0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Докажите что в стихотворении сочетаются стихи и проза

Анализ стихотворения «В дороге» (Н. А. Некрасов)

Автор: Guru · 10.08.2018

Некрасов – наиболее известный автор своего времени, который писал на остросоциальные темы. Он затрагивал проблемы собственного достоинства, унижения и оскорбления, рабства и тирании. Пример мы можем найти произведении «В дороге».

История создания

Некрасов упорно работал над произведением в 1845 году. Так как после сборника «Мечты и звуки» поэт потерпел неудачу, он старался и вкладывал все свои силы в работу. Он решил поменять темы творчества, и сделать главным объектом своих произведений быт, писать о жизни людей и обыденных проблемах, которые касались простого народа.

После того, как В. Г. Белинский прочитал данное произведение, он был потрясен. Несмотря на простоту и обыденность темы нелегкой судьбы крестьянства, Белинский поставил довольно высокую оценку написанному:

Да знаете ли Вы, что Вы – поэт, и поэт истинный!

Жанр, направление и размер

По большей степени, Некрасов писал в направлении реализма. Стоит добавить, что «В дороге» причисляется к гражданской лирике. Поэт пытался передать естественность жизни крестьянства, всю подлинность того, что происходило в те времена.

Написано произведение в форме разговора ямщика. По жанру оно в каком-то смысле относится к ямщицким песням, восходит к фольклору и находится на стыке между лирическим и эпическим началом.

Размер – трехстопный анапест. Рифма оживленная и энергичная благодаря сплетению мужской и женской, а также наблюдается хаотичная рифмовка перекрестной, парной и кольцевой.

Образы и символы

Лирический герой в произведении Некрасова «В дороге» испытывает неимоверную скуку от жизни и тоску. И чтобы как-нибудь развлечься, просит ямщика помочь ему в этом, чтобы тот развлек его какой-нибудь историей, поведал ему что-то. Это любознательный путешественник, который не чурается разговора с простыми людьми, не ведет себя заносчиво. Ему интересен весь мир без исключения. Таков должен быть настоящий поэт. Его отличает от других тонкое восприятие мира, умение анализировать и рассуждать. Он знает и понимает, что жена крестьянина, воспитанная в традициях и нравах барского дома, не может полюбить тяжелую и уродливую деревенскую жизнь.

Но дело в том, что и ямщику не до веселья, его тревожат мысли о своей жене, поэтому он ведает барину историю своей жизни. Это обычный крестьянин с традиционным набором ценностей: семья, дом, земля. Но все у него, не как у людей, ведь в жены ему досталась нетипичная дама. Все время он мучается от того, что она несчастна с его обществе, да и весь его набор жизненных установок для нее чужд.

Его жена, крестьянка Груша, была воспитана в барском доме, и имела возможность получить хорошее образование. Она научилась читать и даже обучилась игре на органе. Но после смерти господина и взросления барышни, при которой девушка была компаньонкой, утонченная и не приспособленная к физическому труду Груша была отправлена обратно в деревню, где ее насильно выдали замуж не по любви за грубого и неопрятного мужика. Все ее страдания больше не от работы, которую она не привыкла делать, а от насилия и бессилия, от невозможности управлять своей судьбой. Это умная, чувствительная и одаренная натура, которую хозяева только искалечили своим покровительством. Если бы она воспитывалась, как все, ничего бы этого не случилось, но приходи господ важнее, чем ее участь. Чувства и дарования девушки были растоптаны по очередному капризу.

Ямщик до сих пор в недоумении и не понимает. Что он такого сделал, ведь всю свою жизнь, по его словам, он относился к ней хорошо. Бил ее только на нетрезвую голову, но это не считается. Ямщик слишком простой и глупый, и не понимает, почему его жена не ведет себя, как другие женщины. Он живет без задних мыслей о настоящем, делает, что делает, пока не наступит такой момент, о котором придется задуматься. Конечно, он винит господ в ее «испорченности», но, по сути, они виноваты не в воспитании, а в том, что не устроили девушку с такими навыками должным образом.

Темы и настроение

  1. Некрасов поднимает в стихотворении тему трагизма судьбы человека, который не является хозяином самому себе. Рабство в его описании приобретает изощренную форму. Девушку обманули напрасными надеждами, приманили легкой и красивой жизнью, а потом, не подумав о ее адаптации в новых условиях, выкинули из дома, да еще и выдали замуж против воли. Невозможно даже представить, что она чувствовала, познав все тяготы крепостного права на себе.
  2. Проблема непонимания. Лирический герой, который слушает историю ямщика, прекрасно понимает, что его жене тяжело жить в таких условиях не от тяжкого труда, а от насильственной жизни, от унижения. Ямщик же считает, что крестьянку погубило ее воспитание, которое она получила в господском доме. Отчасти он прав, но в стране, где образование и манеры мешают жить, не может развиваться свободная и высокоинтеллектуальная личность. Это еще одна проблема, затронутая поэтом – отсталость России, увязнувшей в крепостничестве.
  3. Тема любви. Ямщик по-своему любит жену, но в его воспитании заложена и предусмотрена система телесных наказаний. Супруга также должна работать наравне с мужчиной, обязана выполнять супружеский долг и успевать вести хозяйство. На музыку и чтение романов времени не предусмотрено. Естественно, ему не понять истинных потребностей и чувств женщины, воспитанной по барским канонам. Ее любовь – романтическое и возвышенное чувство из многочисленных выдуманных историй. Она по-другому воспринимает жизнь, ее представления близки к идеалу, усвоенному из книг. Для нее любовь мужа кажется грубым невежеством и несносной пошлостью.
  4. Проблема вседозволенности и безответственности. Господа не думают о судьбе крестьян, их поступки не мотивированы ничем, кроме собственных капризов. За людей они слуг не считают, и весь книжный гуманизм улетучивается, когда они распоряжаются рабами. Ни царь, ни суд никак этого не наказывают, поэтому дворяне без стеснения пользуются своей властью.
  5. Настроение создается гнетущее, ведь Груше уже ничем не поможешь, и таких Груш сотни, а, может, и тысячи. Проблема, поставленная автором, не решена, а основная тема (жесткость и несправедливость крепостного права) не теряла свою остроту еще долгие годы. Эту страницу в российской истории нужно считать позорной.

Основная идея

Тема помещичьего произвола не нова для литературы тех лет. Героиня стихотворения, крестьянская девушка, по прихоти господина прикоснулась к мировой культуре и почувствовала себя человеком иного социального уровня, но, по сути, она осталась той же рабыней, и судьба доказала это очень убедительно. Смысл авторского послания потомкам состоит в том, что нельзя распоряжаться человеком, как вещью. Он имеет ум и чувства, сознание и волю, а, значит, имеет право на самоопределение и личную жизнь, которые согласуются с его выбором. Сейчас это очевидно, но тогда это понимали только передовые мыслители.

Крестьянка возвращается в свою среду и выходит замуж за крестьянина без навыков к крестьянскому труду. Без привычки к такому существованию она обречена на гибель. Автор неожиданно сравнивает 2 морали: господскую и крестьянскую. У ямщика не удалась его семейная жизнь, но рассказывая свою историю, он откровенно сочувствует жене, понимая весь трагизм ее положения: «Погубили ее господа». Истинный гуманизм простого русского крестьянина контрастирует с жесткостью просвещения и псевдо гуманностью господ. Это главная мысль произведения: доброта должна быть на деле, а не на словах. Даже грубому и пьющему мужику жаль девушку, но не ее умным, уважаемым и трезвым хозяевам. Значит, они явно лицемерят и обманывают себя, ведь их души в сто раз примитивнее, чем натура деревенского крестьянина.

Средства художественной выразительности

Так как Некрасов писал в жанре ямщицких песен, то можно найти много просторечий в его произведении, такие как: «девка», «бабенка», «мужик», «баит», «захворал» и «куды». Так он воспроизводит подлинную народную речь без прикрас.

Для выразительности и передачи эмоционального настроя автор использует такие эпитеты, как: «лихая бабёнка», «удалой ямщик», «безустанная работа», и метафоры: «пьяная рука», «неотвязная скука».

Анализ стихотворения «В дороге» Некрасова

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 56.

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 56.

Стихотворение “В дороге” написано Некрасовым, когда он находился в поисках своего творческого пути. Однако в нем уже видны характерные черты некрасовской поэзии. Краткий анализ “В дороге” по плану поможет их увидеть. Использовав его на уроке литературы в 10 классе, легко сделать тему более простой для восприятия учеников.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В дороге.

История создания – стихотворение написано в 1845 году, когда Некрасову было двадцать четыре года. Однако поэт уже ощущал острую потребность обозначить свою гражданскую позицию.

Читать еще:  Прежде чем перейти к влиянию поэзии на прозу

Тема – размышления ямщика о своей жене, которую сгубило барское воспитание.

Композиция – это сюжетное стихотворение, его основу составляет рассказ ямщика, обрамлённый зачином и концовкой (диалог барина и ямщика).

Жанр – сюжетное стихотворение на гражданскую тему.

Стихотворный размер – трехстопный анапест с чередованием мужской и женской рифмы и неупорядоченной рифмовкой: используется парная, кольцевая и перекрёстная.

Сравнения – “ревёт, как шальная”, “учит грамоте, словно барченка”, “как щепка худа и бледна”.

Эпитеты – “удалой ямщик”, “злодейка жена”, “вальяжный вид”, “крутенько пришло”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “неотвязная скука”.

История создания

Историю в стихах, представляющую собой воображаемый диалог между барином и ямщиком, Некрасов создал в 1845 году. На момент написания этого поэтического произведения поэту едва исполнилось 24 года, однако он имел четкую гражданскую позицию и талантливо выражал ее в поэтической форме.

Когда молодой стихотворец показал свое произведение известному критику Белинскому, тот, растрогавшись, назвал его “истинным поэтом”. Герцен же считал эти стихи превосходными.

Именно это произведение знаменовало новый этап в творческом развитии Некрасова, который от романтизма перешел к реализму и сосредоточился на гражданской лирике.

Сложная судьба русского народа – вот что волновало молодого автора. И именно этой теме посвящено его произведение “В дороге”. Груша, крестьянская жена, воспитывалась вместе с дочкой помещика, она обрела в господском доме чувство собственного достоинства – и это впоследствии сделало крепостную несчастной на всю жизнь.

Основная мысль – безнадежность сложившегося положения. Пока в России существует крепостное право и барин может распоряжаться людьми по своему усмотрению, простые люди будут несчастны.

Композиция

Стихотворение имеет зачин и концовку, а в центре находится монолог ямщика, его рассказ о жене.

Зачин – просьба барина к ямщику развлечь его каким-то рассказом или песней, на которую тот отвечает жалобами на жену и объясняет, чем именно вызвано его недовольство.

История Груши, изложенная ее мужем, очень печальна: девушка долгое время воспитывалась в господском доме как подруга маленькой барышни, но потом та вышла замуж, ее отец умер, а новый хозяин поместья отправил крепостную туда, где ей было место – в крестьянскую избу, выдав замуж за мужика. В прошлой жизни осталась ее любовь к учителю, а в этой был только тяжелый труд. И хотя муж не изнурял ее, жалел по-своему и бил только тогда, когда был пьян, она все равно чувствовала себя униженной и от этого страдала и чахла.

Завершается композиция словами барина, который прервал рассказ ямщика, саркастически заметив, что тот его “потешил”. Безотрадность положения крестьянской женщины и крепостных вообще, ярко нарисованная Некрасовым в этом простом на первый взгляд сюжете, глубоко трогает душу.

Это сюжетное стихотворение, один из первых образцов гражданской лирики Некрасова, который горячо обличает несправедливое крепостническое устройство России.

Трехстопный анапест выбран не зря: он делает стихотворение похожим на русские песни-жалобы с одной стороны и ритмически повторяет перестук копыт с другой. Таким образом Некрасов передает атмосферу рассказа, который ведется именно в дороге.

Благодаря разнообразию типов рифмовки, а также использованию как мужской, так и женской рифмы, Некрасову удается передать живость разговорной речи.

Средства выразительности

Это произведение не слишком богато на привычные средства выразительности, чему есть объяснение: неоткуда взяться цветистым словам в речи такого простого человека, как ямщик. Некрасов использует максимально простые художественные средства.

  • Сравнения – “ревёт, как шальная”, “учит грамоте (чешет, моет), словно барченка”, “как щепка худа и бледна”.
  • Эпитеты – “удалой ямщик”, “злодейка жена”, “вальяжный вид”, “крутенько пришлось”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “неотвязная скука”.

Последний эпитет показывает, что барин не так равнодушен, как ему хотелось казаться – на самом деле он испытывает глубокую горечь из-за осознания того, в каком безнадежном положении может оказаться несвободный человек.

В то же время он вставляет в речь ямщика просторечия, которые придают ей реалистичность: слышь ты, понимаешь–ста, тоись, врезамшись, баит, сам–ат, патрет .

Краткий анализ стиха некрасова в дороге

u0412 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0438 u043fu0440u0438u0441u0443u0442u0441u0442u0432u0443u0435u0442 u043eu0431u0440u0430u0437 u0440u0430u0441u0441u043au0430u0437u0447u0438u043au0430, u043eu0431u0440u0430u0449u0435u043du0438u0435u043c u043au043eu0442u043eu0440u043eu0433u043e u043eu0442u043au0440u044bu0432u0430u0435u0442u0441u044f u043bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au043eu0435u00a0
u043fu043eu0432u0435u0441u0442u0432u043eu0432u0430u043du0438u0435. u042du0442u043e u0431u0430u0440u0438u043d, u043du0430u0445u043eu0434u044fu0449u0438u0439u0441u044f u0432 u0434u043eu0440u043eu0433u0435. u0427u0442u043eu0431u044b u0441u043au043eu0440u043eu0442u0430u0442u044c u0432u0440u0435u043cu044f, u043eu043d u043fu0440u0435u0434u043bu0430u0433u0430u0435u0442 u044fu043cu0449u0438u043au0443 u043fu043eu0437u0430u0431u0430u0432u0438u0442u044c u0435u0433u043e u043fu0435u0441u043du0435u0439, u0440u0430u0441u0441u043au0430u0437u043eu043c. u0421u0438u0442u0443u0430u0446u0438u044f u0432u043fu043eu043bu043du0435 u0435u0441u0442u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du0430u044f. u041du043e u0431u0430u0440u0438u043d u0445u043eu0447u0435u0442 u043fu043eu0441u043bu0443u0448u0430u0442u044c u043cu0443u0436u0438u043au0430 u0442u043eu043bu044cu043au043e u0440u0430u0434u0438 u0437u0430u0431u0430u0432u044b, u043du0435 u0438u043du0442u0435u0440u0435u0441u0443u044fu0441u044c u043du0430 u0441u0430u043cu043eu043c u0434u0435u043bu0435 u0435u0433u043e u0441u0443u0434u044cu0431u043eu0439. u0410 u044fu043cu0449u0438u043a u0432u043du0435u0437u0430u043fu043du043e u043du0430u0447u0438u043du0430u0435u0442 u0440u0430u0441u0441u043au0430u0437 u043e u0441u0435u0440u044cu0451u0437u043du044bu0445 u0432u0435u0449u0430u0445, u0440u0430u0441u0441u043au0430u0437, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0439 u043du0435 u043cu043eu0436u0435u0442 u043eu0441u0442u0430u0432u0438u0442u044c u0441u043bu0443u0448u0430u0442u0435u043bu044f u0431u0435u0437u0443u0447u0430u0441u0442u043du044bu043c. u0421u043bu043eu0432u0430 «u0421u043au0443u0447u043du043e! u0441u043au0443u0447u043du043e. «, u043au043eu0442u043eu0440u044bu043cu0438 u043du0430u0447u0438u043du0430u0435u0442u0441u044f u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435, u0437u0430u0441u043bu0443u0436u0438u0432u0430u044eu0442 u043eu0441u043eu0431u043eu0433u043e u0432u043du0438u043cu0430u043du0438u044f. u0410u0432u0442u043eu0440 u043fu043eu043du0438u043cu0430u0435u0442 u043fu043eu0434 u043du0438u043cu0438 u043du0435 u0442u043eu043bu044cu043au043e u0434u043eu0440u043eu0436u043du0443u044e u0441u043au0443u043au0443. u0418u043cu0435u0435u0442u0441u044f u0432 u0432u0438u0434u0443 «u0441u043au0443u0447u043du043e» u0432 u0437u043du0430u0447u0435u043du0438u0438 «u043fu0435u0447u0430u043bu044cu043du043e», «u0433u0440u0443u0441u0442u043du043e», «u0431u0435u0437u043du0430u0434u0451u0436u043du043e».u0418u043cu0435u0435u0442u0441u044f u0432 u0432u0438u0434u0443 «u0441u043au0443u0447u043du043e» u0432 u0437u043du0430u0447u0435u043du0438u0438 «u043fu0435u0447u0430u043bu044cu043du043e», «u0433u0440u0443u0441u0442u043du043e», «u0431u0435u0437u043du0430u0434u0451u0436u043du043e». u042du0442u043e u043eu0442u043du043eu0441u0438u0442u0441u044f u0438 u043a u0440u0430u0441u0441u043au0430u0437u0443 u044fu043cu0449u0438u043au0430, u0438 u043a u0436u0438u0437u043du0438 u0432u0441u0435u0433u043e u043du0430u0440u043eu0434u0430.
u201cu0421u0430u043cu043eu043cu0443 u043cu043du0435 u043du0435u0432u0435u0441u0435u043bu043eu201d, u2014 u0433u043eu0432u043eu0440u0438u0442 u044fu043cu0449u0438u043a u0431u0430u0440u0438u043du0443. u0418 u0440u0430u0441u0441u043au0430u0437u044bu0432u0430u0435u0442 u043e u0441u0443u0434u044cu0431u0435 u0441u0432u043eu0435u0439 u0436u0435u043du044b u2014 u0434u0435u0432u0443u0448u043au0438, u0432u043eu0441u043fu0438u0442u0430u043du043du043eu0439 u0432 u0433u043eu0441u043fu043eu0434u0441u043au043eu043c u0434u043eu043cu0435 u0432u043cu0435u0441u0442u0435 u0441 u043cu043eu043bu043eu0434u043eu0439 u0431u0430u0440u044bu0448u043du0435u0439. u0417u0434u0435u0441u044c u0441u043au0440u044bu0442 u043du0430u043cu0451u043a u043du0430 u043eu0434u0438u043d u0438u0437 u0433u043bu0430u0432u043du044bu0445 u043au043eu043du0444u043bu0438u043au0442u043eu0432 u0434u0435u0440u0435u0432u0435u043du0441u043au043eu0433u043e u043eu0431u0449u0435u0441u0442u0432u0430 u2014 u043fu0440u043eu0442u0438u0432u043eu043fu043eu0441u0442u0430u0432u043bu0435u043du0438u0435 u043au0440u0435u0441u0442u044cu044fu043d u0438 u0434u0432u043eu0440u043du0438. u0414u0432u043eu0440u043eu0432u044bu0435 u0441u043bu0443u0433u0438 u0445u043eu0440u043eu0448u043e u043eu0434u0435u0442u044b («u041eu0434u0435u0432u0430u043bu0430u0441u044c u043du0435 u0442u043e u0447u0442u043e. «), u043fu0435u0440u0435u043du0438u043cu0430u044eu0442 u043cu0430u043du0435u0440u044b u0441u0432u043eu0438u0445 u0433u043eu0441u043fu043eu0434, u043du043e u0441u0442u0430u043du043eu0432u044fu0442u0441u044f u0438u0433u0440u0443u0448u043au0430u043cu0438 u0432 u0438u0445 u0440u0443u043au0430u0445. u041fu0435u0440u0435u0441u0442u0430u0432 u0431u044bu0442u044c u043du0443u0436u043du044bu043cu0438 u0433u043eu0441u043fu043eu0434u0430u043c («u041du0435 u043du0443u0436u043du0430. «), u043eu043du0438 u0443u0436u0435 u043du0435 u043cu043eu0433u0443u0442 u0437u0430u043du0438u043cu0430u0442u044cu0441u044f u0445u043eu0437u044fu0439u0441u0442u0432u043eu043c, u0442u0430u043a u043au0430u043a u0432u0441u044e u0436u0438u0437u043du044c u0431u044bu043bu0438 u043eu0442u043eu0440u0432u0430u043du044b u043eu0442 u0437u0435u043cu043bu0438. u0418u043c u0442u043eu043bu044cu043au043e u0438 u043eu0441u0442u0430u0435u0442u0441u044f, u0447u0442u043e u0442u0435u0440u043fu0435u0442u044c u0437u043bu043eu0431u0443 u0438 u043du0430u0441u043cu0435u0448u043au0438 u0441u0432u043eu0438u0445 u0431u0440u0430u0442u044cu0435u0432-u043au0440u0435u0441u0442u044cu044fu043d («u0411u0435u043bu043eu0440u0443u0447u043au0430. «).u00a0
u0412 u0442u0435 u0432u0440u0435u043cu0435u043du0430 u043eu0447u0435u043du044c u043eu0441u0442u0440u043e u0441u0442u043eu044fu043bu0430 u043fu0440u043eu0431u043bu0435u043cu0430 u043eu0431u0440u043eu043au0430 u0438 u0431u0430u0440u0449u0438u043du044b. u0411u0430u0440u0438u043d u043fu043eu043bu043du043eu0441u0442u044cu044e u0440u0430u0441u043fu043eu0440u044fu0436u0430u043bu0441u044f u0436u0438u0437u043du044cu044e u0432u0441u0435u0445 u043au0440u0435u043fu043eu0441u0442u043du044bu0445. u0423u043cu0435u0440 u0441u0442u0430u0440u044bu0439 u0433u043eu0441u043fu043eu0434u0438u043d u2014 u0438 u043du043eu0432u044bu0439 u043fu0435u0440u0435u0432u043eu0434u0438u0442 u0438u0445 u0441 u0431u0430u0440u0449u0438u043du044b u043du0430 u043eu0431u0440u043eu043a. u041eu0431u0440u043eu043a u0431u044bu043b u0431u043eu043bu0435u0435 u0432u044bu0433u043eu0434u043du043eu0439 u0444u043eu0440u043cu043eu0439 u0445u043eu0437u044fu0439u0441u0442u0432u0430 u043fu043e u0441u0440u0430u0432u043du0435u043du0438u044e u0441 u0431u0430u0440u0449u0438u043du043eu0439 (u0442u0440u0443u0434 u043du0430 u0433u043eu0441u043fu043eu0434u0441u043au0438u0445 u043fu043eu043bu044fu0445). u041du043e u043au0440u0435u0441u0442u044cu044fu043du0435 u043du0435 u043cu043eu0433u043bu0438 u0441u0440u0430u0437u0443 u043fu043eu043cu0435u043du044fu0442u044c u0442u0438u043f u0432u0435u0434u0435u043du0438u044f u0445u043eu0437u044fu0439u0441u0442u0432u0430. u0422u0430u043au0438u043c u043eu0431u0440u0430u0437u043eu043c, u0431u0430u0440u0438u043d u0442u043eu043bu044cu043au043e u0443u0441u043bu043eu0436u043du044fu043b u0438u0445 u0436u0438u0437u043du044c. u0421u0443u0434u044cu0431u0430 u0436u0435u043du0449u0438u043du044b u0438 u0435u0451 u043cu0443u0436u0430 u0432 u0446u0435u043du0442u0440u0435 u0432u043du0438u043cu0430u043du0438u044f u0430u0432u0442u043eu0440u0430 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f. u0412u043eu0437u043cu043eu0436u043du043e, u0413u0440u0443u0448u0430 u0431u044bu043bu0430 u043du0435u0437u0430u043au043eu043du043du043eu0439 u0434u043eu0447u0435u0440u044cu044e u0441u0442u0430u0440u043eu0433u043e u0431u0430u0440u0438u043du0430. u0412 u0442u0435u043au0441u0442u0435 u043eu0431 u044du0442u043eu043c u043du0435 u0433u043eu0432u043eu0440u0438u0442u0441u044f u043fu0440u044fu043cu043e, u043du043e u0438u043du0430u0447u0435 u043fu043eu043bu043eu0436u0435u043du0438u044f u0413u0440u0443u0448u0438 u0432 u0434u043eu043cu0435 u043eu0431u044au044fu0441u043du0438u0442u044c u043du0435u043bu044cu0437u044f. u042du0442u043e u0431u044bu043bu043e u043eu0431u044bu0447u043du044bu043c u044fu0432u043bu0435u043du0438u0435u043c u0432 u0442u043e u0432u0440u0435u043cu044f. u041eu0431 u044du0442u043eu043c u0433u043eu0432u043eu0440u044fu0442 u0438 u0441u0442u0440u043eu043au0438: «u041eu0442u0434u0430u043b u0431u043eu0433u0443 u0433u043eu0441u043fu043eu0434u0441u043au0443u044e u0434u0443u0448u0443, u0441u0438u0440u043eu0442u0438u043du043au043eu0439 u043eu0441u0442u0430u0432u0438u0432u0448u0438 u0413u0440u0443u0448u0443».u00a0

В этом стихотворении поднимаются темы, которые были традиционны для творчества Некрасова, — жизнь и страдания простого народа. Автор рассказывает о судьбе крестьянской девушки, выросшей в господском доме, но впоследствии выданной замуж за простого мужика.
В стихотворении присутствует образ рассказчика, обращением которого открывается лирическое
повествование. Это барин, находящийся в дороге. Чтобы скоротать время, он предлагает ямщику позабавить его песней, рассказом. Ситуация вполне естественная. Но барин хочет послушать мужика только ради забавы, не интересуясь на самом деле его судьбой. А ямщик внезапно начинает рассказ о серьёзных вещах, рассказ, который не может оставить слушателя безучастным. Слова «Скучно! скучно. «, которыми начинается стихотворение, заслуживают особого внимания. Автор понимает под ними не только дорожную скуку. Имеется в виду «скучно» в значении «печально», «грустно», «безнадёжно».Имеется в виду «скучно» в значении «печально», «грустно», «безнадёжно». Это относится и к рассказу ямщика, и к жизни всего народа.
“Самому мне невесело”, — говорит ямщик барину. И рассказывает о судьбе своей жены — девушки, воспитанной в господском доме вместе с молодой барышней. Здесь скрыт намёк на один из главных конфликтов деревенского общества — противопоставление крестьян и дворни. Дворовые слуги хорошо одеты («Одевалась не то что. «), перенимают манеры своих господ, но становятся игрушками в их руках. Перестав быть нужными господам («Не нужна. «), они уже не могут заниматься хозяйством, так как всю жизнь были оторваны от земли. Им только и остается, что терпеть злобу и насмешки своих братьев-крестьян («Белоручка. «).
В те времена очень остро стояла проблема оброка и барщины. Барин полностью распоряжался жизнью всех крепостных. Умер старый господин — и новый переводит их с барщины на оброк. Оброк был более выгодной формой хозяйства по сравнению с барщиной (труд на господских полях). Но крестьяне не могли сразу поменять тип ведения хозяйства. Таким образом, барин только усложнял их жизнь. Судьба женщины и её мужа в центре внимания автора стихотворения. Возможно, Груша была незаконной дочерью старого барина. В тексте об этом не говорится прямо, но иначе положения Груши в доме объяснить нельзя. Это было обычным явлением в то время. Об этом говорят и строки: «Отдал богу господскую душу, сиротинкой оставивши Грушу».

ответьте на вопросы и к стихотворению «в дороге» — докажите, что в стихотворении сочетаются стихи и проза? — в чем стихотворение сходно с народной ? — какой характер тексту придает его диалогичность? — как в стихотворении переданы особенности народной речи? какой смысл это придает тексту? — в чем трагедия героини стихотворения, ее мужа и сына? — какими поэт передает в стихотворении драматизм ситуации?

Ответы 9

Метафоры: Воздух усталые силы бодрит; Всё хорошо под сиянием лунным; этот царь беспощаден, голод названье ему.

Читать еще:  Что такое любовь стихи в прозе

Эпитеты: воздух здоровый, ядреный; осень славная; ночи морозные; дни ясные, тихие.

Сравнения: лед, словно тающий сахар; около леса, как в мягкой постели; листья лежат, как ковер; Аполлон Бельведерский хуже печного горшка.

Олицетворения: Голод. Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей, Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей.

Гиперболы: Труд этот, Ваня, был страшно громаден; Варвары! дикое скопище пьяниц!

Литоты: немец уж рельсы кладет; славянин, англо-сакс и германец Не создавать — разрушать мастера.

Тургенев Иван Сергеевич начал свою литературную деятельность с поэтических форм. Как и любой творческий человек, он увлекался , поэмами, создавал так же шуточные послания и даже пародии. Писатель переводил некоторые произведения поэтов из Европы. Творческому человеку тяжело отказаться от любовных переживаний, остро засевших в душе. Он любил, его любовные терзания обретали свой смысл на бумажном листе. Любовь сопровождалась чувствами главных героев произведений, но самое главное все, что возникало вокруг, описывало еще большую картину происходящего.

Такое стихотворение как «В дороге» описывает прекрасную картину осени, но во всей этой красоте особое, значимое место отводится воспоминаниям главного героя. Отправляясь в дорогу, персонаж начинает вспоминать о былых днях. Буйство красок осеннего пейзажа располагают его к созерцанию и переосмысливанию пройденного пути. Сквозь туманное утро осеннего леса перед героем проплывают моменты его жизни. На первый план автор выводит линию душевных переживаний персонажа. Еще до этого момента чувства и воспоминания сонно томились в его душе. Герой стихотворения прекрасно понимает, что уже не вернуть никогда, остается только наслаждаться, вспоминая его. Скорее всего, главный герой уже не сожалеет о он только грустит. Это наводит его на мысль, что время быстротечно и безвозвратно. В уже и чувства любви, они остались там, далеко, остались только воспоминания теплоты и надежды.

Каждая строчка стихотворения заставляет героя опомниться, вспомнить чувства влюбленности, усиливая их, делая более яркими и отчетливыми. Художественные приемы, использованные Тургеневым, словно придают многогранности произведению, каждая деталь стихотворения становится продуманной и отчетливой. По ходу пути героя природа видоизменяется, кажется, что вместе с ней меняются и мысли. Чувства выходят на следующий этап, они уже более целостные и завершенные. Все проходит сквозь душевный покой героя. Находясь в дороге, он готов отпустить все и двигаться навстречу новому.

Анализ стихотворения «В дороге» Тургенева

В стихотворении Тургенев описал осень в её прекрасном виде. Утренний туман, заворачивающий лес красят осеннею пору. Но не прелесть дождливой поры года главная. Автор фокусируется на эмоциях и чувствах, возникающих в эту пору. Автор в дороге. Он Переосмысливает свою жизнь, свои жизненные радости и печали, которыми автор трепетно дорожит. Он осознаёт, что время идёт, что никто не вернёт что остаётся только вспоминать и обдумывать моменты из жизни. Это не похоже на грусть по это скорее похоже на печаль от того, что время быстротечное и безжалостное.

«В дороге» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – жанр, тема, идея

Стихотворение “В дороге” написано Некрасовым в очень раннем возрасте, когда он только находился в поисках своего творческого пути. Однако в нем уже видны характерные черты некрасовской поэзии, которые поможет увидеть краткий анализ “В дороге” по плану. Использовав его на уроке литературы в 11 классе, легко сделать тему более простой для восприятия учеников.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В дороге.

История создания – стихотворение написано в 1845 году, когда Некрасову только исполнилось двадцать четыре года. Однако поэт уже ощущал острую потребность обозначить свою гражданскую позицию.

Тема – размышления ямщика о своей жене, которую сгубило барское воспитание.

Композиция – одночастная, рассказ ямщика развивается последовательно.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – трехстопный анапест с чередование мужской и женской рифмы и неупорядоченной рифмовкой.

Сравнения – “ревёт, как шальная”, “как щепка худа и бледна”.

Эпитеты – “удалой ямщик”, “рекрутский набор”, “барский дом”, “дворянские манеры”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “пьяная рука”, “неотвязная скука”.

История создания

Историю, представляющую собой воображаемый диалог между барином и ямщиком, Некрасов создал в 1845 году. На момент написания этого поэтического произведения поэту едва исполнилось 24 года, однако он имел четкую гражданскую позицию и талантливо выражал ее в поэтической форме.

Когда молодой творец показал его известному уже на тот момент критику Белинскому, тот, растрогавшись, назвал его “истинным поэтом”. Герцен же считал это произведение превосходным.

Именно это произведение знаменовало новый этап в творческом развитии Некрасова, который от романтизма перешел к реализму и сосредоточился на гражданской лирике.

Сложная судьба русского народа – вот что волновало молодого автора. И именно этой теме посвящено его произведение “В дороге”. Груша, крестьянская жена, обрела в господском доме чувство собственного достоинства – и это впоследствии сделало крепостную несчастной на всю жизнь.

Основная мысль – безнадежность сложившегося положения. Пока в России существует крепостное право, и барин может женить людей по своему усмотрению, лишая их сердечной склонности, простые люди будут несчастны.

Композиция

Стих имеет зачин и концовку, но, несмотря на это, отличается одночастной композицией.

Зачин – это просьба барина к ямщику развлечь его каким-то рассказом или песней, на которую тот отвечает жалобами на жену и объясняет, чем именно вызвано его недовольство.

История Груши, изложенная ее мужем, очень печальна: девушка долгое время воспитывалась в господском доме как подруга маленькой барышни, но потом та вышла замуж, ее отец умер, а новый хозяин поместья отправил крепостную туда, где ей было место – в крестьянскую избу, предварительно выдав замуж. В прошлой жизни осталась ее любовь к учителю, а в этой был только тяжелый труд. И хотя муж не изнурял ее, жалел даже по-своему и бил только тогда, когда был пьян, она все равно чувствовала себя униженной.

Завершается композиция словами барина, который прервал рассказ ямщика, иронически заметив, что тот его “потешил”. Безотрадность положения крестьянской женщины и крепостных вообще, ярко нарисованная Некрасовым в этом простом на первый взгляд рассказе, глубоко трогает душу.

Это один из самых первых образцов гражданской лирики Некрасова, который горячо обличает несправедливое крепостническое устройство России.

Трехстопный анапест выбран не зря – он делает стихотворение похожим на русские песни-жалобы с одной стороны и ритмически повторяет перестук копыт с другой. Таким образом Некрасов передает атмосферу рассказа, который ведется именно в дороге.

Благодаря разнообразию типов рифмовки, а также использованию как мужской, так и женской рифмы, Некрасову удается передать живость разговорной речи.

Средства выразительности

Это произведение не слишком богато на привычные средства выразительности, чему есть объяснение: неоткуда взяться цветистым словечкам в речи такого простого человека, как ямщик. Некрасов использует максимально простые художественные средства:

  • Сравнения – “ревёт, как шальная”, “как щепка худа и бледна”.
  • Эпитеты – “удалой ямщик”, “рекрутский набор”, “барский дом”, “дворянские манеры”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “пьяная рука”, “неотвязная скука”.

Последний эпитет показывает, что барин не так равнодушен, как ему хотелось казаться – на самом деле он испытывает глубокую горечь из-за осознания того, в каком безнадежном положении может оказаться несвободный человек.

В то же время он вставляет в речь ямщика просторечия, которые придают ей реалистичность: слышь ты, понимаешь–ста, тоись, врезамшись, баит, сам–ат, патрет.

Практическое занятие «Анализ стихотворения Н.А. Некрасова» (7 вариантов)

Практическое занятие № 10

Тема: Анализ стихотворения Н.А. Некрасова

Цель: совершенствовать умение анализировать текст лирического произведения.

Задачи: формировать умение выделять в тексте средства художественной выразительности, находить цитаты для характеристики лирического героя, определять авторскую позицию и идею произведения.

Планируемые результаты:

Личностные: готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; совершенствование духовно-нравственных качеств личности; эстетическое отношение к миру.

Предметные: владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы; сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью.

Метапредметные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов.

Читать еще:  Все что не проза то стихи

Оборудование: распечатанные тексты стихотворений Н.А. Некрасова.

Вопросы и задания к тексту

«Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»)

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна.

Не верьте, юноши! не стареет она.

О, если бы ее могли состарить годы!

Процвел бы божий мир. Увы! пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам,

Оплакивать их рок, служить им будет муза,

И в мире нет прочней, прекраснее союза.

Толпе напоминать, что бедствует народ,

В то время, как она ликует и поет,

К народу возбуждать вниманье сильных мира —

Чему достойнее служить могла бы лира.

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил — и сердцем я спокоен.

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой решит судьба.

Я видел красный день: в России нет раба!

И слезы сладкие я пролил в умиленье.

«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-

Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:

Народ освобожден, но счастлив ли народ.

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,

Старик ли медленный шагает за сохою,

Бежит ли по лугу, играя и свистя,

С отцовским завтраком довольное дитя,

Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы —

Ответа я ищу на тайные вопросы,

Кипящие в уме: «В последние года

Сносней ли стала ты, крестьянская страда?

И рабству долгому пришедшая на смену

Свобода наконец внесла ли перемену

В народные судьбы? в напевы сельских дев?

Иль так же горестен нестройный их напев. «

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,

По нивам, по лугам, уставленным стогами,

Задумчиво брожу в прохладной полутьме,

И песнь сама собой слагается в уме,

Недавних, тайных дум живое воплощенье:

На сельские труды зову благословенье,

Народному врагу проклятия сулю,

А другу у небес могущества молю,

И песнь моя громка. Ей вторят долы, нивы,

И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,

И лес откликнулся. Природа внемлет мне,

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Кому посвящены мечтания поэта,

Увы! не внемлет он — и не дает ответа.

Почему поэт называет страдания народа «старой темой»? Как в стихотворении выражено отношение лирического «я» к крестьянской реформе? Почему автор уверен, что народ не внемлет его песням?

Как трактуется в стихотворении проблема народного счастья?

Какое впечатление вызвало у вас данное стихотворение?

«Блажен незлобивый поэт…»

Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;

Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе —
Сей пытки творческого духа;

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят…

Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья,-

И каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых.

Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!

В чём особенности композиции стихотворения?

Какие два пути могут быть избраны поэтом на его творческом поприще?

Какая лексика и поэтические интонации преобладают при характеристике «незлобивого поэта» и его поэтического оппонента, который, «уста вооружив сатирой», проповедует любовь «враждебным словом отрицанья»?

Почему писателю-обличителю, писателю-сатирику «нет пощады у судьбы»?

Какое впечатление вызвало у вас данное стихотворение?

— Скучно? скучно. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку;
Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи,-
Буду, братец, за все благодарен.

«Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка жена.
Слышь ты, смолоду, сударь, она
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста, шить и вязать,
На варгане играть1 и читать —
Всем дворянским манерам и штукам.
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницы наши,
А, примерно представить, в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
Вид вальяжный2 имела такой,
Хоть бы барыне, слышь ты, природной,
И не то что наш брат крепостной,
Тоись, сватался к ней благородный
(Слышь, учитель-ста врезамшись был,
Баит кучер, Иваныч Торопка),-
Да, знать, счастья ей бог не судил:
Не нужна-ста в дворянстве холопка!
Вышла замуж господская дочь,
Да и в Питер… А справивши свадьбу,
Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,
Захворал и на Троицу в ночь
Отдал богу господскую душу,
Сиротинкой оставивши Грушу…
Через месяц приехал зятек —
Перебрал по ревизии души3
И с запашки ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Знать, она согрубила ему
В чем-нибудь али напросто тесно
Вместе жить показалось в дому,
Понимаешь-ста, нам неизвестно,-
Воротил он ее на село —
Знай-де место свое ты, мужичка!
Взвыла девка — крутенько пришло:
Белоручка, вишь ты, белоличка!

Как на грех, девятнадцатый год
Мне в ту пору случись… посадили
На тягло4 — да на ней и женили…
Тоись, сколько я нажил хлопот!
Вид такой, понимаешь, суровый…
Ни косить, ни ходить за коровой.
Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла — становилось
Инда5 жалко подчас… да куды!-
Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ногу коты6,
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет, как шальная…
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

На какой-то патрет все глядит
Да читает какую-то книжку…
Инда страх меня, слышь ты, щемит,
Что погубит она и сынишку:
Учит грамоте, моет, стрижет,
Словно барченка, каждый день чешет,
Бить не бьет — бить и мне не дает…
Да недолго пострела потешит!
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна —
Чай, свалим через месяц в могилу…
А с чего. Видит бог, не томил
Я ее безустанной работой…
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой…
А, слышь, бить — так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку…»

— Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку.

Докажите, что в стихотворении сочетаются стихи и проза.

Какой характер тексту придает его диалогичность? Как в стихотворении переданы особенности народной речи?

В чём трагедия героини стихотворения, её мужа и сына?

Можно ли утверждать, что от рассказа о частном случае поэт поднимается до социального обобщения?

Какое впечатление вызвало у вас данное стихотворение?

«Забытая деревня»

У бурмистра Власа бабушка Ненила
Починить избенку лесу попросила.
Отвечал: нет лесу, и не жди — не будет!»
«Вот приедет барин — барин нас рассудит,
Барин сам увидит, что плоха избушка,
И велит дать лесу»,- думает старушка.

Кто-то по соседству, лихоимец жадный,
У крестьян землицы косячок изрядный
Оттягал, отрезал плутовским манером.
«Вот приедет барин: будет землемерам!-
Думают крестьяне.- Скажет барин слово —
И землицу нашу отдадут нам снова».

Полюбил Наташу хлебопашец вольный,
Да перечит девке немец сердобольный,
Главный управитель. «Погодим, Игнаша,
Вот приедет барин!» — говорит Наташа.
Малые, большие — дело чуть за спором —
«Вот приедет барин!» — повторяют хором…

Умерла Ненила; на чужой землице
У соседа-плута — урожай сторицей;
Прежние парнишки ходят бородаты;
Хлебопашец вольный угодил в солдаты,
И сама Наташа свадьбой уж не бредит…
Барина всё нету… барин всё не едет!

Наконец однажды середи дороги
Шестернею цугом показались дроги:
На дрогах высокий гроб стоит дубовый,
А в гробу-то барин; а за гробом — новый.
Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету — и уехал в Питер.

Докажите, что в стихотворении сочетаются драматизм и ирония.

В чём автор критикует ограниченность народного сознания?

Возможно ли крестьянское счастье в условиях крепостничества?

Какое впечатление вызвало у вас данное стихотворение?

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector