Поэзия как проверить слово
поэзия
В Википедии есть страница «поэзия». |
Содержание
- 1 Русский
- 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
- 1.2 Произношение
- 1.3 Семантические свойства
- 1.3.1 Значение
- 1.3.2 Синонимы
- 1.3.3 Антонимы
- 1.3.4 Гиперонимы
- 1.3.5 Гипонимы
- 1.4 Родственные слова
- 1.5 Этимология
- 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- 1.7 Перевод
- 1.8 Библиография
Русский [ править ]
В Викиданных есть лексема поэзия (L149918). |
Морфологические и синтаксические свойства [ править ]
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | поэ́зия | поэ́зии |
Р. | поэ́зии | поэ́зий |
Д. | поэ́зии | поэ́зиям |
В. | поэ́зию | поэ́зии |
Тв. | поэ́зией поэ́зиею | поэ́зиями |
Пр. | поэ́зии | поэ́зиях |
по — э́ — зи — я
Корень: -поэзиj-; окончание: -я [Тихонов, 1996] .
Произношение [ править ]
Семантические свойства [ править ]
Значение [ править ]
- особыйспособ организации речи, словесное художественное творчество, как правило, стихотворное ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).
- результат такого творчества, стихи, стихотворные произведения ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).
- перен.+ род. п. красота и очарование ◆ Он пытается передать музыку через живопись, дать зрителям возможность почувствовать поэзию красок.
Синонимы [ править ]
- стихосложение, возвышенный слог; частичн.: лирика
- стихи
- поэтичность, лиризм
Антонимы [ править ]
- —
- частичн.: проза
Гиперонимы [ править ]
- творчество, искусство, сочинительство
- произведения
- литература
- эстетика
Гипонимы [ править ]
- рифмоплётство, версификация
- лирика
Родственные слова [ править ]
Этимология [ править ]
Происходит от лат. роēsis от греч. ποίησις «творчество», из ποιέω «делаю, создаю».Русск. поэзия — уже у Тредиаковского; заимств. через польск. роеzjа. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Как правильно пишется слово «поэзия»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: соблазнитель — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «поэзия»
Синонимы к слову «поэзия»
Предложения со словом «поэзия»
- Благодаря нескольким сборникам айзенберговской критики-эссеистики была воссоздана полная картина развития русской поэзии прошлого века.
Цитаты из русской классики со словом «поэзия»
- В 1835 г. Белинский напечатал в «Телескопе» статью о стихотворениях молодого поэта, в которой утверждал, что у Кольцова — необыкновенный поэтический талант, и определял сущность его поэзии.
Сочетаемость слова «поэзия»
- русская поэзия
современная поэзия
народная поэзия - поэзия серебряного века
поэзия блока
поэзия любви - любители поэзии
история русской поэзии
язык поэзии - поэзия умерла
- любить поэзию
увлекаться поэзией
заниматься поэзией - (полная таблица сочетаемости)
Какой бывает «поэзия»
Значение слова «поэзия»
ПОЭ́ЗИЯ , -и, ж. 1. Искусство образного выражения мысли в слове, словесное художественное творчество. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «поэзия»
- В борьбе за высокое качество прозы и поэзии мы должны обновлять и углублять тематику, чистоту и звучность языка.
Отправить комментарий
Дополнительно
- Склонение существительного «поэзия» (изменение по числам и падежам)
- Разбор по составу слова «поэзия» (морфемный разбор)
- Цитаты со словом «поэзия» (подборка цитат)
- Перевод слова «поэзия» и примеры предложений (английский язык)
Значение слова «поэзия»
ПОЭ́ЗИЯ , -и, ж. 1. Искусство образного выражения мысли в слове, словесное художественное творчество.
Предложения со словом «поэзия»
Благодаря нескольким сборникам айзенберговской критики-эссеистики была воссоздана полная картина развития русской поэзии прошлого века.
Смыслы современной поэзии можно было бы представить в виде круговой диаграммы.
Он любил поэзию силы, действия, стремительности и дерзания, его стихи отмечены энергией выражения и обострённым чувством матросского долга.
Как определить размер стихотворения: 3 простых способа
Расскажем, как легко определять и не путать между собой стихотворные размеры: хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Заодно узнаем, зачем они нужны и как устроены.
- Text Link
Что такое стихотворный размер и зачем он нужен
Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.
В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно.
«Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги».
А.Д. Кантемир, «На хулящих учения. К уму своему», 1729 г.
В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение.
В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм.
«Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут».
М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на престол Елисаветы
Петровны», 1747 год.
С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.
Виды стихотворных размеров
В основе классического русского стихосложения пять моделей (метров), известных ещё с Античности — хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Именно их изучают в школе как стихотворные размеры.
Размеры различаются устройством стоп. Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке.
По стопам размеры делятся на:
- двусложные (стопа из двух слогов — ударного и безударного);
- трёхсложные (стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных).
От того, на каком месте в стопе находится ударный слог, зависит стихотворный размер произведения.
Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы. Ударные слоги принято обозначать знаком «—», а безударные — знаком «U». Границы стоп обозначаются как «|».
Хорей
Хорей — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—U|
А.С. Пушкин, «Зимний вечер», 1825 г.
Ямб — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—|
Ф.И. Тютчев, «Весенняя гроза», 1828 г.
Дактиль
Дактиль — трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—UU|
Степью лазурною, цепью жемчужною. »
|—UU|—UU|—UU|—UU|
М.Ю. Лермонтов, «Тучи», 1840 г.
Амфибрахий
Амфибрахий — это трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—U|
С.В. Михалков, Гимн Российской Федерации, 2000 г.
Анапест
Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударение падает на третий слог: |UU—|
И.А. Бродский, 1962 г.
Спондей и пиррихий
Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:
Если бы перед нами был идеальный ямб, за каждым безударным слогом следовал бы ударный (U—). Но уже в самом начале мы видим два ударных слога подряд: «мой дя|дя» (——|U). Такое нарушение размера называется спондей.
В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.
Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.
Учите литературу вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду LITERA5112021 вы получите бесплатный недельный доступ к курсу литературы за ваш класс.
Как определить размер стихотворения
Метод 1. Скандирование
Допустим, требуется определить размер этого текста:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Ф.И. Тютчев, «Silentium!», 1829
Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.
Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.
Метод 2. «Ваня»
Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:
- Ваня — хорей:
«Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)
Ваня-Ваня-Ваня-Ваня
- Иван — ямб:
«И буду век емуверна» (А.С. Пушкин)
Иван-Иван-Иван-Иван
- Ванечка — дактиль:
«Ранними летними росами» (А.А. Блок)
Ванечка-Ванечка-Ванечка
- Ванюша — амфибрахий:
«Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)
Ванюша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
- Иоанн — анапест:
«Я тебепринесудва кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)
Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн
Метод 3. Графический
Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.
Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.
Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:
Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
О.Э. Мандельштам, «Ленинград», 1930
Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:
Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:
Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.
Как не путать стихотворные размеры
Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.
А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:
Д — дактиль;
АМ — амфибрахий;
А — анапест.
Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.
Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана:
Вовсе не сложные
Размеры трёхсложные,
Всё зависит от сильных в них мест.
Дактиль — он первый,
Второй — амфибрахий,
Ну а третий уже анапест!
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Пишите нам письма
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
«ЧИТАТЬ» — проверочное слово к букве «И»
Слово «читка», а также однокоренные глаголы «перечитывать», «считывать», «зачитывать» проверят написание безударной гласной в корне глагола «читать».
При произношении в анализируемом слове ударение падает на второй слог:
В силу этого в корне глагола неясно слышится безударный гласный звук:
ч и т а́ ть — корень/суффикс/окончание.
«Читать» или «четать», как правильно писать?
Что написать в интересующем нас слове, букву «и» или «е»?
Чтобы не ошибиться в написании слов с безударной гласной в корне, руководствуемся принципом:
ПравилоВ безударном положении пишется та же гласная буква, которая выступает в том же слоге, когда он находится под ударением.
Понаблюдаем, как с помощью подбора родственных слов или формоизменения исходного слова проверяются безударные гласные в следующих словах:
- река, речной — ре́чка, ре́ченька;
- сидит — си́дя;
- доли́на — дол;
- дрожи́т — дрожь;
- примеря́ть платье — приме́рка;
- примири́ть противников — ми́рный;
- наколо́ть дров — он ко́лет;
- накали́ть деталь — нака́л.
Как проверить букву «и» в слове «читать»?
Поищем проверочное слово к глаголу «читать» среди родственных лексем с целью, чтобы неясно слышимый безударный гласный звук оказался в сильной позиции — под ударением:
- чи́тка вслух;
- зачи́тывать отрывок;
- перечи́тывать полюбившуюся книгу;
- счи́тывать текст с монитора.
Проверочное слово «читка», а также однокоренные глаголы «перечитывать», «зачитывать»,»считывать» докажут написание буквы «и» в слове «читать».
Примеры предложений
Многие современные дети умеют чита́ть до поступления в первый класс школы.
Что тебе особенно хочется чита́ть на досуге?
Говорят, В. Маяковский так эмоционально умел чита́ть свои стихи, что ему не было равных.
Это похоже на чи́тку пьесы перед её постановкой в театре (А. П. Чехов. Три сестры).
Многие из труппы, вслушиваясь в её монотонную чи́тку текста и глядя на бледное и не очень красивое лицо, решили на скорую руку, что она «бездарность» (Л. А. Чарская. Кис-кис).
Неудачный выбор слов в поэзии
Эта статья написана в продолжение статей сборника Ликбеза «Все о лексике» как размышление об особенностях лексики лирических произведений.
Начну издалека. В чем разница между понятиями «поэзия» и «стихи»? Всякие ли стихи — поэзия? Очень часто авторы нашего сайта в своей полемике называют свое произведение «стих», «стихо» и даже «стиш». Если второе и третье употребление слова — просто знак неуважения к тому, чем человек занимается (и вряд ли — следствие его чрезвычайной занятости, вынуждающей человека сокращать слова для экономии времени!), то обозначение «стих» вместо «стихи» или «стихотворение» — это чаще всего следствие незнания.
Стих — это строка стихотворения, то, после чего чтец должен сделать паузу. В рифмованных стихах — это та часть стихотворения, которая заканчивается концевой рифмой.
Итак, «стих» — это только строка поэтического произведения, а не всё произведение!
Глупо называть свое творение «стихом», особенно в публикации (специально подготовленном материале на сайте) — это безграмотно и неуважительно. А всякие ли стихи (строки рифмованного произведения, оформленные в единое целое) — поэзия?
Нет, конечно. Зарифмовать и записать строками можно практически всё, что угодно: ваше мнение, чужой рассказ, политические воззвания, историю своих личных отношений или похождений, даже научную статью… Что угодно можно зарифмовать, более того, если у автора есть чувство юмора или хотя бы достаточный уровень культуры, то сделать это можно интересно. Можно создать на сайте повод для разговора, обсуждения, спора — собрать огромное количество отзывов! Но поэзия ли это? Нет. Это только разговор в стихах или запись ваших мнений «стихами». Он подойдет для общения в соц. сетях, для поздравлений друзей, для капустников, для СПЕЦИАЛЬНЫХ конкурсов подобного жанра — как правило, проходящих на народных конкурсных площадках, где главная цель — общение… Может быть, такие упражнения и хорошие стихи, но они — не поэзия.
Все конкурсы Ликбеза и, в частности, последние тематические конкурсы с отбором «Про погоду», «Пейзаж» и «70 лет после Победы» предполагали рассмотрение ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, написанных в тех или иных поэтических жанрах.
А чем поэзия отличается от стихов? Языком. Поэтический язык — это особый язык, он не равен разговорному языку сокращений и неправильностей, которым мы иногда говорим между собой или переписываемся в социальных сетях. Значит ли это, что язык поэзии только литературный и только изысканный, образный?
Нет, не значит. Лексика стихотворения зависит от жанра, в котором написано произведение. Рассмотрим пример:
…Я помыкался туда-сюда, по-сладкому…
Все оно и тож, как ни крути.
Одиночество такое чувство гадкое,
Я не догулял тогда… Прости…
А в сравнении с тобой, все бабы пресные,
Все поперепробывал – не то…
Каюсь. Виноват… Попутан бесом был…
Но вернулся «шелковым» зато…
Ты проси, что хошь — теперь весь вот он я…
Про любовь, готов стихами даже.
Нужен прынц — куплю себе коня
Белого иль в яблоках… Как скажешь…
Эсэмэсками засыплю, мне не в лом,
Ну и розочки (естественно) я ж помню.
Обещаю, что покрашу дом,
Брошу пить и с тещей буду «ровным».
Ну и как? Могу переезжать?
Нууу…? Решай чего же ты молчишь…?
Все? Простила…? А по-це-ло-вать…?
Слава Богу… Думал не простишь…)))
Все сомнительные с точки зрения литературного языка обороты речи: «Все оно и тож, как ни крути», «проси, что хошь», «Нужен прынц», «мне не в лом» и т.п. здесь ПРИНАДЛЕЖАТ НЕ АВТОРУ, А ЕГО ПЕРСОНАЖУ, хотя и не стоят в знаках прямой речи. Они создают образ персонажа ИРОНИЧЕСКОГО стихотворения, поэтому и уместны. Никому и в голову не придёт, что автор стихов малограмотен.
Совсем другие требования к языку стихов, написанных от авторского лица, для лексики произведений, поданных НА ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНКУРС ПОЭЗИИ.
В этой статье я хочу собрать типичные и наиболее часто встречающиеся ошибки употребления слов (или их записи), которые убивают поэзию и не дают права конкурсному произведению на номинацию. Перечислю слова, которые портят вид наших стихов чаще всего и больше всего. Список их не полон, но я надеюсь с вашей помощью дополнить его новыми примерами.
1. СТИХ (в значении «стихотворение»)
Снова я утратила покой.
СТИХ пишу — но лёгкою рукой.
…..
Дай мне, Боже, силу чувств святых,
чтоб маме вновь принёс я чистый СТИХ.
2. НЕТУ (вместо нет)
Конечно, есть в словаре такое слово «нету», и классики иногда его употребляли, но, если вы хотите подготовить свое стихотворение для конкурса, то найдите замену — избавьтесь от всяких частушечных и песенных «нету» в своей лирике…
А мысли окаянные долбят!
И надо было жизнь прожить мне эту,
Чтоб вдруг понять простую вещь — ведь НЕТУ
Кого-то ближе и родней тебя.
…………………
Всё на месте, всё, как надо:
Солнце, тень, в тени прохлада –
Неземная благодать.
Улыбнёшься тихо лету…
Жаль, меня с тобою НЕТУ,
Настоящему под стать.
……………………
3. НАВЕРНО (вместо «наверное»)
Слово «наверно», как вводное слово, абсолютно допустимо в русском языке, но если у автора есть время и желание поработать над своими стихами, поверьте: вариант «наверное» будет звучать в них гораздо лучше!
4. АВТО (вместо «автомобиль») или того хуже -ТАЧКА
И сколько радости таит
Мешок на старческой фигурке.
Ещё не скоро предстоит
Работать грузчиком снегурке,
Когда и деда, и мешок,
Взвалив на плечи как обычно,
Чтоб не вводить детишек в шок,
Домой в АВТО доставит лично.
………………..
Так метет, – следов своих не видно.
Что поделать, зимняя погода.
Опустив окно в АВТО, я выдал:
«С новым годом, люди, с новым годом!»
…………………
Город снегом схвачен и окован.
Леденеют ставенки на окнах.
Вся Европа встала от такого,
А мы ПРЕМ НА ТАЧКАХ, как на лодках
5. ФОТО или ФОТКА (вместо «фотокарточка»)
Детей по миру разбросало где-то.
От них и весточки порою нет.
Гнетёт вас тишина на склоне лет.
Несуетливость — старости примета,
А за окном бушует снова лето,
Лишь ФОТО внуков согревают свет.
………
В манто на ФОТО – датская принцесса.
Свежо сейчас в Мадриде королю.
В Париже льет. Но он не стоит мессы.
………………..
6. МЕЖДОМЕТИЯ УХ, ЭХ, АЖ, УЖ, ВОТ, АХ, НУ…
Плохо, если их более одного в тексте, а в идеале — лучше бы совсем ни единого…)
Я – маленький – ЭХ, маленький – портной,
Где надо — слабый, сильный — где не надо.
И у души моей одна отрада –
Чтоб раны не осталось ни одной.
…………………
Задумчиво открыто окно на небосвод.
Сегодня что-то мне совсем не спится.
Чуток фантазии к пейзажу я добавлю. НУ И ВОТ,
Вновь купол небосвода закружится.
Хвостом качая и цепляя горизонт,
Плывёт по морю звёзд Медведица Большая.
И вспышки сполохов бегут на север. ВОТ
Такая ВОТ игра у звёзд. А я решаю…
………
Берёзы словно в забытьи – оторопели…
Так и не сброшена листва, НУ не успели!
………………
Беспечные и стойкие деревья
Пытаются подняться от земли.
И кажется: достанут УЖ до неба.
Иначе ведь зачем стремиться ввысь?
………………..
Совсем не рады здесь ему,
Ложится неуклюже.
НУ, как признаться самому,
Что он УЖЕ не нужен?
Весна УЖЕ несёт тепло,
Снег превратится в лужи
…………………..
Очень портят впечатление и сводят на нет ощущение поэзии стихов использование в них банальных рифм и образов — формально правильных, часто употреблявшихся поэтами прошлого века, но к настоящему времени ставшими ожидаемыми — не несущими больше никакого эмоционального импульса. Постарайтесь в своих стихах (конкурсных — в особенности!) никогда не рифмовать следующие слова (просто не ставьте их на конец строки):
Любовь-вновь-кровь
Розы-слезы-морозы-грозы
Печаль-вуаль
Вечность-бесконечность
Чудеса-небеса
И т.д.
Не употребляйте или употребляйте крайне редко и очень продуманно, ибо в современных лирических стихах всегда выглядят дешевой заплаткой ритма, следующие слова:
Вуаль
Крыла
……..
(список надо бы пополнить — подскажите мне еще примеры «заезженных» слов. )
7. ИНОСТРАННЫЕ СЛОВА вместо русских
Как вещают нам с экрана
умные мужи,
в ШОПАХ вся еда – отрава,
сокращает жизнь.
……
Картошку бросим очень осторожно,
Чтоб не забрызгать ФЭЙС свой кипятком,
Что булькает? Лавровый листик можно,
Штук пять горошин перца, а потом,
……
Ароматом пар клубится
И в прикуску с чесночком,
Красный борщ в меня стремится,
Витаминчики — WELCOME.
……
Любит кот сардельки и сосиски —
за сосиску рыжий хвост продаст.
Педи Гри не сыпят киске в миску —
в каждом доме кот — как званый GAST
…………………..
Ещё б немного хрена и томата,
Но грошей не хватило, СЕЛЯВИ!
.
Смирившись с ролью пилигрима,
Тебя ищу я наяву,
А сон неясно и незримо
Готовит к ТОЧКЕ РАНДЕВУ
………………..
Вот если б вы объединились,
И в новом качестве явились.
Ну, кто такую гадость съест?
Глядишь, и выжили б! THE BEST!
8. РАЗГОВОРНЫЙ СЛЕНГ
Нос сосулькой обрастает,
стало мне уже не больно!
Рукавичка примерзает,
липнет к носу — так ПРИКОЛЬНО!
…………………….
У вечного огня горячий спор-
До ссоры доведёт. ЭМОЦИЙ КУЧА!
Среди ребят не праздный разговор,
О том, чей прадед БЫЛ на фронте КРУЧЕ.
…………………..
И пока опять решают, чей ты,
зло с добром, МУХЛЮЯ на весах,
на деревьях новые ячейки
открывает матрица-весна.
………………
А вот это — просто «шедевр» лирики:
Чтоб поэзия взлетела,
До божественных высот,
И СТРАНА ВСЯ ОБАЛДЕЛА,
ШИРОКО РАЗИНУВ РОТ.
Очень часто автор, желая повысить значимость смысла отдельных слов (нарицательных, а вовсе не имен собственных. ) пишет их в тексте стихотворения с заглавной буквы, видимо, считая, что они слишком возвышены для нормальной пунктуации. Между тем, это не только не способствует усилению эффекта от сказанного, а наоборот — простит стихи, создает впечатление об отсутствии у автора хорошего вкуса или умения. Все акценты на отдельные слова нужно научиться создавать правильным подбором слов и авторской мыслью, а вовсе не использованием заглавных букв.
То был Божий промысел, Божьи Пути,
Чтоб Веру Великую в сердце найти
Мог каждый. И к этому нужно придти!
И будет она за собою вести.
И в схватке неистовой люди сошлись.
Не насмерть сошлись, а за Веру, за Жизнь!
В той схватке неистовой, в час роковой,
Над Волгой явился лик женский, Святой!
…………………………….
Восстав из пепла будет бить в набат,
О всех родных погибших в войнах — память,
Пусть Вечные Огни — костром горят,
Священное, как боль земная — Пламя!
Дороже было всяческих наград,
С достоинством нести Святое Знамя,
Родной Страны, не посрамил солдат,
Почтим же память, дань мы отдавая!
Его минутою молчанья.
Все заглавные буквы в этих примерах лишние (за исключением заглавных в начале предложений и начале стихов, а так же имен собственных). Допустимо и необходимо писать с заглавной только слова Бог, Господь, Богородица и все их местоимения, да и то — лишь в религиозной лирике или в поэзии или прозе с обращением к религиозной тематике. (При этом слово «боги» — только с маленькой…) Все остальные имена нарицательные — всегда пишем с маленькой буквы.
Если вспомню еще примеры, превращающие хорошо задуманную поэзию в недоработанные или «домашние» стихи, непременно добавлю ниже.
Надеюсь, что мои советы вам пригодятся.
С уважением, Алкора.