Поэзия пушкина неисчерпаемый источник который как в сказке
Сочинение на тему: Что мне дорого в лирике А. С. Пушкина
_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Что мне дорого в лирике А. С. Пушкина
Что мне дорого в лирике А. С. Пушкина Пушкин для меня не застывший эталон, не догма, это и жизнь, и слезы, и любовь — целый мир, богатства которого неисчерпаемы.
С. Гейченко
Еще и еще раз обращаюсь к творчеству Пушкина, перечитываю незабываемые стихи великого поэта. Художественный мир Пушкина, часто непостижимый по объемности, при видимой структурной простоте сродни естественному миру природы. Все здесь взаимосвязано и соразмерно: одинаково гармонично соседствуют друг с другом сходные и контрастные оттенки чувств, страстей, мыслей, ситуаций, подобно тому, как в одном и том же пейзаже органично сочетаются сходные и контрастные оттенки цвета. Считаю, что тот, кто лишен ощущения пушкинского мира, столь ущербен духовно, как и тот, кто почему-либо лишен чувства родной природы. Поэт учит чувствовать запах и вкус поэзии природы, поэзии родного русского народа: «Там русский дух…. там Русью пахнет».
Добрый и умный, Пушкин напоминает о великих богатствах русской души, о ее свободолюбии, благородстве, о мужественной борьбе за счастье, мир и справедливость. Все это находишь в пушкинских стихах, если задумываешься над тем, какие мысли и чувства владели поэтом, когда он создавал свои произведения. Пушкин писал только о том, что его волновало, на что он не мог не откликнуться своей чуткой и всеобъемлющей душой.
Его поэзия вся звенит от слов «друг», «брат», «товарищ», «дружба», «дружество». Она обращена к друзьям, дружба переполняет ее. Вот пылкое обращение: «о други», «мой первый друг, мой друг бесценный», «лицейской жизни милый брат», «товарищ милый, друг прямой». Главная забота Пушкина — верная и даже вечная дружба:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен….
Поэт горд тем, что «дружбе плел венок». Сам он признается: «Счастье моих друзей мне было сладким утешеньем». Для Пушкина измена дружбе— преступление.
В вольнолюбивом стихотворении «Деревня», запрещенном при жизни поэта, читаю:
Друг человечества печально замечает
Везде невежества губительный позор.
Друг человечества, ненавидящий рабство, мечтающий «о временах грядущих, когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся», — таков Пушкин. Поэт словно задался целью подружить все на свете: труд у него стал «другом Авроры златой», калмык— «другом степей», лучина в крестьянской избе — «зимних друг ночей», «вскормленный в неволе орел молодой» — верный товарищ узника, а морской прибой звучит «как друга ропот заунывный». «Прощайте, друзья! » —сказал умирающий Пушкин книгам в своем кабинете. Поэт мечтал о том, что его собственные строки— его друзья —в отдаленном будущем напомнят о нем, о Пушкине, «как верный друг, напомнит хоть единый звук».
И вот уже более 200 лет напоминают его стихи о великом и мудром друге всех — Пушкине. Первый наш поэт был образованнейшим человеком своего времени. Познания его в области истории, философии, политической экономии, литературы разных стран и веков не перестают удивлять нас и сегодня. Его произведения впитывают в себя всю эту информацию, выражая ее неназойливо, с большим чувством меры и изяществом.
Любое произведение поэта —это шедевр. Вот передо мной стихотворение «К морю» (1824 г). «Прощай, свободная стихия…. » Свобода прежде всего привлекает поэта. В выражении «свободная стихия» понятие свободы еще усилено тем, что эпитет «свободная» отнесен к слову «стихия», которое в себе самом уже несет содержание ничем не связанной, свободной силы. Образ моря рисуется как образ какого-то живого богатыря, и не случайно эпитет «неодолимый» поставлен в мужском роде. Здесь и красота моря, и его мощь. Поэт любит и его «тишину в вечерний час и своенравные порывы», говорит о «торжественной красе» моря. С любовью обещает помнить его
…. скалы …. заливы
И блеск, и тень, и говор волн.
Такое море — только у Пушкина. И разве это не вызывает восхищения? В поэзии Пушкина множество картин природы, и все они восхитительны, все они прекрасны, все они волнуют Душу.
А сколько прекрасных слов о любви написано поэтом! Вот незабвенное стихотворение «К ***» («Я помню чудное мгновенье»)- Это шедевр мировой любовной лирики. В нем в высокой степени поэтично и искренне выражена любовь. Это чувство полно высокой красоты, гуманности, благородства.
Волнует в поэзии Пушкина и его постоянная забота о том, что нужно жить так, чтобы потомкам было что вспомнить.
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
Надо думать не только о себе, утверждает поэт, но и о других, об идущих на смену. Надо, как говорят, «оставить по себе хорошую память». Эта мысль звучит в стихотворении «Вновь я посетил» (1835 г. ).
Близки к этим мыслям и стихи из элегии «Брожу ли я вдоль улиц шумных»:
…. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды — И чей-нибудь уж близок час… И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть….
Автор подводит к мысли о необходимости доброй, действенной связи между поколениями, о том, чтобы жить для будущего, а не только для себя. Прекрасен в поэзии Пушкина и образ поэта. Это мудрый гуманист, раздумывающий над ходом времени, понимающий закономерность совершающегося, любящий жизнь и людей, в самой печали пришедший к светлому взгляду на будущее. «Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической, — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность», — писал В. Г. Белинский. Поэзия Пушкина —это неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит «живой водой» всех, кто прикасается к нему.
Помимо радости общения с человеком глубокого ума и пылкого, благородного сердца, она дарит нам «неизъяснимы наслажденья», воспитывает в нас «чувства добрые», учит любить и понимать «гений чистой красоты».
Стихи Пушкина — это и живопись, и музыка. Они сопровождают нас с самого раннего детства. И каждый раз, возвращаясь к ним, находишь в них нечто новое. Я полностью согласна с Владимиром Гоцуленко, который в книге «Тропа к Пушкину» говорил:
И пушкинским стихам звучать на свете белом, Покуда в нас самих, как радостная весть, Живут наперекор Случающимся бедам надежда и любовь, достоинство и честь. И если можно жить с оглядкою, иначе, заботясь лишь о том, чтоб дать душе покой, — скажите, отчего украдкою мы плачем над пушкинской строкой,
над пушкинской строкой?
Поэзия пушкина неисчерпаемый источник который как в сказке
- « первая
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- . . .
- последняя (39) »
Вещам своего мечтаемого мира он придал. такую же выпуклость, многомерность и многоцветность, какой обладают предметы мира реального. (В.Ходасевич)
. он “объединил” мир, “осмыслил” и “оправдал” его, претворив в свою совершенную поэзию”. (П.Бицилли)
Он обнаружил в искусстве мощь, равнозначную той, которой располагает само бытие. (Б.Бурсов)
. он весь художественное утверждение жизни, ее поэтическое “да”. (Н.Котляревский)
. его произведения – художественное оправдание Творца, поэтическая Теодицея. Его поэзия – отзыв человека на создание Богом мира. (Ю.Айхенвальд)
“ИМЯ ТВОЁ – ПРОЛИТЫЙ АРОМАТ”
Есть такие чарующие имена. о которых можно повторить выражение “Песни песней” – “. имя твоё, – пролитой аромат”. (Н.Страхов)
. есть лики, образы из светской библии народов, которыми любуется и утешается народная душа. Их биографии как “жития”, умиляющие и возвышающие дух. Так “житийно” влечёт нас и приковывает к себе этот ослепительный образ. (А.Карташев)
. эта изумительная реальность, которая на этом свете носила имя Александра Пушкина. (С.Франк)
. этот неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит “живой водой” всех, кто прикасается к нему. (Вс.Рождественский)
. не имя, а слово, самое полное и звучное слово для обозначения. гения. (Ю.Нагибин)
Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачны имена императоров, полководцев, . мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это лёгкое имя: Пушкин. (А.Блок)
Стоит сказать: солнечный гений, – и имени можно не называть, это приложимо только к Пушкину. (В.Непомнящий)
Отблеск рая лежит на поэзии Пушкина, в ней преодолевается тяжесть мира. (Н.Бердяев)
. он один, светлый и лёгкий, почти не касаясь земли, скользит по ней, как эллинский бог. (Д.Мережковский)
. он поднимает нас над землей. (Архимандрит А.Грибановский)
Во всём его существе есть нечто неуловимо скользящее, едва до земли касающееся и улетающее, что не могло быть закреплено во внешнем образе. (Д.Мережковский)
. подобно светозарному солнцу, . он озаряет. силою своего света все окружающее. (К.Зайцев)
“Солнце русской поэзии.” – Солнце! – навсегда запомнила Россия слова В.Одоевского. (Н.Скатов)
Он – солнце русской поэзиии. Он – оправдание России. Он – вещий. Он – исток всех её певучих струн. . Пушкин – чудо России. (Тэффи)
Пушкин – радуга над всей землёй. (В.Набоков)
Вот сотворён мир, и Творец спросил о нём человечество, и Пушкин ответил на космический вопрос, на дело Божьих рук, – ответил признанием и восторженной хвалой, воспел “хвалебный мир Отцу миров”. (Ю.Айхенвальд)
ПУШКИНСКОЕ ТВОРЧЕСТВО – ГАРМОНИЯ И СОВЕРШЕНСТВО
Как Пушкин . созерцал красоту – поистине “ангел Рафаэля” так созерцает божество. (М.Гершензон)
. живой образ творческой гармонии. (П.Струве)
. единственный в мире апостол Красоты. (А.Позов)
. родоначальник прекрасных форм, . сковывающий своим светом хаос. (И.Ильин)
. самый объемлющий и в то же время самый гармоничный дух, который выдвинут был русской культурой.. (П.Струве)
. он дан нам был для того, чтобы сосредоточить в себе всё необъятное богатство русского духа . и вернуть всё это в глаголах бессмертной красоты. (И.Ильин)
. не бывало и нет поэта. , в котором мысль, чувство и искусство слились в такую непогрешимую гармонию. (А.Амфитиатров)
. пришли к окончательному равновесию все стихии русской речи. всё разнородное совместилось и настала пора внутреннего развития мысли. (М.Катков)
. нет ни великого ни малого; всё уравнивается, становясь прекрасным, и стройно укладывается в цельное миросозерцание. (В.Ключевский)
. какая продуманность каждой. детали, какое совершенство пропорций – всех без исключения вертикальных и горизонтальных, стилевых и стиховых, изобразительных и повествовательных! (А.Вулис)
. какая ясность и чистота созерцания, акварельная легкость и прозрачность рисунка. (митрополит Анастасий Грибановский)
Мы упиваемся его божественной гармонией, которой восславляет Господь из глубины и шири нашего безмерного пространства. (И.Ильин)
. он довёл гармоническую правильность распределения предметов до совершенства. (Л.Толстой)
Если бы можно было разложить наш внутренний мир на составные части, то. мы нашли бы много золотых нитей, вплетённых в неё мощным пушкинским гением. (митрополит Анастасий Грибановский)
Его лучшие стихи обнаруживают в чередовании гласных такую непреложную принудительность, которая делает их похожими на явление природы. (М.Гершензон)
Пушкинская грамматика – чудо душевного равновесия, душевной гармонии. (К.Чуковский)
Пушкинский четырехстопник является какой-то измерительной единицей русской жизни, ее линейной мерой, точно он был меркой, снятой со всего русского существования. (Б.Пастернак)
“ЕМУ ДАНА БЫЛА АРФА ДАВИДА”
Мистерию русского языка надо искать у Пушкина. (А.Позов)
Язык, как свет и воздух, как суша и вода, есть дар Творца. Дар русской речи Творец вручил Пушкину. (Н.Ермаков)
Чрез тайну Слова Пушкин обрёл Дух, и этот Дух он воплотил в Слово. (П.Струве)
С Пушкиным познаём мы силу нашего языка. Им постигаем мы безмерность нашей духовной мощи. (И.Шмелёв)
Всеотзывная личность его была похожа на многострунный инструмент, и мир играл на этой Эоловой арфе, извлекая из нее дивные песни. (Ю.Айхенвальд)
Стих русский гнулся в руках его, как мягкий воск в руках искусного ваятеля, он пел у него на все лады, как струна на скрипке Паганини. (Н.Полевой)
Какая лёгкость, какая прозрачность! На каждом стихе, даже отдельно взятом, так и виден след художнического резца, оживляющего мрамор! (В.Белинский)
Когда читаешь . , буквально осязаешь, как отражается одно в другом, другое в третьем, устраивая целое пиршество зеркальных перекличек.