3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поэзия как способ выражения чувств

Эссе “Магия поэзии”

Эссе ученицы 9 “А” класса “Магия поэзии”

Скачать:

ВложениеРазмер
творческая работа ученицы 9 “А” класса17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Название конкурса: Конкурс творческих работ юных корреспондентов

Тема: “Магия поэзии”

Возрастная категория конкурса: 14-16 лет

Название работы: Воспитание поэзией

Ф.И.О. автора: Ишкова Дарья Андреевна

Возраст: 15 лет, 25.04.1999 г.р.

Образовательное учреждение: МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №1» Советского района Курской области

Ф.И.О. руководителя: Репринцева Надежда Александровна

Адрес: 306600, Курская область, Советский район, п.Кшенский, ул. Заводская 7

Телефон: 8(47158) 2-19-82

Электронный адрес: sovetskii661

Когда поэзия есть, она может некоторыми

не замечаться, но когда ее нет, люди задыхаются.

Поэзия, как и проза – один из основных типов искусства слова, который имеет огромное значение в мировой литературе разных эпох и поколений. С давних времен, начиная со средних веков и заканчивая недалеким прошлым, поэзия проявляется во всех сферах жизни человека: в быту, на работе, или даже на войне.

Лирика или роман в стихах, драма или поэма – это, в первую очередь, стихотворные произведения, которые отличаются от прозы способами организации художественной речи и ритмостроением. В поэзии взаимодействие стихотворной формы со словами создает тончайшие оттенки и сдвиги художественного смысла. Множество мастеров слова делятся своей радостью, печалью, восхищением, взволнованностью, мудростью, смелостью или страхом именно с помощью стихов.

Поэзия не только прекрасна, она еще и многообразна. Такие произведения, как хокку или танка, тоже можно назвать поэзией, несмотря на то, что в них нет никакой рифмы и определенного ритма. В этих „свободных стихах” тоже видно те же человеческие чувства, красоту, природу. Другими словами поэзия – это жизнь, это мечта, выражение чувств, переживаний, мыслей. У человека может и не быть любимого поэта, но у каждого есть стихотворение, которое не оставило его равнодушным.

Нередко возникает вопрос: «А для чего нужна поэзия?» Наверное, прежде всего для того, чтобы обогатить человека эмоционально. Конечно, без поэзии мир бы не стал другим, но стал беднее в духовном плане. Нужна ли поэзия современному обществу? Ответы на эти вопросы нужно искать в ценностях общества и отдельного человека.

В наш век компьютерных технологий, к сожалению, поэзия и литература вообще постепенно уходит на последний план. Чтение книг заменяет компьютер, телевизор.

Мы провели исследование среди обучающихся 8-9 классов МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа № 1» Советского района Курской области, с целью выяснения отношения обучающихся к литературе, в частности к поэзии. В эксперименте участвовали 42 школьника. На вопрос, чем вы предпочитаете заниматься в свободное время, лишь 14% респондентов отдали предпочтение чтению художественной литературы,

86 % – социальным сетям. Среди поэзии и прозы выбирают поэзию – 11%, прозу- 84 %, все равно- 5% обучающихся.

Тем не менее, без книг трудно представить нашу жизнь. Никогда электронный текст не заменит общения с “живой” книгой.

С лучшими образцами поэзии мы знакомимся на уроках литературы. Уроки литературы учат нас думать, размышлять обо всём, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями, ценностному отношению к миру. Николай Гумилев писал о поэзии: “Поэзия для человека — один из способов выражения своей личности и проявляется при посредстве слова, единственного орудия, удовлетворяющего ее потребностям. То же относится и к поступкам или чувствам человека, не воплощенным в слове. Они могут быть прекрасными как впечатление, даваемое поэзией, но не станут ею, потому что поэзия заключает в себе далеко не все прекрасное, что доступно человеку. Никакими средствами стихотворной фонетики не передать подлинного голоса скрипки или флейты, никакими стилистическими приемами не воплотить блеска солнца, веяния ветра.”

Уроки литературы призваны воспитывать духовный мир человека, влиять на выбор их нравственных ориентиров подрастающего поколения. Моральные принципы, нормы поведения людей по отношению друг к другу и обществу важная составляющая того, что мы называем нравственностью. Соответственно, нравственный ориентир – это представление человека о том, что подлежит одобрению или осуждению, что правильно, допустимо, а что неправильно и недопустимо.

Мы сейчас живём в обществе потребления. А потребительская ориентация устанавливает свои стандарты и выбирает своих героев. Оно пропагандирует ценности материальные, а поэзия апеллирует к духовным потребностям человека: в понимании самого себя и своей жизни, в самовыражении, в единении с другими людьми и окружающим миром. Стихотворения всегда отражают какой-то временной срез жизни. Открыв любой поэтический сборник, внимательный читатель скоро почувствует, что там, в авторском мире, время на какой-то момент остановилось. Любые стихи, даже самые “нейтральные” по содержанию, всегда несут на себе отпечаток ценностной позиции автора. Отпечаток того, что является для поэта важным, привлекательным, значимым. Благодаря этому, стихи, конечно, побуждают читателя к размышлениям о его собственных приоритетах, прояснению и глубинному осознанию им своих жизненных целей.

Поэзия предоставляет неисчерпаемый художественный материал для понимания читателем своей личной истории, ведь переживания и рассуждения автора нередко оказываются такими близкими и понятными. Стихи обладают удивительной способностью – ясно и ёмко выражать сложные мысли и чувства. Вместе с поэтом можно пройти через этапы разрешения кризиса, осознавая свои чувства, анализируя жизненные обстоятельства и открывая для себя смысл казавшихся прежде непонятными событий.

На уроках литературы и во внеурочное время нам предоставляется возможность реализации своих творческих способностей и сохранение собственной индивидуальности.

Мне легче передавать в поэзии свои мысли и чувства. При сочинении стихотворений многие образные фразы позволяют мне быстро и емко передавать смысл сложных вещей. Для меня поэзия – удивительная вещь. Она заставляет меня по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает над миром повседневности, будничности и обогащает духовно. Она помогает быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее.

Закрыв глаза, я представляю мир,

Там тысячи дорог нам раскрывают тайны.

В душе живет мечта, поэзия манит.

И встречи с нею не случайны.

Мы встретим с ней рассвет,

Где солнца луч приветливо сверкает.

И в небе мрачных красок больше нет.

А мир поэзии манит и увлекает.

Он увлекает нас своею чистотой,

И между строк свою судьбу читаем.

А мысли разговор ведут простой:

Что ждет нас впереди, увы, не знаем.

Но знаю я одно– поэзия жива!

Пока есть те, кто просто в нее верит.

Ведь в ней живет любовь, надежда, доброта,

И в светлый мир для нас открыты двери!

К человеку, прикоснувшемуся к поэзии, по выражению философа Ивана Ильина, “трепещет сердце и радуется дух; и постепенно слагается новое чувство, новая уверенность в том, что он прикоснулся к иному миру”.

«Поэзия — самый простой способ выразить чувства»: короткое интервью с Ириной Астаховой

Ирина Астахова — популярная современная поэтесса из Москвы, больше известная под псевдонимом Ах Астахова. Ее творчество, проникновенное и дерзкое, кому-то приходится по вкусу, кому-то категорически не нравится, но, однозначно, никого не оставляет равнодушным. Вот уже в третий раз Астахова приезжает во Владивосток, чтобы встретиться с поклонниками, раздать автографы, провести поэтический вечер и зарядиться волнами позитива.

Кот Бродского, неравнодушный к современной поэзии, заглянул на автограф-сессию, проходившую во «Владкниге», и задал Ирине несколько вопросов.

Ирина, вы не впервые во Владивостоке. С какими мыслями/чувствами ехали в этот раз?

В этот раз я договорилась с организаторами приехать в теплое время года. До этого я была во Владивостоке только поздней осенью и зимой. Не самое лучшее время для долгих прогулок. Очень рада посетить город весной, когда можно много времени проводить на улице.

В третий раз посетила о. Русский, не перестаю восхищаться морем. Природа для меня — это самый мощный источник вдохновения и, конечно, я максимально стараюсь зарядиться эмоциями в живописных местах.

Чем бы вы занимались, если бы не сложилось с поэзией?

У меня два высших образования: художник по костюмам и пиарщик. Я работаю дизайнером и в ближайшие полгода выпущу свою линию одежды.

Время от времени пишу картины дурацкие, играю на фортепиано. Но поэзия для меня — самый простой и доступный способ выразить свои чувства.

Где рождается ваше творчество?

Всегда по-разному. Во многом все зависит от природы стихотворения. Были периоды, когда я любила писать в самолете, в метро. Если речь идет о серьезной работе, то мне нужно создать соответствующую обстановку — либо в кафе, либо дома, в спокойной атмосфере.

Один из ваших сборников написан как от лица мужчины, так и от лица женщины. В чем причина отождествления себя с мужчиной?

Тут я затрудняюсь ответить, потому что некоторые стихи сами приходят такими. Раньше я искала этому какие-то оправдания, связывала все с единством женского и мужского начал. Но сейчас могу признать, что я не знаю, почему так. Может, все дело в эмпатии. Судя по присутствию в зале мужчин, смею предположить, что мне все-таки удается угадывать их эмоции.

Есть ли поэты, на которых равняетесь?

Сказать, что я хочу на кого-то равняться я не могу. Мне, в первую очередь, хочется черпать вдохновение внутри себя и опираться на личный опыт. Но, безусловно, есть авторы, как поэты, так и писатели, которые мне близки. Из последнего это книга Саши Соколова «Школа для дураков».

В Вашем творчестве есть место вымыслу?

Каждое стихотворение отражает мой внутренний мир, конечно, не буквально, но на чувственном уровне мои стихи — абсолютная правда. Во многом вымысел нужен только при создании того или иного образа, но многие привычки и манеры я перенимаю у реальных людей.

Какое из ваших недавних стихотворений – любимое?

Что с этим миром?
У мира жестокость в крови
День догорает,
я голос тяну к небосводу:
-Пусть ничего не останется
кроме любви,
Пусть ничего не останется
кроме свободы!

Город молчит,
звезды стразами слепят глаза,
(Господи Боже,
ну как же мы все одиноки)
Словно осталось до вечности
четверть часа ,
И уж оставили путь свой
уставшие ноги.

Что с этим миром?
Зачем мы бросаем своих?
Где этот свет,
что сердца наши сделает чище?
Пусть никого не останется
кроме двоих,
Где-то в горах,
за луной наблюдающих с крыши.

Пусть ничего не останется
кроме тепла!
К ближнему,
к лицам тепло не нашедшим!
Пусть отражают
сияние души зеркала,
Пусть свою ценность утратят
ненужные вещи..

Пусть будет Мир
во всем мире
и пусть будешь Ты.
Спрячь мое сердце от лжи
и недоброго глаза-
Пусть ничего не останется
кроме мечты
И до ее исполнения-
четверти часа.

Написание стихотворений как способ выражения своих чувств. Работу выполнил: ученик 11 «А» класса Малеев Николай Учитель: Еливанова С. В. МОУ «Бичурга-Баишевская. – презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЛиана Филина

Похожие презентации

Презентация 11 класса на тему: “Написание стихотворений как способ выражения своих чувств. Работу выполнил: ученик 11 «А» класса Малеев Николай Учитель: Еливанова С. В. МОУ «Бичурга-Баишевская.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Написание стихотворений как способ выражения своих чувств. Работу выполнил: ученик 11 «А» класса Малеев Николай Учитель: Еливанова С. В. МОУ «Бичурга-Баишевская СОШ»

2 Цель проекта: Доказать: сила моей поэзии состоит в том, что она является словесным отображением души. сила моей поэзии состоит в том, что она является словесным отображением души.

3 Прочитав название темы моего проекта, я почему – то уверен, что большинство людей подумает : « Боже, какая банальность ! Сейчас начнется цитирование общеизвестных стихотворений и сухой анализ поэтических строк ». Однако хотелось бы сразу расставить акценты и уточнить, что поэзия – это не только зачитывание библиотечных многотомников Пушкина, Лермонтова и других мастеров рифмы и слова, а, прежде всего, один из способов выражения эмоций, трансформации чувств и передачи настроения. Прочитав название темы моего проекта, я почему – то уверен, что большинство людей подумает : « Боже, какая банальность ! Сейчас начнется цитирование общеизвестных стихотворений и сухой анализ поэтических строк ». Однако хотелось бы сразу расставить акценты и уточнить, что поэзия – это не только зачитывание библиотечных многотомников Пушкина, Лермонтова и других мастеров рифмы и слова, а, прежде всего, один из способов выражения эмоций, трансформации чувств и передачи настроения.

4 Мир внутренний подобен сложному лабиринту, в котором есть место для самых разнообразных психических явлений: образов, переживаний, чувств, мыслей, внутренних диалогов, рефлексии и многого другого. И все это взаимосвязано, неразделимо, текуче, словно поток. Мир внутренний подобен сложному лабиринту, в котором есть место для самых разнообразных психических явлений: образов, переживаний, чувств, мыслей, внутренних диалогов, рефлексии и многого другого. И все это взаимосвязано, неразделимо, текуче, словно поток.

5 Когда нас преследует растерянность. Иногда случается так, что мы готовы четко и прямо выразить собственные мысли, поделиться чем-то сокровенным и приоткрыть занавес своей многогранной души. Именно в такие моменты самым лучшим слушателем и собеседником может стать обычный листочек бумаги, на котором слово за слово наше сознание выводит такие важные и понятные ему символы, отражающие истинные переживания человеческого естества. Иногда случается так, что мы готовы четко и прямо выразить собственные мысли, поделиться чем-то сокровенным и приоткрыть занавес своей многогранной души. Именно в такие моменты самым лучшим слушателем и собеседником может стать обычный листочек бумаги, на котором слово за слово наше сознание выводит такие важные и понятные ему символы, отражающие истинные переживания человеческого естества.

6 Вот и для меня в определенный период жизни стало сначала необходимостью, а впоследствии увлечением написание незамысловатых стихотворений, реальных по своей сути и красивых по общему звучанию. Вот и для меня в определенный период жизни стало сначала необходимостью, а впоследствии увлечением написание незамысловатых стихотворений, реальных по своей сути и красивых по общему звучанию.

7 Центральным понятием такой спонтанной творческой активности является, наверное, самое прекрасное, одухотворяющее и всепоглощающее чувство. И это чувство – любовь : любовь к жизни, любовь к людям, любовь к окружающему миру, любовь к искусству и, пожалуй, наиболее сильное ее проявление – любовь к тому единственному и неповторимому человеку, наряду с которой все предыдущие виды любви теряют свою значимость. Центральным понятием такой спонтанной творческой активности является, наверное, самое прекрасное, одухотворяющее и всепоглощающее чувство. И это чувство – любовь : любовь к жизни, любовь к людям, любовь к окружающему миру, любовь к искусству и, пожалуй, наиболее сильное ее проявление – любовь к тому единственному и неповторимому человеку, наряду с которой все предыдущие виды любви теряют свою значимость.

8 Мое первое стихотворение. Строчки под названием «Шестнадцать лет – прекрасная пора…» являются воплощением ностальгических воспоминаний, теплых и счастливых одновременно. Я думаю, они наиболее полно отображают философию одного глубокомысленного выражения: «Никогда не жалей о том, что прошло, а радуйся тому, что это было!» Строчки под названием «Шестнадцать лет – прекрасная пора…» являются воплощением ностальгических воспоминаний, теплых и счастливых одновременно. Я думаю, они наиболее полно отображают философию одного глубокомысленного выражения: «Никогда не жалей о том, что прошло, а радуйся тому, что это было!»

9 Шестнадцать лет – прекрасная пора, Когда любить, страдать ты начинаешь. Когда любить, страдать ты начинаешь. И не забыть те юные года, И не забыть те юные года, В которых ты свою любовь встречаешь. В которых ты свою любовь встречаешь. Она похожа на весенний первоцвет, Цветущая лишь рядом с тобою. Цветущая лишь рядом с тобою. Затмив своею красотою, Затмив своею красотою, Сердцу моему покоя нет. Сердцу моему покоя нет. Эти встречи, вздыханья, страданья, Подарки любимой, цветы- Подарки любимой, цветы- Все эти моменты вспоминая, Все эти моменты вспоминая, Пред глазами ее неземные черты. Пред глазами ее неземные черты. Помнится, шли одной тропою вместе Гуляли в саду не спеша, Гуляли в саду не спеша, Вдруг перед ней остановился Вдруг перед ней остановился И прошептал все теплые слова. И прошептал все теплые слова. Слова, которые ждала девчонка И слушала, не отрывая глаз, И слушала, не отрывая глаз, А парень прервал на полуслове А парень прервал на полуслове И поцеловал так нежно в первый раз. И поцеловал так нежно в первый раз. О, первый поцелуй, как ты прекрасен По нежности, по страсти равных нет. По нежности, по страсти равных нет. Не стоит девушке смущаться Не стоит девушке смущаться Согласись, это долгожданный момент. Согласись, это долгожданный момент. Поцеловал ее впервые, И не забудут они никогда, И не забудут они никогда, Когда в саду, гуляя поздно ночью, Когда в саду, гуляя поздно ночью, Губами слились влюбленные сердца. Губами слились влюбленные сердца. (2008, октябрь) (2008, октябрь) Как хороша она собой. О как прекрасна Как грациозна и мила Как грациозна и мила И за эти милые очертанья И за эти милые очертанья Она в твою душу вошла. Она в твою душу вошла.

10 Мир… Какое прекрасное слово. Когда нет насилия, вооруженных конфликтов. Но…порой он нарушается. Одна из его причин – терроризм. Все помнят захват школы 1 города Беслана Северной Осетии. Мне не безразлична судьба этих заложников. Вспоминая те дни, меня не покидает мысль: а вдруг вместо них оказались бы мы? Следующее свое стихотворение я посвятил этой трагической дате.

11 Почему так трудно жить на Земле, Почему все люди звери? Почему войной идти на друзей, И грабить чужие земли? Никто не застрахован от того, Что завтра не сможет проснуться. Увидеть дом, жену, детей, И от счастья себе улыбнуться. Вдруг ночью услышишь ты громкий взрыв Подойдешь к окну и посмотришь. И вместо того, что казалось родным Лишь обломки счастья ты увидишь. Идешь ли в школу в первый раз, Аль провожаешь сына. И в мыслях нет, что вдруг захват И не вернуть уж сына. А сколько жизней унесло И принесло всем горе, Этот террористический акт В одной Бесланской школе? Нет, цифрами на счесть Скольких покалечили бандиты. Весь мир страдал, надеялся и ждал, Что выживут в аду все осетины. Молился, верил весь народ И ждал простого чуда. Но не смогли спасти детей И это – катастрофа. Прошли года со дня трагедии, И не забыть нам никогда Детей, мужей и матерей Не вернувшихся с первого звонка.

12 В преддверии праздника дня матери нам задали написать какое-нибудь произведение про маму. Тогда у меня в голове родились строчки, посвященные самому дорогому, любимому человеку…

13 Так оправдаем же, друзья, надежды матери Вы для нее важней всего Дай Бог всем матерям здоровья Любовью пропитана семья. «Мама»,-сказал ребенок впервые Первое слово в его жизненном пути Не случайность это, поверь ты Ведь с улыбкой произносишь это слово ты. Мама – самое нежное слово И милее ее не найти. А тот, кто носит это призванье– Поклон от детей великой страны. Так чем же она заслужила, Чтоб о ней слагались стихи, Писали поэмы, рассказы. Я отвечу, мой друг, не спеши. Допустим, что ты заболеешь И случится какой-то недуг. Кто первым придет на помощь? Правильно, тот, кто любит тебя, милый друг. А чья любовь сильнее материнской? Такой любви ты не найдешь. Ведь для ребенка ей не жалко Последнего кусочка хлеба, Может ты не поймешь. Тогда скажу я по-другому: Для матери не жалко ничего, Чтобы ее ребенок стал великим, Иль просто человеком с хорошею судьбой.

14 Выход из трудной ситуации 29 ноября я выехал на олимпиаду по русской литературе. Задание 9 было такое: написать литературоведческую статью «Символ». 29 ноября я выехал на олимпиаду по русской литературе. Задание 9 было такое: написать литературоведческую статью «Символ». Символ имеет для нас важное значенье. Им мы пользуемся каждый день. И не задумываясь о значении слова, Применяем по сотый раз в день.

15 Вывод: На мой взгляд, поэзия является лучшим отдыхом для души. Ведь довольно трудно представить себе человека, который, погрузившись в словесные картины и образы поэтических сборников, одновременно может думать о каких-то насущных проблемах. Поэзия расслабляет и отвлекает его от всего, снимает эмоциональное напряжение и заставляет мыслить более обширно и глубоко. На мой взгляд, поэзия является лучшим отдыхом для души. Ведь довольно трудно представить себе человека, который, погрузившись в словесные картины и образы поэтических сборников, одновременно может думать о каких-то насущных проблемах. Поэзия расслабляет и отвлекает его от всего, снимает эмоциональное напряжение и заставляет мыслить более обширно и глубоко.

16 Энциклопедия по психологии. Энциклопедия по психологии.

О целях поэзии

Жан Кокто сказал: “Я знаю, что поэзия необходима, — но не знаю, для чего” [1] . Кто лучше самой поэзии может знать, для чего она нужна? Спросим великих поэтов и мыслителей — и найдем пять взглядов на природу и назначение поэзии.

1. Идеально-религиозный

Поэзия — божественная гармония, вносимая в мир для разрешения всех его скорбей и противоречий, голос Абсолютного, Всеединого. Такой взгляд глубже всего выражен у Ф. В. Й. Шеллинга, а в русской поэзии — у Ф. Тютчева:

Среди громов, среди огней,

Среди клокочущих страстей,

В стихийном, пламенном раздоре,

Она с небес слетает к нам —

Небесная к земным сынам,

С лазурной ясностью во взоре —

И на бунтующее море

Льет примирительный елей.

Ф. Тютчев. Поэзия

2. Субъективно-психологический

Поэзия утешает, врачует душевные раны, разряжает эмоциональные порывы, спокойным созерцанием вытесняет бессмысленное волнение воли. Гармония здесь мыслится не как высшее космическое начало, а как психологическая потребность и терапевтическое средство. Такой взгляд, если не считать соображений Аристотеля о катарсисе, был последовательнее всего выражен А. Шопенгауэром (поэзия как отрешение от мировой воли и путь к созерцательной нирване) и З. Фрейдом (поэзия — сублимация и вытеснение полового инстинкта), а в русской поэзии — Е. Баратынским:

Болящий дух врачует песнопенье.

Гармонии таинственная власть

Тяжелое искупит заблужденье

И укротит бунтующую страсть.

Душа певца, согласно излитая,

Разрешена от всех своих скорбей,

И чистоту поэзия святая

И мир отдаст причастнице своей.

Е. Баратынский. Болящий дух врачует песнопенье…

3. Стихийно-демонический

Поэзия — антинравственна, антиобщественна, противозаконна. В ней находит выход первичная оргиастическая стихия, безудержность и невнятность мирового хаоса. На поэте лежит печать проклятия и отверженности, он преступает любые законы, низвергает святыни. Его дело — быть выражением музыкально-волевого напора, бущующих подземных недр бытия. Таково воззрение Ницше на “дионисийскую”, демоническую природу искусства, выраженное впоследствии А. Блоком.

Есть в напевах твоих сокровенных

Роковая о гибели весть.

Есть проклятье заветов священных,

Поругание счастия есть.

И такая влекущая сила,

Что готов я твердить за молвой,

Будто ангелов ты низводила,

Соблазняя своей красотой.

4. Действенно-социальный

Поэзия призвана не примирять, а воинствовать, но не потому что она есть голос раздирающих друг друга стихий, а потому что выражает волю одной из сил к победе. Не борьба сама по себе вдохновляет поэта, а победа в борьбе, и слово есть орудие власти. Поэзия зовет к поступку, вмешательству в реальную жизнь. Это воззрение выросло из философии Просвещения и затем нашло обоснование в марксизме, а в русской поэзии лучше всего выражено у Маяковского (“Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо”):

Я знаю силу слов я знаю слов набат Они не те которым рукоплещут ложи От слов таких срываются гроба шагать четверкою своих дубовых ножек Бывает выбросят не напечатав не издав Но слово мчится подтянув подпруги звенит века и подползают поезда лизать поэзии мозолистые руки

В. Маяковский. [Неоконченное]

Таким образом, поэзия есть:

1. Выражение изначальной, объективной гармонии

2. Способ достижения душевной, субъективной гармонии

3. Выражение изначального, объективного хаоса.

4. Способ вовлечения в битву и обретения победы.

Эти четыре представления возникают из сочетания двух двоичных оппозиций: гармония — хаос и объективное — субъективное.

5. Поэзия бесполезна

Возможно и пятое воззрение, противоположное всем предыдущим, поскольку отрицает за поэзией какой бы то ни было смысл, считая ее бесполезной или даже вредной. Этот нигилистический взгляд развивается на крайне идеалистической (Платон) или крайне материалистической (Д. Писарев) основе. В первом случае, поэзия не нужна, потому что слишком чувственна, привязана к материальной жизни — и далеко отстоит от мира чистых идей. Во втором — слишком фантастична, прихотлива и отдаляется от жизни в сторону самодовлеющих отвлеченных идеалов.

. Отвергнул струны я, —

Да хрящ другой мне будет плодоносен!

И вот несет ему рука моя

Зародыши елей, дубов и сосен. И пусть! простяся с лирою моей,

Я верую: ее заменят эти,

Поэзии таинственных скорбей

Могучие и сумрачные дети.

Е. Баратынский. На посев леса.

Только песне нужна красота,

Красоте же и песен не надо

А. Фет. Только встречу улыбку твою…

Зарыться бы в свежем бурьяне,

Забыться бы сном навсегда!

Молчите, проклятые книги!

Я вас не писал никогда!

Словесной не место кляузе.

В. Маяковский. Левый марш

Как ни парадоксально, все эти пять воззрений предполагают, что основные цели поэзии лучше достигаются не поэзией, а другими средствами.

Если поэзия — выражение изначальной гармонии, то не искать ли еще более чистого ее выражения в пророде, например, в море, волны которого так певучи, что человеческий голос перед ними — одинокий ропот? Слово возмущает чистые ключи бытия.

Если поэзия — целительница, то не лучше ли нас исцеляет сон, забвение, молчание, небытие? Ведь врачуя рану, прикасаясь к ней, легко ее разбередить и, изживая песнью несчастья и тревоги, накликать их вновь, привлечь словом “перуны судьбы”?

Если поэзия — голос мирового хаоса, то не лучше ли непосредственно раствориться в нем, минуя его отражение в книгах, где хаос не выплескивается за пределы переплетов?

Если поэзия могучая сила действия, то не надежнее ли — прибегнуть к штыку или маузеру?

Пятый взгляд на бесполезность поэзии не только противостоит предыдущим четырем, но и объемлет их, а по сути — из них вытекает. Если утверждать, что поэзия нужна потому-то и для того-то, то в конце концов придется согласиться, что она полностью бесполезна, поскольку те же цели лучше достигаются без нее: маузер стреляет точнее, море колышется вольнее, дерево врастает в почву глубже.

Шестой взгляд.

Но из этого вытекает только то, что поэзию, как и жизнь, нужно полюбить прежде смысла ее, не доискиваясь целей. Это можно было бы назвать шестым взглядом, но в том-то и дело, что это уже не “взгляд на”, а “любовь к”. Поэзия столь же естественна и неосмысляема, как жизнь. Поэзия — это сердце, бьющееся в речи и разгоняющее — переносящее — смысл слов по всему кругу их значений. По сравнению с поэзией просто жизнь есть аритмия, вялость сердечной мышцы, силы которой хватает только на то, чтобы перегонять кровь, — низшая степень жизненности. Поэзия — жизнь вдвойне, она распространяется на такие сферы сознания, культуры, воображения, о которых обычная жизнь не смеет и мечтать. Это высшая степень здоровья, когда ритмично пульсируют мысль и речь и когда в такт сердцу начинает биться все мироздание..

Эта статья — Введение в только что вышедшую книгу “Поэзия и сверхпоэзия. О многообразии творческих миров” (СПб, Азбука, 2016, 480 стр.). Особенно приятно, что книга вышла в серии “Культурный код”, вслед за книгами Ю. Лотмана, В. Набокова, Д. Лихачева. Можно приобрести через Озон, а также в Москве (“Москва”, “Фаланстер”), Петербурге, Киеве, Харькове, Минске.

Введение. О целях поэзии

1. Легенды и каноны

От Орфея до Мандельштама: о природе поэзии

Три лика классики: Державин — Пушкин — Блок

2. Голосов перекличка

Ф. Гельдерлин и К. Батюшков: свет безумия

М. Лермонтов и Б. Пастернак: мудрость лета

Под занавес. Театральность у А. Пушкина и О. Мандельштама

Чудо и закон. О поэтических мирах Б. Пастернака и О. Мандельштама

Золотой локон и розовая точка: интуиция живого у А. Пушкина и А. Тарковского

Зимние стансы: И. Бродский и Е. Евтушенко

3. Новые движения в поэзии

Между концептуализмом и метареализмом

От метафоры к метаболе. О “третьем” тропе.

Как труп в пустыне я лежал. От лирического “я” к лирическому “оно”

Манифесты новой поэзии (1980-е)

Зеркало-щит. О концептуальной поэзии

Что такое метареализм

Каталог новых поэзий

Приложение. М. Эпштейн — И. Кутик. Диалог о современной поэзии

4. Текст и судьба

Развоплощение себя. О Д. А. Пригове

Лирика сорванного сознания у Д. А. Пригова

Поэт древа жизни. Космизм и приватность у А. Парщикова

“Как нас меняют мертвые. ” И. Бродский и А. Парщиков

5. Оригинальность и цитатность

Поэзия как состояние

Поэтический кристалл — бесконечное стихотворение

ЧАСТЬ 2. СВЕРХПОЭЗИЯ

6. Поэзия природы

Поэзия природы и природа поэзии

Лирическая философия природы

7. Поэзия общества

Поэзия права. Белый дуб в Афинах

Поэзия и власть

8. Поэзия вещей

Между складом и свалкой. Поэзия домашнего

Новая мемориальность. От эпики к лирике

Значение единичного. Космодицея и антроподицея

Вещь как слово о себе

9. Поэзия мысли и языка

Лиризм в философии

Афористика как поэзия понятий

Логопоэйя. Слово как произведение

Искусство вариации. Анафразия в языке и литературе

10. Сверхпоэзия: поэтический вектор цивилизации

Поэзия как способ выражения чувств

Статья “Поэзии целебная сила”

Планета Поэзии. Она есть! Она существует! Она живёт! Она творит! Она нам дарит невероятные эмоции, часто позитивные, окрыляющие нас, вдохновляющие! Те, кто побывает на этой планете, по-настоящему почувствует красоту слова! А слова , исходящие из этой планеты, они – от избытка любви в сердце, от души.
Я – безумно влюбленный в мир искусства поэзии. И никогда не сомневалась в том, что стихи положительно влияют на жизнь человека. Бесспорно, образы или картины, воспетые в стихах могут вызвать определенные яркие ассоциации с чувством радости, сочувствия, зачастую и печали… Но оказывается, влияние стихов намного глубже и сильнее, чем я даже себе представляла.
Изучением стихов серьёзно занимаются ученые. К примеру, ученые из Ливерпульского университета в Великобритании решили изучить свойства, которыми обладает поэзия. Наблюдая за людьми, читавшими сочинения Шекспира, Вордсворта, Томаса Стернза, Элиота, исследователи одновременно анализировали, как в это время работает их мозг.
Высокая поэзия, как было обнаружено учёными, вызывает избыточное возбуждение в мозгу. Самое удивительное, что этот эффект сохраняется еще некоторое время: обработав необычное слово или оборот, мозг не возвращается в прежнее состояние, а сохраняет некий добавочный импульс, который подталкивает к продолжению чтения. Бесспорно поэтому Ирину Самарину-Лабиринт и Веронику Тушнову или Ларису Миллер и многих других, мне например, хочется читать снова и снова.
В ходе эксперимента ученые сравнили реакцию Центральной Нервной Системы испытуемых на те же истории, но рассказанные обычным языком. Произведения классиков переписывали в прозе и давали на прочтение тем же чтецам. При чтении поэзии нейроны реагируют буквально на каждое слово. Особо же остро мозг реагирует на необычные поэтические обороты.
Ученые из Института Макса Планка выяснили, что поэзия настолько сильна, что даже доставляет мозгу большее удовольствие, чем музыка. Экспериментаторы попросили группу людей читать стихи вслух и нажимать на специальную кнопку всякий раз, когда они почувствуют озноб и «мурашки» по телу. В это время ученые отслеживали частоту сердцебиения, мимику и даже движение волосков на коже испытуемых.
Любопытен тот факт, что даже те, кто не читал стихи в это время, а только слушал, чувствовали «мурашки» на своем теле, а 40% респондентов отмечали их появление несколько раз. Такие ощущения мы также можем испытывать, когда слушаем музыку или смотрим эмоциональную сцену из фильма. Таким образом, учёные пришли к выводу, что реакция головного мозга на поэзию весьма уникальна: слушая стихи, активизируются участки мозга, которые не задействованы во время других занятий.
Нейробиологи из Университета Эксетера провели похожее исследование и пришли к тем же результатам, а также выяснили, что поэзия стимулирует память, способствует самоанализу и расслабляет нас.
Все эти исследования доказывают нам, что в стихотворной форме есть что-то поистине удивительное, что создает ни на что не похожее удовольствие. Мозг задействован так, что будучи незаметным, он заметно активизируется и развивается! То есть, как поясняют многие учёные, развитие мозга в положительную сторону очевидно. Как минимум, чтение поэзии – процесс поразительного языкового “погружения”. И еще это в высшей степени экономичная форма умственного ускорения. На самом малом пространстве хорошее стихотворение покрывает огромную мыслительную территорию и часто в финале приносит читателю прозрение или откровение. Именно прозрение и откровение. И при чём чёткое и ясное.
Возьмем, к примеру, одно из стихотворений Ирины Самариной-Лабиринт:

Привыкайте счастливыми быть!
Просыпаться с улыбкой лучистой…
И со взглядом, по детскому, чистым,
Привыкайте друг друга любить…

Научитесь плохое не звать,
Предвещая заранее беды…
Вы ведите другие беседы…
Научитесь душой расцветать…

Привыкайте добро замечать
И ценить то, что жизнью даётся…
И за счастьем бежать не придётся…
Будет счастье за вами бежать!

Научитесь подвоха не ждать
От людей незнакомых и близких…
Ведь у всех, у высоких, и низких
Есть желание – счастье познать…

Привыкайте не злиться на зло,
А рискните помочь, разобраться…
Если кто-то вдруг начал кусаться,
Значит, в чём-то ему не везло…

Научитесь прощенья просить
И прощать… Вам судьба улыбнётся.
И весна в вашу душу вернётся!
Привыкайте счастливыми быть…

Спросите: как это стихотворение действует на нас? Целебно и поучительно. Учит, какими добрыми нужно быть в жизни, как важно не быть злыми и как важно уметь прощать… Разве мы ещё раз и ещё раз не глядим на себя и на жизнь с помощью этого стихотворения? Разве оно нас не учит ничему? Мы делаем прозрение и откровение. Возможно, откровение того, что мы уже когда-то открыли? Тем не менее, это как повторение – мать учения. О сколько в поэзии этого автора поучительного и жизненного!
А кроме всего этого, какие эмоции в сердце рождаются? Позитива – полно. Поэзия добавляет жизни больше красок и радостных эмоций! И главное, читая стихи, мы переосмысливаем собственное прошлое. Не только прошлое. Мы смотрим через призму поэзии в будущее и осмысливаем настоящее. То есть словами ученых, невероятно, но читая стихи, мы активируем правое полушарие мозга, а точнее его зону, ответственную за автобиографические воспоминания. То есть когда мы, к примеру, читаем Ирину Самарину-Лабиринт, то волшебные строки её вызывают из глубин памяти воспоминания о произошедшем с нами в прошлом или непонимании со стороны окружающих. Или, как лучше жить в дальнейшем, какие ошибки не допускать и как проявлять себя, как вести себя правильно в настоящем и будущем. Точно так же, как , например, стихи Есенина о любви вытягивают из нас яркие картины прошлого, где мы рядом с любимым человеком. Учёные так и говорят, что поэзия – это очень сильный инструмент, который может использоваться в психотерапии, наряду с рисованием. Именно так обьясняют ученые-нейробиологи влияние поэзии на общее состояние человека.
В работе с поэзией нужно отметить тот факт, что декламировать стихи – особо полезное занятие. Когда мы учим стихи, то мы тренируем ту область мозга, которая несет ответственность за развитие и сохранение памяти. В век информационных технологий, когда весь мир начинается от простого нажатия пальца на экран, люди перестали запоминать. Мы полагаемся на память компьютеров, мобильных телефонов и других гаджетов. Но это притупляет нашу способность запоминать и наш мозг начинает медленно деградировать. Очень важно держать свой мозг в тонусе. Поэтому полезным признан тот факт, что самый простой способ – разучивать стихи, а потом декламировать их вслух.
Поэзия. Даже слово какое-то слишком изысканное, чтобы казаться мужским. Поэзия для подростков, юнцов и женщин — этакая антитеза мужественности. Так было не всегда. Стихи, как правило, писали и читали мужчины — так было на протяжении веков, начиная с античной Греции: на всех этих Гомера, Архилоха, Гесиода, Пиндара и прочих была лишь одна Сафо. Есенин, Блок, Евтушенко…Поэзия была и искусством, и развлечением. В прошлом поэзия принадлежала к числу обязательных составляющих образования любого мужчины. Мы привыкли к мысли, что поэзия — это не для мужиков, потому что она лирична, эмоциональна, а мальчиков с младых ногтей учат контролировать эмоции. Поэтому поэзия тяжело находит себе путь в мужскую библиотеку. Кроме того, у нас есть и другие, более приемлемые способы выразить эмоции. Наше общество изменилось, наверное, в прошлом веке, и телевидение как будто заняло место, которое прежде принадлежало поэзии. Нашему обществу, получается, больше не нужны поэты, чтобы наполнять жизнь лирикой и развлекать нас. У нас есть телевидение и кино, и когда мы хотим почитать, к нашим услугам летят романы, рассказы, журналы, газеты и развлекательные сайты. Так и хочется выразиться, что поэзии больше нет места в нашем мире. Ан нет! Прекрасных поэтов и поэтесс сегодня, как и в прошлом, предостаточно. Есть и рождаются стихи. Стихи о мире и войне, о дружбе, о природе, философская лирика — всё это гораздо богаче привычных представлений о стихах. И они, нельзя сказать, не читаются. Читаются. И есть среди нас много тех, кто любит читать. Как и было сказано выше, чтение поэзии позволяет видеть связь между настоящим и прошлым и заглядывать в будущее!
Поэзия — это увлекательная история; иногда в одном стихотворении в сто строк разворачивается захватывающий сюжет. Иногда поэты создают свои собственные слова, которые очень точно ловят суть вещей, и это тоже довольно интересно. Они могут выразить большое и даже общечеловеческое, казалось бы невыразимое, в паре строк. Но чтение поэзии необходимо не только для развлечения. Иосиф Бродский говорил, что поэзия — это высшая форма речи, и, читая поэтов, человек начинает лучше понимать язык. Он даже ставил вопрос о массовом издании поэтов в один ряд с вопросом о всеобщей медицинской помощи.
Читать поэзию тяжело и утомительно. Для многих. Или для некоторых. Язык и структура отличаются от привычной нам речи, сложно воспринимать ритм и рифму. Если стихотворение длинное, иногда тяжело его понимать, тяжело трактовать образы и постоянно тревожит, правильно ли ты понял авторскую мысль. Но если ты не будешь торопиться и дашь себе время поразмыслить над прочитанным стихотворением, ты начнешь быстро и заметно расти. Да, да, расти! Говорят, что чтение стихов требует накачанного мозга. С чего начать? Главное, ни в коем случае не стоит превращать чтение поэзии в скучную обязанность и рутину. Можно прочитывать по одному стихотворению в день или в неделю. Нужно сделать чтение стихов небольшим ритуалом. Например, это можно делать в воскресное утро: читай стихотворение за своей первой чашкой кофе, прежде чем начинать делать другие дела. Читай, чтобы развлечься или просто чтобы доказать себе, что можешь. Если тебе понравился процесс, то и хорошо, а если нет, не страшно: попробуй почитать другого автора. Даже если это стихотворение все называют одним из лучших, а оно тебе не нравится, просто двигайся дальше. Не надо себя мучить и внушать в себе, что «ты ничего не понимаешь в поэзии, потому что это стихотворение тебе не по душе, хотя его считают объективно хорошим».
Поэзия — это волшебное искусство. О ней можно судить субъективно, однако всё же оперировать более вменяемыми аргументами, чем «скучно». Есть поэты, которых стоит прочесть. С которых, возможно, нужно начать. А для начала, обратимся к классике, хотя читать ее в самом начале обычно не советуют. Эпос о Гильгамеше, «Одиссея», «Илиада», «Энеида», «Потерянный рай» — это стыдно не читать. Но начинать с таких сложных произведений не имеет смысла: ты не втянешься, ты не поймешь и бросишь. Начни с чего попроще, а потом вернись сюда. Обязательны к прочтению: Гомер, Шекспир, По, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Мандельштам, Есенин, Ахматова, Цветаева, Бродский, Аполлинер, Бодлер, Рембо… А затем познакомься с такими именами как : Киплинг, Блейк, Поуп, Фрост, Оден, Кавафис, Коган, Симонов, Пригов, Губерман, Теннисон. Есть рекомендации? Милости просим в комментарии.
Конечно, ничего бы не случилось, если бы не было стихотворений. Мир бы не рухнул, но был бы беднее в духовном плане. Иногда мы просто не замечаем, что поэзия всегда рядом с нами. Как не замечаем того, к чему привыкли.
Поэзия – удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, будничности и обогащает духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее.
Осознавая факт полезного влияния поэзии на состояние человека, даже в календарь уместили особый день – Всемирный день поэзии. Его поместили на 21 марта. И отмечается он с 1999 года. Наверное, поэзия – прежде всего и появилась для того, чтобы обогатить человека эмоционально. Обогащайтесь эмоционально. Ибо эмоции – это здоровье! Читайте, читайте, читайте стихи. И будьте здоровы!
В качестве послесловия – стихотворение от Ирины Самариной-Лабиринт:

Желаю всем добра и мыслей светлых…
Пускай обиды прошлые уйдут…
От них вы избавляйтесь незаметно…
Простить и отпустить – нелёгкий труд…

Но каждым утром рано на рассвете
Попробуйте кого-нибудь простить…
За то, что солнце в небе ярко светит,
Начните жизнь свою благодарить…

Она ведь посылает вам уроки,
Чтоб стали вы отзывчивей, мудрей…
А слышит лишь обидные упрёки,
То денег нет, то верных нет друзей…

Вы жизнь свою за всё благодарите…
За то, что вы не знаете войны,
За то, что у компьютера сидите…
За то, что вы кому-нибудь нужны…

За то, что есть у вас семья и дети,
А если нет, просите у неё.
Она ведь не глуха и вам ответит,
Прощая вас за прежнее нытьё…

Хотите быть богатыми? Мечтайте!
К вам деньги будут сами приходить…
Хотите быть счастливыми? Дерзайте!
Учитесь доверять, прощать, любить…

Представьте жизнь свою без опасений,
Без страхов, без упрёков и обид…
Освободитесь от пустых сомнений,
Увидите, что к счастью путь открыт…

Оставьте ваше прошлое в покое!
Оно ушло, обратно не вернуть…
Задумайтесь сегодня над судьбою
И начертите в мыслях светлый путь…

Весь мир под одного не перестроить,
Но можно перестроить мир внутри…
И лучше доверять, чем вечно спорить…
И лучше отыскать, чем не найти…

Вам жизнь даёт бесценные советы…
Того, что есть, могло бы и не быть…
Представили? За каждый лучик света
Учитесь жизнь свою благодарить…

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Персидская поэзия как ключ к культуре ирана
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: