде творчества С.Есенина (Приложение 1. Слайд 4)

Весенний, дореволюционный период есенинского творчества окрашен в голубой цвет со всеми его оттенками. Если обратить внимание на пейзажи, то они тоже очень красочны, выразительны и, что особо важно, наполнены голубизной: «В прозрачном холоде заголубели долы…», «Летний вечер голубой…», «Синяя вьюга…» Голубизна в стихотворениях – то нежная, перламутровая, то глубокая до синевы. А вот, если обратим внимание на стихотворение «О, Русь – малиновое поле», то уже сочетание синего и малинового цветов придает пейзажу особую выразительность:

О, Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, –
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Поэзия Есенина словно озарена высоким и чистым светом любви к своей родине. Родина, Русь, родная земля – вот тот источник, из которого поэт черпает и силы, и вдохновения, что несет в себе и радость, и печаль. Цветовые тона усиливают ощущения необъятности просторов: «только синь сосет глаза…», «солнца струганные дранки загораживают синь…», «… вечером синим, вечером лунным…», «синь, упавшая в реку…». Этим выражается чувство любви и нежности. Есенин видел Русь в радости весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, с прихотливо извилистыми реками, веселыми рощами. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать богатство и красоту русской природы. В голубые и радостные тона окутана Россия в стихах Есенина. «Опять ты вновь заголубела, моя родимая земля», – пишет он. «Заголубели долы», вокруг «синяя ширь», от воды «синь во взорах».

Синее и голубое – это цвет земной атмосферы и воды, он преобладает в природе независимо от времени года, в нем меняются только оттенки. И поэт не ограничивается простым воспроизведением красок природы, он не копирует их, а как я заметила, каждая краска имеет свой смысл и содержание. Синий – цвет покоя и тишины. А голубой очень близок по своему значению синему, но в нем есть радостное ощущение простора. Сочетание же голубого и синего цвета дают романтическое настроение: «Май мой синий! Июнь голубой!» – восклицает поэт, и я чувствую, что здесь не просто названы месяцы весны и лета, здесь думы о юности и молодости.

Голубой цвет не случайно определил сущность весеннего периода есенинского творчества: ведь он действительно доминирует в весенней природе Руси и, кроме того, считается «по традиции цветом не бытовым, а как бы символическим, означающим «божественность»… (А.Марченко).

3. Выступление учащихся (групповая поисковая работа) о летнем периоде творчества С.Есенина (Приложение 1. Слайд 5)

За долгой весной в поэзии Есенина наступает короткое красное лето – двухлетний период революционного энтузиазма:

И лето такое короткое,
Как майская теплая ночь

Поэт окрашивает художественный мир в огненные тона (красный, розовый, малиновый, алый).

В 1917, революционном, году количество красных, розовых, огненных, солнечных, золотых образов в лирике Есенина растет. Революция – «заря молитвенником красным пророчит благостную весть». И родина теперь для Есенина не «голубая», а «златая Русь». Теперь для поэта вся «Земля …златая «, она объята революционным пожаром: в мужичьих яслях/ Родилось пламя/ К миру всего мира!».

«Зарево красных зарниц» осветило весь есенинский революционный мир.
Какое разнообразие оттенков! А красный может быть – багряным, алым, розовым, рдяным… Я думаю, что Есенин занимает, бесспорно, первое место по использованию цветов.

В осенние дни, когда так прозрачно холодное небо, когда шелестит опавшая листва под ногами, почти каждый способен увидеть в «стране березового ситца» осыпанную красной ягодой рябину сквозь призму есенинского четного, но неназойливого оксюморона. И Есенину наиболее заметно удалось передать это настроение.

В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть…

Есенин ярко показывает красочность лета: «в кустах багряных», «с алым соком ягоды», «алый свет зари», «полей малиновая ширь…», «… зарево красных зарниц»… Красный он и алый, и розовый, и малиновый, и рдяной. А одно слово «розовый» создает незабываемую картину:

Я теперь скупее стал в желаниях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Розовый конь? Мне кажется, что цвет очень точен. Знакомясь с критическими статьями о Есенине, я столкнулась с размышлениями К. Ваншенкина. Вот, что он сказал по этому поводу:

«Розовый конь? Это показалось нелепым, неестественным. Я с удивлением перечитал эти строки и вдруг вздрогнул от неожиданно раскрывшейся передо мной картины. Ведь это была рань – конь, вероятно, был белый, но в лучах восходящего солнца стал розовый. И все вокруг было розоватое, в дымке. А в ушах долго не стихал стук копыт. Я никогда не встречал подобного у других поэтов».

4. Выступление учащихся (групповая поисковая работа) об осеннем периоде творчества С.Есенина (Приложение 1. Слайд 6)

Но есенинское лето оказалось слишком коротким по сравнению с весной, а затем и с затянувшейся осенью. «Не сладились и не сбылись/ Эти помыслы розовых дней». И в поэтическом мире Есенина наступает осень – «скорбный срок»: «золотой октябрь осыпает перстни/ С коричневых рук берез…Срежет мудрый садовник осень/ Головы моей желтый лист», постепенно остывающие осенние краски увядания( желтые, «лимонные», медные, «ржавые», «оловянные», серые, пепельные,) с отдельными яркими вспышками, заливают есенинский поэтический мир. Есенин говорит о том, что «судьба…перекрасила» весь мир : и природу, и страну, и самого поэта, и его лирического героя. В облике России появилась «грусти ивовая ржавь». Лирический герой Есенина хочет быть «желтым парусом,/ В ту страну, куда мы плывем», но «Одержимый тяжелой падучей», он «душой стал, как желтый скелет».

Стихотворения Есенина отличаются обилием разнообразной краски. Цветовая палитра сложна, многокрасочна и выразительна. Мне кажется, что поэт тонко чувствует цвета. Он использует разнообразные оттенки. Вот, например, желтый цвет может быть ржаным и овсяным, золотистым и соломенным, песочным и солнечным…

Природа многокрасочна и многоцветна. Цветовая гамма способствует и передаче тончайших состояний человеческой души:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

«Золото увяданья…» Этот образ, проходящий через всю лирику Есенина и значивший для него много, говорит о том, в какие тона окрашены были есенинские «мысли о старости и тлене». Цвета «золотой осени» – желтизна, багрянец, медленный листопад – это символ убывающих жизненных сил и ясная «осенняя» мысль о прожитом, об утраченном, о неповторимом и острая, повышенная чувствительность к прелести мира.

Читать еще:  Почему базаров не признает искусство поэзии музыки

5. Выступление учащихся (групповая поисковая работа) о зимнем периоде творчества С.Есенина (Приложение 1. Слайд 7)

Со второй половины 1925 года в художественно-философском мире Есенина наступает зима:

Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Поэзия Есенина пронизана щемящим ощущением постоянно витающей вокруг смерти. В ней есть огромная жалость об увядании и краткости жизненных сроков, страх перед вечной немотой и беспамятством…

Я могу сказать, что лирика Есенина отнюдь не светлая. Она говорит и о «роковом», о смерти, о несчастиях, о слабости и тлене, об отвергнутой любви и изменившей дружбе, о загубленной жизни. Об этом думает, об этом говорит Есенин. И эти слова являются последними в его творческой деятельности. Всё чаще начинают преобладать оттенки темного, черного, серого: «приоткинув черную чадру», « серая гладь», «в эту серую морозь и слизь», « черный Человек», «в белом плачут по лесам», «забивает крышу белыми гвоздями…», « черная гибель…».

Единство самых разнообразных впечатлений, органический сплав цветовых образов находим в стихотворениях Есенина.

Как тяжело и одиноко было порой Есенину. Он остро чувствовал « черные силы», все неотступней и ближе подступавшие к его душе. Это страшный облик «черного», «серого встает перед поэтом в конце его творческой деятельности.

Мир Есенина находится в вечном борении человеческих страстей, непримиримости добра и зла, света и тьмы.

Есенин был полон светлой поэтической силы. Стихи, полные обжигающей чистотой чувств, сердечной правдой, болью больших страстей, ударили по сердцам. Они прозрачны и чисты. В них и восторг, и любовь ко всему живому, и печаль большого сердца.

Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.

Завершает жизненный путь лирического героя и самого поэта последнее стихотворение, написанное кровью за день до трагического конца: «До свиданья, друг мой, до свиданья…» погиб Есенин – человек, но «предназначенное расставанье/обещает встречу впереди».
Началось бессмертие Поэта…

Он, как будто чародей,
Превращал зарю в котенка,
Руки милой – в лебедей,
Светлый месяц в жеребенка.
Говорить учил леса,
Травы, рощи в брызгах света.
И слились их голоса
С чистым голосом поэта. (Николай Кутов)

Поэзия есенина выглядит как

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Есенин — поэзия в цвете

Использование цветов в поэзии является значимым средством выражения не столько мысли, сколько чувств и эмоций, и по палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта и его внутреннее самоощущение. Однако еще А.Блок писал в своей статье «Краски и слова», что современные писатели «отупели к зрительным восприятиям» и воспитывают душу читателя среди абстракций и отсутствия света и цвета. Блок предсказал, что появится поэт, который привнесет в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками. Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.

Как народному поэту, Есенину оказалась близка гамма цветов, традиционно используемая в фольклоре и древнерусской живописи. В первую очередь, это синева и залитые голубизной рязанские пейзажи, которые стали превалировать в его поэтических творениях: «В прозрачном холоде заголубели долы», «Голубизна презримой гущи». Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое: «Несказанное, синее, нежное…». Поэт даже саму Россию ассоциировал с синим цветом, говоря, что в этом слове есть «синее что-то». Хотя в другом стихотворении Есенин «одел» Русь в алые одежды и зеленую шаль.

Следующий цвет, которым поэт умело окрашивал свое поэтическое творчество, — это желто-золотой: «Луна под крышей, как злат бугор», «Мне снились реки златых долин», «Хвойная позолота». Для поэта это не цвет осени и увяданья — кстати, желтой палитрой поэт даже рисовал свой автопортрет: «Эти волосы взял я у ржи». Однако в некоторых стихах желтый цвет становится цветом горечи и беспросветности: «Весной и солнце на лугу/ Обвита желтая дорога,/ И та, чьё имя берегу,/ Меня прогонит от порога.…». Мрачными грязно-желтыми красками насыщена и поэма «Пугачев»: «Желтые кошки казацких голов», «Зари желтый горб».

Ярким мазком в поэзию Есенина врывается малиновый цвет: «О Русь – малиновое поле…», «Тлеется дым у малиновых сел». Хотя этот насыщенный сочный цвет не очень присущ поэзии Есенина, и поэт чаще пользуется другими красками: «Выткали на озере алый свет зари», Красной водой поливает восход», ««На закат ты розовый похожа…».

Использование контраста белого и черного было очень характерно для древнерусской литературы, где «черный» олицетворял силы зла. Это нашло свое отражение в поэме «Черный человек», где злые силы поэт выделил только этой краской. Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, и лунный луч у Есенина — как «белоснежное перо».

Есенин нередко использовал и такой прием: он, как художник, размывал на холсте цвета, убирал четкие линии и позволял цветам переходить друг в друга. К примеру, в стихотворении «Дымом половодье» общим фоном является желтый («Жёлтые поводья/ Месяц уронил»), который затем переходит в рыжий («Церквами у прясел/ Рыжие стога»), а заканчивается стихотворение в черных и темно-синих тонах: «Чёрная глухарка/ К всенощной зовет/ Роща синим мраком/ Кроет голытьбу». В поэзии Есенина цвет имеет и символическое значение: «красный конь» как символ революции или «черный конь», всегда несущий смерть.

Сергей Есенин в редких фотографиях

Фотографии разных лет великого поэта, переложившего крестьянское сознание на язык Серебряного века.

Сергей Есенин родился в 1895 году в крестьянской семье в селе Константиново Рязанской губернии. Учился в земском училище, а затем в церковно-приходской школе. Читать выучился с пяти лет, а стихи писать начал с девяти. В юном возрасте написал поэму «Сказание о Евпатии Коловрате».

Отец поэта трудился в мясной лавке в Москве и взял сына к себе в помощники, не веря, что рифмоплётством можно заработать на жизнь. Но мечтания молодого представителя новокрестьянской поэзии влекли его в литературное общество. Поэтому он бросил лавку, а первый гонорар (три рубля) отдал отцу в подтверждение своей правоты.

Из Москвы в 1915 году Сергей Александрович приехал в Петроград, нашёл квартиру Блока, которого считал талантливейшим из современников, и вручил ему папку со своими стихами. Блока изумило и восхитило мастерством молодого поэта. Далее последовало знакомство с другими литературными деятелями.

Максим Горький писал:

Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники.

Маяковский был, конечно, литературным оппонентом Есенина, называл поэта «декоративным мужиком», а его стихи – «ожившим лампадным маслом». В свою очередь Сергей Александрович говорил:

Я все так же Кольцова, Некрасова и Блока люблю. У них и у Пушкина только учусь. Про Маяковского что скажешь. Писать он умеет – это верно, а разве это стихи, поэзия? Не люблю я его. У него никакого порядку нет. Вещи на вещи лезут. От стихов порядок в жизни быть должен, а у Маяковского все как после землетрясения, да и углы у всех вещей такие острые, что глазам больно.

Родители поэта Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна, 1905 год

Сергей Есенин со своими сестрами, 1912 год

Сергей Есенин, 1913 год

Сергей Есенин с друзьями, 1913 год

Сергей Есенин, 1914 год

Сергей Александрович Есенин и Сергей Митрофанович Городецкий. 1915 год.

Сергей Есенин и Николай Клюев, 1916 год

Сергей Есенин с Леонидом Каннегисером, убийцей Моисея Урицкого, 1915 год

Читать еще:  Сочинение чем мне близка поэзия цветаевой

Сергей Есенин в Евпатории

Сергей Есенин на пляже во время заграничного путешествия по Европе с Айседорой Дункан, 1922 год

Сергей Есенин и Айседора Дункан

Сергей Александрович Есенин и Айседора Дункан

Сергей Есенин читает стихи своей матери.

На фото сёстры Есенина: Александра (сидит) и Екатерина, Василий Наседкин (муж Екатерины), издательский работник Александр Сахаров, Сергей Есенин и его третья жена, Софья Толстая. Сентябрь, 1925 года.

Сергей Есенин с сестрой Екатериной на Пречистенском бульваре. Москва, 1925 год.

Сергей Есенин,1925 год

Посмертное фото Есенина

28 декабря 1925 года Сергея Есенина обнаружили мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер». Дело о гибели Сергея Есенина всё ещё хранится под грифом «секретно», поэтому обстоятельства его смерти остаются тайной. Но творчество великого поэта доступно каждому.

Похороны. Слева – вторая жена Есенина Зинаида Райх (с поднятой рукой) и Всеволод Мейерхольд, справа – сестра Екатерина и мать Татьяна Фёдоровна.

Мать Сергея Есенина на его могиле.

Памятник Сергею Есенину в Москве на Тверском бульваре.

Найдены дубликаты

Хм, недавно как раз слушала лекции о Есенине и вот там эта лубочная картинка «с поезда — к Блоку» как раз опровергается. Блоку он был представлен задолго до визита к нему, перед приходом уведомил его о визите запиской, и первые пару лет по приезду из деревни он активно вращался в литературных кругах, не гнушаясь использовать свой образ литературного Ломоносова, пришедшего пешком из своих пердей.

К тому же, он никогда не писал пьяным, так что и образ вечного поэта под шафе тоже был своего рода пиаром.

Но это так, оффтоп. К фото не имеет отношения.

ни разу не наркоманил и не алкаш, как высоцкий да?

Каждый, наперёд думает о том, что ему ближе.

ну да и наперёд сдох, всем же больно сделав этим))

В данном посте просто фото.О пристрастиях и причинах смерти Сергея Александровича много версий, но это в других постах.

да он чмо же обычное, заторчавшее на бухле.

А ты необычное чмо?)

я и не обычен и не чмо, ибо до поэзии не склоняюсь)

Инстаграмм Есенину

Учительница русского языка и литературы завела любимому поэту инстаграмм. В качестве основы она использует фото футболистов. Вместо подписей к фотографиям — строчки из его стихотворений.

Хочу все знать #522. Редкие кадры. Татьяна Федоровна Есенина о своем сыне..

20 января исполняется 145 лет со дня рождения Татьяны Федоровны Есениной (1875-1955). Перед вами фрагмент единственной видеозаписи, запечатлевшей мать поэта.

Видео сделано для документального фильма «Сергей Есенин» П. В. Русановым в марте 1955 г. Третьего июля того же года ее не стало.

Она пережила своего сына на целых 30 лет..

Почерки известных поэтов и писателей

Почему Есенин и Маяковский терпеть не могли друг друга

Что могло объединять последнего лирика деревни и первого поэта революции? Ничего, кроме общего рода занятий. Но литературные направления их творчества тоже категорически не совпадали.

Имажинисты, к которым себя относил Есенин, использовали новые литературные приемы и создавали образы, меняя традиционные значения слов. «Пускай ты выпита другим»… «Твоих волос стеклянный дым»…

Впрочем, это были цветочки по сравнению с экспериментами авангардистов и футуристов, в рядах которых состоял Маяковский.

Он и его единомышленники перевернули с ног на голову и язык, и стихотворную форму. Их, так называемое, словотворчество не просто эпатировало, а призывало сбросить с парохода современности Пушкина, Достоевского, Толстого и других классиков со всеми их лингвистическими «древностями».

Разумеется, два писателя-антагониста отрицали друг друга во всем — от внешности до творческих убеждений.

При первой встрече есенинский облик показался Маяковскому бутафорским. Тот был в лаптях и вышитой рубахе, что в городской квартире смотрелось очень неестественно и комично. Если говорить дословно — опереточно.

Даже голос Есенина показался ему таким, каким, возможно, могло бы говорить лампадочное масло. Маяковский сыпал «комплиментами» вроде «корова в перчатках лаечных», «балалаечник», «звонкий забулдыга подмастерье» и другими.

Есенин тоже не любил Маяковского. Но уж как-то очень нарочито. Так ненавидят, когда в душе испытывают к объекту симпатию.

Сергей Александрович рвал книги Владимира Владимировича, но, тем не менее, читал их, чтобы при случае заявить, насколько же бездарны у оппонента стихи. «Разве это поэзия? Никакого порядку нет». Есенин считал себя поэтом, а у его визави, как он говорил, «непонятная профессия».

Расхождения между двумя поэтами были, в том числе, идеологическими. А как иначе — революция уже перепахала сознание и того, и другого. Маяковский — воплощение исторического материализма. Голос пролетариев. Рупор страны Советов. Апологет революционной борьбы и классовости. Он готов был «к штыку приравнять перо».

И Есенин. Деревенщина. Соломенная Русь. Идеалист. По-русски широкий, с душой нараспашку, с пьяными загулами и хулиганством в «истории болезни». Он не собирался менять страну, которая пахнет яблоком и медом, и где «у низеньких околиц звонно чахнут тополя», на какой-то там рай. «Не надо рая, дайте Родину мою».

Современники с удовольствием наблюдали за словесным пинг-понгом двух талантов.

Есенин: «Сколько бы ни куражился Маяковский, близок час гибели его газетных стихов. Таков поэтический закон судьбы агитез!».

Маяковский: «А каков закон судьбы ваших “кобылез”?»

Есенин: «Моя кобыла рязанская, русская. А у вас облако в штанах».

Комплименты для оппонентов

Однако, несмотря на внешнюю неприязнь, как два по-настоящему одаренных человека, Есенин и Маяковский понимали, что они равные, достойные друг друга соперники.

Поэт-футурист писал, что он с удовольствием наблюдал за эволюцией Есенина, и отмечал, что у поэта-имажениста стали попадаться стихи, которые не могли не нравиться, а также признавал, что он «чертовски талантлив».

Более того, в Риге в разговоре с журналистами Маяковский заявил, что из всех соратников Есенина по литературному течению, останется только он.

Один из современников двух поэтов рассказывал об отношении Есенина к Маяковскому так: «С Сергеем я не раз говорил о Маяковском и должен сказать, что он прекрасно понимал силу его таланта». Но «поэт-деревенщина» выражался проще: «Маяковского не выкинешь. Ляжет в литературе бревном, и многие об него споткнутся».

Когда Маяковский узнал о самоубийстве Есенина, он посвятил ему стихотворение, предупредив читателей, что оно не является очередной насмешкой и продолжением их прижизненного спора.

Маяковский делился со своим окружением, что ожидал такого конца Есенина, потому что накануне встретил его, опухшего от пьянства, в окружении, как ему показалось, черных людей, и совершенно потерянного.

Тем не менее, по-человечески Маяковский был огорчен, понимая, что русская литература потеряла одного из лучших своих представителей. Но поэт и подумать не мог, что спустя почти пять лет он повторит судьбу своего «заклятого врага».

Впрочем, кто знает, может быть там, на небесах, им удалось, наконец, стать лучшими друзьями…

Поэзия есенина выглядит как

Имя С.Есенина занимает совершенно особое место в русской литературе, в художественной культуре, в русском сознании. В произведениях именно этого великого художника слова наиболее глубоко раскрываются главные особенности и сокровенные черты русского национального характера, таинственных стихий русской души. Можно сказать, что Есенин – это сама Россия, явленная нам, выраженная, воплощенная в художественном слове. В трагическую эпоху 20 века, с «кровавым гуманизмом» и «сентиментальными палачами», в эпоху «кровавых костей в колесе», когда поэту «на плечи кидается век-волкодав», когда возникла реальная угроза превращения всей России в «Мертвый Дом», Есенин стал восприниматься русским народом «как символ национального единства русской культуры, символ духовной целостности русской нации». Есенин объединяет русских людей звуком русской песни, где сознание общей вины и общего братства сливаются в общую надежду на освобождение.

Есенин был не склонен подразделять свой творческий путь на какие – либо этапы. И отчасти с этим можно согласиться. Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, ибо все в ней – о России. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». В стихотворении 1914года «Гой ты, Русь моя родная…» Есенин утверждал: «Если крикнет рать святая: / «Кинь ты Русь, живи в раю!»/ Я скажу: «Не надо рая, / Дайте родину мою», но и спустя 10 лет в «Руси Советской» он стоит на своем: «Я буду воспевать / Всем существом в поэте / Шестую часть земли / С названьем кратким «Русь».

Читать еще:  Что нового внес в русскую поэзию фет

В этом же стихотворении – «Русь Советская» — «о других юношах, поющих другие песни, сказано: «Уж не село, а вся земля им мать». Кровная связь с землей, его породившей, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками – изумительными в своей красоте». Второе немаловажное условие состояло в способности увидеть необычное в окружающем его мире обыденной крестьянской жизни. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворение «В хате»). А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Он – главный нерв первых сборников Есенина – «Радуница» и «Голубень». Показательны уже сами названия обеих книг. Радуница – день поминовения умерших, обычно первый понедельник послепасхальной недели. Само слово означает «блестящая», «просветленная». Так называли и первые весенние дни. Голубая, синяя – постоянные эпитеты есенинской Руси:

Опять передо мною голубое поле.

Качают лужи солнца рдяный лик.

Водою зыбкой стынет синь во взорах…

«Обаяние и тайна есенинской Руси – в тихо лучащемся отсутствии». Ключевые образы – звон и сон. Есенинская Россия – это небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов «на туманном берегу»:

Молочный дым качает ветром села,

Но ветра нет, есть только легкий звон.

И дремлет Русь в тоске своей веселой,

Вцепивши руки в желтый крутосклон,

И хоть сгоняет твой туман

Поток ветров, крылато дующих,

Но вся ты – смирна и ливан

Волхвов, потайственно волхвующих.

Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, — это лишь поэтический миф, «красивая Гипотеза России». Примечателен и тот факт, что есенинская Русь – родная сестра блоковской России. У обоих поэтов рядом с «Россией-тайной», «светлой женой» — другая – «гугнивая матушка Русь», гулящая, нищая и бесприютная:

Сторона ль моя, сторонка,

Только лес, да посолонка,

Да заречная коса…

В стихотворении «За темной прядью перелесиц …» лирический герой прямо отождествляет себя с поэтом:

И ты, как я, в печальной требе,

Забыв, кто друг тебе и враг,

О розовом тоскуешь небе

И голубиных облаках.

Это очень показательные строки. Две России – «земная» и «небесная» — уживаются в душе поэта, хотя его тоска – о голубой Руси, небесном граде Китеже. Лирический герой Есенина – «вечно странствующий странник», «в лазурь уходящий». А родина потому и любима смертной любовью, что – оставленная. Мотив покинутого отчего дома – ведущий в лирике Есенина.
Есенин стал не только «последним поэтом» Руси уходящей, той Руси, миф о которой существовал на протяжении веков. «Мне очень грустно сейчас, история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого».
Год 1920-й – переломный в творчестве Есенина. Его муза «сменила походку»; к мотиву покинутого дома прибавился конфликт «Русь Советская» — «Русь уходящая». Поэзия Есенина требует исторического подхода, и непременно в свете ленинской постановки вопроса. Между тем историки литературы и общественной мысли, изучающие творчество Есенина, его стихотворения и поэмы посвященные крестьянской России, не всегда учитывают конкретные обстоятельства политической жизни страны, особенности крестьянской психологии, судят о «крестьянском уклоне» в поэзии слишком отвлечено, не принимая во внимание тех сложных социальных и нравственных проблем, которые неизбежно возникали после гражданской войны и в период перехода к нэпу. Если объективно посмотреть на поэзию Есенина, на его «деревенские» стихи, то не будет преувеличением сказать, что крестьянский вопрос он решал с огромной ответственностью, вдумчиво и заинтересованно. Через десять лет после знаменитого стихотворения «Русь» создается своеобразная трилогия: «Возвращение на родину», «Русь Советская», «Русь бесприютная». В 1925году все эти стихотворения объединяются в программный для автора сборник «Русь Советская». Творчество Есенина впитало в себя целую «радугу» народного мироощущения: и твердое, незыблемое признание святости земледельческого труда, и молодую «жениховскую» радость весеннего обновления жизни, и врачующее душу чувство единения с родной природой. Но за любой чертой близкого поэту сельского обихода, за каждым, не ему одному свойственным, переживанием угадывалось тут еще и нечто большее. Великий сын своего Отечества, Есенин обладал единственным в своем роде умением «собирать» в едином звуке Россию земную и небесную, открывать словом ту потаенную связь, что определила на века судьбу России, судьбу каждого из русских. Простая жизненная подробность, непосредственная эмоция в то время, как правило, выступали у него проводниками возвышенного и чистого созерцания.

История русской литературы XX века (c 1917 года)

Лекция 5.2. Своеобразие лирики С. Есенина

1. Своеобразие лирики С. Есенина

Цветовая символика в лирике С. Есенина

Активное пользование цвета – характерная особенность есенинского творчества. Поэт обращается к естественным цветам окружающего мира: зелень листвы, голубизна неба, золото осени, белизна зимы, темные тона вечера. Но вместе с тем цвет в его стихах всегда выражает определенное настроение, а оттенки цветов, их сочетание, придают изображению неповторимую индивидуальность и экспрессивность. В ранней лирике Есенин тяготеет к чистым, свежим, интенсивным тонам. Эти краски в своей совокупности передают цветовое богатство действительности, которая тускнет для лирического героя с годами. В целом цветовая гамма стихов Есенина созвучна основным краскам древнерусской живописи: голубой, золотой, красный, черный (фигурируют наиболее часто).

Цветовые эпитеты синий, голубой постоянно сопровождают образ Родины и передают чувство искренней сыновней любви. Также синий – символ стремления к небу, прекрасному, невозможному: «Вечером синим, вечером лунным // Был я когда-то красивым и юным».

Чистоту, нежность, которые ассоциируются с Русью, детством, юностью, любовью несут эпитеты алый, малиновый, розовый.

Интересно, что экспрессия, которую выражает цветовой эпитет, часто поддерживается и уточняется стоящими рядом словами, внутреннее содержание которых несет то же значение:

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Золотой – изначальный цвет, из которого все появилось и в котором все исчезает: «Звени, звени, златая Русь!». Это одновременно цвет величия, торжества и цвет увядания, угасания жизни.

Черный цвет передает горечь утраты, потерю, разочарование. В поэме «Черный человек» это символ внутренней ущербности, духовной несостоятельности, мучительной раздвоенности.

Фольклорные истоки творчества Есенина

Программная статья – «Ключи Марии».

Есенин использует стилистические особенности народной лирики, тяготеет к формам и мотивам устного народного творчества, использует фольклорные конструкции, поэтические образы.

Важнейшие особенности лирики Есенина:

  1. 1.Обилие повторов. Их функции: передача душевного состояния человека (смятения, волнения, радости), создание ритмического рисунка стиха.

Пример повтора с перестановкой слов:

С моей душой стряслась беда,

С душой моей стряслась беда

  1. 2.Насыщенность обращениями(часто к природе): «Милые березовые чащи!»
  2. 3.Сложная метафоричность.Пример развернутой метафоры: «Луна – заяц, звезды – заячьи следы» (ст. «Ключи Марии»).
  3. 4.Образность.Образы создаются по фольклорному типу: Есенин берет материал из мира деревни, природы и стремиться охарактеризовать одно явление или предмет другим.

За ровной гладью вздрогнувшее небо

Выводит облако из стойла под уздцы.

  1. Использование приема психологического параллелизма.
  2. Многословностьвызвана тем, что поэт добивается выразительности чувства, состояния в каждом слове, каждой строке.
  3. Музыкальность, напевностьдостигается за счет тяготения к точной рифме, придающей особую гладкость и звонкость стиху.
  4. Использование религиозной лексикидля решения особых поэтических задач, для выражения сугубо светских идей.
  5. Наличие в стихах слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

10. Свою любовь к родине Есенин передает с помощью сравнений, олицетворений, метафор, взятых из хорошо знакомого ему мира крестьянской жизни, благодаря чему создается законченная и яркая картинка характерная для сельской жизни:

Там, капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector