4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем разница между лирикой и поэзией

Стихосложение, лирика, поэзия, или немного базовых

Не так давно провел опрос и к своему удивлению (ужасу) обнаружил, что на “вопрос что такое поэзия?” подавляющее большинство всех опрашиваемых респондентов начинали нести такую дичь. Между тем это базовое понятие, которое не помешало бы знать. Нет, пожалуй, не знать, а понимать. Иначе как мы поймем почему “Мертвые души” Гоголя это поэма (поэтическое произведение), а многие стихи поэзией не являются, почему верлибр или моностих в руках мастера – это поэзия, а стихи из рекламы поэзией не являются.

Итак, начнем с заблуждений. При опросе выяснилось, что поэзию часто путают с лирикой и стихосложением. И если в современной русской традиционной литературе поэзия, лирика и стихосложение тесно переплетены, то в других странах все может быть совсем наоборот. Так что же объединяет и разделяет три этих понятия? Начнем с азов:

Лирика (возьмем определение из общедоступных источников) – Ли;рика, лири;ческая поэ;зия (от греч. ;;;;;;; — «исполняемый под звуки лиры, чувствительный, лирный») — род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора (ЭСБЕ). По словарю Ожегова лиризм означает чувствительность в переживаниях, настроениях, мягкость и тонкость эмоционального начала; словарь Т. Ф. Ефремовой отмечает характеризующие его эмоциональность, поэтическую взволнованность, задушевность[1]. По словарю Л. П. Крысина лирическая поэзия — это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта[2].

«Лирическая манера повествования» предполагает такой тип построения художественного образа, который основан на эмоциональном переживании. Если в эпосе и драме в основе образа лежит многостороннее изображение человека в его деятельности, в сложных взаимоотношениях с людьми в жизненном процессе, лирический образ — это образ-переживание. Но переживание общественно-значимое, в котором индивидуальный духовный мир поэта, не теряя своей автобиографичности, получает обобщённое выражение, тем самым выходя за рамки его личности. Лирический образ — это эстетически значимое переживание, автобиографическое начало в нём присутствует как бы в снятом виде, и для нас важно, что поэт испытал данное переживание и что оно вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Если нам известно, что лирическое переживание не автобиографично, оно всё равно сохраняет своё художественное значение, поскольку могло быть испытано. Существует традиция рассматривать лирику как сосредоточенность поэта на своей индивидуальной внутренней жизни. Таким образом, лирику трактуют как «исповедальное творчество», как «самовыражение» и «самораскрытие». (с)

Как много и достаточно пространно… Не удивительно, что у подавляющего большинства людей в голове “каша”. Можно ли сузить это понятие, объяснить просто? Попробую.

Итак, если просто – мы имеем три рода литературы:

1. Лирика – в произведении превалирует внутренний мир (автора, рассказчика, лирического героя).
2. Эпос – в произведении превалирует мир внешний (появляются персонажи, события, место и время).
3. Драма – в произведении превалирует конфликт персонажей.

Возникает вопрос, могут ли в произведении переплетаться два или три рода литературы? Конечно могут, но если вчитаться в определения, то в каждом из них мы встретим одно, повторяющееся слово – “превалирует”. Итак, преобладание в произведении того или иного рода литературы обозначает его принадлежность. Какого произведения – спросите Вы? Да абсолютно любого.

Тогда возникает резонный вопрос: “А каким боком здесь поэзия и стихосложение”?

Двигаемся дальше. Общим для каждого рода литературы является то, что оно находится в рамках того или иного произведения, а это значит, что любой род литературы это то, что наполняет произведение в той или иной мере. Между тем существуют и рамки, которые удерживают это наполнение – этакий сосуд, форма… Какие формы существуют, спросите вы? Роман, повесть, рассказ, поэма, баллада, стих. все это жанры. Между тем жанры тесно связанны с литературными традициями тех или иных стран, особенностями языка и т.д. А где тогда поэзия – спросите Вы? А поэзия – это средство художественной выразительности. По сути поэзия – это инструмент, которым мастер изготавливает форму и посредством которого эта форма наполняется содержимым. С другой стороны форма может быть любой, как собственно и содержание. Как мы узнаем поэзия это или нет? Какие первичные признаки поэзии, существуют ли они?
Конечно существуют:

1. Лиричность.
2. Суггестивность.
3. Образность.

Могут ли стихосложение, лирика и поэзия быть самостоятельными, независимыми субстанциями в том или ином произведении? Обязательно ли стихи – это поэзия, обязательна ли лирика в стихотворении и обязательно ли поэзия это стихи? Нет. Поэтические приемы и лирическое наполнение прозаического произведения “Мертвые души” Гоголя делает это произведение поэмой. Неказистый верлибр в руках мастера становится поэзией, а к примеру стих начинающего автора или рекламный стих поэзией назвать нельзя, потому как ни лирического начала, ни суггестивности, ни образности в них нет.

Есть ли различие в “лирике” и “поэзии”?​

u041bu0438u0440u0438u043au043eu0439 u043du0430u0437u044bu0432u0430u044eu0442 u0440u043eu0434 u043bu0438u0442u0435u0440u0430u0442u0443u0440u044b (u043eu0434u0438u043d u0438u0437 u0442u0440u0435u0445), u043eu0441u043eu0431u0435u043du043du043eu0441u0442u044cu044e u043au043eu0442u043eu0440u043eu0433u043e u044fu0432u043bu044fu0435u0442u0441u044f u0447u0443u0432u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0435 u0432u044bu0440u0430u0436u0435u043du0438u0435 u0430u0432u0442u043eu0440u043eu043c u0441u0432u043eu0435u0433u043e u0434u0443u0448u0435u0432u043du043eu0433u043e u0441u043eu0441u0442u043eu044fu043du0438u044f. u041fu0440u0438 u044du0442u043eu043c u043bu0438u0447u043du043eu0435, u0441u0443u0431u044au0435u043au0442u0438u0432u043du043eu0435 u0441u0442u0430u043du043eu0432u0438u0442u0441u044f u043eu0431u0449u0435u0437u043du0430u0447u0438u043cu044bu043c, u0438u043du0442u0435u0440u0435u0441u043du044bu043c u0434u043bu044f u043cu043du043eu0436u0435u0441u0442u0432u0430 u043bu044eu0434u0435u0439, u043fu043eu0441u043au043eu043bu044cu043au0443 u043fu0435u0440u0435u043au043bu0438u043au0430u0435u0442u0441u044f u0441 u0438u0445 u0447u0443u0432u0441u0442u0432u0430u043cu0438 u0438 u043fu0435u0440u0435u0436u0438u0432u0430u043du0438u044fu043cu0438.

u041fu043eu044du0437u0438u044f u2013 u0442u0432u043eu0440u0447u0435u0441u0442u0432u043e, u0432 u043au043eu0442u043eu0440u043eu043c u0438u0441u043fu043eu043bu044cu0437u0443u0435u0442u0441u044f u043eu0442u043bu0438u0447u043du044bu0439 u043eu0442 u043eu0431u044bu0434u0435u043du043du043eu0433u043e u044fu0437u044bu043a. u0412 u043eu0431u0449u0435u043c u0441u043cu044bu0441u043bu0435 u043fu043eu0434 u043fu043eu044du0442u0438u0447u0435u0441u043au0438u043cu0438 u043fu043eu0434u0440u0430u0437u0443u043cu0435u0432u0430u044eu0442u0441u044f u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044f u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u043du043eu0433u043e u0444u043eu0440u043cu0430u0442u0430. u0422u0440u0430u0434u0438u0446u0438u043eu043du043du044bu043cu0438 u0441u0442u0438u0445u0430u043cu0438, u0432 u0441u0432u043eu044e u043eu0447u0435u0440u0435u0434u044c, u044fu0432u043bu044fu044eu0442u0441u044f u0441u0442u0440u043eu043au0438 u0441 u0441u043eu0437u0432u0443u0447u043du044bu043cu0438 u043eu043au043eu043du0447u0430u043du0438u044fu043cu0438 u2013 u0440u0438u0444u043cu0430u043cu0438.

u041eu0434u043du0430u043au043e, u043cu043eu0436u043du043e u043du0430u0437u0432u0430u0442u044c u043bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au0430u044f u043fu043eu044du0437u0438u044f, u043fu043eu044du0442u043eu043cu0443 u043cu043du0435 u043au0430u0436u0435u0442u0441u044f u043du0435u0442 u0440u0430u0437u043bu0438u0447u0438u044f. “>]” data-test=”answer-box-list”>

Стихосложение, лирика, поэзия, или немного базовых понятий.

Не так давно провел опрос и к своему удивлению (ужасу) обнаружил, что на “вопрос что такое поэзия?” подавляющее большинство всех опрашиваемых респондентов начинали нести такую дичь. Между тем это базовое понятие, которое не помешало бы знать. Нет, пожалуй, не знать, а понимать. Иначе как мы поймем почему “Мертвые души” Гоголя это поэма (поэтическое произведение), а многие стихи поэзией не являются, почему верлибр или моностих в руках мастера – это поэзия, а стихи из рекламы поэзией не являются.

Итак, начнем с заблуждений. При опросе выяснилось, что поэзию часто путают с лирикой и стихосложением. И если в современной русской традиционной литературе поэзия, лирика и стихосложение тесно переплетены, то в других странах все может быть совсем наоборот. Так что же объединяет и разделяет три этих понятия? Начнем с азов:

Лирика (возьмем определение из общедоступных источников) – Ли́рика, лири́ческая поэ́зия (от греч. λυρικός — «исполняемый под звуки лиры, чувствительный, лирный») — род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора (ЭСБЕ). По словарю Ожегова лиризм означает чувствительность в переживаниях, настроениях, мягкость и тонкость эмоционального начала; словарь Т. Ф. Ефремовой отмечает характеризующие его эмоциональность, поэтическую взволнованность, задушевность[1]. По словарю Л. П. Крысина лирическая поэзия — это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта[2].

«Лирическая манера повествования» предполагает такой тип построения художественного образа, который основан на эмоциональном переживании. Если в эпосе и драме в основе образа лежит многостороннее изображение человека в его деятельности, в сложных взаимоотношениях с людьми в жизненном процессе, лирический образ — это образ-переживание. Но переживание общественно-значимое, в котором индивидуальный духовный мир поэта, не теряя своей автобиографичности, получает обобщённое выражение, тем самым выходя за рамки его личности. Лирический образ — это эстетически значимое переживание, автобиографическое начало в нём присутствует как бы в снятом виде, и для нас важно, что поэт испытал данное переживание и что оно вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Если нам известно, что лирическое переживание не автобиографично, оно всё равно сохраняет своё художественное значение, поскольку могло быть испытано. Существует традиция рассматривать лирику как сосредоточенность поэта на своей индивидуальной внутренней жизни. Таким образом, лирику трактуют как «исповедальное творчество», как «самовыражение» и «самораскрытие». (с)

Как много и достаточно пространно… Не удивительно, что у подавляющего большинства людей в голове “каша”. Можно ли сузить это понятие, объяснить просто? Попробую.

Итак, если просто – мы имеем три рода литературы:

1. Лирика – в произведении превалирует внутренний мир (автора, рассказчика, лирического героя).
2. Эпос – в произведении превалирует мир внешний (появляются персонажи, события, место и время).
3. Драма – в произведении превалирует конфликт персонажей.

Возникает вопрос, могут ли в произведении переплетаться два или три рода литературы? Конечно могут, но если вчитаться в определения, то в каждом из них мы встретим одно, повторяющееся слово – “превалирует”. Итак, преобладание в произведении того или иного рода литературы обозначает его принадлежность. Какого произведения – спросите Вы? Да абсолютно любого.

Читать еще:  К какой разновидности поэзии относится данное стихотворение толстого

Тогда возникает резонный вопрос: “А каким боком здесь поэзия и стихосложение”?

Двигаемся дальше. Общим для каждого рода литературы является то, что оно находится в рамках того или иного произведения, а это значит, что любой род литературы это то, что наполняет произведение в той или иной мере. Между тем существуют и рамки, которые удерживают это наполнение – этакий сосуд, форма… Какие формы существуют, спросите вы? Роман, повесть, рассказ, поэма, баллада, стих. все это жанры. Между тем жанры тесно связанны с литературными традициями тех или иных стран, особенностями языка и т.д. А где тогда поэзия – спросите Вы? А поэзия – это средство художественной выразительности. По сути поэзия – это инструмент, которым мастер изготавливает форму и посредством которого эта форма наполняется содержимым. С другой стороны форма может быть любой, как собственно и содержание. Как мы узнаем поэзия это или нет? Какие первичные признаки поэзии, существуют ли они?
Конечно существуют:

1. Лиричность.
2. Суггестивность.
3. Образность.

Могут ли стихосложение, лирика и поэзия быть самостоятельными, независимыми субстанциями в том или ином произведении? Обязательно ли стихи – это поэзия, обязательна ли лирика в стихотворении и обязательно ли поэзия это стихи? Нет. Поэтические приемы и лирическое наполнение прозаического произведения “Мертвые души” Гоголя делает это произведение поэмой. Неказистый верлибр в руках мастера становится поэзией, а к примеру стих начинающего автора или рекламный стих поэзией назвать нельзя, потому как ни лирического начала, ни суггестивности, ни образности в них нет.

Лирика и ее жанры

Видеоверсия лекции А. Назайкина ” Лирика и ее жанры

(готовится к публикации)

Текстовая версия лекции А. Назайкина ” Лирика и ее жанры

Лирике свойственен субъективизм, самораскрытие автора, искреннее представление его внутреннего мира, его порывов и желаний.

Главного персонажа лирического произведения – носителя переживания – обычно называют лирическим героем.

Большинство лирических произведений написаны в стихотворной форме, хотя лирика может быть и прозаической. Лирике в большей степени свойственны малые формы.

Обычно выделяют следующие лирические виды:

Гимн (от греч. ὕμνος – хвала) – это торжественная, прославляющая песня в честь богов, победителей, героев, важных событий. Изначально элементами гимна были: эпиклеза (священное имя), просьба, ареталогия (эпическая часть).

Одним из самых известных гимнов является «Гаудеамус» (лат. gaudeamus – возрадуемся) – студенческий гимн.

«Итак, будем веселиться,

После веселой молодости,

После горестной старости

Нас возьмет земля…

Да здравствует Академия!

Да здравствуют профессора!

Да здравствуют все члены ее!

Да здравствует каждый член!

Пусть вечно они процветают. »

(Из гимна «Гаудеамус», пер. С.И.Соболевского)

Ода – это поэтическое, а также музыкально-поэтическое произведение, которому свойственны торжественность стиля и возвышенность содержания. Об оде также говорят, как о прославлении в стихах.

Широко известны оды Горация, М. Ломоносова, А. Пушкина и т.д.

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу…»

(Из оды «Вольности», А.Пушкина)

Послание

Послание – это поэтическое письмо, обращенное к какому-либо лицу или группе лиц. По содержанию послания бывают: дружеские, лирические, сатирические и др.

«Ты, меня любивший фальшью

Истины – и правдой лжи,

Ты, меня любивший – дальше

Некуда! – За рубежи!

Ты, меня любивший дольше

Времени. – Десницы взмах! –

Ты меня не любишь больше:

Истина в пяти словах».

Эпитафия

Эпитафия (от греч. epitaphios – «надгробный») – изречение, сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи. Обычно эпитафия представлена в стихотворной форме.

«Из лавров и из роз положьте здесь венец:

Под камнем сим сокрыт любимец Муз и Граций,

Фелицы славныя певец,

Державин, Пиндар наш, Анакреон, Гораций.

(А. Е. Измайлов, «Эпитафия Г. Р. Державину»)»

Сонет

Сонет – поэтическо е п роизведение, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Итальянский сонет состоит из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета. Английский – из 3-х катренов и заключительного двустишия.

Как правило, содержание сонета точно соответствует распределению мыслей: в первом четверостишии – тезис, во втором – антитезис, в двух трехстишиях – вывод.

Венок сонетов – это пятнадцать сонетов, которые в особом порядке связаны между собой. При этом последний сонет венка состоит из первых строк всех сонетов.

«Вздыхаю, словно шелестит листвой

Печальный ветер, слезы льются градом,

Когда смотрю на вас печальным взглядом,

Из-за которой в мире я чужой.

Улыбки вашей видя свет благой,

Я не тоскую по иным усладам,

И жизнь уже не кажется мне адом,

Когда любуюсь вашей красотой.

Но стынет кровь, как только вы уйдете,

Когда, покинут вашими лучами,

Улыбки роковой не вижу я.

И, грудь открыв любовными ключами,

Душа освобождается от плети,

Чтоб следовать за вами, жизнь моя».

(«На жизнь мадонны Лауры (XVII)», Ф.Петрарка)

Лирическое стихотворение

Лирическое стихотворение – малое поэтическое произведение, написанное от лица автора или вымышленного лирического героя. В лирическом стихотворении описывается внутренней мир, чувства, эмоции автора или героя произведения.

«Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне».

Элегия

Элегия – поэтическое произведение, посвященное печальным раздумьям, проникнутое грустью. Содержание элегий обычно составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь, разочарование, обреченность и т.д.

«Здравствуй, моя гора с красноватой блещущей высью,

Здравствуй, солнце, чей свет мягко ее озарил!

Вас я приветствую, нивы, тебя, шелестящая липа,

И на упругих ветвях звучный и радостный хор;

Здравствуй и ты, лазурь, объявшая неизмеримо

Бурые склоны горы, темную зелень лесов

И – заодно – меня, кто бежал из темницы домашней

И от избитых речей ищет спасенья в тебе…»

Эпиграмма

Эпиграмма (от греч. ἐπίγραμμα – надпись) – небольшое сатирическое поэтическое произведение, в котором высмеивается конкретное лицо. Характерные черты эпиграммы – это остроумие и краткость.

«Гораздо меньше на земле армян,

Чем фильмов, где сыграл Джигарханян».

Песня

Песня – небольшое поэтическое произведение, являющееся основой для последующих музыкальных обработок. Обычно состоит из нескольких куплетов и припева.

«А не спеть ли мне песню о любви

И не выдумать ли новый жанр

Попопсовей мотив и стихи

И всю жизнь получать гонорар…»

( «О любви», О.Тарасов)

Романс

Романс – небольшое напевное поэтическое произведение, которое может быть наложено на музыку. Обычно в романсе отражаютс я п ереживания, настроения, чувства лирического героя.

«А напоследок я скажу:

прощай, любить не обязуйся.

С ума схожу. Иль восхожу

к высокой степени безумства.

Как ты любил? – ты пригубил

погибели. Не в этом дело.

Как ты любил? – ты погубил,

но погубил так неумело…»

(«А напоследок я скажу», Б. Ахмадулина)

Мадригал

Мадригал (итал. madrigale , от лат. matricale – песня на родном языке – это небольшое музыкально-поэтическое произведение. Обычно имеет любовно-лирическое или шутливо-комплиментарное содержание.

«И как в раю магометанском

Сонм гурий в розах и шелку,

Так вы лейб-гвардии в уланском

Ее Величества полку.

(«Мадригал полковой даме», Н. С. Гумилев)

Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми !

Стихосложение-12. Чем отличаются драма, эпос, лирика и баллада?

В этой статье мы, наконец-то, отвлечемся от твердых строфических форм и перейдем к другим — менее строгим — разновидностям стихотворений. Самыми крупными жанрами, на которые принято делить поэзию, являются эпос, драма и лирика.

Перейти к предыдущей части статьиЧто такое драма, думаю, большинство из вас представляет достаточно ясно. Это род литературы, рассчитанный на театрализованную постановку. Отсюда практически полное отсутствие повествовательного начала. Весь текст — исключительно на монологах и диалогах персонажей. Для драмы характерен четкий сюжет, построенный на каком-либо конфликте.

Хотя сегодня поэтическая драма сильно уступает прозаической, в старину она чаще писалась стихами, обычно нерифмованными. Достаточно вспомнить пьесы таких великих поэтов, как Эсхил, Софокл, Еврипид, Шекспир…

«…Р о м е оМой друг, клянусь сияющей луной,Посеребрившей кончики деревьев…Д ж у л ь е т т аО, не клянись луною, в месяц разМеняющейся, — это путь к изменам.Р о м е оТак чем мне клясться?Д ж у л ь е т т аНе клянись ничемИли клянись собой, как высшим благом,Которого достаточно для клятв…»В. Шекспир, пер. Б. Пастернака

Отзвуки драмы слышны и в стихотворениях, построенных на диалоге. Как в стихотворении М. Цветаевой о «загробной встрече» двух поэтов Сергея Есенина и Владимира Маяковского :

— …Умаялся? — Малость.— По общим? — По личным.— Стрелялось? — Привычно.— Горелось? — Отлично. — Так стало быть пожил?— Пасс в некотором роде.…Негоже, Сережа!…Негоже, Володя ! А помнишь, как матомВо весь свой эстрадныйБасище — меня-тоОбкладывал? — Ладно Уж… — Вот-те и шлюпкаЛюбовная лодка!Ужель из-за юбки?— Хужей из-за водки. Опухшая рожа.С тех пор и на взводе?Негоже, Сережа.— Негоже, Володя …

Остальные два жанра — эпос и лирику — принято противопоставлять друг другу и связано это, в первую очередь, с ролью автора.
В эпическом произведении автор играет роль постороннего наблюдателя-рассказчика и сам не участвует в изображаемых событиях. Свою личную оценку событий он не дает, хотя она и может быть видна из самого текста (так автор эпоса «Песнь о Роланде» явно сочувствует франкам).

Читать еще:  В чем сильная сторона поэзии евтушенко

Долгое время эпическая поэзия служила своеобразной хроникой как исторических, так и мифических событий (в те времена миф был очень сильно смешан с реальной историей). Поэтому для эпосов характерны сюжетность, пристальное внимание к мелким деталям, именам и названиям. Недаром Мандельштам писал:

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.Я список кораблей прочел до середины:Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,Что над Элладою когда-то поднялся…

Для современного читателя, избалованного справочниками и энциклопедиями, перечисление Гомером кораблей или поименное упоминание участников турнира в эпосе «Песнь о Нибелунгах» покажется утомительным и излишним.

Примчался в Тульн с дружиной из семисот бойцовВалашский герцого Рамунг, храбрец из храбрецов.С ним вместе прибыл Гибих, король большой страны.Несли людей их быстрые, как птицы, скакуны.Датчанин Хаварт, Ирнфрид, тюрингский удалец,И прямодушный Иринг, прославленный храбрец… «Песнь о Нибелунгах», пер. Ю. Корнеева

Но в те времена это была чуть ли не единственная возможность оставить память о себе в истории, а также придать рассказам убедительность и привкус реальности.

Почти все знаменитые поэтические эпосы были созданы в древности: «Одиссея» и «Илиада» Гомера, «Энеида» Вергилия, скандинавская «Старшая Эдда», финская «Калевала», англосаксонский «Беовульф», старофранцузская «Песнь о Роланде», древнегерманская «Песнь о Нибелунгах», испанская «Песнь о господине моем Сиде »…
Как жанр, эпос господствовал до XVIII века, но эпическое начало никуда не ушло как из прозы («Война и Мир» Л. Толстого), так и из поэзии («Василий Теркин» А. Твардовского ). Если в эпосах автор находится либо в стороне, либо над произведением, то в лирике он становится в его центр. Как писал Б. Пастернак: «Поэт не автор, а предмет лирики». И действительно, именно субъективные переживания поэта, его отношение к себе и миру являются главным двигателем лирического стихотворения.
Так как лирика крайне индивидуальна, то нередко она бывает трудна для понимания и косноязычна. Для такой лирики ввели даже особый термин — суггестивная.
Суггестивная лирика построена на свободных авторских ассоциациях, смутных намеках, полутонах. Это не какой-то особый «шифр». Поэт зачастую сам не в состоянии логически объяснить свои образы. Зато благодаря такой лирике можно передавать самые тонкие и неуловимые движения души. Подобный подход встречается и в прозе, но именно в поэзии он обретает особую силу, благодаря богатой ритмической и фонетической инструментовке.

Я клавишей стаю кормил с рукиПод хлопанье крыльев, плеск и клекот.Я вытянул руки, я встал на носки,Рукав завернулся, ночь терлась о локоть. И было темно. И это был прудИ волны.- И птиц из породы люблю вас,Казалось, скорей умертвят, чем умрутКрикливые, черные, крепкие клювы. И это был пруд. И было темно.Пылали кубышки с полуночным дегтем.И было волною обглодано дноУ лодки. И грызлися птицы у локтя. И ночь полоскалась в гортанях запруд,Казалось, покамест птенец не накормлен,И самки скорей умертвят, чем умрутРулады в крикливом, искривленном горле.Б. Пастерна

ЗАРИСОВКА к «ГЕРНИКЕ» То ли кошка на огнеТо ли это снитсяТо ли ветер, то ли снег Сыплет под ресницы То ли ласка, то ли властьТолько ласточкой легла, Только небо, только конь, Только кошек под огонь С. Аксёненко

На грани лирики, драмы и эпоса балансирует хорошо всем известная баллада. У этого жанра долгая история, он сильно видоизменялся и, несмотря на узнаваемость, плохо поддается четкому определению.

Немолод очень лад баллад,но если слова боляти слова говорят про то, что болят,молодеет и лад баллад… В. Маяковский

Сначала баллада была хороводной песней с постоянным рефреном — в основном на любовную тему. Потом ее стали декламировать, а сюжет стал более разнообразным.
Наиболее близок к изначальному лирическому направлению французский тип баллады. Он же и наиболее строг по форме. Обычно французская баллада содержит три строфы плюс заключительную посылку, а также однообразные рифмы, которые повторяются из строфы в строфу по схеме — ababbaba. Вот конец баллады Ф. Вийона «О женщинах былых времен»:

…Где Бланка, лилии белей,Чей всех пленял напев сиренный?Алиса? Биче? Берта? — чейПризыв был крепче клятвы ленной?Где Жанна, что познала, пленной,Костер и смерть за славный грех?Где все, владычица вселенной?Увы, где прошлогодний снег! О, государь! С тоской смиреннойНедель и лет мы встретим бег;Припев пребудет неизменный:Увы, где прошлогодний снег!пер. В. Брюсова

Такое представление о балладе сохранилось и в современной музыке, где балладой называют лирическое (обычно любовное) медленное произведение.

Однако русская поэзия полюбила совершенно другой тип баллады, распространившийся в Германии и Англии . Английская баллада не похожа на французскую. В ней очень сильно эпическое начало. Это сюжетное повествование, зачастую с мистическим и трагическим оттенком. Поэтому авторы нередко обращаются к древним сказаниям и легендам. Недаром баллады пережили свой расцвет в период романтизма.

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?Ездок запоздалый, с ним сын молодой.К отцу, весь издрогнув, малютка приник;Обняв, его держит и греет старик. «Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» —«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:Он в темной короне, с густой бородой». -«О нет, то белеет туман над водой»… И. В. Гете , пер. В. А. Жуковского

Из вереска напитокЗабыт давным-давно,А был он слаще мёда,Пьянее, чем вино. В котлах его варилиИ пили всей семьёйМалютки-медоварыВ пещерах под землёй. Пришёл король шотландскийБезжалостный к врагам,Погнал он бедных пиктовК скалистым берегам. На вересковом поле,На поле боевомЛежал живой на мёртвомИ мёртвый на живом… Р. Л. Стивенсон , пер. С. Маршак

Формально английскую балладу легко узнать по стремительному чеканному ритму и лаконичному четкому языку.

Спокойно трубку докурил до концаСпокойно улыбку стер с лица. «Команда, во фронт! Офицеры, вперед!».Сухими шагами командир идет. И слова равняются в полный рост:«С якоря в восемь. Курс — ост. У кого жены, дети, брат, —Пишите, мы не придем назад. Знаю, будет знатный кегельбан».И старший в ответ: «Есть, капитан». А самый дерзкий и молодойСмотрел на солнце над водой: «Не все ли равно, — сказал он, — где?Еще спокойней лежать в воде». Адмиральским ушам простукал рассвет:«Приказ исполнен. Спасенных нет». Гвозди б делать из этих людей.Крепче б не было в мире гвоздей. Н. Тихонов

…Сомкнутые веки.Выси. Облака.Воды. Броды . Реки.Годы и века. Конный в шлеме сбитом,Сшибленный в бою.Верный конь, копытомТопчущий змею…Б. Пастернак

Также для английской баллады характерна неравностопность (проще говоря, строчки имеют разный ритмический размер).

Трёх королей разгневал онИ было решено,Что навсегда погибнет ДжонЯчменное Зерно. Велели выкопать сохойМогилу короли,Чтоб славный Джон, боец лихой, Не вышел из земли… Р. Бернс , пер. С. Маршака

Такие английские поэты, как Р. Бернс и Р. Киплинг , написали в жанре баллады большую часть своих произведений. Русская поэзия тоже привечала этот жанр. Например, балладами являются такие известные стихотворения, как «Песнь о вещем Олеге» А. Пушкина или «Бородино» М. Лермонтова .
Продолжение следует…

Читать еще:  Как связана поэзия и живопись

Что такое лирика

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Из трёх китов, на которых стоит словесность, лирика – это самый трогательный и популярный. Таковы особенности данного рода литературы.

Чтобы разобраться в нюансах термина, углубимся в историю и узнаем, как появилось его название.

Определение лирики — что это

Лирика – это род литературы, отражающий субъективное видение мира поэтом, эмоциональное и сугубо личное переживание объективной реальности в тех формах, которые близки автору.

Слово «лирика» происходит от греческого «λυρικός» (лирный, исполняемый под аккомпанемент лиры). Изначально лирическими считались любые чувствительные песни, требовавшие инструментального сопровождения.

Позже наметилось противопоставление лирики эпосу (что это такое?), воспевающему историю предков, подвиги богов и героев. Лирической стали называть песнь, посвящённую не общественным, а личным чувствам человека, событиям его внутренней жизни: любви, дружбе, разлуке, удовольствиям, разочарованиям и открытиям.

Лирик – это поэт, создающий образцы лирических произведений. В более широком смысле лириками называют людей с возвышенным образом мыслей и тонкой душевной организацией. Они смотрят на мир особым взглядом и остро чувствуют происходящее.

Отличительные особенности лирической поэзии

В лирическом произведении герой, как правило, говорит от первого лица. Он пропускает мир через себя. Из-за этого события, происходящие каждый день, становятся особенными.

Мы читаем любовную лирику Маяковского, страдающего от безответного чувства к Лиле Брик, но как будто сами переживаем агонию любви, повторяя чужие строки собственным криком.

Даже исторические события поэт-лирик описывает как фрагмент собственной жизни. Страшные картины материнской скорби в поэме Ахматовой «Реквием» приближают к нам эпоху сталинских репрессий, а стихи Цветаевой о муже, офицере царской армии, заставляют живо почувствовать трагедию расколовшейся на два стана России.

Лирика эмоциональна, личностна, а потому всегда субъективна. Некоторые стихотворения могут показаться нам чуждыми, потому что мы не испытывали чувств, о которых они рассказывают. У лирики почти всегда нет сюжета, но за ней стоит собственный опыт, прежде всего, опыт души.

Главная смысловая единица лирического произведения – слово. Оно сжимает время и пространство, до предела уплотняет текст. В стихотворении каждому слову нужно уделять особое внимание.

Средства художественной выразительности помогают лирическим текстам добиться определённого эмоционального эффекта. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, эксперименты со строфикой и звукописью – это лирический инструментарий.

Из истории лирики

  1. Самыми древними образцами данного рода литературы считаются псалмы царя Давида, ставшие основой христианской религиозной лирики. Расцвет лирической поэзии приходится на эпоху античности.

В творчестве греческих авторов (Архилоха, Алкея, Сапфо, Каллимаха, Пиндара, Анакреона) и латинских поэтов (Катулла, Горация, Овидия) появились первые образцы таких лирических жанров, как песнь, ода, сонет, эпиграмма, эпитафия.

В средневековье колоссальную роль в развитии жанров (что это?) сыграла лирика трубадуров и миннезингеров (французских, итальянских и немецких поэтов, перенесших в свои художественные произведения рыцарский культ Прекрасной Дамы).

В канцонах, рондо, серенадах, мадригалах, сонетах, триолетах, альбах и пасторалях давались образцы куртуазного (то есть изысканного, возвышенного, приподнятого над обыденностью) поведения.

Возлюбленная идеализировалась. Она соответствовала строго определённому канону красоты, была недоступной, неразгаданной, почти божественной и вдохновляла поэта на поиски смысла жизни.

В эпоху Возрождения особую популярность получил жанр сонета, превращённый Петраркой в образец любовного лирического стихотворения. «Сонеты к Лауре» — классика мирового лирического наследия. Под пером Данте Алигьери, автора «Божественной комедии», родился образ Беатриче, любовь к которой рассматривалась поэтом в философском и религиозном ключе.

Сонетная лирика Шекспира явила собой новый тип лирического поведения. Любовное чувство стало в его произведениях более раскованным, многообразным. Английский сонет стали называть «шекспировским», а итальянский – петрарковским.

  • В эпоху Просвещения лирика, как и другие роды литературы, поступила на службу обществу и государству. В отдельный вид выделилась гражданская лирика, представленная одой, мадригалом, стихотворением, написанным по случаю. В России яркие примеры подобных произведений дали М. Ломоносов, В. Капнист, А. Сумароков, Г. Державин.
  • С расцветом романтизма в XIX столетии популярным стал такой лирический жанры, как баллада. Обобщая эпические и лирические черты (сюжетность, эмоциональность, обращение к истории при наличии индивидуального восприятия событий героем), баллада расширила границы поэтического языка.

    В Германии блестящие образцы жанра дали Гёте и Шиллер, в Великобритании – Байрон, Саути и Шелли. В России главным «балладником» считался В. А. Жуковский. В юности отдали дань уважения жанру А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов.

  • В конце ХIX столетия настало время социальных, философских и психологических романов. Сложилась тенденция снисходительного отношения к любовной и пейзажной лирике. На первый план снова выступила гражданская поэзия, лучшие образцы которой даёт нам знакомство с социальной, философской и любовной лирикой Н. А. Некрасова.
  • У истоков ХХ века лирика пошла дорогами модернизма, породив культуру «серебряного века». Затем политические катаклизмы потребовали более простых и насущных форм выражения мысли.
  • Великая Отечественная война вызвала к жизни такое явление, как фронтовая поэзия.
  • Поколение послевоенных поэтов разделилось на два «лагеря»: одни (Н. Рубцов, А. Передреев, В. Соколов, Ю. Кузнецов), стали творить «тихую» лирику, другие (Е. Евтушенко, Б. Ахмадуллина, А. Вознесенский, Р. Рождественский) вышли на площади и стадионы, чтобы заявить о себе и своём времени во весь голос.
  • В настоящий момент лирическая поэзия становится всё более камерной и синтетичной. Она легко взаимодействует с другими видами искусства и современными технологиями.
  • Виды и жанры лирики

    Традиционно принято выделять следующие виды лирики:

    1. философская;
    2. религиозная;
    3. гражданская;
    4. любовная;
    5. о природе.

    Существует деление на крупные и малые формы.

    К крупным относятся лирическая поэма, цикл стихотворений и венок сонетов (произведение, состоящее из 15 сонетов, в каждом из которых крайняя строчка первого в то же время становится начальной строкой следующего, переплетаясь, словно цветы в венке).

    Малыми жанрами лирики считаются:

    1. стихотворение;
    2. сонет;
    3. ода;
    4. баллада;
    5. эпиграмма;
    6. эпитафия;
    7. посвящение.

    В зависимости от национального колорита, различают и другие лирические формы, характерные для той или иной культуры (рубаи, хайку, газеллы и другие).

    Примеры лирических произведений

    В школьной программе подробно изучается любовная лирика Пушкина. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», посвящённое Анне Керн, – яркий образец стилистического и образного совершенства. «Гений чистой красоты» предстоит перед читателем почти воздушным.

    Мы не видим конкретных черт портрета героини, но чувствуем трепет и восторг поэта, испытавшего сладость любовного чувства, его преклонение перед Идеалом. В стихотворении «Мадонна», адресованном Наталии Гончаровой, обожание возведено до религиозного культа. Пушкин называет любимую «своей Мадонной».

    Любовная лирика Лермонтова не столь гармонична. В ней есть место и пылкой страсти, и горечи разочарования, и холодной отстранённости. В стихотворении «И скучно, и грустно, и некому руку подать. » поэт признаётся, что «…вечно любить невозможно», но вся его поэзия – тоска по любви идеальной, хотя Лермонтов понимает, что на земле её не найти.

    Стихотворения «Расстались мы, но твой портрет…», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» и другие свидетельствуют о том, что в минуты нежности лирический герой способен на благоговейный трепет перед предметом своего чувства.

    Любовная лирика Тютчева трагична. Цикл стихотворений, посвящённый Елене Денисьевой, — это история страдающей женской души, которая становится жертвой светских сплетен. Не в силах спасти любимую от наветов, герой цикла мучается, воспевая любовь как боль, испытание, драму.

    Стихотворения «Она сидела на полу…», «Последняя любовь», «Вот иду я вдоль большой дороги…» идеализируют возлюбленную, соединяя два плана чувствования: небесный и земной.

    Каждый найдёт для себя любимого поэта – стоит лишь познакомиться с богатым лирическим наследием русских и зарубежных авторов разных эпох. Неисчерпаемый мир поэзии подарит сердцу богатый опыт переживаний и открытий.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (2)

    Можно сказать, что лирика — это эмоции и переживания. Это состояние, когда тебя пробирает до мурашек. Сейчас кстати такой музыки, стихов — мало. Сейчас в моде «современные» направления, где ни музыки нормальной, ни текста нет.

    Эта разновидность литературы кажется чересчур эмоциональной. Часто, за завесой чувств автора и персонажей невозможно разглядеть смысл и суть написанного. Подобные произведения хороши только для романтических признаний, и то не всегда.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: