6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем заключается народность поэзии есенина

«Народность поэзии С. Есенина»

Каждый раз, обращаясь к поэзии Есенина, испытываешь такое чувство, словно душой ты прикоснулся к живой красоте его родных рязанских раздолий. Каждый раз, когда ему, поэту и человеку, было особенно трудно, он припадал душой и сердцем к родной рязанской земле, вновь обретая животворную нравственную силу и энергию для своих бессмертных стихов и поэм о России.

Есенин новаторски дерзко вписался в сложнопротиворечивую, героическую, революционную новь России, выразив в своих произведениях настроения многих современников:

Сойди, явись нам, красный конь!

Впрягись в земли оглобли.

Мы радугу тебе – дугой,

Полярный круг – на сбрую.

О, вывези наш шар земной

Часто появляется в творчестве поэта тема двух Россий – уходящей и советской; она, уже ясно обозначенная Есениным в “Возвращении на Родину”, получает свое дальнейшее развитие в его “маленьких поэмах”. “Русь советская” и “Русь уходящая” полны глубокого смысла, они емкие и масштабные по мысли, воспринимаются как эпические произведения большого общественного накала и вместе с тем как личный исповедальный рассказ поэта о самом дорогом и близком, волнующем его.

Много места в творчестве Есенина занимает тема жизни народной, по-настоящему художественны в них образы, без которых мы не можем представить поэзию Есенина. И образ любимой женщины, которая, к сожалению, так и не смогла понять поэта; и есенинского деда, у которого “город-плут” “увел” любимого внука; и сестры поэта, вместе с которой он в детстве горько оплакивал гибель их “вишневого сада”; и конечно же, особенно дорог и близок нам неповторимый образ Матери, святой образ для поэта.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Образ русской женщины-крестьянки, матери поэта, неотделим у Есенина от вечного образа матери-Родины.

Чтобы столь исповедально размышлять о своей дальнейшей судьбе и пророчески дальновидно мечтать о стальном будущем крестьянской России, необходимо глубоко и самозабвенно любить родину.

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Чем сильнее, глубже в стихах чувство родины, чем ярче и определеннее в них – национальное начало, тем они общечеловечнее, а значит – ближе народам других стран и наций. Поэзия Есенина проникнута душевностью, предельной искренностью, добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу не только своих соотечественников, но и людей других стран.

Творчество Есенина озарено немеркнущим светом истинной любви ко всему живому в мире и при этом близко каждому.

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски.

Стихи его затрагивают самые насущные, самые коренные, истинно глобальные проблемы нашего времени; он со светлой надеждой и верой размышлял о будущем России, мучительно тревожно и драматично вглядывался в лик своего противоречивого времени. И при этом в его творчестве были неразрывно связаны тема родины и природы, нередко они выступали параллельно.

Для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо природа лечит людские души.

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Диапазон мыслей и чувств, заключенных в стихах поэта о природе, огромен. Не перестаешь удивляться, как меняются краски, картины природы, удивляться масштабности виденья поэтом вечно изменяющегося мира. Ему зримо открывался до самых дальних далей весь современный окружающий его мир, в вечном борении человеческих страстей, непримиримости добра и зла, света и тьмы, богатства и нищеты.

Народность творчества С.А.Есенина

Просмотр содержимого документа
«Народность творчества С.А.Есенина»

Кружковое занятие Литературный вечер в старших классах на тему: народность творчества С.А.Есенина .

Презентацию подготовила учитель русского языка общеобразовательной школы № 9

г. Вабкента Бухарской области

Алиева Зарина Ревшановна

  • Цель вечера:
  • познакомить учеников с особенностями мировосприятия поэта; показать народность творчества С. Есенина .

  • Задачи:
  • образовательные:
  • рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта;
  • показать народность творчества поэта;
  • развивающие:
  • развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина;
  • развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности школьников;
  • воспитательные:
  • воспитание почтения и уважения к матери, любви к Родине;
  • воспитание чувства восхищения родной природой;
  • воспитание духовно-нравственной культуры учащихся.

  • Оборудование:
  • портрет С.А. Есенина, сборники стихотворений поэта,
  • компьютер,
  • проектор,
  • слайды с изображением картин русской природы,
  • высказывания поэтов и писателей о творчестве С. Есенина.
  • компьютерная презентация

  • Добрый день! Сегодня на нашем вечере мы обратимся к творчеству замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. Если бы Сергей Есенин был жив, ему исполнилось бы в 2020 году сто двадцать пять лет. Но этот почтенный возраст трудно соединить с именем поэта. Есенин остается вечно молодым, как вечно свежи и молоды его лучшие стихи и поэмы.

Ход занятия: Вступительное слово учителя

  • Всенародное признание этого художника есть нечто большее, чем просто популярность. Его поэзия словно мы сами. Как до него Пушкин, и, может быть, Лермонтов, он обладал исключительно редким, единственным свойством – выражать не только отдельные стороны народной души, но открывать и постигать её всю, в бесконечной сложности и многообразии. Это был национальный гений.

Удивительной была его судьба. За 30 лет, отпущенных ему на земле, Есенин успел так много, словно прожил огромную жизнь. Оставаясь полностью самим собой, этот художник вместил в себе одном словно бы несколько поэтов. Есенину-поэту дано было видеть глубже, сильнее, иначе, чем Есенину-юноше, едва узнавшему большой свет. Давайте обратимся с вами к биографии поэта.

  • Сергей Есенин

родился 3 октября (21 сентября) 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии в зажиточной крестьянской семье. Сергей Есенин – поэт народный, но не только потому, что родился он в самой что ни на есть российской деревне, и не потому, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, а потому, наверное, что боль и радость, разочарования и мечты, сомнения и надежды, старательно вплетённые в есенинские строки, близки каждой русской душе.

Чтение наизусть стихотворения “Низкий дом с голубыми ставнями…”

  • Всё творчество Сергея Есенина – это одно цельное произведение, все его стихи – одна большая цельная поэма, поэма о родине, о России… Мы видим мир его глазами. В этой поэтической стране всё – есенинское…

  • Уже в ранних стихах поэта звучат признания в любви к России. С самого начала на страницах его стихотворений Русь предстаёт как нечто святое: крестьянские хаты с иконами, образами в ризах, голубое небо и бескрайнее раздолье полей… Мир деревни – словно храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для Есенина – это мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, “деревня в ухабинах”, где радость коротка, а печаль бесконечна…
Читать еще:  Жизнь есть поэзия чьи слова

Чтение наизусть стихотворения “Село”.

  • Русская, родная природа зазвенела в есенинских стихах голосами птиц, разговорилась журчанием ручьёв и шелестом листьев, разлилась синью и золотом и засияла радугой!

Чтение наизусть стихотворения “Край ты мой заброшенный”.

  • На речном откосе, напротив дома Есениных, словно духовный мост, соединяющий временное пристанище человека с миром вечной жизни, стоит церковь иконы Казанской Божьей Матери. В её стенах венчались родители поэта Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна, в ней их сын был крещён именем Сергей.

Чтение наизусть стихотворения “Гляну в поле…”.

  • Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и письменной речи. “Омут розовых туманов”, “осеннее золото лип”, “малиновое поле” Руси – всю эту поэтическую живописную азбуку Сергей Есенин постигал среди рязанского раздолья, в шуме тростников над речными заводями, в семье деда-книжника, знатока житий святых и Евангелия, и бабушки-песенницы.

  • Неотделимая от веры отцов народная культура: духовные стихи, обрядовые песни, в которых веками являла себя православная Русь, – во многом влияла на становление таланта будущего художника слова. Отсюда и редкая поэтическая искренность, и особая мелодичность, неповторимая напевность, и сочные, яркие краски его лирики:

Чтение наизусть стихотворения “Гой ты, Русь моя родная…”.

  • Великий сын своего отечества, Есенин обладал единственным в своём роде умением “собирать” в едином звуке Россию, земную и небесную, открывать словом ту потаённую связь, что определила на века судьбу России, каждого русского человека.

Чтение наизусть стихотворения “Не жалею, не зову, не плачу…”.

  • До последнего вздоха поэт любил свою малую родину, но с первых своих шагов принадлежал России вечной.

Чтение наизусть стихотворения “Запели тесаные дроги…”.

  • Читать стихи Есенина – значит, каждый раз возвращаться в родные края, по только тебе известной тропинке спешить к порогу родного дома. Поэт мог увидеть необычное в обычном, умел одушевлять природу, а значит, постоянно преображать, любить её и растворяться в ней.

  • В высшей степени необычна образность видения, почерпнутая из бессмертного эпоса, из русских былин и сказов, обычаев и преданий. Они определили становление Есенина как глубокого национального поэта, сумевшего воплотить в поэтическом слоге и радость, и грусть бытия, прикоснуться к самым сложным вопросам жизни, которые тревожат душу.

Заключительное слово преподавателя

  • Одно поколение сменяет другое. Движется, живёт по своим законам мир поэзии. Непрерывно рождаются и вспыхивают в этом чудесном мире поэтические звёздочки и звёзды. Одни сгорают и навсегда исчезают, другие согревают народную “живую душу” в веках. Имя одной из таких звёзд в созвездии поэтической России Сергей Есенин.

  • Написать эссе родная природа в лирике С.Есенина
  • Составить буклет родная природа в лирике С.Есенина

Народность лирики Сергея Есенина

Величайший русский поэт, удивительно музыкальный, народный в самом истинном значении этого слова, Сергей Есенин, как никто другой, повлиял на русскую культуру. Он прожил всего тридцать лет, но сделанное им даже трудно оценить. Уроженец села Константинова, Сергей Есенин с детства слышал множество народных песен и частушек, знатоком которых был его дед.

Множество песен и сказаний знала и его мать. Родные места, народная поэзия сформировали его как поэта. Его ранние стихи насыщены звуками, красками, запахами.

Здесь и «белый перезвон берез», «со звонами плачут глухари», спас пахнет яблоками и медом, ели льют запах ладана, мир переливается красками – «алый свет зари», «мягкая зелень полей», «желтые поводья месяца», «рощи кроют синим мраком». ,. Сказочное описание обычной крестьянской избы завораживает: Полыхают зори, курятся туманы, Над резным окошком занавес багряный. Вьются паутины с золотой повети. Где-то мышь скребется в затворенной клети. Так надо уметь увидеть. Его стихи о России, о родине полны любви и щемящей искренности.

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных, Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. О Русь – малиновое поле, И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Восемнадцатилетним деревенским пареньком появился он в Петербурге – разобраться, почему в журналах не печатают его стихи, высланные по почте. Его произведения произвели огромное впечатление на Александра Блока, и тот помог ему войти в литературный мир. Его радостную, чистую поэзию современники сравнивали с «забытым ароматом полей». Мечтатель сельский, я в столице Стал первокласснейший поэт, За три года жизни в Петербурге Есенин приобрел славу и множество друзей и поклонников.

Началась мировая война. В 1916 году он был призван на фронт, откуда дважды дезертировал. Как и многие, с радостью принял революцию, и с недоумением и тоской – ее продолжение. Есенин посещает родные места, видит, как изменилась жизнь в деревне, ему грустно, ему кажется, что из-за произошедших в деревне перемен он стал лишним – даже на своей родине, в том месте, любовь к которому питала все его творчество. Вот так страна.’ Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен. По-своему он был прав. Привыкший к восхищению публики, к глубокому уважению к его таланту со стороны таких мастеров слова, как Блок, Есенин вдруг оказался в стране, где лучший поэт – Демьян Бедный со своими агитками. «Устал я жить в родном краю», – как странны эти слова для поэта, для которого родной край был самой главной ценностью. Но и на чужбине жизнь не принесла счастья и успокоения. А возвращение на родину приносит новые разочарования.

Ах, милый край! Не тот ты стал, Не тот. Да уж и я, конечно, стал не прежний. Любовные интрижки, алкоголь, скандалы – ничто не могло побороть депрессию и усталость, лишь все больше подтачивали его волю к жизни. В «Черном человеке» он пишет с отчаянием: Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит. Над пустым и безлюдным полем, То ль, как рощу в сентябрь, Осыпает мозги алкоголе. И осознание полного беспросветного одиночества: Никого со мной нет. Я один. И разбитое зеркало. От всей его поэзии тех лет веет тоской и безысходностью. Вся его жизнь, все его творчество держались на любви к родине – и родине он оказался не нужен.

Читать еще:  Каково ваше отношение к поэзии некрасова

И – закономерный итог: самоубийство. Его и впрямь какое-то время замалчивали-за его «безыдейность». За то, что он был поэт милостью божьей, а не бездумный старательный стихоплет. Но время все расставило по своим местам. И как Есенин не мог представить себя без России, так сейчас невозможно представить себе Россию без Есенина.

Реферат: Народность поэзии С. Есенина

Есенин новаторски дерзко вписался в сложно-противоречивую, героическую, революционную новь России, выразив в своих произведениях настроения многих современников:
[sms]Сойди, явись нам, красный конь!
Впрягись в земли оглобли.

Мы радугу тебе – дугой,
Полярный круг – на сбрую.
О, вывези наш шар земной
На колею иную.

Часто появляется в творчестве поэта тема двух Россий – уходящей и советской; она, уже ясно обозначенная Есениным в “Возвращении на Родину”, получает свое дальнейшее развитие в его “маленьких поэмах”. “Русь советская” и “Русь уходящая” полны глубокого смысла, они емкие и масштабные по мысли, воспринимаются как эпические произведения большого общественного накала и вместе с тем как личный исповедальный рассказ поэта о самом дорогом и близком, волнующем его.

Много места в творчестве Есенина занимает тема жизни народной, по-настоящему художественны в них образы, без которых мы не можем представить поэзию Есенина. И образ любимой женщины, которая, к сожалению, так и не смогла понять поэта; и есенинского деда, у которого “город-плут” “увел” любимого внука; и сестры поэта, вместе с которой он в детстве горько оплакивал гибель их “вишневого сада”; и конечно же, особенно дорог и близок нам неповторимый образ Матери, святой образ для поэта.

Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Образ русской женщины-крестьянки, матери поэта, неотделим у Есенина от вечного образа матери-Родины.

Чтобы столь исповедально размышлять о своей дальнейшей судьбе и пророчески дальновидно мечтать о стальном будущем крестьянской России, необходимо глубоко и самозабвенно любить родину.

Я не знаю, что будет со мною.
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.

Чем сильнее, глубже в стихах чувство родины, чем ярче и определеннее в них – национальное начало, тем они общечеловечнее, а значит – ближе народам других стран и наций. Поэзия Есенина проникнута душевностью, предельной искренностью, добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу не только своих соотечественников, но и людей других стран.

Творчество Есенина озарено немеркнущим светом истинной любви ко всему живому в мире и при этом близко каждому.

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.

Стихи его затрагивают самые насущные, самые коренные, истинно глобальные проблемы нашего времени; он со светлой надеждой и верой размышлял о будущем России, мучительно тревожно и драматично вглядывался в лик своего противоречивого времени. И при этом в его творчестве были неразрывно связаны тема родины и природы, нередко они выступали параллельно.

Для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо природа лечит людские души.

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Диапазон мыслей и чувств, заключенных в стихах поэта о природе, огромен. Не перестаешь удивляться, как меняются краски, картины природы, удивляться масштабности виденья поэтом вечно изменяющегося мира. Ему зримо открывался до самых дальних далей весь современный окружающий его мир, в вечном борении человеческих страстей, непримиримости добра и зла, света и тьмы, богатства и нищеты. [/sms]

“Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине” (по поэзии С. Есенина)

Школьное сочинение

  • 1. “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине” (тема Родины в поэзии С. Есенина)

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Россия, великая Русь с ее грустными и раздольными песнями, наполненными то светлой печалью, то молодецкой удалью, то бунтарским духом; милая Русь с кандальным сибирским звоном и сельской тишиной, веселым девичьим смехом и горем матерей, потерявших на войне своих сыновей, с ранних лет и на всю жизнь запала в сердце поэта Сергея Есенина. “Какой чистый, и какой русский поэт”, — говорил о нем М. Горький. И действительно, в поэзии Есенина отразились самые яркие черты русского национального характера, его “беспокойная, дерзкая сила”, сердечность, эмоциональность, размах, глубокая человечность.

От проникновенных стихов о стране “березового ситца” с синевой озер, шумом зеленых дубрав, бескрайними степными раздольями до тревожных раздумий о судьбе России в “суровые грозные годы” — каждая строка у Есенина согрета чувством безграничной любви к родине:

Любовь к родному краю

“Моя лирика жива одной большой любовью, — говорил сам поэт, — любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве” . О чем бы ни писал Есенин, какие бы тревоги ни бушевали в его сердце, душу его всегда согревал светлый образ родины, в мыслях его всегда была родная сторона, ее судьба, ее прошлое, настоящее, ее будущее.

Многоликая и живая Русь “светила” во всех его стихотворениях. Но в своем творчестве С. Есенин не только признавался в любви к родине, но и высказывал твердую веру в русского человека, в его будущие великие дела.

История Руси знавала разные времена. Не всегда они были радостными и светлыми — русским людям не раз приходилось переживать грозные дни войн и лишений. В стихах Есенина образ родины выступает в такие моменты суровым и печальным:

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избенки леса.

Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса.

И все-таки даже в такие минуты поэту дорога и близка Русь. И он ни на миг не перестает верить, что беда обойдет его родной край стороной, что русский народ выстоит и выдержит любые испытания и выйдет победителем из любых сражений. Поэтому в стихотворениях послереволюционных лет неизменно звучит твердая вера в Россию, в великое будущее ее народа. И никакие печальные события в истории страны, никакие печальные картины русского быта не в силах уменьшить любовь Есенина к родной стороне. “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь”, — пишет он в стихотворении “Спит ковыль. “.

Все вокруг: природа, деревенские избы, крестьяне, работающие на полях, наполняет душу поэта теплотой и любовью. Ведь все это — приметы его родного края:

Читать еще:  Что такое поэзия на белорусском языке

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, плачут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Сердце Есенина всегда с народом, с Россией. Потому с такой нежностью и любовью выписаны в его произведениях образы русских людей-тружеников. Здесь мы встречаем и крестьян, у которых “заглушила засуха засевки, сохнет рожь, и не всходят овсы”, и девочку-малютку, что со слезами на глазах просит “хлеба черствого кусок”; и старого деда, что “согнувши спину, чистит вытоптанный ток”; и старушку-мать, у которой сын ушел воевать в далекую страну; и людей в кандалах, тяжело бредущих по песчаной дороге. Часто видим мы в его поэзии сиротливые избы деревень и одиноких матерей, с надеждой смотрящих вдаль. И все же:

Я люблю эти хижины хилые

С поджиданьем седых матерей, —

неизменно пишет Сергей Есенин. И вновь и вновь признается в искренней, нежной, негасимой любви ко всей России:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Поэту довелось жить во времена великих перемен и крутых поворотов в истории страны. Его родной край, родная страна менялась с каждым днем. Эти перемены не могли не волновать Есенина. Он сознавал, что далеко не всегда прогресс положительно сказывается на облике его родины. Ему было грустно видеть, как постепенно гибнут русские деревни, сознавать, что “конь стальной победил коня-живого”. Его душу обжигает тревога за будущее России:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Печальными думами поэта проникнуты многие стихотворения, такие как “Возвращение на родину”, “Русь уходящая”, “Русь советская”.

С грустью смотрит он на родную деревню, которая словно стала чужой: на месте отчего дома он видит лишь “золу да слой дорожной пыли” и даже старая мельница “стоит, глаза смежив”. “В своей стране я словно иностранец”, — мрачно констатирует Есенин. Но при этом он не собирается отказываться от своей родины. Его любовь не становится меньше от осознания грустных перемен. Он провозглашает свою верность родному краю: “Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”. Неизменным остается главное убеждение Есенина:

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”

Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою”.

Яркие, эмоциональные, живые строки Сергея Есенина, посвященные родине, пронизанные восхищением, любовью, глубоким патриотизмом, продолжают волновать и души современных читателей. Они никогда не потеряют своей актуальности, потому что поэт призывал бережно относиться к памяти о прошлом, к национальной культуре. Все это — чувства, которые должен воспитывать в себе каждый гражданин своей страны. Патриотизм Есенина понятен и близок всем народам, которые когда-либо боролись или борются за свою самостоятельность и берегут свою национальную самобытность.

Большой Бейсуг

Народность поэзии С. Есенина

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Каждый раз, обращаясь к поэзии Есенина, испытываешь такое чувство, словно душой ты прикоснулся к живой красоте его родных рязанских раздолий. Каждый раз, когда ему, поэту и человеку, было особенно трудно, он припадал душой и сердцем к родной рязанской земле, вновь обретая животворную нравственную силу и энергию для своих бессмертных стихов и поэм о России.

Есенин новаторски дерзко вписался в сложнопротиворечивую, героическую, революционную новь России, выразив в своих произведениях настроения многих современников:

Сойди, явись нам, красный конь!
Впрягись в земли оглобли.

…………………………….

Мы радугу тебе – дугой,
Полярный круг – на сбрую.
О, вывези наш шар земной
На колею иную.

Часто появляется в творчестве поэта тема двух Россий – уходящей и советской; она, уже ясно обозначенная Есениным в “Возвращении на Родину”, получает свое дальнейшее развитие в его “маленьких поэмах”. “Русь советская” и “Русь уходящая” полны глубокого смысла, они емкие и масштабные по мысли, воспринимаются как эпические произведения большого общественного накала и вместе с тем как личный исповедальный рассказ поэта о самом дорогом и близком, волнующем его.

Много места в творчестве Есенина занимает тема жизни народной, по-настоящему художественны в них образы, без которых мы не можем представить поэзию Есенина. И образ любимой женщины, которая, к сожалению, так и не смогла понять поэта; и есенинского деда, у которого “город-плут” “увел” любимого внука; и сестры поэта, вместе с которой он в детстве горько оплакивал гибель их “вишневого сада”; и конечно же, особенно дорог и близок нам неповторимый образ Матери, святой образ для поэта.

Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Образ русской женщины-крестьянки, матери поэта, неотделим у Есенина от вечного образа матери-Родины.

Чтобы столь исповедально размышлять о своей дальнейшей судьбе и пророчески дальновидно мечтать о стальном будущем крестьянской России, необходимо глубоко и самозабвенно любить родину.

Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.

Чем сильнее, глубже в стихах чувство родины, чем ярче и определеннее в них – национальное начало, тем они общечеловечнее, а значит – ближе народам других стран и наций. Поэзия Есенина проникнута душевностью, предельной искренностью, добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу не только своих соотечественников, но и людей других стран.

Творчество Есенина озарено немеркнущим светом истинной любви ко всему живому в мире и при этом близко каждому.

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.

Стихи его затрагивают самые насущные, самые коренные, истинно глобальные проблемы нашего времени; он со светлой надеждой и верой размышлял о будущем России, мучительно тревожно и драматично вглядывался в лик своего противоречивого времени. И при этом в его творчестве были неразрывно связаны тема родины и природы, нередко они выступали параллельно.

Для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо природа лечит людские души.

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Диапазон мыслей и чувств, заключенных в стихах поэта о природе, огромен. Не перестаешь удивляться, как меняются краски, картины природы, удивляться масштабности виденья поэтом вечно изменяющегося мира. Ему зримо открывался до самых дальних далей весь современный окружающий его мир, в вечном борении человеческих страстей, непримиримости добра и зла, света и тьмы, богатства и нищеты.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: