1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем состоит своеобразие народности поэзии некрасова

Народность поэзии Н.А. Некрасова

Литературная деятельность Н.А. Некрасова складывалась в период обострения эстетических споров между сторонниками «чистого» и «тенденциозного» искусства. Первые придерживались идеалистической концепции искусства, вторые – материалистической, пропагандируемой журналом «Современник», редактором которого с 1847 по 1866 гг. был Н.А. Некрасов.

И хотя Некрасов начинал свой путь в литературе с прозаических опытов, но в 1850-е годы он активно включается в разработку образа нового поэта. «Новый поэт» – псевдоним, которым подписывались критические обзоры в «Современнике». За ним скрывался иногда и Некрасов.

Новый поэт – не только литературная маска, это новый взгляд на предмет поэзии. В этом смысле самого Некрасова можно назвать новым поэтом, создателем принципиально новой поэтической системы в России середины XIX века.

В период с 1848 по 1856 гг. Н.А. Некрасов пишет ряд поэтических деклараций. «Вчерашний день часу в шестом…» (1848), «Блажен незлобивый поэт…» (1852), «Муза» (1852), «Поэт и гражданин» (1855-1856). В них он оспаривает принципы романтической поэзии и провозглашает новый тип поэзии и поэта. Муза Некрасова «неласковая и нелюбимая» читателем, привыкшим к поэзии, ласкающей ухо, убаюкивающей социальное чутье человека. Новая поэзия, «печальная спутница печальных бедняков», предстает в образе избиваемой на городской площади крестьянки. Традиционный для романтической поэзии образ музы с лирой и венком из цветов в лирике Некрасова сменяется на «бледную, в крови, кнутом иссеченную музу». Таким образом, Некрасов утверждает новый предмет поэзии – человека, страдающего в повседневном своем бытии. Не абстрактные темы вечной любви, красоты, жизни и смерти волнуют «нового поэта», а жизнь улицы, ежедневные страдания человека массы, как, например, в цикле «На улице».

Эта тема не могла быть предметом поэтического воплощения в предшествующей литературе. Она прозаична по своему содержанию, ибо социальное неравноправие и страдания человека, обусловленные этим неравноправием, имеют нелирическую природу, а эпическую. Некрасов, вводя в свою поэзию тему страдания человека, расширяет границы поэтического творчества. Тема страдания в его поэзии выходит за рамки только социальной несправедливости и напрямую связана с духовным самоопределением личности. Драма жизни человека заключается в том, что социальное мешает проявлению духовного в личности человека массы.

В первом стихотворении цикла «На улице» герой, укравший бублик и объявленный вором, не виноват в своем преступлении. Его лицо «выражало следы недавнего недуга». Он украл, потому что общество социально не защищает свое большинство. В цикле угадываются основные мотивы антропоцентризма Чернышевского: полное оправдание человека из народа, живущего в обществе социального неравенства. Герой поэзии Некрасова – герой социального большинства, то есть народ. И главная особенность поэзии Некрасова – ее народность.

Народность, как отмечается в ЛЭС, понятие многозначное. Оно включает в себя «отношение индивидуального творчества к коллективному, степень творческого заимствования и наследования профессиональной литературой мотивов, образов, поэтики народного поэтического творчества; меру глубины и адекватности отражения в художественном произведении облика и миросозерцания народа; меру эстетической и социальной доступности искусства массам» Поэзия Некрасова народна в силу глубины и адекватности отражения в ней облика и миросозерцания народа. Мысль о народе определяет всю художественную систему Некрасова.

Изменение предмета поэзии меняет и облик поэта. Портрет «нового поэта» создается в стихотворении «Блажен незлобивый поэт…» по принципу контраста с портретом «незлобивого» поэта – романтика или представителя «чистого искусства». Новый поэт – не образ-кукла, а герой, наделенный чувствами, несущий в себе мир переживаний интеллектуального героя середины века. В нем воплотилась основная черта поколения – внутренняя конфликтность. Он «проповедует любовь враждебным словом отрицанья». В его сердце сосуществуют взаимоисключающие состояния любви и ненависти. Следуя гуманистической традиции, новый поэт любит Человека в человеке. Но ненавидит за то, что в ближнем своем, а зачастую и в себе, человек Человека презирает. В связи с этим новая поэтическая система и новый поэт не могут существовать вне диалога.

Диалогичность поэтического мира Некрасова подчеркивается структурой его стихотворений. Например, стихотворение «Тройка». Оно построено по принципу сюжета эпического произведения. В нем есть автор-повествователь, рассказывающий о героине, крестьянской девушке. Эта история типична для русской крестьянки. Но перед нами не только история ее жизни, разворачивающейся по известному сценарию, перед нами трагедия ее души, уничтожаемой по этому сценарию. Красивая, мечтающая о красивой жизни, она обречена на медленное умирание рабыни. Автор-повествователь проникает в сознание героини. Говорит не она, за нее говорит он. Его голос сливается с голосом героини, но возвышается над ним в момент протеста, несогласия.

Иногда Некрасов доверяет повествование самому герою. Например, в стихотворении «Огородник». Особенности диалогичности исповедального рассказа огородника о своей любви в том, что, переживая заново собственную драму, он поднимается до обнаружения ее первопричин. «Знать, любить не рука мужику-вахлаку да дворянскую дочь»

У Некрасова много поэтических произведений, сюжет которых построен на диалоге, как, например, в «Железной дороге». И часто внешний диалог становится диалогом внутренним, за счет проникновение в сознание героя сознания чужого «я», как, например, в стихах «панаевского» цикла, «Тяжелый год, сломил меня недуг…», «Тяжелый крест достался ей на долю…»

Диалогизм, эпичность стихотворного сюжетосложения породили споры о поэтической системе Некрасова. Возник соблазн рассмотрения ее по принципам полифонизма, оформленным в работах М.М. Бахтина. А этот определялопроблему лирического героя. В трудах Н.Н. Скатова и Б.О. Кормана создаются противоположные трактовки этого образа. Б.О. Корман считает лирическим героем Некрасова, его о alter ego, разночинца. Н.Н. Скатов отрицает наличие лирического героя в поэзии Некрасова. По мнению ученого, поэтическая система Некрасова строится на многоголосии, что приближает ее к полифонической, но полифонизм не становится образующим принципом, поскольку авторский голос доминирует над голосами персонажей.

Не углубляясь в научные споры, обратимся к стихам Некрасова, в которых поэт создает образ идеального героя и образ героя, максимально выражающего «я» автора. Оба эти героя отражают новое сознание человека середины века.

Идеальная личность для Некрасова, как и для эпохи в целом, – личность Христа, лишенная своей метафизической сущности. Воплощение этой личности он обнаруживает в типе героя-разночинца, выбравшего путь жертвенного служения народу, а также в своих современниках, Чернышевском и Добролюбове. Чернышевского Некрасов напрямую связывает с образом Христа в стихотворении «Пророк», проецируя судьбу автора «Что делать?» на евангельскую историю.

Его еще покамест не распяли,

Но час придет – он будет на кресте;

Его послал бог Гнева и Печали

Рабам земли напомнить о Христе.

Христос в образе Добролюбова получает сложную опосредованную мотивировку. В стихотворении «Памяти Добролюбова» (1864) герой наделен чертами Христа как абсолютно прекрасного человека: «Сокровища душевной красоты Совмещены в нем были благодатно», «Сознательно мирские наслажденья Ты отвергал, ты чистоту хранил». Место Бога Отца в стихотворении отдано родине.

…Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца

Ей покорял. Взывая к жизни новой…

В основе образа идеального героя лежит и народный тип личности, восходящий к архетипу древнерусского богатыря. Он сын русской земли, природы – матери. Творящая стихия жизни, ассоциирующаяся с землей, характерна для древнего еще языческого сознания. Христианское мировоззрение признает творцом всего сущего на земле единого Бога. Ассимиляция древнего языческого и нового христианского миропонимания рождает отеческий тип народной религиозности, выражающийся в особом почитании образа Богородицы, часто отождествляемого с родиной, Россией.

Герой, максимально приближенный к личности автора, понимает собственное несовершенство, когда сравнивает свою жизнь с жизнью идеального героя в исповедальных стихах, таких, как «Рыцарь на час» (1863), «Умру я скоро, жалкое наследство…» (1867). В отличие от идеального героя он слишком любил «минутные блага» жизни и не мог «жертвовать собой» во имя великой цели – служения народу. Последнее стихотворение напоминает молитву, в которой место Бога отведено Родине. Родина в сознании такого героя – эквивалент Бога.

В поэтической системе Некрасова Бог, природа, родина, русская земля – звенья одной цепи, что, с одной стороны, ставит его в противоречие с официальной церковной доктриной, а с другой, сближает с практикой народной религиозности. Поэтому можно говорить о народном типе личности, лежащем в основании духовного мира нового героя, разночинца, лирического «я» поэта.

Народный тип личности естественно воплощается и в народном герое. Общественный резонанс получило стихотворение Некрасова «Влас» (1854), на которое позже Достоевский откликнулся одноименной статьей в своем «Дневнике писателя». Влас – грешник, ставший праведником. В таком духовном восхождении героя Некрасов, а вслед за ним и Достоевский видели величие народного духа, залог его будущей истории.

Двойственность – основная черта русского народного харктера. Наиболее ярко противоречие народа воплощено в стихотворении «Железная дорога». Народ не только строитель дороги, он строитель самой жизни, основная движущая сила исторического прогресса:

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Но он и строительная жертва. Народ, обрекая себя на мучительную гибель, тем самым прокладывает дорогу будущим поколениям. В таком изображении народа прочитываются мотивы личности Христа. Способность к жертвенности духовно сближает народ с Христом. Таким образом, Некрасов оказывается в ряду тех участников литературного процесса XIX века, которые воспринимали народ как хранителя Христа и носителя истины.

Противоречивость народа заключается в том, что он не осознает собственной духовной высоты. Его стихия – бессознательное. Живя в ней, он оказывается в положении духовного и социального рабства. Последнее является неизбежным продуктом первого, а не только фактом общественного устройства. Двойственный облик народного героя в бессознательном духовном величии и сознательном нежелании ему соответствовать в рамках повседневной действительности. Это рождает особое отношение народа к настоящему и вечному. Его настоящее всегда убого. И только перед лицом вечного русский человек проявляет всю красоту своего духа.

Это дает повод интеллектуальному герою середины века для выстраивания собственной миссии: духовная спячка русского богатыря должна быть преодолена жертвенным подвигом разночинца. Подобная цель и сближает его с народом в жертвенности служения и возвышает над ним четко обозначенной исторической целью.

Духовный комплекс интеллектуального героя близок противоречиям народного характера. Мы видели это в образе нового поэта, и любящего, и ненавидящего, в образе героя-двойника автора, скорбящего о собственном духовном несовершенстве. Они обнаруживаются и в героине «панаевского цикла», женщине, несущей в себе все противоречия героя времени.

«Панаевский» цикл по мотивам своего возникновения полностью напоминает «денисьевский» цикл Тютчева. Авдотья Яковлевна Панаева, современница Некрасова, его гражданская жена, яркая личность. Их роман был таким же незаконным, как и роман Тютчева и Денисьевой, но совсем с другим финалом. Некрасова и Панаеву разлучает не смерть, а невозможность быть рядом двух одинаковых по внутреннему мироощущению и духовной силе личностей.

В их любви не было роковой силы, но был поединок. Расставание предопределено героями, но не судьбой. Он и Она «странно» любят, становясь одновременно и палачами, и жертвами в этой любви. Он желает ей счастья, но ему легче от мысли, что его возлюбленная страдает вдалеке от него («Да, наша жизнь текла мятежно…»). Она не щадит его тогда, когда он сломлен тяжелым недугом и предчувствует свою смерть («Тяжелый год, сломил меня недуг…»). Объяснить перипетии любовного романа можно только внутренней противоречивостью героев: их любовь эгоистична. Они не могут жертвовать ради любимого. Они любят свою любовь больше, нежели человека. И здесь женщина равна мужчине.

Новая героиня в поэзии Некрасова сосуществует с типом русской женщины, смысл жизни которой – самопожертвование. Это образ матери в стихотворениях «Рыцарь на час», «Внимая ужасам войны…» и образ Зины в поздних стихах. В поэзии Некрасова в изображении женского характера намечается характерная для эпохи середины века тенденция. Европейские процессы, связанные с эмансипацией, находят свое воплощение в русской жизни, меняя традиционную для отечественной культуры поведенческую модель женщины. Наряду с традиционными, национальными чертами, прекрасно проанализированными В.Г. Белинским в статье, посвященной Татьяне Лариной, такими, как жертвенность, верность долгу, в русской женщине появляется не свойственные ей ранее черты эгоизма, стремление к единоличному счастью.

Читать еще:  Тема поэта и поэзии что это

Таким образом, народность поэзии Н.А. Некрасова – это не только сочувственное изображение крестьянства. Это обнаружение в национальном характере, как народном, так и принадлежащем к интеллектуальной части нации, одного общего начала – способности к самопожертвованию, которая проявляется порой в парадоксальных формах.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Художественные особенности поэзии Некрасова

Художественные особенности. Главной отличительной осо­бенностью поэзии Некрасова является ее народность. Она заключа­ется прежде всего в изображении народной среды, социальных про­тиворечий деревенской России, а также в выборе героев из народа в качестве главных героев его творчества. Все это потребовало и но­вых форм выражения: поэзия Некрасова заговорила языком самого народа. В его стихи входят совершенно неизвестные ранее темы и образы, которые связаны с разнообразными сторонами жизни рус­ского народа — в первую очередь крестьянства. Поэт не боится го­ворить о повседневных, «непоэтических» явлениях, что вызывает необходимость использовать новый поэтический язык. Новые герои привносят с собой и новую речь: подчас грубую, неблагозвучную, изобилующую разнообразными разговорными формами, просторе­чиями, диалектизмами. Вот голоса ребятишек из стихотворения «Крестьянские дети»: «Четвертый: А вона на шапке, гляди-тко — часы! — Пятый: Ай, важная штука!». А вот горькие слова матери, потерявшей сына: «И погас он, словно свеченька / Восковая, предъ- иконная…» («Орина, мать солдатская»). В лирике Некрасова воз­никает своеобразное «многоголосие»: рядом с голосом автора звучат голоса других людей, которые то сливаются, то спорят. Так раздви­гается область лирики и она начинает сближаться с эпосом. Эту особенность поэзии Некрасова отметил еще Добролюбов, сказав­ший, что в нее «врывается эпический элемент».

Вместе с тем раздвигаются и жанровые формы некрасовской по­эзии. Много стихов он создает в форме песни — своем излюбленном жанре, приближающемся к подлинно народному творчеству («Трой­ка», «Огородник», «Зеленый шум», «Песня Еремушке» и другие). В них особенно ярко выделяется ориентация поэта на фольклорные формы изобразительно-выразительных средств: таковы в них мно­гочисленные сравнения, олицетворения, метафоры и эпитеты («ру­сы кудри, как шелковые»; «Как молоком облитые, / Стоят сады вишневые, / Тихохонько шумят»; «кажется, шепчут колосья друг другу» и т.д.). Чаще всего в стихах Некрасова используются трех­сложные стихотворные размеры — дактиль и анапест. Они полу­чили название «некрасовские трехсложники». Именно такой раз­мер создает особую напевность, мелодичность стиха и наиболее близок подлинной народной поэзии.

Но есть среди стихов Некрасова и своеобразные стихотворения- рассказы или новеллы («В дороге», «Еду ли ночью по улице темной…», «Убогая и нарядная»). В жанре обличительной, грозной сатиры напи­саны стихи «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», в которых едкая ирония и гнев сочетаются со слезами боли и обиды. Диапазон некрасовской поэзии необыкновенно широк, в ней можно найти и совершенно далекие от фольклора формы торжественной, па­тетической, ораторской речи, присутствующие в жанре декламации — «Родина», «Элегия», «Поэт и гражданин».

«Нам нужен был бы поэт, который бы с красотою Пушкина и си­лою Лермонтова умел продолжить и расширить реальную, здоровую сторону стихотворений Кольцова», — мечтал в начале 1860-х годов Добролюбов. Таким поэтом в русской литературе стал Некрасов.

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Конспект урока

I. Проблемный вопрос урока: “Почему Николай Некрасов народный поэт?” (Вопрос записан на доске.)

Словарная работа
  • Выяснение лексического значения слово народность и народный;
  • обсуждение понятия народный поэт;
  • ответ на вопрос: “Каким должен быть народный поэт?”;
  • определение критериев народности поэзии:

1) национальная, народная самобытность поэзии;

2) принадлежность поэзии художественным традициям народа;

3) поэзия соответствует духу народа, его культуре, мировоззрению.

Понятие «народности»

Народность

1. Общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе общности языка и территории и развивающейся общности экономической жизни и культуры.

2. Национальная, народная самобытность (своеобразие). Народность поэзии Н.А. Некрасова.

Народный

1. Относящийся к народу, принадлежащий народу.

2. Свойственный, соответствующий духу народа, его культуре, мировоззрению.

3. Принадлежащий стране, государственный.

4. Избранный народом, осуществляемый представителями народа.

5. В почётном звании: имеющий большие заслуги перед народом.

Индивидуальные задания. Игра «Водоворот».

(Ученики получают индивидуальные задания, выполняют их, обмениваются заданиями, дополняя ответы друг друга, пишут разными чернилами, потом обсуждают, спорят.)

Задание 1. Прочитай отрывки из стихотворения Н.А. Некрасова «Родина» (1846). Насколько признание лирического героя соответствует фактам биографии автора?

Ответы

1. Мироощущение Н.А. Некрасова характерно для разночинца, интеллигента с его устойчивым комплексом вины перед народом.

2. Отец Н.А. Некрасова был жестоким помещиком, тираном, жизнь проводил в мотовстве, увлекался псовой охотой.

3. Крепостные Некрасовых жили хуже барских псов.

4. Мать Н.А. Некрасова Елена Андреевна в доме мужа терпела обиды и унижения, какие не всегда выпадали и на долю крепостной.

5. Н.А. Некрасов понял, что такое любовь и ненависть, увидел и почувствовал несправедливость, когда отец отказал ему в материальной поддержке в Петербурге.

Задание 2. Кто из известных писателей, современников Н.А. Некрасова, сотрудничавший с ним в журнале «Современник», поссорился с Н.А. Некрасовым, сказав такие слова, и почему: “Выбирай: я или Добролюбов!”? Что последовало за этим ультиматумом?

Ответ. Такой ультиматум поставил И.С. Тургенев Некрасову перед тем, как в «Современнике» была опубликована статья Н.А. Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?» (по поводу романа «Накануне»). Некрасов не увидел в статье ничего оскорбительного для Тургенева, ничего, из-за чего её стоило бы не печатать. Последовал раскол «Современника». Примирение Тургенева и Некрасова произошло перед самой смертью последнего.

Задание 3. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Какой вид тропа (языкового средства) использован поэтом в описании шестилетнего мальчика?

Ответ. Эпитет “с ноготок” в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» — литота. Суть этого тропа в преуменьшении какого-либо свойства, явления, в данном случае — роста “мужичка”.

Чтение учителем отрывков из стихотворений Н.А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса», «Размышления у парадного подъезда», «Памяти Добролюбова».

Беседа с классом по вопросам:

— Какие критерии народности лирики Н.А. Некрасова вы уже заметили?

— Какова тематика прочитанных мною отрывков?

— Кому посвящает стихотворения Н.А. Некрасов?

— Что волнует поэта?

Учитель. Чтобы понять, с какой целью Н.А. Некрасов обращался к темам данных стихотворений (тема крепостного права, тема назначения поэта и поэзии, тема патриотизма, тема гражданского идеала, тема любви к Родине), нужно знать его биографию. Послушаем ваши выступления.

Беседа по вопросам:

— Можно ли в высказываниях о Н.А. Некрасове найти частично ответ на проблемный вопрос сегодняшнего урока: “Почему Н.А. Некрасов народный поэт?”

— Как сам Н.А. Некрасов говорит о своей поэзии?

— Что делает стихотворения музыкальными, похожими на песню русскую?

Николай Алексеевич Некрасов (1821–1878)

“Гениальнейший и благороднейший из всех русских поэтов…” (Н.Г. Чернышевский).

“Да знаете ли Вы, что Вы поэт — и поэт истинный?” (В.Г. Белинский).

“Я лиру посвятил народу своему…” (Н.А. Некрасов).

“Поэзия Некрасова правдивая, прекрасная. Она — как песня русская!” (В.Бохо).

“Не принижая ни на минуту алтарей Пушкина и Лермонтова, мы всё же говорим, что нет в русской литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонились ниже, чем перед памятью Некрасова” (А.В. Луначарский).

“Некрасов — целое поэтическое государство, живущее по своим законам” (Р.Гамзатов).

II. Проверка домашнего задания. Биография Н.А. Некрасова.

1. Проверка выполненной в тетрадях хронологической таблицы по биографии Н.А. Некрасова.

2. Биографические сведения о Некрасове.

Рассказ ученика о детских годах жизни поэта

1. Происхождение Н.А. Некрасова: кем были его родители?

2. Какое воспитание, образование получает будущий поэт?

3. Что вы можете рассказать об отце Н.А. Некрасова?

Фотографии из семейного альбома Н.А. Некрасова

А.С. Некрасов. Отец поэта. Фотография 1850 г.

Псовая охота. Репродукция с акварели П.П. Соколова. 1894 г.

Рассказ ученика о петербургском периоде жизни Н.А. Некрасова (начало литературной деятельности, сборник стихов «Мечты и звуки»)

1. Как Н.А. Некрасова встречает Петербург?

2. Как сложилась судьба будущего писателя в столице?

3. Найдите в стихотворениях подтверждение тяжёлой, нищенской жизни Н.А. Некрасова в Петербурге.

4. Что вы можете сказать о первом сборнике стихов Н.А. Некрасова «Мечты и звуки»? Какова его судьба?

5. Расскажите о знакомстве и дальнейшей дружбе Н.А. Некрасова и В.Г. Белинского.

6. Что значил журнал «Современник» для Н.А. Некрасова?

Рассказ ученика о сотрудничестве Н.А. Некрасова с Белинским, о «Современнике».

Рассказ ученика о любви в жизни Н.А. Некрасова (Авдотья Яковлевна Панаева, “панаевский цикл”).

Рассказ ученика о последних годах жизни Н.А. Некрасова.

III. Проверка выполненных индивидуальных заданий (игра «Водоворот»).

IV. Выразительное чтение и комментарий учениками стихотворений Н.А. Некрасова. Вопросы для комментария:

— Почему ученик выбрал именно это стихотворение?

— Какова тема, идея этого стихотворения?

— Какие особенности некрасовской лирики увидел в этом стихотворении?

V. Тематика лирики Н.А. Некрасова

1. Тема назначения поэзии и роли поэта в жизни общества

а) «Поэт и гражданин» (1856). Вывод. В споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активной борьбы за гражданские убеждения.

б) «Муза» (1852). Муза — 1) в греческой мифологии: богиня, покровительница искусств и наук; 2) источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество (переносное значение). Муза — крестьянка, потому что крестьянская тема — среди особо волнующих поэта, с другой стороны, судьба поэта, по-видимому, символически уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего. Можно считать этот образ ёмкой метафорой: крестьянка — сама поэзия, обречённая в эпоху Некрасова несколько умаливать своё достоинство.

в) «Элегия» (1874). Элегия — жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустного раздумья, скорбь, философские размышления.

2. Тема родины и народа

«Размышления у парадного подъезда…», «Железная дорога», «Забытая деревня», «Школьник», «Несжатая полоса», «В полном разгаре…». Вывод. Показывая тяжёлую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: вечно так продолжаться не может, настанет время, не скоро, но настанет, когда народ “широкую, ясную грудью дорогу проложит себе”. Но прежде народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что предстояло сделать народным заступникам.

3. Тема идеала общественного деятеля

а) «Памяти Добролюбова» (1864). В стихотворениях Некрасова появляется идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к родине, способен отдать во имя неё жизнь.

б) «Памяти приятеля» (1853) — к пятилетию со дня смерти В.Г. Белинского, имя которого в то время находилось под запретом цензуры.

в) «В.Г. Белинский» (1855), «Несчастные» (1856) — поэмы, посвящённые В.Г. Белинскому.

г) «Сеятелям» (1876). Сеятели — это общественные деятели, народные заступники, которые должны нести в народ семена правды.

4. Сатирические стихотворения

а) «Колыбельная песня» (1845) — поэт сатирически рисует типичную карьеру чиновника.

б) «Нравственный человек» (1847) — герой сам за себя говорит, а читатель негодует. Поэт к герою тоже относится с издёвкой. Порой сам себя разоблачает, показывает свою подлую душу.

5. Любовная лирика

«Мы с тобой бестолковые люди…» (1851). Драматичной была любовь самого поэта, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла. Влюблённые встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают. И в этом “романе” утверждается идеал заботливой, ласковой женщины-подруги, как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.

VI. Работа с репродукциями картин русских художников, с иллюстрациями

Задание. К данным репродукциям картин русских художников, к иллюстрациям подобрать стихотворения Н.А. Некрасова. Что их объединяет?

В.Г. Перов. «Похороны крестьянина», «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»; В.Е. Маковский. «Свидание»; А.Г. Венецианов. «На пашне. Весна»; И.Е. Репин. «Бурлаки на Волге».

VII. Заочная экскурсия по некрасовским местам

Задание. Ученик оформляет альбом с иллюстрациями, фотографиями музея Н.А. Некрасова и проводит заочную экскурсию.

VIII. Подведение итогов урока

1. Ответ на проблемный вопрос урока

Учитель. Н.А. Некрасов входит в наше сознание как поэт народный. Иронизируя, дворянские эстеты называли Некрасова мужицким поэтом. Представители революционной демократии, рассматривая его творчество, также считали, что некрасовский патриотизм имеет ярко выраженный классовый характер. А нужно акцентировать внимание на общечеловеческом содержании его творчества. У многих складывается впечатление, что поэт, ненавидя эксплуататоров, всячески превозносил русское крестьянство, безоговорочно любил его, даже идеализировал. Но заслуга Н.А. Некрасова состоит в том, что, высоко оценивая духовные силы народа, стремление к свободе, он решительно обличал те его пороки и недостатки, которые тормозили развитие реформ императора Александра II. Стремление Некрасова пробудить в сердцах униженных и оскорблённых крестьян чувство человеческого достоинства — самая благородная черта его гражданской лирики. Эта идея актуальна и сегодня: к сожалению, приходится отметить, что проявления рабской и раболепной психологии не изжиты нашим обществом.

2. Художественное новаторство Н.А. Некрасова

1. Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления.

2. Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о грязной петербургской улице, о помещике, который под пьяную руку бивал мужиков, о труде бурлаков и так далее.

3. Новые герои вносят в стихи и новую речь — подчас “грубую”, “неблагозвучную” с точки зрения сторонников “чистого искусства”.

4. Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трёхсложные рифмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса.

5. Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются.

6. Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому поэзия его всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Всегда проникнута гражданственностью.

IX. Домашнее задание

1. Подготовиться к анализу одного из стихотворений Н.А. Некрасова по теме назначения поэта и поэзии: «Поэт и гражданин» (1856), «Муза» (1852), «Элегия» (1874).

2. Выучить одно стихотворение Н.А. Некрасова наизусть.

Tестовые задания по лирике Н.А. Некрасова

Tестовые задания по лирике Н.А. Некрасова

I уровень.

1. Определите, к каким мотивам лирики поэта относятся приведенные стихотворения Н.А. Некрасова:

а) «В дороге», «Родина», «В неведомой глуши, в деревне полудикой»

б) «Огородник», «Крестьянские дети», «Несжатая полоса»

в) «Вчерашний день, часу в шестом»

г) «Я не люблю иронии твоей»

д) «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда»

2. Можно ли Н.А. Некрасова назвать реальным деятелем революционно-демократического движения?

3. Кому из русских поэтов принадлежат слова?

а) «Я не поэт, а гражданин»

б) «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»

4. Какое стихотворение Н.А. Некрасова является страстным революционным призывом к новому поколению демократической молодежи?

а) «Песня Еремушке»

б) «Размышления у парадного подъезда»

5. Кому из критиков революционно-демократического направления посвящены эти строки: «Суров ты был, ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять.

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать».

а) В.Г. Белинскому

б) Н.А. Добролюбову

в) Н.Г. Чернышевскому

6. В чем состоит своеобразие народности Н.А. Некрасова?

а) в изображении проблем и чаяний народа

б) в идее свержения крепостнических порядков, в постановке вопросов общенародной значимости и разрешении их в интересах народа; в вере в талант народа

в) во включении в свои произведения фольклорных мотивов

7. А.Я. Панаева в своих воспоминаниях писала: «Я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. Швейцар, выметая лестницу, прогнал их, они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде».

б) «Не рыдай так безумно над ним»

в) «Размышления у парадного подъезда»

г) «Памяти Добролюбова»

8. Н.А. Некрасов широко использует фольклорные элементы поэтики. Найдите соответствующие литературоведческие термины, определения к приведенным примерам. Определите художественные средства, которыми пользуется поэт:

а) «Не ветры веют буйные, не мать-земля колышется – шумит, поет, ругается, качается, валяется, дерется и целуется у праздника народ»

б) «В рот яблока до Спаса не беру»

в) «Мне зять – плевать, и дочь смолчит, жена – плевать, пускай ворчит»

г) «Тени черные», «волки серые», «сыра – земля – кормилица», «тучи черные», «девка красная»

д) «Не в бровь, а прямо в глаз»

пословицы и поговорки

9. Назовите журнал, редактором которого был Н.А. Некрасов:

б) «Русский вестник»

10. Какой образ Музы создал в своих стихах Н.А. Некрасов?

а) Муза мести и печали

б) образ Прекрасной Дамы

в) Муза – легкомысленная красавица

г) Муза – уездная барышня

11. Какие образы творчества Н.А. Некрасова стали воплощением авторского идеала?

а) женские образы

б) образы городской бедноты

в) образы революционеров-демократов

г) крестьянские образы

12. Вслед за А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем Н.А. Некрасов в своих произведениях обращается к теме Петербурга. Как изображает Петербург Н.А. Некрасов?

а) Петербург красив и помпезен

б) Петербург начертан схематически

в) Петербург – город нищеты и зла

г) город вечных праздников и любви

13. Первый сборник Н.А. Некрасова, о котором В.А. Жуковский отозвался: «Если хотите напечатать, то издавайте без имени. Впоследствии вы напишете лучше, и вам будет стыдно за эти стихи», — назывался:

а) «Мечты и звуки»

г) «Золото в лазури»

14. Назовите адресата любовной лирики Н.А. Некрасова.

г) Л.Д. Менделеева

15. Укажите название цикла стихотворений Н.А. Некрасова, в котором он выводит итоговую формулу: «Мерещится мне всюду драма».

в) «Последние элегии»

16. Из какого произведения Н.А. Некрасова следующая цитата:

«Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал.

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал»?

а) «Железная дорога»

в) «Размышления у парадного подъезда»

17. Из какого произведения Н.А. Некрасова взяты следующие строки:

«Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил. »?

б) «Железная дорога»

в) «Размышления у парадного подъезда»

18. Прочитав одно из стихотворений Н.А. Некрасова, В.Г. Белинский, не сдержав эмоций, обнял поэта и сказал: «Да знаете ли вы, что вы поэт – поэт истинный?» Какое стихотворение поэта так потрясло критика?

б) «Поэт и гражданин»

г) «Железная дорога»

II уровень.

Назовите основные темы творчества Н.А. Некрасова.

Перечислите основные приемы демократизации Н.А. Некрасовым языка поэзии.

Назовите стихи, посвященные вождям революционной крестьянской демократии.

Сформулируйте основную задачу поэзии, с точки зрения Некрасова.

Какая поэма Н.А. Некрасова является подлинной энциклопедией русской дореформенной и пореформенной жизни?

III уровень.

Дайте свое истолкование и оценку стихотворения Н.А. Некрасова (по выбору студента).

1 а – тема Родины

б – крестьянская тема

г – любовная лирика

д – гражданская лирика;

8 а – параллелизмы

б – народные приметы

г – пословицы и поговорки;

9в; 10а; 11в; 12в; 13а; 14в; 15а; 16в; 17в; 18в.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Шулепина Лариса НиколаевнаНаписать 15533 22.08.2017

Номер материала: ДБ-644330

  • Русский язык
  • Тесты

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    22.08.2017 3598
    22.08.2017 1757
    22.08.2017 1062
    22.08.2017 417
    22.08.2017 995
    22.08.2017 149
    22.08.2017 13965

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России

Время чтения: 1 минута

Путин поручил создать 21,5 тыс. новых учебных мест в школах Дальнего Востока

Время чтения: 2 минуты

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Народность поэзии Некрасова

Скачать сочинение

Когда я думаю о долге художника, о его честности перед временем и перед собой, перед Родиной и перед народом, я прежде всего вспоминаю о Некрасове.
И. Рыленков

Поэзия Н. А. Некрасова была знамением нового времени — смены дворянского периода освободительного движения разночинским. “Кнутом иссеченная муза” Некрасова — это доля порабощенного народа, чья ненависть, чьи муки уже сгущались в грозовые тучи неистовых крестьянских волнений. Обращаясь к Родине, и Пушкин и Лермонтов видели национальное величие русского народа, его историю, славу боевых побед, подвиги великих мужей, наконец, простор русских степей, с детства знакомую и неповторимую природу. Для Некрасова в понятие Родины входил прежде всего трудовой народ, крестьянин — кормилец и защитник земли Русской. Поэтому патриотизм поэта был органически связан с антидворянским протестом против угнетателей мужика. Для Некрасова, как и для его друзей и единомышленников — Чернышевского и Добролюбова, крестьянство было носителем революционной силы, способной взорвать ненавистную крепостническую систему. Некрасов был поэтом крестьянской революции, таково было его “новое слово”, с которым он вошел в русскую поэзию.
Положение крепостного мужика, насущные его требования — вся эта жестокая проза превратилась под пером Некрасова в материал высокой поэзии. Мужик стал главным героем Некрасова.
Муза Некрасова, “муза плачущая, скорбящая и болящая, всечасно жаждущая, униженно просящая”, муза “мести и печали” — родная сестра простой крепостной женщины:

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную,
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя.
И Музе я сказал:
“Гляди! Сестра твоя родная!”
1848 г.

Какова позиция Некрасова по отношению к народу? Прежде всего, это любовь и сострадание к нему, глубокое сочувствие его тяжелой судьбе.
Суровая правда, боль за человека слышатся в стихотворении “В дороге”. Бесхитростными словами рассказывает поэту ямщик о своей жене — крепостной, получившей образование, а потом по прихоти барина выданной за простого мужика. В этом рассказе — трагедия живой загубленной души.
Много стихов посвятил Некрасов судьбе простой русской женщины:

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля — с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына раба,
А третья — до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
“Мороз, Красный нос”

Народный поэт не только увидел тяжелую долю русской женщины, но и восславил тип “величавой славянки”; он скорбел о ее судьбе, но и восторгался, гордился ее красотой, нравственной силой:

В игре ее конный не словит,
В беде не сробеет — спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
“Мороз, Красный нос”

Недаром на похоронах Некрасова впереди процессии шли две крестьянки в полушубках и несли венок с надписью: “От русских женщин”.
Мрачные картины жизни простого народа рисует Некрасов в стихотворениях “Несжатая полоса”, “Плач детей”, “На Волге”, в цикле стихотворений “О погоде” и многих других.

Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать,
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траву попадали бы — спать.
Нам домой скорей бы воротиться —
Но зачем идем мы и туда.
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда’.
Там, припав усталой головою
К груди бедной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвем на части сердце ей.
“Плач детей”

Ненависть поэта к самодержавию, скорбная любовь к Родине, забитым и страдающим людям труда, осуждение покорности народа и непоколебимая вера в его силы звучат в стихотворении “Размышления у парадного подъезда”. Именно поэтому царская цензура не пропускала это стихотворение в печать пять лет, а Герцен, опубликовавший его в “Колоколе” в I860 году, писал: “Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить”. В этом стихотворении, осуждающем покорность народа.и зовущем его проснуться, выражается взгляд революционера-демократа Некрасова на народ:

Где народ, там и стон. ..
Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил.

Некрасов в своих произведениях опирается на устное народное творчество и в то же время выступает как продолжатель традиций Радищева, Пушкина, Гоголя, реалистически изображавших народ. Использует он и достижения И. С. Тургенева, создавшего в “Записках охотника” яркие типы людей из народа. Стихотворения поэта “Орина — мать солдатская”, “Катерина”, “Калистрат” и другие раскрывают духовный облик крестьянина. В своих произведениях о народе Некрасов выделяет народное трудолюбие, внутреннюю и внешнюю красоту, великое терпение, ум, смекалку, выносливость, широту души, доброту, тягу к знаниям, способность к бунту, с одной стороны, с другой — темноту, религиозность, холопство отдельных крестьян, привычку к рабству.
Тему народного труда поднимает Некрасов в стихотворении “Железная дорога”. И здесь он выступает как революционер-, демократ.
По мнению генерала, описанного в стихотворении, народ — варвар, скопище пьяниц; по мнению же автора, народ — главный создатель всех материальных и духовных ценностей. Более того, поэт зовет к действию, деятельности против угнетателей, верит в будущее народа, который

Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.

Многие предшественники и современники Некрасова писали о народе. Их произведения помогали развитию общественного сознания, учили любить и уважать мужика, вызывая ненависть к угнетателям народа. Существенно новым было то, что поэт, обращаясь к народу, указывал ему путь к освобождению. Его произведения — это памятник революционно-демократической поэзии.

16461 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Разное / Народность поэзии Некрасова

Смотрите также по разным произведениям Некрасова:

В чем состоит своеобразие народности поэзии некрасова

Гражданственность и народность лирики Н.А.Некрасова

1. Гражданственность творчества поэтов – предшественников Некрасова.

2. Гражданственность в поэзии Некрасова.

1. Некрасов о роди поэта в борьбе за освободительное движение, о назначении поэзии.

А) «поэт и гражданин» — манифест гражданской поэзии, говорящий о непримиримости поэта к «чистому искусству»;

Б) «Элегия» — итог поэтической лирики Некрасова.

2. Жизнь народа, борьба за его (освободительное движение) освобождение, за его счастье, основной вопрос, волновавший современников Некрасова и нашедший отражение в его творчестве, что говорит о гражданственности его поэзии.

3. Идеал гражданина для Некрасова – революционер-демократ, образ которого воплотился в его поэзии

3. Воспитательное значение поэзии Некрасова.

Произведения, необходимые для ответа о гражданственности Некрасова: «Поэт и гражданин», «Вчерашний день, в часу шестом», «Элегия», «Забытая деревня», «В деревне», «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога», «Плач детей», «Тройка», «Арина – мать солдатская», «Размышление «у парадного подъезда», «Рыцарь на час», «Памяти Добролюбова», «Мороз – красный нос».

Народность поэзии: Если писатель пишет объективно, то он непременно встает на чью-то сторону. Русские писатели вставали на сторону народа, отражали в своих произведениях жизнь народа, но народность – это не мужицкие тулупы, это не балалайка, не щи, не квас, это точка зрения, мировоззрение. Белинский в «очерках гоголевского периода» писал о трех признаках народности:

  1. Писать для народа.
  2. Писать в интересах народа.
  3. Писать языком, близким народу.

Гражданственность – это высокое служение народу, глубокий патриотизм, верность идеалам.

В истории мировой литературы лишь немногие художники слова были так тесно связаны со своим народом, с такой силой и страстью выразили его думы и чувства, как Некрасов. Наследник Пушкина и Лермонтова, он открыл новую страницу в истории отечественной поэзии, сблизил ее с жизнью трудового народа. Подготовленная всем предшествующим развитием русской литературы, поэзия Некрасова была громадным шагом вперед, ибо она отразила великие сдвиги России, пробудившейся к освободительной борьбе, воплотив в себе революционную тенденцию объективной действительности. Некрасов формировался как гражданин и как поэт в обстановке назревающего протеста против царского режима, в атмосфере сочувствия передовых общественных кругов борьбе угнетенных масс. Освободительные идеи, жившие в сознании лучших русских людей со времени Радищева и получившие особенно широкое распространение после восстания декабристов, продолжали волновать и то поколение, к которому принадлежал Некрасов. Еще в первой половине пятидесятых годов Некрасов выступал с произведениями, отмеченными глубиной социальной мысли и большой силой ее художественного выражения. Размышления о назначении поэта, он выразил в образе своей мятежной музы:

«В порыве ярости, с неправдою людской

Безумная клялась начать упорный бой…

Кричала: мщение! и буйным языком

На головы врагов звала господень гром!» («Муза, 1851)

Манифестом революционной литературы того времени, явился сборник стихов Некрасова, которые открывался стихотворением «Поэт и гражданин» (1856). В этом стихотворении прямо было выражено требование: поэзия должна служить народу в его борьбе за освобождение. В устах «гражданина» автор вложил смелый призыв:

«Иди в огонь за счесть отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно,

Умрешь недаром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь».

В этих стихах ясно и открыто «честь отчизны» связывалась с пролитой кровью, с восстанием, а поэзия рассматривалась как действенная, общественная сила. Мысли о революции, о вооруженном восстании крестьянства была проникнута поэзия Некрасова. Обращаясь к поэту, он говорил:

«Будь гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи…»

Демократические позиции Некрасова обусловили его интерес к жизни народа. В 1858 году написано «Размышление у парадного подъезда», — одно из самых выдающихся стихотворений русской революционной поэзии. В этом произведении, зовущем к ненависти, к борьбе, Некрасов дал потрясающую картину страданий миллионов людей, бесправия народа:

«Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи;

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи…»

В поэме «Несчастные» Некрасов восклицает: «О, Русь, когда ж проснешься ты…» Ответ на этот вопрос дан во многих его стихах. Он глубоко верил в торжество освобождения. Поэт понимал, что только борьба поможет народу сбросить вековые цепи: в «Песне Еремушке», написанной вслед за «Размышлениями у парадного подъезда», он призывает молодое поколение воспитать в себе

К угнетателям вражду

И доверенность великую

К бескорыстному труду».

Поэт говорит о тех идеалах, которым должен посвятить себя человек из народа:

«Братством, Равенством, Свободою

В 60-е годы, в период общественного движения, Некрасов создал нговые выдающиеся по своему идейному значению стихотворения и поэмы, подняв в них острые общественные вопросы. Он писал жестокой эксплуатации рабочих («Плач детей», 1860, «Железная дорога», 1864), о каторжном труде волжского бурлака («На Волге», 1860); он призывал его восстать и пробудиться:

«Чем хуже был бы твой удел,

Когда б ты менее терпел?»

В мире, который окружал поэта, он наблюдал лишь людское горе. В «Железной дороге» он рассказал о том, как хищники – предприниматели безжалостно эксплуатировали народ. В пореформенные годы, крестьяне, разоренные так называемой «свободой», шли на заработки, де их ждали издевательства, болезни, гибельные условия жизни. С потрясающей точностью изображает эти страшные сцены Некрасов:

«Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролись с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Гробили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда…»

Несмотря на всю мрачность картины, она не оставляет чувства безнадежности, внушает читателю свою глубокую веру в светлое будущее:

«Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет все, что господь им пошлет!

Вынесет все – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе!»

В поэме «Рыцарь на час» (1860) выражена мысль о необходимости активного участия в общественном движении. «Каждой дела душа закипает», — восклицал Некрасов, имея в виду революционную борьбу:

«От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови,

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви!»

В каком бы лагере ни выступал Некрасов, о чем бы ни писал, он всегда предстает перед нами, как поэт-гражданин. Нет тем в его творчестве, которые не связаны были бы с мотивами гражданского долга, с раздумьями поэта о судьбах Родины. И его голос всегда исполнен горячих чувств, искренности, высокого эмоционального накала. Эти особенности некрасовской лирики отчетливо сказались в стихотворении «Элегия» (1874), которое поэт называл своим самым задушевным и любимым. В этом стихотворении раскрывается духовный облик положительного героя 60-70 годов.

Хотя элегией принято называть лирическое, интимное стихотворение, и называть элегией стихи, пронизанные революционным пафосом. И поэт не ошибался в названии своего произведения. Для него не существует грани между личными стремлениями и общественным делом. Когда Ф.М.Достоевский на похоронах Некрасова в своей надгробной речи сказал, что Некрасова как поэта можно поставить вслед за Пушкиным и Лермонтовым, из толпы раздались крики: «Выше! Выше!». И действительно, творчество поэта играет в нашей жизни большое значение. У него учились и учатся талантливейшие поэты нашей эпохи, — Д.Бедный, Лебедев-Кумач, Твардовский, Исаковский, Колас, Купала и др. На его произведениях воспиталось не одно поколение революционеров. Советские люди видят в нем поэта – гражданина и патриота, одного из тех деятелей прошлого, которые своим творческим трудом подготовили освобождение нашей Родины от эксплуататоров.

  • Назад
  • Вперед

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев — войдите на сайт или зарегистрируйтесь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector