1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Жизнь есть поэзия чьи слова

Цитаты из романа «Обломов»: высказывания Ильи Обломова о жизни, любви, счастье

Обломов на Гороховой улице.
Художник Г. Мазурин

Ленивый барин Илья Ильич Обломов является главным героем романа «Обломов» Гончарова. Обломов — это умный и глубокий человек, чьи высказывания представляют большой интерес для читателей.

В этой статье представлены интересные цитаты Ильи Обломова из романа «Обломов»: высказывания героя о жизни, любви, счастье и т.д.

Смотрите:
— Интересные цитаты Штольца
Интересные цитаты других героев
— Все материалы по роману «Обломов»

Цитаты из романа «Обломов»: высказывания Ильи Обломова о любви, жизни, счастье и т.д.

«Некоторым ведь больше нечего и делать, как только говорить. Есть такое призвание.»

«Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! [. ] Разве это не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома. » (Обломов о скучной светской жизни)

«Дела‑то своего нет, они разбросались на все стороны, не направились ни на что. Под этой всеобъемлемостью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему. » (Обломов о светской жизни)

«. жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее. «

«. самолюбие – соль жизни. «

«Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится. «

«Я уклоняюсь только от роли любителя: это сомнительная, да и трудная роль. «

«Трудно быть умным и искренним в одно время, особенно в чувстве. «

«Да, страсть надо ограничить, задушить и утопить в женитьбе. » (Обломов о любви и женитьбе)

«Ведь есть же этакие ослы, что женятся. «

«Любовь – претрудная школа жизни. «

«Разве любовь не служба. «

«Но ведь любить можно мать, отца, няньку, даже собачонку: все это покрывается общим, собирательным понятием «люблю», как старым…халатом..»

«. я влюблен в вас и говорю, что без этого нет и прямой любви. » (Обломов о любви и влюбленности)

«Дружбы между мужчиной и женщиной не бывает. »

«..странно, и в горе и в счастье, в организме один и тот же процесс: тяжело, почти больно дышать, хочется плакать! Если б я заплакал, мне бы так же, как в горе, от слез стало бы легко. » (Обломов о слезах)

«Иногда человек не властен в себе; в него вселяется какая то адская сила, на сердце падает мрак, а в глазах блещут молнии. Ясность ума меркнет: уважение к чистоте, к невинности – все уносит вихрь; человек не помнит себя; на него дышит страсть; он перестает владеть собой – и тогда под ногами открывается бездна. «

«Путь, где женщина жертвует всем: спокойствием, молвой, уважением и находит награду в любви… она заменяет ей все. [. ] Да, то ужасный путь, и много надо любви, чтоб женщине пойти по нем вслед за мужчиной, гибнуть – и все любить. «

«Ведь и преступника надо выслушать. «

«. не казнь страшна, но приготовления к ней, ежечасные пытки. «

«Счастье, счастье! Как ты хрупко, как ненадежно! Покрывало, венок, любовь, любовь! А деньги где? а жить чем? И тебя надо купить, любовь, чистое, законное благо. » (Обломов о деньгах и любви)

«Это все Андрей: он привил любовь, как оспу, нам обоим. » (о том, что Штольц познакомил Обломова с Ольгой)

«Другие займут да потом и мечутся, работают, не спят, точно демона впустят в себя. Да, долг – это демон, бес, которого ничем не изгонишь, кроме денег. » (Обломов о взятии денег в долг)

«Есть такие молодцы, что весь век живут на чужой счет, наберут, нахватают справа, слева, да и в ус не дуют! Как они могут покойно уснуть, как обедают – непонятно. » (Обломов о долгах и должниках)

«Воспоминания – или величайшая поэзия, когда они – воспоминания о живом счастье, или – жгучая боль, когда они касаются засохших ран. «

«Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, – тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову. » (Обломов о писателях и их персонажах)

Это были цитаты Ильи Обломова из романа «Обломов» И. А. Гончарова: высказывания героя о жизни, любви, счастье и т.д.

Поэт в жизни или Счастливый неудачник…

Доктор филологических наук Иван Пырков, профессор

П орой только кажется, что мы знаем всё о том или ином литературном герое, тогда как его истинное постижение нам ещё предстоит. Илья Ильич Обломов — как раз из таких, не укладывающийся в рамки, ломающий стереотипы, открывающий со временем новые и новые грани натуры. Все его недостатки, созвучные понятию «обломовщина», перечислены ещё великим критиком Добролюбовым. Да и сам автор, кажется, помогает читателю идти по лёгкому пути в понимании хрестоматийно известного романа: «Я старался показать в ”Обломове”, как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в. кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».

Но почему, когда мы закрываем книгу о ничем не примечательном домоседе, упорно уклоняющемся от прикосновений жизни («жизнь трогает»), о неудавшейся его попытке проснуться и окончательном погружении в сон, остаётся у нас в душе чувство светлой грусти? Не потому ли, что Гончаров создаёт неисчерпаемо многогранный образ, предлагая искать «собственный ключ» к толкованию романа и одобряя расширительные, в том числе и полярные, оценки главного героя — «обломовского Платона»? И какую художественную задачу — помимо пресловутого социального обличения, разумеется — ставит перед собой автор?

Лучше всех Обломова знал конечно же Штольц — друг детства. Поговорить с Обломовым, считал он, всё равно что побывать в берёзовой роще. Вот как, если быть точнее, звучит эта мысль в огласовке Штольца: возвратиться «от красот южной природы в берёзовую рощу, где гулял ещё ребёнком». То есть проницательный, прагматичный Андрей Штольц по-особенному трактует внутренний мир лежебоки Ильи Ильича. «Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе».

Стало быть, в дремлющей натуре Ильи Ильича скрыта немалая нравственная сила? Несомненно. Об этом свидетельствует, например, знаменитый монолог Обломова о человеке, когда он вступает в жаркий спор с литературным подёнщиком Пенкиным: «Человека, человека давайте мне… Любите его…» Именно это качество — человечность — ценят больше всего в Обломове и Ольга Ильинская, и Штольц.

Читать еще:  Каковы особенности изображения пейзажа в поэзии пушкина

Обрисовывая Штольцу во всех красках идеальную картину своего пребывания в деревне, Илья Ильич представляет, «как он сидит в летний вечер на террасе, за чайным столом…» вдали «желтеют поля, солнце опускается за знакомый березняк и румянит гладкий, как зеркало, пруд. » Наш мечтатель говорит: «Потом, как свалит жара, отправили бы телегу с самоваром, с десертом, в берёзовую рощу. ».

«— Да ты поэт, Илья!» — восклицает Штольц.

далее следует одна из ключевых для мировоззренческого самоопределения героя реплика:

«— Да, поэт в жизни, потому что жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать её!»

Что означает эта загадочная формула «поэт в жизни»? Быть мечтателем? Уметь видеть прекрасное в повседневности? Стремиться к выделке покоя? К золотой жизненной рамке? И только? Давайте подумаем вместе, что хочет нам сказать автор.

Как нетрудно заметить, Обломов обладает собственной, совершенно независимой философской позицией, в которой синтезируются и диогеновская бедность, и эпикурейская радость, и православные идеалы — не гнаться за богатством и почестями, но и не отказываться от благ земной жизни. Символично, что сегодня так часто говорят и пишут о православной сфере романа «Обломов». Илья Ильич бережёт «неоскорбляемую часть души», его чистая и светлая натура не приемлет гордыни, снобизма, стяжательства. Ему чужда зависть, с глубоким достоинством, которого нельзя добиться ни на одном тренинге личного роста, Обломов утверждает ценность своего Я, отчитывая Захара: «”Другой” кланяется, ”другой” просит, унижается… А я? Ну-ка, реши… ”другой” я — а?» (В обломовской тираде последняя и первая буквы русского алфавита сталкиваются, как полярные мнения о самом герое.) И суетность Обломову тоже чужда. В прямом смысле, не поднимаясь с дивана, Илья Ильич в пух и прах разбивает легковесные наскоки своих оппонентов, «утренних визитёров» — Пенкина, Волкова, Судьбинского. Каждый из них развёртывает перед взором Ильи Ильича своеобразную голограмму якобы деятельной петербургской жизни — социальнополитической, светской, чиновничьей. Но все эти «окошки» не соответствуют идеалам Обломова. Он последовательно доказывает, что всё это лишь имитация деятельности, «злоба дневи», а не важное в действительности дело.

Штольц рвётся перестроить Обломовку — а для чего, собственно? Для «прогресса», в понимании которого он расходится с Обломовым принципиально. Для того, чтобы вложить капиталы, чтобы деньги работали и приносили новые деньги. А вот пойдёт ли это на благо обломовцам — ещё большой вопрос. «Заря нового счастья» может оказаться не такой уж и светлой. И об Ольге деятельный Штольц думает именно как потребитель: «Нашёл своё, — думал он… — Дождался! — Ольга — моя жена!» И Андрей Штольц вспоминает тележку отца, замасленные счёты — всё то, что составляло труд и пот его жизни, а теперь вознаградилось счастьем.

У Обломова совершенно иное к Ольге отношение. На первое место Илья Ильич ставит не себя, а Ольгу, думает о ней, тревожится, понимая, что вряд ли сможет составить её счастье. Для него любовь — это провидение и долг, а не сделка с судьбой. Именно Ольга Ильинская видит в Обломове «голубиную душу» и «нежность» — слова, лейтмотивные в их отношениях.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

помогите написать тезисы из романа Гончарова «обломов» на тему «почему не сложилось счастье Обломова?» и ответное письмо Ольги к Обломову.

u0426u0438u0442u0430u0442u044b u0418u043bu044cu0438 u041eu0431u043bu043eu043cu043eu0432u0430 u0438u0437 u0440u043eu043cu0430u043du0430 «u041eu0431u043bu043eu043cu043eu0432» u0413u043eu043du0447u0430u0440u043eu0432u0430

«. u041du0435u043au043eu0442u043eu0440u044bu043c u0432u0435u0434u044c u0431u043eu043bu044cu0448u0435 u043du0435u0447u0435u0433u043e u0438 u0434u0435u043bu0430u0442u044c, u043au0430u043a u0442u043eu043bu044cu043au043e u0433u043eu0432u043eu0440u0438u0442u044c. u0415u0441u0442u044c u0442u0430u043au043eu0435 u043fu0440u0438u0437u0432u0430u043du0438u0435.» (u041eu0431u043bu043eu043cu043eu0432)

«. u0412u0441u0435 u044du0442u043e u043cu0435u0440u0442u0432u0435u0446u044b, u0441u043fu044fu0449u0438u0435 u043bu044eu0434u0438, u0445u0443u0436u0435 u043cu0435u043du044f, u044du0442u0438 u0447u043bu0435u043du044b u0441u0432u0435u0442u0430 u0438 u043eu0431u0449u0435u0441u0442u0432u0430! [. ] u0420u0430u0437u0432u0435 u044du0442u043e u043du0435 u043cu0435u0440u0442u0432u0435u0446u044b? u0420u0430u0437u0432u0435 u043du0435 u0441u043fu044fu0442 u043eu043du0438 u0432u0441u044e u0436u0438u0437u043du044c u0441u0438u0434u044f? u0427u0435u043c u044f u0432u0438u043du043eu0432u0430u0442u0435u0435 u0438u0445, u043bu0435u0436u0430 u0443 u0441u0435u0431u044f u0434u043eu043cu0430. » (u041eu0431u043bu043eu043cu043eu0432 u043e u0441u043au0443u0447u043du043eu0439 u0441u0432u0435u0442u0441u043au043eu0439 u0436u0438u0437u043du0438)

«. u0414u0435u043bu0430u2011u0442u043e u0441u0432u043eu0435u0433u043e u043du0435u0442, u043eu043du0438 u0440u0430u0437u0431u0440u043eu0441u0430u043bu0438u0441u044c u043du0430 u0432u0441u0435 u0441u0442u043eu0440u043eu043du044b, u043du0435 u043du0430u043fu0440u0430u0432u0438u043bu0438u0441u044c u043du0438 u043du0430 u0447u0442u043e. u041fu043eu0434 u044du0442u043eu0439 u0432u0441u0435u043eu0431u044au0435u043cu043bu0435u043cu043eu0441u0442u044cu044e u043au0440u043eu0435u0442u0441u044f u043fu0443u0441u0442u043eu0442u0430, u043eu0442u0441u0443u0442u0441u0442u0432u0438u0435 u0441u0438u043cu043fu0430u0442u0438u0438 u043au043e u0432u0441u0435u043cu0443. » (u041eu0431u043bu043eu043cu043eu0432 u043e u0441u0432u0435u0442u0441u043au043eu0439 u0436u0438u0437u043du0438)

«. u0436u0438u0437u043du044c u0435u0441u0442u044c u043fu043eu044du0437u0438u044f. u0412u043eu043bu044cu043du043e u043bu044eu0434u044fu043c u0438u0441u043au0430u0436u0430u0442u044c u0435u0435. » (u041eu0431u043bu043eu043cu043eu0432 u043e u0436u0438u0437u043du0438)

«. u0441u0430u043cu043eu043bu044eu0431u0438u0435 u2013 u0441u043eu043bu044c u0436u0438u0437u043du0438. » (u041eu0431u043bu043eu043cu043eu0432)

«. u0418u043bu0438 u044f u043du0435 u043fu043eu043du044fu043b u044du0442u043eu0439 u0436u0438u0437u043du0438, u0438u043bu0438 u043eu043du0430 u043du0438u043au0443u0434u0430 u043du0435 u0433u043eu0434u0438u0442u0441u044f. «u00a0(u041eu0431u043bu043eu043cu043eu0432 u043e u0436u0438u0437u043du0438)

«. u042f u0443u043au043bu043eu043du044fu044eu0441u044c u0442u043eu043bu044cu043au043e u043eu0442 u0440u043eu043bu0438 u043bu044eu0431u0438u0442u0435u043bu044f: u044du0442u043e u0441u043eu043cu043du0438u0442u0435u043bu044cu043du0430u044f, u0434u0430 u0438 u0442u0440u0443u0434u043du0430u044f u0440u043eu043bu044c. «u00a0(u041eu0431u043bu043eu043cu043eu0432)

«. u0422u0440u0443u0434u043du043e u0431u044bu0442u044c u0443u043cu043du044bu043c u0438 u0438u0441u043au0440u0435u043du043du0438u043c u0432 u043eu0434u043du043e u0432u0440u0435u043cu044f, u043eu0441u043eu0431u0435u043du043du043e u0432 u0447u0443u0432u0441u0442u0432u0435. «u00a0(u041eu0431u043bu043eu043cu043eu0432)

«. u0414u0430, u0441u0442u0440u0430u0441u0442u044c u043du0430u0434u043e u043eu0433u0440u0430u043du0438u0447u0438u0442u044c, u0437u0430u0434u0443u0448u0438u0442u044c u0438 u0443u0442u043eu043fu0438u0442u044c u0432 u0436u0435u043du0438u0442u044cu0431u0435. «u00a0(u041eu0431u043bu043eu043cu043eu0432 u043e u043bu044eu0431u0432u0438 u0438 u0436u0435u043du0438u0442u044cu0431u0435)

«. u0412u0435u0434u044c u0435u0441u0442u044c u0436u0435 u044du0442u0430u043au0438u0435 u043eu0441u043bu044b, u0447u0442u043e u0436u0435u043du044fu0442u0441u044f. » (u041eu0431u043bu043eu043cu043eu0432 u043e u0436u0435u043du0438u0442u044cu0431u0435)

«. u041bu044eu0431u043eu0432u044c u2013 u043fu0440u0435u0442u0440u0443u0434u043du0430u044f u0448u043au043eu043bu0430 u0436u0438u0437u043du0438. » (u041eu0431u043bu043eu043cu043eu0432 u043e u043bu044eu0431u0432u0438)

«. u0420u0430u0437u0432u0435 u043bu044eu0431u043eu0432u044c u043du0435 u0441u043bu0443u0436u0431u0430. «u00a0(u041eu0431u043bu043eu043cu043eu0432 u043e u043bu044eu0431u0432u0438)

«. u041du043e u0432u0435u0434u044c u043bu044eu0431u0438u0442u044c u043cu043eu0436u043du043e u043cu0430u0442u044c, u043eu0442u0446u0430, u043du044fu043du044cu043au0443, u0434u0430u0436u0435 u0441u043eu0431u0430u0447u043eu043du043au0443: u0432u0441u0435 u044du0442u043e u043fu043eu043au0440u044bu0432u0430u0435u0442u0441u044f u043eu0431u0449u0438u043c, u0441u043eu0431u0438u0440u0430u0442u0435u043bu044cu043du044bu043c u043fu043eu043du044fu0442u0438u0435u043c u00abu043bu044eu0431u043bu044eu00bb, u043au0430u043a u0441u0442u0430u0440u044bu043cu2026u0445u0430u043bu0430u0442u043eu043c..»u00a0(u041eu0431u043bu043eu043cu043eu0432 u043e u043bu044eu0431u0432u0438)

Иван Гончаров «Обломов» — цитаты из книги

— Отчего погибло всё? — вдруг, подняв голову, спросила она. — Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умён, нежен, благороден. и. гибнешь! Что сгубило тебя? Нет имени этому злу.
— Есть, — сказал он чуть слышно.
Она вопросительно, полными слёз глазами взглянула на него.
— Обломовщина! — прошептал он, потом взял её руку, хотел поцеловать, но не мог, только прижал крепко к губам, и горячие слёзы закапали ей на пальцы. Не поднимая головы, не показывая ей лица, он обернулся и пошёл.

Свет, общество! Ты, верно, нарочно, Андрей, посылаешь меня в этот свет и общество, чтоб отбить больше охоту быть там. Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? Интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается всё это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Всё это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! Что водит их в жизни? Вот они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперёд, а что толку? Войдёшь в залу и не налюбуешься, как симметрически рассажены гости, как смирно и глубокомысленно сидят — за картами. Нечего сказать, славная задача жизни! Отличный пример для ищущего движения ума! Разве это не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лёжа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?

Читать еще:  В чем же заключается неповторимая особенность поэзии и новаторство некрасова

«Ужели и этот миг поблёкнет?» — почти печально думал он и сам не чувствовал, идёт ли он, стоит ли на месте.
«Сирени отошли, — опять думал он, — вчера отошло, и ночь с призраками, с удушьем тоже отошла. Да! и этот миг отойдёт, как сирени! Но когда отходила сегодняшняя ночь, в это время уже расцветало нынешнее утро. »

«Счастье, счастье! — едко проговорил он потом. — Как ты хрупко, как ненадёжно! Покрывало, венок, любовь, любовь! А деньги где? А жить чем? И тебя надо купить, любовь, чистое, законное благо.»
С этой минуты мечты и спокойствие покинули Обломова. Он плохо спал, мало ел, рассеянно и угрюмо глядел на всё.

Да, кум, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги не читая, нашему брату можно жить.

— Ну, поди погуляй часа два: видишь, рожа-то у тебя какая заспанная — проветрись.
— Рожа как рожа: обыкновенно какая бывает у нашего брата! — сказал Захар, лениво глядя в окно.

Это уловка лукавых людей предлагать жертвы, которых не нужно или нельзя приносить, чтоб не приносить нужных.

Воспоминания — или величайшая поэзия, когда они воспоминания о живом счастье, или — жгучая боль, когда они касаются засохших ран.

Опять жизнь, опять надежды!

«В десять мест в один день — несчастный! — думал Обломов. — И это жизнь! — Он сильно пожал плечами. — Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? Конечно, недурно заглянуть и в театр, и влюбиться в какую-нибудь Лидию. она миленькая! В деревне с ней цветы рвать, кататься — хорошо; да в десять мест в один день — несчастный!» — заключил он, перевёртываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя своё человеческое достоинство и свой покой.

. и если отталкивать всякий случай как ошибку, когда же будет — не ошибка?

Да, страсть надо ограничить, задушить и утопить в женитьбе.

Нет, она не такая, она не обманщица, — решил он, — обманщицы не смотрят таким ласковым взглядом; у них нет такого искреннего смеха. они все пищат.

Урок литературы на тему «. И. А. Гончаров «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти

Тема: Роман И.А. Гончаров «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти.

Цель: Показать учащимся диалектику характера Обломова, смысл его жизни и смерти; сложность авторского мировосприятия, образно-смысловую насыщенность главы «Сон Обломова; актуализировать навыки выявления авторской позиции в романе; Выявить связь проблематики романа с важнейшими вопросами российской действительности середины Х I Х в.; формировать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; эстетически и нравственно воспитывать, формировать активную жизненную позицию учащихся.

Оборудование: Раздаточный материал, таблицы, иллюстративный материал по теме урока

Тип урока: Урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Технологии: Технологии проблемного изложения, критического мышления.

Прогнозируемые результаты: Учащиеся дают читательскую оценку герою на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке; Выполняют исследовательскую работу в группах; принимают участие в аналитической работе в группах, в беседе.

I .Организационный этап

II . Актуализация опорных знаний

-Как гоголевская традиция отразилась в романе «Обломов»?

-Наше первое представление о герое романа уже сложилось. Каково же это впечатление?

III . Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

-Правдивость, глубина, жизненность характеров и проблем, актуальность поставленных вопросов — характерные черты творчества Ивана Александровича Гончарова-особенно ярко раскрылась в романе «Обломов»

Придерживаясь идеологии природной жизни, герой существует согласно собственным принципам, собственному пониманию цельного и гармоничного человека: он решительно отвергает суету, тщеславие, карьеризм, погоню за выгодной женитьбой и богатством.

«Наше имя-легион!»- так Обломов говорит о своей похожести на окружающих его людей. Но в то же время он разительно похож на других.

Как случилось, что человек, которого волнуют вопросы чести и справедливости, чуткий и умный, становится таким? Сегодня на уроке мы ответим на этот вопрос.

IV .Работа над темой урока

1.Объяснение учителя

-Главная тема романа — судьба поколения, ищущего свое место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь. Идейную направленность в романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в… кисель».

В конце 1-й части Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове- жизненные, деятельные начала или сонная обломовщина?

Композиция романа полностью соответствует идее романа: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Все действия развертываются вокруг главного героя — Илья Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех персонажей. Действия в романе мало(особенно в 1-й части).Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей характеристике характеров.

2.Аналитическая работа в группах: диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти (с последующей презентацией результатов аналитической работы представителями групп)

Задание для групп и предполагаемые ответы

1-я группа. «Один день из жизни Обломова»

· Проанализируйте начало романа «Обломов». Какие детали портрета и интерьера помогают сразу оценить характер Обломова? Сопоставьте Обломова с приходящими к нему гостями. Как оценивает Обломов каждого из посетителей?

Предполагаемый ответ

Лицо Обломова вызывает у нас симпатию, добродушное, большие глаза, мягкий овал лица. Герой полулежит на диване в расслабленной позе. Он облачен в халат, сквозь который проглядывает ночная сорочка, на голове ночной колпак с кисточкой. В Х I Х в. эта деталь одежды не являлась женской, напротив мужчины аристократического общества спали в покрытой головой. Вместо пижам, которые появились в начале ХХ в., мужчины, как и женщины, надевали ночные сорочки. Причем имелось их у обеспеченных людей до двух дюжин, шились они из батиста, с длинными рукавами, украшенными ручным шитьем.

Обстановка комнаты героя. Гончаров со свойственным ему искусством живописует кабинет: «Комната, где лежал Обломов, с первого взгляда казалась прекрасно убранной…». Книга, обстановка, наконец, целая поэма о халате Обломова: «На нем был халат…»Халат. Эту деталь Гончаров затем последовательно использует. В гардеробе мужчины имелось несколько халатов, они служили домашним одеянием на утро и вечернее время. Обычно имелись в наличии стеганые атласные халаты, которые одевали поверх одежды, и шелковые халаты, одеваемые поверх ночной сорочки. Автор намеренно остановился на подробном описании халата Обломова, потому что через милые хозяину вещи мы узнаем о его пристрастиях. В данном случае халат является любимой вещью Обломова, потому что большую часть времени он проводит дома, а поскольку халат шелковый, следовательно, он предпочитает и вовсе не переодеваться в течение дня за ненадобностью.

Читать еще:  Поэзия пушкина по произведениям которого чайковский

Парад гостей во 2-й главе чуть искусствен: гости сменяют друг друга – они заменят собой необходимое описание среды, в которой живет Обломов. По-гоголевски характеристики гостей одноплановы. Каждый из них – напоминание о трех этапах жизни Обломова: светская жизнь, чиновничья служба, литературная деятельность. Гости совокупно олицетворяют в романе столичное общество. Высказывания Обломова о гостях – последовательная критика неполного, узконаправленного, функционального существования. «Человека, человека дайте мне! – говорил Обломов, — любите его…» Он осуждает петербургских чиновников за отсутствие серьезных интересов, за страстное стремление к стяжательству к карьеризму, за взаимное недоброжелательство, прикрытое взаимной любезностью и т.п.

2-я группа. «Сон Обломова: его место и значение в романе»

· Проанализируйте «Сон Обломова» ( часть I , гл. I Х). Какое слово более точно называет состояние Обломова – лень или покой? Подтвердите свои суждения текстом. Прокомментируйте мысль Обломова: «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее!»

Предполагаемый ответ

«Сон Обломова»- глава, помогающая понять сущность личности Обломова. Чтобы понять характер Обломова, необходимо вслед за автором обратиться к источникам. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего я… такой. », перенесемся в благодатную Обломовку, возникшую сладостным видением в сне Ильи Ильича.

Там человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта незащищенности перед огромным миром. Природа и человек едины, и, кажется, небо, которое способно защитить обломовцев от всех внешних проявлений, «там ближе к земле», и это небо распростерлось над землей, как домашняя кровля. Нет там ни моря, которое будоражит человеческое сознание, ни гор и пропастей, которые похожи на зубы и когти дикого зверя ,а вся территория вокруг представляет собой «ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей». Такая атмосфера мира Обломовки передает полное согласие, гармонию в этом мире, а «сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым счастьем». «Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю». В газетах не прочесть чего-нибудь страшного об этом «благословенном Богом уголке». Не было там никаких «странных небесных знамений» ;не водится там ядовитых гадов; «саранча не залетает туда; нет ни львов, ни тигров, ни даже волков и медведей, потому что нет лесов. Все в Обломовке спокойно, ничто не отвлекает и не угнетает. Нет в ней ничего необычного, даже «поэт или мечтатель не остались бы довольны общим видом этой скромной и незатейливой местности». Жизнь в Обломовке протекает как будто по ранее запланированной схеме, спокойно и размерено. Ничто не тревожит ее жителей. Даже «правильно и невозмутимо совершается там годовой круг». Строго ограниченное пространство живет по своим вековечным традициям, ритуалам. Любовь, рождение, брак, труд, смерть- вся жизнь Обломовки сводится к этому кругу и так же неизменна, как смена времен года.

3-я группа. Обломов и Штольц

· Вспомните, как воспитывались Обломов и Штольц. Кто из них, по-вашему, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала? Почему столь разные люди, как обломов и Штольц, дружат всю жизнь?

Предполагаемый ответ

Обломов и Штольц – главные герои романа И.А. Гончарова «Обломов».

Они- люд одного класса, общества, времени. Казалось бы, что, живя в одной среде, их характеры, мировоззрение должны быть похожи. Но, читая романа, мы с удивлением находим в Обломове и Штольце различные компоненты, составляющие их личность.

Что же делает их разными? Чтобы ответить на этот вопрос, проследим их физическое и духовное развитие с самого детства, так как в детстве закладываются основы их характеров.

Штольц воспитывался в небогатой семье. Отец его по происхождению — немец. Мать- русская дворянка. Все дни семьи проходили на работе. Когда мальчик подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. В то же время и обучал наукам, немецкому языку. Позже Штольц-отец стал отправлять сына в город с поручениями, «и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах». Мать учила его литературе и сумела дать прекрасное воспитание сыну. Итак, Штольц сформировался сильным, умным юношей.

Родители Обломова дворяне. Жизнь их в селе Обломовке проходила по своим особым законам. Главным в их жизни была еда. Ей посвящали много времени. Они всей семьей решали, «какие блюда будут в обед или ужин». После обеда следовал продолжительный сон. Весь дом засыпал. Так проходили дни: сон и еда. Когда Обломов подрос, его отдали в гимназию. Родителей не интересовали знания Илюши. Они мечтали получить справку, доказывающую, что « Илья прошел все науки и искусства». Что касается физического воспитания, то его даже не выпускали на улицу: боялись, как бы он не ушибся, не заболел. Итак, Обломов вырос необразованным, но добрым.

Взгляды на жизнь. Труд для Штольца был частью его жизни, удовольствие. Для Обломова — бременем. Он был барин, а значит, трудиться не должен. Он ленится встать с дивана, выйти из комнаты, чтобы там убрались. О характере героев говорит их образ жизни. Обломов проводит свою жизнь на диване, ничего не делает, ничем не интересуется (он не может заставить себя дочитать книгу «Путешествие в Африке», даже страницы этой книги пожелтели). Штольц же ведет деятельную жизнь. С того момента, как он ушел из дома, он живет своим трудом. Благодаря труду, силе воли, терпению он стал богатым и известным широкому кругу людей.

Идеал счастья Обломова-полный покой и хорошая еда. Идеал счастья Штольца -жизнь в труде.

3. Составление таблиц (коллективная работа, запись на доске и в тетрадях)

Сон Обломова: его место и значение в романе

Характер атмосферы в Обломовке

Любовь и умиротворение

Влияние на формирование сознания героя

Легенды и сказки, былины и притчи

Качества, сформированные у героя

Поэтическая мечтательность, чувство внутренней свободы

Отторжение чуждого нравственным идеалам Ильи Ильича

Служба, лишенная человеческого взаимопонимания; Друзья, мечтающие только о карьере;

Женщины, не способные любить

«Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!»- так рассуждает Илья Ильич. Обломов ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человека».

Сравнительная характеристика Обломов и Штольца( групповая работа, составление кластера).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector