0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поэзия марины цветаевой как история её жизни

Сочинение на тему: Поэзия и судьба Цветаевой

Сочинение.
Поэзия и судьба Цветаевой

Марина Цветаева — поэт огромного таланта и трагической судьбы. Она всегда оставалась верна себе, голосу своей совести, голосу своей музы, которая ни разу “добру и красоте не изменила”. Стихи писать она начинает очень рано, и конечно же, первые строки о любви: Нас разлучили не люди, а тени. Мальчик мой, сердце мое. Не было, нет и не будет замены, Мальчик мой, сердце мое! О ее первой книге “Вечерний альбом” признанный мэтр русской поэзии М. Волошин писал: “Вечерний альбом” — это прекрасная и непосредственная книга…” Лирика Цветаевой обращена к душе, сосредоточена на быстро меняющемся внутреннем мире человека и, в конце концов, на самой жизни во всей ее полноте: Кто создан из камня, кто создан из глины, — А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело — измена, мне имя — Марина, Я — бренная пена морская. В стихах Цветаевой, как цветные тени в волшебном фонаре, возникают: Дон-Жуан в московской вьюге, юные генералы 1812 года, “продолговатый и твердый овал” бабушки-польки, “бешеный атаман” Степан Разин, страстная Кармен. Больше всего, наверное, меня привлекает в поэзии Цветаевой ее раскрепощенность, искренность. Она как будто протягивает нам сердце на ладони, признаваясь: Всей бессонницей я тебя люблю, Всей бессонницей я тебе внемлю… Иногда кажется, вся лирика Цветаевой — это непрерывное объяснение в любви к людям, к миру и к конкретному человеку. Живость, внимательность, способность увлекаться и увлекать, горячее сердце, жгучий темперамент — вот характерные черты лирической героини Цветаевой, а вместе с тем и ее самой. Эти особенности характера помогли ей сохранить вкус жизни, несмотря на разочарования и сложности творческого пути. Во главу своей жизни Марина Цветаева поставила труд поэта, невзирая на часто нищее существование, бытовые неурядицы и трагические события, буквально преследовавшие ее. Но быт побеждало бытие, выраставшее из упорного, подвижнического труда. Результат — сотни стихов, пьесы, более десяти поэм, критические статьи, мемуарная проза, в которой Цветаева сказала все о себе самой. Можно лишь преклониться перед гением Цветаевой, создавшей совершенно неповторимый поэтический мир и свято верившей в свою музу. До революции Марина Цветаева выпустила три книги, сумев сохранить свой голос среди пестрого многоголосия литературных школ и течений “серебряного века”. Ее перу принадлежат оригинальные, точные по форме и мысли произведения, многие из которых стоят рядом с вершинами русской поэзии. Я знаю правду! Все прежние правды — прочь. Не надо людям с людьми на земле бороться. Смотрите: вечер, смотрите: уж скоро ночь. О чем — поэты, любовники, полководцы? Уж ветер стелется. Уже земля в росе, Уж скоро звездная в небе застанет вьюга, И под землею скоро уснем мы все, Кто на земле не давали уснуть друг другу… Поэзия Марины Цветаевой требует усилия мысли. Ее стихи и поэмы нельзя читать и почитывать между делом, бездумно скользя по строкам и страницам. Сама она так определила “сотворчество”№ писателя и читателя: “Что есть чтение, — как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределом слов… Чтение — прежде всего — сотворчество… Устал от моей вещи, — значит, хорошо читал и — хорошее читал. Усталость читателя — усталость не опустошенная, а творческая”. Цветаева видела Блока лишь издали, не перемолвилась с ним ни единым словом. Цветаевский цикл “Стихи к Блоку” — это монолог влюбленности, нежный и трепетный. И хотя поэтесса обращается к нему на “ты”, но эпитеты, которые присваиваются поэту (“нежный призрак”, “рыцарь без укоризны”, “снежный лебедь”, “праведник”, “свете тихий”) говорят, что Блок для нее — это не реально существующий человек, а символический образ самой Поэзии: Имя твое — птица в руке, Имя твое — льдинка на языке, Одно-единственное движенье губ. Имя твое — пять букв. Сколько музыки в этих удивительных четырех строчках и сколько любви! Но предмет любви недосягаем, любовь несбыточна: Но моя река — да с твоей рекой, Но моя рука — да с твоей рукой Не сойдутся. Радость моя, доколь Не догонит заря — зари. С присущей ей афористичностью Марина Ивановна Цветаева так сформулировала определение поэта: “Равенство дара души и глагола — вот поэт”. В ней самой счастливо сочетались эти два качества — дар души (“Душа родилась крылатой”) и дар слова. Я счастлива жить образцово и просто: Как солнце — как маятник — как календарь. Быть светской пустынницей стройного роста, Премудрой — как всякая Божия тварь. Знать: Дух — мой сподвижник, и Дух — мой вожатый! Входить без докладу, как луч и как взгляд. Жить так, как пишу: образцово и сжато, — Как Бог повелел и друзья не велят. Трагедия Цветаевой начинается после революции 1917 года. Она не понимает и не принимает ее, она оказывается одна с двумя маленькими дочерьми в хаосе послеоктябрьской России. Кажется, все рухнуло: муж неизвестно где, окружающим не до поэзии, а что поэт без творчества? И Марина в отчаянии спрашивает: Что же мне делать, ребром и промыслом Певчей! — как провод! загар! Сибирь! По наважденьям своим — как по мосту! С их невесомостью В мире гирь. Никогда, — ни в страшные послереволюционные годы, ни потом в эмиграции; — Цветаева не предала себя, не изменила себе, человеку и поэту. За границей она трудно сближалась с русской эмиграцией. Ее незаживающая боль, открытая рана — Россия. Не забыть, не выбросить из сердца. (“Точно жизнь мою убили… истекает жизнь”.) В 1939 году Марина Ивановна Цветаева вернулась на Родину. И начался последний акт трагедии. Страна, придавленная свинцовым туманом сталинщины, как бы доказывала — еще и еще раз, что ей не нужен поэт, любивший ее и стремившийся на Родину. Стремившийся, как оказалось, чтобы умереть. В богом забытой Елабуге 31 августа 1941 года — петля. Трагедия окончена. Окончена жизнь. Что осталось? Сила духа, бунтарство, неподкупность. Осталась Поэзия. Вскрыла жилы: неостановимо, Невосстановимо хлещет жизнь. Подставляйте миски и тарелки! Всякая тарелка будет — мелкой. Миска — плоской. Через край — и мимо — В землю черную, питать тростник. Невозвратимо, неостановимо, Невосстановимо хлещет стих. О Цветаевой, о ее стихах я могу писать бесконечно. Удивительна ее любовная лирика. Ну кто еще мог именно так определить любовь: Ятаган? Огонь? Поскромнее, — куда так громко! Боль, знакомая, как глазам — ладонь, Как губам — Имя собственного ребенка. В стихах Цветаевой вся она, мятежная и сильная, и в боли продолжающая дарить себя людям, из трагедии и страданий создающая Поэзию. Птица-Феникс я, только в огне пою! Поддержите высокую жизнь мою! Высоко горю — и горю дотла! И да будет вам ночь — светла!
Сегодня сбылось пророчество Марины Цветаевой: она один их самых любимых и читаемых современных поэтов.

Читать еще:  Почему творчество микеланджело называют поэзией борьбы и страсти

Урок «Поэзия Марины Цветаевой как история её жизни» (11 класс)

Содержание учебного проекта и этапы его проведения

Тема урока-проекта — «Поэзия Марины Цветаевой как история ее жизни»

Возрастная категория учащихся – ученики 11 класса

Продолжительность проекта: 2 урока

Обоснование проекта

Поэт Марина Цветаева. Женщина с морским именем и свободной душой, любимая и постоянно одинокая, уже в ранней юности предчувствующая свою смерть, однажды с горечью сказавшая: «И к имени моему «МАРИНА» — прибавьте: мученица». Какая она? Попробуем ответить на этот нелегкий вопрос.

С целью привлечения внимания учащихся к личности поэтессы ещё до начала изучения темы предлагаю организовать работу ребят над проектами. Происходит «погружение» детей в тему будущего урока, активизируется их творческая деятельность и повышается учебно-познавательная мотивация к уроку. Кроме того, работа над проектами позволяет устранить недостатки программы литературного образования: слишком малое количество часов на изучение личности и творчества художника слова. Двух часов на изучение творчества М. Цветаевой становится достаточным для разговора в классе, на уроке, поскольку большая работы проделывается за рамками урока. Стараюсь сформулировать задания для групп таким образом, чтобы при работе над проектами в воображении учащихся « ожил» облик М.И. Цветаевой, появился глубокий интерес к её личности. Задача ребят на данном этапе не столько изучать факты биографии Цветаевой, сколько проникать в душу этого человека, узнавать о её взглядах и принципах. Во время работы групп над проектами занимаю позицию консультанта.

После выступления групп предлагаю следующие виды домашнего задания:

-выучить одно из понравившихся стихотворений наизусть;

-написать отзыв о стихотворении;

-написать мини-сочинение о поэзии Марины Цветаевой.

Цель урока-проекта: создать условия для изучения поэзии Марины Цветаевой на основе созданных учащимися мини-проектов.

Задачи личностного развития:

развитие интереса к личности Цветаевой и ее поэзии;

расширение представления учащихся о жизненных ценностях;

формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами;

содействие рациональной организации труда;

формирование навыков работы в команде.

Вопросы учебной темы:

Истоки творчества поэта (семья Марины Цветаевой).

Поэт и рыцарь (история отношений с Сергеем Эфроном).

Поэт и время (отношение к революции, эмиграция).

Поэт и поэты (отношение к Пушкину, поэтам Серебряного века, переводы Цветаевой).

Поэт и Родина (возвращение из эмиграции).

Поэт и его наследие (стихотворения, ставшие песнями).

После создания и защиты мини-проектов учащиеся должны:

-знать: основные этапы жизни Цветаевой, мотивы творчества на разных этапах;

-уметь: анализировать стихотворения, находить связь между жизненными реалиями и их творческим воплощением.

Виды деятельности групп:

Изучение научно-популярной литературы, знакомство с мнением разных учёных-литературоведов, общественных деятелей;

Оформление выставки, посвящённой жизни и творчеству Цветаевой;

Читать еще:  Как тема блокады нашла отражение в поэзии

Чтение и анализ стихотворений;

Составление вопросов по теме своего проекта.

Формирование групп для проведения исследований

Класс делится на шесть групп в соответствии с вопросами. Деление класса на группы может осуществляться разными способами:

-в соответствии с желанием учащихся;

-на усмотрение учителя (в зависимости от уровня подготовленности класса, умения учащихся работать самостоятельно, презентовать результаты работы).

После выступления групп проводится выходной контроль. Каждая группа формулирует по два вопроса: один репродуктивного, второй — аналитического характера, которые заранее сдают учителю.

Характер всех учебных мини-проектов — информационно-творческий.

Рекомендации для всех групп:

сформулировать цели и задачи своего мини-проекта;

сформулировать гипотезу (предположение результата);

выделить объект исследования;

определить предмет исследования.

Задание 1 группе:

Изучите биографию Марины Цветаевой (см. список рекомендуемой литературы). Подумайте, каким образом можно передать внутренний мир этого человека.

-детство и юность поэта;

-художественный мир «Вечернего альбома», «Волшебного фонаря», «Из двух книг» («Моим стихам…», «Идешь, на меня похожий», «Красною кистью рябина зажглась…», «Бабушке» и др.)

Задание 2 группе:

Расскажите об истории знакомства и взаимоотношений Сергея Эфрона и Марины Цветаевой (см. список рекомендуемой литературы).

-романтическая история с сердоликом;

-сопоставление героя стихотворений с образом Эфрона в воспоминаниях современников;

-черты идеального романтического героя;

-Эфрон в Добровольческой армии («Я с вызовом ношу его кольцо», «Писала я на аспидной доске», цикл «Лебединый стан» и др.)

Задание 3 группе:

Проанализируйте условия жизни и положение Марины Цветаевой в годы революции и Гражданской войны (см. список рекомендуемой литературы).

-творчество периода эмиграции (книга «Разлука», «Поэма горы», «Поэма конца», «Мой милый, что тебе я сделала» и др.)

Задание 4 группе:

Исследуйте отношение Цветаевой к Пушкину, к поэтам-современникам, переводы поэта.

-образы поэтов в стихах Цветаевой (А. Ахматова, А. Блок, О. Мандельштам, Б. Пастернак);

-переводы Марины Цветаевой.

Задание 5 группе:

Изучите историю возвращения поэта на Родину и последние годы жизни Цветаевой.

-тоска Цветаевой по Родине;

-тема противостояния поэта и мира;

-возвращение мужа и дочери;

-Цветаева в России, несовместимость поэта и реальной жизни;

-невыносимая травля («Тоска по Родине! Давно…», «Страна», «Родина» и др.)

Задание 6 группе:

Расскажите о стихотворениях Цветаевой, ставших песнями.

-авторы музыки, режиссеры фильмов, где звучат песни, их исполнители («Я тебя отвоюю…», «Мне нравится», «Хочу у зеркала, где муть…» и др.)

Итогами работы могут стать презентация, буклет, брошюра, бюллетень; оформление выставки книг, фотографий, цитат Цветаевой; подбор отзывов современников о поэте.

Критерии оценки учебных мини-проектов:

Полнота раскрытия темы.

Иллюстрация мысли поэтическими строками.

Оригинальность подачи материала.

Соблюдение регламента (выступление группы не более 8 минут).

Список рекомендуемой литературы:

Белкина М.О. / Скрещение судеб . изд. 3-е, перераб. и доп. М.: « А и Б», 1999.

Каган Ю.М. / Марина Цветаева в Москве. Путь к гибели. М.; «Отечество»,1992.

Кудрова И.В. / Гибель Марины Цветаевой. Новый мир, 1988, № 7, с. 181.

Лосская Вероника / Марина Цветаева в жизни (Неизданные воспоминания современников). М.: «Культура и традиции»,1992.

Саакянц А.А. / Марина Цветаева: Жизнь и творчество. М.: «Эллис Лак», 1999.

Федосеева Л.Г. / Марина Цветаева. Путь в вечность. М.: «Знание», 1992.

Цветаева А.И. / Неисчерпаемое. М: «Отечество», 1992.

Цветаева М.И . / За всех — противу всех! // Судьба поэта: В стихотворениях, поэмах, очерках, дневниковых записях, письмах / Сост. Л.В. Поликовской / Вступит. ст., коммент. Л.В. Поликовской, М.А. Долговой. М.: «Высшая школа», 1992.

Цветаева М.И . / Избранные произведения // Авт. предисловия С.Букчин. Минск: «Мастацкая литература», 1984.

Цветаева М.И. / Сочинения: В 2 т. // Т. 1. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения / Сост., подгот. текста и коммент. А.Саакянц, вступит. ст. Вс.Рождественского. Минск: «Нар. асвета». Минск, 1988.

Цветаева М.И. / Сочинения: В 2 т. // Т. 2. Проза / Сост., подгот. текста и коммент. Саакянц А. А. Минск: «Нар. асвета». Минск, 1988.

Швейцер В.А. / Быт и бытие Марины Цветаевой. М:«СП Интерпринт»,1992.

100 русских поэтов / Сост. М.Засецкая. СПб.: ООО «Золотой век», ООО «Диамант», 2000.

Марина Цветаева. Жизнь в стихах

Для российской литературы она стала настоящим феноменом, отдельной эпохой. Её стихи всегда звучали искренне — в них она была настоящей, писала о своих самых личных чувствах и переживаниях.

И каждое событие её жизни нашло отражение в гениальных стихах.

Рождение

Родилась Марина Цветаева в Москве, 26 сентября по старому стилю (8 октября по новому) 1892 года, в день празднования памяти Иоанна Богослова — одного из 12 апостолов.

День был субботний:

Детство

В семье Цветаевых, помимо будущей поэтессы, было двое детей — сестра Анастасия и сводный брат Андрей.

Он был синеглазый и рыжий,

(Как порох во время игры!)

Лукавый и ласковый. Мы же

Две маленьких русых сестры.

Смерть матери

В 1906 году, когда Марине было 14, умирает её мать. Девочка, оставшаяся на попечении отца вместе с сестрой и братом, тяжело переживает эту трагедию.

С ранних лет нам близок, кто печален,

Скучен смех и чужд домашний кров…

Наш корабль не в добрый миг отчален

И плывёт по воле всех ветров!

Читать еще:  Какое склонение слова поэзии

Всё бледней лазурный остров-детство,

Мы одни на палубе стоим.

Видно грусть оставила в наследство

Ты, о мама, девочкам своим!

Путешествия

В детстве Марина много путешествовала — мать болела чахоткой, поэтому при её жизни семья часто переезжала с места на место в поисках наиболее подходящего для Марии Александровны климата. Жило семейство в Италии, Швейцарии, Германии. А в 1909 году, уже после смерти матери, Марина, свободно владевшая немецким и французским, посетила Париж — там она прослушала курс лекций по старофранцузской литературе в университете Сорбонны.

Я здесь одна. К стволу каштана

Прильнуть так сладко голове!

И в сердце плачет стих Ростана,

Как там, в покинутой Москве.

Париж в ночи мне чужд и жалок,

Дороже сердцу прежний бред!

Иду домой, там грусть фиалок

И чей-то ласковый портрет.

Первый сборник

Спустя год, в 1910 году, 18-летняя Марина выпускает свой первый сборник — «Вечерний альбом». Книга, изданная на карманные деньги Цветаевой, вышла тиражом всего в 500 экземпляров и была посвящена памяти Марии Башкирцевой — французской художницы русского происхождения, умершей в 20 с небольшим лет от туберкулёза. Тем не менее сборник сразу отметили Максимилиан Волошин, Валерий Брюсов и Николай Гумилёв — как они писали, Цветаева здесь «вся на грани последних дней детства и первой юности».

Замужество

1912 год оказался для Цветаевой судьбоносным: в январе она вышла замуж за литератора Сергея Эфрона, а в сентябре у них рождается дочь Ариадна. Тогда же поэтесса выпускает и свой второй сборник, посвящённый мужу — «Волшебный фонарь».

Самовар отшумевший заглох;

Погружается дом в полутьму.

Мне счастья не надо, — ему

Отдай моё счастье, Бог!

Зимний сумрак касается роз

На обоях и ярких углей.

Пошли ему вечер светлей,

Теплее, чем мне, Христос!

Я сдержу и улыбку и вздох,

Я с проклятием рук не сожму,

Но только — дай счастье ему,

О, дай ему счастье, Бог!

Отношения с Софией Парнок

Спустя пару лет после замужества Марина Цветаева знакомится с Софией Парнок — тоже поэтессой и переводчицей. София после развода с мужем начала строить отношения только с женщинами, вот и с Цветаевой их соединили романтические чувства. Ради новой возлюбленной Марина даже бросила своего мужа, но в 1916 году, после расставания с Софией, снова возвращается к нему.

Под лаской плюшевого пледа

Вчерашний вызываю сон.

Что это было? — Чья победа? —

Всё передумываю снова,

Всем перемучиваюсь вновь.

В том, для чего не знаю слова,

Годы гражданской войны

Цветаева переживает сложный период в жизни. Муж призван на службу и воюет в Добровольческой армии белых, а на Марину ложится забота о доме и о двух дочках — недавно она родила второго ребёнка.

Смерть младшей дочери

Положение очень плачевное, денег не хватает, и, чтобы спасти детей от голода, поэтесса решается на отчаянный шаг — отдаёт их в приют. Девочки там заболевают, и мать забирает Ариадну домой. Младшая дочь, Ирина, через какое-то время умирает в приюте.

Под рокот гражданских бурь,

Даю тебе имя — мир,

В наследье — лазурь.

Эмиграция

С 1922 года всё семейство — Цветаева, её муж и дочь — проживает за границей. Сергея Эфрона обвиняют в том, что он был завербован НКВД. В 1925 году рождается ещё один ребёнок — сын Георг. При этом средств к существованию становится всё меньше и меньше.

«Стихов я почти не пишу, и вот почему: я не могу ограничиться одним стихом — они у меня семьями, циклами, вроде воронки и даже водоворота, в который я попадаю, следовательно — и вопрос времени… А стихов моих, забывая, что я — поэт, нигде не берут, никто не берёт — ни строчки».

Возвращение на Родину и смерть

В 1939-м Цветаева возвращается в СССР. Муж, замешанный в политическом убийстве, приехал обратно ещё раньше. Вскоре арестовывают сначала Ариадну, а затем и Сергея Эфрона. В 1941 г. супруга поэтессы расстреливают, а дочь реабилитируют только в 1955 году.

Марина, вернувшись на родину, практически не пишет стихов, занимается переводами. Одна из последних записок поэтессы — просьба взять её посудомойкой в открывающуюся столовую Литфонда от 26 августа 1941 года.

Спустя несколько дней, 31 августа, Цветаева повесилась. Напоследок она оставила 3 письма, одно из которых было адресовано сыну.

«Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector