0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Валерий яковлевич брюсов вспомни чем стихи отличаются от прозы

В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» (Литературное чтение, 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Конспект урока с мультимедийным приложением по литературному чтению 4 класс, УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
fokina_l._p._bryusov_v._ya._opyat_son_detskaya.zip1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Фокина Лидия Петровна В. Я. Брюсов «Опять сон, «Детская». Литературное чтение, 4 кдасс

ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ
«ОПЯТЬ СОН», «ДЕТСКАЯ»

Цель: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова

  1. расширять кругозор учащихся;
  2. развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь;
  3. воспитывать любовь к чтению через творчество В. Я. Брюсова

I. Организационный момент

II.Работа со скороговорками и пятиминутное чтение

III. Введение в тему. Актуализация знаний

Сегодня мы открываем новый раздел. Как он называется?

Рассмотрите иллюстрации к разделу на с.67 и предположите, о чём мы будем читать произведения, на какую тему.

Мы будем читать о детях, …

2.Беседа о содержании раздела, его особенностях

Как, по-вашему, какие произведения мы будем читать в разделе, чем они будут отличаться от уже изученных? Ведь предыдущие разделы тоже были посвящены детям?

Здесь мы будем читать стихи, так как это «Поэтическая тетрадь».

Чем стихи отличаются от прозы?

В стихах есть ритм, рифма. Отличаются краткостью, точностью.

Открывают новую поэтическую тетрадь стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова. Знакома ли вам эта фамилия? Слышали ли вы произведения поэта?

(Могут затрудниться с ответом)

IV. Знакомство с жизнью и творчеством поэта.

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря 1873 года в Москве в купеческой семье, где увлекались философией, литературой, науками. Дед со стороны матери был поэтом-самоучкой, писал сказки, басни. Писал стихи и отец Брюсова. Читать Валера научился в четыре года по газетам и «с тех пор непрерывно поглощал книги». Читал он много, и круг его домашнего чтения был достаточно широк: биографии великих людей, которые мальчик зачастую выучивал наизусть, сочинения по естественной истории, произведения Жюля Верна, Фенимора Купера, Майна Рида.

Свободная атмосфера родительского дома способствовала тому, что Валерий рос живым и любознательным мальчиком. Вместо игрушек родители покупали ему модели паровых машин и приборы для физических и электрических опытов. Не удивительно, что десятилетний Брюсов мечтает стать изобретателем или путешественником. Но, учась в гимназии, увлекается литературой. Окончив в 1899 году Московский университет, посвящает себя литературной деятельности.

В студенческие годы выходят в свет первые стихотворения Валерия Брюсова. Но Брюсов-студент не чувствовал себя новичком в поэзии: сочинять он стал с 8 лет, а в 17 лет написал за один год почти две тысячи строк. С первых же шагов Брюсов не желает идти по стопам пушкинских или некрасовских подражателей, он твёрдо верит в свою звезду родоначальника новой поэзии, он убеждён в том, что будущее принадлежит такому искусству, которое с наибольшей силой выразит переживания и стремления яркой и независимой личности.

В 1900 году был напечатан ещё один сборник стихотворений В. Брюсова, на который сам поэт возлагал большие надежды, и он не обманулся. Именно стихотворения сборника «Третья стража» принесли ему признание. После выхода в свет этого сборника он окончательно завоёвывает признание и в петербургских литературных кругах, куда его ввёл Константин Бальмонт.

Но этого ему недостаточно. Брюсов мечтает стать «новым Пушкиным» – поэтом, чьё имя будет известно во всех уголках страны. Он неустанно изучает Пушкина – биографию, стихотворную технику – и даже дописывает его неоконченную поэму «Египетские ночи», в итоге он становится одним из видных пушкинистов начала века. Занимается он и переводами. В 1913 году вышел первый том «Полного собрания сочинений и переводов» В. Брюсова. Задумано было 25 томов, но свет увидели только 8 – из-за закрытия издательства.

После его смерти (9 октября 1924 г.) один из его современников, поэт Владимир Пяст, назовёт Брюсова «вечным работником».

Что особенно запомнилось? Что поразило?

V. Работа над произведениями.

Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями Валерия Брюсова: «Опять сон» и «Детская».

1.Работа над стихотворением «Опять сон»

Наверняка вам снятся сны. А что вы видите в них?

А вот какой сон приснился поэту.

Учитель выразительно читает стихотворение «Опять сон».

Какие картины вам представились?

Непроходимый лес. Пустыня. Крадётся жёлтый лев. Огромное дерево, ветви котрого подняты вверх. Гиппопотам…

Видели ли вы что-нибудь подобное?

Почему воспоминания об этом детском сне сохранились у поэта?

«Мне опять приснились дебри..» Возможно, этот сон поэт видел несколько раз, поэтому и сохранились воспоминания о нём

Краткий обзор творчества Брюсова — история поэзии, переводов, литературоведения

Валерий Яковлевич Брюсов (13 декабря 1873 г. – 9 октября 1924 г.) — яркий представитель серебряного века, один из основных создателей символизма в русской литературе.

Творческая деятельность литератора на редкость богата и многогранна, он писал стихи, прозу, много переводил с французского, английского, немецкого и других языков, занимался литературоведением, историей, драматургией и издательским делом.

Имя Брюсова стоит в одном ряду с такими поэтами как А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый.

Основатель русского символизма

Роль Брюсова в возникновении и всем жизненном цикле русского символизма и модернизма трудно переоценить. Он совершенно справедливо считается одним из главных основателей этих течений в российской литературе. Влияние его творчества было огромно — оно породило большое число подражателей, старавшихся как можно точнее воспроизводить мелодию его стихов.

Брюсов был бессменным руководителем научно-литературного журнала «Весы», выходившего с 1904 г. по 1909 г., и бывшего главным печатным изданием российских символистов. Вместе с ним в разное время сотрудничали А. Белый, К. Бальмонт, А. Блок, З. Гиппиус, Н. Гумилев, В. Розанов и другие известные поэты.

Главные особенности творчества

В произведениях Брюсова сплетаются воедино совершенно противоположные сущности: любовь и ненависть; жизнеутверждающие призывы и мрачное стремление к самоубийству, заявление, что смерть — это «сладостная нирвана». Поэт рисует портреты отважных борцов и потерявших веру в себя и жизнь изгоев, куртизанок и прекрасных дев, гениев и посредственностей.

Формы произведений так же противоположны, как и пронизывающие их настроения. Брюсов то обращается к классике, то обращается к самому смелому модерну.

Поэзия

Брюсов известен, прежде всего, как поэт. Его стихи отличаются твердым ритмом, изящным звучанием и бесконечным разнообразием образов.

Основные стихотворные сборники:

  • « Третья стража» («Tertia Vigilia»);
  • «Городу и миру» («Urbi et Orbi»);
  • «Венок» («Στέφανος»);
  • «Зеркало теней»;
  • «Семь цветов радуги»;
  • «Дали»;
  • «Спеши» («Mea»).

Тематика поэтических произведений включает в себя исторические сюжеты, мифологию, легенды, сказки и революционные события, которым поэт был свидетелем. В центре внимания всегда находятся главные человеческие ценности.

Большое место в стихах отведено описанию пейзажей. Интересно отметить, что Брюсов — стал одним из первых российских поэтов, которые описывали атмосферу современных им городов, городскую жизнь и бытовое окружение.

Композиция стихов выстроена с предельной четкостью. Поэт часто работает с 12-стопным ямбом, неточными рифмами, чередует разные метры стиха.

В последнем десятилетии позапрошлого века поэт увлекся тоническим стихом. В 1918 г. он ввел собственный термин «дольник» и в том же году выпустил сборник «Опыты…», который был целиком посвящен различным поэтическим фигурам.

Работы в прозе

Брюсов был блестящим историком, что позволяло ему создавать исторические романы с максимальной детализацией. Особой известностью пользуется роман «Огненный ангел», действие которого разворачивается в средневековой Германии, а сюжет основывается на настоящих отношениях между самим поэтом, А. Белым и их подруги Нины Петровской.

Основной лейтмотив, пронизывающий прозу Брюсова, такой же, как и в его стихах: уход в прошлое отжившего мира, переживания героев, оказавшихся лицом к лицу с надвигающимися неизбежными переменами.

Переводы, журналистика, литературоведение

Брюсов был блестящим переводчиком и работал с несколькими десятками языков. Он был первым, кто перевел на русский поэзию Поля Верлена. Им было сделано много переводов Эмиля Верхарна, Эдгара По, Виктора Гюго, Гёте, Вергилия, а также большая коллекция армянской поэзии. За этот труд в 1923 году писатель был удостоен звания народного поэта Армении, а в 1965 году его имя было присвоено Ереванскому государственному университету языков и социальных наук.

В качестве литературного критика Валерий Брюсов начал работать в очень юном возрасте. Первые статьи им были написаны уже в двадцатилетнем возрасте, когда он отбирал материал для сборника «Русские символисты». В своих статьях он анализирует теорию, форму, содержание, подчеркивает важность связи поэта с окружающей действительностью.

Большой труд писатель проделал по исследованию и анализу творчества А. С. Пушкина, что считается его наиболее важной литературоведческой работой.

Журналистской деятельностью Брюсов занимался на протяжении всей своей творческой жизни. Первые публицистические статьи он публиковал историко-литературной журнале «Русский архив», затем стал главным руководителем, автором и редактором журнала «Весы». В 1910 году началась работа в старейшем литературно-политическом журнале Москвы «Русская мысль». В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом.

Наследие

Валерий Яковлевич Брюсов оставил ярчайший след в русской литературе. Он стал настоящим первооткрывателем российского символизма, создателем новых поэтических форм, исследователем литературы, лингвистики и истории.

Конспект урока по литературному чтению на тему «В.Я.Брюсов. «Опять сон», «Детская» (4 класс)

В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

Тип урока: освоение нового материала

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова; создать условия для развития умения читать стихотворения; определять средства художественной выразительности (олицетворения, эпитеты, сравнения); расширять кругозор учащихся; развивать грамотную, выразительную речь

Предметные:

Познакомятся с произведениями В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»;

научатся: выделять события, составляющие основу художественного произведения, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.).

Коммуникативные: осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы.

Личностные: расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает.

Оборудование : репродукции картин по теме урока, портрет В.Я.Брюсова, карточки с текстом для речевой разминки.

Организационный момент

I. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка

Солнце село за селом,

Спят синицы, сойки спят.

Спит в реке усатый сом,

Спит и лес, и степь, и сад.

Стадо спит, пастух и пес,

Сон в страну свою унес

— Прочитайте стихотворение самостоятельно, вполголоса (с ускорением, шепотом, скороговоркой, выразительно).

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Сегодня мы открываем новый раздел.

– Как он называется? («Поэтическая тетрадь»)

– Как, по-вашему, какие произведения мы будем читать в разделе, чем они будут отличаться от уже изученных? Ведь предыдущие разделы тоже были посвящены детям.

– Чем стихи отличаются от прозы?

– Мы начинаем изучение произведений из поэтической тетради.

-Прочитайте тему урока.

– Открывают новую поэтическую тетрадь стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова. —Знакома ли вам эта фамилия? Слышали ли вы произведения поэта?

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией В. Я. Брюсова

III. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством В.Я.Брюсова.

БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873 — 1924), поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик. Родился 1 декабря (13 н.с.) в Москве в зажиточной купеческой семье. Учился в московской частной гимназии Ф.Креймана, затем перешел в гимназию известного педагога Л.Поливанова, оказавшего заметное влияние на будущего поэта. Уже в тринадцать лет Брюсов решает стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова — это литература, история, философия, астрономия. Поступив в 1892 в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучает историю, философию, литературу, искусство, языки (древние и современные). В годы первой мировой войны Брюсов находится на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, пишет патриотические стихи, но скоро возвращается с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны для России. Октябрьскую революцию Брюсов принял и поставил ей на служение свой талант организатора новой культуры.. Известен как выдающийся переводчик, Брюсов много сделал в изучении русского языка, внес заметный вклад в исследование творчества Пушкина, Фета, Гоголя, Блока и др. В советское время в Московском университете читал курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому языку, по истории математики, вел семинары по истории Древнего Востока и др. М.Горький назвал Брюсова «самым культурным писателем на Руси». 9 октября 1924, не дожив до 51 года, Брюсов умер в Москве.

IV. Работа над стихотворением «Опять сон».

1.Чтение стихотворения учителем (с. 68 – 69)

— Почему стихотворение называется «Опять сон»?

Словарная работа.

Объясните значение слов:

Дебри – место, заросшее непроходимым лесом.

Гиппопотам – бегемот.

Утес – высокая скала.

Ворох – куча, груда.

Виденья – что-то, возникшее в воображении.

Сумрачны (сумрак) – охвачены сумраком
(неполная темнота).

Затмить – закрыть, превзойти в чем-то кого-либо.

Подбирают синонимы и антонимы
к словам: Упрямо – настойчиво. Возмущать – успокаивать.

Самостоятельное чтение стихотворения про себя.

Работа по вопросам и заданиям (1 – 4) учебника.

Работа с иллюстрациями.

Выразительное чтение стихотворения.

2. Чтение и анализ стихотворения «Детская»

— 0 чем оно? Какое настроение передает?

— Какие образы ты представляешь, когда читаешь текст?

— Почему поэт назвал это стихотворение «Детская»?

— Какие слова подсказали тебе отгадку?

— Найди в стихотворении все сравнения? С какой целью использует их автор?

— Прочитайте стихотворение выразительно.

V. Рефлексия

* Сегодня на уроке я узнал …

* На уроке мне понравилось …

* После урока мне захотелось …

VI. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?

– С какими произведениями вы сегодня познакомились? Кто их автор?

— Каким настроением проникнуты стихи? Почему?

— Чем отличаются стихотворения друг от друга?

VII. Домашнее задание

Выучить наизусть одно из стихотворений В. Я. Брюсова.

Своеобразие поэзии В. Я. Брюсова

Школьное сочинение

В конце 90-х годов XIX века в русской литературе возникает новое направление — символизм. Основоположником этого направления считается Валерий Брюсов — поэт, прозаик, переводчик и главный теоретик символизма. Его творчество было настолько новым, непривычным, своеобразным, что, хотя и вызывало в свое время различные толки, ни для кого не могло остаться незамеченным. Как писатель-символист, Брюсов в своей поэзии особое внимание уделял символу, «туманной неясности», полутонам. Даже сама личность поэта является загадкой для современников, что создает некий ореол таинственности и недоступности всего, что бы он ни делал. Его творчество, как и сама его жизнь, отражает противоречивые искания человека, стоящего на рубеже двух веков. О своеобразии его поэтического мира можно судить по тому, как описывает поэт сам процесс творчества:

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.

«Кто из художников не знает, что в эти моменты в его душе родятся самые фантастические картины, — писал Брюсов. — С целью внушить читателю то же настроение я могу прибегать к самым сильным, к самым неестественным преувеличениям. » Само понятие символизма поэт определил как «поэзию оттенков» в противоположность прежней «поэзии красок».

Тематика творчества В. Брюсова широка и многообразна. Здесь мы встречаем и гимн мечте, и одиночество лирического героя в современном городе, и традиционное обращение к античности, и собственное восприятие поэзии, жизни, любви. Но о чем бы ни писал поэт, главным всегда оставалось его стремление «вызвать в душе читателя совершенно особые движения», которые он называл «настроениями». В. Брюсов был убежден в том, что именно символизм должен стать «поэзией оттенков», «выразить тонкие, едва уловимые настроения» и тем самым «как бы загипнотизировать читателя».

Поэта всегда волновали события современности. В его душе неизгладимый след оставили первая русская революция 1905-1907 годов и Первая мировая война, рост промышленного производства, строительство и расширение городов, словом, все социально-экономические преобразования, происходившие в стране. Одной из основных тем поэзии Брюсова стала урбанистическая тема.

Поэт чувствовал большую тревогу за судьбу и жизнь города. С одной стороны, он был убежден, что этот «коварный змей с волшебным взглядом» притягивает людей, овладевает их душами и убивает, бросая в объятия нищеты и порока. С другой — понимал, что современный «стальной», «кирпичный», «стеклянный» город является центром науки, искусства и прогресса:

Горят электричеством луны

На выгнутых длинных стеблях;

Звенят телеграфные струны

В незримых и нежных руках.

Можно сказать, что Валерий Брюсов, обеспокоенный судьбой и жизнью города, считавший, что тот, совмещая все ужасы цивилизации, сам «подымает» над собой «нож, с своим смертельным ядом», отдавал должное его красоте, величию, верил в торжество разума и добра:

Я люблю большие дома

И узкие улицы города, —

В дни, когда не настала зима,

А осень повеяла холодом.

Пространства люблю площадей,

Стенами кругом огражденные, —

В час, когда еще нет фонарей,

А затеплились звезды смущенные.

Город и камни люблю,

Грохот его и шумы певучие, —

В миг, когда песню глубоко таю,

Но в восторге слышу созвучия,

В душе поэта постоянно жила жажда обновления, ожидания счастливых перемен. Погружаясь в романтические мечты, он создавал в своем воображении яркие экзотические картины, ирреальные, неожиданные образы. Реальная жизнь, к сожалению, не могла дать ему те настроения, которые он мечтал испытать. Поэтому, как признавался сам поэт, он искал эти настроения в творчестве и создавал «поэзию, чуждую жизни», творил свой собственный мир, устремленный к неземной красоте, вечной любви, высокому искусству:

Создал я в тайных мечтах

Мир идеальной природы, —

Что перед ним этот прах:

Степи, и скалы, и воды!

Именно красоту Брюсов считал источником всего лучшего, источником истинного вдохновения. А единственным божеством для поклонения стихотворца является творчество. Поэтому он не замыкался на переживании мрачных минут настоящего, не оглядывался с тоской на прошлое. Он всеми средствами художественного слова и художественного образа стремился приблизить будущее. Тема будущего, космоса все чаще звучит в его стихотворениях («Сын Земли», «Детские упования» и др.). в поисках связующего звена истории, в попытках осмыслить закономерности происходящих процессов, предопределить будущее автор старается установить связь времен: между прошлым и настоящим, настоящим и будущим. И все чаще таким связующим звеном снова оказывается гармонии, красота, единство культуры, людей, природы. Мысли о гармонии, счастье и всеобщем единстве заставляют поэта все чаще обращаться к античному миру, где он находил торжество добра, милосердия, человеколюбия, справедливости—тех жизненных ценностей, которых так не хватало в реальном современном мире.

В традициях античности Брюсов осмысливает всю жизнь. («Правда вечная кумиров», «Последний мир»), отдельную личность («Юлий Цезарь», «Ассаргадон»), природу. Следуя античной традиции в описании окружающего мира, поэт не просто воспевает природу, ее красоту, естественность и гармоническое совершенство, но и стремится проникнуть в тайный смысл простых, обыденных явлений. Так, весна для Брюсова — символ надежды, мечты, обновления мира:

Что же! Пусть не мед, а горечь тайную

Собрал я в чашу бытия!

Сквозь боль души весну приветствую,

Как прежде, светлой песней я!

«Словно строгий счет мгновений», проходят облака над землей, а «вечер на лесном пути во всей с иным, далеким, сходен». Пейзажная лирика Валерия Брюсова отличается ясностью, простотой, образностью. Она и заставляет задуматься о смысле жизни, и позволяет проникнуть в тайны Вселенной, и окутывает небывалым ощущением возвышенного, волшебства, поражает красотой и гармонией:

Волна набегает, узорно

Извивами чертит песок

И снова отходит покорно,

Горсть раковин бросив у ног.

Так же как в описании природы, в описании любовного чувства поэт часто обращается к экзотическим образам, к античным традициям. Подобно художникам далекого прошлого, Брюсов воспевает чувственную любовь, настоящую страсть, пылкие сильные чувства. Хотя при этом в любовной лирике поэта часто звучит мотив обреченности, трагичности:

И ты вошла в неутолимый сад

Для отдыха, для сладостной забавы?

Цветы дрожат, сильнее дышат травы,

Чарует все, все выдыхает яд.

День проскользнет. Глаза твои смежатся.

То будет смерть. — И саваном лиан

Я обовью твой неподвижный стан.

И все же красоту, очарование, прелесть автор стремится видеть абсолютно во всем. «Все семь цветов радуги одинаково прекрасны, — писал он, — и все земные переживания не только счастие, но и печаль, не только восторг, но и боль». Поэт любил жизнь во всех ее проявлениях, пытался осмыслить, понять, проникнуть в суть всех явлений на земле. Но для своего времени он, его поэзия были не всегда понятны, потому что были необычны, новы. Сам Брюсов осознавал это, потому в предисловии к одной из своих книг писал: «Бедная моя книга. Ты будешь похожа. на безумного певца, который вышел на поле битвы, в дым, под выстрелы, — только с одной арфой. Одни, пробегая, не заметят тебя, другие оттолкнут со словами: «не время!», третьи проклянут за то, что в руках у тебя не оружие. Не отвечай на эти упреки. Они правы: ты не для сегодняшнего дня. Проходи мимо, чтобы спокойно ждать своего часа». И поэзия его, книга его жизни дождалась своего часа, прошла через упреки, критику, непонимание. Прошла — для того, чтобы теперь светить людям, очаровывать, покорять, поражать, вдохновлять, волновать сердца. И теперь эта книга по праву заняла свое почетное место на золотой полке русской поэтической классики.

Стремясь постигнуть творчество этого незаурядного человека, нужно прежде всего видеть в нем поэта, о стихотворениях которого А. Блок писал: «Книга совсем тянет, жалит, ласкает, обвивает. долго просижу еще над ней, могу похвастаться и поплясать по комнате, что не всю еще прочел, не разгадал всех страниц, не пронзил сердце всеми запятыми».

Конспект урока литературного чтения «В. Я. Брюсов «Опять сон»; 4 класс

Урок. Литературное чтение.

Учитель. Лимонова Татьяна Геннадьевна

ТЕМА В.Я.Брюсов «Опять сон».

Цель урока . Познакомить с новым разделом, жизнью и творчеством В.Я.Брюсова

Задачи урока.

Учить понимать особенность поэтического текста и выражении своих чувств

Умение оперировать понятием «лирическое произведение»

Познакомить с биографией В.Я.Брюсова

Учить правильному, выразительному чтению стихов

Учить прогнозировать содержание раздела

Формировать умение воспринимать на слух поэтическое произведение

Проанализировать стихотворения В.Я.Брюсова «Опять сон»

Учить формулировать учебные задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности

Учить планировать деятельность по изучению темы

Учить оценивать свою работу на уроке

Формировать умение анализировать художественное произведение

Учить отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника

Учить работать в паре.

3-мин чтения. О чём читаю?

2.Вхождение в тему.

-Сейчас мы совершим путешествие в удивительный мир. Послушайте и скажите, что это за мир?

(видеофрагмент «Цветные сны»)

-Как называется мир, который вы увидели?

-Что вы знаете об этом мире?

-Сон – прекрасное состояние. Иногда мы видим эпизоды, связанные с реальностью, а чаще наши сны переплетаются с нашими фантазиями.

Только во сне девочки видят себя принцессами, а мальчики – принцами и богатырями, которые сражаются с чудовищами. А взрослые часто видят сны из детства. И эти сны обязательно цветные. Как вы думаете, в какие цвета раскрашены эти сны? Почему?

3. Знакомство с писателем.

Откройте учебник стр. 66.

-Сегодня мы открываем новый раздел.

Прочитайте , как он называется? (Поэтическая тетрадь)

-С каким жанром познакомимся в этом разделе?

Чем стихи отличаются от прозы? (есть ритм, рифма, отличаются краткостью и точностью)

Стр.68 . С каким поэтом познакомимся сегодня?

СЛАЙД 1 (Валерий Яковлевич Брюсов)

-О биографии поэта и его творческой деятельности узнаете, прочитав внимательно текст (карточка).

-Проверим, как прочитали: в паре «Вопрос соседу»

-Мини- конференция (мальчики-девочки)

4.Первичное восприятие текста.

— Прочитайте название стихотворения, рассмотрите иллюстрации к нему, предположите, о чём стихотворение.

— Послушаем и узнаем, правы ли вы?

( АУДИО стихотворения)

Почему стихотворение называется «Опять сон»?

Объясните значение слов :

ДЕБРИ – место, густо заросшее лесом

УТЁС – высокая скала

ВОРОХ листьев – куча листьев

Подберите синоним к слову УПРЯМО – настойчиво

Подберите антоним к слову ВОЗМУЩАТЬСЯ – успокаивать.

-Где герой был в своём сне? Кого он видел и слышал? СЛАЙДЫ 2-3-4 – дебри, лев, гиппопотам

-В каком безопасном месте находился герой?

-Кого и почему боится герой?

СЛАЙД – огненный змей, племя карликов.

-Когда во сне наступает самый страшный момент?

Что происходит в это время?

СЛАЙД – зебра, духи.

Хочу ещё раз задать вопрос: страшный сон видит герой?

А что страшнее: духи или медведь?

7 Главная мысль стихотворения.

-В начале урока я просила по названию определить, о чём пойдёт речь. Кто сможет сейчас ответить на этот вопрос?

(герой говорит о духах, об огненном змее, о карликах, о африканских животных, о медведе. Он видит сразу несовместимые вещи. А такое бывает только во сне.)

8.Повторное чтение про себя. Представление образов стихотворения.

-Сейчас я включу музыкальный фрагмент, а вы ещё раз представьте картины, которые видел во сне наш герой.

— А теперь кто рискнёт прочитать стихотворение так, чтобы передать всю гамму чувств и переживаний героя.

Подведём итог.

-С каким автором сегодня познакомились?

-Что запомнили из его биографии?

-С каким произведением работали в течение урока?

— Выучить стихотворение наизусть

— Нарисовать иллюстрации и их озвучить

— Написать сочинение о герое произведения.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

2007-2021 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров —>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читать еще:  Как в пьесе гроза соотносятся поэзия и проза жизни
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector