14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Природа как источник вдохновения в поэзии пушкина

Исследовательская работа «Времена года в творчестве А. С. Пушкина»

Природа в творчестве А. С. Пушкина

Вдохновение Пушкину дарила природа

Великолепие родной природы в стихах Александра Сергеевича Пушкина раскрыто полностью, в родной природе поэт черпал вдохновение. Нет такого времени года, о котором Пушкин не написал бы трогающих душу лирических строк. Самые возвышенные слова в этих стихах звучат естественно, точно описывая явления и картины природы. Но очень часто поэт использует слова вполне обычные, из бытовой речи. И с такой же точностью достигает результата. Сравним два известных пушкинских стихотворения о зиме: «Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись; Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!» В этом стихотворении лексика возвышенная, она помогает передать ослепительную картину солнечного зимнего утра и приподнятое настроение автора. Поэт, как художник яркими красками рисует зиму, ее снежные покровы великолепны: «Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит;» Вот еще одно с детства любимое стихотворение о зиме: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Здесь настроение совсем другое, поэт хочет донести до читателя не описание восхитительного пейзажа, а свое ощущение от снежной вьюги за окном. В отличие от ямба в первом случае, он выбрал хорей — размер народных песен и прибауток. И слова он выбирает более «народные «: «лачужка», «старушка». Трудно поверить, что в этот момент Пушкин находился в лачуге. Даже если он остановился в избе, то это, наверняка, была чистая добротная изба. Но эти слова ему нужны для создания особого настроения: оно, вроде бы, грустное из-за зимы и вьюги, но в то же время в нем есть скрытая веселость автора, его ирония, юмор, желание пошутить и улыбнуться, «Наша ветхая лачужка И печальна, и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна?» Потому, когда читатель доходит до слов : «Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей, -» он понимает, что, собственно, никакого горя и нет. Просто погода такая.
О зиме Пушкин написал немало, это время года он любил, так же как любил зимние забавы: санки, катание в санях, запряженных лошадьми. Интересные поэтические строки посвятил Пушкин и весне, хотя известно, что он не очень жаловал это время года. Однако известный отрывок из романа в стихах Евгений Онегин доказывает, что и весна вызывала вдохновение у великого поэта: «Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга.» Уже самая первая строка, слова «гонимы», «вешние», которые так редко используются в обычной речи, дают нам понять об особом настроении, которое вызывает пробуждение природы от зимнего сна. А продолжение стихотворения заставляет радостно улыбаться в предчувствии чего-то хорошего: «Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса.»

Что же касается лета, то Пушкин, обладавший хорошим чувством юмора, признавался: «Ох, лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Ты, все душевные способности губя, Нас мучишь.» Видимо, жара была не по душе стихотворцу, он ждал осени, которую любил всей душой. Для Пушкина это было самое плодотворное время года, потому об осени и написано такое большое количество прекрасных стихотворений. Даже самые унылые картины осени вызывали вдохновенье, «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса…» «Багрец», «золото», «прощальная краса», «очей очарованье» — каждое из этих слов лишь подчеркивает, как дорога осень поэту, он готов находить самые превосходные выражения. Есть и другие строфы, в которых Пушкин подтверждает, что из всех времен года ему больше всего нравится осень. Он согласен с тем, что другим приятнее лето или весна, но согласен оказаться в меньшинстве и любит то, что не нравится другим: «Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечёт.» Именно осенью поэту хорошо писалось, как известно, много его лучших стихотворений — и не только о природе — было написано как раз осенью. А осень, которую Александр Сергеевич провел в местечке Болдино, известная как Болдинская осень, стала расцветом его творчества. Почитаешь стихи Пушкина об этой поре года и тоже начинаешь ждать времени, когда «роняет лес багряный свой убор…»

Тема природы в лирике Пушкина.

Лирика Александра Сергеевича Пушкина разнообразна по своей тематике. Вместе с вольнолюбивой, философской, дружеской, любовной тематикой огромную нишу занимает тема природы в лирике поэта. Свое понимание величия и красоты русской природы Пушкин отразил в пейзажах. Александр Сергеевич воспринимает природу как что-то одухотворенное, живое, может к ней обратиться с приветствием, а может рассказать о своих чувствах и мыслях. Элегия «Погасло дневное светило…» была написана в 1820 году на корабле, который проплывал мимо берегов Крыма (Тавриды). Элегия явилась одним из самых поэтических и романтических стихотворений Пушкина. Александр Сергеевич в этом небольшом лирическом произведении передал волшебную, необыкновенную атмосферу юга, всю прелесть южной ночи, звуки ветра и моря. Находясь под впечатлением от путешествия по Крыму и Кавказу, поэт смог показать в элегии свои размышления, чувства, воспоминания. Пушкин вспомнил петербургских возлюбленных, знакомых, друзей, которых ему пришлось вынужденно оставить и отправиться в южную ссылку, поэтому, мы чувствуем, что стихотворение наполнено грустью. Но эта грусть светлая, так как впереди поэта ожидали новые переживания, встречи, любовные волнения. «Угрюмый океан» в этой элегии символизирует перемену судьбы. Образ моря был одним из любимых Пушкина в пейзажной лирике. Александр Сергеевич обратился к этому образу в своем стихотворении «К морю», написанным в 1824 году, в селе Михайловском, после южной ссылки. В стихотворении «К морю» поэт прощается со своей любимой свободой и готовится к продолжительным годам одиночества во мраке, в глуши заточения. Обращаясь к морю, Пушкин говорит: «Прощай, свободная стихия!». В стихотворении мы видим, что поэт упоминает две великих личности: Наполеон и Байрон. Для Пушкина Байрон был символом поэта, так как он считал его жизнь и творчество идеалом настоящего поэта. Бурное море Пушкин ассоциировал со своим кумиром, так как Байрон был певцом моря. В определенной ассоциации Пушкин упоминает и Императора Наполеона, автор считал его узником свободы, таким же ссыльным, каким был сам. Мы чувствуем, что Александр Сергеевич Пушкин проводит невидимую параллель между судьбой Императора Наполеона и своей судьбой. В лирике 30-х годов, то есть поздней лирике, появляются у Пушкина новая тематика и новые оттенки звучания. Мы видим, что появились стихотворения-описания, стихотворения-размышления, а стихотворения-переживания отходят на задний план. Описание природы внешне становятся более простыми, но и более реалистичными. Мы слышим, здесь голос Пушкина, который возмужал, повзрослел и смотрит на окружающий мир и природу без романтического восторга, то есть трезво. Для описания чувств любви Пушкин прибегает к помощи природы, пользуясь ее описанием, выражает свои чувства четче. В элегии «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» показал нам это. Александр Сергеевич Пушкин был влюблен в Наталью Гончарову безнадежно, вероятность того, что она станет его женой, была мала, так как против их отношений была мать Натальи Гончаровой. Запретить Пушкину любить Наталью никто не мог, он посвящал ей свои стихи, восхищался ею в них. В этом стихотворении чувства светлой печали в душе поэта мягко переплетаются с атмосферой покоя и тишины царящей в природе, а также с кавказкой ночью. Умиротворение души поэта гармонично переплетается с умиротворением в природе. Но в некоторых поздних стихотворениях мы слышим, что прорывается прежняя веселость и задор Пушкина. Вот, например, стихотворение «Зимнее утро». Поэт в нем радостно восклицает: «Мороз и солнце; день чудесный!» Пушкин восхищается чудесными картинами русской зимней природы. Как нам всем известно, любимым временем года у Пушкина была осень. Александр Сергеевич любил ее «пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса!» Символом России для Пушкина стали русские пейзажи. Мы не можем отделять Пушкина от России, от ее рек, лесов, полей, так любимых поэтом. Данная работа — авторская и создана по заказу проекта referatwork.ru (c) 2011. Права на сочинение «Тема природы в лирике Пушкина» принадлежат владельцу referatwork.ru При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

ОТНОШЕНИЕ А. С. ПУШКИНА К РУССКОЙ ПРИРОДЕ

А. С. Пушкин, будучи свободолюбивым человеком, всю жизнь был вынужден подчиняться. И он понял со временем, что человек может быть полностью свободен только внутренне, а во внешнем мире он находит понимание только в природе.

Природа для А. С. Пушкина не фон для описываемых событий, а непосредственное действующее лицо. Невозможно представить поэта без его блистательных стихов о природе. Пушкин и русская природа нерасторжимы.

Читать еще:  Слова поэзия как часть речи

В каждом периоде творчества поэта описание природы различно. Это очень хорошо видно на примере двух стихотворений,

написанных в разное время, но воспроизводящих одно и то же место. Я имею в виду “Деревню” (1819) и “Вновь я посетил…” (1835).

В стихотворении “Деревня” А. С. Пушкин соединил два начала: лирическое и гражданское. В первой части этого стихотворения он сталкивает развратный двор, от которого бежал, и мирную, вольную природу. Это весьма романтическое описание природы интересно сравнить с описанием той же природы, но уже в более позднем философском стихотворении “…Вновь я посетил…”. Здесь присутствует уже совсем другое настроение – тоска.

Если в стихотворении “Деревня” А. С.

Пушкин испытывает радость от свидания с природой, с родным уголком, то в стихотворении “Вновь я посетил…” вновь увиденное Михайловское таких бурных чувств не вызывает: Плывет рыбак и тянет за собою Убогий невод. По брегам отлогим Рассеяны деревни – там за ними Скривилась мельница, насилу крылья Ворочая при ветре…

На примере этих стихотворений видно: поздний Пушкин склонен к более реалистическому описанию природы, к использованию обычной, неромантической лексики.

Самое значительное произведение А. С. Пушкина, посвященное природе и взаимоотношению поэта и природы, – это “Осень”. Оно разбито на фрагменты. Первый фрагмент посвящен осени. Второй, третий и четвертый – остальным временам года: весне, зиме и лету.

Описание лета и весны, не любимых Пушкиным, занимает всего по две строчки, но в то же время у читателя создается достаточно широкая и объемная картина природы.

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Получается, что всего четырьмя существительными (“зной”, “пыль”, “комары”, “мухи”)

Пушкин не только создает картину лета, но и передает свое отвращение к нему.

Зиму же Пушкин описывает по-другому:

Суровою зимой я более доволен,

Люблю ее снега; в присутствии луны

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,

Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

Холод и страсть соединяются в этом описании. Это вам не скучное лето с его комарами да мухами!

Несмотря на столь явное предпочтение лету зимы, осень для поэта еще более любимое время года, и ей посвящается все остальное стихотворение. Эта пора года – кульминация Красоты. Исключительность осени состоит в том, что она воплощает одновременно два мотива: красоты и смерти (осень – пора увяданья, умирания природы). А. С. Пушкин сравнивает ее с чахоточной девой, чей багровый румянец (цвет осеннего леса) на щеках является признаком смертельной болезни и в то же время напоминает щеки красивой, полной жизни девушки.

В строчке “Унылая пора! очей очарованье!” наиболее ясно слышится присутствие в осени мотивов смерти и красоты. Причем ощущение красоты усиливается и наиболее остро воспринимается именно с осознанием ее недолговечности.

А. С. Пушкин от описания красоты и природного великолепия тут же переходит к бытовым деталям:

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят – я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн – таков мой организм

(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Процесс творчества, вдохновение, вызванное потрясающей красотой осени, оказываются связанными с прозаическими деталями. А. С. Пушкин никогда не отрывается от жизни, быта, даже при описании своего любимого времени года, от этого красота осени становится чем-то еще более реальным и действенным.

Остается лишь добавить, что осень была самым благотворным периодом в творчестве А. С. Пушкина, ведь именно осенью были написаны многие из лучших пушкинских произведений, таких, как “Медный всадник”, маленькие трагедии и многие другие.

И получается, что не только великий русский поэт любил родную природу, но и сама русская природа любила и помогала гению в его благородной работе.

Тема природы в творчестве и произведениях Пушкина

Тема природы в произведениях Пушкина является неотъемлемой частью его творческого наследия. Поэт не просто горячо любил пейзажи России, но и черпал в них силы и вдохновение для создания своих самых значительных произведений. Интересно отметить, что пушкинское восприятие природных красот может значительно отличается от такового у большинства людей.

  1. Времена года
  2. Осенняя пора
  3. Зимние месяцы
  4. Весеннее настроение
  5. Жаркое лето
  6. Примеры в прозе

Времена года

Александр Сергеевич всегда отличался удивительной наблюдательностью. Его учителями в жизни были, преимущественно, не люди, а сам окружающий мир. Поэтому тема природы в творчестве Пушкина и его лирике не ограничивается внешним описанием происходящих явлений; поэт остро чувствует незримую связь человека со всем живым (недаром его называли «певцом русской природы»). Состояние героя нередко подчёркивается тем или иным природным явлением:

  • Погода. Как синоним душевного самочувствия, погодные условия могут быть спокойными или бурными («Последняя туча рассеянной бури, одна ты несёшься по ясной лазури, одна ты наводишь унылую тень, одна ты печалишь ликующий день»).
  • Животные и их поведение. У Пушкина звери и животные нередко выступают в роли советчика или оракула, предсказывая судьбу человека либо предупреждая его об опасности («Что ты ржёшь, мой конь ретивый, что ты шею опустил?… — Оттого я ржу, что в поле уж не долго мне гулять, что уж скоро враг суровый сбрую всю мою возьмёт»).
  • Стихии. Любимой стихией поэта было море — олицетворение беспредельной свободы, мощи и одиночества («Прощай же, море! Не забуду твоей торжественной красы! И долго, долго слышать буду твой гул в вечерние часы»).

В отличие от своих предшественников, Александр Сергеевич стремился показывать не какие-то исключительные особенности природы, а, скорее, те «обыденные» моменты, что обычный человек не замечает — появление первого пуха на деревьях, выгон коров на пастбище после дождя или трепет последнего осеннего листа на дереве. Также описание природы в произведениях Пушкина затрагивает все времена года.

Осенняя пора

Любимейший сезон поэта в году. Пушкина привлекала удивительная и парадоксальная красота увядающей природы, готовящейся ко сну перед зимним периодом. Также осень воспринималась Александром Сергеевичем как период пробуждения внутренних сил и фантазии. Осенняя природа многократно использовалась поэтом в своём главном сочинении — «Евгении Онегине»:

  • «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день» — отрывок символизирует неизбежное угасание лета и прихода нового времени года.
  • «Опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета» — восторженное описание красот осени и предвестие зимы (увядание).
  • «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе, зимы ждала, ждала природа — снег выпал только в январе» — описываются угнетающие чувства поздней осени. Подобная «бесснежная осень» является также одним из признаков одиночества (что соответствует и сюжету поэмы).

Самое известное стихотворение, посвящённое этому времени года (оно так и называется — «Осень») содержит в себе описание также и других сезонов. Пушкин пишет: «Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой». Поэт видит в осени не только буйство красок и образов, которые можно использовать в литературе — интерес к осени Александра Сергеевича также может объясняться его размышлениями о смысле жизни человека и его посмертной участи.

На это могут указывать следующие строки: «Как это объяснить? Мне нравится она, как, вероятно, вам чахоточная дева порою нравится. Играет на лице ещё багровый цвет, она жива ещё сегодня, завтра нет».

Также следует отметить, что Пушкин интересовался историей, сказками и мифами русского народа.

Для поэта осень олицетворяет осуществление своего предназначения — этот сезон года дарует человеку силы для того, чтобы пережить грядущую зиму. Неудивительно, что у Александра Сергеевича в большинстве стихотворений, а также в прозе осень не просто упоминается, а любовно нарекается «Унылая пора! очей очарование!».

Характерно, что тонкий (в определённом смысле — интимный) процесс создания стихотворений Пушкин подробно описал именно при рассказе о красотах осени — «И забываю мир — и в сладкой тишине я сладко усыплён моим воображением, и пробуждается поэзия во мне… и мысли в голове волнуются в отваге, и рифмы лёгкие навстречу им бегут».

Зимние месяцы

Известно, что Пушкин любил зиму, особенно активные развлечения — катание на санках и коньках, игры в снежки, а также прогулки на лошадях. Поэта привлекали зимние бури, однако с ещё большим вниманием Александр Сергеевич наблюдал за тем, как природа постепенно замирает и впадает в глубокий сон — чтобы через пару месяцев вновь ожить. Это просматривается в следующих отрывках его стихотворений:

  • «В окно увидела Татьяна поутру побелевший двор, куртины кровли и забор, на стёклах лёгкие узоры, деревья в зимнем серебре» («Евгений Онегин»).
  • «Мороз и солнце, день чудесный, ещё ты дремлешь, друг прелестный» («Зимнее утро»).
  • «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю слугу, несущего мне утром чашку чаю вопросами: Тепло ль? Утихла ли метель?».
Читать еще:  Когда день поэзии в лермонтово

Зимний период года представляется поэту не только аналогом смерти, но и своего рода чистым листом бумаги — жизнь словно начинается заново. Помимо этого, бо́льшая часть весёлых праздников также сосредоточена именно в зимние месяцы (о чём Александр Сергеевич упоминает в стихотворении «Осень»).

Однако тоска, свойственная этому сезону, прорывается и у Пушкина — пример тому стихотворение «Зимняя дорога» — «По дороге зимней, скучной, тройка борзая бежит, колокольчик однозвучный, утомительно гремит. Ни огня, ни чёрной хаты — глушь и снег. Навстречу мне только версты полосаты попадаются одне». Образ тоски пробивается в последнем четверостишьи — «Грустно, Нина, путь мой скучен, дремля смолкнул мой ямщик, колокольчик однозвучен, отуманен лунный лик».

Весеннее настроение

Весна не была любимым сезоном Пушкина — эта точка зрения основывается, опять же, на стихотворении «Осень», где поэт писал, что «Я не люблю весну; скучна мне оттепель — вонь, грязь — весной я болен». Однако Александр Сергеевич неоднократно отмечал, что именно в это время года «человек по-настоящему рождается» (для жизни и для любви).

Помимо прочего весна воспринималась поэтом как «время свободы» — об этом говорит, к примеру, стихотворение «Птичка», написанное им в неволе в Бессарабии («В чужбине свято наблюдаю родной обычай старины — на волю птичку выпускаю при светлом празднике весны»).

В другом произведении — «Мне вас не жаль, года весны моей» — Пушкин практически уравнял понятия «весна» и «юность» (в этом случае время года становится прямым отображением чувств и ощущений человека): «Но где же вы, минуты умиления, младых надежд, сердечной тишины? Где прежний жар и слёзы вдохновенья? Придите вновь, года моей весны!».

Жаркое лето

Вопреки множеству своих предшественников, Пушкин не был любителем летних месяцев, хоть и отдавал должное буйству природы и страсти в этот период. Одним из таких произведений является стих «Румяною зарёй» (одно из ранних небольших стихотворений поэта, написанное им в то время, когда он учился в лицейском классе), в котором горячая пора находит свой отклик в сердцах двух молодых влюблённых.

Другое раннее стихотворение — «К Наташе» — содержит, если кратко, совершенно иную картину лета: «Вянет, вянет, лето красно, улетают ясные дни, стелется туман ненастный ночи в дремлющей тени». Уходящее тёплое время ассоциируется с прошедшей жизнью, что неизбежно навевает тоску и грусть (может, именно таким образом Пушкин и рассматривал это время года, что и объясняло его нелюбовь к лету).

Примеры в прозе

Пушкин в своих повестях (в частности, в «Дубровском») мастерски передавал атмосферу происходящего, а также характерные черты отдельных героев при помощи описания природы. Рассказы о помещичьих имениях обязательно сопровождаются наблюдениями о красоте деревьев и растительности вокруг. Примером могут служить следующие выдержки из повести:

  • Село Покровское, принадлежащее Троекурову — «Рядом с богатым и красивым имением вытекала широкая речка и извивалась между холмами; на одном из них под густой зеленью рощи возвышалась каменная церковь и колокольня».
  • Имение Дубровского — «Налево от бедного дома отца располагалась берёзовая роща, которая была посажена, казалось, ещё совсем недавно. Молодые берёзки выросли и теперь стали высокими деревьями с широкими ветвями».
  • Передача душевного состояния героя и сообщение его читателю (скорбь после смерти отца) — «сучья от кустарников постоянно его задевали и царапали, ноги вязли в болоте. Будущее являлось для него закрытым чёрными грозовыми тучами».

Характерно, что Пушкин, описывая дома богатых помещиков, очень подробно описывает различные материальные вещи, подчёркивая внешнюю красоту и роскошное убранство. Дом Дубровского значительно скромнее, однако описание природы здесь гораздо полнее и разнообразнее, что подчёркивает внутреннее благородство живущих здесь в сравнении с другими персонажами произведения.

Окружающий мир в «Дубровском» не живёт отдельно от человека — он является средством психологической характеристики героев, а также свидетельствует о мнении рассказчика (то есть Пушкина) о происходящих в повести событиях.

Вдохновленный осенью поэт (3 фото)

В этом времени года многие авторы находили вдохновение. Но Пушкин любил осень особой любовью – глубокой, искренней, восторженной. Чем вдохновляла пора увядания великого поэта?

Сведения об этом – исторически подтвержденный факт, а не домыслы или предположения. Поэт сам неоднократно заявлял, что осенний период времени для него особенно продуктивен. Его посещало вдохновение, особое расположение духа, в котором мечты и грезы приобретают материальные очертания, а «звучные рифмы бегут навстречу стройной мысли».

Александр Сергеевич мастерски подмечал те черты, которые обычно ввергают людей в пучину грусти и уныния. Листва у поэта превращалась в золото и багрянец, а не просто желтела. А мир, окутанный листопадом, приобретал особые мистические черты. И читатель, погруженный в этот мир, тоже проникался волшебством магического времени года.

«Пышное природы увяданье» для поэта было тем особым промежутком, отрезком времени, когда подлинная красота столь естественна и мимолетна, что ею нужно успеть насладиться именно сейчас. Поскольку завтра ее уже может не быть. Яркими, насыщенными и в то же время очень легкими мазками, подобно живописцу, поэт набрасывал картины природы и жизни: «журча еще бежит за мельницу ручей», но и зима уже дает о себе знать – «дорога промерзает», «пруд уже застыл».

В некоторых строках Пушкин придавал осенней природе человеческие черты:

…Настала осень золотая,

Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана…

В других демонстрировал вдохновение, которым с ним щедро делилась златокудрая осень:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса.

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы…

…И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

В истории всей мировой поэзии, пожалуй, сложно отыскать пример, когда поэт за короткий промежуток времени создал бы столько бессмертных произведений. А в случае с Александром Сергеевичем так было в знаменитую Болдинскую осень 1830 года. За период вынужденного затворничества в имении Большое Болдино из-за карантина по холере автор создал более 30 лирических произведений, завершил «Евгения Онегина», «Маленькие трагедии» и «Повести Белкина». Эти три месяца стали временем подведением итогов и новых замыслов.

А какое осеннее стихотворение поэта нравится вам больше других?

Природа — источник вдохновения для А.С. Пушкина

Для А. С. Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года.

В раннем творчестве Пушкина мы находим пейзаж, который описывался в основном поэтически, с характерными условными образами. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пейзаж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя.

Например, в стихотворении “Деревня” идиллическое описание природы призвано подчеркнуть ужас рабства и произвола непросвещенных помещиков. В стихотворении “Погасло дневное светило…” морская стихия — символ свободы, достижение которой для поэта невозможно. Этот же образ моря в другом раннем тексте Пушкина — “К морю” — символизирует романтическое направление в литературе и в образе мыслей, от следования которому поэт отказывается.

Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому в описании пейзажа неизменно есть детали, указывающие на время года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима, весна.

Отношение поэта ко всем временам года можно найти в стихотворении “Осень”. Оно содержит почти все мотивы пейзажной поэзии Пушкина, посвященной разным временам года.

Попробуем “расшифровать” мотивы стихотворения “Осень” с помощью других стихотворений Пушкина о природе и отрывков из романа “Евгений Онегин”.

Весна, пора пробуждения и возрождения всего живого лирическому герою стихотворения “Осень” скучна и наводит тоску. Об этом же чувстве говорится в стихотворении “Весна, весна, пора любви…”. Даже физическое состояние одинаково в это время года у обоих героев стихотворений: “весной я болен” (“Осень”) и “тяжко мне” (“Весна, весна, пора любви…”).

В седьмой главе “Евгения Онегина” в I—III строфах описание наступившей весны и чувства автора, связанные с этим временем года, очень схожи с тем, что говорится в двух упомянутых стихотворениях. Во II строфу седьмой главы с небольшими изменениями вошло стихотворение “Весна, весна, пора любви…”. То, что “синея блещут небеса” и природа “улыбкой ясной” встречает весну, в повествователе не вызывает положительных эмоций: все вокруг “ликует и блестит”, но не радует лирического героя. То, что должно оживлять лучшие чувства в душе человека, на душу лирического героя, “мертвую давно”, не оказывает такого чудотворного воздействия. Подобно этому, весна “живит” Евгения Онегина, но не приносит ему ничего, кроме страданий.

Вернемся к стихотворению “Осень”. На основании этого текста можно сделать вывод, что Пушкин, как и весну, не любит и лето за “зной, да пыль”, за комаров, мух и жару. Вероятно, прозвучавшая в “Евгении Онегине” мысль о краткости этой поры: “лето быстрое летит” (глава седьмая, строфа XXIX) — “мелькнет и нет” (глава четвертая, строфа XL), высказана с некоторой долей облегчения.

Читать еще:  Истина как поэзия

В “Осени” есть фраза, что лирический герой зимой “более доволен”, чем летом и весной. Что же нравится ему в зиме? Отвечая на этот вопрос, Пушкин рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, “зимних праздников блестящие тревоги”, катание на коньках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме. Эта снежная пора может быть суровой, как, например, в стихотворении “Бесы”: путник заблудился “в чистом поле” во время метели. “Снег летучий” мешает лирическому герою найти верную дорогу, даже луна не освещает пути, “невидимкою” скользя по небосводу, и кажется, что эта снежная стихия никогда не станет благосклонной к человеку. Однако в стихотворении “Зимнее утро” описывается тихое великолепное утро после бури. Если вчера “вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась”, то сегодня “мороз и солнце; день чудесный” и снег лежит “великолепными коврами”. После чудесного дня наступает ясная зимняя ночь. О тоскливой езде на тройке именно в такую ночь рассказывают еще два стихотворения Пушкина. “Зимняя дорога” и “В поле чистом…”. Оба текста проникнуты одним и тем же настроением, скукой, и даже образный ряд в них схож. Луна, неизменный элемент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этих текстах: “пробирается луна”, “льет печально свет она”, “отуманен лунный лик” (“Зимняя дорога”) и “светит месяц” (“В поле чистом…”).

Еще один мотив, мотив зимних праздников, обозначенный в стихотворении “Осень”, звучит и в “Евгении Онегине”. “Мгла крещенских вечеров” (глава пятая, строфа III) завораживала Татьяну Ларину, которая в праздничные ночи гадала.

Однако зимними днями порой трудно найти себе занятие. В такие часы лирический герой стихотворения “Зима” замечает: “медленно глотаю скуки яд”. Но, кроме скуки, зима для Пушкина имеет еще один недостаток: она не стимулирует его творчество. Лирический герой стихотворения “Зима” замечает: “теряю все права над рифмой”. Осенью же, наоборот, в душе поэта “пробуждается поэзия”. Этому творческому подъему способствует “прощальная краса” (стихотворение “Осень”) увядающей природы. Действительно, осенью “краса тихая” (“Осень”) окружает поэта, а “служенье муз не терпит суеты” (“19 октября”).

Именно из-за этой тихой красоты, которая пробуждает все самое лучшее в человеке, Пушкин любит осень больше, чем другие времена года.

Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, потому что каждое время года совпадало у поэта с определенным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова.

Образ русской природы в поэзии А.С.Пушкина

КАЗАКОВА ВАЛЕНТИНА СЕРГЕЕВНА

Воспитатель первой квалификационной категории.

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 МО «Ахтубинский район»

Город Ахтубинск Астраханской области.

Тема: «Образ русской природы в поэзии А.С.Пушкина».

Программное содержание:

Отражать образ русской природы в разное время года; самостоятельно выбирать средства выразительности.

Показать синтез поэзии, изобразительного искусства и музыки в создании образов.

Развивать у детей умение воплощать в изобразительной деятельности свои впечатления.

Совершенствовать навыки художественного слова и художественно-изобразительной деятельности.

Словарная работа: Миниатюра, пейзаж, композиция, цикл, увяданье, багрец, обнажалась, вешними, очей очарованье, караван, сени, мгла.

Предварительная работа: Заучивание стихов о природе и временах года А.С.Пушкина. Беседы о творчестве и биографии А.С. Пушкина. Прослушивание альбома «Времена года» П.И. Чайковского.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: картины-пейзажи по всем временам года, портрет А.С. Пушкина, магнитофон, диск с записью альбома «Времена года» П.И. Чайковского, макеты деревьев изображающие времена года.

Раздаточный материал: тонированная бумага разных цветов, акварельные краски, кисти, баночки с водой, тканевые и бумажные салфетки, цветная бумага, клей, сухоцветы, сухие листья и цветы.

Ход занятия

В зале выставлены картины русских художников на тему: «Времена года», обрамляющие портрет А.С. Пушкина.

Входят дети в зал, здороваются с гостями. Привлекаю детей к центральной стене, где выставлены картины.

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас на выставку картин. Проходите, посмотрите внимательно, какие картины вы видите?

Дети: Пейзажи, природу, времена года, портрет А.С. Пушкина.

Воспитатель: Разве А.С. Пушкин написал все эти картины?

Дети: Нет, А.С. Пушкин писал сказки в стихах, стихи.

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим картины, что на них изображено?

Дети: Изображена природа в разные времена года: летом, зимой, весной, осенью.

Воспитатель: Наша русская природа всегда восхищала художников, поэтов, писателей и музыкантов.

.Воспитатель: Скажите, пожалуйста какое сейчас время года?

Воспитатель: И вот сейчас звучит весенняя музыка. Что происходит с природой весной?

Дети: Просыпается все ото сна, тает снег, бегут ручьи. Набухают почки, распускаются первые цветы и листья.

Воспитатель: Кто прочтет стихи А.С. Пушкина о весне.

Читает ребенок:

Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Воспитатель: Молодцы. И, что следует за весной?

Воспитатель: Мне тоже хочется прочитать вам стихотворение. Я прочту вам стих о лете.

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи.

Воспитатель: А вы ребята любите лето и почему?

Дети: Да! Любим загорать, купаться, кататься на велосипеде.

Воспитатель: А после лета наступает…

Дети: Осень! (звучит тихо музыка «октябрь»).

Воспитатель: Давайте полюбуемся осенними пейзажами, ведь осень – любимое время года А.С. Пушкина. Посмотрите, как осень раскрасила природу разными красками. Кто прочтет стихотворение Пушкина об осени?

Читают дети:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора

Воспитатель: Молодцы, читали очень красиво!

Воспитатель: Какое время года следует за осенью?

Воспитатель: Вы любите зиму? Почему?

Дети: Зимой весело, можно играть в снежки, кататься на санках, лепить снеговика.

Воспитатель: Послушайте музыку, (звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» — декабрь). Кто написал эту музыку?

Дети: Великий русский композитор П.И. Чайковский.

Воспитатель: Правильно, как вы думаете, о каком времени года он хотел нам рассказать?

Воспитатель: Как называется музыкальный альбом?

Дети: Этот альбом называется «Времена года»

Воспитатель: Да ребята, мы знакомы с этой музыкой, часто мы слушали её и в группе и на музыкальных занятиях. Такая прекрасная музыка, так и хочется прочитать стихотворение о зиме.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл, — и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Зимнее утро (отрывок)

А нынче.… Погляди в окно:

Под голубыми небесами

Блестя на солнце.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Воспитатель: Кто автор этих стихов?

Воспитатель: Правильно ребята. Для А.С .Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года.

Дети: В своих стихах он несет нам и любовь: к другому человеку, к жизни, к Родине, к природе, к литературе.

Ребята у писателей нет в руках красок, как у художников, инструмента, из которого извлекаются звуки, как у музыкантов.

В распоряжении писателя только слово. Поэтов и писателей так и называют – художник слова.

Художниками слова вы уже поработали, замечательно прочли стихи Великого поэта А.С. Пушкина о временах года. Теперь я хочу предложить вам стать художниками, отразить красоту нашей русской природы.

Садитесь, пожалуйста, за столы, но сначала, мы должны подготовить наши пальчики.

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем несладкий

(загибают пальчики, начиная с большого)

(«лепят», меняя положение ладоней)

(показывают круг, сжимают ладони)

(смотрят вверх, подбрасывая воображаемый снежок)

(ловят воображаемый снежок)

Ребята, обратите внимание на то дерево, которое стоит у вас на столе. Это подсказка, какое время года должно быть изображено на вашей пейзажной картине. Подумайте и приступайте к работе, если что-то непонятно, тихонько спрашивайте я подойду и помогу.

Музыка звучит на протяжении всего художественного процесса.

Выставляем готовые работы на длинном столе, приглашаю детей для рассмотрения своих пейзажей. Хвалю за хорошо выполненные работы.

Воспитатель: Что изобразили вы в своих работах?

Дети: В своих работах мы показали красоту природы в разное время года, любовь к родному краю, к Родине.

Воспитатель: Молодцы, хорошо поработали, красивые пейзажи нарисовали, как настоящие художники.

Воспитатель: Спасибо большое, наше занятие окончено, давайте попрощаемся с гостями. До свидания!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: