0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

С какой целью используются назывные предложения в поэзии

Урок -исследование по русскому языку не тему: » Назывные предложения в стихах русских поэтов»

Тема урока : «Назывные предложения в стихах русских поэтов»

Цель. Определить роль назывных предложений в стихах русских поэтов.

Задачи. Выяснение, какие поэты при написании стихов использовали назывные предложения, с какой целью?

Формирование выразительной и красивой речи.

Воспитание любви к литературе, к творчеству поэтов – земляков.

Развитие навыков грамотного и красивого письма.

Оборудование : интерактивная доска, фильмы о поэтах, записи стихов, сборники стихов по теме урока.

Под музыку читаю строки собственного сочинения. Постановка целей, формулировка проблемы, выдвижение гипотез.

Солнце. Небо. Красота.

Совесть. Честь. И доброта.

Мама. Ангел. Волшебство

Заглянуло мне в окно!

Мир. Надежды. И мечты.

Дом. Россия. Я и ты.

Дождик. Капельки. Тепло.

На душе легко – легко!

Ребята, в душе у меня именно такое настроение, поэтому и возникли эти стихи.

— Что заметили? (назывные предложения)

— Перечислите их. ( Небо. Солнце…)

-Что я читала? ( Стихотворение)

— Сформулируйте тему нашего урока. ( Назывные предложения в стихах русских поэтов.)

— Поставьте цель . (Определить роль назывных предложений в стихах русских поэтов. )

Какие задачи будете решать? ( Выяснение, какие поэты при написании стихов использовали назывные предложения. С какой целью? Формирование выразительной и красивой речи. Воспитание любви к литературе. Развитие навыков грамотного и красивого письма)

Какие проблемные вопросы возникают?

1.Нужны ли русской поэзии назывные предложения?

2.С какой целью русские поэты используют в своих стихах назывные предложения?

Формулируем гипотезы (письменно)

Я считаю, что русской поэзии нужны назывные предложения. ( не нужны, так как стихи можно создать и без назывных предложений.

Русские поэты в своих стихах используют назывные предложения, чтобы показать неподвижные картины мира .

Русские поэты в своих стихах используют назывные предложения, чтобы передать красоту окружающего мира, красоту человеческой души.

Русские поэты в своих стихах используют назывные предложения, чтобы оценить окружающий мир.

Русские поэты в своих стихах используют назывные предложения, чтобы показать обстановку, предметы или явления, движения кого-либо или чего – либо.

Перед тем, как перечислить методы исследования , передайте своё настроение с помощью небольшой зарисовки, в которой есть назывные предложения.

Какие методы исследования нам подойдут?

(Метод наблюдения и анализа лирических произведений разных авторов.)

По ходу урока составляете кластер, где прописываете ответы на проблемные вопросы. Решаете цель и задачи урока. Наблюдаете, подтвердились ли наши гипотезы?

Прослушиваем запись стихотворения Александра Блока « Ночь. Улица. Фонарь» ( сопровождается показом видеофильма).

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века —

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

— Можно ли сказать, что это философское размышление?

— О чём? (о судьбе, о жизни после смерти)

Перечислите назывные предложения.

— Какую роль они играют в стихотворении? (показывают неподвижных картин мира). Попытайтесь создать сами подобное творение. ( Работа в группе)

Какой сделаем вывод? ( Назывные предложения рисуют неподвижные картины мира). Подтвердилась ли гипотеза? (Да)

Ученица читает наизусть отрывок из стихотворения Бориса Пастернака « Осень» (сопровождается показом фильма)

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —

Как венец на новобрачной.

Лик березы — под фатой

Подвенечной и прозрачной.

— Какой философский смысл прослеживается в стихотворении?

На первый взгляд кажется, что автор любуется осенним лесом и восхищается его красотой. На самом же деле он сравнивает эту пору года с тем отрезком жизни, когда человек становится опытным, мудрым и зрелым, но при этом понимает, что молодость ушла безвозвратно.

«Погребенная земля» — тонкий намек на то, что осень является переходным периодом между жизнью и смертью. Ее символом являются опавшие золотистые листья, на которые невозможно ступить, не оставив следа. Так и человеческая жизнь к моменту ее заката налагает на каждого из нас особые обязательства. Приходится взвешивать каждый свой поступок, каждое слово и каждый шаг, ведь они с возрастом видятся совсем в ином свете и могут получить диаметрально противоположную оценку. «Осень. Древний уголок старых книг, одежд, оружья», — так описывает поэт свои богатства, подразумевая, что у каждого человека есть определенный багаж не только вещей, но и знаний.

Какую роль в стихотворении играют назывные предложения? ( Красиво передают стремительность действий, обрисовывают картину мира природы)

Какой сделаем вывод?

Подтвердилась ли гипотеза? ( да)

Ученик читает отрывок из стихотворения А. Т. Твардовского « Ленин и печник»

Скрылась хата за пригорком.
Мчатся санки прямиком.
Поворот, усадьба Горки,
Сад, подворье, белый дом.
В доме пусто, нелюдимо,
Ни котенка не видать.
Тянет стужей, пахнет дымом —
Ну овин — ни дать ни взять.

-Перечислите назывные предложения.

— С какой целью автор их включил в стихотворение? ( чтобы показать картины в движении). Кажется, будто ты на повороте проезжаешь мимо усадьбы «Горки», затем мимо сада и подворья, и вот, наконец, доезжаешь до белого дома.

Какие картины? (поворот, усадьба, сад, подворье, белый дом).

— Попробуйте сами воссоздать картины мира в движении. ( работа в группе) ( По селу бегу родному…)

Какая – либо гипотеза подтвердилась?

Прослушивание фрагмента стихотворения « Переправа»

— какую роль здесь играют назывные предложения? Перечислите их.

(Назывные предложения позволяют запечатлеть, как на фотографии, одно мгновение , один кадр; фиксируют только настоящее время . В отрывке из стихотворения Твардовского «Василий Тёркин. Переправа» называются отдельные, но важные, выразительные детали, те, которые запечатлеваются с первого взгляда и на всю жизнь: два берега, снег, вода . Лаконизм односоставных предложений позволяет привлечь внимание к эпитетам. Они дополняют страшную картину переправы.

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда.

С помощью назывных предложений мы видим картину глазами самого солдата, которому предстоит переправа. Волнение, страх, мысли о смерти не дают ему видеть полную картину, сравнивать. Он видит только мельчайшие, но важные детали . Перед ним два берега: тот, на котором он находится, и тот, которого он должен достигнуть).

Была ли выдвинута такая гипотеза? ( нет)

Какой делаем вывод?

ФИЗМИНУТКА. Изобразите назывные предложения. ( Радость. Доброта. Улыбка. Снегопад. Метель. Кибитка).

Ученик читает стихотворение А.А. Фета.

Шепот, робкое дыханье,

Серебро и колыханье

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений

В дымных тучках пурпур розы,

И лобзания, и слезы,

— Что заметили? (Всё стихотворение – это одно предложение, состоящее из однородных членов – подлежащих. Полностью все стихотворение – это одно большое назывное предложение. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которые называются одно за другим: шёпот — робкое дыханье — трели соловья… )

— Как читается стихотворение? ( на одном дыхании)

Что хочет сказать нам автор? (Называя ту или иную вещь, поэт вызывает в читателе не прямое представление о самой вещи, а те ассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны.

Приемы построения стихотворения, используемые поэтом, изобразительно-выразительные средства направлены на то, чтобы передать главную мысль произведения: любовь – прекрасное чувство на Земле).

Какой делаем вывод? ( поэт передаёт красоту мгновения, состояние души лирического героя)

Читать еще:  На сколько слогов делится слово поэзия

Звучит стихотворение Владимира Кострова – Костромского поэта.

Янтарная смола. Сосновое полено.

Грибной нечастый дождь

Да взгляды двух собак.

И сердце не болит

Так, как вчера болело.

И верить не велит,

Что всё идёт не так…

Какие чувства передаёт это стихотворение?

Какой делаем вывод?

Прослушивание стихотворения Леонида Попова – Вохомского поэта.

Темень. Где там небо?

Не видать отсель.

По полю пустому

Стежкой слабый след.

Завернуть бы к дому!

Только дома — нет.

Тропкой на крылечко

Затопить бы печку,

Стук услышав, сразу

С доброй сероглазой

Долго б говорить.

Что хочет сказать нам автор с помощью назывных предложений?

Какой делаем вывод?

О, Вохма! Дева! Королева!
Мечта моя! Любовь моя!
Навек останешься ты первой
С рождения и до конца!

Исследование подошло к концу. Делаем выводы.

Какую цель ставили? ( Определить роль назывных предложений в стихах русских поэтов)

Определили? Какой сделаем вывод? ( Стихи русских поэтов не могут жить без назывных предложений)

Решили ли мы проблемные вопросы?

Какие проблемные вопрос возникают?

1.Нужны ли русской поэзии назывные предложения? (да)

2.С какой целью русские поэты используют в своих стихах назывные предложения?

Подтвердились ли наши гипотезы?

Делаем общий вывод. (Таким образом, русские поэты используют в стихах назывные предложения, чтобы передать картины природы, обстановку, состояние души героя, оценивают окружающий мир, рисуют неподвижные картины мира и передают движения).

Дома вам предстоит самим поработать поэтами и написать стихотворение с использованием назывных предложений.

Настроение. Изобразите мимикой настроение на конец урока.

Деятельность. Так как сегодня у нас урок лирический, оцените свою работу, сравнив её с природным явлением.

Стихи из назывных предложений

После значительного перерыва вновь возвращаюсь к пакету конкурса «Мастер-класс по стихосложению», проходившего летом 2011г. Почти все оригинальные формы из списка представленных на этот конкурс стихов нами уже разобраны, впереди ожидает совсем немногое, но оно, на мой взгляд, интересно и полезно, если не для написания собственных стихов, то хотя бы для общего представления.

Сегодняшняя тема – стихи из назывных предложений. Чтобы понять, что это такое, обратимся к учебникам русского языка.

НАЗЫВНЫЕ (НОМИНАТИВНЫЕ) предложения — это односоставные предложения, в которых утверждается существование, бытие предметов или явлений. Грамматическая основа назывных предложений состоит только из одного главного члена, по форме сходного с подлежащим: главный член назывных предложений выражается именительным падежом существительного (одиночным или с зависимыми словами), например: «Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс. » (А. Пушкин).

Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия, существования явления в настоящем времени. Поэтому назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в условном, ни в повелительном наклонении. В этих временах и наклонениях им соответствуют двусоставные предложения со сказуемым было или будет: Осень (назывное предложение). Была осень; Будет осень (двусоставные предложения).

Выделяются три основные разновидности назывных предложений.

1.Бытийные:
«Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле». (А. Ахматова).

2. Указательные; они включают указательные частицы «вот, вот и, вон, вон и»:
«Вот место, где их дом стоит; Вот ива». (А. Пушкин);
«Вот и мостик». (Н. Гоголь).

3. Оценочно-бытийные; они произносятся с восклицательной интонацией и часто включают в себя восклицательные частицы «какой, что за, ну и»:
«Осада! Приступ! Злые волны, как воры лезут в окна». (А. Пушкин);
«Какая ночь! Мороз трескучий..». (А. Пушкин).

Особенностью назывных предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая ёмкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на воображение слушателя или читателя — такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.

Чаще всего назывные предложения используются в описательных контекстах поэтической и прозаической речи, а также в ремарках драматических произведений:
«Скалы, почерневшие от загара. Раскалённый песок, который жжёт сквозь подошвы» (Н. Сладков);
«Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн» (К. Бальмонт);
«Гостиная в доме Серебрякова. Три двери: направо, налево и посредине. День». (А. Чехов).

Привожу здесь столь подробное определение назывных предложений только потому, что этот материал, как никакой другой, пригодится нам, когда мы начнем разбирать на страницах «Ликбеза» формы восточной поэзии – любимые многими из вас ЯСы (японские сонеты) и хокку (хайки). Лично я их не жалую, тем не менее, очень хочу поделиться тем, что о них знаю, а заодно изложить о них свою собственную точку зрения.

На конкурс «Мастер класс» было представлено сразу несколько стихотворений, состоящих из одних только назывных предложений. Их мы и разберем.

1.
Ночь. Сияние огней. Прочь. Уйдёт сезон дождей.
Лик. Возникнет из-за туч. Миг. Ты слаб или могуч.
День. Сменяет день за днём. Тень. В которой мы живём.
Честь. Достанется не всем. Лесть. Исток больших проблем.
Звук. Приятный или злой. Друг. Прикрыл тебя собой.
Сонм. Обычно у Святых. Дом. Желанней для двоих.
Рейд. Стоянкой для судов. Фрейд. Анализ для мозгов.
Стих. Творение души. Штрих. Черкнут карандаши.
Фарт. Везение в игре. Бард. с гитарою везде.
Жизнь. Расклад колоды карт. Слизь. Продажный адвокат.
Мир. Опять сошёл с ума. Пир. Обычно где чума.
Бег. Погоня и с утра. Век. Дороги никуда
Дар. Отметина Богов. Жар. Пожара и Любовь.
Жаль. Несыгранную роль. Даль. Знакомая как боль.
(Игорь Ковальчук. «Кубик»)

Взгляд читателя следит за взглядом автора – он направлен не на предметы, которые всплывают перед глазами, а на цепь образов, ассоциативно возникающих в его голове. Написать таким образом свои стихи – далеко не простое занятие. Просто всунуть в строки нечто подходящее по рифме – это полдела, вернее – совсем не дело. Автор должен умудриться раскрыть перед читателем ход своих мыслей, что-то сообщить ему: должна быть прозаическая основа стихотворения. Я надеюсь, что мои постоянные читатели уже хорошо знакомы с этим термином. В данном стихотворении лично я такой основы не увидела: спросите меня, что именно хотел сказать автор, и я затруднюсь с ответом. Здесь либо психоделика – пересказ внутренних, возникающих в мозгу автора ассоциаций, либо ассоциации, которые появляются у автора благодаря поиску подходящей рифмы. Объяснить «такой сюжет» при желании можно всегда,(на то мы и поэты!) :), но надо ли это? Написано красиво, с передачей настроения и грамотно по форме.

2.
Лето…отпуск…жара…
Солнце…море…песок…
Яхта…парус…ветра…
Чайки…небо…платок…

Взгляд…улыбка…рука…
Губы…волосы…бровь…
Нежность…ласка…пока…
Завтра…вечность…любовь…
(Тамара Николаева7. «Лето»)

Данное стихотворение психоделикой не назовешь – все образы очень конкретны, только в концовке от описания картинки увиденного взгляд автора переместился в область чувств. Настроение лета (именно так называется это стихотворение) передано очень точно.

Между назывными предложениями здесь стоят многоточия. Этот прием в последнее время стал чрезвычайно модным — удобной «отмазка» для малограмотных авторов, затрудняющихся с расстановкой разнообразных знаков препинания, которых в нашем языке с их точки зрения излишне много. И всегда есть готовое оправдание: «я хотел(а) показать состояние незавершенности, неопределенности». Или: «я хочу показать читателю, где он должен сделать паузу». Вообще-то, любое состояние и настроение, так же как и расстановку пауз при чтении, хороший автор обязан уметь передавать не столь дешевым приемом, а с помощью самого содержания, лексики, использования рифм, разбивки стиха на ритмические фрагменты, строки. Если он всему этому не научился – грош ему цена!

Читать еще:  Все кто однажды почувствовал вкус поэтического слова не сможет разлюбить поэзию

Если в чисто назывных стихах подобные многоточия еще как-то уместны, то во всех прочих — многоточия взамен знаков препинания всегда портят впечатление. Это — как запах дешевых духов на дорогом наряде женщины – безвкусица! Хотя для многих данный стиль письма выглядит очень «модно» (в продолжение этого же стиля -«прикольно!»).

Снег. Холод. Сумерки. Зима.
Усталость. Безразличие. Тревога.
Бессонница. Метанья. Кутерьма.
Отчаянье. Пальто. Такси. Дорога.

Билет. Багаж. Стюарт. Коньяк.
Покой. Бессилье. Сновиденья.
Улыбка. Прошлое? Пустяк.
Свобода! Счастье! Возрожденье!

Париж. Кафе. Огни. Вино.
Омары. Моцарелла. Манго.
Глаза. Признание. Гипноз.
Порабощенье. Танец. Танго.

Шаг. Взгляд. Поддержка. Разворот.
Прогиб. Позиция. Паденье.
Любовь. Измена. Эшафот.
Игра? Театр? Откровенье!

Прогулка. Пристань. Сена. Бриз.
Тюльпаны. Губы. Поволока.
Прощание. Блокнот. Эскиз.
Аэропорт. Такси. Дорога.

( Виталий Алещенко «Тайна»)

Одно из лучших представленных на конкурс «назывных» стихотворений. Психоделикой его никак не назовешь: мастерски, одними существительными описан отдых в Париже – и картинки увиденного, и связанные с этим мысли, и события, и чувства, и даже отношение ко всему произошедшему, хотя в явном виде ничего это читателю не сообщается. И, заметьте! – без использования многоточий.

4.
. и ласковая, нежная,
снежинка белоснежная,
весенняя, апрельная,
пьянящая и хмЕльная,

пушистая, махровая —
как перышко пуховое,
душистая, душевная —
полОтна акварельные,

искрящая, манящая,
чудесная, блестящая,
задорная, игривая,
веселая и милая,

изящная и. хрупкая,
цветками незабудками,
лугОвыми травинками,
тростинками, пылинками,

ромашками, листочками,
сиренью, лепесточками,
кувшинками и лилиями,
и ландышей идиллией.

клубнично-земляничная,
и чуточку черничная,
фруктово-ароматная,
и персиками мятная.

в ночи — немного лунная,
и серебристо-струнная,
звенящая и звонная.
о-о! как гитара — стройная!

в гармонии blues’Овая,
на ощупь: бирюзовая,
печальная и светлая,
желанная, заветная,

восточная и сладкая,
полнОчная, но яркая,
звезда — звезда лучистая,
и ясная, и чистая,

лесная и цветочная,
медовая, молочная,
нектарная и пряная.
уже.
. ТОБОЮ
. пьяный я.

(Флоренсия. «Уж пьяный я»)

Здесь автор вместо существительных использует прилагательные – тоже своего рода назывные предложения. Он «определяет» свою любимую серией образов. Поэт- песенник, который несомненно был принят на ура, когда исполнял эту вещь на гитаре (кто слушает текст, когда звучит музыка?), при прочтении с листа не произвел на меня никакого впечатления. Во-первых, массой неправильно поставленных ударений (хмЕльная, лугОвыми, блюзОвая, во-вторых, несовместимостью образов для одного времени года –сочетанием ландышей с персиками, почему-то «мятных». Впрочем, чего только не наплетет мужчина, желающий задобрить свою любимую! Но… тем и хороши стихи, что они способны заставить нас верить их словам, только в этом случае они берут за душу, а вот эти стихи… Нет, не только стихи, но и мужчина, долго и бессистемно перечисляющий эпитеты нашей несравненной красоты, крайне редко вызывает у женщин доверие! Он, как павлин, просто распускает свой красивый хвост!

Стихи не должны быть ни игрой словами, ни витиеватым монологом со множеством редких эпитетов, необычных рифм, вычурных образов и сравнений, где при нехватке слога лихо добавляется «о-о!». Стихи должны вызывать доверие своим содержанием, заставлять сердце биться, сопереживать сюжету, верить словам автора… Надеюсь, вы поняли, что именно мне не понравилось в этом красивом тексте для гитары.

№5
Витиеватость изощрённости,
И нарочитость оживлённости,
Готовность к самоотрешённости,
С безумством целеустремлённости,

Горячность неопределённости,
Упор на переосмыслённости,
Неадекватность беспардонности,
И непредсказанность влюблённости,

Скандальность нетрадиционности,
Критичность неосуществлённости,
Фатальность недоговорённости,
Детальность перевоплощённости,

Неторопливость расположенности,
И отрешённость невозможности,
Немногословность настороженности,
И буйство противоположности,

От многословья к односложности,
От безрассудства к осторожности,
Кристальность ради безупречности,
Многострадальность бесконечности,

Безукоризненность сердечности,
Правофланговость человечности,
Шероховатость запоздалости,
Оттенки лёгкие усталости,

Ответственность за белый свет, –
Вот это всё и есть – ПОЭТ!
(Николай Балуев. «Что есть поэт»)

Здесь не просто назывные предложения (почти все!), но и монорим – все стихи (кроме концовки) написаны на одну рифму. Назывные предложения состоят уже не только из одних существительных или иных одинаковых частей речи, а из связки двух существительных, где одно определяет качество другого. Столь необычным способом автор сумел создать объемный образ Поэта. Умное, философское стихотворение.

№6.
Назревал, приближался, ворвался,
Сковородил, забулькал, шкворчал, (разность времен!)
Майонезил, прожарил, взбивался,
Ёлочился, гирляндил, сверкал.

Оттенял, напомадил, душился,
Приоделся, побрил, освежил,
Наливался, шампанил, пролился,
Поздравлял, улыбался, шутил.

Антрекотил, бифштексил, глотался,
Наполнял, выпивал, опьянел,
Танцевал, обнимал, целовался,
Размечтался, влюбился, запел.

Отшумел, отгремел. серебрится,
Охлаждает, морозит, блестит,
Завихрится, снежит, январится,
Новый Год народился. бежит!
(Леонардович. «Новый год»).

Даю как пример стихотворения из назывных предложений — глаголов. Здесь, как мне показалось, описываемое не стоит того, чтобы его описывали стихами: ничего особо умного, важного, поэтичного я в этой картинке не увидела: скорее — игра со словами, чем поэзия. Кроме того, в любом стихотворении при описании пейзажа (картинки) следует вести рассказ в одном и том же глагольном времени, а уж в стихах из назывных предложений-глаголов – это особенно важно: «сковородил, забулькал, шкворчал, майонезил, прожарил, взбивался» — то употребляется глагол в действительном залоге, то в страдательном, то глагол совершенного вида, то несовершенного… Да еще и простонародное «год НАродился» вместо «родился» в концовке, словом, на большого любителя эти стихи!

О стихах, состоящих из назывных предложений, примеров достаточно. В следующей статье мы разберем еще некоторые интересные формы стихов и тогда вплотную подойдем к завершению еще одного сборника Ликбеза – «Редкие и оригинальные формы».

Назывные предложения — виды, структура и примеры

Особенности и принцип строения

Эти словесные конструкции изучаются в 8 классе. Иначе они могут называться номинативными. Как показывает практика из литературы, назывные предложения могут состоять не только из подлежащего, но и из нескольких зависимых слов, междометий и частиц, в том числе восклицательных и указательных («вот», «вон», «ну и», «какой же» и других эмоционально-оценочных частиц). В качестве наглядного примера для конспекта можно предложить следующие предложения:

  1. Вот зелёная калитка, вот старый тополь рядом с ней. Вот река, песчаный спуск.
  2. Что за пухлые щёчки!
  3. Какой потрясающий день!
  4. Ну и метель! Ну и характер!
  5. Какие грустные лица!

Такая синтаксическая конструкция требует, чтобы подлежащим в ней было имя существительное, причём в именительном падеже. В большинстве случаев распространяющим членом предложений является согласованное или несогласованное определение: «Волшебная новогодняя ночь», «Золотая осень с пышно убранными клёнами», «Ослепительное морозное утро». Номинативные конструкции всегда сообщают о существовании явления или предмета в настоящем времени.

Также существуют двусоставные или неполные назывные предложения. У них в роли распространяющего члена выступает обстоятельство со значением места или времени. К примеру: «Скоро зима» (можно дополнить пропущенное сказуемое — «скоро наступит или придёт зима»).

К особенностям номинативных языковых структур также относится их фрагментарность или краткость, имеющая большую ёмкость выражаемого содержания. В этих предложениях указываются только отдельные детали ситуации, которые имеют важное значение для представления читателем общей картины описываемых событий или обстановки.

Используются такие конструкции в отдельных ремарках драматических произведений («Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн», «Уснувшие под снегом деревушки», «Темень. Холод. Тишина»), а также в качестве описательного средства в поэзии и прозаических произведениях.

Основные разновидности

На текущий момент различают 5 видов назывных односоставных предложений (в некоторых учебниках принято указывать 3). Одна из распространённых ошибок учащихся состоит в том, что они путают назывные и неполные предложения, которые могут являться частью диалога или иметь одно лишь существительное без сказуемого.

Читать еще:  Как называется китайская поэзия

Примером неполных конструкций служит такой текст: «Ведьмочка спросила Русалочку, что ей надо. „Ножки“, — прошептала девочка. „Ножки?“, — рассмеялась ведьма, — „А что ты мне дашь взамен?“. „Волшебный кристалл“. „Нет, я знаю, что нужно! Голос!“».

Чтобы определить, какой из представленных примеров является неполным или односоставным назывным предложением, необходимо попытаться дополнить их сказуемым («Мне нужны ножки» — «Тебе нужны ножки?» — «Я дам тебе кристалл» — «Мне нужен голос»).

Иногда школьники могут путать номинативные структуры с обращениями. Если, к примеру, в тексте встречается последнее, значит, предложение сопровождается пояснительным комментарием:

  1. «Ариадна! Иди к нам!», — звали её подруги.
  2. Для назывной конструкции такое предложение должно выглядеть следующим образом: «Ариадна!», — думал королевич о своей супруге.

Бытийные предложения

Значение этой разновидности конструкций заключается в том, что она утверждает существование (бытие или наличие) предмета, мысли, речи и любых явлений. Подобное предложение констатирует факт того, что объект имеет место в действительности. Подлежащее в конструкции находится в именительном падеже (верно для любой именной части речи). В качестве примеров подойдут следующие односложные предложения:

  1. Звёзды. Река. Бескрайнее чёрное небо.
  2. Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
  3. Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
  4. Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка.

Также примером бытийных или экзистенциальных структур являются первые строки известного стихотворения Александра Блока: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет». Немаловажно уметь различать в тексте предложения со значением волеизъявления, которые тоже могут являться односоставными: «Осторожно! Внимание!», «Хлеба и зрелищ!», «Прочь!», «Вон!», «Караул!».

Отличить такие предложения не составит труда, так как они не сообщают о существовании какого-то конкретного объекта и, следовательно, невозможно добавить подходящее сказуемое для проверки.

Указательные конструкции

Назначение — указывать на предмет и его местоположение. Распространённые назывные предложения этого типа обязательно имеют частицы «вот», «вон», служащие для конкретизации значения. Подлежащее в грамматической основе выражено в именительном падеже. К таким предложениям относятся: «Вот вам софа, раскиньтесь на покой», «Вот лес. Вон речка. Вон пенёк», «Вот моя деревня, вот мой дом родной!», «Вон и тот дом, вон и та ива, а вон дощатый мостик!». Могут встречаться и конструкции с другими указательными местоимениями:

  1. «Столько пирожков!», — вертелось в голове у Семёна, исподтишка поглядывающего на кухню.
  2. Такова судьба.

Предложения, имеющие частицы «вот», при выдвижении на первый план эмоциональной оценки (к примеру, неодобрения или иронии) могут использоваться не только для указания, но и для выражения позиции автора о предмете или герое: «Вот думает это бедняга и слезами так и захлёбывается. Вот они, заячьи-то мечты!».

Оценочно-бытийные структуры

Они помогают оценивать предмет с точки зрения говорящего, часто включают в свой состав восклицательные частицы и произносятся, как правило, с характерной экспрессией. Подлежащее всё так же выражено в именительном падеже. Для примеров можно указать такие предложения:

  1. Ну и дела!
  2. Вот это денёк!
  3. Ну и ночка!
  4. Вот тебе, бабуля, и день Нептуна!
  5. Какая погода!
  6. Ну и гроза!
  7. Что за дела-то такие!
  8. Какая удача!
  9. Какие пёрышки!

Однако не следует путать эти предложения с эмоциональной оценкой с конструкциями вроде этих: «Чепуха. Молодец! Ты герой» (этот пример относится к разряду двусоставных неполных предложений с опущенными подлежащими) либо экспрессивными восклицаниями типа «Нахал!» или «Подлец! Негодяй!».

Существуют также и оценочно-бытийные конструкции, которые используются без каких-либо восклицательных частиц. К ним относятся возгласы по типу «Красота-то какая! Лепота!», «Прелесть!», «Чудо!», «Шедевр!», тогда как фразы, состоящие лишь из наречия («Гениально!», «Шедеврально!», «Браво!»), не могут быть отнесены к таким структурам.

Собственно-назывные обозначения

Эта группа обозначений служит для называния предметов, книг и их разделов, картин, журналов, музыкальных произведений, учреждений и т. д. Примеры назывных предложений подобного типа легко найти и в обыденной жизни: «Библиотека», «Парикмахерская», «Универмаг», «Вокзал». Сюда же следует отнести и множество объявлений, а также различных вывесок: «Продаю квартиру», «Доставка!».

Помимо обозначения собственно-назывные конструкции обобщают простые события и являются средством письменного сообщения. Некоторые лингвисты (например, А. Г. Руднев) полагали, что к этому типу относятся и назывные предложения, употребляемые с целью постановки вопроса и дальнейшего размышления о явлении: «Москва… как много в звуке этом для сердца русского слилось!». Такая конструкция также получила название «именительного представления».

Желательно-бытийные и генетивные формы

Суть подобных предложений состоит в передаче читателю желательности называемого. Они обладают характерными структурными частицами «лишь», «если», «только»; нередко добавляется частица-показатель ирреального наклонения «бы». В качестве примеров желательно-бытийных конструкций можно привести следующие предложения:

  1. Только бы повезло!
  2. Только бы не дождь!
  3. Лишь бы успеть!
  4. Лишь бы не промокнуть!
  5. Если бы купить!
  6. Если бы не проспать!

Генетивные предложения, в отличие от нормативных, имеют главный член в родительном падеже, лексическое значение которого состоит не только в передаче наличия существования предмета, но и его количественной либо иной характеристики.

Такие предложения часто встречаются в разговорной речи, что связано с важной ролью интонации при их передаче. Они же нередко используются в юмористических либо сатирических произведениях, в эмоционально окрашенных диалогах и в монологической речи: «Смеху-то!», «Народу!», «Вот цветов! Цветов-то сколько!», «Ох и шуму!».

Использование в литературе

Благодаря своей краткости и ёмкости номинативные предложения широко используются в литературных произведениях, причём в самых разных жанрах. Функция такого приёма заключается в сосредоточении внимания читателя на отдельных ярких штрихах обстановки, личных черт кого-либо из персонажей, а также на более полном погружении в атмосферу происходящего.

Номинативные структуры повсеместно используются для описания декораций в пьесе, а также для обозначения времени и места происходящего. Описательный характер такого рода конструкций позволяет их применять не только в качестве ремарок, но и для написания самостоятельных художественных произведений. В некоторых случаях односторонний характер подобных конструкций может специально использоваться для создания определённого эффекта:

Коней одичавших галоп.

Эшелоны. Тифозная мгла.

Интервентская пуля, летящая в лоб, —

И не встать под огнём у шестого кола (стих Александра Межирова).

Номинативные структуры позволяют автору отдельными штрихами объединять разрозненные детали в одно целое, подчеркнуть стиль и передать быструю смену событий, явлений и предметов. Этот же способ выбрал Пушкин для описания Полтавской битвы: «Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон, и смерть, и ад со всех сторон». Также есть пример и у А. Н. Толстого: «Удар, лязг, одиночный выстрел, вопли, плеск воды, разрыв ручной гранаты».

В современном мире больше всего такой приём прижился в газетных и журналистских жанрах (очерках, репортажах, авторских колонках), хотя многие представители телевизионных СМИ также не брезгуют пользоваться назывными предложениями в своих программах и темах для обсуждений: «Больница. Операционная. Блеск металла и стекла. Бахилы на ногах. Характерный запах хлорки. Мытьё рук. Марлевые повязки. Последние приготовления, шутки, понятные только врачам. „Все готовы? Тогда приступаем“, — вот она, повседневность самой трудной и благородной профессии».

Таким образом, номинативные предложения выступают в роли каркаса. Они используются для описания ключевых деталей события, оставляя при этом читателю или зрителю возможность додумывать некоторые детали при помощи своего воображения.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector