0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Слэм поэзия что это

MoonlightMeBlog

Меньше знаешь — бессмысленней живешь

Slam poetry или «То, что неизвестно многим»

Сегодня мне хотелось бы ознакомить вас с таким видом творчества, как Поэтри-слэм. Могу поспорить, что вы никогда не слышали об этом термине ранее. Этот вид творчества только лишь набирает свои обороты и еще, к сожалению, мало известен жителям русскоязычных стран. Вы готовы?

Поэтри-слэм (от английского poetry slam – «поэтическое сражение»)

Достаточно сложно дать точное определение поэтри-слэму. Одни называют этот формат поэтическим конкурсом на артистизм, другие – интерактивным литературным шоу, третьи – просто перформансом. Каждое из этих определений содержит ключевые слова: «литература», «конкурс» и «интерактивный». Объединяя все вышеперечисленные понятия, мы можем сделать вывод, что поэтри- слэм это литературное конкурс, на котором выступающие соревнуются со своими текстами, которые могут быть выполнены в абсолютно любой технике ( тут одно правило: авторство должно принадлежать самому участнику).

Впервые появился поэтический слэм в США. Его основатель, Марк Келли Смит, чикагский поэт из рабочей среды, организовал в клубе Green Mill шоу под названием «Оригинальный поэтри-слэм чикагских окраин» (Original Chicago Uptown Poetry Slam). Смит решил положить конец скучным литературным чтениям, на которых поэт монотонно бурчал что-то себе под нос, полностью игнорируя публику.

В поэтри-слэме допускается как миниатюра и проза, так и простая речь. Главное условие- отсутствие музыкального сопровождение и реквизита. Но если просмотреть ролики с различных поэтических слэмов, то можно заметить, что некоторые выступления выполняются с добавлением музыки, что является нарушением.

На этом, собственно, все правила этого «литературного конкурса» и заканчиваются. Как не сложно заметить, им не уделено много внимания. Самое важное в текстах участников- это смысл, сама история или чувства, которыми они готовы поделиться с публикой.

Когда я впервые ознакомилась с этим направлением, то была поражена тем, с какими эмоциями и какой чувственностью до зрителей доносились эти слова. Каждый просмотренный мною ролик ярко отпечатался в моей памяти.

Интересен и тот факт, что мероприятие не приносит ни единой копейки дохода его организаторам .

В 1997 году случилось знаменательное событие – основание организации Poetry Slam Incooperated (IPS). Задача IPS – не допустить коммерциализации слэма. Зарабатывать деньги на таких выступлениях — значит наносить удар демократическим основам этого феномена. Участником конкурса – а значит, поэтом — может стать любой: как признанный автор, так и человек с улицы. Самая бесценная награда для победителя слэма – признание публики.

«Несколько лет назад поэтри-слэм был перформансом для маргиналов, — сказал Дельфинов в беседе с DW-WORLD.DE. – Сегодня в дни проведения шоу клубы забиты до отказа. Люди стоят в очереди, чтобы попасть на поэтический вечер. Это – хороший знак».

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Для меня поэтический слэм- это не просто «литературное шоу». Это самое настоящее чудо.

Видео, достойные просмотра:




Стихи поэзии звучащей. Отчет Пидоренко В. П. о Всероссийском поэтическом слэме

В эту субботу Центр Вознесенского провел III Всероссийский поэтический слэм. Чтобы как-то разбавить высоколобые рассуждения о необходимости поэзии в нынешний исторический момент, мы попросили главного российского поэта современности Пидоренко В. П. доступно объяснить, что такое слэм, почему он важен для популяризации “стихов поэзии” и что лично ему кажется важным в прошедшем фестивале поэтического перформанса. Авторская орфография сохранена.

По долгу службы я, Пидоренко В. П., не первый год слежу за участниками Всероссийского поэтического слёма. На этот раз мне выпала честь росскозать о том, как данное мероприятие состоялось на этот раз и вынести свои суждения о состоянии современной эстрадной поэзии Российской Федерации.

Однако для ночала необходимо пояснить, что же такое этот тоинственный слём.

Слём (от онгл. slam) появился в Соединенных Штатах Омерики в 80-е годы, когда слабые умы молодежи зохватила негритянская музыка репа и хип-хопа.

Участники первых слёмов стремились розрушить окодемическую состовляющую стихов поэзии, сделав их более привлекательными для широкой публики, жаждущих от Поэта не только мудрости и идеального слога, но и зобавных ужимок.

За все за это участникам слёма выстовляют оценки и дарят ценные призы — как в фигурном котании или конкурсе толстушек.

(Розумеется, тродиция поэтических кривляний зородилась намного раньше — достаточно вспомнить возникшую в Серебряном веке русской литеротуры идею синтеза искусств, популяризированную композитором Скрябиным).

В России поэтический слём обрел известность в ночале 2000-х годов XXI века. Его роспространение связано с именами выдоющихся мостеров поетри-перформонса: Ондрея Родионова, Гермона Лукомникова, Всеволода Емелина и других. В ностоящее время слём-фестивали проходят в таких городах России, как Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Ставрополь, Иркуцк, Екотеринбург, Пермь и Берлин. Их видные предстовители и собрались на Третий всероссийский поэтический слём, прошедший на этот раз в онлайн-режиме с использованием программного обеспечения Zoom.

Чьто порозило Вашего покорную слугу в данном мероприятии сего года, принятым Центром олигарха Вознесенского? Позволю себе перечислить лишь несколько эпизодов с участием моих собратьев по культуре, наложивших на меня отпечаток.

  1. Мой коллега Роман Осьминский не посромил офицерскую честь мундира, выступив при полном пораде:

Данный мой коллега прочитал выдоющиеся стихи о строданиях цисгендерных мужчин, ставших объектами и субъектами многочисленных репрессий в репрессивном копитолистическом обществе. Музыкальную звуковую версию текста, озоглавленного “Реп стореющих мужчин”, можно послушоть на плостинке онсамбля “Технопоезия”. Исполнение Осьминским подобной миниотюры вывело его во второй тур слёма, где он потерпел сокрушительный провал, ибо как истинный поэт и слуга правопорядка пал смиренным ольботросом на палубу дешевых вкусов толпы.

  1. Мой многолетний собрат по перу и чемпион слёмов Гермон Лукомников проклял дешевые вкусы толпы и зоявил, что предоет толпу проклятью. Ваш покорный слуга в тот момент отвлекся на звонок от враждебных бондитов и пропустил подобное зоявление, но считает себя вправе полностью верить представленной мной версии событий.
  1. Одним из самых ярких выступлений стало участие Констонтина Комарова — литеротурного критика, который, как и Ваш покорный слуга, неновидит омериканскую поэзию верлибров (свободных стихов поэзии), все омериканское, все “поэтическое” и все свободное.

Констонтин прочитал стихотворение про собаку породы “пудель” в розовых колготах, мчащуюся по Тверской улице города Москва и оказывающуюся пойманной представителями экстремистских молодежных субкультур “эмо” и “готы”. Зовершилось выступление тем, что Констонин зоявил, что мы все живем в аду, чем зослужил мои оглушительные овации.

  1. Дромотический поэт Иван Козлов зочитал в первом раунде слёма стихотворение поэзии, в котором зопечатлел то, как его убивают бондиты. Также в данном поэтическом произведении его автор призывает зониматься незоконным сбытом частной собственности именуемой “металолом” с целью личного обогощения участников данного незоконного предприятия. По данному факту мной уже начаты уголовно-процессуальные мероприятия, направление на устоновление неустоновленного круга лиц, вовлекающих молодежь в свои преступные группировки.

Во втором туре слёма данный поэт прочитал поэтическое произведение о моих коллегах из сериала Девида Линьча “Твин Пикс”. Чтение проводилось посредством вооброжаемого телефона для мобильной связи.

  1. Лоуреаткой слёма стала Анна Русц, выступившая под оккомпонемент невидимой гитары с очень старым произведением (воспровожу по памяти):

В спальне я в спальне и в жар меня бросает

Кружит и номатывает на веретено

Они меня осалили схвотили и кусают

Комната упала и я бегу в окно

Звезда моя то падает а то опять зависнет

Луна за окном и птица на столбе

Никто а ныне сам скажу я ныне — завистник

Мучительно глубоко завидую тебе!

Мы все посрали этим жарким летом

На полу валяюсь Нихто меня ест

Я неновижу половину ленты

А та половина уехала на фест!

Бросили бросили все меня бросают

Море лазурное синь-оквоморин

И вот меня осалили схватили и кусают

А мне вобще спасибо нихто не говорил!

Не спасет ни скерда ни тысячелистник

Желчь разливается по низу живота

Никто а ныне сам скажу — ныне я завистник

О небо! Небо! Где правота!

Ты так талантлив, что я иду слезами

Затыкаю пальцами дырочку в боку

Я сделал не так все и меня наказали

Я вижу Это всюду и я так не могу!

Обведи фломастером крышку от люка

Будешь заштриховывать — не лезь за края

Ты как и я амбициозная сука

И чтоб не просто денег а так же как я!

Читать еще:  Субъективность без которой нет настоящей поэзии 7 букв

Сам ли я сам ли и не узнать себя мне

Растоптанный вживе, я грызу песок

Камни я камни я растираю камни

И где твоя рука мне и во рту волосок!

Сделайте чтоб снова лето наступило

И мы пойдем по берегу в чем мать родила

А тебе душа моя чтоб вечно пусто было

Если ты решишь что это все — про тебя

Публика была оморфноя, крайне серьезно относилась к разворачивающемуся на их глозах Пиру Поэзии.

Почти нихто не смеялся над шутками юмора, все только показывали свои баллы для оценок выступающих, кок-будто их призвали не оценивоть зослуженных артистов, а выступать присяжными зоседателями на росстреле врагов норода.

Зописонному верить. Пидоренко В. П.

Перевод с пидоренковского на русский

В субботу прошел Третий Всероссийский поэтический слэм, организованный московским Центром Вознесенского. Он собрал 14 участников из семи городов страны (Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Пермь, Екатеринбург, Иркутск, Ставрополь). Из-за пандемии коронавируса выступления поэтов прошли в онлайн-формате.

Победительницей стала Анна Русс, которая представит Россию на Всемирном поэтическом слэме в Париже. Второе и третье места заняли София Третьякова и Иван Козлов.

Герман Лукомников, занявший на этот раз шестое место, объявил о том, что больше не будет участвовать в подобных мероприятиях. Фавориты слэма Роман Осминкин и Александр Дельфинов также показали не самые высокие результаты, что, по мнению автора, говорит о смене поколений в российской слэм-культуре и запросе на обновление творческих практик ее участников.

Слэм — будущая статья для Википедии.

Написала давно, а все руки не доходят откорректировать. Если встретятся ошибки — сразу сигнализируйте мне! Вместо рецензии на стих. Буду очень признательна. Мне кажется, у меня там с классификацией не очень.

Slam (англ. – хлопать, швырять, громить) — это форма поведения на рок-концерте, способ передачи эмоций посредством жёсткого физического контакта между людьми. Для слэма характерны резкие, ритмичные движения. Также существуют и бесконтактные виды слэма.

Слэм сложно назвать танцем в привычном смысле этого слова. Но, тем не менее, его можно отнести к западной танцевальной традиции – стихийно-игровой, где на первом месте стоит не символика танцевальных движений, а настроение. Он несёт в себе мощный дионисийский посыл, воплощая всё земное и плотское.

Это явление сравнительно новое – слэм возник в клубах Нью-Йорка в 70-х годах, вместе с появлением панк-рока, и со временем усложнился. Но этот вид «танца», возможно, имеет также и глубокие архетипичные корни. Он очень напоминает ритуальные танцы первобытных племён, в коих действия носят спонтанный, но при этом магический характер. В слэме удачно сочетаются экстатичная пляска шамана и элементы боевого танца. Конечно же, участники слэма не ставят перед собой цели вызвать дождь или удачу на охоте, а просто интуитивно подстраиваются под музыку и совершают именно те движения, которые гармонируют с ней. В этом проявляется природная инстинктивность слэма. Хотя есть люди, занимающиеся этим профессионально. Как и в боевых танцах, любители слэма имеют возможность продемонстрировать в нем свою силу и удаль.

Слэм подразделяется на несколько видов:

1. Head Вanging (англ. – «трясти головой») – это ритмичные наклоны головы и верхней части корпуса вперёд или вращения по кругу, повторяющиеся в такт музыке. Такие движения создают ощущение лёгкого головокружения, своеобразного «опьянения». Особенно зрелищное «трясение головой» получается у длинноволосых людей. Часто сопровождается характерным жестом руки – «козой» со вскинутыми вверх пальцами: указательным и мизинцем. Этот жест символизирует единство, т.к. напоминает собой английскую букву «U» , стоящую первой в слове «union». Некоторые в этом жесте видят рога сатаны или же три шестерки. Возможно, истоки кроются в индуизме, где имеется аналогичная мантра. Сейчас особенно распространён среди металлистов.

2. Stage Diving (англ. – «прыжки со сцены») – это «нырки» со сцены в толпу головой или спиной вперёд. Также распространены прыжки с поворотом вокруг своей оси или с сальто через голову.

3. Crowd Surfing (англ. – «катание по толпе») – катание по залу «на руках» толпы. Часто связан со стейдждайвингом, являясь его продолжением. Практикуется на опен-эйрах и в больших залах – во избежание угрозы натолкнуться на стену.

4. Circle Pit (англ. – «круговая яма» ) – вид слэма, при котором в толпе образуется круг, по которому водят «хоровод», толкая друг-друга. Также возможны «драки» и толчки внутри самого круга и вне его (Mosh) или схождения толпы «стенка на стенку»(
Wall Of Death). Но не следует путать данный вид слэма с побоищем: практически никто из слэмеров не ставит перед собой цель наносить побои друг другу. Хотя травмы достаточно часто сопровождают этот вид «спорта».

5. High Jump (англ. – «прыжок в высоту») – это коллективные прыжки в высоту. Цель – привлечь в действо как можно больше людей. Несколько человек начинают прыгать, а другие подхватывают.

6. Guerilla Style (англ. – «стиль гориллы») – один из наиболее зрелищных, бесконтактных видов слэма. Для него характерны резкие махи руками, экспрессия. Некоторые слэмеры занимаются им профессионально, совершенствуя свою технику, внося в «стиль гориллы» элементы акробатики.

Но на этом перечень видов слэма не заканчивается. Здесь представлены лишь самые распространённые. Любой из этих видов слэма является гармоничным дополнением к музыке, а также средством общения между залом и музыкантами. Положительная сторона слэма – усиление позитивных эмоций. Отрицательная – его высокая травматичность. Поэтому при участии в слэме следует вести себя по возможности аккуратно, стараясь не причинить вреда себе и окружающим.

При подготовке данной статьи была использована информация с сайта www.MurmanMusic.ru
15,17.03.2007.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 23.07.2007. Я еду путешествовать. Ура.
  • 20.07.2007. Моя победа
  • 05.07.2007. Слэм — будущая статья для Википедии.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

«Сейчас уже сопливые стихи о любви не заходят»: казанские авторы рассказывают, что такое современная поэзия

Казань готовится провести первый фестиваль современной поэзии «СЛЭМ». Это итог литературного цикла всевозможных мероприятий, который организовали в столице в этом году.

Парк «Черное озеро» 14 августа превратится в территорию, где говорят на языке стихов. Здесь проведут первый Поволжский фестиваль современной поэзии «СЛЭМ». Его гостем станет известная российская поэтесса Ах Астахова.

Программа мероприятия рассчитана на полный день: с утра пройдет детский конкурс чтецов. Юные поэты в двух возрастных категориях с 4-х до 8-ми лет и с 9 до 12-ти лет смогут прочитать свои любимые стихотворения (необязательно авторские).

Далее начнет работу литературный лекторий: там планируется проведение дискуссий на тему современной поэзии, литературы, стихосложения и методов продвижения молодых авторов. Вечером на главной сцене с поэтическими перформансами выступят лучшие авторы сезонных поэтических слэмов. Уже полюбившиеся аудитории литераторы подготовят собственную программу, состоящую из нескольких стихотворений и их арт-сопровождения.

Кульминацией фестиваля станет выступление российской поэтессы Ах Астаховой.

Первый фестиваль современной поэзии станет своего рода промежуточным итогом цикла сезонных поэтических слэмов, которые проходили зимой, весной и летом. Последний из них в этом году, осенний, пройдет 31 октября. Слэмом называется конкурс поэтов, которые читают стихи перед широкой публикой. Победителей определяют путем зрительского голосования.

Поэтические слэмы начали проводиться на регулярной основе в Казани совсем недавно — с зимы этого года. Их организатором и идейным вдохновителем является сооснователь агентства маркетинговых коммуникаций Регина Ахметова. Мероприятия реализуются за счет средств гранта от Росмолодежи, который она выиграла на форуме «Таврида».

Читать еще:  Чем интересна поэзия лермонтова

— Глобально это литературно-поэтический фестиваль. И параллельно мы туда включаем выступления лучших участников сезонных слэмов, — отметила в беседе с KazanFirst Регина. — Это не совсем конечная, скорее, промежуточная точка. Очень хотелось провести фестиваль летом. А если бы он прошел после всех сезонных слэмов, приходилось бы ждать осени, когда уже прохладно. А мы хотели провести его в парке, на открытой площадке. Чтобы это была такая доступная история. А по поводу осеннего слэма мы решили, что организуем уже в следующий сезон (который начнется не с зимы, а с осени).

По словам собеседницы, выгоднее проводить фестивали на открытых площадках, поскольку в таком случае мероприятие будет бесплатным. А при аренде зала приходится брать со зрителей деньги за вход, хотя иногда помещения предоставляют бесплатно, как, например, это было при слэме в здании Национальной библиотеки.

Регина — сама поэт, а потому понимает потребности молодых авторов как никто другой. В свои 26 лет девушка успешно работает в качестве специалиста в области маркетинга, имея два высших образования — экономическое и филологическое. Кроме того, она проучилась в магистратуре на маркетолога.

— Я сама пишу стихи с 9-ти лет, — рассказывает девушка. — Я достаточно социально активный человек. Посещая разные мероприятия, часто замечала, что в целом поэзия как вид творчества очень сложна для восприятия. Если ты поешь, танцуешь, ты можешь себя презентовать, людям это привычно. А если ты пишешь стихи, то сложно встроить это в восприятие творческой программы. И уже в более взрослом возрасте я искала площадки для самореализации и ничего не находила. Абсолютно ничего не было. Были разные небольшие поэтические вечера, которые проводились в Казани в антикафе. Туда приходило 10-15 человек — все поэты. Участники читали стихи, дальше этого маленького круга они не уходили. А мне хотелось, чтобы поэтическая сфера была модной, более молодежной. Чтобы стихи шли в массы. И даже на «Тавриде», где я была в 2019 году, было много площадок, посвященных тому или иному виду творчества, но не было ничего для тех, кто пишет стихи. Была только небольшая литературная площадка, где выступал рэпер ST и проводилось соревнование по декламации стихов.

Именно по этой причине для многих начинающих авторов слэмы имеют очень важное значение и зачастую становятся первым шагом на пути к самореализации. Нередко оказывается, что у участников стихи нигде не опубликованы, а в соцсетях либо выкладывается не все творчество, либо стихи публикуются не регулярно, а в хаотичном порядке.

— Например, девушке, выигравшей у нас зимний слэм, 17 лет. Она только что окончила школу. И она вообще нигде свои стихи не публиковала. А они такие глубокие, классные с точки зрения построения, — поделилась Регина.

Такие мероприятия пользуются популярностью среди казанцев, и поэты уже читают стихи не только друг для друга, но и для широкой публики. Уже первый слэм, прошедший в Казани, превзошел все ожидания его организаторов. Он собрал около 300 зрителей, на него было подано порядка 120 заявок.

Как маркетолог Регина понимает, что для повышения престижа поэзии, для того, чтобы зажечь ею людей, очень важно правильно подавать такие мероприятия, уметь заворачивать их в привлекательную обертку, максимально продумывать каждую деталь.

Умение продвигать свое творчество нужно и каждому отдельно взятому поэту. Сейчас поэты используют для этих целей в основном Инстаграм и Тик-Ток. Причем стихи набирают больше просмотров в видеоформате. В 2013-2015 годы, по словам Регины, пользовались большой популярностью аудиостихи «ВКонтакте», но в последнее время такое направление сошло на нет. Впрочем, некоторые из участников фестиваля признались, что не любят выставлять свои произведения на всеобщее обозрение.

— Мне не хочется выкладывать стихи в интернет, в пустоту. Хотелось бы получать отклик от конкретной аудитории, — поделилась участница фестиваля Диляра (Anihsit).

В современной поэзии большое значение имеет подача материала. Неслучайно 14 августа каждый из поэтов не просто выступит на сцене, но и подготовит целое представление для зрителей.

— Стихи — это текст. И в нашем визуальном мире, как мы уже говорили, с ним сложно работать. Поэтому очень важно выбрать какую-то визуальную составляющую, которая подчеркнет смысл стихотворения. Это может быть фотография, видео, какие-то аудиоматериалы, — говорит Регина.

Еще одна сложность заключается в том, чтобы показать свои стихи, выражающие глубоко личное, миру. По словам Ахметовой, многие ее знакомые, которые на первый взгляд не имеют отношения к поэзии, признаются в том, что пишут.

— Такое бывает. Особенно, когда ты публикуешь в соцсетях стихи на какую-то важную для себя тему. Ты понимаешь, что определенное количество людей про твою историю знают, и тебе неловко. С другой стороны, это количество человек — 5-10. И от того, что они узнают о твоих переживаниях, ничего не случится. А большинство аудитории не понимает, о какой конкретно ситуации идет речь.

Регина признается, что у нее есть серия таких стихов, которые она первоначально писала для себя, чтобы как-то выплеснуть свои эмоции. А потом поняла, что они имеют ценность как произведение искусства, отражают ее индивидуальность, что нужно их показать.

Вообще, как обратила внимание поэтесса, в основе творчества часто лежат именно сильные эмоции, которые возникают тогда, когда человеку чего-то не хватает.

— Из всех стихов, которые нам присылают, только 30% тех, которые навеяны эмоциями со знаком «плюс», — говорит Ахметова.

Большинство участников слэмов составляют люди в возрасте от 20-22 до 40 лет. Среди них много филологов. И в то же время в поэзию приходят люди самых разных профессий. Как выяснила корреспондент KazanFirst в ходе общения с казанскими авторами, которые будут выступать на фестивале, многие начинают писать стихи еще в детстве, в период с 7 до 14 лет. Приходят в поэзию все по-разному. Василь Сафаргалеев (Деепричастие) в своих первых стихах пытался выразить чувства к девушке. Матвея (Эм) поначалу к их сочинению подталкивало желание ответить тем, кто его дразнил в школе. А Диляру (Anihsit) привела в поэзию школьная учительница, попросив написать стихотворение для конкурса.

Все эти поэты — молодые ребята от 18 до 26 лет. Кто-то занимается поэзией уже 15 лет, кто-то — лет шесть. Интересуясь поэзией и отслеживая ее новые веяния, казанские авторы видят определенные изменения, которые в ней произошли.

— Поменялись темы. Раньше чаще всего писали о любви. Востребованная поэзия «ВКонтакте» была именно о ней. А сейчас есть есть изменения в сторону рассуждений о политике, о жизни в целом, — отметил Василь.

О том же самом говорит и Матвей.

— Сейчас уже сопливые стихи о любви не заходят, — рассуждает собеседник издания. — Да, такие произведения есть «ВКонтакте», но они не запоминаются, ты прочитал и забыл. Для того, чтобы быть на пике популярности, тебе нужно писать что-то очень резкое, на грани, наверное, с рэп-культурой. И я считаю, что в ближайшей перспективе бумажная поэзия перестанет развиваться и появится слияние поэзии с музыкой.

Регина подтвердила, что многие поэты пишут на злободневные политические темы. И в то же время не было ни одного участника слэмов, у которого не было бы любовной лирики.

— Поэзия стала легче. В ней больше простых форм. И, мне кажется, стало больше метафор. Кроме того, люди меньше пишут об очевидном, — говорит Ахметова.

Диляра (Anihsit ) считает, что поэты стали глубже уходить в себя, фиксировать каждый оттенок отдельной эмоции.

Вход на мероприятие свободный — по предварительной регистрации на официальном сайте. Организаторы приглашают зрителей со всего Поволжья. Для участия в детском конкурсе чтецов родителям также необходимо заполнить заявку на сайте.

Проект реализуется при поддержке программы развития креативных индустрий RE’ACTOR. Программа начала свою работу с апреля 2021 года. Она направлена на поддержку идей творческих деятелей, формирование творческих сообществ и развитие креативного бизнеса в молодежной среде Татарстана.

Наша справка

Программа фестиваля:

10:00-22:00 Литературный маркет

11:30-15:30 Литературный лекторий

10:00-11:30 Конкурс чтецов для детей

15:30-16:00 Литературный квиз от «Клеверии»

16:00-17:30 Книжный клуб

17:30-18:00 Литературный квиз от «Клеверии»

Поэтический слэм — такой процесс

10 августа в пространстве «коворкинга без правил» Jonathan Livingston краснодарские поэты собрались на поэтический слэм — версию прилюдного чтения собственных стихов.

«Это то самое место, где собираются хипстеры и можно курить?» — спросил фотограф Кублога Сергей Захаров, когда редакция отправляла его на съемку в Jonathan Livingston.

Что же поделать, если краснодарское поэтическое сообщество «Интенция» переехало именно сюда (раньше оно собиралось в «Типографии»). Вечер обещал отличаться от обычных поэтических встреч.

Читать еще:  Каким словом в поэзии называется созвучие в словах

Слэмом принято называть беспорядочные толкания разгоряченной публики на музыкальных концертах — все врезаются друг в друга: без агрессии, но возможны травмы (смотрим видео Бориса Мальцева с концерта System of a down на «Кубане»). Заявленный «поэтический слэм», видимо должен был утвердить разницу между новым форматом встречи поэтов и традиционными заунывными чтениями посреди полупустого зала.

Как объяснил Кублогу идеолог происходящего Артем Арсенян, смысл поэтического слэма в том, что публика оценивает не только стихи, но и их подачу, в смысле харизму автора.

Кстати, идея слэма в поэзии принадлежит американцу Марку Смиту, который в 1984 году в Чикаго придумал этот самый свод правил для поэтических спаррингов.

«Для «слэммеров» написание произведения и его исполнение – единый, целостный, органичный и бескомпромиссный процесс, его высшая точка осуществления, — пишет Кирилл Медведев в своей статье «Клипы и невозвращенцы из резерваций» («НЛО», №58, 2002). — Слэм — один из реальных выходов из кризиса самоидентификации, охватившего всю мировую поэзию».

Харизмой, впрочем, краснодарские авторы не блистали. Никто не сплясал, не добавил огня. Где вы, футуристы? Где куртуазные маньеристы?

Зато композиция вечера была необычной.

Всех участников «слэма», а их было 16 человек, разделили на случайные пары. Каждая пара «толкалась» не более трех минут, затем выбранное жюри (пять добровольцев из собравшихся) оценивало выступление каждого участника пары по десятибальной шкале.

Интересный нюанс подсчета очков: из пяти оценок, выставленных членами жюри, отбрасывали самую низкую и самую высокую, а остальные складывали. Вообщем, сложная система.

Набравший наибольшее количество баллов в спарринге выходит в следующий тур. Победитель всех победителей получал месяц бесплатного пребывания в Jonathan Livingston.

Людей было много, даже слишком. Все сидячие места ко времени начала «слэма» были заняты. Спустя полчаса после назначенного времени к микрофону подошел руководитель поэтического клуба «Интенция» Александр Гусев и дал старт мероприятию.

Последующий час был посвящен чтению стихов. Автор этой статьи не является большим знатоком поэтического искусства, поэтому уровень произведений судить не силен.

«Я — Карась Михайлович, представитель лирики из подворотней», — сообщает один их участников поэтического слэма перед чтением стихов.

«Миямото Набэсима», — объявляет следующего Александр Гусев.

Миямото оказался барабанщиком группы, название которой связано с кишками японских девочек. Группа недавно выступала на безлюдном, но примечательном «Порно-некро-фесте».

Миямото был хорош – образ филолога Псоя Короленко, обогащенный сексуальной и некро-тематикой. Но жюри не оценило. Миямото не прошел во второй тур.

Дальше вышел Товарищ Фантазер против новоиспеченного посла ЖЖ в Краснодаре Дмитрия Мирошникова. У первого в качестве печатного напоминания собственной поэзии в руках бумажная папка с подшитыми файлами, у второго – айпад.

Вышла девушка Ада Виан, как она сама себя назвала, закурила самокрутку.

«Оооо, ну началось!», — донеслось от Миямото Набэсима.

Последней в первом раунде выступала Мирро Пуазон (Дарья Намятова), не так давно сразившаяся с православных активистом Романом Плютой в «Дискусионном клубе». Дева с бесконечными ногами, воздушными волосами и томным голосом буквально околдовала зал.

Очевидно, что само появление в краснодарской поэтической тусовке какого бы то ни было разнообразия указывает на желание этой самой тусовки развиваться. Надоело читать стихи на регулярном междусобойчике — устроили поэтический слэм, пришло много народу.

Желание обратить внимание на форму, а не только на содержание выступления радует. Говорят, это был не последний поэтический слэм в Краснодаре. Будем смотреть.

Поэтри-слэм – шоу для бесстрашных поэтов

Участнику поэтри-слэма мало быть талантливым автором. Ему нужны артистизм и мужество – ведь судить его будет публика. В Германии поэтри-слэмы стали неотъемлемой частью литературной сцены. Публика слэм-шоу множится.

С февраля 2007 года поэтри-слэм начал транслироваться в телеэфире

Поэтри-слэм (от английского poetry slam – «поэтическое сражение») появился в США. В 1986 году Марк Келли Смит, чикагский поэт из рабочей среды, организовал в клубе Green Mill шоу под названием «Оригинальный поэтри-слэм чикагских окраин» (Original Chicago Uptown Poetry Slam). Смит решил положить конец скучным литературным чтениям, на которых поэт монотонно бурчал что-то себе под нос, полностью игнорируя публику.

Литература на показ

Однозначное определение поэтри-слэму дать сложно. Одни называют этот формат поэтическим конкурсом на артистизм, другие – интерактивным литературным шоу, третьи – просто перформансом. Каждое из этих определений содержит ключевые слова: «литература», «конкурс» и «интерактивный».

Участники слэма – как минимум, пять человек – поочередно выходят на сцену и зачитывают свои произведения. Несмотря на приставку poetry, произведения не обязательно должны быть стихотворными. Допускается все: проза, речь, миниатюра, хип-хоп. Главное – чтобы авторство принадлежало самому участнику конкурса. Кроме того, произведение должно исполняться без музыкального сопровождения и каких-либо реквизитов и укладываться в заранее заданные временные рамки.

На суд публики

Участники Национального поэтри-слэма — 2006

Существует также ряд неписанных правил. К примеру, плохим тоном считается выступление на разных этапах конкурса с одним и тем же произведением. Не приветствуется также чтение по бумаге: поэт должен общаться с публикой, а значит, его глаза должны быть направлены в зал, а не в манускрипт.

Именно публика является на поэтри-слэмах единственным судьей. После каждого выступления присутствующие демонстрируют свое признание – или отсутствие такового – аплодисментами. Победитель определяется либо ведущим – по громкости и продолжительности аплодисментов, — либо жюри из состава зрителей. Ведущий и жюри имеют право лишать участников набранных баллов – например, за превышение регламента.

Слэм идет по Европе

В Европу поэтри-слэм пришел в середине 1990-х годов. Наряду с Великобританией и скандинавскими странами одним из пионеров слэм-движения была Германия. В 1994 году в берлинском клубе «Ex’n Pop» прошло первое шоу. Организаторами выступили проживающие в Берлине американские поэты Присцилла Бе и Рик Маверик.

Однако датой рождения немецкого поэтри-слэма считается апрель 1997 года, когда в одном из столичных клубов встретились представители слэм-сцены из Берлина, Гамбурга и Мюнхена. Участники встречи решили объединить усилия для популяризации этого явления не только в Германии, но и во всем немецкоязычном пространстве.

Полгода спустя все в том же клубе «Ex’n Pop» состоялся первый национальный поэтри-слэм с участием поэтов из Дюссельдорфа, Мюнхена, Гамбурга и Берлина. Эти города и по сей день считаются центрами движения.

Вознаграждение – только моральное

Сирёга, участник 6-го берлинского поэтри-слэма. Фото Михаеля Зецпфандта

В 1997 году случилось другое знаменательное событие – основание организации Poetry Slam Incooperated (IPS). Задача IPS – не допустить коммерциализации слэма. Зарабатывать деньги на таких выступлениях — значит наносить удар демократическим основам этого феномена. Участником конкурса – а значит, поэтом — может стать любой: как признанный автор, так и человек с улицы. Самая бесценная награда для победителя слэма – признание публики.

В Берлине «слэмят» даже по-русски

Сегодня, 10 лет спустя, Германия превратилась в центр немецоязычного поэтри-слэма. В ежегодных чемпионатах принимают участие литераторы из Германии, Австрии и Швейцарии. Регулярные поэтри-слэмы проходят более чем в 30 городах страны. Слэм-шоу стали неотъемлемой частью литературных фестивалей. С февраля 2007 года на одном из немецких каналов – WDR – еженедельно транслируется поэтри-слэм.

Однако энтузиасты местной слэм-сцены не стали ограничиваться немецкоязычным пространством. С 2001 года легенда немецкого поэтри-слэма Вевальт Козловский (Wehwalt Kozlovsky) гастролирует в сопровождении «коллег по мастерской» в странах Восточной Европы. А три года назад в Берлине прошел первый русскоязычный поэтри-слэм. С тех пор шоу с участием местных и приглашенных русскоязычных авторов стало традицией.

Поэзию – в массы?

Участники 6-го русскоязычного поэтри-слэма в Берлине. Фото Михаеля Зецпфандта

Сможет ли поэтри-слэм вернуть в массы поэзию? По мнению поэта Александра Дельфинова, организатора и модератора русскоязычного конкурса в Берлине, окончательный ответ на этот вопрос даст время, однако ряд положительных признаков уже на лицо.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector