4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поэзия пестования как средство народной педагогики

Пестушки, потешки, прибаутки как средства воспитания в народной педагогике.
учебно-методический материал на тему

Пестушки, потешки, прибаутки как средства воспитания в народной педагогике.

Скачать:

ВложениеРазмер
enopedagogika.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пестушки, потешки, прибаутки как средства воспитания в народной педагогике.

«Согласно правилам народной педагогики, отмечает исследователь детского фольклора М.Н. Мельников, – чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции». Наступает время пестушек. В словаре В. И. Даля сказано, что пестовать – значит «нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, растить, холить, ходить за ним». Поэтому пестушки представляют собой как бы свод приемов физического воспитания, разработанных русским народом и передаваемых из поколения к поколению. Они очень кратки, порой состоят из одного предложения.

Распеленав ребенка, пестуют, делая своего рода массаж:

А в ножках ходунюшки,

А в ручках хватунюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Малыша учат осознанному движению руками:

А Ванюшеньке – Большую, пребольшую.

Стимулируя жизненные функции организма, ребенка подбрасывают на коленях, приговаривают:

С орехами, с орехами!

С калачами, с калачами!

По кочкам, по кочкам

Так малыша готовят к неожиданным «падениям» на своих первых шагах.

Утешают ребенка при первых ушибах, воспитывая выносливость и терпение:

На березу в лес улети.

Уча ребенка плясать, топать и прыгать, для развития мышц, подвижной активности используют такую пестушку:

Большие ноги шли по дороге:

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Народная педагогика заложила в пестушки не только приемы физического, но и умственного воспитания: они стимулируют познание окружающего мира, пополняют запас слов, ускоряют их запоминание и осмысление. Поэтому поэзия пестушек вызывает у ребенка радость, улыбку, развивает память.

Потешки – песенки к первым играм и забавам с пальцами, ручками, ножками. Их воспитательное назначение – сначала потешить, развеселить, позабавить ребенка, а вслед за этим приготовить его к познанию окружающего мира в процессе игры, которая в период пестования является основной. Одна из самых популярных и любимых детьми потешек-игр, очень умная и полезная – в «ладушки». По ней малыш распознает доброту и строгость:

Где были? – У бабушки.

Поварешкой стук в лоб.

Конец потешки сопровождается легким шуточным щелчком в лоб, повторяется несколько раз и вызывает детское волнение, смех и восторг.

Игра в «сороку-ворону», кроме того, что призвана развивать мелкую моторику рук ребенка, несет простейший нравственный урок. Играя с ребенком, бабушка или мама учат его работать – игрушки за собой убирать, одежду на место класть. Так происходит постепенное приучение к труду. Мораль: получил больше тот, кто трудился – воду носил, дрова колол, а кто ничего не делал, тот ничего и не получил:

Этому дала – он воду носил.

Этому дала – он баньку топил,

Этому дала – он дрова колол,

Этому не дала – он воду не носил,

Баньку не топил.

А чтобы дать ребенку разрядку, развеселить его, идет в ход концовка:

А здесь ключики,

Стимулом во время кормления детей служит такая припевка:

Будешь выше нас.

Таких игр-потешек у русского народа существует много, и все они, постепенно усложняясь, несут новую информацию в сознание ребенка, ведут к познанию богатств родного языка, народной поэзии, становятся для него уроками трудового, нравственного и умственного воспитания.

Дети растут, и на смену потешкам приходят прибаутки – смешные короткие рассказы, чаще всего в стихотворной форме, или смешные рифмованные выражения, придающие речи юмористический оттенок. Прибаутками также потешают, развлекают детей, но от потешек их отличает то, что они не сопровождаются определенными игровыми действиями.

Потешки, подготовив ребенка к игре, дали ему необходимый запас слов, чтобы узнавать многие предметы и явления окружающего мира. Так заканчивается колыбельный период. Прибаутки же развивают богатое воображение детей, в них много фантастики, они схожи со сказкой, так как птицы, насекомые и звери наделены человеческими качествами, ворон играет на трубе, таракан колет дрова, кошка шьёт ширинку (полотенце), коза собирает орехи, утка играет на дудке и т.п.

Среди прибауток есть и короткие песенки, которые используют обычно как похвалу ребенку, возможность поставить его в пример:

Наша доченька в дому

Что оладушек в меду

Что оладушек в меду,

Сладко яблочко в саду.

Такие хвалебные песенки имеют большое воспитательное значение: они заставляют детей обратить на себя внимание и поступать таким образом, чтобы оправдать добрые слова. Осмысление прибауток расширяет мировоззрение ребенка до понимания социальных проблем, классовых отношений, элементарных философских категорий, что для него жизненно необходимо», – замечает В. А. Николаев.

Различают прибаутки-шутки, схожие с колыбельными песнями, в которых действуют насекомые, птицы, животные, выполняющие человеческие дела. Они ненавязчиво внушают ребенку мысль о необходимости трудиться членам всей семьи, чтобы жить в достатке:

Кошка в лукошке

Три сдобные лепешки.

А у нашего кота

Три погреба молока.

Прибаутки также учат строить диалогическую речь. Например:

Где ты была? – Коней стерегла,

– А где кони? – В лес ушли .

Наиболее же поучительны занимательные прибаутки-притчи, высмеивающие лодырей, глупых, нерасторопных, людей. К примеру: – Федул, а Федул,

Чего губы надул?

– А велика ли дыра?

– Один ворот остался!

Тем детям, что вечно торопятся, делают все кое-как, наспех, часто приговаривают:

– Вот колесо. Сел да поехал

– Ах, хорошо! Оглянулся назад

– Одни спицы лежат!

Резюмировав вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что потешки, пестушки и прибаутки могут служить не только средством развлечения малыша. Как подтверждают приведенные выше тексты, пестушки кроме этого помогают стимулировать физическое развитие, потешки – развить мелкую моторику. Прибаутки хорошо организованы, они легко запоминаются, так как сложены в рифму, содержат много повторов, интересных сравнений. Подобно другим жанрам детского творчества, пестушки, потешки и прибаутки выполняют важную педагогическую функцию: они несут обширную сумму знаний, помогают разобраться в окружающем мире, подготавливают ребенка к восприятию более сложных средств народного воспитания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием русского народного фольклора (песенки, пестушки, потешки) и здоровьесберегающих технологий. Тема: «Наша Маша маленька»

Приобщение детей раннего возраста к народной культуре через игровую деятельность.

Нравственное воспитание в народной педагогике

ФОЛЬКЛОР РУССКОГО НАРОДА: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.

В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.Детский фольклор ру.

Статья на тему:» Игра как средство воспитания в дошкольной педагогике»

Статья предназначена для воспитателей детского сада.

Проект «Устное народное творчество: потешки, прибаутки, колыбельные песни» во второй младшей группе

Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием русского народного фольклора (песенки, пестушки, потешки) и здоровьесберегающих технологий Тема: «Наша Маша маленькая»

Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием русского народного фольклора (песенки, пестушки, потешки) и здоровьесберегающих технологий Тема: «Наша Маша маленькая&ra.

Лучшие образцы фольклора: пестушки, потешки, прибаутки. Консультация для родителей

Лучшие образцы фольклора — небылицы, потешки, прибаутки, пестушки, помогают родителям сделать своё общение с ребёнком более насыщенным в эмоциональном и эстетическом плане. Чтение .

Материнский фольклор как средство развития ребенка

1.2. Материнский фольклор как средство развития ребенка

раннего возраста.

Детский фольклор — специфическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей.

Общий, родовой признак детского фольклора — соотнесение художественного текста с игрой.

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х гг. XIX в. в журнале «Учитель» появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психологии ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей. Первый сборник детских произведений — П. Бессонова «Детские песни» — был издан в 1868 г. и содержал 19 игр с песнями и 23 считалки. Затем вышли в свет сборники детского фольклора Е. А. Покровского и П. В. Шейна, составившие фундамент последующих теоретических работ.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка.

П роизведения детского фольклора , которые созданы взрослыми для детей и исполняются ими же (взрослыми) называются «материнский фольклор» или «материнская поэзия». У исследователей русского фольклора (С.И.Селиванова, В.Аникин) есть такое понятие, как «поэзия пестования» , которая представляет собой удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики. Основой для ее создания послужило практическое знание специфики детского возраста, которое накапливалось в народной культуре годами и столетиями, и было закреплено в многообразных приемах воспитания детей на разных этапах жизни.

Материнский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами — в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.

Материнский фольклор включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой».

С первых минут жизни ребенка взрослый, и это, в первую очередь, мать становится для ребенка проводником в этом новом для него мире и источником удовлетворения всех его жизненных потребностей. Общение с матерью, близкий эмоциональный контакт с нею является для ребенка жизненно-необходимым. Первые месяцы жизни ребенок внутренне сосредоточен, всё для него в этом мире необычно и тревожно. Воспринимая голос матери, еще не понимая содержания, малыш слышит в нем нежность, спокойствие и любовь обращенные к нему. Присутствие матери, ее голос позволяют младенцу почувствовать себя в безопасности. Даже в древности мать-пестунья понимала, что хороший продолжительный сон — залог здоровья и нормального роста ребенка, а общение с ним песней, напевной речью способствует поддержанию у него спокойного и жизнерадостного настроения.

Материнское поведение, во всем его многообразии проявлений, является базой, определяющей развитие здорового малыша. Общаясь с ребенком, мать бессознательно изменяет характеристики своего голоса. Она говорит очень выразительно, меняет интонацию, растягивает слова, иногда отдельные гласные в словах, удлиняет паузы, повторяет некоторые слова, повышает частоту голоса. Это, так называемый «язык нянь», который, по исследованиям психологов необходим ребенку для лучшего восприятия своей мамы. Малыш понимает, что нежный высокий голос обращен именно к нему. Ребенок улавливает ритмичность колыбельной или другой песенки, и эта ритмичность действует на него успокаивающе. Именно поэтому все колыбельные характеризуются ритмичностью и мерным тактом, несложной, повторяющейся мелодией.

Потешки и пестушки своим ритмом наоборот призваны вызвать у ребенка эмоциональный подъем. Они выступают как средство эмоционально- игрового контакта мамы и ребенка. Делая ребенку массаж, обучая ребенка движению руками и ногами, мать напевает ребенку, устанавливая определенный ритм движений («Ладушки-ладушки. »). Также ребенок в это время учится понимать названия совершаемых движений. Умывая малыша, мама напевает «Водичка, водичка. » сразу решая при этом несколько задач:

малыш отвлекается от, возможно, не очень приятных ему ощущений от попадающей в глаза воды;

ласковый голос мамы успокаивает его и делает процедуру умывания эмоционально-приятной;

ребенок запоминает названия частей своего тела (роток, зубки, глазки).

Специальные наблюдения ученых за поведением младенцев показали, что при взаимодействии с эмоционально-контактным взрослым ребенок в лепетной речи произносит больше звуков, напоминающих по звучанию звуки родной речи, а это уже подготовка речевого аппарата ребенка к овладению активной речью.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение произведений «материнской поэзии» оказывает разностороннее влияние на развитие ребенка раннего возраста. Если мама поет ребенку колыбельные, использует в общении с ним забавные стихотворения, у него раньше появляются «музыкальные сочетания», а значит, он раньше начинает гулить. А гуление — это звуковое выражение ребенком положительного эмоционального состояния. Также колыбельная помогает ребенку быстрее перейти от бодрствования ко сну, успокоиться. Позднее, когда ребенок начнет понимать значение слов колыбельной, она расскажет ему о предметах окружающего мира, с которыми он сталкивается в повседневной жизни и о тех, которых он не видел, материнский поэзия развитие ребенок.

Пестушки развлекают малыша, способствуют установлению контакта между взрослым и ребенком. Действия, которые взрослый выполняет, пестуя ребенка, стимулируют физическое развитие малыша, помогают ему научиться владеть своим телом. Пестушки, исполняемые мамой во время массажа малыша, позволяют сделать процесс более приятным и увлекательным для ребенка. «. В ямку бух!» подготавливает ребенка к будущим падениям и дает ему понять, что это совсем не страшно.

Позднее ребенок знакомится с потешками, исполнение которых уже требует его непосредственного участия. Например, после того, как малыш неоднократно слышал потешку «Гуси, гуси», мама может побуждать ребенка самостоятельно произносить «га-га-га» и «да-да-да», что является прекрасной тренировкой его речевого аппарата. С помощью потешек ребенок усваивает первичный запас слов, без которого невозможно познание мира.

Первые сказки, с которыми знакомится ребенок, имеют несложный сюжет и, так называемую, кумулятивную структуру. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Томпсон, С., Болте, Й. и Поливка, И., Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок. Кумулятивную (цепевидную) композицию различают:

С бесконечным повторением:

Докучные сказки типа «Про белого бычка».

Единица текста включается в другой текст («У попа была собака»).

С конечным повторением:

«Репка» — нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся.

«Петушок подавился» — происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.

— «За скалочку уточку» — предыдущая единица текста отрицается в следующем эпизоде.

Первая сказка рассказывает малышу о мире, которого он не может видеть в своей повседневной жизни, о диких животных, о явлениях, которых он не имеет возможности наблюдать. Позднее ребенок познакомится с более сложными и длинными сказками. Сказка сопровождает ребенка на протяжении всего детства, всё более усложняясь.

Таким образом, произведения материнской поэзии являются единственным реальным путем проникновения ребенка в скрытый от непосредственного наблюдения и недоступный для практических действий мир. В материнской поэзии, или поэзии пестования, закреплены многообразные приемы и методы воздействия на ребенка. Формы материнской поэзии, являясь высокохудожественными произведениями, из века в век учат, совершенствуют разум, воспитывают физически и нравственно, доставляют детям истинно эстетическое наслаждение.

Пестование младенцев. Забытые традиции.

Приветствуя вас, мои дорогие читатели, и радуясь новой встрече с вами, предлагаю поговорить о пестовании младенцев, о его огромном значении для развития малышей и выстраивания отношений между родителями и детьми.

Что такое пестование

Пестование — это особое взаимодействие с малышом с первых дней его жизни, во время которого, не важно, общение это, игра, массаж, гимнастика, купание или кормление, взрослые общаются с ребенком с помощью незатейливых по содержанию и простых по форме фольклорных стихотворных приговоров, напевов — потешек, пестушек.

К сожалению, сегодня о них мало кто вспоминает. Мы теряем культуру пестования, забывая отточенный веками и проверенный многими поколениями опыт развития младенца, отказываясь от него в пользу современных развивающих игрушек.

Конечно, прогресс не остановить, да и не надо! Пусть у ваших детей будут самые современные игрушки!

Но, знакомясь с уникальными традициями и обычаями наших предков в части пестования малышей, могу смело сказать, что ничего лучшего, чем пестование с опорой на «материнскую поэзию», «поэзию пестования», для ваших деток пока не придумано. Доставляя младенцу истинное эстетическое наслаждение, закладывая основы его характера, формируя мышление и отношение к жизни, пестование сопутствует социализации малыша.

Педагогика пестования очень гуманна: присутствие рядом мамы, близких людей, способных защитить, уберечь, не дать обидеть, действует на ребенка успокоительно.

Сопровождая действия младенца с первых дней жизни короткими напевами, наполненными любовью, добром, нежностью, вы

  • создаете особенный эмоциональный настрой в общении с малышом;
  • в период бодрствования удерживаете его от слез и капризов;
  • не только играете с крохой, но и проводите лечебные процедуры с использованием акупунктуры.
  • настраиваете организм ребёнка на здоровый лад;
  • развиваете его и побуждаете к действию;
  • стимулируете моторные рефлексы, делая массаж и гимнастику;
  • «программируете» счастливое будущее малыша, настраивая себя на то, что его жизнь сложится удачно.

Предлагаю вам посмотреть фильмы ниже, которые раскроют вам таинства пестования:

Потешки и пестушки

Пришедшие из глубины веков, потешки и пестушки призваны забавлять младенца веселыми ритмичными движениями, незатейливой мелодией, рифмованной строчкой с его именем.

Пестушки — это песенки, которыми сопровождается уход за ребенком. Отличаются от потешек тем, что в них нет активных действий самого ребенка — мать сама играет его ручками и ножками, делая движения за него. Проговаривая или напевая пестушки, она поглаживает малыша, покачивает его, делает массаж, тем самым давая младенцу возможность ощутить новые тактильные ощущения.

Потешки — это игры с детками в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, которые уже сами могут делать игровые движения пальчиками, ладошками, ручками, ножками.

  • способствуют установлению контакта с родителями и доверительному общению с ними;
  • учат подражать взрослым;
  • развивают музыкальный и фонематический слух, речь, память, воображение, координацию, мелкую моторику и эмоциональную сферу малютки;
  • стимулируют двигательную активность;
  • упражняют органы артикуляции; формируют речевые навыки;
  • способствуют пониманию интонации; запоминанию простых речевых конструкций;
  • прививают навыки гигиены, порядка в игровой форме;
  • развеселят, развлекут и позабавят малыша;
  • познакомят с красотой родного языка;
  • имеют отвлекающий от боли, лечебный эффект;
  • укрепляют здоровье малыша, синхронизируя его биоритмы с биоритмами членов семьи и самой природы.

Хочу обратить ваше внимание, что потешки и пестушки в сочетании с гимнастикой и массажем, являются не только развлечением для малыша, но и способствуют профилактике многих заболеваний!

Продолжая тему, настоятельно рекомендую познакомиться с прекрасной книгой О.Ю.Ботяковой «Мамин массаж с потешками». Из нее вы узнаете множество популярных упражнений и приемов массажа, выполняемых в сопровождении потешек и пестушек.

О пестовальной гимнастике и игровом массаже

В последние месяцы внутриутробного развития ребенок ощущает себя эллипсом или шаром, его движения ограничены стенками матки, дающей плоду понимание собственных границ и опору.

После рождения малыш теряет привычное состояние своего положения в пространстве, новые ощущения пугают его. Тело ребенка испытывает дискомфорт. Негативные телесные воспоминания в будущем могут привести как к психологическим, так и психосоматическим проблемам.

Чтобы этого не произошло, воспользуйтесь пестовальной гимнастикой, которая поможет малышу:

  • принять и осознать свое тело, его границы;
  • познакомиться с частями тела, понять их взаимосвязь;
  • научиться быстрее координировать свои движения, в том числе движения кистей рук, формируя предпосылки для развития мелкой моторики;
  • установить положительный телесно-эмоциональный контакт с матерью, который ему понятен и крайне необходим.

Пестовальная гимнастика проводится близкими ребенку людьми с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития малыша. Ее задача — не форсирование развития крохи, а четкое следование ему. Так, с малышом можно начинать играть в «Ладушки» лишь с того момента, когда он сам сядет и начнет проявлять первые намеки на желание играть ладошками. Продвигаясь вперед, ориентируйтесь на физическую готовность малютки к новым задачам.

Пестовальную гимнастику можно условно разделить на несколько этапов:

От рождения и до сорока дней

Родившийся ребенок не понимает границ своего тела, не знает, что у него есть лицо. С прикладывания к груди начинается его знакомство с телом: сначала он узнает, что у него есть ротик, а потом, с вашей помощью, знакомится с ушками, щечками, глазками.

От сорока дней до трех месяцев

С этого времени, продолжая заниматься пестовальной гимнастикой, вы помогаете малышу осознать, что у него есть еще и ручки, которыми можно управлять.

Многократно повторяя названия частей тела малютки и нежно к ним прикасаясь, мама дает младенцу первые «уроки анатомии». Начиная понимать, как называются и где находятся глазки, ушки, пальчики, ручки, ножки и т.д., ребенок сознает наличие своего тела и его устройство, что помогает ему утвердиться в мысли: «Я существую!»

От трех и до восьми месяцев

В этом возрасте малютка, исследуя свое тело, приходит к осознанию, что у него есть еще и ушки, голова, животик, ноги. Ощупывая свои ножки, он захватывает их и начинает сосать большие пальцы ног.

Для развития мышц ног предлагаю познакомиться с упражнением из книги О.Ю.Ботяковой «Мамин массаж с потешками», которую я рекомендовала вам выше:

От восьми и до двенадцати месяцев

Благодаря вам ребенок уже познакомился со всеми частями своего тела. Но работать еще есть над чем.

Хотите, чтобы у ребенка не было проблем с укачиванием в транспорте или, к примеру, головокружением при физических упражнениях, обязательно развивайте его вестибулярный аппарат. Приговаривая или напевая потешки:

  • плавно покачивайте ребенка, находящегося у вас на руках в горизонтальном или вертикальном положении, слева-направо, сверху-вниз;
  • покачайте малыша, лежащего на спинке или животике на большом надувном мяче; посадите его к себе на колени и попрыгайте вместе с ним, сидя на фитболе;
  • попробуйте с ним потанцевать, покружиться по часовой стрелке и в обратном направлении.

Еще немного упражнений: На мой взгляд, пренебрегать пестовальной гимнастикой очень неразумно, особенно, если ребенку по состоянию здоровья рекомендован курс профессионального массажа. Гимнастика поможет не только снизить стрессовое состояние малютки во время процедуры, но и усилит ее эффект.

Хотите, чтобы старшие дети с удовольствием ухаживали за новорожденными братьями и сестрами, любили их, а в будущем стали хорошими родителями, посмотрите фильм об обучении дошкольников комплексу пестования младенцев:

Научно доказано, что выпестованный ребёнок физически, психологически, эмоционально и интеллектуально более развит и здоров, чем дети, которых (следуя новейшим методикам) родители оставляют играть одних в кроватке, которым не поют колыбельных, не «агукают», а заменяют любовь и ласку игрушками, радионянями.

Быть мудрыми родителями сложно, но очень нужно! Дарите вашему малышу радость общения, любовь и ласку с первых дней жизни! Пестуйте его! И тогда он обязательно вырастет благополучным и счастливым!

Пусть у вас все будет хорошо!

Пестушки, потешки, прибаутки как средства детского фольклора в педагогической деятельности воспитателя

Наталья Янгулова
Пестушки, потешки, прибаутки как средства детского фольклора в педагогической деятельности воспитателя

«Согласно правилам народной педагогики, отмечает исследователь детского фольклора М. Н. Мельников, – чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции». Наступает время пестушек. В словаре В. И. Даля сказано, что пестовать – значит «нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, растить, холить, ходить за ним». Поэтому пестушки представляют собой как бы свод приемов физического воспитания, разработанных русским народом и передаваемых из поколения к поколению. Они очень кратки, порой состоят из одного предложения.

Распеленав ребенка, пестуют,делая своего рода массаж:

А в ножках ходунюшки,

А в ручках хватунюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Малыша учат осознанному движению руками:

А Ванюшеньке – Большую, пребольшую.

Стимулируя жизненные функции организма, ребенка подбрасывают на коленях,приговаривают:

С орехами, с орехами!

С калачами, с калачами!

По кочкам, по кочкам

Так малыша готовят к неожиданным «падениям» на своих первых шагах.

Утешают ребенка при первых ушибах, воспитываявыносливость и терпение:

На березу в лес улети.

Уча ребенка плясать, топать и прыгать, для развития мышц, подвижной активности используют такую пестушку:

Большие ноги шли по дороге:

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Народная педагогика заложила в пестушки не только приемы физического, но и умственного воспитания: они стимулируют познание окружающего мира, пополняют запас слов, ускоряют их запоминание и осмысление. Поэтому поэзия пестушек вызывает у ребенка радость, улыбку, развивает память.

Потешки – песенки к первым играм и забавам с пальцами, ручками, ножками. Их воспитательное назначение – сначала потешить, развеселить, позабавить ребенка, а вслед за этим приготовить его к познанию окружающего мира в процессе игры, которая в период пестования является основной. Одна из самых популярных и любимых детьми потешек-игр, очень умная и полезная – в «ладушки».По ней малыш распознает доброту и строгость:

Где были? – У бабушки.

Поварешкой стук в лоб.

Конец потешки сопровождается легким шуточным щелчком в лоб, повторяется несколько раз и вызывает детское волнение, смех и восторг.

Игра в «сороку-ворону», кроме того, что призвана развивать мелкую моторику рук ребенка, несет простейший нравственный урок. Играя с ребенком, бабушка или мама учат его работать – игрушки за собой убирать, одежду на место класть. Так происходит постепенное приучение к труду.Мораль: получил больше тот, кто трудился – воду носил, дрова колол, а кто ничего не делал,тот ничего и не получил:

Этому дала – он воду носил.

Этому дала – он баньку топил,

Этому дала – он дрова колол,

Этому не дала – он воду не носил,

Баньку не топил.

А чтобы дать ребенку разрядку, развеселить его,идет в ход концовка:

А здесь ключики,

Стимулом во время кормления детей служит такая припевка:

Будешь выше нас.

Таких игр-потешек у русского народа существует много, и все они, постепенно усложняясь, несут новую информацию в сознание ребенка, ведут к познанию богатств родного языка, народной поэзии, становятся для него уроками трудового, нравственного и умственного воспитания.

Дети растут, и на смену потешкам приходят прибаутки – смешные короткие рассказы, чаще всего в стихотворной форме, или смешные рифмованные выражения, придающие речи юмористический оттенок. Прибаутками также потешают, развлекают детей, но от потешек их отличает то, что они не сопровождаются определенными игровыми действиями.

Потешки, подготовив ребенка к игре, дали ему необходимый запас слов, чтобы узнавать многие предметы и явления окружающего мира. Так заканчивается колыбельный период. Прибаутки же развивают богатое воображение детей, в них много фантастики, они схожи со сказкой, так как птицы, насекомые и звери наделены человеческими качествами, ворон играет на трубе, таракан колет дрова, кошка шьёт ширинку (полотенце, коза собирает орехи, утка играет на дудке и т. п.

Среди прибауток есть и короткие песенки, которые используют обычно как похвалу ребенку,возможность поставить его в пример:

Наша доченька в дому

Что оладушек в меду

Что оладушек в меду,

Сладко яблочко в саду.

Такие хвалебные песенки имеют большое воспитательное значение: они заставляют детей обратить на себя внимание и поступать таким образом, чтобы оправдать добрые слова. Осмысление прибауток расширяет мировоззрение ребенка до понимания социальных проблем, классовых отношений, элементарных философских категорий, что для него жизненно необходимо», – замечает В. А. Николаев.

Различают прибаутки-шутки, схожие с колыбельными песнями, в которых действуют насекомые, птицы, животные, выполняющие человеческие дела. Они ненавязчиво внушают ребенку мысль о необходимости трудиться членам всей семьи,чтобы жить в достатке:

Кошка в лукошке

Три сдобные лепешки.

А у нашего кота

Три погреба молока.

Прибаутки также учат строить диалогическую речь.Например:

Где ты была? – Коней стерегла,

– А где кони? – В лес ушли.

Наиболее же поучительны занимательные прибаутки-притчи, высмеивающие лодырей, глупых, нерасторопных, людей.К примеру: – Федул, а Федул,

Чего губы надул?

– А велика ли дыра?

– Один ворот остался!

Тем детям, что вечно торопятся, делают все кое-как, наспех,часто приговаривают:

– Вот колесо. Сел да поехал

– Ах, хорошо! Оглянулся назад

– Одни спицы лежат!

Резюмировав вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что потешки, пестушки и прибаутки могут служить не только средством развлечения малыша. Как подтверждают приведенные выше тексты, пестушки кроме этого помогают стимулировать физическое развитие, потешки – развить мелкую моторику. Прибаутки хорошо организованы, они легко запоминаются, так как сложены в рифму, содержат много повторов, интересных сравнений. Подобно другим жанрам детского творчества, пестушки, потешки и прибаутки выполняют важную педагогическую функцию: они несут обширную сумму знаний, помогают разобраться в окружающем мире, подготавливают ребенка к восприятию более сложных средств народного воспитания.

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Фотоотчет занятия с элементами фольклора «Мы потешки распеваем и немного поиграем» в группе среднего дошкольного возраста Цель: Приобщение детей к устному народному творчеству и к традициям русского народа, через чтение потешек. Задачи: Образовательные: 1. Обогащать.

Информационная справка о методической и педагогической деятельности воспитателя 1. Прохождение курсов повышения квалификации: Наименование учреждения: Рязанский областной институт развития образования Название образовательной.

Консультация для педагогов «Использование интерактивного оборудования в педагогической деятельности воспитателя ДОУ» Добрый день, уважаемые коллеги! Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только.

Консультация для родителей «Использование интерактивного оборудования в педагогической деятельности воспитателя ДОУ» Видео Добрый день, уважаемые родители!Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом и средством.

Отчет о самообследовании педагогической деятельности воспитателя I категории На своём опыте поняла всю сложность нынешней аттестации, главное следовать пунктам и ограничениям! Поэтому решила опубликовать свои наработки,.

Отчет о самообследовании педагогической деятельности воспитателя I категории (окончание) Раздел 4 Результаты профессиональной деятельности. 4.1. В соответ-ствии с планом ВШК мною ежегодно проводится классно – обобщающий кон-троль,.

Отчет о самообследовании педагогической деятельности воспитателя I категории (продолжение) Раздел 3 Профессиональная деятельность. 3.1. Пятый год воспитанники школы занимаются по моей программе факультатива «Ищу работу», направленной.

Ознакомление с понятием «семья» на основе прибаутки «Из-за леса, из-за гор». (Конспект совместной деятельности) Задачи• Создать социальную ситуацию развития детей в процессе ознакомления с понятиями «Семья и родственные отношения» на примере героев.

Поэзия пестования (материнская поэзия)

В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и пес­ни, созданные для самых маленьких

«Поэзия пестования» связана с воспитанием маленьких детей, с заботой и уходом за ними.

Колыбельные песни(от слова «байки» — «баять, говорить, шептать, заговаривать») – произведения устного народного творчества, песни, помогающие укачать, усыпить ребёнка.

В центре всей «материнской поэзии» — дитя. Им любуются, его холят и лелеют, украшают и забавляют. По существу, это эстетический объект поэзии. В самые первые впечатления ре­бенка народная педагогика закладывает ощущение ценности собст­венной личности. Малыша окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие.

Нежные, монотонные песни необходимы для перехода ребенка из бодрствования в сон. Из такого опыта и родилась колыбельная песня. Здесь сказались врожденное материнское чувство и орга­нически присущая народной педагогике чуткость к особенностям возраста. В колыбельных отражается в смягченной, игровой форме все, чем живет обычно мать, — ее радости и заботы, ее думы о мла­денце, мечты о его будущем. В свои песни для младенца мать вклю­чает то, что понятно и приятно ему. Это «серенький коток», «крас­ная рубашечка», «кусок пирога да стакан молока», «журавлик». Слов-понятий в колыбельной обычно немного — лишь те, без ко­торых первичное познание окружающего мира невозможно. Сло­ва эти дают и первые навыки родной речи.

Ритм и мелодия песни были, очевидно, рождены ритмикой ка­чания колыбели. Вот мать поет над колыбелью:

От всякого глазу,

От всякого плачу,

От всех скорбей,

От всех напастей:

Сколько в этой песне любви и горячего стремления охранить свое дитя! Простые и поэтичные слова, ритм, интонация — все на­правлено на почти магическое заклинание. Нередко колыбельная и была своего рода заклинанием, заговором против злых сил. Слышатся в этой колыбельной отзвуки и древних мифов, и хри­стианской веры в Ангела-хранителя. Но самым главным в колы­бельной песне на все времена остается поэтически выраженная забота и любовь матери, ее желание оберечь ребенка и подгото­вить к жизни и труду.

Частый персонаж в колыбельной песне — кот. Он упоминается наряду с фантастическими персонажами — Сном и Дрёмой. Неко­торые исследователи полагают, что упоминания о нем навеяны древней магией. Но дело еще и в том, что кот много спит, — вот он-то и должен принести младенцу сон.

Нередко упоминаются в колыбельных, а также в иных детских фольклорных жанрах и другие животные и птицы. Говорят и чув­ствуют они, как люди. Наделение животного человеческими качествами называется антропоморфизмом. Антропоморфизм — отра­жение древнейших языческих верований, согласно которым жи­вотные наделялись душой и разумом и потому могли вступать в осмысленные отношения с человеком.

Народная педагогика включала в колыбельную не только доб­рых помощников, но и злых, страшноватых, не очень иногда даже и понятных (например, зловещего Буку). Всех их нужно было за­дабривать, заклинать, «отводить», чтобы не причиняли они вреда маленькому, а может быть, даже и помогали ему.

Знаток фольклора В.П.Аникин оценивал ее роль очень высоко: «Колыбельная песня — своего рода прелюдия к музыкальной симфонии детства. Пением песен приучают ухо младенца различать тональность слов, интонационный строй родной речи, а подрастаю­щий ребенок, уже научившийся понимать смысл некоторых слов, ов­ладевает и некоторыми элементами содержания этих песен».

Баю-баю-баю-бай,

Спи, мой милый, засыпай.

Пестушки («пестовать» — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, носить на руках, воспитывать») –короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Пестушки (от слова «пестовать» — воспитывать) связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Мать, рас­пеленав его или освободив от одежды, поглаживает тельце, разги­бает ручки и ножки, приговаривая, например:

Потягушки-потягунушки,

Поперёк-толстунушки,

А в ножки — ходунушки,

А в ручки — хватунушки,

А в роток — говорок,

А в голову — разумок.

Таким образом, пестушки сопровождают физические процеду­ры, необходимые ребенку. Их содержание и связано с определен­ными физическими действиями. Набор поэтических средств в пестушках также определен их функциональностью. Пестушки лако­ничны. «Сова летит, сова летит», — говорят, например, когда ма­шут кистями рук ребенка. «Птички полетели, на головку сели», -ручки ребенка взлетают на головку. И так далее. Не всегда в пестушках есть рифма, а если есть, то чаще всего парная. Организа­ция текста пестушек как поэтического произведения достигается и многократным повторением одного и того же слова: «Гуси лете­ли, лебеди летели. Гуси летели, лебеди летели. »

Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Потешки –песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами,ручками, ножками.

Сорока-белобока кашу варила, деток кормила…

Потешки— более разработанная игровая форма, чем пестушки. Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность:

Вышла кошка за кота!

Попросил он молока!

Кошка-то и не дала!

Иногда потешки только развлекают (как приведенная выше), а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире. К тому времени, когда ребенок сможет воспринимать смысл, а не только ритмику и музыкальный лад, они принесут ему первые сведения о множественности предметов, о счете. Маленький слушатель по­степенно сам извлекает такие знания из игровой песенки. Иными словами, она предполагает известное умственное напряжение. Так в его сознании начинаются мыслительные процессы.

Кашку-то на стол,

А гостей на двор.

А пятому не досталось ничего.

Шу, шу! Улетела, на головку села.

Воспринимая через такую потешку первоначальный счет, ре­бенок озадачивается еще и тем, почему же пятому не досталось ничего. Может, потому, что молоко не пьет? Вот ведь и коза бодает за это — в другой потешке:

Кто соску не сосет,

Молочко кто не пьет,

Того — бу-у! — забоду!

Назидательный смысл потешки подчеркивается обычно интонацией, жестикуляцией. В них вовлекается и ребенок. Дети того возраста, которым предназначаются потешки, сами еще не могут выразить в речи все то, что они чувствуют и воспринимают, поэтому они стремятся к звукоподражанию, к повторам слов взрослого, к жесту. Благодаря этому воспитательный и познавательный потенциал потешек оказывается весьма значительным. К тому же в сознании ребенка происходит движение не только к овладению прямым смыслом слова, но и к восприятию художественного оформления.

Прибаутки –песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.

Читать еще:  Поэзия ахматовой как лирический дневник
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector