9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем особенность звучания исторической темы в поэзии блока

В чём особенность звучания революционной темы в поэзии А.А.Блока?

Тип работы:Сочинение
Язык:Русский
Дата добавления:12.03.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы найдёте много готовых сочинений на любые темы:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

А. И Блок, находясь в Петрограде в 1917 году, не мог не затронуть тему революционных событий в своем творчестве. Главной особенностью раскрытия поэтом этой темы является изображение революции как социально-исторического элемента, одновременно создающего и разрушающего. Ожидания поэта также важны, так как за восстанием последует религиозная трансформация мира, а не изменение политической системы.

Обратимся к стихотворению А. Блока «Двенадцать». Символом революционного волнения является бушующая метель, природный элемент. Такая техника показывает «безответственность» неудержимой народной силы, потому что, как и природа, она не обладает моралью, не выбирает, кого уничтожить, а кого пощадить, все происходит случайно. Частью этого «человеческого элемента» являются главные герои — отряд красноармейцев, патрулирующих город. С одной стороны, они нарушают предыдущие несправедливые приказы. В первой главе показано, как жители старого мира, привыкшие жить за счет чужого труда, настороженно относятся к «апостолам» нового режима и презирают их. С другой стороны, революционное движение в лице 12 красноармейцев неизбежно ведет к гибели людей, страданиям и гибели ни в чем не повинных людей. Такой жертвой стала Катка, бывшая возлюбленная Петрухи, случайно отстрелившаяся отрядом, пытающимся сразиться с предателем. Тем не менее, солдаты, как и элементы, не обращают особого внимания ни на добро, ни на зло, совершенное ими, и продолжают уверенно шагать вперед.

Еще одной особенностью раскрытия Блоком революционной темы является идея религиозной трансформации мира. Как последователь софиологии, поэт полагал, что наступит момент для объединения мира идей и мира явлений, чему будет способствовать София, божественная сущность, вечный женский принцип. Революция должна была стать той самой поворотной точкой, когда произошла трансформация. Символом рождения нового мира в стихотворении является Христос, который впервые появляется в главе 10 с сугроба. Образ «Иисуса» (как его называл Блок старообрядцы) несет в себе признаки начала софии — «нежный шаг», белый венок из роз. В конце стихотворения он, невидимый для красноармейцев, возглавляет колонну «апостолов» и идет впереди всех с «кровавым флагом» на пути к лучшему будущему.

Итак, главный пример обращения к революционной теме в поэзии А.А. Блок это стихотворение «Двенадцать». Это показывает такие особенности понимания темы, как, например, образ революции в форме социально-исторического элемента, способного создавать и разрушать без какого-либо ответа для кого-либо. Философские и религиозные идеи Блока о Софии и связанная с ними мысль о революции «духа» также переплетены.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

В чем особенность звучания исторической темы в поэзии блока

А. А Блок, находясь в Петрограде в 1917 году, не мог не затрагивать в своем творчестве тему революционных событий. Главной особенностью раскрытия этой темы у поэта является изображение революции, как социально-исторической стихии, одновременно созидающей и разрушающей. Также важны ожидания поэта, что за восстанием последует религиозное преображение мира, а не смена политического строя.

Обратимся к поэме А.

Блока “Двенадцать”. Символом революционного волнения является бушующая метель, природная стихия. Подобный прием показывает “безответность” неудержимой народной силы, ведь, подобно природе, у неё нет морали, она не выбирает, кого погубить, а кого пощадить, всё происходит случайно. Частью этой “людской стихии” являются главные действующие лица — отряд красноармейцев, патрулирующих город. С одной стороны, они ломают прежние несправедливые порядки. Из первой главы видно, как обитатели старого мира, привыкшие жить за счет труда других, с опаской и презрением относятся к “апостолам” нового режима. С другой, революционное движение, представленное 12 красноармейцами, неизбежно приводит к разрушению быта, страданию и гибели неповинных людей. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Такою жертвой стала Катька, бывшая возлюбленная Петрухи, которую случайно застрелил отряд, пытаясь расквитаться с предателем. Тем не менее, солдаты, подобно стихии, не обращают подолгу внимания ни на добро, ни на зло, творимое ими, и продолжают уверенно шагать вперед.

Еще одной особенностью блоковского раскрытия революционной темы является идея религиозного преображения мира. Будучи последователем софиологии, поэт считал, что настанет момент объединения мира идей и мира явлений, чему будет способствовать София, божественная сущность, вечное женское начало. Революция должна была стать тем самым переломным моментом, когда произойдет преображение. Символом рождения нового мира в поэме является Христос, в первый раз появляющийся в 10 главе из сугроба. Образ “Исуса” (так по старообрядчески назвал его Блок) носит в себе признаки софийного начала — “нежная поступь”, белый венок из роз. В конце поэмы он, невидимо для красноармейцев, возглавляет колонну “апостолов” и шагает впереди всех с “кровавым флагом” навстречу лучшему будущему.

Итак, главным примером обращения к революционной теме в поэзии А.А. Блока является поэма “Двенадцать”. В ней показаны такие особенности понимания темы, как, например, изображение революции в виде социально-исторической стихии, способной творить и разрушать, не неся ни перед кем ответа. Также в произведение вплетены философско-религиозные представления Блока о Софии и связанная с ними мысль о революции “духа”.

Особенность звучания революционной темы в поэзии А.А. Блока (сочинение к ЕГЭ по литературе).

Известный поэт начала 20 века А.А. Блок стал свидетелем крупнейших исторических событий: революции 1905 года, Февральской и Великой Октябрьской революций. Эти важные моменты нашли отражение в его поэзии, прежде всего, в поэме «Двенадцать», ставшей итогом раздумий А.А. Блока о революции, высшей ступенью его творчества.

Действие поэмы происходит на фоне разбушевавшейся природы: “вот поднялся вихорь снежный”, “вдали запевала метель», «пылит пурга», «ветер, ветер — на всем божьем свете!», «ра­зыгралась чтой-то вьюга». Через эти символические образы очистительной стихии поэт передает революционную бурю, охватившую страну: со стихией ветра нельзя совладать, так же, как нельзя управлять революцией.

Читать еще:  Что я открыл для себя познакомившись с японской поэзией

Центральная тема произведения – столкновение двух контрастных масс, «черной и белой кости», старой и новой России. Противоположные цвета подчеркивают их яростное противостояние. Белый сим­волизирует новое, светлое, а черный — уходящее, ненужное ( «Черный вечер. Белый снег» ). Окружающая действительность представлялась Блоку страшным миром, который должен был быть разрушен. В поэме отрицание этого мира проявилось в сатирическом изображении буржуазии, не принимающей перемены, прячущейся от революции: “ Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос», “барыня в каракуле”“к другой подвернулась: “Уж мы плакали, плакали. ”, “поп нынче веселый”— “стороной за сугроб”,“Длинные волосы и говорит вполголоса. Должно быть, писатель-вития. ». Со всеми представителями природная стихия обходится безжалостно: сбивает с ног, рвет одежду, толкает в сугроб, они не знают, куда идти. Так Блок показывает свое негативное отношение к ним. Старый мир он сравнивает с голодным безродным псом, обреченным на гибель. По мнению поэта, чтобы двигаться дальше, нужно отказаться от него. Поэтому революцию 1917 года поэт принял как явление, перерождающее и преображающее общество. Плакаты, флаги с революционными лозунгами, автор изображает как знак серьезных политических перемен. Вместе с тем поэт подчеркивает всю временность и напрасность этой суеты: рядом с этими плакатами простые люди, как старушка, которая «никак не поймет, что значит».

Однако при всем приветствии революции, вере в ее очистительную силу («Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем») Блок изобразил и страшную ее сторону: жестокость, беззаконие, полное обесценивание человеческой жизни, понятий о нравственности. Красногвардейцы борются за правое дело, но их охватывает ощущение вседозволенности: «Запирайте етажи, Нынче будут грабежи!», “Свобода, свобода, эх, эх, без креста!”. Из-за революции потеряна вера в Бога («От чего тебя упас золотой иконостас?»). В сцене убийства Катьки автор убивает нелепое, необразованное прошлое, показывает, что революционная стихия не может обойтись без кровопролития. Россия охвачена разгулом темных страстей и вседозволенности, но Блок верит, что через хаос, тьму и жесткость страна может прийти к свету. С желанием возвысить и утвердить революцию связано сопоставление двенадцати красногвардейцев с двенадцатью апостолами и появление в поэме образа Христа с «кровавым флагом», вставшим во главе революции, ведущим за собой своих учеников. Только он может спасти мир, очистить его изнутри, привести к святому и красивому. Красногвардейцы стреляют в него, но все же идут указанным им путем.

Скачать:

ВложениеРазмер
osobennost_zvuchaniya_revolyutsionnoy_temy_v_poezii_bloka.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Особенность звучания революционной темы в поэзии А.А. Блока.

Известный поэт начала 20 века А.А. Блок стал свидетелем крупнейших исторических событий: революции 1905 года, Февральской и Великой Октябрьской революций. Эти важные моменты нашли отражение в его поэзии, прежде всего, в поэме «Двенадцать», ставшей итогом раздумий А.А. Блока о революции, высшей ступенью его творчества.

Действие поэмы происходит на фоне разбушевавшейся природы: “вот поднялся вихорь снежный”, “вдали запевала метель» , «пылит пурга», «ветер, ветер — на всем божьем свете!», «разыгралась чтой-то вьюга». Через эти символические образы очистительной стихии поэт передает революционную бурю, охватившую страну: со стихией ветра нельзя совладать , так же, как нельзя управлять революцией.

Центральная тема произведения – столкновение двух контрастных масс, «черной и белой кости», старой и новой России. Противоположные цвета подчеркивают их яростное противостояние. Белый символизирует новое, светлое, а черный — уходящее, ненужное ( «Черный вечер. Белый снег» ). Окружающая действительность представлялась Блоку страшным миром, который должен был быть разрушен. В поэме отрицание этого мира проявилось в сатирическом изображении буржуазии, не принимающей перемены, прячущейся от революции: “ Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос», “барыня в каракуле”“к другой подвернулась: “Уж мы плакали, плакали. ”, “поп нынче веселый”— “стороной за сугроб”,“Длинные волосы и говорит вполголоса. Должно быть, писатель-вития. ». Со всеми представителями природная стихия обходится безжалостно: сбивает с ног, рвет одежду, толкает в сугроб, они не знают, куда идти. Так Блок показывает свое негативное отношение к ним. Старый мир он сравнивает с голодным безродным псом, обреченным на гибель. По мнению поэта, чтобы двигаться дальше, нужно отказаться от него. Поэтому революцию 1917 года поэт принял как явление, перерождающее и преображающее общество. Плакаты, флаги с революционными лозунгами, автор изображает как знак серьезных политических перемен. Вместе с тем поэт подчеркивает всю временность и напрасность этой суеты: рядом с этими плакатами простые люди, как старушка, которая « никак не поймет, что значит» .

Однако при всем приветствии революции, вере в ее очистительную силу («Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем») Блок изобразил и страшную ее сторону: жестокость, беззаконие, полное обесценивание человеческой жизни, понятий о нравственности. Красногвардейцы борются за правое дело, но их охватывает ощущение вседозволенности: «Запирайте етажи, Нынче будут грабежи!», “Свобода, свобода, эх, эх, без креста!”. Из-за революции потеряна вера в Бога («От чего тебя упас золотой иконостас?»). В сцене убийства Катьки автор убивает нелепое, необразованное прошлое, показывает, что революционная стихия не может обойтись без кровопролития. Россия охвачена разгулом темных страстей и вседозволенности, но Блок верит, что через хаос, тьму и жесткость страна может прийти к свету. С желанием возвысить и утвердить революцию связано сопоставление двенадцати красногвардейцев с двенадцатью апостолами и появление в поэме образа Христа с «кровавым флагом», вставшим во главе революции, ведущим за собой своих учеников. Только он может спасти мир, очистить его изнутри, привести к святому и красивому. Красногвардейцы стреляют в него, но все же идут указанным им путем.

Тема революции в творчестве А.А. Блока носит неоднозначный характер. В поэме «Двенадцать» поэт хотя и принимает революцию как борьбу за свободу, но тревожится за будущее, страшится происходящих ужасов, потери нравственных ориентиров, победы зла в душах людей. Однако он надеется на то, что светлое начало восторжествует и революция не только разрушит старый мир, но и сможет построить новый, светлый и чистый .

Тема и образ России в творчестве Блока (в лирике, стихах) сочинение

Основной темой творчества Блока является тема Родины. Образ России проходит через всю лирику поэта, начиная с самых первых произведений. Отечество предстает в его стихах то в образе старой загадочной Руси, то, как революционная страна, ставшая на путь индустриализации. В развитии промышленности Блок видит будущее России. Даже такое далекое, казалось бы, событие как Куликовская битва нашло отражение в его творчестве.

«О, Русь моя! Жена моя!” с такими словами Блок обращается к Родине в цикле стихов «На поле Куликовом». Это подчеркивает то, что он относится к ней как к живому родному существу. В произведении перед читателем открываются картины, в которых страна предстает в огне, крови и дыму. Истерзанной, но не сломленной, гордой.

Совсем другой Россию можно увидеть в стихотворении «Русь». Это загадочная земля, наполненная преданиями, сказаниями, суевериями. Здесь обитают ведуны с ворожеями, здесь можно встретить с «мутным взором колдуна», чертей и ведьм. Это дико страшно таинственно, и в то же время прекрасно. Но за такими сказочными, казало бы, образами прослеживается совсем другая действительность: образ нищей убогой жизни. Это прослеживается всего лишь в нескольких словах произведения: «утлое жилье», «страны родимой нищету», «в лоскутах ее лохмотий». А разгадка тайны, которая присутствует в стихотворении в том, что Русь «укачала на своих просторах живую душу», не запятнав ее начальной чистоты.

Еще с одной стороны страна открывается в стихотворении «Россия». В произведение отсутствует мистика, все образы носят вполне реальный характер. Поэт обращает внимание на то, что Россия остается такой же «как в годы золотые», она все та же «лес, да поле». Несмотря на тяжелую жизнь русского народа, стихотворение наполнено нескончаемой любовью к родине. Верой в лучшее: «не пропадешь, не сгинешь ты».

Блок чувствует свою неразрывную связь с Россией, с народом, с судьбой страны. Творчество Блока тесно перекликается с творчеством Лермонтова и Некрасова. Можно встретить немало сходства в форме и размере стиха, и, что самое главное, в их содержание. Ведь лирика этих поэтов наполнена гордостью, уважением и любовью к России.

Блок жил в годы революции, поэтому его лирика не могла пройти стороной мимо вопроса будущего страны. В чем же видит будущее России Блок? Конечно же, в обновлении, в создании фабрик и мануфактур, в развитии промышленности. Таким образом, творчество поэта охватывает достаточно большой период из жизни страны. В начале это загадочная таинственная Русь, страна разбитых дорог и нищих деревень. В более поздних стихах Родина преображается и становится местом, где дым заводов и фабрик возвещает о приближении новой жизни русского народа.

Сочинение Тема России в лирике Блока

Тема России занимает одно их главных мест в творчестве Блока. Он придерживался её всю жизнь. Будучи молодым, он пишет про богатую историю страны, затрагивает монголо-татарское иго. А потом закономерно перетекает в цикл «На поле Куликовом». Именно на этом поле решалась судьба России, именно здесь русское войско одержало победу над монголо-татарами. А его фраза: «И вечный бой! Покой нам только снится…» стала крылатой.

«Рождённые в года глухие…» Стихотворение показывает обречённость ровесников поэта. Он их называет всех «дети страшных лет России».

Эту фразу вложил в уста одной из своих героинь Борис Васильев в повести «А зори здесь тихие». Вот именно это стихотворение читает вслух студентка Соня Гурвич, она очень любит Блока. И эта фраза приобретает конкретный смысл. Девушка погибает за Россию от рук фашистов. Она тоже дитя «страшных лет России».

Россия никогда не застынет, не закостенеет. Её ждёт много перемен хороших и плохих. И не видно конца, только мелькают верстовые столбы. Для Блока Россия не мать, она – жена, невеста. Он так и пишет: «О Русь! Жена моя!» В другом стихотворении называет её «невестой». Сравнивает свою любовь к родине с любовью к женщине.

Стихотворение «Сытые» — это отклик Блока на события 1905 года, первая русская революция. Он надеется, что грядущие перемены изменят жизнь людей в лучшую сторону. Сколько же можно жить в доме без света!

Ещё одна, ставшая крылатой фраза о том, что к России надо подходить с особой меркой, а не мерить традиционным «аршином». У неё своя особая судьба. Она не поддаётся никаким расчётам, таинственная и непредсказуемая, как истинная женщина. В неё надо просто верить.

Социалистическая Революция 1917 года получила отражение в поэме «Двенадцать». Прежняя забитая Россия перестала существовать. Грандиозные перемены в России всегда сопровождаются погромами и пьянками. Вот и тут Блок пишет про грабежи и разгул в Петрограде. Но, несмотря на все издержки, поэт принимает революцию.

Поэт верил в свою страну. Верил в то, что пройдя свой нелёгкий путь, хлебнув горя и предательства, Россия всё-равно останется великой державой. Эти слова очень своевременны в наши дни.

В своих произведениях о России поэт стирает границу между вымыслом и реальностью. Поэтому, в поэме «Двенадцать» красногвардейцы представлены в виде ангелов, и вместе с ними идёт Иисус Христос. Конечно, это довольно трудно для восприятия.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема России в творчестве Блока

Популярные сегодня темы

  • Анализ главы Чудово из произведения Радищева Путешествие из Петербурга в Москву

Данная глава посвящена обличению российской бюрократии, всевластие которой вместе с природной жестокостью и равнодушием некоторых людей, обладающих властью, может приводить к трагическим последствиям.

Я считаю, что это человек может, но до последнего будет пытаться найти себе общение, даже придумать, а вот это уже ни к чему хорошему не приведёт!

Знаменитый роман под названием «Мастер и Маргарита» написан замечательным русским писателем Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. К огромному сожалению, мир и вся Россия прочли роман уже после

Хочу рассказать вам о прекрасном месте под названием Рязань, о ее широтах, замечательных улочках, незабываемых закатах солнца, о ее древней и увлекательной истории. Рязань считает одним из не просто старейших

10.12.1821 г. (по нов.ст.) Родился в г. Немиров Винницкого уезда в семье поручика А.С. Некрасова и Е.А. Закревской.

Сообщите историческая тема в творчестве блока​

u0412 1908 u0433u043eu0434u0443 u0411u043bu043eu043a u0441u043eu0437u0434u0430u043b u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0435 u0438u0437 u043fu044fu0442u0438 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0439 u00abu041du0430 u043fu043eu043bu0435 u041au0443u043bu0438u043au043eu0432u043eu043cu00bb, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0439 u0441u043eu043fu0440u043eu0432u043eu0436u0434u0430u043b u043fu0440u0438u043cu0435u0447u0430u043du0438u0435u043c u043e u0442u043eu043c, u0447u0442u043e u041au0443u043bu0438u043au043eu0432u00adu0441u043au0430u044f u0431u0438u0442u0432u0430 u2014 u0441u0438u043cu0432u043eu043b u0440u043eu0441u0441u0438u0439u0441u043au043eu0439 u0438u0441u0442u043eu0440u0438u0438, u0440u0430u0437u0433u0430u0434u043au0430 u043au043eu0442u043eu0440u043eu0433u043e u0432u043fu0435u0440u0435u0434u0438. u041au0443u00adu043bu0438u043au043eu0432u0441u043au0430u044f u0431u0438u0442u0432u0430 u0434u043bu044f u043fu043eu044du0442u0430 u2014 u0438u0441u0442u043eu0440u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u0444u0430u043au0442, u0434u0430u044eu0449u0438u0439 u043fu043eu0432u043eu0434 u0434u043bu044f u0440u0430u0437u0434u0443u043cu0438u0439 u043e u043du0430u0441u0442u043eu044fu0449u0435u043c u0438 u0431u0443u0434u0443u0449u0435u043c u0420u043eu0441u0441u0438u0438.n

u0420u0443u0431u0435u0436 XIX-XX u0432u0435u043au043eu0432 u0431u044bu043b u0434u043bu044f u0420u043eu0441u0441u0438u0438 u0442u044fu0436u0435u043bu044bu043c, u043au0440u0438u0437u0438u0441u043du044bu043c, u043fu0440u043eu0438u0441u0445u043eu0434u0438u043bu0430 u0441u043cu0435u043du0430 u0438u0441u0442u043eu0440u0438u0447u0435u0441u043au0438u0445 u044du043fu043eu0445. u0411u043bu043eu043a u043eu0441u043eu0437u043du0430u0432u0430u043b, u0447u0442u043e u0443u0445u043eu0434u0438u0442 u0432 u043fu0440u043eu0448u043bu043eu0435 u0431u043eu043bu044cu00adu0448u043eu0433u043e u0438u0441u0442u043eu0440u0438u0447u0435u0441u043au043eu0433u043e u043fu0435u0440u0438u043eu0434u0430. u041fu043eu043bu043eu0436u0435u043du0438u0435 u0420u043eu0441u0441u0438u0438, u0440u0430u0437u0434u0435u043bu0435u043du043du043eu0439 u043du0430 u0434u0432u0430 u0432u0440u0430u0436u0434u0435u0431u043du044bu0445 u043bu0430u0433u0435u0440u044f, u043fu043eu044du0442 u0443u043fu043eu0434u043eu0431u043bu044fu0435u0442 u0420u0443u0441u0438 u044du043fu043eu0445u0438 u0414u043cu0438u0442u0440u0438u044f u0414u043eu043du0441u043au043eu0433u043e, u0420u0443u0441u0438, u0432u044bu0448u0435u0434u0448u0435u0439 u043du0430 u041au0443u043bu0438u043au043eu0432u043e u043fu043eu043bu0435, u0447u0442u043eu0431u044b u043eu0442u0441u0442u043eu044fu0442u044c u0441u0432u043eu044e u043du0430u0446u0438u043eu043du0430u043bu044cu00adu043du0443u044e u043du0435u0437u0430u0432u0438u0441u0438u043cu043eu0441u0442u044c. u0418u043cu0435u043du043du043e u043eu0431 u044du0442u043eu043c u043fu0438u0448u0435u0442 u043fu043eu044du0442 u0432 u0446u0438u043au043bu0435 u0441u0442u0438u0445u043eu0432 u00abu041du0430 u043fu043eu043bu0435 u041au0443u043bu0438u043au043eu0432u043eu043cu00bb.

Тема Родины в творчестве А. Блока

Обращение к теме

Тема России и её судьбы в поэзии Блока заняли центральное место не сразу. До этого мастер увлекался символизмом и стал крупнейшим представителем этого направления. В таком духе были написаны знаменитые «Стихи о Прекрасной Даме».

Кровавые события революции 1905 года раскрыли Александру Александровичу несостоятельность его идеалов. Он ощутил кризис и выразил его в создании драмы «Балаганчик». От туманного символизма он сознательно стал переходить к реальной теме многострадального родного края, однако и в её рамках он сочетал бытовое и мистическое, а также щедро использовал метафоры. Умение создавать и применять яркие сравнения сам Блок считал признаком истинного поэтического таланта, поэтому «прозрение таинственной сущности жизни через метафорическое восприятие» — визитная карточка стиля Блока.

Произведения, посвящённые родине

Поэт создал множество удивительных произведений. Знакомство с ними позволяет проследить эволюцию темы Родины в лирике Блока, а также его эпосе, драматических поэмах и публицистике.

Ранние стихотворения

Настроение ранних стихов, вошедших в цикл «Родина», созвучно с произведениями Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Отношение поэтов к отчизне пропитано жалостью, они употребляют эпитеты «бедная» и «разгульная», особое место в текстах занимают описания природы.

Также и всё дальнейшее творчество проникнуто любовью и привязанностью к Родине, но при этом автор не начинает идеализировать её. Говоря о нищете и обездоленности, поэт пытается пробудить сострадание в читателе, которое является началом любви.

В список лучших ранних стихов Блока о Родине входят следующие:

  • «Осенняя воля» — самое первое серьёзное воплощение темы. Родина здесь помогает герою преодолеть тягостное чувство одиночества, хотя он и отмечает бедность и невзрачность осеннего пейзажа.
  • «Ты отошла, и я в пустыне» — стихотворение, в котором удивительным образом сочетаются религиозные мотивы и любовная тематика. Начинается оно с расставания мужчины и женщины, которое приносит первому неимоверные страдания. Но вскоре читатель понимает, что в мужчине олицетворён Христос, а в женщине — Галилея — место, которое можно назвать его родиной. Вдалеке от неё Иисус не воскресает…
  • «На поле Куликовом» — лирическое произведение, состоящее из пяти частей. Центральная тема — Куликовское поле как символ победы добра над злом. Русь здесь рассматривается с точки зрения её героического прошлого. Автор называет её своей светлой женой, которой постоянно грозит смертельная опасность.
  • «Россия» — стихотворение более короткое и лёгкое, оно содержит всего 26 строк, но сколько в них смысла! Автор отметил, что богатство, простор и широта страны соседствуют с нищетой её народа, и он осмысливает несчастья края, но не боится разделить их в своей судьбе. Он верит, что милая его сердцу отчизна окажется сильнее всех бед.
  • «Там неба осветлённый край» — произведение, появившееся в период полугодового расставания поэта с родиной, когда он отправился в заграничное путешествие. Поездка должна была бы рассеять душевную боль Блока после пережитых им трагических событий (смертей ребёнка жены и отца Александра Александровича), но в итоге он всё время мечтал о возвращении.

Более зрелая лирика

Особенностью поздних стихотворений Блока является проявление более оптимистичных мотивов, в которых слышатся радость и гордость. В связи с развитием промышленности он предрекает новые времена, способные изменить облик родных мест, и воспевает нарастающую мощь страны, из-за которой она предстаёт равной самым передовыми государствами.

Без необыкновенной любви Александра Александровича не было бы этой уверенности в счастливом будущем России. Предчувствуя его, он писал о своеобразии исторического пути родины, выступая при этом свидетелем страшных лет кровавых революций:

  • «Русь моя, жизнь моя» — произведение, дышащее любовью и восхищением, сквозь которые пробиваются тревожные предчувствия. Выражены они знаками препинания (вопросами, многоточиями). Размышления автора тяжелы, он страшится разлуки с родиной, которая отнимет у него всякий шанс на счастливую жизнь.
  • «Новая Америка» — попытка нового переосмысления Блоком возможности счастья России. Поэт вдруг понял, что многие представления о стране обманчивы, в глаза бросаются покорность, богомольность, тишина, а тем временем есть и то, что неприметно с первого взгляда, но важно и существенно. Это положительные изменения в родном крае, возникновение новых возможностей, народ, молодеющий духом.
  • «Я не предал белое знамя». Вынесенный в название символ для всего мира характеризует чистоту, мир и святость (белое знамя как белый флаг), но у Блока также является намёком на идеал, облик прекрасной дамы и ассоциацию с Родиной. Встреча лирического героя с ней происходит после долгой разлуки в перерыве между военными действиями. Автор объясняет возможность этого свидания судьбой.

Эпос, драма, публицистика

Воспеванием родины в лирике Блок не ограничивался. Этой теме он также посвящал более масштабные произведения:

  • «Возмездие» и «Двенадцать» — лиро-эпические поэмы, первая из которых посвящена революционным предчувствиям, а вторая — непосредственным событиям октября 1917 года. «Возмездие» задумывалось как большое серьёзное произведение из нескольких частей, в котором бы сюжет протекал на фоне мировой истории, но поэма не была закончена из-за критики. В «Двенадцати» же противопоставляются старая и новая Россия, а в тексте автор тревожится о том, что революция угрожает благополучию страны.
  • «Песня судьбы». Живой образ России в этой драматической поэме воплощён в героине произведения Фаине. Неукротимая страсть, душевное беспокойство девушки олицетворяет страну с её вольными песнями, зовущими далями и бескрайними степями.
  • «Интеллигенция и революция» — пример публицистической статьи о России авторства Блока. С её помощью он выступил против всех тех, кто говорил о гибели страны. Александр Александрович говорит, что его Родина с честью выдержит все испытания и выйдет из них лишь величественнее.

Образность описания

Образ Родины в творчестве Блока многогранен. Однако анализ его произведений позволил выделить несколько основных направлений, которых он придерживался для её описания:

  • Россия как сказочный край, населённый загадочными существами;
  • нежная и трепетная возлюбленная;
  • место, где творится история;
  • многострадальная страна, чьим жителям приходится сталкиваться с трудностями, но они стараются это изменить;
  • великий и благодатный край;
  • живое существо с человеческими чувствами.

Но не всегда в отдельном стихотворении Блок использовал только один образ. Например, стихотворение «Русь» можно считать примером первого, сказочно-колдовского поэтического воспевания. В нём описаны мифические болота и дебри, упоминаются колдуны и ведуны, ведьмы и ворожеи. Главной героине стихотворения приписывается едва ли не божественное происхождение, из-за которого автор не смеет коснуться её одежды.

Но последнее упоминание открывает читателям, что Россия — это не только сказочная страна, её можно представить и таинственной незнакомкой. Это придаёт описанию романтичности и роднит его со вторым направлением.

Выбор направления

Какое бы обращение к отчизне автор ни выбрал в каждом конкретном стихотворении, все они образуют единую картину восприятия поэтом России. Очевидно, такие яркие образы выбраны, чтобы вдохнуть в объект своего восхищения жизнь и затронуть патриотические чувства читателей.

Интересно, что в лирике Александра Александровича практически нет воплощения отчизны в лице матери, которое часто можно встретить у других поэтов. Обоснование этому состоит в чувстве глубокой тревоги автора за судьбу родного края и желании помочь ей. Образ матери ассоциируется с надёжностью, покровительством и поддержкой, но Блок считает, что России самой необходима хорошая защита и преданность, значит, ему более близок облик хрупкой девушки, невесты или жены, за которую мужчина несёт ответственность.

Таким образом, творчество Блока можно изучать с самых младших классов, ведь его поэтические произведения — прекрасный пример искреннего патриотизма, который не только восхищает и заражает взрослых, но и проникает в души детей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: