1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем же заключается неповторимая особенность поэзии и новаторство некрасова

Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова

Просмотр содержимого документа
«Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова»

Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова

В чем же заключаются неповторимая особенность поэзии и новаторство

  • — Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления.
  • — Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о

грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал

жен, о труде бурлака и т. д.

  • — Новые герои вносят в стихи и новую речь — подчас «грубую» «неблагозвучную», с точки зрения сторонников «чистого искусства».
  • — Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому

Некрасов широко использует трехсложные рифмы, передающие разнообразные

оттенки живого человеческого голоса.

  • — Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются.
  • — Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует.

Поэтому поэзия его всегда социально отражает вопросы общества, устройства

человеческих отношений. Всегда проникнуты гражданственностью.

Это своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и ее тематикой,

основные темы лирики Некрасова

  • 1. Тема поэта и поэзии.
  • 2.Тема родины и народа .
  • 3. Идеал общественного деятеля.
  • 4 . Некрасов-сатирик.
  • 5 . Любовная лирика Некрасова.

Тема поэта и поэзии.

Стихотворения для чтения и анализа: «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро»

а) «Поэт и гражданин» (1856).

  • — О чем спорят герои стихотворения?
  • — Кто победил в этом споре? (В споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения).

б) Чтение стихотворения «Муза» (1852).

  • Кто такая Муза? (Муза — 1. В греческой мифологии: богиня покровительница

искусств и наук. 2. (перен. зн.) Источник поэтического вдохновения, а также само

вдохновение, творчество.)

  • А как изображает поэт Музу?

(Изображение Музы можно понимать по-разному.

С одной стороны, Муза — крестьянка, потому что крестьянская тема — среди особо

волнующих поэта.

С другой стороны, судьба поэта, по-видимому, символически

уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем сильными мира

Наконец, можно считать этот образ емкой метафорой: крестьянка — сама

поэзия, обреченная в эпоху Некрасова несколько умалять свое достоинство, на время

«притворяться прозою», как бы в самом деле побыть некоторое время «безмолвной».)

  • Также в стихотворении «Муза» конкретизирован образ «бледной, в крови, кнутом

иссеченной Музы, «плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жаждущей, униженно

просящей. согбенной трудом, убитой кручиной», «неласковой и нелюбимой».

  • Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой eго поэзии, и

образом русской жизни во всех ее гранях, которые поэт воссоздал в своем творчестве,

«Элегия» (1874).

  • В письме к А.Н. Ермакову

(А.Н. Ермаков был инженером-путейцем, человеком отзывчивым и добрым, с большим художественным вкусом. После смерти его жены сестра Некрасова — Анна Алексеевна — воспитывала детей Ермакова, а позже вышлазамуж за него)

29 августа 1874 г. Некрасов писал: «Посылаю тебе стихи. Так к как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то

посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».

Э легия — жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустногораздумья, скорбь, философские размышления.

  • Почему Некрасов выбрал жанр элегии?
  • О чем говорится в первой строфе стихотворения? К кому она обращена? (Впервой строфе поэт обращается к молодежи, говорит о бедственном положении народа и определяет высокое назначение своей поэзии.)
  • — О чем говорится во второй строфе стихотворения? (Во второй строфе поэт выразил свое отношение к реформе 1861 г. и продолжает развивать тему служения народу.)
  • — Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой смысл этих вопросов? (Размышляя о том, что он видит и слышит кругом, поэт конкретизирует риторический вопрос, завершающий вторую строфу.)
  • — О чем говорится в четвертой строфе стихотворения? (Некрасов рассказывает о том, как приходит к нему вдохновение и как поиск ответов на «тайные вопросы» выливается в громкую, широкую песню.)
Читать еще:  В чем сильная сторона поэзии евтушенко

Итак, каким представлен народ в «элегии»?

Что можно сказать о Некрасове, прочитав стихотворение «Элегия»? (Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремленный художник, хотя ему известны колебания и ошибки. Но в главном он человек и поэт, уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это мужественный и мудрый человек. Верный друг. Ему никогда не была безразлична судьба молодежи, ее пути в жизни. Наконец, это поэт, который творит по внутреннему свободному побуждению. Некрасовская муза — страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. Поэт должен быть с народом, служить народу.)

Тема родины и народа

  • Эта тема тесным образом связана с патриотизмом и народностью поэзии
  • Поэтому рассмотрим, как Некрасов вперед в русскую поэзию ввел образ народа: женщина-крестьянка, бурлаки, крестьяне-просители, строители железной дороги — все они в центре внимания поэта.
  • Сам поэт свое обращение к народу объясняет так: «Каждый писатель передает то, что он глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика, холода, голода и всяких жестокости, то мотивы для моих стихов беру из их среды». (Из воспоминаний Панаевой)

Стихотворения для чтения:

«Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Забытая деревня», «Школьник», «Не сжатая полоса», «В полном разгаре. »

«Размышления у парадного подъезда».

  • Это стихотворение написано в 1858 г. В первоначальной редакции «Размышлений. »

автор выражал надежду, что народ забудет свои печальные песни, подобные стону, и

споет веселую песню. В окончательной редакции нет этой оптимистической

  • — Какие композиционные особенности стихотворения вы можете выделить?

(Композиция этого стихотворения представляет особый интерес. Даже при беглом

чтении «Размышлений. » становится ясно, что основной особенностью

стихотворения является разительный контраст двух миров (с одной стороны —

«владелец роскошных палат», с другой — обездоленные бедняки).

  • Противопоставленные темы чередуются в тексте стихотворения: описание

пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками, подошедшими к нему, не

допущенными швейцаром и ушедшими обратно; далее сообщается о вельможе, его

жизни и вероятной дальнейшей судьбе, и в это сообщение вклиниваются (и разбивают

его на две части) две строчки, напоминающие об ушедших мужиках; затем поэт

возвращается к теме народных страданий и ею заканчивает стихотворение. Мысли о

нищете проскальзывают подчас и в описаниях роскоши, в которой утопают сильные

мира сего, но эти мысли не оформляются в виде самостоятельных тем-компонентов

и, следовательно, не меняют общего композиционного плана.

«Забытая деревня».

  • О чем это стихотворение?
  • Какие картины встают перед глазами, читая это стихотворение? (Это стихотворение затрагивает одну из самых печальных тем русской литературы. Мы вспоминаем гончаровскую Обломовку, чеховский «Вишневый сад», которые когда-то являлись подобием земного рая. Но наступили новые времена, и хозяева покидают свои владения». Впрочем, не о «хозяевах» грустил Некрасов. Автор, наверняка, сожалеет о том, что после всех перемен крестьянам лучше не стало, хотя открыто чувств своих не выражает.)
  • Можно ли назвать это стихотворение лирическим? (Это стихотворение нельзя считать вполне лирическим: в нем нет лирического героя, этого навязчивого «я» с его скорбью, негодованием, исповедальностью. Вместо всего этого — рассказ, причем интонация у рассказчика слегка ироническая, как если бы он вообще никому не сочувствовал.)
  • Только ли сожаление автора о жизни крестьян и судьбе деревни мы видим в стихотворении? (Но при всей сдержанности Некрасова, читатели не упустили между строк нечто грандиозное: забытая деревнявся Россия! Стихотворение опубликовано в 1856 г., а годом раньше умер Николай I- старый барин, от которого никто не дождался ничего хорошего. Едва ли будет лучше при новом барине — Александре II.

Идеал общественного деятеля.

  • Идеал появляется в творчестве Некрасова, пронизанный беспредельной любовью к
Читать еще:  Какие новшества ввел радищев в русскую поэзию

родине, способный отдать во имя нее жизнь. Пример высокой честности, душевного

благородства, самоотверженного служения родине мы видим в стихотворении «Памяти Добролюбова» (1864).

  • Личное чувство гражданина-борца наполняет стихотворец «Памяти Добролюбова». Если в первых строках поэт словно слаживает свои чувства: суровая, мужественная скорбь звучит ли: в подтексте, выражается лишь в том, что, обращаясь к другу так, словно он жив, говоря ему «ты», поэт вместе с тем говорит о нём в прошедшем времени: «Суров ты был. » Но чем ярче в памяти поэта встает образ погибшего, тем трагичнее становится ощущение и невозвратимой утраты.
  • Последние две строчки, напоминающие восклицание Горация над трупом Гамлета, стали крылатыми, так как в них настолько сильно выражена скорбь о гибели большого человека.
  • В конце стихотворения Некрасов от мысли о погибшем друге — учителе, переходит к мыслям о родной земле, о жизни человека. На самой высокой ноте, словно горло перехватила боль и говорить больше нет сил, обрывается стихотворение.
  • В поэтических раздумьях поэта о друзьях народа запечатлены черты положительных героев, лучших людей времени и неповторимые индивидуальные портреты Добролюбова и Белинского.

Некрасов-сатирик.

  • Ирония — сильное оружие некрасовской поэзии.
  • В «Колыбельной» (1845) поэт сатирически рисует типичную карьеру чиновника.

— Каков тон стихотворения?

— Каково отношение поэта к своему герою?

  • «Нравственный человек».

— Каков герой этого стихотворения? (Герой сам за себя говорит, а читатель

негодует. Поэт к герою тоже относится с издевкой. Порой сам себя

разоблачает, показывает свою подлую душу.)

— Что говорит автор о нравственности? (Некрасов показал, каким гибким стало

понятие «нравственность», как легко его приложить к любому человеку, даже

такому, как герой стихотворения.)

Любовная лирика Некрасова

  • Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных
  • Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и «прозужизни», которая в любви неизбежна.
  • «Мы с тобой бестолковые люди. »

— Какую любовь мы видим в произведениях Некрасова? (Любовь в стихах

Некрасова согревает человека, помогает выжить в жестоком мире.)

Драматичной была и любовь самого поэта, связавшая его на долгие годы с

Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем, и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла. Влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают. И в этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой женщины-подруги как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.

В чем новаторство некрасова ?

1)u041fu043eu044du0437u0438u044f u041du0435u043au0440u0430u0441u043eu0432u0430 u043eu0442u043au0440u044bu043bu0430 u0447u0438u0442u0430u0442u0435u043bu044fu043c u0434u0443u0445u043eu0432u043du044bu0439 u043cu0438u0440 u043au0440u0435u0441u0442u044cu044fu043du0438u043du0430.n

2)u041du0435u043au0440u0430u0441u043eu0432 u0432 u0441u0432u043eu0438u0445 u0441u0442u0438u0445u0430u0445 u0433u043eu0432u043eu0440u0438u043b u043e u043fu043eu0432u0441u0435u0434u043du0435u0432u043du044bu0445 u043du0435u043fu043eu044du0442u0438u0447u0435u0441u043au0438u0445 u044fu0432u043bu0435u043du0438u044fu0445.n

3)u0418u0441u043fu043eu043bu044cu0437u043eu0432u0430u043du0438u0435 u0442u0440u0435u0445u0441u043bu043eu0436u043du044bu0445 u0440u0438u0444u043c, u043fu0435u0440u0435u0434u0430u044eu0449u0438u0445 u0440u0430u0437u043du043eu043eu0431u0440u0430u0437u043du044bu0435 u043eu0442u0442u0435u043du043au0438 u0436u0438u0432u043eu0433u043e u0447u0435u043b. u0433u043eu043bu043eu0441u0430.n

4)u041fu043eu044du0437u0438u044f u041du0435u043au0440u0430u0441u043eu0432u0430 u0432u0441u0435u0433u0434u0430 u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du0430, u043eu0442u0440u0430u0436u0430u0435u0442 u0432u043eu043fu0440u043eu0441u044b u043eu0431u0449u0435u0441u0442u0432u0430, u043fu0440u043eu043du0438u043au043du0443u0442u0430 u0432u044bu0441u043eu043au043eu0439 u0433u0440u0430u0436u0434u0430u043du0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0441u0442u044cu044e «>,<"id":26167884,"content":"

u041bu0438u0440u0438u043au0430 u041d. u0410. u041du0435u043au0440u0430u0441u043eu0432u0430 u2014 u043fu0440u043eu043du0438u043au043du0443u0442u0430 u0433u0440u0430u0436u0434u0430u043du0441u043au0438u043c u043fu0430u0444u043eu0441u043eu043c. u041eu043d u0441u0442u0430u043b u043fu043eu044du0442u043eu043c u0440u0435u0432u043eu043bu044eu0446u0438u043eu043du043du043eu0439 u0434u0435u043cu043eu043au0440u0430u0442u0438u0438, u0433u043eu043bu043eu0441u043eu043c u0437u0430u0449u0438u0442u043du0438u043au043eu0432 u043du0430u0440u043eu0434u0430. u041eu043d u043fu0435u0440u0435u043eu0441u043cu044bu0441u043bu0438u0432u0430u0435u0442 u0440u043eu043bu044c u043fu043eu044du0442u0430 u0438 u043fu043eu044du0437u0438u0438 u0432 u0436u0438u0437u043du0438. u041eu0441u043du043eu0432u043du0430u044f u0435u0433u043e u043fu043eu044du0442u0438u0447u0435u0441u043au0430u044f u0444u043eu0440u043cu0443u043bu0430: u00abu041fu043eu044du0442u043eu043c u043cu043eu0436u0435u0448u044c u0442u044b u043du0435 u0431u044bu0442u044c,u041du043e u0433u0440u0430u0436u0434u0430u043du0438u043du043eu043c u0431u044bu0442u044c u043eu0431u044fu0437u0430u043d.u00bb (. u00abu041fu043eu044du0442 u0438 u0433u0440u0430u0436u0434u0430u043du0438u043du00bb). u0413u043bu0430u0432u043du043eu0435 u0434u043bu044f u041d. u0410. u041du0435u043au0440u0430u0441u043eu0432u0430 u2014 u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du0430u044f u043du0430u043fu0440u0430u0432u043bu0435u043du043du043eu0441u0442u044c u0435u0433u043e u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0439

u0422u0435u043cu044b u0438 u0438u0434u0435u0438:

1)u043e u043du0430u0437u043du0430u0447u0435u043du0438u0438 u043fu043eu044du0442u0430 u0438 u043fu043eu044du0437u0438u0438

2)u0442u0435u043cu0430 u0440u043eu0434u0438u043du044b u0438 u043du0430u0440u043eu0434u0430

3)u0438u0434u0435u0430u043b u043eu0431u0449u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0433u043e u0434u0435u044fu0442u0435u043bu044f

5)u0433u043eu0440u044cu043au0430u044f u0434u043eu043bu044f u043du0430u0440u043eu0434u0430 u043fu043eu0440u0435u0444u043eu0440u043cu0435u043du043du043eu0439 u0420u043eu0441u0441u0438u0438

1)u041fu043eu044du0437u0438u044f u041du0435u043au0440u0430u0441u043eu0432u0430 u043eu0442u043au0440u044bu043bu0430 u0447u0438u0442u0430u0442u0435u043bu044fu043c u0434u0443u0445u043eu0432u043du044bu0439 u043cu0438u0440 u043au0440u0435u0441u0442u044cu044fu043du0438u043du0430.

2)u041du0435u043au0440u0430u0441u043eu0432 u0432 u0441u0432u043eu0438u0445 u0441u0442u0438u0445u0430u0445 u0433u043eu0432u043eu0440u0438u043b u043e u043fu043eu0432u0441u0435u0434u043du0435u0432u043du044bu0445 u043du0435u043fu043eu044du0442u0438u0447u0435u0441u043au0438u0445 u044fu0432u043bu0435u043du0438u044fu0445.

3)u0418u0441u043fu043eu043bu044cu0437u043eu0432u0430u043du0438u0435 u0442u0440u0435u0445u0441u043bu043eu0436u043du044bu0445 u0440u0438u0444u043c, u043fu0435u0440u0435u0434u0430u044eu0449u0438u0445 u0440u0430u0437u043du043eu043eu0431u0440u0430u0437u043du044bu0435 u043eu0442u0442u0435u043du043au0438 u0436u0438u0432u043eu0433u043e u0447u0435u043b. u0433u043eu043bu043eu0441u0430.

4)u041fu043eu044du0437u0438u044f u041du0435u043au0440u0430u0441u043eu0432u0430 u0432u0441u0435u0433u0434u0430 u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du0430, u043eu0442u0440u0430u0436u0430u0435u0442 u0432u043eu043fu0440u043eu0441u044b u043eu0431u0449u0435u0441u0442u0432u0430, u043fu0440u043eu043du0438u043au043du0443u0442u0430 u0432u044bu0441u043eu043au043eu0439 u0433u0440u0430u0436u0434u0430u043du0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0441u0442u044cu044e «>]» data-test=»answer-box-list»>

Что нового Некрасов внес в русскую поэзию

Вы будете перенаправлены на Автор24

Произведения Некрасова по праву занимают особе место в поэзии XIX столетия. Его новаторство проявилось в освещении самых различных тематических аспектов, однако, наиболее яркое проявление инновационности прослеживается в любовной лирике поэта.

Новаторство любовной лирики Некрасова

До появления произведений Некрасова любовная тема, как правило, раскрывалась в контексте духовного, внутреннего мира лирического героя, не соотносилась со сферой повседневного, обыденного. Предметом поэтического изображения и воспевания никогда не становилась бытовая семейная ситуация с ее разочарованиями, истериками, скандалами и ссорами. Именно благодаря Некрасову любовная лирика XIX столетия обогатилась максимально реалистичными образами взаимоотношений между мужчиной и женщиной, в результате чего бытие больше не распадалось на идеальное и материальное, на сферы высокого и низкого, но представляло собой целостность, органическое единство.

Читать еще:  Поэт символ поэзии которого арбат

В центре внимания Некрасова как художника-реалиста не идеальные женские образы, возвышенные и одухотворённые, но при этом далекие и безжизненные, а живые, динамично развивающиеся женские характеры. Действительность, представленная в его любовной лирике, подлежит моральному и социальному суду, рассмотрению, анализу, но она же выступает и источником вдохновения.

Сюжеты любовной лирики Некрасова

В отличие от зачастую бессюжетных произведений любовной тематики, некрасовские стихотворения о любви, как правило, имеют сюжет, который может быть представлен:

  • отображением ссоры между возлюбленными и последующим примирением (например, «Если мучимый страстью мятежной»);
  • отображением расставания возлюбленных («Прощание»);
  • отображением томительного ожидания письма от возлюбленной («Да, наша жизнь текла мятежно»);
  • отображением смерти любимой, воспоминаний о ней («Я посетил твое кладбище»).

Воплощение каждой сюжетной линии, по сути, представляет исповедь лирического героя, исповедь, которая характеризуется высокой искренностью, реалистичностью, отображает тоску героя по спокойным, устоявшимся отношениям.

Готовые работы на аналогичную тему

Идеал Некрасова – не безудержная страсть, но отношения, в которых есть место пониманию, состраданию, преданности, утешению.

В то же время, несмотря на вариативность сюжетных линий, все лирические произведения объединяет одно – это рассказ о любви как самом большом счастье, и самом большом горе в жизни человека.

Лирическая героиня Некрасова

Новаторство отображения Некрасовым любовной тематики, новое понимание любви обуславливает особенности воплощения поэтом образа лирической героини, которая больше не является возвышенным существом, идеалом, вдохновляющим на свершения, но становится простой земной женщиной со своими особенностями и недостатками, живущей среди людей и для людей. Она может быть неуравновешенной, вспыльчивой, истеричной, жестокой, но именно ее недостатки, ее особенности делают ее такой желанной для лирического героя.

Эта приземленность лирической героини зачастую достигается посредством иронического изображения слабостей женских образов. Например, в произведении «Слезы и нервы» автор прибегает к созданию иронии посредством низведения трагической ситуации, драматического переживания лирической героини до уровня бытового и скучного:

В эмоциональном восклицании героя отражается восприятие лирическим героем образа возлюбленной во всей его противоречивости – как женщины, способной на истинные, глубокие эмоциональные переживания, чувства и при этом деспотичной и жестокой.

В других случаях создание иронии, ироническое восприятие самой любви достигается посредством совмещения, казалось бы, несовместимых понятий: в частности, лирический герой наблюдает за тем,

Ирония, таким образом, создается посредством отображения перехода эмоционального состояния в физиологические проявления.

Нередкими выступают случаи одновременного обращения к лексическим единицам, которые отображают любовь лирического героя к героини, с лексемами, которые отображают усталость и раздражение по отношению к той же героине:

Другими словами, основными приемами создания иронии в процессе создания образа лирической героини выступают следующие:

  • отображение противоречивости натуры лирической героини, одновременный акцент на ее возвышенных духовных качествах и физиологических проявлениях, недостатках характера;
  • одновременное использование лексем с позитивной и негативной семантикой в рамках лаконичных, небольших по объему дискурсов.

В результате особенностей создания художественных образов формируется любовная лирика Некрасова, полная и горечи, и страсти, максимально реалистичная в своем отображении мужской и женской психологии, внутреннего мира лирического героя и героини. И мужчина, и женщина представлены несовершенными, неидеальными, осознающими собственное несовершенство и способные горько усмехнуться над собой.

Другими словами, новаторство Некрасова заключается в создании «человека социального», человека живого, вовлеченного в систему социальных взаимодействий, живущего в обществе, создающего семью, влюбленного и разочарованного, возвышенного и ироничного, однако, неизменно живого и реалистичного.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что новаторство Некрасова наиболее ярко проявляется в процессе создания любовной лирики, в качестве особенностей которой следует назвать обязательное наличие сюжета произведения, высокую ироничность наррации, глубокое мастерство и реалистичность в процессах отображения мужской и женской психологии, особенностей восприятия представителей противоположного пола.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector