4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тихая поэзия что означает

ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧЕНИЕ «ТИХОЙ ПОЭЗИИ».

«u0422u0438u0445u0430u044f u043fu043eu044du0437u0438u044f» — u044du0442u043e u043du0430u043fu0440u0430u0432u043bu0435u043du0438u0435 u0432 u0440u0443u0441u0441u043au043eu0439 u043fu043eu044du0437u0438u0438 50-u0445 u2014 70-u0445 u0433u043eu0434u043eu0432; u0432 u0446u0435u043du0442u0440u0435 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0439 u043fu043eu044du0442u043eu0432 u2014 u0432u043du0438u043cu0430u043du0438u0435 u043a u0434u0435u0440u0435u0432u043du0435, u0440u043eu0434u043du043eu0439 u0437u0435u043cu043bu0435, u0442u0440u0430u0434u0438u0446u0438u043eu043du043du044bu043c u0446u0435u043du043du043eu0441u0442u044fu043c.

u041du0430u0432u0435u0440u043du043e u0441u0430u043cu044bu0439 u0438u0437u0432u0435u0441u0442u043du044bu0439 u043fu043eu044du0442, u0442u0430u043a u043du0430u0437u044bu0432u0430u0435u043cu043eu0439 «u0442u0438u0445u043eu0439 u043fu043eu044du0437u0438u0438» u044du0442u043e u041du0438u043au043eu043bu0430u0439 u0420u0443u0431u0446u043eu0432: «u0417u0432u0435u0437u0434u0430 u043fu043eu043bu0435u0439», «u0420u043eu0441u0441u0438u044f, u0420u0443u0441u044c! u0425u0440u0430u043du0438 u0441u0435u0431u044f, u0445u0440u0430u043du0438», «u0422u0438u0445u0430u044f u043cu043eu044f u0420u043eu0434u0438u043du0430» u0438 u0442.u0434. u0422u0430u043a u0436u0435 u044fu0440u043au0438u043cu0438 u043fu0440u0435u0434u0441u0442u0430u0432u0438u0442u0435u043bu044fu043cu0438 u0431u044bu043bu0438 u0412u043bu0430u0434u0438u043cu0438u0440 u0421u043eu043au043eu043bu043eu0432, u041du0438u043au043eu043bu0430u0439 u0422u0440u044fu043fu043au0438u043d, u0410u043du0430u0442u043eu043bu0438u0439 u0416u0438u0433u0443u043bu0438u043d. «>]» data-test=»answer-box-list»>

Ответ:

«Тихая поэзия» — это направление в русской поэзии 50-х — 70-х годов; в центре произведений поэтов — внимание к деревне, родной земле, традиционным ценностям.

Объяснение:

Наверно самый известный поэт, так называемой «тихой поэзии» это Николай Рубцов: «Звезда полей», «Россия, Русь! Храни себя, храни», «Тихая моя Родина» и т.д. Так же яркими представителями были Владимир Соколов, Николай Тряпкин, Анатолий Жигулин.

Тихая поэзия что означает

  • Поурочные планы
  • Календарные планы
  • Учебники
  • Объявления
    • Добавить объявление
  • Пособия

Конец 60 годов принес с собой осознание законченности большого этапа в движении литературы. «Уходит пора эстрады в поэзии, приходит обретение традиции»,— писал критик С. Рас­садин. К началу 70 годов поэтический бум первых «отгепельных» лет себя исчерпал. «Громким» лирикам стали противопоставлять «тихих», поэтов с поздней или запоздалой известностью. На рубеже 60—70 годов эта поэзия как бы достигла предела орга­нической простоты. Во второй половине 70-х идет освоение сложности бытия, расширяются и обогащаются художественные приемы. Соответственно, «тихих» поэтов деляг на «органических» (Н. Рубцов, А. Прасолов) и «неорганических», книжных (А. Тар­ковский, Д. Самойлов, Ю. Мориц, А. Кушнер). Поэзия становится все более личностной, фрагментарной (характерный пример — стихи Ю. Кузнецова с его «поэзией хаоса», бесформенностью формы). В ней проявляется философское, притчевое начало (А. Межиров. Б. Слуцкий, О. Чухонцев, И. Шкляревский). На первый план выносится проблема традиции. Предметом поэзии нередко становится прошлое. Причем прошлое не противо­поставляется настоящему, что было свойственно «эстрадной» поэзии 50—60 годов, главное — поиски начал, связующих времена. Стремление к гармонии — вот наиболее характерная черта поэтических произведений тех лет.

Рубцов Николай Михайлович (1936—1971). Предки Рубцова были крестьянами, оказавшимися во время коллективизации в Вологде. Гонимые нуждой, они поселились в поселке Елецк Архангельской области, где и родился поэт. Рубцов рано потерял родителей, воспитывался в детских домах. Работал кочегаром рыболовецкого судна, позже — рабочим на Кировском заводе в Ленинграде, служил на флоте. В1969 г. окончил Литинститут им. М.Горького. Первые стихи Рубцов опубликовал в 1962 году. В это время он создает такие поэтические шедевры, как «Тихая моя родина», «Звезда полей», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны» и др. При жизни он выпустил 4 книги стихов: «Лирика» (1965), «Звезда полей»( 1967), «Душа хранит» (1969) и «Сосен шум» (1970).

В 60 годы начались споры о «деревенской» и «городской» поэзии, о лирике «тихой» и «эстрадной». Рубцов, с его негромким поэтическим голосом и проникновенными одухотворенными пейзажами, безусловно, был «тихим» лириком. Сам ритм его стиха всегда приглушен, размыт, льется тихо и плавно: «Высокий дуб. Глубокая вода./ Спокойные кругом ложатся тени. / И тихо так, как будто никогда / Природа здесь не знала потрясений» («Ночь на родине»). Рубцов совсем не употребляет ярких красок, он работает легкой светописью, создавая зыблющиеся, прозрач­ные, импрессионистичные тексты, созвучные русскому Северу: «Кругом шумит холодная вода,/ И все кругом расплывчато и мглисто./Незримый ветер, словно в невода, /Со всех сторон затя­гивает листья». («А между прочим. »). Творческая манера Руб­цова сформировалась, с одной стороны, под влиянием Ф. Тютчева, Н. Некрасова, А. Фета, С. Есенина, Д. Кедрина. С другой стороны, основные образы в его стихах (мать, отец, дом, дорога, река, небо, солнце) совпадают с народной поэзией, восходят к мифоло­гическим архетипам, что позволяет говорить о некой «вневре- менности» его поэзии.

‘Судьба Рубцова сложилась так, что он, сирота, почти всю жизнь, не имея своего угла, скитался по стране, от села к селу, просясь на ночлег, а то и располагаясь в стоге сена где-нибудь в поле под звездами. Поэтому он всегда был как бы рядом с Богом. Божье имя, при всей тяжести жизни, он ни разу не произнес всуе. Но в его поэзии присутствует почта литургическое начало. Он одним из первых ощутил апокалиптачность эпохи, почувствовал возможный предел всему. Вот почему в своих стихах он так упорно искал островки неисчезнувшей тишины и находил их в забро­шенных деревнях: «Прощальной дымкой повиты /Старушки избы над рекой. / Незабываемые виды!/ Незабываемый покой!» («В светлой обители. »). Он славил и воспевал последние минуты тихого человеческого счастья у некой грозной черты — накануне, возможно, гибели всех людей: от войны ли, от мора, от вселенской катастрофы. Его боль была всемирной, онтологической, еще и потому, что сам он был «подранком» своего нелегкого времени. Но Рубцов неизменно противопоставлял этому трагическому ощу­щению свою мужественность и мужественность русского народа.

Рубцовская деревня — это широкое понятие, она — Родина- мать. Способность соединять светлое и трагическое проявилась и в цветовых решениях поэта: в соединении белого и черного цветов в стихотворении «Ночь на родине», в прозрачной просветленности его лучших стихотворений «В горнице», «У размытой дороги» и др.:

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды.

Красные цветы мои В садике завяли все.

Лодка на речной мели Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей Ивы кружевная тень,

Завтра у меня под ней Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,

Думать о своей судьбе,

Буду до ночной звезды Лодку мастерить себе.

Николай Рубцов трагически погиб в Вологде, где жил и работал в последние годы. На современную поэзию продолжает влиять модель его мироощущения и миропонимания, в том числе и исторического пути России.

Тарковский Арсений Александрович (1907—1989). Родился в семье народовольца в Елизаветграде. Окончил Высшие лите­ратурные государственные курсы при Союзе поэтов в Москве. В1944 году, признанный негодным к воинской службе, много раз обращался с просьбами в военкомат об отправке его на фронт. Работал корреспондентом газеты «Боевая тревога», участвовал в боевых действиях, получил звание гвардии капитана.

Первые стихи Тарковский опубликовал в 1926 г. в студенчес­ком сборнике. С1932 г. он много переводит из восточной поэзии. В1945 г. выходит его книга «Стихотворения разных лет», матрицы которой после постановления ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) были уничтожены. До второй половины 50 годов Тарковский практически не публиковался, зарабатывая на жизнь переводами. Как оригинальный поэт он стал известен читателю только с начала 60 годов.

Новые культурные тенденции (начиная с 30 годов) не повлияли на его поэзию. Поэтическая манера Тарковского фор­мировалась в 20 годы под влиянием Тютчева, Фета и постак­меизма. В своем последующем творчестве Тарковский так и остался верен выработанной в юности поэтике. Его можно назвать одним из последних поэтов Серебряного века.

Я ветвь меньшая от ствола России,

Я плоть ее, и до листвы моей Доходят жилы, влажные

Льняные, кровяные, костяные,

Прямое продолжение корней.

Есть высоты властительная тяга,

И потому бессмертен я, пока Течет по жилам — боль моя и Благо —

Читать еще:  Что поэзия пустяк шутка

Ключей подземных ледяная Влага,

Все эР и эЛь святого языка.

Его книги «Перед снегом» (1962) и «Земле — земное» (1966) стали большим литературным событием, а вошедшие туда стихи четырех предшествующих десятилетий — явлением современ­ности. Как новаторские были восприняты сборники «Вестник» (1969) и «Зимний день» (1989).

Лейтмотив стихотворений Тарковского — всеобщее единство бытия. Самое интересное в мире — природа. Человек читает «книгу травы», насекомые становятся для него таинственными знаками, которые необходимо разгадать. Природа для Тарков­ского разумна и мудра. Неразумен, как младенец, человек, кото­рый хочет уничтожить «белое небо и черную землю» («Преду­преждение»). Только человек, просвещенный и просветленный природой, «летит вниз головой» в ее «омут царственный» и «смер­ти не боится», потому что он причастен великой «поруке круговой» всего сущего.

Однако Тарковский не поэт натурфилософского склада типа Н. Заболоцкого. При всей тяге к земле, к ее первобытной очис­тительной силе Тарковский не растворяется в просторах и глуби­нах природы. Поэт читает «звездный каталог», всматриваясь в «архитектуру ночи», провозглашает самым ценным «корневую подземную часть», утверждает, что «Всего дороже в мире / Звез­ды, птицы и трава». Но в общем контексте ясно, что слово все- таки ему еще дороже, «рифмы влажное биение» не уступает природному величию. «Державу природы/ Я должен рассечь / На песню и воды, / На сушу и речь. // И, хлеба земного / Отведав, пройти / В свечении слова / К началу пути/» («И я ниоткуда. »).

События общественной жизни страны почти не отражены в поэзии Тарковского. Исключение составляют только стихи, написанные во время Великой Отечественной войны («Проводы», «Хорошо мне в теплушке», «Вы нашей земли. »). Но и в этих произведениях война рассматривается не как явление социаль­ного характера, а как трагедия метафизическая: либо всеобщая («Проводы»), либо частная — трагедия личности, втянутой в смертельный огненный вихрь.

Образность его поэзии близка глубокой и тонкой символике русского фольклора. Многие произведения лексически, син­таксически, интонационно связаны с миром устного народного творчества («Иванова ива» и др.). Часто поэт прибегает к повто­рам, сближающим его стихи с народной песней. Важное место в его творчестве имеет также тема детства («Кухарка жирная у скаред. »).

Стихи Тарковского обеспечивают преемственность между эпохой Серебряного века и нынешним временем. Арсений Тар­ковский — отец выдающегося кинорежиссера Андрея Тарков­ского. В фильме «Зеркало» звучат стихи его отца, становясь неотъемлемой частью содержания этой картины.

Лекция на тему: «Тихая лирика» и поэзия Н. Рубцова»

85-летию со дня рождения Н. М. Рубцова (1936-1971)

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА, ПОЛУЧИВШИЕ ПРИЗНАНИЕ СОВРЕМЕННИКОВ

«Тихая лирика» и поэзия Н.Рубцова

Рис.5.72. В.Кожинов. Портрет Н.Рубцова

Понятие «Тихая лирика»

Значительным явлением в литературе 1970-х стало такое направление, а точнее тенденция в литературе, которая получила название “тихой лирики”. “Тихая лирика” возникает в литературе во второй половине 1960-х годов, в противовес “громкой”, “эстрадной” поэзии шестидесятников. После 1964 года стал очевидным кризис “оттепели”, с этим кризисом и связано появление так называемой “тихой поэзии”.

“Тихая лирика” — это Н.Рубцов, В.Соколов, А.Жигулин, А.Прасолов, Н.Тряпкин, А.Передреев, С.Дрофенко. Их сближает прежде всего система нравственных и эстетических ценностей. Публицистичности шестидесятников они противопоставили элегичность, мечтам о социальном обновлении общества — идеи возвращения к истокам народной культуры, к нравственно-религиозному обновлению. Традиции Маяковского они предпочли традицию Есенина. “Тихие лирики” образам прогресса, новизны, западничества противопоставляли тридиционные эмблемы Руси, легендарные и былинные образы, церковные, христианские атрибуты. Вместо экспериментов в области поэтики, ритмики они предпочитали простой традиционный стих.

Сам по себе такой поворот свидетельствовал о глубоком разочаровании в тех надеждах, которые были заявлены “оттепелью”. С другой стороны, идеалы и эмоциональный строй “тихой лирики” легче могли приспособиться к надвигающемуся “застою”, чем “революционный романтизм” шестидесятников

Во-первых, в “тихой лирике” социальные конфликты лишались остроты, публицистической запальчивости.

Во-вторых, общее чувство сохранения и возрождения более соответствовало “застою”, чем мечты об обновлении, о революции духа шестидесятников.

Таким образом, “тихая лирика” как бы вынесла за скобки такую важнейшую для оттепели категорию, как категория свободы, заменив её более уравновешенной категорией традиции.

Разумеется, в этой “тихой лирике” тоже звучал серьёзный вызов официальной идеологии, так как под традициями “тихие лирики” и “деревенщики” понимали не революционные традиции, а моральные и религиозные традиции русского народа, разрушенные революцией.

Роль лидера “тихой лирики ” досталась рано погибшему Н.Рубцову (1936–1971).

Поэзия Николая Рубцова

Рис.5.73. Рубцов, Николай Михайлович

Рубцов Николай Михайлович (1936–1971), русский советский поэт. Родился 3 января 1936 в поселке Емецк Архангельской области; сын погибшего в войну политработника, с 6 лет потерял мать, воспитывался в детских домах.

Рис.5.74.Отец поэта — Михаил Андрианович Рубцов

Рис.5.75.Мать поэта — Александра Михайловна

Рис.5.76. Н.Рубцов с воспитательницами детдома

Учился в лесотехническом техникуме г.Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962–1969 учился в Литературном институте им. М.Горького.

Печатался с 1962. Опубликовал сборники «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970), «Зеленые цветы» (1971). Посмертно издан его последний сборник «Подорожники» (1976)

.

Рис.5.77. Памятник Николаю Рубцову. Работа скульптора Вячеслава Клыкова

В отличие от поэтов-шестидесятников Рубцов совершенно игнорирует традиции поэзии модернизма. Он почти полностью освобождает свои стихи от сложной метафоричности, главный акцент переносит на напевную интонацию.

Его поэзия — весомый, серьёзный аргумент в пользу традиционности, в противовес новизне, эксперименту. Интересна традиция, в которую Рубцов “встраивал”, “вписывал” своё творчество. Он соединял фольклорную песню с поэзией Тютчева, Фета, Блока и, конечно, Есенина. В самом наборе уже звучал вызов залакированному Некрасову, “поэту социализма” Маяковскому.

Но здесь важно назвать ещё одно звено, возможно, самое существенное: между Блоком и Есениным располагалась так называемая “новокрестьянская поэзия”, поэзия Николая Клюева, Сергея Клычкова. “Тихие лирики”, в частности Рубцов, подключаются именно к этой оборванной традиции, принимая от них такие качества, как:

религиозный культ природы;

изображение крестьянской избы как модели мира;

отталкивание (полемическое) от городской культуры;

живой интерес к сказочному, фольклорному пласту культуры.

Именно Рубцов первым из них обозначил очертания нового культурного мира, в пределах которого развернулись “тихая лирика”, и “деревенская проза”, и вся идеология 1970–1980-х годов.

Рассмотрим, каковы составляющие этого мира.

1. Главным образом рубцовского поэтического мира становится образ современной русской деревни — вымирающей, деградирующей.

Вполне узнаваемые детали деревенского быта вплелись Рубцовым в образы, окрашенные в апокалиптические тона (“Седьмые сутки дождь не умолкает”). Затяжной дождь в этом стихотворении превращается во всемирный потоп, разрушающий прошлое (размытое кладбище), рождающий чудовищ (“словно крокодилы”), но именно таков обычный эмоциональный контекст поэта, окружающий его деревенские зарисовки.

И постоянно повторяется с небольшими вариациями:

Весь ужас ночи за окном встаёт.

Весь ужас ночи — прямо за окошком.

Кто-то стонет на темном кладбище,
Кто-то глухо стучится ко мне,
Кто-то пристально смотрит в жилище.
Показавшись в полночном окне.

2. Ночь, тьма, разрушенное кладбище, гниющая лодка, дождь — вот устойчивые символы поэзии Рубцова, наполняющие образ современной ему деревни ужасом, ужасом потому, что чувствуется в нём близость к хаосу.

Читать еще:  Поэзия как самый оперативный жанр

3. Однако, рисуя эту, казалось бы, совсем гибнущую деревню, поэт чувствует, что в ней есть нечто очень ценное, чего нет в новом, модернизированном мире.

Это, во-первых, ощущение покоя, скорее тоска по покою, жажда покоя, тяга к покою, которая пронизывает поэтический мир Рубцова (ср. стихотворение «Ночь на Родине»).

А центром покоя становится деревенская изба (стихотворение «Листья осенние»)

4. Деревенский мир поэзии Рубцова с его памятью о покое резко противопоставлен суетливому взбаламученному городу (стихотворение «Вологодский пейзаж»).

5. У темы покоя в поэзии Рубцова тоже есть свои устойчивые знаки, раскрывающие семантику этого мотива. Таков, например, храмовый пейзаж. Он возрождён Рубцовым после многолетнего запрета на любые положительные образы религии. Его храм и пейзаж вокруг — почти всегда в руинах. (“Лежат развалины собора, как будто спит былая Русь”, “купол церковной обители яркой травою зарос”).

6. Однако разрушенные церкви, поруганные святыни находят поддержку и согласие с образами природы. По сути дела единство между символами религиозной веры и образами русской природы образует сакральный центр поэтического мира, создаваемого Рубцовым (стихотворение «Левитану»).

В высшей степени выразительно осуществляется слияние природного и религиозного начал в стихотворении «Ферапонтово».

Рис.5.78.Эдуард Багровский. Николай Рубцов в Ферапонтове. 1999.

7. Поэтический мир Рубцова несёт отпечаток элегической традиции. В жанровом плане Рубцов преимущественно элегический поэт (стихотворение «Звезда полей»). Рубцов, переживая драму духовного сиротства, пытается разрешить её — не во всеобъемлющей мысли о мире, а в эмоциональном просветлении. Он создаёт такие образы, которые своим древним значением, памятью способны вызвать чувство покоя, блаженства, умиления (стихотворение «Видение на холме»).

Каковы отношения лирического героя с поэтическим миром? В принципе, это ощущение полной слитности, абсолютного кровного единения с ним, с миром, где картины умирания сочетаются с памятью о гармонии и покое. И поэтому катастрофичность существования этого мира становится состоянием души лирического героя.

В стихотворениях Рубцова любовь к Родине приобретает характер религиозного мистического служения; Родина для лирического героя — это та святыня, о которой не говорят громко, но которой служат душой.

8. Тяга к гармонии, чувство святости природы, единства с родным миром — увы! — не способны реально противостоять “ужасу ночи — прямо за окошком”. Но хотя бы на время они могут внести покой в душу лирического героя. Знанию лирический герой предпочитает веру. В этом смысле Рубцов раньше многих выразил тягу к восстановлению религиозного мировосприятия.

Рубцов далёк от злобы дня. Он мыслит свою судьбу в свете вечности. И его элегический тон, и мотивы увядания, разрушения, ухода носят обобщённый характер, воплощаются через архетипические образы. Основной конфликт в его лирике — конфликт между миром, в котором разрушены духовные устои, и человеческой душой, которая жаждет святости и умиротворения.

Литература

1. Белков В. Жизнь Рубцова. Вологда, 1993
Бараков В. Лирика Николая Рубцова. Вологда, 1993

2. Кожинов В. Николай Рубцов. М., 1976
Оботуров В. Искреннее слово: страницы жизни и поэтический мир Н. Рубцова. М., 1987.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Урок литературы в 11 классе «Громкая»(эстрадная) и «тихая» лирика (Е.Евтушенко, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Н.Рубцов)

Урок литературы в 11 классе

«Громкая»(эстрадная) и «тихая» лирика (Е.Евтушенко, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Н.Рубцов)

образовательные :

изучение своеобразия эволюции поэзии во второй половине XX в., особенностей «громкой « ( эстрадной) и «тихой» лирики ;

расширение знаний о жизни и творчестве Е.Евтушенко, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н.Рубцова;

обучение анализу поэтического текста;

развивающие: содействовать развитию

умения анализировать стихотворения, делать обобщения и выводы, сравнивать однотематические литературные произведения разных авторов;

навыка владения культурными нормами, традициями русской речи;

информационной культуры посредством расширения знаний учащихся о возможностях медиаресурсов;

умения общаться через работу в творческих группах;

совершенствовать навыки творческого, сознательно-исследовательского восприятия материала;

навыка рефлексивных действий;

воспитательные:

воспитание гражданских и патриотических чувств;

способствовать формированию читательской культуры;

побуждать к проявлению личностного отношения к творчеству поэтов-шестидесятников .

Методические приемы : чтение и анализ стихотворения, рассказ учителя с элементами беседы, творческое выступление уч-ся.

Оборудование : учебник, дидактический материал.

Технологии: личностно-ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), проблемное обучение

Междисциплинарные связи : история русской литературы XIX века, литературоведение, русский язык, история России XX века.

УМК : Зинин В.А., Чалмаев С.А. Литература 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М: Русское слово

1. Оргмомент. Мотивация

2. Актуализация знаний

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

1) Учебный диалог по теме «Особенности «лейтенантской прозы»»

2) Постановка учебной проблемы:

Россия! Русь! Храни себя, храни! (Н. Рубцов)

На больших сквозняках хлопоча,
Наши тени бросают на стену,
Наши души сжигает свеча.
Поколенье выходит на сцену! (В. Костров)

Спешит наш век. Слова мелькают,
лица,
Лязг, скрежет, гром, сирены и
гудки…
Я приглашаю вас остановиться
У медленно катящейся реки. (Олег Дмитриев).

— Как вы думаете, какие особенности времени и лирики отражены в этих высказываниях?

Высказывание уч-ся, постановка вопросов по теме.

Выдвигают гипотезу: 1960-е гг – время бурных «прорывов», требующее новой «громкой» литературы.

3. Выявление места и причины затруднения

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Организует обсуждение результатов предыдущего этапа

— Почему вам трудно ответить на предложенные вопросы, выдвинуть гипотезу?

Участвуют в полилоге.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Организует беседу по постановке целей урока

Задание: сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на сегодняшний урок, с опорой на следующие фразы:

ставят цели, составляют траекторию изучения темы урока (под руководством учителя).

5. Практи­ческая деятель­ность по реали­зации по­строенно­го проекта

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

1. Слово учителя (+ презентация)

Настоящий «поэтический бум» наступил в стране с середины 50-х годов 20 века, в период так называемой «оттепели». После смерти Сталина, с приходом к власти Хрущёва именно через поэтов выплеснулось всё, что накопилось. Была потребность высказаться, не боясь быть наказанным за собственные мысли и слова. Поэзия становится выразителем времени.

Появилась в эти годы и новая «эстрадная» поэзия . Начало ей
положило открытие памятника Владимиру Маяковскому в Москве в 1958 году. Молодые поэты Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Р.Рождественский привнесли в поэзию ощущение радостного прощания с прошлым, непрерывного горения, высокий накал борьбы, наступления на ханжество, пошлость.
В их стихах звучала романтика дальних дорог и звёздных миров, мужество первопроходцев, порыв из повседневности к высотам бытия.

Их стихи были рассчитаны на декламацию в большой аудитории, на мгновенную реакцию слушателей. Популярность их выступлений с эстрады была очень высока, так как они открыто и зажигательно выразили то, что бродило в сердцах и умах современников. Изменилось время – и эта популярность схлынула, как и возникла.

Первый отрезок (1953—1954) — теоретический: освобождение от предписаний нормативной (канонической) эстетики, «правил» подхода к действительности, отбора «правды» и «неправды», возникших в предвоенные и послевоенные годы под влиянием сталинизма.
1953 год — статья В. Померанцева «От искренности в литературе» (журнал «Новый мир»): указание на расхождение между личной и официальной правдой, особенно в изображении войны.

Читать еще:  Какой век в римской поэзии считается золотым

Второй отрезок (1955—1960) — утверждение нового типа взаимосвязей писателя и общества непосредственно в художественных произведениях, утверждение права писателя и человека видеть мир не так, как положено, а так, как его видит конкретный человек.
Третий отрезок (1961—1963) — развитие утвержденных ранее тенденций и начало реакции.
1962 год — официальное неодобрение выступлений поэтов в Политехническом музее, стихотворение А. Вознесенского «Прощание с Политехническим». Высокая популярность поэзии Е. Евтушенко и других авторов, яркие публикации в журнале «Юность». «Оттепель» — эпоха раскрепощения человека, освобождения от власти устаревших, изживших себя идеологических, социально-общественных, моральных и эстетических догм.
Евтушенко, Вознесенский и Ахмадулина были настоящими кумирами «оттепели». У них, как и у многих других поэтов того времени, отчетливо проявилась установка на изустное, произносимое слово. Именно поэтому мы встречаем термины «эстрадная» поэзия, «вокальная» поэзия.
Они представляли собой группу актеров с разными амплуа, идеально дополнявших друг друга. Евтушенко был поэтом-трибуном, нацеленным на диалог с каждым из сидящих в зале. Вознесенский давал широкое видение мира, делая каждого слушателя причастным к глобальным проблемам. Ахмадулина вносила ноту загадочной интимности. Считая творчество таинством, она как бы причащала к этому таинству своих читателей и почитателей.
Власти допускали выступления Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулиной, Рождественского на публике, считая, что такое явление необходимо, чтобы народ мог «выпустить пар». Эти поэты были нужны власти, хотя она доверяла им не во всем.
Для сравнения: первые сборники Анны Ахматовой выходили тиражами в 300 экземпляров. Стандартный тираж книг «эстрадных» поэтов — 100 000 экземпляров. Гонорары, получаемые авторами, позволяли им жить достаточно обеспеченно. Сегодняшние тиражи книг, например, Вознесенского — 7000 экземпляров.

Молодые поэты, пришедшие в середине 60-х и опоздавшие к «политехническим» аудиториям, уже возмущались официозом и эстрадной фальшью первой поэтической волны, стремились избавиться от нарочитости и сохранить, хотя бы потенциально, саму аудиторию, эстраду. Такими были поэты СМОГа (Самое Молодое Общество Гениев или Смелость, Мысль, Образ, Глубина!): Леонид Губанов, Владимир Алейников, Юрий Кублановский, Ажадий Пахомов.

= Прочитайте высказывания о том времени, прокомментируйте их.

А. Величанский:
«В конце 50-х годов русская поэзия очнулась от „духовного обморока“, и пробуждение это поначалу проявилось лишь в безотчетной тяге к созвучиям как таковым, которые равно пьянили и поэтов, и читателей. Впрочем, в толпе на площади Маяковского еще нелегко было отличить поэта от читателя. Но наконец таланты обособились, и толпа поклонников ринулась за ними в аудитории и дворцы спорта. Так начался „вокальный“ период в истории русской словесности.
В 1964 году интерес к поэзии гражданских поз и формальных псевдооткровений достиг наивысшей точки. Признаком заката „политехнической“ поэзии стало появление непричастных к ней „ленинградской“ и „лианозовской“ „школ“, уже выделивших из себя самостоятельных по отношению к каким бы то ни было „школам“ поэтов».
В. Сергиенко:
«Середина 60-х годов — время первой оттепели — характеризовалось яркой и длительной вспышкой читательского и особенно зрительского интереса к поэзии. Четырнадцатитысячный зал лужниковского Дворца спорта не вмещал из вечера в вечер всех желающих услышать поэтов „новой волны“ — Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулину, Мориц, Рождественского — зимой 1963 года. Я помню, как трещали стены аудитории геологического факультета МГУ на одном из первых вечеров Булата Окуджавы в 1962 году. В это же время или несколько позже в „большой серии“ „Библиотеки поэта“ вышли, одно за другим, собрания стихотворений и поэм Пастернака, Цветаевой, Заболоцкого; вышел „Бег времени“ Ахматовой. Расходились в перепечатках „Воронежские тетради“ и „Камень“ Мандельштама, „Европейская ночь“ Ходасевича, „Огненный столп“ Гумилева, акмеистические сборники Кузмина и Г. Иванова. Но эти же годы отмечены хрущевским топаньем ногами и потрясанием кулаками на встречах с творческой интеллигенцией, плеванием в „Обнаженную“ Фалька и бранью в адрес художников-авангардистов (30-летие МОСХа, Манеж, 1963 г.). Не за горами было шельмование тунеядца Иосифа Бродского с последующей ссылкой и беспрецедентный суд над литераторами Ю. Даниэлем („Вспоминайте меня. Я всем вам по строке подарю“, — повторяли мы весной 1966 года) и А. Синявским (его предисловие к пастернаковскому тому в „Библиотеке поэта“ стало литературным событием 1965 года)».

В. Британишский:
«Студенческое движение 1954—1956 годов в Ленинграде рождалось как составная часть студенческого движения с полном смысле слова. Такого, как в Петербурге-Петрограде начала 1910-х годов (особенно в университете) или в Америке 1960-х годов, в Париже, в Варшаве (весной 1968-го). В 54—56-м такое движение начиналось у нас, но было задавлено в самом зачатке.

Молодые студенческие поэты нашего поколения совсем не обязательно были политическими поэтами. Но факт существования массового поэтического движения в студенческой среде был в тот момент фактом политическим. Так его и осознавали власти, и вскоре поэтическое движение и молодая поэзия оказались объектом преследований. Стремление зажать и задавить молодую поэзию и молодую литературу забавным образом сопровождалось постоянной фальшивой болтовней о „внимании“ к молодым, к их „воспитанию“»

Для “эстрадной поэзии”характерно:

установка на аудиторию — единое “Мы”.

воспевание научно-технического прогресса.

устремленность в будущее;

борьба с мещанством, деньгами и привилегиями

главное духовность в жизни.

Как противостояние «эстрадной», громкой лирике «возникает «тихая лирика».
Круг поэтов этого литературного направления довольно широк. Это Н.Рубцов, А.Жигулин, В.Соколов, А.Передреев, Н.Тряпкин, Ю.Кузнецов, О.Чухонцев, А.Решетов и другие.
«Тихие лирики» не рвутся к микрофону. Их творческая среда иная: это мощная духовная идея, обращённая к личности, к родине. К России, говорящая о неразрывной связи с ней. И прозвучала она прежде всего в строках стихотворения Н.Рубцова «Видение на холме»: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» Эта строка означает обращение поэта к традициям прошлого.

В творчестве «тихих лириков» прослеживаются традиции русской классической поэзии 19 века, прежде всего Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.Кольцова, А.С.Пушкина. Для них как и для Тютчева и Фета самым главным является образ человека перед лицом мироздания.
В середине 20 столетия в ответ на бесчисленные войны и социальные эксперименты в стихах этих поэтов звучит боль об утрате нравственного ядра народной жизни, стремление вдохнуть в жизнь иссыхающие корни, связывающие личность с национальным миром, с родиной, с народом.
В судьбе этих поэтов много общего: трудная личная судьба, неизвестность их стихов, частые нападки со стороны критиков в 70-е годы. Личный и творческий путь их нелёгок. Если мы обратимся к современным словарям и энциклопедиям, то о некоторых поэтах мы не найдём ни строчки сведений, хотя их произведения заслуживают особого внимания, и прежде всего потому, что они о самом близком и родном, что есть у человека: о матери, доме, природе.

ОСОБЕННОСТИ «ТИХОЙ ЛИРИКИ»
Темы: — малая родина,
— природа и история,
— природа и нация (народ),
— Душа и Вселенная,
— терпение,
— любовь к матери, к женщине.
Идеи: — боль за утрату нравственных чувств,
— стремление к истокам, корням,
— связь личности с родиной, нацией,
— воплощение духовного мира человека в лирике,
— вера в возрождение России, призыв к возрождению.
Символы-образы: — отчий дом,
— образы природы (Вселенная, свет, звезда, небо, берёза),
— фольклорные образы.

Делают записи в тетрадях

6. Первич­ное закре­пление с коммен­тировани­ем во внеш­ней речи

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector