1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ стиха а я иду где ничего не надо

Помогите с анализом стихотворения Ахматовой «Стихи о Петербурге»??

Стихи о Петербурге

Вновь Исакий в облаченье
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпенье
Конь Великого Петра.

Ветер душный и суровый
С черных труб сметает гарь.. .
Ах! своей столицей новой
Недоволен государь.

Сердце бьется ровно, мерно.
Что мне долгие года!
Ведь под аркой на Галерной
Наши тени навсегда.

Сквозь опущенные веки
Вижу, вижу, ты со мной,
И в руке твоей навеки
Нераскрытый веер мой.

Оттого, что стали рядом
Мы в блаженный миг чудес,
В миг, когда над Летним садом
Месяц розовый воскрес, —

Мне не надо ожиданий
У постылого окна
И томительных свиданий.
Вся любовь утолена.

Ты свободен, я свободна,
Завтра лучше, чем вчера, —
Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной
Императора Петра.

что-то я ничего не нашла толком в интернете

Стихотворение А. А. Ахматовой «Стихи о Петербурге» написано ей в 1913 году. Оно вошло в сборник «Четки» , выпущенный в 1914 году.
Санкт-Петербург А. А. Ахматовой В век 20 Санкт-Петербург входил, сопровождаемый тревожными и мрачными предсказаниями. Казалось, что прочно забыто пушкинское благословение: Красуйся, град Петров, и стой Непоколебимо, как Россия . В литературе начала века господствовали иные настроения.
Ахматовский Петербург прошёл беспощадные испытания в 20-е и 30-е гг. , в годы Отечественной войны. Разумеется, её стихи не были тогда всенародно известны, как теперь; они издавались редко и малыми тиражами, не были в чести у официальной критики, не входили в школьный и вузовский курсы литературы; их чурались ещё по тому, что первый муж Ахматовой Н. С. Гумилёв был расстрелян в 1921 г. , а их сын Л. Н. Гумилёв арестовывался в 1935, 1938, 1949 гг.
В контексте этого надо отдать должное автору за эти многозначные стоки :
« Сердце бьется ровно, мерно, Что мне долгие года! Ведь под аркой на Галерной Наши тени навсегда»
Сама Ахматова говорила: «Стихи – это рыдание над жизнью» . Любовь уже в ранних ее сборниках – чувство абсолютно земное, лишенное лирической потусторонности. Красота реального, вещного мира – философия акмеизма.
Любовь в «Стихах о Петербурге» — любовь спокойная, непоколебимая, свободная, а от того и счастливая. Любовь утолена. Но участник любви двоих – Петербург, им определяется ее нетленность: «Ведь под аркой на Галерной наши тени навсегда» . Ахматова писала, что в ее сознании было несколько Петербургов. Один из них был связан с именем Ф. М. Достоевского, а другой – может быть вот этот, рождающийся сейчас, в этих стихах. Этот Петербург дарит блаженство, утоляющее любовь, и надежно хранит память о ней. Летний сад, Исакий, «конь великого Петра» , Галерная – все величественные места города связаны с моментами ее свиданий с любимым. Ей приятно об этом говорить. Она как бы вновь переживает минуты, проведенные с любимым. Хотя ее любовь и «утолена» , она еще ее не пережила. Все впереди. И месяц над Летним садом – «розовый воскрес» , а «завтра лучше, чем вчера» .
Все это освящает любовь и свидетельствует о ней перед вечностью. Потому-то и оказывается возможным назвать стихи о любви в Петербурге стихами о самом Петербурге как колыбели высокой любви и сокровищнице любовной памяти. Эти строки являются ответом на вопрос: почему рассказ об утоленной любви превращается в признание в любви к Петербургу?
Реальный образ города передается мерным ритмом стиха, и «сердце бьется ровно, мерно» . Это подчеркивает стройную гармонию между душевным состоянием героини и строем петербургских пространств. Все строго, высоко, непоколебимо, на века. И лексика архаично высока: «облаченье» , «грозное нетерпенье» , «блаженный миг чудес» .
На этом фоме мелькнула одиноко и меткакя метафора – «У постылого окна» .

Правда, надо отметить, что в этих стихах присутствует и сочетание разговорной или повествовательной интонации с патетическими восклицаниями, местами приближающими к речитативному фольклору – к частушкам и причитаниям: «Ах, своей столицей новой недоволен государь» , «Что мне долгие года!» .
Всегда в стихах о Петербурге упоминается Нева. Здесь она «темноводная» , и это сразу как-то настораживает, отрезвляет. Стало быть, жизнь человеческая в Петербурге мыслится на пороге между вечной памятью и полным забвением. Поэтому здесь присутствуют слова, обозначающие острое переживание бега времени: «нетерпенье» , «сердце бьется» , «долгие года» , «навсегда» , «навеки» , «миг» , «воскрес» , «ожидания» , «завтра» , «вчера» .
А на этом фоне Исакий из «литого серебра» и «стынет в грозном нетерпеньи конь великого Петра» , Медный Всадник – кошмар пушкинского героя, «холодная улыбка императора Петра» . Все навевает мысль о вечной красоте и вечном покое, о блаженной любви и возмездии – все как бы на границе жизни и смерти, незабвенности и гибели. Петербург – город Ахматовой, столица ее поэзии. Он входит в ее стихи на правах вечного героя.

Читать еще:  Опять как в годы золотые размер стиха

А я иду, где ничего не надо…

А я иду, где ничего не надо,
Где самый милый спутник — только тень,
И веет ветер из глухого сада,
А под ногой могильная ступень.

Статьи раздела литература

  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Обратная связь
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Анна Ахматова
«А я иду, где ничего не надо. »

А я иду, где ничего не надо,
Где самый милый спутник — только тень,
И веет ветер из глухого сада,
А под ногой могильная ступень.

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 4 строк
Строфа: четырёхстишие ( катрен )
Размер: пятистопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ( — )
————————————————————————
Рифмы: надо-тень-сада-ступень.
Рифмовка: ABAB — перекрёстная

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа

Строфа — это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии — четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Читать еще:  Стихи про дом в котором

Стихотворная стопа

Стопа — это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) — самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы — последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа — пеон — четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон — пеон с ударением на первом слоге, второй пеон — с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон — ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер стихотворения

Размер — это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма — это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка

Рифмовка — это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Анализ стихотворения по пунктам. В. Я. Брюсов «Не плачь и не думай»

Анализ стихотворного произведения

I . Автор, название стихотворения, текст. В. Я. Брюсов «Не плачь и не думай»

II . История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

Написано в 1896 году, 9 сентября. Относится к поэзии декадентства.

«Знакомство в начале 90-х годов с поэзией Верлена и Малларме, а вскоре и Бодлера, открыло мне новый мир. Под впечатлением их творчества созданы те мои стихи, которые впервые появились в печати», — вспоминает Брюсов.

III . Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

Автор видится нам холодным мечтателем, отстранённым от «внешнего» мира.

Тема – жизнь и смерть («Уснувши, ты умер /
И утром воскрес»), философская, начало и конец определённым периодам жизни.

Идея: лирический герой, не смотря на невзгоды, стремится забыть горести и идти вперед (« Иди неустанно
/ Вперед и вперед »), свет и утро – образы, которые символично показывают возрождение лирического героя.

IV . Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.

Мир нам может являться по-разному, подтверждением этого может являться искусство: поэзия – каждый творец по-своему видит гармонию, прекрасное.

Читать еще:  Я так смертельно ненавижу что начала стихи строчить

Текст этого поэта требуют особого восприятия, особой глу­бины понимания слов. Связано это с достаточно трудным синтаксическим строем, метафорами, параллелизмом, символизмом.

Текст обращает на себя внимание и особой ком­позиционной конструкцией: его условно можно разделить на две части, неразрывно связанные по смыслу и с помощью эффекта «обрамления»: утро, свет и повтор «вперед».

Лейтмотив – это ведущий мотив произведения, здесь он становится экспрессивно-эмоциональной основой для воплощения идеи произведения: здесь присутствует цепь символов прошедшее – шум, свет – утро, иди – вперед.

V . Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор:

Лексика повседневная и отчасти книжная (Уснувши/ неустанно).

Эпитеты (Приветственным, вечно, горько, неустанно), олицетворение (Врывается свет), метафорические символы (свет, дали небес, утро-воскрес).

Бессоюзие (обилие тире), умолчание (многоточие), синтаксический параллелизм (Не плачь и не думай:/ Прошедшего — нет!; И утром воскрес, —
/Смотри же без думы; Что вечно — желанно,/ Что горько — умрет. ), повтор (вперед).

VI . Ритм стиха, стихотворный размер:

Размер: двухстопный амфибрахий

Стопа: трёхсложная с ударением на 2-м слоге

VII . Рифмы (связывают по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создают новые значения слов). Способы рифмовки:

Клаузулы женская и мужская чередуются, неравносложная, неточная.

VIII . Композиция стихотворения, его деление на строфы.

Эмотивное пространство текста выражается следующими языковыми средствами: слова категории состояния и наречия.

Эстетические эмоции выражаются посредством имен существительных: свет, небеса, утро.

Пространство и время являются и важнейшими формами бытия, в литературоведении эти переменные чаще всего объединяются в единую систему – хронотоп, ведь пространство и время являются столь же объективными характеристиками бытия, как его материальность и движение, для человека эти характеристики бытия – самые важные, ведь без времени и пространства человек уже не будет связан с социумом, композиция стиха такова:

Прошедшее/шум – первая строфа,

Сон – смерть – вторая строфа,

Повтор умрет – идет – третья строфа.

Произведение не имеет четких временных и пространственных рамок. Что отражает тенденции символизма.

Архитектоника текста – линейное построение, вытянутое в одну нить по времени и реализующее парадигму прошлое – сегодня, смерть – жизнь, ночь- утро.

Символ у поэта открывает пространство, через значение выходит в мир, значение – это тропинка, которая соединяет язык с внеязыковой реальностью. За языковыми явлениями лежит определённая социокультура, определённая картина мира. Чтобы пользоваться художественным языком, надо знать совокупность внеязыковых фактов, символов и архетипов.

IX . Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:

Превалирует повелительное наклонение, лирический герой не выражен в тексте местоимением или именем собственным.

X . Определить субъект речи (кто рассказывает), Объект речи (то, что изображено, о ком, о чем рассказывается), адресат речи (кому рассказывается, слушающий). Точкой зрения субъекта речи определяется тема, идея, характер воздействия на адресата, стилистические особенности речи.

Способ связи в тексте – грамматический (бессоюзие, союзы). Внутри предложений нужно отметить следующие формальные связи: предикативная основа, неполные предложения, параллелизм, с автором не указана связь.

Семантический способ связи также имеет место быть в данном тексте.

«Синестезии – случаи межчувственных переносов – имели высокую теоретическую и функциональную значимость в поэтике русских символистов конца 19 – начала 20 веков» (Фатеева, Н.А. Семантические преобразования в поэзии и прозе одного автора и в системе поэтического языка / Н.А. Фатеева //Очерки истории языка русской поэзии ХХ века. Образные средства поэтического языка и их трансформация. – М.: Изд-во Наука, 2015. – С. 178-259).

Теоретики символизма неоднократно декларировали единство всех человеческих чувств, их взаимодополняемость и взаимопроникновение, что мы и видим в данном тексте.

Испытание смертью – удел сильных. Если воспринимать сон как смерть, то наш герой – сильный, решительный, как мы увидели это в начале текста, он силен тем, что снова и снова идет вперед.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector