0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тургенев стихи в прозе когда меня не будет

Разработка урока. Комплексный анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Когда меня не будет».
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

На уроке учащиеся обучались комплексному анализу текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Разработка урока по анализу стихотворения в прозе И.С.Тургенева23.87 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

;Тема урока: И.С.Тургенев «Когда меня не будет. » Анализ художественного текста.

Цель: познакомить учащихся с содержанием лирической миниатюры; ввести их в атмосферу жизни и творчества писателя; развивать умение находить в тексте тропы, фигуры речи и определять их функцию; воспитывать самостоятельность, творческую активность; помочь учащимся осмыслить мотивы любви и жизни, памяти и бессмертия.

Оборудование: портреты Тургенева и Полины Виардо; музыка: Поль Мориа «История любви», Бетховен «К Элизе».

  1. Учитель объявляет тему и цель урока.
  2. Чтение текста учащимися. Знакомство с содержанием.
  3. Учитель читает произведение вслух на фоне музыки Поля Мориа.

Когда меня не будет.

Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом,- о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня,- не ходи на мои могилу. Тебе там делать нечего.

Не забывай меня. но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд. Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение. Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало,- помнишь?- у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы.

Прочти, закрой глаза и протяни мне руку. Отсутствующему другу протяни руку твою.

Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой: она будет лежать неподвижно под землею. но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение.

И образ мой предстанет тебе, и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!

  1. Обмен впечатлениями. Какие чувства испытывали при знакомстве с миниатюрой? Помогла ли музыка воспринять содержание текста?
  2. Сообщения учащихся.

Ученик 1. С 1878 года писатель стал создавать «Стихотворения в прозе». Ему хотелось прозаическую речь сблизить со стихотворной, создать особый жанр дневника, в котором соединятся радостные и грустные воспоминания о прошлом, размышления о любви и чести, правде и совести, о жизни и смерти. Это своего рода лирический дневник.

Стихотворения в прозе» завершают творческий путь Тургенева. Ключевые слова «жизнь» и «смерть» формируют два тематических ряда, которые представляют собой особую картину мира.

Учитель: Ребята, что вы знаете о жанре «Стихотворения в прозе»? В чем своеобразие этого жанра? Назовите основные признаки «Стихотворения в прозе». Какие миниатюры изучали?

Ученик 2. «Стихотворения в прозе» — это стихи без рифмы и размера. В них много переживаний, личных ощущений, размышлений. Главное в них — лирическое начало, ярко выраженные чувства автора. «Русский язык», «Два богача», «Близнецы», «Памяти Ю. Вревской», «Мне жаль».

Учитель: Основные признаки жанра:

герой — я, его чувства;

речь эмоциональна; большое значение придается художественным средствам (средствам выразительности), поэтической фонетике, синтаксису).

Лирическая миниатюра, которую мы прочитали, посвящена любимой женщине И.С.Тургенева Полине Виардо. (Портрет П. Виардо).

1. В 1843 году произошло событие, наложившее неизгладимый отпечаток на всю жизнь Ивана Сергеевича Тургенева: он познакомился с выдающейся певицей, человеком высокой культуры, умной и привлекательной женщиной Полиной Виардо.

2. Полина Виардо была не только замечательной певицей, но и обаятельной женщиной, широко образованным человеком и интересным собеседником. Любовь к ней Тургенев пронес через всю жизнь. До конца своих дней он остался верен этому чувству, многое принеся ему в жертву.

3. «О, мой горячо любимый друг, постоянно, день и ночь я думаю о Вас, и с какой бесконечной любовью! Каждый раз, когда Вы вспоминаете обо мне, Вы можете уверенно сказать себе: «Мой образ стоит сейчас перед его глазами и он покланяется мне. И это будет истинная правда. Все мои помыслы постоянно вьются возле Вас, и Ваш дорогой образ заставляет все прочие растаять как снег».

Тургенев — Полина Виардо.

(через 16 лет после их знакомства).

Учитель: Перейдем к анализу миниатюры. Определите тему, о чем говорит лирический герой. Приведите ключевые слова.

(Любил, застенчивая грусть, не вспоминай, не забывай, сладкие слезы).

Тема: Герой говорит о вечной любви и памяти.

Чтобы определить идею, разделите текст на микротемы и найдите мотивы, которые связаны с идеей.

Мотив красоты (умиленные красотою).

Мотив воспоминания (любовь в сердце, помни, не забывай).

Мотив любви и дружбы (единственный друг; я любил).

Мотив жизни (переживешь меня).

Мотив смерти (когда меня не будет; рассыплется прахом, могила, лежать неподвижно под землею).

Мотив суетности (среди ежедневных забот, удовольствий и нужд). Таким образом, основная мысль:

Вечная любовь возможна тогда, когда мы ценим красоту, умеем помнить всегда, даже после смерти любимого. Грош цена памяти, если это выполнение каких-либо традиций и обрядов.

Учитель: Какова эмоциональная оценка автора, каков пафос стихотворения? Что помогает создать впечатление повышенной эмоциональности?

Запишем в I колонку слова и сочетания слов, связанных с грустной тональностью:

  1. печаль;
  2. когда меня не будет;
  3. рассыплется прахом;
  4. могила;
  5. отсутствующий;
  6. застенчивая грусть.

Во II колонку — светлой тональностью:

  1. любил так нежно;
  2. не забывай;
  3. протяни руку;
  4. отрадно думать;
  5. умиленные;
  6. сладкие слезы.

Итак, в произведении тональность и грустная (элегическая), и светлая

— Какие смысловые части можно выделить? Какова композиция?

Ученики: Текст можно разбить на 2 части; в I — она — ее память, во II части – я (герой) — его чувства.

— Найдите слова, которые создают обрамление. (О ты, которую я

любил так глубоко и так нежно!)

— Кольцевая композиция помогает лирическому герою более

эмоционально выразить свои чувства. Текст построен на внутреннем монологе.

— Ребята, вспомните фигуры речи: антитеза, повторы, градация,

перифраз, обращения, инверсия, фигура умолчания и другие. Какие из перечисленных фигур использованы в стихии Тургеневым? Их функция?

Ученики: антитеза: (не забывай — не вспоминай, жизнь — смерть. Контраст усиливает чувства);

повторы: о ты, мой единственный друг; слезы; не хочу (не в силах сдержать чувства);

обращения: единственный друг (создается образ друга);

градация: книга — страница — строка — слова;

перифраз: рассыплется прахом (умрет), (усиливает выразительность).

— Какая из найденных фигур главная?

Ученики: Умолчание. Герой думает, волнуется, представляет. Речь его близка к разговорной. Эмоциональные и психологические паузы.

Учитель: Впервые Тургенев прочитал миниатюру актрисе Марии Гавриловне Савиной. При жизни стихотворение не было опубликовано, имело название «К ней». Оно вошло в цикл с названием «Когда меня не будет. » Какое заглавие больше соответствует тексту?

Ученики: «Когда меня не будет. » содержит недосказанное, таинственное. Это предположение, просьба. Герой жив, но размышляет о смерти и памяти. Это помогает ему жить.

Учитель: Поэтическую мелодию стихотворения создают тропы, основной троп — эпитет. Он доминирует. Найдите.

Ученики: Единственный друг, сладкие слезы, беспричинная и застенчивая грусть, любил так глубоко и так нежно.

Учитель: С помощью эпитетов передается интимность, сокровенность. А как вы объясните эпитет «сладкие слезы»?

Ученики: Это оксюморон — слезы радости, умиления.

Вывод: фигуры речи и тропы помогают Тургеневу выразить сильное, глубокое чувство, надежду на память. Любовь после смерти.

Учитель: Ребята, вы, наверное, обратили внимание на художественные детали. Назовите их. Определите, как эти детали помогают установить связь между настоящим, прошлым и будущим?

Ученики: рука (реализуется связь будущего с настоящим); слезы (связь настоящего с прошлым); книга (прошлое и настоящее); могила (связь с будущим).

Учитель: Есть ли интерьер? Каковы пространственные параметры?

Ученики: Интерьера нет. Но слово « могила» говорит о будущем. В последнем абзаце льются слезы, очищающие и объединяющие в одном порыве.

Учитель: Он и она живут в сердце, в памяти. Это история души, любви. Это их тайна. Обратим внимание на синтаксические, морфологические особенности. Какова особенность синтаксических конструкций.

Ученики: Предложение сложные, простые осложнены обращениями, однородными членами, вводными словами.

Учитель: Какая часть речи преобладает? Почему?

Ученики: Тургенев использует глаголы в повелительном наклонении; глаголы совершенного вида. Часто встречается частица не перед глаголом. Это связано с желанием героя, с просьбой к любимой не делать того, что ему не нравится и сейчас.

Повторяются местоимения: я, меня, мной, мне, тебя, ты, тобой.

Любовь — это чувство, таинство двух сердец, это умиление красотой, это чтение книг, прослушивание музыки.

Учитель: Музыкальность, напряженное состояние души передает

звукопись. Найдите предложение: «Но в часы уединения. » Какие звуки слышатся чаще? («с», «з»). Они передают и светлые, и грустные чувства, усиливают мотив красоты. А в предложении «Прочти. ». Аллитерация «р», «п», ассонанс «у», «а» нагружаются смыслом, идущим от важных для писателя слов: память, рука, друг.

Вывод: Перед нами творение великого мастера. Стихотворение в прозе содержит глубокие размышления о торжестве красоты и бессмертия, о нежной любви, той любви, которая обещает человеку торжество над смертью (мне отрадно думать). Любящий человек прекрасен, духовно окрылен. Это размышления лирического героя о законах человеческого бытия, молодости и старости, жизни и смерти, любви и бессмертии.

Стиль Ивана Сергеевича Тургенева отмечает эмоциональность, откровенность, глубина, насыщенность лексическими средствами. Мелодию стиха создают повторы, инверсия, звукопись, поэтические приемы. «Стихотворения в прозе» — это ткань из солнца, радуги и алмазов, женских слез и благородства мужской мысли», — писал Анненков Павел Васильевич. Я думаю, что очень созвучна с миниатюрой Тургенева музыка Бетховена «К Элизе» (звучит музыка).

Домашнее задание: написать сочинение «Мое восприятие стихотворения «Когда меня не будет. ».

Стихотворения в прозе — Тургенев И.С.

I. Senilia

К читателю

Доб­рый мой чита­тель, не про­бе­гай этих сти­хо­тво­ре­ний спод­ряд: тебе, веро­ятно, скучно ста­нет – и книга выва­лится у тебя из рук. Но читай их враз­дробь: сего­дня одно, зав­тра дру­гое,и кото­рое-нибудь из них, может быть, заро­нит тебе что-нибудь в душу.

Деревня

Послед­ний день июня месяца; на тысячу верст кру­гом Рос­сия – род­ной край.

Ров­ной сине­вой залито все небо; одно лишь облачко на нем – не то плы­вет, не то тает. Без­вет­рие, теп­лынь… воз­дух – молоко парное!

Жаво­ронки зве­нят; вор­куют зоба­стые голуби; молча реют ласточки; лошади фыр­кают и жуют; собаки не лают и стоят, смирно пови­ли­вая хвостами.

И дым­ком-то пах­нет, и тра­вой – и дег­тем маленько – и маленько кожей. Коноп­ля­ники уже вошли в силу и пус­кают свой тяже­лый, но при­ят­ный дух.

Глу­бо­кий, но поло­гий овраг. По бокам в несколько рядов голо­ва­стые, книзу исщеп­лен­ные ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мел­кие камешки словно дро­жат сквозь свет­лую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба – сине­ва­тая черта боль­шой реки.

Вдоль оврага – по одной сто­роне опрят­ные амбар­чики, кле­тушки с плотно закры­тыми две­рями; по дру­гой сто­роне пять-шесть сос­но­вых изб с тесо­выми кры­шами. Над каж­дой кры­шей высо­кий шест скво­реч­ницы; над каж­дым кры­леч­ком вырез­ной желез­ный кру­то­гри­вый конек. Неров­ные стекла окон отли­вают цве­тами радуги. Кув­шины с буке­тами нама­ле­ваны на став­нях. Перед каж­дой избой чинно стоит исправ­ная лавочка; на зава­лин­ках кошки свер­ну­лись клу­боч­ком, насто­ро­жив про­зрач­ные ушки; за высо­кими поро­гами про­хладно тем­неют сени.

Я лежу у самого края оврага на разо­стлан­ной попоне; кру­гом целые вороха только что ско­шен­ного, до истомы души­стого сена. Догад­ли­вые хозя­ева раз­бро­сали сено перед избами: пусть еще немного посох­нет на при­пеке, а там и в сарай! То-то будет спать на нем славно!

Кур­ча­вые дет­ские головки тор­чат из каж­дого вороха; хох­ла­тые курицы ищут в сене мошек да бука­шек; бело­гу­бый щенок барах­та­ется в спу­тан­ных былинках.

Русо­куд­рые парни, в чистых, низко под­по­я­сан­ных руба­хах, в тяже­лых сапо­гах с ото­роч­кой, пере­ки­ды­ва­ются бой­кими сло­вами, опер­шись гру­дью на отпря­жен­ную телегу, – зубоскалят.

Из окна выгля­ды­вает круг­ло­ли­цая молодка; сме­ется не то их сло­вам, не то возне ребят в нава­лен­ном сене.

Дру­гая молодка силь­ными руками тащит боль­шое мокрое ведро из колодца… Ведро дро­жит и кача­ется на веревке, роняя длин­ные огни­стые капли.

Передо мной стоит ста­руха хозяйка в новой клет­ча­той паневе, в новых котах.

Круп­ные дутые бусы в три ряда обви­лись вокруг смуг­лой худой шеи; седая голова повя­зана жел­тым плат­ком с крас­ными кра­пин­ками; низко навис он над потуск­нев­шими глазами.

Но при­вет­ливо улы­ба­ются стар­че­ские глаза; улы­ба­ется все мор­щи­ни­стое лицо. Чай, седь­мой деся­ток дожи­вает ста­рушка… а и теперь еще видать: кра­са­вица была в свое время!

Рас­то­пы­рив заго­ре­лые пальцы пра­вой руки, дер­жит она гор­шок с холод­ным несня­тым моло­ком, прямо из погреба; стенки горшка покрыты росин­ками, точно бисе­ром. На ладони левой руки ста­рушка под­но­сит мне боль­шой ломоть еще теп­лого хлеба: кушай, мол, на здо­ро­вье, заез­жий гость!

Петух вдруг закри­чал и хло­пот­ливо захло­пал кры­льями; ему в ответ, не спеша, про­мы­чал запер­той теленок.

– Ай да овес! – слы­шится голос моего кучера.

О, доволь­ство, покой, избы­ток рус­ской воль­ной деревни! О, тишь и благодать!

И дума­ется мне: к чему нам тут и крест на куполе Свя­той Софии в Царь-Граде и все, чего так доби­ва­емся мы, город­ские люди?

Разговор

Ни на Юнг­фрау, ни на Фин­сте­ра­ар­горне еще не бывало чело­ве­че­ской ноги.

Вер­шины Альп… Целая цепь кру­тых усту­пов… Самая серд­це­вина гор.

Над горами бледно-зеле­ное, свет­лое, немое небо. Силь­ный, жест­кий мороз; твер­дый, искри­стый снег; из-под снегу тор­чат суро­вые глыбы обле­де­не­лых, обвет­рен­ных скал.

Две гро­мады, два вели­кана взды­ма­ются по обеим сто­ро­нам небо­склона: Юнг­фрау и Финстерааргорн.

И гово­рит Юнг­фрау соседу:

– Что ска­жешь нового? Тебе вид­ней. Что там внизу?

Про­хо­дят несколько тысяч лет – одна минута.

И гро­хо­чет в ответ Финстерааргорн:

– Сплош­ные облака засти­лают землю… Погоди!

Про­хо­дят еще тыся­че­ле­тия – одна минута.

– Ну, а теперь? – спра­ши­вает Юнгфрау.

– Теперь вижу; там внизу все то же: пестро, мелко. Воды синеют; чер­неют леса; сереют груды ску­чен­ных кам­ней. Около них все еще копо­шатся козявки, зна­ешь, те дву­ножки, что еще ни разу не могли осквер­нить ни тебя, ни меня.

Про­хо­дят тысячи лет – одна минута.

– Ну, а теперь? – спра­ши­вает Юнгфрау.

– Как будто меньше видать козя­вок, – гре­мит Фин­сте­ра­ар­горн. – Яснее стало внизу; сузи­лись воды; поре­дели леса.

Про­шли еще тысячи лет – одна минута.

– Что ты видишь? – гово­рит Юнгфрау.

– Около нас, вблизи, словно про­чи­сти­лось, – отве­чает Фин­сте­ра­ар­горн, – ну, а там, вдали, по доли­нам есть еще пятна и шеве­лится что-то.

– А теперь? – спра­ши­вает Юнг­фрау спу­стя дру­гие тысячи лет – одну минуту.

– Теперь хорошо, – отве­чает Фин­сте­ра­ар­горн, – опрятно стало везде, бело совсем, куда ни глянь… Везде наш снег, ров­ный снег и лед. Застыло все. Хорошо теперь, спокойно.

– Хорошо, – про­мол­вила Юнг­фрау. – Однако довольно мы с тобой побол­тали, ста­рик. Пора вздремнуть.

Спят гро­мад­ные горы; спит зеле­ное свет­лое небо над навсе­гда замолк­шей землей.

Старуха

Я шел по широ­кому полю, один.

И вдруг мне почу­ди­лись лег­кие, осто­рож­ные шаги за моей спи­ною… Кто-то шел по моему следу.

Я огля­нулся – и уви­дал малень­кую, сгорб­лен­ную ста­рушку, всю заку­тан­ную в серые лох­мо­тья. Лицо ста­рушки одно вид­не­лось из-под них: жел­тое, мор­щи­ни­стое, вост­ро­но­сое, без­зу­бое лицо.

Я подо­шел к ней… Она остановилась.

– Кто ты? Чего тебе нужно? Ты нищая? Ждешь милостыни?

Ста­рушка не отве­чала. Я накло­нился к ней и заме­тил, что оба глаза у ней были застланы полу­про­зрач­ной, бело­ва­той пере­пон­кой, или пле­вой, какая бывает у иных птиц: они защи­щают ею свои глаза от слиш­ком яркого света.

Читать еще:  Как в пьесе гроза соотносятся поэзия и проза жизни
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector