0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сочинение на тему лирика ахматовой как поэзия женской души

Сочинение Мир женской души в лирике Ахматовой

Ахматова пишет о себе – о вечном…
М. Цветаева.

Лирика Анны Ахматовой — это исповедь женской души в максимальном ее воплощении. Поэт пишет о чувствах своей лирической героини, ее творчество максимально интимно и, в то же время, оно — энциклопедия женской души во всех ее ипостасях.
В 1912 году вышел первый сборник Ахматовой – «Вечер», где воплотились юношеские романтические ожидания героини. Молодая девушка предчувствует любовь, говорит о ее иллюзиях, несбывшихся надеждах, «изящной печали»:
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
Во втором поэтическом сборнике – «Четки», принесшем Ахматовой настоящую известность, образ лирической героини развивается и трансформируется. Уже здесь проявляется многоплановость ахматовской героини – это и девушка, и взрослая женщина, и жена, и мать, и вдова, и сестра. Особенно пристально рассматривает поэт «любовные» женские роли. Лирическая героиня Ахматовой может быть любимой, любовницей, разлучницей, блудницей. Широк и ее «социальный диапазон»: странница, староверка, крестьянка и т.д.
Думается, что такая «разветвленность» героини связана с желанием поэта раскрыть не столько индивидуальность, сколько общую женскую психологию. Поэтому можно сказать, что для женских образов Ахматовой характерна вневременная «всеобщность чувств и поступков»:
Сколько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.
События первой мировой войны и революций изменяют тональность ахматовской лирики, добавляют новые штрихи к образу ее лирической героини. Теперь она не только частное лицо, живущее личными радостями и горестями, но и человек, сопричастный судьбам страны, народа, истории. В сборнике «Белая стая» усиливаются мотивы трагического предчувствия героиней горькой участи целого поколения русских людей:
Думали: нищие мы, нету у нас ничего,
А как стали одно за другим терять,
Так что сделался каждый день
Поминальным днем –
Начали песни слагать о великой щедрости Божьей
Да о нашем бывшем богатстве.
Ахматова не приняла революцию 1917 года. Ее героиня 1920-ых годов безысходно тоскует по ушедшим, но невозвратимым временам. И оттого еще непригляднее становится настоящее и еще туманнее – будущее всей страны, всей нации:
Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькает крыло,
Все голодной тоскою изглодано…
Больше того, Октябрьские события воспринимаются героиней Ахматовой карой за неправедную, грешную жизнь. И пусть сама она не творила зла, но героиня чувствует себя сопричастной к жизни всей страны, всего народа. Поэтому она готова разделить их общую горестную судьбу:
Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я – отражение вашего лица…
Таким образом, после революции образ любящей женщины в лирике Ахматовой отходит на второй план, вперед же выдвигаются роли патриотки, поэтессы, а еще чуть позже – матери, всей душой болеющей не только за своего ребенка, но и за всех страдающих:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Горе Ахматовой–матери сливается с горем всех матерей и воплощается в общечеловеческую скорбь Божьей Матери:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Таким образом, лирика А.Ахматовой раскрывает все ипостаси женской души. В ранней лирике поэтессы ее героиня — это, прежде всего, любящая женщина во всем многообразии ролей. В более же зрелом творчестве Ахматовой акценты смещаются в сторону роли женщины–матери, патриотки и поэтессы, видящей свой долг в том, чтобы разделить судьбу своего народа и своей родины.

Читать еще:  Батюшков как родоначальник легкой поэзии

Сочинение на тему лирика ахматовой как поэзия женской души

Вторая великая лирическая поэтесса после Сапфо…

1912 год можно назвать революционным в русской поэзии. В это время увидел свет первый сборник Анны Ахматовой — «Вечер». После его выхода критики в один голос поставили эту поэтессу рядом с первыми поэтами России. Больше того, современники признавали, что именно Ахматовой «после смерти Блока бесспорно принадлежит первое место среди русских поэтов». После «Вечера» последовали «Четки» (1914) и «Белая стая» (1917).

Все три этих сборника поэтессы были посвящены одной теме – любви. Революционность лирики Ахматовой заключалась в том, что она открыла миру Вселенную женской души. Поэтесса вывела на сцену свою лирическую героиню и обнажила все ее душевные переживания, ее чувства, эмоции, мечты, фантазии.

В своих стихах Ахматова не только создала универсальный женский характер. Она показала его различные формы и проявления: юная девушка («Молюсь оконному лучу», «Два стихотворения»), зрелая женщина («Сколько просьб…», «Как велит простая учтивость», «Прогулка»), неверная жена («Сероглазый король», «Муж хлестал меня узорчатым…»). Кроме того, героиня Ахматовой – это и разлучница, и блудница, и странница, и староверка, и крестьянка. В своих стихах рисует поэтесса и участь сестры и матери («Магдалина билась и рыдала», «Реквием» и другие).

В стихотворении «все мы бражники здесь, блудницы…» лирическая героиня испытывает муки ревности. Ее любовь к герою настолько сильна, что сводит женщину с ума:

О, как сердце мое тоскует !

Не смертного ль часа жду ?

А та, что сейчас танцует,

Непременно будет в аду.

Героиня пытается вернуть ушедшее чувство. Она хочет привлечь своего возлюбленного красотой: «Я надела узкую юбку, Чтоб казаться еще стройней». Или героиня уже справляет поминки по ушедшей любви? Ведь она прекрасно понимает, что «навсегда забиты окошки». Любовь прошла, ее не вернешь. Остается только тосковать и желать себе смерти, но исправить уже ничего нельзя.

А стихотворение «Мальчик сказал мне: «Как это больно!» рисует противоположную ситуацию. Героиня Ахматовой, зрелая женщина, внушила любовь юноше. На возраст героини указывает ее обращение к юноше: «мальчик». Теперь эта женщина отказывает в любви. Она видит, что причиняет молодому человеку невыносимую боль, но поступить по-другому не может:

Я знаю: он с болью своей не сладит,

С горькой болью первой любви.

Как беспомощно, жадно и жарко гладит

Холодные руки мои.

Контраст в последних строках стихотворения передает накал чувств героев. Юноша «жадно и жарко» любит лирическую героиню, та же к нему холодна.

Вообще, руки — очень значимая деталь в лирике Ахматовой. Они, на мой взгляд, отражение души, чувств и эмоций героев. Так, в стихотворении «Сжала руки под темной вуалью…» все горе разлуки Ахматова передает через эту строку. Сжала руки под вуалью — это значит сжала душу под чернотой тоски и беды. Героиня что-то сказала своему возлюбленному, в чем-то ему призналась. Эти слова «напоили печалью допьяна» героя. Поняв, что она сделала, героиня пытается все вернуть, ведь она жить не может без своего возлюбленного:

Читать еще:  Какой по мнению а.с.пушкина должна быть истинная поэзия

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру».

Но…поздно. Герой уже «отравлен» печалью. Последними его словами было будничное и безразличное: ««Не стой на ветру».

Большую роль руки играют и в стихотворении «Песня последней встречи». В нем героиня пережила очень тяжелый момент: расставание с любимым. Ее состояние передает одна, но очень весомая, деталь:

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Вообще, в жизни лирической героини Ахматовой любовь играет колоссальную роль. Это главное как для нее, так и для самой поэтессы. Но, к сожалению, в лирике А. Ахматовой очень редка счастливая любовь. Это чувство у поэтессы – всегда горечь, разлука, печаль, желание смерти. Можно сказать, что героиня Ахматовой умирает с каждым расставанием и возрождается с каждой новой любовью в ее жизни.

Другая ипостась лирической героини — это женщина-поэт. Она воспринимает свой талант не как подарок, а как крест, который должна нести на протяжении всей жизни. В стихотворении «Музе» героиня укоряет свою «музу-сестру»:

Муза! ты видишь, как счастливы всё—

Девушки, женщины, вдовы.

Лучше погибну на колесе,

Только не эти оковы.

Для лирической героини божий дар – это возможность жить жизнью обычной женщины, не чествовать бед и тягот всех женщин на земле. Но героине такое счастье недоступно. Она должна терпеть всю мировую боль и выражать ее в своих стихах.

В стихотворении «Песенка» героиня Ахматовой – простая крестьянка. Рисуется ее суровая жизнь, ее тяжелая «доля-мука». Судьба этой героини ассоциируется с образом лебеды, который традиционно считался знаком несчастья: «про любовь пою – лебеду полю». Голос этой простой женщины, претерпевшей много бед и горя, сплетается с голосом женщины-поэта. Ключевым образом последней строфы стихотворения является «камень вместо хлеба». Это «награда злая» героине-поэтессе и героине простой женщине за все: за их жизнь, за их поступки. Женщина в этом стихотворении Ахматовой одинока. Она остается один на один с мирозданием, с Богом:

Надо мною только небо,

А со мною голос твой.

Лирическая героиня Ахматовой – это мать, потерявшая своего ребенка («Муж в могиле, сын в тюрьме – помолитесь обо мне…»), и россиянка, страдающая вместе со своей страной («Реквием»):

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Таким образом, лирическая героиня Ахматовой – это Женщина во всех ее земных воплощениях, во всех ее ипостасях. Именно благодаря этой поэтессе открылся богатейший и глубочайший мир женской души, мир Любви и Печали, Горя и Радости…

Исследовательская работа «Мир женской души в лирике А.А.Ахматовой и М.И.Цветаевой»

Автор: Голованёва Ольга Александровна

Место работы/учебы (аффилиация): МБОУ СОШ №71 г. Астрахани, 10 класс

Научный руководитель: Молчанова Олеся Владимировна

О феномене человеческой души написано очень много: заметки, наблюдения, эссе, большие теоретические работы и статьи. О ней писали с умилением и осуждением, с восторгом и презрением, снисходительно и зло, – писали по-разному и разные люди. Словосочетание «русская душа» ассоциируется в нашем сознании с чем-то загадочным, неуловимым, таинственным и грандиозным, — и до сих пор продолжает волновать наши чувства. Разгадать тайну мироздания стремились и русские писатели в своих произведениях, обращаясь к облику мудрой женщины. Ведь женская душа, как правило, отличалась неподдельной глубиной чувств. Эту неподдельную глубину чувств мы встречаем в творчестве Ахматовой и Цветаевой. Ахматова- поэт традиций, до конца жизни сохранившая верность заветам Пушкина, Достоевского, Блока. Поэзия Цветаевой основана не на верности традициям, а на дерзком бунте против них. Я считаю, что в поэтическом творчестве авторов есть точки соприкосновения, схожести мотивов и сюжетных линий. И тема проекта «Мир женской души» наиболее подходящая для рассмотрения данного вопроса.

Читать еще:  Сочинение за что я люблю поэзию максима богдановича

Мы считаем, что данная тема представляет интерес для её рассмотрения в рамках школьной программы по литературе. Изучению творчества поэтесс уделяется малое количество времени. Наша работа поможет школьникам получить дополнительную информацию о творчестве Цветаевой и Ахматовой, применить её на уроках проектной, творческой деятельности.

Актуальность предпринятого в данной работе исследования связана с необходимостью нового комплексного подхода к изучению творчества Марины Цветаевой и Анны Ахматовой и, в частности, с важностью сравнительного анализа произведений русских поэтесс.

Цель работы: выявить особенности поэтики лирических стихотворений Ахматовой и Цветаевой.

Для достижения поставленной цели работы необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать работы исследователей творчества Ахматовой и Цветаевой;
  • произвести сопоставительный анализ образно- мотивной структуры поэзии Ахматовой и Цветаевой;
  • создать собственный продукт (стихотворения) на основе изученного материала

Работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка использованной литературы. В первой части работы мы рассмотрели своеобразие и жанровые особенности лирики Ахматовой, Цветаевой, провели сравнительный анализ стихотворений и выявили схожие стихотворные элементы. Во второй части обратили внимание на средства выразительности речи в стихотворениях поэтесс.

Продуктами являются авторские стихотворения, созданные на основе сравнительного анализа лирических стихотворений Ахматовой и Цветаевой, а так же научная статья в электронном журнале «Образовательный Центр «Лучшее решение».

Результаты и выводы:

  1. Мир женской души- исповедь в максимальном ее воплощении. Такие разные по характеру, мировоззрению, но идущие к одной цели- во что бы то ни стало быть счастливыми. Такими мы видим лирических героинь Ахматовой и Цветаевой. Их откровения интимны, переживания, эмоции и чувства максимально обнажены.
  2. Проанализировав стихотворения, мы выявили, что общим звеном в понимании смысла жизни для простой земной женщины, по мнению Ахматовой и Цветаевой, является желание любить и быть любимой. Откровенность, искренность, взволнованность, эмоциональность и многие другие глубокие чувства занимают внимание читателя при знакомстве с женской душой героинь. Это и буйство чувств, ревность, кричащая стихийность, постоянное движение, полёт мысли, присущие лирической героине Цветаевой. Это ахматовское глубокое, могучее, неспешное обновление чувств в исповеди влюбленной женщины, несколько наивной, даже доверчивой, готовой подчиняться, прощать, понимать.
  3. Но что же роднит женские сердца в лирике поэтесс? Цветаева и Ахматова вторят друг другу, что жизнь без любви- «копейка ржавая», это смысл жизни, «пятое время года», когда душа расцветает, и жизнь наполняется новым обновляющим чувством. И пусть не всегда любовь приносит некую эйфорию, но каждое соприкосновение с ней одухотворяет человека, направляет его на осмысление своего внутреннего мира.
  4. Мир женской души- безграничная квинтэссенция чувств. А любовь как всеобъемлющее чувство- лишь одна из её граней, переступив которую, человек попадает в другое измерение, обитель.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector