1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Абрамов яков васильевич стихи

Яков Абрамов — об авторе

Информация

Биография

Яков Васильевич Абрамов (псевдоним Федосеевец) – известный русский публицист, литератор, журналист и исследователь крестьянской жизни.

Я.В. Абрамов родился в Ставрополе-Кавказском, в семье мещан. Учился в Ставропольской гимназии, окончил Кавказскую духовную семинарию (г. Ставрополь), продолжил учебу в Петербургской медико-хирургической академии, которую вынужден был оставить в 1878 году: за участие в «хождении в народ» и распространение нелегальной литературы он был подвергнут аресту и высылке в г. Ставрополь (1878-1879).

С 1880 по 1890 г. жил и работал в Санкт-Петербурге. В 1881-1884 гг. – постоянный сотрудник «Отечественных записок», автор многих публикаций, касающихся различных сторон…

Яков Васильевич Абрамов (псевдоним Федосеевец) – известный русский публицист, литератор, журналист и исследователь крестьянской жизни.

Я.В. Абрамов родился в Ставрополе-Кавказском, в семье мещан. Учился в Ставропольской гимназии, окончил Кавказскую духовную семинарию (г. Ставрополь), продолжил учебу в Петербургской медико-хирургической академии, которую вынужден был оставить в 1878 году: за участие в «хождении в народ» и распространение нелегальной литературы он был подвергнут аресту и высылке в г. Ставрополь (1878-1879).

С 1880 по 1890 г. жил и работал в Санкт-Петербурге. В 1881-1884 гг. – постоянный сотрудник «Отечественных записок», автор многих публикаций, касающихся различных сторон народной жизни. Был активным сотрудником журналов «Устои», «Дело», «Наблюдатель», «Русская школа», «Северный вестник» и др., в которых печатались его статьи, рассказы, повести, внутренние обозрения и рецензии.

В 1885 г. вошел в редакцию общероссийской газеты «Неделя», став одним из идеологов демократического просветительства – течения либерального народничества 1880-х гг., нередко отождествляемого с теорией и практикой «малых дел». Я.В. Абрамов доказывал, что в целях постепенного, мирного прогресса необходимо сосредоточить внимание и энергию на конкретных делах, на «великой культурной работе» – идти в учителя, земские врачи, способствовать «облегчению материальной нужды и духовному просветлению народа» («Малые и великие дела»).

Я.В. Абрамов-публицист освещал социально-экономические проблемы, вопросы народной жизни, образования, науки и культуры. Знаменитая серия «ЖЗЛ», выходившая в издательстве Ф.Ф. Павленкова (Санкт-Петербург), в 1890-е – начале 1900-х годов была представлена многими работами Я.В. Абрамова. Он издавал популярные брошюры по вопросам правовых отношений, развития естественных наук, народного образования и т. д. Многочисленные работы о частных воскресных школах содействовали тому, что эти школы стали одной из наиболее эффективных форм просвещения народа. Одна из книг Я.В. Абрамова на эту тему с большим успехом демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже (1889 год).

Современники высоко ценили деятельность Я.В. Абрамова. М.Е. Салтыков-Щедрин писал о нём как о необычайно талантливом человеке, именно ему поручил в журнале «Отечественные записки» (лучшем российском журнале конца 1870-х – первой половины 1880-х годов) отдел «Внутреннее обозрение». Уважительно отзывались о художественных и публицистических произведениях Якова Абрамова И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой.

В 1890 г. Я.В. Абрамов возвратился в г. Ставрополь, в течение нескольких четырехлетий работал гласным Ставропольской городской думы, продолжал работу во многих центральных и региональных изданиях, в частности, в газетах «Приазовский край», «Северный Кавказ».

Скончался 18 сентября (1 октября) 1906 года.

Скачать все книги автора Яков Васильевич Абрамов

Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф. Ф. Павленковым (1839–1900). Написанные в новом для того времени жанре поэтической хроники и историко-культурного исследования, эти тексты сохраняют ценность и по сей день. Писавшиеся «для простых людей», для российской провинции, сегодня они могут быть рекомендованы отнюдь не только библиофилам, но самой широкой читательской аудитории: и тем, кто совсем не искушен в истории и психологии великих людей, и тем, для кого эти предметы — профессия.

Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф.Ф.Павленковым (1839-1900). Написанные в новом для того времени жанре поэтической хроники и историко-культурного исследования, эти тексты сохраняют ценность и по сей день. Писавшиеся «для простых людей», для российской провинции, сегодня они могут быть рекомендованы отнюдь не только библиофилам, но самой широкой читательской аудитории: и тем, кто совсем не искушен в истории и психологии великих людей, и тем, для кого эти предметы – профессия.

Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф. Ф. Павленковым (1839–1900). Написанные в новом для того времени жанре поэтической хроники и историко-культурного исследования, эти тексты сохраняют ценность и по сей день. Писавшиеся «для простых людей», для российской провинции, сегодня они могут быть рекомендованы отнюдь не только библиофилам, но самой широкой читательской аудитории: и тем, кто совсем не искушен в истории и психологии великих людей, и тем, для кого эти предметы – профессия.

Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад отдельной книгой в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф. Ф. Павленковым (1839—1900). Написанные в новом для того времени жанре поэтической хроники и историко-культурного исследования, эти тексты сохраняют по сей день информационную и энергетико-психологическую ценность. Писавшиеся «для простых людей», для российской провинции, сегодня они могут быть рекомендованы отнюдь не только библиофилам, но самой широкой читательской аудитории: и тем, кто совсем не искушен в истории и психологии великих людей, и тем, для кого эти предметы – профессия.

Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф.Ф.Павленковым (1839–1900). Написанные в новом для того времени жанре поэтической хроники и историко-культурного исследования, эти тексты сохраняют ценность и по сей день. Писавшиеся «для простых людей», для российской провинции, сегодня они могут быть рекомендованы отнюдь не только библиофилам, но самой широкой читательской аудитории: и тем, кто совсем не искушен в истории и психологии великих людей, и тем, для кого эти предметы – профессия.

Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф.Ф.Павленковым (1839–1900). Написанные в новом для того времени жанре поэтической хроники и историко-культурного исследования, эти тексты сохраняют ценность и по сей день. Писавшиеся «для простых людей», для российской провинции, сегодня они могут быть рекомендованы отнюдь не только библиофилам, но самой широкой читательской аудитории: и тем, кто совсем не искушен в истории и психологии великих людей, и тем, для кого эти предметы – профессия.

Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф.Ф.Павленковым (1839–1900). Написанные в новом для того времени жанре поэтической хроники и историко-культурного исследования, эти тексты сохраняют ценность и по сей день. Писавшиеся «для простых людей», для российской провинции, сегодня они могут быть рекомендованы отнюдь не только библиофилам, но самой широкой читательской аудитории: и тем, кто совсем не искушен в истории и психологии великих людей, и тем, для кого эти предметы – профессия.

Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф.Ф.Павленковым (1839-1900). Написанные в новом для того времени жанре поэтической хроники и историко-культурного исследования, эти тексты сохраняют ценность и по сей день. Писавшиеся «для простых людей», для российской провинции, сегодня они могут быть рекомендованы отнюдь не только библиофилам, но самой широкой читательской аудитории: и тем, кто совсем не искушен в истории и психологии великих людей, и тем, для кого эти предметы – профессия.

Яков Васильевич Абрамов

ТочностьВыборочно проверено
Яков Васильевич Абрамов
псевд. Федосеевец
р. 21 октября (2 ноября) 1858 , Ставрополь
ум. 18 сентября (1 октября) 1906 (47 лет) , Ставрополь
публицист, литератор, журналист и исследователь народной жизни

Абрамов, Яков Васильевич

Библиография [ править ]

  • Абрамов В. Я.Женские врачебные курсы. — СПб.: т-во «Печатня С. П. Яковлева», 1886.
  • Абрамов В. Я.Что сделало земство и что оно делает: (Обзор деятельности русского земства). — СПб.: Типография газеты «Новости», 1889.
  • Абрамов В. Я. Вниманию интеллигентных провинциалок: (Из общественной жизни г. Харькова). — СПб.: Типография Ю. Н. Эрлих, 1889.
  • Абрамов В. Я. Руководство для первоначального преподавания арифметики. — Рига, Дерпт: Типография Шнакенбурга год=1889.
  • Абрамов В. Я. Русское начальное слово для преподавания грамоты и речи по звуковой и наглядной методе. — Рига, Дерпт: Типография Шнакенбурга, 1889.
  • Абрамов В. Я. Стенной букварь, приспособленный к «Русскому начальному слову для низших классов народных училищ». — Рига, Дерпт: Типография Шнакенбурга, 1889.
  • Абрамов В. Я.Новейшие успехи знания: Популярные очерки. — СПб.: Типография Ю. Н. Эрлих, 1890.
  • Абрамов В. Я. Частная женская воскресная школа в Харькове и воскресные школы вообще. — Харьков: Типография Адольфа Дарре, 1890.
  • Абрамов В. Я.В. Н. Каразин (основатель Харьковского университета): Его жизнь и общественная деятельность. — СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1891.
  • Абрамов В. Я.Христофор Колумб. Его жизнь и путешествия: Биографический очерк. — СПб.: Типография Ю. Н. Эрлих, 1891.
  • Абрамов В. Я. Крестьянское хозяйство и книга. — М.: Издательство книжного склада А. М. Калмыковой, 1891.
  • Абрамов В. Я.Г. М. Стэнли, его жизнь, путешествия и географические открытия: Биографический очерк. — СПб.: Типография и литография А. Траншель, 1891.
  • Абрамов В. Я.В. Франклин, его жизнь, общественная и научная деятельность: Биографический очерк. — СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1891.
  • Абрамов В. Я.М. Фарадей, его жизнь и научная деятельность: Биографический очерк. — СПб.: Типография газеты «Новости», 1892.
  • Абрамов В. Я.Песталоцци: Его жизнь и педагогическая деятельность. — СПб.: Типолитография и фототипия В. И. Штейн, 1893.
  • Абрамов В. Я.Стефенсон и Фультон (изобретатели паровоза и парохода): Биографические очерки. — СПб.: Типолитография и фототипия В. И. Штейна, 1893.
  • Абрамов В. Я. Крестьянское хозяйство и книга. — Издательство книжного склада А. М. Калмыковой, 1894.
  • Абрамов В. Я. Частная женская воскресная школа в Харькове и воскресные школы вообще. — Ставрополь: Типография «Северного Кавказа», 1894.
  • Абрамов В. Я.Крестьянское хозяйство и книга. — СПб.: Издательство книжного склада А. М. Калмыковой, 1895.
  • Абрамов В. Я.Частная женская воскресная школа в Харькове и воскресные школы вообще. — Харьков: Товарищество скоропеч. А. А. Левенсон, 1896.
  • Абрамов В. Я. Два великих француза: благодетель человечества Луи Пастер и апостол образования Жан Масэ. — СПб.: М. Городецкий, 1897.
  • Абрамов В. Я. Ибсен и Бьернсон: Литературная характеристика. — М. Городецкий, 1897.
  • Абрамов В. Я. Микроскопические друзья и враги человека. — СПб.: М. Городецкий, 1897.
  • Абрамов В. Я. Певец тоски: (Гюи де Мопасан). — СПб.: М. Городецкий, 1897.
  • Абрамов В. Я.Памяти Белинского. — СПб.: Н. Гаврилов и М. Городецкий, 1898.
  • Абрамов В. Я. Вселенная: Популярно-астрономический очерк. — СПб.: Типография М. Меркушева, 1900.
  • Абрамов В. Я.Наши воскресные школы: Их прошлое и настоящее. — СПб.: Типография М. Меркушева, 1900.
  • Абрамов В. Я. Старый и Новый свет: Один из итогов XIX века и один из важнейших вопросов XX столетия. — СПб.: Типография М. Меркушева, 1901.
  • Абрамов В. Я. Как делать самодельные крестьянские веялки и молотилки. — М.: Типография Вильде, 1901.
  • Абрамов В. Я. Как делать самодельные крестьянские веялки и молотилки. — М.: Типография Вильде, 1904.
  • Абрамов В. Я. Как делать самодельные крестьянские веялки и молотилки. — М.: Типография Вильде, 1912.
Читать еще:  Стихи я не знаю что сказать

Популярная юридическая библиотека [ править ]

  • Абрамов В. Я.Духовные завещания: Как их составлять, изменять, отменять, представлять к утверждению и оспаривать. — СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1895.
  • Абрамов В. Я. Наследство и раздел. — СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1896.
  • Абрамов В. Я. Аренда и наем имуществ. — СПб.: Типография П. П. Сойкина. — Т. 1897.
  • Абрамов В. Я.Приобретение и отчуждение имуществ. — СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1897.
  • Абрамов В. Я.Заем, заклад и залог. — СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1898.
  • Абрамов В. Я.Личный наем и служба. — СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1899.
  • Абрамов В. Я.Брак и семья. — СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1900.
  • Абрамов В. Я.Развод. — СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1900.
  • Абрамов В. Я.Наследство и раздел. — СПб.: Типография М. Меркушева, 1902.
  • Абрамов В. Я.Узаконение внебрачных детей и усыновление. — СПб.: Ф. Павленков, 1903.
  • Абрамов В. Я. Приобретение и отчуждение имуществ. — СПб.: Типография М. Меркушева, 1904.
  • Абрамов В. Я.Аренда и наем имуществ. — СПб.: Типография М. Меркушева, 1905.

Переводы и позднейшие редакции произведений этого автора могут являться объектами авторских прав соответствующих лиц согласно статье 1260 ГК РФ.

Абрамов Яков Васильевич

Абрамов Яков Васильевич

Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад отдельной книгой в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф. Ф. Павленковым (1839—1900). Написанные в новом для того времени жанре.

Абрамов Яков Васильевич

Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф.Ф.Павленковым (1839–1900). Написанные в новом для того времени жанре поэтической хроники.

Абрамов Яков Васильевич

Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф.Ф.Павленковым (1839–1900). Написанные в новом для того времени жанре поэтической хроники.

Абрамов Яков Васильевич

Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф.Ф.Павленковым (1839–1900). Написанные в новом для того времени жанре поэтической хроники.

Абрамов Яков Васильевич

Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф.Ф.Павленковым (1839-1900). Написанные в новом для того времени жанре поэтической хроники.

Абрамов Яков Васильевич

Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф.Ф.Павленковым (1839-1900). Написанные в новом для того времени жанре поэтической хроники.

Абрамов Яков Васильевич

«Джордж Стефенсон принадлежит к числу типичнейших представителей “героев труда” и “людей сильной воли”. Принадлежа по своему происхождению к низшему рабочему классу, не получив никакого школьного.

Абрамов Яков Васильевич

Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф. Ф. Павленковым (1839–1900). Написанные в новом для того времени жанре поэтической.

Абрамов Яков Васильевич

Абрамов Яков Васильевич

Абрамов Яков Васильевич

Абрамов Яков Васильевич

Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф. Ф. Павленковым (1839–1900). Написанные в новом для того времени жанре поэтической.

Он обличал косность, невежество и произвол

160 лет исполняется в этом году со дня рождения выдающегося ставропольца Якова Васильевича Абрамова, идеи которого сегодня актуальны, как никогда

Уважительно о художественных и публицистических произведениях Абрамова говорили классики русской литературы И.С. Тургенев, Г.И. Успенский, В.М. Гаршин, Л.Н. Толстой. Как о необычайно талантливом публицисте о нашем земляке отзывался М.Е. Салтыков-Щедрин, доверив ему в очень сложное для журнала «Отечественные записки» время руководство отделом «Внутреннее обозрение».

Яков Абрамов стоял у истоков знаменитой серии «ЖЗЛ», выходившей в издательстве Ф.Ф. Павленкова в Санкт-Петербурге. В 1933 году эту серию восстановил А.М. Горький, издается она и по сей день.

Идеи Абрамова как теоретика реформаторского народничества конца XIX века о постепенном и мирном развитии общества, о «работе в народе» оказали огромное влияние на современников.

Эти идеи на протяжении почти двенадцати лет он внедрял и в практику социальной работы в статусе гласного Ставропольской городской думы.

Интеллигент Абрамов осознавал себя частью народа, а свою деятельность направлял на возвращение неоплатного долга людям труда. Он был убежден, что только помощь интеллигенции и разумное земское управление могут вывести крестьянство из бедственного положения.

Понадобились годы, чтобы богатое и не оцененное по достоинству наследие Абрамова стало достоянием исследовательских школ Москвы, Воронежа, Краснодара, Орла, Сургута, Барнаула, Ростова-на-Дону.

В преддверии десятых, юбилейных Абрамовских чтений, которые зародились и традиционно проходят в Ставрополе, мы встретились с ученым, раскрывшим талант нашего земляка и посвятившим себя изучению его наследия, доктором филологических наук, профессором СКФУ Вячеславом ГОЛОВКО (на снимке).

— Вячеслав Михайлович, совершенно непонятно, почему имя Якова Абрамова до нашего современника дошло с таким опозданием? Первые Абрамовские чтения прошли всего десять лет назад и стали, по сути, открытием этого замечательного человека…

Читать еще:  Стихами что делают

— Дело в том, что в советское время не было даже робких предпосылок для объективного анализа абрамовских работ — препятствием этому служило их несоответствие революционной марксистско-ленинской идеологии.

В книге «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» Ленин назвал народников-культурников, к которым принадлежал и Яков Абрамов, «оппортунистами» и «идеологами мещанства».

Абрамова характеризовали как «право-народнического литератора», «проповедника «теории малых дел», создателя программ «общественной реакции конца восьмидесятых».

А все потому, что он противопоставлял героизму революционных народников, а затем и «последовательных марксистов», повседневную и, в общем, незаметную просветительскую миссию интеллигенции, чуждую громкой славы, но содержавшую готовность к самопожертвованию. Он всячески старался, как до него Иван Сергеевич Тургенев, оградить интеллигенцию от «пленительной героики» и призывал пополнить ряды «народных слуг», «усердных тружеников», «полезных людей».

Имя выдающегося просветителя из научной литературы практически вычеркнули. Так же как и самих народников-культурников вытеснили на обочину русского освободительного движения, а инициативу перехватили сторонники революционных политических преобразований.

В постперестроечное время на нас обрушилось столько ранее запрещенной информации, что имя Абрамова долго еще оставалось в тени. Но настал и его черед. И чем больше я занимаюсь наследием этого необычайно талантливого человека, тем больше понимаю, какая невероятная сила и правда кроются в его статьях и рассказах.

— Абрамова иногда причисляют к приверженцам «теории малых дел», но вы не устаете повторять, что это не совсем верно, хотя многое писателя действительно сближало с проповедниками этой популярной тогда в среде интеллигенции теории. Какие идеи отстаивал Абрамов?

— Действительно, у многих имя Абрамова прочно связано с «теорией малых дел», которую проповедовали правые народники. Но с идеологами легального народничества, такими как Иосиф Каблиц-Юзов, Сергей Кривенко, Сергей Южаков, Александр Пругавин, многое Абрамова не только сближало, но и разводило, порою очень заметно.

Даже в прозе Якова Васильевича нет свойственной «чистым» правым народникам идеализации деревни и крестьянской общины. Более того, он с иронией говорил о тех, кто восхищался «всем строем деревенской жизни».

В «малых делах» Абрамов видел лишь «программу-минимум», рассчитанную на тот переходный период, когда, по словам Тургенева, «народная жизнь переживала период разложения и сложения». А реализация этой программы стала бы началом «великих дел», программы-максимум, предполагающей движение к социализму.

У Абрамова было много точек соприкосновения с идеологами демократического просветительства, среди которых прежде всего надо выделить Ивана Тургенева и публициста Леонида Полонского. Вместо идеи народников-почвенников «учиться интеллигенции у народа» он, напротив, последовательно отстаивал широкую просветительскую миссию, возложенную самой нашей историей на демократически настроенную часть общества.

Можно сказать, что в лагере правого народничества Яков Абрамов стоял особняком.

Из газеты «Приазовский край» о Якове Абрамове:

— С чем столкнулся он в «народной жизни», что волновало его больше всего, не давало ему покоя?

— Произвол власть имущих и «мироедов», разложение крестьянской общины, рост буржуазного хищничества, засилье денег, распад семьи, нравственное оскудение, торжество несправедливости. Все это, по убеждению писателя, и стало главной характеристикой общественных отношений, «новым порядком», сменившим крепостнический и патриархальный уклад прежней России.

— Между тем внимательный и вдумчивый наблюдатель, Абрамов подчеркивал отличие юга от центральных российских губерний. Крестьянское хозяйство на Ставрополье, писал он, напоминает среднее помещичье хозяйство внутренних губерний.

— При положении, когда «домохозяин, имеющий ежегодно 60 десятин посевов, считается лишь среднесостоятельным», а в урожайный год «сбор в 2-3 тысячи и более пудов хлеба на двор представляет обычное явление», говорить о неблагополучном состоянии хозяйства, казалось бы, не имело смысла. Однако действительность была иной.

Обилие сельскохозяйственной продукции и отсутствие голодовок — единственное преимущество края, говорил Абрамов. В остальном же царит невероятный контраст между благоприятными условиями и фактической бедностью.

«Богатый край и бедная жизнь» — так емко Яков Абрамов характеризовал ситуацию в губернии.

— В чем же он видел причины такого разительного контраста?

— Разговоры о лености и пьянстве местного населения Абрамов отмел с ходу: «Здешнее население работает так, как едва ли работают где-либо в России. …Рабочий день начинается с зарею и зарею же кончается».

Бичом, в том числе, являлось засилье ростовщиков, которые брали «за услуги… от 25% (что еще по-божески) до 85% роста!». В результате такой «помощи по-суседски, по-родственному» крестьяне входили в такие долги, что уплата по ним длилась десятилетиями. Об одном из типичных представителей ростовщического племени Абрамов рассказал в статье «Степные разбойники».

Но и такое положение крестьянства было не самым главным злом русской жизни.

— Что же тогда? Безграмотность и невежество?

— Именно! Безграмотность народа, по убеждению Абрамова, делала его беззащитным перед властями. Рабочий люд не знал ни законов, ни собственных прав.

Абрамов неоднократно оказывался в роли консультанта по различным делам и с прискорбием констатировал: «Масса в такой степени нуждается в юридической помощи, что бросается за ней к первому встречному…». Он описал целый ряд случаев, когда «из-за невнимания властей и неумения крестьян постоять за себя страдали целые деревни».

Государственные учреждения были слишком далеки от народной массы, «серый человек» перед этой машиной чувствовал себя совершенно беспомощным, точно «в темном дремучем лесу». В суде крестьяне вообще не понимали, что происходит. Нередко подсудимые, которых защищал Абрамов и которым выносился оправдательный приговор, с горем спрашивали у него по выходе из суда, какое наказание ждет их.

Свои надежды и чаяния народнический публицист возлагал на интеллигенцию, на ее подвижничество и жертвенность. В само понятие «интеллигенция» он вкладывал и социальный, и моральный смысл, наделяя его особым образом мыслей и чувств.

— Итак, главной задачей интеллигенции Абрамов считал освобождение народа от нищеты и невежества. Но каким путем?

— С середины 1880-х годов Яков Васильевич призывал интеллигенцию идти в деревню и малые города, устраивать там школы и больницы, отстаивать права крестьянства, всячески помогать им. Он доказывал, что интеллигенции предстоит медленная, кропотливая культурная работа, но вестись она должна «всюду и везде, вплоть до последнего захолустного уголка». Это и было великой культурной работой в провинции, к которой всю свою сознательную жизнь призывал Яков Васильевич Абрамов.

Однако перевести общие идеи в практическую плоскость, более того, увлечь ими демократическую интеллигенцию, было чрезвычайно сложно. В статье «Малые и великие дела», опубликованной в 1896 году, Абрамов наметил программу работы интеллигенции, посвятившей себя служению народу, указав и на конкретную точку приложения сил — органы земского самоуправления.

Земство, считал Абрамов, как раз и есть то начало, которое близко и понятно народу, а потому на него надо опираться в культурно-просветительской работе. По этому поводу им была написана целая книга «Что сделало земство и что оно делает».

В своем подвижничестве он стал властителем дум целого поколения демократически настроенной интеллигенции.

— А как же воскресные школы? Какая им отводилась роль в деле просвещения?

Зарождение воскресных школ, напомню, относится еще к эпохе реформ 1860-х годов, они как раз и дали толчок к проявлению лучших черт российской интеллигенции. Такие школы тогда были совершенно новым явлением в народном образовании, вызванным внутренней потребностью просвещенной части общества безвозмездно трудиться на благо народа.

До конца XIX века только в городах по личной инициативе и решению городских управ в России появилось около трехсот учебных заведений. Движение было настолько популярным, что энтузиасты воскресных школ добрались даже до тюрем.

Абрамов писал, что основную ношу в этом благородном деле должны нести «ревнители народного просвещения, подвигнутые на работу не своими официальными обязанностями, а исключительно любовью к делу». Ему казалось, что стоит только устранить бюрократические препоны, как «Россия будет покрыта воскресными школами», в которых русская интеллигенция займется просвещением «народной массы».

Первая книга Якова Абрамова о частной воскресной школе вышла в 1890 году. Накопленный материал лег в основу другой его книги «Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее».

— Недавно вам посчастливилось найти в Ставрополе архив Якова Абрамова. Расскажите о нем.

— Это тетради и дневники, относящиеся ко времени обучения Абрамова в 5 и 6 классах Ставропольской мужской классической гимназии в Кавказской духовной семинарии, куда юноша перешел в 1875 году.

Читать еще:  Красивое поздравление с днем свадьбы которое берет за душу в стихах

Читаешь дневники и не перестаешь удивляться духовной и творческой жизни будущего писателя-просветителя! Перед нами предстает картина идейного взросления этой яркой, во многом талантливой личности.

Поражает сам круг чтения юноши. Это книги по биологии, химии, физиологии, физике, математике, географии, филологии, философии, социологии, экономике, истории, статистике, педагогике, психологии, медицине… Он изучал произведения писателя-демократа Александра Левитова и писателя-народника Филиппа Нефедова, сочинения европейских философов и политиков Монтескье, Фурье, Лассаля, Луи Блана. И это в 14 лет! Уже тогда задумывался над вопросом «неправильного преимущества капитала над трудом».

Сохранились рукописи ранних прозаических и драматических произведений Абрамова.

— Вячеслав Михайлович, очередные Абрамовские чтения по традиции пройдут в Ставрополе. Чем удивите?

— Участвовать в мероприятии изъявили желание лучшие специалисты по изучению истории народничества, жизни и творчества Абрамова — профессор Российской академии народного образования и госслужбы при президенте России Василий Зверев, профессор Воронежского государственного университета Геннадий Мокшин, другие известные ученые.

Одним словом, подготовка идет, и, что особенно отрадно, — при непосредственном участии краевого правительства. Абрамовские чтения набирают силу, можно сказать, они уже стали культурным явлением общероссийского масштаба. Я счастлив, что растет интерес к личности Якова Васильевича.

— Это, к слову, подтверждает и то, что в прошлом году вышло сразу несколько книг, связанных с именем писателя.

— Совершенно верно. Большим событием стала книга Геннадия Мокшина «Абрамов Яков Васильевич: Биобиблиографический указатель (1880-2017 годы)». В книгу вошел краткий очерк интеллектуальной и политической биографии писателя, хронологический указатель его трудов, документальные материалы, мемуары и письма современников, исследовательская, учебная и справочная литература о его жизни и деятельности.

Я даже не берусь сказать, сколько труда вложил автор в свою книгу, но точно — в абрамоведении она стала настоящим прорывом!

Совсем недавно в свет вышла первая книга Абрамова-прозаика «В поисках за правдой», которая в 1884 году была издана в Санкт-Петербурге, но тогда не дошла до читателя. Жизненная непосредственность и сила художественного слова в произведениях Абрамова оказались настолько действенны, что эта книга, в которую вошли рассказы «Среди сектантов», «Мещанский мыслитель», «Ищущий правды», «Бабушка-генеральша», «Иван босый», была запрещена сразу же, а ее тираж пущен под нож. Однако история оказалась милостива.

В Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге сохранился экземпляр абрамовской книги, без обложки и без титула, ранее принадлежавший Николаю Вукотичу, по всему, человеку из близкого круга писателя. По этому экземпляру и была восстановлена книга «В поисках за правдой».

Очень надеюсь, что предстоящие Абрамовские чтения послужат не только стимулом к дальнейшему изучению наследия этого замечательного подвижника, но и помогут восстановить историческую справедливость — увековечить имя Якова Васильевича Абрамова в Ставрополе.

Абрамов яков васильевич стихи

Я́ков Васи́льевич Абра́мов (литературный псевдоним Федосеевец ) ( 21 октября [ 2 ноября ] 1858 — 18 сентября [ 1 октября ] 1906 ), публицист, литератор, журналист и исследователь народной жизни; автор рассказов и очерков о судьбах крестьян в пореформенной деревне и жизни обитателей городских окраин. Родился в Ставрополе-Кавказском , из семьи мещан. Первоначальное образование получил под руководством отца. Затем поступил в ставропольскую гимназию, но из шестого класса, вследствие неприятностей с гимназическим начальством, перешёл в местную духовную семинарию и, по окончании в ней курса «общеобразовательных наук», поступил в 1877 году в Медико-хирургическую академию , которую в 1878 году был вынужден оставить в связи «с привлечением по делу о распространении книг преступного содержания» и по объявлении Высочайшего выговора был выслан из столицы — Санкт-Петербурга — на родину. В декабре 1880 года вернулся в Петербург и с тех пор началась журнальная деятельность писателя (в газеты он писал корреспонденции ещё будучи в гимназии). Первым его произведением был этнографический рассказ «Среди сектантов», напечатанный в « Слове » в 1881 году под псевдонимом Федосеевец . В том же журнале появился следующий рассказ его «Мещанский мыслитель» (1881 год, № 4).

Через Г. И. Успенского познакомился с Г. З. Елисеевым и Н. К. Михайловским. С 80-х годов XIX века был неутомимым и плодовитейшим сотрудником многих журналов и газет, как столичных, так и провинциальных. В 1881—1884 годах постоянный сотрудник «Отечественных записок», то есть вплоть до их закрытия, автор многих статей о сектантах, других рассказов и статей. После закрытия «Отечественных записок» Абрамов поступил в июне 1884 года на работу в статистическое бюро санкт-петербургской земской управы и по поручению его составил статистическое описание шлиссельбургского и петербургского уездов, занявшее 3 тома (2 тома вышли в 1884 году, третий появился осенью 1886 года).

С 1882 года он стал также сотрудничать в «Устоях» (где был одним из участников издательской артели этого журнала) и «Деле».

С 1885 года работал сотрудником «Северного вестника», где в 1888—1889 годах вёл отдел «Из провинциальной печати» и занимался разбором вновь выходящих книг по земской жизни России, а также по этнографии и географии. Постепенно отходил от публицистики, всё больше и больше внимания уделяя вопросам народного просвещения и образования.

С июля 1885 года Абрамов принимал также постоянное участие в «Неделе», составляя для каждого номера передовые и отдельные статьи по внутренним и научным вопросам. Сверх этого публицист поместил ещё ряд статей в «Русском курьере», «Московском телеграфе», «Тереке», «Тифлисском вестнике», «Новом обозрении», «Экономическом журнале» и приготовил много объёмистых статей для издаваемой товариществом Вольф «Живописной России».

С 1890 года жил в Ставрополе. Работал юристом и торговым агентом. Печатался в газете «Северный Кавказ», «Приазовский край», в журнале «Новое слово» и других периодических изданиях. Издавал популярно-просветительские книги («Популярная юридическая библиотека», «Новейшие успехи знания»), опубликовал также ряд биографий — Х. Колумба, Б. Франклина, М. Фарадея, И. Песталоцци и других в сериях «Жизнь замечательных людей» и «Популярная библиотека» Ф. Ф. Павленкова.

[править] Анализ творчества

Литературною своею деятельностью Абрамов примыкал к той части русской интеллигенции, которая, отодвигая на второй план вопросы общественно-политические, считала основною задачею современной им государственной жизни России — энергичную работу на помощь народу. Но не только экономические потребности русского простолюдина занимали публициста. Как можно видеть из перечня его статей, половина их посвящена расколу. В русских раскольниках, в особенности в последователях рационалистических сект, Абрамов видел людей «ищущих правды», людей богатых, правда, несколько болезненным идеализмом, но который, при мягком к нему отношении, не будет весь уходить в мистицизм и фанатизм, а, напротив, вольёт в народный организм струю бодрого, деятельного и творческого настроения.

Помимо раскола и земской, в широком смысле этого слова, жизни России, Абрамов интересовался также делами своей родины — Кавказа, относительно которого проводит взгляд, что внутренняя жизнь многочисленных горских народов должна быть регулируема не по одному общему административному шаблону, а сообразно индивидуальным особенностям каждого из этих народов. По мнению Абрамова, именно при такой постановке дела русская государственная власть, отнюдь не теряя в своём престиже и верховном главенстве, даст наиболее полезный для России исход богатым природным силам Кавказской окраины [1] .

[править] «Абрамовщина»

В середине 1880-х годов Абрамов начал деятельную работу в «Неделе» и стал одним из главных выразителей течения, которое часто называлось «абрамовщиной» — по его имени. Общественные надежды, разбуженные реформами 1860-х годов, оказались не соответствующими ожиданиям, прогрессивные умы уже не надеялись на их осуществление. Теория «непротивления злу» Льва Толстого становилась всё более популярной в обществе. Теория же Абрамова, «теория малых дел», противопоставлялась теории больших дел, революционных свершений. Он призывал к народничеству, к сосредоточению внимания и энергии на «малых делах», на «тихой культурной работе»: идти в «народ», в земские врачи, учительствовать и т. п. Учение это стало пользоваться успехом. Радикальные же элементы, например, писавшие на страницах «Русской мысли», продолжали активно воевать с «Неделей» и приверженцами Абрамова.

В начале 1890-х ситуация снова изменилась, общество опять склонилось к вектору кардинальных изменений в России, и «теория малых дел» начала терять популярность.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: