0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем поэт видит значение поэзии детства

«Поэт с утренней душой» (О детской поэзии К. Бальмонта)

В детстве мы пьём свежую воду.
Дайте нам в детстве свежих ключей.
В детстве среди цветов, мы — цветы.
Дайте нам в детстве цветов.

(К. Бальмонт. О книгах для детей)

Меня очень увлекла тема о творческом вкладе поэтов Серебряного века в детскую литературу. На этот раз выбор пал на Константина Дмитриевича Бальмонта.
«…Моими лучшими учителями в поэзии были — усадьба, сад, ручьи, болотные озерки, шелест листвы, бабочки, птицы и зори», — отмечал он в 1910-х годах, вспоминая своё детство. У него был спокойный и добрый отец. Мать очень любила чтение, и именно она открыла для него мир музыки и литературы. Счастливое детство. Эта радость бытия звучит в его стихах. «Поэтом с утренней душой» окрестил Бальмонта Александр Блок.
Детские стихи Бальмонта издаются редко, но они довольно широко включёны в школьную программу. Двадцать лет назад моя дочь, готовясь к уроку чтения в первом классе, промаялась несколько часов над стихотворением «Капля». Когда я сказала учительнице, что у составителей учебника странный выбор, она мне ответила: «Ну, не только Пушкина же учить». Я с ней согласна. Не только. Но «Капля», похожее на легенду об упавшей звезде, таинственное и мечтательное, всё-таки сложно для восприятия 7-летним ребёнком.
Я бы предложила другое: волшебное, нежное по форме и содержанию стихотворение «Золотая рыбка»:

В замке, в сладостном бреду,
Пела, пела скрипка.
А в саду была в пруду
Золотая рыбка.

И кружились под луной,
Точно вырезные,
Опьяненные весной,
Бабочки ночные….

Насколько всё-таки оно больше подходит для учебника по развитию речи, чем философская «Капля». В детях живёт вера в чудеса и золотую рыбку, которая исполняет любые желания. Стихотворение радостное, лиричное и музыкальное. Такая особая мелодичность характерна для всей детской поэзии Бальмонта. Как отмечает литературная критика — это поэзия импрессионизма, поэзия впечатления и очень хрупких чувств.
В 1899 году Бальмонт пишет «Аромат Солнца» — одно из самых жизнерадостных стихотворений. Приведу его полностью, столько в нём праздника жизни, торжества света:

Запах солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы
Все слились в согласный хор,
Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробужденною весной,
И смолистою сосной.

Нежно-светлоткаными,
Ландышами пьяными,
Что победно расцвели
В остром запахе земли.

Солнце светит звонами,
Листьями зелеными,
Дышит вешним пеньем птиц,
Дышит смехом юных лиц.

Так и молви всем слепцам:
Будет вам!
Не узреть вам райских врат,
Есть у солнца аромат,
Сладко внятный только нам,
Зримый птицам и цветам!

Задорный ритм, заданный четырёхстопным хореем, делает его созвучным детской песенке. Для поэзии Бальмонта вообще характерно использование хорея и ямба. Рифмы чёткие, парные. Это указывает на ориентацию на русский фольклор. Для передачи звуков весны поэт активно использует аллитерации. Многоголосая перекличка звуков создаёт ощущение радости и ликования. Благодаря созвучиям С-З-Ц достигается особая гармония.
Чтобы подчеркнуть особое отношение Бальмонта к детям, приведу отрывок из заметки «О книгах для детей», опубликованной в 1908 г.: «Я знаю многих детей, которые принимают «Аромат Солнца». ….Для меня высокое художественное счастье — эта радость знать, что тонкие золотые струны, прозвучавшие в моей душе, звучат и звучат в утончённых детских душах. О, утонченных! Слепые думают, что детские души — простые, как они думают, что Природа есть образец простоты. Но Природа, каждый день создающая новые закаты и каждое утро находящаяся в безбрежном творчестве, есть воплощённая сложность, а не простота. Природа бежит простоты, как бежит пустоты. И детские души сложны, утончённы, душа ребёнка извилиста, детская душа — лабиринт».
В конце 1905 года у Константина Дмитриевича вышла книга «Фейные сказки». Стихи-сказки, вошедшие в неё, были написаны им для четырёхлетней дочери Нины (он называл её «солнечная Ниника»):

Солнечной Нинике, с светлыми глазами-
Этот букетик из тоненьких былинок.
Ты позабавишься Фейными сказками,
После — блеснёшь мне зелёными глазками,
В них не хочу я росинок.

Нина Бальмонт с матерью Е. Андреевой.

Книга состоит из трех сборников: «Фея», «Детский мир», «Былинки». Феи, эльфы, мотыльки, мошки, светлячки — герои фантастического царства, созданного Бальмонтом. «Фейный» мир, миниатюрный и изменчивый, пленяет детское воображение, особенно девичье. Здесь есть всё: любовь, свадьбы, батальные сцены и даже семейные проблемы. Светлячок ходит в гости к мухе, а фея улетает в компании жука-бронзовки:
Бронзовка — жук изумрудный,
Очень приятный для взгляда.
В дружбе он жил обоюдной
С Феей волшебного сада.

Читать еще:  Как вы думаете почему поэзия клюева

Вместе дождались расцвета
Яркого пышного Мая.
И с наступлением Лета
Скрылись из этого края.

Книга «Фейные сказки». Художник Ирина Гаврилова. Изд.Априори-Пресс. 2013 г.

А в шуточном стихотворении «Волк Феи» Бальмонт придумал для своей Ниники коротенькое продолжение известной сказки, где волк становится травоядным и мирно живёт рядом с феей.

Книга «Фейные сказки». Художник Ирина Гаврилова. Изд.Априори-Пресс. 2013 г.

Лирический герой, недовольный преображением волка, уходит искать другого, злого, как бы говоря о возможности существования привычного сказочного мира, наполненного фольклорными персонажами:

Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде: сидит Яга –
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга. («У чудищ». Сборник «Детский мир» )

Дети легко смогут представить себе и сказочный лес, и узкую тропинку, и избушку Бабы-Яги, но у Бальмонта лирический герой опять вторгается в этот сказочный мир и нарушает его законы: «Узнаю тайны – и был таков».
В «Детском мире» Бальмонт продолжает переосмысливать и менять народные сюжеты. Дети любят в сказках счастливый конец, и в стихотворении «Заинька» Бальмонт переиначивает сюжет песенки Ф. Миллера о зайчике, которого убивает охотник. У Бальмонта заинька под охраной самой природы:
Заиньку белого вьюга бережет,
Заиньку полночь в обиду не дает

В третьей части книги («Былинки») природа — особенный персонаж. Интересно, что в сборнике почти все стихи посвящены осени и её переходу к зиме: «Весёлая осень», «Осенняя радость», «Осень», «Изморозь», «К зиме». О лете и зиме поэт писал мало. Осень же всегда связана с Весной:
Осень, я тебя люблю
Так же, как Весну. («Весёлая осень»)
Или:
Или:
Осень, в желтых листьях, в нежной позолоте,
Медленно колдует. Что нам суждено?

Май упоминается постоянно: в системе образов Бальмонта весна тесно связано с самим детством. «Тот, кто любит утро мая, должен вечно ждать Весны». («Одуванчик»)
Образ маленького, чистого и кратковременного явления природы создан в стихотворении «Росинка». Оно традиционно входит в программу детского чтения в начальной школе.
Дрожащая росинка —
На тонком листке.
Речонка дышала,
Шурша в тростнике

С помощью слов «дрожит», «тонком», «речонка» поэт рисует очень хрупкую картинку природы, значимость каждого явления.
Воображение рисует раннее прохладное утро, рассвет. Пограничное время суток, полутона и полу-краски. Он вглядывается в саму суть явлений, и росинка оживает, преображается:

В росинку гляжу я
И вижу, что в- ней
Играет, ликуя,
Так много огней.

Как росинка имеет своё огромное значение, так и маленький, детский мир «фейных сказок» вписывается во взрослую жизнь, существует и имеет свою ценность. Поэт-символист писал не столько для детей, сколько о самом детском мире — мире таинственном, прекрасном, «ином». По мнению А. Блока, в «Фейных сказках» автор сам «переселяется в детскую душу». Точнее ведь и не скажешь.

Консультация для педагогов ДОУ «Роль поэзии в развитии речи дошкольников»

Березина Любовь Ивановна
Консультация для педагогов ДОУ «Роль поэзии в развитии речи дошкольников»

Материалы педагогического совета

Консультативный материал для педагогов ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение города Кургана

«Детский сад комбинированного вида №18 «Журавлик»

Березина Любовь Ивановна,

воспитатель, первая квалификационная категория

«Дать ребенку радость поэтического

вдохновения, пробудить в его сердце

живой родник поэтического творчества-

это такое же важное дело, как научить

читать и решать задачи».

Василий Александрович Сухомлинский.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Лев Семёнович Выготский пришел к выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи».

Многие ученые, педагоги, занимающиеся проблемами методики развития речи, отмечают огромное положительное влияние поэзии на развитие речи ребенка, например Наталья Анатольевна Стародубова в своей работе «Теория и методика развития речи дошкольников» отмечает, что «поэтическое произведение оказывает на ребят огромное воздействие: обостряет чувства, способствует более эмоциональному восприятию содержания произведения; открывает богатство интонаций и звукового состава слова; развивает чувства ритма, рифмы, творческое воображение, юмор; помогает увидеть и выразить в словах впечатление от многоцветного окружающего мира, учит любить яркое, меткое слово».

Поэтическая речь кардинально отличается от обычной разговорной речи. Она насыщена яркими образами, красочна, фонетически богата и воспринимается, как песня. Дети чувствуют эти особенности и тянутся именно к таким произведениям. Разучивание поэтических произведений для дошкольниковимеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, речь, формируется культурный уровень маленького человека. Стихи воспитывают у ребенка особое, трепетное, вдумчивое отношение к литературе, позволяют привить с ранних лет понимание всей красоты слова, мелодии и ритма.

Читать еще:  В чем суть размышлений лермонтова о жизни поэзии любви

Повторение и заучивание стихов является прекрасной тренировкой для мозга.

Давно доказано, что ребенку, знающему большое количество стихов в детстве, в дальнейшей жизни намного проще даются любые познания, они демонстрируют лучшие показатели интеллектуального развития, чем их сверстники, которых по каким-либо причинам со стихами не знакомили.

Старайтесь создать атмосферу поэзии в детском саду, когда поэтическое слово сопровождает ребенка во всех видах деятельности. Читайте детям стихи, заучивайте их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически, в течении года, развивайте потребность слушать и запоминать.Поэтическое слово звучит при каждом удобном случае: на занятиях, на прогулке, во время наблюдений, экскурсий, игр, при рассматривании картин и иллюстраций, во время выполнения режимных моментов.

Организовать такую работу помогают сборники стихов, в которых можно найти подтверждение и ответы на многие вопросы нравственного содержания.

С помощью стихов увлекайте детей, доводите до их сознания этические постулаты и прививайте любовь к родному языку. Ни реклама, ни боевики, ни страшные картины новостных телевизионных программ должны оказывать воздействие на детей, а встречи с добрым, прекрасным, радостным, пусть на первый взгляд и простым, обыденным.

В процессе педагогической деятельности добивайтесь положительных результатов в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников, используя в образовательном процессе поэзию.

Можно выделить следующие задачи:

• Знакомить с художественным словом на всех занятиях, а также в свободной и игровой деятельности.

• Учить использовать поэтические образы и выразительно передавать их в различных ситуациях, в том числе на праздниках, в ходе развлечений, драматизаций.

• Учить выразительно читать стихи и уметь их слушать.

• Учить подбирать рифмы к стихотворным строчкам.

Работу по использованию стихов в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников выстраивайте следующим образом. Прежде чем начать беседу, или проводить занятие, или отправиться на прогулку, определяйте, какие стихи помогут решить поставленные цели и задачи, отражайте данную ситуацию.

При знакомстве детей с поэтическими произведениями необходимо эмоционально их настроить. Как? Это может быть беседа по теме произведения, демонстрация иллюстративного материала, короткий рассказ о поэте, выразительное чтение стихотворения воспитателем, а также анализ произведения, по ходу которого детям даются объяснения непонятных слов и выражений, обращается внимание на то, какие слова и обороты использованы для характеристики героя, описания событий, картин природы. Вопросы формулируются так, чтобы дети могли отвечать на них словами стихотворения.

Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического

воспитания. Данный вопрос должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию. Каждое произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас. Выразительность исполнения развивает технику речи. Чем больше ребенок учит наизусть, тем больше объем памяти формируется у него для дальнейшего обучения.

Ребенку непросто запомнить то, что не связанно с его опытом, личными переживаниями, интересами, потребностями, настроением. Поэтому подбираем такие стихи, которые интересны детям, помогают им играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их.

Дети чувствуют ритм стихов, понимают, что в них есть рифма, поэтому используйте игры, при помощи которых можно развивать чувство рифмы, необходимое и для понимания специфики стихотворной речи, и для выразительной декламации стихов. Это такие игры как «Продолжи строчку», «Подбери пару», «Найди рифму», «Что звучит одинаково?», «Отгадка рядом» и т. д.

Очень важно периодически организовывать выставку «Любимые книги» (Агнии Барто, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Сергея Михалкова). Это помогает дошкольникам не только глубже окунуться в поэтический мир, но и ближе познакомиться с авторами детских стихов.

Широко используется в практике работы проведение во всех возрастных группах литературных праздников, конкурсов и викторин. Они могут быть посвящены творчеству детских поэтов или объединены определенной тематикой («Все обо всем», «Веселые стихи», «Праздник настоящих друзей», «Небылицы в лицах» и т. д.). Сюжетно-ролевая основа такого мероприятия роднит его с игрой, поэтому дети с удовольствием в него включаются. В сценарии присутствует множество игровых моментов, побуждающих детей к образному движению, к звукоподражанию и имитации «речи» персонажей.

Главными принципами организации таких праздников являются:

• сочетание индивидуальной и коллективной деятельности.

Одной из форм организации деятельности дошкольников, является конкурс чтецов, который дает возможность каждому ребенку для самореализации. Подготовка к конкурсу позволяет педагогам решать задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. При организации конкурса объединяются разные виды искусств – музыка, живопись, литература, что способствует духовному и нравственному развитию личности, воспитанию эстетического вкуса.

Читать еще:  Если символизм поэзия намеков то как по аналогии

Конкурсы чтецов проводятся ежегодно. Их тематика разнообразна, она может быть связана с различными знаменательными датами, посвящена предстоящему празднику и т. д.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, педагогирешают следующие задачи:

развивать речевой слух детей (фонематический слух, темп, ритм);

— формировать произносительную сторону речи (правильное произношение звуков, дыхание, голос, дикция);

— воспитывать интонационную выразительность речи (умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, и тембра).

К отбору репертуара конкурсных стихов подходите вдумчиво и серьезно: подбирайте малоизвестные, интересные, небольшие по объему и понятные детям тексты. Важно, чтобы дети приняли активное участие, не только запомнили и прочитали стихи, но и

услышали их. Приучение детского уха к поэзии, создание своеобразного пласта «наслышанности» — вот главная задача таких праздников.

Взрослые – активные участники в организации и проведении литературных праздников. Воспитатели и родители выступают в качестве членов жюри, участников праздника, исполняют роль сказочных персонажей, готовят атрибуты и подарки. Активное участие взрослых предполагает содержательное общение педагогов, родителей и детей.Опыт проведения таких мероприятий показывает: царит атмосфера взаимопонимания, дружбы, совместного творчества, сотрудничества. Стремитесь, чтобы ни один ребенок не остался без внимания, чтобы каждый участник получил награду.Дипломы и персональные подарки вручайте в разных номинациях: «Создание яркого образа», «Творческое исполнение», «За обаяние», «Самое смешное стихотворение», «Приз зрительских симпатий» «За идейное содержание» и т. д.

Уверена: если дети полюбят поэзию, будут знать наизусть много стихов, они станут интеллектуально и духовно богаче. Диапазон данной темы представляет целостную систему работы по эстетическому и нравственному развитию дошкольников, где предусматриваются цели и задачи коммуникативных навыков и умений речевого развития.

Конечно же, понятно, что нельзя просто просить детей выучить наизусть стихотворение на какую-то тему и потом прочитать их выразительно. Конкурс требует более основательной подготовки.В этом участвуют: воспитатели, учитель-логопед (при необходимости, родители. Подбирают тексты доступные, интересные по содержанию и близкие жизненному опыту детей.

Выразительно читать, перевоплощаться, владеть мимикой — это дано не каждому ребенку, эти умения развиваются и совершенствуются, при проведении таких мероприятий.

Завершить своё выступление хочется словами русского критика, публициста,теоретика и историка литературы Виссариона Григорьевича Белинского: «Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, а сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них как музыка).

Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит.

Консультация для педагогов «Музыкальные занятия и их роль в развитии речи» Консультация для педагогов. Музыкальные занятия и их роль в развитии речи. [/b] С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей.

Консультация для педагогов «Роль изобразительной деятельности в познавательном развитии» Роль изобразительной деятельности в познавательном развитии Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания.

Консультация для педагогов «Оценка и отметка. Их роль в развитии личности ребенка» Оценка и отметка. Их роль в развитии личности ребенка Оценка и отметка – важнейшие составляющие оценочной деятельности ребёнка, но не одно.

Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников» Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников». Одна из важных задач современного дошкольного.

Консультация для родителей «Роль музыки в развитии речи у дошкольников» В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обязательно.

Консультация «Роль праздников в развитии и воспитании дошкольников» Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник – это речевая среда, которая так необходима.

Консультация «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников» Театр, словно чародей, волшебник, Своею палочкой волшебной проведя, И вот ребёнок, скромный и застенчивый, Сегодня вдруг играет короля.

Консультация для педагогов «Роль игры в развитии речи детей» Васильева О. А. ,воспитатель ГБОУ СОШ №17 Василеостровского района Санкт-Петербурга Роль игры в развитии речи детей Для ребенка-дошкольника,.

Роль игры в развитии речи дошкольников Роль игры в развитии речи дошкольников. Воспитатель МАДОУ «ДС № 378» Старкова Ирина Владимировна /I кв. категория/ Речь – это основной.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector