0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тема поэта и поэзии что это

Тема поэта и поэзии

Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Н. А. Некрасов не исключение. Если у Кюхельбекера, Пушкина поэт — «пророк» находится над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, идет к людям «глаголом жечь сердца», то у Лермонтова пророк уже другой: он бежит от людей в пустыню. Видя их пороки, он не находит в себе сил для борьбы. Поэту Некрасова — это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали», его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно:

Его преследуют хулы:

Он ловит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья.

Со всех сторон его клянут,

И, только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он — ненавидя!

Но его позиция — это позиция поэта-гражданина, сына своей Родины:

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной.

Поэтическим манифестом поэта стало стихотворение «Поэт и гражданин» (1856), написанное в форме диалога поэта с читателем — гражданином, демократом по своим убеждениям, который предъявляет поэту требования от имени лучших людей страны — эти требования отвечают духу времени, духу самой жизни:

Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила,

Тому теперь не должно спать.

Проснись: громи пороки смело.

Не время в шахматы играть,

Не время песни распевать!

Будь гражданин! Служи искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Он, как свои, на теле носит

Все язвы родины своей.

И в поэзию XIX века входит Муза Некрасова — сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя.

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Муза — «печальная спутница печальных бедняков», «плачущая, скорбящая», «униженно просящая» за судьбу народа, прошла вместе с поэтом через всю его жизнь:

Чрез бездны темные Насилия и Зла,

Труда и Голода она меня вела —

Почувствовать свои страданья научила

И свету возвестить о них благословила.

В конце жизни поэт, обращаясь к своей Музе, говорит:

О Муза! наша песня спета.

Приди, закрой глаза поэта

На вечный сон небытия,

Сестра народа — и моя!

Поэт уверен, что его Муза не даст «порваться долго» «живому, кровному союзу» между ним «и честными сердцами» даже после его смерти. В стихотворении «Элегия» поэт размышляет о самых острых вопросах современности, о молодежи, о своей судьбе и судьбе народной. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Именно этой тревожной мыслью проникнуто все стихотворение. Но народ, о котором думает, пишет поэт, безмолвствует:

. Природа внемлет мне,

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Кому посвящены мечтания поэта —

Увы! не внемлет он — и не дает ответа.

Стихотворение «Элегия» — поэтическое завещание поэта-гражданина, выполнившего свой долг:

Тема поэта и поэзии в стихах русских авторов

Автор: Guru · 25.07.2017

В статье представлена небольшая подборка стихотворений, посвященных теме поэзии и судьбы поэта, и их краткий анализ. Данная подборка поможет выпускникам, сдающим ЕГЭ по литературе, при написании развернутого ответа в задании 16, где необходимо сопоставить приведенный отрывок из лирического текста с другими стихотворениями со схожей тематикой и процитировать их.

Некрасов «Блажен незлобивый поэт…»

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья…

Стихотворение Некрасова построено на антитезе. Первая часть посвящена поэтам, которые не затрагивают актуальные, злободневные темы, не использует в своем творчестве сатиру и, таким образом, находят большое количество почитателей своего творчества: «И современники ему при жизни памятник готовят…». Вторая же часть стихотворения отражает творческую жизнь поэта-бунтаря, того, кто пишет остро, искренне, не старается понравиться. Он остается честным с читателями и, прежде всего, с самим собой, а в своих произведениях показывает правду жизни без прикрас. Несмотря на то, что такой поэт не находит признания при жизни («И каждый звук его речей плодит ему врагов суровых»), Некрасов отмечает, что после его смерти великие произведения будут поняты и оценены даже теми, кто ранее их критиковал. Таким образом, автор стихотворения отражает следующую точку зрения: гениальным поэтом является тот человек, который не боится в стихотворениях выразить свою гражданскую позицию, не боится быть не понятым и не стремится к славе, и который видит смысл своей жизни в возможности говорить через свое творчество.

Маяковский «Необычайное приключение…»

Я буду солнце лить свое,
а ты – свое,
стихами.

Автор изображает диалог между поэтом и солнцем, тем самым как бы уподобляя человека, создающего стихотворения, светилу, проливающему свет на землю. Стихотворец так же, как и звезда, рассеивает тьму, но только делает это в душе каждого отдельного читателя. Важным является посыл Маяковского: необходимо много и упорно трудиться, и тогда приозведения могут стать для людей тем самым солнечным светом, согревающим и освещающим жизненный путь:

Светить всегда, светить везде,
до дней последних донца,
светить — и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой и солнца!

Твардовский «Вся суть в одном единственном завете…»

Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.

В большинстве своих стихотворений Твардовский призывает людей всегда быть честными, говорить только то, что думается. Он изображал современную ему жизнь и русского человека с открытой душой. Лирическое произведение «Вся суть в одном единственном завете…» не стало исключением, но здесь Твардовский обращает внимание на особое предназначение поэта. Единственной целью творчества для него является выражение мыслей и чувств через свои строки. Творец должен говорить открыто и напрямую, без лжи и фальши – это единственно возможное условие существования искусства. Произведение построено как монолог-декларация, то есть как провозглашение своей правды, которая для лирического героя является неоспоримой истиной.

Пушкин «Поэт»

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.

В представлении Пушкина, поэт – это создание возвышенное, небесное – именно таким его описывает Александр Сергеевич в своих произведениях. Поэтому в начале стихотворения отражена жизнь творца в обыденном мире, в котором нет места возвышенным идеям и мечтам. Он задыхается и чувствует себя никчемным, являясь частью этой рутинной и прозаичной жизни: «И меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Вторая же половина стихотворения посвящена самому моменту творчества, когда к поэту приходит муза и он становится не причастен к миру обычных людей. Автор подчеркивает, что творческий человек не может жить без вдохновения, только в присутствии него он становится по-настоящему свободным и счастливым, ему чужда привычная земная жизнь. И именно в момент создания своих произведений он может находиться наедине со своим искусством.

Бальмонт «Выше, выше»

Выше, выше, все за мной,
Насладитесь вышиной,
Попадитесь в сеть мою,
Я пою, пою, пою.

В стихотворении «Выше, выше» Бальмонт описал творческий процесс. Он изображает поэта как творца, создателя, который касается души каждого, кто читает его стихотворение: «Я коснулся душ чужих, точно струн, но струн моих». Ещё один образ, на который нас наталкивает метафоричность Бальмонта – это лирик как музыкант, который с помощью слов создаёт произведение, которое играет на струнах души человека. Стихотворение можно рассматривать также и как процесс чтения этого произведения: «Трепетаньем звонких крыл отуманил, опьянил». Ведь действительно, с каждой прочитанной строкой все больше погружаешься в художественный мир Бальмонта и сам неосознанно становишься его частью.

«Тема Поэта и Поэзии»

Тема: Поэт и поэзия. Предназначение поэта в литературе.

Цели : основываясь на анализе стихотворения «Пророк», показать новое понимание Пушкиным поэтического дара – служение, исполнение воли Бога.

Задачи: обучение анализу стихотворения;

формирование навыков сопоставительного анализа текстов, умения выделять ключевые слова, систематизировать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать информацию;

развитие монологической речи учащихся;

воспитание высоких человеческих идеалов.

этапы урока

деятельность учителя

деятельность обучающихся

1.Мотивация и создание проблемной ситуации

Читать еще:  Как музыка и поэзия казахов стали

показываю слайд с поэтами

— Что объединяет этих людей?

— Какая тема является общей в их творчестве?

Объединяет одна тема: Что значит настоящий поэт? Какова роль поэта в обществе?

Обратим внимание, что принадлежат они людям, жившим в разные столетия, разные эпохи.

О чём говорит этот факт? (тема поэта и поэзии была и остается актуальной)

Тема эта проходит через все творчество А. С. Пушкина: его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу» («Вестник Европы», 1814 г.), а одним из последних – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836 г.). В своем творчестве Александр Сергеевич выстроил концепцию о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества, о творческом процессе.

А представляете ли вы, догадываетесь ли, как творит Поэт? Поэзия Пушкина, личность и судьба его – прояснение тайны поэтического гения. Для Пушкина не было ничего выше Поэзии, Художества, разве что Любовь, Гармония, Красота – «мера всех вещей», единственное, что еще способно спасти человека и человечество: «Порой опять гармонией упьюсь, над вымыслом слезами обольюсь…» Предвестие обнадеживающего пророчества Достоевского «Красота спасет мир…» – пушкинский «…союз волшебных звуков, чувств и дум»! Н о как рождается «волшебство» звуков и слов, да и сам Поэт как творец «волшебства»?

— Как вы понимаете слово ПОЭТ?

кто такой пророк?

как связаны понятия поэт и пророк рассмотрим на примере стихотворения А. С. Пушкина «Пророк»

(читает Иннокентий Смоктуновский)

— Кто такой пророк?

высказывают предположения, доказывают, обобщают

называют ассоциации, крепим на доске ( вывести на слово пророк )

отвечают, приводят примеры

слушают стихотворение

сообщение о пророке Исайя

Исследовательская работа в группах

какой вывод сделать из 1 задания?

произведения соотносится с жизнью, с её ценностями.

Это стихотворение необычное, кажется, оно написано не словами, а огнём и кровью.

– Как встреча с серафимом изменяет героя? Проследите этапы преобразования героя. Что происходит со зрением, слухом?

Какую тайну узнал Пророк, чтобы нести ее людям?

«Пророк» не является просто поэтическим переложением VI Книги. Для Пушкина важно, прежде всего, самое понимание высокой миссии пророка, возможность сказать о назначении поэта. Используя библейские образы, с удивительным мастерством передавая библейский стиль, поэт изображает прозрение пророка, рождение вдохновения, свойственного пророкам и поэтам.

1. Обмен информацией.

Вывод Что необходимо, чтобы поэт стал пророком?

Как Пушкин определил задачи поэта, назначение поэзии?

(особая миссия поэта в обществе, сходная с ролью библейских пророков: нести людям высшую божественную истину, «глаголом жечь сердца людей», т.е. словом зарождать мысли, сомнения, вызывать чув-ва в сердцах людей).

— Как вы думаете, для чего нужны Пушкину в стих-ии библейские образы и использование высокой книжной лексики?

(Для характеристики высокого назначения поэта и поэзии)

Фразой «глаголом жечь сердца людей» Пушкин определил и свое собственное поведение и роль в общественной жизни эпохи.

обмен информацией

делают выводы по этапам работы

3. Связывание информации,

4. Применение новых знаний

5. Подведение итогов: рефлексия

Объединяет одна тема: Что значит настоящий поэт? Какова роль поэта в обществе?

Обратим внимание, что принадлежат они людям, жившим в разные столетия, разные эпохи. О чём говорит этот факт? (тема поэта и поэзии была и остается актуальной)

Тема поэта и поэзии проходит также и через всё творчество А. С. Пушкина. « К другу стихотворцу» — его первое опубликованное произведение этой темы. Оно было напечатано в журнале « Вестник Европы» в 1814 году. А одно из последних – « Я памятник себе воздвиг нерукотворный» — было написано поэтом в 1836 году.

Как вы понимаете слово поэт? (составить ассоциативный ряд)

Певец истолкователь воли Бога

Как раскрывается тема поэта и его предназначения рассмотрим на примере стихотворения «Пророк» А. С. Пушкина (прослушать аудиозапись)

Задание о том, кто такой пророк – подготовить.

3. Исследование ( в группах).

Задание 1 группа.

1. Прочитайте историю создания стихотворения «Пророк»

2. Какова история написания стихотворения «Пророк» Представьте ответ в виде схемы.

Темы пророчества касались в своём творчестве многие поэты. Пушкин не первый, он продолжил традиции Ломоносова, Державина, поэтов-декабристов. Как и они, Александр Пушкин всегда задумывался о своём поэтическом даре и поэтическом призвании. Итогом всех его размышлений стало стихотворение» Пророк».

С августа 1824 года поэт живёт в Михайловском, имении Пушкиных в Псковской губернии, куда он был сослан Александром 1.Пушкин, начиная с 1825 года, неоднократно подает прошения о смягчении приговора, даже болезнь не дает права вернуться в Петербург. Александр 1 неумолим.

События последнего, 1925 года, были ужасными. Во-первых, известие о казни друзей. «Он прочёл приговор в «Северной пчеле»: «Приговор Верховного Уголовного Суда, состоявшийся 11-го сего месяца о пятерых государственных преступниках, коих оным решено повесить, исполнен сего июля 13-го дня поутру в 5-м часу, всенародно, на валу кронверка Санкт-Петербургской крепости». Лист выпал из рук. Он большими шагами ходил от угла к углу, как зверь, которого захлопнули в клетке. Рылеев, Пестель, Муравьёв-Апостол, Каховский, Бестужев-Рюмин: всех пятерых он знавал! Утром после бессонной ночи он сидел над тетрадью и упорно чертил один за другим профили, профили… И под пером возникала виселица и фигуры пятерых повешенных. Перо его было немо. В голове возникала всего лишь одна короткая строчка: «И я бы мог…». Он вспоминал, как накануне экзекуции ему приснилось, будто у него выпало 5 зубов.

А каторга 120 друзей, братьев, товарищей?! Он вспомнил про своё прошение к императору, написанное 11 мая, про свой ответ Вяземскому, который упрекал его в холодности тона: «Ты находишь письмо моё холодным и сухим. Иначе и быть невозможно. Благо написано. Теперь у меня перо не повернулось бы». И, презрев осторожность, отправил его по почте, не дождавшись оказии.

Но подо всеми этими событиями оставалось и личное. Он думал: если остался в живых, это обязывает. Что же может, однако, сделать поэт? Нужен был ответ на этот важный вопрос. Так рождались строки, закалённые огнём души, болевшей последние дни. Эти наброски носил он с собой в бумажнике. Он был готов вручить их царю. Он был убеждён, что увезут его прямо в Сибирь. Поэтому окончание «Пророка» было вполне понятно:

Восстань, восстань, пророк России,

В позорны ризы облекись,

И с вервием вкруг смиренной выи

Поэт зашифровывал своё отношение к царю в буквах «У.Г.» — убийца гнусный.

В сентябре 1826 года он получает возможность приехать в Москву. Но как это происходило? По приказу Николая 1 А.С.Пушкина в срочном порядке в сопровождении конвойного офицера привозят в Москву. По дороге он пишет стихотворение, воплощая ранее невысказанные мысли в поэтических строках.

Известны такие воспоминания о встрече с императором:

— Что сделали бы вы, если бы 14 декабря были в Петербурге? – спросил государь.

— Встал бы в ряды мятежников, — ответил поэт.

Надо отметить, что судьба хранила это стихотворение. Современники вспоминают, что текст его был потерян на лестнице кремлёвского дворца. Пушкин даже хотел вручить его императору, но не нашёл среди бумаг. Выходя из дворца, он заметил на ступеньке лоскут бумажки, поднял и узнал в нем свои стихи. Не удивительно ли, что по милости цензуры (а цензором, кстати, был царь) оно вышло в печати.

По материалам: В.Вересаев «Пушкин в жизни»,

Задание 2 группа

2. Прочитайте стихотворение, определите тему и жанр этого стихотворения и аргументируйте свой выбор.

(Притча – небольшой рассказ нравоучительного характера, содержит поучение в иносказательной, аллегорической форме.

Легенда – народное предание о выдающемся событии или поступке человека. Но библейская легенда – это лишь художественный приём, за аллегорией и символикой отчётливо проступают мысли Пушкина о высоком назначении поэта и поэзии.)

3. Разделите стихотворение на части, составьте план. Ответьте на вопросы: как развивается тема в стихотворении, через какие образы.

В чём особенности композиции текста? Каковы его смысловые части?
Обратите внимание на то, как начинается и как завершается стихотворение «Пророк». В чем смысл концовки?

А) Духовная жажда — человек не находит на земле справедливости, ему тяжело в атмосфере бездуховности («В пустыне мрачной»).

Ангел появляется в трудную, жизненно важную минуту («На перепутье»);

Б) Преображение человекаглаза после прикосновения к ним ангела могут не просто смотреть, но видеть: это мудрое зрение невидимого. Слух тоже преобразился: теперь человек не только слушает, он слышит весь мир: небо, даже полёт горних ангелов (как это можно услышать?), и движение на дне морском, и даже рост лозы (как живёт растение). Это особое состояние вдохновения, когда человек чувствует сердцем, что мир вокруг звучит, раскрывает свои тайны. «Поэт есть ответ, — пишет Марина Цветаева в своей статье «Искусство при свете совести». – Глубочайшая и быстрейшая, как электрическим током пронзённость всего существа данным явлением и одновременный, почти что преждевременный на него ответ». Вместо «празднословного и лукавого» языка поэт наделён «жалом мудрыя змеи», т.е. способностью любить и видеть истину. Вместо сердца – «угль, пылающий огнём» — сердце, в котором совесть пробудилась.

Читать еще:  В чем же наконец существо русской поэзии

Е) Призыв к служению (полному послушанию) — призыв Бога к поэту, который должен исполнять Его волю:

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Почему на перепутье??

Как композиционно можно разделит это стихотворение? На сколько частей?

( 1. Встреча с Серафимом, 2. Превращение в пророка, 3. «Бога глас ко мне воззвал» (воля Бога))

Задание 3 группа

??какой библейский мотив звучит в стихотворении.

Определите основную тональность стихотворения. Какими способами она создаётся

Что общего в тональности стихотворения с одами М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина? Обоснуйте свой ответ.
примеры произведений

Библейские параллели в интерпретации темы творчества
и особенности языка стихотворения «Пророк».
Групповая практическая работа.

Найдите в стихотворении библейские образы. Каков их аллегорический смысл?
*Найдите в адаптированном библейском тексте цитаты, созвучные пушкинским образам, и заполните таблицы по образцу:

ТАБЛИЦА
Цитаты, созвучные пушкинским образам (стихотворение «Пророк»)

Пушкинский образ

Библейская цитата

Проанализируйте лексику стихотворения.
Какой смысл имеет обилие глаголов в повелительном наклонении в последних стихах?

Какой характер придаёт тексту множество архаизмов и старославянизмов? Дайте к ним комментарии и подберите синонимы из современного языка:

ТАБЛИЦА
Анализ лексики стихотворения «Пророк»

Пушкинская лексика

Синонимы в современном языке

Проанализируйте синтаксические особенности стихотворения.

Какова их смысловая роль?
Какой смысл имеет многократная повторяемость союза и?

Найдите примеры инверсий и восстановите в них прямой порядок слов:

ТАБЛИЦА
Синтаксические особенности стихотворения «Пророк»

Пушкинские цитаты

Прямой порядок слов

Какова роль инверсивных конструкций в стихотворении?

Итоговый вопрос: В чём новаторство А. С. Пушкина в стихотворении «Пророк»?

4. Обмен информацией.

Вывод Что необходимо, чтобы поэт стал пророком?

Как Пушкин определил задачи поэта, назначение поэзии?

(особая миссия поэта в обществе, сходная с ролью библейских пророков: нести людям высшую божественную истину, «глаголом жечь сердца людей», т.е. словом зарождать мысли, сомнения, вызывать чув-ва в сердцах людей).

— Как вы думаете, для чего нужны Пушкину в стих-ии библейские образы и использование высокой книжной лексики?

(Для характеристики высокого назначения поэта и поэзии)

Фразой «глаголом жечь сердца людей» Пушкин определил и свое собственное поведение и роль в общественной жизни эпохи.

??вывод по этому стихотворению в тетрадь : «Пророк» — поэтическая декларация Пушкина, определяющая принципиальное для него положение об особой миссии поэта в обществе, сходной с ролью библейских пророков: нести людям высшую божественную истину, «глаголом жечь сердца людей».

5. Организация информации.

Работа с произведениями современных поэтов

Примерное содержание выступлений групп (сообщения учащихся, чтение стихотворений или от отрывков из них)

Вопросы для обсуждения

1. Как определяются поэтами ХХ века ключевые понятия: «поэт» и «поэзия»? (Каковы эти образы, с кем или с чем сравниваются они?)

2. Как раскрывается проблема взаимоотношения поэта и общества («толпы», народа, власти)?

3. В чем, по их мнению, предназначение поэзии, какова её роль в жизни общества?

4. Каково отношение поэтов к самому процессу творчества? При каких условиях и как он происходит?)

Сделаем вывод: Каковы место и роль поэзии в современном мире? Совпадает ли восприятие о предназначении поэта и поэзии современных авторов с Пушкинеым?

6. Связывание информации,

7. Подведение итогов: рефлексия.

8. Применение новых знаний.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Тема поэта и поэзии

Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Н. А. Некрасов не исключение. Если у Кюхельбекера, Пушкина поэт — «пророк» находится над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, идет к людям «глаголом жечь сердца», то у Лермонтова пророк уже другой: он бежит от людей в пустыню. Видя их пороки, он не находит в себе сил для борьбы. Поэту Некрасова — это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали», его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно:

Его преследуют хулы:

Он ловит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья.

Со всех сторон его клянут,

И, только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он — ненавидя!

Но его позиция — это позиция поэта-гражданина, сына своей Родины:

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной.

Поэтическим манифестом поэта стало стихотворение «Поэт и гражданин» (1856), написанное в форме диалога поэта с читателем — гражданином, демократом по своим убеждениям, который предъявляет поэту требования от имени лучших людей страны — эти требования отвечают духу времени, духу самой жизни:

Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила,

Тому теперь не должно спать.

Проснись: громи пороки смело.

Не время в шахматы играть,

Не время песни распевать!

Будь гражданин! Служи искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Он, как свои, на теле носит

Все язвы родины своей.

И в поэзию XIX века входит Муза Некрасова — сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя.

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Муза — «печальная спутница печальных бедняков», «плачущая, скорбящая», «униженно просящая» за судьбу народа, прошла вместе с поэтом через всю его жизнь:

Чрез бездны темные Насилия и Зла,

Труда и Голода она меня вела —

Почувствовать свои страданья научила

И свету возвестить о них благословила.

В конце жизни поэт, обращаясь к своей Музе, говорит:

О Муза! наша песня спета.

Приди, закрой глаза поэта

На вечный сон небытия,

Сестра народа — и моя!

Поэт уверен, что его Муза не даст «порваться долго» «живому, кровному союзу» между ним «и честными сердцами» даже после его смерти. В стихотворении «Элегия» поэт размышляет о самых острых вопросах современности, о молодежи, о своей судьбе и судьбе народной. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Именно этой тревожной мыслью проникнуто все стихотворение. Но народ, о котором думает, пишет поэт, безмолвствует:

. Природа внемлет мне,

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Кому посвящены мечтания поэта —

Увы! не внемлет он — и не дает ответа.

Стихотворение «Элегия» — поэтическое завещание поэта-гражданина, выполнившего свой долг:

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова занимает не последнее место. Надо заметить, что с юных лет кумиром Лермонтова был Пушкин. В своих произведениях Михаил Юрьевич словно разговаривал с Пушкиным, и даже спорил с ним. Перекличка некоторых пушкинских произведений с лермонтовскими воспринималась некоторыми критиками как подражательство. Но это не было подражательством. Это был односторонний диалог одного поэта с другим. Лермонтов мечтал познакомиться с Пушкиным. Но хотел прийти к нему не с пустыми руками, а показать произведение, достойное пера самого Пушкина. Лермонтов был самокритичен к себе, и знакомство так и не состоялось.
Существует далеко не безосновательное мнение, что стихотворение «О, полно извинять разврат!» адресовано Пушкину.

Это стихотворение написано в шестнадцатилетнем возрасте, когда Лермонтов был подвержен юношескому максимализму. Он говорит Пушкину, что услышал и понял его.
В своем стихотворении «Пророк», Пушкин предопределяет роль поэта в обществе. Лермонтов, продолжая эту тему, показывает, что ждет поэта-пророка в современном ему обществе. Михаил Юрьевич говорит, что человек, который несет людям правду и проповедует идеалы любви и добра, обречен на одиночество. Темой одиночества пронизана вся лирика Лермонтова, о чем бы он ни писал.
В стихотворении «Поэт», написанном в 1838 году Лермонтов сравнивает поэзию с кинжалом. Кинжал блистает, он острый пока он в деле. И его ценят, пока он в деле. Но вот его повесили на стену, и он превратился в сувенир, в игрушку, бесславную и безвредную. Это произведение перекликается с пушкинским произведением, в котором Пушкин говорит о том, что поэту вредит состояние покоя. Когда «молчит его святая лира», поэт «быть может, всех ничтожней».
Лермонтов пишет:

Читать еще:  Что такое античная поэзия

В этих строках Лермонтова звучит упрек в адрес современной ему поэзии. Он мечтает возродить те времена, когда

В этом произведении Лермонтов продолжает тему пророка, начатую Пушкиным, и продолженную им в стихотворении, о котором мы говорили выше. В последних строфах он объединяет сравнение поэта с кинжалом и с пророком, сравнивая остроту слова с остротой оружия:

Стихотворение «Не верь себе», написанное в 1839 – это итог собственного поэтического творчества. Лермонтов чувствует себя непонятым толпой. Это произведение звучит как напутствие молодым поэтам, как предупреждение быть готовым к тому, что общество окажется равнодушным к чувствам поэта, глухим к его призывам. Не исключено, что к таким выводам Лермонтов пришел после гибели Пушкина, и глядя на отношение общества к собственным стихам. Ложку дегтя ему добавляли критики, в числе которых были далеко не доброжелательные.
Есть ли место в лирике Лермонтова его гражданской позиции? Есть. Она выражена в стихотворении «На смерть поэта». Лермонтов был глубоко возмущен гибелью Пушкина, перед которым преклонялся и которого боготворил.
Лермонтов не был ни бунтарем, ни революционером. И, наверное, никогда бы не стал им. Он не выступает против царизма, как общественного строя, не осуждает крепостничества. Император Николай I напрасно боялся Лермонтова. У страха глаза велики. В стихотворении «На смерть поэта» он осуждает светское общество, и вызов бросает той дворянской элите, которая принимала участие в травле Пушкина. Михаил Юрьевич верит, что те люди, кто повинен в гибели великого поэта, когда-нибудь ответят перед Божьим судом.
Стихотворение «Журналист, читатель и писатель» написано Лермонтовым в марте 1840 года, и в этом же году было опубликовано. Это произведение звучит как подведение итога литературного творчества поэта. Лермонтов, выступая в роли писателя, чувствует себя опустошенным. Писать уже не о чем:

Устами читателя Лермонтов бросает упрек литературным критикам, журналистам. Публицистика, как таковая, еще не оформилась, и все журналисты кормились тем, что критиковали литераторов, писателей. Не все писатели могли выдержать нападки журналистов. Лермонтов страдал повышенной мнительностью, был самокритичен к себе. Он не сразу решился печататься. Первые его произведения печатали его друзья, как говорится, за его спиной.
Лермонтов устами писателя признается, что он хорошо знает свет, его тайны, пороки, И даже если он пишет об этом, потому что строки сами рвутся на бумагу, то этим он топит свой камин.

В этом стихотворении Лермонтов с горечью говорит об упадке русской литературы: нет умных тонких поэтов и писателей, которых бы хотелось читать, нет в достаточной степени образованных критиков. Да и читатель стал невзыскательным.

Лермонтов часто сравнивает литературное творчество с пророчеством. Он осознает, что писатель, литератор не просто должен идти за толпой, показывая, какое оно. Литератор должен идти впереди толпы, вести ее за собой, вскрывая общественные пороки, писатель должен показывать, каким должно быть общество, свет, люди вообще.

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина

Тема роли поэта в обществе всегда волновала Пушкина. Об этом он начал задумываться, когда писал стихотворение «К другу стихотворцу». Свое место в поэзии он определил стихотворениями «Пророк», «Памятник», говорит об этом и в других его произведениях.

Стихотворение «К другу-стихотворцу» Пушкин написал во время обучения в лицее. Еще тогда, в юношеские годы он задумался о роли поэзии. Немалое влияние на его размышления оказали и лекции профессора Куницына.

Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов.
Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас

Первое, на что обращает внимание юный поэт, это на образование, на то, что поэзия должна питать здравый ум и учить. Пушкин говорит о том, что поэзия – это не всегда слава и деньги. Называет известных литераторов, которые умерли в нищете, потому что не умели ни перед кем прогибаться и придерживались своих идей, своих истин.

Пушкин много времени проводил в архивах, изучая исторические документы. Своими произведениями, пусть не всегда написанными в стиле реализма, он стремился знакомить своих читателей, русское общество с родной историей, и таким образом, питать здравый ум и учить.

Стихотворение, «К Н. Я. Плюсковой», написанное 1819 году и опубликованное Пушкиным в «Соревнователе просвещения и благотворения» могло насторожить царских небожителей, потому что поэт откровенно признается, что он не стал и не станет придворным поэтом. Единственное чему он готов служить и воспевать – Это Свобода.

Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
Стыдливой Музою моей.

Правда, он признается, что воспевал императрицу Елизавету, дочь Петра I. Но это из искренних побуждений, и зная любовь простого народа к императрице. Потому что

…неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.

В этом стихотворении ясно определяется гражданская позиция двадцатилетнего Пушкина, которая становится для него превалирующей на оставшиеся годы. Стоит отметить, что на этой почве и был его конфликт с императором Николаем I, который стремился приручить Пушкина. Он мечтал иметь собственного придворного поэта, а Пушкин стремился к свободе творчества. Многие считали, что из этого конфликта и проистекает личная императорская цензура, назначение Пушкина дворцовым камер-юнкером, и последовавшая в 30-е годы травля поэта. Хотя, с другой стороны, всем известно, что несмотря на гениальность, характер у Александра Сергеевича был не сахар и он частенько напрасно оскорблял и унижал других людей.

Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» написано в форме диалога между поэтом и книгопродавцом в 1824 году. Поэт становится старше, и постепенно его взгляды меняются. И дело не в том, что он становится алчным, просто в отличие от 14-летнего Пушкина настала пора, когда ему приходится заботиться не только о духовной пище, но и о хлебе насущном. Поэтому он соглашается с продавцом, когда тот говорит

Что Слава? — Яркая заплата
На ветхом рубище певца.
Нам нужно злата, злата, злата:
Копите злато до конца!

Поэзия должна учить читателей приносить духовное наслаждение, но самого поэта она должна кормить, независимо от гражданских позиций и мировоззрений.

В 1826 году Пушкин ощутил в себе пророка. Стихотворение «Пророк» было выстрадано в нравственных муках, долгих размышлениях. Пушкин понял, что он должен жечь сердца людей глаголом. Принято считать, что этим стихотворением Пушкин говорит, о призывах к борьбе за свободу. Но

…бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Бог, как известно, никогда не призывал к борьбе с власть предержащими. Иисус учил непротивлению злу насилием. Можно ли понимать последние строки Пушкина, как то, что он намерен призывать человека к нравственному самосовершенствованию, терпению и исполнению Божьих заповедей? Надо, полагать, что – да. Об этом говорят нам многие его произведения, особенно относящиеся поздней философской лирике.

Пушкин – дитя своей эпохи. А в первой половине XIX века дворяне считали, народ чем-то вроде детей, не способных на волеизъявление. Делать политику в государстве, свергать царей и освобождать от крепостничества народ должны были сами дворяне. Кстати, сам Александр Сергеевич не торопился освобождать своих крестьян. Стихотворением «Поэт и толпа» Пушкин показал свое отношение к народу. Оно выражено в словах черни, обращенных к поэту

Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.

Пушкин любил русский народ, но в словах поэта в стихотворении он демонстрирует отношение других поэтов к народу, не свое.

Стихотворением «Поэту» Пушкин демонстрирует свое отношение к критике, к свободе творчества, которую он очень высоко ценил. Это произведение перекликается с «Памятником», написанным за полгода до гибели.

Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит

Стихотворением «Памятник» Пушкин как бы подводит итог своему творчеству. Он говорит о том,

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

А последняя строфа – это завещание нынешним и будущим поэтам:

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.

Подводя итог, можно сказать, что Пушкин видел назначение поэзии в том, чтобы учить своего читателя видеть прекрасное в жизни и природе, учить любви к родному краю и родной истории. Свободу он видел в личностной свободе, то есть в возможности творить, не зависимо ни от кого, иметь возможность передвигаться по миру в зависимости от своих желаний и возможностей. В своем творчестве поэт должен как можно равнодушнее относиться к критике. Самый высокий критик – это он сам, творец своих произведений.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector