Поэзия фета как поэзия чистого искусства
А.А. Фет – поэт “чистого искусства”
Разделы: Литература
А. А . Фет. Своеобразие личности поэта и его творчества.
Слово учителя: На прошлом занятии мы говорили о поэзии Ф.И. Тютчева, анализировали стихотворения. В чем заключается своеобразие лирики поэта?
Ответы учащихся: Поэзия Тютчева заключает в себе узнавание мира, новизну “открытий” бесконечно многообразного бытия: поэт призывает смотреть и слушать мир.
Поэт стремился ответить на вопросы что такое Вселенная и Земля, каковы тайны рождения и смерти, первородных стихий и сил бытия, в чем глубинный смысл Времени, Пространства, Движения. Какое место занимает человек в мире, в чем его судьба.
Поэзия Ф.И. Тютчева философская, мудрая!
Поэта интересовали только “вечные” вопросы, темы, которые всегда волновали человечество, и сто, и триста, и тысячу лет назад…
Слово учителя: Вы абсолютно правы! Именно, как вы сказали, “вечные” темы занимали Ф.И. Тютчева – философа. Сегодня мы познакомимся с творчеством другого поэта, который так же, как и Федор Иванович, считал, что поэзия та область, где нет места сиюминутному, временному, природа, любовь, красота – вот что должна воспевать лирика!
“Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты”, – говорил великий русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет. По его мнению, “поэзия тем еще прекрасна, что способна увести человека из мира страданий в мир высокого, единственно возможного счастья…” Данное отношение к искусству соответствовало философским взглядам А. Шопенгауэра, чьи труды Фет переводил, и воззрениям некоторых других немецких философов.
„Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины…“
„Kunst ist uns gegeben, um von der Wahrheit zu sterben. “
Ф.Ницше
Афанасий Афанасьевич Фет, конечно, согласился бы с этим высказыванием, которое абсолютно выражает мнение самого поэта о предназначении искусства: “ Мы постоянно искали в поэзии единственного убежища от всяких житейских скорбей…”
Итак, искусство – “убежище от житейских скорбей”, именно поэтому оно не должно касаться ничтожных, тягостных житейских вопросов!
Фет неизменно четко различал поэзию и науку, поэзию и жизнь, жизнь и красоту жизни: “Насколько в деле свободных искусств я мало ценю разум в сравнении с вдохновением, настолько в практической жизни требую разумных оснований, подкрепленных опытом”. В реальной жизни Афанасий Афанасьевич был чрезвычайно практичным, волевым и целеустремленным человеком. Друзья Фета нередко подтрунивали над прозаической внешностью поэта и его пристрастием к земным благам. Так, например, в декабре 1876 г. Л.Н. Толстой, высоко оценив стихотворение “Среди звезд”, с его “философски поэтическим характером”, вставляет в свое письмо к Фету шутливое замечание: “Хорошо тоже, что заметила жена, что на том же листке, на котором написано это стихотворение, излиты чувства скорби о том, что керосин стал стоить 12 копеек. Это побочный, но верный признак поэта”.
Вопрос учителя: Может быть, эта двойственность характера явилась порождением тех испытаний, которые выпали на его долю?
Работа по карточкам, заранее подготовленным учащимися.
…Мать будущего поэта, Каролина Шарлота Фет, в 1820 году уехала из Германии с Афанасием Неофитовичем Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого А.Н. Шеншин усыновляет. Отец Шарлоты Карл Беккер пишет гневное письмо Шеншину, из которого ясно, что отец будущего поэта не Шеншин , а Иоганн Фет – чиновник, служивший в суде Дармштадта. По этим причинам в январе 1835 г. Орловская духовная консистория отлучила будущего поэта от рода Шеншиных. Отнята была и фамилия. В 14 лет он становится гессен – дармштадским подданным и получает фамилию настоящего отца. Все случившееся Фет пережил как трагедию. Он ставит цель вернуться в дворянское лоно Шеншиных и с фантастическим упорством добивается ее: с 1873 г. Фет по разрешению Александра II становится Шеншиным. Движение к цели стоило многих жертв. Одна из них– любовь. Полюбив дочь бедного херсонского помещика Марию Лазич, Фет, однако, решает расстаться с ней, потому что сам он был стеснен в средствах. В браке он видит и существенное препятствие в продвижении по службе, на которую поступил с единственной целью: вернуть утраченное дворянство. Живя для будущего, Фет приносит в жертву настоящее. Когда он достигнет всех высот благополучия, станет рваться из счастливого настоящего в прошлое, в котором осталась его возлюбленная. Преодолевая эту мучительную раздвоенность, Фет создает цикл исповедальных стихотворений, посвященных Марии…
Поэзия красоты, поэзия музыки.
Во многих стихотворениях А.А.Фета речь идет о единстве, взаимопроникновении явлений природы и человеческих ощущений.
Учитель читает стихотворение “Шепот, робкое дыханье”.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря.
В чем своеобразие этого стихотворения?
Ответы учащихся: Здесь нет ни одного глагола.
Слово учителя: Верно, стихотворение построено на одних назывных предложениях. Только предметы и явления, которые называются одно за другим: шепот – робкое дыханье – трели соловья…
При этом можно ли назвать стихотворение сугубо вещественным, предметным?
Ответы учащихся: Наверное, не совсем…
Нет. Оно возвышенное, загадочное. Здесь речь идет о чувствах.
Слово учителя: Правильно! Предметы в этом стихотворении существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает у читателя не прямое представление о ней, а те ассоциации, которые привычно могут быть с ней связаны.
Как вы понимаете следующие строки: “В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря”? Речь идет о розах, янтаре?
Ответы учащихся: Нет! Так поэт описывает краски зари. Это – метафора!
Серебро сонного ручья – тоже метафора!
Конечно! Какую картину вы представляете себе?
Ответы учащихся: Ночь на исходе: соловьи уже поют, но луна еще отражается в воде. Незадолго до рассвета двое, скорее всего двое, сидят у ручья: Ряд волшебных изменений милого лица. Кто-то с умилением и даже восторгом глядит на предмет своего обожания…
А может быть, незаметно пролетела ночь, но ОНИ этого не заметили, поглощенные друг другом и своим чувством.
Значит, за предметами и явлениями вы увидели чувство? Чувство тончайшее, словами не выразимое, невыразимо сильное! Так о любви до Фета никто не писал. Это стихотворение подлинно новаторское: такую поэтическую манеру Фета иногда называют импрессионистской (от фр. слова “впечатление”).
Слово учителя: У А.А. Фета есть ряд стихотворений о назначении поэзии, ее могуществе, ее способности переплавить страдание в радость, остановить время. К ним относится и стихотворение “Одним толчком согнать ладью живую…”, написанное 28 октября1887 г.
Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных оливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,
Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец –
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак, и венец!
Вопрос учителя: В чем своеобразие композиции данного стихотворения?
Ответы учащихся: Оно состоит из трех четверостиший. Здесь много глаголов в неопределенной форме. Десять. Они сменяют друг друга.
Весь текст – одно предложение!
Слово учителя: Совершенно верно! Одно предложение, но сложность синтаксической конструкции малозаметна благодаря членению на стихотворные строки, благодаря синтаксическим параллелизмам строк: как вы заметили, десять инфинитивов, сменяющих друг друга. Этот прием передает лирическое напряжение.
Что еще передает в стихотворении лирическое напряжение?
Ответы учащихся: Анафоры: “Одним толчком…” – “Одной волной…”; “Вот в чем…” – “Вот в чем…”
Да. А с чем связано лирическое напряжение?
Ответы учащихся: Поэт говорит о неудержимом стремлении к чему-то высокому, недоступному.
Вы сейчас назвали анафоры. Посмотрите внимательно, может быть, эти речевые фигуры помогут нам определить, сколько смысловых частей имеет стихотворение?
Наверное, в стихотворении можно выделить две смысловые части.
Слово учителя: Совершенно верно! Первые восемь строк – цепь образов-описаний пейзажа, внутренней жизни человека, объединенных мотивом резкого, внезапного изменения. Это изменение радостно, мир наполняется движением, чувства обострены. Поразительно преображение внутреннего мира: открывается “неведомое, родное” (то есть родное до этого преображения было неведомым), “тайные муки” обретают сладость, “чужое” “чувствуется” как “свое”.
Субстантивированные прилагательные среднего рода в этом стихотворении: “неведомое”, “родное”, “чужое”, “свое” – напоминают о Жуковском, его программном фрагменте “Невыразимое” (ср. “беспредельное”, “прекрасное”, “ненареченное”, “милое радостное и скорбное”), также посвященном поэзии, ее возможностям. Только В.А.Жуковский доказывал, что словами невозможно передать всю сложность бытия, красоту природы, ее тайны.
Какова точка зрения А.А. Фета?
Ответы учащихся: Вторая часть – последние две строки – указывает на то, что в стихотворении говорится о поэзии, о “певце…избранном”. Первая часть – изображение того, что подвластно поэту. Он может “подняться в жизнь иную”. Неведомое для него становится родным. Чужое горе или чужую радость он воспринимает с необыкновенной чуткостью. Поэт умеет воодушевлять людей.
“Шепнуть о том, пред чем язык немеет” – поэт может высказать все, о чем другие молчат. Молчат оттого, что просто не умеют облечь свои мысли в словесную форму.
Слово учителя: Итак, точки зрения Фета и Жуковского не совпадают. По мнению Фета, поэт может найти средства, чтобы выразить самые сокровенные мысли, потаенные чувства.
Стихотворения А.А. Фета хорошо подтверждают родственность лирики – выразительно-изобразительного рода литературы – и музыки. Их ритмическое разнообразие, мелодичность, использование многообразных повторов (столь характерных для музыкальных композиций): анафор и эпифор, синтаксических параллелизмов, звукописи. У поэта есть стихотворения, непосредственно посвященные музыке. Одно из них – “Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…”, написанное 2 августа 1877 г.
Учитель читает стихотворение.
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Слово учителя: Стихотворение создано под впечатлением одного музыкального вечера в кругу друзей, пения Т.А. Кузминской – Берс. Таня Берс, основной прототип Наташи Ростовой в романе “Война и мир”, была замечательной музыкантшей и певицей (Татьяна Андреевна – сестра Софьи Андреевны Берс, жены Л.Н.Толстого).
Может ли ночь “сиять”?
Ответы учащихся: Нет. Ночь – темное время суток. Но здесь, наверное, речь идет о кой-то необычной ночи.
Сияла ночь – парадоксально звучащая антитеза.
Вопрос учителя: Как называется стилистическая фигура, антитеза, представленная в виде двух контрастных, антонимичных слов, взаимоисключающих друг друга?
Слово учителя: Да. И этот художественный прием автор использует для того, чтобы передать атмосферу этой удивительной, ОДНОЙ ЕДИНСТВЕННОЙ “сияющей” ночи, которая, возможно, изменит всю жизнь лирического героя.
Луной был полон сад…
Мы видим, что последовательность слов в этом предложении нарушена. Перед нами, так называемая, инверсия. Дополнение стоит на первом месте, подлежащее – на последнем. Зачем автор нарушает порядок слов?
Ответы учащихся: Опять же, чтобы подчеркнуть то, что это необычная ночь, лунная, очень светлая.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Раскрытый рояль, дрожащие струны. Метафорическое значения слов явно вытесняет номинативное (назывное) – рояль тоже имеет душу, сердце!
Музыка оказывает сильное эмоциональное воздействие на слушателей.
Вопрос учителя: Что вы можете сказать о лирической героине этого стихотворения?
Ответы учащихся: Это необыкновенно музыкальная, одаренная девушка, которая умеет пробудить в людях лучшие чувства. Силой своего таланта она преображает не только слушателей, но и окружающую реальность, поэтому ночь становится необыкновенной, “сияющей”.
Слово учителя: Да, верно. Лирическая героиня – земное воплощение красоты жизни, ее высокого звука: “И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, // Тебя любить, обнять и плакать над тобой”. Важно не просто жить, но жить так, как в эту ночь, “звука не роняя”, и это уже относится к лирическому “Я”.
В этом стихотворении выделены моменты истинного бытия, их немного, в отличие от “томительных скучных” лет. Связь этих моментов оттеняют анафоры, эпифоры и другие повторы. Литература не может непосредственно передать пение, музыку, у нее другой язык. Но то, КАК воздействует музыка на слушателя, именно литература и может передать!
Учитель подводит итог беседы: Сегодня мы читали замечательные стихи А.А. Фета о природе, любви, искусстве, назначении поэта. Времена меняются, но остаются “вечные” вопросы, на которые ответить однозначно невозможно, и оттого они остаются притягательными всегда. Природа, любовь, красота – вот заветные области поэзии “чистого искусства”, искусства, свободного от мирских, сиюминутных проблем.
Поэзия фета как поэзия чистого искусства
«Поэзия Афанасия Фета как канон «чистого» искусства. Противостояние современности»
В эпоху, когда злободневность и натурализм надёжно фиксируются в литературных тенденциях на первом месте, Фет, будто нарочно, продолжает воспевать природу, любовь и мимолётные впечатления, уходя от насущного в «мир стремлений, преклонений и молитв» и оставаясь равнодушным к насмешкам современников. Эта верность убеждениям и становится основополагающим звеном нового направления – «чистого» искусства. Он помещает эстетический идеал в стихотворное пространство, оберегая его от посторонних вторжений. Но даже когда Тургенев, будучи представителем натуральной школы, в защиту Фета пишет о том, что «не бесполезное искусство есть дрянь», а Толстой отмечает новаторство поэта, ревностные поборники реализма находят, что поставить ему в укор, высмеивая несоответствие частной жизни Фета с поместьем и военной службой его возвышенной лирике.
Эстетическая концепция «Искусство ради искусства» была сформулирована в середине XIX века как реакция на тенденцию к материализму в литературе. Она составила оппозицию натуральной школе Белинского, провозглашавшей критическое отношение к окружающему миру и внимание к общественно-значимой тематике. Пока приверженцы критического реализма боролись против приукрашивания реальности, А. А. Фет, родоначальник и апологет «чистого» искусства, утверждал самоценность художественного творчества и проповедовал независимость искусства от политики, идеологии и других злободневных проблем. Он считал высшей целью искусства создание красоты и говорил о неуместности нравственных и социальных наставлений в поэзии.
Однако такая позиция вовсе не означала, что Фета не волновали насущные проблемы. Ради дворянского титула Фет всю жизнь посвятил военной службе, а под конец стал помещиком. Отмена крепостного права, противостояние дворянства и революционной демократии не только меняли уклад жизни людей, но и влияли на тенденции в литературе. Тем не менее, Фет не отражал своей практической деятельности в поэзии, чтобы не осквернить красоту и гармонию, а все прозаические элементы жизни выносил в публицистику и мемуары.
И. С. Тургенев в одном из писем назвал Фета «жрецом чистого искусства». И действительно, его поэзия определила канон этого литературного направления. Притом она не ограничивается слепым следованием принципам, а отражает суть целой философско-эстетической концепции. Фет жил установкой, что истинное предназначение поэта — «исцеление от муки». Недаром единственное спасение от тоски и уныния поэт, в котором современники отмечали депрессивность и склонность к хандре, находил в искусстве. Аполлон Григорьев подмечал, что «с способностью творения в нем росло равнодушие. Равнодушие ко всему, кроме способности творить».
В воспоминаниях Фет писал: «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты». В творчестве он твёрдо придерживался этого убеждения и с воинствующим эстетизмом отстаивал свою истину. Хотя если в ранние годы разногласия между писателями мало занимали его, то позже высказывания стали категоричней: «произведение, имеющее какую бы то ни было дидактическую тенденцию», он называл «дрянью».
И такая точка зрения имела вес в обществе. Даже Тургенев, принадлежавший к литераторам натуральной школы, соглашался с Фетом в отношении творчества: «Видите ли: мне предоставляет утилитарность, политику, а сам берет бесполезность, пену, искусство, т. е. высочайшее la part du lion*, ибо не бесполезное искусство есть дрянь, бесполезность есть именно алмаз его венца!»
Но нужно заметить, что при этом поэзия Фета не бесполезна, а созерцательна. Он был настоящим импрессионистом русской лирики, чувствовавшим и запечатлевавшим красоту природы в её самых жизнерадостных и чистых красках. Сам он называл это качество поэтической зоркостью и ставил на первое место в литературном таланте.
Лирика Фета определила канон «чистого» искусства. Помимо принципиальной отстранённости от повседневной жизни, ей свойственны тончайший психологизм и едва уловимые, но чрезвычайно насыщенные образы, затрагивающие все органы чувств. Для того времени поэзия Фета считалась новаторской. Л. Н. Толстой отмечал его лирическую дерзость, заключающуюся в предпочтении ощущений логике до такой степени, что порой последовательность сменяющихся впечатлений кажется и вовсе не мотивированной.
Образность «чистой» поэзии ассоциативна: она отталкивается от художественного восприятия увиденного, а не от его умственного переосмысления. Человек здесь фигурирует как часть могучего целого, и картины, рисуемые поэтом, строятся на параллелизме природы и душевных колебаний автора. Притом повторяемость центральных образов – весна, ночь, звёзды, сердце и пр. – не вызывает ощущения однообразности за счёт того, что в каждом стихотворении окаймляется другими деталями, уже знакомые фигуры вписываются в совершенно новый пейзаж. Так, в основное собрание Фета вошло 24 стихотворения о весне, а всего это слово употреблено у него около 100 раз (не считая однокоренных типа «весенний», «вешний»). Однако во всех случаях образ весны обыгран по-разному. Так же постоянные рифмы: «кровь – любовь – вновь», «прочь – ночь», «грёзы – слёзы – розы», чередуются с небанальными: «скромно ты – комнаты», «вешний – черешней».
В связи с заданной установкой круг тем «чистой» поэзии ограничен, и почти всегда они тесно переплетены между собой, так что стихотворение невозможно с уверенностью отнести к какой-либо одной теме. Любование природой, ядро так называемой пейзажной лирики, – здесь не только внешний смысловой пласт, необходимый для обрамления сюжета, но – эталон, по которому оцениваются и сопоставляются духовный и материальный миры. За этим слоем чаще всего скрывается эстетико-философская концепция, а иногда и религиозное мировоззрение автора, проповедующего в первую очередь красоту и гармонию. Так детали описания природы сливаются с палитрой чувств поэта, к которым зачастую добавляется третья сторона замысла – любовная, многократно расширяющая пространство для творчества. Огромный потенциал этой глубоко личной, а потому всегда уникальной темы обостряет эмоциональность поэзии, вводя в неё страдание, сожаление, ностальгию, нежность, – словом, весь спектр человеческих переживаний.
Примечателен способ фиксирования этих состояний: уже упомянутая нелогичность отражается и в выборе средств- заметное преобладание существительных и прилагательных над глаголами, постоянное перечисление, обращения «в пустоту»:
Сновиденье,
Пробужденье,
Тает мгла.
Как весною
Надо мною
Высь светла.
В стихотворениях Фета эти приёмы отражают пойманное, замершее в движении мгновение. Так создаётся ощущение, что мир поставили «на паузу», которая «снимется» тотчас же после прочтения стихотворения.
Кстати, музыкальность — ещё одна характерная черта «чистой» поэзии. Особое поэтическое содержание, единое возвышенное настроение и определённые приёмы придают стихотворениям певучесть, благодаря которой многие из них были увековечены в романсах.
Такая чрезвычайная романтичность лирики Фета и вызывала ироническую усмешку у радикально настроенных современников: они вменяли ему в вину отрешённую и нереалистичную возвышенность стихотворений, настаивая на том, что читатели ждут от поэта освещения актуальных тем. Активнее всех пытался «подцепить» и «уколоть» Фета поэт-сатирик Дмитрий Минаев, посвятивший ему цикл стихотворных пародий «Лирические песни с гражданским отливом» и многочисленные другие стихи, которые были опубликованы в разных литературных журналах. «В тихую звёздную ночь» у Минаева оказываются сладки не «уста красоты», а «в сметане грибы»; «шёпот, лёгкое дыханье, трели соловья» обращаются в «топот, радостное ржанье, стройный эскадрон». Здесь Минаев не обходит стороной и разительный контраст между военно-помещичьей жизнью Фета и его лирикой, в которой он намеренно обходит стороной любые упоминания о своей деятельности. Минаев же пытается высмеять перед читателем эту часть биографии поэта:
Летний вечер догорает,
В избах огоньки,
Майский воздух холодает –
Спите, мужички!
Этой ночью благовонной,
Не смыкая глаз,
Я придумал штраф законный
Наложить на вас.
Однако шутки прекратились, когда в 80-ых годах XIX века агрессивная борьба консерваторов и демократов закончилась провалом народнических течений, что повлекло за собой соответствующую реакцию: разочарование, уныние, равнодушие, отсутствие идей. Социальные настроения мгновенно отразились на поэзии: интерес к гражданской лирике значительно ослаб, да и сама она потеряла свойственную ей конкретику и непререкаемую убеждённость.
Тогда-то явление «чистого» искусства, несколько десятилетий находившееся в оппозиции и переживавшее упадок популярности, вернулось в литературу. Неприятие политических столкновений и всяческое отстранение от общественной жизни обрело насущность и стало находить отклик в умах разочарованного народа. Оказалось, что единственный способ защититься от безысходности внешнего мира, – вновь прислушаться к себе, с головой уйти в самосозерцание, сосредоточиться не на продиктованных обществом проблемах, а на собственных переживаниях.
В письме И. П. Борисову (зятю А. А. Фета) Тургенев написал о поэте так: «Вы совершенно верно определили его характер – недаром в нём частица немецкой крови – он деятелен и последователен в своих предприятиях, при всей поэтической безалаберщине – и я уверен, что, в конце концов, – его лирическое хозяйство принесёт ему больше пользы, чем множество других, прозаических и практических».
Прав был Иван Сергеевич: «лирическое хозяйство» – поэзия Фета – и сегодня остаётся серьёзным предметом изучения для литературоведов и находит живой отклик у современных читателей.
Литература. 10 класс
Конспект урока
Поэзия Фета как выражение красоты и идеала
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
1. Влияние личной жизни Фета на тематику и образы стихотворений;
2. Понятие «чистое искусство», его противопоставление гражданской поэзии;
3. Импрессионизм в поэзии Фета.
«Чистое искусство» — теория, которая утверждала, что искусство и литература не должны выполнять социальных задач, а должны служить лишь для эстетического наслаждения прекрасным.
Суггестивность — активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя посредством «пленительной неясности» — логически неуловимых, зыбких, намекающих тематических, образных, ритмических, звуковых ассоциаций.
Импрессионизм — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, ставящее целью передачу, воспроизведение непосредственных, субъективных впечатлений от действительности.
Список литературы
Основная литература по теме:
Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2016. — 368 с.
Дополнительная литература по теме:
1. Сахаров В. И., Зинин С. А. Литература. 10 класс. Учебник. — М.: Русское слово, 2012. — 336 с.
2. Кутузов А. Г., Киселёв А. К. В мире литературы. 10 класс. — М.: Дрофа, 2006. — 400 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вглядитесь в портрет Афанасий Фет считал, что поэзия и действительность не совместимы. «Художественное произведение, в котором есть смысл, для меня не существует», — утверждал он.
В поэзии 60–80-х годов XIX века в России выделяются два направления — школа чистой поэзии и школа демократической поэзии. Одну называют «поэзией сердца», а другую — «поэзией мысли».
«Чистое искусство» — (иначе — «искусство для искусства») — эстетическая теория, которая утверждает, что искусство и литература не должны выполнять социальных задач, не обязаны приносить «пользу», а должны служить лишь для наслаждения прекрасным. Никто последовательнее Фета не придерживался этой доктрины. Противоположная теория, согласно которой искусство и литература должны служить обществу, обличать и исправлять социальные пороки, находит своё отражение в произведениях Белинского, Чернышевского и Некрасова.
По мнению Фета, миссия поэта — всколыхнуть чувства посредством слова, «усилить бой бестрепетных сердец». И главная трудность — выразить мысли так, чтобы они отозвались в сердцах читателей. Об этом Фет пишет в стихотворении «Как беден наш язык…».
Как беден наш язык! — Хочу и не могу. —
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною.
Напрасно вечное томление сердец,
И клонит голову маститую мудрец
Пред этой ложью роковою.
Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И тёмный бред души и трав неясный запах;
Так, для безбрежного покинув скудный дол,
Летит за облака Юпитера орёл,
Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.
Поэт обозначает условия возникновения поэтического произведения: первое — описание красоты реально существующего мироздания, второе — прозорливость изображающего её, «ум сердца». «Поэт — тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит».
Фету удаётся тонко передать все оттенки состояния души, раскрыть великолепие мира чувств. Но поиск художественных средств приводит поэта к мысли, что даже слово не способно выразить то, чем живёт душа: «Людские так грубы слова». А задача поэта состоит в том, чтобы выразить неописуемое, иррациональное. Стихи Фета воздушны: они — «божественный вздор», «бред неясный» и пишутся «наперекор уму».
Тема природы — одна из любимых у поэта, ведь именно в окружающей красоте очарование бытия. К тому же пейзаж — это источник радости, вдохновения, оптимизма и неожиданных открытий. Об этом стихотворение «Ещё майская ночь».
Какая ночь! Все звёзды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь…
Фет не пытается нарисовать чёткую картину словами, он лишь фиксирует отдельными штрихами мгновения, подмечает детали. Поэтому его стиль считается поэтическим импрессионизмом. Написанное в одно предложение стихотворение «Это утро, радость эта…» передаёт лишь торжество момента. Без возвышенных эпитетов поэт перечисляет то, что увидел, то, что составляет вдохновляющий образ весны.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слёзы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Фет — зоркий наблюдатель, который описывает явления природы естественно и романтично. Его душа трепетно реагирует на блеск дрожащих звёзд и таинственный лунный свет, на весеннее солнце и морозные узоры на стекле. Заря и туман, река и чёрный лес, ночной сад и морская даль превращаются в стихотворениях поэта в дивные поэтические образы, отображающие смену настроений природы. Именно такое состояние передано в стихотворении «Вечер». Оно наполнено неторопливым музыкальным звучанием и игрой света.
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, —
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём…
Живописные картины природы в поэзии Фета передают любовь к родным краям, его любование мгновенно наполняет сердце читателя благодатью. В стихотворении «Ещё весны душистой нега» описано приближение весны, предвкушение обновления природы.
Ещё весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Ещё овраги полны снега,
Ещё зарей гремит телега
На замороженном пути…
В своих стихотворениях Фет создаёт идеальный мир, наполненный яркими красками и залитый солнечным светом, как в знаменитом стихотворении «Я пришёл к тебе с приветом».
Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало…
Природа всегда помогает чувствовать его лирическому герою, он всегда ощущает связь с тем, что его окружает. «Только песне нужна красота, красоте же и песен не надо» — таким было творческое кредо Фета.
Фет и Тютчев — поэты-романтики, которых часто сравнивают. Их не интересовали социальные проблемы: в своём творчестве они воспевали любовь и красоту. Величие природы стало для них мерилом прекрасного, противопоставлением несовершенной действительности. И хотя их подходы к творчеству были разными, они превосходные пейзажисты, сильно обогнавшие своё время и вошедшие в историю мировой литературы как великие ценители жизни.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Выбор элемента из выпадающего списка
Какие темы преобладают в стихотворениях Фета?
-Природа и любовь;
-Революция и свобода;
-Прославление самодержавия и великой России.
Ответ: природа и любовь.
Разбор решения: внимательно перечитываем лекцию, в ней говорится о том, что Фет изображал сиюминутные впечатления жизни, что он был самым ярким представителем теории «чистого искусства».
Единичный выбор
Укажите верное определение понятия «лирический герой»:
– Изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ;
– Образ героя в произведении, переживания, мысли и чувства которого в нём отражены;
– Странствующий поэт-импровизатор, который исполняет свои произведения в сопровождении музыкального инструмента.
Ответ: Образ героя в произведении, переживания, мысли и чувства которого в нём отражены.
Разбор решения: лиpичecкий гepoй – этo oбpaз пoэтa в лиpикe, xyдoжecтвeнный двoйник aвтopa, выcтyпaющий кaк жизнeннaя poль, кaк лицo, нaдeлённoe ocoбeннocтями индивидyaльнoй cyдьбы, cвoeoбpaзным внyтpeнним миpoм…
Презентация по литературе на тему: “Поэзия “чистого искусства”. А Фет”.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
«Поэзия чистого искусства».
Черты импрессионизма в лирике.
Описание слайда:
Целый мир от красоты,
От велика и до мала.
А.А. Фет
Эдгар Дега «Осень»
Описание слайда:
В русской поэзии трудно найти более мажорного и жизнеутверждающего поэта
В поэзии Фета отсутствую
гражданские мотивы и
социальные вопросы –
он поэт чистого искусства.
Природа в творчестве Фета – только лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, ее образы никак не связаны с человеческими нуждами и трудом. Это отличает поэзию Фета от поэзии, например, Н.А.Некрасова. Явления природы описываются более
детально и подробно, чем у других поэтов.
Поэт стремился запечатлеть не сами движения любовного чувства и природы, а впечатления от этих движений. Его стихи создают настроение, как картины импрессионистов. Его основной художественный прием – психологический
параллелизм.
Особенности поэзии А.А. Фета
Описание слайда:
Особенности поэзии А.А. Фета
Поэзия Фета ограничена
узким кругом тем.
Основные темы его
поэзии – природа и любовь.
Главный мотив и идея творчества Фета – красота.
Он считал, что назначение поэзии – помочь человеку
выйти из мира страданий и печали и погрузиться в
мир красоты. Фет утверждал: «Нельзя перед вечной
красотой не петь, не славить, на молиться».
Описание слайда:
Современники о творчестве А.А.Фета
1. « Произведения Фета годны для оклеивания комнат под обои и для завертывания рыбы»
(Д.И.Писарев)
3. « Их ( стихотворения ) могла бы написать лошадь, если б выучилась писать стихи» ( Н.Г.Чернышевский)
2. « Фет есть явление совершенно исключительное. Фет напоминает мне Бетховена» (П.И.Чайковский)
4. « Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе, и он намного выше своего времени, не умеющего его оценить» (А.К.Толстой )
5. « И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов» ). (Л.Н.Толстой)
Описание слайда:
«Чистое искусство» – это…
Творчество, далекое от социальных проблем
(это стало предметом дискуссий)
Влияние философии Шопенгауэра на воззрения поэтов
(немецкий философ)
«Поэзия и действительность не имеют между собой ничего общего»
Описание слайда:
«Чистое искусство”
Искусство для искусства
Теория, в основе которой лежит утверждение независимости художественного творчества от общества, отказ от социально-гражданской тематики, провозглашение самодостаточности искусства, противопоставление возвышенности и совершенства классических (античных) художественных форм несовершенству окружающей действительности.
Описание слайда:
Описание слайда:
К. Моне
«Впечатление. Восходящее солнце»
Описание слайда:
Выделите особенности художественной манеры А.А.Фета
«Вообще Фету близко все гибкое, нежное, летучее, “трепещущее” – природа не может передать впечатление от мимолетных явлений жизни, показать мир в его подвижности, изменчивости, поиск новых способов поэтической выразительности – все это характерно для поэзии Фета. Мир ощущений, впечатлений, переживаний в его поэзии безграничен. Действительно, порой слова молчат, кажутся не такими верными, и то, что порой происходит в душе, в рамках слова вместить невозможно. Эти воздушные переливы красок сближают его поэзию с живописью импрессионистов».
Описание слайда:
Особенности поэзии
«чистого искусства»
Признаки:
Поэзия намёков, догадок, умолчаний.
Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта.
Искусство не должно быть связано с жизнью.
Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира.
Это поэзия для избранных.
Описание слайда:
Основные темы поэзии
«чистого искусства»
Описание слайда:
Поэзия А.А. Фета
Природа в стихотворениях поэта
Явления природы у А.А.Фета описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фет описывает не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, но и таких, как лунь, сыч, кулик и другие, и каждая птица показана в ее своеобразии.
Описание слайда:
Особенности пейзажной лирики:
Стремление к фиксации изменений в природе
Наблюдения об изменениях в природе постоянно группируются и воспринимаются как фенологические предметы
Изображение более частых, более конкретных и более коротких отрезков сезонов
Точность и четкость делает пейзажи Фета строго локальными: как правило, это пейзажи центральных областей России
Фет любит описывать точно определенное время суток, предметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Что сближает поэзию Фета с импрессионизмом?
Стремление передать предмет в отрывочных , мгновенно фиксирующих каждое ощущение штриха
Поэта интересует не столько предмет , сколько впечатление , произведённое предметом
Фет говорит : «Для художника впечатление , вызвавшее произведение , дороже самой вещи , вызвавшей это впечатление».
Описание слайда:
Импрессионизм в лирике А.Фета
Термин «импрессионизм» образован от французского
слова impression, что означает впечатление.
Воспроизведение не предмета, а впечатления о нем
впервые появилось в лирике Фета. Живописцев,
работающих в этой манере называют импрессионистами
Описание слайда:
Импрессионизм в лирике А.Фета
Описание слайда:
Импрессионизм в лирике А.Фета
Ярким примером является стихотворение
А. Фета «Шепот, робкое дыханье. Трели соловья…»
Основные черты импрессионизма:
1.Преклонение перед чистой красотой.
2.Частое употребление эпитетов: Волшебный, Нежный, Сладостный, Чудный
3. Нарочитая красивость, даже сусальность.
4. Интерес не к предметам, а к впечатлениям
Описание слайда:
Импрессионизм в лирике А.Фета
Описание слайда:
Поль Синьяк. «Сена в Herblay»
Описание слайда:
Поль Синьяк Марсельский порт
Самые различные ощущения,
связанные с законом оптического
восприятия. Соединяя световые
лучи, зритель сам синтезирует нужный
цвет. Примерно то же происходит при
чтении стихотворения Фета.
Описание слайда:
Поль Синьяк Сосна в Сен-Тропе
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря.
Описание слайда:
Что такое природа в стихах Фета?
Сумрачные осенние дни
Первый весенний цветок
Томительный среднерусский полдень
Короткая северная ночь
Плач комара
Хриплый призыв коростеля
Описание слайда:
«Опять осенний блеск денницы…»
Опять осенний блеск денницы
Дрожит обманчивым огнем.
И уговор заводят птицы
Умчаться стаей за теплом.
И болью сладостно-суровой
Так радо сердце вновь заныть.
И в ночь краснеет лист кленовый,
Что, ночь любя, не в силах жить.
Описание слайда:
“Какая ночь! Как воздух чист. ”
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.
Описание слайда:
«Я пришел к тебе с приветом…»
Описание слайда:
Фет о творчестве:
«Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощника никто не увидит»
«Целый мир от красоты»
«Нельзя перед вечной красотой не петь не славить, не молиться»
Описание слайда:
Вывод
Фет — мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека.
Его стихи наполнены философским смыслом, потому что в них человеческая жизнь соотнесена с вечной жизнью и обновлением природы.
Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный синтаксис поэзии Фета помогают ему в создании уникальных художественных образов, рисующих сложную духовную жизнь человека.
Описание слайда:
Тропы и фигуры речи
Описание слайда:
Домашнее задание
Выучить наизусть одно из стихотворений А.Фета о любви или о природе.
Описание слайда:
Спасибо за внимание !
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
- Литература
- 10 класс
- Презентации
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Календарно-тематическое планирование по дисциплине “Родная (русская) литература” для обучающихся по ППССЗ “Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям)”учреждений СПО
Конспект урока для дистанционного обучения на тему: “Поэзия “чистого искусства”. А Фет”.
Проверочная работа по сонетам Шекспира 9 класс
“Ф.М.Достоевский: жизнь, судьба, этапы творческого пути .”
Проверочная работа № 2 по литературе 5 класс
Проверочная работа по литературе 9 класс
Проверочная работа по литературе 8 класс
Проверочная работа по литературе 7 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5228510 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
- Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
- Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 – начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
- Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
- Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
- Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
- Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
- Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
- Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
- Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
- Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
- Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
- Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
- Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Треть школ и пятая часть детских садов в России являются инклюзивными
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В России создадут национальный центр физики и математики
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Фет и эстетика чистого искусства”
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
конспект урока литературы с презентацией для учащихся 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khod_uroka_fet.docx | 18.24 КБ |
fet_interaktivynaya_lektsiya.pptx | 115.15 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Тема: «Фет и эстетика чистого искусства» ,
Цель: сформировать целостное представление о поэзии А.Фета и направлении «чистое искусство» .
Педагогическая технология: критическое мышление
Урок начинается с объявления темы и объяснения порядка работы с бортовым журналом. Ребятам предложены стихи А. Фета и подборка высказываний о нём различных критиков в разные временные периоды: Л.Н. Толстого, В. Г. Белинского, Н. Чернышевского, К.Бальмонта и т. д.
На стадии вызова используются вопросы и задания, спроектированные на экран:
Вспомните и назовите известные вам стихотворения А.Фета
Какие темы и идеи на ваш взгляд являются главными в его творчестве?
Каким вам представляется человек, написавший такие стихи?
Какие факты биографии А. Фета вам известны?
Почему критики так по-разному оценивают творчество поэта?
Собранная в итоге информация и предположения (после обсуждения в паре) заносятся в левую часть бортового журнала.
Стадия осмысления содержания.
Учитель предлагает учащимся первую часть лекции.
Творчество А. Фета – одна из вершин русской классической поэзии. Последователь Ф. И. Тютчева, певец русской природы, поэт, который, по словам П.И. Чайковского, «сумел шагнуть в область музыки», долгое время подвергался страстной критики не только со стороны своих оппонентов, представителей демократического направления, таких как Чернышевский, Писарев, но и своих друзей, в частности, близкого ему друга Л. Н. Толстого. Причина этого кроется в парадоксальном несоответствии жизни реального человека Афанасия Фета, а впоследствии Шеншина, и мира поэта А. Фета.
Причины этого парадокса нужно искать в биографии поэта.
Уже факт его рождения был необычен. Мать Фета, Каролина – Шарлотта Фёт, в 1820 году покинула Германию с русским дворянином А. Н. Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин усыновил. Но настоящим отцом мальчика был немецкий чиновник суда Дармштадта Иоганн Фёт, и по этой причине орловская духовная консистория отлучила будущего поэта от рода Шеншиных. Отнята была и фамилия.
Отныне Афанасий был иностранным подданным и не имел право называться русским. По этой причине Фет обучается в частном немецком пансионе Крюммера, находившемся в Лифляндии. Постоянные насмешки, унижения в пансионе ещё больше усугубили тяжёлое положение, в котором он находился. Единственной целью жизни для юноши стало возвращение фамилии Шеншин, а вместе с ней дворянского титула и наследства.
Добьётся он этого лишь в 54 года, по указу Александра2, но цена этой победы будет неоднозначна.
Обучаясь в пансионате, юноша начинает писать первые стихи и поэтому после окончания его поступает в Московский университет на словесное отделение философского факультета. Здесь возникает его дружба с Аполлоном Григорьевым, который вводит его в кружок талантливой московской молодёжи.
В 1840г. литературные опыты А. Фета оформились в первый поэтический сборник. Хотя здесь было много подражательных стихов, критика отнеслась к молодому поэту достаточно благосклонно.
Но сосредоточится на творчестве и посвятить себя поэзии А. Фет не может. Он ни на минуту не забывает о своей мечте – стать русским дворянином. Осуществление её он видит через военную службу, потому что офицерский чин в то время давал потомственное дворянство. Но и здесь его ждало разочарования, новые манифесты давали право присвоения дворянского звания только в чине полковника. А уйти с военной службы Фет не решается: его новый подготовленный сборник издателями считается не прибыльным. А других средств к существованию он не видит. Жизнь поэта проходит среди казарменной муштры, в духовной изоляции.
В это время происходит встреча поэта с дочерью мелкопоместного дворянина Марией Лазич. Это была серьёзная, образованная девушка, прекрасный музыкант, любительница поэзии. Её симпатичная наружность и внутренняя красота покорили Фета. А она сама безрассудно влюбилась в того, чьи стихи считала вершиной совершенства. Завязался роман, но жениться на Лазич значило для Фета расстаться со своей мечтой. И, несмотря на то что в своих стихах он горюет о своей любви, в реальной же жизни он жёстоко порывает отношения с любимой, несмотря на её мольбы.
Но вскоре происходит трагедия – Мария сгорает в своём херсонском доме. Вчерашняя бесприданница, покорная, отвергнутая, готовая пойти за поэтом по первому его зову вдруг становится недоступной и царственно величественной. Отныне именно она становится вдохновительницей поэтических строк, наполненных раскаяньем, грусти и любви. Образ её в поэтических откровениях Фета теряет конкретную детализацию и стремиться, как отмечал К. Бальмонт, к «вечности», к вечным идеалам красоты и женственности. Этим любовная лирика Фета отличается от его современников, например Н.Некрасова и предвосхищает собой поэзию начала 20 века, поэзию символизма.
Сама жизненная ситуация определила мотивы и темы лирики А. Фета. Он становится истинным приверженцем и пропагандистом «чистого искусства», отрицавшим любые наставления, нравоучения в поэзии, связь поэзии с земным, суетным, с прозой жизни. По мнению А. Фета, темами поэзии могут быть лишь любовь и природа.
На стадии рефлексии в первой части лекции суммируется информация, полученная на стадии вызова и осмысления.
Учащимся предлагается задание на дом: по имеющимся подборкам стихов о природе заполнить таблицу «Природа в поэзии А. Фета».
Один из вариантов таблицы на стихотворение «Весенний дождь».
Поэзия «чистого искусства». А. А. Фет, Ф. И. Тютчев в таблицах
Поэзия «чистого искусства».
А. А. Фет, Ф. И. Тютчев
1. Особенности поэзии «чистого искусства»
Поэзия намеков, догадок, умолчаний.
Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта.
Искусство не должно быть связано с жизнью.
Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира.
Это поэзия для избранных.
Лирику отличает богатство оттенков: нежность и душевная теплота.
Образность, нетрадиционность сравнений,эпитетов; очеловечивание природы, нахождение отзвука своим настроениям и чувствам.
Певучесть и музыкальность.
Как представлено в творчестве
пушистыми вербами, первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», журавлями, кричащими в степи
сверкающим жгучим воздухом, синим, подернутым дымкой небом, золотыми переливами зреющей ржи под ветром, лиловым дымом заката, ароматом скошенных цветов над меркнущей степью
пестрыми лесными косогорами, птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлистных кустах, стадами на вытоптанных жнивьях
бегом далеких саней на блестящем снегу, игрой зари на занесенной снегом березе, узорами мороза на двойном оконном стекле
Явления природы у А. А. Фета описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фет описывает не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др, и каждая птица показана в ее своеобразии.
Природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом. | Природа тесно связана с человеческим трудом, с тем, что она дает человеку. |
• стремление к фиксации изменений в природе;
• наблюдения об изменениях в природе постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы;
• изображение более частных, более коротких и более конкретных отрезков сезонов;
• точность и четкость делает пейзажи Фета строго локальными: как правило, это пейзажи центральных областей России. Фет любит описывать точно определенное время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе.
преклонение перед чистой красотой
нарочитая красивость, даже банальность.
постоянное употребление таких эпитетов, как «волшебный», «нежный», «сладостный», «чудный», «ласкательный»
стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах
поэта интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом
Фет говорит: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление».
• сумрачные осенние дни
• первый весенний цветок
• томительный среднерусский полдень
• короткая северная ночь
• хриплый призыв коростеля
Фет о творчестве:
«Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит».
«Целый мир от красоты».
«Нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, не молиться»
4. Поэзия Ф.И. Тютчева
Особенности поэзии Ф.И. Тютчева
• Творчеству Тютчева присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности как реальности, а не каких-то отвлеченных , абстрактных категорий. |
• Тютчев – открыватель новых образных миров в поэзии. |
• Масштаб поэтических ассоциаций Тютчева поразителен. |
• Наиболее ярко «двойное бытие» расколотой человеческой души выражено в любовной лирике Тютчева. |
Что такое любовь?
«блаженство и безнадежность»
«буйная слепота страстей»
«Весь день она лежала в забытьи. »
Неотвратимое угасание любимой: «и всю ее уж тени покрывали» на фоне летнего буйства природы:
Лил теплый дождь – его струи
По листьям весело звучали.
Мотив смерти нерасторжимо переплетается с мотивом любви:
И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений –
Самоубийство и Любовь.
Тютчев заглянул в такие глубины, в такие бездны человеческой души, как никто до него:
Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И. поединок роковой.
-
- Анализ стихотворения А.А. Фета “Учись у них – у дуба, у берёзы”
- Анализ стихотворения А.А. Фета “Заря прощается с землёю”
- Анализ стихотворения А.А. Фета “Это утро, радость эта”
- Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева “Не то, что мните вы, природа. ”
- Как соотносятся мотивы мгновения и вечности в поэзии А.А. Фета?
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте.Читать далее.
Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее.
я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное – мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее.
Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее.