0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Установите соответствие какие образы типичные для русской поэзии

ГДЗ по литературе 9 класс Зинин часть 1 Литература русского романтизма

1. Какие общественные и литературные тенденции повлияли на формирование романтического направления в русской литературе? каковы основные черты эстетики романтизма?

Как и в западноевропейской литературе, формирование романтизма и сентиментализма объясняется крахом идей Просвещения, которое создавало культ разума, игнорируя эмпирическую сторону познания человеком мира. Идеальный герой Просвещения — умный человек, руководствующийся лишь рассудком, добродетельный гражданин и патриот. Романтизм же воздвигает нового героя — сильную незаурядную личность, которая не может жить среди других людей, представляющих собой массу. Героем овладевает, по Байрону, мировая скорбь.
Романтизм утверждает культ природы и чувства. Романтики: Байрон, Шелли, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Шевченко, Гребенка, Гоголь. Романтические герои — Манфред, Каин, Онегин, Печорин и т. д.

2. Что роднило писателей-сентименталистов и поэтов нового поколения, исповедующих новые романтические принципы художественного освоения мира?

Они не принимали мир таким какой он есть. Они сочиняли идиализацию в изображении и мыслях человека. Протестовали против бездуховности и эгоизма, лицемерии. Они уделяли много внимания к человеческим чувствам.

3. В чем своеобразие ранней лирики К. Н. Батюшкова? Как соотносятся в ней анакреонтические и элегические мотивы? Какими средствами пользуется поэт в передаче тончайших настроений, различных проявлений внутренней жизни личности?

Уже в первых поэтических опусах Батюшков отказывается от традиции высокой оды 18 в. , его излюбленными жанрами становятся элегии и дружеские послания. «Мечта» , как и другие ранние стихи, проникнута духом поэтической мечтательности, меланхолии, предромантическим погружением в мир грез и фантазий:

О, сладкая мечта! О неба дар благой!
Средь дебрей каменных, средь ужасов природы,
Где плещут о скалы Ботнические воды,
В краях изгнанников. . Я счастлив был тобой.
Я счастлив был, когда в моем уединенье
Над кущей рыбаря, в час полночи немой,
Раздастся ветров свист и вой
И в кровлю застучит и град, и дождь осенний.

В 1805 журнал «Новости русской литературы» опубликовал еще одно стихотворение Батюшкова «Послание к стихам моим» , после чего его небольшие лирические стихотворения (как их тогда называли, пьесы) начинают появляться на страницах печати и имя автора становится известно в литературных кругах.

Во многом на формирование литературных вкусов Константина Батюшкова повлияли его двоюродный дядя Михаил Муравьев, в основном прозаик, писавший, однако, и стихи, и, конечно же, кумир тогдашней молодежи историк и писатель Николай Карамзин, произведения которых во многом предопределили будущий расцвет элегической поэзии.

Поэт и критик 20 в. Вл. Ходасевич так писал о том переходном периоде русской словесности: «Уже взорвалась первая мина, подложенная под классицизм сентиментализмом Карамзина… перед новыми силами открывалось обширное поле. Жуковский и Батюшков пытались обрести «новые звуки…» .

Отрицание «холодного рассудка» , упоение поэтической мечтой на лоне природы, одушевленной и как бы вторящей переживаниям поэта, попытка уловить мимолетные переживания души, искренность и отсутствие пафоса — таковы стихи молодого Батюшкова, «сладкоречивого и моложавого» .

4. Что является характерным для исторических элегий Батюшкова? Что сближает и отличает такие стихотворения поэта, как Переход через Рейн. На развалинах замка в Швеции, Умирающий Тасс?

Основной чертой является романтизм в произведениях, описание моральных устоев человека, его бедственное положение, как и всего обществ

5. Проанализируйте стихотворение К.Н. Батюшкова »Мои пенаты» Что в нём является программным для всего творчества поэта?

Стихотворение К.Н. Батюшкова »Мои пенаты» повествует о любви к жизни. По мнению автора не обязательно нужно быть богатым, чтобы быть счастливым. Счастье проявляется в дружбе, любви, благородстве. Жить нужно здесь и сейчас, а не ждать подходящего момента.

6. Какие автобиографические мотивы нашли свое отражение в лирике В.А.Жуковского? В чем своеобразие лирического «я» поэта-романтика?

Основной автобиографический мотив в лирике Жуковского — это мотив его несчастной любви к Марии Протасовой, согласие на брак с которой не давала мать поэта. В стихах Жуковского влюбленные всегда обречены на вечную разлуку и надеются встретиться только на небесах.

7. Что определяет психологизм и художественную глубину элегий В.А. Жуковского? Какую роль играет в них романтическая символика? Как вы объясните высказывание В.А. Жуковского: «Бог и душа — вот два существа; все прочее — печатное объявление, приклеенное на минуту»?

8. Как проявился талант Жуковского-переводчика и Жуковского-художника в его знаменитых балладах? Что менялось при перенесении сюжетов западноевропейских поэтов-романтиков на русскую почву? Что сближает такие жанры в творчестве Жуковского, как баллада и песня?

Василий Андреевич Жуковский был образованнейшим человеком, что позволило ему, обладавшему несравненным даром переводчика, сделать доступными для русского читателя многие лучшие образцы немецкой и английской поэзии, что в то время имело особенное значение, так как до него в русской литературе преобладали лишь переводы с французского. Жуковский переводил Шиллера, Байрона и многих других поэтов. Однако он не ограничивался этим; его перу принадлежит перевод “Одиссеи”, поэмы великого Гомера, восточных поэм “Наль и Дамаянти” (Индия) , “Рустем и Зораб” (Персия) и других произведений.

9. В чем разница между поэтами-элегиками 1820-х годов и представителями «гражданского романтизма»? Проанализируйте его на примере сопоставления стихотворений Е.А. Баратынского «Когда исчезнет омраченье. » и К.Ф. Рылеева «А.А. Бестужеву».

В 1820-х гг. основным жанром в русской лирике становится элегия. Этот жанр был заимствован у западных поэтов, которые предавали своим стихам прежде всего философский смысл, это были своеобразные размышления над вечными вопросами, смыслом жизни и её проблемами. В элегиях 1820-х гг. эти темы связываются воедино с внутренним миром поэта, они становятся более интимными, в центре стихотворений — внутреннее состояние влюблённого героя, происходит психологизация жанра. Яркие представители — ранний Пушкин, Е.А. Баратынский, Н.М. Языков.

Поэты гражданского романтизма — это прежде всего поэты-декабристы: К.Ф Рылеев, А.А. Бестужев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский. В основе их творчества лежит патриотизм и революционная борьба за идеалы. Главная тема — свобода Родины и русского народа, а их произведения — это призывы к борьбе.

Контрольный тест по поэзии Серебряного века

Тест «Поэзия Серебряного века»

1. Укажите временные границы «серебряного века» русской поэзии.

1) начало 20 века
2) конец 19 – начало 20 века
3) начало-середина 20 века
4) конец 19 века

2. Название какого поэтического течения переводится как «будущее»?

1) акмеизм
2) футуризм
3) новокрестьянская поэзия
4) символизм

3. Основоположником какого течения стал Н. Гумилев?

1) акмеизм
2) футуризм
3) новокрестьянская поэзия
4) символизм

4. О каком поэтическом течении «серебряного века» идет речь?

«Направление в литературе и искусстве, проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлеченных формах». (Словарь С. Ожегова)

5. Назовите модернистское течение конца XIX — начала XX.в.в., которому были присущи следующие принципы: «Отказ от мистической туманности, стремление к конкретности, красочности, предметности образов».

6. Кто из поэтов является представителем футуризма?

1) В. Маяковский
2) А. Блок
3) М. Цветаева
4) А. Ахматова

7. «Цех поэтов» — это название союза:

1) символистов
2) акмеистов
3) новокрестьянских поэтов
4) футуристов

8. Кого из поэтов называют «последним поэтом деревни»?

1) С. Есенина
2) В. Иванова
3) К. Бальмонта
4) И. Северянина Конец формы

9. Творчество какого поэта Серебряного века (из перечисленных ниже) не было связано с футуризмом?

1. В. Маяковского

10. Кто из перечисленных поэтов Серебряного века не принадлежал к какому-либо поэтическому течению?

11. Что такое символ?

1. поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления

2. слово или оборот в иносказательном значении

3. художественный прием, основанный на преувеличении

4. художественный прием, основанный на противопоставлении

12. К какому литературному течению конца XIX — начала XX в.в. относились В. Брюсов, З. Гиппиус, К. Бальмонт?

4. новокрестьянская поэзия

13. Соотнесите приведенный ниже стихотворный отрывок с названием модернистского течения, в стиле которого оно написано:
Боэбоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиээй пелся облик,
Гзи-гзи-гзи пелась цепь.

14. Соотнесите название модернистского течения конца XIX — начала XX.в.в. с принципами, ему присущими: «Элитарность, возможность увидеть за внешним «мистически прозреваемую сущность. Ориентация на читателя — соавтора».

1. Новокрестьяская поэзия

15.Какое из произведений не принадлежит Блоку?

а) «Анна Снегина»; б) «Незнакомка»; «На поле Куликовом»; «Вхожу я в тёмные храмы. ».

16.Назовите художественный приём, использованный в стихотворении С.А. Есенина: «Дымом половодье зализало ил, / Желтые поводья месяц уронил. ».

17.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Ахматовой: «У меня сегодня много дела: / Надо память до конца убить, / Надо, чтоб душа окаменела, / Надо снова научиться жить».

18.Определите средство художественной выразительности, используемое в стихотворении С. Есенина: «Все мы, все мы в этом мире тленны, / Тихо льётся с клёнов листьев медь. ».

19.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Блока: «О Русь моя! Жена моя! До боли / На ясен долгий путь!».

20.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А.А. Ахматовой: «Заплаканная осень, как вдова / В одеждах чёрных, все сердца туманит. »

21. «Стоит передо мной моя тема Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь». О какой теме писал А. Блок?

а) тема революции; б) тема любви; в) тема прошлого; г) тема России.

22.Определите по характерным чертам литературное течение Серебряного века: «авангардистское течение в европейском и русском искусс­тве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слия­ния его с ускоренным жизненным процессом».

23.Укажите соответствия (цифра – буква), с каким из направлений соотносится творчество каждого из нижеприведённых поэтов:

1. В. Маяковский а) символизм

2. С. Есенин б) акмеизм

3. А. Ахматова в) футуризм

4. В. Брюсов г) новокрестьянская поэзия

24.Манифестом какого литературного течения модернизма была «Пощёчина общественному вкусу»?

а) символизма; б) акмеизма; в) футуризма; б) имажинизма.

25. Кто является автором поэтического сборника «Вечер»?

1) М. Цветаева
2) З. Гиппиус
3) А. Ахматова
4) Н. Гумилёв

26.Какая тематика раскрывается в стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу. »?

а) любовная; б) философская; в) тема поэта и поэзии; г) тема родины.

27. Кто из поэтов не является представителем акмеизма?

1) В. Брюсов
2) Н. Гумилев
3) А. Ахматова
4) О. Мандельштам

Прочитайте и проанализируйте стихотворение В. Маяковского «А вы могли бы?»

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

на флейте водосточных труб?

Тест «Поэзия Серебряного века»

1. Как называется период русской литературы, предшествующий «серебряному веку»?

1) золотой век
2) бронзовый век
3) медный век
4) нет правильного ответа

2. Название какого поэтического течения переводится как «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора».

1) акмеизм
2) футуризм
3) новокрестьянская поэзия
4) символизм

3. Какое поэтическое течение было первым в литературе «серебряного века»?

1) акмеизм
2) футуризм
3) новокрестьянская поэзия
4) символизм

4. Определите, о каком поэтическом течении «серебряного века» говорится в определении.

«…провозгласил освобождение поэзии от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова». (Большая Советская Энциклопедия)

5. Определите, о каком поэтическом течении «серебряного века» говорится в определении.

«Направление, отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, который должен был бы разрушить все традиции и приёмы старого искусства». (Словарь С. Ожегова)

6. Кто из поэтов является представителем новокрестьянской поэзии?

1) В. Маяковский
2) А. Ахматова
3) С. Есенин
4) Н.Гумилев

Читать еще:  Когда происходит расцвет в русской поэзии

7. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» — это призыв:

1) акмеистов
2) имажинистов
3) футуристов
4) символистов

8. Кто из перечисленных русских поэтов не принадлежал к Серебряному веку русской поэзии?

9. Кто из перечисленных поэтов выступил с программой нового поэтического течения, названного акмеизмом?

10. Как назывался манифест футуристов?

2. «О прекрасной ясности»

3. «Пощечина общественному вкусу»

4. «Долой Пушкина с корабля современности»

11. Лирический герой — это

3. образ героя, чьи переживания, мысли и чувства отражены в стихотворении

4. образ героя, наиболее симпатичного рассказчику

12. К какому модернистскому течению конца XIX — начала XX в.в. примыкали Д. Бурлюк, В. Хлебников?

13. Какое модернистское течение В. Брюсов называл «поэзией намеков»?

3. новокрестьянская поэзия

14.Определите по характерным чертам литературное течение Серебряного века: «литературно-художественное течение, ставившее целью искусства подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, характеризующееся музыкальностью, возвышенностью тематики, многозначностью образов, мистической настроенностью».

15.Какой теме посвящён микроцикл «На поле Куликовом»?

а) теме революции; б) любовной теме; в) теме родины; г) теме одиночества.

16.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении В. Маяковского: «В сто сорок солнц закат пылал, / в июль катилось лето. »

17.Определите средство художественной выразительности, используемое в поэме А. Блока «Двенадцать»: «Чёрный вечер. / Белый снег. / Ветер, ветер! / На ногах не стоит человек».

18.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Ахматовой: «Из ребра твоего сотворённая, / Как могу я тебя не любить?».

19.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении С. Есенина: «Не жаль мне лет, растраченных напрасно, / Не жаль души сиреневую цветь. »

20.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Блока: «А Непрядва убралась туманом, / Что княжна фатой».

21.Какую тему можно считать ведущей в поэтическом творчестве С.А. Есенина

а) тема любви, б) тема одиночества; в) тема революции, г) тема родины.

22.Определите по характерным чертам литературное течение Серебряного века: «модернистское течение, провозглашавшее конкрет­но-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначаль­ного, не символического смысла, повышенное внимание к ху­дожественной детали».

23.Укажите соответствия (цифра – буква), с каким из направлений соотносится творчество каждого из нижеприведённых поэтов.

1. А. Блок а) символизм

2. Н. Гумилев б) новокрестьянская поэзия

3. Д. Бурлюк в) футуризм

4. С. Есенин г) акмеизм

24.Какое из модернистских течений имело второе название «адамизм»?

а) символизм; б) акмеизм; в) футуризм; г) новокрестьянская поэзия.

25. Соотнесите отрывок из литературного манифеста с литературным направлением: «Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание».

4. Новокрестьянская поэзия

26.Кто стоял во главе «Цеха поэтов»?

а) А. Ахматова; б) О. Мандельштам; в) Н. Гумилёв; г) М. Кузмин.

27. Кто является автором сборника «На поле Куликовом»

Прочитайте и проанализируйте стихотворение А. Блока

Литература. 6 класс. Тематический контроль

Автор: Самойлова Г.В., учитель МОУ «Песоченская СОШ», п. Песочное, Рыбинский район, Ярославской области

I. Тема «Поэзия и проза»

1.1. Прочитайте внимательно текст учебника (стр. 10-11). Установите соответствие между приведёнными ниже понятиями и определениями.

Небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представленное как в прозе.

Группа, объединяющая близкие виды

Устойчивая литературная форма, в которой проявляются роды и виды.

Стихотворение в прозе*

Стихи, ритмическая речь

1.2. «Четвёртый лишний»

  1. Эпос, проза, драма, лирика;
  2. роман, повесть, лирическое стихотворение, рассказ;
  3. загадка, сказка, пословица, повесть;
  4. драма, комедия, поэма, трагедия;
  5. *ритм, стих, лирика, эпос.

1.3*. Составьте словарную статью «Стихотворение в прозе», используя приведённые ниже слова:
произведение, поэтический, содержание, прозаический, форма, эмоциональность, прозаический, повышенный, короткий.

II. Тема «Песня как малый жанр фольклора»

2.1. Установите соответствие между приведёнными ниже понятиями и определениями.

Малый жанр фольклора, представляющий собой словесно-музыкальное высказывание

Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому

Регулярное чередование различных элементов: звуков, слогов, слов

Определение, придающее выражению образность и эмоциональность

Чередования и повторения в песне

2.2.* Установите соответствие между столбиками

Как во городе царевна,
Как во городе младая
Середи кругу стояла,
Дорогим ключом бренчала,
Золотым перстнем сияла.

Ещё серые коты
Из-за моря шли,
Из-за моря шли,
Много сна нанесли,
всё по зыбочкам трясли.

Коляда, коляда! Пришла коляда
Накануне Рождества –
С маслицом, с молочкм.

Расцветай-ка, расцветай-ка,
В поле розовый цветок!
Побывай-ка, побывай-ка,
Ко мне, миленький дружок!

Не гром гремит во тереме,
Не верба в поле шатается,
Ко сырой земле приклоняется –
Милое чадо благословляется
Ко златому венцу ехати!

Отлетела моя матушка,
Оставила меня жить во горюшке!
Как без тебя буду жить,
Я ещё молодёшенькая,
Ум у меня близнёшенькой.

III. Тема «Былины»

  1. Былина – это…
    А) небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представленное как в прозе.
    Б) малый жанр фольклора, представляющий собой словесно-музыкальное высказывание
    В) словесно-музыкальный песенный эпический жанр русского фольклора
    Г) регулярное чередование различных элементов: звуков, слогов, слов
  2. Выберите синоним к слову «былина»
    А) быль
    Б) ста´рина
    В) песня
    Г) поэма
  3. Какое из перечисленных произведений не является былиной?
    А) «Садко»
    Б) «Дюк Степанович»
    В) «Кот и лиса»
    Г) «Добрыня и Змей»
  4. Какая из обязательных частей есть у былины и отсутствует у лирической песни?
    А) сюжет
    Б) зачин
    В) концовка
    Г) повтор
  5. Садко в былине
    А) знаменитый гость
    Б) богатый гость
    В) храбрый гость
    Г) загадочный гость
  6. *Какое географическое название отсутствует в былине «Садко»?
    А) Волхов
    Б) Чернава
    В) Онежское
    Г) Новгород

IV. Тема «Истоки и вершины» (итоговое повторение)

4.1. Вставьте пропущенное слово.

  1. Проблема литературного произведения – это главный …, в нём возникающий.
  2. Композиция – это расположение элементов … относительно друг друга.
  3. Поэзия и проза – … литературной речи.
  4. В былине есть сюжет, поэтому она относится к … произведениям.
  5. Описание жизни святых – … .

V. Тема «Лирическое стихотворение»

5.1. Установите соответствие между приведёнными ниже понятиями и определениями.

Двухсложный стихотворный размер с ударением в стопе на первом слоге

Трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге

Лирическое произведение, созданное в стихотворной форме

Регулярное повторение сочетания ударных и безударных слогов

Сочетание стихотворных строк, образующих единство

Звуковой повтор окончаний поэтических строк

Регулярное чередование ударных и безударных слогов

Двухсложный стихотворный размер с ударением в стопе на втором слоге

Трёхсложная стопа с ударением на втором слоге

Трёхсложная стопа с ударением на первом слоге

5.2. Закончите предложение, определив изобразительно-выразительное средство языка.

  1. Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ – …
  2. Образ, максимально обобщённо выражающий идею какого-либо события или явления – …
  3. Художественный приём; наделение животных и неодушевлённых предметов человеческими свойствами – …
  4. Скрытое сравнение – …
  5. Образное определение – …
  6. Форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим – …

5.3. Тест «Стихосложение. Средства художественной изобразительности»

  1. Определите стихотворный размер и тип рифмы стихотворного отрывка Ф.И.Тютчева «Весенние воды»
    Ещё в полях белеет снег,
    А воды уж весной шумят…
    А) ямб, женская
    Б) ямб, мужская
    В) хорей, женская
    Г) хорей, мужская
  2. Укажите, каким изобразительно-выразительным средством является выделенное слово в предложении: «Мороз и солнце; день чудесный
    А) аллегория
    Б) сравнение
    В) олицетворение
    Г) эпитет
  3. Укажите предложение, в котором содержится сравнение:
    А) Белеет парус одинокой
    В тумане моря голубом.
    Б) Луна, как бледное пятно,
    Сквозь тучи мрачные желтела.
    В) Ночевала тучка золотая
    На груди утёса-великана.
    Г) Я пришёл к тебе с приветом
    Рассказать, что солнце встало.
  4. Укажите предложение, в котором содержится олицетворение:
    А) Отговорила роща золотая
    Берёзовым весёлым языком.
    Б) И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.
    В) Кот поёт, глаза прищуря.
    Г) Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя.
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя.

VI. Тема «А.С.Пушкин «Дубровский»

  1. Укажите жанр произведения.
    А) повесть
    Б) рассказ
    В) роман
    Г) драма
  2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «барин».
    А) лицо, принадлежавшее к привилегированным слоям общества (дворянин, помещик, чиновник)
    Б) солидный, богато одетый человек
    В) человек, ведущий праздный образ жизни
    Г) иноземец
  3. Значение какого слова определено неверно?
    А) гувернёр – воспитатель, занимавшийся обучением детей в богатых домах
    Б) дворянин – лицо, принадлежащее к дворянству
    В) крепостной – лицо, живущее в крепости
    Г) чиновник – государственный служащий
  4. Чья это характеристика: «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги…»?
    А) Кирила Петрович Троекуров
    Б) Владимир Дубровский
    В) Андрей Гаврилович Дубровский
    Г) Шабашкин
  5. Как звали дочь Троекурова?
    А) Анна Кирилловна
    Б) Настасья Кирилловна
    В) Дарья Кирилловна
    Г) Марья Кирилловна
  6. Восстановите сюжетный порядок эпизодов.
    А) сватовство князя Верейского
    Б) эпизод с медведем
    В) суд
    Г) пожар в Кистенёвке
    Ответ ______________________
  7. Каков финал произведения?
    А) свадьба Владимира и Маши
    Б) Владимир Дубровский казнён
    В) никто не знал о местонахождении Владимира
    Г) В. Дубровский убил Троекурова

VII. Тема «Герой литературного произведения»

7.1. Выполните следующие задания.

  1. «Соберите» портрет Сильвио – героя повести А.С.Пушкина «Выстрел». Для этого из каждой характеристики выберите один правильный ответ.
    А) возраст: 38 лет, 35 лет, 34 года
    Б) главное занятие: верховая езда, фехтование, стрельба из пистолетов
    В) одежда: чёрный сертук, серый пиджак, гусарский френч
    Г) служба: егерский полк, гусарский полк, артиллерийский полк
  2. Расставьте эпизоды в хронологической последовательности:
    А) обед у Сильвио
    Б) исповедь Сильвио
    В) исповедь графа Б.
    Г) известие о гибели Сильвио
  3. Сильвио мечтает отомстить графу Б. из-за
    А) любимой женщины
    Б) полученной пощёчины
    В) игры в карты
    Г) спелой черешни
  4. Прочитайте текст. Подчеркните нужное слово.
    Н.А.Некрасов в поэме «Саша» главную героиню (сравнивает, противопоставляет) современному герою Льву Алексеевичу Агаркину. При этом автор использует следующие средства характеристики героя: пейзаж/интерьер; портрет/одежда; речь/время.
  5. По каким портретным деталям вы будете искать Аркадия? (Н.С.Лесков «Тупейный художник»). Подчеркните нужное слово.
    А) глаза: ангельские, дьявольские
    Б) нос: большой, гордый
    В) рост: маленький, умеренный
    Г) волосы: густой хохолок, стриженный ёжик
  6. О каких значениях слова «художник» не упоминает Н.С.Лесков в произведении «Тупейный художник»?
    А) живописцы да скульпторы
    Б) парикмахер и гримировщик
    В) сапожник и портной
    Г) маляр
  7. Иван Иванович Чимша-Гималайский (А.П.Чехов «Человек в футляре») –
    А) учитель гимназии
    Б) ветеринарный врач
    В) учитель греческого языка
    Г) земский врач
  8. Почему весь город боялся Беликова? (А.П.Чехов «Человек в футляре»)
    А) он был разбойником
    Б) угнетал всех своей осторожностью и мнительностью
    В) был строгим градоначальником
    Г) был сумасшедшим

VIII. «Тема литературного произведения»

  1. Какое из стихотворений написано дактилем?
    А) Еду. Тихо. Слышны звоны
    Под копытом на снегу,
    Только белые вороны
    Расшумелись на лугу.
    (С.Есенин «Пороша»)
    Б) Звезда полей во мгле заледенелой,
    Остановившись, смотрит в полынью.
    Уж на часах двенадцать прозвенело,
    И сон опутал родину мою…
    (Рубцов «Звезда полей»)
    В) Листья осенние
    Где-то во мгле мирозданья
    Видели, бедные,
    Сон золотой увяданья…
    (Н.Рубцов «Листья осенние»)
    Г) Не возьму я в толк…
    Не придумаю…
    Отчего же так –
    Не возьму я в толк?
    (А.Кольцов «Косарь»)
  2. Определите тему стихотворения М.Ю.Лермонтова «Поэт».
    А) тема родины
    Б) тема назначения поэта и поэзии
    В) тема свободы
    Г) тема войны
  3. Вставьте пропущенное слово.
    Стихотворение С.Есенина «Пороша» – образец … лирики.
    А) философской
    Б) пейзажной
    В) патриотической
    Г) гражданской

Ключи к заданиям

1 – 6, 2 – 5, 3 – 4, 4 – 3, 5 – 2, 6 – 1.

1 – проза, 2 – лирическое стихотворение, 3 – повесть, 4 – поэма, 5 – эпос.

Читать еще:  Все кто любит поэзию знает фета

Установите соответствие какие образы типичные для русской поэзии

Укажите классический лирический жанр, к которому относится стихотворение А. С. Пушкина «Поэту».

Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдёт минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечёт тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

А. С. Пушкин, 1830

Как называется троп, в основе которого — перенос свойств одних предметов или явлений на другие («похвал. минутный шум»)?

Такой тропназывается метафорой. Дадим определение.

Метафора — это троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Укажите название средства художественной изобразительности, представляющего собой образное определение (например: «толпы холодной»).

Такое средство называется эпитетом. Дадим определение.

Эпитет — это определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием, именем существительным, числительным.

Что имеет в виду лирический герой стихотворения, призывая поэта «не дорожить любовию народной»?

В стихотворениях Пушкина поэт — это пророк, призванный нести людям свет правды, какой бы она не была. Эта правда порой бывает горькой, не нравится современникам, многие её боятся. Любовь толпы может оказаться вмиг разрушенной этой правдой и признание тогда сменяется опалой, но поэт должен оставаться «твёрд, спокоен и угрюм», даже если

. толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит.

Именно поэтому лирический герой призывает быть независимым от толпы, любовью толпы не надо дорожить, потому что она непостоянна.

Кто из русских лириков обращался к теме высокого назначения поэта и в чём их произведения созвучны пушкинскому стихотворению «Поэту»?

Тема высокого предназначения поэта затрагивается во многих произведениях русской литературы. Например, в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Пророк» описывается нелегкая судьба творца, которому на протяжении всей жизни приходится сталкиваться с непониманием, осуждением и презрением со стороны окружающих. Лермонтов пишет об избранничестве и особом даре поэта. Он наравне с природой познает смысл бытия:

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами весело играя.

Та же мысль звучит и у Пушкина:

Иди, куда влечёт тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум.

Оба автора выражают общую мысль: истинный творец должен быть равнодушен к толпе, не мечтать о славе и всегда следовать лишь зову сердца.

Данное стихотворение относится к жанру «послание». Дадим определение.

Послание — это литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам.

Возможно определение жанра этого стихотворения и как «сонета».

Назовите средство художественной выразительности, к которому неоднократно прибегает А. А. Ахматова в своём стихотворении («край глухой и грешный», «чёрный стыд» и т. п.).

Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

. Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

А. А. Ахматова, 1917

Каким термином обозначается одинаковое начало смежных строк в лирическом произведении (Оставь свой край глухой и грешный, / Оставь Россию навсегда)?

Одинаковое начало смежных строк в лирическом произведении обозначается анафорой или единоначатием или повтором. Дадим определение.

Анафора или единоначатие — это стилистическая фигура, состоящая в повторении сходных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).

Укажите термин, обозначающий созвучие концов стихотворных строк (утешно — грешный; сюда — навсегда).

Это называется рифмой. Дадим определение.

Рифма — это созвучие в окончании двух или нескольких слов.

Каким предстает внутренний облик лирической героини в стихотворении А. А. Ахматовой «. Мне голос был. Он звал утешно. »?

Тема Родины − центральная тема творчества многих великих поэтов. Без Родины не мыслили себя Пушкин и Лермонтов, Есенин и Рубцов. Нетрудно провести параллель между стихотворениями перечисленных авторов и стихотворением Анны Ахматовой «. Мне голос был». Как для истинного патриота своей страны для лирического героя Ахматовой не существует выбора между своим краем, «глухим и грешным», и самыми заманчивыми мечтами, вот почему

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Родину нельзя продать, нельзя обменять — Родина − святое, самое ценное в жизни.

Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к патриотической теме и что сближает их произведения со стихотворением А. А. Ахматовой?

Тема гражданственности, патриотизма всегда оставалась актуальной для русской литературы. В стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно. » Анна Ахматова выразила свою гражданскую позицию. Все стихотворение сюжетно делится на две части. В первой голос предлагает героине освободиться, «оставить Россию навсегда». Во второй части лирическая героиня совершает свой нравственный выбор. Поэт остается со своим народом: прозвучавшие призывы – это «речи недостойные», для поэта не стоит вопрос: уйти или быть со своей страной.

Подобное звучание темы находим в стихотворении Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин». Каждый человек должен быть прежде всего гражданином своей страны, болеть за нее, стремиться делать ее краше. И кому как не поэту быть здесь в первых рядах, служить своему народу. Вот почему Некрасов восклицает, обращаясь к поэту:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан!

Любовь к Родине, к России пронесла Марина Цветаева через все беды и несчастья эмиграции, выпавшие на её долю. Стихотворение «Тоска по родине» дает ощущение безысходности, нескончаемости боли, тоски по Родине. Стихотворение заканчивается словами:

И все – равно, и все едино,

Но если по дороге – куст

Встает особенно – рябина…

И это многоточие – будто горло перехватило…

Цветаева не могла не вернуться в Россию не только потому, что жила в эмиграции в ужасной бедности, но и потому, что не могла жить вне своего народа, родного языка.

Таким образом, в стихотворениях Ахматовой, Некрасова, Цветаевой можем проследить общность взглядов на раскрытие темы Родины.

Установите соответствие какие образы типичные для русской поэзии

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Известно, что в предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась только при описании «высоких» образов, красоты природы, возвышенных чувств. (2)Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него все лексические богатства языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок. (3) так Пушкин в своем творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Пушкинская поэзия благодаря расширению диапазона использования звукописи достигла совершенства: в ней едины форма и содержание, в ней слились образ и звук.

2) Пушкин расширил диапазон использования звукописи, включив в неё всё лексическое богатство русского языка.

3) В предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась при описании «высоких образов» и чувств.

4) Настоящий поэт всегда следит только за благозвучием своей поэзии.

5) Пушкин в своём творчестве добился единства слова и образа, расширив диапазон художественного использования звукописи за счёт включения в него всего лексического богатства русского языка.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

Однако Именно Поэтому

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЯЗЫ́К (язы́ка книжн. устар., только в 3, 4 знач.), м.

1. Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Коровий язык. Больно прикусить язык. Лизать языком. Показать язык кому-н. «Язык не лопатка, знает что сладко. «Поговорка. «И он к устам моим приник, и вырвал грешный мой язык.» Пушкин. «Языком играл сигналики, песни пел — такие хватские. «Некрасов.|| Кушанье из языка животных. Язык с картофельным пюре. Копченый язык.

2. только ед. Способность говорить, выражать словесно свои мысли, речь. «Голос мой не задрожит, и язык не отнялся.» Пушкин. «Она без языка лежит, руками объясняется.» Тургенев. Лишиться языка. Владеть языком. Язык — один из признаков, отличающих человека от животных. «Язык до Киева доведет.» Пословица.

3. Система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе. «Язык есть важнейшее средство человеческого общения…» Ленин. «…Национальная общность немыслима без общего языка…» Сталин. «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Тургенев. «На всех языках говорит.» Лермонтов. Родной язык. Славянские языки. Национальные языки. Древние языки(преимущ. о греческом и латинском). Новые языки (современные западноевропейские). Живой язык ). Мертвый язык (см. мертвый). Изучать языки. История русского языка.

4. Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками. Литературный язык. Разговорный язык. Профессиональные языки. Газетный язык. Поэтический язык. Воровской язык.

5. только ед. Словесно выраженная мысль, речь того или иного содержания. «Правдив и свободен их (волхвов) вещий язык.» Пушкин. У него злой язык. Острый язык. Лживый язык. Туманный язык.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово

5. В одном из приведённых ниже предложений выделенное слово употреблено неверно? Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Возникновению многих болезней способствует и ПРАЗДНИЧНЫЙ образ жизни.

ТЕХНИЧЕСКИЕ факультеты нашего университета готовят прекрасных специалистов.

СКРЫТЫЕ камеры устанавливают сейчас на подъездах многих домов.

Кое-где во мху БОЛОТНЫЙ запах был очень силён.

Для выпечки этого сорта хлеба бралась только ОТБОРНАЯ пшеница

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

трехсот шестидесяти девяти учеников школы

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А)Связь с будущими декабристами: 1)Ошибка в построении предложения

Пестелем, Орловым и другими, несомненно, с причастным оборотом.

оказали огромное влияние на Пушкина. 2)Употребление лишнего слова(плеоназм).

Б)Покатавшись на коньках, болят ноги. 3)Нарушение связи между подлежащим и

В)Горная цепь тянется с востока на запад, сказуемым.

состоящая из множества хребтов. 4) Ошибка в построении предложения с

Г) Эта книга научила меня честности, деепричастным оборотом.

смелости и уважать друзей. 5)Ошибка в построении предложения с

Читать еще:  Что означает выражение совершить революцию в поэзии

Д) Она приближалась ближе. однородными членами.

6)Ошибка в построении сложного

7) Смешение прямой и косвенной речи.

8.Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

10. Выпишите слово, в котором на месте пишется буква И.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

12.Определите предложение , в котором НЕ со словом пишется раздельно?

1. (Не)кого было спросить, как проехать к концертному залу.

2.В последние годы (не)измеримо увеличились наши знания об Атлантиде.

3.Вдали показались (не)высокий дом и двор, обнесённый забором.

4. (Не)счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.

5.Старая усадьба стояла на (не)высоком холме.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся раздельно?

1.Павел Петрович (НЕ)РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.

2.(ПО)НАЧАЛУ романа молодого писателя трудно было судить о таланте автора, однако (В)ПОСЛЕДСТВИИ читатели оценили его произведение по достоинству.

3. (ПО)НАЧАЛУ казалось, что слова Кирилла на летучке не произвели никакого впечатления, но (В)СКОРЕ обнаружилось, что весь отдел обсуждает его выступление.

4.Лес спит молча, неподвижно, (КАК)БУДТО всматривается КУДА(ТО) своими верхушками.

5.Студент выбрал эту тему реферата, ЧТО(БЫ) лучше узнать историю музыки, и (В)ТЕЧЕНИЕ месяца изучал полученные в библиотеке книги.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Хрупкий точё(1)ый силуэт изображённой на картине девушки особе(2)о выделяется на фоне белё(3)ой стены, по которой бегут перламутровые тени.

15. Расставьте знаки препинания, укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1) Обобщающие слова должны стоять перед однородными членами или после них.

2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

3) Ночью ветер злится да стучит в окно.

4) Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.

5. Литературе нужны не только талантливые писатели но и талантливые читатели.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к(3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

17 . Расставьте знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Зверей в лесу заставляет насторожиться (1) должно быть (2) даже шорох падающих листьев.

Очертание строившегося дома (3) казалось (4) похожим на корабль.

18 . Расставьте знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Типичными героями (1) за равенство и права (2) которых (3) боролся просветитель (4) оказываются женщина или ребёнок.

19. Расставьте знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)Лепестинья смахивает прозрачные слёзы, мне хочется пожалеть её, но она не позволяет этого и сама себя не жалеет, улыбается извинительно, шагает дальше по тропинке памяти и время от времени говорит очень важное для меня и для себя:

(2)— Ну ладно, тогда голодуха, тяжёлое время, сироты понятно откуда брались, а теперь-то, теперь?

(3)И я как бы выплывала из Лепестиньиной жизни в свою, и ко мне будто бы подбегали шепелявая Зина Пермякова — поёт «Очи черные, очи страстные», жалелыцица моя Анечка Невзорова, тёзка полководца Саша Суворов, Коля Урванцев, уснувший после приступа боли у меня на коленях, брат и сестра Миша и Зоя Тузиковы, которых ни за что нельзя разлучать, и Женечка Андронова, и Костя Морозов, и Лёня Савич, и все-все-все.

(4)Простой Лепестиньин вопрос, который она повторяла то и дело, вызывал во мне смутную, необъяснимую тоску. (5)Ведь я знала ответ на этот вопрос, про каждого из ребят могла сказать, по какой причине остался он один. (б)А вот про всех сразу не могла, нет, не могла твёрдо и уверенно ответить, что дело обстоит так-то и так-то. (7)Что суть проблемы кроется в том-то и том-то.

(8)— Тогда — голод, — тогда — трудности, тогда — война. (9)Но теперь- то? (Ю)Не голод, не война. (Н)Нетрудно, в общем, жить. (12)И что? (13)Дети без родителей — вот они, у меня за плечом. (14)И я еду вызнавать подробности. (15)Выяснять, как и чем мы должны помочь. (16)Мы не матери и отцы, а всего только учителя.

(17)Вопрос Лепестиньин правомерен, да, правомерен. (18) Мне понятно, почему Дзержинский, воевавший с бандитами и врагами, занялся беспризорниками. (19)Понятна слава Макаренко с его колонией. (20)Понятно сиротство страшной войны, когда я ещё даже не родилась, — это мне всё понятно.

(21)Непонятно, почему сироты есть теперь.

(22)Катастрофы, беды, смерти — это осознать можно, без них мира нет. (23)Но сиротство — оно непостижимо, потому что так просто: детям — всем детям! — нужны родители. (24)Если даже их нет.

(25)— Хочу посмотреть нынешний детдом, — отвлекалась от своего рассказа Лепестинья. — (26)Небось, совсем другое дело! (27)И вдруг сказала: «Всю жизнь ребёночка иметь хотела, да Бог не дал! (28)А кому не надо — даёт!» (29)Толкнула меня легонько локтем. (30)— Отдай-ка мне одного, а, девка?

(31)3амечали ли вы, что порой совершенно непонятным образом, неизвестно как и почему вы предполагаете дальнейший ход событий, и события поворачиваются именно так, как вы думали. (32)Человек говорит слова, которые вы от него ждёте. (ЗЗ)Или вы входите в дом и встречаете там обстановку, которая когда-то именно такой вам и представлялась.

(34)Отчего это? (35)Почему? (Зб)Может, и впрямь в воздухе движутся какие-то волны, передающие не только знания, но и чувства, мысли, даже намерения? (37)И есть что-то таинственное в передвижении этих частиц, преодолевающих не только расстояние, но и время. (По А. Лиханову*)

* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) — детский и юношеский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, директор Научно-исследовательского института детства.

20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста?

1) Рассказчица едет «вызнавать подробности» жизни ребенка в семье.

2) Человек ждет от собеседника именно тех слов.

3) Лепестинья не жалеет детдомовцев.

4) Рассказчица знает о том, как каждый её воспитанник оказался в детском доме.

5) Сейчас много детей отправляют в детдом, потому что тяжелые времена настали.

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочным? Укажите номера ответов.

1) Предложения 5-7 объясняют содержание предложения 4.

2) Предложения 17-21 содержат рассуждение.

3) Предложение 23 противопоставлено по содержанию предложению 22.

4) Предложения 34-37 включают повествование.

5) Предложения 25-30 содержат описание человека.

22. Из предложений 18-23 выпишите лексический повтор.
23. Среди предложений 2-7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24.Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

«Поднимая одну из важнейших проблем, которая никого не может оставить равнодушным, автор пытается разобраться в причинах её возникновения, доверяя своим персонажам высказать серьёзные размышления. Чтобы акцентировать внимание читателей на проблеме и подчеркнуть её остроту, автор использует приёмы: _______________ (предложение 8), _______ (предложения 8—9, 10, 11; 18, 19), («понятно* в предложениях 18, 20, «правомерен» в предложении 17), а также синтаксическое средство ________(в предложении 3)».

1. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания. «Спит ковыль. Равнина. » Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси — Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси. Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет ночью На мои поляны и луга. Но и все же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умеретъ! Сергей Есенин. 1925 1. Укажите название поэтического течения начала XX века, одним из лидеров которого являлся С.А. Есенин. 2. Назовите композиционный прием, основанный на резком противопоставлении различных явлений (например, старая патриархальная Русь и новая российская действительность). 3. Как называется образное определение, обладающее особой художественной выразительностью, создающее представление об отношении автора к изображаемому предмету («свет таинственный», «золотая изба» и т.д.)? 4. В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая» использован приём, предполагающий одушевление и очеловечивание явлений природы. Как называется этот художественный приём? 5. Как и почему меняется отношение к Наполеону у Андрея Болконского и Пьера Безухова?» (Л. Н.Толстой «Война и мир»)? 6.Расставьте в хронологическом порядке произведения русских писателей. а) А. П. Чехов «Вишнёвый сад» б) М. Горький «На дне» в) М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» г) М.А.Шолохов «Тихий Дон»

1. u0423u043au0430u0436u0438u0442u0435 u043du0430u0437u0432u0430u043du0438u0435 u043fu043eu044du0442u0438u0447u0435u0441u043au043eu0433u043e u0442u0435u0447u0435u043du0438u044f u043du0430u0447u0430u043bu0430 XX u0432u0435u043au0430, u043eu0434u043du0438u043c u0438u0437 u043bu0438u0434u0435u0440u043eu0432 u043au043eu0442u043eu0440u043eu0433u043e u044fu0432u043bu044fu043bu0441u044f u0421.u0410. u0415u0441u0435u043du0438u043d.

u00a0 u0418u043cu0430u0436u0438u043du0438u0437u043c

2. u041du0430u0437u043eu0432u0438u0442u0435 u043au043eu043cu043fu043eu0437u0438u0446u0438u043eu043du043du044bu0439 u043fu0440u0438u0435u043c, u043eu0441u043du043eu0432u0430u043du043du044bu0439 u043du0430 u0440u0435u0437u043au043eu043c u043fu0440u043eu0442u0438u0432u043eu043fu043eu0441u0442u0430u0432u043bu0435u043du0438u0438 u0440u0430u0437u043bu0438u0447u043du044bu0445 u044fu0432u043bu0435u043du0438u0439 (u043du0430u043fu0440u0438u043cu0435u0440, u0441u0442u0430u0440u0430u044f u043fu0430u0442u0440u0438u0430u0440u0445u0430u043bu044cu043du0430u044f u0420u0443u0441u044c u0438 u043du043eu0432u0430u044f u0440u043eu0441u0441u0438u0439u0441u043au0430u044f u0434u0435u0439u0441u0442u0432u0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u044c).

u00a0 u00a0 u0430u043du0442u0438u0442u0435u0437u0430

3. u041au0430u043a u043du0430u0437u044bu0432u0430u0435u0442u0441u044f u043eu0431u0440u0430u0437u043du043eu0435 u043eu043fu0440u0435u0434u0435u043bu0435u043du0438u0435, u043eu0431u043bu0430u0434u0430u044eu0449u0435u0435 u043eu0441u043eu0431u043eu0439 u0445u0443u0434u043eu0436u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0439 u0432u044bu0440u0430u0437u0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u044cu044e, u0441u043eu0437u0434u0430u044eu0449u0435u0435 u043fu0440u0435u0434u0441u0442u0430u0432u043bu0435u043du0438u0435 u043eu0431 u043eu0442u043du043eu0448u0435u043du0438u0438 u0430u0432u0442u043eu0440u0430 u043a u0438u0437u043eu0431u0440u0430u0436u0430u0435u043cu043eu043cu0443 u043fu0440u0435u0434u043cu0435u0442u0443 (u00abu0441u0432u0435u0442 u0442u0430u0438u043du0441u0442u0432u0435u043du043du044bu0439u00bb, u00abu0437u043eu043bu043eu0442u0430u044f u0438u0437u0431u0430u00bb u0438 u0442.u0434.)?

u00a0 u00a0 u044du043fu0438u0442u0435u0442

4. u0412 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0438 u00abu0421u043fu0438u0442 u043au043eu0432u044bu043bu044c. u0420u0430u0432u043du0438u043du0430 u0434u043eu0440u043eu0433u0430u044fu00bb u0438u0441u043fu043eu043bu044cu0437u043eu0432u0430u043d u043fu0440u0438u0451u043c, u043fu0440u0435u0434u043fu043eu043bu0430u0433u0430u044eu0449u0438u0439 u043eu0434u0443u0448u0435u0432u043bu0435u043du0438u0435 u0438 u043eu0447u0435u043bu043eu0432u0435u0447u0438u0432u0430u043du0438u0435 u044fu0432u043bu0435u043du0438u0439 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u044b. u041au0430u043a u043du0430u0437u044bu0432u0430u0435u0442u0441u044f u044du0442u043eu0442 u0445u0443u0434u043eu0436u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du044bu0439 u043fu0440u0438u0451u043c?

u00a0 u00a0 u043eu043bu0438u0446u0435u0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435

5. u041au0430u043a u0438 u043fu043eu0447u0435u043cu0443 u043cu0435u043du044fu0435u0442u0441u044f u043eu0442u043du043eu0448u0435u043du0438u0435 u043a u041du0430u043fu043eu043bu0435u043eu043du0443 u0443 u0410u043du0434u0440u0435u044f u0411u043eu043bu043au043eu043du0441u043au043eu0433u043e u0438 u041fu044cu0435u0440u0430 u0411u0435u0437u0443u0445u043eu0432u0430?u00bb (u041b. u041d.u0422u043eu043bu0441u0442u043eu0439 u00abu0412u043eu0439u043du0430 u0438 u043cu0438u0440u00bb)?

u00a0 u00a0 u00a0u041eu0442u043du043eu0448u0435u043du0438u0435 u043a u041du0430u043fu043eu043bu0435u043eu043du0443 u0443 u043au043d. u0410u043du0434u0440u0435u044f u043fu043eu043cu0435u043du044fu043bu043eu0441u044c u043fu043eu0434 u0410u0443u0441u0442u0435u0440u043bu0438u0446u0435u043c, u043au043eu0433u0434u0430 u043eu043d u0431u044bu043b u0442u044fu0436u0435u043bu043e u0440u0430u043du0435u043d . u041du0430u0445u043eu0434u044fu0441u044c u043du0430 u0432u043eu043bu043eu0441u043eu043a u043eu0442 u0441u043cu0435u0440u0442u0438, u0432u043fu0435u0440u0432u044bu0435 u043au043d. u0411u043eu043bu043au043eu043du0441u043au0438u0439 u0437u0430u0434u0443u043cu0430u043bu0441u044f u043e u0441u043cu044bu0441u043bu0435 u0436u0438u0437u043du0438. u041eu043d u0432u0434u0440u0443u0433 u043fu043eu043du044fu043b, u0447u0442u043e u0432u0441u0435 u043fu043eu0434u0432u0438u0433u0438, u0432u043eu0439u043du044b, u0438u0434u0435u0430u043bu044b u0442u0438u043fu0430 u041du0430u043fu043eu043bu0435u043eu043du0430 — u044du0442u043e u043cu0435u043bu043eu0447u044c. u0415u0441u0442u044c u0432u0435u0449u0438 u0433u043eu0440u0430u0437u0434u043e u0431u043eu043bu0435u0435 u0432u0430u0436u043du044bu0435, u043du0430u043fu0440u0438u043cu0435u0440, u0441u0435u043cu044cu044f, u0441u0447u0430u0441u0442u044cu0435 u0431u043bu0438u0437u043au0438u0445 u043bu044eu0434u0435u0439. u0418u043cu0435u043du043du043e u0432 u043du0438u0445 u0441u043au0440u044bu0442 u0438u0441u0442u0438u043du043du044bu0439 u0441u043cu044bu0441u043b. u0412 u043eu0434u0438u043d u043cu043eu043cu0435u043du0442 u0438 u043fu043eu043cu0435u043du044fu043bu043eu0441u044c u00a0u043eu0442u043du043eu0448u0435u043du0438u0435 u043au043d. u0410u043du0434u0440u0435u044f u043a u041du0430u043fu043eu043bu0435u043eu043du0443. u0418u0437 u043au0443u043cu0438u0440u0430 u041du0430u043fu043eu043bu0435u043eu043d u043fu0440u0435u0432u0440u0430u0442u0438u043bu0441u044f u0432 u0436u0430u043bu043au043eu0433u043e, u043du0438u0447u0442u043eu0436u043du043eu0433u043e u0447u0435u043bu043eu0432u0435u0447u043au0430, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0439 u0440u0430u0434u0438 u0441u0432u043eu0438u0445 u0430u043cu0431u0438u0446u0438u0439 u043eu0442u043fu0440u0430u0432u043bu044fu0435u0442 u0441u043eu043bu0434u0430u0442 u043du0430 u0432u043eu0439u043du0443, u043fu043eu0434 u043fu0443u043bu0438. u0411u043eu043bu043au043eu043du0441u043au0438u0439 u043fu043eu043du044fu043b, u0447u0442u043e u041du0430u043fu043eu043bu0435u043eu043d u043du0435 u0441u0442u043eu043bu044cu043au043e u0432u043eu044eu0435u0442 u0440u0430u0434u0438 u0441u043bu0430u0432u044b, u0441u043au043eu043bu044cu043au043e u0441u0435u0435u0442 u0441u043cu0435u0440u0442u044c .

u00a0 u041fu043eu043cu0435u043du044fu043bu043eu0441u044c u043eu0442u043du043eu0448u0435u043du0438u0435 u043a u041du0430u043fu043eu043bu0435u043eu043du0443 u0438 u0443 u041fu044cu0435u0440u0430 u0411u0435u0437u0443u0445u043eu0432u0430. u0415u0441u043bu0438 u0432 u043du0430u0447u0430u043bu0435 u0440u043eu043cu0430u043du0430 (u0430 u044du0442u043e 1805 u0433.) u041fu044cu0435u0440 u0432u043eu0441u0445u0438u0449u0430u043bu0441u044f u041du0430u043fu043eu043bu0435u043eu043du043eu043c, u0441u0447u0438u0442u0430u043b u0435u0433u043e u0432u0435u043bu0438u043au0438u043c u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au043eu043c, u0442u043e u0432 1812 u0433., u043au043eu0433u0434u0430 u0444u0440u0430u043du0446u0443u0437u044b u043du0430u043fu0430u043bu0438 u043du0430 u0420u043eu0441u0441u0438u044e u0438 u043fu043eu0434u043eu0448u043bu0438 u043a u041cu043eu0441u043au0432u0435, u041fu044cu0435u0440 u0441u043fu0435u0446u0438u0430u043bu044cu043du043e u043eu0441u0442u0430u043bu0441u044f u0432 u0433u043eu0440u043eu0434u0435, u0447u0442u043eu0431u044b u0443u0431u0438u0442u044c u041du0430u043fu043eu043bu0435u043eu043du0430. u0422u0435u043fu0435u0440u044c u041fu044cu0435u0440 u0441u0447u0438u0442u0430u0435u0442 u041du0430u043fu043eu043bu0435u043eu043du0430 u0432u0435u043bu0438u0447u0430u0439u0448u0438u043c u043fu0440u0435u0441u0442u0443u043fu043du0438u043au043eu043c.

6. u0420u0430u0441u0441u0442u0430u0432u044cu0442u0435 u0432 u0445u0440u043eu043du043eu043bu043eu0433u0438u0447u0435u0441u043au043eu043c u043fu043eu0440u044fu0434u043au0435 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044f u0440u0443u0441u0441u043au0438u0445 u043fu0438u0441u0430u0442u0435u043bu0435u0439.

u0430) u0410.u041f. u0427u0435u0445u043eu0432 u00abu0412u0438u0448u043du0451u0432u044bu0439 u0441u0430u0434u00bb — 1903 u0433.

u0431) u041c. u0413u043eu0440u044cu043au0438u0439 u00abu041du0430 u0434u043du0435u00bb — 1902 u0433.

u0432) u041c.u0410. u0411u0443u043bu0433u0430u043au043eu0432 u00abu041cu0430u0441u0442u0435u0440 u0438 u041cu0430u0440u0433u0430u0440u0438u0442u0430u00bb — 1937 u0433.

u0433) u041c.u0410. u0428u043eu043bu043eu0445u043eu0432 u00abu0422u0438u0445u0438u0439 u0414u043eu043du00bb — 1905 u0433. «>]» data-test=»answer-box-list»>

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector