Покажите как сопоставляются в произведении поэзия и солнце
По произведению Маяковского “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”
1.Покажите, как сопоставляются в произведении поэзия и солнце. Докажите, что в основе произведения лежит метафора.
2.выпишите из словаря определение гиперболы найдите в тексте стихотворения примеры использования гиперболы.
3.Есть ли в тексте слова с которыми вы встретились впервые?выпишите их. Для чего автор создаёт неологизмы?
Ответы 9
– не знай ни зим, лет, сиди, рисуй плакаты
-идешь – и светишь в оба
-светить – и никаких гвоздей, вот лозунг мой и солнца
эти переиначенные идиомы служат в тексте средством художественной выразительности, эмоционального насыщения и свидетельством авторской специфической стилистики и умения делать из общеизвестного – новое, посредством незначительного изменения старой и всем знакомой формы
ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ ВЫДЕЛЕНЫ ЖИРНЫМ ШРИФТОМ:
1. Назовите произведение древнерусской литературы:
1) «Песня пахаря» 2) «Бесы» 3) « Житие протопопа Аввакума, им самим
2. Определите жанр произведения Василия Андреевича Жуковского «Светлана ” 1 ) 2) рассказ 3) сказка 4) повесть
3. В каком произведении А.С.Пушкин проявляет интерес к русской истории, прославляет мужество и отвагу русских людей?
1) поэма «Полтава» 2) «Песнь о вещем Олеге» 3) Повесть «Станционный смотритель
4. Какое прозаическое произведение А. С. Пушкина мы прочитали в 7 классе? 1) «Барышня-крестьянка» 2) «Метель» 3) «Дубровский»
Вот это я не знаю. Всё зависит от учебника, по которому вы учились.
5. Назовите стихотворение М.Ю. Лермонтова:
1) «Парус» 2) «Узник» 3) «И. И .Пущину» 4) «Весенние воды»
6. Кто не является персонажем повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»?
1)Тарас Бульба 2) князь Олег 3) Остап 4) Андрий
7. Слова «Есть еще порох в пороховницах!» (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба») принадлежат:
1 )Остапу 2) Тарасу 3) Куренному атаману
8. Найдите соответствия между автором и названием произведения:
1) А.П. Чехов – б) «Толстый и тонкий»
2) А.С.Пушкин – а) «Дубровский»
3) Н. С. Лесков – г) «Человек на часах»
4) И.С. Тургенев – в) «Бирюк»
9. Какое стихотворение является стихотворением в прозе?
1) И. С Тургенев Русский язык»
2) Н. А. Некрасов «Железная дорога
3) Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда»
4) В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
10. На каком приёме построено стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога»?
1) развёрнутое сравнение
2) развёрнутая метафора
4) никакого приёма нет
11. Какой приём комического использует А.П. Чехов в рассказе «Хамелеон»? 1) юмор 2) ирония 3) сатира 4) антитеза
12. В произведении И.С. Тургенева « Бирюк» – Бирюк отпустил провинившегося мужика, так как:
1) понял, что нищета и отчаяние крестьянина достигли своего предела
2) испугался мести крестьян
3) ему стало стыдно перед барином за свою жестокость
Так надеюсь тапком не закидают):
Что такое неологизмы? Неологизмы (от греческого «неос» – новый и «логос» слово, т.е. дословно – новое слово) – это «новое слово или выражение, а также новое значение старого слова» (Толковый словарь иностранных слов под редакцией Крысина).
В литературе иногда можно наблюдать такое явление, как авторский неологизм. К этому приему поэты и писатели прибегают не только для выражения новых понятий и обогащения языка, но так же для достижения некой художественной цели, для создания более ярких образов и для усиления воздействия на читателя.
В стиховторении Маяковского «Необычайное приключение. » мы как раз сталкиваемся с авторскими неологизмами. Маяковский как истинный мастер слова придал привичным корням непривычное значение.
Горбил (глагол от существительного «горб») – возвышался. Гора высится над деревней и внешне напоминает горб.
Златолобо (наречие, образованное сложением двух корней). С одной стороны – солнце представляется автору с человеческим лицом и ярко искрится, как золото, с другой стороны – у этого слова грубая коннотация, оно напоминает слово «твердолобо», т.е. упрямо, непоколебимо.
Луч-шаги (сложное существительное) – у солнца огромные, ужасающих размеров шаги.
Ясь (существительное) – скорее всего, автор имеет ввиду слово явственность, но в краткой емкой форме.
РОСТА (существительное) – (окна РОСТА) серия сатирических плакатов. РОСТА – сокращение от Российское телеграфное агентство. Это неологизм, но уже не авторский.
Взорим (глагол с корнем «зор») – возможно, имеется ввиду озарим мир.
Сонница (существительное от слова «сон») – антоним для слова бессонница, мучительное желание сна.
Трезвонится (возвратный глагол от «трезвонить») – день возвещает о своем появлении.
Донце (существительное от слова «дно») – дно, но зарифмованное со словом солнце, обозначает конец, до конца дней или до последних дней.
Покажите, как сопоставляются в произведении поэзия и солнце. Выпишите из словаря определение метафоры и докажите, что в основе стих-я лежит метафора.
!
Ответы
молодая замужняя женщина, княгиня вера николаевна шеина, отмечает именины. неожиданно она получает подарок от тайного поклонника гранатовый браслет. уже 8 лет этот мужчина влюблен в веру и пишет ей письма. но они не знакомы лично. брат веры, николай, разыскивает этого тайного поклонника. им оказывается молодой мужчина, чиновник желтков. николай и муж веры, князь василий, приходят домой к желткову. николай просит желткова больше не писать к вере. он угрожает, что примет жесткие меры, если нужно. во время беседы желтков просит у гостей разрешения позвонить вере. он хочет узнать ее мнение. вера отвечает ему, что хочет закончить эту . тогда желтков отступает. он обещает мужу и брату веры уехать из города навсегда. в этот же день желтков кончает жизнь самоубийством. на утро вера видит в газете объявление о самоубийстве желткова. она едет к желткову, чтобы взглянуть на него и проститься с его телом. старушка-хозяйка отдает вере записку. в ней желтков указал отрывок из сонаты бетховена (соната № 2, op. 2. largo appassionato). это его любимое произведение. вернувшись домой, вера просит подругу сыграть ей что-нибудь. внезапно подруга играет именно ту часть сонаты, о которой писал желтков. вера плачет. но, дослушав музыку, вера успокаивается. она понимает, что желтков простил ее.
слова, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду это правило имеет ряд исключений, синоним, род слова, обозначающего родовое понятие и др. в таких случаях существительное употребляется как двуродовое. например: эсперанто – ср. и м.р.. исключение – кофе – мужской род (черный кофе)
существительные, обозначающие лиц женского пола, относятся к женскому роду, а мужского пола – к мужскому (старая леди, богатый рантье); обозначающие тех и других (типа визави, протеже, инкогнито, крупье) являются двуродовыми (мой визави – моя визави).
существительные, обозначающие животных, птиц и другие одушевленные предметы, относятся к мужскому роду безотносительно к полу животного (забавный пони), кроме случаев, когда имеется в виду именно самка (шимпанзе кормила детеныша). слово колибри является двуродовым под влиянием слова птица (в современном разговорном языке это слово все чаще употребляется в женском роде (крошечная колибри). то же относится к словам цеце (муха), киви (птица), иваси (рыба, сельдь).
род существительных, обозначающих названия, определяется по родовому наименованию: река, город, остров и т. п. (капри привлекал туристов – остров).
Стихотворение “Необычное преключение,бывшее с В.В.Маяковским летом на даче” Вопросы:
1.Охарактерезуйте лирического героя этого стихотворения.Каковы его главные черты?
2.Какой аргументприводит светило,когда ему жалуется поэт?К чему призывает героя солнце?
3.В чём сходны поэзия и солнце?Как вы понимаете лозунг поэта и солнца?
4.Объясните значение метафор:”Заела РОСТА” “Серый хлам”мира, “дустволка солнц” “День трезвонится”,”до дней последних донца”
Заранее огромнейшее спасибо
Задание нужно выполнить сегодня:)
1.u00a0 u041bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u0433u0435u0440u043eu0439 u2014 u043fu043eu044du0442-u0442u0440u0443u0436u0435u043du0438u043a, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0439 u043cu043du043eu0433u043e u0440u0430u0431u043eu0442u0430u0435u0442 u0438 u043eu0447u0435u043du044c u0443u0441u0442u0430u0435u0442. u0415u0433u043e u0440u0430u0437u0434u0440u0430u0436u0430u0435u0442, u043au0430u0437u0430u043bu043eu0441u044c u0431u044b, u043fu0440u0430u0437u0434u043du0430u044f u0436u0438u0437u043du044c u0441u043eu043bu043du0446u0430, u0438 u043eu043d u043fu0440u0438u0433u043bu0430u0448u0430u0435u0442 u0441u0432u0435u0442u0438u043bu043e u043du0430 u0431u0435u0441u0435u0434u0443, u043du0430 u0447u0430u0439.u00a0(u0432u043eu043eu0431u0449u0435, u043bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u0433u0435u0440u043eu0439 u0437u0434u0435u0441u044c – u044du0442u043e u0441u0430u043c u041cu0430u044fu043au043eu0432u0441u043au0438u0439 u0432 u0436u0438u0437u043du0438)
2.u00a0 “u041bu0430u0434u043du043e,
u043du0435 u0433u043eu0440u044eu0439,
u0441u043cu043eu0442u0440u0438 u043du0430 u0432u0435u0449u0438 u043fu0440u043eu0441u0442u043e!
u0410 u043cu043du0435, u0442u044b u0434u0443u043cu0430u0435u0448u044c,
u0441u0432u0435u0442u0438u0442u044c
u043bu0435u0433u043au043e.
– u041fu043eu0434u0438, u043fu043eu043fu0440u043eu0431u0443u0439! –
u0410 u0432u043eu0442 u0438u0434u0435u0448u044c –
u0432u0437u044fu043bu043eu0441u044c u0438u0434u0442u0438,
u0438u0434u0435u0448u044c – u0438 u0441u0432u0435u0442u0438u0448u044c u0432 u043eu0431u0430!”
3. u043fu043eu044du0437u0438u044f, u043au0430u043a u0438 u0441u043eu043bu043du0446u0435, u043eu0441u0432u0435u0449u0430u0435u0442. u0442u043eu043bu044cu043au043e u0441u043eu043bu043du0446u0435 – u0437u0435u043cu043bu044e, u0430 u043fu043eu044du0437u0438u044f – u0441u0435u0440u0434u0446u0430 u0438 u0434u0443u0448u0438 u043bu044eu0434u0435u0439.u00a0
“u0421u0432u0435u0442u0438u0442u044c u0432u0441u0435u0433u0434u0430,
u0441u0432u0435u0442u0438u0442u044c u0432u0435u0437u0434u0435,
u0434u043e u0434u043du0435u0439 u043fu043eu0441u043bu0435u0434u043du0438u0445 u0434u043eu043du0446u0430 ” – u0438 u043fu043eu044du0442, u0438 u0441u043eu043bu043du0446u0435, u0446u0435u043bu0438u043au043eu043c u0438 u043fu043eu043bu043du043eu0441u0442u044cu044eu00a0u043fu043eu0441u0432u044fu0449u0430u044eu0442 u0441u0435u0431u044f u0441u0432u043eu0435u043cu0443 u0434u0435u043bu0443.
4. “u0437u0430u0435u043bu0430 u0420u043eu0441u0442u0430” – u041cu0430u044fu043au043eu0432u0441u043au0438u0439 u0440u0438u0441u043eu0432u0430u043b u043fu043bu0430u043au0430u0442u044b u0438 u043au0430u0440u0438u043au0430u0442u0443u0440u044b u0432 “u041eu043au043du0430u0445 u0420u043eu0441u0442u0430” (“u0440u0430u0431u043eu0442u0430 u0430u0434u043eu0432u0430” – u043fu0438u0448u0435u0442 u043fu043eu044du0442 u0432 u0441u0432u043eu0435u0439 u0430u0432u0442u043eu0431u0438u043eu0433u0440u0430u0444u0438u0438)
“u0441u0435u0440u044bu0439 u0445u043bu0430u043c u043cu0438u0440u0430” – u0430u043du0442u0438u0442u0435u0437u0430 u043fu0440u0438u0437u0432u0430u043du0438u044e u043fu043eu044du0442u0430 “u0441u0432u0435u0442u0438u0442u044c” u0441u0432u043eu0435u0439 u043fu043eu044du0437u0438u0435u0439. u0442u0430u043a u0436u0435, u043au0430u043a u043du043eu0447u0438 u043fu0440u043eu0442u0438u0432u043eu043fu043eu0441u0442u0430u0432u043bu044fu0435u0442u0441u044f u0441u0432u0435u0442u044fu0449u0435u0435u00a0u0441u043eu043bu043du0446u0435
“u0434u0432u0443u0441u0442u0432u043eu043bu043au0430 u0441u043eu043bu043du0446” – u043eu0440u0443u0436u0438u0435 u043fu043eu044du0442+u0441u043eu043bu043du0446u0435. u0441 u043du0438u043c u043fu043eu044du0442 u0441u043fu043eu0441u043eu0431u0435u043d u0440u0430u0437u0440u0443u0448u0438u0442u044c “u0441u0442u0435u043du0443 u0442u0435u043du0435u0439, u043du043eu0447u0435u0439 u0442u044eu0440u044cu043cu0443”
“u0434u0435u043du044c u0442u0440u0435u0437u0432u043eu043du0438u0442u0441u044f” – u0434u0435u043du044c u043du0430u0447u0438u043du0430u0435u0442u0441u044f; u0434u0435u043du044c u0432 u0441u0430u043cu043eu043c u0440u0430u0437u0433u0430u0440u0435, u0431u043bu0430u0433u043eu0434u0430u0440u044f u0441u043eu043bu043du0446u0443, u043au043eu0442u043eu0440u043eu0435 “u0432u043e u0432u0441u044e u0441u0432u0435u0442u0430u0435u0442 u043cu043eu0447u044c”
“u0434u043e u0434u043du0435u0439 u043fu043eu0441u043bu0435u0434u043du0438u0445 u0434u043eu043du0446u0430″ – u0434u043e u043au043eu043du0446u0430 u0436u0438u0437u043du0438″>]” data-test=”answer-box-list”>
Люблю Маяковского, поэтому постараюсь помочь)
1. Лирический герой — поэт-труженик, который много работает и очень устает. Его раздражает, казалось бы, праздная жизнь солнца, и он приглашает светило на беседу, на чай. (вообще, лирический герой здесь – это сам Маяковский в жизни)
2. “Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко.
– Поди, попробуй! –
А вот идешь –
взялось идти,
идешь – и светишь в оба!”
3. поэзия, как и солнце, освещает. только солнце – землю, а поэзия – сердца и души людей.
“Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца ” – и поэт, и солнце, целиком и полностью посвящают себя своему делу.
4. “заела Роста” – Маяковский рисовал плакаты и карикатуры в “Окнах Роста” (“работа адова” – пишет поэт в своей автобиографии)
“серый хлам мира” – антитеза призванию поэта “светить” своей поэзией. так же, как ночи противопоставляется светящее солнце
“двустволка солнц” – оружие поэт+солнце. с ним поэт способен разрушить “стену теней, ночей тюрьму”
“день трезвонится” – день начинается; день в самом разгаре, благодаря солнцу, которое “во всю светает мочь”
“до дней последних донца” – до конца жизни
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»
“Зимнее утро” – это один из лучших образцов пейзажной лирики Пушкина, произведение, пронизанное трепетной радостью от созерцания прекрасной русской зимы. Краткий анализ “Зимнее утро” по плану можно использовать на уроке литературы в 6 классе – с его помощью школьники лучше поймут стихотворение и проникнутся его атмосферой.
Полный текст «Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Краткий анализ стихотворения «Зимнее утро»
Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы в стихах. Несравненный живописец воспринимал её сердцем горячего патриота. С детских лет любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Она крепла, и нашла своё отражение в стихотворениях, поэмах и романе «Евгений Онегин».
В лирике Пушкина видное место принадлежит стихотворению «Зимнее утро», написанному третьего декабря тысяча восемьсот двадцать девятого года в селе Павловском. Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора.
В произведении два героя: так называемый лирический герой, и та красавица, которой посвящено само стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно эту красавицу автор называет «друг прелестный» и «друг милый».
Стихотворение начинается с восклицания «Мороз и солнце; день чудесный!», и сразу и вызывает у читателя чувство радости. «Открой сомкнуты негой взоры» — так в первой строфе автор обращается к красавице, используя метафору.
Для усиления художественной выразительности автор прибегает к антитезе. Контрастное описание «нынче» и «вечор» занимает в стихотворении основное место. Великолепие зимнего утра ощущается ещё острее по сравнению со вчерашней бурей, которая описана так же точно.
Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен сравнениями и олицетворениями, хотя и вызывает печаль героини. Описывает он только небо:
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела-
А нынче погляди в окно!»
Последней строкой этой строфы автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера.
Третья строфа – зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой («под голубыми небесами»), и чёрный («прозрачный лес один чернеет»), и зелёный («ель сквозь иней зеленеет»). Всё сверкает, сияет; в строфе дважды повторяются однокоренные слова “блестя” и “блестит”.
Словом, “блеск” связаны третья и четвёртая строфы: «Вся комната янтарным блеском озарена». Только блеск уже не зимний, а тёплый, янтарный. Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится. Он использует аллитерацию, поэтому тавтология “треском трещит” оправдана, и благодаря ей мы слышим треск затопленной печи.
Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется навестить «поля пустые». Самая сильная привязанность, в которой автор признается в этом стихотворении это «берег, милый для меня». Этот эпитет, скорее всего, надо понимать, как родные, дорогие сердцу места. По-моему, в последней строке лежит главный магнит произведения. Ведь всё стихотворение — это монолог человека, уговаривающего «друга милого» проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.
В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение «Зимнее утро». День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.
Развернутый анализ
Вариант 1
А. С. Пушкин “Зимнее утро” написал всего за один день – 3 ноября 1829 года, когда он гостил у семьи друзей в селе Павловском Тверской губернии (имение П.И. Вульфа) по пути в Петербург. Имение расположено на правом берегу реки Тьма, которая и описана в «Зимнем утре» Пушкина. Именно эта блестящая подо льдом речка и именно Павловский прозрачный лес вдохновили поэта на такое красочное описание зимнего пейзажа.
В стихотворении присутствуют два героя: лирический герой и красавица, которой он адресует свой диалог, называя ее «друг прелестный» и «друг милый». Кому посвящено «Зимнее утро» – вопрос достаточно спорный, но многие литературоведы и критики сходятся во мнении, что, вероятно, Пушкин написал его для своей любимой жены – Натальи Николаевны Гончаровой.
Центральная тема произведения заложена в названии. Широко известно, что любимым временем года для Пушкина была осень. Второе место по праву занимала зима. Восторженная первая строка стихотворения (“Мороз и солнце; день чудесный!”) стала нарицательной и часто цитируемой. Пушкин вводит в произведение образ любимой женщины. Через него раскрывается непосредственная связь настроения человека с природой.
Прекрасное зимнее утро побуждает лирического героя как можно раньше разбудить “красавицу”, чтобы она разделила его восторг перед открывшимся пейзажем. В прошлый вечер бушевала вьюга, природа выглядела печально и зловеще (“мгла носилась”, “тучи мрачные”). Подруга лирического героя находилась в беспричинной тоске. Первые лучи утреннего солнца разогнали мрак, принесли с собой ощущение радости и счастья.
В центральной части произведения незамысловатыми, но удивительно точными словами, Пушкин описывает великолепный пейзаж. Это описание подтверждает известное утверждение о том, что все гениальное — просто. “Затопленная печь” усиливает приятное ощущение от начала нового дня у лирического героя. Ему в голову приходит блестящая идея, как разогнать неизбежную зимнюю скуку. Утренняя прогулка на санях с любимой — одно из самых веселых развлечений эпохи Пушкина. Лирический герой предлагает “другу милому” “предаться бегу… коня” и понаблюдать, какие изменения произошли в природе по сравнению с жарким летом.
Композиция произведения последовательная. Оно представляет собой монолог автора, обращенный к своей спутнице. Лишь третья строфа выглядит лирическим отступлением, целиком посвященным описанию пейзажа.
Размер стихотворения — четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой.
Выразительные средства. Основным средством художественной выразительности в произведении являются многочисленные эпитеты, подчеркивающие красоту зимнего пейзажа: “чудесный”, “голубыми”, “прозрачный”. Резко контрастируют с ними эпитеты, применяемые поэтом в описании ненастного прошлого вечера: “мутном”, “бледное”, “мрачные”.
В целом, вторая строфа противопоставлена всему общему приподнятому настроению стихотворения. Для усиления этого контраста Пушкин использует олицетворения (“вьюга злилась”, “мгла носилась”) и сравнение (“как бледное пятно”). Применяя обращения (“друг прелестный”, “красавица”, “друг милый”), Пушкин создает ощущения сопричастности у читателей. Первая строфа написана в шутливо-восторженном духе. Лирический герой обращается к подруге в возвышенном тоне: “открой сомкнуты негой взоры”. Он приравнивает ее к божеству (Аврора — богиня утренней зари в древнеримской мифологии).
Основная мысль произведения заключается в том, что причины хорошего или плохого настроения часто обусловлены состоянием природы. Какие бы неприятности и трудности не испытывал человек в жизни, прекрасная погода способна развеселить его дать возможность вновь почувствовать себя счастливым. Эта мысль имеет непосредственное отношение к жизни самого поэта.
В 1829 г. Пушкин находился в тяжелом душевном состоянии. На его предложение Н. Гончаровой был дан неопределенный ответ. После возвращения с Кавказа поэта вызывал на допрос А. Х. Бенкендорф. Для друзей и близких Пушкина жизнерадостное “Зимнее утро” стало приятной неожиданностью.
Вариант 2
Лирические произведения в творчестве Александра Пушкина занимают весьма значительное место. Поэт неоднократно признавался, что с трепетом относится не только к традициям, мифам и легендам своего народа, но и не перестает восхищаться красотой русской природы, яркой, красочной и полной таинственного волшебства. Он много раз предпринимал попытки запечатлеть самые разнообразные мгновения, мастерски создавая образы осеннего леса или же летнего луга. Однако одним из наиболее удачных, светлых и радостных произведений поэта по праву считается стихотворение «Зимнее утро», созданное в 1829 году.
С самых первых строчек Александр Пушкин настраивает читателя на романтический лад, в нескольких простых и изящных фразах описывая красоту зимней природы, когда дуэт мороза и солнца создает необыкновенно праздничное и оптимистичное настроение. Чтобы усилить эффект, поэт строит свое произведение на контрасте, упоминая о том, что еще вчера «вьюга злилась» и «на мутном небе мгла носилась». Пожалуй, каждому из нас хорошо знакомы подобные метаморфозы, когда в разгар зимы на смену бесконечным снегопадам приходит солнечное и ясное утро, наполненное тишиной и неизъяснимой красотой.
В такие дни просто грех сидеть дома, как бы уютно не потрескивал в камине огонь. И в каждой строчке пушкинского «Зимнего утра» ощущается призыв отправиться на прогулку, которая обещает массу незабываемых впечатлений. Особенно, если за окном простираются удивительные по красоте пейзажи – блестящая подо льдом река, припорошенные снегом лес и луга, которые напоминают белоснежное покрывало, сотканное чьей-то умелой рукой.
Каждая строчка этого стихотворения буквально пронизана свежестью и чистотой, а также восхищением и преклонением перед красотой родного края, который в любое время года не перестает удивлять поэта. Причем, Александр Пушкин не стремится скрывать переполняющие его чувства, как это делали многие его собратья по перу в 19 веке. Поэтому в стихотворении «Зимнее утро» нет вычурности и сдержанности, присущей другим авторам, но при этом каждая строчка пронизана теплотой, изяществом и гармонией. Кроме этого, простые радости в виде санной прогулки доставляют поэту подлинное счастье и помогают в полной мере ощутить все величие русской природу, изменчивой, роскошной и непредсказуемой.
Стихотворение «Зимнее утро» Александра Пушкина по праву считается одним из наиболее красивых и возвышенных произведений поэта. В нем отсутствует так свойственная автору язвительность, нет и привычного иносказания, которое заставляет искать в каждой строчке потаенный смысл. Это произведений – воплощение нежности, света и красоты.
Поэтому неудивительно, что написано оно легким и мелодичным четырехстопным ямбом, к которому Пушкин прибегал довольно часто в тех случаях, когда хотел придать своим стихам особую изысканность и легкость. Даже в контрастном описании непогоды, которое призвано подчеркнуть свежесть и яркость солнечного зимнего утра, нет привычного сгущения красок: снежная буря представлена как мимолетное явление, которое не в состоянии омрачить ожидания нового дня, наполненного величественным спокойствием.
При этом сам автор не перестает удивляться столь разительным переменам, которые произошли всего за одну ночь. Словно бы сама природа выступила в роли укротительницы коварной метели, заставив ее сменить гнев на милость и, тем самым, подарила людям удивительное по красоте утро, наполненное морозной свежестью, скрипом пушистого снега, звенящей тишиной безмолвных снежных равнин и очарованием солнечных лучей, переливающихся всеми цветами радуги в морозных оконных узорах.
Анализ по строфам стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»
Пушкин — стихотворение зимнее утро было написано в 1829 году.
Композиция.
Начало стихотворения — радостное восклицание («Мороз и солнце; день чудесный!»). Затем лирический герой обращается к возлюбленной, называя ее «друг прелестный», «красавица». В «Зимнем утре» последовательно даны два пейзажа. Это вчерашний вечер, когда «вьюга злилась», и восхитительное солнечное утро. По контрасту со вчерашней бурей великолепие зимнего утра ощущается еще сильнее. Очевидно, что прекрасным картинам природы созвучно и настроение лирического героя.
Описание природы
От любования красотой природы поэт переходит к описанию интерьера, к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага. С помощью аллитерации он передает треск дров в печи:
Трещит затопленная печь.
Завершается стихотворение радостным призывом:
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Точные и яркие образы солнечного зимнего утра соединены в стихотворении Пушкина с темой любви. Жизнерадостная картина морозного утра созвучна чувствам влюбленного человека. Все стихотворение пронизано светом, радостным ощущением зимней русской природы. Этот зимний пейзаж легко представить себе зрительно. Голубое небо, ослепительный солнечный свет, искрящийся снежный ковер, виднеющийся вдали типично русский пейзаж.
Повествование в стихотворении ведётся от первого лица, обращение к собеседнику. Поэт выбирает форму диалога с целью передачи интонаций непринуждённого разговора.
Автор стихотворения предстает перед нами добрым, простым. близким народу — диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон.
Образ солнца в стихотворении К. Д. Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце»
Рубрика: Филология, лингвистика
Дата публикации: 15.10.2015 2015-10-15
Статья просмотрена: 15372 раза
Библиографическое описание:
Егорова, А. В. Образ солнца в стихотворении К. Д. Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» / А. В. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 593-595. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22621/ (дата обращения: 25.10.2021).
Стихотворение К. Д. Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» появилось в 1902 году, на рубеже XIX и XX веков. В литературоведении этот период принято именовать «серебряным веком». Серебряный век породил существенные изменения в структуре литературного искусства: именно в это время появляются новые течения, в том числе и символизм.
Символизм — направление в европейском и русском искусстве 1870–1910-х годов, которое сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений [7]. В рамках этого направления, будучи старшим символистом, развивался и творил К. Д. Бальмонт. Одной из составляющих художественной картины мира К. Бальмонта является обращение к природным стихиям, стремление передавать их в символах.
Многие поэты обращались к литературной критике К. Бальмонта: В. Брюсов, М. Цветаева, И. Анненский, З. Гиппиус. Такие литературоведы, как Н. Банников, Л. Озеров занимались изучением его творчества ещё при жизни. Однако, и сегодня, спустя более ста лет, исследования творчества поэта актуальны для литературоведения. Одной из современных тем исследования творчества К. Бальмонта является изучение образа солнца как центрального в его поэзии.
В мировой культуре солнце понимается, в первую очередь, как основная созидательная сила и как центр, сердце, средоточие интуитивного знания, сила чувства и веры, способность ощущать и силу воображения. В языческих верованиях мира солнце воспринимается как верховное божество, как воплощение его всепроникающей власти. Как источник тепла, солнце представляет жизненную силу, страсть, храбрость и вечную молодость. Являясь источником света, солнце символизирует разум и знания. Солнце символизирует жизнь и смерть, а также обновление жизни через смерть. В христианском образном мире восходящее Солнце является символом бессмертия и воскресения [5].
Особый интерес к образу солнца возник на рубеже XIX—XX веков. Тема солнца привлекла А. Белого («Золото в лазури», 1904), М. Горького («Дети солнца», 1905), В. Иванова («Солнце-сердце», 1905–1907), В. В. Маяковского («Солнце», 1923), А. Крученых («Победа над солнцем», 1913) и др.
Своеобразным солнцем символизма, созидающей его силой, было и творчество К. Бальмонта. В. Брюсов высказывался о нём так: «Когда над русской поэзией восходило солнце поэзии Бальмонта, в ярких лучах этого восхода затерялись едва ли не все другие светила…» [8, с. 9]. Для К. Бальмонта поэзия, в целом, представляла собой утонченный способ для выражения чувств и мыслей. Его произведения — это, буквально, богатейшая копилка переменчивых чувств, настроений, «радужная игра» красок мира, поэтому неудивительно, что они настраивают читателя на волну сопереживания, восприятия всей красоты мира.
Как было отмечено ранее, идеалом красоты мира для поэта является солнце, ему посвящено немало возвышенных строк. Бальмонт писал: «Ход вещей этого мира предопределён Солнцем, и ещё в младенческие свои дни я доверчиво предал свой дух этому Высокому Светильнику…» [1, с. 459]. Уже во многих названиях поэтических сборников Бальмонта прослеживается образ солнца: «Будем как солнце. Книга символов» (1903), «Сонеты Солнца, мёда и Луны» (1917, 1921), «Солнечная пряжа. Изборник» (1890–1918), «Светослужение» (1937).
В цикле «Будем как солнце…» 26 стихотворений, в восьми из которых встречается образ солнца: «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце», «Будем как солнце! Забудем о том», «Воздушный храм», «Голос заката», «Рассвет», «Гимн огню», «Двойная жизнь», «С морского дна», «Завет бытия». Но центральным, неслучайно поставленным первым, стихотворением этого сборника, своеобразным дифирамбом солнцу и поэтическим манифестом творчества поэта является стихотворение «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» [6].
Эпиграфом к данному стихотворению служат слова древнегреческого философа Анаксагора [2, с. 10]. Это изречение в качестве анафоры встречается в стихотворении дважды: в первой и последней строфах. Перед Анаксагором открылось величество Вселенной, вобравшей в себя все закономерности жизни, где малое и великое равноценны. У Бальмонта эта космическая стройность воплощена в образе Солнца.
В многозвучной поэзии К. Бальмонта заключается торжество впечатлений, наслаждение от созерцания природных богатств, многоцветье тонких ощущений, сменявшихся зыблющимися душевными состояниями. Лирический герой Бальмонта счастлив, что пришёл в этот мир. Ему дан шанс созерцать «солнце и выси гор», «море и пышный цвет долин». У него есть шанс не просто восхищаться красотой земли, он способен ее воспевать. Таким образом, он служит главному источнику жизни, которым является солнце. Он творит и славит бескрайний мир и этот прекрасный мир принадлежит ему:
Я заключил миры в едином взоре.
Я властелин. [3, с.125]
Солнце в христианской символике является воплощением бессмертия и возрождения. Лирический герой страдал, но «победил холодное забвение», в котором не было солнечного света и тепла. «Холодное забвение» здесь поиск смысла жизни, один из лейтмотивов в творчестве Бальмонта [6]. Для героя Солнце стало источником очищения духа и путем к совершенной жизни, прозрения. Создав свою мечту, герой словно ожил — им разгадан непостижимый замысел мироздания. Человек существует только в данное мгновение, в нем выявляется вся полнота его бытия. Теперь он готов воспевать каждый прожитый миг, ибо в нем истина:
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту свою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою. [3, с.125]
Страдания, трудный поиск истины пробудили мечту лирического героя. Обретя истину, он отдается каждому мгновению и живет в нем в своем творчестве.
В статье «Солнечная сила» Бальмонт писал: «Солнце — гений превращения. И самое, быть может, красивое в Солнце то, что оно умеет ярко говорить через других» [1, с.460]. Как высшая сила, Солнце является источником поэтического вдохновения. Разгадав великий замысел бытия, герой словно перерождается — он посланец солнца в земной мир. Теперь, когда певец свободен от страданий, он осознает мощь и значимость своего слова. Герой рад своему возрождению. Он не желает останавливаться на пути к большему самопознанию, идет все выше и выше и ему нет равных в «певучей силе»:
Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто. [3, с.125]
Солнце служит символом цикла человеческой жизни. Лирический герой не огорчается уходу солнца, его не страшит ночная тьма. Певец считает, что восхвалять в своих песнях солнце — его жизненное предназначение. Он поет для солнца даже «в предсмертный час». Он знает, что настанет новый день и возникнет новая жизнь. «Всякое разрушение ведёт лишь к новому творчеству» [1, с. 460], — писал Бальмонт. Лирический герой понимает, что человек часть безграничного мироздания, в нём сокрыта солнечная сила: из её сочетаний добра и зла он извлекает свою мысль и мечту, создаёт гармонию из хаоса [1, с. 456]. И даже если символ жизни погаснет, и Вселенная в привычном образе перестанет существовать, Певец сможет возродить мир собственным творчеством, полным энергии, чистоты и света.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,
А если день погас,
Я буду петь. Я буду петь о Солнце
В предсмертный час! [3, с.125]
Таким образом, стихотворение К. Д. Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» раскрывает лирическое сознание поэта, важной частью которого является поиск человеческого предназначения, его места во Вселенной и, главное, смысла жизни.
К. Бальмонту удавалось угадывать истинную сущность каждого мгновения, он понимал, что от «самого ничтожного есть переход к самому великому» [4]. В данном стихотворении образ солнца как символ жизни и истинного знания помогает осуществить лирическому герою этот переход. Эти мгновения присутствуют в жизни каждого человека. Именно на это поэт хотел обратить внимание читателей.
Солнце является главным символом многих стихотворений поэта. Этот образ в творчестве Бальмонта во многом соответствует мировому символическому пониманию солнца, в первую очередь, как источника разума, цикла человеческой жизни и возрождения. Солнечная сила представляется как прозрение и вдохновение, что является важным для автора.
Образ, созданный Бальмонтом, ориентирован не столько на земное восприятие дневного светила, сколько на понимание высшей созидательной силы. Символ направлен в просторы космоса, в вечность. Солнце может видеть всю Вселенную, оно есть сердце мироздания, с которым связан и сам человек.
Солнце русской поэзии и Наше всё. Контексты
В русском языке есть как минимум два устойчивых словосочетания, рожденные еще в девятнадцатом веке и ярко свидетельствующие о том месте, которое определил Пушкину народ устами своих лучших людей.
Одно из этих словосочетаний – Солнце русской поэзии – появилось в обстоятельствах трагических, на следующий день после смерти Поэта, в «Литературных прибавлениях к Русскому инвалиду («Русский инвалид» издававшаяся в те времена с Санкт-Петербурге официальная газета Военного министерства).
Контекст, в котором возникло это выражение являл собой, в некотором смысле, извещение о смерти. Вот как оно выглядело, это извещение: «Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! Наш поэт! Наша радость, наша народная слава. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть! 29 января 2 ч. 45 м пополудни».
Извещение не было подписано, его автором традиционно считался сам редактор «Литературных прибавлений» Андрей Александрович Краевский. Извещение вызвало гнев министра народного просвещения С. С. Уварова. Краевский был вызван к председателю Петербургского цензурного комитета, который довёл до него недовольство министра: «К чему эта публикация о Пушкине. Но что за выражения! „Солнце поэзии!“ Помилуйте, за что такая честь. »
Время всё расставило по своим местам, и Уварова мы теперь помним не столько потому что он был автором теории официальной народности – государственной идеологии Российской империи в период царствования Николая I, сколько потому что проявил недовольство выражением «солнце поэзии» и попал на острый язык многих российских пушкиноведов и в соответствующие анналы.
Второе словосочетание – Пушкин – наше всё – появилось чуть более, чем через 20 лет после первого, в 1859 году, в знаменитой в своё время работе «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. Статья первая. Пушкин». Автор – Аполлон Александрович Григорьев, выдающийся русский поэт, литературный и театральный критик, переводчик, мемуарист, идеолог почвенничества, автор ряда популярных песен и романсов.
Обратимся к небольшому фрагменту статьи Аполлона Григорьева.
« . Вопрос о Пушкине мало подвинулся к своему разрешению со времен “Литературных мечтаний” («Литературные мечтания», как мы помним, известная статья неистового Виссариона Григорьевича Белинского), — а без разрешения этого вопроса мы не можем уразуметь настоящего положения нашей литературы. Одни хотят видеть в Пушкине отрешенного художника, веря в какое-то отрешенное, не связанное с жизнию и не жизнию рожденное искусство, — другие заставили бы жреца “взять метлу” и служить их условным теориям. Лучшее, что было сказано о Пушкине в последнее время, сказалось в статьях Дружинина , но и Дружинин взглянул на Пушкина только как на нашего эстетического воспитателя». (Александр Васильевич Дружинин — русский писатель, литературный критик, переводчик Байрона и Шекспира, инициатор создания Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным, современник Аполлона Григорьева).
И тут начинается главное. «А Пушкин — наше все: Пушкин — представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, — все то, что принять следует, отбрасывавший все, что отбросить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, — образ, который мы долго еще будем оттенять красками». Конец цитаты.
Таковы исторические контексты, в которых родились великие словосочетания, в коих доныне живет народное представление о нашем национальном гении.