0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поэзия лермонтова как вершина русского романтизма

Поэзия лермонтова как вершина русского романтизма

Вершиной русского романтизма можно считать поэзию Михаила Юрьевича Лермонтова

. Во взглядах прогрессивной части российского общества 30-х гг. XIX в. проявились черты романтического миросозерцания, вызванные неудовлетворенностью современной действительностью. Это мировоззрение отличало глубокое разочарование, неприятие действительности, неверие в возможность прогресса. С другой стороны, романтикам было присуще стремление к возвышенным идеалам, желание полного разрешения противоречий бытия и понимание невозможности этого (разрыв между идеалом и действительностью).

Творчество Лермонтова наиболее полно отражает романтическое мировоззрение, сформировавшееся в николаевскую эпоху. В его поэзии основной конфликт романтизма — противоречие между идеалом и действительностью — достигает крайнего напряжения, что существенно отличает его от поэтов-романтиков начала XIX в. Основным объектом лирики Лермонтова является внутренний мир человека — глубокий и противоречивый. нашего времени». Ключевая тема в творчестве Лермонтова- тема трагического одиночества личности во враждебном и несправедливом мире. Раскрытию этой темы и подчинено все богатство поэтических образов, мотивов, художественных средств, все многообразие мыслей, переживаний, чувств лирического героя.

Важен в произведениях Лермонтова такой мотив, как, с одной стороны, — ощущение «необъятных сил» человеческой души, а с другой — ненужность, напрасность активной деятельности, самоотдачи.

В разных его произведениях просматриваются темы родины, любви, поэта и поэзии, отражая особенности яркой индивидуальности и мировоззрения поэта.

Тютчев:Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России. Начав с одических произведений, он постепенно нашел свой собственный стиль. Это было чем-то вроде сплава русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма. Кроме того он никогда не хотел видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрегал результатами собственного творчества.

Наряду с поэзией начала развиваться проза

. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Ранняя поэзия А. С. Пушкинатакже развивалась в рамках романтизма. Его южная ссылка совпала с рядом исторических событий и в Пушкине зрела надежда на достижимость идеалов свободы и вольности (в лирике Пушкина получила отражение героика современной истории 1820-х гг.), но после нескольких лет холодных приемов его произведений вскоре он понял, что миром правят не мнения, а власти. В творчестве Пушкина романтического периода вызрело убеждение, что в мире действуют объективные законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и прекрасны его помыслы. Это определило трагическую тональность пушкинской музы.

Постепенно, в 30е годы, у Пушкина появляются первые «признаки» реализма.

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Реализмв искусстве, 1) правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства. 2) Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения («ренессансный реализм»), либо от Просвещения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. 19 в. («собственно реализм»). Ведущие принципы реализма 19 — 20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т.е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме «личность и общество»

Похожие статьи:

Миф об автоматах
Поразительно, но и профессиональный военный Резун-Суворов, и Веллер, постоянно хвастающий своими познаниями в оружии, просмотрели элементарную, в общем-то, вещь. Объяснить могу только одним: глубоко советские люди, они «купились» на повор .

Трансграничность образов и событий в творчестве Кэрролла
Как было заметно в анализируемом выше произведении «Охота на Снарка», в произведениях Льюиса Кэрролла трансграничность отражается в пересекаемых различными границами разделяющими реальность от сказочности, происходящие мировые события и в .

«Тамань»
Прежде всего обращает на себя внимание лирическая окраска повествования в сравнении с предыдущими новеллами и сочетание лирических и объективно-драматических элементов. Заметим, что этому соответствует раздвоение героя: в одно и то же вре .

49. Поэзия Лермонтова как вершина русского романтизма

В своей лирике Лермонтов опирался на традиции русской поэзии и прежде всего Пушкина, дело которого он продолжал, а также — Байрона, создавшего близкий, созвучный поэпу мир идей и образов, который он, однако, не взял «в готовом виде», а продолжил, развил, преобразил. К тому времени, когда Лермонтов начал писать, Байрон в России был известен не только для старшего поколения русской интеллигенции конца 1820-х годов, но и был еще в прямом и полном смысле слова современником поэта и его ровесников. Поэзия Байрона созвучна декабристским идеалам — политическим и художественным, — как живое воплощение сильной личности, активно и страстно восстающей против устоев феодального мира, старого и обветшавшего, но еще достаточно опасного в своей ненависти ко всему новому и мятежному. Правда, еще мало кто читал его в подлиннике и знал его творчество полностью. Для литераторов-декабристов Байрон был одним из самых активных творцов современной поэзии. Его ценили чрезвычайно высоко. К 1839 году Лермонтов начинает знакомиться с ним в оригинале и переводить его. Интерес к Байрону, которого он в это время открывал для себя, совпал с его собственными исканиями. Байрон был интересен Лермонтову всеми гранями своего творчества и сохранял свое значение в течение всей его поэтической деятельности. Байрон — это и тема лирики молодого Лермонтова: Я молод, не кипят на сердце звуки, И Байрона достигнуть я б хотел: У нас одна душа, одни и те же муки; О, если б одинаков был удел. Как он, ищу забвенья и свободы, Как он, в ребячестве пылал уже душой, Любил закат в горах, пенящиеся воды И бурь зеленых, бурь небесных вой. Как он, ищу спокойствия напрасно. Спустя два года он вернется к этой же теме, но уже для того, чтобы признать свое отличие от британского поэта: Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. В ранней поэзии Лермонтов ярко воплотил принципы романтизма. Основные темы юношеских стихов Лермонтова: природа, дружба, любовь, взаимоотношения людей, социально-политическая борьба, жизнь и смерть, человек и мироздание. Среди них не без влияния отечественной (Пушкин, Баратынский, Веневитинов) и западноевропейской (Шиллер, Байрон, Т. Мур, Гете, Гейне) литературы особо важное значение приобретает философское осознание бытия, места и роли в нем человека: Пугает сердце этот звук, И возвещает он для нас Конец земных недолгих мук, Но чаще новых первый час. В раздумьях о жизни, полной страданий и мук, лирический герой приходит к скорбным суждениям о ее скоротечности. В полном соответствии с романтическим пафосом Лермонтов рисует идеализированный образ Наполеона, «дивного героя», стоящего выше и похвал, и славы, и людей, павшего «жертвой вероломства и рока прихоти слепой»: Где бьет волна о брег высокий, Где дикий памятник небрежно положен, В сырой земле и в яме неглубокой — Там спит герой, друзья! — Наполеон. Русский поэт воспел подвиг своих соотечественников в борьбе с французами. Тем не менее в таинственном и властном Наполеоне видел он могучую силу духа: Хоть побежденный, но герой! В ранней поэзии Лермонтова принципы романтизма воплотились прежде всего в характере лирического героя — одинокого, мятежного, не принимающего действительности, ищущего единения с вольной природной стихией, отдающегося предельно сильным чувствам: Корабль умчит меня от ней В безвестную страну, И повторит волна морей: Люблю, люблю одну. В 1830—1831 годах поэзия Лермонтова формировалась под впечатлением французской революции и непрерывно вспыхивавших в России в связи с холерой и чумой крестьянских восстаний. Она проникнута ожиданием народной революции: Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь. В стихотворени «Парус» мы видим подлинно романтический пейзаж: вольная морская стихия. Он передан необыкновенно экономно, всего несколькими строчками, оставляет очень сильное впечатление простора, голубизны разных оттенков, солнечности движения, даже звуков. Состояния природы, волнующие сами по себе, призваны донести важные оттенки авторской мысли: Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном. Стихотворение глубоко аллегорично, в нем чувствуется значимый подтекст. Поэт восстает против бесцельной,бездумной жизни, на которую обречено его поколение. Он отказывается от того счастья, которое предлагает ему жизнь, он готов бороться с бурей за будущее своей страны и народа. Сознание своей исключительности в мире, где блаженствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в романтической лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, посвященных природе. Но это совершенно особенная природа: в ней все подчинено тем же законам, которые мы видим в человеческом мире. Разыгрываются те же драмы, что и среди людей. «Тихонько плачет» покинутый тучкой одинокий старый утес. А как близок романтическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторвавшийся от «ветки родимой», никому не нужный, «не знающий сна и покоя» . Стихотворения такого типа основаны на развернутой метафоре, олицетворении, их можно назвать аллегорическими. Даже перевод стихотворения Гейне «На севере диком. » звучит совершенно оригинально: в силу того что слова «сосна» и «пальма» в немецком языке относятся к разным грамматическим родам, а в русском языке — к одному, мотив любовного томления, определяющий тему у Гейне, у Лермонтова расширяется до мысли о вечной человеческой разобщенности. Прием одушевления природных явлений часто встречается в лирике, и не только романтической. Но Лермонтов впервые в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. «Он был похож на вечер ясный», — пишет поэт о Демоне. В поздней лирике Лермонтова природа в основном является спокойной, умиротворенной. Она воплощает совершенство, гармонию. Особенно часто это небо и звезды. Гармония природы может быть противопоставлена дисгармонии в душе человека: В небесах торжественно и чудно, Спит земля в сиянье голубом. Что же мне так больно и так трудно. Природа можем таить опасность, казаться враждебной человеку, как это происходит в поэме «Мцыри»: «И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота», героя «палит огонь безжалостного дня». Но все чаще природа манит человека, как родная стихия, близкая его душе: «О, я как брат, обняться с бурей был бы рад», «глазами тучи я следил, рукою молнии ловил». Мы видим, что природа для поэта — это прекрасный «божий сад». Лишь она может убаюкать душу, помогает забыться, примириться с жизнью. Конечно, поэту-романтику ближе всего вершины величественных гор, высокие, недоступные звезды, космические глубины, облака, тучи и бури. Но Лермонтов всматривается и в мельчайшие явления окружающего мира, он любит и «росой обрызганный душистой» ландыш, и «малиновую сливу под сенью сладостной зеленого листка», и «холодный ключ», играющий в овраге. Мир предстает гармоничным и справедливым, когда земля и небо, душа и вселенная едины. Лермонтов — последний представитель революционно-дворянского романтизма и создатель социально-психологического течения критического реализма. А. В. Луначарский, характеризуя сущность творчества Лермонтова, сказал: «Лермонтов являлся последним и глубоко искренним эхом декабристских настроений». Именно поэтому он стал продолжателем лучших прогрессивных традиций предшествующей ему литературы и прежде всего творчества Пушкина.

Читать еще:  Что я открыл для себя познакомившись с японской поэзией

Своеобразие романтизма М. Ю. Лермонтова

Вы будете перенаправлены на Автор24

Романтизм – это литературное направление, в котором выдвигается новая система ценностей: следование природе, превосходство воображения на рассудком, культ творчества, стремление к свободе.

Романтизм в поэмах М. Ю. Лермонтова

Романтизм как направление в литературе сформировался в конце 18 – начале 19 века в Западной Европе. Романтики в своих произведениях изображают внутренний мир человека. его страстей и чувств. Герой романтических произведений – глубоко чувствующая личность, находящийся в мире, который не соответствует его представлениям о жизни, его идеалу. Основными темами романтических произведений являются:

  • Тема одиночества;
  • Тема поиска идеала;
  • Тема бегства от реальной действительности;
  • Тема внутренней и внешней свободы.

Различают два типа романтизма:

  • Английский – мятежный, активный, богоборческий;
  • Немецкий – философский, созерцательный.

В России романтизм как литературное направление сформировался к 1820-м годам. У истоков русского романтизма стояли последователи немецкой традиции романтизма – Батюшков, Жуковский. Развивалось направление романтизма в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Идеалом для них стал Байрон и его романтический герой.

В творчестве М. Ю. Лермонтова отражается общая закономерность развития отечественной литературы 20-30-х годов – от романтизма к реализму. Но Лермонтов, владея методом реализма, не отказался от романтизма. В творчестве поэта оба метода выступают в сложном синтезе. Ярким примером этому являются поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича…» и «Мцыри».

«Мцыри» является последней чисто романтической поэмой М. Ю. Лермонтова.

В ней можно выделить все характерные для лермонтовского романтизма мотивы:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Тема одиночества и изгнания;
  • Тема воли и свободы;
  • Проблема борьбы и бунта;
  • Проблема человека и природы.

«Мцыри» продолжают традицию кавказских поэм А. С. Пушкина, но основу сюжета поэмы Лермонтова составляет ситуация бегства на родину, к людям (у Пушкина – ситуация бегства от цивилизации). Тема бегства из монастыря часто звучит в произведениях М. Ю. Лермонтова. Однако монастырь у него не связан с религией, верой. Для главного героя поэмы бегство из монастыря не означает безверие. Монастырь в духе романтизма означает темницу земного бытия, и именно из нее стремится вырваться Мцыри. В герое поэмы воплощен порыв к свободной, подлинно человеческой, полноценной жизни. основная черта Мцыри, определяющая весь его образ – духовная связь с родиной, стремление хоть ненадолго оказаться на родной земле. Кавказ – романтический идеал Мцыри, к которому он стремится и ради которого жертвует жизнью.

У Лермонтова вольная южная природа является символом романтической свободы. Герой его поэмы превыше всего ценит свободу, а время, которое он провел в монастыре, для него лишь существование. Истинной жизнью для Мцыри стали три дня, проведенные на свободе.

Романтические черты проявляются и в композиции поэмы. Поэт не рассказывает подробно о жизни героя в монастыре. Лермонтов описывает лишь самые напряженные, самые важные моменты в судьбе Мцыри.

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» написана в народном духе. В ней Лермонтов воссоздает стиль народной русской поэзии и наделяет купца Калашникова чертами героя народного эпоса.

Эта поэма – не полностью романтическое произведение, однако в ней много романтических черт. Для творчества романтиков характерно само обращение к средневековому прошлому Родины. Калашников – мятежный герой. Но смысл произведения не исчерпывается бунтом, протестом Калашникова, ее смысл заложен в народности.

Романтические черты в стихотворениях Лермонтова

В своей лирике Лермонтов опирался на традиции русской поэзии, продолжал дело Пушкина и Байрона, чья поэзия была созвучна политическим и художественным идеалам декабристов.

Лермонтову Байрон был интересен своим творчеством, и в течение всей поэтической деятельности он сохранял для русского поэта свое значение. Байрон является и темой лирики М. Ю. Лермонтова.

Лермонтов в ранней поэзии ярко воплотил основные принципы романтизма. Главными темами ранних стихов поэта являются: дружба, природа, взаимоотношения людей, любовь, жизнь и смерть, социально-политическая борьба, человек и мироздание. Особо важное значение среди них приобретает философское осознание места, бытия, роди человека в нем.

Принципы романтизма в ранней поэзии Лермонтова прежде всего воплотились в характере лирического героя – он одинок, мятежен, не принимает реальность и ищет единения с вольной природной стихией, отдается сильным чувствам.

В 1830-1831 годы творчество Лермонтова формировалось под впечатлениями от французской революции и крестьянских восстаний, постоянно вспыхивавших в России. Поэзия Лермонтова в этот период была проникнута ожиданием народной революции.

В стихотворении «Парус» Лермонтов описывает подлинно романтический пейзаж. Состояния природы призваны донести до читателя самые важные оттенки поэтической мысли. Произведение аллегорично, со значимым подтекстом. Лермонтов восстает против бездумной, бесцельной жизни, на которую обречено современное ему поколение. Автор отказывается от счастья, предлагаемого ему жизнью, и готов бороться с бурей за будущее своего народа и страны.

А сознание собственной исключительности в мире, в котором царствует посредственность, вызывает у лирического героя ощущение горестного одиночества.

Этот характерный для романтической лирики Лермонтова мотив звучит и в стихотворениях, посвященных природе. В них природа совершенно особенная – все в ней подчиняется тем же законам, что и в мире людей. В ней разыгрываются те же драмы, что и в человеческом мире.

В лирике часто встречается прием одушевления природных явлений. Но Лермонтов первым из русских поэтов стал применять сравнения из мира природы к человеку. Например, Демона он сравнивает с «вечером ясным». Природа в поздней лирике Лермонтова предстает умиротворенной, спокойной, воплощает гармонию и совершенство. Однако гармония природы часто противопоставляется дисгармонии в душе человека.

М. Ю. Лермонтов является последним представителем революционно-дворянского романтизма и создателем социально-психологического течения критического реализма.

Доклад на тему «Романтизм и реализм в творчество Михаила Юрьевича Лермонтова»

Д оклад на тему «Романтизм и реализм в творчество Михаила Юрьевича Лермонтова»

В литературу Лермонтов не вошел , а ворвался – своим стихотворением — выстрелом , стихотворением — обвинением . Речь идет о стихотворении « Смерть поэта » (1837). Он сразу же определил и место Лермонтова в литературе , и его позицию в обществе . Лермонтову было не по пути с теми , в ком он видел палачей « Свободы , Гения и Славы », хотя он понимал , что « пред ними суд и правда – всё молчи !” И что на их стороне закон силы и власти . Для себя поэт выбирает позицию по другую сторону . Средством протеста , орудием борьбы с ненавистным ему обществом Лермонтов выбирает Слово . Это Слово он сравнивает с острым кинжалом (« Кинжал »). Судьба поэта , его назначение становятся одной из ведущих тем творчества Лермонтова .

Лирический герой приобретает суровую сдержанность , становится волевой личностью (« Валерик .»). E г o трагедия – это судьба мыслящей личности в условиях современной ему российской действительности (« Прощай , немытая Россия …», « Дума ».) и др .).

Также , в стихотворении « Прощай , немытая Россия » (1840) поэт называет Россию « страной рабов , страной господ ». В такой стране он всегда чувствовал себя одиноким странником , которого никто не понимает (« Никто моим словам не внемлет … я один »). Тема гордого одиночества воплощалась в печальных строках безысходности .

Почему же поэту одиноко ? Современники Лермонтова пишут о сложности его характера , о меткости и въедливость его шуток , о его бурная светская жизнь .

Казалось бы , у него было все : богатство , положение в обществе , репутация , друзья , женщины , успех . Но именно поэтому Лермонтов хорошо знал истинное лицо светского общества – недоброжелательное , лицемерное , часто жестоко . О бездуховности общества , маскараднисть высшего света его стихотворение « Как часто пестрою толпою окружен ». Этой толпе ему хочется дерзко бросить в глаза « железный стих , облитый горечью и злостью . » Лермонтов был человеком талантливым во многих областях . Благодаря поэтическому дару , как и большинство поэтов , считал себя человеком , избранным судьбой . Мотивы избранности , ощущение внутреннего родства с трагическими судьбами великих людей звучат во многих стихотворениях , написанных в разные годы :

В стихотворении « Пророк » (1841) поэт говорит , что « вечный судия дал ему и всеведение пророка », т . е . поэтический дар , и с тех пор он , гонимый всеми , обречен жить в одиночестве . Действительно , « нет пророка в своем отечестве », и только после смерти Лермонтова русская литература осознала , что потеряла .

Поколение Лермонтова жило в эпоху , которую принято называть безвременья : после поражения восстания декабристов и расправы над его участниками начались гонения на малейшее проявление свободомыслия . Мыслящие молодые люди , пораженные скептицизмом и безверием , не действовали « под бременем познанья и сомненья » и преждевременно « старились ». Поэт размышляет о судьбе своего поколения , с сожалением пишет о том , что оно не оставит после себя ни малейшего заметного следа в истории , считает , что его будущее « иль пусто , иль темно » (« Дума », 1838).

Не видя будущего , Лермонтов обращает свой взор к отечественной истории . В образах прошлого он ищет идеал и жизненную опору . Поэт восхищается героями сражения под Бородином в Отечественной войне 1812 года (« Бородино »).

Лермонтов обращается к природе как к одухотворенной красоте , как к источнику духовных сил и душевного спокойствия . Об этом стихотворение « Когда волнуется желтеющая нива » (1837). Но в образах природы поэт часто передает трагизм жизни (« Тучи »), тончайшие движения человеческой души (« На севере диком ») и философские рассуждения (« Выхожу один я на дорогу »). Поэт восхищается не только русской природой , но и природой Кавказа , он полюбил с детства , когда бабушка привозила его на лечение (« Кавказ », « Дары Терека »).

Но даже в стихах о любви всегда есть незабываемая Лермонтовская ирония и Лермонтовская грусть .

реализм романтизм лермонтов поэт

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою .

Что ж делать . Речью неискусной

Занять ваш ум мне не дано …

Все это было бы смешно ,

Когда бы не было так грустно …

2. Характерные черты в творчестве

. Обостренное и необычайно отчетливо и ярко выраженное чувство личности .

. Лирический герой становится организующим началом во всей лирике поэта , облекается устойчивыми чертами , едиными свойствами личности , психологическим единством , единством жизнепонимания . Психологизм .

. Поэзия Лермонтова – поэзия конфликта и дисгармонии . Романтическое двоемирие .

. Внутренний закон личности лирического героя – стихийная и не исчезающая внутренняя активность .

. Лирический герой Лермонтова – герой трагический , страдающий . Страдание представляется неотъемлемой частью жизни , и наделенность страданием – знак причастности к жизни . Страдать значит чувствовать (« радости – муки »).

Ряд наиболее значимых и характерных для поэзии Лермонтова мотивов ( тем ):

. Одиночество . Это мотив – сквозной , центральный для лермонтовской поэзии , и , пожалуй , ни у одного из русских поэтов он не занимал такого места и не вырастал в такой всеобъемлющий образ . Его герой одинок среди людей («… некому руку подать …»), ему нет места среди « бесчувственной » толпы и « бездушного » « света » (« Как часто , пестрою толпою окружен …»), он оказывается лишним на родине , ибо она « страна рабов , страна господ », он одинок в целом мире , мир является ему « пустыней », а если он и населен (« шумный град » в « Пророке »), то герой изгоняется из него (« В меня все ближние мои / Бросали бешено каменья »). Мотив изгнания и близкий ему мотив странничества , скитаний , бесприютности ( в « Тучах » « вечные странники », « тучки небесные », уподобляются изгнаннику , лирическому герою ) естественно связан с мотивом одиночества . Мотив одиночества связан с мотивом трагической избранности .

Читать еще:  Почему тютчева называют ночной душой русской поэзии

. Тема родины . Любовь к Родине – любовь « странная », нерассудочная и необъяснимая (« за что , не знаю сам »), но тем более сильная .

. Тема поэта . Лермонтов исследует , прежде всего , ситуацию отношений поэта и общества .

. Мотив свободы и воли . Для него свобода – главный принцип бытия личности и главный критерий ценности жизни вообще . В отличие от декабристов и раннего Пушкина у Лермонтова почти нет стихов , посвященных идее политической и гражданской свободы . Его свобода тотальна и дана как постоянное и мощное требование личности , взывающее к действию , борьбе , мятежу .

У Лермонтова отсутствуют специфически политические темы , но это приводит не к уничтожению общественной тематики , а , напротив , к расширению сферы гражданского – гражданственной становится практически вся поэзия Лермонтова .

Парус . Смерть поэта . Бородино . « Когда волнуется желтеющая нива …». « Прощай , немытая Россия …». Дума . Поэт (« Отделкой золотой блистает мой кинжал …»). « Как часто пестрою толпою окружен …». « И скучно и грустно …». « Есть речи – значенье …». « Воздушный корабль ». Родина . « Нет , не тебя так пылко я люблю …». Утес . « Выхожу один я на дорогу …». Пророк .

Нарастание реализма затронуло все жанры творчества Лермонтова в целом . Особенно ярко это литературное направление проявилось в « г epoe нашего времени ». В поздних произведениях поэта произошло , по мнению литературоведа А . И . Журавлевой , соединение черт pa нн e г o реализма и зрелого романтизма в органическое единство .

Творческий путь Лермонтова длится чуть более десяти лет . Но за это время он успел сказать неповторимое слово в русской поэзии ….

1. Мотив пустыни в поэзии А . С . Пушкина и М . Ю . Лермонтова .

. Гуревич П . С . Людина и культура М .: « Дрофа », 2008 р

. Поликарпов В . С . Лекции по культурологии . М .: « Гардарики », 2008. – 344 с .

. Культурологія / За ред . О . М . Марковой М ., 2009 р .

. Лермонтов , М . Ю . Лирика [ Текст ] / М . Ю . Лермонтов . – М .: Просвещение , 2008

. Литература . 10 кл .: учебник для общеобразоват . учреждений / Т . Ф . Курдюмова , С . А . Леонов , О . Е . Марьина и др .; под ред . Т . Ф . Курдюмовой . М .: Дрофа , 2007.

Романтизм М.Ю.Лермонтова («Демон», «Мцыри»). (Часть 1-я)

«Я жить хочу! хочу печали,
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело;
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман:
Что без страданий жизнь поэта?
И что без странствий ураган?

………Лети со мной, как равный,
Над бездною пространства, – я открою
Тебе живую летопись миров
Прошедших, настоящих и грядущих. (1)

Тебя я, вольный сын эфира,
Возьму в надзвёздные края;
И будешь ты царицей мира,
Подруга первая моя..
………………………………
Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе всё, всё земное –
Люби меня. (10)

О, как бы я рыдал, когда бы мог!
О, как бы к небу я хотел подняться!
Но нет, внизу я должен пресмыкаться,
Где свист и шип, где вьётся змей клубок. (7)

Мне в лес бы зелёный! Как дивно там
Цветы цветут, распевают птицы!
Умру, и тьма могильной ночи
Землёй забьёт мне слух и очи, —
И не цвести для меня цветам,
И звонким щебетом мне не упиться. (7)

…И всё зачем? Чтоб в цвете лет,
Едва взглянув на божий свет,
При звучном ропоте дубрав
Блаженство вольности познав
Унесть в могилу за собой
Тоску по родине святой,
Надежд обманутых укор
И вашей жалости позор. (10)

И я задумался. Мой дух на той вершине
Обрел крыла, каких не обретал доныне.
Ещё подобный свет не озарял мой путь.
И долго думал я, пытаясь заглянуть
В ту бездну, что внизу, под зыбью волн таилась,
И в бездну, что во тьме души моей раскрылась.
Я вопрошал себя о смысле бытия,
О цели и пути всего, что вижу я,
О будущем души, о благе жизни бренной
И я хотел постичь, зачем творец вселенной
Так нераздельно слил, отняв у нас покой,
Природы вечный гимн и вопль души людской. (8)

Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь… (10)

И в горном закатном пожаре,
В разливах синеющих крыл,
С тобою, с мечтой о Тамаре,
Я, горний, навеки без сил… (10)

То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик – о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет. (10)

Но, боже! – кто б его узнал?
Каким смотрел он злобным взглядом,
Как полон был смертельным ядом
Вражды, не знающей конца, –
И веяло могильным хладом
От неподвижного лица. (10)

Теперь один старик седой
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит… (10)

Скала угрюмого Казбека
Добычу жадно сторожит,
И вечный ропот человека
Их вечный мир не возмутит. (10)

Вода бушуют всё свирепей
И как безумец, рвущий цепи,
Рыдает зло.
Но глухи груды скал могучих
Они надменно прячут в тучах
Своё чело. (8)

Лишь только божие проклятье
Исполнилось, с того же дня
Природы жаркие объятья
Навек остыли для меня… (10)

Внизу глубоко подо мной
Поток, усиленный грозой,
Шумел, и шум его глухой
Сердитых сотне голосов
Подобился. Хотя без слов,
Мне внятен был тот разговор,
Немолчный ропот, вечный спор
С упрямой грудою камней.
То вдруг стихал он, то сильней
Он раздавался в тишине;
И вот, в туманной вышине
Запели птички, и восток
Озолотился; ветерок
Сырые шевельнул листы;
Дохнули сонные цветы,
И, как они, навстречу дню
Я поднял голову мою… (10)

Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз и прятался, как змей. (10)

………О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил… (10)

Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру. (10)

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог. (10)

И страшно было мне, понять
Не мог я долго, что опять
Вернулся я к тюрьме моей;
Что бесполезно столько дней
Я тайный замысел ласкал,
Терпел, томился и страдал. (10)

Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы… (10)

Оставь же прежние желанья
И жалкий свет его судьбе:
Пучину гордого познанья
Взамен открою я тебе. (10)

Владеть безвестным благом — невозможно;
Владеть же им в неведенье — равно
Что вовсе не владеть; и, наконец,
Что запретил Он? Знанье! Запретил
Благое! Запретил нам обрести
Премудрость! (15)

…………………………Добро! –
Познать его так справедливо! Зло! –
Коль есть оно, зачем же не познать,
Дабы избегнуть легче?… (15)

……………Один лишь добрый дар
Дало вам древо знания – ваш разум:
Так пусть он не трепещет грозных слов
Тирана, принуждающего верить
Наперекор и чувству и рассудку. (1)

Дух вечно-мыслящий, будь милостив ко мне.
Прими под сень свою, прими под Древо Знанья,
В тот час, когда, как храм, пан жертвенное зданье
Лучи своих ветвей оно распространит,
И вновь твою главу сияньем осенит.
Владыка мятежа, свободы и сознанья. (4)

Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел –
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел. (18)

И дик и чуден был вокруг
Весь божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего. (10)

И всё, что пред собой он видел,
Он презирал иль ненавидел. (10)

Счастливый первенец творенья!
Не знал ни злобы, ни сомненья,
И не грозил уму его
Веков бесплодных ряд унылый… (10)

Я высшей силой, полнотой всезнанья
И первою любовью сотворён.
Древней меня лишь вечные созданья,
Я с вечностью пребуду наравне. (9)

……клятву молвил он,
Когда блистающий Сион
Оставил с гордым сатаною. (10)

Он искусить хотел – не мог,
Не находил в себе искусства;
Забыть – забвенья не дал бог,
Любить – недоставало чувства. (10)

Я не для ангелов и рая
Всесильным богом сотворен;
Но для чего живу, страдая,
Про это больше знает он.

Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой;

Прочти, мою с его судьбою
Воспоминанием сравни
И верь безжалостной душою,
Что мы на свете с ним одни. (10)

И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои.
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!… (10)

Что люди? что их жизнь и труд?
Они прошли, они пройдут…
Надежда есть – ждёт правый суд:
Простить он может, хоть осудит!
Моя ж печаль бессменно тут,
И ей конца, как мне, не будет;
И не вздремнуть в могиле ей!
Она то ластится, как змей,
То жжёт и плещет, будто пламень,
То давит мысль мою, как камень –
Надежд погибших и страстей
Несокрушимый мавзолей. (10)

И смертный час для них недостижим,
И эта жизнь настолько нестерпима,
Что все другое было б легче им. (9)

1. Байрон Дж.Г. Стихотворения, поэмы, драматургия. М., 1997.
2. Библия
3. Блок А. Избранные произведения. Л.. 1970.
4. Бодлер Шарль. Цветы зла. СПб., 1999.
5. Вольтер. Собрание сочинений. Белый бык. М., 1998.
6. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 2000.
7. Гейне Генрих. Лорелея. СПб., 1999.
8. Гюго Виктор. Труженики моря. Роман. Стихи. М., 1977.
9. Данте. Божественная комедия. СПб., 1999.
10. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. М., 1976.
11. Лермонтовская энциклопедия. М., 1999.
12. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996.
13. Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб., 1997.
14. Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. СПб., 2000.
15. Мильтон Джон. Потерянный Рай. СПб., 1999.
16. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1., М., 1991.
17. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Т. 5. Л., 1978.
18. Я связь миров. Философская лирика русских поэтов XVIII — начала XX веков. М., 1989.

Творчество М.Ю. Лермонтова и искусство Серебряного века

Юбилей Лермонтова увеличил интерес к его творчеству. В большинстве случаев читателя интересует психология автора, манера писательства, особенности лирического героя. Для лирики Лермонтова данный вопрос особенно актуален, ведь до сих пор идут споры о том, насколько герой лирики Лермонтова автобиографичен, списан с самого автора. В самом деле, у Лермонтова, как ни у кого другого из поэтов, реализуется принцип автобиографизма. Поэтому практически не считается ошибкой такое сопоставление, как «автор» — «лирический герой»

Истоки лермонтовского творчества

Многие исследователи говорят о том, что корни тематики и проблематики творчества Лермонтова следует искать в его детстве. Он не познал материнской любви, воспитывался своей строгой бабушкой, отсюда такие проблемы в творчестве писателя, как непонимание и одиночество. Данный мотив усиливается еще больше в связи с увлеченностью автора творчеством писателей-романтиков. Если В. А. Жуковский опирался на романтизм немецкий, то Лермонтову интереснее был английский романтизм, главным образом в лице поэта Байрона. Лирический герой Лермонтова в чем то схож с байроновским: он такой же одинокий, ищущий, стремящийся вырваться из мира реальности.

Читать еще:  Традиции кого из предшественников продолжает ахматова тема поэта и поэзии

Специфика романтизма в творчестве Лермонтова

Романтизм как литературное направление возникает на почве разочарования во французской революции. Люди, стремящиеся к свободе, равенству и братству, не достигли того, чего хотели. Именно поэтому герои романтических произведений не бывают счастливы.

Лермонтовский романтический герой имеет свою специфику. Как правило, он герой-бунтарь, он не желает мириться со своим положением. Однако вырваться из реального мира, попасть в мир идеальный никогда не удается. Поэтому часто лирический герой Лермонтова уносится в мечты. Это мы видим в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен». Это яркий пример романтического творчества поэта. Здесь герой практически неотделим от автора. Он находится в обществе, в котором царят ложь и притворство, все это ему претит, мыслями герой отправляется в свое детство. Как мы понимаем, что стихотворение автобиографично? Прежде всего по финальным строкам, в которых Лермонтов желает бросить в лицо лицемерным людям свой «железный стих, облитый горечью и злостью» — единственное оружие поэта.

Лермонтов как поэт романтизма

В творчестве Лермонтова, особенно в ранний период, много черт от романтического стиля.

Для этого стиля характерен прием двоемирия, когда в своей душе лирический герой рисует идеальный образ, а на деле сталкивается с жестокой действительностью.

Все это есть в поэзии Лермонтова. Проанализируем одно из его любовных стихотворений «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Стихотворение короткое, вмещающее в себя всего три четверостишья:

Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье: Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза вникая долгим взором: Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней, В твоих чертах ищу черты другие, В устах живых уста давно немые, В глазах огонь угаснувших очей.

В этом стихотворении лирический герой признается, что влюблен не в ту земную женщину, которую видит перед собой, а в далекий и призрачный идеал женщины, которую создало его воображение. При этом идеал гораздо дороже оригинала.

Как это и свойственно романтизму, герой лирики Лермонтова часто одинок, он ищет лучшей доли в мире людей, но обретает чувство гармонии только в единении с природой.

Этот мотив ясно проглядывается в стихотворении «Для чего я не родился?»:

Для чего я не родился Этой синею волной? Как бы шумно я катился Под серебряной луной, О! как страстно я лобзал бы Золотистый мой песок, Как надменно презирал бы Недоверчивый челнок…

Здесь лирический герой стремится слиться с природой, чтобы оставить свою человеческую сущность и обрести покой и забвение.

Черты лирики Лермонтова пронизаны духом романтизма, это мятущийся тревожный порыв к настоящей свободе, познанию истинного счастья и любви.

Эволюция творчества и лирический герой

Лермонтова считают одним из самых статичных писателей. Действительно, в его карьере сложно выделить периоды. Традиционно творчество М. Ю. Лермонтова делят на раннее и позднее. Границей между двумя этапами становится стихотворение «Смерть поэта», из-за которого его отправили в ссылку. Как известно, Лермонтов начал писать стихи в довольно раннем возрасте. Именно поэтому в первом периоде его творческого пути лирический герой отличается неким юношеские максимализмом. Он не приемлет полумеры, ему нужно все или ничего. Герой произведений Лермонтова не готов мириться с какими-то недостатками. Это мы видим в стихотворениях любой тематики: любовных, пейзажных, посвященных поэзии. Безусловно, герой Лермонтова одинок, но, прежде всего, одинок из-за того, что сам так хочет, из-за того, что не понят людьми, не оценен. В более позднем творчестве мотив одиночества усиливается. Однако в стихотворении уже нет того вызова, какой был в ранней лирике . Герой тих, спокоен, бесконечно несчастлив и одинок. Яркий пример — стихотворение «Утес».

«Романтическая лирика в творчестве М. Ю. Лермонтова»

М. Ю. Лермонтов — это выдающийся поэт первой половины девятнадцатого века. В своих стихах поэт описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. И, исходя из этого, хотелось бы уделить особое внимание романтической лирике в его произведениях. Ещё в юности, Лермонтов начал систематичное занятие поэзией, отразившие увлечения романтической литературой России и Западной Европы (Дж. Г. Байрон, А. С. Пушкин и другое). Всё это сподвигло Лермонтова на написание таких романтических поэм как «Черкесы», «Измаил — бей», «Литвинки». Наиболее известная романтическая поэма М. Ю. Лермонтова это «Демон». Эта поэма была своеобразным итогом в развитии русского романтического жанра. В «Демоне» Лермонтова нашли отражение библейский миф о свержении с небес злого духа и легенды кавказского народа, что несомненно придало сюжету поэмы иносказательный характер. Лермонтовский Демон, как это свойственно любому романтическому персонажу, осуждает человеческую сущность и сам мир в частности: «Где нет ни истинного счастья, Ни долговечной красоты…» Само же отношение Демона к действительности Лермонтов высказал в двух строчках: «И всё, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел…» Но Демон помимо абсолютного отрицания ещё отверг и идеалы прекрасного: «…и всё прекрасное хулил» Всё это привело Демона к внутреннему опустошению, одиночеству и бесперспективности и именно таким герой предстаёт в самом начале поэмы. Не менее известна так же поэма «Мцыри». В основе сюжета этой поэмы лежит традиционная романтическая ситуация — бегство из неволи. Эта тема очень часто проходит через всё творчество М. Ю. Лермонтова. Свобода для Мцыри — высшее благо, главная ценность жизни, ее смысл. Время, проведенное в монастыре, он считает лишь подобием жизни. Три дня воли стали истинной, единственно возможной для свободолюбивой, волевой личности жизнью:

Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили герою узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, проведенные в отцовском доме:

И вспомнил я отцовский дом, Ущелье наше и кругом В тени рассыпанный аул… Эти, и многие другие поэмы определили М. Ю. Лермонтова на начальных этапах его творчества как поэта — романтика. В творчестве Лермонтова романтическая лирика достигла своего наивысшего развития. В его ранних стихах выражено весьма глубокое восприятие индивидуальности человека, его внутреннего мира. Человек и мир — вот то, что прежде всего волновало молодого поэта. Его живое внимание к чувствам и переживаниям личности мы видим в его произведениях. Поэзия М. Ю. Лермонтова удивительно созвучна нашему времени: она мятежна и беспокойна, а потому всегда будет волновать сердца людей.

Анализ стихотворения «Утес»

Почему Лермонтов выбирает именно этот образ? Потому что утес силен и крепок. Над ним не властны стихии, он могуч. И потому что утес не связан с горной цепью, он одинок, он выделяется на фоне общего пейзажа. И вот тучка заночевала у него на груди. Она дала ему надежду на дружбу, но на утро покинула его. И этот могучий исполин остался плакать в бесконечной пустыне. В стихотворении нет ярких метафор, сравнений, оно абсолютно небольшое по объему, но в нем наиболее ярко воплотился поэтический дар Лермонтова.

Еще один пример поздней лирики — стихотворение «Листок». И снова автобиографичный лирический герой. В лирике Лермонтова поздних лет больше аллегорий, теперь он не говорит напрямую, а использует такие яркие образы, как листок, утес, сосны, пальмы. Листок, оторвавшись от родной ветки, отправился в странствования по свету, но нигде он не мог найти себе пристанища.

Анализ стихотворения «Парус»

О романтическом творчестве поэта нельзя говорить, не упомянув его программное стихотворение «Парус». В нем отразились все основные мотивы творчества Лермонтова: странничество и скитания, одиночество, изгнанничество. Но главным образом в этом стихотворении отчетливо виден мотив двоемирия, так характерный для поэтов-романтиков. Из реального мира, в котором лирического героя ничего не ждет, в котором у него ничего не было, герой направляется в мир, в котором, по его мнению, ему будет лучше. Он ищет «бури». Вообще, буря – это один из любимых поэтических образов поэта. Ведь лирический герой Лермонтова не готов жить в мире, где покой и гармония, ему нужен мир, где бушуют страсти, где он будет чувствовать, что живет. И пусть он будет страдать, но зато это будут страдания искренние.

10. Парус

«Парус» — одно из самых известных стихотворений Лермонтова, написанное в 1832 году. Это время знаменательно тем, что писатель принял решение переехать из Москвы в Санкт-Петербург. Однако продолжить получать образование не получилось – из-за отчисления из Московского университета поэта отказались принимать в Петербургские учебные заведения. У Лермонтова было много времени для прогулок и размышлений – именно тогда и было написано стихотворение.

Данное стихотворение хорошо знакомо многим людям по школьной программе – всех детей заставляли учить его наизусть. Но далеко не каждый учитель объяснял ученикам, какой именно смысл автор вложил в строки. В произведении рассказывается о парусе, одиноко плывущем по морю. Но одиночество – это свобода. Лермонтов отождествляет себя с парусом – он тоже одинок среди всех, ищет и не может найти себя, но в итоге пытается обрести внутреннюю гармонию.

«Выхожу один я на дорогу»

Одно из последних стихотворений поэта. Оно глубоко философично и, в отличие от ранних произведений, гармонично. Именно в нем автор смог отразить все свои жизненные установки и свое мировоззрение. Теперь он просит не бури, а покоя. Но не «холодного сна могилы», он хочет жить, чувствовать, смотреть на природу, наслаждаться ее красотой и чувствовать любовь к себе, быть может, ту, которой ему не хватало в реальной жизни. Стихотворение написано очень красиво, автор использует яркие эпитеты и олицетворения. Природа изображается им как идеальное и гармоничное мироздание, сотворенное всесильным Богом.

Романтический герой Лермонтова в поэме «Мцыри»

Говорить о лирическом герое Лермонтова невозможно, не упомянув его поэмы. Например, поэму «Мцыри». Герои М. Ю. Лермонтова жаждут свободы (в прямом и в переносном смысле). Они изгнаны людьми, они не могут найти общий язык с окружающими. Мцыри, пожалуй, истинный романтический герой Лермонтова. Он попал в монастырь, будучи еще младенцем. Он вырос в неволе, мечтая о родителях и друзьях. Со сверстниками не ладил. Это выводит Мцыри на уровень героя романтического, то есть героя исключительного, неудовлетворенного обычной жизнью. И вот жажда свободы заставляет его бежать. Один день, проведенный Мцыри на воле, по его собственному мнению, был насыщеннее, чем вся его жизнь. Он видел грузинскую девушку, мысли его унеслись к счастливой жизни, которая, к сожалению, ему недоступна.

Ключевая сцена — это сражение с барсом, который олицетворяет волю, силу и свободу. Поэтому он не в состоянии одолеть Мцыри, в котором живут самые неистовые силы. Финал поэмы подтверждает, что вырваться из реального мира лермонтовскому герою не удастся, ведь Мцыри погибает. Почему Лермонтов выбирает в качестве места действия именно Грузию? Во-первых, эту историю он услышал, проезжая мимо одного из грузинских монастырей, а во-вторых, потому что природа Кавказа и жизнь кавказского народа ему очень импонировали. В кавказцах Лермонтова привлекала жажда жизни и свободы, сила характера.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector