19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рэп как поэзия современности

Исследовательская работа «Реп как музыкальный вкус современной молодёжи

Иссследовательская работа по теме «Реп как музыкальный вкус современной молодёжи»

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Реп как музыкальный вкус современной молодёжи»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Яковлевка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»

Исследовательская работа

Рэп, как музыкальный вкус

современной молодёжи

Выполнила:Ученица 11 кл.

Яковлевка 2019г.

1. Глава 1. РЭП один из видов молодёжной субкультуры.

1.1. История возникновения РЭПа……………………………………..стр.5-6

2.1. Какова ценность музыки наиболее популярной в среде подростков.

2.2. Оценка музыкальных вкусов подрастающего поколения с позиции пользы и вреда…………………………………………………………….стр.7-10

Список используемой литературы и источников информации…….стр.12

«Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с сотворением мира» так утверждают древние мудрецы.

В отдаленные от нас тысячелетние времена люди умели слушать музыку мира, понимая ее единство со всем существующим в природе.

Как известно, музыкальное искусство относится к наиболее чувственным среди искусств. Оно оказывает сильное эмоциональное воздействие, с одной стороны заряжает наши эмоции, обладает способностью вызывать особый подъем чувств, может вызывать непосредственную, не затрагивающую интеллект физиологическую реакцию в виде ритмичного движения тела, с другой – разряжает, способствует очищению, успокоению и умиротворению.

Ничто так не отличает нынешнее поколение, как его поглощенность музыкой. Огромное число молодых людей от десяти до двадцати лет живет исключительно ею. Это их страсть. Они не способны всерьез воспринимать что-нибудь другое. В школе, институте или дома они только и ждут возможности подключиться к своей музыке.

Возникают вопросы: «А всегда ли то, что мы слушаем, можно назвать этим прекрасным словом «музыка»? Как музыка воздействует на человека?

Меня заинтересовала эта тема, и я решила узнать, что же ценного в той музыке, которую слушает современная молодежь и подростки.

Актуальность: рэп- один из любимых видов музыки подрастающего поколения.

Проблема: какова ценность музыки, наиболее популярной в среде подростков?

Цель: дать оценку музыкальным вкусам подрастающего поколения с позиции пользы или вреда.

изучить материал о воздействии музыки на человека;

провести исследования музыкальных предпочтений в среде школьников;

подвести итоги исследования.

Объект исследования: процесс формирования музыкальных вкусов подростков.

Предмет исследования: музыкальные вкусы современных подростков и молодежи.

Гипотеза: влияние музыки на подрастающее поколение неоднозначно.

Область применения: классные часы, анкетирование, диспуты.

Глава 1. Рэп один из видов молодёжной субкультуры.

Возросшую роль молодежных субкультур в современном обществе можно объяснить, поняв какую роль, играет субкультура. Молодежная субкультура — это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. Субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте.

Вступая в юношеский возраст, индивид отстраняется от семьи, ищет новую компанию, которая позволяет ему проходить социализацию. Официальные молодежные организации группируют подростков одного возраста, но часто претендуют только на «социальную (общественную) жизнь», не затрагивая личную жизнь. Именно поэтому молодежь оказывает предпочтение не официальной структуре, а молодежной субкультуре, где у них есть возможность реализоваться на уровне социальных коммуникаций в своей социальной среде.

Участие в субкультуре это «игра во взрослую жизнь», где молодежь конструирует некое подобие жизненных ситуаций и учится поведению в них. Единственно стоит учитывать, что субкультуры часто подвергаются влиянию коммерческих компаний, которые диктуют им моду и модель потребительского поведения. На данный момент для социологов, маркетологов и социальных психологов стоит насущная проблема — замена социальной модели у молодежи потребительским поведением.

1.1.История возникновения субкультуры рэпа в мире.

Начинать историю рэпа, необходимо с разъяснения определенных нюансов. Рэп или Реп (оба написания являются правильными) является одним из трех течений субкультуры Хип-хопа. Термины «рэп» и «хип-хоп» часто употребляют как синонимы, что приводит к ошибочному пониманию и запутывает читателя. Первое обозначает музыкальный стиль, а второй относится к субкультуре в целом. Я постараюсь отразить наиболее важные события в жизни репа.

«Хип-хоп» («hip hop»), как культурный феномен уличного искусства или искусства мегаполиса включает в себя три разных направления:

Живопись/дизайн«Граффити» («Graffity» — «нацарапанные») настенные росписи и рисунки;

Танцевальный стиль«Брейк-данс» («break dance») уникальный по своей пластичности и ритмичности танец, которой заложил моду для всей культуры хип-хопа — спортивной одежды;

Музыкальный стиль«Рэп» («rap») ритмичный речитатив с четко обозначенными рифмами и музыкальный ритм, задаваемый DJ. Рэп имеет три классификации:

-«быстрый рэп» (один рэпер разговаривает с другим);

— «жизненный» рэп (часто содержит мат);

-«коммерческий рэп» (хип-хоп, r`n`b и танцевальный рэп).

Общие роли в репе:

«DJ» — «диск джокей» или «ди-джей», в их задачу входит программирование ритма на драм-машине, сэмплирование, манипуляции с виниловыми пластинками, т.е. создание музыкального фона;

«МС» — «Microphone Controller» или «Master of Ceremony» непосредственные исполнители рифмы;

Танцоры — различные танцоры, которые дополняют выступление МС.

Хип-хоп зародился в афроамериканской среде в конце 60-х годов в США. Исторической родиной принято считать городской район Нью-Йорка Бронкс. Хип-хоп, как это не странно зародился тоже под влиянием выходцев с Ямайки, которые в тоже время на другом конце земного шара зарождали движение скинхед-культуры . [1]

[1].См. Статью «Современны молодежные субкультуры: скинхеды.»

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Какова ценность музыки наиболее популярной в среде подростков.

Я думаю, что у каждого человека есть свои вкусы и предпочтения в музыке, т.к. она является выражением его эмоций, настроений, мыслей. Это может быть классическая, поп, электронная музыка, блюз, рок, шансон или рэп (хип-хоп).

Учёные разных стран утверждают, что музыка не только способствует интеллектуальному развитию человека, формирует его характер, воспитывает чувства, но и способствует появлению вкуса к жизни. Музыка может быть разной, главное, чтобы она была качественной, понятной слушателю, чтобы человек находил в ней необходимые в данный момент чувства и даже мысли, поддерживала его в минуты отчаяния. Люди старшего возраста чаще всего слушают классическую, джазовую музыку. В настоящее время современные подростки или тинэйджеры больше предпочитают рэп классике. Через рэп подростки реализуют свои стремления, это один из способов самовыражения, высказывания своего отношения к действительности. Бывают и у меня такие моменты, когда моя душа и сердце нуждаются именно в классической музыке, но свое предпочтение я отдаю музыке современной, в частности рэпу. Изначально заинтересовавшись им, я изучил ценность этой музыки его особенности, характерные черты.

Рэп является частью традиции устного рассказа то доморощенный, уличный жанр.Рэп не только является способом самовыражения, он объединяет молодёжь, обладает способом эмоциональной поддержки. Большинство реперов в своём творчестве смешивают различные музыкальные жанры, ищут новые звуковые возможности. Влияние западной культуры, моды, музыки достаточно сильно отразилась на мировоззрении российской молодежи. Но в отличие от Запада, мода на рэп и хип-хоп музыку в России выражается лишь манере молодых людей одеваться, двигаться и определенным образом доносить свои мысли до аудитории зрителей, также как это делали и делают именитые рэперы западной эстрады. В основном речь идет о культуре потребления, а не образе жизни.Рэп в России, по сути, является крупным коммерческим проектом, приносящим рэп-исполнителям и их продюсерам солидные гонорары. Отклик поклонников на творчество артистов, а также личностное и творческое самоутверждение в определенной среде шоу-бизнеса и самореализация вот те силы, которые мотивируют «звезд рэпа» продолжать свое культурное шествие по миру подростков и молодежи.Я считаю, что всякая музыка и всякий труд достоин уважения и трепета. Давайте будем уважать и классику, и рэп ведь это труд, настоящий труд людей, труд наших предков или современников.

2.2.Оценка музыкальных вкусов подрастающего поколения с позиции пользы и вреда.

Основными социальными институтами, которые влияют на духовное развитие современной молодежи являются семья, школа, социум. Поэтому для понимания места и значения музыки в жизни современного молодого человека, необходимо иметь представление о музыкальных вкусах и предпочтения школьника. Именно в раннем возрасте закладываются качества, которые, в последствии, определяют восприятие мира в целом и музыкальной культуры, в частности.

Практическая часть№1.

В информационную базу исследования вошли результаты моего авторского анкетирования, проведенной на базе моей школы «МБОУ СОШ с.Яковлевка» обучающихся 8-11кл. Какие же ритмы предпочитают подростки моей школы?Анкета состояла из двух вопросов:

1.Ты любишь музыку?

2. Какую музыку ты предпочитаешь?

В 8-11ых классах было опрошено 68 человек. Причем, все отметили несколько видов любимой музыки. В итоге результаты получились следующими:

-на первый вопрос все ответили «Да».

-При ответе на второй вопрос мы получили такие результаты:

-рок предпочитают 21%,

-10% отметили классическую музыку,

-6% слушают народную музыку,

-10% отметили джаз и шансон.

Итоги таковы: большая часть респондентов предпочитает слушать поп-музыку сюда же относится и рэп,

на втором месте по популярности находится рок, причем, без уточнения его разновидности.

Остальные виды музыки оказались в видимом меньшинстве.

Практическая часть №2.

У моего научного руководителя 2 детей 2 мальчика и при чём младшеклассники(1 и 4 класс) и оба слушают рэп, я задала вопрос своему педагогу:

Вопрос: Можно ли считать такие музыкальные предпочтения нормой, и стоит ли родителю переживать по этому поводу?

Ответ: Абсолютно все проходят стадию выбора музыкальных пристрастий, в большинстве случаев идёт выбор не музыки как таковой, а стиля поведения, формы общения, жизненных желаний. Простым языком ребёнок выбрал рэп не потому что он прям сильно его любит, а потому что хочет быть похож на Тимати и быть ближе к его жизни.

Несмотря на большое количество поклонников подобной рэп-музыки, нормой она не является, особенно для детей и подростков. Если ребёнок слушает только такую музыку, то родителю, безусловно, стоит насторожиться и обратить внимание на своего ребёнка. Ведь музыка описывает наше внутреннее состояние, мироощущение, характеризует наше стремление к чему-либо подобному.

Вопрос: А запрещать слушать такую музыку можно? Или это только усугубит ситуацию?

Читать еще:  В чем суть размышлений лермонтова о жизни поэзии любви

Ответ: Реп как и другая музыка необходима ребёнку для того чтобы выбрать что какой стиль музыки нравится, какие исполнители нравятся, а какие не очень, или совсем не годится. Я считаю что реп можно слушать . Конечно маленьким детям надо подбирать песни, чтобы не было нецензурных слов.

Нецензурная лексика, или попросту мат, в рэпе встречается, мягко говоря, не редко.

-Как по мне, то не важно в сколько лет ты начинаешь слушать рэп, ведь он есть разный. сама люблю слушать рэп в котором положена какая то история, взгляды на жизнь. одним словом что бы был смысл, а не просто набор слов.

Т.О.Вспоминая себя в их возрасте и справедливо полагая, что у каждого поколения есть свои кумиры. С точки зрения педагогики, такой подход можно назвать гуманным. Дети должны иметь право выбора какое направление им по душе. Но мало кто знает, что знаменитые рэпери, чьи имена на слуху — учились в консерваториях. Начиналось-то все с классики.

Исследовательская работа «Рэп — искусство как способ выражения поэтов XXI века»

Автор: Кузнецова Дарья Анатольевна

Место работы/учебы (аффилиация): СОШ №7 г. Ишима Тюменской обл., 7 класс

Научный руководитель: Гелясь Юлия Викторовна

Цель: Мотивация современных подростков к изучению поэтического творчества 18, 19, 20 веков, посредством нахождения общих элементов с современными стихотворными произведениями (рэп-текстами).

Задачи:

  • Изучить понятие и особенности рэп-культуры.
  • Проанализировать тексты популярных рэп-авторов, в частности рэперов г.Ишима (поэтика: тематика, образность, лексические и синтаксические особенности).
  • Провести параллель некоторых произведений с образцами классической литературы.
  • Выяснить изменится ли интерес к изучение литературы подростками, при условии параллельного изучения рэп-текстов современников.

Объект исследования: рэп-поэзия 21 века, тексты Ишимских рэперов. Предмет исследования: особенности мотивно-образной системы, языкового своеобразия, интертекстуальность рэпа и поэтических текстов, изучаемых в 9-11 классах..

Практическая значимость. Материалы данной работы будут полезны при подготовке учителей литературы к урокам, а так же школьникам.

Апробация. Данная работа прошла апробацию, часть материалов была использована для проведения урока литературы в 9а классе МАОУ СОШ№7.

Методы исследования. Основным методом, к которому мы прибегли в ходе нашего исследования, является сравнительный. Мы сравнивали рэп-тексты и стихотворения поэтов, на основе сравнительного анализа нами был разработан и фрагмент урока литературы по произведению «Слово о полку Игореве» для учащихся девятого класса. Для обоснования проблематики исследования и доказательства результативности нашей работы мы использовали метод опроса, который в первом случае помог выявить приверженность молодежи к определенным музыкальным жанрам, а во втором послужил подтверждению мотивации учащихся при изучении классической литературы совместно с современными видами литературного творчества, такими , как рэп.

Гипотеза: Изучение образцов поэтического искусства параллельно с поэзией современников, обеспечит интерес школьников к классической поэзии при работе на уроках литературы.

Актуальность работы определяется тем, что РЭП, как стиль хип-хоп музыки, всё больше входит в молодёжную среду, влияет на манеру общения, нравы, стиль одежды, во многом определяя мировоззрение современных школьников и студентов. Новизна исследования: обусловлена тем, что в качестве привлекаемого для анализа материала нами будут использованы рэп-тексты современников, а именно рэперов г. Ишима, что до этого не осуществлялось.

Выводы по работе

В данной работе были проанализированы рэп- тексты исполнителей г.Ишима. В ходе исследования мы рассмотрели, как рэп пришел в Россию, и какие черты оригинального жанра в себя вобрал. Это позволило сделать вывод о том, что в России рэп самобытен, но в целом, многое берет с Запада. Как и во всем мире, у нас он на данный момент является самым популярным музыкальным жанром. Все потому, что он удовлетворяет потребностям разных слоев населения. Он разнообразен, постоянно развивается, откликается на повестку дня, что и позволяет ему не терять актуальность. Среди всего этого многообразия нас интересовал тот рэп, который несет в себе не развлекательную цель, а созидательную. Поэтому мы обратились лишь к некоторым текстам современности. Рэп стал одной из форм современной поэзии, недаром в текстах так много общего с современными поэтами в плане формы и языка. По итогам работы сделаны следующие выводы:

  • Русский рэп вобрал в себя формальные черты западных коллег по жанру, но на русской почве обогатился смыслами, которые обычно несла в себе русская литература и философия.
  • Идеологическими предшественниками рэп-поэзии можно считать поэзию бардов и рокеров конца XX века. Они также были популярны у молодежи, рассуждали о вечных проблемах, и также под музыкальный аккомпанемент. Все они представляют собой поликодовый текст, который неразрывно связан с музыкой и визуальными образами, которые создают авторы, будь то видеоклипы, перформанс на сцене или обложки альбомов.
  • Рэп ишимских исполнителей созвучен образцам классических поэтических текстов. Отмечаем сходство тем, мотивов, образов, средств художественной выразительности, используемых для создания того или иного образа.
  • Использование на уроках литературы элементов сравнительного анализа рэп-текста и лирического произведения обеспечивает не только интерес учащихся к предмету, но и способствует пониманию идей, доносимых поэтами — классиками.

РЭП — поэзия XXI века?

Недавно Рунет взорвала история хабаровской школьницы Насти, которая сравнила текст современного рэпера Оксимирона со стихами поэта серебряного века Осипа Мандельштама. Разгорелся яростный спор: «Является ли рэп поэзией XXI века»?
«Рэп – это не череда инфоповодов», – строчка из популярной композиции упомянутого мною Оксимирона. А что же тогда? Я решила поинтересоваться мнением тех, кто является поклонником этой субкультуры.
Борис,17 лет: – Я не считаю рэп поэзией. Раньше рэперы читали политические тексты, в которых выражали свои взгляды на обстановку в их стране. Со временем тексты стали скучными и бессмысленными, как у групп «Фэйс» и «Элджей». В их текстах только и говориться о красивой жизни и девушках. И это печально. Я верю в то, что у них пройдёт этот период, и эти группы начнут делать достойный продукт. Однако, настоящих рэперов можно послушать только за рубежом.
Дмитрий,44 года: – Если песни поют, то рэп читают энергично, с чувством. Раньше был популярен рок. Мои друзья его не слушали, а мне он нравился. То же самое и с рэпом сейчас: он не для всех.
Евгений, 31 год: – Для меня рэп – это, прежде всего, субкультура, но никак не проявление поэзии. Поэзия – это Блок, Маяковский и другие поэты. Признаюсь, был период, когда слушал что-то подобное, но это прошло. Рэп – явление временное, а настоящая поэзия вечна.
Максим,16 лет: – Рэп – это не поэзия XXI века, потому что большинство рэперов не слишком усердно работают над своими текстами, как это делают поэты. Но всё-таки хочу отметить Оксимирона, в текстах которого смелые мысли, глубокий смысл.
Опрошенные мною поклонники этого жанра правы в том, что рэп в начале своего пути действительно был формой протеста и бунта, когда в 70-х годах прошлого века появился среди афроамериканцев бедных районов Нью-Йорка, которые в своих уличных баттлах (словесных поединках) критиковали политический строй, поднимали важные социальные проблемы.
В России же рэп появился в конце 80-х годов, и связано это было с развитием дискотек и деятельности дискжокеев. С тех пор субкультура прижилась в российском шоу-бизнесе. На данный момент этот жанр используется во многих других музыкальных стилях, а композиции ежегодно занимают первые строчки в топ-списках радиостанций и музыкальных каналов.
Рэп – исполнение словесного речитатива под ритмичную музыку. Рэпер читает текст под бит, который также может сопровождаться электронной музыкой. Тематика текстов любая, как и основной посыл.
Согласитесь, что поэтический язык непрестанно меняется; каждое поколение, входя в мир и открывая его для себя, стремится выразить извечные темы: любовь, дружба, социальное неравенство, предательство, – своим собственным уникальным способом. Порой не понятным поколению предыдущему.
Так было и, хочется надеяться, будет. Так что нет ничего странного или обидного для великолепного О. Э. Мандельштама, что опусы того же Оксмирона находят живейший отклик в душе современной школьницы. Думаю, что самому Осипу Эмильевичу как весьма прогрессивному поэту это бы очень понравилось. Я не призываю забросить Пушкина. Лермонтова, Блока… Ведь всякое новое явление в культуре не отменяет, а дополняет существующее. Забывая про это, мы рискуем оказаться в положении ученых книгочеев раннего средневековья, тайно читающих за плотно закрытыми дверьми монастырей Вергилия и Горация. И наотрез отказывающихся замечать площадных жонглёров, распевающих на потеху толпе куцые рифмованные стишки, из которых, однако, выросла вся поэзия нового времени.

Елизавета Фесенко, 16 лет
студия «Молодые голоса»

Рэп как альтернативная форма современной поэзии

Рэп как альтернативная форма современной поэзии

Рэп-тексты любопытны тем, что они впитали в себя весь накопленный опыт уже существующей поэзии и взяли от каждого этапа его лучшие стороны. Выбранный отрывок из текста Эминема показывает это со всей наглядностью. Основной акцент здесь сделан на рифме, которая ярко подчеркивает ритм и усиливает музыкальность текста. При этом рифма может быть необычайно разнообразной, начиная от простых повторов и заканчивая сложными составными и внутренними рифмами. Можно сказать, что рифма — это один из краеугольных камней рэп-поэзии, поскольку от ее качества и подачи зачастую зависит успех рэп-исполнителя. Между тем, в тексте отсутствует строгая система рифмовки, метрики и стихосложения, что в какой-степени сближает структуру рэп-текстов с верлибром. Таким образом, рэп-текст, с одной стороны, избегает строго выдержанных правил стихосложения, характерных для классической поэзии, с другой стороны, наличие акцентированного ритма и ярких рифм не позволяет отнести рэп-текст к свободному стиху. Иными словами, рэп-текст представляет собой нечто среднее между верлибром и каноничной европейской лирикой.

Отдельного внимания заслуживает лексика и стилистка рэп-текстов, о которых уже не раз писалось выше. Для рэпа наиболее характерно употребление сленга, нейтральной и значительно реже высоко-литературной лексики (у отдельных исполнителей). Это можно наблюдать даже на примере выбранного нами отрывка, где нет ни одного «книжного» поэтического слова, как и на протяжении всего оставшегося текста. Примечательно также, что рэп-тексты небогаты на инверсию, сложные метафоры и высокий стиль. Традиционные выразительные стилистические средства встречаются лишь у некоторых исполнителей, однако заметим, что во многих рэп-текстах можно встретить немалое количество каламбуров и фонетических приемов. Объясняется это тем, что звуковые эффекты работают на музыкальность текста (все-таки рэп — это и музыкальный жанр), а словесные шутки являются достаточно распространенным явлением в массовой культуре в целом.

Читать еще:  Как влияли куртуазная поэзия и рыцарские романы

Отвечая на вопрос, что же представляет собой рэп-текст в рамках поэзии, можно сказать, что рэп в большинстве своем — это синтез классической поэзии и свободного стиха, в котором живой разговорный язык и приземленные злободневные темы доминируют над литературным языком и абстрактными понятиями. Для рэп-текста нехарактерна строгая метро-рифменная структура, устойчивая строфика, какая-либо четко выдержанная от начала и до конца система стихосложения. В тоже время, рэп-текст требует сильных и качественных рифм, а также оригинального музыкального ритма. Сам тип нарратива рэп-текста чем-то напоминает короткий энергичный рассказ. Однако не стоит забывать, что рэп-поэзия довольно многогранна, и если большинство успешных и качественных текстов поддаются предложенному определению, то это не означает, что нельзя натолкнуться на рэпера, который делает ставку на образы, а не рифмы, или не использует настолько высокопарные слова, что слушателю придется обратиться за помощью к толковому словарю. Теоретически подобное возможно.

«Выходит, поэзия в ее классическом понимании должна перестать существовать?» — спросит читатель.

Нет, ни в коем случае.

Во-первых, рэп был предложен в качестве альтернативы, но никак не замены. А, во-вторых, между рэп-поэзией и классической лирикой все-таки имеется немаловажное различие — восприятие. В то время, как, например, стихотворения Т.С. Элиота можно читать по-своему и совершенно по-разному, меняя настроение, то рэп зачастую ограничен одной идеальной формой исполнения — песней, — которая хоть и не исключает другие трактовки, но, так или иначе, бессознательно всегда будет находиться в голове слушателя/читателя, что лишает его своего рода более личной обстановки и отчасти некого сотворчества.

Что в перспективе рэп может дать поэзии? Сегодня лирика продолжает существовать и активно развиваться, но по социокультурным причинам находится в тени эпоса и драмы. Рэп-поэзия может не только выступить в качестве некого популяризатора лирики и/или альтернативы для современных поэтов, но также и способствовать ее развитию в целом.

Рэп является частью поп-культуры. Хорошо это или плохо? Об этом можно рассуждать долго, однако здесь есть несомненной плюс — рэп строится на сумасшедшей конкуренции и борьбе за мировые чарты, места на журнальных обложках, продажи, музыкальные награды и т.д. и т.п. Все это заставляет многих рэперов создавать максимально качественные работы (пусть подобное и не всегда удается). Иными словами, рэп может дать поэзии своего рода второе дыхание, вернуть широкий интерес, а также по-своему ее модернизировать и двигать вперед.

Рэп — поэзия XXI века?. Публикация

(орфография автора статьи — Б.Р.)

Рэп — поэзия XXI века

Автор: F.L.A.S.H. » 28 октября 2009 » Просмотров: 108

«РЭП должен быть бунтом, РЭП должен быть достойным продолжением наследия бунтарей прошедших веков, таковых как Джорж Байрон, Артур Рембо, Владимир Маяковский…» (Алексей «Грюндиг» Перминов. «Манифест уличного поэта современности»)

Мысль сопоставить то, что принуждают читать учащихся в школе к урокам литературы и то, что звучит в наушниках (часто на тех же уроках) сама по для себя не феноменальна. Почти все МС в текстах называют себя поэтами\литераторами\философами, правда, не уточняя деталей: к какому конкретно культурному течению поближе их творчество. Практически рэп, вначале противопоставленный массовой культуре и публичному вкусу, является в наше время чуток ли не единственным «последователем» традиций классической поэзии, которую читают и обожают хотя бы за то, что это классика.
Основной общей чертой поэзии Золотого и Серебряного веков российской литературы и рэп-лирики оказывается, естественно, содержание. Социальные трудности с возрастом (а то и веками), даже ежели и изменяются, то в количестве почему-либо не уменьшаются, и делают идентично плодотворную почву для возникновения как «Ужасного мира» Александра Блока, так и «ТХАП» Ю.Г.а.
Поразмыслив, почти всем личностям российского рэпа можно отыскать «коллег» по творческому цеху посреди поэтов XIX — начала XX веков. Разочарованный романтизм и дотошный самоанализ Da B.O.M.B. перекликается с творчеством Лермонтова. Сравните:

…Все то, что было,
Мы поменять не способен.
Уже случилось, переболело и остыло
Что будет — неведомо обыденным людям
По воле судеб пусть будет то,
Что будет
(Da B.O.M.B. «То, что было…», 2004 г.)

…Я не крушуся о былом,
Оно меня не усладило
Мне нечего уяснить в нем,
Чего же б тоской не отравило.
(М.Ю. Лермонтов «Стансы», 1828 — 1836 гг.)

Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошедшее с тоской
И, как правонарушитель перед казнью,
Ищу кругом души родной…
(М. Ю. Лермонтов «Гляжу на будущность с боязнью», 1841 г.)

Социально-политическая проблематика, соответствующая для поэзии декабристов и революционеров XIX века (истинные поэты — они же практически постоянно против режима), очевидна в текстах Sixtynine. На альбоме «Выживу — стану крепче» интеллигентность (сокрытые и явные цитаты, к примеру, Пелевина) органично смешивается с максимализмом, вроде пожеланий «Отправь бы вы на. «, что и роднит Sixtynine с утопическими, максималистскими, но постоянно осознанными политическими эталонами, к примеру, Пушкина, Лермонтова либо Рылеева.
В XIX веке Севzквад, вероятнее всего, могли быть символистами: насыщенные аллегориями, метафорами и видами тексты, в каких рядовые для хип-хопа темы раскрываются и переосмысляются заново — чем же не «беглый язык намеков, недосказов», как Иннокентий Аннинский назвал символизм?

Желает каждый через легкий, протяжный
Механизм просачиваться в бумажники,
На абордаж брать, но можно оказаться
В наморднике либо багажнике… (Севzквад «Во весь рост», 2004 г.)

Лирика на сольном альбоме Внедорожника припоминает творчество Даниила Хармса упрощением суровых тем, тяготеющим к примитивизму, ощущаемой и необъяснимой «детскостью» (для сопоставления: «Детская считалка» Внедорожника и «Бульдог и таксик» Хармса).
Обычный Ритм, наверняка, единственная рэп-группа, чье творчество посвящено природе. В этом их можно сопоставить с Есениным, который в то время, когда творческая братия из кожи вон лезла в поисках нестандартных тем для произведений, по-провинциальному просто и душевно воспевал российские пейзажи.
«Аналога» для близкого к абстракции стиля KRec посреди российских классиков отыскать не попросту, зато можно найти много общего у питерских исполнителей с французским поэтом Шарлем Бодлером. Глубочайшие размышления в контексте бытовых зарисовок, местами напоминающие наркотический абсурд с вкраплениями деталей настоящего мира — все это роднит бодлеровский «Парижский сплин» с «Нет волшебства».
Традиции классики длятся не только лишь темой, но ритмикой r&b и рэпа, что, кстати, доказано внедрением почти всеми МС произведений классиков в оригинале (лирика Цветаевой в треке Фиста «В осеннюю пору лето», стихотворение Есенина в ставшей уже классикой рэпа песне DA 108 «Столичный Гуляка»)
Чем больше ценится в рэпе необычная рифма и личный стиль, чем реже встречаются зарифмованные глаголы и строки, оканчивающиеся на «фальши — далее — ранее» либо «день-тень», тем больше общего у хип-хоп поэзии и футуризма. Футуристы (самый, пожалуй, узнаваемый из которых — Маяковский), так не «усыновленные» классической поэзией, да и народным вниманием не обделенные, предпочли оригинальность и новизну, отказавшись признавать какие-либо правила: от стихотворных размеров до орфографии. К примеру, критикуемые до этого времени составные рифмы — их, футуристов, рук дело. Сравните:

Из сел иди, из рОЩ ИДИ
К высочайшей лобной плОЩАДИ…
(Игорь Северянин)

…Где сосунки НА МЕРИНАХ
Имеют НАМЕРЕНЬЯ к бабам…
(Big Black Boots)

Прием многократно повторенной рифмы, в литературе называемый ассонансом (созвучие), а в рэпе опосля выхода второго сольника ШЕFFа узнаваемый как ломаный слог — излюбленная фишка такого же Маяковского:
Лет до 100 РАСТИ нам без СТАРОСТИ
Год от ГОДа РАСТИ нашей БОДРОСТИ…

…и то же у Джи Вилкса:

ФонтАН до небес, табло авангарДА
По развитию — УганДА,
А так — NUMBER ONE…

Время от времени стихотворение строится на одном лишь созвучии (рифмой как бы не пахнет, но складность строк ощущается), либо же ассонанс смешивается с четкой рифмой:

…Молоды, но уже ветераНЫ, стариКИ,
МонсТРЫ музыКИ, осТРЫ на языКИ
ПолНЫ отваГИ…
(Лигалайз, «Back together», 2004)

У-
лица.
Лица
у
догов
годов
рез-
че
(В. Маяковский, 1913)

Российский рэп продолжает начатое футуристами переосмысление рифмы как непременного атрибута поэзии. Игра слов и звуков время от времени просто не поддается описанию:

Мои слова меняют смысл,
Меж строк можешь глядеть
Местами слизывать моменты считки…
(Sir-J «М.С. М.С.», 2004 г.)

Соло самой значимой личности
С профессией эМСи из сборной Рф
С 100 Про гарнизона с Бэд Би в унисоне
Эл соло…
(Al Solo «Соло самой значимой личности», 2004 г.)

И, на мой взор, беспрецедентный пример умения владения рифмой от Big Black Boots:
…Прямо из гортани хип-хоп для тебя прямо в лоб и ты труп,
Как как будто тебя беломором торкнуло.
Проволокой пробей в ухе пробку, попробуй просто выговори
Хип-хоп не попросту выговор, это приговор,
Это мир для фигур крупнокалиберных…

Чем еще похожи рэпперы и футуристы — так это борьбой за чистоту культурного направления. Представители 4 течений в футуризме «постоянно притязали на роль единственных выразителей художественных ценностей подлинного футуризма, противопоставляя себя при всем этом своим собратьям — противникам, которые расценивались как самозванцы и неумелые плагиаторы»*. Ситуация очевидно что-то припоминает, не правда ли. А все поэтому, что и рэп, и футуризм стали направлениями, в каких правила и каноны сведены к минимуму и фактически не ограничивают спектр затрагиваемых в песнях\стихах заморочек и методов исполнения\выражения, из-за чего же культура каждым понимаются по-своему. Отсюда и противоречия.
Постмодернизм — культурное течение 2-ой половины двадцатого века, которое по почти всем пт также можно отождествить с рэпом. Одна из главных идей постмодернистов — уверенность в том, что все умнейшее и вечное уже давным-давно сотворено, и сотворить что-то полностью новое фактически нереально (а поэтому эти товарищи без зазрений совести переделывали на собственный лад стихотворения, к примеру, такого же Есенина). Основанная на сэмплах музыка, фольклор, цитаты, а то и целые куплеты\припевы на базе произведений классиков либо песен русских времен обосновывают частичную солидарность рэпперов с постмодернистами в этом вопросце.
И еще одна принципиальная «литературная» изюминка русского рэпа. Рэп вместил в себя все вероятные культурные направление предшествующих веков, в том числе и такие противоречивые, как футуризм (неизменное рвение к новизне) и постмодернизм (обращение к старенькому). Но самое основное литературное течение, повлиявшее на рэп — это романтизм. Сначала, поэтому, что хип-хоп культура, как, в общем, и всякая иная подкультура, вначале являлась культурой протеста, бунтом. А романтизм — это совсем не любование луной и восхищение цветочками, как почему-либо неверно считают почти все, путая его с сентиментализмом. Романтизм — это сначала бунт и борьба, часто выраженные в нарочитом противопоставлении лирического героя окружающему миру. А в рэпе этот бунт приобретает нередко твердый, меркантильный нрав (что само по себе, кстати, феноменально — меркантильный романтизм!)

Читать еще:  Что такое народная поэзия

Остается лишь надеяться, что большая часть представителей хип-хоп общественности знакомо с творчеством Маяковского не только лишь благодаря слогану «Ешь ананасы, рябчиков жуй…», не считает, что Блок — это чувак который пишет тексты для рекламы мобильной связи. В таком случае окажутся не напрасными не только лишь мои старания, да и старания людей, которые не один раз подчеркивали неповторимость рэпа как музыкального направления, доказывая, что рэп — не попросту музыка и уж никак не «гарлемские частушки» (распространенное обывательское мировоззрение), а уникальный симбиоз музыки и поэзии.

* энциклопедия «История российской литературы: Серебряный век»

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.11.2009. Грязные танцы-2. Публикация
  • 29.11.2009. Рэп — поэзия XXI века?. Публикация
  • 28.11.2009. Вместо рецензии
  • 27.11.2009. Траектории полёта высших сил. Публикация
  • 25.11.2009. Вспоминая гражданскую. Публикация
  • 24.11.2009. Долго же мы собирались. Публикация
  • 23.11.2009. Наследники Моисея,
  • 22.11.2009. Разочарованный Быков. Публикация
  • 21.11.2009. Еврейская тематика в русской поэзии — ДОП
  • 18.11.2009. Труба на колёсиках. Публикация
  • 17.11.2009. Пророчество Дюрренматта. Публикация
  • 10.11.2009. Вера Полозкова
  • 08.11.2009. Гримасы прогресса. Публикация
  • 06.11.2009. Поджигатели лягушек. Публикация
  • 05.11.2009. Секретное оружие. Публикация
  • 03.11.2009. Разводки некрофилов или Разъединяющий праздник.
  • 02.11.2009. Об одном стихотворении Бродского. Публикация
  • 01.11.2009. Спасибо СБУ. Публикация

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Наум Блик: «Рэп ­— это новая форма поэзии»

Рэпер Наум Блик, создатель проекта Re:Поэты

Интервью: Михаил Визель/ГодЛитературы.РФ

Фото предоставлено Наумом Бликом

Одним из самых неожиданных пунктов программы новосибирского фестиваля «Новая книга» стало выступление екатеринбургского рэпера Дмитрия Иордатия, выступающего под сценическим именем «Наум Блик». Впрочем, неожиданность эта не столь велика для тех, кто знает, что еще в 2010 году Дмитрий-Наум выпустил альбом под названием «Re:поэты», на котором в рэперской манере были «начитаны» (в специфическом рэперском значении этого слова) классические русские стихи. После выступления мы расспросили артиста об этом проекте.

Проект «Re: поэты» был задуман как образовательный (привлечь молодежь и т.д.)? Или же в первую очередь хотелось посмотреть, как классическая поэзия может выглядеть в современном виде?

Наум Блик: Этот альбом не для снобов в поэзии. Там же достаточно хрестоматийные тексты присутствуют — от «Памятника» Пушкина и до «Во всем мне хочется дойти до самой сути» Пастернака. Я не хотел как-то выделываться и подбирал тексты на уже готовую музыку. Мне было важно, чтоб они идеально сочетались.

Зачем я всё это затеял? Я хотел сказать, что рэп — это новая, современная форма поэзии. Если можно считать бардовскую песню поэзией, то, может быть, и рэп тоже. Конечно же, не весь рэп, который выпускается, а два, пять, десять процентов, не более! — это все-таки поэзия, пускай уличная. А еще я хотел показать молодым рэп-исполнителям, что нужно бережней относиться к слову, что тексты могут быть осмысленными, интересными. И еще важный момент: старшему поколению показать. Потому что у нас очень долго рэп не признавали как жанр. Меня это всегда сильно задевало. Этот альбом — иллюстрация того, что если песня сделана с душой, то нет никаких рамок и ярлыков. Рэп это или не рэп — не важно.

Музыка написана с душой — но когда я слушал альбом «Re:поэты», и когда слушал сейчас выше выступление, я обратил внимание, что вы читаете, нарочито нейтрально, без эмоций. Мне так показалось? Или это такая школа, «так положено»?

Наум Блик: Вам не показалось. Я старался максимально прочувствовать текст, потому что его же можно по-разному зачитать. Иногда нарочито сухо, безэмоционально, — это именно то, что нужно. Мне кажется, что Бродский так читал. Очень спокойно. Я не то чтобы кому-то подражал, я читал так, как я чувствую. Мне кажется, это хороший навык — уметь читать стихи холодно. Как будто строчки на камне высечены.

Вы наверняка хорошо знакомы с американским рэпом, с разными его школами и направлениями. А там есть прецеденты, чтобы известные исполнители брали оригинальные стихи и делали на них альбомы? Или это ваше «ноу-хау»?

Наум Блик: Вообще не слышал. Альбом «Re:поэты» вышел в 2010 году, а в 2008 году в Екатеринбург приезжала одна американская рэп-исполнительница, чернокожая — прямо в нашу уральскую зиму в одной ветровочке. Она знакома с такими американскими рэперами как Common, Mos Def и многими другими. Я ей рассказал идею альбома. Она сказала, что это удивительно, что она такого не слышала. Сейчас, может быть, уже и есть. Я недавно услышал новость: один лондонский рэпер взял все заклинания из «Гарри Поттера», из всей этой эпопеи, и зарифмовал в трек чуть ли не на 20 минут.

Наум Блик: Я не первый придумал читать классических поэтов на бит. Группа Ikambi Gwa Gwa из Питера читала Маяковского. А парни из группы «Бланж» зачитали Есенина. У них хорошо получилось, но это были отдельные треки. А я оказался первый, кто записал именно концептуальный альбом. Дальше пошла тенденция. Без ложной скромности скажу, что, видимо, ее задал я. Из того, что было действительно хорошо сделано — это Грубый Ниоткуда исполнил Маяковского, а Gipsy King зачитал Бориса Рыжего, нашего уральского поэта. А в остальном. Некоторые артисты сплошняком начали читать классиков, не задумываясь. Их просто невозможно слушать. Мне неприятно. Режет ухо. Вот он читает Бродского или Маяковского… и все эти рэперские кривляния, все эти «a-ha», «yo»… Зачем это нужно?

Понимаете, я этот альбом писал шесть лет. Я каждое стихотворение проживал. А здесь ребята взяли, чик-чик, по ритмике на бит подошло и в путь. У меня сложилось какое-то такое ощущение, что все было сделано на скорую руку.

Сюда, в Новосибирск, на фестиваль «Новая книга» приехали выступать два поэта, которые ходят по территории, смежной с рэпом. Это Андрей Родионов и Всеволод Емелин. Вы не пробовали к ним обратиться в качестве источника текстов?

Наум Блик: Я считаю Андрея и Всеволода выдающимися поэтами современности. Рад, что с Емелиным мне удалось неоднократно пообщаться. На его выступлениях я просто ухахатывался и плакал, все вместе. Что касается источников текстов, то я с радостью с ними бы просто посидел, поговорил, выпил… Но чтобы что-то совместно сделать. Даже не знаю, насколько это было бы интересно им в первую очередь. Но я очень уважаю этих двух людей, и я за любой совместный «кипеж».

Есть ли планы выпустить продолжение «Re:поэтов»? Или, может быть, выпустить альбом, посвященный, например, персонально Маяковскому?

Наум Блик: Маяковский был рэпер будь здоров! Кстати, Владимир Высоцкий тоже. У него очень ритм интересный и рифма. Шнур, между прочим, об этом тоже говорил: если бы Высоцкому сейчас было 25, он бы точно читал рэп.

Что касается второй части альбома. Мы сделали программу с музыкальным октетом — 7 треков на стихи Бориса Рыжего. Это целый концерт-перформанс, там играет 8 музыкантов — ударник, виолончель, скрипачи, саксофон, фортепиано. Получилось очень интересно, в интернете можно видео найти.

Тексты для начитки в рэпе и поэтические тексты нужно судить по одним законам, или это принципиально разные вещи?

Наум Блик: Их нужно, конечно, по одним законам судить, но в рэп-текстах есть свои нюансы, их поймут те, кто погружен в эту музыку. Например, так называемый «флоу», поток, который в рэпе является ярким показателем мастерства. Он говорит, насколько ты хорошо умеешь пользоваться созвучиями. То есть, когда у тебя рифма не просто в конце строки, а в двух строчках могут быть четыре и более рифм (в классическом стихосложении такой тип организации строки называется «панторим», сплошная рифма — ред.). Рэперы такие штуки поймут лучше. Хотя, может, и те, кто не сталкивался, увидят. Но ценители поэзии в привычном понимании слова больше внимания обращают на образы, на красоту языка, рэперы же — на полифонию и ритмику.

Значит, рэп-поэзия — это очередная стадия развития поэтического языка?

Наум Блик: Я думаю, что да.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector