Слово о полку игореве как жемчужина отечественной поэзии
Слово о полку Игореве » « Слово о полку Игореве » Жемчужина древнерусской литературы. Свет золотого слова. Сентяков Алексей 9б. — презентация
Слово о полку Игореве подделка тысячелетия (83 стр.)
Битвы наставшу дню, едва Заря всезлатая, Солнцу отверзла Восточны врата на-пути краснозарном, ………………………………………………… Зрился уж-весь Оризонт краснеяй и пламенеяй Первых лучей от Солнца в своей Колеснице всходяша.
В «Слове» о легкой победе русичей в первой схватке с половцами силы природы умалчивают:
Съ заранiя въ пятокъ потопташа поганыя плъки Половецкия… —
и это понятно, поскольку это была Пиррова победа, ибо впереди войска Игоря ждет жестокая расплата за то, что они, говоря словами великого князя Святослава, «…нечестно бо кровь поганую пролiясте».
Последствия этого поражения жестоко отразились на русских землях, пограничных Половецкому Полю:
А въстона бо, братiе, Кiевъ тугою, а Черниговъ напастьми. Тоска разлияся по Руской земли; печаль жирна тече средь земли Рускыи.
В «Тилемахиде» подобный финал и последствия проигранной битвы описываются следующим образом:
И хотящу обременить того пораженьми. В сердце его уже погасла всяка Надежда, Дерзость его ж пропадала, как-Свет дневный исчезает, Солнце когда западает в недра морския глубоки, И как-Земля покрывается Нощи мраком и-тьмою.
«Тилемахида» явилась неисчерпаемым кладезем лексем, словоформ, отдельных словесных оборотов и даже отдельных слов, встречающихся только в «Слове о полку Игореве» («гапаксов») при написании Тредиаковским заключительного творения – венца всей своей литературной и научной деятельности.
Например, следующий фрагмент «Слова»: «Жены Рускiя въсплакашася, аркучи: «Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслию смыслити , а злата и сребра ни мало того потрепати», синтезирован из двух далеко отстоящих друг от друга фрагментов «Тилемахиды»:
Наши Киприйцы все, как-жены, рыдали унывши; То́лько и-слышал от-них я, что жалобны вопли рыдавших; То́лько-что вздохи, одни по-роскошной жизни и-неге. То́лько-что и Богам обречений тщетных обеты». ………………………………………………………. Даром что-не было там ни-сребра, и-ни-злата, ни-мармра. И ни столпов, ни-зографных лиц, ни-ваянных кумиров…
Фрагмент «Тилемахиды», романтизирующий смерть воина в неравном бою, также является прологом к описанию в «Слове» не менее романтической смерти молодого князя Изяслава Васильковича:
Все Лице вот-увяло его, как нежнейший цветок, Сорванный на Лугу рукою Нимфы прекрасны. Свет очей его померк почитай всеконечно, И в гортани глас, ослабев, замолк и пресекся.
Описание героической смерти князя Изяслава – внука эпического князя Всеслава Полоцкого – является поэтической «жемчужиной» «Слова о полку Игореве»:
Единъ же Изяслав сынъ Васильковъ позвони своими острыми мечи о шеломы Литовскiя; притрепа славу дѣду своему Всеславу, а самъ подъ чрълеными щиты на кровавѣ травѣ притрепанъ Литовскыми мечи, и с хотию на кровать.
И рекъ: «Дружину твою княже, птицъ крилы приодѣ, а звѣри кровь полизаша!» Не бысть ту брата Брячеслава, ни другаго – Всеволода: единъ же изрони жемчюжну душу изъ храбра тѣла чресъ злато ожерелiе.
Дважды в тексте «Слова о полку Игореве» звучит троп: «О Руская землѣ! Уже за шеломянемъ еси!», по мере удаления Игорева войска в глубь Половецкой Степи. Разгадку появления тропа находим в «Тилемахиде».
Ветр надувавший Парусы наши, Плытие спешно Нам обещал, и-еще ж то тихо, да и-безвредно. Ида Гора уже нам холмиком малым являлась: Всякий Мыс, и все берега от-очей исчезали.
А по мере удаления корабля с героями поэмы в море:
Вдруг он зрил пото́м, что-земля удале́на-есть паки. Горы в дальности той, казались ему облачка́ми, Кои весь иногда Оризонт собой затмевают, Солнце когда еще из-заката на-о́ный не-вышло.
Вот несколько фрагментов-заготовок для еще одной будущей жемчужины «Слова о полку Игореве» – Плачу Ярославны:
Как Фоло́я, готовясь уже́ к сладчайшему Браку, В нетерпеливости крайней ждала к себе Елеанта; То и-уве́дала, что с Адрастом-он отбыл на-битвы, ……………………………………………………… Се начала́ оглашать рыданьми Дубравы и-Горы, Кои находятся там от-реки не в дальности са́мой. Ясные очи свои слезами всегда наводняла; Красные Ко́смы власо́в на-главе терзала нещадно, Все позабыла венки цве́тов срываемых ею; И приносила жалобы на Небеса неправдивы. И как не престая слезила-та денно и-нощно; То умилившись Боги ея на слезы толики, И тоя реки умолен бывши прошеньми, Дали конец болезни ея ж и острой печали. Слез потоки лия, вдруг-о́на пременилась в Источник, Кой ручием катясь реки той в са́мые недра, Воды свои съединяет Родителя Бога с Вода́ми. Но Вода Исто́ка того горька́-есть и-ныне…
Изумрудными перлами рассыпаны по всему тексту «Тилемахиды» энклитики и проклитики, придающие ритмическим повторам неповторимую живость, которая свойственна также и «Слову о полку Игореве». Приводим несколько наиболее ярких фрагментов без комментариев.
Се Мир, се и брань; изволь избирать что-угодно». «Се я вижу в тебе, точь в точь, самого Одиссея; Се и очи его в тебе ж, исполнены жара; Се и взор его ж постоянный, острый, и-твердый; Се весь вид того, сначала холодный и-скромный, Кой укрывал толь многую живность и благолепность. ………………………………………………………………. «Се уж-Заря возвещала день багряными персты, Звезды уже́, Лучей стыдящихся Солнечных зельно. Тем и-завидящи, слабый свой-о́гнь в Океан сокрывали». …………………………………………………………………….. Се, говорил ему, сын – Одиссов, Елладе любезный, Се́-он, тебе его отдаю как-зало́г драгоценный, ……………………………………………………………………… Гибель Сыновия последством была б по-Отцовой утрате; И Пинелопа б несчастная Ментора преукорила, Как помершаго Сына ея властолюбию алчну». ………………………………………………………………………. «Се уже отдыхали они от-трудов понесенных; …………………………………………………………. Се уже и-посе́ли они на-траве-там зеленой». …………………………………………………………. «Се поспешает оно́, се-оно быстролетно, зри, – ремжет. ………………………………………………………… Токмо Сияние, токмо Славу, токмо утехи». ………………………………………………………… «Са́мыя жатвы созрелы уже́ в настоящее время. Се и туча тьмы поднималася пыльныя густо, И отнимала от-взора Людей, и Землю и-Не́бо. Смятость, и-Трепет, и Кровопивство, и-не́-милосерда Смерть приближалась, остервенившись сама, пресвирепо». «И непрестанно смотря туда, где Корабль Одиссев, Бегом во́лны деля, из-очей ушел, и-сокрыся Се вдруг-узрела Она́ Корабля разбитаго Доски.
В «Слове о полку Игореве» проклитика се встречается также неоднократно:
Се вѣтри, Стрибожи внуци, …»; «Се бо два сокола слѣтѣста съ отня стола злата…»; «Се бо Готскiя красныя дѣвы…»; «Се ли створисте моей сребреней сѣдинѣ!»; «Се у Римѣ кричать подъ саблями Половецкими, ….
Если частица «Се» как в «Тилемахиде», так и в «Слове о полку Игореве» выступает в качестве только проклитики, то частица «да» как в качестве проклитики, так и энклитики. Это же можно сказать и о частице «же», которая «перекликается» с частицей «да» в следующем стихотворении:
Пусть же так; мне всегда вещать бы Истину только,
И любить бы сердцем всегда ж внутрь Правду едину
Что ж до тебя, мой-драгий Тилемах; я Богов умоляю,
Кои всюду тебе Вожди как-ведому за-руку,
Те да снабдят тебя из-Даров всех Даром дражайшим;
Оный-же Дар, Добродетель есть и та да пребудет
«Слово о полку Игореве» — жемчужина древнерусской литературы
1. История создания произведения. 2. Композиция «Слова…». 3. Художественная природа и жанровое своеобразие. 4. Значение произведения. «Слово о полку Игореве» до сих пор является загадочным произведением для читателей и исследователей. Доподлинно не известны ни автор, создавший уникальное произведение, ни точная дата его написания. Имеется ряд более или менее достоверных гипотез, отвечающих на поставленные выше вопросы. Самые распространенные в литературоведческой среде следующие: «Слово о полку Игореве» было написано неизвестным монахом одного из киевских монастырей. Однако также исследователи считают, что автором мог быть премудрый книжник Тимофей, народные певцы и музыканты Митуса или Ходына, известный летописец Петр Бориславич, тысяцкий князя Игоря Рагу-ил, великий киевский князь Святослав и даже сам князь Игорь. Имеется более 20 гипотез, имеющих право на существование за счет серьезного доказательственного ряда. Вторым вопросом является датировка литературного памятника. Он мог быть создан и в 1185 году — сразу после похода Игоря на половцев, и в промежуток с 1185 по 1187 года, когда умер Ярослав, к которому автор неоднократно обращается, как к живому человеку, и между 1194 и 1196 годами. Поэтому принято не называть точную дату написания, указывая только столетие (начало XII века). Однако точнее дату и написания, и дошедшего до нас текста определить невозможно. Многочисленные списки «Слова», переписанные в том числе и отрывками, относятся как к концу XII, так и к началу XV веков. Также остается тайной и цель написания произведения. Тут исследователи расходятся в своем мнении, выдвигая две практически равноправные гипотезы. Наиболее распространенная утверждает, что «Слово…», несмотря на богатейший язык и лиричность, является холодным летописанием произошедших не так давно для автора событий. Другая, более интересная, считает, что памятник русской культуры был «заказан» самим Игорем или одним из его родственников для прославления боевого подвига русских воинов.
«Слово…» кардинально отличается от других произведений того времени тем, что имеет нехарактерную для подобных текстов композицию. Она тричастна и включает в себя вступление, основную часть, также разделенную на три, и концовку или эпилог. Во вступлении автор рассуждает над тем, как лучше рассказать историю похода Игоря. Тут перед ним два пути — традиционный путь прославления князей, которым воспользовался бы легендарный Боян, и путь «были нашего времени», то есть наиболее достоверный. Автор отдает дань уважения мастерству Бояна, но останавливается на втором пути. После этого он ограничивает временные рамки рассказа — «от старого Владимира до нынешнего Игоря» и кратко рассказывает о решении князя Игоря «навести свои храбрые полки. на землю половецкую за землю русскую».
Основная часть начинается с описания вступления Игоря в поход, однако «солнце ему тьмою путь заграждало; ночь, стонущи ему грозою, птиц пробудила, свист звериный встал…». Сама природа против похода: русская земля пугает князя, посылая ему дурные предзнаменования. Но Игорь не обращает на них внимания, сражение с половцами заканчивается победой противника и пленением князя. В этом же отрывке находится первое в истории древнерусской литературы публицистическое отступление, говорящее о временах Олега Гориславича, деда князя Игоря, который серьезно подорвал силы земли русской, ослабив ее и сделав доступной для захватчиков половецких.
Примеры сочинений “Слово о полку Игореве” (по плану с заключением) – 9 класс
План сочинения
1. Вступление. Споры вокруг «Слова о полку Игореве»
2. Основная часть.
2.1 Реальное историческое событие — основа « Слова … ».
2.2 Основная идея произведения и способы её раскрытия.
Древняя Русь – эпоха для нас загадочная и неоднозначная, о которой до сих пор спорят ученые. Одна из главных загадок того времени – известный на весь мир памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Это древнейшая историко-героическая поэма, повествующая о походе князя Игоря против половецких войск в 1185 году. До сих пор достоверно неизвестно, кто и когда написал «Слово о полку Игореве». История этого произведения начинается с А.И. Мусина-Пушкина, русского государственного деятеля, ценителя и собирателя рукописей и русских древностей. Кроме того, он проверял подлинность старинных документов. Однажды среди них он наткнулся на «Слово о походе Игоревом, сына Святославова, внука Олегова». Эта находка поразила чиновника. В 1800 году произведение было опубликовано в его посредничестве. Именно он назывался подлинным владельцем рукописи и издал ее. Однако в 1812 году оригинал рукописи сгорел, из-за чего навсегда появился вопрос о ее подлинности. Существует множество версий происхождения произведения. Но и в Российской империи, и в Советском Союзе было принято считать, что произведение подлинное.
Сейчас прошло уже очень много времени с того момента, как оно было создано. За это время количество самых разных фактов, теорий, мнений постоянно растет, но, несмотря на это, «Слово о полку Игореве» навсегда останется литературным памятником русской культуры.
Конечно, «Слово о полку Игореве» — произведение древнерусской литературы, вокруг которого не только по сей день не утихают споры ученых о том, кому же принадлежит авторство, но и к какому литературному жанру его можно отнести. Несомненно, тот, кто создал «Слово … », был не просто талантливым поэтом и очень образованным человеком, но и настоящим патриотом своей Родины.
Искусные переплетения публицистики, лирики и фольклора дают нам возможность насладиться художественным описанием реального исторического события — неудачного похода на половцев князя Игоря Святославича в 1185 году. Отправиться в этот поход князя подвигли чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике и желание претворить в жизнь новую идею — общерусскую.
Автор наделяет Игоря всеми качествами настоящего воина, готового на любые свершения и жертвы во благо Русской земли. «О Русская земля! Ты уже за холмом» — эти повторяющиеся строки, рефреном звучащие в тексте произведения, каждый раз обращают читателей к главной идее автора. А основная идея произведения — патриотизм.
В полной мере передать силу этого чувства автору помогают некоторые литературные приемы. Масштабное изображение Руси — один из них. Русь представлена не только декорацией для происходящих событий; она является одним из героев повествования. Кроме описания широких границ родной земли, автор прибегает к одушевлению природы. Так, например, именно природа предостерегает князя от задуманного похода солнечным затмением, а уже в пути звери и птицы нарушают криками да свистами задуманную внезапность наступления на врага.
Природа не просто предостерегает князя, она сопереживает ему: сияет радостью, когда Игорь спасается бегством из плена, или плачет листвой деревьев, когда он терпит поражение в битве.
Размышлять над происходящим, оценивать поступки героев — вот то, чего ждёт от читателя автор, не просто пересказывая исторический эпизод, но и давая свою оценку событиям. Ощущение живого разговора с рассказчиком складывается благодаря тому, что в тексте присутствуют многочисленные авторские отступления и обращения, а исторические эпизоды то и дело уступают место вымышленным. Например, плач Ярославны или вещий сон Святослава.
Перед нами предстаёт не просто развитие событий, но и насыщенные невероятным лиризмом страницы, на которые откликается душа. Объединение Руси, прекращение княжеских междоусобиц, разъедающих родную землю изнутри, — в этом автор видит причину всех бед своей Родины. Он с особой горечью пишет о том, что трагичное время настало именно с тех пор, как брат с братом стали делить землю, а враги со всех сторон одну за другой одерживали победы. Свои мысли о междоусобицах автор вкладывает в слова Святослава, осуждающего братьев Игоря и Всеволода за то, что они нарушили закон феодального послушания и спровоцировали новое нападение половцев на русские земли.
Образ Святослава — это воплощение авторского идеала мудрого, сильного правителя. Призывая князей выступить за землю Русскую, автор в лирических отступлениях вспоминает первых русских князей и их походы на врагов Родины. Конечно, автор хорошо понимал, что невозможно просто уговорить князей не враждовать между собой. Нужна была сильная централизованная власть, которая бы объединила Русь и сделала её сильным государством. Автор «Слова … » видит центром Руси Киев. Киевского князя Святослава он изображает как могучего и грозного властителя, способного обуздать произвол мелких князей. Но героем «Слова … » является не кто-либо из князей, а весь русский народ.
Создавая своё произведение, автор окинул взором всю Русь, объединив в своём поэтическом описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. «Заразить» читателя патриотизмом — это и есть основной замысел произведения. И его автор, и его герои, и он сам — истинные, горячие патриоты земли Русской.
Произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.
Вся история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведён на современный. Основными моментами произведения «Слово о полку Игореве», является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними. Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племён.
В сюжете задействованы два брата, Игорь и Всеволод, сыновья великого и непобедимого князя Киевской Руси, Святослава. Братья решаются повторить подвиг своего отца и завоевать победу над половцами. Они отважно сражаются, не щадя себя, так как за их плечами стоит целая Русь и весь русский народ. Но несмотря на всю свою доблестную отвагу братьев ожидает поражение.
Которое так предчувствовал их отец. Ему даже предвиделся печальный исход этой битвы. После Святослав произносит своё «золотое» слово, который содержал в себе упрёк и некоторое разочарование, северских князей, за их спешку и не правильный расчёт, хвалебный отклик за их мужество и отвагу, а также порицание остальных князей. Этим он пытался призвать к объединению сил всего русского нарда против врага. Это, по его словам, защитит и обезопасит весь народ, от варваров и их злодеяний.
Есть книги, которые, взяв однажды в руки, хочется перечитывать не раз. Они притягивают читателя, увлекая в далёкое прошлое и указывая путь в будущее.
Одним из таких шедевров является «Слово о полку Игореве». Созданное в 1185 году, оно и по сей день потрясает своей актуальностью и мудростью. И неслучайно это творение, глубокими корнями связанное с культурой народа, считается памятником древнерусской литературы. Как известно, для произведений данного жанра неприемлем был художественный вымысел. Ей присущ исключительно исторический характер. Описание реальных исторических событий и есть основа произведений древнерусской литературы.
Уже по названию можно определить тематику «Слова…». Поводом для его написания стал поход князя Игоря Святославича на половцев. Этот поход оказался неудачным: дружина Игоря была разбита, сам же северский князь пленён.
Поддержку немногочисленному войску храброго, но опрометчивого князя оказали его брат Всеволод, сын Владимир и племянник Святослав Ольгович. Однако количественный перевес половцев предрешил исход сражения. Это поражение имело трагические последствия не только для участников кампании, но и для всего русского народа. Окрыленные победой, половцы всё чаще стали вторгаться в пределы земли русской.
Очень трогателен образ природы в произведении. Она является полноправным героем. Природа в «Слове…» предупреждает, запрещает, помогает, плачет, предсказывает…
Перед походом на русские полки падает темная тень. Но солнечное затмение не останавливает Игоря. Он пренебрёг предупреждением солнца, которое закрывает ему путь тьмою кромешной. Не пугает Игоря и разразившаяся гроза. Вся природа восстала против выдвижения русских войск. Птицы и звери тревожатся за воинов.
Совсем иное отношение к силам природы у жены Игоря Ярославны. Именно к ним обращается она за помощью, взывая о спасении мужа и его дружины.
И вновь всколыхнулась природа. Море взыграло, промчался к родному северу вихрь… Сам господь указывает Игорю путь домой. Природа ликует по возвращении отважного князя.
Однако последствия похода плачевны для земли русской, которая была раздроблена на множество княжеств. Постоянные междоусобицы ослабляли Русь изнутри. Князья стремились к укреплению и расширению своих территорий, забывая о главной угрозе, которая исходила извне.
Осознание этой простой истины и рождает в душе великого Святослава мысли, выраженные в его «золотом слове». С болью вопрошает он о том, где же доблестные русские князья и их слуги. Он вспоминает времена, когда они с ножами, без щитов шли защищать русскую землю. Со слезами призывает Святослав русских князей к единению. Только вместе можно защитить родную сторону от участившихся вражеских набегов.
И неслучайно «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора. Такой приём свидетельствует о том, что мысли князя разделяет и автор «Слова о полку Игореве».
Произведение актуально и по сей день. Оно призвано уберечь русский народ от неверного исторического шага. Сегодня, когда Россию пытаются взорвать изнутри, необходимо помнить печальные уроки истории.
«Слово о полку Игореве» — жемчужина древнерусской литературы, как справедливо замечают многие исследователи. Это произведение вобрало в себя весь колорит богатейшей народной культуры древней Руси. Лирическое и эпическое начала в произведении переплетаются в единую картину, где автор высокохудожественно описал историческое событие – поход князя Игоря на половцев. Поскольку Игорь из рода Рюриковичей – реальная историческая личность, особенно интересно наблюдать, как автор воплотил этот образ, какими качествами он его наделил.
Образ Игоря – это некая модель средневекового правителя, наделенная всеми характеристиками эпохи. Он воинственный, храбрый до безрассудства, но, казалось бы, не дальновидный политик. Его распирает чувство собственного превосходства, он слишком самоуверен, поэтому идет в опасный и рискованный поход. Вместо того, чтобы объединиться со всеми своими родственниками и нанести мощный удар, он идет добывать легкую славу. Значит, Игорь тщеславен. Наверное, это потому, что он еще очень молод и горяч, а править должен человек зрелый, умудренный опытом. Игорь же больше заботится о своей славе и готов сложить голову ради престижа.
Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.
Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.
Исторически сложилось, что князь Игорь (и он не исключение) регулярно ходил с войском за данью. Это еще одна причина зарабатывать авторитет кровью. Если дани не будет, племена выйдут из повиновения, денег для содержания армии не будет. Значит, княжество не сможет обороняться и развалится. Поэтому Игорь не так-то прост, как кажется. Его действиями руководит расчет, характерный для средневекового менталитета.
В финале «Слова о полку Игореве» герой приобретает колоссальный жизненный опыт: он бежал из плена, едва спасся от смерти, погубил дружинников. Только тогда расчетливый, но все же слишком горячий князь понимает, насколько важно объединение для Руси. Он осознает, что нельзя тянуть одеяло на себя, нужно заботиться обо всей Руси, если ты ею владеешь. Это важное открытие облагораживает героя, делает его мудрее.
Таким образом, автор изобразил эволюцию героя, его взросление. Мы видим, как на примере князя он показывает необходимость объединения Руси и семьи Рюриковичей, ведь междоусобные войны создают уязвимость, которой пользуются внешние враги. Игорь набирается горького опыта и становится способным правителем, и историческая основа, находящаяся в нашем распоряжении, подтверждает, что прототип героя эволюционировал так же.
срочно нужно сочинение! напишите пожалуйста! тема: В чем причина, заставившая князя Игоря двинуться в поход против степных кочевников? (ПОВЕСТЬ “СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ”)
u041au0430u0436u0434u043eu0435 u043fu043eu043au043eu043bu0435u043du0438u0435 u043eu0442u043au0440u044bu0432u0430u0435u0442 u0434u043bu044f u0441u0435u0431u044f u0432 u043du0438u0445 u043du043eu0432u043eu0435 u0432u0438u0434u0435u043du0438u0435 u0438 u0438u0437u043eu0431u0440u0430u0436u0435u043du0438u0435 u043cu0438u0440u0430 u2013 u043du0443u0436u043du043eu0435, u0438u043du0442u0435u0440u0435u0441u043du043eu0435 u0441u043eu0432u0440u0435u043cu0435u043du043du043eu0441u0442u0438.u00a0
u0421u0443u0434u044cu0431u0430 u0434u0440u0435u0432u043du0435u0440u0443u0441u0441u043au043eu0439 u043fu043eu0432u0435u0441u0442u0438 u00abu0421u043bu043eu0432u043e u043e u043fu043eu043bu043au0443 u0418u0433u043eu0440u0435u0432u0435u00bb u043du0435u043fu043eu0432u0442u043eu0440u0438u043cu0430. u041du0435 u043cu043du043eu0433u043e u043du0430u0439u0434u0451u0442u0441u044f u0432u043e u0432u0441u0435u0439 u043cu0438u0440u043eu0432u043eu0439 u043bu0438u0442u0435u0440u0430u0442u0443u0440u0435 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0439, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u0432u044bu0437u044bu0432u0430u043bu0438 u0431u044b u043a u0441u0435u0431u0435 u0441u0442u043eu043bu044c u0434u043bu0438u0442u0435u043bu044cu043du044bu0439 u0438 u043fu0440u0438u0441u0442u0430u043bu044cu043du044bu0439 u0438u043du0442u0435u0440u0435u0441.u00a0
u00abu0421u043bu043eu0432u043e u043e u043fu043eu043bu043au0443 u0418u0433u043eu0440u0435u0432u0435u00bb – u044du0442u043e u0434u0440u0430u0433u043eu0446u0435u043du043du0430u044f u0436u0435u043cu0447u0443u0436u0438u043du0430, u0434u043eu0431u044bu0442u0430u044f u0438u0437 u0433u043bu0443u0431u0438u043d u0432u0440u0435u043cu0435u043du0438.u00a0
u0412u0441u0435 u043bu0443u0447u0448u0438u0435 u0445u0443u0434u043eu0436u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du044bu0435 u0441u0432u043eu0439u0441u0442u0432u0430 u043eu0442u0435u0447u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0433u043e u0441u043bu043eu0432u0435u0441u043du043eu0433u043e u0438u0441u043au0443u0441u0441u0442u0432u0430 u0431u044bu043bu0438 u0437u0430u043bu043eu0436u0435u043du044b u0432 u00abu0421u043bu043eu0432u0435u2026u00bb .u00a0
u041cu043eu0436u043du043e u0441u043au0430u0437u0430u0442u044c, u0447u0442u043e u043du0435u0438u0437u0432u0435u0441u0442u043du044bu0439 u0410u0432u0442u043eu0440, u043eu0431u0440u0430u0449u0430u0432u0448u0438u0439u0441u044f u043a u0441u043eu0432u0440u0435u043cu0435u043du043du0438u043au0430u043c u0441 u043fu0440u0438u0437u044bu0432u043eu043c u043fu0440u043eu044fu0432u0438u0442u044c u0435u0434u0438u043du0441u0442u0432u043e, u0441u043eu0432u0435u0440u0448u0438u043b u0433u0435u043du0438u0430u043bu044cu043du0443u044e u043fu043eu043fu044bu0442u043au0443 u0441u043fu0430u0441u0442u0438 u043du0430u0440u043eu0434 u043eu0442 u0438u043du043eu0437u0435u043cu043du043eu0433u043e u0438u0433u0430. u042du0442u0430 u043fu043eu0432u0435u0441u0442u044c u0432u043cu0435u0441u0442u0438u043bu0430 u0432 u0441u0435u0431u044f u043au0430u0440u0442u0438u043du044b, u043fu043eu043au0430u0437u044bu0432u0430u044eu0449u0438u0435 u043fu0430u0433u0443u0431u043du043eu0441u0442u044c u043cu0435u0436u0434u043eu0443u0441u043eu0431u043du043eu0439 u0431u043eu0440u044cu0431u044b, u043au0430u0440u0442u0438u043du044b u0440u043eu0434u043du043eu0439 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u044b u0438 u0436u0438u0432u044bu0435 u0445u0430u0440u0430u043au0442u0435u0440u044b u043bu044eu0434u0435u0439.u00a0
u00abu0421u043bu043eu0432u043eu2026 u00bb u0432u043cu0435u0441u0442u0435 u0441 u043du0430u0440u043eu0434u043du044bu043c u044du043fu043eu0441u043eu043c, u043bu0435u0442u043eu043fu0438u0441u043du044bu043cu0438 u043fu0440u0435u0434u0430u043du0438u044fu043cu0438 u0438 u0445u0440u043eu043du0438u043au0430u043cu0438 u2013 u043bu0438u0442u0435u0440u0430u0442u0443u0440u043du044bu0439 u043fu0430u043cu044fu0442u043du0438u043a u0434u0435u0440u0436u0430u0432u044b, u0440u0430u0441u043au0438u043du0443u0432u0448u0435u0439u0441u044f u043eu0442 u0411u0430u043bu0442u0438u0439u0441u043au043eu0433u043e u043cu043eu0440u044f u0434u043e u0427u0451u0440u043du043eu0433u043e, u043cu0435u0436u0434u0443 u0417u0430u043fu0430u0434u043eu043c u0438 u0412u043eu0441u0442u043eu043au043eu043c.u00a0
u00abu0421u043bu043eu0432u043eu2026u00bb , u043du0435u0441u043cu043eu0442u0440u044f u043du0430 u043bu0430u043au043eu043du0438u0437u043c, u043fu043e u043eu0445u0432u0430u0442u0443 u0436u0438u0437u043du0438, u043fu043e u0441u043eu043eu0431u0449u0430u0435u043cu044bu043c u0441u0432u0435u0434u0435u043du0438u044fu043c u043du0435 u0443u0441u0442u0443u043fu0430u0435u0442 u00abu0415u0432u0433u0435u043du0438u044e u041eu043du0435u0433u0438u043du0443u00bb u0410u043bu0435u043au0441u0430u043du0434u0440u0430 u0421u0435u0440u0433u0435u0435u0432u0438u0447u0430 u041fu0443u0448u043au0438u043du0430 u0438 u00abu0412u043eu0439u043du0435 u0438 u043cu0438u0440u0443u00bb u041bu044cu0432u0430 u041du0438u043au043eu043bu0430u0435u0432u0438u0447u0430 u0422u043eu043bu0441u0442u043eu0433u043e.u00a0
u041fu043eu0432u0435u0441u0442u044c u0432u043cu0435u0441u0442u0438u043bu0430 u0432 u0441u0435u0431u044f u043du0435 u0442u043eu043bu044cu043au043e u0432u0435u0441u044c u0434u0432u0435u043du0430u0434u0446u0430u0442u044bu0439 u0432u0435u043a, u043du043e u0438 u0432u0441u044e u0434u043eu043cu043eu043du0433u043eu043bu044cu0441u043au0443u044e u0420u0443u0441u044c u0441 u0435u0451 u0431u043bu0438u0441u0442u0430u0442u0435u043bu044cu043du043eu0439 u0438u0441u0442u043eu0440u0438u0435u0439 u0438 u0442u0440u0430u0433u0438u0447u0435u0441u043au043eu0439 u0431u0443u0434u0443u0449u043du043eu0441u0442u044cu044e, u043cu043eu0433u0443u0449u0435u0441u0442u0432u043eu043c u0438 u0441u043bu0430u0431u043eu0441u0442u044cu044e, u0448u0443u043cu043du044bu043cu0438 u0433u043eu0440u043eu0434u0430u043cu0438 u0438 u0431u0435u0441u043au0440u0430u0439u043du0438u043cu0438 u0441u0442u0435u043fu044fu043cu0438, u0441 u043fu043eu0431u0435u0434u043du044bu043cu0438 u043fu043eu0445u043eu0434u0430u043cu0438 u0434u0440u0443u0436u0438u043d u0438 u043eu043fu0443u0441u0442u043eu0448u0438u0442u0435u043bu044cu043du044bu043cu0438 u043du0430u0431u0435u0433u0430u043cu0438 u043au043eu0447u0435u0432u043du0438u043au043eu0432, u0441 u043eu0440u0430u0442u0430u044fu043cu0438 u0438 u043au043du044fu0437u044cu044fu043cu0438, u0434u0440u0443u0436u0435u0441u043au0438u043c u0441u043eu0433u043bu0430u0441u0438u0435u043c u0438 u0443u0434u0435u043bu044cu043du044bu043cu0438 u0441u043fu043eu0440u0430u043cu0438, u0441 u043au043eu043bu043eu043au043eu043bu044cu043du044bu043c u0437u0432u043eu043du043eu043c u0438 u043fu0440u043eu0440u043eu0447u0435u0441u043au0438u043c u0432u043eu043bu0445u043eu0432u0430u043du0438u0435u043c.u00a0
u00abu0421u043bu043eu0432u043e u043e u043fu043eu043bu043au0443 u0418u0433u043eu0440u0435u0432u0435u00bb – u043fu0435u0440u0432u043eu0435 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0435 u0434u0440u0435u0432u043du0435u0440u0443u0441u0441u043au043eu0439 u043bu0438u0442u0435u0440u0430u0442u0443u0440u044b, u043fu043eu043bu0443u0447u0438u0432u0448u0435u0435 u0432u0441u0435u043cu0438u0440u043du0443u044e u0438u0437u0432u0435u0441u0442u043du043eu0441u0442u044c.u00a0
u0421u0431u044bu043bu043eu0441u044c u043fu0440u043eu0440u043eu0447u0435u0441u0442u0432u043e u0432u0435u043bu0438u043au043eu0433u043e u043fu043eu043bu044cu0441u043au043eu0433u043e u043fu043eu044du0442u0430 u0410u0434u0430u043cu0430 u041cu0438u0446u043au0435u0432u0438u0447u0430, u043fu0440u0435u0434u0441u043au0430u0437u044bu0432u0430u0432u0448u0435u0433u043e, u0447u0442u043e u00abu0421u043bu043eu0432u043eu2026 u00bb u0431u0443u0434u0435u0442 u0432u0441u0435u0433u0434u0430 u0447u0430u0440u043eu0432u0430u0442u044c u043du0430u0448u0435 u0432u043eu043eu0431u0440u0430u0436u0435u043du0438u0435: u00abu0423u0436u0435 u0441u0430u043cu043e u043fu043e u0441u0435u0431u0435 u0442u043e u0441u0445u043eu0434u0441u0442u0432u043e, u043au043eu0442u043eu0440u043eu0435 u043cu044b u043du0430u0445u043eu0434u0438u043c u043cu0435u0436u0434u0443 u043fu043eu044du0442u0438u0447u0435u0441u043au0438u043c u043fu0430u043cu044fu0442u043du0438u043au043eu043c u0434u0430u0432u043du043e u043cu0438u043du0443u0432u0448u0438u0445 u0432u0440u0435u043cu0451u043d u0438 u0432u0441u0435u043cu0438 u0448u0435u0434u0435u0432u0440u0430u043cu0438 u0441u043eu0432u0440u0435u043cu0435u043du043du043eu0439 u0441u043bu0430u0432u044fu043du0441u043au043eu0439 u043fu043eu044du0437u0438u0438, u043du0435u0438u0437u043cu0435u043du043du043e u0441u0432u0438u0434u0435u0442u0435u043bu044cu0441u0442u0432u0443u0435u0442 u043e u0432u0435u0447u043du043eu0439 u043du0435u0443u0432u044fu0434u0430u0435u043cu043eu0439 u043au0440u0430u0441u043eu0442u0435 u044du0442u043eu0439 u043fu043eu0432u0435u0441u0442u0438. u0412u0441u0435 u043au0430u0440u0442u0438u043du044b u043du0430u0440u0438u0441u043eu0432u0430u043du044b u0441 u043du0430u0442u0443u0440u044b, u0432u0441u0435 u0433u0435u0440u043eu0438 u0432u0437u044fu0442u044b u0438u0445 u0436u0438u0437u043du0438, u0438 u0434u043e u0442u0435u0445 u043fu043eu0440, u043fu043eu043au0430 u043du0435u0438u0437u043cu0435u043du043du044bu043cu0438 u043eu0441u0442u0430u044eu0442u0441u044f u0441u043bu0430u0432u044fu043du0441u043au0430u044f u043fu0440u0438u0440u043eu0434u0430 u0438 u0441u043bu0430u0432u044fu043du0441u043au0438u0439 u0445u0430u0440u0430u043au0442u0435u0440, u043fu043eu0432u0435u0441u0442u044c u044du0442u0430 u043fu043e u043fu0440u0430u0432u0443 u0431u0443u0434u0435u0442 u0441u0447u0438u0442u0430u0442u044cu0441u044f u043du0430u0446u0438u043eu043du0430u043bu044cu043du043eu0439 u0438 u0431u043bu0430u0433u043eu0434u0430u0440u044f u0441u0432u043eu0435u0439 u043fu0440u0430u0432u0434u0438u0432u043eu0441u0442u0438 u0441u043eu0445u0440u0430u043du0438u0442 u0434u0430u0436u0435 u0432 u0438u0437u0432u0435u0441u0442u043du043eu0439 u043cu0435u0440u0435 u0441u0432u043eu044e u0430u043au0442u0443u0430u043bu044cu043du043eu0441u0442u044cu00bb .u00a0
u041cu043eu0436u043du043e u043du0435 u0441u043eu043cu043du0435u0432u0430u0442u044cu0441u044f u0432 u0442u043eu043c, u0447u0442u043e u0438 u0432u043fu0440u0435u0434u044c u043au043eu043cu043fu043eu0437u0438u0442u043eu0440u044b, u0441u043au0443u043bu044cu043fu0442u043eu0440u044b, u0444u0438u043bu043eu043bu043eu0433u0438, u043fu043eu044du0442u044b, u043fu0440u043eu0437u0430u0438u043au0438 u0431u0443u0434u0443u0442 u043eu0431u0440u0430u0449u0430u0442u044cu0441u044f u043a u00abu0421u043bu043eu0432u0443u2026 u00bb u043au0430u043a u043a u043du0435u0438u0441u0441u044fu043au0430u0435u043cu043eu043cu0443 u0438u0441u0442u043eu0447u043du0438u043au0443. u041fu0440u0438u0437u043du0430u043du0438u0435 u00abu0421u043bu043eu0432u0430u2026 u00bb u043du043eu0441u0438u0442 u0443 u043du0430u0441 u0432u0441u0435u043du0430u0440u043eu0434u043du044bu0439 u0445u0430u0440u0430u043au0442u0435u0440, u044fu0432u043bu044fu044f u0441u043eu0431u043eu0439 u043fu0440u0435u043au0440u0430u0441u043du043eu0435 u0438 u0432u043eu043bu043du0443u044eu0449u0435u0435, u0432u0435u0447u043du043e u0436u0438u0432u043eu0435 u044fu0432u043bu0435u043du0438u0435 u043eu0442u0435u0447u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0439 u043au0443u043bu044cu0442u0443u0440u044b.
u00a0 u00a0 u00a0 u00a0 u00a0 u00a0 u00a0 u00a0 u00a0 u00a0 u00a0 u00a0 u00a0 u00a0u00a0!u041du0415 u0417u0410u0411u0423u0414u042c u041du0410u0416u0410u0422u042c u0421u041fu0410u0421u0418u0411u041e!”>]” data-test=”answer-box-list”>
Сочинение: «Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской письменности
«Слово о полку Игореве» — произведение, способное удивить исследователя и читателя своей глубиной и эмоциональностью. Именно поэтому ученые долгое время не могли решить, является ли памятник оригинальным образцом древнерусского искусства или же это подделка. Исследование других письменных источников позволило доказать истинность произведения, высокий художественный уровень которого объясняется необычайной талантливостью автора.
Эпическое повествование «Слова» перекликается с книжной литературой Киевской Руси —летописанием, красноречием, агиографией (житиями святых), переводными повестями. Лирические рассуждения, авторские отступления, народно-поэтическая символика «Слова» коренятся в фольклоре, в языческих верованиях в силы природы и языческих богов Хорса, Стрибога, Велеса, Даждь-бога, а также в дружинной поэзии.
Наиболее поэтическим местом в «Слове о полку Игореве» по праву считается «Плач Ярославны». Ярославна оплакивает не только пленение своего мужа Игоря, но и поражение его войска. Она обращается к могущественным силам природы, чтобы они помогли Игорю и его воинам. Поэтические образы верной жены Игоря Ярославны, которая «кукушкой кличет» на валу в Путивле, доброй и нежной жены Всеволода красавицы Глебовны — яркие женские образы, которые выделяются не только на фоне древнерусской, но и мировой средневековой литературы.
Ярким образом в поэме выступает полулегендарный древнерусский певец Боян. Автор с уважением относится к таланту предшественника, «внука Велеса», который был языческим покровителем поэтов и поэзии, однако творит «Слово» по «своему замыслу», следуя стилю былин своего времени.
Поражает в произведении также изображение сил природы, которая является живой, деятельной, она словно радуется успехам и печалится из-за неудач русичей, предупреждает их об опасности и помогает. Так, затмение солнца перед походом вещует Игорю неудачу, звери предостерегают войско; звезды будто наливаются кровавым светом, чернеют тучи перед второй битвой, Ярославна обращается к силам природы как к защитникам, Игорь разговаривает с Доном.
«Слово о полку Игореве» действительно является высокохудожественным произведением древнерусской литературы, настоящей жемчужиной нашей культуры. Художественная безукоризненность, гуманистическая и патриотическая направленность, глубокая народность памятника нашли отображение как в древней, так и в новой литературе восточнославянских народов.[/sms]
ГДЗ литература 9 класс, Коровина; древнерусская литература. Напишите план
Какой план сочинения, доклада, эссе можно составить на темы: «Ярославна — героиня “Слова о полку Игореве ”», «В чем пафос памятника “Слово о полку Игореве”», «В чем актуальность этого произведения в наши дни?», «Моё отношение к героям “Слова. ”».
План сообщения на тему: «Ярославна – героиня “Слова о полку Игореве”».
1. Вступление. Главная тема «Слова. » – повествование о неудачном походе Игоря против половцев. Автору «Слова. » важно глубокое эмоциональное осмысление событий русской истории. «Слово. » удивительно лирично. Вершиной лиризма в «Слове. » является плач Ярославны.
2. Основная часть.
а) Женщина – героиня древнерусского эпоса. Необычно, что в повествовании о военных походах русских князей появляется героиня-женщина. Но Ярославна — не героиня в прямом смысле этого слова. Она не сражается, не совершает активных действий.
б) Кто такая Ярославна? Ярославна — княгиня, жена князя Игоря, дочь князя Ярослава Галицкого. Она ждёт возвращения Игоря в Путивле.
в) Сила любви Ярославны.
г) К кому обращается Ярославна в своем плаче, о чем молит? Ярославна обращается к природе (ветру, реке, солнцу). Она молит о спасении князя Игоря, упрекает природу за то, что она помогала половцам и погубила русское войско.
д) В чем смысл образа Ярославны? Ярославна – это воплощение любви и скорби, олицетворение любящей жены и символ горести всего русского народа
3. Заключение. Образ Ярославны усиливает трагическое звучание «Слова. ». Одновременно, вместе с её образом в «Слово. » входит тема спасительной любви. В её плаче, её мольбах выразилось общее несчастье всего народа, горестный плач всей земли русской.
План сообщения на тему: «В чем пафос памятника “Слово о полку Игореве”»
1. Вступление. «Слово о полку Игореве» – произведение необыкновенно глубокого содержания.
2. Основная часть.
а) Основная тема «Слова. ». В начале «Слова. » автор говорит с том, что его великий предшественник сказитель Боян воспевал давние времена и деяния старых князей. Он же, «по-иному замышленью», хочет поведать о настоящем, о князях, чьим современником он был, и событиях, которые он видел.
б) Углубление смысла «Слова. ». Однако смысл повести углубляется за счёт расширения временных (автор рассказывает о прошедших временах и размышляет о будущем) и географических (обобщенно автор показывает всю Русь) рамок.
в) Главная мысль автора. Показав перспективу исторического развития Руси и горестные итоги современной политической ситуации (междоусобицы, разорение городов, гибель храбрых воинов, ослабление военной мощи Руси), автор высказывает свою заветную мысль: сила Руси – в её единстве, в союзничестве между князьями.
г) Народность «Слова. ». Главная мысль автора есть выражение надежд всего русского народа.
3. Заключение. Пафос «Слова. » заключается в торжественном призыве русских князей к объединению и прекращению распрей. Призыв исходит от всего русского народа.
План сообщения на тему: «В чем актуальность этого произведения в наши дни?»
1. Вступление. «Слово о полку Игореве» было создано более восьми столетий назад. Но темы, затронутые в этом произведении, являются общенародными, потому «Слово. » остается актуальным и в наши дни.
2. Основная часть.
а) Проблема разъединения славянского мира. В наши дни славянские народы (например, русские и украинцы) относятся друг к другу с неприязнью. А ведь их объединяют тысячелетия общей истории, языка, культуры. Враг, который сейчас грозит славянскому миру – это глобализация. Потеря культурных связей между восточно-славянскими странами может послужить причиной того, что всё более однообразной, ориентированной на Запад будет становиться их культура. Призыв к объединению славянских народов, союзничеству равных сейчас актуален как никогда.
б) Независимый дух «Слова. ». Автор «Слова. » восхваляет князя Игоря и других русских князей, но это не мешает ему критически оценивать результаты их действий. Голос автора – это выражение позиции всего русского народа.
3. Заключение. «Слово. » напоминает нам о наших культурных корнях, об обшей истории разделяющихся сейчас славянских народов.
и послкдний тоже есть
План сообщения на тему: «Моё отношение к героям “Слова. ”».
1. Вступление. Все герои «Слова. » реальные исторические личности, дела которых влияли на ход истории Древней Руси. Но на отношение читателя к ним влияют не столько их деяния, сколько их оценка самим автором «Слова. ».
2. Основная часть.
а) Отношение к князю Игорю. Князь Игорь — центральный герой «Слова. ». Его действия повлекли страшное для Руси бедствие, открыли дорогу хищным половцам. Но автор не судит Игоря строго. Князь – удалой, отважный юноша, не сумевший смирить душевный порыв. Он вызывает не осуждение, а сострадание, по нему скорбит вся русская земля. В конце мы вместе с автором радуемся его освобождению из плена и возвращению домой.
б) Отношение к князю Святославу. Князь Святослав вызывает уважение своей мудростью, искренним беспокойством за Русь, горячим желанием помочь братьям, не оставить их в беде. Именно в уста Святослава, «старого сокола», вкладывает автор заветные для себя слова об объединении Руси.
в) Отношение к Ярославне. Образ Ярославны вызывает необыкновенно нежные чувства. Она самоотверженна и бесконечно предана мужу. Она подает пример истинной спасительной любви, бесстрашно взывает к силам природы, оберегает Игоря на всем его пути домой.
г) Отношение к русским князьям. Все они мудрые правители и храбрые войны. Но вызывает досаду их нежелание прийти на помощь киевским князьям в борьбе против половцев.
3. Заключение. Смысл «Слова. » в поучении. Автор поучает русских князей, что их сила – в союзничестве и единстве Руси. Одновременно автор «Слова. » учит и простых слушателей тому, как на примере великих князей можно учиться мужеству, мудрости, дальновидности и беззаветной любви.