Анализ стиха блока кто то шепчет и смеется
Блок. Кто-то шепчет и смеется. Прочтение
15. «Кто-то шепчет и смеется…»
Кто-то шепчет и смеется
Сквозь лазоревый туман.
Только мне в тиши взгрустнется
Снова смех из милых стран!
Снова шопот — и в шептаньи
Чья-то ласка, как во сне,
В чьем-то женственном дыханьи,
Видно, вечно радость мне!
Пошепчи, посмейся, милый,
Милый образ, нежный сон;
Ты нездешней, видно, силой
Наделен и окрылен.
20 мая 1901
Здесь не резкая смена настроения по сравнению с предыдущим стихотворением. Здесь смена точки зрения. Это не “он” из-за “граничной черты”, это она – у себя.
После смерти Владимира Соловьёва, когда родные принялись разбирать его бумаги – наткнулись… В них среди его писаний иногда вдруг встречались врезки другого почерка с обращениями к нему, подписанными – Sophie. В основном про любовь: что он – любим, что он – избранный… Но есть и советы, указания… Есть даже вопросы философии… Родственники решили, что всё это разговоры с дьяволом и сожгли, но… Остались другие рукописи, в оторых слова Софи уцелели.
[
Пример из статьи Г.И. Чулкова «Автоматические записи Вл. Соловьева»:
«Автограф на листе писчей бумаги с синими линейками и с водяными знаками — (марка, слова – Stowford Mills год: 1877). Наверху крупными буквами: ПРОГРАММА. Под заголовком зачеркнуты четырьмя косыми чертами две строчки (I. О философской свободе. Форма и содержание философии). В третьей строке зачеркнуты три слова (Идея и факт), — причем над словом “идея” стоит незачеркнутая цифра 2, а над словом “факт” — I. Далее: “Абсолютное всеед [-инство] как сущая истина (Бог) и мировая рознь как необходимый процесс”. В этой фразе слово “Абсолютное” надписано сверху строки, а под ним зачеркнуто слово “положительное”, – причем это слово дважды подчеркнуто волнистой чертой для обозначения, по-видимому, необходимости его восстановить. После этой записи – измененным почерком – диалог, текст коего таков: Sophie. Ну что же милый мой? Как ты теперь себя чувствуешь? Милый я люблю тебя. Sophie.
Я не хочу чтоб ты был печальным. Я дам тебе радость. Я люблю тебя. Sophie.
На третьей странице такой текст: Sophie. Я буду рада получить от тебя весть. Милый мой как я люблю тебя. Я не могу жить без тебя. Скоро скоро мы будем вместе. Не печалься все будет хорошо. Sophie.
На четвертой странице текст (в обратном порядке по отношению к верхнему краю бумаги) — обычным почерком (не автоматическое письмо).
Мировой процесс есть воплощение божества в мире. Это воплощение обуславливается мировою душою, которая, соединяясь с божественным началом или воплощая его в себе, воплощается с ним вместе в материальном бытии как своем теле, которое становится телом Божиим по мере того, как сама мировая душа полнее и свободнее соединяется с Божественным началом.»
]
Так вот как бы это стихотворение тоже не – врезка другим почерком.
Поначалу на смену героя на героиню, намекал и эпиграф:
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. Другие редакции и варианты»:
Эпиграф в Т2: [Тетради беловых автографов. Вторая тетрадь.] “Мне друг Джессика факелоносцем будет!” – взят из трагедии Шекспира “Венецианский купец” (акт 11, сцены 4 и б) в переводе П. Вейнберга.
По сюжету пьесы Джессика в данных сценах переодета мальчиком.
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги “Стихи о Прекрасной Даме”.
Ал. Блок: «Символист уже изначала – теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия – это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» – рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы — и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом – о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними. Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том – потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и – встреча с Видением Лучезарной подруги; и – далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей».
Ал. Блок. Из неотправленного письма Любови Дмитриевной Менделеевой:
«…меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать)»
Л.Д. Менделеева. Из неотправленного письма Александру Блоку: .
«. я Вам никогда не прощу то, что Вы со мной делали все это время – ведь Вы от жизни тянули меня на какие-то высоты, где мне холодно, страшно и . скучно!»
Да, именно в ней Блок пытался «воплотить эту встречу».
Из примечаний к первой книге “Собрания стихотворений” 1911-ого года:
«Сознательно избегая переделки ранних стихов, я довольствовался редкими внешними поправками, чаще – восстановляя первые чтения, стараясь хранить верность духу тех лет.»
Из дневников 1916 года:
«Лучшим остаются “Стихи о Прекрасной Даме”. Время не должно тронуть их, как бы я ни был слаб как художник.»
То есть для Блока было важно подчеркнуть дневниковый, реалистический характер книги, и главным было не «художественность», а рассказать, как это бывает: «…к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру, которым по необходимости пользуется путешественник.» (Бедекер в те времена был в те времена популярной серией путеводителей), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями “Неподвижность”, “Перекрёстки”, “Ущерб” первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия. И поэтому, чтобы разобраться в книге, приходится следить за двумя планами бытия – реальности и то, как реальность вмешивалось в высокую мистику… Или как одна высокая мистика путалась с другой.
Вот их краткая сводка содержания книги по разделам:
Вот краткая сводка содержания книги по разделам:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года.
“В конце января и начале февраля явно является Она.”, “В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове. ”
Юный теург обретает свет и в таком состоянии встречает любимую. И решает, что они обе – «в облике одном». Но, скорее всего, это появляется «гадалка» из Тёмного храма .
II.С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
Постоянные поездки из его Шахматово к ней в Боблово. Л. Д. его всегда ждёт.
III.С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – видеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
Регулярные, якобы случайные, встречи с Л.Д. после её «уроков». Их свидания в церквях.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам». Но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
Всё это на фоне попытки Л.Д. порвать с Блоком.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
Всё лето Л.Д.: «. Со зла я флиртовала. в Боблове с двоюродными братьями»
VI.С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Герой выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм. Он запутался на своих “каменных дорогах”.
Всю осень Л.Д.: «От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна».
7 ноября 1902 года – дата решительного объяснения. Л.Д. принимает предложение Блока.
Данное стихотворение относится к шестой сцене первого раздел. Всего сцен – шесть:
1.Юный теург обретает свет.
2.И понимает: «Ты» есть солнце!
3.Далее в книгу не пропущена – в книгу не допущена! – сцена: «ты» – манишь в Тёмный храм.
4.И реакция – ночь! В которой – люди, звери, призрак белолицый и «твоя» враждебная сила.
5.И тяжёлые предчувствия, с которыми получается бороться.
6.И вставка чужим – Её! – почерком: «Она» прямо отзывается и признает: «ты нездешней силой наделён».
Рецензии на произведение «Кто-то шепчет и смеётся 2008. 6»
Алла, нечаянно напечатала своё не там, где можно. Получилось под словами другого человека, приношу свои извинения.
Ирина, дорогая!
Я прочла то, что Вы написали.
Стихира это ещё и Клондайк с золотыми россыпями на каждом шагу – успевай только наклоняться:))
Я очень хорошо понимаю Ваше состояние, а также отношение Ваших
родственников к тому, что с Вами происходит.
Но такова «виртуальная реальность». Она даёт ощущение свободы, позвоялет раскрыть в себе личность, ранее невостребованную, даёт ощущение нового захватывающего опыта общения, забирая ваше, такое драгоценное для родственников, время. – Но что делать, что делать?
Коготок увяз. Шучу. Всё будет хорошо. Страсти улягутся.:))
Коготок, видимо, действительно увяз. Поясню.
Сегодня встала в 5 утра, чтобы вовремя доехать до Владивостока и нужной мне очереди (но это другая история, я о другом сейчас). Вернулись, написала Вам, ещё одной хорошей Женщине и поняла, что нужно поспать. Засыпала, мысленно повторяя написанное Вам. Представляете, Алла, Вы мне приснились! В открытое окно подали мне тазик с мыльной водой и губкой, чтобы я вымыла листья Вашего рододендрона. – Каждую ладошку помойте! – Сказали. И продолжили: “У вас рододендроны Шлиппенбаха, а у нас рододендроны Шпенглера”. И пошли петь.
Зашли дочь и внучка, разбудили. Я их уже проводила на прогулку, а теперь спрашиваю себя: Это знак начать это чтение? Но, если стану читать, может, в стихиру какое-то время выходить не буду. Но как чудно вышло?
Ваша
И.
Алла, можно я Вас развлеку рассказом ещё об одном моём сне? Со мной случилось несколько очень интересных. Этот я считаю вещим.
В 90 м году работала в школе учителем химии, в 8 классе, где была классным руководителем и учился в котором мальчик Валера. Очень сложный, почти не посещал школу, такой волчонок. Накануне сна давно не появлялся в школе. И вот однажды зимой заболела, дома днём уснула и увидела сон: Я, старая, на больных ногах, почему-то в ватнике, платке ночью иду к своему дому. Двор освещает яркий фонарь и в нём полно молодёжи. Тишина, снег хлопьями. Подхожу и вижу среди ребят Валеру. В этот момент понимаю, что нужно мне не домой, а туда, откуда пришла – на автобусную остановку. Зову именно Валеру, прошу помочь мне дойти, он берёт меня под руку и мы поворачиваем от дома. И в этот момент с неба на нас полилась хоральная музыка, прекраснее которой и вообразить не возможно. Поднимаем головы, а на небе – Иисус Христос! Дева Мария! Апостолы – все глядят на нас ласково, вся картина вращается над нами и мы как бы в стакане, на головы льются свет, музыка и пенье! Забыла сказать, что увиденное было ярко-цветным на фоне чёрного-чёрного неба. И в этот миг я проснулась. Оказалось, от звонка в дверь, которую открыла моя восьмилетняя дочь и позвала меня. В коридоре я увидела Валеру Дехтяренко. Он протягивал мне какой-то лоскут бумаги и что-то говорил. Оказалось, принёс условия двух задач по химии и попросил решить для товарища. Пришёл ко мне! Прервав сон о себе! После его ухода у меня случился сердечный приступ, но всё обошлось. Этот сон, Алла, остался впечатлением на всю жизнь.
Вот, бывает со мной.
Кто-то шепчет и смеется…
Кто-то шепчет и смеется
Сквозь лазоревый туман.
Только мне в тиши взгрустнется
Снова смех из милых стран!
Снова шопот — и в шептаньи
Чья-то ласка, как во сне,
В чьем-то женственном дыханьи,
Видно, вечно радость мне!
Пошепчи, посмейся, милый,
Милый образ, нежный сон;
Ты нездешней, видно, силой
Наделен и окрылен.20 мая 1901
Статьи раздела литература
- E-mail: cultrf@mkrf.ru
- Обратная связь
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Анализ стихотворения «Фабрика» (А. Блок)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 23.03.2019 · Обновлено 01.04.2020
Сын Родины. Глашатай революции. Февраль. Радость и волнение. Город. Люди. «Фабрика». Александр Блок. Великая сила существительных. Александр Александрович Блок – яркий поэт Серебряного века, известный каждому особенной, авторской любовью к Родине. Гражданская лирика была, есть и будет отдельным особняком в творчестве любого скульптора слова, а если речь идет о бунте, переменах, предчувствии чего-то нового и долгожданном прозрении народа, мастер Ренессанса своего времени чувствует себя как никогда нужным и вдохновленным.
История создания
«Распутья» — последний цикл первого тома лирики А. Блока. Его основные темы: нежелание мира понять поэта и маленького человека и истинный смысл бытия в целом. С помощью «Распутий» автор показывает читателю спектр остросоциальных проблем со всеми его мрачными оттенками.
Стихотворение «Фабрика» (точная дата написания – 24 ноября 1903 года, опубликовано в 1904) стало олицетворением общественной правды под царской властью. В России – первые революционные ветры, на душе у Александра – «радостное волнение» пред грядущими событиями. «Фабрика» — творческий катарсис поэта, переход от романтики к злобе дня.
Жанр, направление и размер
Общепризнанным является определение произведения как образец философской лирики. Нет весомых причин приписывать его к гражданской: взгляды Блока не сформированы окончательно, до революции 1905 года еще целых 24 месяца. Однако, на мой взгляд, эти два жанра не могут существовать отдельно друг от друга, ведь судьба народа и государства всегда зависит от философов. Серебряный век знаменит культурными деятелями, параллельно интересующимися общественной жизнью.
Будто утомленные рабочие идут на ненавистную работу, ритмом марша читаются строки стихотворения. Такое настроение создает размер – четырехстопный ямб.
Образы и символы
Абстрактность – основа «Фабрики». Автор не использует конкретные образы. На мой взгляд, иронично показана забавная традиция вешать на стену портрет политических лидеров. Власть — причина беспорядка. Черный – цвет тайны, тьмы.
А на стене — а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то.
- Тот, кто следит за жертвами рабочего класса. Тот, чье имя нам не известно. Тот, кто не один в своем роде. Тот, кто вызывает у лирического героя ненависть и разочарование. Это представитель действующей власти, который, купаясь в роскоши, следит за нищетой и угнетением своих рабов, на которых держится его благополучие.
- Лирический герой абстрагируется от происходящего. Есть капиталисты, есть рабочие, а есть он. Отдельная фигура, смотрящая на всех со «своей вершины».
- Образ желтых окон. Цвет тепла и уюта в контексте стихотворения превращается в меланхоличное бюрократическое пятно. Желтые окна – символ тогдашних офисов. Очевидно, там сидят тучные бухгалтеры, начальники, бесхребетные и недалекие секретари – все те, кто по сей день нагло обманывают простых людей, «смеются, провожая нищих».
- Образ рабочих — самый мрачный в стихотворении. Народ гнет «измученные спины», идет на работу как скот на бойню. Настроение этой изможденной толпы — предначертание неминуемого социального взрыва.
Темы и проблемы
Социальная стратификация и губительное влияние власти, народная «слепота» и апатия, желание что-то изменить и одновременная неизбежность. Эти темы и проблемы поднимает А. А. Блок в произведении.
- Жизнь рабочего класса — основная тема стихотворения. Поэт в присущей ему символистской манере описывает тяжелую службу рабочих, которые наваливают на измученные спины кули и разбредаются по территории фабрики. Они обречены на нездоровье и раннюю смерть, их условия жизни и труда не идут ни в какое сравнение с тем, как живут те, за желтыми окнами. Начальство никогда не унизится до подобной работы, никогда не спустится из своей башни из слоновой кости. Оно наблюдает свысока.
- Социальная несправедливость — основная проблема стихотворения. Автор сталкивает два мира: люди перед глухо запертыми воротами и господа за желтыми окнами. Им не суждено смешаться при существующем укладе, они идут параллельно и не пересекаются. Одни вверху, другие внизу, и так с рождения до самой смерти. Каждый человек является заложником своей касты и не может покинуть ее, как бы ни старался. Даже тяжелый труд не является условием карьерного роста. Только происхождение поможет занять место за желтым окном.
Основная идея
«Фабрика» — пролог новой главы в истории России. Проникновенными строками автор боролся за справедливость, равенство, торжество гуманизма. Страшно осознавать, но хочется верить, что это одновременно и эпилог, ведь описываемые события, образы существуют сегодня. Они продолжат иметь место в государстве, пока народ спит духом и довольствуется тем, что ему дают. Это и есть главная мысль стихотворения «Фабрика».
Борьба! Борьба за свободу, права и человечество. Вот к чему призывает читателя автор строками в готическом стиле. Описывая четкое разделение между холопами и господами, трудом и праздностью, свободой и рабством, он с горькой усмешкой показывает, что сильные мира сего плевать хотели на нищих. Тогда какой же смысл проливать пот и кровь, надрывать спину ради их выгоды?
Средства художественной выразительности
Когда описываешь жизнь простого народа, не нужно эпитетов в стиле Барокко и нарочито торжественных метафор. Прямолинейные высказывания не отвлекают от истины и не создают ложных представлений.
Метафора «черный кто-то» олицетворяет надзирателя. Несколько эпитетов (задумчивые болты, медный голос, измученные спины) помогают художнику нарисовать происходящее и передать атмосферу в нужных оттенках.
Также автор для концентрации читательского внимания использует лексические повторы: «по вечерам — по вечерам»; «а на стене — а на стене».