0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие о классицизме как литературном направлении темы и образы поэзии державина

Державин и классицизм

Творчество Державина глубоко противоречиво. «Кумир Державина — 1/4 золотой, 3/4 — свинцовый»,[131] писал Пушкин Александру Бестужеву. Эта же мысль, но с массой примеров, содержится в известной статьеБелинского «Сочинения Державина». «В поэзии Державина, — указывал критик, — явились впервые яркиевспышки истинной поэзии, местами даже проблески художественности. и вместе с тем, поэзия Державина удержала дидактический и риторический характер. который сообщен ей поэзиею Ломоносова».[132] Отмеченная Пушкиным и Белинским двойственность художественной манеры Державина объясняется тем, что он еще связан с классицизмом и широко пользуется его поэтическими средствами. Но творчество Державина принадлежит позднему классицизму, Он доводит это направление до его вершин и вместе с тем взрывает изнутри, открывая в литературе новые, неизвестные пути, которые объективно вели к романтизму и реализму. О связи Державина с классицизмом свидетельствует следующие факты. Своими учителями он с гордостью называет Ломоносова и Сумарокова. Ведущим жанром поэзии Державина была ода в разновидностях, предложенных Ломоносовым: победно-патриотическая, похвальная, духовная» анакреонтическая. От одической поэзии классицизма Державин унаследовал риторичность, т. е. многословие, рассудочность, напряженный и не всегда согретый глубоким чувством ораторский пафос. Оды его по количеству стихов иногда приближаются к поэмам XIX в., но не по содержанию, а вследствие чисто словесного изобилия. Принцип — словам тесно, а мыслям просторно — еще не известен Державину. В его одах наличествует дидактический элемент. Поэт не повествует, а поучает, хвалит или осуждает героев в духе своих гражданских представлений. Эту установку он в ряде случаев специально подчеркивает: «Хочу достоинства я чтить. » (С.211) или «Я славить мужа днесь избрал. » (С. 241). Основная мысль произведения часто выносится Державиным в конец и, наподобие басенной морали, завершает его: «Счастье нам прямое // Жить с нашей совестью в покое» (С. 206) («Мой истукан») или «Умеренность есть лучший пир» (С. 225) («Приглашение к обеду»).

Бытовые факты, военные, политические события многократно выступают у Державина не в их истинном виде, а заменяются условными, аллегорическими образами. Например, если надо сказать: подул северный ветер, поэт пишет: «Спустил седой Эол Борея // С цепей чугунных из пещер» (С. 121) («Осень во время осады Очакова»). В той же оде победы русских войск во главе с Потемкиным над Турцией предстают в виде следующей аллегории:

Российский только Марс, Потемкин.

. Полков, водимых им, орел

Над древним царством Митридата

Летает и темнит луну (С. 122).

Многие из этих аллегорий поэт вынужден был сам раскрывать в специальных Объяснениях», написанных им в конце жизни. Так, в оде «На умеренность» Державин пишет:

Пускай Язон с Колхиды древней

Златое сбрил себе руно,

Крез завладел чужой деревней,

Марс откуп взял, — мне все равно. (С. 192).

Каждый из образов этого отрывка, как указывает сам Державин, следует понимать следующим образом: под Язоном подразумевается Потемкин, получавший большие доходы с завоеванного Крыма. Под Крезом — отец Платона Зубова, нечестным путем округливший свои владения, под Марсом — крупные военачальники Ю. В. Долгоруков и Н. И. Салтыков, содержавшие винные откупа.

И вместе с тем, не объявляя классицизму войны и даже называя своими учителями лучших его представителей, Державин почти в каждом произведении в большей или меньшей степени нарушает его нормы. Так, например, он уже не придерживается строгого разграничения высоких и низких жанров, изящной и грубой действительности. В его стихотворения, как это было в «Фелице» и «Вельможе», вошли и хвалебные и обличительные начала. Прежний барьер между одой и сатирой оказался разрушенным. Державин предвосхищал одну из черт политической лирики поэтов-декабристов, Пушкина, Лермонтова, в которой наличествовали и похвала и осуждение. В связи с этим сам термин «ода» теряет у Державина свое прежнее жанровое значение и становится синонимом слова «стихотворение».

В одном и том же произведении Державин может сказать высоким слогом: «Для возлюбивших правду глаз // Лишь добродетели прекрасны, // Они суть смертных похвала» (С. 212) — и тут же, в следующей строфе почти басенные стихи: «Осел останется ослом, // Хотя осыпь его звездами. » (С. 212) («Вельможа»). «Выразительность каждой детали, а не ученое построение рационального единства — таков закон поэзии Державина»,[133] — говорит Г. А. Гуковский.

Принципиально новым стало в поэзии Державина и изображение самой действительности. Натура Державина, по словам Белинского, была артистической, художественной. Биографы поэта неоднократно указывали на его интерес к живописи. Его рисунки и чертежи были замечены еще в гимназии М. И. Веревкиным. В своих стихах он неоднократно обращается к художникам и скульпторам — к французскому ваятелю Рашету, к немецкой художнице — Анжелике Кауфман, к итальянскому живописцу Тончию. В оде «Видение мурзы» образ Фелицы — точное воспроизведение портрета Екатерины II, написанного Левицким.

Живописное начало широко представлено в поэзии Державина, Он великолепно передает цвет и форму изображаемых им явлений средствами поэтической речи. К Державину как нельзя лучше подходит выражение «художник слова». Он любит красочные эпитеты. В оде «Осень во время осады Очакова» он пишет: «Уже румяна осень носит // Снопы златые на гумно» (С. 121). В стихотворении, «Развалины» Екатерина II на прогулке смотрит «. на станицу сребробоких ей милых сизых голубков // Или на пестрых краснооких // Ходящих рыб среди прудов» (С. 263). Он заворожен красками появившейся радуги: «Пурпур, лазурь, злато, багрянец, // С зеленью тень слиясь с серебром» (С. 314). Если простые эпитеты бессильны передать богатство красок, он обращается к сложным. Его родственница юная Параша Бакунина — «сребро-розова лицом» (С. 275), у поэтессы Сафо — «бело-румяные персты» и «черно-огненный взор» (С. 209). В отдельных случаях его эпитеты могут состоять из трех слов — «лазурно-сизы-бирюзовы» (С. 232) перья павлина. Описание обеденного стола превращается в мастерски выполненный натюрморт, где каждое кушанье радует глаз своими красками:

Багряна ветчина, зелены щи с желтком,

Румяножелт пирог, сыр белый, раки красны,

Что смоль, янтарь — икра, и с голубым пером

Там щука пестрая — прекрасны! (С. 329).

То же самое — в стихотворении «Приглашение к обеду»:

Шекснинска стерлядь золотая,

Каймак и борщ уже стоят;

Вкрафинахвина, пунш, блистая

То льдом, то искрамиманят (С. 223).

Державин стремится передать не только краски, но и пластические формы. Лань в оде «Водопад» «идет робко чуть ступает. / Рога на спину преклоняет и быстро мчится меж дерев» (С. 179). Совершенно другая осанка у коня: «Крутую гриву, жарку морду // Подняв, храпит, ушми прядет» (С. 179). В стихотворении «Русские девушки» мастерски описана пляска под названием «бычок». Ее исполнительницы «. склонясь главами, ходят, // Башмаками в лад стучат, // Тихо руки, взор поводят, // И плечами говорят» (С. 280). Так, преодолевая условный, аллегорический язык классицистической поэзии, Державин вышел в своих стихах к реальному миру. Это было огромным завоеванием, открывавшим дорогу к реализму, но это не был еще сам реализм, поскольку речь еще шла лишь о перенесении в поэзию множества отдельных конкретных фактов. Дальнейшие успехи русской поэзии были связаны с мастерством художественного обобщения, с типизацией, которыми овладели другие поэты, в первую очередь Пушкин.

Новаторство Державина проявилось также и в том, что в его творчестве впервые в русской литературе нашли отражение личность поэта и факты его биографии. В русском классицизме второй трети XVIII в. общественная тематика почти полностью заслонила авторское, биографическое начало. При решении огромных государственных задач изображение частной жизни поэта казалось незначительным и даже ненужным. Поэтому поэзия Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова не дает почти никаких сведений о самом поэте и его домашнем окружении. Но в конце века соотношение государственного и личного начал в литературе резко изменилось, и для этого были веские причины.

К середине XVIII в. процесс централизации и укрепления русского государства был завершен. На очереди стояла демократизация общества: отмена крепостного права, смягчение законов. Решить эти задачи самодержавное правительство было не в силах. Государство все более и более ощущается как начало, враждебное человеку, за права которого стала бороться просветительская литература. В связи с этим государственная тематика теряет былой ореол и уступает место личному началу. Одним из проявлений этой тенденции и была автобиографическая лирика Державина, открывавшая пути к субъективному началу и к романтизму.

В отличие от своих предшественников, Державин твердо убежден в том, что автор и его личная жизнь могут быть предметом поэзии, и смело вводит эту тему в свое творчество. В стихотворении «Прогулка в Царском селе» перед читателем предстает молодой Державин, счастливый супруг, катающийся в «лодочке» со своей женой Екатериной Яковлевной Бастидон, которую он называет Пленирой. Несколькими годами позже в стихах «На смерть Катерины Яковлевны» безутешный вдовец горестно оплакивает ее внезапную кончину. Эту печаль не в силах рассеять и новая женитьба на Дарье Александровне Дьяковой (Милене), о чем он говорит в стихотворении «Призывание и явление Плениры». В послании «К Анжелике Кауфман», известной немецкой художнице, дан выразительный портрет Милены — «белокурой», «возвышенной станом», «с гордым несколько челом» (С. 222). О своей внешности — «в сединах», «с лысиной» — уже престарелый поэт сообщил в послании «Тончию», итальянскому живописцу, автору одного из портретов Державина. О вспыльчивом, бескопромиссном характере поэта — «горяч и в правде чёрт» (С. 273) — мы узнаем из стихотворения «К самому себе».

Биографическая тема особенно широко представлена в позднем творчестве Державина, в годы, наступившие после неудач на служебном поприще. Оскорбленный поэт отстаивает свое человеческое достоинство. Особенно характерно в этом плане стихотворение «Евгению. Жизнь Званская», адресованное другу поэта Евгению Болховитинову, епископу Хутынского монастыря, расположенного неподалеку от имения поэта в Званке. Поэт устал от обременительной службы при дворе. Его тянет в деревню, на покой:

Блажен, кто менее зависит от людей,

Читать еще:  Каких поэтов вдохновляла поэзия соловьева

Свободен от долгов и от хлопот приказных,

Не ищет при дворе ни злата, ни честей

И чужд сует разнообразных! (С. 326).

Большую часть стихотворения занимает описание привольной жизни поэта. Это образец усадебной дворянской идиллии, в которой неспешно и вдохновенно рассказывается о тех радостях, которые доставляет Державину его пребывание в деревне. Распорядок дня определяют такие приятные занятия, как утренняя прогулка по саду, чаепитие за круглым столом с неспешным разговором о деревенских новостях. В идиллическом плане изображена и крестьянская жизнь. В Званке есть больница для крепостных и врач каждое утро докладывает барину о «вреде» и «здоровье» больных.

Возникает естественный вопрос, как согласовать эти факты с картинами помещичьего произвола, изображенными Фонвизиным и Радищевым. Кто из писателей более прав? Кто ближе к истине? Нет никаких оснований заподозрить Державина в умышленном приукрашивании крестьянской жизни. Он действительно был добрым человеком и гуманным помещиком, но то, что происходило в Званке, — исключение, а то, о чем писали Фонвизин и Радищев, — правило. Поэтому судить о положении крепостного крестьянина в России XVIII в. все-таки приходится не по стихотворению Державина, а по комедии Фонвизина и книге Радищева.

Понятие о классицизме как литературном направлении. Темы и образы поэзии Г.Р. Державина.

u0412 u0438u0441u0442u043eu0440u0438u0438 u0440u0443u0441u0441u043au043eu0439nu043bu0438u0442u0435u0440u0430u0442u0443u0440u044b u0432u043eu0441u0435u043cu043du0430u0434u0446u0430u0442u043eu0433u043e u0432u0435u043au0430 u0413u0430u0432u0440u0438u00adu0438u043b u0420u043eu043cu0430u043du043eu0432u0438u0447 u0414u0435u0440u0436u0430u0432u0438u043d u0437u0430u043du0438u043cu0430u0435u0442 u043eu0441u043eu0431u043eu0435nu043cu0435u0441u0442u043e.u00a0 nn

u041eu0434u0430 u2014 u043eu0434u0438u043d u0438u0437 u0436u0430u043du0440u043eu0432nu043bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au043eu0439 u043fu043eu044du0437u0438u0438, u0448u0438u0440u043eu043au043e u0440u0430u0441u043fu0440u043eu0441u0442u0440u0430u043du0438u0432u0448u0438u0439u0441u044f u0432 u043fu043eu0440u0443 u0433u043eu0441u043fu043eu0434u0441u0442u0432u0430 u043bu0438u0442u0435u0440u0430u0442u0443u0440u043du043eu0433u043enu043du0430u043fu0440u0430u0432u043bu0435u043du0438u044f u043fu043eu0434 u043du0430u0437u0432u0430u043du0438u0435u043c u00abu043au043bu0430u0441u0441u0438u0446u0438u0437u043cu00bb. u0422u0435u0440u043cu0438u043d u00abu043au043bu0430u0441u0441u0438u0446u0438u0437u043cu00bb u043fu0440u043eu0438u0437u043eu0448u0435u043b (u043eu0442nu043bu0430u0442u0438u043du0441u043au043eu0433u043e u0441u043bu043eu0432u0430 classicus, u0447u0442u043e u0437u043du0430u0447u0438u0442 u00abu043eu0431u0440u0430u0437u0446u043eu0432u044bu0439u00bb. u0412 u043eu0441u043du043eu0432u0435 u044du0442u043eu0433u043enu043bu0438u0442u0435u0440u0430u0442u0443u0440u043du043eu0433u043e u043du0430u043fu0440u0430u0432u043bu0435u043du0438u044f u043bu0435u0436u0430u043bu0438 u0438u0434u0435u0438 u043fu0440u043eu0441u0432u0435u0442u0438u0442u0435u043bu0435u0439, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u043du0430 u043fu0435u0440u0432u043eu0435 u043cu0435u0441u0442u043e u0432nu0436u0438u0437u043du0438 u0441u0442u0430u0432u0438u043bu0438 u0434u043eu0441u0442u0438u0436u0435u043du0438u044f u0440u0430u0437u0443u043cu0430, u0430 u0446u0435u043bu044cu044e u0447u0435u043bu043eu0432u0435u0447u0435u0441u043au043eu0439 u0434u0435u044fu0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438 u0441u0447u0438u0442u0430u043bu0438nu0441u0442u0440u0435u043cu043bu0435u043du0438u0435 u043a u0438u0434u0435u0430u043bu0443. u041eu043au0440u0443u0436u0430u044eu0449u0438u0439 u043cu0438u0440 u043du0435 u0441u043eu043eu0442u0432u0435u0442u0441u0442u0432u0443u0435u0442 u0438u0434u0435u0430u043bu0443. u041eu043d u0434u043eu043bu0436u0435u043d u0431u044bu0442u044cnu043fu0440u0435u043eu0431u0440u0430u0436u0435u043d u0432 u043du0443u0436u043du043eu043c u0434u043bu044f u043fu0438u0441u0430u0442u0435u043bu044f u043du0430u043fu0440u0430u0432u043bu0435u043du0438u0438. u0421u043eu043eu0442u0432u0435u0442u0441u0442u0432u0435u043du043du043e, u0438 u0433u0435u0440u043eu044fu043cu0438nu043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0439 u043au043bu0430u0441u0441u0438u0446u0438u0441u0442u043eu0432 u043cu043eu0433u043bu0438 u0431u044bu0442u044c u043du0435 u0440u044fu0434u043eu0432u044bu0435 u043bu044eu0434u0438, u0430 u0442u0435, u0432 u0447u044cu0438u0445 u0434u0435u044fu043du0438u044fu0445 u044du0442u043enu0441u0442u0440u0435u043cu043bu0435u043du0438u0435 u043a u0438u0434u0435u0430u043bu0443 u043fu0440u043eu044fu0432u043bu044fu043bu043eu0441u044c u043du0430u0438u0431u043eu043bu0435u0435 u044fu0440u043au043e. u0422u043e u0435u0441u0442u044c u0432 u043fu0435u0440u0432u0443u044e u043eu0447u0435u0440u0435u0434u044cnu0432u043bu0430u0441u0442u0438u0442u0435u043bu0438, u0446u0430u0440u0438. nn

u041eu0434u0430 u0414u0435u0440u0436u0430u0432u0438u043du0430, u043du0430u043fu0438u0441u0430u043du043du0430u044f u0432 1782 u0433u043eu0434u0443, u0438u043cu0435u0435u0442nu0441u0443u0449u0435u0441u0442u0432u0435u043du00adu043du044bu0435 u0445u0443u0434u043eu0436u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du044bu0435 u043eu0441u043eu0431u0435u043du043du043eu0441u0442u0438, u043eu0442u043bu0438u0447u0430u044eu0449u0438u0435 u0435u0435 u043eu0442 u043au043bu0430u0441u0441u0438u00adu0447u0435u0441u043au043eu0439nu043bu043eu043cu043eu043du043eu0441u043eu0432u0441u043au043eu0439 u0442u043eu0440u0436u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0439 u043eu0434u044b. u0423 u041bu043eu043cu043eu043du043eu0441u043eu0432u0430 u0438u043cu043fu0435u0440u0430u0442u0440u0438u0446u0430 u043fu0440u0435u0434u0441u0442u0430u0435u0442 u043fu0435u0440u0435u0434nu0447u0438u0442u0430u0442u0435u043bu0435u043c u0432 u0441u0432u043eu0435u043c u00abu0431u043eu0436u0435u0441u0442u0432u0435u043du00adu043du043eu043cu00bb u043au0430u0447u0435u0441u0442u0432u0435 u2014 u043au0430u043a u043fu043eu043cu0430u0437u0430u043du043du0438u0446u0430 u0411u043eu0436u0438u044f. u0418 u043fu0440u0438 u044du0442u043eu043cnu043bu0438u0448u0435u043du0430 u043au0430u043au0438u0445-u043bu0438u0431u043e u0438u043du0434u0438u0432u0438u0434u0443u0430u043bu044cu043du044bu0445, u043bu0438u0447u043du043eu0441u0442u043du044bu0445 u0447u0435u0440u0442. u041fu043eu044du0442 u0432u043eu0441u043fu0435u0432u0430u0435u0442 u0438u043cu043fu0435u0440u0430u0442u0440u0438u0446u0443,nu0432u043eu0437u043du043eu0441u044f u0445u0432u0430u043bu044b u0435u0435 u0433u043eu0441u0443u0434u0430u0440u0441u0442u0432u0435u043du043du044bu043c u0434u0435u044fu043du0438u044fu043c. nn

u0414u0435u0440u0436u0430u0432u0438u043du0441u043au0438u0439 u043fu043eu0434u0445u043eu0434 u043a u0430u0434u0440u0435u0441u0430u0442u0443 u0441u0432u043eu0435u0433u043e u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044fnu0431u043eu043bu0435u0435 u0440u0430u0437u043du043eu0441u0442u043eu0440u043eu043du0435u043d. u041du0430u0437u044bu0432u0430u044f u0415u043au0430u0442u0435u0440u0438u043du0443 u00abu0431u043eu0433u043eu043fu043eu0434u043eu0431u043du043eu0439 u0446u0430u00adu0440u0435u0432u043du043eu0439u00bb, u043fu043eu044du0442 u0432 u0442u043e u0436u0435nu0432u0440u0435u043cu044f u0438u0437u043eu0431u0440u0430u0436u0430u0435u0442 u0435u0435 u0432 u0440u0430u0437u043du044bu0445 u0440u0430u043au0443u0440u0441u0430u0445, u0447u0442u043e u0434u0435u043bu0430u0435u0442 u043eu0431u0440u0430u0437 u0438u043cu043fu0435u0440u0430u0442u0440u0438u0446u044b u0436u0438u0432u044bu043c u0438nu043fu0440u0438u0431u043bu0438u0436u0435u043du043du044bu043c u043a u0447u0438u00adu0442u0430u0442u0435u043bu044e. u0411u043eu043bu0435u0435 u0442u043eu0433u043e, u043eu0434u0430 u0414u0435u0440u0436u0430u0432u0438u043du0430, u043fu0440u0438 u043bu0435u0433u043au043eu0439 u0441u0430u0442u0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au043eu0439nu043du0430u043fu0440u0430u0432u043bu0435u043du043du043eu0441u0442u0438, u043eu0442u043bu0438u0447u0430u0435u0442u0441u044f u0448u0443u0442u043bu0438u0432u044bu043c u0442u043eu043du043eu043c, u043fu0440u0438u0431u043bu0438u0436u0435u043du043du044bu043c u043a u043eu0431u044bu0434u0435u043du043du043eu0441u0442u0438nu043cu0430u0442u0435u0440u0438u0430u043bu043eu043c, u043eu0431u0438u043bu044cu043du044bu043c u0438u0441u043fu043eu043bu044cu0437u043eu0432u0430u043du0438u0435u043c u0432u044bu0440u0430u00adu0436u0435u043du0438u0439 u0438u0437 u043fu043eu0432u0441u0435u0434u043du0435u0432u043du043eu0439 u0440u0435u0447u0438. nn

u0423u0436u0435 u0441u0430u043cu043e u043du0430u0437u0432u0430u043du0438u0435 u043eu0434u044b u043du043eu0441u0438u0442 u0448u0443u0442u043bu0438u0432u044bu0439 u043eu0442u0442u0435u043du043eu043a.nu0418u0441u043fu043eu043bu044cu00adu0437u0443u044f u0435u0433u043e, u043fu043eu044du0442 u043au0430u043a u0431u044b u043du0430u043cu0435u043au0430u0435u0442 u043cu043eu043du0430u0440u0445u0438u043du0435 u043e u0442u043eu043c, u0447u0442u043e u043eu043du0430 u0438 u0441u0430u043cu0430 u0438u043cu0435u0435u0442nu043eu0442u043du043eu0448u0435u043du0438u0435 u043a u043bu0438u0442u0435u0440u0430u0442u0443u0440u043du043eu043cu0443 u0442u0432u043eu0440u0447u0435u0441u0442u0432u0443. u0422u0430u043au0438u043c u043eu0431u0440u0430u0437u043eu043c, u043du0430u0440u044fu0434u0443 u0441u043e u0432u0441u0435u043cu0438 u043fu0440u0438u0437u043du0430u043au0430u043cu0438nu043au043bu0430u0441u0441u0438u0447u0435u0441u043au043eu0439 u043eu0434u044b, u0432 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u00adu043du0438u0438 u0432u043eu0437u043du0438u043au0430u044eu0442 u044du043bu0435u043cu0435u043du0442u044b u0434u0440u0443u0436u0435u0441u043au043eu0433u043e u043fu043eu0441u043bu0430u043du0438u044f.nu0415u043au0430u0442u0435u0440u0438u043du0430, u043au0430u043a u0438u0437u0432u0435u0441u0442u043du043e, u0437u0430u043du0438u043cu0430u043bu0430u0441u044c u0441u043eu0447u0438u043du0438u0442u0435u043bu044cu0441u0442u0432u043eu043c. u041eu0434u043du0438u043c u0438u0437 u0435u0435 u043bu0438u0442u0435u00adu0440u0430u0442u0443u0440u043du044bu0445nu043eu043fu044bu0442u043eu0432 u0441u0442u0430u043bu0430 u00abu0421u043au0430u0437u043au0430 u043e u0446u0430u0440u0435u0432u0438u0447u0435 u0425u043bu043eu0440u0435u00bb, u043au043eu0442u043eu0440u0443u044e u043eu043du0430 u043du0430u043fu0438u0441u0430u043bu0430 u0434u043bu044f u0441u0432u043eu0435u0433u043e u0432u043du0443u043au0430 u2014nu0431u0443u0434u0443u0449u0435u0433u043e u0438u043cu043fu0435u0440u0430u0442u043eu0440u0430 u0410u043bu0435u043au0441u0430u043du00adu0434u0440u0430 u041fu0435u0440u0432u043eu0433u043e. u0418u043cu044f u0433u0435u0440u043eu0438u043du0438 u043eu0434u044b u00abu0424u0435u043bu0438u0446u0430u00bb, u0447u0442u043e u0432nu043fu0435u0440u0435u0432u043eu0434u0435 u043eu0437u043du0430u00adu0447u0430u0435u0442 u00abu0441u0447u0430u0441u0442u043bu0438u0432u0430u044fu00bb, u0442u0430u043au0436u0435 u0437u0430u0438u043cu0441u0442u0432u043eu0432u0430u043du043e u043fu043eu044du0442u043eu043c u0438u0437 u044du0442u043eu0439 u0441u043au0430u0437u043au0438. u0422u0430u043anu0432 u0435u0433u043e u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0438 u0432u043eu0437u043du0438u043au0430u0435u0442 u0438u0433u0440u043eu0432u043eu0439 u044du043bu0435u043cu0435u043du0442, u043fu0440u0438u0434u0430u044eu0449u0438u0439 u043du0435u043au0438u0439 u043du0435 u0432u043fu043eu043bu043du0435nu043eu0444u0438u0446u0438u0430u043bu044cu043du044bu0439 u0445u0430u0440u0430u043au0442u0435u0440 u0432u0441u0435u0439 u043eu0434u0435. u041fu0440u0438u0447u0435u043c u0414u0435u0440u00adu0436u0430u0432u0438u043d u043du0435 u0441u043eu043cu043du0435u0432u0430u0435u0442u0441u044f, u0447u0442u043e u0438u043cu043fu0435u0440u0430u0442u0440u0438u0446u0430nu043du0435 u0442u043eu043bu044cu043au043e u043du0435 u0431u0443u0434u0435u0442 u043du0430 u043du0435u0433u043e u0432 u043eu0431u0438u0434u0435, u043du043e u0438 u043fu043e u0434u043eu0441u0442u043eu0438u043du0441u0442u0432u0443 u043eu0446u0435u043du0438u0442 u0442u0430u043au043eu0439 u0434u0438u0430u043bu043eu0433nu0434u0432u0443u0445 u0440u0430u0432u00adu043du043eu043fu0440u0430u0432u043du044bu0445 u0441u043bu0443u0436u0438u0442u0435u043bu0435u0439 u043cu0443u0437. u0418u0437 u0442u043eu0433u043e u0436u0435 u0438u0433u0440u043eu0432u043eu0433u043e u0440u044fu0434u0430 u0438 u0438u043cu0435u043du043eu00adu0432u0430u043du0438u0435 u0441u0435u0431u044fnu0438 u0441u0430u043du043eu0432u043du0438u043au043eu0432 u0424u0435u043bu0438u0446u044b u043cu0443u0440u0437u0430u043cu0438. u0414u043bu044f u0414u0435u0440u0436u0430u0432u0438u043du0430 u0442u0443u0442 u043fu0440u0438u0441u0443u0442u0441u0442u0432u0443u0435u0442 u0438nu0430u0432u0442u043eu0431u0438u043eu0433u0440u0430u0444u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u043cu043eu043cu0435u043du0442, u0442u0430u043a u043au0430u043a u0441u0430u043c u043eu043d u0432u0435u043b u0441u0432u043eu044e u0440u043eu0434u043eu0441u043bu043eu0432u043du0443u044e u043eu0442 u0442u0430u0442u0430u0440u0441u043au043eu0433u043e u043au043du044fu0437u044fn(u043cu0443u0440u0437u044b) u0411u0430u0433u0440u0438u043cu0430, u0441u043bu0443u00adu0436u0438u0432u0448u0435u0433u043e u0432u0435u043bu0438u043au043eu043cu0443 u043cu043eu0441u043au043eu0432u0441u043au043eu043cu0443 u043au043du044fu0437u044e u0412u0430u0441u0438u043bu0438u044e u0422u0435u043cu043du043eu043cu0443.u041eu0434u043du0430u043au043enu0448u0443u0442u043bu0438u0432u044bu0439 u0442u043eu043d u0438 u0438u0433u0440u043eu0432u043eu0435 u043eu0431u0440u0430u043cu043bu0435u043du0438u0435 u043du0435 u043bu0438u0448u0430u044eu0442 u043eu0434u0443 u0435u0435 u043eu0441u043du043eu0432u043du043eu0433u043e u0445u0432u0430u043bu0435u0431u043du043eu0433u043e u0441u043cu044bu0441u043bu0430.nu0412u0435u0440u043eu044fu0442u043du043e, u0438u043cu0435u043du043du043e u043fu043eu044du0442u043eu00adu043cu0443 u0438u043cu043fu0435u0440u0430u0442u0440u0438u0446u0430 u0431u043bu0430u0433u043eu0441u043au043bu043eu043du043du043e u043eu0442u043du0435u0441u043bu0430u0441u044c u043a u0448u0443u0442u043eu0447u043du043eu043cu0443nu0445u0430u0440u0430u043au00adu0442u0435u0440u0443 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f. «>]» data-test=»answer-box-list»>

Конспект урока по литературе на тему «Г.Р. Державин как представитель русского классицизма.» (9 класс)

План-сценарий урока

Учителя русского языка и литературы

Тема: Г.Р. Державин как представитель русского классицизма.

Развивающие

— способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, делать необходимые выводы;

— обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли;

— обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов;

— способствовать развитию логического мышления;

— способствовать развитию умения анализа поэтического текста.

Воспитательные

— обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся;

— обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;

— способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;

Образовательные

— организация деятельности учащихся по расширению области их знаний о Г.Р. Державине, как представителе русского классицизма.

-работа с учебником, с текстом произведения;

-запись в тетради;

Оборудование:

Тип урока: комбинированный.

2.Подготовка к восприятию;

Садитесь на свои места.

-подготовка к учебной деятельности

— самостоятельно организовывать свое рабочее место;

— планировать свою деятельность в соответствии с

— настраивать себя на продуктивную работу;

— самостоятельно организовывать свое рабочее место в

соответствии с целью выполнения заданий;

— планировать учебное сотрудничество с учителем и

— слушать собеседника и понимать речь других;

— строить устное высказывание в соответствии с

Подготовка к восприятию

Вашим домашним заданием было подготовить рассказ или презентацию о жизни и творчестве Г.Р. Державина.

Давайте послушаем ваши доклады.

Спасибо за рассказ и ваши дополнения!

Один доклад слушаем полностью, остальные ребята добавляют.

— Самоопределение (мотивация учения).

-планировать свою деятельность на уроке;

— определять последовательность действии на уроке;

— принимать и сохранять учебную задачу.

— ориентироваться в своей системе знаний.

-слушать и понимать речь других.

Аналитическая беседа

Теперь давайте обратимся к творчеству Державина, в частности к стихотворению «Властителям и судиям».

История создания

Стихотворение является вольным переводом одного из псалмов, который Державин дополнил собственным возмущением по поводу власть придержащих. Написано оно было в 1870 году и, после больших усилий со стороны поэта, все же опубликовано – в газете “Санкт-Петербургский Вестник”.

Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, который на протяжении многих лет занимал достаточно высокие должности. И такая деятельность показала ему все недостатки управленческой системы в Российской империи – а их было много. За годы своей службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что системе необходимы кардинальные перемены – эта мысль и была им выражена в стихотворении “Властителям и судиям”. Таким образом, история создания этого стихотворения тесно связана с историческими и политическими реалиями его времени.

Несмотря на то, что Державин был убежденным монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которая вообще-то благоволила поэту, как революционный призыв. И, несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи свержения существующего строя, просто высказывая накопившуюся горечь по поводу царящей несправедливости, в дальнейшем заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.

Г.Р. Державин следует традиции, заложенной еще М.В. Ломоносовым: каждое четверостишие написано правильным четырехстопным ямбом. Поэт нигде не отступает от высокого стиля.

Выразительное чтение 1 четверостишия Г.Р. Державина.

Какое прилагательное ставит Г.Р. Державин рядом со словом богов?

Цари и сильные мира сего уподоблялись богам. Почему Державин поставил слово земные рядом со словом боги?

Чем обеспокоен поэт?

Выразительное чтение 2 и 3 четверостиший.

Какова интонация 2 и 3 четверостиший?

Внимают ли вельможи обращениям автора?

Выразительное чтение 4 четверостишия.

Почему Г.Р. Держании употребляет в данном четверостишии слова мздою, злодействы, неправдой?

Какие картины возникают в вашем воображении при чтении этих строчек: «Злодействы землю потрясают, // Неправда зыблет небеса»?

Найдите в данном четверостишии восклицания, объясните их роль.

Выразительное чтение 5 четверостишия.

Что противопоставлено в данном четверостишии?

Кто, по мнению Державина, является олицетворением государства?

Возвышает его поэт или нет?

Почему не возвышает?

Выразительное чтение 6 четверостишия.

Каков смысл сравнений «как с древ увядший лист падет», «как ваш последний раб умрет»?

Выразительное чтение 7 четверостишия.

Какие слова противопоставлены по смыслу в 7 строфе?

Лексическая работа.

Объяснить значение слов: правый, лукавый.

Каков смысл обращения «Боже правых!» в последнем четверостишии?

Какая просьба звучит в четверостишии?

Возлагает ли поэт надежду на царя в восстановлении справедливости?

Нарушил или не нарушил требования классицизма Державин, так изображая царя?

Найдите элементы классицизма в стихотворении Г.Р. Державина.

Рамки какого жанра были нарушены?

Да. Это не ода, а стихотворение.

На кого же поэт надеется, кто восстановит порядок и справедливость?

В чём же идея стихотворения? В каких строках она выражена?

Да Бог — это олицетворение совести и справедливости. Он покарает мздоимцев, вельможей, попирающих закон. Их долг – исполнять законы.

Современно ли это стихотворение?

Стихотворение звучит, как набат, как колокол, взывая к власть имущим — соблюдать закон, не обижать бессильных и слабых, служить честно государству.

Языковой анализ текста . Самостоятельная работа в 3х группах.

— Выпишите слова высокого стиля – старославянизмы.

— Найдите риторические обращения, восклицания риторические вопросы. Почему их использовал поэт?

— Найдите изобразительно-выразительные средства в тексте.

Однако они выступают в качестве вспомогательных средств. Основными являются славянизмы, с помощью которых поэт делает свое стихотворение более торжественным, и риторические восклицания. Они играют очень важную роль в ткани произведения, придавая ему сходство с ораторской речью. Таким способом Державин привлекает внимание читателей.

Теперь давайте обратимся с вами к следующему стихотворению Г.Р. Державина «Памятник».

История написания

Стихотворение «Памятник» было написано Державиным в 1795 году, когда 52-летний Гавриил Романович занимал должность президента Коммерц-коллегии в Петербурге. Он много сил отдавал работе на ответственном посту, однако никогда не забывал о столь любимой им поэзии.

Произведение относится к зрелому этапу творчества поэта, когда он занялся подведением итогов не только своего литературного пути, но и всей жизни. Переосмысливая полученный опыт, Гавриил Романович пытался определить свое место в жизни, в обществе, в литературе.

Во время своих размышлений придворный поэт обратил внимание на оду Горация, которая и вдохновила его на написание стиха «Памятник», ставшим, по сути, вольным толкованием одноименного произведения древнеримского поэта. В своем «Памятнике» Гораций поделился идеей величия истинного художника-творца. Тема бессмертия поэта и его литературных трудов была настолько близка Державину, что он стал одним из первых русских авторов, который начал воспевать собственный талант и поэтическую славу.

Читать еще:  Как представлена в поэзии твардовского военная тема кратко

Какова особенность интонации прочтения данного стихотворения?

Какие слова непонятны в стихотворении Державина?

Понятие о классицизме как литературном направлении темы и образы поэзии державина

5.1 Чем необычен главный герой рассказа В. М. Шукшина «Чудик»?

5.2 Каким предстает образ автора-повествователя в баснях И. А. Крылова?

5.3 Как в поэзии Г. Р. Державина проявляются принципы классицизма?

5.4 Образ Самсона Вырина как тип «маленького человека». (По повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».)

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

1.1.1. Какие черты характера Андрея Ерина проявились в приведенном фрагменте рассказа В. М. Шукшина «Микроскоп»?

1.2.1. Какие жанровые признаки басни присутствуют в произведении И. А. Крылова «Свинья под дубом»?

1.1.1. Герой рассказа Андрей Ерин продолжает галерею шукшинских «чудиков». «Чудики» В.Шукшина своим существованием, поступками опровергают обычные представления о человеке и жизни. Это фантазеры и мечтатели. Причем мечтают герои Шукшина о вещах недостижимых: об изобретении лекарства от рака, избавлении мира от микробов и т. д. Главный герой рассказа «Микроскоп» — это действительно человечек со своими чудачествами. «Чудинка» его в том, что он особенно мыслит, по-особому чувствует, поэтому совершает необычные и неожиданные поступки в привычных ситуациях. Но ими он вызывает у читателя не строгое, категоричное, суровое, а наоборот, трепетное, доброе и теплое отношение к себе. Чудик воспринимается как простой человек, понятный и близкий многим из нас.

1.2.1. Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи, высмеиваются пороки людей. В басне Крылова «Свинья под дубом» героями становятся Свинья, Ворон, Дуб. Это, конечно, аллегория — иносказание — одна из характерных особенностей басни. В образе Свиньи высмеиваются человеческие пороки: невежество, жадность, неспособность видеть дальше своего носа. Ворон — персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит. Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни Свинья под дубом.

1.1. Какие черты характера Андрея Ерина проявились в приведенном фрагменте рассказа В. М. Шукшина «Микроскоп»?

1.2. В чем суть конфликта, лежащего в основе рассказа В. М. Шукшина «Микроскоп»?

1.1. Герой рассказа Андрей Ерин продолжает галерею шукшинских «чудиков». «Чудики» В.Шукшина своим существованием, поступками опровергают обычные представления о человеке и жизни. Это фантазеры и мечтатели. Причем мечтают герои Шукшина о вещах недостижимых: об изобретении лекарства от рака, избавлении мира от микробов и т. д. Главный герой рассказа «Микроскоп» — это действительно человечек со своими чудачествами. «Чудинка» его в том, что он особенно мыслит, по-особому чувствует, поэтому совершает необычные и неожиданные поступки в привычных ситуациях. Но ими он вызывает у читателя не строгое, категоричное, суровое, а наоборот, трепетное, доброе и теплое отношение к себе. Чудик воспринимается как простой человек, понятный и близкий многим из нас.

1.2. Андрей Ерин потратил деньги на покупку совершенно бесполезного для него микроскопа. Конечно, он может показаться чудаком. Но если вдуматься, что значил микроскоп для столяра? Вроде, это просто неразумная трата денег. Но на самом деле микроскоп свидетельствует о том, что в голове Андрея Ерина созревает какая-то идея. По-видимому, Андрею тесно жить в рамках серой и унылой повседневности. Такая маленькая радость, как микроскоп, на самом деле была необходима человеку, уставшему от привычной и изрядно надоевшей суеты. В этом и заключается конфликт, лежащий в основе рассказа.

Комментарии к сочинениям.

5.1. Чем необычен главный герой рассказа В. М. Шукшина «Чудик»?

«Чудики»В.Шукшина своим существованием, поступками опровергают обычные представления о человеке и жизни.

Это фантазеры и мечтатели. Причем мечтают герои Шукшина о вещах недостижимых: об изобретении лекарства от рака, избавлении мира от микробов и т. д. Главный герой — это действительно человечек со своими чудачествами. «Чудинка» его в том, что он особенно мыслит, поэтому шукшинский персонаж совершает необычные и неожиданные поступки в привычных ситуациях. Но ими он вызывает у читателя не строгое, категоричное, суровое, а наоборот, трепетное, доброе и теплое отношение к себе. Чудик воспринимается как простой человек, понятный и близкий многим из нас. А то, что сообщает нам сам Василий Макарович о своем герое: «Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом», характеризует чудика как человека мечтательного, добросердечного, наивного, в хорошем смысле этого слова, верующего во что-то удивительное и высокое, и не предающего своих надежд.

5.2. Каким предстает образ автора-повествователя в баснях И. А. Кры-лова?

Иван Андреевич Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В его баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость. Но Крылов по сравнению с Эзопом и Лафонтеном не ограничивается только простыми аллегориями. Образы животных у Крылова играют более важную роль — они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры. Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками, но и над самой опорой социальной лестницы — государственными институтами, и для этого также используются образы животных. Примером может служить басня «Квартет», где пародируется государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре департамента, возглавляемые «Проказницей мартышкой, Ослом, Козлом и косолапым мишкой». Что же ожидает такой квартет-совет в будущем, если в его главу поставлена даже не свора собак, а именно разные животные?

Таким образом, Крылов в своих баснях предстает перед нами как человек неравнодушный и к отдельным человеческим порокам, с которыми призывает активно бороться, так и к порокам социальным, политическим, против которых выступает в своих баснях.

5.3. Как в поэзии Г. Р. Державина проявляются принципы классицизма?

Термин «классицизм» произошел (от латинского слова classicus, что значит «образцовый»). В основе этого литературного направления лежали идеи просветителей, которые на первое место в жизни ставили достижения разума, а целью человеческой деятельности считали стремление к идеалу. Окружающий мир не соответствует идеалу. Он должен быть преображен в нужном для писателя направлении. Соответственно, и героями произведений классицистов могли быть не рядовые люди, а те, в чьих деяниях это стремление к идеалу проявлялось наиболее ярко. То есть в первую очередь властители, цари.

«Фелица» Державина продолжает традицию похвальных од Ломоносова и вместе с тем резко отличается от них новой трактовкой образа просвещенного монарха. Называя Екатерину «богоподобной царевной», поэт в то же время изображает ее в разных ракурсах, что делает образ императрицы живым и приближенным к чи-тателю. Более того, ода Державина, при легкой сатирической направленности, отличается шутливым тоном, приближенным к обыденности материалом, обильным использованием выражений из повседневной речи.

Двойственность художественной манеры Державина объясняется тем, что он еще связан с классицизмом и широко пользуется его поэтическими средствами. Но творчество Державина принадлежит позднему классицизму. Он доводит это направление до его вершин и вместе с тем взрывает изнутри, открывая в литературе новые, неизвестные пути, которые объективно вели к романтизму и реализму. О связи Державина с классицизмом свидетельствует следующие факты. Своими учителями он с гордостью называет Ломоносова и Сумарокова. Ведущим жанром поэзии Державина была ода в разновидностях, предложенных Ломоносовым: победно-патриотическая, похвальная, духовная» анакреонтическая. От одической поэзии классицизма Державин унаследовал риторичность, т. е. многословие, рассудочность, напряженный и не всегда согретый глубоким чувством ораторский пафос. Оды его по количеству стихов иногда приближаются к поэмам XIX в., но не по содержанию, а вследствие чисто словесного изобилия. Принцип — словам тесно, а мыслям просторно — еще не известен Державину. Поэт не повествует, а поучает, хвалит или осуждает героев в духе своих гражданских представлений.

5.4. Образ Самсона Вырина как тип «маленького человека». (По повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».)

Тема «маленького человека» берет свое начало в произведениях Карамзина и Пушкина, развивается в творчестве Гоголя и Салтыкова-Щедрина, по-особому звучит у Чехова. Пушкинский станционный смотритель Самсон Вырин — человек честный, порядочный, горячо любящий отец. Повествование о нем ведет рассказчик. В словах рассказчика: «Вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним сочувствием», — дано обобщение, сказано о каторжной жизни и положении станционного смотрителя не одного какого-либо тракта, а всех, во всякое время года, дня и ночи. Взволнованные строки с риторическими вопросами («кто не проклинал…», «кто в минуту гнева?» и т.д.), перебивающиеся требованием быть справедливым, войти в положение «сущего мученика четырнадцатого класса» дают нам понять то, что Пушкин сочувственно говорит о тяжелом труде этих людей. В повести три приезда рассказчика, отделённые один от другого несколькими годами, организуют ход повествования. Во второй, центральной части повести, мы слышим и самого Вырина. Вопрос о поведении человека в повести «Станционный смотритель» поставлен остро и драматично. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Впервые оказалось возможным не только драматически изобразить противоречивое поведение человека, но и осудить злые и бесчеловечные силы общества. Самсон Вырин судил это общество.

5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытиеСочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1Тема не раскрыта2. Привлечение текста произведения для аргументацииДля аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки2
Читать еще:  Когда день поэзии в лермонтово

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена,

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки,

3. Опора на теоретико-литературные понятияТеоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий4. Композиционная цельность и логичностьСочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения5. Соблюдение речевых нормРечевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок2Допущены три-четыре речевые ошибки1Допущены пять или более речевых ошибок

Критерии оценивания грамотности

Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого оценивается отдельно за всю работу. Экзаменационная работа оценивается по критериям ГК1–ГК3 «Грамотность», если участник выполнил не менее двух заданий части 1 и задание части 2 (сочинение).

Классицизм в русской литературе

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — литературное направление, основывающееся на идеях рационализма.

В основе классицизма лежат идеи античности, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.

Классицизм как направление в искусстве зародился во Франции в конце 17 века. В своём трактате «Поэтическое искусство» Буало обозначил основные принципы этого литературного направления. Он считал, что литературное произведение создаётся не чувствами, а разумом; для классицизма вообще характерен культ разума, вызванный убеждённостью в том, что изменить жизнь к лучшему может только просвещённая монархия, абсолютная власть. Как в государстве должна осуществляться строгая и чёткая иерархия всех ветвей власти, так и в литературе (и в искусстве) всё должно быть подчинено единым правилам, строгому порядку.

Содержание

  • 1 Классицизм как литературное направление
  • 2 История возникновения русского классицизма по В.И.Федорову
  • 3 Основные периоды русского классицизма
  • 4 Основные черты классицизма
  • 5 Особенности русского классицизма
  • 6 Сравнение классицизма и сентиментализма
  • 7 Список используемых источников

Классицизм как литературное направление [ править ]

С точки зрения классицизма, все художественные произведения должны строго придерживаться установленных канонов. Жанровая иерархия классицизма распределяла все жанры на высокие и низкие и запрещала возможность смешивания жанров.

  1. Ода;
  2. Трагедия;
  3. Эпопея.
  1. Комедия;
  2. Сатира;
  3. Басня.

Классицизм сформировался в XVII веке во Франции, вскоре охватив всю Европу, а также Россию. Французский классицизм объявлял человеческую личность высшей ценностью. Ранее теологическая картина мира предполагала, что в центре вселенной находится бог; с развитием науки и общественной мысли акцент перешёл с бога на человека.

Классицизм во многом опирался на искусство Античности. Античные произведения стали для классицистов эталонами.

В русской литературе классицизм господствовал во второй половине XVIII — первой половине XIX веков. Причиной этого стала европеизация русской культуры. Классицизм предшествовал всем другим литературным направлениям. Все они так или иначе строились с опорой на идеи классицизма, чаще всего отрицая их в своих догматах.

История возникновения русского классицизма по В.И.Федорову [ править ]

1 период: литература петровского времени; она носит переходный характер; основная особенность — интенсивный процесс «обмирщения» (то есть замена литературы религиозной литературой светской — 1689-1725 года) — предпосылки возникновения классицизма.

2 период: 1730-1750 года — эти годы характеризуются формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой русского языка.

3 период: 1760-1770 года — дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.

4 период: последняя четверть века — начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций (1. Направление, развитие, склонность, стремление; 2. Замысел, идея изложения, изображения).

В 1 период разрабатывалось новое решение проблемы личности; главными жанрами были:

  • ораторская проза;
  • политические трактаты;
  • проповеди, направленные против реформ Петра I.

В этот период появилась первая издававшаяся газета «Ведомости», появляются учебники, стихотворства, повести, появляется драматургия. Наиболее яркой фигурой, одним из самых образованных людей был Феофан Прокопович.

2 период был отмечен именами известных писателей, писателей сатиры (например, сатириком являлся Антиох Дмитриевич Кантемир). В сатирах осмеивается пустая паразитическая жизнь, грабеж власть имущими своих подданных и другие общечеловеческие пороки. Кантемиром было написано 9 сатир, несколько басен, переводов. Другой известной личностью был Тредиаковский Василий Кириллович (1703-1769) и М.В.Ломоносов (1711-1765). Главным жанром поэзии была ода, основная тема — тема Родины. В этот же период расцветало творчество А.П.Сумарокого (1717-1777), автора любовной лирики (песни, эклоги, идиллии, элегии). Автор комедий, трагедий, басен. В 3 период в обществе возрастает роль меркантильных отношений, усиливается господство дворянского класса.

В этот период активно развивались:

  • пародийные жанры;
  • шутливые поэмы;
  • повести;
  • издаются литературные журналы.

Литература последнего, 4 периода, развивалась в период потрясений, социальных взрывов, зарубежных революций (американской, французской). В этот период расцветает:

1) комическая опера, творчество Фонвизина (басни, песни, комедии);

2) творчество Державина (оды). Он первый ввел в поэзию разговорную лексику просторечия;

3) творчество Радищева (автор «Путешествия из Петербурга в Москву»);

4) творчество Крылова (басни, комедии, трагедии);

5) творчество Карамзина — он положил начало: журналистике, критике, повести, роману, исторической повести, публицистике.

Ему также принадлежат переводы Шекспира.

Основные периоды русского классицизма [ править ]

Существует несколько разделений на периоды русского классицизма, но, обобщив, их можно свести к основным трем:

  1. 90 годы XVII века – 20 годы XVIII века. Еще называют Петровской эпохой. В этот период как таковых русских произведений нет, а активно развивается переводная литература. Отсюда и берет начало русский классицизм как следствие прочитанных переведенных произведений из Европы. (Ф. Прокопович).
  2. 30-50 гг. XVII века – яркий всплеск классицизма. Происходит четкое жанровое становление, а также реформы в русском языке и стихосложении. (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов).
  3. 60-90 гг. XVIII века также называют Екатеринской эпохой или эпохой Просвещения. Основным является классицизм, однако в это же время уже наблюдается зарождение сентиментализма. (Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин).

Основные черты классицизма [ править ]

  1. Авторы-классицисты черпали вдохновение в литературе и искусстве античного времени, в работах Горация, Аристотеля, таким образом в основе было подражание природе.
  2. Произведения были построены на принципах рационализма. Четкость, ясность и логичность также являются характерными чертами.
  3. Построение образов обусловливается общими чертами для времени или эпохи. Таким образом, каждый персонаж – продуманное олицетворение периода времени или слоя общества.
  4. Чёткое деление героев на положительных и отрицательных. Каждый герой воплощает в себе какую-то одну основную черту: благородство, мудрость или скупость, подлость. Часто герои имеют «говорящие» фамилии: Правдин, Скотинин.
  5. Строгое соблюдение иерархии жанров. Соответствие стиля жанру, недопущение смешения разных стилей.
  6. Соблюдение правила «трех единств»: места, времени и действия. Все события происходят в одном месте. Единство времени означает, что все события укладывались в период не более суток. И действие – сюжет ограничивался одной линией, одной проблемой, о которой шла речь.

Особенности русского классицизма [ править ]

Как и европейский, русский классицизм придерживался основных правил направления. Однако он не стал просто последователем западного классицизма – дополнившись своим национальным духом самобытности, русский классицизм стал самостоятельным направлением в художественной литературе с присущими только ему чертами и особенностями:

  • сатирическое направление – такие жанры, как комедия, басня и сатира, повествующие о конкретных явлениях русской жизни (сатиры Кантемира, например, «На хулящих учение. К уму своему», басни Крылова);
  • авторы-классицисты вместо античности брали за основу национально-исторические образы России (трагедии Сумарокова «Дмитрий Самозванец», «Мстислав», Княжнина «Росслав», «Вадим Новгородский»);
  • присутствие патриотического пафоса во всех произведениях этого времени;
  • высокий уровень развития оды как отдельного жанра (оды Ломоносова, Державина).

Основоположником русского классицизма принято считать А. Д. Кантемира с его знаменитыми сатирами, которые имели политический подтекст и не раз становились причиной жестких споров.

В. К. Тредиаковский не особо отличился в художественности произведений, однако у него было немало трудов в литературном направлении в целом. Он является автором таких понятий, как «проза» и «поэзия». Именно он условно разделил произведения на две части и смог дать им определения, обосновал систему силлабо-тонического стихосложения.

А. П. Сумароков считается основоположником драматургии русского классицизма. Его считают «отцом русского театра» и создателем национального театрального репертуара того времени.

Одним из самых ярких представителей русского классицизма является М. В. Ломоносов. Помимо огромного научного вклада, Михаил Васильевич провёл реформу русского языка и создал учение о «трёх штилях».

Д. И. Фонвизин считается создателем русской бытовой комедии. Его произведения «Бригадир» и «Недоросль» до сих пор не утратили своего значения и изучаются в школьной программе.

Г. Р. Державин является одним из последних крупных представителей русского классицизма. Он смог в своих произведениях вписать в строгие правила просторечье, чем расширил рамки классицизма. Его также считают первым русским поэтом.

Сравнение классицизма и сентиментализма [ править ]

Основные чертыКлассицизмСентиментализм
Основной пафосКульт разумаКульт чувств
Взаимоотношения личности и государстваЧеловек-гражданин, интерес к государственным деятелямПриоритет личной жизни, интерес к простому человеку
Изображение герояВнешняя сторона жизни, акцент на поступках героев, однозначность характераВнутренняя жизнь человека, мысли, чувства, настроения, неоднозначность характера
Авторская позицияОбъективность повествованияСубъективность повествования, неоднозначность авторской позиции
Роль литературыПоучать, воспитыватьСострадать, пробуждать лучшие чувства
НормарованностьСтрогие правилаНарушение норм, культ природы, элементы психологизма

Список используемых источников [ править ]

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector