0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поэзия пушкина по произведениям которого чайковский

Воплощение сюжетов А.С. Пушкина в музыке П.И. Чайковского

Воплощение сюжетов А.С. Пушкина в музыке П.И. Чайковского

Просмотр содержимого документа
«Воплощение сюжетов А.С. Пушкина в музыке П.И. Чайковского»

Учитель музыки: Жарова Ольга Викторовна

ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

А.С.Пушкин впервые очень близко ощутил настоящую природу, когда приезжал в имение, в село Захарово, тогда ему было 7 лет. Маленький Саша впервые попадает на деревенский простор и ощущает новую благодатную тишину.

Если собрать воедино описание природы в поэзии Пушкина, то перед нами пройдут все четыре времени года: весна с первыми ласковыми лучами солнца, лето с жаркими днями, осень с таинственными лесами и торжество зимы. Отправимся в путешествие по стихам Пушкина о природе и музыкой Чайковского с его альбомом “Времена года”.

«Времена года» Чайковского – это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла «Времена года». Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

Итак, весна! Солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен обманщик – апрель: на дню семь погод. Еще вчера снежный ковер был белым, пушистым. Но постепенно почернел снег на косогорах. Посветлел лес, стал воздушным, прозрачным. Весна властно будит природу. Разливаются реки, стряхивают зимний сон деревья, зеленеют почки, на полянах пробиваются первые щетинки травинок. Воздух наполняется чудесным ароматом.

«Подснежник» Апрель. Подснежник — так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Пьеса «Подснежник» построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

Еще прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

Наступил июнь. Прогремели грозы. Прошумели дожди. Выколосились и отцвели озимые. Жара еще не успела утомить сочную, яркую зелень. Над цветами порхают бабочки, жужжат пчелы, хлопочут шмели. По широкому простору катятся волны зреющей нивы. Сладко благоухает медом цветущая рожь. Русское лето развертывается во всей своей великолепной красе. Это время Пушкин не любил, называя его однообразным, не переносил летнего зноя.

«Баркарола» Июнь. Барка – это итальянское слово, означает лодка. Баркаролой в итальянской народной музыке назывались песни лодочника, гребца. большое распространение баркаролы. ОВ русской музыке первой половины XIX века получили ни стали неотъемлемой частью русской лирической вокальной музыки, а также нашли свое отражение и в русской поэзии и в живописи. “Баркарола” — один из петербургских музыкальных пейзажей в цикле Чайковского “Времена года”. Даже своим названием пьеса обращена к картинам водных каналов и многочисленных речек, на берегах которых расположена северная столица России. Пьеса заканчивается постепенным замиранием всей музыки — словно лодка удаляется, а вместе с нею удаляются и исчезают голоса и всплески волн.

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла, И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса”.

(из “Медного всадника”)

Летят дни. То ветерком их обвевает, то дождиком поливает. Далекий горизонт слегка окутывается лиловой дымкой. Осень вплетает березам золото в кудри, раскидывает по полянам белесые облака туманов, гонит по перелескам серебряные нити паутины. Все холоднее ночи, все чаще затяжные моросящие дожди. А знобкий, порывистый ветер, словно чародей, покрывает поляны и лесные просеки пестрым ковром сорванных листьев. Да, жаль расставаться с теплыми солнечными днями. Но не Пушкину. Осень – любимое время года поэта. Он ценит в осени тихую красоту, и, несмотря на то, что природа угасает, у поэта рождается вдохновение…

Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. “Осенняя песнь” занимает в цикле особое место. По своему трагическому колориту она является его содержательным центром, итогом всего повествования о русской жизни и жизни русской природы. Октябрь, “Осенняя песнь” — это песнь умирания всего живого. Вся пьеса — это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино.

Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, — писал П. И. Чайковский

. Унылая по ра! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пы шное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях в етра шум и свежее дыханье,

И мглой вол нистою покрыты небеса,

И редкий со лнца луч, и первые морозы,

И отдаленны е седой зимы угрозы.

Прошумела листопадом золотая осень. Скоро, совсем скоро повеет зимней стужей. И вот уже серебрятся на солнце пышные сугробы. Затихли капели предзимья, и водворилась торжественная тишина зимнего покоя. Над крышами клубятся белые столбы дыма. Представляешь себя сидящим в санях, закутанным в теплую медвежью шубу, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, — белые просторы…

Заключительная пьеса цикла — “Святки” — имеет в рукописи композитора подзаголовок “Вальс”. И это не случайно, вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников. Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки, фрагменты которой чередуются с эпизодами вальса. А завершается пьеса, и, вместе с ней весь цикл безмятежном вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки.

Опомнилась, глядит Татьяна: Медведя нет; она в сенях; За дверью крик и звон стакана, Как на больших похоронах; Не видя тут ни капли толку, Глядит она тихонько в щелку, И что же видит. за столом Сидят чудовища кругом: Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полу-журавль и полу-кот.

С жизнью природы А. С. Пушкин связывает размышления о вечном круговороте жизни, природы, о смене времен года. И эти раздумья, как и в других произведениях поэта, окрашены светлой печалью. Обращаясь к “младой” семье деревьев, он восклицает: “Здравствуй, племя младое, незнакомое. ” Тема природы занимает значительное место в творчестве Пушкина и традиционно связана с темой поэта и поэзии, так как природа являлась для поэта источником вдохновения:

И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем.

Свое знаменитое произведение «Времена года» Чайковский написал наполненный особых сил и впечатлений, которые возникали во время прогулок по природе в разных частях страны, в разные времена года. Времена года Чайковский писал ровно год, закончив его в 1876 году, поэтому передал образ каждого месяца очень четко и своеобразно.

Пушкин в музыке Чайковского

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Зимнее утро» А.С. Пушкин «Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный…» Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)

Читать еще:  Театр поэзии что это

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче. погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?

П.И. Чайковский «Зимнее утро» «Слова, уложенные в форму стиха, уже перестают быть просто словами: они омузыкалились». Пётр Ильич Чайковский (1840 – 1893)

Зимний вечер Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.

Яковлева Арина Родионовна

Забота и любовь Арины Родионовны скрашивали поэту ссылку. Пушкин по-настоящему крепко любил свою няню и написал несколько трогательных стихотворений, к ней обращенных. Иллюстрация к стихотворению «Зимний вечер» …Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла… А.С.Пушкин «Зимний вечер»

Люблю я Пушкина творенья, И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было и нет! С мальства его читаем сказки, В них жар души, природы краски. Добро цветёт в них, злоба чахнет. В них русский дух, в них Русью пахнет! За Пушкина Руси спасибо От имени всего народа! Ведь мы стихи его читаем Как он писал – без перевода.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Кузнецов Сергей НиколаевичНаписать 1303 12.03.2016

Номер материала: ДВ-519872

  • Музыка
  • 4 класс
  • Презентации

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    12.03.2016 419
    12.03.2016 507
    12.03.2016 3034
    11.03.2016 1242
    11.03.2016 453
    11.03.2016 961
    11.03.2016 1596

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Правительство выделит свыше 231 млрд рублей на выплаты учителям за классное руководство

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

В школах Ростовской области осенние каникулы начнутся раньше срока

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Поэзия пушкина по произведениям которого чайковский

Какие оперы написаны Чайковским, по произведениям Пушкина ? пушкин произведение опера чайковский

М. Глинка «Руслан и Людмила» (опера), 1821 г.
А. Даргомыжский «Русалка», 1856 г., «Каменный гость», 1868 г. (оперы)
М. Мусоргский «Борис Годунов», 1869 г. (опера)
Н. Римский — Корсаков «Сказка о царе Салтане», 1900 (опера), «Золотой петушок», 1908 г. (опера и балет (1937) на музыку оперы), «Моцарт и Сальери», 1897 г. (опера)
П. Чайковский «Евгений Онегин», 1878 г., «Пиковая дама», 1891 г., «Мазепа», 1883 г. (оперы)
Э. Направник «Дубровский», 1896 г. (опера)
С. Рахманинов «Алеко», 1892 г., «Скупой рыцарь», 1903 г. (оперы)
Ц. Кюи «Кавказский пленник» (опера), «Пир во время чумы», 1900 г. (опера), «Капитанская дочка», 1909 г. (опера)
Р. Глиэр «Медный всадник», 1949 г. (балет)
Л. Минкус «Золотая рыбка», 1867 г. (балет)
Б. Асафьев «Бахчисарайский фонтан», 1934 г. (балет), «Барышня-крестьянка», 1946 г. (балет), «Кавказский пленник», 1938 г. (балет), «Пир во время чумы» (опера), «Медный всадник» (опера), «Граф Нулин», 1940 г. (балет), «Гробовщик», 1943 г. (балет), «Каменный гость», 1946 г. (балет)
К. Кавос «Кавказский пленник» (балет)
А. Аренский «Египетские ночи», 1900 г. (балет)
М. Чулаки «Сказка о попе и о работнике его Балде», 1940 г. (балет)
А. Лядов «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», 1949 г. (балет)
Я. Наполи «Скупой барон», 1970 г. (опера)
А. Николаев «Пир во время чумы», 1982 г. (опера), «Граф Нулин», 1983 г. (опера)
В. Кикта «Дубровский», 1984 г. (опера)
Ф. Галеви «Пиковая дама» в переводе П. Мериме, 1850 г. (опера)

Пиковая дама.мазепа.сказка о царе Солтане

Автор оперы — «Сказка о царе Салтане «- Николай Андреевич Римский-Корсаков .

Знаю.вас не обманешь

Список музыкальных произведений «А. С. Пушкин в музыке»

Млада Сидорова
Список музыкальных произведений «А. С. Пушкин в музыке»

Список музыкальных произведений «А. С. Пушкин в музыке»

Ежегодно 6 июня в России отмечается Пушкинский день. Литературное творчество великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина сопровождает нас на протяжении всей жизни. Его произведения объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий, национальностей, переводятся на десятки языков мира.

Произведения, написанные А. С. Пушкиным, стали неисчерпаемым источником вдохновения и для многих композиторов. Сегодня я предлагаю вам список наиболее известных музыкальных произведений по произведениям А. С. Пушкина:

1. П. И. Чайковский опера «Евгений Онегин»

2. П. И. Чайковский опера «Пиковая дама»

3. П. И. Чайковский опера «Мазепа»

4. С. Рахманинов опера «Алеко»

5. Н. А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»

6. Н. А. Римский-Корсаков опера «Золотой Петушок»

7. Н. А. Римский-Корсаков опера «Моцарт и Сальери»

8. Э. Направник опера «Дубровский»

9. А. С. Даргомыжский опера «Русалка»

10. А. С. Даргомыжский опера «Каменный гость»

11. М. П. Мусоргский опера «Борис Годунов»

12. Ц. А. Кюи опера «Пир во время чумы»

13. Ц. А. Кюи опера «Капитанская дочка»

14. Ц. А. Кюи опера «Кавказский пленник»

15. 16. Р. М. Глиэр балет «Медный всадник»

17. Л. Минкус балет «Барышня — крестьянка»

18. Г. Свиридов музыкальные иллюстрации к повести «Метель»

19. М. И. Глинка опера «Руслан и Людмила»

20. Б. В. Асафьев опера «Бахчисарайский фонтан»

21. Б. В. Асафьев опера «Граф Нулин»

22. Б. В. Асафьев опера «Скупой рыцарь»

23. Д. Шостакович опера «Сказка о попе и работнике его Балде»

Детский мастер-класс «Мой Пушкин» 6 июня 2020 года исполняется 221 год со дня рождения великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии пушкинского.

Картотека музыкальных произведений «Мелодии весны» Картотека музыкальных произведений «Мелодии весны» 1. Й. Гайдн Оратория «Времена года». 1-я часть: Весна 2. Л. Бетховен «Весенняя соната».

Читать еще:  Каков лирический герой есенинской поэзии как в нем сочетаются

Картотека музыкальных произведений «Ребятам о зверятах» Картотека музыкальных произведений «Ребятам о зверятах» К. Сен-Санс. «Карнавал животных»: 1. Вступление и Королевский марш льва 2. Куры.

НОД по музыке с использованием ИКТ «Путешествие в страну духовых музыкальных инструментов» для детей средней группы Цель: Формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Привлечь внимание детей к музыкальным инструментам. Закреплять названия знакомых.

Список художественной литературы детям 5–6 лет в помощь родителям Уважаемые Родители! В соответствии с требованиями ФГОС (федеральным государственным стандартом, предлагаем Вам познакомиться со списком,.

Список художественной литературы для чтения 6–7 летним детям (рекомендации для родителей) Уважаемые Родители! В соответствии с требованиями ФГОС (федеральным государственным стандартом, предлагаем Вам познакомиться со списком.

Список художественной литературы для чтения детям 4–5 лет в помощь родителям Уважаемые коллеги, всем Вам известен тот факт, что современные родители меньше стали читать детям книги. А родители, которые читают детям,.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Стихи о музыкальных инструментах ко Дню музыкальных импровизаций на МAAM Здравствуйте, уважаемые коллеги. На музыкальных занятиях я знакомлю детей с музыкальными инструментами. Для этого я сочинила небольшие стихи,.

Конспект занятия по музыке «В мире музыкальных инструментов» (подготовительная группа) Конспект занятия по музыке «В мире музыкальных инструментов» (подготовительная группа) Татьяна Стажкова Конспект занятия по музыке «В мире.

Опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин» и роман Пушкина

Разделы: Музыка

Цели:

  1. подвести итог изучению романа Пушкина «Евгений Онегин»,
  2. познакомиться с оперой Чайковского на сюжет романа Пушкина,
  3. сравнить пушкинских героев и их музыкальные интерпретации.

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщение целей и задач урока учителем литературы, представление коллег-соавторов урока.

II. Вступительное слово учителя литературы: Пушкин и музыка… Эти слова кажутся неразделимыми. Сам поэт не был музыкально одарен, но очень любил музыку. Ему нравились и народные песни, и цыганские романсы. Музыка часто звучит в его произведениях. А многие стихи настолько благозвучны, задушевны, что были положены на музыку и исполнялись и аристократических салонах, и в провинциальных гостиных. И это не случайно. С. В. Рахманинов говорил: «Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они как сестры-близнецы». Ему созвучны слова П.И.Чайковского: «Пушкин силою гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки».

– А звучит ли музыка в романе Пушкина «Евгений Онегин»?

Сообщение подготовленного ученика.

Учитель музыки: Впервые на сцене оперного театра пушкинское произведение появилось в 1842 г. Это была опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Начиная с середины XIX века, к Пушкину обращаются лучшие композиторы России. Тогда для этого требовалась смелость. В эти годы пушкинские произведения легли в основу новой русской оперы, где стали важны и музыка, и поэтическое слово. Пять выдающихся русских композиторов XIX в., классиков музыкального театра, соединили поэзию Пушкина и музыку. Среди них был и П.И. Чайковский.

Учитель музыки:

– Произведения Пушкина были близки и Чайковскому. Известно ли вам это имя?

– Больше узнать об этом человеке поможет вам «Энциклопедия Кирилла и Мефодия». Вот что сообщает она о жизни великого русского композитора.

Презентация, подготовленная учителем музыки и его комментарий. (Приложение 1).

Слово учителя музыки: Знаменитого композитора привлекала и волновала поэзия Пушкина. На пушкинские стихи Чайковский написал ряд романсов, по мотивам произведения поэта создал лучшие свои оперы: «Евгений Онегин» и «Пиковая Дама», которые знают и любят во всем мире.

– Что же известно об истории создания оперы «Евгений Онегин»?

Сообщение подготовленного ученика.

Учитель литературы: Роман «Евгений Онегин» был назван критикой энциклопедией русской жизни. Чайковский не ставил перед собой столь грандиозной задачи. Его «Онегин» написан в жанре «лирических сцен».

Придерживаясь текста романа, либреттисты позволили себе лишь в некоторых местах вставки собственного сочинения. Например: придумали фамилию мужа Татьяны – Гремин, Шиловский сочинил французский и русский текст куплетов Трике. Вольностью авторов была заключительная сцена: Татьяна падала в объятия Онегина. В таком варианте опера и шла в первый раз. Этим поступком она перечёркивала строки Пушкина «Но я другому отдана и буду век ему верна», имевшие большое значение для характеристики образа героини. Позже Чайковский изменил финал оперы. Вместо слов, прозвучавших на премьере: «О, смерть! Иду искать тебя!» — появилось бессмертное восклицание Онегина: «Позор! Тоска! О, жалкий жребий мой!»

III. Учитель музыки: С «Евгением Онегиным» в русскую музыку входит новый тип оперы. Чайковский назвал её «лирическими сценами». Уже сам подзаголовок определяет особую настроенность произведения, в котором преобладает лирическое чувство. В основу либретто легли отдельные главы пушкинского романа в стихах. И потому в опере прослеживаются лишь основные сюжетные линии, посвящённые главным героям – Татьяне, Онегину, Ленскому и их ближайшему окружению.

Учитель литературы: С чего начинается пушкинский роман?

Во вступлении автор знакомит нас с главным героем, Онегиным.

Учитель музыки: В увертюре к опере звучит музыкальная характеристика Татьяны. Это центральный в опере образ. Чайковский любил Татьяну больше других пушкинских героев. «Я с самых ранних лет моих всегда бывал потрясён до глубины души глубокою поэтичностью Татьяны. Если моя музыка заключает в себе хоть десятую долю той красоты, которая в самом сюжете, то я очень горжусь и доволен этим», – признавался композитор.

Учитель литературы: Какой рисует Татьяну Пушкин? (Поэтичной, мечтательной натурой, с богатым внутренним миром, но очень одинокой – «она в семье своей родной казалась девочкой чужой»).

Прослушивание увертюры к опере.

Учитель музыки: Какой вы представили Татьяну, слушая музыку Чайковского? Что в её характере подчёркивает автор? (Музыка грустная, неторопливая, есть остановки. Чайковский рисует робкую, задумчивую, печальную Татьяну).

Учитель музыки: Вторая картина оперы целиком посвящена Татьяне, развитию её чувства. Татьяна пишет письмо Онегину.

Просмотр видеофрагмента «Письмо Татьяны».

Учитель музыки: Как в этом эпизоде показана Татьяна? Как изменилась музыка? (Музыка звучит быстрее, нет прежней плавности минорности. Это помогает передать волнение героини, решившейся на признание в любви. Тревожность музыки передаёт тревогу самой героини, вверяющей свою судьбу, чувства, честь Онегину).

Учитель литературы: Каким вы увидели Евгения Онегина, читая пушкинский роман? (Это образованный, умный молодой человек, которому наскучили пустота и праздность светской жизни. Он скучает и в столице, и в провинциальной глуши. Но поступает с героиней достаточно благородно: получив письмо уездной барышни, в разговоре наедине высоко оценивает героиню и рисует себя неспособным на глубокое чувство).

Учитель музыки: Прослушайте арию Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом…» из третьей картины, посвящённой объяснению героев в саду. Подумайте, как характеризует героя Чайковский? (Благодаря простой и сдержанной мелодии мы видим равнодушного, спокойного человека).

Учитель музыки: Для Чайковского был в пушкинском произведении ещё один привлекательный персонаж – Ленский. Его образ не менее лиричен, чем образ Татьяны. Музыка утверждает близость этих образов друг другу: партии этих героев пронизывают очень сходные интонации. Четвёртая картина – бал в доме Лариных. Кульминация картины – ссора Ленского и Онегина. А пятая картина целиком посвящена Ленскому. Арии героя рисуют образ ранимого, взволнованного человеческой подлостью молодого поэта.

Прослушивание арии Ленского «Куда, куда вы удалились?»

Учитель музыки: Действие шестой картины происходит в столице, на великосветском балу. Страдающий от осознания бесцельности жизни, раскаивающийся в убийстве Ленского Евгений видит светскую красавицу, в которой узнаёт Татьяну Ларину. Здесь автор вводит новое действующее лицо – мужа Татьяны.

Учитель литературы: Что мы знаем о нём из романа Пушкина? Как характеризуется этот герой в различных комментариях к роману? Послушайте результаты небольшого исследования, проведенного вашим товарищем.

Читать еще:  Какая луиза вдохновила поэзию рильке

Сообщение подготовленного ученика.

Учитель музыки: Пушкин говорит о нём очень кратко. Чайковский же рисует яркий образ князя в коротком диалоге с Онегиным и в одной только арии, даёт ему фамилию. Муж Татьяны перестаёт быть безликим, как не может быть безликим боевой генерал, мужественный, честный человек, сумевший оценить скромную провинциальную барышню, горячо полюбить её.

Прослушивание арии Гремина «Любви все возрасты покорны…».

Учитель литературы: Как вы думаете, почему Чайковский так много внимания уделяет эпизодическому персонажу? (Возможно, хочет показать, какой именно человек достоин Татьяны, кто сможет сделать героиню действительно счастливой).

Учитель музыки: Последняя, заключительная сцена оперы – встреча героев в доме Татьяны. Короткий дуэт «Счастье было так возможно, так близко» подводит итог трагическому сожалению о прошлом.

Презентация «Опера «Евгений Онегин» на сцене» с комментариями аккомпаниатора ДМШ №1 г. Тамбова. (Кадры 2–10, см. приложение 2).

VI. Подведение итогов.

2. Сообщение Андреева И. А. о новых трактовках оперы Чайковского (по материалам «Пушкинской энциклопедии»).

– В 1996 г. в Москве состоялось открытие театра «Новая опера». Одним из первых спектаклей театра стал «Евгений Онегин». В новой для зрителя концепции режиссёра Е. Колобова история Онегина и Татьяны представлена как коллизия трагической любви двух прекрасных существ, соединению которых препятствуют не обстоятельства, не характеры, но роковая вина Онегина, преступившего христианскую заповедь «Не убий!».

В 1997 г. один из самых молодых оперных театров России, «Геликон-Опера», предложил новое прочтение оперы Чайковского. По режиссёрскому решению Дм. Бертмана, все, что происходит в спектакле, происходит на воздухе. Четыре времени года – четыре кульминации спектакля. Главный герой оперы именно Евгений Онегин, не Ленский, не Татьяна, как бывало в других спектаклях. Это подчёркивается и тем, что персонаж не покидает сцену в течение всего спектакля: он или молча сидит в качалке в углу сцены, наблюдает за событиями, или участвует в них.

3. Заключительное слово учителя литературы.

VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание.

Мастерская Наумова

Пушкин и Чайковский

Эти два великих человека очень несхожи по характеру, темпераменту, внешним данным. Но сближает их схожее художественное видение мира,гармоничность творческого облика, естественность выражения, душевная теплота. Имя Пушкина в доме Чайковских было окружено ореолом почета и преклонения. Чайковский, приступая к работе над произведениями, написанными Пушкиным, не ставил задачи быть оригинальным, но быть достойным поэтического гения поэта. Великий русский поэт Пушкин и великий русский композитор Чайковский для всех последующих поколений -это естественное сочетание прекрасной музыки и бессмертных поэтических творений, как будто изначально предназначенных друг для друга. Так кажется, что и фортепьянный цикл «Времена года» навеян поэзией Пушкина, к некоторым пьесам композитором в качестве эпиграфа взяты строфы из стихотворений Пушкина.

Чайковский не сразу решился взяться за «Евгения Онегина». Преодолев собственные сомнения, композитор с увлечением принялся за работу. Вот что он пишет гр.фон Мекк: «Вы говорите, милый друг, что в «Евгении Онегине» мои музыкальные узоры луччше канвы, по которой они вышиты. Я же скажу Вам, что если моя музыка к «Евгению Онегину» имеет достоинства теплоты и поэтичности, то это потому, что мое чувство было согрето прелестью сюжета». Чайковский восхищается совершенством пушкинского стиха и его музыкальностью. В другом письме к фон Мекк он говорит о поэзии Пушкина: » Независимо от того, что он излагает в форме стиха, в самом стихе, в его звуковой последовательности есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка». Являясь истинным ценителем высокой поэзии, Чайковский очень бережно относился к Пушкину, и в либретто он тщательно работал над словесной основой, стараясь не вторгаться в ткань пушкинских стихов.

В «Пиковой даме» официально единственным автором является брат Чайковского Модест , который делал либретто в собственной интерпретации. Но Модест Ильич все же прислушивался к советам брата к сохранению пушкинского оригинала.

О вечной жизни к красоте музыки Чайковского замечательно сказал уже в 20 веке Д.Д. Шостакович: “Нет ни одного русского композитора конца 19 века или первой половины 20 столетия, который не был бы обязан той или иной стороной своего творчества П.И. Чайковскому…Подобно Пушкину он вошел в самую основу основ русского национального сознания. Без Чайковского мы не можем жить в дни нашей национальной скорби, имя его сопровождает нас и в дни побед, и в годины величайшего творческого подъема русского национального духа…”.

Двух гениальных людей связала и местность в Украине на Черкащине — усадьба Каменка. Каменка была основана в начале XVII века беглыми крепостными. Впервые в исторических источниках Каменка упоминается в период освободительной войны 1648-1654 годов. Позже город принадлежал польским магнатам, российским вельможам, но самые интересные страницы истории города началась после объединения известных родов российских дворян – Раевских и Давыдовых. Каменка становится одним из культурным центров юга России, а чуть позже, одним из центром декабристского движения. Пушкин в художественных произведениях и письмах периода » Южной ссылки «(1820–1824 гг.), упоминаниет о недолгой, но счастливой поре, проведенной поэтом под гостеприимной сенью усадьбы в Каменке, которая принадлежала племяннице светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического Е.Н. Давыдовой (урожденной Самойловой, по первому браку – Раевской). В период пребывания в имении Давыдовых поэт написал несколько своих известных стихотворений и закончил поэму «Кавказский пленник».

В Каменку каждое лето в течение 28 лет приезжал Петр Ильич Чайковский к своей сестре, жившей здесь вместе с семьей. Будучи в Каменке, он с интересом слушал рассказы матери своего зятя А.И.Давыдовой ( Лев.В.-сын декабриста В.Л.Давыдова и муж его сестры Александры) о её встречах с поэтом. Здесь он работал над операми «Евгений Онегин», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»…Летом 1878 года, живя в Каменке, Чайковский сочинил «Детский альбом», состоящий из двадцати четырех небольших фортепианных пьес и посвятил его своему маленькому племяннику Володе (Бобу). Каменка привлекала композитора чудесной природой и простором. Находясь в Каменке, композитор не пренебрегал местными ярмарками, где внимательно прислушивался к пению кобзарей и бандуристов. Чайковский любил фольклор, а песню называл «народной святыней».

Про все это сегодня можно узнать, посетив литературно-мемориальный музей А.С. Пушкина и П.И. Чайковского. Памятником садово-паркового искусства является Парк декабристов (в прошлом – романтический парк Давыдовых). Из усадебных построек сохранился дом управляющего имением, “Зеленый домик”, находящийся в глубине аллеи, вдоль р. Тясмин.

Построен в нач. ХІХ века как один из флигелей усадьбы Давыдовых. Свое название получил из-за преобладающего зеленого цвета: зеленая крыша, зеленые оконницы, зеленая галерея. В этом флигеле размещалась часть библиотеки Давыдовых, бильярдная и столы для игр, поэтому его еще называют «Карточным домиком». В этом домике обычно останавливались гости Давыдовых. «Зеленый млынок» (зеленая мельничка) в сквере на берегу р. Тясмин, другое его название «Млынок декабристов»( Мельница-ротонда построена калужскими мастерами В. Гавриловым и М. Дмитриевым по заказу хозяина каменского имения декабриста В. Давыдова), считается «Зеленый млынок» изначально был задуман Давыдовым как тайное помещение для конспиративных встреч Южного общества декабристов. Здесь в начале 1820-х Пушкин встречался с будущими декабристами.

Сейчас в «Зеленом домике» размещен литературно-мемориальный музей А. Пушкина и П. Чайковского. Представлены мемориальные вещи семьи Давыдовых, личное пианино П. Чайковского, прижизненный портрет композитора, написанный в Каменке.

В 1926 году, к 100-летию казни декабристов, парк был назван в их честь. В одном из уютных уголков парка находится Грот декабристов. Построен в кон. XVIII в. как архитектурное украшение парка. В нем любил отдыхать А. Пушкин, в связи, с чем его теперь иногда называют Пушкинским гротом.

В настоящее время здесь проводятся интересные литературно-музыкальные вечера, объединенные под названием “Летние встречи в Пушкинском гроте”, а также Всеукраинский литературный фестиваль “Пушкинское кольцо”, различные песенные фестивали.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector