В чем маяковский видит назначение поэзии
В чем маяковский видит назначение поэзии
Тему поэта и поэзии в своих произведениях поднимали большинство русских поэтов и именно она стала центральной в творчестве Маяковского, жившего в непростую эпоху перемен всех сфер общества. Поэзия была для него самым верным и эффективным способом воздействия на массы, возможностью общения с ними, о чем говорит использование формы диалога во многих стихотворениях, посвященных этой теме.
Одним из извейстнейших стихотворений, раскрывающих точку зрения Маяковского на предназначение поэта, является «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
В нем поэзия сравнивается с солнцем — собеседником и товарищем лирического героя:
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
Маяковский высоко оценивал собственный талант, разговаривая на равных и с другим солнцем — «солнцем русской поэзии» А.С. Пушкиным в стихотворении «Юбилейное». В нем Маяковский выражает, какое качество поэта является неоценимо важным — это живость мыслей и переживаний, переданных в его произведениях:
В стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» отражено, насколько тяжек труд поэта, справиться с которым способны лишь единицы — исключительно талантливые и искренние личности. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
При этом поэт не может творить отдельно от народа: несмотря на свою власть перед людьми, воплощенную в словесной форме, художник зависит от них, что выражает риторический вопрос «А что, если я народа водитель и одновременно — народный слуга?»
Известно, что Маяковский отдавал предпочтение революции, и смело можно сказать, что он искусно владел одним из самых действенных оружий, применяемых для массовой и стремительной борьбы с изжившими себя устоями, ведь «рифма поэта — ласка и лозунг, и штык, и кнут».
Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского
Вопрос об ответственности поэта перед своим народом волновал всех художников слова: Пушкина, Лермонтова и, конечно, Маяковского.
У Маяковского тема поэта и поэзии также занимает важное место. Он наряду с Пушкиным и Лермонтовым показывает образ поэта пророка, но также мы видим, что данный образ претерпевает изменения и становится больше похож на декабристский.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Думаю, что всем известно, что многие критики называют творчество Маяковского лишь пародией – пародией на творчество таких классиков, как Пушкин, Лермонтов. Но также имеются сторонники версии, что Маяковский является важным звеном в развитии русской литературы и слова. И в эту линию входят Пушкин – Некрасов – Маяковский.
Вопрос о роли поэта и поэзии находит отражение во многих стихотворениях Маяковского. При этом стоит отметить, что восприятие и принятие данной темы автором весьма статично и переменчиво. Маяковский раскрывает ее с разных ракурсов и сторон, показывая ее многогранность.
Свою роль в становлении поэтического наследия Маяковский поднимает в стихотворении «Юбилейное». Он приравнивает свои поэтические достижения к поэзии Пушкина:
«У меня,/ да и у вас, / в запасе вечность».
Поэт понимает, что при жизни к нему не придет народное признание, но потом они все поймут и прочувствуют его труд. Он утверждает, что его поэзия равна поэзии Пушкина и Некрасова. Говорит, что в его время страна стала «поэтами нища», потому что «надо, /чтобы поэт / и в жизни был мастак».
Автор признает, что поэтов в его время мало, но одновременно чувствует, что может это и не нужно:
«Только вот / поэтов, / к сожалению, нету –
Впрочем, может, / это и не нужно».
По подобию Пушкина, Маяковский затрагивает тему поэзии, как памятника и наследия. При этом требует себе памятник при жизни, а не после смерти, потому что «ненавидит /всякую мертвечину! // Обожает/ всяческую жизнь!»
Стихотворение «Разговор с фининспектором» продолжает раскрытие темы поэта и поэзии, при этом в нем Маяковский рассматривает ее с точки зрения не творчества, а великого труда. «Труд мой любому труду родственен» — этими словами автор ставит поэтический труд на одну ступень с физическим трудом. Он пытается показать, что создавать поэзию, это не просто складывание слов в рифму, а великий труд, требующий большой отдачи. Поэтому быть поэтом — отнюдь не легкая работа. Она сопоставима одновременно и с прыжком в неизвестность, и сложностью рабочий, добывающих радий:
Поэзия — /та же добыча радия.
В грамм добыча, / в год труды.
Изводишь / единого слова ради
Тысячи тонн / словесной руды.
А все потому, что слово требует взвешенного и бережного отношения. При этом каждое произведение должно быть по-своему новым и необычным. А это значит, что каждый раз поэт должен открывать в себе новые грани, затрагивая при этом еще не познанные темы: «Поэзия – вся – езда в незнакомое», «А что если я народа водитель и одновременно народный слуга?»
Главным долгом поэта, а значит и целью всей поэзии, Маяковский видел борьбу с мещанством, как негативным проявлением существующего мира:
Эти слова / приводят в движение
тысячи лет / миллионов сердца.
Долг наш — / реветь / медногорлой сиреной
в тумане мещанья, / у бурь в кипенье.
Поэт / всегда /должник вселенной, /
платящий / на го´ре / проценты / и пени.
Маяковский в стихотворении «Разговор с фининспектором» ставит тему поэта и поэзии на новый уровень, показывая умение стихосложения с точки зрения сложного, но имеющего огромное значение для народа и страны труда: «Нет! И сегодня рифма поэта – ласка и лозунг и штык и кнут». Стихотворение является отражением размышлений Маяковского о месте поэта в рабочем строю:
У меня к вам / дело / деликатного свойства:
О месте / поэта / в рабочем строю.
Он укоряет фининспектора в том, что все считают «рифму – векселем», «строчку – распоряжением», и не видят в них душу и истинный смысл. При этом старается натолкнуть его на мысль, что народ, страну может спасти лишь поэзия:
Все меньше любится, /все меньше дерзается,
И лоб мой / время / с разбега крушит.
Приходит / страшнейшая из амортизаций –
амортизация / сердца и души.
Слово поэта — /ваше воскресение,
ваше бессмертие, гражданин канцелярист.
Безусловно Маяковский осознавал огромную важность собственной поэзии, но при этом видел, что его место «в ряду беднейших рабочих и крестьян»:
Нет! / И сегодня/ рифма поэта –
ласка, / и лозунг, / и штык, / и кнут.
Понимая назначение своей поэзии, Маяковский подчеркивал насколько она отличается от лирической. Особенно это противопоставление заметно в стихотворении «Сергею Есенину». Подчеркивая отличие поэзии Есенина от его испепеляющих стихов, Маяковский в то же время жалеет Сергея Александровича. Маяковский считал, что Есенин не мог жить и писать иначе под воздействием богем, поэтому не сумел раскрыть всего себя:
Заменить бы вам / богему / классом,
Класс влиял на вас, / и было бы не до драк.
По мнению Маяковского, одной из причин гибели Есенина послужила невозможность самовыражения:
Может, /окажись / чернила в «Англетере»,
вены / резать / не было б причины.
Также в стихотворении Маяковский отмечает личностное отношение к творчеству Есенина: ему дороже не нежность и красочность, ценимые поклонниками, а сила, крепость, способность не только «воспевать жизнь, но и участвовать в ее переделке». Он принимал лишь одну активную жизненную позицию, с целью разгона таких «друзей», как Собинов, Коган:
Надо / жизнь / сначала переделать,
переделав можно воспевать.
В произведении «Необычайное приключение бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» мы вновь видим новую грань раскрытия темы. При помощи эффекта гиперболизации Маяковский в стихотворении бросает вызов солнцу. Подчеркивая этим личное понимание поэзии, как выполнения социального заказа Роста:
Про то, про это говорю, / что де заела Роста.
И как не странно солнце понимает труд поэта потому, что и ему светить трудно. Они переходят на «ты», осознавая свою близость – оба, поэт и солнце, противостоят тьме. И если нет Солнца, то души озаряет поэзия:
Светить всегда, /светить везде,
до дней последних донца, светить –
и никаких гвоздей! / Вот лозунг мой
и солнца!
Маяковский хотел быть понятым если не современниками, то хотя бы потомками. Это стремление он отразил в поэме «Во весь голос». Ее смело называют поэтическим завещанием творца:
Я к вам приду / в коммунистическое далеко
не так, / как песенно-есенинский провитязь.
Мой стих дойдет / через хребты веков
и через головы / поэтов и правительств.
Поэт пытается подвести свое творчество к итогу. Задается вопросом, что сделает его творчество бессмертным. Хочет объяснить, почему он намеренно выделялся из числа своих современников-поэтов, «поэтов чистого искусства». Причину он видит в своем стремлении отразить грубую действительность:
И мне / агитроп / в зубах навяз.
И мне бы / строчить / романсы на вас –
доходней оно / и прелестней.
Но я / себя / смирял, / становясь
На горло / собственной песне.
Маяковский указывает, что поэзия должна отражать и освещать насущные проблемы дня. Он следовал этой цели, поэтому верит, что рано или поздно истинная самобытность его творчества будет понята:
Мой стих/ трудом / громаду лет прорвет
и явится / весомо, / грубо, / зримо,
как в наши дни / вошел водопровод,
сработанный / еще рабами Рима.
Верил в признание, но и был готов к тому, что его забудут:
Стихи стоят / свинцово-тяжело,
готовые и к смерти / и к бессмертной славе.
Маяковский подчеркивает партийность и классовость своего творчества, его связь с народом:
Пускай нам / общим памятником будет
построенный / в боях / социализм.
Маяковский – поэт, необычайно чувствовавший время, поэт, ценящий верность высокому долгу творчества. После его смерти М. Цветаева написала: «Боюсь, что, несмотря на народные похороны… Россия до сих пор еще не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского» Это является подтверждением слов Маяковского, что лишь после смерти спустя годы – его творчество обретет истинное признание, а современники ценность пока не осознают.
В чем маяковский видит назначение поэзии
- Главная
- Биографии
- ЕГЭ по русскому языку
- Задание 26: Средства выразительности
- Задание 27 (сочинение на ЕГЭ)
- Аргументы к сочинению
- Примеры сочинений ЕГЭ
- Рекомендации по заданию 27
- Задания 16-20: Пунктуация
- Задание 16: Пунктуация при ССП и однородных
- Задание 17: Обособленные члены
- Задание 18: Пунктуация при вводных словах и обращениях
- Задание 19: Запятые при СПП
- Задание 20: Запятые в сложном предложении
- Задания 22-26: Анализ текста
- Задание 22: Анализ содержания текста
- Задание 23: Типы текстов
- Задание 24: Лексические нормы
- Задание 25: Средства связи в тексте
- Задания 4-8: Языковые нормы
- Морфологические нормы: задание 7
- Орфоэпия: задание 4
- Паронимы: задание 5
- Синтаксические нормы: задание 8
- Задания 9-15: Орфография
- Задание 10: Правописание приставок
- Задание 11: Правописание суффиксов
- Задание 12: Правописание глаголов и причастий
- Задание 13: НЕ с частями речи
- Задание 14: Слитное и раздельное написание
- Задание 15: Правописание Н и НН
- Задание 9: Правописание корней
- Тесты в формате ЕГЭ по русскому языку
- Литература
- Анализы стихотворений
- Блок А.А.
- Лермонтов (лирика)
- Биографии писателей
- И.А.Гончаров
- Видеотека
- ЕГЭ по литературе
- Задание 17: Сочинение (развернутый ответ)
- Задания 8-16: анализ текста
- Итоговое сочинение
- Доброта и жестокость
- Искусство и ремесло
- Итоговое сочинение Архив
- Месть и великодушие
- Мечты и реальность
- Отцы и дети
- Краткие содержания
- «Слово о полку Игореве»
- Булгаков М.А.
- Бунин И.А.
- Гоголь Н.В.
- Гончаров И.А.
- Горький М.
- Грибоедов А.С.
- Достоевский Ф.М.
- Жуковский В.А.
- Лермонтов М. Ю.
- Некрасов Н.А.
- Островский А.Н.
- Пастернак Б.Л.
- Платонов А.П.
- Пушкин А.С.
- Салтыков-Щедрин М.Е.
- Солженицын А.И.
- Твардовский А.Т.
- Тургенев И.С.
- Фонвизин Д.И.
- Чехов А.П.
- Шолохов М.А.
- ОГЭ по литературе
- Полные тексты произведений
- Произведения для аргументации в сочинении
- Разборы произведений
- А.Н.Островский «Гроза»
- Гоголь Н.В.
- Грибоедов А.С.
- Лермонтов М.Ю.
- Лирика А.А.Блока
- Пушкин А.С.
- Слово о полку Игореве (анализ)
- Толстой Л.Н «Война и мир»
- Фонвизин Д.И.
- Сочинения по литературе
- Теория литературы
- Экранизации (школьная программа)
- Анализы стихотворений
- О Санкт-Петербурге
- Русский язык
- Контрольные работы 1-11 классы
- Начальная школа
- Новости образования
- ОГЭ по русскому языку
- Задание 15: Сочинение по выбору
- Задание 3: Средства выразительности
- Задание 7: Синонимичные словосочетания
- Задания 4-6
- Задания 8-14: Анализ предложения
- Изложение на ОГЭ
- Тесты ОГЭ по русскому языку
В чем видит предназначение поэта В.В.Маяковский? [Пример выполнения задания 17.3 на ЕГЭ по литературе]
Не каждый может писать стихи. Этот дар присущ настоящим талантам, наделенным «искрой божьей». Поэт способен влиять на умы и сердца людей, будить их чувства. Но сколько сил надо, чтобы написать строки, которые проникнут в каждое сердце!
У одаренных поэтическим талантом людей особая душевная организация. Поэты наделены способностью тонко чувствовать и переживать жизненные перипетии, в обыденном они видят чудесное.
Маяковский из числа тех поэтов, которые пишут эмоционально. Вспомним его статью «Как писать стихи», в которой он пишет как «крутились» рифмы в его голове, как он беспрестанно повторял их, записывал, запоминал наизусть. Темы его стихов были разными: о быте, о любви. На особом месте стоят стихи-размышления о предназначении поэта.
«Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана», — так говорит поэт о внутреннем состоянии души творца. Так в чем же предназначение поэта?
В преддверии революции Маяковский считает, что поэт обязан призывать общество к действию, к революционному перевороту. Стихи должны звать к движению вперед, они неотделимы от народа. Свою связь с народом Маяковский подчеркивает строками: «А что если я народа водитель и одновременно народа слуга? Класс гласит из слова нашего, а мы пролетарии, двигатели пера».
Владимир Маяковский был революционным поэтом. Он приветствовал ее победу и ратовал за новое искусство. Стихотворение «Приказ №2 по армии искусств» содержит обращение поэта к работникам пера: «Товарищи! Дайте новое искусство — такое, чтобы выволочь республику из грязи». А свою задачу и предназначение он видит в том, чтобы «светить всегда, светить везде» («Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»). Поэт дает сравнение с солнцем. Солнце дает жизнь всему живому, без него невозможно жить. Так и поэт, он должен творить, несмотря ни на что, нести в массы живое горячее слово.
Профессионализм поэта Маяковский ставил на главное место. Настоящий мастер слова трудится над произведением упорно, оттачивая слова так, чтобы они были услышаны и поняты народом. Об этом поэт размышляет в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии»: «Поэзия – та же добыча радия, В грамм добыча, в год труды. Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды». Он говорит о том, что эти слова «приводят в движение тысячи лет миллионов сердец». А значит назначение поэта и поэзии – звать за собой, быть вдохновителем борьбы с «серым хламом». Поэт по мнению Маяковского, рядовой труженик поэзии, которому не всегда оплачивают работу, он говорит о о том, что «поэт всегда должник вселенной, платящий на горе проценты и пени».
Своеобразным итогом творчества Маяковского, программой, его завещанием потомкам считается вступление к поэме «Во весь голос». Здесь он прямо говорит о своей гражданской позиции и о том, в чем видит назначение поэзии»: «Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря»… Трудна доля поэта, он всегда впереди ,все силы отдает творчеству на благо народу, бескорыстно служа Родине: «Мне и рубля не накопили строчки…».
Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна
1)Как Маяковский определяет назначение своей поэзии?2)Почему лирический герой стихотворения «Послушай!» так боится,что человечество может остаться без звёздного неба?
u041cu0430u044fu043au043eu0432u0441u043au0438u0439 u0431u044bu043b u0438u0437u0432u0435u0441u0442u0435u043d u0441u0432u043eu0438u043cu0438 u0433u0440u0443u0431u044bu043cu0438 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044fu043cu0438, u043du0435 u0443u043au043bu0430u0434u044bu0432u0430u044eu0449u0438u043cu0438u0441u044f u0432 u043fu0440u0438u043du044fu0442u044bu0435 u0441u0442u0430u043du0434u0430u0440u0442u044b. u041du043e u0437u0430 u043fu0440u044fu043cu043eu043bu0438u043du0435u0439u043du043eu0441u0442u044cu044e u0441u043au0440u044bu0432u0430u043bu0430u0441u044c u0447u0443u0442u043au0430u044f u0442u0432u043eu0440u0447u0435u0441u043au0430u044f u0434u0443u0448u0430, u043eu0441u0442u0440u043e u0440u0435u0430u0433u0438u0440u0443u044eu0449u0430u044f u043du0430 u043du0435u0441u043fu0440u0430u0432u0435u0434u043bu0438u0432u043eu0441u0442u044c u0438 u043bu044eu0434u0441u043au043eu0435 u0440u0430u0432u043du043eu0434u0443u0448u0438u0435. u0412 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0438 u00abu041fu043eu0441u043bu0443u0448u0430u0439u0442u0435!u00bb u043eu043d u0431u0435u0437 u043fu0440u0435u0434u0438u0441u043bu043eu0432u0438u044f u0438 u043eu0433u043eu0432u043eu0440u043eu043a u043eu0431u0440u0430u0449u0430u0435u0442u0441u044f u043a u043bu044eu0434u044fu043c u0441 u0446u0435u043bu044cu044e u043eu0431u0440u0430u0442u0438u0442u044c u0438u0445 u0432u043du0438u043cu0430u043du0438u0435 u043du0430 u0441u043eu0432u0435u0440u0448u0435u043du0441u0442u0432u043e u043cu0438u0440u043eu0437u0434u0430u043du0438u044f. u0413u043bu0430u0432u043du044bu0439 u0441u0438u043cu0432u043eu043b u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044f u2014 u0437u0432u0435u0437u0434u044b, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u043du0435 u0437u0430u0432u0438u0441u044fu0442 u043eu0442 u043bu044eu0434u0441u043au0438u0445 u0441u0442u0440u0430u0441u0442u0435u0439. u0427u0435u043bu043eu0432u0435u043a u0434u043eu043bu0436u0435u043d u043eu0441u0442u0430u043du043eu0432u0438u0442u044cu0441u044f u0438 u0432u043du0438u043cu0430u0442u0435u043bu044cu043du043e u043fu043eu0441u043cu043eu0442u0440u0435u0442u044c u043du0430 u043du043eu0447u043du043eu0435 u043du0435u0431u043e. u0417u0432u0435u0437u0434u044b u0441u043fu043eu0441u043eu0431u043du044b u0443u043du0438u0447u0442u043eu0436u0438u0442u044c u0437u043bu043eu0431u0443 u0438 u043du0435u043du0430u0432u0438u0441u0442u044c. u0415u0441u043bu0438 u043eu043du0438 u0432u0441u0435 u0435u0449u0435 u0441u0443u0449u0435u0441u0442u0432u0443u044eu0442, u0437u043du0430u0447u0438u0442 u043du0435 u0432u0441u0435 u043fu043eu0442u0435u0440u044fu043du043e, u00abu0437u043du0430u0447u0438u0442 u2013 u044du0442u043e u043au043eu043cu0443-u043du0438u0431u0443u0434u044c u043du0443u0436u043du043e?u00bb. u041fu043eu044fu0432u043bu0435u043du0438u0435 u043du043eu0432u044bu0445 u0437u0432u0435u0437u0434 u0434u043bu044f u041cu0430u044fu043au043eu0432u0441u043au043eu0433u043e u2013 u0440u0435u0437u0443u043bu044cu0442u0430u0442 u0447u044cu0435u0433u043e-u043bu0438u0431u043e u0441u0442u0440u0430u0441u0442u043du043eu0433u043e u0436u0435u043bu0430u043du0438u044f. u00abu0415u0441u043bu0438 u0437u0432u0435u0437u0434u044b u0437u0430u0436u0438u0433u0430u044eu0442u00bb, u0442u043e u043bu044eu0434u0438 u0435u0449u0435 u0441u043fu043eu0441u043eu0431u043du044b u043eu0434u0443u043cu0430u0442u044cu0441u044f, u043fu0440u0435u043au0440u0430u0442u0438u0442u044c u0432u043eu0439u043du044b u0438 u043du0430u0441u0438u043bu0438u0435. «>]» data-test=»answer-box-list»>
Ответ:
Маяковский был известен своими грубыми произведениями, не укладывающимися в принятые стандарты. Но за прямолинейностью скрывалась чуткая творческая душа, остро реагирующая на несправедливость и людское равнодушие. В стихотворении «Послушайте!» он без предисловия и оговорок обращается к людям с целью обратить их внимание на совершенство мироздания. Главный символ произведения — звезды, которые не зависят от людских страстей. Человек должен остановиться и внимательно посмотреть на ночное небо. Звезды способны уничтожить злобу и ненависть. Если они все еще существуют, значит не все потеряно, «значит – это кому-нибудь нужно?». Появление новых звезд для Маяковского – результат чьего-либо страстного желания. «Если звезды зажигают», то люди еще способны одуматься, прекратить войны и насилие.
Тема поэта и поэзии в лирике В. Маяковского
В. Маяковский — крупнейший поэт двадцатого столетия, был поэтом-горланом, намеренно выступал в ярко-желтой кофте, его выступления сопровождались улюлюканьем и свистом. Такой же громкой и яркой была его поэзия.
В. Маяковский в своих стихах выражает убежденность в необходимости поэтического слова. Назначение поэта он видит в том, чтобы вызвать в людях стремление преодолеть некрасивость мира, изменить мир.
Маяковский был далек от поэзии чисто эстетической, услаждающей, наполняющей душу лишь возвышенным лиризмом. Настоящего поэта он видит прежде всего агитатором, горланом, главарем, борцом за переустройство несовершенной жизни. Стихи, по мнению Маяковского, непременно должны обладать взрывной, действенной силой. У самого поэта стихотворение никогда не бывает вялым и инертным, оно всегда заряжено большой идеей, страстью, энергетикой. Маяковский не просто рисует мир, он убедительно доказывает, призывает к соучастию своего читателя.
Поэзии Маяковского свойственны определенность политической позиции, пламенный пафос, нетерпепивость к осуществлению преобразований, митингово-ораторская, призывная интонация.
Важнейшую роль в передаче авторского замысла играет у поэта его знаменитая «лесенка». Она придает стиху особую интонацию, резкость, наделяет необыкновенной силой ключевые слова.
Как и все футуристы, Маяковский — словотворец. Его поэзии присуще использование обновленной лексики, оригинальная ритмика и рифма. Поэтический стиль Маяковского отличает политическая заостренности, плакатная четкость, афористичность фраз, лозунговость, ясность мысли.
Стихотворение «Левый марш» было написано для выступления перед матросами. Сама структура стиха выделяет нужное слово и образует чеканный маршевый ритм, подчеркивающий обращение к массовой аудитории. Поэт рассчитывает на агитационное воздействие, на немедленный и сиюминутный отклик.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
«Левый марш» позволяет ощутить накаленную атмосферу эпохи. Ему свойственен деловой и патетический тон. Настроение стиха подчеркивает необходимость железной дисциплины, единства, боевого настроя. Маяковский умело использует именно трибунные слова, которые звучат как приказ, команда.
В стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковский ставит вопрос «о месте поэта в рабочем строю», он поднимает важную проблему современности. Автор говорит о том, что труд поэта должен оцениваться особой меркой, что тяжесть его не измерима рублем. Поэт, по утверждению Маяковского, «народа водитель и одновременно — народный слуга». Его рифма — «ласка и лозунг, и штык, и кнут». Маяковский всегда противопоставлял себя «кучерявым лирикам». Он говорил, что они «блеют на лирические любовные темы». Не обошел он их критикой и в «Разговоре с фининспектором».
различны поэтов сорта.
У скольких поэтов
легкость руки! Тянет,
строчку изо рта и у себя
и у других. Что говорить
о лирических кастратах?!
Высоко, по Маяковскому, назначение поэта и его творчества. Поэзия в руках Маяковского становится оружием. Он стал голосом, рупором новой эпохи.
Тема назначения поэта в лирике В.В.Маяковского
Писать стихи – невероятный талант, который дается не каждому. И этот дар божий имеет две стороны. Да, поэт имеет власть над словом, он способен с помощью рифм влиять на других. Но сколько эмоциональных усилий требуется для создания стиха!
Поэтический дар – это не преходящий талант, это особая организация души. «Бабочка поэтиного сердца» тонко чувствует и переживает события жизни, в самом обычном она видит удивительное, часто что-то преувеличивает, излишне драматизирует – этим настоящий поэт и отличается от простого человека. Там, где для одних «пустое слово», для творца – «крик тысячедневных мук».
Поэзия Владимира Маяковского предельно эмоциональна. В своей статье «Как писать стихи» он описывает процесс создания рифм и строк. Они постоянно «крутились» в его голове, поэт бубнил их на улице, записывал в бесчисленные блокноты, практически всё знал наизусть. Он писал о быте, о любви, об обществе — почти обо всем. И, конечно, особо его интересовала тема назначения поэта.
В своих стихах Маяковский указывает на необычность внутреннего мира поэта. Например, он может делать так:
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
Но красота красотой, а в чем же смысл поэзии, каково назначение поэта?
В дореволюционном творчестве Маяковский видел назначение поэзии в подготовке общества к революции. Стихи – движущая сила, вдохновляющая массы, и на плечах искусства лежит ответственность за народное благополучие, к которому приведет революция:
А что, если я народа водитель и одновременно – народный слуга?
Класс гласит из слова нашего, а мы пролетарии, двигатели пера.
В этих строках еще больше чувствуется неотрывность Маяковского от народа. К чему талант, если он не приносит ничего хорошего, если он не движим великой целью? Такое искусство, ради эстетического удовольствия, поэт презрительно называл «чистым», аполитичным искусством, а его создателей – «Митрейками», «Кудрейками» и «балалаечниками». Вместе с тем, Маяковский не считает свою поэзию чем-то невероятным и возвышенным. Сам себя он определяет не самыми восторженными, но острыми словами:
Я, ассенизатор
и водовоз,
революцией
мобилизованный и призванный.
Поэт, по его мнению, это «горлан-главарь», «агитатор», которому не страшны «хребты веков» и «головы правительств». Ведь все это рано или поздно будет оправдано благополучной жизнью потомков в «коммунистическом далеко».
В стихотворении «Необычайно приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» назначение поэзии объясняется простыми словами:
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить –
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
и солнца!
Здесь поэт сравнивает себя с солнцем, без которого невозможно жить. Светило иногда устает светить, но оно обязано каждое утро вставать и давать людям свет. Так же и поэт — наделенный талантом, он должен нести духовное озарение в народные массы, в «серый хлам» мира. Не случайно здесь поэт сравнивает поэзию с солнечным светом, а самого поэта – с солнцем, которое снизошло с неба. Это отсылает читателя к языческим поверьям славян: одним из самых главных богов в славянском пантеоне был Ярило. Словом, поэт достоин поклонения, конечно, если он умеет «светить».
«Эти слова приводят в движение тысячи лет миллионов сердец», — провозглашает Маяковский. Значит, вот оно, истинное значение поэзии – вдохновлять, двигать, побуждать к действию, «реветь медногорлой сиреной». На плечах поэта – огромная ответственность, ведь он должен делать то, за что обычно не платят. Но поэт платит огромную цену за свой талант:
Поэт
всегда
должник вселенной,
платящий
на горе проценты и пени.
Из стихов Маяковского мы видим, что он отводит поэзии огромную роль в жизни общества. Служить людям, верить в завтрашний день и «заражать» этой верой других – вот настоящая сущность поэзии. Маяковский навсегда связал себя с поэзией, таков был его выбор:
Видите –
Гвоздями слов
Прибит к бумаге я.