3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проза и поэзия что это

Литературный энциклопедический словарь
ПОЭЗИЯ И ПРОЗА

ПОЭЗИЯ И ПРОЗА

ПОЭ́ЗИЯ И ПРО́ЗА (поэзия: греч. póiēsis, от poiéō — делаю, творю; проза: лат. prosa, от prorsa — прямая, простая, от proversa — обращенная вперед, ср. лат. versus — стих, букв. — повернутый назад), два основных типа организации художественной речи, внешне различающиеся в первую очередь строением ритма. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на соизмеримые отрезки, в принципе не совпадающие с синтаксическим членением (см. Стих, Стихосложение). Прозаическая художественная речь расчленяется на абзацы, периоды, предложения и колоны, присущие и обычной речи (см., напр., Разговорная речь), но имеющие определённую упорядоченность; ритм прозы, однако, сложное и трудноуловимое явление, изученное далеко не достаточно.

Первоначально поэзией именовалось искусство слова вообще, поскольку в нем вплоть до нового времени резко преобладали стихотворные и близкие к ней ритмико-интонационные формы. Прозой же называли все нехудожественные словесные произведения: философские, научные, публицистические, информационные, ораторские и т. п. (в России такое словоупотребление господствовало в XVIII — начале XIX вв.).

Поэзия (П.). Искусство слова в собственном смысле (т. е. уже отграниченно от фольклора) возникает вначале как П., в стихотворной форме (см. Поэтический язык). Стих является неотъемлемой формой основных жанров античности, средневековья и даже Возрождения и классицизма — эпические поэмы, трагедии, комедии и разные виды лирики. Стихотворная форма, вплоть до создания собственно художественной прозы в новое время, была уникальным, незаменимым инструментом превращения слова в искусство. Необычная организация речи, присущая стиху, выявляла, удостоверяла особую значимость и специфическую природу высказывания. Она как бы свидетельствовала, что поэтическое высказывание — не просто сообщение или теоретическое суждение, а некое самобытное словесное «деяние». П., по сравнению с прозой, обладает повышенной емкостью всех составляющих ее элементов (см. Лирика). Сама стихотворная форма поэтической речи, возникшей как обособление от языка действительности, как бы сигнализирует о «выведении» художественного мира из рамок обыденной достоверности, из рамок прозы (в исконном значении слова), хотя, разумеется, обращение к стиху само по себе не является гарантией «художественности». Стих всесторонне организует звучащую материю речи, придает ей ритмическую закругленность, завершенность, которые в эстетике прошлого нераздельно связывались с совершенством, красотой. « Древний мир , — писал К. Маркс, — возвышеннее современного во всем том, в чем стремятся найти законченный образ, форму и заранее установленное ограничение» (Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, 1976, с. 166). В словесности прошлых эпох стих и выступает как такое «заранее установленное ограничение», которое создает возвышенность и красоту слова.

Необходимость стиха на ранних ступенях развития искусства слова диктовалась, в частности, и тем, что оно изначально существовало как звучащее, произносимое, исполнительское. Даже Г. Гегель еще убежден, что все художественные словесные произведения должны произноситься, петься, декламироваться. В прозе, хотя и слышимы живые голоса автора и героев, но слышимы они «внутренним» слухом читателя. Осознание и окончательное утверждение прозы как законной формы искусства слова происходит только в XVIII — начале XIX вв. В эпоху господства прозы причины, породившие П., теряют свое исключительное значение: искусство слова теперь и без стиха способно созидать подлинно художественный мир, а «эстетика завершенности» перестает быть незыблемым каноном для литературы нового времени. Художественная проза обнаружила способность создавать красоту слова, не уступающую красоте слова в П.

П. в эпоху прозы не отмирает (а временами, напр. в России 10‑х гг. XX в., даже вновь выдвигается на авансцену); однако она претерпевает глубокие изменения. В ней ослабевают черты завершенности; отходят на второй план особенно строгие строфические конструкции: сонет, рондо, газель, танка и т. п., развиваются более свободные формы ритма — дольник, тактовик, акцентный стих и т. п., в стих внедряются разговорные интонации.

В новейшей П. раскрылись новые содержательные качества и возможности стихотворной формы. В П. XX в. у А. А. Блока, В. В. Маяковского, Р. М. Рильке, П. Валери и др. со всей ясностью выступило то громадное усложнение художественного смысла, возможность которого всегда была заложена в природе стихотворной речи.

Само движение слов в стихе, их взаимодействие и сопоставление в условиях ритма и рифм, отчетливое выявление звуковой стороны речи, даваемое стихотворной формой, взаимоотношения ритмического и синтаксического строения и т. п. — все это таит в себе неисчерпаемые смысловые возможности, которых проза, в сущности, лишена (ср., напр., Интонация поэтическая). Многие прекрасные стихи, если их переложить прозой, окажутся почти ничего не значащими, ибо их смысл создается главным образом самим взаимодействием стихотворной формы со словами. Неуловимость — в непосредственном словесном содержании — созданного художником особого поэтического мира, его восприятия и ви́дения, остается общим законом как для древней:

Прыгнула в воду лягушка,

так и для современной П.: «Хотел бы я долгие годы / На родине милой прожить, / Любить ее светлые воды / И темные воды любить» (Вл. Н. Соколов). Специфическое, нередко необъяснимое воздействие на читателя П., позволяющее говорить о ее тайне, во многом определяется этой неуловимостью художественного смысла. П. способна так воссоздавать живой поэтический голос и личную интонацию автора, что они «опредмечиваются» в самом построении стиха — в ритмическом движении и его «изгибах», рисунке фразовых ударений, словоразделов, пауз и пр. Вполне закономерно, что П. нового времени — прежде всего лирическая П.

В современной лирике стих осуществляет двоякую задачу. В соответствии со своей извечной ролью он возводит некоторое сообщение о реальном жизненном опыте автора в сферу искусства, т. е. превращает эмпирический факт в факт художественный; и вместе с тем именно стих позволяет воссоздать в лирической интонации непосредственную правду личного переживания, подлинный и неповторимый человеческий голос поэта (см. Лирический герой).

Проза (П.) — Вплоть до нового времени П. развивается на периферии искусства слова, оформляя смешанные, полухудожественные явления письменности (исторические хроники, философские диалоги, мемуары, проповеди, религиозные сочинения и т. п.) или «низкие» жанры (фарсы, мимы и другие виды сатиры). П. в собственном смысле, складывающаяся начиная с эпохи Возрождения (см. Жанр), принципиально отличается от всех тех предшествующих явлений слова, которые так или иначе выпадают из системы стихотворчества. Современная П., у истоков которой находится итальянская новелла Возрождения, творчество М. Сервантеса, Д. Дефо, А. Прево, сознательно отграничивается, отталкивается от стиха как полноценная, суверенная форма искусства слова. Существенно, что современная П. — письменное (точнее, печатное) явление, в отличие от ранних форм поэзии и самой П., исходивших из устного бытования речи.

При своем зарождении прозаическая речь стремилась, как и стихотворная, к подчеркнутой выделенности из обычной разговорной речи, к стилистической украшенности (ср., напр., древнерусскую литературу). И только с утверждением реалистического искусства, тяготеющего к «формам самой жизни», такие свойства П., как «естественность», «простота», становятся эстетическими критериями, следовать которым не менее трудно, чем при создании сложнейших форм поэтической речи (Ги де Мопассан, Н. В. Гоголь, А. П. Чехов). Простота П., т. о., не только генетически, но и с точки зрения типологической иерархии не предшествует, как это принято было думать, поэтической сложности, а является позднейшей сознательной реакцией на нее. Вообще становление и развитие П. происходит в постоянной соотнесенности с поэзией (в частности, сближении одних и отталкивании других жанров и форм). Так, жизненная достоверность, «обыкновенность» языка и стиля П., вплоть до введения просторечий, прозаизмов и диалектизмов, до сих пор воспринимаются как художественно значимые именно на фоне высокого поэтического слова (см. Язык художественной литературы).

Изучение природы художественной П. началось лишь в XIX в. и развернулось в XX в. В общих чертах выявлены некоторые существенные принципы, отличающие прозаическое слово от поэтического. Слово в П. имеет — сравнительно с поэтическим — принципиально изобразительный характер; оно в меньшей степени сосредоточивает внимание на себе самом, между тем в поэзии, особенно лирической, нельзя отвлечься от слов. Говоря точнее, слово в П. непосредственно разворачивает перед нами сюжет (всю последовательность отдельных действий, движений, из которых и создаются характеры и художественный мир романа или рассказа в целом). Не менее важно, что в П. слово становится предметом изображения, как «чужое», в принципе не совпадающее с авторским. Для поэзии характерно единое авторское слово и слово персонажа, однотипное с авторским; поэзия монологична. Между тем П. по преимуществу диалогична, она вбирает в себя многообразные, несовместимые друг с другом «голоса» (об этом в кн.: Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского, М., 1972, с. 309—50). В художественной П. сложное взаимодействие «голосов» автора, рассказчика, персонажей нередко наделяет слово «разнонаправленностью», многозначностью, которая по природе своей отличается от многосмысленности поэтического слова. П., как и поэзия, преображает реальные объекты и создает свой художественный мир, но делает это прежде всего путем особого взаимоположения предметов и действий, стремясь к индивидуализированной конкретности обозначаемого смысла.

Существуют промежуточные формы между поэзией и прозой: стихотворение в прозе — форма, близкая к лирической поэзии по стилистическим, тематическим и композиционным (но не метрическим) признакам; с другой стороны — ритмическая проза, близкая к стиху именно по метрическим признакам (ср. также Свободный стих). Иногда поэзия и П. взаимопроникают друг в друга (см. Лирическая проза) или включают в себя куски «инородного» текста — соответственно прозаического или стихотворного, от имени автора или героя.

История становления и смены прозаических стилей, ритм П., ее специфическая изобразительная природа и высвобождение художественной энергии в результате столкновения различных речевых планов — кардинальные моменты в создании научной теории П.

Белинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, Полн. собр. соч. в 13 тт., т. 5, М., 1954;

Потебня А. А., Поэзия. Проза. Сгущение мысли; Из записок по теории словесности (фрагменты), в его сб.: Эстетика и поэтика, М., 1976;

Тынянов Ю. Н., Проблема стихотворного языка, 2 изд., М., 1965;

Виноградов В. В., О худож. прозе, М.-Л., 1930;

его же, О языке художественной литературы, М., 1959;

Шкловский В., О теории прозы, М., 1929;

его же, Художественная проза, М., 1961;

Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971, с. 182—343;

Кожинов В. В., О природе художественной речи в прозе, в его кн.: Происхождение романа, М., 1963;

Роднянская И. Б., Слово и «музыка» в лирическом произведении, в сб.: Слово и образ, М., 1964;

Лотман Ю. М., Поэзия и проза; Природа поэзии, в его кн.: Анализ поэтического текста, Л., 1972;

Бахтин М. М., Слово в романе, в его кн.: Вопросы литературы и эстетики, М., 1975.

ПОЭЗИЯ И ПРОЗА

ПОЭЗИЯ И ПРОЗА (греческое ποίησις – соз­да­ние, тво­ре­ние, из­го­тов­ле­ние, от ποι&oxia;εω – соз­да­вать, тво­рить, из­го­тав­ли­вать; латинское prosa, от oratio prosa, буквально – про­стая, не свя­зан­ная (риф­мой) речь) – два основных типа организации художественной речи, внешне различающиеся в первую очередь строением ритма.

Читать еще:  В чем разница между прозой и поэзией

Ритм по­этической ре­чи соз­да­ёт­ся от­чёт­ли­вым де­ле­ни­ем на со­из­ме­ри­мые от­рез­ки, в прин­ци­пе не сов­па­даю­щие с син­так­сическим чле­не­ни­ем (смотреть Стих, Сти­хо­сло­же­ние). Про­за­ическая ху­дожественная речь рас­чле­ня­ет­ся на аб­за­цы, пе­рио­ды, пред­ло­же­ния и ко­ло­ны, при­су­щие и обыч­ной ре­чи, но имею­щие оп­ре­де­лён­ную упо­ря­до­чен­ность; ритм про­зы, од­на­ко, – слож­ное и труд­но­уло­ви­мое яв­ле­ние, изу­чен­ное не­дос­та­точ­но. Пер­во­на­чаль­но по­эзи­ей име­но­ва­лось ис­кус­ст­во сло­ва во­об­ще, по­сколь­ку в нём вплоть до Но­во­го вре­ме­ни рез­ко пре­об­ла­да­ли сти­хотв. и близ­кие к по­эзии рит­ми­ко-ин­то­национные фор­мы. Про­зой же на­зы­ва­ли все не­ху­до­же­ст­вен­ные сло­вес­ные про­из­ве­де­ния: фи­лософские, на­учные, пуб­ли­ци­стические, ин­фор­ма­ци­он­ные, ора­тор­ские (в Рос­сии та­кое сло­во­упот­реб­ле­ние гос­под­ство­ва­ло в XVIII – начале XIX веков).

Ис­кус­ст­во сло­ва в собств. смыс­ле (то есть уже от­гра­ни­чен­ное от фольк­ло­ра) воз­ни­ка­ет вна­ча­ле в сти­хотворной фор­ме. Стих яв­ля­ет­ся не­отъ­ем­ле­мой фор­мой основных жан­ров ан­тич­но­сти, Сред­не­ве­ко­вья и да­же Воз­ро­ж­де­ния и клас­си­циз­ма – эпические по­эмы, тра­ге­дии, ко­ме­дии; раз­ные ви­ды ли­ри­ки. Не­обыч­ная ор­га­ни­за­ция ре­чи, при­су­щая сти­ху, удо­сто­ве­ря­ла осо­бую зна­чи­мость и спе­ци­фическую при­ро­ду вы­ска­зы­ва­ния. Са­мо дви­же­ние слов в сти­хе, их взаи­мо­дей­ст­вие и со­пос­тав­ле­ние в ус­ло­ви­ях рит­ма и рифм, от­чёт­ли­вое вы­яв­ле­ние зву­ко­вой сто­ро­ны ре­чи, да­вае­мое сти­хотворной фор­мой, взаи­мо­от­но­ше­ния рит­мического и син­так­сического строе­ния – всё это заклю­ча­ет в се­бе не­ис­чер­пае­мые смы­сло­вые воз­мож­но­сти, ко­то­рых про­за, в сущ­но­сти, ли­ше­на.

Ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие про­зы про­исхо­ди­ло в по­сто­ян­ной со­от­не­сён­но­сти с по­эзи­ей. Вплоть до Но­во­го вре­ме­ни про­за раз­ви­ва­лась на пе­ри­фе­рии ли­те­ра­ту­ры, оформ­ляя сме­шан­ные, по­лу­ху­до­же­ст­вен­ные яв­ле­ния пись­мен­но­сти (ис­то­рические хро­ни­ки, ме­муа­ры, про­по­ве­ди, фи­лософские, ре­лигиозные со­чи­не­ния и другое) или «низ­кие» жан­ры (фар­сы, ми­мы и другое). Современная про­за, у ис­то­ков ко­то­рой – итальянская но­вел­ла Воз­ро­ж­де­ния, твор­че­ст­во М. де Сер­ван­те­са, Д. Де­фо, А. Пре­во, соз­на­тель­но от­тал­ки­ва­ет­ся от сти­ха как пол­но­цен­ная, су­ве­рен­ная ху­дожественная фор­ма, бу­ду­чи при этом, в от­ли­чие от ран­них форм по­эзии и са­мой про­зы, ис­хо­див­ших из уст­но­го бы­то­ва­ния ре­чи, ис­клю­чи­тель­но пись­мен­ным (точ­нее, пе­чат­ным) яв­ле­ни­ем. Ес­ли при сво­ём за­ро­ж­де­нии про­за­ическая речь стре­ми­лась, как и сти­хо­твор­ная, к под­чёрк­ну­той вы­де­лен­но­сти из обыч­ной разговорной ре­чи, к сти­ли­стической ук­ра­шен­но­сти, то в даль­ней­шем её эс­те­тическими кри­те­рия­ми ста­но­вят­ся «ес­те­ст­вен­ность» и «про­сто­та», сле­до­вать ко­то­рым не менее труд­но, чем при соз­да­нии слож­ней­ших форм по­этической ре­чи. По­это­му не толь­ко ге­не­ти­че­ски, но и с точ­ки зре­ния ти­по­ло­гической ие­рар­хии «про­сто­та» про­зы не пред­ше­ст­ву­ет по­этической слож­но­сти, а яв­ля­ет­ся позд­ней­шей соз­на­тель­ной ре­ак­ци­ей на неё. Окон­чательное ут­вер­жде­ние про­зы как за­кон­ной фор­мы ис­кус­ст­ва сло­ва про­ис­хо­дит толь­ко в XVIII – начале XIX веков. В эпо­ху гос­под­ства про­зы по­эзия, ут­ра­чи­вая своё ис­клю­чительное зна­че­ние, не от­ми­ра­ет (а в Рос­сии 1910-х годов да­же вновь вы­дви­га­ет­ся на аван­сце­ну), но пре­тер­пе­ва­ет глу­бо­кие из­ме­не­ния. В ней от­хо­дят на вто­рой план стро­гие стро­фические кон­ст­рук­ции: со­нет, рон­до, га­зель и другие и раз­ви­ва­ют­ся бо­лее сво­бод­ные фор­мы – доль­ник, так­то­вик, ак­цент­ный стих, вне­дря­ют­ся разговорные ин­то­на­ции и лек­си­ка. Вме­сте с тем для но­во­ев­ропейской литературы ха­рак­тер­но и пре­одо­ле­ние раз­де­ле­ния на стих и про­зу за счёт соз­да­ния гиб­рид­ных (про­зи­метр), а так­же по­гра­нич­ных (сти­хо­тво­ре­ния в про­зе, рит­ми­зо­ван­ная про­за) форм. С по­яв­ле­ним вер­либ­ра раз­мы­ва­ет­ся и стро­гий мет­рический кар­кас сти­ха.

На ру­бе­же XIX-XX веков про­ти­во­пос­тав­ле­ние сти­ха и про­зы по­лу­ча­ет тео­ре­тическую под­держ­ку бла­го­да­ря фор­ми­ро­ва­нию сти­хо­ве­де­ния как са­мо­сто­ятельной фи­ло­ло­гической дис­ци­п­ли­ны (ра­бо­ты А. Бе­ло­го, Ю.Н. Ты­ня­но­ва, Б.М. Эй­хен­бау­ма, Р.О. Якоб­со­на и других), имею­щей сво­ей це­лью изу­че­ние за­ко­но­мер­но­стей сти­хотворной ре­чи.

ПОЭЗИЯ И ПРОЗА

ПОЭЗИЯ И ПРОЗА. Слово «поэзия», как и слово «проза», имеет несколько значений.

В 1923 Тынянов писал: «Термин «поэзия», бытующий у нас в языке и в науке, потерял в настоящее время конкретные объем и содержание и имеет оценочную окраску». Термину «проза» в значении «способ организации художественной речи» большинство современных литературоведов противопоставляет не термин «поэзия», а термин «стихи».

Чем же стихи отличаются от прозы? Современная наука о литературе отвечает на этот вопрос так: текст, записанный в столбик, – стихи, в строчку – проза. Само слово «стих» в переводе с греческого значит «ряд», а слово «проза» в переводе с латыни – «речь, которая ведется прямо вперед». В стихах как бы появляется новый знак препинания – пауза на конце стиха. Благодаря этим паузам стихи произносятся медленнее, чем проза. Читатель вдумывается в смысл каждого стиха – новой «порции» смысла. Вот, например, басня Крылова Две бочки:

Две бочки ехали: одна с вином,
Другая

Пустая.
Вот первая себе без шума и шажком
Плетется,
Другая вскачь несется…

Короткие вторая и третья строки приобретают в сознании читателя такое же значение, как сообщение в длинной первой строке. Сразу становится ясно, что «героиней» басни станет вторая бочка.

Проза при осмысленном чтении тоже делится на отрезки, но это членение задается только синтаксисом. В то время, как в стихах стихотворная строка не обязательно совпадает с синтаксическим членением фразы. Например:

А плакала я уже бабьей
Слезой – солонейшей солью.

Такое явление называется – синтаксический перенос, или enjambement.

Слово внутри стиха воспринимается иначе, чем слово в прозаическом тексте. Слова влияют друг на друга. Ю.Тынянов назвал это явление «единством и теснотой стихового ряда». В своей книге Проблема стихотворного языка он приводит пример из баллады Жуковского Алонзо:

Небеса кругом сияют
Безмятежны и прекрасны…

И надеждой обольщенный,
Их блаженства пролетая…

Слово «блаженство» означает: блаженное состояние, счастье. Здесь же это слово получает значение чего-то пространственного. На значение слова «блаженство» влияет предыдущее слово «их» (небес) и последующее «пролетая».

Ощущение «единства и тесноты стихового ряда» усиливается еще и звуковой организацией стиха. Звучание стихов гораздо важнее, чем звучание прозы. Звуки в стихах как бы «окликают» друг друга. Часто повторяются одни и те же согласные – это называется аллитерация. Строчка Маяковского Где, он, бронзы звон или гранита грань…как бы напоминает звон металла и твердость гранита. Сам поэт говорил: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова». Повторяются в стихах и гласные звуки – это явление называется ассонанс.

У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.

– повтор звука «у» как бы передает гулкое затишье перед боем.

Благодаря звучанию, перекличке звуков, интонации, «слово в стихе имеет тысячу неожиданных смысловых оттенков, стих дает новое измерение слову» (Тынянов).

Стихи обладают и другими важнейшими признаками, делающими их «складной» речью. В первую очередь, ритмом. Стихотворная речь происходит от песни, в которой слово неразрывно связано с мелодией. Долгое время стихотворная речь определялась, как речь ритмическая. При этом следует учитывать, что ритм – это конкретная мелодика текста, а метр стихотворения – схема его размера.

Ритм есть и в прозе. Мопассан писал о Флобере: «Фраза Флобера поет, кричит, звучит яростно и звонко, как труба, шепчет, как гобой, переливается, как виолончель, нежит, как скрипка, ласкает, как флейта», т.е. уподоблял ритм флоберовской прозы музыкальному ритму. Каждый пишущий человек знает, что иногда необходимо вставить слово в фразу не для уточнения смысла, а для сохранения ритма. Однако чем же создается этот ритм, трудно определить. Законы ритма прозы менее выявлены, чем законы ритма стихотворного. Даже так называемая ритмическая проза, где природа ритма поддается определению, (например, Симфонии Андрея Белого), благодаря записи в строчку воспринимается именно как проза. А записанный в столбик свободный стих, верлибр (Vers libre – фр.) лишенный и размера и рифмы, – как стихи.

Ритм в стихах создается прежде всего определенной системой стихосложения, разной у разных народов и в различные эпохи. Стихотворные строки соизмеряются между собой определенными мерками. Основных систем стихосложения насчитывается обычно три.

Повторяемость отрезков с одинаковым числом ударений образует тонический стих. Тоническое стихосложение было свойственно русской народной поэзии, древнегерманскому стиху и др. Стихи в тонической системе могут быть не равновеликими. В этом случае разница между длинными и короткими строками ощущается как разница в числе ударений.

Повторяемость отрезков с одинаковым количеством слогов образует силлабический стих. Этот тип стихосложения господствует в романских языках, в польском, в классической японской поэзии. В России силлабическое стихосложение было распространено с 16 в. до первой трети 18 в.

Если мельчайшей единицей ритма выступает стопа – два или три слога, из которых один сильный (в русском стихосложении – ударный) – это силлабо-тоническое стихосложение. Большинство русских классических стихов написаны силлабо-тоникой.

Если в двусложной стопе ударение падает на первый слог – это хорей, если на второй – ямб.

Трехсложная стопа с ударением на первом слоге – дактиль, на втором – амфибрахий, на третьем – анапест.

Сильные места могут выделяться не только ударностью, но и высотой (как в китайской классической поэзии) или долготой звука (античная поэзия, в которой, вероятно, существовало и музыкальное ударение). Но это возможно лишь в языках, где высота или долгота одного и того же звука образует разные фонемы.

В двухсложных размерах часто наблюдается пропуск ударения, который называется пиррихием, или сверхсхемные ударения. Академик В.Жирмунский и некоторые другие исследователи считали, что ритм стиха создается не избранным метром, а конкретным расположением ударений. Тынянов же полагал, что ритм складывается из множества факторов. Таких, как звуковая артикуляция, темп, рифма, аллитерации и др.

В любом случае при ограниченном количестве размеров ритмическое разнообразие стихов практически неограниченно.

С конца 19 в. по настоящее время в русскоязычной поэзии силлабо-тоническая система стихосложения перестает быть господствующей, постепенно двигаясь в сторону более свободной системы – тонической. Возникают такие размеры, как дольник, тактовик, акцентный стих. Долгое время в литературоведении не существовало четкого разграничения этих понятий. Затем академик М.Гаспаров предложил следующие определения: дольник – тонический стих, где расстояние между ударениями один-два слога. Тактовик – стих с межударным расстоянием до трех слогов, акцентный стих – от нуля до бесконечности. Этот стих при отсутствии рифмы отличается от прозы только графически – членением на строки.

Строки в стихах соотносимы между собой: в конце каждой строки вспоминаются концы предыдущих и возникают догадки о последующих. Особенно при наличии рифмы – звукового повтора, преимущественно в конце, двух или нескольких слогов.

И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…

(Читатель ждет уж рифмы розы.
На, вот возьми ее скорей!)

Рифма расширяет связи, в которые вступает каждое слово, и тем повышает смысловую емкость стиха. «Рифм сигнальные звоночки», – писала А.Ахматова. рифма устанавливает связь между словами, звучащими подобно, и заставляет нас подозревать близость и родство предметов, обозначаемых этими словами. Таким образом переоткрывается мир, заново постигается суть явлений. Поэтому важно, что чем рифмовать. Кроме того, конец строки, рифма – это смысловой акцент. Так, Маяковский ставил «нужное слово» в конец строки и искал к нему рифму «во что бы то ни стало».

Читать еще:  Стихи парню который нравится в прозе

Однако рифма не обязательный признак стихов. Не знали рифмы ни античная поэзия, ни русское народное поэтическое творчество, в частности былина. Крайне редко употребляются рифмы в современном англоязычном стихосложении. Наконец, в новоевропейском силлабическом и силлабо-тоническом стихосложении существует так называемый «белый стих» (blank verse – англ.) – стих нерифмованный, но имеющий ритм.

В прозе, в абсолютном большинстве случаев, рифма – явление случайное. Тем не менее рифма не может считаться отличительным признаком стихов. Дело не только в том, что существуют стихи без рифм. Как писал еще Тредиаковский, «Рифма… равным же образом не различает Стиха с Прозою: ибо Рифма не может и быть Рифмою, не вознося одного Стиха к другому, то есть не может быть Рифма без двух Стихов (но Стих каждый есть сам собою, и один долженствует состоять и быть Стихом)».

Есть ли повторы в прозе? Шкловский отвечает на этот вопрос положительно – «Повторяемость эпизодов сближает так называемый сюжет с так называемыми рифмами». Кроме того, у Джойса и некоторых символистов в прозе встречаются случаи и звуковой рифмы. Существует и проблема так называемой ритмической прозы. Так, роман Белого Петербург, так же, как и проза Джойса, насквозь поэтична: ритмизованна, организована аллитерациями, ассонансами и иными поэтическими приемами. Мертвые души Гоголя являются не просто прозаическим, а лироэпическим текстом, потому и названы поэмой.

Бытует мнение, что стихи отличаются от прозы большей эмоциональностью, лиричностью. Это не безосновательно, но тем не менее не может служить отличительным признаком стихов. В художественной прозе тоже довольно часто встречаются лирические фрагменты, кроме того, существует жанр так называемой лирической прозы. (Например, Путешествие по Гарцу Гейне.). Против разделения на стихи и прозу по этим признакам выступал Тредиаковский: «Высота стиля, смелость изображений, живость фигур, устремительное движение, отрывистое оставление порядка и прочее, не отличают Стиха от Прозы; ибо все сие употребляют иногда и Реторы и Историки».

Проза возникла значительно позже, чем стихи. Вплоть до эпохи Возрождения стихотворная форма в Европе была практически единственным инструментом превращения слова в искусство и почиталась одним из основных условий красоты. «Стиль, лишенный ритма, имеет незаконченный вид», – писал Аристотель. Правда, существовал античный роман, бывший массовым жанром. В целом же проза до Нового времени развивалась на периферии искусства (исторические хроники, философские диалоги, мемуары, памфлеты и т.п.) или в «низких» жанрах (различные виды сатиры), а художественная проза появляется лишь в «зрелых» литературах. Современная проза, у истоков которой – итальянская новелла Возрождения, выработала свои специфические художественные приемы и выступает как полноценная суверенная форма искусства слова. В одни эпохи развивается преимущественно поэзия, в другие – проза. Так, в «золотой век» русской литературы (пушкинская эпоха) поэзия качественно и количественно опережала прозу. В широком смысле «поэзией» в России 18–19 вв. называли все литературно-художественное творчество, как в стихах, так и в прозе. В русской словесности поэзией часто именовалась «хорошая» художественная литература. Именно так часто употреблял этот термин Белинский. Прозой же именовались нехудожественные тексты: исторические, философские, ораторские и т.д., а также плохо написанные художественные произведения. Молодой Пушкин писал брату: «Плетневу приличнее проза, нежели стихи, – он не имеет никакого чувства, никакой живости – слог его бледен, как мертвец». Стало быть, «бледный слог» мешает писать стихи, но не мешает – прозу. Зрелый же Пушкин сказал: «Года к суровой прозе клонят…». «Суровая» здесь означает «серьезная», противостоящая «легкой» поэзии. (По пушкинскому же определению, «поэзия должна быть глуповата»).

Тем не менее «поэзия» как синоним словосочетания «хорошая литература» употреблялся и после Пушкина, а иногда и в наши дни. В начале 20 в. Белый сказал о прозе русских классиков – «полнозвучнейшая из поэзий». Венедикт Ерофеев назвал поэмой свою книгу Москва – Петушки, подчеркивая тем самым значимость описываемых в ней событий.

В чем же все-таки заключается основное отличие поэзии от прозы? По словам литературоведа С.Н.Зенкина, «общий принцип стихотворной речи – повышенная активизация всех уровней текста, которая покупается ценой искусственных ограничений и делает текст особенно информативно емким». Так, если рифмы нет, то используется ритм, если же и он отсутствует (как в верлибре), используется членение на строки, которое может дополняться отсутствием пунктуации. Все это – для того, чтобы «активизировать нашу деятельность интерпретации текста», так как задача поэзии – заставить читателя заново постигать реальность, открывая бытийные смыслы через слово. Тем она и отлична от прозы с ее изначальной описательностью и информативностью. В поэзии форма так же смыслонесуща, как содержание. В хорошей поэзии они дополняют, поддерживают друг друга. Поэтому существуют формы графической акцентировки стиха (например, барочные «подобия», когда, скажем, стихотворение о вазе печаталось в форме вазы, встречающиеся в поэзии Полоцкого, Аполлинера, Жака Превера, или набор различных фрагментов текста разным по качеству и величине шрифтом в поэме Малларме Бросок костей никогда не отменит случая и т.д.). Проза определяется как художественная речь (в отличие от бытовой), так как в ней, по словам того же Зенкина, «в снятом виде присутствует поэтический ритм, проза воспринимается на фоне поэзии; проза – это то, что не захотело быть стихами, в отличие от «сырой» прозы бытовой речи, в принципе не ведающей о стихах».

Людмила Поликовская

Теория стиха. – В кн.: Сборник статей под ред. В. Жирмунского и др. Л., 1968
Эткинд Е. Разговор о стихах. М., 1970
Лотман Ю. Анализ поэтического текста. Л., 1972
Жирмунский В. Анализ поэтического текста. Л., 1975
Шкловский В. О теории прозы. М., 1983
Гаспаров М. Избранные статьи. О стихе, о стихах, о поэтах. М., 1995
Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. М., 1996
Зенкин С. Поэзия и проза. Теория стиха. – В кн.: Зенкин С. Введение в литературоведение. Теория литературы. М., 2000
Орлицкий Ю. Стихи и проза в русской литературе. М., 2002
Потебня А. Теоретическая поэтика. М., 2003
Тынянов Ю. Проблема стихотворного языка. М., 2004

Поэзия и проза

Вы будете перенаправлены на Автор24

Поэзия и проза – это основные типы организации художественной речи.

Отличие поэзии от прозы

Поэзия и проза являются основными типами организации художественной речи, которые внешне различаются в первую очередь строением ритма. Ритм поэтической художественной речи создается четким делением на соизмеримые отрезки, которые не совпадают с синтаксическим членением. Прозаическая речь расчленяется на периоды, абзацы, колоны и предложения, которые присущи и обычной речи, однако имеющие определенную упорядоченность. Однако ритм прозы является сложным, трудноуловимым явлением, и изучение его только начинается.

Поэзией первоначально называлось искусство слова вообще, так как в нем до Нового времени преобладали стихотворения и ритмико-интонационные формы, близкие к ней.

Прозой назывались все нехудожественные произведения:

  • Научные;
  • Философские;
  • Информационные;
  • Публицистические;
  • Ораторские и т.д.

В отечественной литературе это определение преобладало в 18-начале 19 столетий и было распространено до начала 20 века. В некоторых случаях оно встречается и сейчас.

История развития поэзии

Поэзия как искусство слова в собственном смысле, то есть отграниченное от фольклора, вначале возникает в стихотворной форме. Стих был неотъемлемой формой основных жанров литературы античности, средневековья, Ренессанса и классицизма – трагедии, комедии, эпические поэмы. Вплоть до Нового времени – до момента возникновения художественной прозы была незаменимым, уникальным инструментом превращения слова в искусство. Присущая стиху необычная форма организации речи выявляла, утверждала, удостоверяла особую значимость, а также специфическую природу высказывания. Она словно свидетельствовала о том, чо это высказывание является не просто сообщением или теоретическим суждением, а неким самобытным словесным деянием. Гегель, изучая причины возникновения поэзии на примере надписи-двустишия, которое извещало о павших при Фермопилах греках, заметил, что это двустишие само стремиться проявиться как действие, а не является просто сообщением о каком-то действии, лежащем вне его. То есть двустишие не информирует о случившемся факте, а создает поэтический, художественный факт, шире – поэтический мир, где, к примеру, могут говорить даже мертвые:

Готовые работы на аналогичную тему

«Странник, во Спарту пришедши, о нас возвести ты народу,

Что исполняя закон, здесь мы костьми полегли».

А стихотворная форма сразу сообщает о выведении художественного мира за рамки обыденной достоверности, за границы прозы в его исконном значении. Однако обращение к стиху не является само по себе гарантией художественности.

Необходимость стиха на начальных стадиях развития искусства слова была продиктована и тем что изначально оно существовало как исполнительское, звучащее, произносимое. Еще даже Гегель был твердо убежден, что все словесно-художественные произведения должны петься, произноситься, декламироваться. Это невозможно применить к современному роману, который существует и как книга, читаемая «про себя». Хоть в прозе и слышимы голоса героев и автора, слышимы они внутренним слухом читателя. Поэзия же, стих, с одной стороны себя выявляет только в устном бытии, с другой – лишь стих может всесторонне организовать звучащую материю речи, придать ей законченность, ритмическую завершенность, которые эстетка прошлого нераздельно связывала с красотой и совершенством.

В художественной словесности прошлых эпох стих играет роль и «заранее установленного ограничения», которая создает красоту слова и возвышенность.

Становление художественной прозы начинается в 18-начале 19 века. В эпоху преобладания прозы те причины, которые породили поэзию, теряют свое значение. Теперь искусство слова и без стиха может создавать по-настоящему художественный мир, а эстетика завершенности литературе нового времени, в сущности, чужда.

Однако поэзия в эпоху прозы не отмирает, но претерпевает достаточно глубокие изменения. Черты завершенности в ней резко ослабевают, а строгие строфические конструкции, такие как рондо, сонет, танка, газель, отходят на второй план. Происходит развитие более свободной формы ритма – тактовик, дольник, акцентный стих, постепенно в стих внедряются и разговорные интонации.

История развития прозы

Проза вплоть до Нового времени развивается на обочине искусства слова, оформляет полухудожественные, смешанные явления письменности (диалоги, исторические хроники, проповеди, мемуары, религиозные сочинения и т.д.) или так называемые «низкие» жанры (мимы, фарсы и другие виды сатиры).

Проза в собственном смысле, формирующаяся начиная с эпохи Возрождения, имеет принципиальные отличия от всех предшествующих явлений слова, которые тем или иным образом выпадают из системы стихотворчества. У истоков современной прозы стоит итальянская новелла Ренессанса, творчество Д. Дефо, М. Сервантеса. Современная проза отталкивается от стиха как суверенная, полноценная форма искусства слова.

Важно, что современная проза – явление письменное, между тем как ранние формы прозы исходили из устной речи и претендовали на звучащее исполнение, и это ставило их в один ряд с поэзией.

Изучение природы художественной прозы началось только в 19 веке и продолжилось в 20 в. Здесь еще очень многое проблематично. Например, понятие ритма прозы, которое несомненно, имеет более высокую степень организованности, нежели ритм речи нехудожественной. В исследованиях последних десятилетий обнаружено, что проза, не имея устойчивую количественную характеристику, обладает качественной определенностью. Ритм прозы, ускоряясь или замедляясь в зависимости от движения повествования, все-таки выдерживается в едином ключе.

Читать еще:  Как в пьесе гроза соотносятся поэзия и проза жизни

В прозе слово имеет принципиально изобразительный характер, оно на себе самом сосредотачивает внимание на себе самом. В поэзии же, в лирической особенно, отвлечься от слов нельзя.

Проза преображает реальные объекты, как и поэзия, и создает свой художественный мир, однако делает это в первую очередь путем особого положения действий и предметов.

В прозе предметом изображения становится само слово, которое в принципе не совпадает с авторским, является «чужим».

Существуют и промежуточные формы между прозой и поэзией. Такой формой является стихотворение в прозе (у И. С. Тургенева, Ш. Бодлера). Оно по стилистическим, композиционным, тематическим признакам близко к поэзии, однако не является близким по метрическим признакам. Свободный стих, ритмическая проза к стиху близки именно по метрическим признакам.

Литературные роды и жанры. Поэзия и проза

Художественная литература как феномен культуры.

Литературные роды и жанры. Поэзия и проза.

Роды́ литературы — это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося (“носителя речи”) к художественному целому. Выделяются три рода: драма, эпос, лирика.

ДРАМА — один из четырех родов литературы. В узком смысле слова — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком — все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль. ЛИРИКА — один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия. ЛИРОЭПИКА — один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя. ЭПОС — один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

Виды(Жанры) литературы.

КОМЕДИЯ — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.
ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ (в прозе) — вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.
МЕЛОДРАМА — вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных.
ОЧЕРК — самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.
ПЕСНЯ, или ПЕСНЬ — самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д.
ПОВЕСТЬ — средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.
ПОЭМА — вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.
РАССКАЗ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.
РОМАН — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.
ТРАГЕДИЯ — вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.
ЭПОПЕЯ — произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.

Поэ́зия (греч. ποίησις, «творчество, сотворение») — особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры (измерения), не определенной потребностями обыденного языка; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное. Дополнительной мерой речи является стих (стихотворная строка), а также рифмы, метр и проч. Нередко слово поэзия употребляется в метафорическом смысле, означая изящество изложения или красоту изображаемого, и в этом смысле поэтичным может быть назван сугубо прозаический текст; во избежание путаницы в научной литературе существует поэтому тенденция избегать слова поэзия и говорить исключительно о стихе (стихах), однако и такое словоупотребление не свободно от недостатков, поскольку основное значение термина «стих» — отдельная стихотворная строка.

В современной культуре под поэзией обычно понимают вид искусства, забывая, что и в нынешней повседневной жизни достаточно текстов поэтических, но не художественных (например, рекламные). Исторически же стихотворными могли быть тексты любого содержания, вплоть до научных и медицинских трактатов. Целесообразность облекания этих текстов в стихотворную форму была связана с тем, что таким образом текст дистанцировался от обыденной речи, маркировался как наиболее важный, значимый.

Про́за (лат. prōsa) — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Иногда термин употребляется в качестве противопоставления художественной литературы вообще (поэзия) литературе научной или публицистической, то есть не относящейся к искусству. [1] В Древней Греции наряду с поэзией существовала и художественная проза: мифы, предания, сказки, комедии. Эти жанры не рассматривались, как поэтические, поскольку миф для древних греков был явлением не художественным, а религиозным, предание — историческим, сказка — бытовым, комедия считалась слишком приземлённой. К прозе нехудожественной относились произведения ораторские, политические, позже научные. Таким образом в античном мире, Древнем Риме и затем в средневековой Европе проза находилась на втором плане, представляя собой литературу бытовую или публицистическую, в противопоставление высокохудожественной поэзии.

Ко второй половине средних веков положение стало постепенно изменяться. Вместе с разложением сначала античного, а затем и феодального общества разлагаются постепенно поэма, трагедия, ода. В связи с развитием торговой буржуазии, её культурным и идейным ростом, на основе культуры больших городов все больше растут и развиваются прозаические жанры. Возникают повесть, новелла, вслед за ними складывается роман. Старые поэтические жанры, игравшие основную роль в литературе феодализма и рабовладельческого общества, постепенно теряют своё основное, ведущее значение, хотя отнюдь не исчезают из литературы. Однако новые жанры, играющие основную роль сначала в буржуазных стилях, а затем и во всей литературе капиталистического общества, явно тяготеют к прозе. Художественная проза начинает оспаривать у поэзии руководящее место, становится рядом с ней, а ещё позднее, к эпохе расцвета капитализма, даже оттесняет её. К XIX веку писатели-прозаики, новеллисты и романисты, становятся наиболее заметными фигурами в художественной литературе, давая обществу те большие типические обобщения, которые в эпоху торжества поэзии дали создатели поэм и трагедий.

В число литературных жанров, традиционно относимых к прозе, входят:

  • Роман — большое по объёму повествовательное произведение со сложным и развитым сюжетом. [4]
  • Повесть — род эпический поэзии, близкий к роману, изображает какой-нибудь эпизод из жизни; от романа отличается меньшей полнотой и широтой картин быта, нравов. [5]
  • Новелла — литературный малый повествовательный жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод для их отождествления), но отличающийся от него генезисом, историей и структурой. [6]
  • Эпопея — монументальное по форме эпическое произведение, отличающееся общенародной проблематикой. [7]
  • Рассказ — малая эпическая жанровая форма художественной литературы — небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму своего текста. [8]
  • Эссе — прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. [9]
  • Биография — сочинение, в котором излагается история жизни и деятельности какого-нибудь лица. [

3.Понятие «Миф».Анимизм,Тотемизм,фетишизм антропоцентризм в мифе. Инициация в мифологических сюжетах.

Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире.

Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве.

Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своему смыслу художественной литературе; исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние. Естественно, что литература не расстаётся с мифологическими основами и позднее, что относится не только к произведениям с мифологическими основами сюжета, но и к реалистическому и натуралистическому бытописательству XIX и XX веков (достаточно назвать «Оливера Твиста» Чарльза Диккенса, «Нана» Эмиля Золя, «Волшебную гору» Томаса Манна).

Анимизм. Безусловным ядром древних мифов был анимизм (лат. anima – душа). Это учение о душе опиралось на группу фактов, фиксировавших активные проявления жизни: способность к самопорождению, рост, движение и т.п. Особое впечатление производил контраст между живыми и мертвыми телами. Данное знание воображение превратило в анимизм, согласно которому существует много душ и каждая душа представляет собой тонко-телесное образование, подобное пару, дыханию, воздуху или тени. Все, что существует, является живым благодаря наличию души. Эта мысль позднее получила название «гило-зоизм» (греч. hyle – вещество, zoe – жизнь). В человеке душа управляет телом и способна временно его покидать (обморок, сон) или насовсем (смерть).

3.3. Тотемизм. Речь идет о веровании в то, что определенный вид растений или животных некогда породил данное племя или род. В соответствующих мифах рассказывается о странствиях тотема (англ. totem – священный предок), описываются определенные места, где останавливался первопредок: скалы, ущелья, водоемы. Они становились центрами обрядов, где хранились тотемические эмблемы (изображения дуба, ворона, змеи и т.п.).

3.2. Фетишизм. С анимизмом связан фетишизм (порт. feitisso – сделанный). Это древнее представление признает пребывание духа в материальном предмете, поразившем воображение первобытных людей. В качестве такого предмета выступали редкие и необычные объекты – части тела животного, драгоценные камни, особой формы палки, коренья и т.п. Существовало верование в то, что фетиш способен охранять от злых духов и исцелять от болезней. Фетишизм трансформировался позднее в культы амулетов, талисманов, идолов и мощей.

Инициация – определенный, как правило мистический, обряд, связанный с переходом человека на новый социальный уровень. Инициация включает в себя функции обряда, мифа и ритуала. Центральное место в кругу мифологических сюжетов (сказаний о богах, героического эпоса, волшебной сказки) занимает инициация героя, то есть путешествие в потусторонний мир (временная смерть), общение с его хозяевами и в результате получение магических сил, оружия и т.п. Обряд инициации у архаических народов, как правило, включал увод посвящаемых близкими родственниками в лес, мучительные пытки в шалаше, вход в который изображал пасть хозяина мира смерти, различные ритуалы, символизирующие поглощение и изрыгание посвящаемого зооморфным прародителем, многочисленные испытания, наконец возвращение в племя и женитьбу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: