0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем особенности лирической героини ахматовской поэзии

Лирическая героиня А. Ахматовой (Ахматова Анна)

Среди поэтов Серебряного века видное место занимает творчество А. Ахматовой. Именно она первая открыла в своих стихах загадочный мир женской души, страстной, нежной и гордой, и увлечений, переживаний.

Неповторима лирическая героиня Ахматовой. Она — во многом отражение личной судьбы поэтессы. Это вечная женщина, со всеми проявлениями женской доли и женского голоса.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Это и юная девушка в ожидании любви, и зрелая женщина, и сестра, и мать, и жена.

Мотивом интимных переживаний женщины посвящена вся любовная лирика Ахматовой. О душевном состоянии героини не рассказывается ею- оно предстает как переживание сейчас.

Как и любая женщина, лирическая героиня Ахматовой противоречива. Это тонкая, чувствительная, сложная натура. «Тебе покорной? Ты с ума сошел! Покорна я одной господней воле!» — восклицает героиня, гордая и непокорная. Пронзительны и резки её слова, вырвавшиеся из опаленного любовью сердца: «Не любишь, не хочешь смотреть? О, как ты красив, проклятый!».

Однако тут же «огнём застит туман» и «сливаются тени и лица» — горестная беспомощность приходит на смену вызывающему непокорству. Она подчиняется в любви по собственной воле, к героине приходит смирение.

Безжалостно заставляют её страдать: «Как же похожи на объятья прикосновенья этих рук», «Полуласково, полулениво поцелуем коснулся руки». Навсегда разочаровывается она в своей мечте о бесконечной любви, увидев » смех в глазах его спокойных». Однако героиня не может вернуть свою прежнюю гордость, ведь она полюбила всей душой и теперь отдает всю себя без остатка. Глаза её «безвольно пощады просят», когда «произносят кроткое, звонкое имя».

Героиня видит каждую деталь. Они порой вызывающе заметны в стихотворении, говоря о происходящем в сердце героини больше, чем могут оказать простые описания. Она «на правую руку надела перчатку с левой руки», бежит «перил не касаясь», замечает, влюбленная, и «скорбных скрипок голоса», и «лёгкое золото ресниц» любимого.

Любовь, как для Ахматовой, так и для её лирической героини, всегда счастье, несмотря на то, что она одаривает не только радостью, но и чаще горем. » Должен на этой земле испытать каждый любовную пытку», — считает Ахматова.

Её лирическая героиня духовно сильна, и поэтому способна с достоинством выдержать эту пытку. Она не вызывает у читателей сочувствия, а тем более жалости. В этом лирическая героиня не нуждается: » Брошена! Придумано слово — Разве я цветок или письмо?»

Лирическая героиня Ахматовой — одна из ярчайших в поэзии Серебряного века. Незабываемы её внутренние переживания, чувства, а также и западающий в душу образ самой героини.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id30657

Лирическая героиня в ранней лирике Ахматовой. Специфика поэтики.

«дневниковость», что не исключает философских размышлений. Размышления «умной женщины»

Автобиографический контекст лирики

Стихи объединены лирической героиней

Стилистическая простота, презрение к богемности – ориентация на женскую речь.

Пушкинизмы, реминисценции – Пушкин-кумир (смуглый отрок бродил по аллеям)

Вечер 1912, Четки 1914, Белая стая 1917

В лирической героине Анны Ахматовой воплощен образ самой поэтессы, точнее, ее авторское сознание.

Анна Ахматова смогла создать четко очерченную фигуру, дать ей жизненную роль, наделить определенностью индивидуальной судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира, который развивается, самосовершенствуется.

Для облика лирической героини Анны Ахматовой в книгах «Вечер», «Четки», «Белая стая» характерна такая особенность, как противоречивость, внутренний конфликт устремлений, представлений о жизни, о своей личной и творческой задаче.

Еще одной особенностью характера лирической героини является приоритет духовного начала над материальным миром, некоторый аскетизм взглядов, жизненной философии. На наш взгляд, это связано как с личными чертами поэтессы, та и с влиянием на ее творчество эстетики декаданса, символизма и акмеизма.

Развитие характера лирической героини в сборниках «Вечер», «Четки», «Белая стая» происходит поступательно, по спирали. Изначально заложенные противоречия постепенно усложняются, достигают высшей конфликтной точки, наделяя героиню трагизмом мироощущения, и в итоге более сильное начало одерживает победу.

Под сильным началом имеется ввиду та степень внутренней свободы, которая необходима для служения искусству. Для того, чтобы достигнуть этого уровня, лирическая героиня прибегает к помощи высших сил. Нравственное начало бытия для нее заключается в Боге, поэтому религиозность является ее отличительной чертой.

Не менее сильно в ней и земное, женское начало, удел которого — любить и быть любимой. Лирическая героиня сначала неосознанно, а потом и преднамеренно подавляет в себе женственность и чувственность, отказывается от личного счастья, образом которого является «светлый жених», и пытается заменить его страстью, игрой в чувства.

Однако эта игра заводит ее слишком далеко, ей приходится преодолевать темные начала в себе, бороться с греховностью. На какое-то время она теряет нравственные ориентиры, но воля и провидение помогают ей вернуть утраченное, обрести внутреннюю ясность и продолжать развитие в правильном направлении. В итоге она понимает свою жизненную задачу: нести правду людям через слово поэта, терпеть все лишения и невзгоды, быть обреченной на одиночество. «Неистощима только синева Небесная и милосердье Бога».

Диалог с Гумилевым. История отношений двух независимых людей.

Ахматова не верит в счастливую любовь

В 1910-е годы исследователи стали видеть в ахматовских стихах устойчивое образование с любовным «сюжетом» в центре. В 1912 году А. Ахматова пишет «Я научилась просто, мудро жить…». В стихотворении героиня переживает момент гармонии с миром, она обретает новое зрение и слух, воспевается простота и мудрость жизни («Смотреть на небо и молиться Богу»). Размеренность стиха не сохранила никаких отголосков «громкого» страдания, однако на то, что у настоящего есть «предыстория», указывает глагол совершенного вида «научилась». От былой драмы осталась только «ненужная тревога» и возможность прихода героя, но пережитое страдание изменило систему ценностей лирической героини. Она, свободная от прошлого, слышит и видит теперь «тленную» и «прекрасную» жизнь на земле («шуршат в овраге лопухи», «никнет гроздь рябины желто-красной», мурлыканье кота, огонь на «башенке озерной лесопильни», крик аиста), и одновременно ее взгляд устремлен к вершинам духовности (небо, Бог). Лирика воспринималась как «романная» в жанровом смысле слова. Приоритет в формировании этой концепции принадлежит В. Жирмунскому. В статье «Преодолевшие символизм» (1916) он писал о «маленьких повестях», «новеллах» у А. Ахматовой: «…Обыкновенно каждое стихотворение — это новелла в извлечении, изображенная в самый острый момент своего развития, откуда открывается возможность обозреть все предшествовавшее течение фактов. Любовная разлука в ахматовской лирике, как правило, оборачивается своего рода экзистенциальной ситуацией, в результате чего лирическая героиня обычно оставляет мир людей, обостряется ее восприимчивость ко всему природному. Кульминацией «сюжета» у А. Ахматовой становится состояние лирической героини, находящейся между пережитым разладом с миром и наступающей гармонией. Это напряженнейший, переломный момент духовного пути человека.

Революция, Ахматова отвергает всякую мысль об эмиграции. 1917 г. – сборник «Белая стая» . Это уже новая Ахматова. Новое понимание любви.

Лирическая героиня А. А. Ахматовой

Школьное сочинение

Анна Ахматова — последняя яркая звезда, загоревшаяся под знаком Серебряного века русской поэзии, талант и личное мужество которой соизмеримы: она отвергла эмиграцию, не была сломлена страшными испытаниями, выпавшими на ее долю, не склонив головы, пережила замалчивания и травлю, начавшуюся в 1946 году. Ее поэзия и сегодня собирает под свои знамена самых разных людей: христиане поднимают на щит ее глубокую веру, патриоты — ее «русскость», антикоммунисты — внутреннее сопротивление режиму, монархисты — ее имидж императрицы. Мужчинам нравится ее женственность, женщинам — мужественность, и абсолютно всем — ее простота и понятность.

Читать еще:  Почему поэзия цветаевой актуальна и в наши дни

О ней сразу же заговорили как о явлении в литературе, хотя в это время Россия внимала голосу великих поэтов — А. Блока, К. Бальмонта, В. Брюсова и др. Поэзия Ахматовой раскрывает душу человека, в первую очередь — женщины, и ее стихи привлекают не столько сюжетом, сколько драмой чувств, которая вмещается в несколько поэтических строк.

Биография Анны Ахматовой до сих пор не написана, и факты в ней тесно сплавлены с мифом. Сама Ахматова легендарные моменты собственной жизни зачастую очень тонко, незаметно культивировала, предлагая их будущим биографам в качестве фактов.

В своей родословной поэтесса подчеркивала линию, восходящую по матери к древним новгородцам: «Ведь капелька новгородской крови во мне, как льдинка в пенистом вине». Но в то же время любила говорить, что в качестве псевдонима взяла девичью фамилию своей бабушки, урожденной княжны Ахматовой («бабушки-татарки»). Очутившись в эвакуации в Ташкенте, Ахматова вспомнила, что Азия — ее родина: «Я не была здесь лет шестьсот».

В характере Анны Ахматовой присутствовал стремительный темперамент девочки, родившейся под Одессой и проведшей детство на берегу Черного моря. Но этот южный темперамент уравновешивался сдержанностью женщины, воспитанной в атмосфере Царского Села и усвоившей каноны этикетной петербургской культуры. Еще важнее, что Ахматова была человеком подлинно европейского типа и европейской образованности. В ее лице мы находим русскую европеянку с глубинными славянско-азиатскими корнями, то есть частный случай универсализма русской культуры конца XIX — начала XX века. Все это вошло в ее стихи и выстроило характер ее лирической героини. Анна Ахматова писала о жизни, о смерти, о печали, о Музе. Но главная ее тема — любовь. Фактически ее первые пять сборников от «Вечера» до «Anno Domini» почти полностью посвящены этой теме. Даже в стихах, декларирующих позицию автора в пору социальных катаклизмов (например, «Мне голос был»), тема любви не исчезает, а становится фоном. И всегда у нее это самые различные проявления чувства: дан их разный накал и напряженность, изменчивые формы, то есть любовь показана в ее переходах, неожиданных всплесках и противоречиях. Сама любовь для лирической героини — это и свет, песнь, свобода, и грех, бред, недуг, плен. Любовь сопряжена у нее с обидой, ревностью, отречением, изменой.

Первые рецензенты отмечали в стихах Ахматовой, посвященных любовной теме, обостренный психологизм, говорили, что ее лирика интересна изображением тончайших движений женской души, да и сама поэтесса ставила себе это в заслугу, написав: «Я научила женщин говорить». Ее стихи часто сравнивали с русской психологической прозой, потому что каждое ее стихотворение — маленькая новелла, где изображено сильное психологическое переживание, в поле которого попадают случайные детали внешнего мира:

Проводила друга до передней,

Постояла в золотой пыли,

С колоколенки соседней

Звуки важные текли.

Брошена! Придуманное слово —

Разве я цветок или письмо?

А глаза глядят уже сурово

В потемневшее трюмо.

Михаил Кузмин в предисловии к «Вечеру» назвал это способностью «понимать и любить вещи в непонятной связи с переживаемыми минутами». Позднее В. В. Виноградов отмечал, что «предметная лексика ее стихов существует в аспекте единичного переживания, создавая между лирической героиней и окружающими ее вещами «интимно-символическую связь».

В любовных стихах Ахматовой критика часто видела рассказ о борьбе женщины с мужчиной за свое равноправие. На самом деле коллизия «Вечера» и особенно «Четок» намного сложнее. Любовь требует от любящих предельного напряжения душевных сил.

Не случайно она названа «любовной мукой» и даже «любовной пыткой». И поединок лирическая героиня Ахматовой ведет вовсе не с мужчиной, которого любит, а с самим любовным чувством, превращающим ее в игрушку («Разве я цветок или письмо?»), грозящим утратой чувства личного достоинства. Женщина у Ахматовой проявляет в этой ситуации, прежде всего, волю, характер: «Слаб голос мой, но воля не слабеет». Позднее критики не раз отмечали в лирике Ахматовой сочетание романтичности, женственности и хрупкости с твердостью, властностью, сильной волей. Не потому ли, что уже в 1910-е годы Ахматова предчувствовала, что персонажам ее любовной лирики уготована необычная и жестокая историческая судьба? С наибольшей отчетливостью это проявилось в произведениях 20-х годов, в которых лирическая героиня переживает любовную радость на фоне трагического предчувствия небывалой беды.

В 30-е годы О. Мандельштам очень точно определил одно из главных качеств творческого дара Ахматовой: «Она — плотоядная чайка, где исторические события — там слышится голос Ахматовой. И события только гребень, верх волны: война, революция. Ровная и глубокая полоса жизни у нее стихов не дает».

Эта характеристика не раз подтверждалась стихотворениями-откликами Ахматовой на события современности, например откликом на Первую мировую войну— стихотворением «Молитва» (1915):

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар.

Отними и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар.

Так молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Взрослела сама Ахматова, взрослела и ее лирическая героиня. И все чаще в стихах поэтессы стал слышаться голос взрослой, умудренной жизненным опытом женщины, внутренне готовой к самым жестоким жертвам, которые потребует от нее история.

Постепенно «женская» лирика Ахматовой претерпевала метаморфозу, приближаясь, по словам О. Мандельштама, к тому, «чтобы стать одним из символов величия России».

Октябрьский переворот 1917 года Анна Ахматова встретила так, словно давно была к нему внутренне готова, и отношение к нему сначала у нее было резко отрицательным. Она понимала, что обязана сделать свой выбор, и сделала его спокойно и сознательно, обозначив свою позицию в стихотворении «Мне голос был». На призыв покинуть родину героиня Ахматовой дает прямой и ясный ответ:

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Позже она уточнила свой выбор:

А здесь, в глухом чаду пожара.

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час.

Лирическое «я» поэтессы сливается в этих стихах с «мы», и точно так же от имени всего народа она напишет во время Отечественной войны стихотворение «Мужество» (1942):

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Лирическая героиня Ахматовой не раз ощущала себя стоящей на изломе эпох, на «мировом ветру», как говорил А. Блок, и ее живое материнское чувство становилось началом, связующим в единое целое распавшуюся Россию.

В 20-е годы Ахматова активно обращается к античности, Библии, и в числе «двойников» ее лирической героини мы встречаем Дидону, Кассандру, Федру, Лотову жену, Рахиль.

Переживания лирической героини Ахматовой 20-30-х годов — это также переживание истории как испытания судьбой. Главным драматическим сюжетом лирики этих лет становится столкновение с трагическими событиями истории, в которых женщина вела себя с поразительным самообладанием. Ее героинями становятся и Клеопатра, и боярыня Морозова, и «стрелецкая женка».

Живой интерес проявляла Анна Ахматова и к русской истории и фольклору. В стихотворении «Не бывать тебе в живых» (1921) лирическая героиня Ахматовой — плакальщица. Эти стихи родились под впечатлением трагических обстоятельств в жизни самой Ахматовой: погибли три самых близких ей духовно, самых дорогих человека — А. Блок, Н. Гумилев и А. Горенко. В стихотворении «Не бывать тебе в живых» лирическое «я» обобщено до образа всякой русской женщины, оплакивающей мужа, брата, сына, друга, чья кровь пролита за Русскую землю:

Любит, любит кровушку

В 1935 году были арестованы муж и сын Ахматовой — Николай Пунин и Лев Гумилев. И все же она не переставала писать. Так отчасти сбывалось пророчество, сделанное в 1915 году («Молитва»): сын и муж у нее были отняты. В годы ежовщины Ахматова создает цикл «Реквием» (1935-1940), лирическая героиня которого — мать и жена, вместе с другими современницами оплакивающая своих близких. В эти годы лирика поэтессы поднимается до выражения общенациональной трагедии, и рядом с ней можно поставить разве что Н. Клюева и О. Мандельштама — двух ее мученически погибших современников.

Читать еще:  Что такое народная поэзия

1940 год для Ахматовой оказался переломным. Началась Вторая мировая война, охватившая практически всю Европу, Россия снова выдвинулась в центр мировой истории, и Ахматова ощутила приближение событий шекспировского размаха. Она почувствовала прилив новой стихотворной волны.

Стихи 1941-1944 годов, составившие цикл «Ветер войны», были продиктованы ощущением Ахматовой своего личного участия в этой драме. В них мощно проявилось материнское начало. Лирическая героиня, провожая на фронт ленинградских мальчиков и понимая, что их ждет впереди, говорила от имени всех женщин:

Вот о вас и напишут книжки:

«Жизнь свою за други своя»,

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,

Внуки, братики, сыновья!

Ахматова говорила на всю страну и за всю страну, ли в чем не изменив себе и ничем не поступившись. Ситуация общенародной беды подчеркнула национальную основу ее уникального лирического дара.

Все эти принципы окончательно оформились в ключевом произведении Ахматовой — «Поэме без героя», над которым она работала с 1940 года практически до конца жизни.

Работая над «Поэмой без героя», она не переставала писать лирические стихи, которые резко и ярко высветили сквозной сюжет ее поэзии в целом — драму невоплощенной любви. В этой лирике поражает мощное творческое усилие, создающее миф о великом чувстве, которое преодолевает пространство и время, — лирическая героиня снова идет навстречу собственной судьбе, как некогда шла рать Дмитрия Донского, чтобы победить:

И встретить я была готова

Моей судьбы девятый, вал.

Здесь пересекаются друг с другом две важнейшие темы творчества Ахматовой — любовная и национально-историческая. История не только формирует, но и деформирует человека, сочиняет ему другую судьбу, и противостоять этому способна только Любовь.

Анализ стихотворения А. Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно»

История создания

Произведение Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно» является потоком мыслей поэтессы о насущном. Автор описывает то, что творилось у неё на душе в момент написания и то, что происходило с обществом в то время. В 1917, когда поэтесса написала своё стихотворение, в России был разгар революции. Однако в литературе это произведение считается интерпретацией того, что было в стране в начале XX века. Анна Ахматова застала изматывающий голод и красный террор. Она с горестью понимала, что может не пережить вместе со своим сыном это время.

В тот период поэтессе практически не на что было жить, так как её всё реже и реже публиковали в журналах. И это случилось тогда, когда у женщины на руках был маленький пятилетний сын. Муж Ахматовой, поэт Гумилев, на тот момент жил во Франции. Он пытался договориться, чтобы поэтесса смогла эмигрировать к нему. Однако к этому времени они уже были в состоянии разлада, их семейная жизнь как таковая прекратилась, поэтому Ахматова отказалась от такого предложения.

Однако, вероятнее всего, именно Гумилёв послужил прообразом таинственного голоса в стихотворении.

Образ лирической героини в поэзии А.А.Ахматовой

Я научила женщин говорить. А. Ахматова. А.А. Ахматова – одна из великих поэтесс России. Она, «конечно, самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб». По выражению А.Коллонтай, Ахматова создала «целую книгу женской души». Лариса Рейснер писала: «Она вылила в искусстве все мои противоречия, которым столько лет не было выхода… Как я ей благодарна…» Да, действительно, Ахматова «вылила в искусстве» сложную историю женского характера. И не только характера переломной эпохи. В лирической героине Ахматовой чуть ли не каждая женщина угадывает себя, своё отношение ко всему, что близко и дорого нам на этом свете. Вот она признаётся в трепетно-нежной любви к Пушкину и в том, что второй её любовью был Блок: Любовникам всем моим Я счастие приносила. Один и сейчас живой, В свою подругу влюблённый, И бронзовым стал другой На площади оснеженной. Вообще, образ женщины – героини ахматовской лирики можно отнести к любому лицу. При необычайной конкретности переживаний это и человек конкретной судьбы и биографии, и носитель бесконечного множества биографий и судеб: Мне с Морозовою класть поклоны, С падчерицей Ирода плясать, С дымом улетать с костра Дидоны, Чтобы с Жанной на костер опять. Господи! Ты видишь, я устала Воскресать, и умирать, и жить. Стихи Ахматовой – «многим» (именно так она озаглавила одно из них), потому что её героиня: Я — голос ваш, жар вашего дыханья, Я — отраженье вашего лица. Потому что при всём многообразии жизненных явлений, при всей необычности характеров и ситуаций, героиня Ахматовой несут самое главное, самое важное в жизни – любовь. Любовь – самая волнующая тема Ахматовой. Она такая же разная, как и её лирическая героиня. Стихия женской души находит своё выражение именно в любви. «Великая земная любовь» – движущее начало ахматовской лирики, суть её лирической героини. В этом состоянии мир видится заново, в обычном открывается необычное: Ведь звезды были крупнее, Ведь пахли иначе травы. Поэтому каждое признание – как боль, как крик души: Столько просьб у любимой всегда! У разлюбленной просьб не бывает. Героиня ахматовской лирики «больна» любовью. Но любовь не только счастье, скорее, наоборот, это страдание, мучительное непонимание, разлука. Любовь у Ахматовой почти всегда «неспокойна». Поэтому так много у поэтессы стихов – своеобразных лирических новелл с неожиданным концом («Город сгинул», «Новогодняя баллада»). Любовь Ахматовой – это и замкнутая и «эгоистическая» страсть, это и «любовь – забава», но больше всего, конечно, «великая земная любовь» – вселюбовь, любовь для людей и людям. И выражается она, прежде всего, в любви к родной земле, к Родине, к России: Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда…» Но ахматовская героиня «руками замкнула слух», потому что Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Любовь к Родине – это не предмет анализа, каких-то мучительных размышлений и сомнений. Это любовь-родина, любовь-судьба (была любовь-страсть, любовь-разлука и много, много другой любви), но в миропонимании и мироощущении героини эта любовь навсегда. Любовь к Родине – это любовь к родному языку. Такая трактовка весьма необычна, поэтому и звучит как заклинание и обещание: Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, — И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. И поэтому образ лирической героини в стихах, посвящённых Родине, «военных» стихах, становится физически ощутимым. Это уже не трепетная, ранимая, уязвимая дама, это мужественная женщина, её характер – кремень, монолит, поэтому многие стихи поэтессы звучат и воспринимаются как клятва: Мы детям клянёмся, клянёмся могилам, Что нас покориться никто не заставит! Героиню ахматовской лирики трудно не отождествлять с самой поэтессой. Из «весёлой грешницы», «царскосельской насмешницы» и юной элегантной дамы Ахматова, вместе со своей героиней (или героинями), вырастет, превратившись «в первую поэтессу Родной земли, с голосом сильным и зрелым, скорбно звонящим. Она стала как бы глашатаем беззащитных и страждущих, грозным обличителем зла, свирепости». Эту потрясающе точную характеристику дал Ахматовой патриарх литературы русского зарубежья Борис Зайцев. И если героиня ахматовской поэзии рано осознала свою жизнь как судьбу, то Ахматова-поэт рано и ответственно восприняла и осознала свою творческую – поэтическую – миссию. Видимо, отсюда стихи – самоотчёты, поэтому такая требовательность к каждому слову, к каждой поэтической строке. Наверное, поэтому так искренне, проникновенно и пронзительно звучат её строки: Чашу с тёмным вином Подала мне богиня печали. Но стихи Ахматовой, образ её лирической героини, такой разной и такой близкой, так удивительно проникновенны, так трогают душу каждого читателя, независимо от того, мужчина это или женщина, независимо от того, какая власть в стране, какое время за окном…

Читать еще:  И как поэзии венец на свет рождается птенец

Тема и проблематика

Основная тема произведения заключается в описании кровавой войны и любви к своей Родине. На первом плане стихотворения оказывается сама поэтесса, которая описывает Россию, голос и столицу.

В первых строфах Анна Ахматова описывает образ своей Родины. Она повествует читателю о том, как простой народ с трепетом ждал немецких солдат, которые принесут за собой бесчисленную гибель и разрушения. Поэтесса подмечает ещё и тот факт, что переворот оказал своё влияние не только на общество, но и на церковь: «покинул дух византийства». Неожиданно для читателей начинается описание столицы России. Ахматова сравнивает её с распутной девицей. Вероятнее всего, такое мнение сложилось после революционных событий тех лет.

В третьей строфе читателю представляется образ голоса. Сама лирическая героиня точно не говорит или не знает, кому он принадлежит. Она вспоминает те моменты, когда голос хотел, чтобы поэтесса уехала из России. Он даже был согласен на то, чтобы убрать всю боль, которая осталась в памяти у женщины. Однако героиня настолько верна своей родине, что не стала даже слушать вариант об эмиграции. Она закрыла уши, чтобы не осквернять свой патриотизм и дух. Поэтесса без раздумья сделала свой окончательный выбор.

Стих построен на той мысли, что настоящий патриот никогда не откажется от своей родной страны, несмотря на всё происходящее в ней. Любовь к родине не зависит от обстоятельств, продиктованных властью.

Проблематика произведения:

  • Проблема чести и бесчестия.
  • Проблема нравственного выбора.
  • Проблема патриотизма.
  • Роль войны в истории государства.

Главной мыслью произведения является то, что нельзя поддаваться искушению и предавать свою родную страну в тяжёлые для неё времена. Хотя бо́льшая часть интеллигенции не принимала участия в самих боевых действиях и не приходить на помощь белой армии. В основном люди становились жертвами обстоятельств. Однако те, кто не эмигрировал из страны проявляли прямое сопротивление новой власти.

Таким образом люди показывали, что никакая ситуация не способна заставить их предать свою родину. Никто не мог сподвигнуть настоящего патриота позорно бежать из страны. Бо́льшая часть эмигрантов до конца жизни считали, что предали Россию, и хотели вернуться на родину. Анна Ахматова предчувствовала такой исход, поэтому наотрез отказалась от предложения навсегда оставить свою страну.

Однако за спокойствием поэтессы скрывается страх за собственную жизнь и за жизнь своего маленького сына.

В октябре 1935-го арестовали Николая Пунина и Льва Гумилева (ему было 23). Ахматова поехала хлопотать в Москву. «У нее запали глаза и возле переносицы образовались треугольники. Больше они никогда не проходили. Она изменилась на моих глазах», — вспоминала литературовед Эмма Герштейн. Ахматовой помогли подать ходатайство Сталину: «В Ленинграде я живу очень уединенно и часто подолгу болею. Арест двух единственно близких мне людей наносит мне такой удар, который я уже не могу перенести. Я прошу Вас, Иосиф Виссарионович, вернуть мне мужа и сына». В этот раз их действительно вернули. Тогда, в 1935-м, она начала писать «Реквием».

«В 38-м мы узнали, что «психологические методы допроса» о перешли на «упрощенный допрос», то есть просто пытают и бьют. А. А. сказала: «Теперь ясно — шапочку-ушаночку и — шасть!» — вспоминала Надежда Мандельштам. Во второй раз Льва забрали весной 38-го — значит, Ахматова понимала, что ее сына могут бить и пытать. Начались многочасовые стояния с передачами под тюрьмой «Кресты» — все то, о чем мы знаем из «Реквиема». Она жгла свои стихи и письма — не хотела, чтобы что-то могло хоть как-то усугубить участь сына. График показывает, что стихи, написанные в то время, стали самыми мрачными в ее жизни. Примерно тогда же Ахматова в последний раз видела Осипа Мандельштама: он вернулся из ссылки. На прощанье он сказал ей: «Аннушка, всегда помните, что мой дом — ваш». Он назвал ее так в первый и последний раз. Вскоре его снова арестовали и отправили в лагерь, где в конце 38-го он погиб. Льва Гумилева тоже не спасли никакие хлопоты: в 39-м году он получил пять лет лагерей.

За тюремными очередями Ахматова, как она сама говорила, «даже не заметила», как ушла от Пунина — оставшись жить с ним в одной квартире, потому что съезжать ей было некуда. Денег тоже не было. «У меня есть четыре селедки, шесть кило картошки, а вы еще и масло принесли. Пир!» — сказала она однажды Лидии Корнеевне Чуковской. А как-то она две недели «жила в пальто», потому что кончились дрова.

Композиция, жанр и средства выразительности

Само произведение является монологом. Стихотворение разделено на смысловые части: повествование о событиях в стране, описание образа голоса и реакция героини на предложение. Жанром произведения стала гражданская лирика. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб.

Для более красочного и чувственного описания всех событий Анна Ахматова в своих произведениях употребляет следующие средства выразительности:

  • Метафоры: «когда в тоске самоубийства народ гостей немецких ждал»; «приневская столица, забыв величие своё… не знала, кто берёт её».
  • Эпитеты: «приневская столица», «скорбный дух».
  • Сравнение: «как опьяневшая блудница».

Краткий анализ стихотворения Анны Ахматовой поможет понять истинный смысл, который заложила поэтесса в произведение.

Как меняется лирическая героиня…

Сочинение на тему «Как меняется лирическая героиня Анны Ахматовой в разные периоды ее творчества». По стихотворениям, написанным в разные периоды, очень хорошо видно, как меняется настроение и отношение к окружающему миру у поэтессы. Анна Андреевна Ахматова входит в литературу с темой любви. Эта тема стала одной из ведущих в ее лирике. У Ахматовой был таланс чувствовать себя нелюбимой, отверженной. Это очень ярко выражается в стихотворениях этого периода, например, «Проводила друга до передней»:

Проводила друга до передней, Постояла в золотой пыли, С колоколенки соседней Звуки важные текли. Брошена! Придуманное слово — Разве я цветок или письмо? А глаза глядят уже сурово В потемневшее трюмо.

Позже в лирике А.Ахматовой все более настойчиво появляется тема природы. Это отчасти было связано с тем, что этот период жизни она провела в имении своего мужа, в Слепневе. В стихах периода мировой войны и первых революций светлая радость в душе лирической героини меняются на ощущение тревоги, надвигающейся катастрофы:

Пахнет гарью. Четыре недели Торф сухой по болотам горит. Даже птицы сегодня не пели, И осина уже не дрожит.

Стало солнце немилостью Божьей, Дождик с Пасхи полей не кропил. Приходил одноногий прохожий И один на дворе говорил:

«Сроки страшные близятся. Скоро Станет тесно от свежих могил. Ждите глада, и труса, и мора, И затменья небесных светил.

Только нашей земли не разделит На потеху себе супостат: Богородица белый расстелет Над скорбями великими плат».

Послевоенные стихотворения А.Ахматовой — это итог ее творчестав. В этих стихотворениях соединены все темы, волновавшие Ахматову в течении жизни, только теперь они озарены мудростью человека, прожившего насыщенную, яркую и очень сложную жизнь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector