0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поэзия не профессия поэзия как любовь

1.7. Тире между подлежащим и сказуемым

Упражнение 10. Выделите грамматические основы предложений. Объясните наличие или отсутствие тире в предложениях.

1. Живописный народ индийцы (Гончаров). 2. Офицер этот не чета вам (Федин). 3. Одиночество в творчестве – тяжёлая штука (Чехов). 4. Уссурийский тигр совсем не сказка (Мартынов). 5. Удивительное дело – сон (Тургенев). 6. Конечно, то большое искусство – ждать (Соболев). 7. Двадцать лет – хорошая вещь (Симонов). 8. Это очень несносно – переезжать (Гончаров). 9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов). 10. Это дом Зверкова (Чехов). 11. Без тебя я – звезда без света. Без тебя я – творец без мира (Брюсов). 12. Пробуждать на борьбу сердца – это лучший удел певца (Кондырев). 13. Дело писателя – противостоять страданию всеми силами, всем талантом. Дело художника – рождать радость (Паустовский). 14. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (Паустовский). 15. Знать природу своего края, его историю, быт – это значит укоренять в себе любовь к Родине (Никитин). 16. Поэзия не профессия, поэзия как любовь: если уж есть, так есть она, а нет – и не суесловь (Федоров). 17. Я – пастух, мои палаты – межи зыбистых полей (Есенин). 18. Грустная песня, ты – русская боль (Есенин). 19. Я последний поэт деревни (Есенин). 20. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый (Пушкин).

Упражнение 11. Выделите грамматические основы предложений. Поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым.

1. Увы, я не пророк (Луговской). 2. Тишина умирающих злаков это светлая в мире пора (Блок). 3. Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь (Твардовский). 4. Сто двадцать пять рублей большие деньги (Распутин). 5. Я как одинокая птица без гнезда (Тургенев). 6. Писательство не искусство наживы (Асеев). 7. Критика составляющая часть искусства (А.Н. Толстой). 8. Я человек не новый (Есенин). 9. Поэт поэту есть кунак (Есенин). 10. Уже мы больше не рабы (Есенин). 11. Луна словно репа, и звёзды фасоль (Прокофьев). 12. Расстояние не помеха ни для смеха и ни для вздоха (Мартынов). 13. Быть счастливым это ведь и значит не бывать несчастным (Сельвинский). 14. Дядя Леша с семьей не единственные обитатели этой глухой стороны (Паустовский). 15. Люди мы самые обычные (Марков). 16. Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор (Гончаров). 17. Нигде я не видал такого простора, как было здесь: красные большие цветы как костры, бабочки как птицы (Пришвин). 18. Ученый без трудов дерево без плодов (Саади). 19. Ермолай был человек престранного рода (Тургенев). 20. Но в такую большую воду плыть это безумство (Федосеев). 21. Искать и находить причины неясных, но плодотворных человеческих состояний дело писателей (Паустовский). 22. Травка гончая собака, и дело её гонять дичь (Пришвин). 23. Это их [барса и тигра] постоянный приём заходить в спину преследующего их человека (Пришвин). 24. Вы думаете, идти на смерть под пули, под снаряды это значит ничего не испытывать, ничего не бояться? Нет, это значит и бояться, и испытывать, но подавить боязнь (Макаренко). 25. Вишнёвый сад мой (Чехов).

Дам сто поинтовВыделите грамматические основы предложений. Объясните наличие или отсутствие тире в предложениях.(Знаки препинания проставлены)1. Живописный народ индийцы (Гончаров). 2. Офицер этот не чета вам (Федин). 3. Одиночество в творчестве – тяжёлая штука (Чехов). 4. Уссурийский тигр совсем не сказка (Мартынов). 5. Удивительное дело – сон (Тургенев). 6. Конечно, то большое искусство – ждать (Соболев). 7. Двадцать лет – хорошая вещь (Симонов). 8. Это очень несносно – переезжать (Гончаров). 9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов). 10. Это дом Зверкова (Чехов). 11. Без тебя я – звезда без света. Без тебя я – творец без мира (Брюсов). 12. Пробуждать на борьбу сердца – это лучший удел певца (Кондырев). 13. Дело писателя – противостоять страданию всеми силами, всем талантом. Дело художника – рождать радость (Паустовский). 14. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (Паустовский). 15. Знать природу своего края, его историю, быт – это значит укоренять в себе любовь к Родине (Никитин). 16. Поэзия не профессия, поэзия как любовь: если уж есть, так есть она, а нет – и не суесловь (Федоров). 17. Я – пастух, мои палаты – межи зыбистых полей (Есенин). 18. Грустная песня, ты – русская боль (Есенин). 19. Я последний поэт деревни (Есенин). 20. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый (Пушкин).

1. Живописный народ индийцы (Гончаров). (Тире не надо, т.к. сказуемое предшествует подлежащему)

2. Офицер этот не чета вам (Федин). (тире не ставится из-за отрицания с частицей НЕ)

3. Одиночество в творчестве – тяжёлая штука (Чехов). (подлежащее и сказуемое — сущ. в И.п., сказуемое даёт оценку подлежащему)

4. Уссурийский тигр совсем не сказка (Мартынов). (тире не ставится, так как отрицание с частицей НЕ и наречие «совсем»)

5. Удивительное дело – сон (Тургенев). (оба главных члена — сущ. И.п., сказуемое содержит оценку, а также тире интонационно делит предложение на две части)

6. Конечно, то большое искусство – ждать (Соболев). (тире надо, так как подлежащее — инфинитив, сказуемой сущ. И.П.)

7. Двадцать лет – хорошая вещь (Симонов). (подлежащее — количественное числит., сказуемое — сущ. И.П., к тому же в сказуемом содержится оценка подлежащего)

8. Это очень несносно – переезжать (Гончаров). (наличие паузы между категорией состояния и инфинитивом требует тире)

9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов). (подлежащее — личное местоимение, нет интонационной паузы)

10. Это дом Зверкова (Чехов). (отсутствует логическая пауза между подлежащим (указательным местоимением) и сказуемым)

11. Без тебя я – звезда без света. Без тебя я – творец без мира (Брюсов). (параллелизм конструкций требует тире)

12. Пробуждать на борьбу сердца – это лучший удел певца (Кондырев). (подлежащее — инфинитив, сказуемое — сущ. И.Пп требуют тире)

13. Дело писателя – противостоять страданию всеми силами, всем талантом. Дело художника – рождать радость (Паустовский). (противопоставление предложений плюс подлежащее — сущ. И.П., сказуемое — инфинитив)

14. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (Паустовский). (тире не надо, так как отрицание с частицей НЕ)

15. Знать природу своего края, его историю, быт – это значит укоренять в себе любовь к Родине (Никитин). (подлежащее и сказуемое — инфинитивы, также тире требует и слово «значит»)

16. Поэзия не профессия, (тире отсутствует, т.к. есть отриц.частица) поэзия как любовь: (тире отсутствует, т.к. есть сравнение)

если уж есть, так есть она, (нет условий для тире: разные части речи)

а нет – и не суесловь (тире в БСП, так как во втором предложении — следствие того, о чём говориться в первом (Федоров).

17. Я – пастух, мои палаты – межи зыбистых полей (Есенин). (параллелизм конструкций требует тире)

18. Грустная песня, ты – русская боль (Есенин). (логическое подчёркивание подлежащего)

19. Я последний поэт деревни (Есенин). (подлежащее-местоимение не требует тире)

20. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый (Пушкин). (составное именное сказуемое с именем прилагательным не требует тире)

Подлежащие подчёркнуты, сказуемые выделены жирным шрифтом)

Упражнения к теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ. УПРАЖНЕНИЯ.

Упражнение 1. Выделите грамматические основы предложений. Поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым. Объясните постановку тире.

1. Увы, я не пророк (Луговской). 2. Тишина умирающих злаков это светлая в мире пора (Блок). 3. Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь (Твардовский). 4. Сто двадцать пять рублей большие деньги (Распутин). 5. Я как одинокая птица без гнезда (Тургенев). 6. Писательство не искусство наживы (Асеев). 7. Критика составляющая часть искусства (А.Н. Толстой). 8. Я человек не новый (Есенин). 9. Поэт поэту есть кунак (Есенин). 10. Уже мы больше не рабы (Есенин). 11. Луна словно репа, и звёзды фасоль (Прокофьев). 12. Расстояние не помеха ни для смеха и ни для вздоха (Мартынов). 13. Быть счастливым это ведь и значит не бывать несчастным (Сельвинский). 14. Дядя Леша с семьей не единственные обитатели этой глухой стороны (Паустовский). 15. Люди мы самые обычные (Марков). 16. Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор (Гончаров). 17. Нигде я не видал такого простора, как было здесь: красные большие цветы как костры, бабочки как птицы (Пришвин). 18. Ученый без трудов дерево без плодов (Саади). 19. Ермолай был человек престранного рода (Тургенев). 20. Но в такую большую воду плыть это безумство (Федосеев). 21. Искать и находить причины неясных, но плодотворных человеческих состояний дело писателей (Паустовский). 22. Травка гончая собака, и дело её гонять дичь (Пришвин). 23. Это их [барса и тигра] постоянный приём заходить в спину преследующего их человека (Пришвин). 24. Вы думаете, идти на смерть под пули, под снаряды это значит ничего не испытывать, ничего не бояться? Нет, это значит и бояться, и испытывать, но подавить боязнь (Макаренко). 25. Вишнёвый сад мой (Чехов).

Читать еще:  Кулаков поэзия как факт

Упражнение 2. Выделите грамматические основы предложений. Поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым. Расставьте необходимые знаки препинания. Объясните постановку тире.

1. Левая стена синий лёд правая алый огонь. 2. Наблюдение за чужими глупостями вечное бесплатное удовольствие. 3. Шанс вписаться между двумя «КамАЗами» минимальный. 4. И его предложение, и моя ответная готовность чистая фикция. 5. Ваше желание наше исполнение. 6. Сегодня запечённая в фольге форель великолепна! 7. Снежный барс зверь не очень крупный но дело не в размере. 8. Теперь само моё прикосновение смерть. 9. А иконки на рабочем столе прозрачные едва заметные. 10. Я снова улыбаюсь глядя на спешащего с подносом официанта. Я дайвер. А дайверы не бывают бывшими. Я живой. 11. Смерть из глубины это смерть глубины.

12. Быть Почтеннейшим Начальником Малого Тайного Сыскного Войска в столице Соединенного Королевства весьма хлопотное занятие. 13. Мое главное достоинство это принадлежность к миру чудесного а вовсе не способность с ним управляться… 14. Его окраины малонаселенные равнины плавно переходящие в бесконечные необитаемые пространства Пустых Земель. 15. Но самолично перетекать из одного озера бледного света в другое это скажу вам нечто! 16. Утратить Искру значит утратить способность защищаться от чего бы то ни было. 17. Дальнейшее долгожительство вопрос личного могущества. 18. Ванная комната особое место. 19. Выслушивать такую чушь изо дня в день дорогого стоит! 20. А прежде сэр Кофа был генералом полиции Правого Берега. 21. Проснуться это так здорово! 22. А наши кошки самые правильные кошки во Вселенной! 23. Зато впечатляли их размеры в длину мохнатые коротколапые существа были никак не меньше метра высота в холке сантиметров сорок. 24. Я плохой теоретик к сожалению а вот вы прекрасный. 25. Именно поэтому он больше чем смерть. Он истина в последней инстанции, поскольку беспристрастен как небеса…

Упражнение 3. Выделите грамматические основы предложений. Поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым. Объясните постановку тире.

1. Живописный народ индийцы (Гончаров). 2. Офицер этот не чета вам (Федин). 3. Одиночество в творчестве тяжёлая штука (Чехов). 4. Уссурийский тигр совсем не сказка (Мартынов). 5. Удивительное дело сон (Тургенев). 6. Конечно, то большое искусство ждать (Соболев). 7. Двадцать лет хорошая вещь (Симонов). 8. Это очень несносно переезжать (Гончаров). 9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов). 10. Это дом Зверкова (Чехов). 11. Без тебя я звезда без света. Без тебя я творец без мира (Брюсов). 12. Пробуждать на борьбу сердца это лучший удел певца (Кондырев). 13. Дело писателя противостоять страданию всеми силами, всем талантом. Дело художника рождать радость (Паустовский). 14. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (Паустовский). 15. Знать природу своего края, его историю, быт это значит укоренять в себе любовь к Родине (Никитин). 16. Поэзия не профессия, поэзия как любовь: если уж есть, так есть она, а нет и не суесловь (Федоров). 17. Я пастух, мои палаты межи зыбистых полей (Есенин). 18. Грустная песня, ты русская боль (Есенин). 19. Я последний поэт деревни (Есенин). 20. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый (Пушкин).

КЛЮЧИ К УПРАЖНЕНИЯМ.

Упражнение 1 . Выделите грамматические основы предложений. Поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым. Ключ.

1. Увы, я не пророк 2. Тишина умирающих злаков – это светлая в мире пора. 3. Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь. 4. Сто двадцать пять рублей – большие деньги. 5. Я как одинокая птица без гнезда. 6. Писательство не искусство наживы. 7. Критика – составляющая часть искусства. 8. Я человек не новый. 9. Поэт поэту есть кунак. 10. Уже мы больше не рабы. 11. Луна словно репа, и звёзды – фасоль. 12. Расстояние не помеха ни для смеха и ни для вздоха. 13. Быть счастливым – это ведь и значит не бывать несчастным. 14. Дядя Лёша с семьей не единственные обитатели этой глухой стороны. 15. Люди мы самые обычные. 16. Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор. 17. Нигде я не видал такого простора, как было здесь: красные большие цветы – как костры, бабочки – как птицы. 18. Учёный без трудов – дерево без плодов. 19. Ермолай был человек престранного рода. 20. Но в такую большую воду плыть – это безумство. 21. Искать и находить причины неясных, но плодотворных человеческих состояний – дело писателей. 22. Травка – гончая собака, и дело её – гонять дичь. 23. Это их постоянный приём – заходить в спину преследующего их человека. 24. Вы думаете, идти на смерть под пули, под снаряды – это значит ничего не испытывать, ничего не бояться? Нет, это значит и бояться, и испытывать, но подавить боязнь. 25. Вишнёвый сад мой.

Упражнение 2 . Выделите грамматические основы предложений. Поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым. Расставьте необходимые знаки препинания. Ключ.

1. Левая стена — синий лёд, правая — алый огонь. 2. Наблюдение за чужими глупостями — вечное бесплатное удовольствие. 3. Шанс вписаться между двумя «КамАЗами» — минимальный. 4. И его предложение, и моя ответная готовность — чистая фикция. 5. Ваше желание — наше исполнение. 6. Сегодня запечённая в фольге форель — великолепна! 7. Снежный барс — зверь не очень крупный, но дело не в размере. 8. Теперь само моё прикосновение — смерть. 9. А иконки на рабочем столе — прозрачные, едва заметные. 10. Я снова улыбаюсь, глядя на спешащего с подносом официанта. Я — дайвер. А дайверы не бывают бывшими. Я — живой. 11. Смерть из глубины — это смерть глубины.

12. Быть Почтеннейшим Начальником Малого Тайного Сыскного Войска в столице Соединенного Королевства — весьма хлопотное занятие. 13. Мое главное достоинство — это принадлежность к миру чудесного, а вовсе не способность с ним управляться… 14. Его окраины — малонаселенные равнины, плавно переходящие в бесконечные необитаемые пространства Пустых Земель. 15. Но самолично перетекать из одного озера бледного света в другое — это, скажу вам, нечто! 16. Утратить Искру — значит утратить способность защищаться от чего бы то ни было. 17. Дальнейшее долгожительство — вопрос личного могущества. 18. Ванная комната — особое место. 19. Выслушивать такую чушь изо дня в день — дорогого стоит! 20. А прежде сэр Кофа был генералом полиции Правого Берега. 21. Проснуться — это так здорово! 22. А наши кошки — самые правильные кошки во Вселенной! 23. Зато впечатляли их размеры: в длину мохнатые коротколапые существа были никак не меньше метра; высота в холке — сантиметров сорок. 24. Я — плохой теоретик, к сожалению, а вот вы – прекрасный. 25. Именно поэтому он больше чем смерть. Он — истина в последней инстанции, поскольку беспристрастен, как небеса…

Упражнение 3. Выделите грамматические основы предложений. Поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым. Ключ.

1. Живописный народ индийцы (Гончаров). 2. Офицер этот не чета вам (Федин). 3. Одиночество в творчестве – тяжёлая штука (Чехов). 4. Уссурийский тигр совсем не сказка (Мартынов). 5. Удивительное дело – сон (Тургенев). 6. Конечно, то большое искусство – ждать (Соболев). 7. Двадцать лет – хорошая вещь (Симонов). 8. Это очень несносно – переезжать (Гончаров). 9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов). 10. Это дом Зверкова (Чехов). 11. Без тебя я – звезда без света. Без тебя я – творец без мира (Брюсов). 12. Пробуждать на борьбу сердца – это лучший удел певца (Кондырев). 13. Дело писателя – противостоять страданию всеми силами, всем талантом. Дело художника – рождать радость (Паустовский). 14. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (Паустовский). 15. Знать природу своего края, его историю, быт – это значит укоренять в себе любовь к Родине (Никитин). 16. Поэзия не профессия, поэзия как любовь: если уж есть, так есть она, а нет – и не суесловь (Федоров). 17. Я – пастух, мои палаты – межи зыбистых полей (Есенин). 18. Грустная песня, ты – русская боль (Есенин). 19. Я последний поэт деревни (Есенин). 20. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый (Пушкин).

Помогите пожалуйста, вставьте там где нужно тире и подчеркните грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) Спасибо❤
1. Живописный народ индийцы (Гончаров). 2. Офицер этот не чета вам (Федин). 3. Одиночество в творчестве – тяжёлая штука (Чехов). 4. Уссурийский тигр совсем не сказка (Мартынов). 5. Удивительное дело – сон (Тургенев). 6. Конечно, то большое искусство – ждать (Соболев). 7. Двадцать лет – хорошая вещь (Симонов). 8. Это очень несносно – переезжать (Гончаров). 9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов). 10. Это дом Зверкова (Чехов). 11. Без тебя я – звезда без света. Без тебя я – творец без мира (Брюсов). 12. Пробуждать на борьбу сердца – это лучший удел певца (Кондырев). 13. Дело писателя – противостоять страданию всеми силами, всем талантом. Дело художника – рождать радость (Паустовский). 14. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (Паустовский). 15. Знать природу своего края, его историю, быт – это значит укоренять в себе любовь к Родине (Никитин). 16. Поэзия не профессия, поэзия как любовь: если уж есть, так есть она, а нет – и не суесловь (Федоров). 17. Я – пастух, мои палаты – межи зыбистых полей (Есенин). 18. Грустная песня, ты – русская боль (Есенин). 19. Я последний поэт деревни (Есенин). 20. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый (Пушкин).

1. u0416u0438u0432u043eu043fu0438u0441u043du044bu0439 u043du0430u0440u043eu0434 u0438u043du0434u0438u0439u0446u044b (u0413u043eu043du0447u0430u0440u043eu0432).

Читать еще:  Каким представляется вам лирический герой поэзии некрасова

[u0441u043au0430u0437u0443u0435u043cu043eu0435 u043fu0440u0435u0434u0448u0435u0441u0442u0432u0443u0435u0442 u043fu043eu0434u043bu0435u0436u0430u0449u0435u043cu0443]

2. u041eu0444u0438u0446u0435u0440 u044du0442u043eu0442 u043du0435 u0447u0435u0442u0430 u0432u0430u043c (u0424u0435u0434u0438u043d).

[u043fu0435u0440u0435u0434 u0441u043au0430u0437u0443u0435u043cu044bu043c u0435u0441u0442u044c u0447u0430u0441u0442u0438u0446u0430 u041du0415]

3. u041eu0434u0438u043du043eu0447u0435u0441u0442u0432u043e u0432 u0442u0432u043eu0440u0447u0435u0441u0442u0432u0435 u2013 u0442u044fu0436u0451u043bu0430u044f u0448u0442u0443u043au0430 (u0427u0435u0445u043eu0432).

[u043fu043eu0434u043bu0435u0436. |u0441u0443u0449|. — u0441u043au0430u0437u0443u0435u043cu043eu0435 |u0441u0443u0449.| ]

4. u0423u0441u0441u0443u0440u0438u0439u0441u043au0438u0439 u0442u0438u0433u0440 u0441u043eu0432u0441u0435u043c u043du0435 u0441u043au0430u0437u043au0430 (u041cu0430u0440u0442u044bu043du043eu0432).

[u043fu0435u0440u0435u0434 u0441u043au0430u0437u0443u0435u043cu044bu043c u0435u0441u0442u044c u0447u0430u0441u0442u0438u0446u0430 u041du0415]

5. u0423u0434u0438u0432u0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu0435 u0434u0435u043bu043e u2013 u0441u043eu043d (u0422u0443u0440u0433u0435u043du0435u0432).

[u0442u0438u0440u0435 u043fu043eu0434u0447u0435u0440u043au0438u0432u0430u0435u0442 u0438u043du0442u043eu043du0430u0446u0438u043eu043du043du043eu0435 u0434u0435u043bu0435u043du0438u0435]

6. u041au043eu043du0435u0447u043du043e, u0442u043e u0431u043eu043bu044cu0448u043eu0435 u0438u0441u043au0443u0441u0441u0442u0432u043e u2013 u0436u0434u0430u0442u044c (u0421u043eu0431u043eu043bu0435u0432).

[u043fu043eu0434u043bu0435u0436. |u0433u043bu0430u0433u043eu043b u0432 u043d.u0444.| — u0441u043au0430u0437u0443u0435u043cu043eu0435 |u0441u0443u0449.| ]

7. u0414u0432u0430u0434u0446u0430u0442u044c u043bu0435u0442 u2013 u0445u043eu0440u043eu0448u0430u044f u0432u0435u0449u044c (u0421u0438u043cu043eu043du043eu0432).

[u043fu043eu0434u043bu0435u0436. |u0447u0438u0441u043b.| — u0441u043au0430u0437u0443u0435u043cu043eu0435 |u0441u0443u0449.| ]

8. u042du0442u043e u043eu0447u0435u043du044c u043du0435u0441u043du043eu0441u043du043e u2013 u043fu0435u0440u0435u0435u0437u0436u0430u0442u044c (u0413u043eu043du0447u0430u0440u043eu0432).

[u043fu043eu0434u043bu0435u0436. |u0433u043bu0430u0433u043eu043b u0432 u043d.u0444.| — u0441u043au0430u0437u0443u0435u043cu043eu0435 |u043du0430u0440u0435u0447u0438u0435| ]

9. u042f u0447u0435u0441u0442u043du044bu0439 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a u0438 u043du0438u043au043eu0433u0434u0430 u043du0435 u0433u043eu0432u043eu0440u044e u043au043eu043cu043fu043bu0438u043cu0435u043du0442u043eu0432 (u0427u0435u0445u043eu0432).

[u043fu043eu0434u043bu0435u0436u0430u0449u0435u0435 u0432u044bu0440u0430u0436u0435u043du043e u043bu0438u0447u043du044bu043c u043cu0435u0441u0442u043eu0438u043cu0435u043du0438u0435u043c]

10. u042du0442u043e u0434u043eu043c u0417u0432u0435u0440u043au043eu0432u0430 (u0427u0435u0445u043eu0432).

[u043eu0442u0441u0443u0442u0441u0442u0432u0438u0435 u043fu0430u0443u0437u044b u043fu043eu0441u043bu0435 u043fu043eu0434u043bu0435u0436u0430u0449u0435u0433u043e]

11. u0411u0435u0437 u0442u0435u0431u044f u044f u2013 u0437u0432u0435u0437u0434u0430 u0431u0435u0437 u0441u0432u0435u0442u0430. u0411u0435u0437 u0442u0435u0431u044f u044f u2013 u0442u0432u043eu0440u0435u0446 u0431u0435u0437 u043cu0438u0440u0430 (u0411u0440u044eu0441u043eu0432).

[u0441u0442u0440u0443u043au0442u0443u0440u043du044bu0439 u043fu0430u0440u0430u043bu043bu0435u043bu0438u0437u043c u043fu0440u0435u0434u043bu043eu0436u0435u043du0438u0439]

12. u041fu0440u043eu0431u0443u0436u0434u0430u0442u044c u043du0430 u0431u043eu0440u044cu0431u0443 u0441u0435u0440u0434u0446u0430 u2013 u044du0442u043e u043bu0443u0447u0448u0438u0439 u0443u0434u0435u043b u043fu0435u0432u0446u0430 (u041au043eu043du0434u044bu0440u0435u0432).

[u043fu043eu0434u043bu0435u0436. |u0433u043bu0430u0433u043eu043b u0432 u043d.u0444.| — u0441u043au0430u0437u0443u0435u043cu043eu0435 |u0441u0443u0449.| ]

13. u0414u0435u043bu043e u043fu0438u0441u0430u0442u0435u043bu044f u2013 u043fu0440u043eu0442u0438u0432u043eu0441u0442u043eu044fu0442u044c u0441u0442u0440u0430u0434u0430u043du0438u044e u0432u0441u0435u043cu0438 u0441u0438u043bu0430u043cu0438, u0432u0441u0435u043c u0442u0430u043bu0430u043du0442u043eu043c. u0414u0435u043bu043e u0445u0443u0434u043eu0436u043du0438u043au0430 u2013 u0440u043eu0436u0434u0430u0442u044c u0440u0430u0434u043eu0441u0442u044c (u041fu0430u0443u0441u0442u043eu0432u0441u043au0438u0439).

[u043fu043eu0434u043bu0435u0436. |u0433u043bu0430u0433u043eu043b u0432 u043d.u0444.| — u0441u043au0430u0437u0443u0435u043cu043eu0435 |u0441u0443u0449.| ]

14. u041fu0435u0439u0437u0430u0436 u043du0435 u043fu0440u0438u0432u0435u0441u043au0430 u043a u043fu0440u043eu0437u0435 u0438 u043du0435 u0443u043au0440u0430u0448u0435u043du0438u0435 (u041fu0430u0443u0441u0442u043eu0432u0441u043au0438u0439).

[u043fu0435u0440u0435u0434 u0441u043au0430u0437u0443u0435u043cu044bu043c u0435u0441u0442u044c u0447u0430u0441u0442u0438u0446u0430 u041du0415]

15. u0417u043du0430u0442u044c u043fu0440u0438u0440u043eu0434u0443 u0441u0432u043eu0435u0433u043e u043au0440u0430u044f, u0435u0433u043e u0438u0441u0442u043eu0440u0438u044e, u0431u044bu0442 u2013 u044du0442u043e u0437u043du0430u0447u0438u0442 u0443u043au043eu0440u0435u043du044fu0442u044c u0432 u0441u0435u0431u0435 u043bu044eu0431u043eu0432u044c u043a u0420u043eu0434u0438u043du0435 (u041du0438u043au0438u0442u0438u043d).

[u0447u0430u0441u0442u0438u0446u0430 u042du0422u041e u043fu0435u0440u0435u0434 u0441u043au0430u0437u0443u0435u043cu044bu043c]

16. u041fu043eu044du0437u0438u044f u043du0435 u043fu0440u043eu0444u0435u0441u0441u0438u044f , u043fu043eu044du0437u0438u044f u043au0430u043a u043bu044eu0431u043eu0432u044c : u0435u0441u043bu0438 u0443u0436 u0435u0441u0442u044c , u0442u0430u043a u0435u0441u0442u044c u043eu043du0430 , u0430 u043du0435u0442 u2013 u0438 u043du0435 u0441u0443u0435u0441u043bu043eu0432u044c (u0424u0435u0434u043eu0440u043eu0432).

[u043fu0435u0440u0435u0434 u0441u043au0430u0437u0443u0435u043cu044bu043c u0435u0441u0442u044c u0447u0430u0441u0442u0438u0446u0430 u041du0415; u0441u043au0430u0437u0443u0435u043cu043eu0435 u043fu0440u0438u0441u043eu0435u0434u0438u043du044fu0435u0442u0441u044f u0441u043eu044eu0437u043eu043c u041au0410u041a; u0442u0438u0440u0435 u0432 u0431u0435u0441u0441u043eu044eu0437u043du043eu043c u0441u043bu043eu0436u043du043eu043c u043fu0440u0435u0434u043bu043eu0436u0435u043du0438u0438 u0441u043e u0437u043du0430u0447u0435u043du0438u0435u043c u0443u0441u043bu043eu0432u0438u044f (u0435u0441u043bu0438)]

17. u042f u2013 u043fu0430u0441u0442u0443u0445 , u043cu043eu0438 u043fu0430u043bu0430u0442u044b u2013 u043cu0435u0436u0438 u0437u044bu0431u0438u0441u0442u044bu0445 u043fu043eu043bu0435u0439 (u0415u0441u0435u043du0438u043d).

[u043du0435 u0441u043eu0431u043bu044eu0434u0435u043du0438u0435 u043fu0440u0430u0432u0438u043b u043eu0433u0440u0430u043du0438u0447u0435u043du0438u0439 u043fu043eu0441u0442u0430u043du043eu0432u043au0438 u0442u0438u0440u0435 u043cu0435u0436u0434u0443 u0433u043bu0430u0432u043du044bu043cu0438 u0447u043bu0435u043du0430u043cu0438 u043fu0440u0435u0434u043bu043eu0436u0435u043du0438u0439 u0432 u0430u0432u0442u043eu0440u0441u043au043eu0439 u0440u0435u0447u0438 (u042f |u043bu0438u0447u043du043eu0435 u043cu0435u0441u0442u043eu0438u043c. — u043fu043eu0434u043bu0435u0436u0430u0449u0435u0435); u043fu0430u043bu0430u0442u044b (u0441u0443u0449.) — u043cu0435u0436u0438 (u0441u0443u0449.) ]

18. u0413u0440u0443u0441u0442u043du0430u044f u043fu0435u0441u043du044f, u0442u044b u2013 u0440u0443u0441u0441u043au0430u044f u0431u043eu043bu044c (u0415u0441u0435u043du0438u043d).

[u043du0435 u0441u043eu0431u043bu044eu0434u0435u043du0438u0435 u043fu0440u0430u0432u0438u043b u043eu0433u0440u0430u043du0438u0447u0435u043du0438u0439 u043fu043eu0441u0442u0430u043du043eu0432u043au0438 u0442u0438u0440u0435 u043cu0435u0436u0434u0443 u0433u043bu0430u0432u043du044bu043cu0438 u0447u043bu0435u043du0430u043cu0438 u043fu0440u0435u0434u043bu043eu0436u0435u043du0438u0439 u0432 u0430u0432u0442u043eu0440u0441u043au043eu0439 u0440u0435u0447u0438 (u0422u044b |u043bu0438u0447u043du043eu0435 u043cu0435u0441u0442u043eu0438u043c. — u043fu043eu0434u043bu0435u0436u0430u0449u0435u0435) ]

19. u042f u043fu043eu0441u043bu0435u0434u043du0438u0439 u043fu043eu044du0442 u0434u0435u0440u0435u0432u043du0438 (u0415u0441u0435u043du0438u043d).

[u043fu043eu0434u043bu0435u0436u0430u0449u0435u0435 u0432u044bu0440u0430u0436u0435u043du043e u043bu0438u0447u043du044bu043c u043cu0435u0441u0442u043eu0438u043cu0435u043du0438u0435u043c]

20. u041fu043eu0433u043eu0434u0430 u043du0435u0441u043du043eu0441u043du0430u044f , u0434u043eu0440u043eu0433u0430 u0441u043au0432u0435u0440u043du0430u044f , u044fu043cu0449u0438u043a u0443u043fu0440u044fu043cu044bu0439 .

[u0441u043au0430u0437u0443u0435u043cu043eu0435 u0432u044bu0440u0430u0436u0435u043du043e u043fu0440u0438u043bu0430u0433u0430u0442u0435u043bu044cu043du044bu043c] «>]» data-test=»answer-box-list»>

Моя поэзия – судьба, а не профессия.

14.08.2017 10:25:46

Нина Васильевна Карташова

В ее облике красота и величие. Она Прекрасная Дама – и русская дворянка из рода Рюриковичей. На сегодняшний день самая известная из русских женщин – поэтов. Ей рукоплещут переполненные залы. Сборники ее стихов разлетаются за считанные часы. Творчество Нины Васильевны Карташевой знакомо каждому, кто знает и любит русскую культуру. А культура эта, «алмазный венец России», переживает сейчас далеко не лучшие времена.

В Международном фонде славянской письменности сегодня один из вечеров Нины Карташевой. Перед началом мы беседуем в одной из комнат белоснежного особняка, украшенного колоннами. Вокруг – старинное Замоскворечье: усадьбы, храмы, дома с лепниной, с зеркальными окнами. Колокольный звон. Будто бы ничего и не изменилось?

Нет, изменилось. Достаточно выйти на улицу, окунуться в суматоху вечерней столицы. Может быть, под этими строками поэтессы подписались бы многие из наших современников:

Иду по городу родному.
На всем чужие ярлыки,
Подобострастие к чужому,
Смешались речь и языки.

И русских лиц почти не видно,
Лишь небо русское одно.
Но даже небу нынче стыдно,
Внизу фонарь — вверху темно.

Как будто Родина не наша,
Как будто воины рабы.
Неупиваемая чаша
Судьбы без воли и борьбы.

Состояние культуры – это показатель здоровья общества. И кому лучше знать, чем живет и дышит русский народ, как не поэту?

Так что первый мой вопрос к собеседнице — по предмету, который касается дела ее жизни:

-Как Вы оцениваете общее состояние современной отечественной культуры?

— Я считаю, точнее – старцы считают, что культура – это производное от слова «культ». Мы русские, наш культ православный. Вот когда Россия вернется в лоно православия – тогда можно будет говорить, что такое ее культура. А сейчас то, что мы имеем, в основном наследие советской власти — мы уже растеряли. А новая субкультура – к сожалению, ее и культурой нельзя назвать. Если там и есть культ, то культ антиправославный.

-Хорошо. Вот, возьмем наше радиовещание. К нему я имею прямое отношение, потому что на «Радонеже» я веду прямые эфиры, и на «Народном радио» — много лет веду передачу «Чистый образ». Это две радиостанции, которые дают передачи, более-менее экологически чистые, так скажем. Ну, еще радио «Орфей» — там хоть классику можно услышать.

А включите другие радиостанции – это не то, что антикультура, это хуже. Это разрушение образа и подобия человеческого. И это культивируется.

— Правительство собирается дать нам какой-то новый Закон о культуре, что за Закон – не знаю, в интернет еще не заглядывала. Ну, дай Бог, чтобы они нам хоть как-то помогали.

— Вот, я – поэтесса. Член Союза писателей, лауреат каких-то там премий – номинальных, конечно. Премии – только звания, денег там, естественно, нет. Как мы живем? Мы на обочине русской культуры, русского общества. Книги издавайте сами, за свой счет. Распространяйте сами. Ну, хорошо, я готова за свой счет. Может быть, кто-то богат – тот может. Но богатство — не всегда знак качества, знак культуры, к сожалению. Наша власть о культуре не думает. У наших властей любимый поэт и исполнитель – Розенбаум. Я не имею в виду ничего плохого, он – бард, но это другой жанр. Но где жанр серьезный, где классика? Нет ее. Вот, 300 лет было Ломоносову. Великий ученый. Спустили на тормозах, на государственном уровне этот юбилей не праздновался. Две радиопередачи — композитор Дунаев написал великолепный хоровой цикл. И больше я не слышала, чтобы эту дату отмечали. Университет носит имя Ломоносова – но, к сожалению, и здесь праздника не получилось.

-Скажите, что самое главное для Вас в Вашей деятельности как поэта? Что Вы хотите сказать миру?

— Поэзия для меня – не профессия, это судьба моя. Я не могу сказать, что я тружусь, когда пишу стихи. Это мне нравится, я люблю поэзию. Мировую поэзию, русскую поэзию, нашу классику. Не могу сказать, что для меня это какое-то крестоношение. То, что я хочу сказать, для меня не труд, а только наслаждение.

— Я родилась в год, когда умер Сталин. Наша семья ссыльнопоселенцев проживала в Верхотурье. Меня воспитала бабушка-монашка.

— Я всегда была православная. То, что бабушка в меня вложила — родина, семья, вера – для меня главное. Эти три темы всегда присутствуют в моих стихах. Тот чистый образ, который задумал для нас Господь, мы должны хранить. И то подобие, которое нам задано, мы должны стремиться хоть немножечко исполнить. Вот об этом я и пишу.

-Кто были Ваши учителя в поэзии?

— Наши классики. Советская поэзия как-то прошла мимо, потому что бабушка ее не любила. А классики – начиная с Пушкина, и заканчивая Серебряным веком, Александром Блоком, Георгием Ивановым, Николаем Гумилевым – всегда присутствовали. Но непосредственно моим учителем в литературе был Станислав Иванович Куняев. И, конечно, Юрий Поликарпович Кузнецов, у которого я училась на семинарах в Литературном институте.

— Вы трудитесь на поэтической ниве почти сорок лет. У Вас есть награды? Какие?

-Орден святой Ольги IV степени. Еще — Святая равноапостольная Нина. А вот эту звезду мне пожаловала королева Елизавета.

-Расскажите, при каких обстоятельствах это было?

— Я королеву не видела, мне орден передали от ее имени. В моем роду с одной стороны были крестьяне, с другой – дворяне. Поэтому вот эта звезда с короной была вручена мне, как и всем Рюриковичам, оставшимся в России. Я – княжна Оболенская. Оболенская – Кейкуатова, по папе. Кейкуатовы всегда считали себя русскими, славянами. Они были выходцами из Тавриды.

-Какие шаги, по- Вашему, должно сделать русское общество, чтобы восстановить свой культурный статус в мире?

— Я считаю, по русской пословице: Каков поп – таков и приход. Рыба гниет с головы. Будет власть заботиться о культуре, поможет нам хоть немножко — тогда посмотрим. Вот я уже двадцать лет бесплатно, бескорыстно веду в Славянском фонде вечера русской культуры, русской поэзии. И те, кто у меня выступает – тот же солист Большого театра Семенов – они не получают денег. Они нам благодарны за любовь зрителей, за аплодисменты. И люди к нам идут, и они нам благодарны. Так если бы нам власть хоть немножечко материально помогла бы! Посмотрите, кто выступает в Кремлевском дворце съездов! Я бы не назвала их патриотами, не назвала бы русскими. Мне кажется, там нерусский дух. Если бы нам немножечко внимания – мы тверже стояли бы на ногах.

Читать еще:  Поэзия для мене це що

-Скажите, в современном обществе могут быть какие-то ценности, идеалы? Которые заинтересовали бы людей, за которыми бы они пошли? Что Вы видите здесь?

-Как можно без идеалов! Вот, смотрите, вся наша история: Александр Невский, Александр Васильевич Суворов, тот же Ломоносов, о котором мы говорили – разве это не идеалы? О них нужно рассказывать молодежи. Ведь молодежи плохой нет, народа плохого нет! Это все идет от развития. Если родители не воспитывают ребенка – он будет хамом, хулиганом, кем угодно. А если ему будут показаны вера, Родина, семья, если ему скажут: вот наш Александр Невский, вот наш Суворов – то, конечно, ребенок вырастет другим. Вот наши идеалы!

— Я когда представляла книжку «Слава России» — слышала голоса: «Да какая там слава? Мы сейчас на помойке» — так помойки всегда есть, в любом дворце. Есть трудные моменты истории. Но не отнять же у нас ни Невского, ни Серафима Саровского, ни Суворова, ни Чайковского – никого не отнять!

— Сейчас, к сожалению, деятели «культуры» плюют в эти святые имена. В того же Чайковского. Будто стараются, кто кого перещеголяет в очернительстве. Ну, не будем о грустном. Я рада, что нам удалось поговорить начистоту.

— Благодарю Вас, Нина Васильевна. Позвольте от лица всех читателей и почитателей Вашего таланта пожелать Вам дальнейших успехов на Вашем творческом поприще. Мы с Вами, мы Вас любим. Надеемся, что Вы и дальше будете нас радовать Вашими чудесными, духоносными стихами. Вы в этом смысле – первооткрыватель нового, державного стиля в поэзии, которого раньше не было. Ваши стихи должны дойти до массового читателя. Помощи Вам Божьей!

Разрывают Россию на части,

И заступника ей больше нет!

Где наш царь? Или вождь? Или пастырь?

Где наш русский великий поэт?

Извели, уничтожили лучших,

Остальные и сами поймут,

Сами внуков бояться научат,

Сами слово и совесть распнут.

Лезут вверх по смертям негодяи,

И запуганный пастырь молчит,

Вор на воре вором погоняет,

По колено в крови палачи.

Все по плану. Но в Промысле Божьем

Есть победа над смертью Христа,

Если только поверить мы сможем

Без царя, без вождя, без креста.

(Н. В. Карташева «Порфира и виссон», 2000г.)

Подготовила Марина ВАСИЛЬЕВА

Поэзия не профессия поэзия как любовь

Поэты делают жизнь возможной. Они берут на себя часть напряжения бытия. Одни из них способны лучше держать ток, и живут дольше, другие не так защищены, и быстро перегорают.

Мы давно привыкли к существованию поэтов в нашей жизни. Привыкли к тому, что открываем школьный учебник по литературе и привычно находим там Пушкина, Лермонтова, Блока, или не столь привычных Пастернака, Мандельштама. Миримся и даже, может быть, уважаем их существование.
Мы привычно считаем, что поэзия – это нечто прекрасное, возвышенное, а потому позволительное и полезное. Имя Пушкина, к примеру, как было давно замечено, звучит для русского уха так же привычно, как имя какого-нибудь соседа – ежедневно, по любому поводу и совершенно всуе, как в знаменитом романе Булгакова: «Никанор Иванович совершенно не знал произведений поэта Пушкина, но самого его знал прекрасно и ежедневно по нескольку раз произносил фразы вроде: «А за квартиру Пушкин платить будет?» Или «Лампочку на лестнице, стало быть, Пушкин вывинтил?»»

Пафос этой маленькой статьи в том, чтобы поставить вещи на свои места.

Поэзия не нейтральна. И поэты – это не соседи в домашних тапочках, и не странные бесполезные чудаки не от мира сего, которые от нечего делать рифмуют стишки и при этом считают, что занимаются чем-то важным.

Трудно найти более далекое от истины представление.

Поэзия – это передний край. Поэты сражаются за нас. Они закрывают нас собой от бесцельности и бессмысленности бытия. И от того, что они принимают на себя первый удар, трансформируют его в удобоваримую форму, понижают напряжение, остальная часть человечества может мирно заниматься своими «прозаическими» делами и спокойно спать. Это, возможно, похоже на метафору, но это не метафора.

Поэты, как правило, мало живут. Поэтов часто убивают. Поэты часто сходят с ума, спиваются или кончают самоубийством. Почему? Что происходит? Что это за «чудачество» с такими роковыми последствиями?

Настоящий поэт – это не тот, кто умеет писать стихи. Очень важно понять, что поэтами не становятся. Этому нельзя научить. Поэт – это человек, родившийся без кожи и с особым видением, он подвержен тем же жизненным влияниям, что и мы с вами, но ощущает их полнее, яснее, мучительнее, почти в полном свете истины. Например, все мы теоретически знаем, что умрем, однако, как правило, стараемся не думать об этом, утешаем себя отговорками: «Конечно, когда-нибудь я умру, но ведь еще не сейчас, еще есть время. », или «Да, конечно, тело умрет, но вот душа. », или «Буду делать что-нибудь хорошее, ходить в церковь по воскресеньям, и может быть, не умру. » А поэт не может «не думать» о смерти, потому что для него это не вопрос «думанья», он видит ее, ощущает ее как физический факт, воспринимает все остальное в свете этого факта, и ему нужно что-то с этим знанием делать. Это знание-ощущение часто в нем интуитивно, неосознанно, и оттого еще более болезненно.

А поэзия – это «инструмент понимания» поэта, и одновременно его молитва о спасении и его защита. В минуты ясности он видит своим особым чувством, какая тонкая грань отделяет жизнь от небытия, и видит, что жизнь, если она не устремлена к высшему исходу, если опутана низшими (или просто обыденными) интересами, не имеет никакого смысла, она просто бесцельно течет в пасть смерти, и в свете этого видения вещи, события, дела людей и собственные поступки предстают в своем подлинном виде, часто пугающем и неприглядном:

И с отвращением читая жизнь мою
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю,

— как сказал Пушкин, один из благороднейших бойцов на этом поле.

У этого состояния ясности есть степени, и у способности выразить это состояние тоже есть степени. Различие в степенях определяет величие и силу поэта, а индивидуальные качества делают творчество каждого из них уникальным. Кроме того, есть множество помех и отвлечений на этом пути. Поэт может соблазниться властью, благополучием, и перестать быть поэтом – на время или навсегда. Может не суметь уравновесить не всегда осознаваемое ощущение истины с переживанием тяжести и бессмысленности бытия, особенно социального – и тогда этот хрупкий механизм ломается: человек спивается, сходит с ума, накладывает на себя руки (случай Маяковского, Есенина, Цветаевой и многих других) или другими своими поступками накликает смерть. Так Лермонтов напросился на свою роковую дуэль.

А мы, простые читатели, получаем стихи. В стихах – отчасти – сказалась та истина, которую поэт угадал или ощутил. Отчасти – потому что духовное знание не переводимо в слова, даже в слова поэмы. Благодаря работе поэта, мы получаем это знание в безопасной форме. Оно нас не обожжет и не убьет, как обжигает и убивает поэта. На самых чувствительных из нас оно подействует возвышающе и, возможно, побудит к собственному поиску. Социальное предназначение поэта – трансформация истины в красивую и доступную человеческому восприятию форму – таким образом будет выполнено. В ком-то, в единицах, подлинные стихи могут произвести взрыв и сорвать с них их собственную кожу. Но для этого они, опять-таки, должны родиться с предрасположенностью к такому взрыву.

В поэзии есть нечто общее с духовным пробуждением. Основное различие между поэтом и святым, действительно живущим в поле истины, состоит в том, что святой знает, с чем имеет дело, и что и как нужно делать, чтобы удерживаться в истине, а поэт по большей части стихиен, он – полигон, на котором сталкиваются истина и этот мир, живущий, естественно, по законам Князя этого мира. В отличие от святого, поэт ничего не может с этим поделать. Он не может победить и не может подняться над схваткой, он может только пропускать все через себя, находить образы и описывать, что происходит.

Образ поэта, который складывается из сказанного выше, далек от образа чудака в домашних тапочках. Родиться поэтом – это великая драма, но и счастье, которому мало равных. Остальному человечеству в пору позавидовать, что они не могут принять на себя ту волну, которую встречает поэт, чтобы, говоря словами Гумилева «заглянуть в глаза чудовищ И погибнуть славной смертью, Страшной смертью скрипача».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector