0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В каком году появилась поэзия

Школа поэзии |1| Как родилась поэзия

Вместо предисловия.

Когда я только пришел на БС (сказал Тающий ветер таким тоном, будто торчит здесь уже несколько лет), я счел сайт пристанищем в основном прозаиков. Потом оказалось, что и поэтов тут хватает. Но не раз и не два, и не три что читатели, что некоторые поэты говорили нечто из разряда:

Я ничего не понимаю в поэзии.

Я пишу интуитивно.

Я не знаю, что такое ритм.

Я не говорю, что это плохо. Долгое время я писал так же, и даже сейчас утверждаю, что интуитивное стихотворчество — показатель таланта. Но однажды я понял, что мне этого недостаточно. И тогда я полез в матчасть. Теперь я хочу поделиться этой матчастью с вами.

Цикл статей, который я рад представить вашему вниманию, посвящен поэзии. Явлению столь же прекрасному, сколь и таинственному. Любой может найти подробнейшую информацию о возникновении нейрохирургии или ядерной энергетики. Но как родилась поэзия, не знает никто. Никто? Кое-что мы все таки слышали.

Когда-то, в начале времен, когда боги только появились в мире, а людей не было и в помине, на земле, которую позже назовут греческой, жила Мнемосина, титанида, дочь Урана и Геи. Она имела облик прекраснолицей девы, а дни свои беззаботно проводила на лугу под любимым деревом оливы, предаваясь размышлениям. И не было у нее других забот, кроме одной – ждала она мужчину, который сможет покорить ее сердце.

Но вот однажды, явился к ней неземной красоты парень, пастух. И хотя не было при нем отары, не смутило это девушку. Ни слова не сказал пастух, лишь протянул ей свою руку, и она взяла ее в свою и раскрыла ему свои объятия. Одного не знала Мнемосина, что явился к ней под видом пастуха сам громовержец Зевс.

И приходил он к ней девять дней, и провели они вместе девять ночей, и родила она девять дочерей. Но не могли быть простыми дочери титаниды и бога. Стали называть их музами – покровительницами искусств и наук, а прежде всего: стихов и музыки. Так родилась поэзия.

Ирония же в том, что как бы легкомысленно мы не относились к этой легенде, она на данный момент – самый достоверный источник, повествующий о появлении поэзии. Невозможно хотя бы приблизительно определить не только год, но даже тысячелетие, когда родилась первая рифма. На самом деле первобытные племена (не обладавшие еще членораздельной речью) уже столкнулись с этим феноменом, сами того не осознавая. Они исполняли свои ритуальные танцы и проводили обряды под пение шаманов, ибо поэзия напрямую связана с музыкой и музыкальностью. Но, конечно же, поэзия стала полноценной и не умерла в веках только благодаря появлению слова. Как писал Иван Бунин:

Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена. [1]

Надо заметить, что поэзия – понятие очень широкое. Владимир Даль определял её так:

Современное определение стало более стройным и сухим, но своей широты не утратило. Итак.

Поэзия — особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры, не определенной потребностями обыденного языка.

То есть под поэзией подразумевается высокая, необычная, не разговорная речь. Что это означает? Попытаемся разобраться в этой загадке чуть подробнее.

Перенесемся на пару тысячелетий назад и заглянем за плечо Аристотелю, пишущему свою знаменитую «Поэтику»:

Можно скептически отнестись к тому, что поэзия серьезнее истории, но ее философичность отвергать нельзя. Искусство вообще обладает этим преимуществом перед наукой – оно может додумывать, докапываться до истины не фактами, но чувствами. А поэзия и проза ближе к науке тем, что используют одно и то же средство – слово, и тем сильнее контраст между ними.

Но где же провести границу между прозой и поэзией? Казалось бы, покажи нам отрывок из какого-нибудь произведения, и мы сразу, не задумываясь, ответим – стихотворный это текст или прозаический. Но русский язык любит подкидывать нам загадки:

Я процитировал Тургенева не просто так. Эти строки – один из самых известных примеров одного из самых неоднозначных явлений в поэзии (не только, кстати, русской) – стихотворения в прозе. Отрывок этот имеет, несомненно, прозаическую форму. Но при этом подходит под определение поэзии, данное выше, так как в него привнесена та самая «дополнительная мера»: лирический пафос, возвышенность речи. Значит, поэзия ограничена не только формой, но и содержанием. Я бы сказал: неким духом, свойственным только ей. И жанр стихотворений в прозе является ярчайшим примером проявления этого духа и одновременно проводит границу между прозой и поэзией, являясь пограничным жанром. Проблема состоит в том, что граница эта настолько размыта, что заметить ее бывает трудно даже экспертам. Что ж, к экспертам и обратимся. Российский филолог Михаил Гаспаров утверждает, например, что подобное разделение жанров в русском языке образовалось только в XVII веке. А о «виршах» в древнерусской литературе он говорит так:

Читать еще:  Тихая поэзия что означает

Это подтверждение глубокой связи поэзии и музыки, которые практически не могут существовать друг без друга. Мы поймем это, когда будем подробно говорить о ритме в поэзии. Но и сейчас легко представить, что текст, наполненный рифмами, не будет казаться нам стихотворным, если не будет обладать музыкальностью. И обратно – прозаический текст, пусть и без формального ритма, но, безусловно, текучий, музыкальный, как тот тургеневский текст, общество признало стихотворением, хотя и добавило – «в прозе».

Что ж, только что мы познакомились с понятием поэзии, коснулись вопроса об отличии поэзии от прозы и месте поэзии в искусстве. А в следующих статьях продолжим рассматривать основы основ, необходимые любому начинающему (и не только) поэту. А именно: узнаем, что такое ритм, рифма, размер и многие другие важные вещи. И научимся сочинять стихотворения, чтобы своим творчеством делать наш мир более прекрасным и духовно богатым.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Кино, Кинозвезды (444)
  • 100 Чудес света (33)
  • Аномальные места (63)
  • Археология, раскопки, открытия (501)
  • Архитектура, замок, крепость, форд (1267)
  • Астрология, знаки, планеты (12)
  • Биоэнергетика, энергетика вещей, деревьев (25)
  • Видео (500)
  • Восточная жизнь, интересное (50)
  • Время, календари, измерение времени (107)
  • Выживание в экстремальных условиях (88)
  • Вязание, плетение. (42)
  • Гиперборея, Шамбала, Тибет (91)
  • Декоративно-прикладное искусство (452)
  • Дневник, оформление (382)
  • Рамочки для стихов (91)
  • Дом, Дача, Обустройство, Полезные советы (370)
  • Древние города и страны. Наследие Юнеско (66)
  • Древние цивилизации (168)
  • Духовность, творчество, интуиция, медитация (531)
  • Женщина, красота, мода (980)
  • ЖЗЛ. Жизнь Замечательных Людей (211)
  • Живопись, (и натюрморты разные) (1012)
  • Живопись1 (868)
  • Животные (145)
  • Загадки, гипотезы, НЛО (340)
  • Здоровье, Диета, Очищение (1209)
  • Здоровье, медицина (1320)
  • Интересно!! (4068)
  • История мира, цивилизации, (1522)
  • История от Руси до России.Славяне, язычество (554)
  • Книги, писатели (645)
  • Компьютер (269)
  • Космос, Вселенная (516)
  • Красивые места Мира! (403)
  • Кулинария, Выпечка, Пироги, Торты (916)
  • Кулинария, Из мяса, Из Рыбы, Салаты, и пр. (889)
  • Культура, Культурология, Нравы (1115)
  • Любовь, Семья (575)
  • Мистика, Эзотерика, Шаман, Гадание, Гороскоп, Таро (330)
  • Мифы, легенды, круги на полях, символы, лабиринт. (180)
  • Море, обитатели, тайны. (162)
  • Музыка (1228)
  • Наука, феномены,сверхвозможности человека (998)
  • Парки, Сады (153)
  • Педагогика, воспитание, образование (575)
  • Плейкаст, клипарт (271)
  • Познание мира и себя (453)
  • Политика, экономика (407)
  • Поэзия, лирика, стихи (734)
  • Православие, христианство (158)
  • Притчи, цитаты, афоризмы (389)
  • Психология. (1807)
  • гештальт (27)
  • Психотерапия, практики, упражнения, психогимнастик (496)
  • Птицы (64)
  • Путешествия (448)
  • Религии Мира (73)
  • Скульптура, памятник (176)
  • Спорт (10)
  • Ссылки (80)
  • Стиихийные бедствия (22)
  • Стихи избранные. (159)
  • Страны Мира (487)
  • Тайны века, загадки, непознанное (1138)
  • Танцы, балет (220)
  • Тесты (170)
  • Технологии, изобретения, (665)
  • Тренинг воображения, головоломки, шахматы (253)
  • Философия, мудрость (754)
  • Фото, природа, пейзаж (367)
  • Храмы, Соборы Мира, Монастыри (285)
  • Художники, биография (42)
  • Цветы, растения, деревья (475)
  • Чаепитие. Кофе. Старинная посуда, антиквариат, (113)
  • Чувства (423)
  • Явления природы, экология (420)

Музыка

  • Все (224)

Поиск по дневнику

Интересы

  • Все (1)

Друзья

  • Все (675)

Постоянные читатели

  • Все (980)

Статистика

Как возникла поэзия?

Как возникла поэзия?

Прежде всего, что такое поэзия?

Поэзия — это глубоко прочувствованный и глубоко проникающий язык, на котором пишут и говорят в специальной форме.

Рифма в стихотворении и отличает его от прозы.

Исходя из этого мы можем установить, как начиналась поэзия.

Конечно, мы никогда не узнаем, кто первым и когда создал стихотворение.

Но поскольку мы знаем кое-что о жизни первобытных людей, мы можем догадаться, как начиналась поэзия.

Человек исполнял различные ритмичные танцы еще задолго до возникновения языка.

Он производил телодвижения, издавал звуки, мычание, : кричал в особые моменты, как, например, перед сражением или охотой.

Также он создал барабан, в который можно было бить разными способами. И вскоре человек стал использовать звуки и барабанный ритм, чтобы обращать магические слова своим богам.

Первобытный человек начал развивать танец, который становился все более и более сложным по мере развития.

Вскоре слова божественных песен становятся более важными, чем удары в барабаны. Ведущий такого рода церемонии был своеобразным поэтом или бардом.

В то же время на протяжении тысяч лет на человека оказывали влияние ритмы, которые он видел и слышал повсюду вокруг себя — в звуке воды, ветра, в полете птиц, в ритмическом движении животных.

Стараясь воспроизвести некоторые их этих ритмов, человек обращался к поэтическому воображению.
Потом эти танцы, песни, заклинания люди начали хранить. Их передавали от одного поколения другому, и они стали видом поэзии.

В Древней Греции в V веке до нашей эры поэтические произведения писались специально для определенных случаев, но они все еще исполнялись с музыкой и танцами. Позднее греками был создан особый вид поэзии, в этих поэтических произведениях рассказывалось о героических событиях или описывалась жизнь различных людей.

Читать еще:  Кое что о роли пилона в современной поэзии

История русской поэзии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Начало русской книжной поэзии

История русской книжной поэзии начинается с рубежа 17 века. Специальных стихотворных жанров в русской феодальной книжности не существовало, и вся ритмичность, напевность, рифмование шли от эпоса. Как считают историки, русских книжных стихотворений в качестве самостоятельного рода литературы не было вплоть до эпохи Московского государства. Это мнение поддерживает абсолютное большинство историков древнерусской культуры. Другими словами, литература Смутного времени является исключительно прозаической.

Но с другой стороны, былинный эпос является доказательством того, что у наших предков присутствовало поэтическое чувство, и поэтому часто предпринимаются попытки найти ритмическую и метрическую организацию в ряде текстов Древней Руси, начиная с киевской эпохи.

Если отложить в сторону опыты переложения древнерусских произведений в стихотворную форму, как, например, попытку представления «Слова о полку Игореве» в качестве былины, в которой окончание каждой строки является дактилическим, можно отметить общий момент. Ни в одном случае нельзя точно сказать, является это прозой или стихом, а также утверждать о случайном или неслучайном возникновении ритмического рисунка или рифмы.

Письменность в период возникновения и первоначального своего распространения служила культовым целям либо княжеским потребностям. Поэтическое же чувство народа удовлетворялось фольклором. На Руси существовали исполнители и творцы фольклорных произведений, сохранилось достаточно большое количество сведений о скоморохах. Такие сведения идут, начиная с 11 века.

Фольклорная поэзия Руси была представлена преимущественно тоническим (акцентным) стихом, который основан на одинаковом числе ударных слогов в строке стиха. Отличие фольклорного стиха от классического заметно невооруженным глазом.

Для поэзии Руси периода с 6 по 12 века характерны силлабические «вирши». Они строятся по принципу деления стиха на ритмические единицы, которые равны между собой по количеству слогов, а не по количеству ударений, как в тонической форме стихосложения. Самыми известными именами этого периода русской поэзии являются Карион Истомин и Симеон Полоцкий.

Такой принцип стихосложения уже достаточно близок к классическому принципу сложения стиха, который привычен нам по произведениям поэтов 19 века. Однако в силлабических «виршах» расположение ударных и безударных слогов еще не было упорядочено.

Готовые работы на аналогичную тему

18 век стал революционным для русской политики, экономики, искусства и культуры. Революция свершилась и в поэзии. Реформа Ломоносова и Тредиаковского стала определяющей для дальнейшего развития русской поэзии.

В этот период силлабо-тонический принцип сложения стиха становится классическим для русской литературы.

18 век ознаменовался несколькими громкими дискуссиями о дальнейшем пути развития отечественной литературы в целом, и поэзии в частности. По сути, Тредиаковский открыл для поэтов хорей и ямб, а Ломоносов доказал возможность писать стихотворения анапестом на русском языке, тем самым расширил возможности литературного творчества. Сумароков открыл путь для сниженного, более простого стиля, позволив себе нарушить классицизм Ломоносова. Классицистические стихи, написанные Державиным, стали воплощением поэзии 18 столетия.

Золотой век русской поэзии

Почва, заложенная реформаторами 18 столетия, стала основой, на которой расцвела русская поэзия Золотого века.

Этот этап в истории русской поэзии характеризуется установлением классических норм отечественного литературного языка.

Несомненно, ключевой фигурой этой эпохи является А. С. Пушкин. Произведения Пушкина ценятся за ясность, чистоту и богатство лексики, за ее гениальную простоту. Однако эта простота и ясность является результатом горячих споров Пушкина и его сторонников с последователями классицизма. Произведения Пушкина были подвержены жестокой критике. Отголоски этих дискуссий можно заметить на страницах произведений поэта, например, в «Евгении Онегине». Поэзия Золотого века зарождалась, отвергая старое. Эта эпоха в истории русской литературы подарила России огромное число великих имен, среди которых Лермонтов, Жуковский, Тютчев, Фет, Давыдов, Баратынский, Языков, Майков и многие другие.

Наиболее значительным направлением в поэзии этого периода стал романтизм, который утверждал самоценность духовной и творческой силы человека. Романтизм изображал буйство страстей, твердость характеров и власть природы.

Серебряный век в русской поэзии

Первую треть 20 века называют Серебряным веком русской поэзии. Это период характеризуется творческой свободой и удивительными экспериментами. Серебряный век начался с декаданса. В этот период истории русской поэзии были открыты такие течения, как символизм, акмеизм, футуризм и большое количество других литературных кружков. Характерными чертами для этого периода являются следующие моменты:

  • поэты Серебряного века отошли от классического силлабо-тонического принципа стихосложения и стали экспериментировать со структурой и формой поэзии.
  • вновь вернулся акцентный стих
  • появился верлибр.

Среди известнейших поэтов Серебряного века Бунин, Ахматова, Блок, Мандельштам, Цветаева, Маяковский, Северянин, Есенин, Брюсов, Пастернак, и это лишь малая часть талантливых поэтов, которых подарила эта эпоха.

Советский период в истории русской поэзии и современная поэзия

Конец 1920-х годов ознаменовался началом нового этапа развития отечественной поэзии. В СССР продолжали свою творческую деятельность поты Серебряного века, параллельно возникла эмигрантская ветвь отечественной поэзии. В то же время в поэзии стала формироваться идеологическая линия. Это сказалось и в содержании произведений, и на их форме. Четкость и простата стали главным требованием к поэтам, формализм строго критиковался, как и литературные эксперименты. В этот период появились стихи, вдохновленные темой Великой Отечественной войны.

Читать еще:  Что такое вольнолюбивая поэзия

Появление поэтов-шестидесятников стало значимым событием в литературе этого периода. К ним относятся Евтушенко, Рождественский, Воскресенский, Ахмадулина. Поэзия шестидесятников – это поэзия оттепели, свободы, однако эта свобода имела рамки.

В поэзии современности сложно выделить доминирующие направления. Поэты современности пишут в разных жанрах, применяют новые приемы, ищут новые формы и экспериментируют. Активно развиваются смешанные интерактивные жанры, которые возникли с появлением интернета. Современная поэзия – это период творческих реформ.

История русской поэзии

Краткий экскурс в историю русской поэзии, чтобы в общих чертах разобраться в основных этапах развития жанра.

Поэзия XVIII века

XVIII век был революционным для отечественной политики, экономики, культуры и искусства. В поэзии тоже свершилась революция.

Фольклорная поэзия Руси – это преимущественно тонический (акцентный) стих, основанный на равном числе ударных слогов в стихотворной строке. Его отличие от классического стиха заметно невооружённым взглядом. В XVI – XVII столетиях на Русь приходят силлабические «вирши», которые строятся по принципу деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не по числу ударений, как это было в тоническом стихосложении. Самые яркие имена этого периода – Симеон Полоцкий и Карион Истомин. Этот принцип стихосложения уже намного ближе к классическому, привычному нам по стихотворениям поэтов XIX века. Но в силлабических «виршах» ещё не было упорядочено расположение ударных и безударных слогов.

Реформа Тредиаковского и Ломоносова определила дальнейший вектор развития русской поэзии. Классическим принципом стихосложения в русской литературе становится силлабо-тонический.

XVIII век ознаменовался несколькими яркими дискуссиями о пути развития отечественной поэзии. Тредиаковский, по сути, открыл для литераторов ямб и хорей. Ломоносов расширил возможности творчества, доказав возможность писать стихи на русском языке анапестом. Сумароков позволил себе атаковать классицизм Ломоносова, открыв путь для более простого, «сниженного» стиля. Ну а воплощением поэзии XVIII века стали классицистические стихи Державина.

Золотой век

Именно на почве, заложенной реформаторами XVIII века, взросла русская поэзия Золотого века. Этот этап ознаменовался установлением классических норм русского литературного языка. Главной фигурой эпохи, несомненно, является Пушкин. Его стихи ценятся за чистоту и ясность, богатство лексики и гениальную простоту. Но эта ясность и простота – результат серьёзных дебатов Пушкина и его сторонников с адептами классицизма. Стихи Пушкина подвергались жесточайшей критике. Могут ли снега лежать коврами? Допустимо ли употребление в русской речи иностранных заимствований? Отзвуки дискуссий можно увидеть на страницах пушкинских произведений – например, в «Евгении Онегине».

Так, отвергая старое, рождалась поэзия Золотого века. Эта эпоха подарила России множество великих имён: Жуковского, Лермонтова, Баратынского, Батюшкова, Давыдова, Языкова, Майкова, Тютчева, Фета. Самым значительным направлением в поэзии Золотого века стал романтизм, утверждающий самоценность духовно-творческой силы человека, изображающий буйство страстей и твердость характера, а также власть природы.

Серебряный век

Первая треть XX столетия получила название Серебряного века русской поэзии. Это был удивительный период творческой свободы и экспериментов. Начавшись с декаданса, Серебряный век открыл для России символизм, акмеизм, футуризм и множество других литературных кружков и направлений. Поэты Серебряного века стали отказываться от классического силлабо-тонического принципа, экспериментировать с формой и структурой поэзии. Вернулся в русскую поэзию давно забытый акцентный стих, появился верлибр, проводились эксперименты с другими видами стихосложения.

Назвав имена Блока, Мандельштама, Пастернака, Бунина, Гумилёва, Ахматовой, Брюсова, Хлебникова, Северянина, Хармса, Цветаевой, Маяковского и Есенина, мы перечислим лишь самых ярких звёзд этой невероятной эпохи и даже этими громкими именами данный список далеко не ограничен.

Советский период

Конец 1920-х годов стал началом нового этапа развития русской поэзии, который был назван Советским периодом. С одной стороны, в СССР продолжали творить русские поэты Серебряного века (параллельно возникла эмигрантская ветвь русской поэзии). С другой – начала набирать силу идеологическая линия в поэзии, что сказалось не только на содержании стихов, но и на форме: от поэтов требовали чёткости и простоты, критиковался формализм, подвергали идеологической критике литературные эксперименты. Тем не менее, и в рамках этой линии появились замечательные стихи – например, вдохновлённые темой Великой Отечественной войны.

Значимым литературным событием стало появление поэтов «шестидесятников»: Рождественского, Евтушенко, Ахмадулиной, Воскресенского. Это была поэзия свободы, поэзия «оттепели», но всё-таки свобода имела рамки, о чём свидетельствует история Иосифа Бродского – нобелевского лауреата и эмигранта.

Современная поэзия

Поэзия современности – это поэзия последних двадцати-тридцати лет. Выделить доминирующие направления в современной русской поэзии очень трудно. Современные поэты творят в разных жанрах, эксперементируют, ищут новые литературные приёмы, работают с формой. Осваиваются смешанные интерактивные жанры, возникшие с появлением интернета.

Кто из современных поэтов станет классиком – покажет время. Мы живем в период очередных творческих реформ, которые несомненно отразятся в истории русской поэзии новыми гениальными стихотворениями.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector