Поэзия как отражение личности
Роль поэзии в становлении личности
Статья «Роль поэзии в становлении личности» (из опыта работы поэтической студии)
Просмотр содержимого документа
«Роль поэзии в становлении личности»
Статья «Роль поэзии в становлении личности»
(из опыта работы поэтической студии)
«Самое большое, что может лирика, —
это обогатить душу и усложнить переживания»,
— писал Александр Блок.
Действительно, роль лирической поэзии в становлении, в развитии личности огромна. Интерес к поэзии – показатель духовности человека.
Восприятие лирического произведения требует особой тонкости, взволнованности и представляет наибольшую сложность. Здесь важен и отбор стихов, и руководство учителя, увлеченного поэтическим словом, и развитие поэтического вкуса, и знание специфических черт лирики как рода литературы.
Одним из средств приобщения учеников к поэзии является работа в поэтической студии. Занятия в студии нацелены на то, чтобы познакомить учащихся с особенностями поэтического текста, постичь тайны поэтического мастерства, развить творческие способности. Развивать способности детей необходимо с младшего школьного возраста, так как у них ярче образное мышление и они более способны к восприятию.
Наша поэтическая студия существует с 2003 года, возраст студийцев – 10-12 лет.
Для занятий в поэтической студии характерны следующие формы работы: творческие встречи; увлекательные тематические занятия; выпуск альманахов; занятия-презентации поэтических альманахов; занятия-концерты; подготовка и участие в научно-практических конференциях; игровые занятия; театрализованные занятия.Все формы работы, реализованные в ходе занятий поэтической студии, подчинены цели развития творческих способностей учащихся.
Вот, например, как шла подготовка сборника «Берегите природу». Вначале мы читали стихи русских поэтов о природе, делились чувствами о прочитанном. Стихи о природе открывают нам красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Затем включались в работу элементы творчества. Например, мы видели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством пишут о природе русские поэты, какие точные и емкие слова и выражения они используют.
Запоминаемым было занятие, проведенное в школьном музее Боевой Славы. На встрече присутствовали ветераны Великой Отечественной войны, ветераны афганских и чеченских боевых действий. Дети читали свои стихи о Родине, о Победе, о защитниках Отечества, беседовали с ветеранами, слушали их рассказы. Занятия такого рода не только способствуют расширению кругозора, но и воспитывают в учащихся гражданские и нравственные качества.
Вечная тишина
…Последний взрыв.… И снова тишина…
Не видно ничего – повсюду мгла.
И только серый пепел, словно грязный снег,
Кружится. Оседает. Покрывает след.
…Последний взрыв.… И снова тишина…
Из только что живых солдат лежит стена.
Из только что живых, но за мгновенье павших,
Себя и жизнь свою за Родину отдавших.
… Последний взрыв. … И снова тишина.
Но атмосфера в тишине накалена,
Но неизбежный разорвался гром
Победоносный, но последний стон:
«Прости нас, Родина, мы вечно пали…
Мы пали, но тебя отвоевали. »
… Прошло мгновенье. Стих последний стон.
И слился с тишиной навечно он.
И снова, снова тишина
Для павших станет вечною она.
Стихотворение проникнуто чувством духовной сопричастности великим и трагическим событиям войны. Стихотворение Шахмановой Марии изобилует назывными предложениями и многоточиями. Юная поэтесса, сдержанно, отдельными словами напоминает о павших, в многоточиях заключается недосказанность, невозможность словами выразить боль утраты.
Особенно любимы детьми занятия коллективным творчеством. Ещё в 20-е годы 20 века известный педагог А.В.Миртов так писал о коллективном творчестве: «Опыты коллективного писания стихов особенно ценны, как лучшая стилистическая школа. Здесь ученик видит, как, что и почему. Каждое слово взвешено, профильтровано, принято не случайно». Для создания творческой работы подходит такой жанр, как сказка. Обговариваем с учащимися тему, определяем работу, продумываем содержание и композицию. Строки записываем на доске и в тетради. Устно выбираем лучший вариант. Именно так были написаны сказки «Приключения Снегурочки», «Зимняя сказка», «Петя на необитаемом острове». Опыты коллективного написания стихов особенно нужны, так как в процессе работы ученики видят, какое внимание уделяется слову. Также коллективное творчество активизирует учащихся.
Театрализованные занятия развивают эстетический вкус, улучшают художественное образование. Например, коллективно написанная сказка «Приключения Снегурочки» была поставлена студийцами накануне Нового года. Дети сами продумали декорации, музыкальное сопровождение, театральные костюмы, выучили роли и показали сказку другим ребятам, пригласили родителей, гостей.
Особенно увлекательными являются занятия, на которых готовятся выпуски поэтических альманахов. К важным датам в истории нашей школы, праздничным дням выпускаются поэтические сборники. Так наиболее значимыми для студии стали альманахи: «Друзья мои, прекрасен наш союз!», посвященный А.С. Пушкину; альманах, посвященный Дню лицея; «Чтобы не было войны!» ко Дню Победы; «Мой город» к юбилею города; «Овеянные славой флаг наш и герб» (стихотворения гражданской лирики).
Большим событием для студийцев является выпуск очередного альманаха, который обобщает работу над стихотворениями. За каждым таким выпуском следует занятие нетрадиционной формы – праздничное чаепитие с чтением стихотворений из сборника. Ребята делятся своими впечатлениями, рассказывают о том, как они работали над своими стихотворениями.
Само чтение поэта есть уже творчество.
И.Ф.Анненский
Прочесть как следует произведение лирическое – вовсе не безделица: для этого его нужно долго изучать. Нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу: нужно и душой, и сердцем почувствовать всякое слово его…
Н.В.Гоголь
«Каким должен быть читатель?» – тема одного из занятий. «Внимательным», «думающим», «читатель должен многое знать» — основные ответы. Действительно, без достаточного культурного кругозора читатель вряд ли может разобраться в произведениях. Расширение культурного кругозора учащихся помогает проникнуть в глубины поэтического текста. Знакомство учеников с детскими поэтами, с содержанием стихов того или иного детского поэта является существенным на занятиях. Работа над расширением и углублением культурного кругозора учащихся очень важна, для того чтобы читатели могли воспринимать поэтический текст не однобоко, а в полном объёме.
Анализ лирического стихотворения – это вовсе не скучное занятие. Его скорее можно назвать разгадкой загадки, раскрытием тайны. Поэт своей творческой фантазией может создать нечто необычное. Если научиться глубоко проникать в содержание стихотворения, то чужие эмоции будут восприниматься как свои собственные. И когда это произойдёт, мир окрасится для читателей в иные тона, станет богаче, выразительнее и полнее. Талантливый ученик испытывает удивление перед миром, интерес к нему. Так, например, было со стихотворением Д. Самойлова «Мечта».
Работаем со стихотворением: обсуждаем впечатление, произведенное поэтом на читателей, отвечаем на вопросы по содержанию, говорим об образах в стихотворении, о средствах выразительности, об особенностях рифмы.
Результатом такого занятия были собственные стихи детей, в которых они пишут о своей мечте.
Форме дай щедрую дань
Временем: важен в поэме
Стиль, отвечающий теме.
Стих, как монету, чекань.
Ещё Н.А.Некрасов подчёркивал важную роль в поэзии стихотворной формы. Ритмическая организация, рифма, всевозможные созвучия, паузы, переносы, повторы, целый ряд других свойств в поэзии необычайно важны.
Одной из трудных задач является знакомство учащихся с важнейшими гранями поэтического мастерства. В процессе постижения поэтического мастерства расширяется и углубляется частично известный учащимся материал, происходит знакомство с новыми теоретическими понятиями.
Постигая основы стихосложения, учащиеся углубляют теоретические знания: ритм в стихотворной речи, основы организаций стихотворного ритма, вводится понятие стопы, изучаются основные стихотворные размеры, углубляются знания учащихся о рифме и системе рифмовки.
Прежде чем сделать с учащимися ряд наблюдений над рифмой, можно отметить, что звучность рифмы, её оригинальность проявляется только в контексте. В качестве материала для наблюдений предлагается ученикам прочитать стихотворение К.Бальмонта «Золотая рыбка». Достоинство рифм в стихотворении состоит в том, что рифмующиеся слова почти полностью совпадают, и в том, что звукопись «цементирует» рифмующиеся строчки, например: «бал-качал», «пели-качели». Учащиеся выполняют и творческие задания: по рифмам восстановить строфу известного стихотворения, из написанных на карточке слов составить пары рифмующихся слов; в стихотворном тексте восстановить все пропущенные рифмы.
Обращаясь к заданиям творческого характера, ставим цель – развить художественные задатки учеников. Кроме того, при выполнении творческих заданий, как и в процессе анализа поэтических текстов, умения логически и творчески мыслить, воображать, фантазировать максимально активизируются учителем.
Знакомство с «лесенкой», т.е. разбивкой стиха на отдельные отрезки с целью выделить слово или словосочетание, для детей несколько трудноватое. «Лесенка» выделяется графически и требует не только интонационной паузы, но и трактовки её смысла.
Каждая стихотворная строка – «лесенка», в ней есть «ступени» — подстрочия; при такой записи хорошо видны начало и конец стиха. Подстрочия последовательно сдвигаются вправо, взгляд скользит по ним как по ступеням лесенки, а по произнесении стихов после каждого подстрочия надо выдержать паузу. Практическое знакомство с «лесенкой» происходит при чтении стихов для детей В. Маяковского.
Затем предлагаем учащимся творческое задание: разбить строчку на лесенки, попробовать объяснить интонационные и смысловые функции «лесенки» в отрывке:
Я на подснежник с любовью смотрю…
с любовью смотрю…
«Я» — выделяется лирический герой, «на подснежник» — выделяется предмет, «с любовью смотрю…» — выделяются слова, передающие отношение героя к предмету.
Такая графика стихотворения усиливает интонационную и смысловую выразительность произведения.
Именно так, лесенкой, была написана поэма Алексеевой Даши «Мама и бабушка – люди родные»:
О целях поэзии
Жан Кокто сказал: «Я знаю, что поэзия необходима, — но не знаю, для чего» [1] . Кто лучше самой поэзии может знать, для чего она нужна? Спросим великих поэтов и мыслителей — и найдем пять взглядов на природу и назначение поэзии.
1. Идеально-религиозный
Поэзия — божественная гармония, вносимая в мир для разрешения всех его скорбей и противоречий, голос Абсолютного, Всеединого. Такой взгляд глубже всего выражен у Ф. В. Й. Шеллинга, а в русской поэзии — у Ф. Тютчева:
Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном, пламенном раздоре,
Она с небес слетает к нам —
Небесная к земным сынам,
С лазурной ясностью во взоре —
И на бунтующее море
Льет примирительный елей.
Ф. Тютчев. Поэзия
2. Субъективно-психологический
Поэзия утешает, врачует душевные раны, разряжает эмоциональные порывы, спокойным созерцанием вытесняет бессмысленное волнение воли. Гармония здесь мыслится не как высшее космическое начало, а как психологическая потребность и терапевтическое средство. Такой взгляд, если не считать соображений Аристотеля о катарсисе, был последовательнее всего выражен А. Шопенгауэром (поэзия как отрешение от мировой воли и путь к созерцательной нирване) и З. Фрейдом (поэзия — сублимация и вытеснение полового инстинкта), а в русской поэзии — Е. Баратынским:
Болящий дух врачует песнопенье.
Гармонии таинственная власть
Тяжелое искупит заблужденье
И укротит бунтующую страсть.
Душа певца, согласно излитая,
Разрешена от всех своих скорбей,
И чистоту поэзия святая
И мир отдаст причастнице своей.
Е. Баратынский. Болящий дух врачует песнопенье…
3. Стихийно-демонический
Поэзия — антинравственна, антиобщественна, противозаконна. В ней находит выход первичная оргиастическая стихия, безудержность и невнятность мирового хаоса. На поэте лежит печать проклятия и отверженности, он преступает любые законы, низвергает святыни. Его дело — быть выражением музыкально-волевого напора, бущующих подземных недр бытия. Таково воззрение Ницше на «дионисийскую», демоническую природу искусства, выраженное впоследствии А. Блоком.
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
И такая влекущая сила,
Что готов я твердить за молвой,
Будто ангелов ты низводила,
Соблазняя своей красотой.
4. Действенно-социальный
Поэзия призвана не примирять, а воинствовать, но не потому что она есть голос раздирающих друг друга стихий, а потому что выражает волю одной из сил к победе. Не борьба сама по себе вдохновляет поэта, а победа в борьбе, и слово есть орудие власти. Поэзия зовет к поступку, вмешательству в реальную жизнь. Это воззрение выросло из философии Просвещения и затем нашло обоснование в марксизме, а в русской поэзии лучше всего выражено у Маяковского («Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо»):
Я знаю силу слов я знаю слов набат Они не те которым рукоплещут ложи От слов таких срываются гроба шагать четверкою своих дубовых ножек Бывает выбросят не напечатав не издав Но слово мчится подтянув подпруги звенит века и подползают поезда лизать поэзии мозолистые руки
В. Маяковский. [Неоконченное]
Таким образом, поэзия есть:
1. Выражение изначальной, объективной гармонии
2. Способ достижения душевной, субъективной гармонии
3. Выражение изначального, объективного хаоса.
4. Способ вовлечения в битву и обретения победы.
Эти четыре представления возникают из сочетания двух двоичных оппозиций: гармония — хаос и объективное — субъективное.
5. Поэзия бесполезна
Возможно и пятое воззрение, противоположное всем предыдущим, поскольку отрицает за поэзией какой бы то ни было смысл, считая ее бесполезной или даже вредной. Этот нигилистический взгляд развивается на крайне идеалистической (Платон) или крайне материалистической (Д. Писарев) основе. В первом случае, поэзия не нужна, потому что слишком чувственна, привязана к материальной жизни — и далеко отстоит от мира чистых идей. Во втором — слишком фантастична, прихотлива и отдаляется от жизни в сторону самодовлеющих отвлеченных идеалов.
. Отвергнул струны я, —
Да хрящ другой мне будет плодоносен!
И вот несет ему рука моя
Зародыши елей, дубов и сосен. И пусть! простяся с лирою моей,
Я верую: ее заменят эти,
Поэзии таинственных скорбей
Могучие и сумрачные дети.
Е. Баратынский. На посев леса.
Только песне нужна красота,
Красоте же и песен не надо
А. Фет. Только встречу улыбку твою…
Зарыться бы в свежем бурьяне,
Забыться бы сном навсегда!
Молчите, проклятые книги!
Я вас не писал никогда!
Словесной не место кляузе.
В. Маяковский. Левый марш
Как ни парадоксально, все эти пять воззрений предполагают, что основные цели поэзии лучше достигаются не поэзией, а другими средствами.
Если поэзия — выражение изначальной гармонии, то не искать ли еще более чистого ее выражения в пророде, например, в море, волны которого так певучи, что человеческий голос перед ними — одинокий ропот? Слово возмущает чистые ключи бытия.
Если поэзия — целительница, то не лучше ли нас исцеляет сон, забвение, молчание, небытие? Ведь врачуя рану, прикасаясь к ней, легко ее разбередить и, изживая песнью несчастья и тревоги, накликать их вновь, привлечь словом «перуны судьбы»?
Если поэзия — голос мирового хаоса, то не лучше ли непосредственно раствориться в нем, минуя его отражение в книгах, где хаос не выплескивается за пределы переплетов?
Если поэзия могучая сила действия, то не надежнее ли — прибегнуть к штыку или маузеру?
Пятый взгляд на бесполезность поэзии не только противостоит предыдущим четырем, но и объемлет их, а по сути — из них вытекает. Если утверждать, что поэзия нужна потому-то и для того-то, то в конце концов придется согласиться, что она полностью бесполезна, поскольку те же цели лучше достигаются без нее: маузер стреляет точнее, море колышется вольнее, дерево врастает в почву глубже.
Шестой взгляд.
Но из этого вытекает только то, что поэзию, как и жизнь, нужно полюбить прежде смысла ее, не доискиваясь целей. Это можно было бы назвать шестым взглядом, но в том-то и дело, что это уже не «взгляд на», а «любовь к». Поэзия столь же естественна и неосмысляема, как жизнь. Поэзия — это сердце, бьющееся в речи и разгоняющее — переносящее — смысл слов по всему кругу их значений. По сравнению с поэзией просто жизнь есть аритмия, вялость сердечной мышцы, силы которой хватает только на то, чтобы перегонять кровь, — низшая степень жизненности. Поэзия — жизнь вдвойне, она распространяется на такие сферы сознания, культуры, воображения, о которых обычная жизнь не смеет и мечтать. Это высшая степень здоровья, когда ритмично пульсируют мысль и речь и когда в такт сердцу начинает биться все мироздание..
Эта статья — Введение в только что вышедшую книгу «Поэзия и сверхпоэзия. О многообразии творческих миров» (СПб, Азбука, 2016, 480 стр.). Особенно приятно, что книга вышла в серии «Культурный код», вслед за книгами Ю. Лотмана, В. Набокова, Д. Лихачева. Можно приобрести через Озон, а также в Москве («Москва», «Фаланстер»), Петербурге, Киеве, Харькове, Минске.
Введение. О целях поэзии
1. Легенды и каноны
От Орфея до Мандельштама: о природе поэзии
Три лика классики: Державин — Пушкин — Блок
2. Голосов перекличка
Ф. Гельдерлин и К. Батюшков: свет безумия
М. Лермонтов и Б. Пастернак: мудрость лета
Под занавес. Театральность у А. Пушкина и О. Мандельштама
Чудо и закон. О поэтических мирах Б. Пастернака и О. Мандельштама
Золотой локон и розовая точка: интуиция живого у А. Пушкина и А. Тарковского
Зимние стансы: И. Бродский и Е. Евтушенко
3. Новые движения в поэзии
Между концептуализмом и метареализмом
От метафоры к метаболе. О «третьем» тропе.
Как труп в пустыне я лежал. От лирического «я» к лирическому «оно»
Манифесты новой поэзии (1980-е)
Зеркало-щит. О концептуальной поэзии
Что такое метареализм
Каталог новых поэзий
Приложение. М. Эпштейн — И. Кутик. Диалог о современной поэзии
4. Текст и судьба
Развоплощение себя. О Д. А. Пригове
Лирика сорванного сознания у Д. А. Пригова
Поэт древа жизни. Космизм и приватность у А. Парщикова
«Как нас меняют мертвые. » И. Бродский и А. Парщиков
5. Оригинальность и цитатность
Поэзия как состояние
Поэтический кристалл — бесконечное стихотворение
ЧАСТЬ 2. СВЕРХПОЭЗИЯ
6. Поэзия природы
Поэзия природы и природа поэзии
Лирическая философия природы
7. Поэзия общества
Поэзия права. Белый дуб в Афинах
Поэзия и власть
8. Поэзия вещей
Между складом и свалкой. Поэзия домашнего
Новая мемориальность. От эпики к лирике
Значение единичного. Космодицея и антроподицея
Вещь как слово о себе
9. Поэзия мысли и языка
Лиризм в философии
Афористика как поэзия понятий
Логопоэйя. Слово как произведение
Искусство вариации. Анафразия в языке и литературе
10. Сверхпоэзия: поэтический вектор цивилизации
Влияние поэзии на здоровье человека
Для каждого из нас поэзия — открытие.
У нас могут различаться вкусы и пристрастия, но все, пожалуй, согласятся с тем, что поэзия — это не просто интересный сюжет, написанный при помощи законов рифмы.
Учёные, проводя исследования влияние поэзии на человека, обнаружили, что это, как мантра, завораживает своим звучанием и помогает восстанавливать энергетическое поле человека.
Такое воздействие стихов связано с тем, что при регулярном их чтении появляются силы и вдохновение для новых идей, улучшается состояние здоровья, особенно на психологическом уровне. У нас улучшается самочувствие, снимается напряжение, снимается стрессовое состояние, и всё тело наполняется энергией.
Учёные из Ливерпульского университета исследовали влияние чтения высокой поэзии на мозговую активность человека. Выяснилось, что нейроны мозга посылают сильный импульс, встречая почти каждое слово или оборот в стихотворении. Этот импульс не ослабевает, даже когда строчка заканчивается, и нейроны мозга как бы разгоняются и продолжают искать дополнительный смысл в последующих стихах.
Но обратим внимание, что те же произведения, пересказанные в прозе, подобного эффекта не оказывают.
Также обнаружилось, что чтение поэзии воздействует на области мозга, отвечающие за автобиографическую память, и позволяет нам переоценить собственный опыт в свете прочитанного.
Такие активности мозга и помогают стать умнее.
Немецкий нейробиолог Эрнст Пёппель отмечает, что наш мозг при прослушивании подстраивается под стихотворный ритм и рифмы, и человек, благодаря этому, расслабляется, проявляя при этом лёгкий гипнотический эффект.
Когда вы слушаете стихи, начинают работать оба полушария мозга. Правое отвечает за ритм, а левое — за словесную составляющую, обеспечивая тем самым стереоэффект. Он гораздо полезнее моноэффекта обычной прозы, которую обрабатывает только левое полушарие.
Взаимодействие полушарий позволяет мозгу оценивать любую ситуацию со всех сторон. Научив мозг работать целиком, а не полушариями, мы можем наиболее целостно подходить к проблеме. Согласитесь, полезный навык!
А знакомы с тем, что такое эмпатия? Исследования показывают, что поэзия развивает эмпатию. Декламация сильных строчек вызывает у людей глубокие эмоции и часто мурашки на физическом теле.
Оказывается, появление мурашек на коже — одна из форм проявления эмпатии. Этот эффект учёные сравнивают с зевотой: когда зевает один, невольно начинает зевать и кто-то другой. То же самое с мурашками. Таким образом, мозг учится понимать эмоции других людей.
По мысли А. Блока, истинный поэт как бы освобождает звуки из хаоса и приводит их в гармонию, давая им определённую форму, где как бы материализуется и воплощается некая тайна, непостижимость, которая не может передаться прозой.
Если сочинитель от Бога и пишет от избытка любви в сердце, его сочинения излучают, подобно солнцу, лучи света правды и тепла, трогают душу, сообщают ей возвышенные и чистые небесные поэтические чувства и откровения, передают творческий заряд вдохновения, восторга, благоговения, радости.
Настоящая поэзия чистая, легкокрылая, утончённая, изящная, влечёт душу к прекрасному.
Поэзия — это гармония звуков и рифм, стройность мелодии, завершённость идеи, что обуславливают чудо: рождение прекрасного. Знаменитый русский литературный критик Н.Н. Страхов называл 3 свойства, присущие истинному поэту и доказывающие подлинное поэтическое дарование: первое — мысль не тянется, не расплывается, второе — звучность стиха, третье — своеобразие стиха, свой звук, своя манера и плавность.
Глубокие мысли о поэзии есть у И.С. Тургенева. Он писал: «В поэте, как в полном выразителе народной сути, сливаются два основных начала: начало восприимчивости и начало самодеятельности, женское и мужское начало…».
Настоящая поэзия целебна.
Более всего поэзия близка к молитве. Если молитва есть не что иное, как дерзновение человека на беседу с Богом (Творцом), то поэзия — слушание душой и сердцем Божественной красоты и великолепия; созвучие тончайших человеческих ощущений с небесной гармонией.
Стихо-терапия (вибро-терапия) — это активный процесс воздействия словом, с целью профилактики и восстановления физического, энергетического и духовного состояния человека с помощью ритма и с помощью образов, которые вызывают в подсознании человека озвученные слова.
Под действием звуков происходят биохимические процессы — молекулы воды (тело — 80%) начинают выстраиваться в сложные структуры.
В момент произношения слов возникает вибрация и торсионные поля, в которых содержится энергетическая сила, воздействуют на человеческое тело, а в подсознании возникают соответствующие образы.
Ритм и словесная смысловая нагрузка, которая заложена в стихотворной форме, непосредственно конкретному человеку, в зависимости от даты рождения, имени и Родовой Фамилии, даёт возможность восстанавливать организм человека по всем параметрам: от мыслеформы, чувств, ощущений и до энергетики, в любой момент времени, когда он обращается к этому!
Я, как специалист вибро-терапии, практически отмечаю, что стихи, написанные по конкретному запросу человека, на протяжении длительного времени в моменты обращения к ним регулируют выработку в организме эндорфинов — гормонов радости и счастья, увеличивают их концентрацию в крови, меняется настроение, состав крови, и повышается её энергетическую ёмкость, меняется клеточный иммунитет.
Могут происходить изменения и в структуре ДНК, то есть оказывается воздействие на генетический код, в котором заложена вся информация о человеке.
Для каждого отдельного человека подходят далеко не все стихи, а только те, которые созвучны его внутреннему миру, самочувствию, особенностям темперамента и чертам характера, настроению в данный конкретный момент и той задаче, которая поставлена для создания индивидуального стихотворения.
Вы можете обратиться ко мне, и я напишу персонально для вас стихотворение, которое будет помогать вам. Вы ощутите прилив сил, улучшится настроение, и восстановится ваше энергетическое поле.
5 сочинений по русскому языку ЕГЭ, тема: Роль поэзии в жизни человека
Пример сочинения про Пушкина
Какую роль поэзия играет в жизни человека? Как воздействует на него?
Раскрывая тему, К.Г. Паустовский рассказывает о своей случайной встрече с поклонником творчества Пушкина. Высокий незнакомец поведал автору историю своего отца, который, выпив, читал стихи Пушкина и рыдал. Несмотря на то, что отец не помнил ни одного стихотворения до конца, он находил в этом какое-то утешение, «кричал, что Пушкин – это единственный луч солнца в жизни таких несчастных нищих, как мы». История высокого незнакомца заставляет нас понять, какой большой силой обладает поэзия: она утешает, успокаивает, заставляет увидеть страдающего прекрасное в окружающем мире.
Продолжая свои размышления, автор через рассказ высокого незнакомца показывает, как отцовская привязанность к поэзии Пушкина родила в его сыне такой же интерес к творчеству поэта. Мальчик хотел прочитать все стихи до конца и отправился в библиотеку. К сожалению, тогда он не умел читать, поэтому просто заплакал над книгой, в которой был спрятан «заманчивый мир, о котором рыдал пьяный отец». Но с тех пор началась его любовь к творчеству Пушкина, стихи которого открывали перед читателем другую жизнь. Мы понимаем из рассказа высокого незнакомца, что именно поэзия показала ему, как безграничен мир.
Мнение автора заключается в том, что поэзия способна открыть человеку целый неведомый мир и утешить его в минуты несчастья. К.Г. Паустовский считает творчество таких поэтов, как Пушкин, источником спокойствия и силы. Я согласен с мнением автора, поскольку сам испытываю такие же чувства при чтении стихов Пушкина. Они как будто крадут тебя из обыденности и на время переносят в удивительный мир, полный красоты и очарования.
Подтвердить мое мнение я хотел бы словами М. Горького: «Пушкин как бы зажег новое солнце над холодной, хмурой страной, и лучи этого солнца сразу оплодотворили её». Поэзия Пушкина позволила каждому читателю увидеть все краски жизни, понять, что мир не ограничивается только тем, что нас окружает.
Таким образом, поэзия играет в жизни человека важную роль – она открывает ему новый прекрасный мир, дарит надежду и душевное спокойствие.
Пример сочинения про поэзию Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин является величайшим русским поэтом. Его творчество сопровождает человека на протяжении всей жизни, а произведения глубоко проникают в душу, дарят любовь и вдохновение. Именно проблему влияния творчества Александра Сергеевича Пушкина на личность человека поднимает А. Н. Островский в своем тексте.
Чтобы подчеркнуть глубину поставленной проблемы, автор говорит об огромном вкладе поэта не только в литературу, но и в каждого из нас. Своим читателям Александр Сергеевич Пушкин завещал «искренность, самобытность, каждому быть самим собой». Именно доброте, честности, трудолюбию учит его творчество. А без поэта «образуется пустота, умственное сиротство». Автор считает, что именно в духовно-нравственном воспитании человека заключается назначение творчества великого поэта.
Автор считает, что именно в духовно-нравственном воспитании человека заключается назначение творчества великого поэта.
Я полностью разделяю позицию автора и считаю, что произведения Александра Сергеевича Пушкина оказывают большое влияние на личность человека, формируя его взгляды, ценности и идеалы.
Вспомним произведение Михаила Булгакова «Белая гвардия». Для семьи Турбиных герои произведения Александра Сергеевича Пушкина стали членами их семьи. Автор показывает, что дети воспитывались именно на его творчестве, что помогло им вырасти искренними, радушными и честными людьми. Главным произведением для Турбиных была «Капитанская дочка». И пословица «Береги честь смолоду», ставшая эпиграфом к знаменитому произведению, была главной основой для Турбиных. Этот пример ярко показывает огромное значение творчества А. С. Пушкина для человека.
Раскрывает роль великого поэта в нашей жизни и Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей статье «Слово о Пушкине». Автор пишет, что «человек откликается на поэзию Пушкина». Поэт задевает наши души, закладывают в нас основные моральные ценности, помогая тем самым развиваться человеку нравственно и духовно. Именно читая произведения великого русского поэта, человек расцветает. В этом, по мнению Дмитрия Сергеевича Лихачева заключается важнейшая роль творчества А. С. Пушкина.
Таким образом, невозможно оценить вклад великого поэта не только в литературу, но и в каждого человека. Произведения Александра Сергеевича оказывают большое влияние на формирование личности, учат честности, искренности и доброте.
Пример сочинения про роль поэзии в жизни человека
Можно ли создать шедевр, не будучи добродетельным человеком? Над этим вопросом размышляет писатель Д.А. Гранин. В его тексте поднимается проблема совместимости гениальности и злодейства.
Рассказчик беседует с приятелем о научных достижениях, которые привели к трагическим последствиям. Например, известный физик Альберт Эйнштейн внёс вклад в создание ядерного оружия, и в годы Отечественной войны японские города Хиросима и Нагасаки подверглись бомбардировке. Но разве это делает учёного злодеем? Можно ли считать его ответственным за произошедшее? По мнению автора, в самих научных открытиях нет ничего ни нравственного, ни безнравственного.
Кроме того, рассказчик обращается к творчеству А.С. Пушкина и особенное внимание уделяет его маленькой трагедии «Моцарт и Сальери». Эти талантливые композиторы были «равноправными сыновьями гармонии», пока Сальери не отравил соперника. Произведения музыканта-завистника не становятся хуже из-за того, что он совершил. Однако его уже нельзя назвать гением, потому что содеянное им зло было умышленным. Настоящий талант всегда тесно связан с нравственностью. Конкретизируя данную мысль, автор подчёркивает, что человек действительно может оступиться и сделать неправильный выбор, но преднамеренное злодейство дискредитирует гениальность.
Итогом размышлений писателя становится такая позиция: гений и злодейство несовместимы, потому что человечество отбирает лишь тех, кто несёт в себе нравственное начало.
Я согласна с мнением Д.А. Гранина, так как у талантливого человека должны быть прекрасны не только творения, но и душа. Тот же, кто не может справиться с завистью и совершает преступление, в глубине души признает слабость своего таланта. Вспомним сказ Н.С. Лескова «Левша», главный герой которого – гениальный мастер. И гениален он не только потому, что подковал блоху, но и потому, что не изменил нравственным принципам и в последнюю минуту жизни думал о благе Родины и народа.
Таким образом, можно создавать замечательные произведения, но при этом быть бездуховным человеком. Сложно не признать талант подобных творцов, но невозможно назвать их гениями.
Пример сочинения на тему «Пушкин и его произведения»
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799. Всем, от мала до велика, знакомо Творчество великого русского классика. Кто в детстве не слушал знаменитые сказки о царе Салтане, о золотом петушке, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке. Все они красивые, добрые и наполненные огромным смыслом. Как говорится “сказка ложь, да в ней намек”. Пушкинские сказки учат нас вере в лучшее. Что не волшебством или богатством достигается счастье. Что чистота души, верность данному слову трудолюбие и доброта будут вознаграждены.
Александр Сергеевич – основоположник русской реалистической литературы. Его произведения заставляют верить в любовь, дружбу, верность и честь, и в то, что зло будет наказано. Произведения проникнуты высокой человечностью и гуманизмом, народностью, огромным идейным богатством и одновременно предстают перед нами в совершенной художественной форме.
Стихотворения Пушкина отражение красоты и эстетики. Они переполнены сопереживанием с героями, нежностью и искренностью. Они волнуют душу трепетными словами, полны любви и благоговения, света и спокойствия.
Мое любимое стихотворение у великого Александра Сергеевича – “Я вас любил…”. Это стихотворение гениально и просто. В спокойной и грациозной форме автор передал нам чистоту любовного переживания.
Читая произведения Пушкина, можно забыть обо всем на свете. Его слова увлекают за собой в мир благородных героев, искренних чувств и самопожертвования. Пушкин в своих произведениях также воспевал природу. Стихотворения проникнуты любовью к родной природе. Простые и доступные образы делают лирику поэта незабываемой. Они то навевают грусть, то радость и оптимизм. В каждой строчке поэта контраст и гармония одновременно.
Вклад великого классика в мировую культуру огромен. Одновременно он с поразительной художественной глубиной выражает национальные особенности российской культуры. Существенную роль в Творчестве поэта занимает свобода. Пушкин был декабристом. Александра Сергеевича Пушкина постоянно волновала тема свободы и судьба Родины. О судьбе России Пушкин писал в оде “Вольность”.
Пушкинские герои свободолюбивы. Но свобода в Творчестве поэта одновременно возвышенный идеал и трагическая проблема. Любовь к Родине и свобода заняли достойное место в многостороннем творчестве поэта.
Пример сочинения на тему:
Значение Пушкина для России и русской культуры
“Россия слишком мало известна русским”. Эти слова, сказанные Александром Сергеевичем Пушкиным более ста пятидесяти лет назад, сейчас, на пороге третьего тысячелетия, воспринимаются как печальное откровение. К сожалению, не в меньшей мере относятся они и к знанию о самом поэте. Ведь Пушкин — это не просто литература. Не просто — культ. Это — средоточие русского духа, пример истинно русской сущности. Да и может ли быть иначе? Ведь именно в выдающихся личностях находят наиболее яркое выражение свойства национального характера. А, как хорошо известно, глубинная суть русской национальной души “неподвластна чужеземным мудрецам”.
Вот так же и Пушкина иностранцы понять не могут, хотя литературу умеют ценить довольно точно. Лишь очень немногие из них способны почувствовать в пушкинских строках что-то необычное, завораживающее. Если же говорить о русских людях, то они впервые соприкасаются с Пушкиным еще в раннем детстве. Так случилось и со мной. Я даже не могу сейчас точно вспомнить, когда в первый раз увидел портрет поэта, услышал его стихи, так давно это было. И с той поры, подпав под очарование пушкинских строк, не перестаю к ним возвращаться. Правда, в последнее время, отдавая дань заполонившим книжный рынок детективам и фантастическим триллерам, — все реже и реже. Каюсь в этом. И все же — возвращаюсь, обычно тогда, когда мне бывает грустно, когда меня что-то гнетет. В такие минуты, взяв в руки томик Пушкина, я как бы отбрасываю от себя все неприятности и, с наслаждением погрузившись в чтение, чувствую прилив новых сил, вдохновляюсь новыми надеждами. Отчего так происходит? Этого я не знаю. Для меня, как и для многих других русских людей, Пушкин — чудесная тайна. Я могу лишь надеяться, что тайна эта когда-нибудь приоткроется и для моего сердца.
Но я, кажется, немного отвлекся от темы сочинения. Итак, поговорим о значении Александра Сергеевича Пушкина для России и русской культуры. Несомненно, что оно очень велико.
Во-первых, потому, что Пушкин — величайший поэт, мастер универсальнейшего из искусств — искусства слова. В этой связи хочется привести слова другого великого русского поэта — Анны Ахматовой. Вот они: “Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором никогда не будут говорить, но который все равно будет при них как вечная драгоценность”.
Во-вторых, потому, что Пушкин сделал русский язык совершенным, мировым. А посему в наше время не вызывает никаких сомнений, что “говорить по-русски” — означает “говорить на пушкинском языке”.
В-третьих, потому, что Пушкин — общепризнанный глава и классический образец всей читаемой, живой, новейшей русской литературы. Уже современники поэта увидели в нем “солнце нашей поэзии”.
И, наконец, четвертое. Еще при жизни Пушкина, в 1832 году, Гоголь сказал о нем следующее: “Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет”. Писатель был абсолютно прав. В русском сознании Пушкин действительно стал несравнимой величиной.
Да, Пушкин велик, а потому велико и его слово. И в этом нет ничего удивительного, ведь величие истинных поэтов именно в их слове и проявляется. Могучая, огромная душа Пушкина родила слова необычайные: завораживающие, покоряющие, неповторимые, потрясающие. Потрясающие душу людей обыкновенных, передающие им чувства “несказанные”. Разве можно без внутреннего содрогания читать, например, такие строки:
. душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленъя убежит?
Нельзя, конечно. Вот и корчусь я внутренне, ощущая под словами этими шок, пережитый когда-то великой душой Пушкина.
Или, разве возможно не почувствовать какой-то радостный смысл жизни, прорывающийся сквозь строки, к примеру, “Вакхической песни”:
Да здравствует солнце, да скроется тьма!?
Нет, невозможно. А ведь слова эти — пророческое заклинание поэта.
Вот в чем — “чудо” пушкинских строк. Вот в чем “тайна” Пушкина. Она — в его Слове. Так нужно ли удивляться тому, что Пушкин стал неотделим от России, а Россия — от него?! Он велик, потому что рожден великим народом. И народ этот просто обязан быть его достойным.
Начиная от Пушкина, русские люди не могут иначе мыслить себя, как только великой мировой нацией. Потому и сказал про Пушкина Тютчев:
Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет.
И завершить свое сочинение мне хочется словами: «Настоящее царство Пушкина еще впереди, может быть, истинны пушкинский день еще придет.»
Да он придет, пушкинский день, и осветит весь мир.
Поэзия как отражение личности
Поэзия!
Поэзия это музыка души!
Особую эмоциональную реакцию в душе человека вызывает поэзия. Поэзия объемна и многогранна в отношении тематического плана: поэзия не значит только «стихи о любви», это произведения на разные темы – интимные, философские, военные и др. Читателя не оставляют равнодушным искренние строки Ахматовой и Цветаевой, ставшие уже родными стихотворения Пушкина и Лермонтова, бессмертные слова Твардовского, философские размышления Пастернака и Мандельштама.
Поэзия от греческого — означает творчество, сотворение. В узком смысле под поэзией понимают стихотворную, ритмически организованную речь. В этом смысле поэзии противопоставляют прозу. Поэзия, по словам Плеханова (русского мыслителя), возникает тогда, когда человек снова вызывает в себе чувства и мысли, испытанные им под влиянием окружающей действительности, и придает им образное выражение.
Таким образом, основным признаком поэзии является наличие в ней образов — поэма есть мышление образами. Поэзия – мир, созданный для духовного развития и обогащения творческой личности. Это сокровищница литературного языка, которая позволяет через традицию сохранять индивидуальность народа.
Удивительно, но ещё во времена Платона (четыреста лет до н.э.) — воспитание и обучение состояли из гимнастики, музыки, ПОЭЗИИ и математики.
Что же такое поэзия?
Официальные источники сообщают, что «поэ́зия (греч. ποίησις, «творчество, сотворение») — особый способ организации речи; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное».
Нередко слово поэзия употребляется в переносном смысле, означая изящество изложения или красоту изображаемого.
В современной культуре под поэзией обычно понимают вид искусства, забывая, что и в нынешней повседневной жизни достаточно текстов поэтических, но не художественных (например, рекламные). Исторически же стихотворными могли быть тексты любого содержания, вплоть до научных и медицинских.
Формальные признаки поэтической речи — рифма, ритм, образность, ясность, емкость, глубина, лаконичность, приемы построения.
Поэзия может быть названа познанием миpa при помощи образов, символов, и этот способ мышления свойственен всем — и детям, и взрослым, и первобытным дикарям, и образованным людям. Поэтому поэзия — не только там, где великие произведения, а везде, где говорят и думают люди.
Простейшая форма поэзии — слово — связана с элементом музыкальным. Первые поэтические слова, вероятно, выкрикивались или пелись. Таким образом первая форма поэзии — хоровое действие, сопровождаемое танцами.
Понемногу деятельное сочувствие к событиям, изображенным в песне, угасает в обществе; она теряет свой злободневный характер и передается, как старинное воспоминание. Из уст певца рассказ переходит в уста рассказчика; из песни делается былина, над которой уже не плачут. Интерес переходит от события к человеку, к его внутренней жизни. Появляются формы эпоса, лирики, драмы.
Жанры поэзии
Поэзия представляет собой уникальный способ организации речи, заключающийся в построении фраз путем использования необязательных для обычного общения средств (рифм, размеров, ритма). Поэзия часто ассоциируется со стихотворными формами и является обобщающим для них понятием. Она естественным образом подразделяется на подвиды или жанры.
Жанры поэзии — это типы литературных произведений, которые встречаются в рамках этого рода литературы. Поскольку поэзия — явление глобальное, охватывающее большое количество разноплановых произведений, то и стихотворные жанры она в себя включает самые разные: оды и сонеты, элегии и романсы, стихотворения и баллады, гимны и думы, песни и частушки и еще многое другое. Понятие «жанры поэзии» включает в себя все то множество стихотворных форм, которые существуют в природе.
В литературе является распространенной еще одна классификация, при использовании которой жанры поэзии разделяются в зависимости от их тематики. А поскольку количество таких тематик, параллельно с развитием мира и общества, все возрастает, то эта классификация постоянно расширяется и дополняется. Какие же жанры поэзии существуют в рамках предложенной схемы?
Прежде всего, возглавляет жанры поэзии по тематическому признаку любовная лирика, которой отводится особенное место не только в литературе мира, но и в творчестве каждого отдельно взятого поэта. Любовная лирика повествует об интимных чувствах и переживаниях, с которыми сталкивается лирический герой. Примеры любовной лирики легко встретить повсюду:
Кто заглушит воспоминания
О днях блаженства и страдания,
О чудных днях твоих, любовь ?
(Е.Баратынский)
Известно все: любовь не шутка,
Любовь — весенний стук сердец,
А жить, как ты, одним рассудком,
Нелепо, глупо наконец!
(Э.Асадов)
Если перечислять все жанры поэзии, то нельзя обойти стороны философскую лирику. Она также достаточно распространена в рамках поэзии, ведь авторы стихотворений во все века ищут ответы на вопросы смысло-бытийного характера.
Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье.
(У.Шекспир)
Пейзажная лирика — следующий жанр поэзии по тематическому основанию. Пейзажи родной природы, леса и луга, моря, горы — все это вызывает бурю чувств и переживаний в душе поэта.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
(С.Есенин)
Гражданская лирика, также как и патриотическая — достаточно распространенный тип лирических произведений. В них поэты, обычно, размышляют о судьбе своей страны.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить
(Ф.Тютчев)
Именно эти четыре жанра, описанных выше, являются классическими и основными.
Значение поэзии в современном мире!
Ни растущий перевес прозаических стихий в языке, ни мощный расцвет науки, ни возможные преобразования общественного уклада не грозят существованию поэзии, хотя могут повлиять решительным образом на её формы. Роль её по-прежнему громадна; её эмоциональность даёт ей возможность влиять там, где сухие формулы науки бессильны.
Давая наиболее тонкое и в то же время понятное выражение душевной жизни, поэзия роднит людей, усложняет их мысль и упрощает их отношения. В этом её преимущественное значение, в этом причина её уникального положения.
Поэзия — мышление образами и фантазией. Мир поэзии. Жанры поэзии.