0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем маяковский видит назначение поэзии

В чем маяковский видит назначение поэзии

Тему поэта и поэзии в своих произведениях поднимали большинство русских поэтов и именно она стала центральной в творчестве Маяковского, жившего в непростую эпоху перемен всех сфер общества. Поэзия была для него самым верным и эффективным способом воздействия на массы, возможностью общения с ними, о чем говорит использование формы диалога во многих стихотворениях, посвященных этой теме.

Одним из извейстнейших стихотворений, раскрывающих точку зрения Маяковского на предназначение поэта, является «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

В нем поэзия сравнивается с солнцем — собеседником и товарищем лирического героя:

у мира в сером хламе.

Я буду солнце лить свое,

Маяковский высоко оценивал собственный талант, разговаривая на равных и с другим солнцем — «солнцем русской поэзии» А.С. Пушкиным в стихотворении «Юбилейное». В нем Маяковский выражает, какое качество поэта является неоценимо важным — это живость мыслей и переживаний, переданных в его произведениях:

В стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» отражено, насколько тяжек труд поэта, справиться с которым способны лишь единицы — исключительно талантливые и искренние личности. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

При этом поэт не может творить отдельно от народа: несмотря на свою власть перед людьми, воплощенную в словесной форме, художник зависит от них, что выражает риторический вопрос «А что, если я народа водитель и одновременно — народный слуга?»

Известно, что Маяковский отдавал предпочтение революции, и смело можно сказать, что он искусно владел одним из самых действенных оружий, применяемых для массовой и стремительной борьбы с изжившими себя устоями, ведь «рифма поэта — ласка и лозунг, и штык, и кнут».

Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского

Вопрос об ответственности поэта перед своим народом волновал всех художников слова: Пушкина, Лермонтова и, конечно, Маяковского.

У Маяковского тема поэта и поэзии также занимает важное место. Он наряду с Пушкиным и Лермонтовым показывает образ поэта пророка, но также мы видим, что данный образ претерпевает изменения и становится больше похож на декабристский.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Думаю, что всем известно, что многие критики называют творчество Маяковского лишь пародией – пародией на творчество таких классиков, как Пушкин, Лермонтов. Но также имеются сторонники версии, что Маяковский является важным звеном в развитии русской литературы и слова. И в эту линию входят Пушкин – Некрасов – Маяковский.

Вопрос о роли поэта и поэзии находит отражение во многих стихотворениях Маяковского. При этом стоит отметить, что восприятие и принятие данной темы автором весьма статично и переменчиво. Маяковский раскрывает ее с разных ракурсов и сторон, показывая ее многогранность.

Свою роль в становлении поэтического наследия Маяковский поднимает в стихотворении «Юбилейное». Он приравнивает свои поэтические достижения к поэзии Пушкина:

«У меня,/ да и у вас, / в запасе вечность».

Поэт понимает, что при жизни к нему не придет народное признание, но потом они все поймут и прочувствуют его труд. Он утверждает, что его поэзия равна поэзии Пушкина и Некрасова. Говорит, что в его время страна стала «поэтами нища», потому что «надо, /чтобы поэт / и в жизни был мастак».

Автор признает, что поэтов в его время мало, но одновременно чувствует, что может это и не нужно:

«Только вот / поэтов, / к сожалению, нету –
Впрочем, может, / это и не нужно».

По подобию Пушкина, Маяковский затрагивает тему поэзии, как памятника и наследия. При этом требует себе памятник при жизни, а не после смерти, потому что «ненавидит /всякую мертвечину! // Обожает/ всяческую жизнь!»

Стихотворение «Разговор с фининспектором» продолжает раскрытие темы поэта и поэзии, при этом в нем Маяковский рассматривает ее с точки зрения не творчества, а великого труда. «Труд мой любому труду родственен» — этими словами автор ставит поэтический труд на одну ступень с физическим трудом. Он пытается показать, что создавать поэзию, это не просто складывание слов в рифму, а великий труд, требующий большой отдачи. Поэтому быть поэтом — отнюдь не легкая работа. Она сопоставима одновременно и с прыжком в неизвестность, и сложностью рабочий, добывающих радий:

Поэзия — /та же добыча радия.
В грамм добыча, / в год труды.
Изводишь / единого слова ради
Тысячи тонн / словесной руды.

А все потому, что слово требует взвешенного и бережного отношения. При этом каждое произведение должно быть по-своему новым и необычным. А это значит, что каждый раз поэт должен открывать в себе новые грани, затрагивая при этом еще не познанные темы: «Поэзия – вся – езда в незнакомое», «А что если я народа водитель и одновременно народный слуга?»

Главным долгом поэта, а значит и целью всей поэзии, Маяковский видел борьбу с мещанством, как негативным проявлением существующего мира:

Эти слова / приводят в движение
тысячи лет / миллионов сердца.
Долг наш — / реветь / медногорлой сиреной
в тумане мещанья, / у бурь в кипенье.
Поэт / всегда /должник вселенной, /
платящий / на го´ре / проценты / и пени.

Маяковский в стихотворении «Разговор с фининспектором» ставит тему поэта и поэзии на новый уровень, показывая умение стихосложения с точки зрения сложного, но имеющего огромное значение для народа и страны труда: «Нет! И сегодня рифма поэта – ласка и лозунг и штык и кнут». Стихотворение является отражением размышлений Маяковского о месте поэта в рабочем строю:

У меня к вам / дело / деликатного свойства:
О месте / поэта / в рабочем строю.

Он укоряет фининспектора в том, что все считают «рифму – векселем», «строчку – распоряжением», и не видят в них душу и истинный смысл. При этом старается натолкнуть его на мысль, что народ, страну может спасти лишь поэзия:

Все меньше любится, /все меньше дерзается,
И лоб мой / время / с разбега крушит.
Приходит / страшнейшая из амортизаций –
амортизация / сердца и души.
Слово поэта — /ваше воскресение,
ваше бессмертие, гражданин канцелярист.

Безусловно Маяковский осознавал огромную важность собственной поэзии, но при этом видел, что его место «в ряду беднейших рабочих и крестьян»:

Нет! / И сегодня/ рифма поэта –
ласка, / и лозунг, / и штык, / и кнут.

Понимая назначение своей поэзии, Маяковский подчеркивал насколько она отличается от лирической. Особенно это противопоставление заметно в стихотворении «Сергею Есенину». Подчеркивая отличие поэзии Есенина от его испепеляющих стихов, Маяковский в то же время жалеет Сергея Александровича. Маяковский считал, что Есенин не мог жить и писать иначе под воздействием богем, поэтому не сумел раскрыть всего себя:

Заменить бы вам / богему / классом,
Класс влиял на вас, / и было бы не до драк.

По мнению Маяковского, одной из причин гибели Есенина послужила невозможность самовыражения:

Может, /окажись / чернила в «Англетере»,
вены / резать / не было б причины.

Также в стихотворении Маяковский отмечает личностное отношение к творчеству Есенина: ему дороже не нежность и красочность, ценимые поклонниками, а сила, крепость, способность не только «воспевать жизнь, но и участвовать в ее переделке». Он принимал лишь одну активную жизненную позицию, с целью разгона таких «друзей», как Собинов, Коган:

Надо / жизнь / сначала переделать,
переделав можно воспевать.

В произведении «Необычайное приключение бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» мы вновь видим новую грань раскрытия темы. При помощи эффекта гиперболизации Маяковский в стихотворении бросает вызов солнцу. Подчеркивая этим личное понимание поэзии, как выполнения социального заказа Роста:

Про то, про это говорю, / что де заела Роста.

И как не странно солнце понимает труд поэта потому, что и ему светить трудно. Они переходят на «ты», осознавая свою близость – оба, поэт и солнце, противостоят тьме. И если нет Солнца, то души озаряет поэзия:

Светить всегда, /светить везде,
до дней последних донца, светить –
и никаких гвоздей! / Вот лозунг мой
и солнца!

Маяковский хотел быть понятым если не современниками, то хотя бы потомками. Это стремление он отразил в поэме «Во весь голос». Ее смело называют поэтическим завещанием творца:

Я к вам приду / в коммунистическое далеко
не так, / как песенно-есенинский провитязь.
Мой стих дойдет / через хребты веков
и через головы / поэтов и правительств.

Поэт пытается подвести свое творчество к итогу. Задается вопросом, что сделает его творчество бессмертным. Хочет объяснить, почему он намеренно выделялся из числа своих современников-поэтов, «поэтов чистого искусства». Причину он видит в своем стремлении отразить грубую действительность:

И мне / агитроп / в зубах навяз.
И мне бы / строчить / романсы на вас –
доходней оно / и прелестней.
Но я / себя / смирял, / становясь
На горло / собственной песне.

Маяковский указывает, что поэзия должна отражать и освещать насущные проблемы дня. Он следовал этой цели, поэтому верит, что рано или поздно истинная самобытность его творчества будет понята:

Мой стих/ трудом / громаду лет прорвет
и явится / весомо, / грубо, / зримо,
как в наши дни / вошел водопровод,
сработанный / еще рабами Рима.

Верил в признание, но и был готов к тому, что его забудут:

Стихи стоят / свинцово-тяжело,
готовые и к смерти / и к бессмертной славе.

Маяковский подчеркивает партийность и классовость своего творчества, его связь с народом:

Пускай нам / общим памятником будет
построенный / в боях / социализм.

Маяковский – поэт, необычайно чувствовавший время, поэт, ценящий верность высокому долгу творчества. После его смерти М. Цветаева написала: «Боюсь, что, несмотря на народные похороны… Россия до сих пор еще не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского» Это является подтверждением слов Маяковского, что лишь после смерти спустя годы – его творчество обретет истинное признание, а современники ценность пока не осознают.

Читать еще:  Почему сократ в тюрьме начал заниматься поэзией

В чем маяковский видит назначение поэзии

  • Главная
  • Биографии
  • ЕГЭ по русскому языку
    • Задание 26: Средства выразительности
    • Задание 27 (сочинение на ЕГЭ)
      • Аргументы к сочинению
      • Примеры сочинений ЕГЭ
      • Рекомендации по заданию 27
    • Задания 16-20: Пунктуация
      • Задание 16: Пунктуация при ССП и однородных
      • Задание 17: Обособленные члены
      • Задание 18: Пунктуация при вводных словах и обращениях
      • Задание 19: Запятые при СПП
      • Задание 20: Запятые в сложном предложении
    • Задания 22-26: Анализ текста
      • Задание 22: Анализ содержания текста
      • Задание 23: Типы текстов
      • Задание 24: Лексические нормы
      • Задание 25: Средства связи в тексте
    • Задания 4-8: Языковые нормы
      • Морфологические нормы: задание 7
      • Орфоэпия: задание 4
      • Паронимы: задание 5
      • Синтаксические нормы: задание 8
    • Задания 9-15: Орфография
      • Задание 10: Правописание приставок
      • Задание 11: Правописание суффиксов
      • Задание 12: Правописание глаголов и причастий
      • Задание 13: НЕ с частями речи
      • Задание 14: Слитное и раздельное написание
      • Задание 15: Правописание Н и НН
      • Задание 9: Правописание корней
    • Тесты в формате ЕГЭ по русскому языку
  • Литература
    • Анализы стихотворений
      • Блок А.А.
      • Лермонтов (лирика)
    • Биографии писателей
      • И.А.Гончаров
    • Видеотека
    • ЕГЭ по литературе
      • Задание 17: Сочинение (развернутый ответ)
      • Задания 8-16: анализ текста
    • Итоговое сочинение
      • Доброта и жестокость
      • Искусство и ремесло
      • Итоговое сочинение Архив
      • Месть и великодушие
      • Мечты и реальность
      • Отцы и дети
    • Краткие содержания
      • «Слово о полку Игореве»
      • Булгаков М.А.
      • Бунин И.А.
      • Гоголь Н.В.
      • Гончаров И.А.
      • Горький М.
      • Грибоедов А.С.
      • Достоевский Ф.М.
      • Жуковский В.А.
      • Лермонтов М. Ю.
      • Некрасов Н.А.
      • Островский А.Н.
      • Пастернак Б.Л.
      • Платонов А.П.
      • Пушкин А.С.
      • Салтыков-Щедрин М.Е.
      • Солженицын А.И.
      • Твардовский А.Т.
      • Тургенев И.С.
      • Фонвизин Д.И.
      • Чехов А.П.
      • Шолохов М.А.
    • ОГЭ по литературе
    • Полные тексты произведений
    • Произведения для аргументации в сочинении
    • Разборы произведений
      • А.Н.Островский «Гроза»
      • Гоголь Н.В.
      • Грибоедов А.С.
      • Лермонтов М.Ю.
      • Лирика А.А.Блока
      • Пушкин А.С.
      • Слово о полку Игореве (анализ)
      • Толстой Л.Н «Война и мир»
      • Фонвизин Д.И.
    • Сочинения по литературе
    • Теория литературы
    • Экранизации (школьная программа)
  • О Санкт-Петербурге
  • Русский язык
    • Контрольные работы 1-11 классы
    • Начальная школа
    • Новости образования
    • ОГЭ по русскому языку
      • Задание 15: Сочинение по выбору
      • Задание 3: Средства выразительности
      • Задание 7: Синонимичные словосочетания
      • Задания 4-6
      • Задания 8-14: Анализ предложения
      • Изложение на ОГЭ
      • Тесты ОГЭ по русскому языку
Читать еще:  В чем проявляется психологизм поэзии сапфо

В чем видит предназначение поэта В.В.Маяковский? [Пример выполнения задания 17.3 на ЕГЭ по литературе]

Не каждый может писать стихи. Этот дар присущ настоящим талантам, наделенным «искрой божьей». Поэт способен влиять на умы и сердца людей, будить их чувства. Но сколько сил надо, чтобы написать строки, которые проникнут в каждое сердце!

У одаренных поэтическим талантом людей особая душевная организация. Поэты наделены способностью тонко чувствовать и переживать жизненные перипетии, в обыденном они видят чудесное.

Маяковский из числа тех поэтов, которые пишут эмоционально. Вспомним его статью «Как писать стихи», в которой он пишет как «крутились» рифмы в его голове, как он беспрестанно повторял их, записывал, запоминал наизусть. Темы его стихов были разными: о быте, о любви. На особом месте стоят стихи-размышления о предназначении поэта.

«Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана», — так говорит поэт о внутреннем состоянии души творца. Так в чем же предназначение поэта?

В преддверии революции Маяковский считает, что поэт обязан призывать общество к действию, к революционному перевороту. Стихи должны звать к движению вперед, они неотделимы от народа. Свою связь с народом Маяковский подчеркивает строками: «А что если я народа водитель и одновременно народа слуга? Класс гласит из слова нашего, а мы пролетарии, двигатели пера».

Владимир Маяковский был революционным поэтом. Он приветствовал ее победу и ратовал за новое искусство. Стихотворение «Приказ №2 по армии искусств» содержит обращение поэта к работникам пера: «Товарищи! Дайте новое искусство — такое, чтобы выволочь республику из грязи». А свою задачу и предназначение он видит в том, чтобы «светить всегда, светить везде» («Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»). Поэт дает сравнение с солнцем. Солнце дает жизнь всему живому, без него невозможно жить. Так и поэт, он должен творить, несмотря ни на что, нести в массы живое горячее слово.

Профессионализм поэта Маяковский ставил на главное место. Настоящий мастер слова трудится над произведением упорно, оттачивая слова так, чтобы они были услышаны и поняты народом. Об этом поэт размышляет в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии»: «Поэзия – та же добыча радия, В грамм добыча, в год труды. Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды». Он говорит о том, что эти слова «приводят в движение тысячи лет миллионов сердец». А значит назначение поэта и поэзии – звать за собой, быть вдохновителем борьбы с «серым хламом». Поэт по мнению Маяковского, рядовой труженик поэзии, которому не всегда оплачивают работу, он говорит о о том, что «поэт всегда должник вселенной, платящий на горе проценты и пени».

Своеобразным итогом творчества Маяковского, программой, его завещанием потомкам считается вступление к поэме «Во весь голос». Здесь он прямо говорит о своей гражданской позиции и о том, в чем видит назначение поэзии»: «Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря»… Трудна доля поэта, он всегда впереди ,все силы отдает творчеству на благо народу, бескорыстно служа Родине: «Мне и рубля не накопили строчки…».

Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна

1)Как Маяковский определяет назначение своей поэзии?2)Почему лирический герой стихотворения «Послушай!» так боится,что человечество может остаться без звёздного неба?​

u041cu0430u044fu043au043eu0432u0441u043au0438u0439 u0431u044bu043b u0438u0437u0432u0435u0441u0442u0435u043d u0441u0432u043eu0438u043cu0438 u0433u0440u0443u0431u044bu043cu0438 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044fu043cu0438, u043du0435 u0443u043au043bu0430u0434u044bu0432u0430u044eu0449u0438u043cu0438u0441u044f u0432 u043fu0440u0438u043du044fu0442u044bu0435 u0441u0442u0430u043du0434u0430u0440u0442u044b. u041du043e u0437u0430 u043fu0440u044fu043cu043eu043bu0438u043du0435u0439u043du043eu0441u0442u044cu044e u0441u043au0440u044bu0432u0430u043bu0430u0441u044c u0447u0443u0442u043au0430u044f u0442u0432u043eu0440u0447u0435u0441u043au0430u044f u0434u0443u0448u0430, u043eu0441u0442u0440u043e u0440u0435u0430u0433u0438u0440u0443u044eu0449u0430u044f u043du0430 u043du0435u0441u043fu0440u0430u0432u0435u0434u043bu0438u0432u043eu0441u0442u044c u0438 u043bu044eu0434u0441u043au043eu0435 u0440u0430u0432u043du043eu0434u0443u0448u0438u0435. u0412 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0438 u00abu041fu043eu0441u043bu0443u0448u0430u0439u0442u0435!u00bb u043eu043d u0431u0435u0437 u043fu0440u0435u0434u0438u0441u043bu043eu0432u0438u044f u0438 u043eu0433u043eu0432u043eu0440u043eu043a u043eu0431u0440u0430u0449u0430u0435u0442u0441u044f u043a u043bu044eu0434u044fu043c u0441 u0446u0435u043bu044cu044e u043eu0431u0440u0430u0442u0438u0442u044c u0438u0445 u0432u043du0438u043cu0430u043du0438u0435 u043du0430 u0441u043eu0432u0435u0440u0448u0435u043du0441u0442u0432u043e u043cu0438u0440u043eu0437u0434u0430u043du0438u044f. u0413u043bu0430u0432u043du044bu0439 u0441u0438u043cu0432u043eu043b u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044f u2014 u0437u0432u0435u0437u0434u044b, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u043du0435 u0437u0430u0432u0438u0441u044fu0442 u043eu0442 u043bu044eu0434u0441u043au0438u0445 u0441u0442u0440u0430u0441u0442u0435u0439. u0427u0435u043bu043eu0432u0435u043a u0434u043eu043bu0436u0435u043d u043eu0441u0442u0430u043du043eu0432u0438u0442u044cu0441u044f u0438 u0432u043du0438u043cu0430u0442u0435u043bu044cu043du043e u043fu043eu0441u043cu043eu0442u0440u0435u0442u044c u043du0430 u043du043eu0447u043du043eu0435 u043du0435u0431u043e. u0417u0432u0435u0437u0434u044b u0441u043fu043eu0441u043eu0431u043du044b u0443u043du0438u0447u0442u043eu0436u0438u0442u044c u0437u043bu043eu0431u0443 u0438 u043du0435u043du0430u0432u0438u0441u0442u044c. u0415u0441u043bu0438 u043eu043du0438 u0432u0441u0435 u0435u0449u0435 u0441u0443u0449u0435u0441u0442u0432u0443u044eu0442, u0437u043du0430u0447u0438u0442 u043du0435 u0432u0441u0435 u043fu043eu0442u0435u0440u044fu043du043e, u00abu0437u043du0430u0447u0438u0442 u2013 u044du0442u043e u043au043eu043cu0443-u043du0438u0431u0443u0434u044c u043du0443u0436u043du043e?u00bb. u041fu043eu044fu0432u043bu0435u043du0438u0435 u043du043eu0432u044bu0445 u0437u0432u0435u0437u0434 u0434u043bu044f u041cu0430u044fu043au043eu0432u0441u043au043eu0433u043e u2013 u0440u0435u0437u0443u043bu044cu0442u0430u0442 u0447u044cu0435u0433u043e-u043bu0438u0431u043e u0441u0442u0440u0430u0441u0442u043du043eu0433u043e u0436u0435u043bu0430u043du0438u044f. u00abu0415u0441u043bu0438 u0437u0432u0435u0437u0434u044b u0437u0430u0436u0438u0433u0430u044eu0442u00bb, u0442u043e u043bu044eu0434u0438 u0435u0449u0435 u0441u043fu043eu0441u043eu0431u043du044b u043eu0434u0443u043cu0430u0442u044cu0441u044f, u043fu0440u0435u043au0440u0430u0442u0438u0442u044c u0432u043eu0439u043du044b u0438 u043du0430u0441u0438u043bu0438u0435. «>]» data-test=»answer-box-list»>

Ответ:

Маяковский был известен своими грубыми произведениями, не укладывающимися в принятые стандарты. Но за прямолинейностью скрывалась чуткая творческая душа, остро реагирующая на несправедливость и людское равнодушие. В стихотворении «Послушайте!» он без предисловия и оговорок обращается к людям с целью обратить их внимание на совершенство мироздания. Главный символ произведения — звезды, которые не зависят от людских страстей. Человек должен остановиться и внимательно посмотреть на ночное небо. Звезды способны уничтожить злобу и ненависть. Если они все еще существуют, значит не все потеряно, «значит – это кому-нибудь нужно?». Появление новых звезд для Маяковского – результат чьего-либо страстного желания. «Если звезды зажигают», то люди еще способны одуматься, прекратить войны и насилие.

Тема поэта и поэзии в лирике В. Маяковского

В. Маяковский — крупнейший поэт двадцатого столетия, был поэтом-горланом, намеренно выступал в ярко-желтой кофте, его выступления сопровожда­лись улюлюканьем и свистом. Такой же громкой и яр­кой была его поэзия.

В. Маяковский в своих стихах выражает убежден­ность в необходимости поэтического слова. Назначе­ние поэта он видит в том, чтобы вызвать в людях стремление преодолеть некрасивость мира, изменить мир.

Маяковский был далек от поэзии чисто эстетиче­ской, услаждающей, наполняющей душу лишь воз­вышенным лиризмом. Настоящего поэта он видит прежде всего агитатором, горланом, главарем, бор­цом за переустройство несовершенной жизни. Стихи, по мнению Маяковского, непременно должны обла­дать взрывной, действенной силой. У самого поэта стихотворение никогда не бывает вялым и инертным, оно всегда заряжено большой идеей, страстью, энер­гетикой. Маяковский не просто рисует мир, он убеди­тельно доказывает, призывает к соучастию своего чи­тателя.

Читать еще:  Каким должен быть поэт и в чем назначение поэзии

Поэзии Маяковского свойственны определенность политической позиции, пламенный пафос, нетерпепивость к осуществлению преобразований, митингово-ораторская, призывная интонация.

Важнейшую роль в передаче авторского замысла играет у поэта его знаменитая «лесенка». Она придает стиху особую интонацию, резкость, наделяет необык­новенной силой ключевые слова.

Как и все футуристы, Маяковский — словотворец. Его поэзии присуще использование обновленной лек­сики, оригинальная ритмика и рифма. Поэтический стиль Маяковского отличает политическая заострен­ности, плакатная четкость, афористичность фраз, лозунговость, ясность мысли.

Стихотворение «Левый марш» было написано для выступления перед матросами. Сама структура стиха выделяет нужное слово и образует чеканный марше­вый ритм, подчеркивающий обращение к массовой аудитории. Поэт рассчитывает на агитационное воз­действие, на немедленный и сиюминутный отклик.

Довольно жить законом,

данным Адамом и Евой.

Клячу истории загоним.

«Левый марш» позволяет ощутить накаленную атмосферу эпохи. Ему свойственен деловой и патети­ческий тон. Настроение стиха подчеркивает необхо­димость железной дисциплины, единства, боевого настроя. Маяковский умело использует именно трибунные слова, которые звучат как приказ, команда.

В стихотворении «Разговор с фининспектором о по­эзии» Маяковский ставит вопрос «о месте поэта в ра­бочем строю», он поднимает важную проблему совре­менности. Автор говорит о том, что труд поэта должен оцениваться особой меркой, что тяжесть его не изме­рима рублем. Поэт, по утверждению Маяковского, «народа водитель и одновременно — народный слу­га». Его рифма — «ласка и лозунг, и штык, и кнут». Маяковский всегда противопоставлял себя «кучеря­вым лирикам». Он говорил, что они «блеют на лири­ческие любовные темы». Не обошел он их критикой и в «Разговоре с фининспектором».

различны поэтов сорта.

У скольких поэтов

легкость руки! Тянет,

строчку изо рта и у себя

и у других. Что говорить

о лирических кастратах?!

Высоко, по Маяковскому, назначение поэта и его творчества. Поэзия в руках Маяковского становится оружием. Он стал голосом, рупором новой эпохи.

Тема назначения поэта в лирике В.В.Маяковского

Писать стихи – невероятный талант, который дается не каждому. И этот дар божий имеет две стороны. Да, поэт имеет власть над словом, он способен с помощью рифм влиять на других. Но сколько эмоциональных усилий требуется для создания стиха!
Поэтический дар – это не преходящий талант, это особая организация души. «Бабочка поэтиного сердца» тонко чувствует и переживает события жизни, в самом обычном она видит удивительное, часто что-то преувеличивает, излишне драматизирует – этим настоящий поэт и отличается от простого человека. Там, где для одних «пустое слово», для творца – «крик тысячедневных мук».
Поэзия Владимира Маяковского предельно эмоциональна. В своей статье «Как писать стихи» он описывает процесс создания рифм и строк. Они постоянно «крутились» в его голове, поэт бубнил их на улице, записывал в бесчисленные блокноты, практически всё знал наизусть. Он писал о быте, о любви, об обществе — почти обо всем. И, конечно, особо его интересовала тема назначения поэта.
В своих стихах Маяковский указывает на необычность внутреннего мира поэта. Например, он может делать так:
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
Но красота красотой, а в чем же смысл поэзии, каково назначение поэта?
В дореволюционном творчестве Маяковский видел назначение поэзии в подготовке общества к революции. Стихи – движущая сила, вдохновляющая массы, и на плечах искусства лежит ответственность за народное благополучие, к которому приведет революция:
А что, если я народа водитель и одновременно – народный слуга?
Класс гласит из слова нашего, а мы пролетарии, двигатели пера.
В этих строках еще больше чувствуется неотрывность Маяковского от народа. К чему талант, если он не приносит ничего хорошего, если он не движим великой целью? Такое искусство, ради эстетического удовольствия, поэт презрительно называл «чистым», аполитичным искусством, а его создателей – «Митрейками», «Кудрейками» и «балалаечниками». Вместе с тем, Маяковский не считает свою поэзию чем-то невероятным и возвышенным. Сам себя он определяет не самыми восторженными, но острыми словами:
Я, ассенизатор
и водовоз,
революцией
мобилизованный и призванный.
Поэт, по его мнению, это «горлан-главарь», «агитатор», которому не страшны «хребты веков» и «головы правительств». Ведь все это рано или поздно будет оправдано благополучной жизнью потомков в «коммунистическом далеко».
В стихотворении «Необычайно приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» назначение поэзии объясняется простыми словами:
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить –
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
и солнца!
Здесь поэт сравнивает себя с солнцем, без которого невозможно жить. Светило иногда устает светить, но оно обязано каждое утро вставать и давать людям свет. Так же и поэт — наделенный талантом, он должен нести духовное озарение в народные массы, в «серый хлам» мира. Не случайно здесь поэт сравнивает поэзию с солнечным светом, а самого поэта – с солнцем, которое снизошло с неба. Это отсылает читателя к языческим поверьям славян: одним из самых главных богов в славянском пантеоне был Ярило. Словом, поэт достоин поклонения, конечно, если он умеет «светить».
«Эти слова приводят в движение тысячи лет миллионов сердец», — провозглашает Маяковский. Значит, вот оно, истинное значение поэзии – вдохновлять, двигать, побуждать к действию, «реветь медногорлой сиреной». На плечах поэта – огромная ответственность, ведь он должен делать то, за что обычно не платят. Но поэт платит огромную цену за свой талант:
Поэт
всегда
должник вселенной,
платящий
на горе проценты и пени.
Из стихов Маяковского мы видим, что он отводит поэзии огромную роль в жизни общества. Служить людям, верить в завтрашний день и «заражать» этой верой других – вот настоящая сущность поэзии. Маяковский навсегда связал себя с поэзией, таков был его выбор:
Видите –
Гвоздями слов
Прибит к бумаге я.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector