0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поэзия как живопись иное произведение

Поэты о поэзии

Поэзия — удел человека или одаренного, или одержимого.
— Аристотель

У поэтов стихи, как дети, рождаются от женщин.
— Инна Гофф

Поэзия — это то. что увидел Мильтон, когда ослеп.
— Дон Маркис

Все, что поэт пишет с божественным вдохновением и святым духом, то весьма прекрасно.
Демокрит

Историк и поэт отличаются друг от друга не речью — рифмованной или нерифмованной; их отличает то, что один говорит о случившемся, другой же о том, что могло бы случиться. Поэтому в поэзии больше философского, серьезного, чем в истории: ибо она показывает общее, тогда как история только единичное.
Аристотель

Кто идет к вратам поэзии, не вдохновленный музами, воображая, что одно искусство сделает его поэтом, тот и сам несовершенен, и поэзия его — ничто в сравнении с поэзией вдохновленного.
Платон

Поэтическое воображение странствует и перевоплощает вещи, придает им самый их чистый смысл и определяет взаимосвязи, дотоле неведомые, но всегда, всегда, всегда орудует фактами самой что ни на есть ясной и четкой реальности. Оно внутри человеческой логики и контролируется разумом, от которого не может отделиться.
Федерико Гарсиа Лорка

Поэтический образ — это всегда трансляция смысла.
Федерико Гарсиа Лорка

Поэзия и искусство — это особая форма не только выражения, но и познания.
Ян Райнис

Между ученым и поэтом простирается зеленый луг: перейдет его ученый — станет мудрецом, перейдет его поэт — станет пророком.
Халиль Джебран Джебран

Поэзия — это поток радости, боли, изумления и малая толика слов из словаря.
Халиль Джебран Джебран

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда…
Анна Андреевна Ахматова

Поэтический талант дает многое, когда он сочетается с хорошим вкусом и направляется сильной мыслью. Чтобы художественное творчество одерживало большие победы, необходимы для него широкие умственные горизонты. Только культура ума делает возможной культуру духа.
Валерий Яковлевич Брюсов

Кто не родился поэтом, тот им никогда не станет, сколько бы к тому ни стремился, сколько бы труда на то ни потратил.
Валерий Яковлевич Брюсов

…Стихи — совершеннейший из способов пользоваться человеческим словом, и разменивать его на мелочи, пользоваться им для пустяков — грешно и стыдно
Валерий Яковлевич Брюсов

Прославим поэтов, у которых один бог — красиво сказанное бесстрашное слово правды.
Максим Горький

Поэтический язык — краткий, сжатый, картинный и музыкальный.
Владимир Галактионович Короленко

Стих прежде всего — гармония.
Владимир Галактонович Короленко

Стих — это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма.
Владимир Галактонович Короленко

Поэзия не может не быть поэзией своего времени и должна быть ею. Но тот, кто выражает черты своего времени, роднящие его с будущим, оказывается бессмертным.
Анатолий Васильевич Луначарский

Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!
Константин Георгиевич Паустовский

Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — величайший дар, доставшийся нам от поры детства. Если человек не растеряет этот дар на протяжении долгих трезвых лет, то он поэт или писатель.
Константин Георгиевич Паустовский

Когда поэту не нужен и не понятен окружающий его человеческий мир, то он сам остается ненужным и непонятным для окружающего человеческого мира.
Георгий Валентинович Плеханов

Поэзия — моя держава, Я вечный подданный ее.
Михаил Аркадьевич Светлов

Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает… Настоящий поэт сам невольно и страданьем горит, и жжет других, и в этом все дело.
Лев Николаевич Толстой

Великая поэзия нашего века — это наука с удивительным расцветом своих открытий, своим завоеванием материи, окрыляющая человека, чтоб удесятерить его деятельность.
Эмиль Золя

Поэзия (как ошибочно считают люди наивные или пресыщенные) заключается не в ритмическом сочетании слов-погремушек, но в духе, который охватывает широкие горизонты и видит дальше и глубже, чем глаза человека.
Ромен Роллан

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.
Анатоль Франс

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.
Анатоль Франс

Цель поэзии — полезная правда.
Поль Элюар

Поэты лгут, но их ложь приятна.
Альфред Адлер

Чтобы наслаждаться творчеством поэта, надо, я полагаю, любить и ту культуру, к которой он принадлежит.
Людвиг Витгенштейн

Плохие поэты стирают следы превращений, хорошие — открыто демонстрируют их.
Элиас Канетти

Подлинные поэты встречаются со своими персонажами лишь после того, как создали их.
Элиас Канетти

Нельзя постичь жизнь поэта без знания процесса воображения.
Вильгельм Дильтей

Когда легко написать хорошее стихотворение — трудно сделаться поэтом.
Ханс Георг Гадамер

В поэзии нет фактов, а есть слова, нет реальности, а есть образы.
Бенедетто Кроче

Любая древняя поэзия есть вместе с тем и в тоже самое время культ, праздничное увеселение, коллективная игра, проявление искусности, испытание или загадывание загадок, мудрое поучение, переубеждение, околдовывание, ясновидение, пророчество, состязание.
Йохан Хёйзинга

Читать еще:  Какое модернистское течение брюсов называл поэзией намеков

Миф, в какой бы форме он ни передавался, всегда есть поэзия.
Йохан Хёйзинга

Поэт — дитя; он смеется лучшим в мире смехом — смехом сквозь слезы.
Лев Карсавин

Любовь, поэзия были теми путями, в которых мы искали убежища от одиночества и увядания жизни.
Жорж Батай

Настоящий поэт чувствует себя ребенком в окружающем мире.
Жорж Батай

О поэзии могу теперь сказать так: это жертвоприношение, в котором мы приносим в жертву слова.
Жорж Батай

Поэтическое есть та доля привычного, что растворяется в необычном и растворяет в нем нас.
Жорж Батай

Поэзия всегда в некотором смысле противоположна поэзии.
Жорж Батай

Поэзия может на словах попирать установленный порядок, но она не может занять его место.
Жорж Батай

Поэт — не толпа, он неизлечимо одинок.
Жорж Батай

Поэзия стала повседневностью.
Морис Бланшо

В довоенные времена жил один старый больной поэт, которого совершенно забыли и по настоянию которого, как я где-то прочел, всем посетителям должны были говорить, будто его нет дома. Время от времени жена — из жалости к нему — звонила в дверь…
Эмиль Мишель Чоран

Ветер, который так прекрасно замещает музыку и поэзию. Странно, что в краях, где он дует, ищут каких-то других средств выражения.
Эмиль Мишель Чоран

Из европейской поэзии исчез крик. Осталось жонглирование словами, художества акробатов и эстетов. Эквилибристика опустошенных.
Эмиль Мишель Чоран

Настоящая поэзия начинается за пределами поэзии. То же самое с философией, да и со всем на свете.
Эмиль Мишель Чоран

Поэтическое воображение по сути своей не формирует, а деформирует образы.
Ролан Барт

Мы ведь знаем мнение величайших ученых, что разные отрасли знания требуют изучения и наставления, поэтическую же способность создает сама природа, и поэт творит из своего духа и в то же время как бы вдохновляется свыше.
Цицерон Марк Туллий

Поэтами рождаются, ораторами становятся.
Цицерон Марк Туллий

Я не стремлюсь охватить своими стихами все.
Вергилий Марон Публий

Поэты желают быть или полезными, или приятными.
Гораций (Квинт Гораций Флакк)

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше. Гораций (Квинт Гораций Флакк)
Поэту посредственных строчек ввек не простят ни люди, ни боги, ни книжные лавки.
Гораций (Квинт Гораций Флакк)

Раздражительное племя поэтов.
Гораций (Квинт Гораций Флакк)

Художникам, как и поэтам, издавна право дано дерзать на все что угодно.
Гораций (Квинт Гораций Флакк)

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.
Овидий

Где жизнь, там и поэзия.
Неизвестный автор

Негодование делает поэтом.
Неизвестный автор

Поэзия — говорящая живопись.
Неизвестный автор

Поэт всегда простак.
Неизвестный автор

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.
Мурасаки

Не следует обращать внимания на крохотные пятнышки на лучезарном солнце: пусть лучше подумают о том, сколько пришлось пободрствовать Гомеру, чтобы создать произведение, в котором так много света и так мало теней.
Мигель де Сервантес Сааведра

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.
Уильям Шекспир

Не всякий, кто может писать стихи, — поэт.
Бенджамин Джонсон

Все поэты — безумцы.
Роберт Бертон

О вы, кого манит успеха путь тернистый,
В ком честолюбие зажгло огонь нечистый,
Вы не достигнете поэзии высот:
Не станет никогда поэтом стихоплет.
Никола Буало

Один безупречный сонет стоит длинной поэмы.
Никола Буало

Поэты имеют то общее с еретиками, что они всегда защищают свои произведения, но что совесть их никогда не оставляет их в покое.
Жан Расин

Из всех представителей рода человеческого зависти и злословию более всего предаются плохие поэты.
Джозеф Аддисон

Остроумно написанный памфлет точно отравленная стрела, которая не только наносит рану, но и делает ее неизлечимой.
Джозеф Аддисон

Поэзия — музыка души.
Вольтер

Стихи повсюду были первыми детьми гения и первыми учителями красноречия.
Вольтер

Знание предмета для поэта то же, что прочность материала для архитектора.
Сэмюэл Джонсон

Я давно уже считал, что двор — не место для поэта, который должен изучать природу. Но если пышность и этикет превращают людей в машины, то обязанность поэта — снова сделать из этих машин людей.
Готхольд Эфраим Лессинг

Что может быть хуже для прирожденного поэта, чем родиться в век разума!
Мэтью Арнольд

Для поэзии идея — это все… Поэзия вкладывает чувство в идею…
Мэтью Арнольд

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.
Георг Кристоф Аихтенберт

Нельзя вблизи сидящих на престоле Стоять певцу.
Джордж Ноэл Гордон Байрон

Ты хочешь, чтобы твои песни не умерли? Пой о сердце человека.
Роберт Браунинг

В свой час своя поэзия в природе.
Джон Китс

Ни один великий поэт не может не быть одновременно и большим философом.
Сэмюэл Тейлор Кольридж

Истинный поэт грезит наяву, только не предмет мечтаний владеет им, а он — предметом мечтаний.
Чарльз Лэм

Анализ — не дело поэта. Его призвание — воспроизводить, а не расчленять.
Томас Бабингтон Маколей

Читать еще:  Какова особенность современной уральской поэзии

Вероятно, ни один человек не может быть поэтом, не может даже любить поэзию, если он, хотя бы в малой степени, не душевнобольной.
Томас Бабингтон Маколей

Кто, вращаясь в образованном и литературном обществе, стремится сделаться большим поэтом, должен сначала обратиться в маленького ребенка. Он должен расчленить всю ткань своей души. Он должен забыть многое из того, что, быть может, до сих пор было для него основой его превосходства. Его собственные таланты будут препятствием для него.
Томас Бабингтон Маколей

Поэзия нуждается не в анализирующем, а в верующем духе.
Томас Бабингтон Маколей

Поэзия — памятник, где запечатлены лучшие и счастливейшие мгновения самых лучших и счастливейших умов.
Перси Биш Шелли

Никогда так не нужна поэзия, как в те времена, когда вследствие господства себялюбия и расчета количество материальных благ растет быстрее, чем способность освоить их согласно закону души.
Перси Биш Шелли

Поэт смотрит на пороки современников как на временное облачение для своих созданий, прикрывающее, но не скрывающее их извечную гармонию.
Перси Биш Шелли

• Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

• Неудержимо летит время.

• Не уклоняйся от дела, но и не суетись через меру.

• Не хмурь бровей!

• Ни дом, ни поместья, ни груды бронзы и золота не изгонят из больного тела их владельца горячку, а из духа его — печаль; если обладатель всей этой груды вещей хочет хорошо ими пользоваться, ему нужно быть здоровым.

• Однажды выпущенное слово улетает безвозвратно.

• Одно художественное произведение нравится лишь при первом просмотре, другое же — и при десятом.

• О Постум! Постум! Льются, скользят года! Какой молитвой мы отдалим приход Морщин, и старости грядущей,
И неотступной от смертных смерти?

• Что значат законы без нравов, что значат нравы без веры?

• Что нам искать земель, согреваемых иным солнцем? Кто, покинув Отчизну, сможет убежать от себя?

• Шутка, насмешливое слово часто удачнее и лучше определяют даже важные вещи, чем серьезное и глубокое изучение.

• Я воздвиг памятник, долговечнее бронзы.

• Тот уже полдела свершил, кто начал: осмелься быть мудрым.

• Трудно по-своему выразить общеизвестные истины.

• Увы! Уходят безвозвратно быстротечные годы.

• Чего не умаляет губительное время!

• Человек не в состоянии предусмотреть, чего ему должно избегать в то или иное мгновение.

• Человек, хорошо подготовленный, сохраняет надежду в несчастье и боится перемены судьбы в счастливое время.

• Чему бы ты ни учил, будь краток.

• Чему не угрожает губительное время!

• Чистую совесть иметь — не знать за собой прегрешений.

• Что б ни творили цари-сумасброды — страдают ахейцы.

• Что будет завтра, бойся разгадывать,
И каждый день, судьбою нам посланный, Считай за благо!

• Чтобы жить — будь настороже.

• Узнай характер друга, чтобы ты не возненавидел его.

• Управляй своим настроением, ибо оно если не повинуется, то повелевает.

• Урвемте же, други, часок, пока благосклонен к нам случай.

• Хотел бы я знать, какая давность придает сочинению ценность.

• Художникам, как и поэтам, издавна право дано дерзать на все, что угодно.

• Час увлекает за собой день.

• Чаще взвешивай, что и кому говоришь обо всяком.

Поэзия как живопись иное произведение

Структура и смысл: Теория литературы для всех

© Оформление. ООО «Издательская Группа „Азбука-Аттикус“», 2016

Эта книга написана быстро (хотя и с большими перерывами), но придумывалась/продумывалась едва ли не всю мою филологическую жизнь.

Обычные, традиционные «Теории литературы» и «Поэтики» тяготеют к двум полюсам: бессистемной свалке разных проблем от Аристотеля до Дерриды, в которой мучительно роются перед экзаменом сдающие предмет студенты, или же четкому изложению определенной теоретической концепции (образцом здесь может служить до сих пор переиздающаяся формалистская «Теория литературы. Поэтика» Б. В. Томашевского).

Место «Практической поэтики» – в золотой середине. Мне хотелось реализовать идею поэтики до метода, дать системное описание элементов и уровней художественного текста, какими они представляются как профессиональному, так и обычному читательскому восприятию.

И кто сказал, что о жанре или фабуле надо писать скучно?

Филологию называют службой понимания. Понимание текстов, тем более великих, может быть не менее увлекательной задачей, чем занимательные психология или физика.

Замечательное определение своей версии поэтики дал итальянский сказочник Дж. Родари – «Грамматика фантазии». Понимающая грамматика не подрезает крылья фантазии, а восхищается ее полетом. Но, в отличие от беспредметных междометий, может эту фантазию объяснить.

Классик ленинизма, опираясь на старика Гегеля, когда-то развернул диалектическую теорию стакана. Стакан – не просто «стеклянный цилиндр» и «инструмент для питья»; он может стать «инструментом для бросания», пресс-папье, «помещением для пойманной бабочки», наконец, «предметом с художественной резьбой или рисунком».

Хотелось бы, чтобы книжка походила на этот стакан.

У нее несколько адресов.

Коллегам-филологам предоставляется возможность оспорить сказанное, продолжить вечную сказку про сюжет и смысл целого.

Студентам – наконец-то разобраться в материале и подготовиться к экзамену.

Школьным учителям – узнать, на каком фундаменте строятся учебники, по которым они работают.

Читать еще:  Какую поэзию отвергает маяковский

Начинающим авторам – убедиться, что рекламные обещания «истории на миллион долларов» и «ста способов стать известным писателем» – типичная ловушка для простаков. (Научить сочинению таких историй невозможно, но вот понять, как они устроены, – вполне.)

Наконец, все еще самой многочисленной аудитории галактики Гутенберга, просто читателям, – понять, чем отличаются стоящие рядом на полке в книжном магазине тома с завлекательными обложками и стоит ли тратить на них свои кровные.

В разделе «Иллюстрации» помещены статьи, в которых отдельные вопросы и проблемы рассматриваются более детально. Это – заметки на полях «Практической поэтики».

I. Практическая поэтика

Произведение – текст – система – структура

Предмет, c которым имеет дело теория (а также история) литературы, определить не так просто. В старой эстетике он обозначался как произведение (литературное произведение, художественное произведение), специфика которого раскрывалась с помощью понятия художественный образ.

В разнообразии его трактовок был общий знаменатель. Определение образа восходит к идеям немецкого философа Г. В. Ф. Гегеля, перенесенным в русскую эстетику В. Г. Белинским. «Искусство есть непосредственное созерцание истины или мышление в образах (выделено автором. – И. С.).

В развитии этого определения заключается вся теория искусства: его сущность, его разделение на роды, равно как условия и сущность каждого рода»[1].

Конкретизируя понятие образа, философы и эстетики говорят о взаимодействии, взаимопроникновении, диалектике отражения действительности и отношения к ней творца, конкретного и общего, познания и оценки, чувственного, наглядного и умозрительного, определенности и многозначности и т. п.

В таком широком понимании образ отождествляется с произведением в целом, хотя распространены и более конкретные употребления: образ как метафора или другой троп, образ как персонаж, литературный герой.

В ХIХ веке в эстетике часто использовались биологические понятия, поэтому образ понимали как живой организм: органическое единство формы и содержания. Однако ХХ век сменил познавательные ориентиры и аналогии. На смену органическим пришли механические, технические метафоры и аналогии.

Теоретики-формалисты, отрицая всякую метафизику, философское обоснование художественного творчества и «содержание» вообще, свели произведение к специфической функции языка:

«Поэзия есть язык в его эстетической функции.

Таким образом, предметом науки о литературе является не литература, а литературность, то есть то, что делает данное произведение литературным произведением. Если наука о литературе хочет стать наукой, она принуждается признать „прием“ своим единственным „героем“»[2].

Существенным для формальной теории литературы стало представление о «делании» произведения («Как сделана „Шинель“», «Как сделан „Дон Кихот“»).

Почти параллельное возникновение семиотики как общей науки о знаковых системах тоже привело к существенным эстетическим преобразованиям. Наиболее распространенным, отодвинувшим в сторону категории произведения, образа и даже языка в его лингвистической сущности стало понятие текста, определяемое через доминирующее в этой дисциплине понятие знак.

Наиболее простое и точное определение текста дал М. М. Бахтин: «Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления. Если понимать текст широко – как всякий связный знаковый комплекс, то и искусствоведение (музыковедение, теория и история изобразительных искусств) имеет дело с текстами (произведениями искусства)»[3].

С ним можно соотнести столь же краткое и точное определение Ю. М. Лотмана: «Художественный текст – сложно построенный смысл. Все его элементы суть элементы смысловые»[4]. В традициях тартуской семиотической школы искусство, и литература в частности, понималось как вторичная знаковая система. В качестве первой, исходной семиотической системы рассматривался язык.

Для корректного, логически обоснованного разговора о литературном произведении необходимо обращение не только к семиотике, но и к нескольким элементарным понятиям системной теории.

Согласно одному из создателей общей теории систем Л. Берталанфи, система – это комплекс взаимодействующих элементов.

Элементы – простые, далее неразложимые элементы системы (подобные фонемам в системе языка).

Сложная система, как правило, обладает иерархической структурой, то есть делится на несколько уровней, объединяющих комплексы однородных элементов. К такому типу систем можно отнести и художественный текст. Структура – уровень – элемент – таковы будут координаты нашего рассмотрения разных литературных систем.

Логика изложения теории литературы в значительной степени зависит и от того, какую систему мы примем за «единицу» изложения и анализа.

В свое время русский психолог Л. С. Выготский призывал «к замене анализа, разлагающего сложное психологическое целое на составные элементы и вследствие этого теряющего в процессе разложения целого на элементы подлежащие объяснению свойства, присущие целому как целому, анализом, расчленяющим сложное целое на далее неразложимые единицы, сохраняющие в наипростейшем виде свойства, присущие целому как известному единству»[5].

Белинский В. Г. Идея искусства (1841) // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. Т. 3. М., 1978. С. 278. Авторские выделения оговариваются особо. Другие выделения в цитатах – мои. – И. С.

Якобсон Р. О. Новейшая русская поэзия. Набросок первый. Подступы к Хлебникову (1921) // Якобсон Р. О. Работы по поэтике. М., 1987. С. 275.

Бахтин М. М. Проблема текста (1959–1960) // Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7 т. Т. 5. М., 1997. С. 306.

Лотман Ю. М. Структура художественного текста (1970) // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 24.

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982. С. 174.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector