1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем особенность поэзии военных лет

Особенности поэзии периода Великой Отечественной войны.

Лекционный материал занятия для изучения и конспектирования

Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события. Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины».

22 июня 1941 года в 4 часа утра фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Об этом Степан Щипачев писал:

Такою все дышало тишиной,

что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

всего каких-то пять минут осталось!

В первые дни начала Великой Отечественной войны появляются песни и стихи, которые стали последствием потрясения людей от случившегося. Появляется песня «Священная война». Писатели, поэты не молчали. Они также встали в строй, как все советские люди. Не осталось ни одного равнодушного.

Рис. 1. Плакат времен ВОВ (Источник)

Не победить страну, в которой мирных нет,

Где каждый бьет врага – трудом или снарядом,

Где музыкант, артист, художник и поэт

С поэмой и штыком идут с бойцами рядом.

В годы войны сражалось около 1215 писателей. 400 из них погибло, около 500 были награждены. Очень многие ушли на фронт и стали там фронтовыми корреспондентами. Военные корреспонденты создавали свои произведения, писали очерки, публицистические статьи по впечатлениям от увиденного. Очень часто им вместе с солдатами приходилось быть на передовой. Среди военных корреспондентов оказались поэты Константин Симонов, Александр Твардовский, Илья Эренбург.

И грозно громят

Стихи, проза, рисунок

Очень многие молодые студенты ушли на фронт прямо со студенческой скамьи. Так появилась поэзия фронтового призыва. Этот период в литературе – период коротких жанров. Некогда было писать повести, романы, поэтому стихотворения занимают первое место. Лирика выступает на первый план.

Поэт Алексей Сурков в это время писал: «У нас сейчас должны появиться такие стихи, которым не аплодируют. Это стихи, от которых сжимаются кулаки, стихи, от которых хочется плакать или зубами скрежетать…».

Такие стихи действительно появились. Они были разными – лирическими, героическими – но все они звали в бой, звали на подвиг.

Поэзия становится голосом Родины Матери, которая взывала к сынам с плакатов. Наиболее музыкальные стихи превращались в песни и с бригадами артистов летели на фронт, где были незаменимы, как лекарства или оружие. Литература периода великой отечественной войны (1941-1945) для большинства советских людей – это стихи, ведь они в формате песен облетали даже самые удаленные уголки фронта, возвещая о стойкости духа и непримиримости воинов. Кроме того, их было легче декларировать по радио, разбавляя фронтовые сводки. Их же печатали в центральной и фронтовой прессе в период Великой Отечественной войны.

По сей день любима народом песенная лирика М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, А. Суркова, К. Симонова, О. Берггольц, Н. Тихонова, М. Алигер, П. Когана, Вс. Багрицкого, Н. Тихонова, А. Твардовского. Проникновенное национальное чувство звучит в их стихах. У поэтов обострилось чутье, взгляд на родные широты стал сыновьим, почтительным, нежным. Образ Родины – конкретный, понятный символ, который перестал нуждаться в красочных описаниях. Героический пафос проник и в интимную лирику.

Мелодическая поэзия с присущей ей эмоциональностью и декларационно-ораторской речью очень скоро распространяется на фронтах и в тылу. Расцвет жанра логически обусловлен: было необходимо эпически отразить картины героической борьбы. Военная литература переросла стихотворения и вылилась в национальный эпос. В качестве примера можно прочитать А. Твардовского «Василий Теркин», М. Алигер «Зоя», П. Антокольского «Сын». Поэма «Василий Теркин», знакомая нам со школьных времен, выражает всю тяжесть военного быта и неукротимо веселый нрав советского солдата. Таким образом, поэзия в период ВОВ приобрела огромное значение в культурной жизни народа.

Основные жанровые группы военных стихов: Лирическая (ода, элегия, песня), Сатирическая, Лирико-эпическая (баллады, поэмы). Самые известные поэты военного времени: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов.

Поэзия периода ВОВ. Тематика лирики резко изменилась с первых же дней войны. Ответственность за судьбу Родины, горечь поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность Отчизне, вера в победу — вот что под пером разных художников отлилось в неповторимые стихотворения, баллады, поэмы, песни.

Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: Михаил Львов, Александр Межиров, Юлия Друнина, Борис Слуцкий, Константин Вашенкин, Григорий Поженян, Б.Окуджава, Николай Панченко, Анна Ахматова, и многие другие. Стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. Лейтмотивом поэзии тех лет стали строки из стихотворения Александра Твардовского «Партизанам Смоленщины»: «Встань, весь мой край поруганный, на врага!».

Поэты обращались к героическому прошлому родины, проводили исторические параллели: «Слово о России» Михаила Исаковского, «Русь» Демьяна Бедного, «Дума о России» Дмитрия Кедрина, «Поле русской славы» Сергея Васильева.

В ряде стихов передается чувство любви солдата к своей «малой родине», к дому, в котором он родился. К тем «трем березам», где он оставил часть своей души, свою боль и радость («Родина» К.Симонова).

Женщине-матери, простой русской женщине, пережившей горечь невосполнимой утраты, вынесшей на своих плечах нечеловеческие тяготы и невзгоды, но не потерявшей веры — посвятили поэты проникновенные строки:

Запомнил каждое крыльцо,

Куда пришлось ступать,

Запомнил женщин всех в лицо,

Как собственную мать.

Они делили с нами хлеб –

Пшеничный ли, ржаной, —

Они нас выводили в степь

Им наша боль была больна, —

Своя беда не в счет.

(А.Твардовский «Баллада о товарище»)

В той же тональности звучат стихи М.Исаковского «Русской женщине», строки из стихотворения К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…».

Суровая правда времени, вера в победу советского народа пронизывают стихи А.Прокофьева («Товарищ, ты видел…»), А.Твардовского («Баллада о товарище») и многих других поэтов.

Серьезную эволюцию претерпевает творчество ряда крупных поэтов. Так, муза Анны Ахматовой обретает тон высокого гражданства, патриотического звучания. В стихотворении «Мужество» поэтесса находит слова, образы, воплотившие стойкость сражающегося народа:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

«Василий Теркин» А.Твардовского — крупнейшее, наиболее значительное поэтическое произведение эпохи Великой Отечественной. Если у А.Прокофьева в лиро-эпической поэме «Россия» на первом плане образ Родины, ее поэтичнейшие пейзажи, а действующие лица (братья минометчики Шумовы) изображены в символически-обобщенной манере, то у Твардовского достигнут синтез частного и общего: индивидуальный образ Василия Теркина и образ родины разновелики в художественной концепции поэмы. Это многоплановое поэтическое произведение, объемлющее не только все стороны фронтовой жизни, но и основные этапы Великой Отечественной войны.
В бессмертном образе Василия Теркина воплотились с особой силой черты русского национального характера той эпохи. Демократизм и нравственная чистота, величие и простота героя выявлены средствами народопоэтического творчества, строй мыслей и чувствований героя родствен миру образов русского фольклора.

Стихотворение К. Симонова«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины. » (1941) получило широкую известность, потому что выражало чувства и переживания всего народа. Интонация горестного раздумья, интонация доверительной беседы с задушевным другом. Поэт перебирает в памяти общие воспоминания, восстанавливает картины отступления 1941 года. Стихотворение лишено призывных интонаций, в нем воплощена напряженная работа ума и сердца, ведущая к новому пониманию жизни и судеб людей и Родины.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз

Деревни, деревни, деревни с погостами.

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих.

Ты. знаешь, наверное, все-таки родина

Не дом городской, где я празднично жил

А эти проселки, что дедами пройдены

С простыми крестами их русских могил.

Стихотворение «Жди меня» (1941) о верной, преданной любви, о ее спасительной силе. Над любовью не властно время, обстоятельства. Многократные повторения слова «жди». В первой двенадцатистрочной строфе оно повторено десять раз. Словами «Жди, когда. » начинаются шесть из двенадцати строчек, в которых обрисованы все времена года и разные жизненные обстоятельства, обозначающие, что ожидание бессрочно.

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Жди, когда снега метут,

Жди, когда других не ждут.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь.

Каждая из трех больших строф начинается словами «Жди меня, и я вернусь. ». Это напряженное, страстное, усиленное повторение («Жди меня» и как результат — «я вернусь» — народные заклинания, заговоры, молитвы.

А. Сурков знаменит стихотворением «Бьется в тесной печурке огонь. » (1941) тоже о любви, ее спасительной силе, о верности и преданности. В трагических обстоятельствах войны («До тебя мне дойти нелегко, / А до смерти четыре шага») моральной опорой человеку служит любовь («Мне в холодной землянке тепло / От твоей негасимой любви»).

Поэзия военных лет

Годы Великой Отечественной войны вызвали небы­валый всплеск поэзии гражданского, патриотического характера. Чувство Родины обострилось. Появляются про­никновенные стихи, в которых образ Родины, России наполняется исторической глубиной («Дума о России» Д. Кед­рина, «Поле русской славы» С. Васильева, «Слово о Рос­сии» М. Исаковского). Особое значение приобретает чув­ство национального самосознания (К. Симонов «Ты помнишь, Алеша…»).

Для многих поэтов годы войны явились новой стра­ницей творчества, переломным рубежом, перестроившим их стиль (Пастернак, Ахматова).

В начале войны поэзия развивалась в рамках публицистических и одических жанров, носивших призывный, агитационный ха­рактер. Особое значение в поэзии военного периода имела пес­ня. В первый же день войны появилась песня В. Лебедева-Кумача «Священная война», которая стала поэтической эмблемой Вели­кой Отечественной войны. В «Священной войне» гнев против захватчиков, ненависть к ним были выражены с такой силой, которая позже стала стержнем военной поэзии.

Читать еще:  Как воплотилась тема родины в поэзии бродского

Призывный характер имела «Песня смелых» А. Суркова. Очень важно было дойти до души, до сердца защитника Родины. В песнях соединились интимное лирическое чувство и гражданский пафос. Самые сокровенные движения души приобретали характер типи­ческих, общих, любовь к далекой девушке, тоска по ней слива­лись с любовью к родной земле. Написанные в годы войны «В приф­ронтовом лесу», «Огонек», «Лучше нету того цвету…» М. Исаков­ского, «В землянке», «Лирическая песня» А. Суркова, «Темная ночь» В. Агатова, «Соловьи» А. Фатьянова, «Заветный камень» А. Жарова раскрывали душу народа. В песнях находили место любовь и ненависть, свободолюбие, «благородная ярость».

В начале войны в поэзии существовали две контрастные крас­ки — черная и белая, два чувства — ненависть и любовь. Посте­пенно «плакатная» поэзия обогащалась оттенками чувств, при­обретала более сложный характер. Усиливалась ее реалистичность и одновременно индивидуальная, личная интонация. Война выступала не только в своей общей, нерасчлененной сути, но и в конкретных подробностях военного быта.

Одной из самых глубоко лирических книг военного времени была «Фронтовая тетрадь» А. Суркова. Стихи, написанные во вре­мя отступлений, передают прерывистое, тяжелое дыхание боев, отхода советских войск вместе с жителями оставляемых районов:

Главная идея сборника — ненависть к захватчикам и чувство мести. Располагая стихи по циклам, Сурков неизменно откры­вает их рубрикой: «Я пою ненависть». Своеобразие лирики Сур­кова заключается в сочетании камерности голоса с высокой па­тетикой содержания, в изображении великих событий через тра­гические подробности войны.

Сурков считал себя солдатским, «окопным» поэтом, смысл творчества которого — дойти до сердца солдата, поддержать его простым задушевным словом. Поэтому он отрицал «красивую» поэзию, отвлеченную от страшных будней войны:

Близким по восприятию войны к Суркову был К. Симонов. Одно из первых военных стихотворений его посвящено А. Сур­кову — «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Это ли­рическая поэма, в центре которой — образ Родины. Поэт пони­мает, что Родина — это прежде всего народ, та «седая старушка в солопчике плисовом, весь в белом, как на смерть одетый ста­рик». Родина постигается душевно, эмоционально. Симонов гор­дится тем, что он — русский,

Стихотворение построено на двух потоках — уходящая на вос­ток, отступающая армия и уплывающая из виду, остающаяся врагу родная земля.

В стихотворении «Родина» Симонов вновь обращается к теме земли, нации, народа. «Большая» Родина, вся страна отражает­ся в конкретной «малой» родине, в том кусочке земли,

Нежное лирическое чувство любви перерастает в патетиче­ское ораторское заключение:

Любимым лирическим стихотворением Симонова среди сол­дат стало «Жди меня», написанное как заклинание бойца своей любимой.

Во время войны очень распространенным жанром была бал­лада, которая давала возможность изображения героического поступка в развернутом виде. В основе баллады Симонова «Сын артиллериста» лежит один эпизод — героический поступок Лень­ки, вызвавшего на себя огонь батареи. Драматизм события уг­лублялся тем, что огонь корректирует отец Леньки.

Баллады, как правило, посвящались конкретным эпизодам или конкретным людям: «Баллада о трех коммунистах» Н. Тихо­нова, «Баллада о боевом знамени» И. Сельвинского, «Баллада о красноармейце Демине» А. Прокофьева. Материал с сайта //iEssay.ru

Любовью к человеку-соотечественнику, болью за трагические судьбы, изломанные жизни пронизаны стихи М. Исаковского. Поэт писал не только песенные стихи, но и глубокие психоло­гические размышления о судьбе солдата, у которого «враги со­жгли родную хату, сгубили всю его семью». Одой русской жен­щине звучат строки одноименного стихотворения. Поэт восхи­щается силой, выносливостью, мужеством женщины, которая «со своею судьбою осталась один на один». В стихотворении соз­дан образ верной, чистой подруги, жены, сестры, чьими труда­ми и молитвами поддерживался воинский дух:

Большое развитие в годы войны получила поэма, которая мог­ла вместить и эпическое, эпохальное, и личное, лирическое. Наибо­лее известными были «Сын» П. Антокольского, «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Василий Теркин» А. Твар­довского.

В период Великой Отечественной войны вся поэзия была объ­единена единым чувством — любви к Родине. Характерной осо­бенностью поэзии были сочетание драматизма и лиризма, про­стота и народность языка.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ОБРАЗ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Художественная литература стала неиссякаемым хранилищем знаний о нашей истории, в том числе и о Великой Отечественной войне, которая оставила за собой произведения разных родов, видов и жанров, объединённых темой памяти о героическом времени, осмыслением нравственных истоков подвига простых и скромных людей, больше жизни любивших Отчизну.

Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Она соединила высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя и выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Стихотворения военной тематики являются предметом данного исследования.

Стихотворения о войне – особый род поэзии не только по тематике, но и по своему внутреннему настроению, по тому человеческому состоянию, которое она передает. По словам В. Ю. Даренского 1 «для современной цивилизации опыт войны и, в частности, опыт военной поэзии приобрел специфическое значение» [4].

О Великой Отечественной войне писали стихотворения в военное и в послевоенное время, пишут и сейчас. Их объединяет одна тема, но есть в них, безусловно, отличия. Выявить их – одна из основных задач, поставленных в работе.

В результате анализа имеющихся материалов мы пришли к выводу: в научной литературе исследовались в основном стихотворения поэтов-фронтовиков и поэтов первых послевоенных лет [1, 2, 3]. Стихотворениям о войне поэтов второй половины XX и XXI веков уделяется меньше внимание.

В связи с этим целью работы было:исследовать военную тематику в лирике русских поэтов, выявить её особенности; найти сходные и отличительные черты в стихотворениях о войне, написанных в разные периоды.

Первыми на события военных лет откликнулись начинающие поэты – студенты Литературного института имени Горького, ИФЛИ, Московского университета – М. Кульчицкий, П. Коган, Н. Майоров, В. Багрицкий и другие.

Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте, как бы подтверждая мотив жертвенности в их творчестве.

Нам лечь, где лечь,

И там не встать, где лечь.

Поэзия фронтовиков – трагическая поэзия. Это своеобразная летопись Великой Отечественной войны, правдиво повествующая о конкретных событиях. Ее создавали люди, пережившие войну на собственном опыте, – это обостряет восприятие мира. Ужасы войны, кровь и грязь, раны, лишения, гибель товарищей – таков образ войны в стихотворениях К. Симонова, М. Дудина, А.Твардовского.

К.М. Симонов всегда был верен теме мужества и героического служения Родине. Образ войны постоянно присутствует в его произведениях как нечто реальное, чудовищное, что необходимо изучать, с чем нужно бороться, чтобы победить. Знаменитое его стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» (1941) обращено не только к товарищу, поэту-фронтовику А. Суркову, но и к сердцу каждого русского человека.

Вместе с образом русской женщины в стихотворении встаёт образ дороги, как жизненного пути, который должен достойно пройти каждый. Вечной ценностью предстает и образ дома, который понимается как Родина в целом, и простому солдату её нужно защитить. К.Симонов обращается ко всему русскому народу с призывом в другом стихотворении «Убей его!» («Если дорог тебе твой дом», 1942г.). Написанное на следующий день после начала Сталинградской битвы, оно не могло оставить равнодушным ни одного читателя. Фраза «Убей немца!» стала одним из самых известных военных пропагандистских лозунгов в тяжёлые дни отступления:

Так убей же немца, чтоб он,А не ты на земле лежал,Не в твоем дому, чтобы стон,А в его по мертвым стоял…[8].

Поэт Михаил Львов рассказывал: «В 1944 году на Сандомирском плацдарме, за Вислой, говорил мне мой друг-танкист о стихотворении Симонова «Убей его!»: «Я бы присвоил этому стихотворению звание Героя Советского Союза. Оно убило гитлеровцев больше, чем самый прославленный снайпер»[5].

Особый интерес многие проявляют к проникновенным стихотворениям Э.А. Асадова, поэта-фронтовика, потерявшего зрение в боях за освобождение Севастополя. Асадов – лирик. И в стихотворениях о войне он остаётся им, создавая при этом реальный облик очень жестокой, разрушительной и истребительной войны. Идеей его стихотворения «Солдат» является мысль о том, что судьба любого человека непредсказуема, особенно на войне.

В своем стихотворении Асадов поднял проблему памяти о погибших солдатах, проблему разлуки с родными на войне, проблему несчастного случая и совпадения:

Меж стиснутых пальцев желтела солома,

Поодаль валялся пустой автомат.

Лежал на задворках отцовского дома

Осколком гранаты убитый солдат.

Бойцы говорили, не то совпаденье,

Не то человеку уж так повезло,

Что ранней зарей в полосе наступления

Увидел гвардеец родное село.

Стихотворение наполняют образы: Родины, дома, мужества, чести. Ближе к концу тусклые краски печали сменяются броским призывом не забывать заслуги павших солдат.

Пускай он в Берлин и ногой не ступил,

Но в списках победных его помяните –

Солдат эту почесть в боях заслужил! [8].

Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь, усеянным розами даже в дни побед, но и не чернила его. Она говорила о нём правду. Правда – это ещё один образ поэзии военных лет. Можно привести лишь несколько примеров, чтобы убедиться в этом.

В стихотворении Владислава Занадворова (1914-1942), геолога и поэта, погибшего под Сталинградом, – образ неприкрашенной войны:

Это – изо дня в день лишь блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного обстрела;

Это – боль головная, что ломит висок;

Это – юность моя, что в окопах истлела;

Это – грязных, разбитых дорог колеи;

Бесприютные звёзды окопных ночёвок;

Это – кровью омытые письма мои,

Что написаны криво на ложе винтовок;

Читать еще:  Каково значение символических мотивов в поэзии жуковского

Это – в жизни короткой последний рассвет

Над разрытой землёй. И лишь как завершенье –

Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –

Беззаветная гибель на поле сраженья.

(«Ты не знаешь, мой сын, что такое война!», 1942г.) [8].

Писатели на фронте были не только военными корреспондентами, но и солдатами: артиллеристами, танкистами, лётчиками, моряками, пехотинцами, поэтому война стала решающим событием, повлиявшим на становление художественного мира поэтов: Б. Ю. Друниной, Б. Слуцкого, Д. Самойлова, М. Луконина, С. Гудзенко и многих других.

Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. Желание сберечь родную землю объединяло людей, даже детей. Иные дети войны стали поэтами. Неудивительно, что война оставалась одной из главных тем их творчества. Поэты: В. Высоцкий (1938-1980), Р.Рождественский (1932-1994) изображают войну просто как жизнь, неимоверно тяжёлую. Проверка на человечность молодого лейтенанта, лицом к лицу встретившегося с войной, – главный мотив небольшого отрывка из поэмы «210 шагов» Р.И. Рождественского:

Конспект урока по литературе Особенности периода Поэзии ВОВ

Слово учителя

Мы продолжаем с вами работу над темой «Литература Великой Отечественной войны».

Вопрос : Почему тема ВОВ в литературе является одной из главных.

Ответ : 1941-1945 – Это были годы страшных испытаний для нашего народа. Ни с чем не сравнимы потери и разрушения, которые принесла война. Беспримерный героизм проявили люди в годы войны

Вопрос: Какова была главная цель литературы военных лет?

Ответ: Борьба за свободу и независимость Родины

Никогда раньше художественное слово так непосредственно не участвовало во всенародной борьбе, как в этот трудный для нас период.

Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Вопрос : Какова будет цель нашего урока?

Ответ: Изучить поэзию военных лет, познакомиться с авторами стихов.

С первых дней войны писатели и поэты вместе со всем народом встали на защиту Родины. Это Михаил Васильевич Исаковский, Николай Семёнович Тихонов, Алексей Александрович Сурков, Константин Михайлович Симонов, Юлия Владимировна Друнина, Ольга Фёдоровна Берггольц, Александр Яковлевич Яшин, Александр Трифонович Твардовский, Сергей Сергеевич Орлов, Семён Петрович Гудзенко и др. (на слайд). На фронте они были не только военными корреспондентами, они были артиллеристами, пехотинцами, летчиками, танкистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово.

Эпиграфом сегодня на уроке будут строки С.П.Гудзенко:

О, книга! Друг заветный!
Ты в вещмешке бойца
Прошла весь путь победный
До самого конца.
Твоя большая правда
Вела нас за собой.
Читатель твой и автор
Ходили вместе в бой. (С. П. Гудзенко)

Вопрос: Как вы думаете, какие темы раскрывали поэты в стихотворениях о войне?

Ответ: В стихотворениях о войне поэты писали о подвигах, о героизме, о мужестве, храбрости солдат, о сражениях, о победе, о горе, страданиях, приводили воспоминания о прошлом , возлагали надежды на будущее. звучала тема памяти. Основные темы стихов это:

-смерть и бессмертие,

-ненависть к врагу,

-любовь и верность,

Слово преподавателя: Поэзия военных лет носит многожанровый характер (вписать авторов):

— ода ( М.Исаковский «Наказ сыну», П.Антокольский «Мщение», Д.Бедный «1942»).

— элегия ( А.Твардовский «Я убит поло Ржевом», К.Симонов «Жди меня»).

— послание (К.Симонов «Жди меня»)

— баллада (А. Твардовский «Сын артиллериста», К.Симонов «Баллада о товарище»)

— песня (Лебедев-Кумач «Священная война», М.Исаковский «В лесу прифронтовом» «Огонёк», А.Сурков «В землянке»)

— поэма (М.Алигер «Зоя», А. Твардовский «Василий Тёркин»)

— сатирическая поэзия (басня, эпиграмма). С. Маршак

Вспомните определение данных жанров (прочитать обучающемуся).

Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за годы войны. Стихи публиковались в центральной и фронтовой печати, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных эстрад на фронте и в тылу.

Вопрос: Почему поэзия оказалась необходимой людям — и тем, кто был на фронте, и тем, кто был в тылу?

Ответ: Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, переживания, вселяла веру и надежду. Это объединяло разных людей, разных поэтов. Главным было стремление сохранить Родину.

В дни войны обострилось чувство любви к отчизне. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ.

С чего начинается любовь к родине? Что значит любить родину? Эти вопросы задаёт себе каждый человек. Заново понять это чувство помогает стихотворение Константина Симонова «Родина».

Чтение стихотворения наизусть.

Сообщение обучающегося о Симонове (кратко)

Стихотворение «Родина» Симонов опубликовал в 1940 году. Затем, уже в войну, несколько отредактированное, оно было снова напечатано. Сам автор датировал его сорок первым годом.

Вопрос: Какой предстаёт родина в стихотворении?

Ответ: Страна огромна, она лежит, «раскинув города».

Вопрос: Какой эпитет в первой строфе помогает нам понять, что срана огромна.

Ответ: «великих океанов»

Вопрос: Какую атмосферу стихотворению придают краткие формы прилагательных:

Вопрос: Образ какой родины возникает во второй строфе?

Ответ: Это уже не бескрайние нивы, а «клочок земли» становится символом того, что тебе дороже. Это малая родина. Автор подводит нас к выводу: «большая» Родина, вся страна отражается в конкретной «малой» родине, в том кусочке земли,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Не масштабы покидали и не масштабы отвоёвывали солдаты – каждую деревушку, пригорок.

Тема родины с её берёзами пройдёт через всю поэзию Симонова. Мотив берёзы не только симоновский.

Обратимся к стихотворению Николая Заболоцкого «В этой роще берёзовой». Это стихотворение положено на музыку. В годы войны многие стихотворения уже в первые дни, месяцы войны стали песнями.

Звучит песня «В этой роще берёзовой» в исполнении В. Тихонова.

Сообщение обучающегося о Заболоцком (кратко)

Вопрос: О чём говорит автор в этом стихотворении?

Ответ: О человеческой жизни, судьбе. «Спой мне, иволга, песню пустынную, / Песню жизни моей».

Вопрос: какие темы можно выделить в этом стихотворении?

Ответ: Темы жизни, смерти и бессмертия. Тема войны. Встает образ вечной войны, которую человек вынужден вести за свое существование. Вопрос: Образы каких птиц присутствуют в стихотворении?

Ответ: Иволга, ворон

Вопрос: Олицетворением чего является иволга?

Ответ: Благодаря своей красоте и великолепной песне иволга стала истинным украшением наших лесов, садов и парков. Самой известной «функцией» птицы является олицетворение ею человеческой души.

Вопрос: Олицетворением чего является ворон, что с ним сравнивается в стихотворении.

Ответ: Символ зла. « Крикнув бешеным вороном, / Весь дрожа, замолчит пулемет»

Вопрос: Что символизирует берёзовая роща в начале и в конце стихотворения.

Ответ: Безмятежность и очарование березовой рощи символизирует вечность и бессмертие.

Явственно ощущается контраст между безмятежностью природы и человеческой жизнью, которую автор сравнивает с войной.

В стихотворении Заболоцкого говорится обо всех войнах, которые когда-либо велись и, к сожалению, ведутся до сих пор. Автор мечтает о том, что:

Встанет утро победы торжественной

Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. О тех, кто остался дома, о родных мысли фронтовиков. Стихотворение Иосифа Уткина. ( Родился в 1903 г. — погиб в 1944 году
в авиационной катастрофе, возвращаясь
в Москву с фронта)

. Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя.
Н. А. Некрасов

Когда я вижу, как убитый
Сосед мой падает в бою,
Я помню не его обиды,
Я помню про его семью.

Мне представляется невольно
Его обманчивый уют.
. Он мертв уже. Ему не больно,
А их еще. письмом убьют!

Июль — август 1942
Брянский фронт

Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. Популярным было стихотворение К. Симонова “Жди меня”

Звучит стихотворение «Жди меня» в исполнении автора.

Сообщение обучающегося об истории создания стихотворения

Вопрос: О чём говорит история их появления? Что заставило автора опубликовать своё стихотворение.

Ответ: Такие стихотворения нужны были всем. Люди испытывали такие же чувства, поэты дали фронтовикам слова, которые были у тех в сердце, но не находили точного выражения.

Вопрос: Кто такой лирический герой? Подумайте, каким предстаёт лирический герой этого стихотворения как человек? Какие у него чувства? Каким вы его представляете?

Ответ: Лирический герой этого стихотворения простой солдат, который хочет выжить, вернуться домой, надеется, верит

В лирике военных лет лирический герой. стал более земным, интимно близким, чем в лирике предшествующего периода. Можно назвать селующие характерные черты лирического героя:

— терпит лишения и страдания

— ненавистен к врагу.

Вопрос: Каков жанр этого стихотворения.

Ответ: Жанр стихотворения – послание , лирический герой обращается к любимой: «жди, ты»

Вопрос: Найдите строки, которые говорят о том, что между любящими – особые чувства.

Ответ: Будем знать только мы с тобой. Ты спасла меня.

Вопрос:Почему поэт обращается со страстным призывом «только очень жди»?

Ответ: Поэт обращается с призывом для того, чтобы чувствовать сильную поддержку, ему нужна вера, что всё хорошо закончится.

Вопрос: Найдите строки, где автор выражает надежду на то, что ничто не должно поколебать веру любимой?

Ответ: Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут.

Вопрос: Во что верит автор, когда просит ждать его даже когда самые близкие – мать, сын, друзья – устанут ждать?

Ответ: Автор очень верит в любовь, она сильнее дружеских и родственных чувств.)

Вопрос: Какая главная мысль пронизывает всё стихотворение?

Ответ: Мысль – надеяться, ждать, вопреки всему.

Слово преподавателя: Неожиданно любовная лирика заняла в поэзии большое место. Долгое время она была отодвинута на задний план. До любовной ли лирики, когда идёт жестокая война? Не уклоняется ли поэзия от главных задач времени? Но это были примитивные представления и о поэзии, и о духовных запросах людей. Поэзия определила суть войны так: «Бой идёт святой и правый. Бой идёт не ради славы -Ради жизни на Земле» — говорил Твардовский. А что такое жизнь? Это простые чувства, дружба, любовь.

Читать еще:  Почему пушкина называют солнцем русской поэзии а лермонтова луной

Давайте обратимся к стихотворению Суркова «В землянке». Стихотворение также стало одной из самых замечательных песен.

Звучит песня «В землянке» в исполнении Иосифа Кобзона.

Вопрос: Подумайте, что объединяет стихотворения «В землянке»и «Жди меня»?

Ответ: Эти стихотворения объединяет обращение к женщине. В них есть похожие слова, строки.

Вопрос: Какие чувства испытывает герой этого стихотворения?

Ответ: Герой стихотворения вспоминает дом, тоскует, осознаёт опасность.

Вопрос: Что дают герою воспоминания о доме?

Ответ: Героя стихотворения согревает любовь: «тепло от моей негасимой любви».

Выполните практическую работа по стихотворению А.Суркова «В землянке»

Задание: заполнить таблицу, называя средства языковой выразительности или приводя примеры указанных средств.

Проверим практическую работу.

Вывод : стихотворение богато языковыми средствами: например, олицетворения и эпитеты подчеркивают нежные чувства лирического героя.

Тема Великой Отечественной войны в поэзии продолжала жить и после того, как закончилась война. Мотивами послевоенной поэзии были горечь утрат, радость победы, прошлое и будущее. Всё это отразилось в поэтических сборниках, С.Орлова «Поход продолжается»,48, Ю.Друниной «В солдатской шинели»,48, С.Гудзенко «Солдатские стихи», 51, С.Наровчатова «Костер», 48.

Вот человек — он искалечен,

В рубцах лицо. Но ты гляди

И взгляд испуганно при встрече

С его лица не отводи.

Он шел к победе, задыхаясь,

Не думал о себе в пути,

Чтобы она была такая:

Взглянуть — и глаз не отвести!

Вопрос: В чём особенности поэзии военных лет. Какой она была?

Особенности поэзии периода Великой Отечественной войны. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЖанна Матюшкина

Похожие презентации

Презентация на тему: » Особенности поэзии периода Великой Отечественной войны.» — Транскрипт:

1 Особенности поэзии периода Великой Отечественной войны.

2 Цель литературы военных лет: Борьба за свободу и независимость Родины.

3 С первых дней войны писатели и поэты вместе со всем народом встали на защиту Родины. Алексей Александрович Сурков Константин Михайлович Симонов Юлия Владимировна Друнина Ольга Фёдоровна Берггольц Николай Петрович Майоров Павел Давидович Коган Муса Мустафович Джалиль Николай Семёнович Тихонов Михаил Васильевич Исаковский Александр Яковлевич Яшин Александр Трифонович Твардовский Сергей Сергеевич Орлов, Семён Петрович Гудзенко и др

4 О, книга! Друг заветный! Ты в вещмешке бойца Прошла весь путь победный До самого конца. Твоя большая правда Вела нас за собой. Читатель твой и автор Ходили вместе в бой. (С. П. Гудзенко) ( )

5 Поэзия периода Великой Отечественной войны Основные темы стихов Основные темы стихов родина война смерть и бессмертие ненависть к врагу дружба мечта о победе любовь и верность тема памяти

6 Ода Элегия ПосланиеБаллада ПесняПоэма Сатира Торжественное, нравоучительное стихотворение в честь какого-либо значительного лица или события. Стихотворение, проникнутое светлой печалью, грустью, обращённое к глубоко личным темам Стихотворное письмо, обращённое к конкретному адресату с просьбой, мольбой, советом Жанр лирической поэзии с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную или бытовую тему. Стихотворение с характерной напевной интонацией, положенное на музыку. Лиро- эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение, основными чертами которого являются наличие и образа лирического героя Эпиграмма — краткое стихотворение, высмеивающие е какое-либо лицо Авторы, произведения. М.Исаковский «Наказ сыну», П.Антокольский «Мщение», Д.Бедный «1942» А.Твардовский «Я убит подо Ржевом», К.Симонов «Жди меня» К.Симонов «Жди меня» А.Твардовский «Сын артиллериста», К.Симонов «Баллада о товарище» Лебедев-Кумач «Священная война», М.Исаковский «В лесу прифронтовом» «Огонёк», А.Сурков «В землянке» М.Алигер «Зоя», А. Твардовский «Василий Тёркин» С.Маршак «Берлинская эпиграмма», «Последняя линия обороны» Поэзия военных лет носит многожанровый характер

7 Родился 15 ноября 1915 года в Петрограде. ноября 1915 года Петрограде К началу войны был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом газеты Красная звезда. Побывал на всех фронтах.

8 Константин Симонов Родина Касаясь трех великих океанов, Она лежит, раскинув города, Покрыта сеткою меридианов, Непобедима, широка, горда. Но в час, когда последняя граната Уже занесена в твоей руке И в краткий миг припомнить разом надо Все, что у нас осталось вдалеке, Ты вспоминаешь не страну большую, Какую ты изъездил и узнал, Ты вспоминаешь родину — такую, Какой ее ты в детстве увидал. Клочок земли, припавший к трем березам, Далекую дорогу за леском, Речонку со скрипучим перевозом, Песчаный берег с низким ивняком. Вот где нам посчастливилось родиться, Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится, Чтоб видеть в ней приметы всей земли. Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть. Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать г.

9 Николай Алексеевич Заболоцкий ( ) Русский поэт, переводчик. Родился 24 апреля (7 мая) 1903 под Казанью

10 Николай Заболоцкий В этой роще березовой, Вдалеке от страданий и бед, Где колеблется розовый Немигающий утренний свет, Где прозрачной лавиною Льются листья с высоких ветвей, Спой мне, иволга, песню пустынную, Песню жизни моей. Пролетев над поляною И людей увидав с высоты, Избрала деревянную Неприметную дудочку ты, Чтобы в свежести утренней, Посетив человечье жилье, Целомудренно бедной заутреней Встретить утро мое. Но ведь в жизни солдаты мы, И уже на пределах ума Содрогаются атомы, Белым вихрем взметая дома. Как безумные мельницы, Машут войны крылами вокруг. Где ж ты, иволга, леса отшельница? Что ты смолкла, мой друг? Окруженная взрывами, Над рекой, где чернеет камыш, Ты летишь над обрывами, Над руинами смерти летишь. Молчаливая странница, Ты меня провожаешь на бой, И смертельное облако тянется Над твоей головой. 1946

12 Уткин Иосиф Павлович – поэт. ( гг.) Возвращаясь с фронта 13 ноября 1944, И.Уткин погиб в авиационной катастрофе. Фронтовые корреспонденты: Симонов К., Зотов И., Кригер Е., Уткин И. в прифронтовой полосе в дни обороны Москвы. Когда я вижу, как убитый Сосед мой падает в бою, Я помню не его обиды, Я помню про его семью. Мне представляется невольно Его обманчивый уют. Он мертв уже. Ему не больно, А их еще. письмом убьют! Июль — август 1942 Брянский фронт

13 Константин Симонов Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души. Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: — Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,- Просто ты умела ждать, Как никто другой Валентина Серова

14 Константин Симонов и Валентина Серова Стихотворение «Жди меня» было написано Симоновым в 1941 году. Посвящено любимой женщине Валентине Серовой, известной актрисе.

15 Лирический герой земной близкий читателю терпит лишения и страдания ненавистен к врагу Лирический герой — это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной деятельности, людям В лирике военных лет лирический герой:

16 Алексей Сурков ( ) Алексей Сурков, которому посвящено стихотворение Константина Симонова, — автор тихой, проникновенной песни «Землянка» («Бьется в тесной печурке огонь»). Это грустное, лирическое стихотворение, положенное на музыку Константином Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке.

17 Алексей Сурков «Землянка» Бьется в тесной печурке огонь. На поленьях смола, как слеза, И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой, Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой. Ты сейчас далеко-далеко. Между нами снега и снега. До тебя мне дойти нелегко, А до смерти — четыре шага. Пой, гармоника, вьюге назло. Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви г г.

18 А.Лактионов «Письмо с фронта»

19 Языковые средства Примеры Олицетворения В белоснежных полях, голос живой, холодная земля, негасимая любовь Лексические повторы Сравнение В холодной землянке – негасимой любви Практическая работа по стихотворению А.Суркова «Землянка» Задание: заполните таблицу, называя средства языковой выразительности или приводя примеры указанных средств. Поет гармонь, шептали кусты, голос тоскует. ЭПИТЕТЫ Далеко-далеко, снега и снега ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ Смола, как слеза

20 Тема Великой Отечественной войны в поэзии продолжала жить и после того, как закончилась война. Мотивами послевоенной поэзии были: горечь утрат радость победы прошлое и будущее Всё это отразилось в поэтических сборниках, С.Орлова «Поход продолжается»,1948 г, Ю.Друниной «В солдатской шинели»,1948 г, С.Гудзенко «Солдатские стихи», 1951 г, С.Наровчатова «Костер», 1948 г. и др. Вот человек он искалечен, В рубцах лицо. Но ты гляди И взгляд испуганно при встрече С его лица не отводи. Он шел к победе, задыхаясь, Не думал о себе в пути, Чтобы она была такая: Взглянуть и глаз не отвести! Сергей Орлов, 1946 г

21 Особенности поэзии военных лет эмоциональность доходчивость патриотические чувства Глубоко лиричные переживания

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector