Какие общие особенности в развитии прозы и поэзии
Какие общие особенности в развитии прозы и поэзии
Поэзия 1920-30-х гг. Тенденции. Жанры.
Поэзия 1920–х годов была по преимуществу лирической. Стремительные изменения в обществе требовали непосредственного отклика. Эпические произведения, которые связаны со значительными обобщениями, получили развитие позднее. Но общей чертой как лирической, так и эпической поэзии является гражданская тема и героико–романтическая окраска.
Разрабатывались наиболее действенные, обращенные к массам жанры: марш, песня, послание. Другой путь – старые формы, которым сообщается новое содержание («Ода революции» Маяковского, «Кантата» Есенина). И наконец делаются попытки создать совершенно новые жанры: «приказы» по армии искусств Маяковского, монологи в ритмической прозе Гастева. Традиции природной, любовной, философской лирики отступили на второй план. На первый план вышло осмысление революции.
В поэзии Блока отразились символистские тенденции. Пример – поэма «Двенадцать». Небольшая по объему, она состоит из 12 главок, в каждой из которых свой мотив и ритмико–интонационный строй. Характерные особенности – резкая контрастность, использование символических образов (ветер, двенадцать красноармейцев, Христос с кровавым флагом), представление о революции как о разгуле стихии.
В поэзии Маяковского отразились революционно-романтические тенденции. Шкловский : «Маяковский «вошел в революцию, как в собственный дом. Он пошел прямо и начал открывать в доме своем окна». Но Маяковский в отличие от многих увидел в революции не только величие, но и жестокость («вскрытые вены»). И, будучи диалектиком, он предположил и «груду развалин» вместо «построенного в боях социализма» («Ода революции»).
А вот для поэтов Пролеткульта (Гастев, Кириллов, Полетаев) было свойственно исключительно романтическое восприятие революции. Это воспевание энергии масс, индустриального труда, использование образов–символов «машины», «завода», «железа».
Особое место занимало творчество новокрестьянских поэтов (Есенин, Клюев, Клычков). Особенности – образность, связанная с крестьянским бытом, песенно–народный лад стихов, демократический дух. Концепцию революции они представляли с крестьянским уклоном. Более того, для произведений Есенина о революции была характерна даже библейская символика для обозначения масштаба и значимости событий («Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик»).
Белый в поэме «Христос воскрес» и в стихотворениях сборника «Пепел» также воспевал «огневую стихию» революции, выражал готовность принести себя ей в жертву. Но революция для него – это катастрофа, порождающая кризис духа. Поэт выстраивает свою поэтическую концепцию (поэма «Первое свидание»), согласно которой старая патриархальная Русь, воплощавшая в себе все лучшие качества, должна воскреснуть через революцию духа.
Усиление трагического пафоса было характерно и для поэзии Ахматовой. Для нее в связи с трагическими событиями в стране характерна тема гуманизма (сборники «Подорожник», «Anno Domini») и патриотические мотивы («Мне голос был. Он звал утешно») Во второй половине 1920–х годов Ахматова отходит от активного поэтического творчества и обращается к пушкинской теме, публикуя статьи и комментарии к его произведениям.
Героическая романтика окрашивает стихотворения Багрицкого. Стихи Багрицкого о «завоевателях дорог» и «веселых нищих», ретранслирующие поэтику «южных акмеистов», отличались яркостью образов, свежестью интонации, необычностью ритма. Кроме того, Багрицкий активно пользовался материалом баллад Р. Бернса и романов В. Скотта. Но уже в первой его поэтической книге «Юго–запад» условно–романтические персонажи в «маскарадных костюмах», выписанных из Англии и Фландрии, соседствуют с героем поэмы «Дума про Опанаса» – замечательным лирическим эпосом, впитавшим стилистику «Слова о полку Игореве». Плач по Опанасу – трагическое прозрение поэта, обнаружившего, что нет «третьего пути» в братоубийственной схватке, где палачу и жертве столь легко поменяться местами. Поэт правдиво показал весь трагизм гражданской войны, он подчеркнул, что устраниться от нее, занять нейтральную позицию невозможно.
Общая характеристика литературного процесса второй половины 20 века кратко
Автор: Guru · Опубликовано 15.01.2017 · Обновлено 22.02.2017
Во второй половине 20 века в мире проходил довольно таки насыщенный литературно-исторический процесс, названный постмодернизмом (это?). Появились новые жанры (новый роман или антироман), новые течения (новый журнализм) и направления (нонфикшн). Параллельно западно-европейская цивилизация начала открывать для себя писателей других регионов, которые прежде не были известны (Гарсия Маркес). Во многих странах сложились предпосылки для того, чтобы стимулировать культурный обмен, поэтому национальные литературы, в свою очередь, получили новые пути для развития и существенно обогатились за счет мирового опыта (например, японская литература). Так глобализация проявила себя в культуре.
Инвентаризация культуры породила множество синкретических явлений (магический реализм). Поскольку открыть что-либо стало затруднительно, творцы смешивали коктейли из того, что уже есть. Модернизм существенно обогатил литературу новыми приемами и методами (поток сознания, натурализм, театр абсурда), нужно было остановиться и осмыслить их, применить, отточить до совершенства. Если угодно, вторая половина 20 века – это горизонтальная модель культуры, которая предусматривает рост вширь, а не вверх: изучаются и применяются открытия прошлого периода, множатся их воплощения, но ничего принципиально нового не происходит. Наиболее ярые новаторы экспериментируют со смешиванием и только.
К традиционной для литературы 20 века философии экзистенциализма (это?) прибавился дзен-буддизм, быстро завоевавший себе популярность среди европейцев. Между двумя концепциями было много общего, поэтому они сплетались воедино и образовывали любопытный дуэт, как, например, в романе Кобо Абэ «Женщина в песках». Различия между ними лишь обострили эту смесь, приправили ее философской полемикой, которая воплотилась в конфликте героев Абэ Кобо.
Шоутизация культуры привела к тому, что элитарная литература стала чуждаться кинематографа, а массовая – наоборот. Например, Сэлинджер запретил экранизировать свою книгу, а Трумэн Капоте попробовал, и вот, что произошло. Зато Стивен Кинг издает готовые кино-сценарии и охотно продает права на экранизацию. Бытует мнение, что настоящую литературу невозможно передать в кино. Она стала сложнее, интеллектуальнее, тоньше. Теперь основная прелесть книги заключается не в сюжете, а в тех стилистических, жанровых и метафизических тонкостях, которые нельзя перенести на экран. Так литература защищается от кинематографа, который попробовал, было, ее вытеснять.
Традиционная художественная литература стала соединяться с другими сферами человеческой мысли, например, с журналистикой или наукой. Появился новый журнализм, который заключается в беллетризации факта. Человек соскучился по понятному и реалистичному чтиву, он снова захотел читать о том, что действительно происходит в мире. Ему на встречу пришли люди, которые смогли из газетной вырезки сделать полноценный роман-расследование, где рассказывали о том, почему произошло, а не только где и когда. Бешеную популярность приобрел нонфикшн, в рамках которого о сложном говорили простыми словами. Книги Ричарда Докинза, например, расходятся миллионными тиражами.
Таким образом, в конце второй половины 20 века стало ясно, что наступила эпоха нехудожественной литературы, потому что читатели, в основе своей, проявляют интерес к продуктам диффузии жанров: роман-репортаж, тревилог, литература – исследование и т.д. Чисто художественная литература занимает не большой сегмент книжного рынка, так как ее активно экранизируют, и получается, что людям проще посмотреть и послушать (широко распространились аудиокниги), чем прочитать. Интеллектуальная литература тоже выходит за рамки художественной, иначе ей грозит потеря элитарности. Все чаще встречаются гибридные романы (роман-словарь Павича, например), которые берут не художественностью, а, скорее, ее отсутствием. Массовая литература становится китчевой и просто копирует уже известные классические образцы. Основные направления: детектив, фантастика, любовный роман, авантюрный роман.
Русская литература второй половины 19 века – характеристика, особенности и направления
Общие сведения
Литература 2 половины 19 века характеризуется появлением новых направлений в развитии художественной поэзии. Это знаменательный период, когда активно появляется интерес к изучению мировой истории и познанию мировоззрения, развиваются политические и общественные движения, научный прогресс.
В это время появляется интерес к актуальным проблемам человеческих ценностей. Также ключевое влияние оказывают и исторические события:
- Наполеоновские сражения.
- Французская революция (1788—1792).
- Отмена крепостничества в России.
- Образование независимых государств Италии и Германии.
- Революции XVIII столетия.
Литература попала в круговорот этих событий, она отобразила в себе текущий период и появление новой эстетической реальности.
Место романтизма занимает реализм, ставший отражением разнообразия человеческих взаимоотношений, воспроизведением действительного быта, объективным описанием достоверности. Тщательное изучение общественной жизни и конкретного человека, талантливо показанные в творчестве Пушкина, Гоголя, Бальзака и Стендаля, продолжили многие писатели мировой литературы: Тургенев, Абельдяев, Достоевский, Вельдман, Флобер, Гаршин, Толстой, Жуковский, Диккенс, Зубов, Мопассан.
Литература 2 половины XIX столетия сыграла важную роль в обществе, сформировала социальное мнение, воспроизвела политические идеи. Во всех рассказах на первом месте стояла общественная тематика. Социальность и публицистичность характеризуют рассказы той эпохи. В это время были остро поставлены вопросы в сочинениях «Что делать?» и «Кто виноват?».
В литературе можно четко проследить анализ общечеловеческих отношений. Действие во многих рассказах происходит в тот же период, когда они создаются и публикуются. На фоне социального строя того времени показана жизнь героев. В качестве мотива поведения главных персонажей выступает историческая атмосфера.
Основные стили
Вторая половина XIX столетия характеризуется появлением реализма в литературе. Это направление приходит вместо романтизма:
- реализм всесторонне отображает влияние общественных и исторических событий на формирование человеческой личности и духовное развитие, отношение человека к обществу;
- романтизм характеризуется анализом внутреннего мировоззрения человека, ощущением интуитивного мировосприятия, конфликтом желаний и реальности, отрицанием повседневности, большим вниманием к фольклору и приданиям, возвеличиванием духовности.
Литература того времени заслуживает отдельного внимания. Популярные поэты создают свой мир, в котором главные персонажи переживают собственные трагедии и решают общественные проблемы. Основной целью писателей является отображение событий столетия, которое было насыщено социально-экономическими и политическими изменениями.
В эту эпоху усиливаются взаимоотношения между авторами разных стран, появляется самобытность литературы каждой нации. Основным стилем является роман, а поэзия и драматургия отходят на вторые позиции.
Хоть постоянно проходили литературные споры, в основном творчестве большинства авторов все еще чувствуется приверженность к романтическому жанру. Это было некое объединение реализма и романтизма, перетекание одного жанра в другой. Но этот процесс только обогащал поэзию. В произведениях Стендаля, Бальзака, Тургенева и Мопассана можно проследить эту тенденцию.
Проявление реализма
Классический реализм возникает во Франции в 30-х гг. XIX столетия, а после начинает распространяться на остальные государства. Определение «реализм» употреблять начали позже, чем возникло направление. Теоретически создали этот жанр Бальзак в произведении «Человеческая комедия» и Стендаль в рассказе «Расин и Шекспир». Характерные черты реализма:
- индивидуальность стиля, отступление от канонов;
- реалистичность и объективность;
- воссоздание мира;
- связь с естествознанием, историей, социологией, политикой;
- создание индивидуальных стилей, которые объединяют в себе реалистические и романтические составляющие;
- основной акцент на социальной сфере;
- анализ отношений среды и человека.
Стендаль в произведении «О любви» сначала пытается изучить чувство в качестве ученого, а после кратко описывает стадии его зарождения.
Ситуация в России
Литература 2 половины 19 века в России характеризуется общественными движениями западников и славянофилов. Первые утверждали, что развитие государства начало происходить благодаря реформам Петра Первого. Отношение к допетровской России у этих последователей было негативным, они утверждали, что в ту эпоху не были достойны уважения история и искусство. Славянофилы протестовали против европейской ориентации, они продвигали самостоятельное развитие Российского государства.
Очень распространенным течением у западников являлось радикальное, в основе которого лежали учения Фурье и Симона с выделением социализма. В этом течении наиболее радикальные его участники считали, что революция — это только один выход, благодаря которому можно что-то поменять в Российском государстве. Славянофилы утверждали, что по своему содержанию российская история не уступает европейской.
В 1861 г. зарождается течение почвенников, которое пытается преодолеть разносторонность мнений. Его основоположниками являлись Страхов, Григорьев, Достоевский. Они не принимали самодержавный строй и европейскую буржуазно-демократическую систему разделения общества.
Обвиняя Европу в низкой духовности, Достоевский утверждал, что «образованное общество» должно быть вместе с «народными слоями», это позволит обогатить друг друга знаниями. Негативное отношение к революции и капитализму, подчеркивание духовного начала — главные идеалы почвенников. Пушкин был для этого движения ведущим символом русского духа.
Проведя краткий обзор русской литературы 2 половины 19 века, можно выделить такое движение, как нигилизм. Почвенники считали его основной угрозой реальности. В обществе это направление было очень популярным. Его поклонники не принимали устоявшиеся культурные ценности и особенности поведения. Изменялись моральные нормы, главными считались собственные удовольствия и желания. Базаров в произведении «Отцы и дети» является наиболее выразительным представителем нигилизма.
Расцвет новых жанров
В 50-е гг. начинается расцвет поэзии. Список русских писателей второй половины 19 века дополняется такими авторами, как Бабиков, Гончаров, Фет. Они больше обращают внимание в своих очерках на особенность бытовой жизни и народное творчество. Толстой пытается осмыслить в рассказах историю России. Повествования авторов определяют старинные песни, сообщения о преданиях и легендах. Некрасов считается главным основателем нового движения.
Роман в виде литературного жанра начинает занимать основное место в русской литературе. В этот период публикуются:
- «Что делать?».
- «Война и мир».
- «Господа Головлевы».
- «Преступление и наказание».
Получает развитие национальная и самобытная поэзия. В произведениях основное внимание уделено фольклору, крестьянскому и мещанскому быту, языку. Зачастую рассказы посвящены общественным и нравственным проблемам, в которых романтизм объединяется с реализмом. Островский, Брюсов, Толстой относятся к писателям, использовавшим этот прием.
Также в это время появляется огромная плеяда поэтов, которую сплотил критик Белинский. Они называли себя представителями натурализма и были довольно популярны. Их основные персонажи — представители непривилегированного сословия населения. Это дворники, ремесленники, холопы, нищие.
Поэты пытались отобразить их быт и нравы, помочь им высказаться, отразив с их помощью Россию под определенным углом. Огромную популярность получил стиль физиологического очерка. Здесь с научной строгостью были описаны различные слои общества. Основные представители «натуралистов» — Григорович, Некрасов, Успенский, Решетников, Тургенев.
Огромное влияние литература 19 столетия оказала на все сферы культуры. В борьбе за идеалы также использовались музыка и театр. Настроение общества находит отражение и в живописи, которая внедряет в сознание людей идею о равноправии и благах для общества.
При изучении этого периода в школе дети составляют таблицы, в которых перечисляют литературных деятелей и их произведения, пишут конспекты, сочинения и рефераты. Благодаря такой работе им удается глубже понять русскую литературу и ее связь с историей.