В чем сильная сторона поэзии евтушенко
ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
ЕВТУШЕНКО
(род. в 1932 г.)
Большое место в поэзии второй половины ХХ века занимает творчество выдающегося поэта Евгения Евтушенко. Родился он 18 июля 1932 г. на маленькой станции Зима (Иркутская область). Любовь к поэзии, поэтическому творчеству Евтушенко унаследовал от отца, геолога по профессии. Случилось так, что родители расстались, и будущий поэт с матерью и отчимом переехал в Москву. Печататься Евтушенко начал с шестнадцати лет. Свое поэтическое мастерство он развивал и совершенствовал в поэтической студии Дома пионеров Дзержинского района, затем в период учебы в Литературном институте им. А.М.Горького. Один за другим выходят в свет его сборники стихов: «Разведчики грядущего» (1952), «Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956).
И далее с каждой новой книгой росла популярность Евтушенко, его поэтические вечера собирали огромные залы поклонников его творчества. Как поэт Евтушенко сложился в середине 50-х гг., когда в стране повеяло воздухом свободы и был взят курс на решительные общественные перемены, на демократизацию всей жизни. В поэзии Евтушенко определяющими стали гражданские и публицистические мотивы. Они составляют самую сильную сторону его поэзии. Характерная черта поэзии Евтушенко – это необыкновенная впечатлительность. Поэт поражен многообразием, многоцветьем, богатством окружающего мира, и он ощущает огромную потребность все увиденное запечатлеть в слове:
И жаль, что, как на грех,
никак нельзя суметь
подслушать сразу всех,
все сразу подсмотреть!
(«Я жажден до людей»)
Поэзию Евтушенко отличают также злободневность, пластичность, зоркость глаза, умение схватить точную деталь, а также такие достоинства стиха, как дерзкая рифма, богатая аллитерация, гибкость интонации. Нередко ищущая мысль отточена до афоризма. Вот, например, такие: «Поэт в России – больше, чем поэт»; «Людей неинтересных в мире нет»; «Предощущение стиха // у настоящего поэта // есть ощущение греха, // что совершен когда-то, где-то…»; «Надвременностью духа жизнь мудра: в ней есть передавание добра»; «А что такое счастье вообще? // Страдание, которое устало»; «Быть злым к неправде – это доброта» и др.
Но не всегда поэту удается справиться с лавиной впечатлений, отсюда иногда поверхностность, размытость образов, неточность рифмы, нарушение целостности стиля. Евтушенко и сам осознает этот недостаток своей поэзии: «Действительно, я стремлюсь «объять необъятное». Многие проблемы неразрешимы, я срываюсь в ложные решенья из желания непременно их решить. Программные строки: «Я разный – я натруженный и праздный», «Я хотел бы родиться во всех странах», «Я жаден до людей». Без попытки осуществления этой программы я был бы, возможно, собранней, завершенней, гармоничней, но не Евтушенко».
Но самая привлекательная черта поэзии Евтушенко, по мнению читателей и критиков, – это интерес к людям. Вот что писал критик Е.Сидоров: «Для меня лично самое дорогое в вашей поэзии – не тематический размах, не глобальность жеста, а пристальное и доброе внимание к людям, к их неповторимости. Вот где истоки вашего истинного демократизма. Вот почему такие стихи, как «Люди сильны друг другом», «В миг полуосени – полузимы», «Слова на ветер», – на мой взгляд, лучшее из того, что вы написали в последнее время».
Одним из лучших стихотворений Евтушенко является «Людей неинтересных в мире нет», в котором он соотносит личность человека с масштабом планеты и зовет пристально вглядеться в тех, кто рядом, ибо даже родного отца, любимых мы нередко знаем приблизительно и поверхностно, а ведь это неповторимые миры, которые не возвратить и не возродить. К теме человека как высшей ценности Евтушенко обращается постоянно. Счастье человека рядом становится для него точкой отсчета, мерилом нравственности, несоотносимым ни со славой, ни с успехом, ни с чем иным:
Какая же цена ораторскому жару,
когда, расшвырян вдрызг по сценам и клише,
хотел я счастье дать всему земному шару,
а дать его не смог – одной живой душе?!
(«Качался старый дом, в хорал слагая скрипы…»)
Выразительно звучат строки из стихотворения «В миг полуосени – полузимы»:
Станет вина перед ближним – виной
передо всем человеческим родом,
так же грешно, словно горе – народам,
горе семье принести хоть одной.
Очень сердечно звучит признание другу:
И среди всякой низости,
чувство истинной близости
несравнимо со славой.
Чувствуя себя продолжателем традиций В.Маяковского, Евтушенко отмечает, что прежде всего учится у него ощущению поэта «заводом, вырабатывающим счастье». Но он ответственно осознает, что «вырабатывание счастья» лежит через преодоление несчастья. Афористично звучат программные строки поэта:
у настоящего поэта
есть ощущение греха,
что совершен когда-то, где-то…
Пусть совершен тот грех не им –
себя считает он повинным,
настолько с племенем земным
он связан чувством пуповины.
Одним из лучших произведений гражданской лирики Евтушенко является стихотворение «И́дут белые снеги». В нем поэт исповедуется в своей любви к России и лелеет надежду стать нужным в ее судьбе. Стихотворение выразительно неразрывной слитостью личного и гражданского чувства. В участии своего гражданского «я» в жизни России видится поэту залог бессмертия родины и вместе с ней себя. Здесь, конечно, «я» поэта – это обобщенный образ патриота. Образ снега, как характерной черты русского пейзажа, удачно использован поэтом в качестве композиционной доминанты, которая дает возможность связать воедино разные исторические события и героев:
И надеждою маюсь –
полный тайных тревог, –
что хоть малую малость
Идут белые снеги,
как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке
и как после меня.
Быть бессмертным не в силе,
если будет Россия,
значит, буду и я.
Гражданским поступком Евтушенко можно назвать его стихотворение «Бабий Яр» (1961 г.). Оно посвящено памяти тысяч евреев, расстрелянных фашистами в Киеве:
Над Бабьим Яром памятников нет.
Крутой обрыв – как грубое надгробье.
Мне сегодня столько лет,
как самому еврейскому народу.
Еврейской крови нет в крови моей.
Но ненавистен злобой заскорузлой
я всем антисемитам,
я настоящий русский.
Безусловно, есть заслуга Евтушенко в том, что над Бабьим Яром воздвигнут памятник жертвам фашизма, а композитор Д.Шостакович написал на стихи Евтушенко свою Тринадцатую симфонию.
Евтушенко не раз бывал в Армении, хорошо знаком с армянской историей и культурой, свое дружественное чувство к армянскому народу он тепло выразил в своем стихотворении, посвященном Геворгу Эмину:
армянину русский брат не тот,
Кто вникнуть в боль Армении не хочет –
Лишь, развалясь, коньяк армянский пьет,
О радио армянском анекдотит.
А тот вам русский брат,
кто смог понять
Весь путь ваш страшный,
все резни и бойни,
Кто вашу боль сумел в себя принять
Как если б это было русской болью.
Мы с вами вместе
знали столько бед,
И вместе гибли мы на поле брани,
Когда есть братство честное,
Ни младших и ни старших –
Гражданское чувство Евтушенко неизменно находит выражение в его неприятии всякой лжи и фальши, которые в условиях тоталитарного режима пустили глубокие корни и продолжали сказываться даже в отношениях близких людей. Драматическое звучание нашла эта тема в раннем, но одном из лучших стихотворений Евтушенко «Со мною вот что происходит», положенном на музыку:
Со мною вот что происходит:
ко мне мой старый друг не ходит,
а бродят в праздной суете
разнообразные не те.
Со мною вот что происходит:
совсем не та ко мне приходит,
мне руки на плечи кладет
и у другой меня крадет.
Во мне уже осатаненность!
чужих людей соединенность
Любовная лирика Евтушенко чаще всего окрашена тревожными переживаниями, но она богата нюансами чувств: это и преклонение перед любимой, и страх возможной потери самого дорогого человека, и ощущение вины за утрату чувства. Лучшие из них: «Качался старый дом, в хорал слагая скрипы»; «Мне снится – я тебя уже любил»; «Всегда найдется женская рука»; «Когда взошло твое лицо»; «И я любил»; «Я люблю тебя больше природы…». Все эти стихотворения исполнены благоговения перед великим чувством любви, какое бы развитие она ни получила:
Любовь, исчезнув даже, бесконечна,
Она бессмертней всех на свете слав,
И я любил и думал – это вечно,
И оказалось – был в ошибке прав.
Интересна философская лирика Евтушенко, такие, например, стихотворения, как «Не возгордись», «Не уставай», «Передавание добра», «Страданье устает страданьем быть», «Познанье и неведенье», «Спасибо». В них нашли выражение нравственное кредо поэта и мудрая диалектика жизни. Так, в стихотворении «Познанье и неведенье» поэт искусными рассуждениями снимает извечную проблему поколений отцов и детей, раскрывая гармонию в диалектике их мировосприятия. Стихотворение «Спасибо» – это гимн жизни, прекрасной уже потому, что она есть, что этот дар не обошел тебя.
Большое место в творчестве Евтушенко занимают его стихи, написанные под впечатлением многих зарубежных поездок. Они отличаются многообразием тематики и богатством впечатлений. Главное из них то, что люди в своем большинстве добры и сердечны, хотят жить в мире, общаться, совместно решать общечеловеческие проблемы. В 1981 г. Евтушенко за сборник стихотворений «Утренний народ» получил итальянскую литературную премию «Тармино».
Евтушенко много работает также в жанре поэмы. В 1965 г. он опубликовал поэму «Братская ГЭС», вслед за ней вышли в свет еще тринадцать поэм: «Коррида», «Под кожей статуи Свободы», «Казанский университет», «Снег в Токио», «Ивановские ситцы», «Непрядва», «Мама и нейтронная бомба», «Фуку» и др.
В 1959 г. Евтушенко напечатал своей первый рассказ «Четвертая Мещанская», а в начале 80-х появились в свет его повесть «Ардабиола» и роман «Ягодные места». Отдельной книгой «Талант есть чудо неслучайное» вышли лучшие критические работы Евтушенко.
Многосторонняя талантливость поэта нашла проявление и в области кинематографии. У него есть авторский фильм «Детский сад». В 1964 г. вместе с кубинским поэтом Энрико Ганеда Барнетом он написал сценарий фильма «Я – Куба», поставленный режиссером М.Калатозовым. А в 1979 г. в фильме режиссера Саввы Кулиша «Взлет» он снялся в роли Константина Циолковского.
Много сил отдал Евтушенко переводам грузинской поэзии. Они составили книгу «Тяжелее земли», вышедшую в свет в 1979 г. в издательстве «Мерани». В 1981 г. за эту книгу Евтушенко был удостоен грузинской премии Галактиона Табидзе.
В настоящее время поэт работает над антологией русской поэзии. Словом, Евтушенко постоянно в творческом поиске.
| | следующая лекция ==> | |
ЛИРИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА | | | РОБЕРТ ИВАНОВИЧ |
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Публицистическая поэзия Евгения Евтушенко
Публицистическая поэзия Евгения Евтушенко
(Эскиз о творческом наследии поэта. Период 50-80 годов прошлого века)
50-60-е годы прошлого столетия – время больших перемен, ожиданий, время преломления общественного сознания, время сомнений и исканий. И, в общем, закономерно, что именно в этот период появилась целая плеяда поэтов, жаждущих, как и общество, самовыражения и самоутверждения. После трудных, истощающих двух десятилетий с жестокими репрессиями и изнурительной войной люди наконец возвратились к себе, к своим чувствам, к нормальной жизни. Время культовых жертвоприношений прошло, а будущее виделось многообещающе богатым и ярким.
Этой всеохватывающей общественной эйфории могли противостоять либо те, кого не сломили лишения и унижения, либо те, кого они не коснулись в полной мере. К последним принадлежало и поколение Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского и других поэтов-шестидесятников. Это было племя «младое, незнакомое», и в стихотворном мире заявило о себе резко, без страха и упрека, без излишней робости и скромности, нахлынув на читательскую публику напористой волной страстных, будоражащих душу, пронзающих разум стихов.
«Евтушенко пришел в литературу в счастливый для себя момент, когда необычайно ширился интерес к поэзии. Он и сам много сделал для этого. Росли тиражи поэтических книг. Стихи вышли на эстраду, на площадь. Поэт постепенно оказался в центре читательского внимания благодаря своему несомненному таланту, гражданскому темпераменту и умению задевать за живое» (Е. Сидоров. Голосом времени. Предисловие к собранию сочинений Евг. Евтушенко. М. Художественная литература. 1983, т. 1, стр. 7.). Необычайная работоспособность, постоянная тяга к неизведанному, жажда открытий помогали Евгению Евтушенко находить все новые и новые темы. Он выливал в стихи все, что видел вокруг себя, не оставался равнодушным к маленькому, незаметному, повседневному. Наоборот, превращал обыденное если не в праздник, то в событие, если не в чувство, то в предчувствие, и если не утверждал, то обязательно вопрошал.
Поэта нередко обвиняли в легковесности и поверхностной многословности. Но если сравнить первые творческие опыты Е. Евтушенко со стихами 70-80-х годов, становится очевидным, что тысячи ранее написанных им строк – это крутой подъем к настоящему поэтическому мастерству, с вершин которого открываются глубина и особенно ценится законченность. Еще в пору вхождения в литературу Евгений Евтушенко предначертал собственное будущее и обозначил цель, к которой должен стремиться. В стихотворении с выразительным названием «Глубина», написанном в 1952 году и посвященном Владимиру Соколову, он размышляет:
Я знаю: есть порой опасность
В незамутненности волны,
Ведь ручейков журчащих ясность
Отнюдь не признак глубины.
Но и другое мне знакомо,
И я не ставлю ни во грош
Бессмысленно глубокий омут,
Где ни черта не разберешь.
И я хотел бы стать волною
Реки, зарей пробитой вкось,
С неизмеримой глубиною
И каждым камушком насквозь!
Тема осмысления своего предназначения в пятидесятые годы (впрочем, и позднее) была если и не первостепенной, то все же одной из ведущих в творчестве поэта. Евгений Евтушенко все время задает себе вопросы и все время ищет на них ответы:
Среди совсем не страшных с виду
Полужеланий, получувств
Щемит:
Неужто я не выйду,
Неужто я не получусь?
Но эти глубоко личностные переживания всегда становятся как бы катализатором мысли поэта, будят её, встряхивают, привносят в нее новое качество:
О те, кто наше поколенье!
Мы – лишь ступень, а не порог.
Мы лишь вступленье во вступленье,
К прологу новому пролог.
И не самооправданием, а самоочищением и самоутверждением звучат последние строки стихотворения «Я что-то часто замечаю…»:
«Завязывается характер
С тревоги первой за себя».
А. Т. Твардовский укорял молодого Евгения Евтушенко за то, что не присуща ему «драгоценная для искусства способность возвращаться к раз начатому». И все же, если судить по стихотворному достоянию, вошедшему в трехтомник поэта, можно с уверенностью сказать, что Евгений Евтушенко упорно возвращался и развивал тему «поэт и гражданин». Свидетельством этому и уже названные выше стихи, и многие другие, написанные в пятидесятые-шестидесятые годы: «Я шатаюсь в толкучке столичной…», «Я жаден до людей», «Злость», «Он вернулся из долгого отлученья от нас…», «У трусов малые возможности», Гражданственность – талант нелегкий», «Памяти Ксении Некрасовой», «Монолог американского писателя», «Граждане, послушайте меня». Позднее, в семидесятых, Евгений Евтушенко продолжает обращаться к мотивам о месте и назначении поэта в обществе: «Послание Неруде», «Кривой мотор», «Предавание добра», «Многословие», «Памяти Шукшина», «Поэт на рынке», «Поэта вне народа нет», «Начинающим», «Над могилой Рубцова», «Долголетие»…
Можно еще и еще перечислять стихотворения, в которых автор пристально рассматривает и самого себя, и тех, кто близок ему по перу и по духу.
Содержательны опыты Е. Евтушенко в литературоведческих исследованиях, которые собраны в книге «Точка опоры», вышедшей в свет в 1981 году в издательстве «Молодая гвардия». Когда он пишет в статье «Поэт – величина неизменная» о Блоке: «От исповеди личной он перешел к исповеди других своими устами…», – фразу эту без колебаний воспринимаешь применительно к творчеству самого Евгения Евтушенко. Ошибки в таком утверждении, скорее всего, нет, поскольку человек пишущий, соотнося свои искания с исканиями иного пишущего, вольно или невольно выделяет именно те черты, которые присущи ему самому, взгляды, которые исповедует сам. Наверное, и гражданственность поэта вырастает отсюда – из личности, из духовности, из души, открытой для каждого, «не запертой на засов» по образному выражению Геннадия Серебрякова.
Нельзя не согласиться с Л. Лавлинским, который высказался против выставления знака равенства между гражданственностью и стихотворной публицистикой только на основании жанровых, формальных признаков (Перспектива-85. М. Советский писатель. 1986. Стр. 305). Но если копнуть поглубже, то окажется, что последние – весьма условны и для самой публицистики, которая в своем развитии приобрела такое многообразие жанров, форм и стилей, что, без сомнения, заслуживает отдельных научных изысканий.
Стилевые особенности публицистической поэзии Евгения Евтушенко – это многоцветная палитра всевозможных интонаций, настроений, выразительных элементов. От мажорного к минорному, от огромного к ничтожному, от обличительного к оправдательному, от жесткого к милосердному, от выспренного к простодушному – и наоборот. Всё смешалось: и ораторство, и эпос, и лирика, и сатира, и насмешка, и безысходный вопль. И все это – публицистическая поэзия. Да ведь и интимная лирика Евгения Евтушенко – та же публицистика, проповедующая любовь и призывающая к любви.
Вообще, самыми удивительными страницами в творчестве поэта являются, пожалуй, те, где он говорит о женщине – с такой теплотой, тактичностью и искренним участием, каких не найдешь даже у женщин-поэтов.
Однако вернусь к приметам публицистического стиля. Как правило, его характеризуют следующие черты: «информативная насыщенность речи, конкретность, фактографичность, логичность, лаконичность и экспрессивность, эмоциональность и побудительность изложения» (П. С. Пустовалов, М. П. Сенкевич. Пособие по развитию речи. Москва. Просвещение. 1987. Стр. 175). Почти все стихотворения несут в себе эти качества. Они всегда экспрессивны и эмоциональны, зачастую – с побудительными и дидактическими интонациями.
К слову, насыщенность произведений поэта дидактичностью очень велика. Но, вряд ли, это является изъяном, скорее – одним из очевидных достоинств его стихотворений. Тем более, что длинные нравоучения в поэтических строчках отсутствуют, автор хотя и повторяет известные истины, но придает им новый, более отточенный смысловой оттенок и образную яркую окраску:
Тот, кто истинный художник,
Тот в душе всегда таежник.
Как тайга весь белый свет.
Среди гнили, гари, суши
Есть погибнувшие души –
Гиблых мест на свете нет.
Значение дидактики в художественной литературе и поэзии в частности отмечал В. Г. Белинский. Он писал о точках соприкосновения дидактики и искусства: «Общего… они имеют то, что выходят из живого и пламенного вдохновения, а не мертвого и холодного рассудка, берут у поэзии все её краски, говорят душе образами, а не отвлеченными идеями». (Белинский В.Г. Сочинения в 3-х томах. Москва. 1948. Т. 3, стр. 62).
Евгений Евтушенко почти никогда не начинает стихотворений с готовой сформулированной мысли, чтобы в следующих строках её «расшифровать» читателю. Отличительной чертой развития мысли в его поэзии является как раз противоположная схема – схема «нарастания снежного кома», сила и мощь которого десятикратно увеличиваются в самом конце, сокрушая сознание читателя лавиной-выводом. Может быть, так происходит потому, что очень многие стихи Евгения Евтушенко сюжетны, событийны. Поэт воплощает в строки все когда-либо увиденное, услышанное, выхваченное из реальной жизни. Эпизоды, сценки, драмы и комедии бытия воплощаются в стихи, превращаясь в слитки чувств и мыслей. Собственную поэтическую манеру Е. Евтушенко формировал на таких стихотворениях, как «Глубина», «Окно выходит» в белые деревья….», «Человека убили», «Настя Карпова», «Мед», «Три минуты правды», «Олёнины ноги», «Баллада о браконьерстве», «Четыре чулочницы» и др.
Конечно, в ранних произведениях Евгения Евтушенко заметны длинноты, грешат они и излишком фактологической информации, мало её поэтического переосмысления, преобразования. Скажем так, это – стихи-репортажи с краткой авторской оценкой события, поступка. Но со временем поэт все чаще обращается к поэтическому анализу, трансформации, проникая в подспудный смысл происходящего или свершившегося. Он полемизирует либо с неким оппонентом, либо с самим собой, часто находя логическое завершение, казалось бы, в алогичном:
Вечность шепчет: поленись, помедли
Оскорбить меня стихом своим.
Может быть, главнейшее в поэте –
Это – ненаписанное им.
Классики в бессмертье не ломились, –
Шло оно за ними, словно тень.
Классики по-своему ленились, –
Плохо написать им было лень».
Именно такие неожиданные концовки и создают особую притягательность стихов Евгения Евтушенко, делают их запоминающимися, востребованными и интересными для читателя.
Мышление у поэта безусловно ассоциативное. Обращаясь к одному объекту, он находит в нем признаки другого, а сопоставляя, сравнивая то, в чем они не похожи, как бы случайно приходит к неожиданным, неординарным выводам:
Моя поэзия, как Золушка,
Забыв про самое своё,
Стирает каждый день,
чуть зорюшка,
эпохи грязное белье. («Золушка»)
Между тем, способность к ассоциативному мышлению определяет возможности человека в любом из видов творческой деятельности. В искусстве это – образно воспринимать окружающий мир. Поэтические образы Евгения Евтушенко удивительно интересны и всегда очень выразительны, почти физически осязаемы:
Закрыл он крышкой, как колодец,
Глубины темные тоски,
И мысли в крышку ту колотят
И разбивают кулаки. («Вздох»)
Болезни-оккупанты тело заняли,
Но у самой смерти на краю
Кровинки не сдавались, партизанили,
Не предавая маршала в бою. («На смерть маршала»)
Мы опоздали. Пробил страшный час.
Глядим мы со слезами потаенными,
Как тихими суровыми колоннами
Уходят наши матери от нас… («Уходят матери»)
Образы в стихах поэта не туманно расплывчаты, а лаконичны и графически отчетливы, как формулы. Именно она, эта «формула» обычно и становится решающей в развязке стихотворения, выполнив роль проводника поэтической ассоциации. Казалось бы, образ-формула, появившись, должен сковать дальнейшее движение мысли. Но в том-то и особенность стихов Евгения Евтушенко, что мысль в них устремляется в такие пространства и дали, которые, на первый взгляд, могут показаться недостижимыми. Эффект свободного полета мысли возникает благодаря способности поэта к импровизации. Талант импровизации у Евгения Евтушенко отмечает и Е. Сидоров в предисловии к трехтомному собранию сочинений поэта: «Он мыслит в стихах не как симфонист или мастер лаконичной, отточеной пьесы, а как музыкант, дождавшийся наконец своего соло. И длиться оно будет ровно столько, сколько хватит у артиста дыхания и изобретательности».
Стихи Евгения Евтушенко вырастают обычно из ассоциаций и аналогий вокруг единственной, казалось бы, неприметной детали, подробности. Именно таким образом, очевидно, было написано «Завещание Симонова». Но еще более удивительна смена чувств в стихотворении – от тихой скорби к пронзительной тоске, от душевной личной благодарности к всеохватывающему осознанию того, как щедр и неисчерпаем талант, служащий добру.
Чаще всего Евтушенко обращается к импровизированию, когда касается тем злободневности. Эти стихи не всегда ему удаются, но в них он предельно искренен и честен – он как бы размышляет вслух, выносит на суд воображаемого собеседника рассуждения о том или ином случае, событии, явлении. И так же, как в доверительной, откровенной беседе, он избегает эвфемизмов, называет вещи своими именами, бывает, грубовато, беспощадно, но никогда не кривя душой. Таково, например, стихотворение «Проклятье черной прессе», написанное поэтом в 1965 году. И после выступления Евгения Евтушенко на страницах журнала «Огонек» (№19, 1989 г.) со статьей «Контрамарка на процесс», угадывается, что негодование и возмущение поэта в шестидесятые годы вызвала газетная травля А. Синявского и Ю. Даниэля. Журнальная публикация, в которой нет поэтических иносказаний, аллегорий, приводит к более глубокому пониманию и многих других стихотворений Евгения Евтушенко. Уже не отвлеченно, а очень конкретно воспринимаются строчки «Каиновой печати» (посвящено Р. Кеннеди), чувствуется, что и «Монолог испанского гида», и «Баллада о темах», и «Проклятье века – это спешка», созданные в 1967 году, вобрали в себя отношение автора к постыдному уголовному процессу над писателями. А в 1975 году появилось стихотворение «Пауза» с посвящением «Ю. Д.». Кто этот Ю. Д.? Вполне вероятно, что Юлий Даниэль. И хоть произведение оптимистично по интонации, в нем прочитывается давняя боль и от личной драмы, и от драмы общественной:
Есть право смелости под крик исторгнутый
В атаке сделаться самой историей.
Есть озарение, забыв смирение,
Начать в безвременье творенье времени».
А ведь и сам поэт творил в том числе и в безвременье. Но и в пору общественно-политической сумятицы он говорил голосом времени, «с эпохой говорил начистоту». И звучал его голос страстно, резонируя отголоски всего, что тревожило людей: правильно ли живем, верно ли выбираем себе дорогу, есть ли в нас чувство соучастия, сострадания и милосердия к ближнему, кто наш друг и кто нам недруг, кого мы любим и кого ненавидим, о чем мечтаем и к чему стремимся…
Документальный фильм телеканала “Россия 1”, снятый к 80-летию поэта, “Евгений Евтушенко. О времени и о себе”,
Портрет Е. Евтушенко в современной литературе
Творчество Е. Евтушенко 5
Поэзию Е.А. Евтушенко в современном литературоведении связывают с явлением «громкой» поэзии, которой противостоит «тихая поэзия», представленная в шестидесятые-семидесятые годы именами Н.М. Рубцова, В.Н. Соколова. В стихотворении «Шестидесятники» (1933), посвященном Р. Рождественскому, Е. Евтушенко заявляет о программе и своеобразии творчества своих собратьев по перу, сориентированного, прежде всего, на публицистизм, эстрадность, общение с огромной аудиторией, называет «шестидесятников» «десантниками» из двадцать первого века, возвратившими поэзии «хрустальный башмачок»:
На гребне вала пенного
в двадцатом веке,
из двадцать первого.
без лестниц и без робости
на штурм отчаянно полезли,
отобранный при обыске
хрустальный башмачок поэзии.
Е.А. Евтушенко — поэт, прозаик, литературовед, публицист, кинорежиссер. Родился Е. Евтушенко в 1933 г. в Иркутской области, на станции Зима. Отец будущего поэта был репрессирован. Вспоминая его, свое детство, свое увлечение книгой, Е. Евтушенко напишет позже: «Из иностранных поэтов отец чаще всего читал мне Бернса и Киплинга.
В военные годы на станции Зима я был предоставлен попечению бабушки, которая не знала поэзию так хорошо, как мой отец, зато любила Шевченко и часто вспоминала его стихи, читая их по-украински. Бывая в таежных селах, я слушал и даже записывал частушки, народные песни, а иногда кое-что и присочинял. Наверное, воспитание поэзией вообще неотделимо от воспитания фольклором, и сможет ли почувствовать красоту поэзии человек, не чувствующий красоту народных песен?
Человеком, любящим и народные песни и стихи современных поэтов, оказался мой отчим, аккордеонист. Из его уст я впервые услышал «Сергею Есенину» Маяковского. Особенно поразило «Собственных костей качаете мешок». Помню, я спросил: «А кто такой Есенин?» — и впервые услышал есенинские стихи, которые тогда было почти невозможно достать. Стихи Есенина были для меня одновременно и народной песней, и современной поэзией» 1 .
Учился Е. Евтушенко в Литературном институте им. Горького (1951—1954 гг.). Он автор десятков поэтических сборников, среди них сборники: «Разведчики грядущего» (1952); «Третий снег» (1955); «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957); «Стихи разных лет» (1959); «Яблоко» (1960); «Нежность» (1962); «Катер связи» (1966); «Братская ГЭС» (1967); «Идут белые снеги» (1969); «. Поющая дамба» (1972); «Поэт в России больше чем поэт» (1973); «Отцовский слух» (1975); «В полный рост» (1977); «Утренний народ» (1978) и др. Е. Евтушенко — автор поэм
1 Евтушенко Е. Воспитание поэзией // Евтушенко Е. Завтрашний день. М., 1987. С. 55, 56.
«Братская ГЭС» (1965); «Казанский университет» (1971); «Под кожей статуи Свободы» (1972); «Мама и нейтронная бомба» (1982); «Дальняя родственница» (1984); «Фуку!» (1985); стихотворного текста к «Тринадцатой симфонии» и к симфонической поэме «Казнь Степана Разина» Д. Шостаковича (глава «Степан Разин» из поэмы «Казанский университет»). Евтушенко — автор популярных песен «Идут белые снеги», «Хотят ли русские войны?» и др.
Евгений Александрович Евтушенко — лирический поэт
Школьное сочинение
Евгений Александрович Евтушенко — популярнейший и широко известный современный поэт — родился в 1933 году в г. Зима Иркутской области в семействе служащего. После того, как закончил десятилетку, обучался в Литературном институте им. А. М. Горького. Публиковаться стал в 1949 году.
Первая книга Евтушенко “Разведчики грядущего” предстала перед читателем, когда поэту исполнилось 19 лет. С этого времени систематически выходят в свет его стихотворные сборники, в которых он стремится выразить чувство связи современности с историей, чувство связи между отдельным человеком и обществом, между историческими событиями, происходящими в разных странах мира. В творчестве Е. Евтушенко нашла свое отражение поэтическая география его поездок по стране и за рубеж.
Имя Евтушенко давно и прочно вошло в современную поэзию. Более того, оно широко распространилось в самой нашей жизни среди людей разных поколений, разных профессий, разных взглядов на жизнь и разных литературных вкусов. Обширная популярность Евтушенко заключается не только в выдающемся поэтическом даровании, но и в том врожденном чувстве гражданственности, которое неразрывно с чувством времени. Он как поэт общителен, неравнодушен к человеческим судьбам, характерам, умеет находить ключ к душам замкнутых людей.
Евгений Евтушенко в основе своей поэт лирический, поэт, пишущий от собственного лица. Начинал он в тот период, когда для многих поэтов существовал как бы один “лирический герой”, однообразно и постоянно ясный. В 1954 году поэт выступил со стихотворением “Пролог”. Это стихотворение знаменовало собой новый поворот к более пристальному взгляду на человеческий характер.
Е. Евтушенко — поэт времени, чутко улавливающий все его главные влияния. И вместе с тем он поэт каждодневности, поэт немедленного отклика. В его поэзии соседствуют и советский актер Евгений Урбанский, и французская певица Эдит Пиаф, и Стенька Разин, и Тиль Уленшпигель. Его творчество как поэта, понимающего свое предназначение, неотделимо от чувства любви к Родине:
Если будет Россия,
Значит, буду и я.
И как бы в подтверждение этих строк появилась другая книга “Катер связи”, которая отразила это познание Родины. Евтушенко не довольствуется впечатляющим сюжетом, он насыщает этот сюжет подробностями, которые можно почерпнуть лишь в самой жизни.
Он создал галерею лирических портретов, подтвердив свою известную строку: “Людей неинтересных в мире нет”. Любовью к людям поэт выражает любовь к Родине. Не может не радовать интерес поэта к истории. Его поэма “Казанский университет” связана с прошлым нашего Отечества.
В его стихах путь к любимой — это поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья, путь к себе. Евтушенко умеет разговаривать стихами, писать для людей, обладающих хорошим слухом. В своих стихах он вступает в духовный контакт с читателем. Его стихи открываются непосредственным обращением к другу, к любимой. К любовной лирике относятся такие стихотворения, как “Любимая, спи. “, “Нет, мне ни в чем не надо половины!”.
Поэт всегда хочет быть в своих стихах объективным. Он разъясняет свою точку зрения дотошно, подробно, что ничуть не умаляет ни качества произведения, ни его поэтического великолепия.
В стихах Евтушенко — творческая активность современника. Поэт откликается на каждое событие логической жизни мира, он пишет о международных форумах молодежи и борьбе за мир, о новостройках Сибири и подъеме целины в Казахстане, о войне во Вьетнаме и кубинской революции, о мировом спорте, научно-техническом прогрессе и т. п.
Россия сокращает свою армию.
Девчата гладят платьица в горошинку.
и не бомбы атомные —
взрываются частушки под гармонику.
Своим творчеством, в котором органически соединилось романтическое умонастроение современной молодежи с серьезными раздумьями о смысле жизни, Евтушенко вписал существенный штрих в портрет поколения, вошедшего в жизнь после Второй мировой войны. Чувства и размышления поэта о сегодняшнем дне, лично пережитое придают его стиху неповторимость и оригинальность.
Не все в поэзии Евтушенко одинаково сильно и убедительно. В частности, читатель не может не обратить внимание на удивительное разнообразие человеческих типов в его поэме “Братская ГЭС”, но тот же читатель заметит и недостаточную композиционную стройность поэмы, отсутствие порой связи между отдельными ее картинами и главами.
Евгений Евтушенко любит людей и пишет о них тепло и уважительно (Нюшка, Крамер в “Братской ГЭС”, Марк Бернес в стихотворении “Он любил тебя, жизнь”, Чуковский в “Парусе”, Хикмет в “Сердце Хикмета”).
Гражданский пафос присущ и прозаическим произведениям Е. Евтушенко (роман “Ягодные места”, 1981). Неотъемлемой частью литературной работы писателя стали критические и публицистические выступления, составившие сборники “Талант есть чудо неслучайное” (1980) и “Точка опоры” (1981).
Прозорливый поэт-лирик Е. Евтушенко написал немало стихов о любви и дружбе. Это автор знаменитых песен “Хотят ли русские войны”, “Бежит река”, “В нашем городе дождь”, “А снег идет”, “Вальс о вальсе”, “Пока убийцы ходят по земле”, “Не спеши”, “Товарищ гитара” и др. На его слова композитор Д. Шостакович создал 13ю симфонию и симфоническую поэму “Казнь Степана Разина”.
Творчество Е. Евтушенко разнообразно не только в жанровом, но и в тематическом плане. Адресуясь к самым разным вопросам современности, поэт в их эстетическом освещении базируется на традиции поэзии А. Пушкина, Н. Некрасова, В. Маяковского, А. Твардовского.