0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем особенность поэзии пастернака

Лирика Пастернака, основные темы и мотивы

В русской литературе немало поэтических произведений, в которых затрагивается философская тема, присутствуют любовные мотивы, описания природы. Правда, особого внимания заслуживает лирика Пастернака. На разных этапах творческого пути поэт поднимал различные темы, пользовался разными способами выражения. Поэтому его произведения стоит рассмотреть более подробно. Информация о лирике Пастернака пригодится ученикам 9 класса.

Особенности и своеобразие лирики Пастернака

Лирика Бориса Пастернака – огромный вклад поэта в мировую и русскую литературу. Она одновременно проста и сложна, сдержана и эмоциональна, понятна и изыскана. Поэзия восхищает многообразием ассоциаций и звуков.

Автору удается представить знакомые всем явления и предметы в новом обличье. Своеобразие лирики Пастернака заключается в яркости и неординарности. Поэтому произведения никого не оставляют равнодушным. Основные мотивы лирики Пастернака – отражение его личности. Будущий поэт рос в семье знаменитого художника и уже с первых попыток в его стихах просматривается особый стиль, нестандартное построение художественных приемов и средств.

Публиковаться автор начал в 1913 году. Правда, к ранним своим произведениям он относился весьма критично. Поэтому спустя время часть из них кардинально переделал. Здесь наблюдается нарушение логических связей, возможны пропуски несущественных для автора деталей. Нередко Пастернак вовсе не называет тот предмет, о котором идет речь, но дает ему многочисленные определения.

Стихи Пастернака отличаются тем, что в них зачастую используются редкие выражения и слова. Автор старался их употреблять не часто. Чтобы понять его лирику, нужно знать значение данных слов. Поэт подбирал их с особой тщательностью. Он стремился не использовать штампов, которые отталкивали его. Именно поэтому он называет четкие имена своих персонажей, подбирает малоизвестные географические названия, использует уже устаревшие выражения.

Особенность лирики Пастернака – необычный синтаксис. Автор прибегает к нарушению привычных канонов. Обычные слова он располагает в строфе неординарно. За счет этого текст становится экспрессивным, ярким, приобретает особый ритм.

Темы и мотивы лирики Пастернака

Отдельно стоит рассмотреть, какие темы и мотивы присутствуют в лирике Пастернака. Поэт не останавливается на описании только одной определенной проблемы. Его произведения многогранны и глубоки. Основные темы при этом – любовь, философия и природа.

Ранняя лирика Пастернака

От более поздних работ ранняя лирика Пастернака кардинально отличается. Например, в 1917 году вышел его сборник стихов под названием «Сестра моя жизнь». Все произведения в нем посвящены его возлюбленной Елене. Здесь присутствуют размышления лирического героя, сравнение его возлюбленной с литературными и мифологическими персонажами. Стихотворения чем-то схожи с мифами.

Автор нередко обращался к книжным образам. Таким образом ему удавалось создать определенную ассоциативную связь. В сборнике образы связаны воедино, символизируют любовь, силу и чистоту. Своих героинь он представляет не неприступными и холодными, а эмоциональными, живыми, объединяет их с природой.

Ранние произведения автора динамичны, схожи с картинами, написанными в ярких тонах. Эти стихи музыкальны и ритмичны. Мир поэт представляет предметным. С помощью любви преображается не только человек в лирике Пастернака, но и все, что его окружает. Возлюбленная помогает сделать жизнь прекрасной.

В сборнике «Сестра моя жизнь» автор представляет жизнь во всем своем многообразии, с неудачами и радостями. Возлюбленную при этом он видит царицей, помогающей герою раскрыться и очистить окружающий мир. Анализ этих произведений осуществляется с учетом чувств и ощущений. Символы здесь многозначны и каждый читатель их понимает по-своему.

Внимания заслуживает еще один сборник, который относится к раннему периоду творчества. Речь идет о «Темы и вариации». Эта книга была опубликована в 1923 году. Здесь уже отмечается больше драмы и напряжения, описываются противоречивые ситуации, которые отпадают от нормы. Этот сборник можно смело назвать самым экспрессивным среди всех книг поэта. В лирике Бориса Пастернака запечатлен глубокий психологизм. Любовная тематика приобретает совершенно новый поворот. Писатель ассоциирует любовь с болью и болезнью. Этому есть вполне логичное объяснения – разрыв отношений с возлюбленной.

Автор неоднократно обращается в своих стихах к Елене, признается в любви. В этой серии произведений отчетливо заметно напряжение, боль. Лишь в конце цикла персонажу удается добиться смирения и отпустить любимую.

Философская лирика

Отдельного внимания заслуживает философская глубина лирики Пастернака. В своих произведениях поэт раскрывает проблемы мировоззрения и всего человечества в целом. Он пытается найти ответы на важные философские вопросы, ищет смысл жизни и правду. Человек в лирике Пастернака представляется нравственным, духовным. В его произведениях присутствуют размышления об искусстве и его природе, предназначении творчества, жизни и смерти, течение времени. Нередко мироздание в стихах выступает отражением человеческой души.

Для героев характерно жизнелюбие. В душе человек осознает, насколько хрупкой является жизнь, понимает, что не хватает сострадания. По сути, именно такими качествами и определяются философские мотивы. Только чуткие и умные люди способны познать смысл бытия.

Пастернак понимал, что осознать все тонкости мира в его огромном многообразии попросту не удастся. Человеку дано лишь открывать его, но этому нужно учиться. Следует наблюдать за всеми жизненными проявлениями и постоянно стремиться к познанию. Автор принимал мир во всей его простоте и красоте, не пытался идеализировать и возвысить. Поэтому для него он был понятен и прост. Его герой радуется и удивляется всему, что его окружает. Поэт считает, что прекрасное нужно уметь видеть даже в мелочах. Например, в порхании бабочки, каплях росы. Тем не менее он указывает на то, что в мире множество загадок и их нужно разгадывать.

Человеческая жизнь, по мнению поэта, не бренная. Он относится к ней к как дару. Поэтому его произведения наполнены счастьем и детством. Пастернак убежден, что лишь Творец может определять участь людей. Эта мысль отчетливо просматривается в его поздних произведениях. По сути, могущество Бога присутствует на всех этапах его творчества, и эта идея была неизменной до самого конца.

Природа в лирике Пастернака

Природе в лирике Пастернака уделено особое внимание. Поэт молчаливо и восторженно наблюдал за всем, что его окружает. Автор буквально сливался с природой, растворялся в ней. Считал, что беглым, поверхностным взглядом невозможно уловить все ее оттенки.

Литератор восторгался миром природы и стремился передать эти чувства читателю. Особо ярко это заметно в произведениях про природу. Он уделяет внимание безграничным просторам, временам года, закатам и восходам. Автор удивительным образом чувствовал жизненную глубину в окружающем мире, считал, что именно в природе точно отображены душевные переживания людей.

Поэт даже человека не представляет самостоятельным персонажем. Он растворяется в природе, сливается в ней. Сама же природа при этом живет, чувствует, дышит и даже размышляет. Например, автор сравнивает грозу со злой женщиной, а дождь, с метчиком и землемером.

В природных образах поэт отображает реальность, переживания людей. С помощью пейзажей ему удается передать настроение, определенный смысл.

Любовная лирика поэта

Любовь в лирике Пастернака присутствует повсеместно. Эта тема просматривается как в ранних, так и поздних произведениях. Особого же внимания заслуживает книга «Второе вторжение». По сути, сборник можно назвать автобиографичным. В период его написания семья Пастернака разрушилась, вскоре он нашел себе новую спутницу жизни.

В сборнике автор обращается к своей бывшей супруге. Просит не печалиться по поводу развода, но делает это весьма неуверенно. Он посвящает ей стих, говорит, что та навсегда останется для него опорой и товарищем. Их же любовь оказалась обманом.

За счет наличия сразу двух женщин, цикл получился весьма драматичным. Тем не менее прослеживается доверительный тон. Герой в произведении восторжен, воодушевлен любовью. Благодаря новому, только зародившемуся чувству, у него появляется желание жить и творить. Он восхищается своей возлюбленной и всячески подчеркивает это в стихах.

Любимая для героя – целая жизнь. Все, что не касается нее и любви как таковой, для него не имеет никакого значения. Когда в его жизни появляется возлюбленная, он перестает испытывать вину, тоску и одиночество. Благодаря любви герой будто оживает. Свое будущее он связывает исключительно с любимой.

Автор представляет эту даму чистым и светлым ангелом. Правда, в этом цикле книжные образы присутствуют лишь изредка. Применяется понятная для всех лексика, нет размытых, сложных фраз. За счет этого образ удается сделать реальным, земным. С помощью любимой герой перерождается и начинает жить уже по-новому.

После выпуска этой книги у автора наблюдается длительный творческий кризис. Обусловлено это влиянием идеологии. Возможно поэтому на определенный период любовь в произведениях автора практически не просматривается. Что именно привело к таким кардинальным переменам, достоверно не известно. Не исключено, что автор попросту не хотел освящать интимные детали своей жизни. Также есть предположение, что на это повлиял переломный момент в его душе или положение государства.

Сочинение на тему: Каковы особенности поэзии Б.Л. Пастернака

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Каковы особенности поэзии Б.Л. Пастернака

С начала своего творческого пути Б. Пастернак был приверженцем правды. Пытаясь запечатлеть наиболее точно, во всей сложности то или иное мгновение жизни, он торопился воплотить всю сумятицу впечатлений в стихах, иногда не заботясь о том, чтобы они были поняты. Пафос молодого поэта — необузданный, неистовый восторг жизни. Его ошеломляет хаос запахов, красок, звуков и чувств. Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождем обо всех, Но люди в брелоках высоко брюзгливы И вежливо жалят, как змеи в овсе, Книга стихов «Сестра моя — жизнь» создавалась им в первый год революции, когда все привычное, рутинное летело кувырком. Рушились и устои литературного стиля, поэтому творчество раннего Б. Пастернака близко к новым течениям в поэзии. Для Б. Пастернака главным является правда жизни, те ее мгновения, которые он запечатлевает. В конце жизни, в опыте автобиографии «Люди и положения», он написал: «…моей постоянной мечтой было, чтобы само стихотворение нечто содержало: чтобы оно содержало новую мысль или новую картину… Мне ничего не нужно было от себя, от читателей, от теории искусства. Мне нужно было, чтобы одно стихотворение содержало город Венецию, а в другом заключался Брестский, ныне Белорусско-Балтийский вокзал». Но простое воспроизведение действительности для него немыслимо, так как эта действительность и язык, предназначенный для ее описания, — явления принципиально различные. Поэтому нужно было найти компромисс, в котором язык и реальность, не утратив своего своеобразия, максимально точно соответствовали бы друг другу. Этим вызвано непривычное для читателя построение образной структуры поэзии раннего Пастернака. Первые два сборника стихов посвящены созданию атмосферы, которая позволила бы воспроизвести мир, где все связано между собой, но эта атмосфера важна не сама по себе, а как средство для выражения представлений поэта о нравственных основах мира. В третьей книге стихов «Сестра моя — жизнь» мы видим, что природа и человек воспринимаются поэтом как части одного целого, включающего все богатство и разнообразие человеческой жизни, пронизанной и революционными событиями, и интимными переживаниями. В стихотворениях этого сборника фотокарточка является заместительницей женщины, деревья спорят о человеке с ветром, Демон обещает вернуться лавиной, сад бьется в зеркале и т.д. Поэтому кажущиеся чисто пейзажными стихотворения приобретают характер глобальный, как стихотворение «Степь»: «Как были те выходы в степь хороши!/ Безбрежная степь, как марина./ Вздыхает ковыль, шуршат мураши,/ И плавает плач комариный./… Не стог ли в тумане?/ Кто поймет!/ Не наш ли омет? Доходим. — Он./ — Нашли! Он самый и есть. — Омет./Туман и степь с четырех сторон», И далее: «…И через дорогу за тын перейти/Нельзя, не топча мирозданья». В этих строках — ощущение целостности всего сущего, неразрывной связи жизни человечества и природы. Природа, мир, тайник вселенной. Я службу долгую твою, Объятый дрожью сокровенной, В слезах от счастья отстою! Творчество зрелого Пастернака перестало быть необузданным, оно подчиняется его творческой воле. Стихи становятся лаконичными и стройными, в них ощущаются сила и яркость. В 50-е годы лейтмотивом нового цикла стихов становятся самоотверженность, самоотдача. Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех. В стихотворении «Свадьба» он пишет: Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других, Как бы им в даренье. Эти стихи перекликаются с ранним циклом поэта «На ранних поездах», когда он очутился в вагоне, переполненном «простыми людьми». Свое чувство к народу Пастернак назвал обожанием. Сквозь прошлого перипетии И годы войн и нищеты Я молча узнавал России Неповторимые черты. Стиль позднего Пастернака — просветленный. Но просветление не значит успокоение. В нем осталась прежняя ненасытность души, жажда понять и осмыслить непостижимые радости, противоречия и трагедии жизни. Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины, До основанья, до корней, До сердцевины. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. Пастернак стремился донести до читателя не только внешнюю сторону событий, но и их глубинную сущность; чувствовал громадную ответственность писателя за точную передачу смысла изображаемой им жизни, заботился о сохранении в сегодняшней действительности извечных моральных ценностей человечества. И если в ранней поэзии и прозе это скорее чувствовалось, чем прочитывалось впрямую, то позже, в последних циклах стихов он добился максимальной отчетливости, проясненности своих принципов. Убеждение в том, что «поэзия сохраняет в себе личность художника в том случае, если он верно определяет и выражает своим творчеством «безвременное значение»», Пастернак пронес от самых ранних произведений до стихов книги «Когда разгуляется» и романа «Доктор Живаго».
.

Читать еще:  Какие мотивы и образы подхваченные русской поэзией

Анализ стихотворений Б. Пастернака и особенности его поэзии

Борис Пастернак – один из выдающихся поэтов и писателей ХХ века. Его творчество пронизано философскими размышлениями, что выделяет его произведения среди других. Поэт стремился проникнуть в самую суть вещей и поделиться своими размышлениями с другими. Ниже будет представлен анализ стихотворений Пастернака.

Особенности поэзии

Прежде чем приступать к анализу стихотворений Пастернака, нужно отметить особенности его поэзии. Его лирику отличает особое отношение к природе. В описание природы Пастернак добавляет философские размышления, передавая через нее внутреннее состояние лирического героя. Поэт показал самобытность природы: до этого она передавалась через восприятие лирического героя.

Также одной из отличительных особенностей творчества Пастернака является акцент на теме поэта и поэзии. Он считал, что поэт не должен стремиться к славе, показной шумихе. Известность он должен заслужить, прокладывая самостоятельно свой творческий путь.

Стихотворения Пастернака отличаются особой метафоричностью. Именно при помощи метафор поэту удается передать ощущения природы независимо от восприятия человека. Тем самым он показывал единство окружающего мира. Поэт уделял внимание и звуковому оформлению: смысловое содержание должно было соответствовать его оформлению.

«Быть знаменитым некрасиво»: анализ

Поэт считал, что творческий человек не должен ставить своей целью только лишь известность и успех. Он должен был стремиться к самоотдаче, реализации своего творческого потенциала. Это нужно отметить в анализе стихотворения Пастернака «Быть знаменитым некрасиво».

Первая строка этого творения – это замечательный пример того, как произведение может заинтересовать читателя с самого начала. Именно в этой строчке поэт высказывает свое отношение к славе. Пастернак учит читателя быть скромным и благородным.

Это произведение относится к позднему периоду творчества поэта. Тогда Пастернак стал больше времени уделять переводам и поддержке своих друзей. Некоторые критики отмечают, что этим стихотворением он противопоставил себя другому поэту того времени – Маяковскому, который купался в лучах славы. Борис Пастернак считал, что из-за славы можно забыть о том, что творческий человек должен думать о том, чтобы оставить след в сердцах людей и помочь реализоваться своему таланту.

Кратко о стихотворении «Гамлет»

Это произведение является особенным – именно оно открывает цикл стихотворений, написанных Юрием Живаго. В нем поднимается непростая тема взаимоотношения человека и общества. В анализе стихотворения «Гамлет» Пастернака следует отметить, что здесь важную роль играет конфликт героя и общества.

Лирический герой понимает, что человеку приходится притворяться. И он был согласен играть эту роль. Но со временем герой понимает, что не в этом его предназначение. Он отказывается принимать лицемерие, навязанное обществом. Гамлет Пастернака готов к трудностям, с которыми ему придется столкнуться, но внезапно осознает, что сражаться ему придется в одиночку.

Гамлета Пастернака не стоит сравнивать с доктором Живаго. Это самостоятельный герой, имеющий свои убеждения и особый внутренний мир. Это герой, который готов бороться с несправедливостью общества за свободу и возможность раскрыться творческому потенциалу.

Кратко о произведении «Ночь»

Это творение отличается от других произведений поэта. В анализе стихотворения «Ночь» Пастернака следует отметить, что через призму обыденных профессий он рассуждает о творчестве. Все перечисленные занятия объединяет то, что люди бодрствуют в темное время суток.

Благодаря этому читатель может представить мир, в котором нет сна. Он бескрайний, таинственный и прекрасный. Поэт предупреждает о том, что художнику не до сна – он всегда должен быть готов творить. Следует отметить, что многие творческие люди считали ночное время наиболее подходящим для творчества. Сам Пастернак любил это стихотворение и с удовольствием декларировал его слушателям.

Кратко об известном творении «Февраль. «

В кратком анализе стихотворения «Достать чернил и плакать» Пастернака следует отметить, что главная его тема – это наступление весны, пробуждение поэзии и вдохновения. Черный цвет в этом произведении – это не цвет печали, а наоборот, признак весны, пробуждения земли после зимы.

Для поэтов весна является новым источником для вдохновения. К ним приходят новые силы для того, чтобы создавать прекрасные произведения. Таким образом автор показал единство природы и творчества.

В проведенном анализе стихотворений Пастернака показано, как он тонко чувствовал окружающий мир и стремился познать его. Его произведения не только наполнены философским смыслом, но и очень метафоричны. Именно эти особенности выделяют поэзию Бориса Пастернака среди других поэтов ХХ века. А его произведения являются достоянием русской поэзии и литературы.

Сложность поэзии Бориса Пастернака

10 февраля исполняется 130 лет со дня рождения Бориса Пастернака — одного из самых выдающихся поэтов русского Серебряного века. В честь юбилея гения отечественной лирики мы подготовили материал, посвящённый особенностям его поэтического мира.

Словарь

Пастернак включал в стихи слова и словосочетания, которые ранее никогда не использовались поэтами предыдущих поколений, особенно представителями золотого века русской поэзии. Поэт всю творческую жизнь искал свой стиль, и, чем меньше слово было привычным в обороте, тем лучше, оригинальнее и свежее оно становилось в стихах Пастернака.

Поэт стремился к различным экспериментам над словами и их формами, чтобы уйти от шаблона, от стандартных словосочетаний, выражающих обыденные представления. Не разобравшись в точном значении слова (это могут быть неологизмы и устаревшие слова, редкие географические названия, имена философов, поэтов, художников, учёных, композиторов), трудно проникнуть в смысл той или иной строки, строфы, четверостишия, стихотворения, осознать глубину описываемого в лирическом произведении. Перейдём же к конкретным примерам.

«Снасти крепки, как раскуренный кнастер…»

Читателю следует уточнить значение слова «кнастер». Кнастер — это сорт трубочного турецкого табака. Зная это, читатель соотнесёт крепкость табака с крепкостью снастей.

«Пью горечь тубероз, небес осенних горечь
И в них твоих измен горящую струю…»

С первых строк произведения смущает слово «тубероза». Тубероза — это многолетнее растение. Сразу же появляется вопрос: как можно пить растение? Но если мы начнем читать про туберозы, то поймем, что данный цветок используется в парфюмерии. Лирический герой Пастернака, описывая свои чувства к любимой, метафорично говорит: «Пью горечь тубероз…», что на самом деле означает примерно следующее: персонаж поэта грустит из-за разрыва с любимой и вспоминает ее запах (парфюм), который вызывает чувство ностальгии. В сочетании с туберозами понятное слово «пью» превращается в глагол «вспоминаю», «ностальгирую».

«Ты бьешься, как билась княжна Тараканова,

Когда февралем залило равелин…»

Рассказывая о душе лирического героя стихотворения, Пастернак прибегает к сравнению: «…как билась княжна Тараканова…». Стоит уточнить, что княжна Тараканова — это неизвестная женщина, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. Девушка была в 1774 году заточена в Петропавловскую крепость по приказу Екатерины II. Таким сравнением поэт показывает рвущуюся на свободу душу персонажа, которая обречена на страдания.

Но, помимо отсылки к истории России, строки осложняет слово «равелин». Равелин — это вспомогательное сооружение, которое помещалось перед крепостным рвом между бастионами. Равелины представляют собой каменную ограду с казематами для стрелков, или состоят из рва и вала, обычно имеющего каменную облицовку. Именно в феврале княжна Тараканова была заточена в Петропавловскую крепость, следовательно, метафора «февралем залило равелин» означает страдания женщины, навсегда сохранившиеся в стенах крепости, у которой был равелин.

Синтаксис

Чтобы сделать свою лирику уникальной, придать стихам особый стиль, Пастернак нарушал привычные для читательского слуха сочетания слов. Слова могут быть знакомыми, обычными, но их расстановка в строфе крайне оригинальна и поэтому затруднена.

«В посаде, куда ни одна нога
Не ступала, лишь ворожеи да вьюги
Ступала нога, в бесноватой округе,
Где и то, как убитые, спят снега…»

В этом стихотворении речь идёт о путнике, заблудившемся в некоем посаде, о метели, усугубляющей безысходность пути для героя. Заблудиться «в пространстве» для поэта то же, что и заблудиться «во времени». Передают это состояние обычные слова и словосочетания, получившие свои места и производящие необычное, странное впечатление благодаря метафоричности, которую Пастернак придает им.

Сложность этого четверостишия заключается еще и в приемах, а конкретно повторе, инверсии и гиперболе: «В посаде, куда ни одна нога / Не ступала, лишь ворожеи да вьюги / Ступала нога…», использованных поэтом для создания мрачного образа посада. Частое использование литературных приемов и различных троп осложняет читательское восприятие текста, а вместе с этим — синтаксиса.

«Так пошлость свертывает в творог
Седые сливки бытия»

В строках речь идет о пошлости, которая в переносном смысле «убивает в человеке стремление к высокому». Но поэт говорит об этом возвышенно трагично благодаря метафоричной игре со словами: сливки и творог не на прямую, а через ассоциации, которыми так богаты тексты Пастернака, сравниваются с даром постижения искусства и приземленной бездарностью, то есть с пошлостью. И опять синтаксис осложнен интересным пастернаковским приемом — аллитерацией на с-т, частое повторение согласных делает эти строки неприятными в эстетическом смысле. Можно сказать, что поэт добивается не только внутреннего, но и внешнего эффекта восприятия текста.

Читать еще:  Астольф де кюстин поэзия

Единство образной системы

У каждого поэта есть свой повторяющийся элемент: снежная вьюга у Блока, земля у Есенина, ночь у Тютчева, кавказский пейзаж у Лермонтова. Эти образы в текстах всех творцов трактуются по-разному, потому что каждый из писателей вносит что-то свое в значение слова. У Пастернака «вечных образов» сразу несколько.

Свеча-огонь

Свеча в лирике поэта означает жизнь, борьбу со смертью. Именно огонь свечи не дает потухнуть надежде на лучшее, поэтому эти образы смежные.

«На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно…»

Текст построен на антитезе снег (смерть) — свеча (жизнь). Смерть вечно преследует человека, но жизнь продолжается (свеча горит). Рефрен «свеча горела на столе, свеча горела», как бы побеждает метель, потому что всегда идет в конце, символизируя победу жизни над смертью.

Метель-снег

Снег в стихотворениях Пастернака всегда противопоставляется огню, то есть жизни, а значит, носит черты смерти, уходящего времени. Поэт часто призывает ценить жизнь, обращаясь к снегу или метели, напоминает о том, что прекрасная пора существования на земле в любой момент может кончиться. Зимние пейзажи и элементы делают мрачной атмосферу стихотворений Пастернака.

«Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?»

Чаша

Библейское мировоззрение Пастернака (о нем мы поговорим ниже) проявляется в некоторых образах, например, в образе чаши. Чаша в лирике Бориса Леонидовича означает рок, который преследует человека всегда. Сам образ чаши отсылает читателей к евангельскому сюжету, конкретно — к Молению о чаше или Гефсиманскому молению. Герой Пастернака часто фаталистичен, поэтому верит в волю судьбы, и единственный способ избежать вселенский ужас для него — молитва.

Вот несколько два примера из романа «Доктор Живаго»:

«Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси…»

«И, глядя в эти черные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом Он молил Отца…»

Аллюзии

У каждого писателя есть любимые книги, к которым лирики периодически обращается, воссоздавая различные сюжетные элементы, типы героев, сцены и даже идеи.

Однако, говоря конкретно о литературных отсылках в творчестве Пастернака, поражает «книжный арсенал» поэта. Пастернак умело совмещает собственные стихи с идеями других великих писателей, образами из книг различных авторов.

«Я не держу. Иди, благотвори.
Ступай к другим. Уже написан Вертер,
А в наши дни и воздух пахнет смертью:
Открыть окно — что жилы отворить».

Мелодичные строки завершают достаточно объемное произведение. Однако в самом последнем четверостишии мы видим имя Вертер. Опытный читатель сразу же поймет, что речь идет о романе Иоганна Гёте «Страдания юного Вертера», по сюжету которого молодой человек, чье имя уже упоминалось, кончает жизнь самоубийством из-за неразделенной любви. Лирический герой, говоря, что «Вертер уже написан», отпускает возлюбленную, обещая, что он ничего не сделает с собой.

«И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в нежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела»

А это стихотворение, как и прозаическая часть, к которой оно относится, имеет сходства с балладой Жуковского «Светлана». Вспомним первые строки произведения поэта-романтика:

«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили…»

Зимний пейзаж и непривычные для поэзии слова «воск» и «башмачок» намекают на скрытую связь данных поэтических произведений.

Но если погрузиться в контекст строк пастернаковского стихотворения, то сильно удивимся тому, насколько глубока отсылка к балладе Жуковского. Вот отрывок из романа «Доктор Живаго»:

«Они проезжали по Камергерскому. Юра обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало.

«Свеча горела на столе. Свеча горела…» – шептал Юра про себя начало чего-то смутного, неоформившегося, в надежде, что продолжение придет само собой, без принуждения. Оно не приходило».

Мы видим, как строки будущего стихотворения зарождаются, когда Юрий Живаго едет мимо дома Лары зимой 1911 года. Спустя 19 лет, в 1930, Лара идет мимо этого дома и решает зайти внутрь, где Юрий Андреевич уже лежит в гробу (главный герой снимал именно эту квартиру в последние годы жизни).

Кольцевая композиция романа и стихотворение отсылают нас к балладе «Светлана» не только некоторыми пейзажными зарисовками и деталями, но и сюжетными элементами. Вспомним сон Светланы: героиня приезжает к гробу, где лежит ее жених, как и Лара. Стихотворные строки пронизаны отсылками к прозаической части романа, которая, в свою очередь, также подвержена влиянию со стороны различных литературных текстов.

Евангельское мировоззрение

Как говорилось выше, лирический герой Пастернака часто задумывается о сущности человеческого бытия с достаточно фаталистической позиции. Он искренне верит, что все в мире предначертано свыше, эту мысль подтверждают строки из стихотворения «Гамлет»:

«Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку…

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути…»

Также лирический герой поэта искренне верит в воскресение, победу над смертью, и в этом заключается его евангельское мировоззрение:

«Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до воскресенья дорасту».

Не случайно главная книга Пастернака «Доктор Живаго» изначально имела «черновое» название «Смерти не будет», и поражает монолог Юрия Живаго, полностью отражающий позицию Пастернака на жизнь:

«Смерти нет. Смерть не по нашей части. А вот вы сказали талант, это другое дело, это наше, это открыто нам. А талант — в высшем широчайшем понятии есть дар жизни. Смерти не будет, говорит Иоанн Богослов, и вы послушайте простоту его аргументации. Смерти не будет, потому что прежнее прошло. Это почти как: смерти не будет, потому что это уже видали, это старо и надоело, а теперь требуется новое, а новое есть жизнь вечная»

Жизнеутверждающая сила стихотворений, интересный слог и изысканность строф сделали Пастернака одним из крупнейших поэтов в истории России.

Художественный мир Б.Л. Пастернака

Нестерова И.А. Художественный мир Б.Л. Пастернака // Энциклопедия Нестеровых

  1. Особенности художественного мира Бориса Пастернака
  2. Художественное своеобразие романа «Доктор Живаго»

Особенности художественного мира Бориса Пастернака

Б.Л. Пастернак – талантливый русский писатель, поэт, переводчик и публицист обладал удивительным талантом раскрывать острые проблемы, так чтобы никто не остался равнодушным. Его художественный мир насыщен как видами природы, так и драмами человека.

Явления природы у Пастернака не просто наделены свойствами живых существ, они обладают ими. Природа и поэт у Пастернака равноправны. Он не просто описывает природу, он её одушевляет. Особенностью творчества Бориса Пастернака можно смело назвать и единство мироощущения и поэтической картины мира:

В родстве со всем, что есть, уверясь
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.

Одна из отличительных черт художественного мира Пастернака -метафорическая насыщенность стихотворений. При этом метафора у него и сама по себе крайне необычна. Она выполняет не характерную для неё роль. Рассмотрим данный аспект подробнее. Итак, традиционно метафора весны означает пробуждение природы и чистоту. У Бориса Пастернака весна настолько насыщена бытовыми подробностями, что эффект пробуждения природы теряется. Это можно наблюдать в стихотворении «Весна» 1918 года.

В произведениях Бориса Пастернака ощущения человека передаются не путем описания его чувств, а посредством отождествления его с природой с помощью метафорических средств. Метафора у Пастернака восстанавливает единую картину мира.

Источником пастернаковской метафоры являются взаимопроникающие образы. Его метафора крайне важна, так как выполняет великую работу по восстановлению единства духовного и материального мира.

В поэтическом мире Бориса Пастернака крайне важен лирический герой, образ поэта, который создается в стихах. Невыделенность лирического героя, но «растворенность» в окружающем мире создается Пастернаком с помощью звуковой организации стиха.

Особенный звуковой строй выявляет единство поэта и вселенной. Он восстанавливает целостность бытия и становится образным выражением единства разрозненных предметов и явлений.

Новое соотношение человека и мира рождало в произведениях Бориса Пастернака новое понимание происхождения искусства и поэзии. Отдельно следует рассмотреть специфику эстетики Бориса Пастернака. У него искусство не отражает жизнь. Оно не призвано у него описывать жизнь, распространяться о душевных страданиях. У Пастернака искусство есть эквивалент жизни. Оно берет в ней свое начало. Отсюда и вывод о том, что искусство для поэта- орган речи самой жизни.

Оригинальность художественного образа возникает у Пастернака не тогда, когда он не похож на образы у других, но полностью соответствует действительности. Это и есть художественный реализм Пастернака.

Вечность и время всегда есть в стихах Бориса Пастернака. Однако проявляют они себя в поэтическом слове по разному. Почему? А потому, что они сообщают стилистическому облику слова еще и философское содержание.

Совмещение в одном стихотворении разноплановой в стилистическом отношении лексики использовалось писателем с целью сопряжения различных планов быта и бытия. По этой причине Пастернак не избегает разговорного стиля таким образом сближая поэзию и обыденную речь. При этом это совмещение так преобразует обыденность, что в ней начинает проступать вечность.

Не чужда лирике Пастернака и прямая постановка философских проблем, таких как:

  • Смысл жизни человека;
  • Высшее назначение человека.

Борис Пастернак строит свои произведения не на логике, а на образе. Обыденное в его лирике обнажает присутствие вечного, о чем постоянно свидетельствует искусство, которое рождалось из самой жизни.

Художественное своеобразие романа «Доктор Живаго»

Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» едва ли не самое загадочное произведение двадцатого столетия. Мистическая составляющая таиться в том, что он не подлежит стандартному анализу произведений, который существовал в XIX веке и начале XX столетия. Если рассматривать роман с точки зрения «классического анализа», то резко всплывают элементы так называемого авторского произвола. Это подчеркивает необходимость иного подхода к произведению. Совпадение будет лишь одно: частная судьба призвана дать представления о закономерном, но сами закономерности понимаются не так, как было принято ранее, когда человек рассматривался как социальное явление. Человек должен был своей судьбой являть непреодолимое действие социально-исторических законов. Однако при анализе романа «Доктор Живаго» становиться очевидным, что судьба главного героя утверждает торжество частного, индивидуального над общим. Роман был написан не о том, как исторические события влияют на человека. А о том, как человек влияет на историю. Именно истории в романе принадлежит самостоятельность бытия. Ей сообщен творческий характер. Человек и история – равновеликие и равноправные начала. Но история входит в роман образами, определяющими символическое значение того или иного конкретного исторического явления в культуре народа.

Главной темой романа «Доктор Живаго» становится тема взаимодействия человека и истории. Однако историческое бытие понимается Борисом Пастернаком по-своему. Оно развертывается в художественной ткани романа собственно философией и собственной историей.

Русская литература входит в рома различными способами. При помощи романа Пастернак создает синтетический образ русской культуры, подвергающийся испытаниям, но не могущий быть уничтоженной, а следовательно культуры бессмертной. Природа в романе также бессмертна.

Читать еще:  Почему лирический герой поэзии лермонтова воспринимает любовь как страсть

Главный герой романа не случайно представлен поэтом даже в большей мере, чем врачом. Мы помним, что художник и поэт у Пастернака- это вечный заложник времени. Значит его взгляд на исторические события – это взгляд с точки зрения вечности. Он может поддаться искушению и принять временное за проявление вечного. Только духовно независимый человек в любых обстоятельствах способен оставаться самим собой. Все это для того, чтобы сохранить лицо. Так Юрий Живаго не сторону ни одного из враждующих лагерей.

Свидетельство Живаго о своем времени – стихи, написанные в его бумажках, найденные уже после его смерти в его бумагах. Перед нами целая книга, которая имеет собственную композицию. Это книга стихов открывает стихотворением о Гамлете, который в мировой литературе стал образом раздумья над характером собственной эпохи.

Завершается эта поэтическая книга стихотворением Гефсиманский сад. В нем звучат слова Христа, обращенные Петру, защищавшему Христа мечом от пришедших его схватить и придать мучительной смерти. Перед нами в сущности оценка Юрием Живаго событий происходящих в его стране. Это отказ «железу», оружию в возможности решить исторический спор и установить истину. Книга стихотворений Живаго – это его духовная биография, соотнесенная с его земной жизнью.

В чем особенность поэзии пастернака

Тишина, ты лучшее

Из всего, что я слышал…

Понять характер и особенности поэзии Б. Л. Пастернака помогают исследования А. Н. Архангельского, Н. М. Солнцевой, В. С. Баевского.

Борис Леонидович Пастернак никогда не был формалистом. В его стихах много пространства, света, контрастных цветов. Стихи пишутся вдохновенно и печатаются цикл за циклом, книга за книгой. Его поэзия сложна и проста, изысканна и доступна, эмоциональна и сдержанна. Она поражает богатством звуков и ассоциаций.

Поэзия для Пастернака была органом восприятия мира и способом выражения целостности жизни. С первых своих шагов в русской литературе Пастернак обнаружил особый почерк, особый строй художественных средств и приемов. Многое в его стихах ошеломляло, ставило в тупик: они были чрезвычайно насыщены метафорами; уподобления, к которым прибегал поэт, часто производили впечатление слишком субъективных или случайных. Оригинальность мира Пастернака была обусловлена его стремлением и в лирике «дойти до самой сути», уловить и передать в стихах подлинность настроения, подлинность атмосферы или состояния. Живописная и звуковая выразительность стиха, индивидуальная неповторимость образной системы — таковы характерные особенности поэзии Пастернака. Этот поэт узнаваем. Он и талантливый художник, и умный собеседник, и поэт-гражданин.

Надо сказать, что Пастернаку в целом свойственно отношение к поэзии как к напряженной

работе, требующей полной самоотдачи:

Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда.
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — времени заложник
У вечности в плену. [ 1 ]

Творчество Б. Л. Пастернака многотемно, но его лирику объединяют общие философские идеи. Уже в ранней поэзии обозначились мировоззренческие концепции его будущих поэтических книг: самоценность личности, бессмертие творчества, связь человека со всем сущим. Борис Пастернак принадлежал к той категории людей, которые развиваются, «смело перечеркивая свое прошлое» [2] (Андрей Синявский). Для Пастернака всегда важным было понятие «второго рождения», когда поэт без жалости и страха отрекается от себя прежнего, как бы рождаясь заново для творчества. Свое творческое кредо поэт выразил в следующих строках:

Цель творчества — самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов. [1]

(«Быть знаменитым некрасиво», 1956)

Пастернак был верен своей идее единства и взаимосвязи человека и мира, бессмертия жизни. Его философские воззрения на человека восходили к учениям итальянских гуманистов, к их концепции человека как пятого – наряду со стихиями воды, земли, воздуха и огня – элемента вечной вселенной.

Концепция единого мира, помимо таких составляющих, как поэт, его чувственный и вещный мир, природа, творчество, включила и понятие народа. Россия для Пастернака – единое пространство, не разделенное на народ и интеллигенцию, народ и врагов народа и так далее. Пастернак создал сходный с блоковским образ России-избранницы с особой «русской судьбой», в ней вечные, неподвластные ничьей воле ценности, она в развитии, в обновлении:

И русская судьба безбрежней,

Чем может грезиться во сне,

И вечно остается прежней

При небывалой новизне. [ 1 ]

В стихах Пастернака всегда ощущаешь не наигранный, а глубоко естественный, даже стихийный лирический напор, порывистость, динамичность. У них есть свойство западать в душу, застревать в уголках памяти. Пейзаж у Пастернака существует на равных с человеком правах. Явления природы у него как бы живые существа: дождик топчется у порога, гроза, угрожая, ломится в ворота. Иногда у поэта сам дождь пишет стихи:

Отростки ливня грязнут в гроздьях
И долго, долго, до зари
Кропают с кровель свой акростих.
Пуская в рифму пузыри. [1]

Мир природы в стихотворениях Бориса Пастернака эмоционален, многомерен, полнокровен, многоцветен. Между природой и человеком в лирике Пастернака нет никаких границ. Они взаимопроникают друг в друга, человек уподобляется природе и наоборот. Единство мира в его целостности демонстрирует и взаимопроникновение предметов явлений друг в друга:

Мне хочется домой, в огромность

Квартиры, наводящей грусть.

Войду, сниму пальто, опомнюсь,

Огнями улиц озарюсь.

Пройду насквозь, пройду, как свет,

Пройду, как образ входит в образ

И как предмет сечет предмет. [1]

(«Мне хочется домой, в огромность», 1913)

Борис Пастернак относится к жизни как к непрерывному солнцевороту, к бесконечности единственных дней, множественности единичного и единству множества. Философия времени сводится к следующему: индивидуальное и неповторимое соединяется с чередой такого же индивидуального и неповторимого, образуя бесконечную цепь. При этом время – это образ вечности и его составляющая:

И дольше века длится день,

И не кончается объятье. [1]

(«Единственные дни», 1959)

В своих стихах Борис Пастернак углубляется в свой собственный внутренний мир. Вечные темы – жизнь и смерть, вечность и время, духовное совершенствование человека – занимают автора и заставляют предаваться философским размышлениям читателя. Пастернак является поэтом для читателя с думающим сердцем [ 2 ] . Один из циклов стихов Пастернака так и называется – «Занятия философией». Слово «занятие» выбрано для заглавия неслучайно. По мнению поэта, человеку дано лишь открывать для себя окружающий мир. Каждый человек рождается для того, чтобы учиться понимать и определять какие-либо категории бытия для себя самого. Даже опаленная бурями времени душа человека все же способна понимать природу:

Нашу родину буря сожгла.

Узнаешь ли гнездо свое, птенчик?

О мой лист, ты пугливей щегла!

Что ты бьешься, о шелк мой застенчивый?

О, не бойся, приросшая песнь!

И куда порываться еще нам?

Ах, наречье смертельное «здесь» —

Невдомек содроганью сращенному. [1]

(«Определение души», 1917)

Одна из самых ярких отличительных черт художественной системы Пастернака — метафорическая насыщенность стихотворений. При этом метафора не только необычна сама по себе — ей отведена и необычная роль, настолько не похожа она на привычные поэтические метафоры. Пастернаковская метафора не столько художественный прием, сколько возможность для поэта преодолеть ограниченность творческих сил, отведенных границами жизни. Метафоры в широком смысле слова реконструируют единство человека с окружающей его действительностью, превращая все вокруг в цельную картину мироздания.

Например, традиционная метафора весны как пробуждения природы преобразовывается

Пастернаком за счет насыщения ее бытовыми подробностями:

Весна, я с улицы, где тополь удивлен,
Где даль пугается, где дом упасть боится,

Где воздух синь, как узелок с бельем
У выписавшегося из больницы. [1]

(«Весна, я с улицы, где тополь удивлен», 1918)

Борис Пастернак вводил в свои стихи редкие слова и выражения. Чем реже слово употреблялось, тем лучше это было для поэта. Он хотел избежать штампов, его отталкивали «затертые” поэтические выражения. Поэтому в его стихах мы можем встретить устаревшие слова, редкие географические названия, конкретные имена философов, поэтов, ученых, литературных персонажей. Своеобразие стихотворного стиля Пастернака состоит и в необычном, раскованном, экспрессивном синтаксисе. Поэт нарушает привычные нормы. Вроде бы обычные слова, но их расстановка в строфе необычна, и поэтому стихотворение требует от читателя внимательного прочтения:

В посаде, куда ни одна нога
Не ступала, лишь ворожеи да вьюги
Ступала нога, в бесноватой округе,
Где и то, как убитые, спят снега. [1]

Оригинальны и ассоциации Пастернака. Они непривычные, но именно благодаря этому действительно свежие. Они помогают описываемому образу раскрыться именно так, как он его видит:

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей. [1 ]

(«Февраль. Достать чернил и плакать!» , 1912 )

Лирический герой в поэтическом мире Пастернака занимает особое место. В первой своей книге «Близнец в тучах» Пастернак следует поэтической традиции – лирическое «я» является главным мерилом ценности бытия. Но очень скоро поэт отказывается от этой позиции. В последующих его произведениях окружающий мир предстает самоценным, вне зависимости от его взаимоотношений с лирическим героем, который словно растворяется в окружающей действительности. То есть образ как бы «входит» в образ.

Такое восприятие мира и человека рождало иное понимание задач поэзии. Искусство, по Пастернаку, призвано не отображать жизнь, а выражать ее. Искусство – это орган речи самой жизни.

Поэзия, я буду клясться
Тобой и кончу, прохрипев:
Ты не осанка сладкогласца,

Ты — лето с местом в третьем классе,
Ты — пригород, а не припев.

Поэзия, когда под краном
Пустой, как цинк ведра, трюизм,
То и тогда струя сохранна,
Тетрадь подставлена,— струись! [1]

Многие современники отмечали удивительную музыкальность стихов Бориса Леонидовича Пастернака. О. Мандельштам писал: «Стихи Пастернака прочитать – горло прочистить, дыханье укрепить, обновить легкие…». [11]

Лирика Пастернака — наиболее важная и существенная часть его огромного литературного наследия. В свой громкий век он оживил яркость образного языка в поэзии, создал новый образный строй стихотворения. Образ в его лирике стал существеннее, главнее содержания. Вот что он сам писал об этом: «В искусстве человек смолкает и заговаривает образ. И оказывается, только образ поспевает за успехами природы». [2]

«Поэзия останется навсегда той, превыше всяких Альп прославленной высотой, которая валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли. » [4] — сказал Пастернак в своем выступлении на Конгрессе в защиту культуры в 1935 года. Его лирика и является ярким воплощением оригинального мироощущения поэта.

Наследие Бориса Пастернака законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры XX века. Оно завоевало любовь и признание самых взыскательных и строгих ценителей поэзии. Знание этого наследия становится насущной необходимостью, упоительным чтением и поводом для раздумий над коренными вопросами человеческого бытия.

Таким образом, важнейшими чертами поэзии Б. Л. Пастернака является следующее:

Многотемность, порывистость, динамичность, экспрессивность

Подлинность настроения, атмосферы и состояния

Естественный, стихийный лирический напор

Многомерность, полнокровность, многоцветность мира природы

Метафорическая насыщенность стихотворений

Использование редких слов и оригинальных выражений

Удивительная музыкальность стихотворений

Яркость образного языка

Живописная и звуковая выразительность стиха

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector