5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем поэзия бунина перекликается с поэзией фета и тютчева

Ответы на вопросы по Фет, Тютчев, Бунин, Жуковский, Тарковский, Соколов (ЕГЭ по литературе)

16. В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?

В данном стихотворении Фет раскрывает проблему любви. К ней обращаются так же А.С. Пушкин в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» и С.А. Есенин в стихотворении «Не бродить, не мять в кустах багряных…».

В стихотворении Пушкина, как и у Фета, присутствует мотив разлуки. Разлученный с любимой герой живет «без божества, без вдохновенья, / Без слез, без жизни, без любви», а встречаясь с ней, его «сердце бьется в упоенье» и воскресают для него все те вещи, без которых он существовал до приезда возлюбленной. Так же и лирический герой Фета вместе с любимой живет в идеальном, гармоничном мире, а без нее – в «томительном» и «скучном».

Сила любви к женщине, как и у Фета, в стихотворении Есенина передается через воспоминания лирического героя.

Есенинский герой, вспоминая «нежную, красивую» любимую, дает нам понять, что в его сердце все еще есть место для любви к этой девушке, его чувства еще живы. Он говорит: «В тихий час, когда заря на крыше / Как котенок моет лапкой рот / Говор кроткий о тебе я слышу / Водяных поющих с ветром рот». Так же и герой Фета спустя годы разлуки все еще любит даму своего сердца.

15. Можно ли приведенное стихотворение отнести к философской лирике? Обоснуйте свою точку зрения. (Есть в осени первоначальной…)

В данном стихотворении Ф. Тютчев выражает свой восторг перед красотой ранней осени. В нем также есть некоторые особенности философской лирики. Так, лирический герой будто бы сливается с природой, находит внутреннюю гармонию через нее, наслаждается прекрасным мгновением тишины. Также человеческая жизнь в данном стихотворении соотнесена с образом природы: первоначальная осень – период зрелости, мудрости, но не старости, так как «далеко еще до первых бурь». Эта пора – самая прекрасная в жизни человека, но, к сожалению, быстротечная.

16. Каковы особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева и лирика кого из пред-шествующих и последующих поэтов близка Тютчеву?

Особенность изображения природы в лирике Тютчева состоит в том, что он одухотворяет ее, а также соотносит ее образы с человеческой жизнью.

В стихотворении «Осень» К. Бальмонт, продолжая традицию Тютчева, оживляет природу: ранней осенью «Все деревья блистают / В разноцветном уборе. / Солнце реже смеется, / Нет в цветах благовонья…».

В стихотворении С.А. Есенина «Отговорила роща золотая…» осенняя пора так же, как и у Тютчева, соотносится с жизнью лирического героя. Есенин пишет: «Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю грустные слова», а березовая роща в стихотворении – образ самого героя. Если у Тютчева первоначальная осень – символ зрелости, мудрости, то у Есенина – символ увядания, как физического, так и духовного.

15. Что дает основание отнести стихотворение И. А. Бунина «Вечер» к философским произведениям?

В данном стихотворении Бунин размышляет о человеческом счастье. Основание отнести его к философской лирике дает присутствие характерных особенностей этого типа лирики. Так, природа здесь будто бы сливается с лирическим героем, обеспечивает его душевную гармонию. Также она заставляет его задуматься о том, что такое счастье, кому оно дается и где его найти. И, что очень важно, он отмечает противоречивое восприятие человеком мира.

16. В каких произведениях русских поэтов звучит тема счастья и в чем эти произведения созвучны бунинскому «Вечеру»?

Тема счастья звучит в таких стихотворениях, как «Зимнее утро» А.С. Пушкина и «Мы все уходим понемногу…» С.А. Есенина.

В стихотворении Пушкина красота зимнего пейзажа, «голубых небес», «великолепных ковров» из снега осчастливливает лирического героя, пробуждает в нем желание выйти на прогулку в такой ясный, солнечный день и навестить «поля пустые» и «леса, недавно столь густые». И у лирического героя Бунина виды природы дарят радостные, счастливые переживания.

Лирический герой Есенина в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу…», размышляя о прожитой жизни, осознает, что прожил счастливую жизнь. Он говорит: «Счастлив тем, что целовал я женщин, / Мял цветы, валялся на траве / И зверье, как братьев наших меньших, / Никогда не бил по голове». Как и бунинский герой, он видит счастье в простых вещах.

16. Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к сходным мотивам и в чём их произведения созвучны стихотворению А. А. Фета? (Я пришел к тебе с приветом…)

К сходным мотивам обращались А.С. Пушкин в стихотворении «Зимнее утро» и Ф. Тютчев в стихотворении «К.Б.»

Лирический герой Пушкина, как и у Фета, почувствовав красоту солнечного дня, увидев ее «голубые небеса» и «великолепные ковры» снега, спешит в первую очередь рассказать об этом своей любимой. Он говорит: «Мороз и солнце, день чудесный! / Еще ты дремлешь, друг прелестный — / Пора, красавица, проснись…». Так же и герой Фета приходит «с приветом» к своей возлюбленной.

Природа в стихотворении Тютчева, как и у Фета, служит средством раскрытия любовных чувств лирического героя. Лирический герой сравнивает свои возрождающиеся чувства с «поздней осени порою», когда «повеет вдруг весною / И что-то встрепенется в нас».

16. Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения могут быть сопоставлены с «Морем» В.А. Жуковского?

К образу моря обращались Ф. Тютчев в стихотворении «Ты, волна моя морская…» и М. Лермонтов в стихотворении «Парус».

В стихотворении Тютчева море, как и Жуковского, имеет два настроения: «Ты на солнце ли смеешься, / Отражая неба свод, / Илья мятешься ты и бьешься / В одичалой бездне вод…». Так же и у Жуковского море – неподвластная, свободная стихия, она то «льется» лазурью, то «вечерним и утренним светом» горит, то рвет и терзает, бьется и воет.

Лирический герой Лермонтова, рассуждая о своей жизни, обращается к образу моря. Подобно Жуковскому, Лермонтов оживляет его, одухотворяет, у него «играют волны», у него «струя светлей лазури». Оба стихотворения пропитаны мотивом одиночества, грусти.

15. Какую роль в раскрытии главной мысли стихотворения играет образ дождя? (Ночной дождь)

В стихотворении Тарковского звучит любовная тема, и образ дождя помогает раскрыть ее. Впервые лирический герой встречает возлюбленную в дождливый день, и это погодное явление предзнаменовывает безумства, которые произойдут в жизни героев. Спустя время после разлуки, капли дождя служат ему напоминанием о прошлой любви, и, слушая их стук об крышу, он понимает, что ничего изменить нельзя. Таким образом, образ дождя в стихотворении – знак разлуки лирического героя с возлюбленной и напоминание ему об этом.

16. В каких произведениях отечественной любовной лирики присутствуют картины природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Тарковского?

Картины природы присутствуют в таких стихотворениях, как «Шепот, робкое дыханье…» А. Фета и А.С. Пушкина «Зимнее утро».

В стихотворении Фета, как и у Тарковского, любовная лирика переплетается с пейзажной. Такие природные описания, как «трели соловья», «колыханье сонного ручья», «пурпур розы» в тучках сопровождают любовные отношения между возлюбленными и придают им еще большей чувственности. Образ дождя в стихотворении Тарковского также присутствует во всех эпизодах встречи лирического героя с возлюбленной.

Лирический герой стихотворения Пушкина, увидев прекрасный утренний пейзаж, спешит поделиться впечатлениями с возлюбленной. Как и у Тарковского, природные образы отражают внутренние переживания героев. Так, герой, увидев «голубые небеса», «великолепные ковры» из снега, осчастливливается и наполняется таким же прекрасным настроением, как зимнее утро. В стихотворении «Ночной дождь» внутренние переживания героя также сопоставимы с природными картинами: дождь навевает герою печальные воспоминания о прошлой любви.

16. В каких произведениях русской поэзии показано благотворное влияние природы на человека и в чём они схожи со стихотворением В.Н. Соколова?

Благотворное влияние природы на человека показано в таких стихотворениях, как «Зимнее утро» А.С. Пушкина и «Вечер» И. Бунина.

Лирический герой стихотворения, как и у Соколова, приходит в восторг от красоты зимнего пейзажа и под его влиянием проникается радостным настроением. «Голубые небеса», «великолепные ковры» снега – все это вдохновляет героя настолько, что он решается пойти на прогулку и навестить «поля пустые», «леса, недавно столь густые» и милый для него берег.

В стихотворении «Вечер» лирический герой задумывается о том, что такое счастье. Наблюдая за природой, он приходит к выводу, что счастье состоит в мелочах, счастье – это «сад осенний за сараем», «чистый воздух, льющийся в окно», птичка, залетевшая к нему на подоконник, «облако», вставшее «легким белым краем» в «бездонном небе». Так же и лирический герой Соколова считает, что счастье в мелочах, подаренных нам природой: «А ведь всего-то выпал снег!».

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А.А. ФЕТА «ВЕЧЕР» И И.А. БУНИНА «ВЕЧЕР».
план-конспект урока по литературе (5 класс)

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А.А. ФЕТА «ВЕЧЕР» И И.А. БУНИНА «ВЕЧЕР».Урок литературы в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
sopostavitelnyy_analiz_stihotvoreniy_aafeta_vecher_i_iabunina_vecher_konspekt_uroka_po_literature_v_5_klasse.doc46.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ.

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А.А. ФЕТА «ВЕЧЕР» И И.А. БУНИНА «ВЕЧЕР».

ЦЕЛЬ УРОКА : освоение навыков чтения и анализа лирических произведений, анализ слова.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА : пейзажи русских художников: И.Шишкин «Лесные дали», «Лес вечером»; Ф. Васильев «Мокрый луг»; М. Клодт «Вечерний вид в деревне»; В.Поленов «Золотая осень»; И.Левитан «Вечер. Золотой плёс», «К вечеру. Река Истра», «Летний тихий вечер», «Осень. Усадьба», «Осень»; романс Клода Дебюсси «Чудный вечер»

Ребята, на сегодняшнем уроке мы займемся несколько необычной работой – попытаемся сравнить два стихотворения с одинаковым названием. Это стихотворения известных русских поэтов А.А.Фета и И.А.Бунина.

— Подумайте над смыслом слова «вечер», какие ассоциации оно у вас вызывает? (полумрак, тишина, шорохи)

— Какие цвета можно сопоставить с этим словом? (серый, алый, цвета тёплых оттенков)

— Какая музыка гармонируем с этим временем суток? (спокойная, умиротворённая)

Чтение стихотворений А.А.Фета и И.А.Бунина (сначала читают про себя, потом вслух).

— Какие слова вам непонятны? (даются значения незнакомых слов)

гумно- (устаревшее), участок земли, на котором в крестьянских хозяйствах складывали скирды хлеба, проводили его обмолот, а также обработку зерна.

молотилка- машина для обмолачивания ржи, пшеницы, овса.

кайма- полоса по краю чего-либо.

зарница- кратковременная вспышка света, наблюдаемая на ночном небе вблизи горизонта.

По ходу урока мы заполняем таблицу

— Какова тема стихотворений? (А.Фет- описание вечера, описание одного мгновенья, описание определенного промежутка времени, в котором отразилась красота, видимая любому человеку; И.Бунин- вечернее размышление)

— Какое настроение вызвали у вас эти стихотворения? (умиротворение, спокойствие, наполненность жизнью, желание размышлять о смысле жизни)

— Если бы вы не знали, как называются стихотворения, смогли бы вы догадаться, что перед вами картина вечера? Почему? (полумрак, померкший луг, немая роща, ночное дыхание, зарница, небо опустело, день вечереет)

— Можно ли этот вечер услышать? (прозвучало, прозвенело, прокатилось, пискнула птица, гул молотилки)

— А можем ли мы этот вечер увидеть? Смогли бы мы его нарисовать? Какие краски нам понадобились бы? (засветилось, полумрак, золотая кайма, зарница, осенний сад, белый край; цвета- голубой, зелёный, золотой, белый)

— Какие еще изобразительные приемы использует автор? (А.Фет: сравнение «как дым, облака», метафоры «погорев золотыми каймами», «вздохи дня в дыханье», олицетворение «убегает река», эпитеты «ясная река», «померкший луг», «немая роща», «ночное дыханье»; И.Бунин: эпитеты «осенний сад», «чистый воздух», «бездонное небо», «лёгкий белый край», «усталый взгляд»)

— В чем сходство и различия стихотворений?

Сходство : вечер И.А.Бунина, как и вечер А.А.Фета, можно услышать и увидеть. В стихотворениях дана яркая, образная картина вечера. Поэты находят отраду в природе. Только она дает им покой и гармонию. Красота природы – это идеал, вдохновляющий и помогающий пережить все жизненные невзгоды)

Отличия : отличаются в стихотворениях краски и звуки. У А.А.Фета летний вечер, а у И.А.Бунина – осенний. У одного туманные «вздохи дня», а у другого реальные: писк птички, гул молотилки. Стихотворение А.А.Фета – это описание вечернего пейзажа, где обычные река, луг, роща превращены поэтом в прекрасные образы пейзажа благодаря тропам; в стихотворении И.А. Бунина есть лирический герой, через восприятия которого дано происходящее. Суть стихотворения составляет не изображение вечернего пейзажа, а раздумья и размышления героя)

— О чем эти размышления? (о счастье, о наполненности жизни. Посредством образов природы, ее красоты, величия объясняется гармония мироощущения лирического героя, безусловное принятие мира и всего, что в нем происходит)

— В чем же счастье для автора? (счастье — это сама природа, её понимание, её умение увидеть великое в деталях, в малом «А счастье всюду…»)

— Почему столь важные размышления приходят к герою именно вечером? (вечер- время откровений, размышлений, когда человек остаётся один на один с собой)

Беседа с классом

— Ребята, перед вами на доске пейзажи великих русских художников: Левитана, Васнецова, Шишкина. Как вы думаете, какой пейзаж можно отнести к стихотворению Фета, а какой к стихотворению Бунина? Почему?

— Чем, по-вашему, похожи музыка и поэзия? Каково их различие? Что объединяет поэта-лирика и композитора? (и поэзия, и музыка передают впечатления, чувства, внутреннее состояние человека, эмоции. Музыка передаёт настроение при помощи звуков, а поэзия- при помощи образов. Музыка может выразить то, что не передать словами. Без воображения и переживания нельзя постичь красоту поэзии и музыки. Музыка, поэзия обращает взгляд человека в глубину собственной души, сердца. В этом их волшебство).

— Сейчас для вас прозвучит отрывок из произведения композитора Дебюсси. Ваша задача в это время написать небольшое рассуждение о вечере.

Чтение сочинений-миниатюр и подведение итогов урока

— В конце урока давайте еще раз прочитаем стихотворения А.А.Фета и И.А.Бунина и насладимся красотой художественного слова и образами русской природы, созданными этими замечательными поэтами.

Домашняя работа : выучите наизусть понравившееся стихотворение.

Список использованной литературы

1. Фет А.А. Собрание сочинений в двух томах – М.: «Художественная литература», 1982

2. Бунин И.А. Стихотворения и переводы — М.: «Современник», 1985.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Клод Дебюсси. Романс «Чудный вечер»
2. gallerix.ru (пейзажи русских художников: И.Шишкин «Лесные дали», «Лес вечером»; Ф. Васильев «Мокрый луг»; М. Клодт «Вечерний вид в деревне»; В.Поленов «Золотая осень»; И.Левитан «Вечер. Золотой плёс 1», «Вечер. Золотой плёс 2», «К вечеру. Река Истра», «Летний тихий вечер», «Осень. Усадьба», «Осень»).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»

Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры. Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, раз.

Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале»

Предлагается сравнительный анализ двух лирический произведений, связанных одной темой.

Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».

В данной работе дан сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на скале». Предназначена для учащихся и учителей.

Орган живой (сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений Тютчева и Лермонтова, посвященных гибели Пушкина)

Материалы к уроку включают в себя план-конспект, презентацию, раздаточный материал.

презентация научно-практической работы «Сопоставительный анализ стихотворений И.Бунина «Вечер» и А.Фета «Вечер»

Вечер-это таинственное время суток. Как человек чувствует себя в эти мгновения, какие есть параллелизмы в описании картин вечера, в атмосфере стихотворений двух разных художников слова, мы попытались .

Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».

Материал представляет собой сопоставительный анализ двух стихотворений — собственно анализ и материал в виде таблицы, помогающей сравнить произведения по разным позициям. Можетиспользоваться как приме.

Урок-практикум «Сопоставительный анализ стихотворений А. Ахматовой и М. Цветаевой. 11 класс»

Работа состоит из сопоставления стихотворений «Как люблю, как любила глядеть я. » и «Москва! — Какой огромный» по трём уровням сожности. Рассчитано на 45 минут после изучения творчества Ахматов.

В чем поэзия бунина перекликается с поэзией фета и тютчева

В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?

Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна — любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

А. А. Фет, 1877

Назовите художественный прием, использованный Фетом во второй и четвертой строфах для выражения состояния лирического героя.

Такой прием называется повтор, а точнее это один из видов повтора — эпифора. Также можно назвать такой приём рефреном. Дадим определения.

Повтор — это стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Эпи́фора (от др.-греч. ἐπιφορά — принесение, прибавление) — риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. В поэзии рефреном может являться строка или несколько строк, вставленных между строфами.

Ответ: повтор, или эпифора, или рефрен.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).

Анафора — стилистическая фигура, состоящая в повторении сходных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).

Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь).

Звукопись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи.

в этом стихотворении так же используются олицетворения, такие как: «Сияла ночь» «Ле­жа­ли Лучи» «стру­ны дро­жали»

В задании речь идёт о третьей строфе, а Вы ссылаетесь на первую. Внимательно читайте задание.

но тут ведь есть олицетворение

«и много лет прошло»

они ходить не могут, если я не ошибаюсь

Это общепринятое выражение, ни о каком олицетворении здесь речи быть не может. Похожее выражение: пошёл дождь.

Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения?

В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» встреча лирического героя с возлюбленной потрясает нотами трагизма. Описанная сцена свидания овеяна тайной, неопределённостью.

Используемые поэтом метафоры: «луной был полон сад», «струны в нем дрожали» — создают подтекст разыгрывающейся драмы: что-то случилось или случится. Многочисленные эпитеты: «рыдающие звуки», «жгучая мука» — передают состояние лирического героя, который весь поглощён страданием.

Анафора в третьей строфе стихотворение создаёт ощущение быстрой сменяемости событий, которые не затмевают, однако ж, былых воспоминаний, а наоборот усиливают их:

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

Повтором стоки «Тебя любить, обнять и плакать над тобой!» во второй и четвёртой строфах автор подчёркивает, что для лирического героя несмотря на страдания, весь смысл жизни заключён в любви, какой бы трудной она ни была. Мы убедились, что поэтические средства помогают создать эмоциональный настрой стихотворения.

эпитета только два,они не многочисленные

Это примеров в ответе два, а эпитетов в стихотворении гораздо больше))

Любовная лирика Фета — самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов очень надрывный, гнетущий, несмотря на то, что, как правило, кончаются они светло, мажорно.

В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» встреча возлюбленной с лирическим героем потрясает нотами трагизма, но тем не менее, эта встреча, голос любимой вселяют надежду, желание жить:

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.

Подобные чувства испытывает лирический герой стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала, случайно…» В нём поэт попытался передать впечатления от первой встречи с той, которой впоследствии суждено будет стать его супругой. Незнакомка была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал», — отмечает поэт. В момент создания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…» он идеализирует свою избранницу, отмечая, что она грезится ему и во сне, и наяву.

Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка – об этом писали Тютчев, Толстой, Фет.

1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстомНазвано произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа22. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументацииПри сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют4При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена

ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена

ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов)

И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного)

3. Логичность и соблюдение речевых нормОтсутствуют логические, речевые ошибки2Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок1Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)

2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.

Лирика Бунина, её особенности и мотивы. Любовная лирика Бунина

Иван Алексеевич Бунин входит в число признанных классиков русской литературы. Мало того, его имя известно и за рубежом, ведь долгие годы поэт и писатель был вынужден жить в изгнании. Многие знают его исключительно как писателя, между тем начинал он в качестве поэта. Лирика Бунина занимает огромное место в его творчестве.

Иван Алексеевич Бунин: детство

Будущий литератор родился в 1870 году, в семье из старинного дворянского рода. Отцу Бунина принадлежало небольшое поместье на Орловщине – там и прошли детские годы маленького Вани. Впечатления тех лет он позднее отразит в своем творчестве, а тихую жизнь в усадьбе будет вспоминать до конца дней. Иван с ранних лет любил читать и стал сам сочинять небольшие стишки. Кроме того, он рос очень артистичным ребенком, что впоследствии помогло ему стать замечательным чтецом.

Начало творческого пути

Первые робкие стихи маленький Ваня написал еще в семь-восемь лет. Тогда он зачитывался Пушкиным, Жуковским, Майковым, Лермонтовым, Фетом. Им он и пытался подражать в своих «виршах». Первые же серьезные стихотворения, которые даже были опубликованы, Иван Алексеевич сочинил в возрасте семнадцати лет. В свет они вышли в одной из санкт-петербургских газет – всего двенадцать штук в течение года. Там же появились и два дебютных рассказа юного автора – «Нефедка» и «Два странника». Иван Алексеевич вступил на путь литераторства.

Писатель или поэт?

Большему количеству населения Иван Алексеевич известен прежде всего как прозаик. «Темные аллеи», «Митина любовь», «Антоновские яблоки» и другие знаковые рассказы его изучаются в школах и университетах. Что уж говорить об обширной автобиографии «Жизнь Арсеньевых»! Но тем не менее сам Бунин считал себя в первую очередь поэтом. Это неслучайно – ведь именно с любви к стихотворным формам началась его страсть к литературе в принципе.

Влияние коллег

В середине 1890-х Бунин познакомился со Львом Николаевичем Толстым – им он восхищался и ранее. Его идеи, характер и взгляды оказали огромное влияние на жизнь Бунина, что проявилось как в его прозе, так и в лирике. Также большое впечатление на автора произвело знакомство с Антоном Чеховым, Максимом Горьким, актерами МХАТа, а также композитором Сергеем Рахманиновым. Нашло отражение в творчестве Бунина и вхождение в московские литературные круги, и вращение среди таких личностей, как Александр Куприн, Константин Бальмонт, Федор Сологуб и других.

Первые сборники

Первый стихотворный сборник Ивана Алексеевича вышел в 1891 году. Назывался он незамудренно – «Стихотворения 1887-1891 гг.», содержал первые, пробные, юношеские стихи, которые восприняты были рецензентами в целом благосклонно. Уже тогда отмечали, насколько точно и живописно начинающий поэт передает красоту природы – первые стихи Бунина принадлежали именно к пейзажной лирике. Говорили и о том, что перед читателями предстал будущий «большой писатель».

«Листопад»

Третья книга стихотворений Ивана Алексеевича увидела свет в 1901 году в московском издательстве. Называлась она «Листопад» и содержала стихи, написанные под впечатлением от общения с символистами. Отзывы критиков разнились – кто был сдержан, кто восхищался, кто недоумевал. Но два года спустя все по местам расставила Пушкинская премия – ее Ивану Бунину присудили именно за данный сборник.

Особенности поэзии Бунина

Возможно, лирика Бунина не изучается так усердно, как его рассказы и повести, однако она занимает почетное место в русской литературе, что легко подтвердят все литературоведы. В ней множество особенностей, которых не найдешь больше в творчестве ни одного другого автора.

В первую очередь вспомнить нужно о том, в какое время жил Иван Алексеевич – рубеж двух столетий, время поисков себя, что отразилось и в русской литературе. Сколько возникало различных кружков и движений! Футуристы, акмеисты, символисты… Поэты стремились стать новаторами, экспериментировали, искали новые формы слова. Ивана Алексеевича Бунина, в отличие от большинства его коллег, подобное никогда не прельщало. Он остался консерватором в литературе, продолжая воспевать классические русские традиции, продолжая дело своих предшественников – Тютчева, Фета, Лермонтова, Пушкина и прочих.

Еще одна характерная особенность лирики Бунина в том, что даже показывая отрицательные грани жизни, задумываясь об этом, он не дает себе права судить кого-либо. Он лишь предоставляет читателю право решать самому, «что такое хорошо, а что такое плохо». Его поэзия реальна, не зря же принято называть Ивана Алексеевича продолжателем чеховского реализма.

Если говорить об особенностях поэтики стихотворений Бунина, можно выделить следующее: сохранение традиций девятнадцатого века, точное употребление эпитетов (ими изобилует его лирика), простота и естественность слова (оно будто живое в его стихах), присутствие экзистенциальных мотивов даже в стихотворениях на другие темы, непременное использование стилистических фигур и приемов, таких как звукопись, оксюморон, метафоры, олицетворения, уже упомянутые эпитеты и многие другие. Он активно применяет и синонимы, как бусины, нанизывает слова одно на другое, чтобы у читателя сложилась яркая картинка.

Темы лирики Бунина

Условно говоря, стихотворения Ивана Алексеевича Бунина можно разделить на три большие части – пейзажные, философские и любовные. Конечно, он касался и других тем в своем творчестве, но именно эти три преобладают в лирике Ивана Бунина.

Пейзажная лирика

Именно с пейзажных стихотворений начал свой творческий путь Иван Бунин. Стихи пейзажной лирики Бунина обладают невероятной выразительностью, они настолько живописны, что кажется – ты смотришь на картину, а не читаешь текст. Недаром коллеги Бунина отзывались о нем, как о творце природы, говорили, что в изображении пейзажа он схож с Левитаном, что, кроме него, мало кто чувствует и понимает природу, как он. Пожалуй, это правда – по Бунину, природа единственно гармонична, она является неотъемлемой частью жизни человека. Только в ней и есть красота, которая способна исцелить человечество – таков закон стихов пейзажной лирики Бунина.

Очень часто Бунин показывает ночные пейзажи, поскольку ночь – его любимое время суток. Ночью уснувшая природа кажется волшебной, манящей, очаровывает еще более – именно поэтому много стихотворений посвящено ночи. Как правило, в большей части его стихов встречаются, помимо ночи и леса, образы неба, звезд, бескрайних степей. Сочиняя пейзажную лирику, поэт видел перед собой любимую Орловщину, где прошло его детство.

Философская лирика

Пейзажная лирика Бунина постепенно уступила место философской, вернее, плавно перетекла в нее. Началось это на рубеже веков, с начала нового столетия. Тогда поэт сильно увлекался Кораном, читал Библию, что, разумеется, не могло не отразиться в его произведениях.

Философская лирика Бунина говорит о жизни и о смерти. Бунин хотел разобраться, почему случается какое-либо событие, он размышлял о вечном – о добре и зле, о правде, о памяти, о прошлом и настоящем. В этот период в его стихотворениях можно найти множество обращений к истории разных стран. Он интересовался легендами Востока, античной Греции, божествами, христианством. Одиночество и обреченность, вечность, человеческая судьба – эти темы также нередки в философской лирике Бунина. Он стремился в своих стихотворениях понять смысл жизни – и характерной при этом становится связь философских стихотворений с пейзажными: именно в любви к природе и почитании ее поэт находил спасение для человеческой души.

Любовная лирика

Стихи о любви в творчестве Ивана Алексеевича Бунина представлены несколько в меньшем количестве, но тем не менее играют большую роль среди его произведений. Давным-давно любовную лирику Бунина определили как трагедийную – пожалуй, это наиболее емкое и точное определение.

Любовь для Ивана Алексеевича – самое сокровенное, важное, главное, то, ради чего стоит жить на земле. Он абсолютно уверен в существовании настоящей любви, и, хотя много стихотворений посвящено у него любовным страданиям, о взаимной, счастливой любви он пишет тоже, хоть и реже. Одним из основных мотивов любовной лирики Бунина считается одиночество, неразделенность любви, невозможность испытать счастье. Она потому и трагедийна, что преобладают в ней мысли о том, что не сбылось, воспоминания об ушедшем, сожаления о потерянном, непрочность человеческих взаимоотношений.

Соприкасается любовная лирика Бунина и с философской – любовь и смерть, и с пейзажной – любовь и красота природы. Бунин пессимистичен – в его стихотворениях счастье не может жить долго, за любовью следует либо разлука, либо смерть, благополучного исхода не дано. Однако любовь – все равно счастье, поскольку это высшее, что может познать в жизни человек. При этом сам поэт в личной жизни после нескольких неудачных попыток все же обрел семейное счастье и жену, до конца его дней поддерживавшую его во всем.

Иные мотивы лирики Бунина

Помимо вышеозвученных тем, в творчестве Ивана Алексеевича присутствуют следующие: гражданская лирика – стихотворения о тяжелой судьбе простого народа; тема Родины – ностальгия по старой России, стихотворения на подобные темы нередки для эмигрантского периода творчества поэта; тема свободы, истории и человека; тема поэта и поэзии – предназначение поэта в жизни.

Сравнительный анализ стихотворений А.А. Фета и Ф.И. Тютчева

Сравнительный анализ стихотворений Афанасия Афанасьевича Фета и Федора Ивановича Тютчева помогает узнать схожесть их творчества, а так же отметить отличия. Поскольку данные поэты являлись одними из величайших поэтов 19 века, то команда Литеровед.ру решила провести сравнительный анализ их творческой жизни.

Афанасий Афанасьевич и Федор Иванович родились в один день – 5 декабря, но с разницей в семнадцать лет. Но не только это объединяет двух выдающихся поэтов. Их творчество отличается от творчества поэтов того времени.

Их произведения очень легко читаются и воспринимаются. Они оба воспевают природу, раскрывая всю её красоту и многогранность. Они оба считали природу – единым целым с человеческой жизнью. Они не могли представить существование без природы, её тайн, красоты, вдохновения и умиротворения. Так же в некоторых произведениях затрагиваются вопросы философии и психологии. Оба автора умели заглянуть в самую глубину человеческой души, затронув самые тончайшие её струны.

  1. Лирика Тютчева и Фета
  2. Сходства и различия лирики
  3. Анализ стихотворений А. А. Фета и Ф. И. Тютчева
  4. Осень в поэзии Фета и Тютчева
  5. Любовь в творчестве поэтов

Лирика Тютчева и Фета

Вклад Фета и Тютчева в мир русской литературы огромен. Их лирика была настолько не похожа на лирику их современников, что их творчество очень часто сравнивают и анализируют.

Но в то же время их произведения имеют существенные отличия, неповторимые детали, благодаря которым их невозможно спутать. Стоит немного глубже разобраться в данном вопросе, чтобы впредь не путать произведения двух величайших поэтов.

Сходства и различия лирики

Одним из сходств лирики двух поэтов можно выделить описание внутреннего мира лирического героя. Они оба в мельчайших подробностях описывали глубокие душевные переживания. Так же они оба раскрывают внутренний мир и передают настроение человека. Многие из данных чувств находят свое отражение в окружающей природе. Да и само описание природы у поэтов очень похоже. Они раскрывают её как пейзажную, так и психологическую сторону. Так же ещё одним сходством можно выделить мотив любовной лирики, который проходит через все творчество авторов.

Все дело в том, что оба поэта в свое время пережили огромное горе – они потеряли любимого человека, поэтому все чувства, связанные с этим событием, отразились в их любовной лирике.

Но в творчестве великих поэтов существует и ряд отличий. Если взять лирику Фета, то в ней в большей степени присутствует описание пейзажей, у его же товарища по перу – больше преобладают философские нотки.

Различным является и их отношение к жизни. Если Фет восторгался каждым прожитым моментом, то Тютчев относился к жизни как к бытию.

Что касается природы, то и к ней отношение поэтов различно. В мире Тютчева природа представлена огромным миром, по сравнению с которым человек кажется бессильным. В то же время Фет относится к природе, как к живому существу, которое живет в полной гармонии с человеком.

Если подвести итог, то, несмотря на всю схожесть творчества авторов, нельзя не отметить их огромную разницу. Поэты жили в одно время и поддавались влиянию одного и того же общества, так же они имеют весьма похожую биографию, именно эти фактор и повлияли на схожесть их лирики. Но оба автора являются абсолютно самостоятельными творческими единицами, творчество которых уникально и неповторимо, поскольку каждый из них вложил часть своей собственной души в свои произведения.

Анализ стихотворений А. А. Фета и Ф. И. Тютчева

Русская литература весьма богата на поэтов, которые посвятили свое творчество любви, природе и Родине. Но отдельное место среди всех занимает творчество Афанасия Афанасьевича Фета и Федора Ивановича Тютчева. Хотя их творчество и имеет значительное сходство, но можно выделить ряд колоссальных отличий, благодаря которым этих авторов спутать просто невозможно.

Осень в поэзии Фета и Тютчева

Хорошим примером различия их творчества является описание осени в произведениях. Рассмотрим два стихотворения «Осенний вечер» Тютчева и «Осень» Фета. Не зависимо от похожей темы произведений, авторы совершенно по-разному раскрывают картину данного времени года.

В стихотворении «Осенний вечер» Федор Иванович Тютчев показывает осень божественной и величественной. Он представляет осень безумно красивой и трепетной. Он не скрывает своего восхищения, красота осени его вдохновляет, а от окружающего великолепия он испытывает лишь наслаждение.

Но параллельно с этим, автор испытывает грусть, отчаяние, печаль. Благодаря образу осени, он показывает определенный период человеческой жизни, связанный с увяданием, но когда у человека ещё присутствуют силы и возможности. Это как вторая молодость, которая наступает на пороге старости.

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.

Если же взять стихотворение Афанасия Фета «Осень», то здесь мы видим осень с другой стороны. Он показывает то, насколько человек связан с природой, в то же время, навевая печаль. Осень у Фета всегда предстает в грустном обличии. Она не способна вдохновить поэта на написание новых произведений, поскольку начинает угнетать и негативно сказываться на душевном состоянии. Но независимо от времени года, Фет описывает жар любви, на который ничто не в силах повлиять.

На этом примере хорошо прослеживается разница в отношении поэтов к данному времени года. Если для Тютчева осень была божеством, то Фета она вгоняла в уныние и тоску.

Беззвучной осени и хладной!

Какой истомой безотрадной

К нам в душу просятся они!

Любовь в творчестве поэтов

Оба поэта воспевали истинную красоту в своих произведениях, затрагивая вечные и всегда актуальные для человека вещи. Не зря в их творчестве основными темами становятся философская, пейзажная и любовная лирика. Это и не удивительно. Потому что именно данные темы позволяют полностью раскрыть мир красоты и совершенства.

Любовь стала для обоих авторов главным мотивом в творчестве, она вдохновляет и обогащает душу, именно через неё и происходит связь со всем живым во всем мире.

У Федора Ивановича на протяжении всей его жизни было несколько любимых женщин. Каждую из них он любил очень глубоко и искренне. Хоть они порой и приносили определенные страдания в жизнь поэта, но не стоит забывать, что в то же время они наполняли его жизнь смыслом, вдохновляли его и дарили страсть. Если бы в его жизни не встретились эти прекрасные женщины, до нас бы не дошли столь прекрасные произведения, полные любви, нежности и красоты. В этих произведениях автор полностью раскрывает свою душу, обнажает чувства. В каждом слове он искренен, поскольку пишет эти произведения от всего сердца.

Для Фета же любовь была костром, пламенем, который постоянно горел, и в котором сгорал и он сам. Его произведения, посвященные любви, состоят из его собственных переживаний и воспоминаний. В чувствах он растворялся полностью, отдавая все, что у него есть.

Каждый из поэтов перенес большое количество испытаний, а так же страшных потерь. Их обоих коснулась смерть любимого человека. Если сравнивать произведения этих двух авторов, то в любви Федор Иванович был более счастлив, чем Фет. Ему помогло то, что в его жизни было несколько любимых женщин, поэтому практически всегда любимая находилась рядом с ним.

Афанасий Афанасьевич же лишился своей любимой женщины еще в молодом возрасте, поэтому рядом с ним осталась лишь боль, тоска и воспоминания. Но, несмотря на это, каждый из них смог дотронуться до самых черствых сердец, полностью обнажая свою душу перед читателем.

В чем поэзия бунина перекликается с поэзией фета и тютчева

Система преподавания литературы в школах прочно связала некоторых поэтов в народном сознании: Пушкина и Лермонтова, Ахматову и Цветаеву, Маяковского и Есенина. Один из таких «дуэтов» — Федор Тютчев и Афанасий Фет. Несмотря на приличную разницу в возрасте, — Тютчев был на 17 лет старше Фета — они не только были знакомы, но и относились друг к другу с большим теплом.

Они родились в разные годы, но в один день — 23 ноября по старому стилю (сейчас 5 декабря). Когда произошло их первое знакомство — неизвестно. Фет к Тютчеву, судя по его воспоминаниям, относился с обожанием, свойственным юному «фанату». Тютчев же по скромности своей комплиментов Фета стеснялся, но отвечал ему тем же. В 1859 году Фет написал статью «О стихотворениях Тютчева». Это был отзыв на поэтический сборник Тютчева 1854 года. «Поэтическая сила, т. е. зоркость г. Тютчева — изумительна». Он в стихотворениях является «магическим толкователем тончайших чувств». А между тем масса читающей публики сборник Тютчева по достоинству не оценила, отчего ее эстетическое чувство, по мнению Фета, сильно пострадало.

В 1862 году Фет в теплом и ироничном дружеском стихотворении просил Тютчева прислать ему свою фотографию:

Мой обожаемый поэт,
К тебе я с просьбой и с поклоном:
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.

Давно мечты твоей полет
Меня увлек волшебной силой,
Давно в груди моей живет
Твое чело, твой облик милый.

Твоей камене — повторять,
Прося стихи — я докучаю,
А все заветную тетрадь
Из жадных рук не выпускаю.

Поклонник вечной красоты,
Давно смиренный пред судьбою,
Я одного прошу — чтоб ты
Во всех был видах предо мною.

Вот почему спешу, поэт,
К тебе я с просьбой и поклоном:
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.

До 1953 года предполагалось, что это было одно стихотворение. Потом появилась версия, что «Тебе сердечный мой поклон. » было написано на одном листе с подписью и датой, «Иным достался от природы. » — на втором. Стихотворения, разные даже по строфике, были по ошибке соединены в списках.

Есть еще несколько известных стихотворных обращения Фета к Тютчеву: «Нетленностью божественной одеты. » 1863 года, «Прошла весна — темнеет лес. » 1866 года и, наконец, «На книжке стихотворений Тютчева» 1883 (или 1884) года:

Вот наш патент на благородство, —
Его вручает нам поэт;
Здесь духа мощного господство,
Здесь утонченной жизни цвет.

В сыртах не встретишь Геликона,
На льдинах лавр не расцветет,
У чукчей нет Анакреона,
К зырянам Тютчев не придет.

Фет много писал о Тютчеве в своих мемуарах под интригующим названием «Мои воспоминания». «. Не могу не приветствовать в моем воспоминании тени одного из величайших лириков, существовавших на земле», — отмечал он.

«Было время, когда я раза три в неделю заходил в Москве в гостиницу Шевалдышева на Тверской в номер, занимаемый Федором Ивановичем. На вопрос: «Дома ли Федор Иванович?» — камердинер-немец, в двенадцатом часу дня, — говорил: «Он гуляет, но сейчас придет пить кофей». И действительно, через несколько минут Федор Иванович приходил, и мы вдвоем садились пить кофей, от которого я ни в какое время дня не отказываюсь. Каких психологических вопросов мы при этом не касались! Каких великих поэтов не припоминали! И, конечно, я подымал все эти вопросы с целью слушать замечательные по своей силе и меткости суждения Тютчева и упивался ими».

Фет вспоминал, как однажды показал Тютчеву свое новое стихотворение и как счастлив он был услышать отзыв старшего товарища: «Как это воздушно!» О первой встрече поэтов ничего неизвестно, но вот о последней — в 1864 году — мы знаем из первых уст. Фет застал Федора Тютчева в один из худших моментов его жизни: после смерти Елены Денисьевой, с которой тот прожил в гражданском браке 14 лет и которая родила ему троих детей. Тютчев собирался уехать во Францию и позвал своего друга попрощаться. Этот эпизод Фет подробно описал в воспоминаниях:

«В первом часу ночи, возвращаясь в гостиницу Кроассана, я вместе с ключом от номера получил от швейцара записку. Зажигая свечу на ночном столике, я, при мысли сладко задремать над французским романом, намерен был предварительно, уже лежа в постели, прочесть и записку. Раскрываю последнюю и читаю: «Тютчев просит тебя, если можно, прийти с ним проститься». Конечно, я через минуту был снова одет и полетел на призыв. Безмолвно пожав руку, Тютчев пригласил меня сесть рядом с диваном, на котором он полулежал. Должно быть, его лихорадило и знобило в теплой комнате от рыданий, так как он весь покрыт был с головою темно-серым пледом, из-под которого виднелось только одно изнемогающее лицо. Говорить в такое время нечего. Через несколько минут я пожал ему руку и тихо вышел».

Система преподавания литературы в школах прочно связала некоторых поэтов в народном сознании: Пушкина и Лермонтова, Ахматову и Цветаеву, Маяковского и Есенина. Один из таких «дуэтов» — Федор Тютчев и Афанасий Фет. Несмотря на приличную разницу в возрасте — Тютчев был на 17 лет старше Фета, — они не только были знакомы, но и относились друг к другу с большим теплом.

Они родились в разные годы, но в один день — 23 ноября по старому стилю (сейчас 5 декабря). Когда произошло их первое знакомство — неизвестно. Фет к Тютчеву, судя по его воспоминаниям, относился с обожанием, свойственным юному «фанату». Тютчев же по скромности своей комплиментов Фета стеснялся, но отвечал ему тем же. В 1859 году Фет написал статью «О стихотворениях Тютчева». Это был отзыв на поэтический сборник Тютчева 1854 года. «Поэтическая сила, т. е. зоркость г. Тютчева — изумительна». Он в стихотворениях является «магическим толкователем тончайших чувств». А между тем масса читающей публики сборник Тютчева по достоинству не оценила, отчего ее эстетическое чувство, по мнению Фета, сильно пострадало.

В 1862 году Фет в теплом и ироничном дружеском стихотворении просил Тютчева прислать ему свою фотографию:

Мой обожаемый поэт,
К тебе я с просьбой и с поклоном:
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.

Давно мечты твоей полет
Меня увлек волшебной силой,
Давно в груди моей живет
Твое чело, твой облик милый.

Твоей камене — повторять,
Прося стихи — я докучаю,
А все заветную тетрадь
Из жадных рук не выпускаю.

Поклонник вечной красоты,
Давно смиренный пред судьбою,
Я одного прошу — чтоб ты
Во всех был видах предо мною.

Вот почему спешу, поэт,
К тебе я с просьбой и поклоном:
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.

И Тютчев фото прислал. Со стихотворным ответом:

Тебе сердечный мой поклон
И мой, каков ни есть, портрет,
И пусть, сочувственный поэт,
Тебе хоть молча скажет он,
Как дорог был мне твой привет,
Как им в душе я умилен.

Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой —
Они им чуют, слышат воды
И в темной глубине земной.
Великой Матерью любимый,
Стократ завидней твой удел —
Не раз под оболочкой зримой
Ты самое ее узрел.. .

До 1953 года предполагалось, что это было одно стихотворение. Потом появилась версия, что «Тебе сердечный мой поклон. » было написано на одном листе с подписью и датой, «Иным достался от природы. » — на втором. Соединены стихотворения, разные даже по строфике, были по ошибке соединены в списках.

Есть еще несколько известных стихотворных обращения Фета к Тютчеву: «Нетленностью божественной одеты. » 1863 года, «Прошла весна — темнеет лес. » 1866 года и, наконец, «На книжке стихотворений Тютчева» 1883 (или 1884) года:

Вот наш патент на благородство,-
Его вручает нам поэт;
Здесь духа мощного господство,
Здесь утонченной жизни цвет.

В сыртах не встретишь Геликона,
На льдинах лавр не расцветет,
У чукчей нет Анакреона,
К зырянам Тютчев не придет.

Но муза, правду соблюдая,
Глядит — а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.

Фет много писал о Тютчеве в своих мемуарах под интригующим названием «Мои воспоминания». «. Не могу не приветствовать в моем воспоминании тени одного из величайших лириков, существовавших на земле», — отмечал он.

«Было время, когда я раза три в неделю заходил в Москве в гостиницу Шевалдышева на Тверской в номер, занимаемый Федором Ивановичем. На вопрос: «Дома ли Федор Иванович?» — камердинер-немец, в двенадцатом часу дня, — говорил: «Он гуляет, но сейчас придет пить кофей». И действительно, через несколько минут Федор Иванович приходил, и мы вдвоем садились пить кофей, от которого я ни в какое время дня не отказываюсь. Каких психологических вопросов мы при этом не касались! Каких великих поэтов не припоминали! И, конечно, я подымал все эти вопросы с целью слушать замечательные по своей силе и меткости суждения Тютчева и упивался ими».

Фет вспоминал, как однажды показал Тютчеву свое новое стихотворение и как счастлив он был услышать отзыв старшего товарища: «Как это воздушно!» О первой встрече поэтов ничего неизвестно, но вот о последней — в 1864 году — мы знаем из первых уст. Фет застал Федора Тютчева в один из худших моментов его жизни: после смерти Елены Денисьевой, с которой тот прожил в гражданском браке 14 лет и которая родила ему троих детей. Тютчев собирался уехать во Францию и позвал своего друга попрощаться. Этот эпизод Фет подробно описал в воспоминаниях:

«В первом часу ночи, возвращаясь в гостиницу Кроассана, я вместе с ключом от номера получил от швейцара записку. Зажигая свечу на ночном столике, я, при мысли сладко задремать над французским романом, намерен был предварительно, уже лежа в постели, прочесть и записку. Раскрываю последнюю и читаю: «Тютчев просит тебя, если можно, прийти с ним проститься». Конечно, я через минуту был снова одет и полетел на призыв. Безмолвно пожав руку, Тютчев пригласил меня сесть рядом с диваном, на котором он полулежал. Должно быть, его лихорадило и знобило в теплой комнате от рыданий, так как он весь покрыт был с головою темно-серым пледом, из-под которого виднелось только одно изнемогающее лицо. Говорить в такое время нечего. Через несколько минут я пожал ему руку и тихо вышел».

Читать еще:  Каким удивительным свойством обладает поэзия
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector