0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поэзия как самый оперативный жанр

Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. «Литература «предгрозья». Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера).

Разработка дистанционного материала содержит: историческую справку, обзор поэтов ВОВ с презентациями «Ради жизни на земле!» и «Войной, расстрелянные строки…» и фронтовые судьбы песенной лирики.

Просмотр содержимого документа
«Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. «Литература «предгрозья». Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера).»

Дата: 23.04.2020.

Учебная группа: ТЭО-19-1/9

Дисциплина: ОДБ02 «Литература»

Преподаватель: Скрипка Анна Викторовна

Ознакомиться с материалом лекции, используя указанные ссылки для просмотра видеороликов и презентации.

Оформить письменно тезисы к теоретическому блоку лекции по просмотренным материалам.

Выбрать 1 поэзию военных лет и подготовиться к выразительному чтению. Записать голосовое сообщение (с выразительным чтением поэзии) и прислать преподавателю по адресу Вконтакте https://vk.com/id164772587 .

Срок выполнения работы: 25.04.2020!

Раздел 6. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

Тема: «ЛИТЕРАТУРА «ПРЕДГРОЗЬЯ». поэзия как

самый оперативный жанр (поэтический

призыв, лозунг, переживание потерь и

разлук, надежда и вера)».

Цели: дать понятие о литературе военных лет; определить тематику поэзии как самого оперативного жанра, отметив органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя; развивать личностные функции как самопредъявление, сотворчество; воспитывать чувство патриотизма и глубокое уважение к защитникам Родины.

Введение в тему. Историческая справка.

«Ради жизни на земле!»

«Войной, расстрелянные строки…»

Фронтовые судьбы песенной лирики.

Ведь из нашего срока

Было лишь четыре года,

Где желанная свобода

Нам, как смерть, была сладка.

Давид Самойлов

1. Введение в тему. Историческая справка.

Родина — одна из вечных моральных ценностей всего человечества. Слова о ней в мажорной тональности еще громче звучат в 30-е годы, прославляя единственную в мире Советскую страну.

Уже давно исследователи обратили внимание на то, что именно так — панорамно, декоративно, монументально — изображалась Родина в советской поэзии довоенных лет.

Прошло уже 75 лет с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. И сегодня мы поговорим о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной войной.

Цель нашего занятия – понять ту боль, что перенес мир в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных поэтов Великой Отечественной войны, выстоявших, победивших, вселявших надежду в народ, подаривших миру жизнь и счастье; показать, какой след оставила война в каждой семье; выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роль в грозные годы.

(Далее просмотрите видеоролик о начале Великой Отечественной войны. Перейти по ссылке: https://drive.google.com/open?id=1RBbFjtfB-KtaPnDrwTRlI1tK16bee3u_)

Ольга Берггольц в первые дни войны скажет:

Мы предчувствовали полыханье

Этого трагического дня.

Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.

Родина! Возьми их у меня!

Я и в этот день не позабыла

Горьких лет гонения и зла,

Но в слепящей вспышке поняла:

Это не со мной — с Тобою было,

Это Ты мужалась и ждала.

Нет, я ничего не позабыла!

Но была б мертва, осуждена, —

Встала бы на зов Твой из могилы,

Все бы встали, а не я одна.

Я люблю тебя любовью новой,

Горькой, всепрощающей, живой,

Родина моя в венце терновом,

С темной радугой над головой.

Он настал наш час, и что он значит —

Только нам с Тобою знать дано.

Я люблю Тебя — Я НЕ МОГУ ИНАЧЕ.

Я И Ты! по-прежнему — одно.

2.«Ради жизни на земле!»

Да, война – это страшное испытание для всего народа, это испытание и для нашей литературы. Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской культуры. На великую народную беду сразу откликнулись и поэты.

— Как вы думаете, какую роль играла в те суровые годы поэзия?

Миллионы людей в дни войны, которая не могла не быть высшей формой несвободы, прикоснулись вместе с тем к дыханию свободы (свободы от тирании сталинского режима). В дни голодной ленинградской блокады Ольга Берггольц скажет:

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,

Где смерть, как тень, тащилась по пятам,

Такими мы счастливыми бывали,

Такой свободой бурною дышали,

Что внуки позавидовали б нам.

Поэты почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний. В поэзии с первых дней войны прежде всего проявила себя ЛИРИКА.

(Далее воспользуйтесь презентацией и оформите тезисный конспект. Перейдите по ссылке: https://drive.google.com/open?id=18vLwyR8Z_1kPqY1baPVvhnmWXbuPSWPo )

— Почему лирика периода Великой Отечественной войны стала явлением уникальным?

Да, она стала явлением уникальным. Поэты писали о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах. Война вызвала творческий подъем самых разных поэтов: и признанных лириков, и молодых фронтовиков. Многие военные стихи становились популярными песнями («Священная война» В. Лебедев-Кумач, «Землянка» А. Сурков и др.)

— Каковы, по-вашему, особенности лирики военного времени?

Действительно, отсутствует деление на гражданскую, интимную, философскую и т.д. лирику;

имеет 3 основные группы жанров:

лирические (элегия, ода, песня),

сатирические (высмеивающие врага),

лироэпические (баллада, поэма);

многогранность и глубина лирики;

раскрытие сознания героя-освободителя, подвига труженика тыла;

музыкальность стиха соседствует с простотой изложения;

создается образ Родины как всей страны, так и образ малой родины (родного города, села).

3.«Войной, расстрелянные строки…»

Поговорим о тех, кто сражался, кто сразу взялся за перо, чтобы поднять боевой дух русского народа, чтобы укреплять мужество защитников.

(Далее воспользуйтесь презентацией и оформите тезисный конспект. Перейдите по ссылке: https://drive.google.com/open?id=1BSn-MNLQIC-2YzwIkdorMaTzHhuDkrT7 )

4.Фронтовые судьбы песенной лирики

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой.

Цитата из песни «Священная война», муз. В. Александрова, сл. Лебедева-Кумача.

Когда вы слышите эти страстные, на «смертный бой» зовущие строки, несомненно, не только слухом и рассудком, но и сердцем мы переносимся в страшные годы Великой Отечественной войны.

Война 1941-1945 годов стала истинно народной, священной: переплелись людские судьбы с судьбой России. Наверное, это явилось причиной того, что в литературе появляются герои, будто «списанные» с реальных людей (Василий Теркин, Андрей Соколов), а авторские стихи становятся народными песнями.

А вот слова А.Александрова, автора музыки к песне «Священная война»: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Родину вызвало у меня, как у всех советских людей, чувство возмущения, гнева… С первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею – песней…»

Действительно, песня стала еще одним мощным оружием в борьбе с вероломным врагом.

К 75-летию Великой Победы собрано 75 песен военных лет, о войне и о Великой Победе. Большинство из них написаны непосредственно в годы смертельной схватки с врагом или вскоре после разгрома фашизма. Впоследствии отдельные фрагменты текстов редактировались в угоду сиюминутной политической конъюнктуре. На сайте https://победа.екатеринбург.рф/медиа/песни вы можете прослушать песни в первоначальном варианте — какими их знали, любили и пели наши героические деды.

Вопросы для самопроверки:

Какую роль сыграла литература в годы Великой Отечественной войны?

Каковы же особенности лирики военного времени?

Выучите наизусть стихотворение любимого поэта о Великой Отечественной войне и проанализируйте его.

Напишите эссе на тему: «Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет?»

Подготовьте проект «Военная лирика поэтов-земляков».

Внимание! Задание!

Лирика о Великой Отечественной войне:

К. Симонова «ЖДИ МЕНЯ», «ГОРЯТ ГОРОДА…», «Ты помнишь, Алёша, …», «АТАКА», «Всю жизнь он рисовал войну…»,

Н. Тихонова «Берлин 9 мая»,

М. Исаковского «Катюша»,

А. Суркова «Войны имеют концы и начала…», «Красоту, что дарит нам природа…» ,

А. Прокофьева «Слава армии нашей…»,

О. Берггольц ,

А. Ахматовой,

Б. Пастернака, и др.;

песни А. Фатьянова;

поэмы «Зоя» М. Алигер,

«Февральский дневник» О. Берггольц,

«Пулковский меридиан» В. Инбер,

«Сын» П. Антокольского.

Выберете 1 поэзию военных лет и подготовьтесь к выразительному чтению. Записать голосовое сообщение и прислать преподавателю на указанный адрес.

Список используемой литературы

Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. // Под ред. В.П. Журавлева — М.: Просвещение, 2016

Литература: практикум: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /

[Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и др.]; подред. Г.А. Обернихиной. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272.

Дополнительная (информационные ресурсы):

Правда о войне в поэзии военных лет

Описание разработки

Цели урока:

Дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны;

Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя; В

Воспитывать у учащихся умения сопереживать лирическому герою;

Развивать чувство долга и уважения к памяти о погибших в годы ВОВ

Оборудование урока: записи песен военных лет и авторского исполнения стихотворения К. Симонова «Жди меня», поэтические сборники, презентация, иллюстрации и портреты поэтов времен ВОВ.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний

Вид урока: урок- обзор

Ход урока

Эпиграф к уроку: /слайд № 3/

Я только раз видала рукопашный.

Раз- наяву. И тысячу- во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

  1. Организация класса.
  2. Слово учителя.

— Сегодня на уроке мы начинаем изучать литературу периода ВОВ. /слайд № 4/

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Садились в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной,

Всего каких-то пять минут осталось.

С.Щипачев «22 июня 1941 г.»

Этот день начался не тихой росной зарей, а грохотом бомб, свистом пуль, скрежетом стали. Все, что было до этого, обрубили орудийные залпы, смешали с дымом и кроваво-красным огнем. Многие матери отметят этот день черным числом. На многих полянках появятся первые холмики могил.

Это было 22 июня. Сорок первый год… Война… И когда вдоль всей нашей западной границы гул моторов заполнил просторный солнечный мир от неба до земли, когда дрожала от грохота каждая травинка, 22 июня писатели Москвы собрались, как по боевой тревоге, на митинг.

Читать еще:  Какой я вижу поэзию серебряного века сочинение

С краткими речами выступили А. Фадеев, А Жаров, Лебедев-Кумач.

«Писатели знают свое место,- заявил А.Фадеев,- в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Перо было приравнено к штыку. Литература надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

«Не надо пытаться перекричать войну. Голос будет услышан, если говорящий и пишущий стоит близко у сердца воюющего человека»,- говорил А.Сурков.

940 писателей ушли на фронт, 417 не вернулись.

Литература периода ВОВ- «блистательной и трагической эпохи», как назвал её поэт Н.Тихонов, является важнейшим этапом в развитии русского искусства.

Правда мысли, правда чувства- стали важнейшим критерием литературы военных лет.

Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Стихи многих известных поэтов, таких, как М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, Лебедев-Кумач и другие, были положены на музыку и стали популярными песнями, которые мы все хорошо знаем: «Катюша», «В землянке», «Священная война» и многие другие.

(прослушивание фрагмента песни «Священная война» на фоне слайдов, иллюстрирующих события ВОВ) /слайд №5/

Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Поэтому цель нашего урока не только дать обзор поэзии времен ВОВ, но и показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

  1. Обзор поэзии времен ВОВ.

1.Объявление темы урока с записью в тетрадь.

2.- У поэтессы Ю.Друниной есть стихотворение, состоящее из одного четверостишия (зачитывается эпиграф к уроку)

— Сегодня на уроке, читая стихи военных лет, мы узнаем больше о войне и подтвердим или опровергнем слова Ю. Друниной.

3. Организация работы учащихся в парах

-Перед вами на столах тексты стихотворений разных поэтов времен ВОВ.

Задание: подготовить выразительное чтение стихотворения и дать его краткий анализ. Перед чтением стихов один учащийся из пары дает краткую биографическую справку о поэте, подготовленную дома.

1 группа- стихотворение А.Суркова «Стирая рукавом…» /слайд № 6/

2 группа- стихотворение О.Берггольц « Армия» /слайд № 7/

3 группа- стихотворение Ю.Друниной « Зинка» /слайд № 8/

4 группа- стихотворение С.Гудзенко «Мы поднимались и в атаку шли»

Дается анализ стихотворений и делаются выводы по теме урока.

(Основная идея, выраженная в прослушанных стихотворениях- война наполняет горем жизнь каждого человека, несет с собою боль, страдание, смерть).

4. — Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силу воевать и верить в победу. Популярным было стихотворение К.Симонова «Жди меня». /слайд № 10/

/краткое сообщение учащейся об авторе стихотворения /

Прослушивание стихотворения в авторском исполнении

Беседа по анализу стихотворения:

— Почему бойцы в окопах переписывали и знали наизусть текст этого стихотворения?

— В чем сила этого лирического произведения?

Вывод: стихотворение звучит как заклинание, как молитва. Такое ощущение создается повторением слов «жди меня».

5. – У известного поэта, автора поэмы «Василий Тёркин» А.Т.Твардовского есть строки, которые он написал уже после войны:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они- кто старше, кто моложе-

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Но все же, все же, все же…

-Напишите, пожалуйста, как каждый из вас понимает последнюю строку стихотворения, и можем ли мы обратить её к самим себе? /слайд № 11/

/самостоятельная работа учащихся на фоне мелодии песни «Журавли»/

6. Проверка задания. Чтение учащимися сочинений- миниатюр.

Вывод на основе прочитанных работ: в стихотворении выражено чувство обостренной совести, которое делает людей более человечными. «Но все же, все же, все же»- это боль души. «А душа, в которой есть боль, особенно не за свои собственные невзгоды и обиды, а боль за ближнего- самая справедливая, милосердная и праведная боль.» (Б. Окуджава)

7.- Чувство боли и обостренной совести звучит и в стихотворении Е.Аграновича «Офицеры», которая положена на музыку и стало известной песней, впервые прозвучавшей в одноименном кинофильме о защитниках Родины. Эта песня является обращением к вам, молодым, хранить память о тех, кто погиб в годы войны.

/прослушивание песни «Офицеры»/

  1. Итог урока.

-Подводя итог урока, мы снова обращаемся к словам поэтессы Ю. Друниной. Права ли поэтесса, написавшая строки «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»? /ответы учащихся/.

— Зачем поэты военной поры старались показать всю правду о войне и, прежде всего, кровь, боль, страдания людские? (чтобы показать, какой ценой завоевана наша победа.)

V. Домашнее задание: подготовиться к семинару по произведениям советских писателей о Великой Отечественной войне. /слайд № 12/

VI Рефлексия (самооценка)

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия

Разделы: Литература

Цель урока: дать обзор поэзии времен Великой Отечественной .войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

Оборудование урока: записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации, презентация учащихся по теме урока.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, чтение и анализ стихотворений, постановка вопросов.

Лекция учителя.

Литература Великой Отечественной войны начала складываться задолго до ее начала. Ощущение надвигающейся “грозы” породило так называемую “оборонную” литературу. В 30-е годы проблематика, выбор героев носили классовый характер. Советский Союз представлялся пропагандой и официальной литературой как могучий оплот социализма, готовый дать решительный отпор капиталистическому окружению. Песни предвоенных лет демонстрировали мощь государства: “Кипучая, могучая, никем непобедимая”, “И врага мы на вражьей земле победим малой кровью могучим ударом”; кинофильмы показывали, как лихо побеждает Красная Армия недалеких и слабых противников (“Если завтра война”). Аналогичные настроения отличали повесть Николая Шпанова “Первый удар” и роман Петра Павленко “На Востоке”, вышедшие огромными тиражами. Эти пропагандистские произведения отражали сталинскую военно-политическую доктрину, которая в результате поставила армию и страну на край гибели.

Противоположный этому подход к отражению предвоенных событий не мог рассчитывать на широкую аудиторию. Те, кто прошел войну в Испании, конфликты у озера Хасан и на Халхин-Голе, финскую кампанию, понимали истинное положение вещей. Монгольские стихи Константина Симонова, стихи Алексея Суркова, Александра Твардовского показывают войну тяжелым и опасным делом.

Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Начинающие поэты – студенты Литературного института имени Горького, ИФЛИ, Московского университета – Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий, как будто предчувствуя свою судьбу и судьбу страны, писали о предстоящих жестоких испытаниях, которые неизбежно принесет война, в их стихах – мотив жертвенности.

В апреле 1941 года Павел Коган, молодой талантливый поэт, погибший на войне в 1942, написал:

Нам лечь, где лечь,
И там не встать, где лечь.
И, задохнувшись “Интернационалом”,
Упасть лицом на высохшие травы.
И уж не встать, и не попасть в анналы,
И даже близким славы не сыскать.

Это восемнадцатилетнему Павлу Когану принадлежат знаменитые строки: “Я с детства не любил овал! // Я с детства угол рисовал!” (1936). Известная всем, ставшая народной песней романтиков “Бригантина” (“Надоело говорить и спорить, // И любить усталые глаза. ”) – тоже его (1937 год). В этом же 1937 году им написано тревожное стихотворение “Звезда”.

(Стихотворения читают ученики):

Светлая моя звезда,
Боль моя старинная.
Гарь приносят поезда
Дальнюю, полынную.
От чужих твоих степей,
Где теперь начало
Всех начал моих и дней
И тоски причалы
Сколько писем нес сентябрь,
Сколько ярких писем.
Ладно – раньше, но хотяб
Сейчас поторопиться.
В поле темень, в поле жуть –
Осень над Россией.
Понимаюсь. Подхожу
К окнам темно-синим.
Темень. Глухо. Темень. Тишь.
Старая тревога.
Научи меня нести
Мужество в дороге.
Научи меня всегда
Цель видать сквозь дали.
Утоли, моя звезда,
Все мои печали.
Темень. Глухо.
Поезда
Гарь несут полынную.
Родина моя. Звезда.
Боль моя старинная.

Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте.

Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, – «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача

(Отрывок из песни прослушать в записи.)

Почему эта песня стала легендарной?

(Эта песня пробудила дух патриотизма, ее торжественные, исполненные энергии слова и музыка поднимали народ на защиту родины, война названа “народной” и “священной”, песня призывала каждого к ответственности за судьбу страны.)

Остро чувствовали эту ответственность и писатели: 941 из них ушел на фронт, 417 не вернулись. На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, летчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран – в военных госпиталях.

Почему поэзия оказалась необходима людям – и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой.

В стихотворении Владислава Занадворова (1914–1942), геолога и поэта, погибшего под Сталинградом, – неприкрашенная война:

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое выраженье.
Это – изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это – боль головная, что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела;
Это – грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звезды окопных ночевок;
Это – кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это – в жизни короткой последний рассвет
Над разрытой землей. И лишь как завершенье –
Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –
Беззаветная гибель на поле сраженья.
1942

Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. О тех, кто остался дома, о родных мысли фронтовиков. Стихотворению Иосифа Уткина (1903– 1944) предпослан эпиграф из Н.А. Некрасова: “. Не жаль ни друга, ни жены, // Мне жаль не самого героя”.

Когда я вижу, как убитый
Сосед мой падает в бою,
Я помню не его обиды,
Я помню про его семью.
Мне представляется невольно
Его обманчивый уют.
Он мертв уже. Ему не больно,
А их еще. письмом убьют!
1942

Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. Популярным было стихотворение К. Симонова “Жди меня”

Читать еще:  Каково ваше отношение к поэзии ломоносова

(Прослушать стихотворение в записи.)

Это стихотворение переписывали, знали наизусть.

В чем сила этого стихотворения?

Стихотворение звучит как заклинание, как молитва. Такое ощущение создается настойчивым повторением слов “жди меня”, “жди”.

Константин Симонов (1915–1979) к началу войны был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом, прошел Халхин-Гол. Всю войну работал корреспондентом газеты “Красная звезда”, переезжал с фронта на фронт, знал войну “изнутри”. Сильное впечатление произвело на читателей стихотворение 1941 года, посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины”

(Прослушать в записи.)

Почему это стихотворение так затронуло души? Каким чувством оно проникнуто?

Стихотворение передает боль, горечь, стыд бойцов, вынужденных отступать. И здесь звучит лейтмотив: “Мы вас подождем”. “Усталые женщины”, “деревни, деревни, деревни с погостами” – родные, оставляемые в беде, родные, которые молятся “за в бога не верящих внуков своих”. И хотя стихотворение об отступлении, вера в то, что это не навсегда, очень сильна, невозможно оставить на растерзание врагам родную землю.

Досада, злость, яростное желание отмщения в стихотворении Симонова “Убей!”. По прошествии лет мы можем ужаснуться такому постоянно повторяющемуся призыву, но без этой жажды отомстить возможна ли была победа?

Образ России в ее единстве – в лирических стихотворениях, в песнях на стихи Михаила Исаковского: “Катюша”, написанная еще в 30-е годы и по-новому зазвучавшая в годы войны, “До свиданья, города и хаты”, “Ох, туманы мои, растуманы”, “В лесу прифронтовом”, “Огонек”

(Прослушать в записи на выбор.)

Поэт передал всеобщее чувство – желание сберечь родную землю, свое гнездо. Это чувство обыкновенного человека, понятное всем и близкое каждому.

Это чувство объединяло разных людей, разных поэтов, независимо от их отношений с властями. Главным было стремление сохранить и охранить Родину. Вспомним стихотворение Анны Ахматовой “Мужество”, в котором символом родины выступает “русская речь, великое русское слово”.

У Ольги Берггольц, так же, как у Анны Ахматовой, был свой счет к советской власти, принесшей ей много горя: “проработки”, “исключения”, тюрьму. В голодном блокадном Ленинграде Берггольц страшной зимой 1942 года писала свой “Февральский дневник”:

Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
не плача, рассказала, что вчера
единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова,
я тоже ленинградская вдова.

Как чувства выражены в этих строках?

Берггольц пишет скупо, короткими предложениями, внешне не выражая бурных эмоций. Именно потому, что так просто написано о страшном, становятся понятными чувства, как будто замерзшие, замершие в душе.

Но тот, кто не жил с нами, – не поверит,
что в сотни раз почетней и трудней
в блокаде, в окруженье палачей
не превратиться в оборотня, в зверя.
Я никогда героем не была.
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не геройствовала, а жила.

(Презентация по теме урока) /Приложение 1/

Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжелая.

Поэзия военных лет уловила самую суть развернувшейся войны: “Бой идет святой и правый, // Смертный бой не ради славы, // Ради жизни на земле” (А. Твардовский).

Рекомендация: прослушать песню Алексея Фатьянова “Соловьи”.

Прочитать статью учебника о прозе военных лет, перечитать повесть В. Некрасова “В окопах Сталинграда”.

Образ Великой Отечественной войны в стихотворениях русских поэтов

Поэзия как самый оперативный и популярный жанр военных лет, соединяющий высокие патриотические чувства с личными переживаниями лирического героя. Исследование стихотворений военной тематики как особого рода поэзии по тематике и по внутреннему настроению.

РубрикаЛитература
ПредметЛитературоведение
Видстатья
Языкрусский
Прислал(а)Соболева Л.С.
Дата добавления31.03.2019
Размер файла23,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Сравнительно-сопоставительный анализ образа города Павлодара в стихотворениях П. Васильева и В. Семерьянова. Исследование поэтического образа родного города в стихотворениях. Воспитание у учащихся чувства гордости и уважения к творчеству известных поэтов.

реферат [20,1 K], добавлен 02.09.2016

Этапы и особенности эволюции лирического героя в поэзии А. Блока. Своеобразие мира и лирического героя цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Тема «страшного мира» в творчестве великого поэта, поведение лирического героя в одноименном цикле произведений.

курсовая работа [38,9 K], добавлен 04.01.2014

Тема Великой Отечественной войны в произведениях советских писателей и поэтов. Повесть М.А. Шолохова «Судьба человека». Емкая и глубокая концентрация в произведении опыта войны. Невосполнимая утрата героя повести, переплетение трагического и героического.

реферат [21,3 K], добавлен 15.02.2012

Исследование показательных черт поэзии Е.А. Благининой в соотношении её стихотворных произведений с жанровыми формами фольклора и традициями мировой и отечественной литературы. Оригинальности образного ряда и поэтики «взрослых» стихотворений Благининой.

дипломная работа [56,7 K], добавлен 29.04.2011

Годы Великой Отечественной войны были исключительно своеобразным и ярким периодом в развитии советской литературы. Стихотворная публицистика, как наиболее развитая и широко распространенная разновидность литературной работы в период военных действий.

реферат [65,2 K], добавлен 02.03.2011

Программы среднего общего образования Литература

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм.Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М.Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация

внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М.Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др. Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон».

Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.

Взаимодействие искусств. Александр Лактионов. Письмо с фронта. 1947. Первый военный плакат Кукрыниксов. 1941. Памятник сожженным книгам в Берлине. 1995.

Для внеклассного и семейного чтения.

Жизнь. Творчество. Личность (Обзор). Малая проза Солженицына — рассказы «Матренин двор», «Случай на станции Кочетовка», «Захар-Калита», серия миниатюр «Крохотки». «Архипелаг ГУЛАГ» — летопись страданий.

Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия). Средства языкового расширения. Двуединство героя и автора в эпосе; тип героя-праведника.

Межлитературные связи. Тема народного праведничества в творчестве А.Солженицына и его литературных предшественников (Ф.М.Достоевский, Н.С.Лесков, И.С.Тургенев).

Межпредметные связи. История. Нравственно-философская позиция Солженицына — историка; язык «нутряной» России в прозе писателя.

Взаимодействие искусств. Эрнст Неизвестный. «Маска Скорби» – монумент репрессированным во времена ГУЛАГа в Магадане. Памятник «Жертвам политических репрессий» в Санкт-Петербурге (автор проекта Михаил Щемякин). Моноспектакль Александра Филиппенко «Один день Ивана Денисовича».

Нобелевский лауреат, выдающийся французский писатель, философ-экзистенциалист, художник-мыслитель. Создатель серии произведений, демонстрирующих абсурд как норму бытия. Трагический и протестующий пафос произведений, представивший абсурдность земного пути. Авангардистский подход к объекту изображения. Мир как выжженная солнцем пустыня – образ-символ Камю. Бесприютность человека. Трагедия разлада. Мотив индивидуального протеста.

Жизненный путь художника, его основные произведения. Гражданин Франции, выросший в Алжире. Новизна материала и мировосприятия. Увлечение философией, теоретические труды, художественное творчество. «Цикл абсурда» – книги «Посторонний», «Миф о Сизифе», «Бунтующий человек». Роман-притча «Чума» как одно из лучших антифашистских произведений.

Гуманизм Камю, его гражданский, социальный протест против насилия. Неприятие революции как деяния, которое, уничтожая человеческое «я», приводит к власти тирана (Наполеон, Сталин, Гитлер). Максимализм Камю, поиск смысла и главных ценностей жизни: свободы, добра, справедливости. Экспрессионизм как принцип отражения мира.

«Посторонний». Экзистенциальное восприятие мира главным героем. Неспособность различить добро и зло как особенность психологии героя. Проблема преступления и наказания.

Мотив всеобщего отстранения: служащий Мерсо как чужак, изгой и человек, не понятый никем. Заурядный быт (контора, развлечения холостяка). Лицемерная общественная мораль. Равнодушие как норма жизни («мне все равно»).

Двойная жизнь Мерсо. Позиция протеста, нежелание «быть как все». Осознание себя частицей природного мира, противопоставление себя «всем остальным». Нарастание конфликта «человек и общество». Ощущение бессмысленности жизни, предпочтение смерти как финала никчемного пути.

Образ Мерсо. Смерть матери, убийство, суд – главный событийный ряд его судьбы. Особенности сюжетной логики (не участие человека в событиях, а переосмысление их значения). Абсурдность наказания: общество карает не за равнодушие, а за нежелание его скрыть. Смерть как избавление и обыденная неизбежность.

Художественная самобытность произведения. «Перевернутый мир» одинокого скептика в изображении писателя. Иллюзия жизни вместо самой жизни.

Теория литературы. Экзистенциализм в литературе ХХ века. Индивидуальный стиль писателя. «Нулевая степень письма». Тавтология. Отчуждение.Сюжетный абсурд.

«Старик и море».

Сведения о жизни и творчестве американского писателя. Символический смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи «Старик и море». Старик Сантьяго как воплощение человеческой судьбы среди стихий. Его непобедимость, способность выстоять и преодолеть все преграды. Ощущение единства с природой как источник силы человека. Образ моря в повести. Мальчик Манолин — опора Сантьяго. Сантьяго- учитель и наставник мальчика. Человек и Жизнь — главная проблема повести Хемингуэя. Художественное новаторство Хемингуэя, сосредоточенность на эмоциональном состоянии души героя. «Телеграфный стиль» и эстетика «айсберга». Символика произведения. Смысл финала повести. Евангельские мотивы в произведении.

Теория литературы. Философский подтекст (закрепление знаний). Понятие о повести-притче. Лейтмотив. Литературный миф. Кольцевая композиция. Система намеков и умолчаний.

Читать еще:  Вода как женщина. шедевры поэзии и живописи

Межлитературные связи. Шекспир. Марк Твен. Грэм Грин. Габриэль Гарсиа Маркес. Пулитцеровская премия. Очерк Э.Хемингуэя «На голубой воде. Гольфстримское письмо». Нобелевская премия.

Межпредметные связи. История. Первая мировая война.

Взаимодействие искусств. Экранизация. «Старик и море», 1958 год (США, режиссер Джон Старджес, в главной роли Спэнсэр Трейси). «Старик и море», 1990 (США, Великобритания, режиссер Джад Тейлор, в главной роли Энтони Куинн). Мультипликационный фильм «Старик и море», 1999 (Канада, Россия, Япония, режиссер А.Петров).

Для внеклассного и семейного чтения. Р.Рождественский «Памяти Хемингуэя». Б.Ахмадулина «На смерть Э.Хемингуэя». Э.Хемингуэй. «По ком звонит колокол». «Прощай, оружие!». «За рекой в тени деревьев». «Острова в океане». «И восходит солнце». «Зеленые холмы Африки».

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; мелодическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.
Взаимодействие искусств. Стасис Красаускас. Гравюра «Движение». 70-е годы.

Для внеклассного и семейного чтения.

«Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).

Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Для внеклассного и семейного чтения.

Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») (Возможен выбор трех других стихотворений)

О целях поэзии

Жан Кокто сказал: «Я знаю, что поэзия необходима, — но не знаю, для чего» [1] . Кто лучше самой поэзии может знать, для чего она нужна? Спросим великих поэтов и мыслителей — и найдем пять взглядов на природу и назначение поэзии.

1. Идеально-религиозный

Поэзия — божественная гармония, вносимая в мир для разрешения всех его скорбей и противоречий, голос Абсолютного, Всеединого. Такой взгляд глубже всего выражен у Ф. В. Й. Шеллинга, а в русской поэзии — у Ф. Тютчева:

Среди громов, среди огней,

Среди клокочущих страстей,

В стихийном, пламенном раздоре,

Она с небес слетает к нам —

Небесная к земным сынам,

С лазурной ясностью во взоре —

И на бунтующее море

Льет примирительный елей.

Ф. Тютчев. Поэзия

2. Субъективно-психологический

Поэзия утешает, врачует душевные раны, разряжает эмоциональные порывы, спокойным созерцанием вытесняет бессмысленное волнение воли. Гармония здесь мыслится не как высшее космическое начало, а как психологическая потребность и терапевтическое средство. Такой взгляд, если не считать соображений Аристотеля о катарсисе, был последовательнее всего выражен А. Шопенгауэром (поэзия как отрешение от мировой воли и путь к созерцательной нирване) и З. Фрейдом (поэзия — сублимация и вытеснение полового инстинкта), а в русской поэзии — Е. Баратынским:

Болящий дух врачует песнопенье.

Гармонии таинственная власть

Тяжелое искупит заблужденье

И укротит бунтующую страсть.

Душа певца, согласно излитая,

Разрешена от всех своих скорбей,

И чистоту поэзия святая

И мир отдаст причастнице своей.

Е. Баратынский. Болящий дух врачует песнопенье…

3. Стихийно-демонический

Поэзия — антинравственна, антиобщественна, противозаконна. В ней находит выход первичная оргиастическая стихия, безудержность и невнятность мирового хаоса. На поэте лежит печать проклятия и отверженности, он преступает любые законы, низвергает святыни. Его дело — быть выражением музыкально-волевого напора, бущующих подземных недр бытия. Таково воззрение Ницше на «дионисийскую», демоническую природу искусства, выраженное впоследствии А. Блоком.

Есть в напевах твоих сокровенных

Роковая о гибели весть.

Есть проклятье заветов священных,

Поругание счастия есть.

И такая влекущая сила,

Что готов я твердить за молвой,

Будто ангелов ты низводила,

Соблазняя своей красотой.

4. Действенно-социальный

Поэзия призвана не примирять, а воинствовать, но не потому что она есть голос раздирающих друг друга стихий, а потому что выражает волю одной из сил к победе. Не борьба сама по себе вдохновляет поэта, а победа в борьбе, и слово есть орудие власти. Поэзия зовет к поступку, вмешательству в реальную жизнь. Это воззрение выросло из философии Просвещения и затем нашло обоснование в марксизме, а в русской поэзии лучше всего выражено у Маяковского («Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо»):

Я знаю силу слов я знаю слов набат Они не те которым рукоплещут ложи От слов таких срываются гроба шагать четверкою своих дубовых ножек Бывает выбросят не напечатав не издав Но слово мчится подтянув подпруги звенит века и подползают поезда лизать поэзии мозолистые руки

В. Маяковский. [Неоконченное]

Таким образом, поэзия есть:

1. Выражение изначальной, объективной гармонии

2. Способ достижения душевной, субъективной гармонии

3. Выражение изначального, объективного хаоса.

4. Способ вовлечения в битву и обретения победы.

Эти четыре представления возникают из сочетания двух двоичных оппозиций: гармония — хаос и объективное — субъективное.

5. Поэзия бесполезна

Возможно и пятое воззрение, противоположное всем предыдущим, поскольку отрицает за поэзией какой бы то ни было смысл, считая ее бесполезной или даже вредной. Этот нигилистический взгляд развивается на крайне идеалистической (Платон) или крайне материалистической (Д. Писарев) основе. В первом случае, поэзия не нужна, потому что слишком чувственна, привязана к материальной жизни — и далеко отстоит от мира чистых идей. Во втором — слишком фантастична, прихотлива и отдаляется от жизни в сторону самодовлеющих отвлеченных идеалов.

. Отвергнул струны я, —

Да хрящ другой мне будет плодоносен!

И вот несет ему рука моя

Зародыши елей, дубов и сосен. И пусть! простяся с лирою моей,

Я верую: ее заменят эти,

Поэзии таинственных скорбей

Могучие и сумрачные дети.

Е. Баратынский. На посев леса.

Только песне нужна красота,

Красоте же и песен не надо

А. Фет. Только встречу улыбку твою…

Зарыться бы в свежем бурьяне,

Забыться бы сном навсегда!

Молчите, проклятые книги!

Я вас не писал никогда!

Словесной не место кляузе.

В. Маяковский. Левый марш

Как ни парадоксально, все эти пять воззрений предполагают, что основные цели поэзии лучше достигаются не поэзией, а другими средствами.

Если поэзия — выражение изначальной гармонии, то не искать ли еще более чистого ее выражения в пророде, например, в море, волны которого так певучи, что человеческий голос перед ними — одинокий ропот? Слово возмущает чистые ключи бытия.

Если поэзия — целительница, то не лучше ли нас исцеляет сон, забвение, молчание, небытие? Ведь врачуя рану, прикасаясь к ней, легко ее разбередить и, изживая песнью несчастья и тревоги, накликать их вновь, привлечь словом «перуны судьбы»?

Если поэзия — голос мирового хаоса, то не лучше ли непосредственно раствориться в нем, минуя его отражение в книгах, где хаос не выплескивается за пределы переплетов?

Если поэзия могучая сила действия, то не надежнее ли — прибегнуть к штыку или маузеру?

Пятый взгляд на бесполезность поэзии не только противостоит предыдущим четырем, но и объемлет их, а по сути — из них вытекает. Если утверждать, что поэзия нужна потому-то и для того-то, то в конце концов придется согласиться, что она полностью бесполезна, поскольку те же цели лучше достигаются без нее: маузер стреляет точнее, море колышется вольнее, дерево врастает в почву глубже.

Шестой взгляд.

Но из этого вытекает только то, что поэзию, как и жизнь, нужно полюбить прежде смысла ее, не доискиваясь целей. Это можно было бы назвать шестым взглядом, но в том-то и дело, что это уже не «взгляд на», а «любовь к». Поэзия столь же естественна и неосмысляема, как жизнь. Поэзия — это сердце, бьющееся в речи и разгоняющее — переносящее — смысл слов по всему кругу их значений. По сравнению с поэзией просто жизнь есть аритмия, вялость сердечной мышцы, силы которой хватает только на то, чтобы перегонять кровь, — низшая степень жизненности. Поэзия — жизнь вдвойне, она распространяется на такие сферы сознания, культуры, воображения, о которых обычная жизнь не смеет и мечтать. Это высшая степень здоровья, когда ритмично пульсируют мысль и речь и когда в такт сердцу начинает биться все мироздание..

Эта статья — Введение в только что вышедшую книгу «Поэзия и сверхпоэзия. О многообразии творческих миров» (СПб, Азбука, 2016, 480 стр.). Особенно приятно, что книга вышла в серии «Культурный код», вслед за книгами Ю. Лотмана, В. Набокова, Д. Лихачева. Можно приобрести через Озон, а также в Москве («Москва», «Фаланстер»), Петербурге, Киеве, Харькове, Минске.

Введение. О целях поэзии

1. Легенды и каноны

От Орфея до Мандельштама: о природе поэзии

Три лика классики: Державин — Пушкин — Блок

2. Голосов перекличка

Ф. Гельдерлин и К. Батюшков: свет безумия

М. Лермонтов и Б. Пастернак: мудрость лета

Под занавес. Театральность у А. Пушкина и О. Мандельштама

Чудо и закон. О поэтических мирах Б. Пастернака и О. Мандельштама

Золотой локон и розовая точка: интуиция живого у А. Пушкина и А. Тарковского

Зимние стансы: И. Бродский и Е. Евтушенко

3. Новые движения в поэзии

Между концептуализмом и метареализмом

От метафоры к метаболе. О «третьем» тропе.

Как труп в пустыне я лежал. От лирического «я» к лирическому «оно»

Манифесты новой поэзии (1980-е)

Зеркало-щит. О концептуальной поэзии

Что такое метареализм

Каталог новых поэзий

Приложение. М. Эпштейн — И. Кутик. Диалог о современной поэзии

4. Текст и судьба

Развоплощение себя. О Д. А. Пригове

Лирика сорванного сознания у Д. А. Пригова

Поэт древа жизни. Космизм и приватность у А. Парщикова

«Как нас меняют мертвые. » И. Бродский и А. Парщиков

5. Оригинальность и цитатность

Поэзия как состояние

Поэтический кристалл — бесконечное стихотворение

ЧАСТЬ 2. СВЕРХПОЭЗИЯ

6. Поэзия природы

Поэзия природы и природа поэзии

Лирическая философия природы

7. Поэзия общества

Поэзия права. Белый дуб в Афинах

Поэзия и власть

8. Поэзия вещей

Между складом и свалкой. Поэзия домашнего

Новая мемориальность. От эпики к лирике

Значение единичного. Космодицея и антроподицея

Вещь как слово о себе

9. Поэзия мысли и языка

Лиризм в философии

Афористика как поэзия понятий

Логопоэйя. Слово как произведение

Искусство вариации. Анафразия в языке и литературе

10. Сверхпоэзия: поэтический вектор цивилизации

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector